Чувства и эмоции как коммуникативные действия. Какие бывают человеческие чувства: классификация и как в них разобраться

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ 1

«НАШИ ЧУВСТВА И ДЕЙСТВИЯ»

ЦЕЛИ:


  1. Определить ведущие механизмы психологической защиты у детей;

  2. Обучить способам снятия своего напряжения, сублимации негативных эмоций с помощью рисования и чтения веселых ис­торий;

  3. Корригировать подсознательные центры защиты за счет снижения значимости неудачных поступков и действий - «Не очень-то и хотелось».

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Проблемная ситуация

Незнайка приносит детям две смешные фигурки, вылеп­ленные из пластилина, и предлагает угадать, кого слепила его подружка Оля. Все варианты детей выслушиваются, а затем предлагается послушать стихотворение, которое «сочинила» Оля:

Девочка и пластилин

Я леплю из пластилина -

Пластилин нежней, чем глина.

Я леплю из пластилина

Кукол, клоунов, собак...

Если кукла выйдет плохо,

Назову ее Дуреха,

Если клоун выйдет плохо,

Назову его Дурак.

Подошли ко мне два брата,

Подошли и говорят:

Разве кукла виновата?

Разве клоун виноват?

Ты их любишь маловато,

Ты их лепишь грубовато,

Ты сама же виновата,

А никто не виноват...

Н.Матвеева

Совместное обсуждение проблемной ситуации:


  • Кого лепила из пластилина девочка?

  • Почему она назвала куклу Дурехой, а клоуна - Дураком? (Девочка рассердилась на вылепленные ею игрушки).

  • Почему так грубо назвала свои игрушки девочка? (Ра­зозлилась на то, что у нее игрушки получились плохо).

  • Что почувствовала девочка, когда увидела, что иг­рушки у нее получились плохо?
По окончании обсуждения проблемы предложить детям по­слушать концовку стихотворения:

Я леплю из пластилина,

А сама вздыхаю тяжко...

Я леплю из пластилина,

Приговариваю так:

Если кукла выйдет плохо,

Назову ее - Бедняжка,

Если клоун выйдет плохо,

Назову его - Бедняк.

2. Доверительная беседа на тему «Когда мне бывает плохо...»

Когда человеку на душе бывает плохо, что он чувству­ет? (Волнение, гнев, досаду, обиду и т.п.)

Вспомните случаи, когда у вас на душе было плохо, расскажите о них. Что вы чувствовали в этой ситуа­ции? Что вам хотелось сделать?

Когда вам бывает плохо, что вы делаете, чтобы по­чувствовать себя лучше? (Выяснение защитных ре­акций у детей в сложных для них ситуациях.)

Взрослый обобщает ответы детей и отмечает, что все люди ис­пользуют разные способы, чтобы улучшить свое состояние, но все должны помнить, что при этом они не должны вредить другим.

3. Чтение письма друзей Незнайки

«Здравствуйте, ребята! Нам хочется дать вам совет, как из­бавиться от своих неприятностей с помощью рисования:


  • если вас мучают страхи, то возьмите карандаши и на­рисуйте то, чего вы боитесь, а потом заштрихуйте свой страх - вы почувствуете облегчение;

  • с помощью рисунка вы можете нарисовать своего обидчика и высказать все, что о нем думаете;

  • с помощью рисунка можно пофантазировать, испол­нив все свои желания, мечты».
Незнайка в конце занятия рассказывает историю о том, что он очень любит купаться в море, а исполнить это желание не всегда возможно. От этого возникает чувство досады. Чтобы под­нять себе настроение, он берет кисточку и рисует море. От этого на душе у него становится приятно и весело, как в стихотворе­нии В. Орлова «Я рисую море»:

Я рисую море,

Голубые дали.

Вы такого моря

Просто не видали!

У меня такая Краска голубая,

Что волна любая

Просто как живая!

