Юлия Пересильд: биография, фильмография и личная жизнь актрисы (фото). Пересильд, юлия сергеевна Юлия пересильд девичья фамилия матери

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Юлия Пересильд – российская актриса театра и кино, сумевшая с первых же минут на сцене завоевать симпатию зрителей и выдающихся режиссеров.

Популярность девушка обрела после выхода полюбившейся кинокартины известного режиссера Алексея Учителя «Край», где ей представилась возможность сыграть роль красавицы Софии. Также эта хрупкая светлая девушка запомнилась зрителям игрой в сериалах «Есенин», «Палач», «Лето волков», «Людмила Гурченко», полнометражных фильмах «Невеста», «Подсадной» и военной драме «Битва за Севастополь». С 2007 года играет на сцене Театра наций.

Детство

Будущая звезда отечественного кино появилась на свет 5 сентября 1984 года в российском историческом городе Псков. С самого детства она твердо знала, что посвятит всю свою жизнь актерскому мастерству, хотя родные, да и сама девочка, не могли понять, откуда у нее появилась эта мечта. Ее близкие не были связаны со сценой: мама Ирина была воспитательницей в детском саду, а папа, Сергей Пересильд, – знаменитым на весь город иконописцем, по вечерам любившим поиграть на гитаре в кругу семьи.


Также в юном возрасте девочка начала интересоваться пением, реализуя свой вокальный потенциал в группе «Эквалайзер». Именно там ей профессионально поставили голос и научили с достоинством держаться на сцене. Кроме того, девочка участвовала во всех школьных театральных постановках, выступала на концертах и, более того, состояла в команде КВН, занималась спортом.


Юлия с малых лет мечтала попасть в Москву, и по достижению 11 лет она отправилась в столицу, чтобы выступить на детском проекте «Утренняя звезда». После конкурса девочка окончательно решила, что свяжет свою жизнь с актерской деятельностью. Но в тот же год умер отец Юлии, и без того небогато жившая семья начала отчаянно нуждаться. С 14 лет Юлия подрабатывала, выступая в ресторанах, поэтому с ранних лет узнала цену деньгам.

Юлия Пересильд в программе «Наедине со всеми» (2016)

В 2001 году, получив аттестат об окончании школы, Юлия сразу же приняла решение отправиться покорять Москву.

Студенчество Юлии Пересильд

Девушка была решительно настроена поступать в театральный вуз, однако она даже не допускала мысли, что может провалить вступительные экзамены. Она попытала счастье в одном-единственном заведении, МХАТе. На вступительных испытаниях она декламировала стихотворение «Смерть поэта», а когда комиссия попросила исполнить что-нибудь более «живое», то обиделась, развернулась и ушла. Отчаявшись, она вернулась в родной Псков и подала документы в местный педагогический институт, выбрав в качестве специальности филологию.


Но мысль об упущенных возможностях угнетала целеустремленную девушку. Во время обучения она вместе со своим хорошим другом Вячеславом Рахманом решила создать певческий коллектив «Ночной перрон», который понравился слушателям – они давали концерты по России, однажды заглянув и в Латвию.


Девушка ответственно относилась к творческому дуэту, но она все же мечтала реализовать свой потенциал на театральной сцене. Поэтому с новыми силами и большей уверенностью Юлия во второй раз попробовала поступить в театральный институт. В этот раз она отнеслась к поступлению более ответственно, и, хотя не была до конца уверена в своих силах, все же добилась цели. Отборочная комиссия одного из самых престижных вузов города – ГИТИСа – заметила потенциал светловолосой Юлии и пригласила ее сразу на два факультета – актерский и режиссерский.

Юлия Пересильд в спектакле «Варшавская мелодия»

Творческая карьера

Девушка поступила на курс заслуженного деятеля искусств, педагога и худрука Олега Кудряшова. Ее дипломными спектаклями были «Троянки» (Андромаха), «Синяя борода» (слепая девушка), «Вий» и «Колесо Фортуны». Окончив обучение в 2006 году, девушка нашла работу в Театре наций в качестве приглашенной актрисы. Участвовала в постановках «Снегири», «Рассказы Шукшина», «Шведская спичка» и других. Без преувеличения судьбоносным стало знакомство Юлии с Евгением Мироновым , пригласившим ее в свой спектакль «Женитьба Фигаро» Кирилла Серебренникова на роль Сюзанны.


Однако ее кинокарьера началась еще во время начала учебы. В 2003 году ей досталась роль в произведшем в свое время впечатление на российских телезрителей сериале «Участок». Ее Наташа Кублакова, дочь Любы (Евгения Добровольская) – 15-летняя деревенская девушка – появилась и в продолжении сериала в 2006 году, сыграв на этот раз вместе с Леонидом Ярмольником .


В 2005 году ей снова довелось сотрудничать с Сергеем Безруковым , на этот раз уже более тесно. Она предстала перед зрителями как Катя Есенина, сестра легендарного русского поэта.

После была главная роль в мини-сериале «Принцесса и нищий», где ей выдалось сыграть генеральскую дочку Ксюшу, влюбившуюся в молодого разгильдяя Лика, и в криминальном сериале «Карамболь» (Оксана, жена авторитета Вити Шторма, бежавшего за границу и разыскиваемого ФСБ).