Я сижу тихонько

Около прибоя -

Окунаю кисточку

В море голубое.

Незнайка предлагает помочь девочке Оле поднять ее на­строение и нарисовать ей веселого клоуна и красивую наряд­ную куклу.

4. Рисование на тему «Веселый клоун и нарядная кукла»

Рисование осуществляется с помощью заранее приготов­ленных пиктограмм:

Что вы чувствовали, когда рисовали клоуна и кук­лу? Почему?

Если бы мы попросили робота описать погоду на улице, он ответил бы примерно так: «Температура воздуха – 5 градусов ниже нуля, снег, ветра нет» .

А вот как рассказал бы о погоде человек: «Ура! Настоящая зима! Снег идет целый день, просто великолепная погода для того, чтобы покататься на санках и поиграть в снежки!» .

Как вы думаете, в чем отличие эти двух высказываний? Главное отличие людей от роботов состоит в том, что способен испытывать чувства и эмоции .

Об этом мы и поговорим.

То, что для нас полезно, обычно вызывает положительные эмоции; то, что опасно — отрицательные.

Эмоции могут изменять состояние организма. Так, при виде чего-то пугающего у нас учащаются пульс и дыхание, мозг начинает получать больше кислорода и питательных веществ, расширяются зрачки.

Все это нужно для того, чтобы суметь убежать или наоборот, сразиться с врагом: иначе говоря – защититься от опасности.

Эмоции побуждают нас к действию или заставляют не повторять «вредных» действий. Например, заинтересовавшись чем-то, мы обязательно изучим предмет или явление, вызвавшее наш интерес.

А если нам стыдно за какой-то поступок, мы постараемся в будущем вести себя иначе. Центр распознавания эмоций «включается» в очень раннем возрасте: младенец умеет различать улыбку матери и улыбается в ответ.

Чем эмоции отличаются от чувств и настроения?

Эмоция улетучивается сразу же, как только исчезают те обстоятельства, которые ее вызывали.

Настроение же, напротив, — длительное состояние общего эмоционального фона. Если оно хмурое, то все вокруг кажется мрачным, как будто смотришь на окружающий мир сквозь темные очки.

А когда настроение хорошее, мелкие неприятности кажутся незначительными. Не случайно о людях, которые замечают только положительные моменты, говорят, что они смотрят на мир сквозь розовые очки.

Считается, что базовых эмоций всего десять:

  1. Радость
  2. Удивление
  3. Интерес
  4. Грусть
  5. Отвращение
  6. Презрение
  7. Страх

Эмоции испытывают и животные. Глядя на собаку или кошку, мы сразу же можем понять, в каком она настроении.

Домашние любимцы тоже «считывают» выражение нашего лица, положение тела, оценивают движения. Если хозяин рассержен, его пес мгновенно это почувствует.

Обращаем ваше внимание на и – очень увлекательная информация!

Чувства человека

Чувство – это устойчивое эмоциональное отношение к другим людям и явлениям. Эмоции обычно проходят мимо нашего сознания, а чувства мы можем выращивать, словно цветы.

Можно вырастить в себе чувство прекрасного – умение радоваться красоте, любовь, чувство ответственности; а можно и отрицательные чувства – ненависть, зависть, ревность или обиду.

Этот момент очень важен, так как любой человек несет ответственность за те чувства, которые он в себе воспитывает.


Гравюры чувств и эмоций, подготовленные для энциклопедии Londinensis. 1821 год.

Важно помнить, что отрицательные, негативные чувства и эмоции не только мешают общаться с другими людьми (мало кто захочет дружить со злюкой или нытиком), но и ослабляют организм.

Не случайно народная мудрость гласит, что все болезни происходят от нервов.

Позитивное же отношение к жизни помогает справиться с любой проблемой.

Ученые утверждают, что плохое настроение можно преодолеть с помощью бананов или шоколада, поскольку при их употреблении в кровь начинают поступать эндорфины – гормоны радости.

Если вам нравятся интересные факты обо всем – подписывайтесь на в любой социальной сети. С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

  • 20 важных психологических фактов
  • Что такое импринтинг
  • 10 примеров того, как мозг выдает наши секреты
  • Кровеносная система

Человеческие эмоции и чувства представляют собой специфические способы реагирования людей на изменения, происходящие во внутренней или внешней среде.

Основные характеристики эмоционально-чувственного переживания включают:

    определенный уровень возбуждения (общее изменение скорости и интенсивности протекания психических, моторных и вегетативных процессов);

    знак (какое значение – положительное или отрицательное – имеет для субъекта событие, предмет, человек);

    предметность (направленность на что-то или кого-то, адресность отношения);

    модальность, или содержание и качество эмоции и чувства (например, удивление, радость, тревога, печаль и т. д.).

Именно наличие знака отличает эмоционально-чувственные переживания от всех иных реакций организма на окружающую среду. Посредством эмоций человек выделяет опасное и неопасное, приятное и неприятное, производит выбор модели поведения, соответствующей его актуальным потребностям, а в межличностных отношениях – выбор партнеров, способы и средства взаимодействия с ними.

Как могут эмоции и чувства регулировать поведение человека и его отношения с другими людьми? Как проявляются наши чувства?

Обычно выделяют следующие формы проявления эмоций:

    выразительные движения или реакции

    эмоциональные действия

    высказывания об испытываемых эмоциональных состояниях

Выразительные движения – следствие эмоционального возбуждения (т. е. они носят, как правило, реактивный характер), это внешнее проявление эмоций. Каждая эмоция сопровождается физическими изменениями в мимике, теле, голосе, во внешности в целом. Тем самым наши чувства дают знать, как люди, идеи и среда воздействуют на нас.

Эмоциональные действия совершаются для того, чтобы выразить или редуцировать эмоциональное состояние. Так, поведение человека, который, потрясенный известием о смерти своего родственника, начинает рыдать и без сил падает в кресло, является формой выразительной эмоциональной реакции; когда же этот человек надевает траурную одежду, говорит о том, как он опечален, участвует в погребальной церемонии, рыдает и причитает, он выполняет специфические эмоциональные действия, т. е. действия, вызванные эмоцией и направленные на то, чтобы эту эмоцию выразить и "разрядить". Эмоциональные действия могут представлять сложную организованную деятельность. Скажем, для того, чтобы выразить свой гнев, человек может написать публицистическую статью или сатирический памфлет. Эмоциональные действия могут вызываться не только пережитыми эмоциями, но и совсем другими причинами, например, желанием заслужить одобрение или страхом вызвать чье-то недовольство.

Эмоциональные высказывания выполняют функцию посредника между индивидом и его эмоцией. Зрелая эмоция доступна опосредованной регуляции, рефлексии, основным средством которой является речь. В процессе социализации человек из объекта природной спонтанной эмоции, когда он неотделим от нее (например, только что родившийся ребенок), превращается в субъекта эмоции, выделяя себя в качестве субъекта переживания в том числе и благодаря тому, что может сказать о том, что он чувствует. Этот процесс лежит в основе управления эмоциями и чувствами.

Таким образом, эмоции и чувства выполняют регулирующую функцию во взаимодействии между людьми благодаря тому, что предстают как сложная форма поведения, как готовность действовать определенным образом по отношению к тем или иным людям. Так, ненавидеть кого-то – значит быть готовым действовать по отношению к нему агрессивно или защищаться от него. Ревновать кого-то – значит относиться с недоверием к словам и поступкам своего партнера, касающихся близких отношений, возможно, следить за ним или провоцировать его на ссору и т. д.

Именно по наблюдаемым действиям и реакциям можно определять, какие чувства переживает человек.

Эмоциональное поведение существенно отличается на разных уровнях общения и в разных социальных ситуациях.