Ее дебютом на большом экране можно считать мелодраму «Невеста» (2006), в которой девушка появилась в роли студентки Оли, как-то раз вечером решившей погадать на суженого-ряженого. Знаки судьбы привели ее к молодому человеку по имени Александр, но дальнейший жизненный путь преподнес ей немало сюрпризов – жестоких и радостных. Эмоциональный, душещипательный фильм получил самые теплые отклики у российских телезрителей.

2 года спустя на экраны вышла военная драма «Пленный» известного кинорежиссера Алексея Учителя , в которой девушке была отведена главная роль.

Юлия Пересильд поет частушки в «Вечернем Урганте»

Творческий союз Юлии Пересильд и Алексея Учителя, с которым девушку познакомил Евгений Миронов, впоследствии помог появлению на свет еще ряда выдающихся кинолент: это и номинированный на Золотой Глобус «Край» с Владимиром Машковым и Сергеем Гармашем , и остросюжетная драма «Восьмерка». За роль Софьи из фильма «Край» Юлю наградили двумя престижными премиями «Золотой орел» и «Белый слон», а после его премьеры пресса активно заговорила о романе актрисы и режиссера.


За эти годы Юлия сотрудничала с другими маститыми режиссерами: Станиславом Говорухиным («Weekend» в 2013), Александром Коттом («Подсадной» того же года), Кареном Оганесяном, снявшим несколько запоминающихся комедий с участием Юлии.


Она сыграла Людмилу Гурченко в одноименном сериале, посвященном жизненному пути великой актрисы, а также появилась в нашумевшем сериале «Палач» как подозреваемая в садистских убийствах жителей подмосковного поселка.


Все эти роли сделали Юлию Пересильд яркой звездочкой отечественного кинематографа, но в категорию звезд первой величины ее вывела девушка-снайпер Людмила Павличенко из военного блокбастера Сергея Мокрицкого «Битва за Севастополь».


Лента рассказывала зрителям историю реально существовавшей героически отважной женщины, ушедшей добровольцем на фронт в годы Великой Отечественной войны, уничтожившей несколько сотен фашистов, а в послевоенные годы подружившейся с Первой леди США.

Юлия Пересильд на съемках «Битвы за Севастополь»

Личная жизнь Юлии Пересильд

Как и многие звезды, Юлия Пересильд старается максимально скрыть все подробности своей личной жизни, однако настойчивые папарацци и журналисты все же пытаются докопаться до истины.


Ее неоднократно подозревали в бурном романе с режиссером Алексеем Учителем. Но что актриса, что режиссер всячески отрицали эти доводы, а официального подтверждения их отношений представлено не было.


Скорее всего, звезды выбрали такую политику, чтобы не разрушить семью Алексея, ведь в это время у него была законная супруга и по совместительству продюсер его фильмов Кира Саксаганская, подарившая режиссеру троих детей. Но когда в 2009 году у Юлии родилась дочь Анна, все журналисты как один высказали мнение, что отцом девочки является именно Учитель.

Пересильд Юлия Сергеевна — востребованная актриса театра и кино. Благодаря своей целеустремленности, девушке удалось осуществить свою детскую мечту: стать известной и всеми любимой актрисой.

Она разносторонняя личность. Помимо кинематографа, Юлия успешно выступает на сцене театра Наций. Заядлые театралы полюбили ее игру в постановках «Снегири», «Шведская птичка», «Жених» и многих других.

Также Юлия занимается благотворительностью. Она член совета благотворительного фонда «Галчонок», который оказывает помощь семьям с онкологически больными детьми.

Рост, вес, возраст. Сколько лет Юлии Пересильд

Игрой Юлии Пересильд околдованы многие зрители. Поэтому им не терпится узнать, как белокурая красавица, став матерью двух очаровательных дочерей, смогла остаться такой же стройной и утонченной. Давайте же вместе разбираться, какой рост, вес, возраст, сколько лет Юлии Пересильд. В свои тридцать четыре года, актриса обладательница невысокого роста — один метр шестьдесят восемь сантиметров, вес — пятьдесят пять килограмм. Однако последний показатель во время беременности и после был больше на двадцать килограмм.

Девушки захотели выяснить эту чудо-диету, которая помогла Юле скинуть лишний вес. Но их ждет полное разочарование: актриса никогда не ограничивала себя в еде и даже немного завидует тем, кто может педантично высчитывать калории.

Биография и личная жизнь Юлии Пересильд

Будущая звезда российского кинематографа с юных лет знала, чем она будет заниматься, окончив школу. Юлю привлекал театр, она играла во всех школьных праздниках, концертах, была участницей КВН.

В возрасте одиннадцати лет первый раз приехала в столицу, на программу «Утренняя звезда».

Однако вскоре умирает отец и биография и личная жизнь Юлии Пересильд чуть не пошла под откос. Ей пришлось на время забыть о мечте стать актрисой, ведь матери нужна была ее поддержка.

В 2001 году она все-таки становится студенткой престижного ВУЗа в Москве. Через пять лет учебы на режиссерском факультете, Юлия начинает пробовать свои силы и талант в кино.