Для каждого уровня общения стратегически наиболее значимым является определенный уровень взаимопонимания, координации и согласования, оценки ситуации и правил поведения каждого участника. Умение понять ситуацию, привести выражение своих эмоций и поведение в соответствие с ней, а также в соответствие с поведением других людей –необходимое условие совместной жизнедеятельности.

Скажем, на социально-ролевом уровне значение имеет не искреннее выражение человеком того, что он действительно чувствует, и не искреннее принятие чувств, выражаемых другими, а правильное, с точки зрения окружающих, поведение в конкретной ситуации. Это –внешний поведенческий уровень понимания. Целесообразность такого понимания обусловлена тем, что социально-ролевое общение во многом носит ритуальный характер. Искренние чувства его участников могут быть вызваны обстоятельствами, имеющими слабое отношение к данной ситуации. Например, преподаватель, принимающий экзамен, гораздо лучше воспринимает ответ студента, демонстрирующего энергично-деловое настроение, чем естественное для него в этот момент чувство тревожности, неуверенности или страха.

Если на деловом уровне общения роль эмоциональных проявлений минимальна, то на интимно-личностном она приобретает решающее значение, при этом особо значимой становится способность партнера принимать в расчет истинные чувства и состояния. Соответственно, находясь с собеседником в психологически близких отношениях, необходимо учитывать скрываемые чувства, в то время как при социально-ролевых контактах в первую очередь следует реагировать на демонстрируемые эмоции. Во взаимоотношениях с особо близкими людьми, даже скрывая обиду, раздражение или любовь, человек все же надеется, что партнер почувствует его истинное состояние. И если близкие люди учитывают не только демонстрируемое, но и скрываемое состояние –это вызывает чувство благодарности. В случае, когда близкий человек, положение которого, как нам кажется, обязывает к истинному пониманию, вдруг начинает реагировать только на демонстрируетмые чувства, обида и недовольство резко подскакивает вверх. Объективности мы ждем от посторонних, с которыми нас связывают преимущественно деловые отношения. Для дружбы этого мало. Тут нужно сочувствующее понимание и готовность принять другого целиком, даже с его недостатками.

Дружеские или интимно-личностные отношения между людьми, основанные на чувствах и эмоциях, никогда не бывают ровными, как не бывает бесконечно ровным и само эмоциональное состояние человека.

Во-первых, сдерживаемые на других уровнях общения эмоции ищут своего выражения, “выброса” и со всей полнотой обрушиваются на того, кто по нашему мнению заслуживает особого доверия.

Во-вторых, с ростом доверия растет и требовательность человека к тому, кого он считает близким. Коль скоро внутренний мир одного открыт другому, тот должен понимать не только то, что говорится и демонстрируется, но и то, что остается невысказанным и невыявленным. Человек бывает очень уязвлен, если со стороны близкого не находит отклика на свои чувства. Некая обременительность такого эмоционального натиска, которого можно ожидать со стороны близкого в любое время и в любом месте, полностью оправдывается тем, что человек сам, в свою очередь, имеет такую же возможность для проявления эмоций.

Обрушивая свои эмоции на близкого человека, люди, как правило, нуждаются не во внимательном (психотерапевтическом) слушателе, им нужен не менее бурный отклик, может быть даже несколько провоцирующий на еще более открытое проявление своего состояния. Возможность выразить эмоции открыто выполняет важную функцию в сохранении и поддержании не только физического, но и психического здоровья.

Конечно, не следует забывать, что такого рода отношения возможны только между очень близкими людьми и даже при самых доверительных отношениях в проявлении притязаний, обид, капризов есть определенная мера. В силу глубокой потребности человека иметь хотя бы периодически возможность полного откровенного выражения своих эмоциональных состояний, позволяющего расслабиться, снять напряжение, появляется необходимость в человеке, отношения с которым могут носить доверительных характер, основанный на взаимности чувств и привязанностей.

Вместе с тем серьезной проблемой эмоционального поведения является то, что большинство людей не только испытывает дискомфорт, когда другие выражают сильные чувства, но и не признает, а еще меньше принимает, множество своих собственных чувств. Мы понимаем, что чувства естественны. Мы знаем, что способность чувствовать точно такая же часть любого человеческого существа, как способность думать и рассуждать логически. Мы осознаем неполноценность того, кто выглядит лишь размышляющим о жизни и не выглядит человеком чувствующим, то есть не любит, не наслаждается, не злится и не обижается на то, что происходит вокруг него. Мы знаем все это и все же считаем, что чувства разрушительны, что они создают множество препятствий и проблем в нашей жизни и работе с другими людьми. Привычным поведением являются вариации на тему: “Не переживай ты так.” Человеку, который расстроен, обескуражен или находится в депрессии, мы обычно говорим: “Не унывай!” “Держись!” “Слезами горю не поможешь!” “Все будет хорошо.” Говоря коротко: “Не испытывай подобного чувства.” Горюющему или обиженному человеку мы советуем: “Не плачь. Подумай о чем-нибудь приятном.” Тому, кто раздражен, мы говорим: “Успокойся. На это не стоит злиться. Давай будем объективны.” Испытывающего радость и удовлетворенность мы предостерегаем: “Будь осторожен. За счастьем всегда приходит несчастье.” На самых разнообразных групповых встречах мы призываем друг друга: “Не позволим чувствам взять верх. Будем благоразумными.”

Однако не чувства являются источником трудностей в отношениях с другими, но то, как мы их проявляем, или неудачный опыт в обращении с ними. Чувства, которые мы стараемся скрыть, не исчезают. Они остаются в нас до тех пор, пока, рано или поздно, не найдут выход. Проблема в том, что когда они сдерживаются слишком долго, то они проявятся либо неадекватно сильно, либо будут обращены к неверной цели. Вместо того, чтобы сказать своему супругу, что вам не нравится, когда вас постоянно перебивают, вы можете крикнуть на детей: “Заткнитесь”. Конечно, бывают ситуации, когда чувства не могут быть проявлены должным образом в данный момент. Однако гораздо чаще их проявление не только нужно, но и крайне важно.

Недостаточная эмоциональная экспрессивность (впрочем как и чрезмерная), ее неадекватность условиям – один из важнейших источников конфликта в межличностных отношениях. Чрезмерная сдержанность в проявлении эмоций и чувств приводит к тому, что человек воспринимается как холодный, равнодушный, высокомерный. Иногда это вызывает лишь удивление, иногда – рождает неприязнь и становится препятствием для установления нормальных отношений между людьми.

Последствия для межличностных отношений, которые влечет за собой сокрытие, утаивание, нерешительность в проявлении чувств, могут быть следующими:

    непроявленные чувства создают атмосферу непонимания, искажения, необъективных суждений и действий. Во много раз труднее становится решать межличностные проблемы. И напротив, качество отношений намного улучшается, если партнеры свободны в проявлении как положительных, так и отрицательных чувств

    длительное подавление чувств может со временем стать причиной того, что человек оказывается вообще неспособным чувствовать.

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ
«НАШИ ЧУВСТВА И ДЕЙСТВИЯ»

ЦЕЛИ
- определить ведущие механизмы психологической защиты у детей;
- обучить способам снятия своего напряжения, сублимации негативных эмоций с помощью рисования и чтения веселых историй;
- корригировать подсознательные центры защиты за счет снижения значимости неудачных поступков и действий - «Не очень-то и хотелось».