Фильмография: фильмы с участием Юлии Пересильд в главной роли

Фильмография: фильмы с участием Юлии Пересильд в главной роли выходят на экраны телевизоров после нескольких сыграных эпизодических ролей.

Сериал «Участок» стал первой дебютной ролью Юлии. Мелодрама «Невеста», вышедшая в 2006 году закрепила успех девушки, сделав ее еще более популярной.

В 2008 году Юлия сыграла главную роль в фильме «Пленный», режиссером которого стал Алексей Учитель. Актриса снялась еще в нескольких лентах этого талантливого человека.

Военный фильм «Битва за Севастополь» — это главное достижение актрисы. Она великолепно сыграла главную героиню, за что была удостоена нескольких наград.

Из последних картин зрители выделяют: «Таинственная страсть», «Герой», «Доктор Рихтер» и «Золотая орда».

Семья и дети Юлии Пересильд

Семья и дети Юлии Пересильд — является для актрисы тем островком любви и понимания, куда она спешит каждый день. Родители Юлии были далеки от мира кино и театрального искусства. Мама работала в детском саду, а отец был прекрасным иконописцем. Он любил петь, аккомпанируя себе на гитаре. Благодаря ему, маленькая Юля открыла в себе вокальные данные. Она стала солисткой группы «Эквалайзер». Именно там ее научили правильно работать с голосом и уверненно чувствовать себя перед большой аудиторией.

Юлия живет в гражданском браке с режиссером Алексеем Учителем. Они вместе воспитывают двух дочерей — Анну и Марию. Актриса считает, что она слишком добрая, поэтому дети ее не боятся. В душе Юля даже рада, что девочки чувствуют себя свободно с ней, считая, что жизнь и без нее может быть строга к ним.

Юлия Пересильд и ее муж, дети — фото не часто можно найти в интернете. Даже если семья вместе присутствует на каком-либо празднике, актриса старается фотографироваться чуть в стороне от Алексея.

Дочь Юлии Пересильд — Анна

Дочь Юлии Пересильд — Анна появилась на свет в 2009 году. Актриса до восьмого месяца беременности не прекращала сниматься в фильмах. Спустя два месяца после рождения дочери, она уже выступала на сцене театра. Многие считают, что это не правильно, и актриса обделяет ребенка материнской лаской. Сама же Юлия просто не может усидеть на месте, ее энергии хватает и на малышку, и на работу.

Сейчас Анне исполнилось девять лет. Она ходит в школу и посещает дополнительные кружки. Дочь Юлии приходит в восторг, когда знаменитая мама берет ее с собой на репетиции в театр. Анна уже задумывается о дальнейшем выборе профессии и, скорее всего, пойдет по стопам своей мамы, став актрисой.

Дочь Юлии Пересильд — Мария

Вторая дочь Юлии Пересильд — Мария родилась в 2012 году. Она росла полной противоположностью своей сестры. Если Аня — тихий, спокойный ребенок, то Маша — ураган. Она с детства старается показать, что не будет идти на поводу своих родных. Тем не менее, сестры очень дружны между собой.

Так как Юлия не замужем, всем было интересно, кто же все-таки отец девочек. После того, как на обряде крещения, папарацци заметили Алексея Учителя — тут же стали говорить, что именно он отец Марии и Анны. Однако актриса и режиссер не подтвердили информацию, но и не опровергли ее.

Муж Юлии Пересильд — Алексей Учитель

Юлия Сергеевна — яркая актриса. Ей неоднократно приписывали романы с известными бизнесменами и коллегами по цеху. Тем не менее каких-либо неопровержимых фактов никто предоставить не мог. В итоге оказалось, что Пересильд с детства не дружит с девочками, предпочитая мужскую компанию. Она верит, что дружба между мужчиной и женщиной существует.

Лишь осенью прошлого года стало известно, что муж Юлии Пересильд — Алексей Учитель. Об этом рассказала сама актриса, также подтвердив, что режиссер приходится отцом ее дочерей.

Алексей Учитель все еще официально женат на Кире Саксаганской. Именно поэтому Юлия и Алексей долгое время скрывали свои отношения от посторонних глаз.

Режиссер подтвердил, что является отцом двух дочерей и что они все вместе живут в квартире, подаренной им Юле.

Фото Юлии Пересильд в журнале «Максим»

Актриса принципиально не снимается в фотосессиях для мужских изданий. Поэтому поклонникам не стоит даже пытаться искать фото Юлии Пересильд в журнале «Максим». Она считает, что это не ее род занятий и даже не соглашается приходить на пробы. Поэтому даже такому известному по всему миру мужскому журналу «Плейбой», не удастся заполучить Юлию, в качестве модели.

Что касается ролей, где ей приходится играть обнаженной, то здесь актриса научилась четко расчерчивать границы. Если ей предлагают сцену там, где она должна сняться голая только для поднятия рейтинга картины — режиссеров ждет разочарование. Юля наверняка ответит отказом.

Этим летом актриса решила полноценно отдохнуть. Вместе с дочками она посетила несколько солнечных стран с прекрасными песчаными пляжами. Во время отпуска, Юля не раз выставляла фото с дочками. Поклонники ее творчества были приятно удивлены, так как до этого Юлия тщательно скрывала своих детей от посторонних глаз.