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Проблемная ситуация
Незнайка приносит детям две смешные фигурки, вылепленные из пластилина, и предлагает угадать, кого слепила его подружка Оля. Все варианты детей выслушиваются, а затем предлагаю послушать стихотворение, которое «сочинила» Оля:
Девочка и пластилин (Н. Матвеева)
Я леплю из пластилина-
Пластилин нежней, чем глина.
Я леплю из пластилина
Кукол, клоунов, собак...
Если кукла выйдет плохо,
Назову ее Дуреха,
Если клоун выйдет плохо,
Назову его Дурак.
Подошли ко мне два брата,
Подошли и говорят:
-Разве кукла виновата?
Разве клоун виноват?
Ты их любишь маловато,
Ты их лепишь грубовато,
Ты сама же виновата,
А никто не виноват...

Совместное обсуждение проблемной ситуации:
Кого лепила из пластилина девочка?
Почему она назвала куклу Дурехой, а клоуна- Дураком? (Девочка рассердилась на вылепленные ею игрушки.)
Почему так грубо назвала свои игрушки девочка? (Разозлилась на то, что у нее игрушки получились плохо.)
Что чувствовала девочка, когда увидела, что игрушки у нее получились плохо? По окончании обсуждения проблемы предлагаю детям послушать концовку стихотворения;
Я леплю из пластилина,
А сама вздыхаю тяжко...
Я леплю из пластилина,
Приговариваю так:
-Если кукла выйдет плох,
Назову ее - Бедняжка,
Если клоун выйдет плохо,
Назову его - Бедняк.
2. Доверительная беседа на тему «Когда мне бывает плохо...»
- Когда человеку на душе бывает плохо, что он чувствует? (Волнение, гнев, досаду, обиду)
- Вспомните случаи, когда у вас на душе было плохо, расскажите о них. Что вы чувствовали в этой ситуации? Что вам хотелось сделать?
- Когда вам бывает плохо, что вы делаете, чтобы почувствовать себя лучше? (Выяснение защитных реакций у детей в сложных для них ситуациях.)
Обобщив ответы детей, отвечаю, что все люди используют разные способы, чтобы улучшить свое состояние, но все должны помнить, что при этом они не должны вредить другим.
3. Советы:
А теперь, ребята, нам хочется дать вам совет, как
избавиться от своих неприятностей с помощью рисования;
- если вас мучают страхи, то возьмите карандаши и нарисуйте то, чего вы боитесь, а потом заштрихуйте свой страх - вы получите облегчение;
- с помощью рисунка вы можете нарисовать своего обидчика и высказать ему все, что вы о нем думаете;
- с помощью рисунка можно пофантазировать, исполнить все свои желания и мечты. (искупаться в море, побывать в лесу, в цирке, в зоопарке и т. д.)
Предлагаю помочь девочке Оле поднять настроение и нарисовать ей веселого клоуна и нарядную куклу.
4. Рисование на тему «Веселый клоун и нарядная кукла»
Рисование осуществляется с помощью заранее приготовленных пиктограмм:
- Что вы чувствовали, когда рисовали веселого клоуна и нарядную куклу?
- Почему?

Чтобы разобраться с тем, какие бывают чувства, нужно понять по каким критериям их можно оценить. Критерии – еще одно основание для классификации.

Критерии служат для того, чтобы переживания можно было измерить, охарактеризовать и назвать словом, то есть определить.

Выделяют три критерия чувств:

  1. валентность (тон);
  2. интенсивность (сила);
  3. стеничность (активность или пассивность).

Таблица чувств №1 позволяет охарактеризовать любое сложное переживание:

Например, человек может испытывать положительное сильное стеническое переживание. Это может быть любовь. Если интенсивность ощущений слабая, это просто симпатия.

Таблица чувств, характеризуя переживания, не позволяет назвать их словом. Название можно только предположить. У человека не всегда достаточно знаний и опыта, чтобы определиться как правильно назвать испытываемое душевное волнение. Это не удивительно, так как их очень много. Однако некоторые люди не могут назвать даже десяти чувств, а ведь столько, в среднем, испытывает человек ежедневно.

Третье основание для классификации социально обусловленных переживаний – в зависимости от базовой эмоции.

Американский психолог Пол Экман выделил семь базовых эмоций:

  • радость;
  • печаль;
  • гнев;
  • страх;
  • удивление;
  • отвращение;
  • презрение.

Таблица чувств №2 предполагает поиск названия испытываемого душевного переживания, отталкиваясь от первых четырех базовых эмоций:

БАЗОВАЯ ЭМОЦИЯ ПРОИЗВОДНЫЕ
Страх Беспокойство, замешательство, паника, нервозность, недоверие, неопределенность, неуверенность, опасение, смущение, тревога, сомнение и другие.
Грусть Апатия, отчаяние, вина, обида, озабоченность, печаль, подавленность, разбитость, стыд, скука, тоска, угнетенность, усталость и другие.
Злость Агрессия, ярость, брезгливость, бешенство, гнев, зависть, ненависть, недовольство, омерзение, нетерпимость, отвращение, презрение, пренебрежение, ревность, досада, циничность и другие.
Радость Бодрость, блаженство, восторг, достоинство, доверие, любопытство, облегчение, оживление, оптимизм, покой, счастье, умиротворенность, уверенность, удовлетворение, любовь, нежность, сочувствие, эйфория, экстаз и другие.

Вторая таблица чувств дополняет первую. Воспользовавшись ими двумя, можно понять, что за сила овладела разумом и сердцем, как ее описать и назвать. А это первый верный шаг к осознанности.

Список моральных, интеллектуальных, эстетических чувств

На вопрос: «какие бывают чувства», каждый человек может дать свой ответ. Кто-то чаще испытывает сильные и глубокие переживания, а у кого-то они легкие и непродолжительные. Способность чувствовать зависит от темперамента, характера, принципов, приоритетов и жизненного опыта личности.

Чаще всего чувства классифицируют в зависимости от сферы, в которой находится объект переживаний:

  • Моральные

Это симпатия и антипатия, уважение и презрение, привязанность и отчужденность, любовь и ненависть, а также чувства благодарности, коллективизма, дружбы и совести. Они возникают по отношению к действиям других людей или собственным.

Обусловлены нравственными нормами, принятыми в обществе и усвоенными личностью в процессе социализации, а также его взглядами, убеждениями, мировоззрением. Если чужие или свои поступки соответствуют моральным нормам, возникает удовлетворение, если нет – негодование.

  • Интеллектуальные

У человека есть и такие переживания, которые возникают в процессе умственной деятельности или в связи с ее результатом: радость, удовлетворение от процесса и результата работы, открытия, изобретения. Это также и вдохновение, и горечь от неудач.

  • Эстетические

Душевные волнения возникают при восприятии или создании чего-либо красивого. Невероятные ощущения человек испытывает, когда видит красоты Земли или мощь природных явлений.

Человек ощущает чувство прекрасного глядя на маленького ребенка или на взрослого гармонично сложенного человека. Прекрасные произведения искусства и другие творения рук человека способны вызвать восторг и душевный подъем.

Так как эта классификация не раскрывает всю палитру чувств, их принято классифицировать еще по нескольким основаниям.

Чем отличаются чувства от эмоций

Все люди испытывают душевные переживания и волнения, но не все умеют их называть и выражать в словах. А ведь именно знание того, какие бывают чувства, помогает не только правильно определять, но и контролировать, управлять ими.

Чувства – комплекс переживаний, связанных с людьми, предметами или событиями. Они выражают субъективное оценочное отношение к реальным или абстрактным объектам.

Люди в быту и некоторые психологи употребляют слова «чувства» и «эмоции» как слова-синонимы. Другие говорят что чувства – вид эмоций, а именно высшие эмоции. Третьи разделяют эти понятия: эмоции относят к классу психических состояний, а чувства к психическим свойствам.

Да, между ними есть прямая взаимосвязь, ведь они являются переживаниями человека. Без душевных волнений индивид бы не жил, а существовал. Они наполняют жизнь смыслом, делают ее разнообразной.