Лето давно закончилось, а актриса продолжает делится с подписчиками в Инстаграм снимками, где она в купальнике. Почитатели ее таланта сразу же разделились на два лагеря: тех, кто в восторге от фигуры и наряда Юлии, и тех, кто считает, что некоторые из образов слишком откровенны.

Инстаграм и Википедия Юлии Пересильд

Актриса не любит вмешательства в ее личную жизнь, поэтому до недавнего времени совершенно не выкладывала фото своих дочерей и мужа в Инстаграм и Википедия Юлии Пересильд не рассказывала зрителям подробности закулисной жизни девушки.

Однако дочери подросли и Юлия наконец решила порадовать зрителей снимками своих принцесс. Помимо этого, в Википедии можно найти развернутую фильмографию актрисы, которая все время пополняется новыми картинами, которые растут в геометрической прогрессии.

Поклоники рады переменам и с нетерпением ждут новых снимков от любимой актрисы.

С детства Юля мечтала стать актрисой. С третьего класса она принимала участие в школьной художественной самодеятельности, пела, играла в школьных спектаклях . В возрасте одиннадцати лет участвовала в конкурсе юных талантов «Утренняя звезда » .

После школы поступила на факультет русской филологии , но, проучившись всего один год, поехала в Москву и поступила в театральный вуз.

Дебютом Юлии Пересильд в кино стала роль Наташи Кублаковой в телесериале «Участок » (2003) режиссёра Александра Баранова .

Первая большая работа в кинематографе - роль Оли Родяшиной в фильме «Невеста » (2006) режиссёра Эльёра Ишмухамедова . Однако, настоящим прорывом в кинобиографии актрисы стала одна из главных ролей (Софья ) в драме режиссёра Алексея Учителя «Край » (2010) .

В фильмографии актрисы около сорока кинокартин, среди которых «Предел желаний » (2007), «Паутина » (2007), «Пленный » (2008), «Похищение » (2008), «Подсадной » (2010), «Карусель» (2010), «Пять невест » (2011), «Зимнее танго » (2011), «Санта Лючия » (2012), «В тумане » (2012), «Weekend » (2013), «Палач » (2014), «Битва за Севастополь » (2015), «Людмила Гурченко » (2015) и многие другие.

15 марта 2013 года актрисе Юлии Пересильд присуждена Премия Президента Российской Федерации для молодых деятелей культуры 2012 года «за вклад в развитие отечественного театрального и киноискусства», на вручении которой 25 марта 2013 года Президент Российской Федерации Владимир Путин сказал :

«Юлия Пересильд - обладательница яркого актёрского дарования, достойная продолжательница традиций русского психологического театра. Её искусство исполнено душевности и сердечной открытости, трудолюбие соединено с чувством ответственности перед искусством и зрителями.»

Юлия Пересильд является членом Попечительского совета негосударственного благотворительного фонда «Галчонок» , оказывающего помощь детям с органическими поражениями центральной нервной системы .

Личная жизнь

Есть две дочери: Анна (род. в 2009) и Мария (род. в 2012).

Театральные работы

Дипломные спектакли

  1. - «Троянки » Еврипида ; режиссёр Светлана Землякова - Андромаха , дочь Ээтиона
  2. - «Синяя борода - надежда женщин» Дэа Лоэра ; режиссёр Олег Кудряшов - слепая
  3. «Вий » Н. Гоголя
  4. «Колесо Фортуны » К. Орфа - средневековая поэтесса -вагантка

Московский театр «Школа современной пьесы»

  1. - «Холостой Мольер» по мотивам пьес Мольера ; режиссёр Андрей Першин - Доримена, молодая кокетка, невеста Сганареля / Николь, служанка господина Журдена

Театральная компания Евгения Миронова

Государственный театр наций

  1. - «Снегири» по пьесе Н. Садур «Смертники» (по роману В. Астафьева «Прокляты и убиты»); режиссёры Тимофей Сополев и Михаил Чумаченко - кума Ширинкина
  2. 2007 - «Шведская спичка» по рассказу А. Чехова ; режиссёр Никита Гриншпун - Ольга Петровна, жена станового пристава Евграфа Кузьмича
  3. 2007 - «Рассказы Шукшина »; режиссёр: Алвис Херманис - дородная баба / щуплая старушка
  4. - «Киллер Джо» по пьесе Т. Леттса ; режиссёр Явор Гырдев - Дотти Смит
  5. 2011 - «Фрёкен Жюли » Ю. Стриндберга ; режиссёр Томас Остермайер - Кристина
  6. - «Женихи » по оперетте И. Дунаевского ; режиссёр Никита Гриншпун - Аграфена Саввишна, вдова трактирщика Ивана Самсоновича Бокастова
  7. - «Электра » Еврипида ; режиссёр Тимофей Кулябин - Электра , дочь Агамемнона и Клитемнестры

Московский драматический театр на Малой Бронной

Клубный театр

Фильмография

Киножурнал Ералаш

  • 2013 - Выпуск 271: «Вот такая драма»