Но все же между чувствами и эмоциями есть существенные отличия:

  • Эмоции – врожденные и инстинктивные реакции организма на изменения окружающей среды, чувства – социальные, развитые в процессе воспитания и обучения переживания. Чувствовать человек учится, выражать эмоции все умеют с момента рождения.
  • Эмоции сложно контролировать усилием воли, чувствами легче управлять, несмотря на их сложность и неоднозначность. Их большая часть возникает у человека в сознании, эмоции часто не осознаются, так как связаны с необходимостью удовлетворить инстинктивную потребность.
  • Чувство меняется, развивается и угасает, варьируется по силе, по-разному проявляется, может перерасти в свою противоположность, эмоция – определенная реакция. Например, если человек испытывает ненависть к другому лицу, не исключено что это переживание перерастет в любовь, а эмоция страха всегда страх, независимо от объекта (она может быть и беспричинной). Страх либо есть, либо его нет.
  • Эмоции не имеют предметной соотнесенности, чувства – имеют. Они переживаются по отношению к чему-то или кому-то по-разному. Например, любовь к ребенку не то же самое, что любовь к супругу. А к примеру, недоумение всегда выражается одинаково вне зависимости от того что конкретно его вызывает.
  • Чувства – более сильный мотиватор, чем эмоции. Они побуждают, вдохновляют, толкают на совершение поступков в отношении объекта, на который они направлены. Эмоции лишь рождают действия в виде ответных реакций.
  • Эмоции – непродолжительные и поверхностные, хоть и яркие проявления, а чувства всегда сложные и сильные душевные волнения.

Бывает сложно определить, когда сочетание эмоций породит чувство, и какое высшее переживание выражается в той или иной череде эмоциональных проявлений. Это близкие, сопутствующие друг другу явления, но все же их нужно различать. Личность в ответе за свои высшие эмоции и за те поступки, которые они повлекут за собой.

Как управлять своими чувствами

Когда сильные переживания и волнения овладевают человеком, даже если они позитивные, психологический баланс нарушается.

Для психологического здоровья и благополучия нужно уметь в меру как радоваться позитивным чувствам, так и огорчаться от негативных.

Чтобы справиться с чрезмерными, мешающими адекватно реагировать и разумно поступать сантиментам, нужно:

  1. Охарактеризовать душевные ощущения: определить валентность, интенсивность, стеничность (Таблица чувств №1).
  2. Определить базовую эмоцию. Выбрать на что в большей мере похоже переживание: на страх, грусть, злость или радость (Таблица чувств №2).
  3. Определиться с названием и постараться разобраться в переживаниях самостоятельно.

Иногда душевные порывы настолько овладевают человеком, что он в прямом смысле не может ни спать, ни есть. Длительные сильные переживания являются стрессом для организма. Не зря природой задумано, что даже яркий период влюбленности, когда кровь перенасыщена адреналином, окситоцином и дофамином, длится недолго, перерастая в спокойную и основательную любовь.

У каждого человека должна быть собственная таблица чувств, если он хочет быть осознанной личностью.

Вечный спор между разумом и сердцем это вопрос об умении регулировать эмоциональные, чувственные порывы посредством разума.

Испытывая глубокие и сильные переживания, человек проживает жизнь в полной мере. Ограничивать свою чувствительность неразумно, а порой просто невозможно. Все дело в том, какие переживания выбирает человек: позитивные или негативные, глубокие или поверхностные, настоящие или поддельные.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Рецепт хека в томатном соусе Рецепт хека в томатном соусе Палтус отварной рецепт. Блюда из палтуса. Готовим филе палтуса и гарнир Палтус отварной рецепт. Блюда из палтуса. Готовим филе палтуса и гарнир Куриные грудки с сыром и помидорами Филе грудки в духовке с сыром Куриные грудки с сыром и помидорами Филе грудки в духовке с сыром