Признание

Государственные награды, премии, звания

Общественные награды и премии

  • - лауреат российской театральной премии «Хрустальная Турандот » в номинации «Лучшая женская роль» - за роль Гели в спектакле «Варшавская мелодия» на сцене .
  • 2010 - лауреат кинопремии «Белый слон» Гильдии киноведов и кинокритиков России в номинации «Лучшая женская роль второго плана» - за роль Софьи в фильме «Край» режиссёра Алексея Учителя .
  • 2010 - лауреат российской кинопремии «Золотой орёл » в номинации «Лучшая женская роль второго плана» - за роль Софьи в фильме «Край» режиссёра Алексея Учителя .
  • - лауреат премии «Звезда театрала » в номинации «Лучшая роль второго плана» - за роль Дотти Смит в спектакле «Киллер Джо» на сцене Государственного театра наций .
  • - лауреат 5-го Пекинского международного кинофестиваля в номинации «Лучшая женская роль» - за роль снайпера Людмилы Павличенко в фильме «Битва за Севастополь » режиссёра Сергея Мокрицкого .
  • - лауреат российской кинопремии «Золотой орёл» в номинации «Лучшая женская роль в кино» - за роль снайпера Людмилы Павличенко в фильме «Битва за Севастополь» режиссёра Сергея Мокрицкого .

Напишите отзыв о статье "Пересильд, Юлия Сергеевна"

Примечания

  1. Официальный сайт Президента Российской Федерации // kremlin.ru
  2. Официальный сайт Президента Российской Федерации // kremlin.ru (24 марта 2013 года)
  3. Электронная версия газеты «Псковская правда» // pravdapskov.ru (25 марта 2013 года)
  4. Телеканал «Россия-1 » // russia.tv
  5. Официальный сайт Московского драматического театра на Малой Бронной // mbronnaya.theatre.ru
  6. Официальный сайт Государственного театра наций // theatreofnations.ru
  7. (рус.) . Радио «Маяк» // youtube.com (veter20062006) (13 апреля 2013). Проверено 10 июля 2013.
  8. (рус.) . // bf-galchonok.ru. Проверено 10 июля 2013. .
  9. Текст: Алёна Карась . «Российская газета » // rg.ru (29 декабря 2006 года)
  10. Официальный сайт Государственного театра наций // theatreofnations.ru
  11. Текст: Алёна Карась . «Российская газета » // rg.ru (25 ноября 2008 года)
  12. Софья Миллер . Сетевое издание «Time Out » (Москва) // timeout.ru (10 января 2013 года)
  13. Официальный сайт Московского драматического театра на Малой Бронной // mbronnaya.theatre.ru
  14. Сайт «Театральный смотритель» // smotr.ru (декабрь 2009 года)
  15. «Первый канал » // 1tv.ru (14 марта 2010 года)
  16. «Первый канал » // 1tv.ru
  17. // oko-kino.ru (5 января 2013 года)
  18. // ruskino.ru
  19. Сайт «Вокруг ТВ» // vokrug.tv
  20. Текст: Татьяна Хорошилова (блог автора) . «Российская газета » // rg.ru (2 октября 2014 года)
  21. Елена Ищенко . Газета «Труд » // trud.ru (3 апреля 2015 года)
  22. «Первый канал » // 1tv.ru (25 мая 2015 года)
  23. Анастасия Рогова . Газета «Известия » // izvestia.ru (3 ноября 2015 года)
  24. Телеканал «Россия-1 » // russia.tv (9 ноября 2015 года)
  25. «Российская газета » // rg.ru (21 января 2011 года)
  26. // teatral-online.ru
  27. Николай Корнацкий . Газета «Известия » // izvestia.ru (24 апреля 2015 года)

Ссылки

  • // peresild.ru
  • // 7days.ru
  • Беседовала Юлия Ионова . Интервью журналу «Театрон» // teatron-journal.ru (14 ноября 2012 года)
  • Компания «Афиша » // afisha.ru
  • Сайт «Актёры советского и российского кино» // rusactors.ru
  • Телеканал «Культура » // tvkultura.ru

Отрывок, характеризующий Пересильд, Юлия Сергеевна

– Да, да, а братья масоны что говорят о войне? Как предотвратить ее? – сказал князь Андрей насмешливо. – Ну что Москва? Что мои? Приехали ли наконец в Москву? – спросил он серьезно.
– Приехали. Жюли Друбецкая говорила мне. Я поехал к ним и не застал. Они уехали в подмосковную.

Офицеры хотели откланяться, но князь Андрей, как будто не желая оставаться с глазу на глаз с своим другом, предложил им посидеть и напиться чаю. Подали скамейки и чай. Офицеры не без удивления смотрели на толстую, громадную фигуру Пьера и слушали его рассказы о Москве и о расположении наших войск, которые ему удалось объездить. Князь Андрей молчал, и лицо его так было неприятно, что Пьер обращался более к добродушному батальонному командиру Тимохину, чем к Болконскому.
– Так ты понял все расположение войск? – перебил его князь Андрей.
– Да, то есть как? – сказал Пьер. – Как невоенный человек, я не могу сказать, чтобы вполне, но все таки понял общее расположение.
– Eh bien, vous etes plus avance que qui cela soit, [Ну, так ты больше знаешь, чем кто бы то ни было.] – сказал князь Андрей.
– A! – сказал Пьер с недоуменьем, через очки глядя на князя Андрея. – Ну, как вы скажете насчет назначения Кутузова? – сказал он.
– Я очень рад был этому назначению, вот все, что я знаю, – сказал князь Андрей.
– Ну, а скажите, какое ваше мнение насчет Барклая де Толли? В Москве бог знает что говорили про него. Как вы судите о нем?
– Спроси вот у них, – сказал князь Андрей, указывая на офицеров.
Пьер с снисходительно вопросительной улыбкой, с которой невольно все обращались к Тимохину, посмотрел на него.
– Свет увидали, ваше сиятельство, как светлейший поступил, – робко и беспрестанно оглядываясь на своего полкового командира, сказал Тимохин.
– Отчего же так? – спросил Пьер.
– Да вот хоть бы насчет дров или кормов, доложу вам. Ведь мы от Свенцян отступали, не смей хворостины тронуть, или сенца там, или что. Ведь мы уходим, ему достается, не так ли, ваше сиятельство? – обратился он к своему князю, – а ты не смей. В нашем полку под суд двух офицеров отдали за этакие дела. Ну, как светлейший поступил, так насчет этого просто стало. Свет увидали…
– Так отчего же он запрещал?
Тимохин сконфуженно оглядывался, не понимая, как и что отвечать на такой вопрос. Пьер с тем же вопросом обратился к князю Андрею.
– А чтобы не разорять край, который мы оставляли неприятелю, – злобно насмешливо сказал князь Андрей. – Это очень основательно; нельзя позволять грабить край и приучаться войскам к мародерству. Ну и в Смоленске он тоже правильно рассудил, что французы могут обойти нас и что у них больше сил. Но он не мог понять того, – вдруг как бы вырвавшимся тонким голосом закричал князь Андрей, – но он не мог понять, что мы в первый раз дрались там за русскую землю, что в войсках был такой дух, какого никогда я не видал, что мы два дня сряду отбивали французов и что этот успех удесятерял наши силы. Он велел отступать, и все усилия и потери пропали даром. Он не думал об измене, он старался все сделать как можно лучше, он все обдумал; но от этого то он и не годится. Он не годится теперь именно потому, что он все обдумывает очень основательно и аккуратно, как и следует всякому немцу. Как бы тебе сказать… Ну, у отца твоего немец лакей, и он прекрасный лакей и удовлетворит всем его нуждам лучше тебя, и пускай он служит; но ежели отец при смерти болен, ты прогонишь лакея и своими непривычными, неловкими руками станешь ходить за отцом и лучше успокоишь его, чем искусный, но чужой человек. Так и сделали с Барклаем. Пока Россия была здорова, ей мог служить чужой, и был прекрасный министр, но как только она в опасности; нужен свой, родной человек. А у вас в клубе выдумали, что он изменник! Тем, что его оклеветали изменником, сделают только то, что потом, устыдившись своего ложного нарекания, из изменников сделают вдруг героем или гением, что еще будет несправедливее. Он честный и очень аккуратный немец…
– Однако, говорят, он искусный полководец, – сказал Пьер.
– Я не понимаю, что такое значит искусный полководец, – с насмешкой сказал князь Андрей.
– Искусный полководец, – сказал Пьер, – ну, тот, который предвидел все случайности… ну, угадал мысли противника.
– Да это невозможно, – сказал князь Андрей, как будто про давно решенное дело.
Пьер с удивлением посмотрел на него.
– Однако, – сказал он, – ведь говорят же, что война подобна шахматной игре.
– Да, – сказал князь Андрей, – только с тою маленькою разницей, что в шахматах над каждым шагом ты можешь думать сколько угодно, что ты там вне условий времени, и еще с той разницей, что конь всегда сильнее пешки и две пешки всегда сильнее одной, a на войне один батальон иногда сильнее дивизии, а иногда слабее роты. Относительная сила войск никому не может быть известна. Поверь мне, – сказал он, – что ежели бы что зависело от распоряжений штабов, то я бы был там и делал бы распоряжения, а вместо того я имею честь служить здесь, в полку вот с этими господами, и считаю, что от нас действительно будет зависеть завтрашний день, а не от них… Успех никогда не зависел и не будет зависеть ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа; а уж меньше всего от позиции.
– А от чего же?
– От того чувства, которое есть во мне, в нем, – он указал на Тимохина, – в каждом солдате.
Князь Андрей взглянул на Тимохина, который испуганно и недоумевая смотрел на своего командира. В противность своей прежней сдержанной молчаливости князь Андрей казался теперь взволнованным. Он, видимо, не мог удержаться от высказывания тех мыслей, которые неожиданно приходили ему.
– Сражение выиграет тот, кто твердо решил его выиграть. Отчего мы под Аустерлицем проиграли сражение? У нас потеря была почти равная с французами, но мы сказали себе очень рано, что мы проиграли сражение, – и проиграли. А сказали мы это потому, что нам там незачем было драться: поскорее хотелось уйти с поля сражения. «Проиграли – ну так бежать!» – мы и побежали. Ежели бы до вечера мы не говорили этого, бог знает что бы было. А завтра мы этого не скажем. Ты говоришь: наша позиция, левый фланг слаб, правый фланг растянут, – продолжал он, – все это вздор, ничего этого нет. А что нам предстоит завтра? Сто миллионов самых разнообразных случайностей, которые будут решаться мгновенно тем, что побежали или побегут они или наши, что убьют того, убьют другого; а то, что делается теперь, – все это забава. Дело в том, что те, с кем ты ездил по позиции, не только не содействуют общему ходу дел, но мешают ему. Они заняты только своими маленькими интересами.
– В такую минуту? – укоризненно сказал Пьер.
– В такую минуту, – повторил князь Андрей, – для них это только такая минута, в которую можно подкопаться под врага и получить лишний крестик или ленточку. Для меня на завтра вот что: стотысячное русское и стотысячное французское войска сошлись драться, и факт в том, что эти двести тысяч дерутся, и кто будет злей драться и себя меньше жалеть, тот победит. И хочешь, я тебе скажу, что, что бы там ни было, что бы ни путали там вверху, мы выиграем сражение завтра. Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!
– Вот, ваше сиятельство, правда, правда истинная, – проговорил Тимохин. – Что себя жалеть теперь! Солдаты в моем батальоне, поверите ли, не стали водку, пить: не такой день, говорят. – Все помолчали.
Офицеры поднялись. Князь Андрей вышел с ними за сарай, отдавая последние приказания адъютанту. Когда офицеры ушли, Пьер подошел к князю Андрею и только что хотел начать разговор, как по дороге недалеко от сарая застучали копыта трех лошадей, и, взглянув по этому направлению, князь Андрей узнал Вольцогена с Клаузевицем, сопутствуемых казаком. Они близко проехали, продолжая разговаривать, и Пьер с Андреем невольно услыхали следующие фразы:
– Der Krieg muss im Raum verlegt werden. Der Ansicht kann ich nicht genug Preis geben, [Война должна быть перенесена в пространство. Это воззрение я не могу достаточно восхвалить (нем.) ] – говорил один.
– O ja, – сказал другой голос, – da der Zweck ist nur den Feind zu schwachen, so kann man gewiss nicht den Verlust der Privatpersonen in Achtung nehmen. [О да, так как цель состоит в том, чтобы ослабить неприятеля, то нельзя принимать во внимание потери частных лиц (нем.) ]
– O ja, [О да (нем.) ] – подтвердил первый голос.
– Да, im Raum verlegen, [перенести в пространство (нем.) ] – повторил, злобно фыркая носом, князь Андрей, когда они проехали. – Im Raum то [В пространстве (нем.) ] у меня остался отец, и сын, и сестра в Лысых Горах. Ему это все равно. Вот оно то, что я тебе говорил, – эти господа немцы завтра не выиграют сражение, а только нагадят, сколько их сил будет, потому что в его немецкой голове только рассуждения, не стоящие выеденного яйца, а в сердце нет того, что одно только и нужно на завтра, – то, что есть в Тимохине. Они всю Европу отдали ему и приехали нас учить – славные учители! – опять взвизгнул его голос.
– Так вы думаете, что завтрашнее сражение будет выиграно? – сказал Пьер.
– Да, да, – рассеянно сказал князь Андрей. – Одно, что бы я сделал, ежели бы имел власть, – начал он опять, – я не брал бы пленных. Что такое пленные? Это рыцарство. Французы разорили мой дом и идут разорить Москву, и оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду. Они враги мои, они преступники все, по моим понятиям. И так же думает Тимохин и вся армия. Надо их казнить. Ежели они враги мои, то не могут быть друзьями, как бы они там ни разговаривали в Тильзите.
– Да, да, – проговорил Пьер, блестящими глазами глядя на князя Андрея, – я совершенно, совершенно согласен с вами!
Тот вопрос, который с Можайской горы и во весь этот день тревожил Пьера, теперь представился ему совершенно ясным и вполне разрешенным. Он понял теперь весь смысл и все значение этой войны и предстоящего сражения. Все, что он видел в этот день, все значительные, строгие выражения лиц, которые он мельком видел, осветились для него новым светом. Он понял ту скрытую (latente), как говорится в физике, теплоту патриотизма, которая была во всех тех людях, которых он видел, и которая объясняла ему то, зачем все эти люди спокойно и как будто легкомысленно готовились к смерти.
– Не брать пленных, – продолжал князь Андрей. – Это одно изменило бы всю войну и сделало бы ее менее жестокой. А то мы играли в войну – вот что скверно, мы великодушничаем и тому подобное. Это великодушничанье и чувствительность – вроде великодушия и чувствительности барыни, с которой делается дурнота, когда она видит убиваемого теленка; она так добра, что не может видеть кровь, но она с аппетитом кушает этого теленка под соусом. Нам толкуют о правах войны, о рыцарстве, о парламентерстве, щадить несчастных и так далее. Все вздор. Я видел в 1805 году рыцарство, парламентерство: нас надули, мы надули. Грабят чужие дома, пускают фальшивые ассигнации, да хуже всего – убивают моих детей, моего отца и говорят о правилах войны и великодушии к врагам. Не брать пленных, а убивать и идти на смерть! Кто дошел до этого так, как я, теми же страданиями…
Князь Андрей, думавший, что ему было все равно, возьмут ли или не возьмут Москву так, как взяли Смоленск, внезапно остановился в своей речи от неожиданной судороги, схватившей его за горло. Он прошелся несколько раз молча, но тлаза его лихорадочно блестели, и губа дрожала, когда он опять стал говорить:
– Ежели бы не было великодушничанья на войне, то мы шли бы только тогда, когда стоит того идти на верную смерть, как теперь. Тогда не было бы войны за то, что Павел Иваныч обидел Михаила Иваныча. А ежели война как теперь, так война. И тогда интенсивность войск была бы не та, как теперь. Тогда бы все эти вестфальцы и гессенцы, которых ведет Наполеон, не пошли бы за ним в Россию, и мы бы не ходили драться в Австрию и в Пруссию, сами не зная зачем. Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну. Надо принимать строго и серьезно эту страшную необходимость. Всё в этом: откинуть ложь, и война так война, а не игрушка. А то война – это любимая забава праздных и легкомысленных людей… Военное сословие самое почетное. А что такое война, что нужно для успеха в военном деле, какие нравы военного общества? Цель войны – убийство, орудия войны – шпионство, измена и поощрение ее, разорение жителей, ограбление их или воровство для продовольствия армии; обман и ложь, называемые военными хитростями; нравы военного сословия – отсутствие свободы, то есть дисциплина, праздность, невежество, жестокость, разврат, пьянство. И несмотря на то – это высшее сословие, почитаемое всеми. Все цари, кроме китайского, носят военный мундир, и тому, кто больше убил народа, дают большую награду… Сойдутся, как завтра, на убийство друг друга, перебьют, перекалечат десятки тысяч людей, а потом будут служить благодарственные молебны за то, что побили много люден (которых число еще прибавляют), и провозглашают победу, полагая, что чем больше побито людей, тем больше заслуга. Как бог оттуда смотрит и слушает их! – тонким, пискливым голосом прокричал князь Андрей. – Ах, душа моя, последнее время мне стало тяжело жить. Я вижу, что стал понимать слишком много. А не годится человеку вкушать от древа познания добра и зла… Ну, да не надолго! – прибавил он. – Однако ты спишь, да и мне пера, поезжай в Горки, – вдруг сказал князь Андрей.
– О нет! – отвечал Пьер, испуганно соболезнующими глазами глядя на князя Андрея.
– Поезжай, поезжай: перед сраженьем нужно выспаться, – повторил князь Андрей. Он быстро подошел к Пьеру, обнял его и поцеловал. – Прощай, ступай, – прокричал он. – Увидимся ли, нет… – и он, поспешно повернувшись, ушел в сарай.
Было уже темно, и Пьер не мог разобрать того выражения, которое было на лице князя Андрея, было ли оно злобно или нежно.
Пьер постоял несколько времени молча, раздумывая, пойти ли за ним или ехать домой. «Нет, ему не нужно! – решил сам собой Пьер, – и я знаю, что это наше последнее свидание». Он тяжело вздохнул и поехал назад в Горки.
Князь Андрей, вернувшись в сарай, лег на ковер, но не мог спать.
Он закрыл глаза. Одни образы сменялись другими. На одном он долго, радостно остановился. Он живо вспомнил один вечер в Петербурге. Наташа с оживленным, взволнованным лицом рассказывала ему, как она в прошлое лето, ходя за грибами, заблудилась в большом лесу. Она несвязно описывала ему и глушь леса, и свои чувства, и разговоры с пчельником, которого она встретила, и, всякую минуту прерываясь в своем рассказе, говорила: «Нет, не могу, я не так рассказываю; нет, вы не понимаете», – несмотря на то, что князь Андрей успокоивал ее, говоря, что он понимает, и действительно понимал все, что она хотела сказать. Наташа была недовольна своими словами, – она чувствовала, что не выходило то страстно поэтическое ощущение, которое она испытала в этот день и которое она хотела выворотить наружу. «Это такая прелесть был этот старик, и темно так в лесу… и такие добрые у него… нет, я не умею рассказать», – говорила она, краснея и волнуясь. Князь Андрей улыбнулся теперь той же радостной улыбкой, которой он улыбался тогда, глядя ей в глаза. «Я понимал ее, – думал князь Андрей. – Не только понимал, но эту то душевную силу, эту искренность, эту открытость душевную, эту то душу ее, которую как будто связывало тело, эту то душу я и любил в ней… так сильно, так счастливо любил…» И вдруг он вспомнил о том, чем кончилась его любовь. «Ему ничего этого не нужно было. Он ничего этого не видел и не понимал. Он видел в ней хорошенькую и свеженькую девочку, с которой он не удостоил связать свою судьбу. А я? И до сих пор он жив и весел».
Князь Андрей, как будто кто нибудь обжег его, вскочил и стал опять ходить перед сараем.

25 го августа, накануне Бородинского сражения, префект дворца императора французов m r de Beausset и полковник Fabvier приехали, первый из Парижа, второй из Мадрида, к императору Наполеону в его стоянку у Валуева.
Переодевшись в придворный мундир, m r de Beausset приказал нести впереди себя привезенную им императору посылку и вошел в первое отделение палатки Наполеона, где, переговариваясь с окружавшими его адъютантами Наполеона, занялся раскупориванием ящика.
Fabvier, не входя в палатку, остановился, разговорясь с знакомыми генералами, у входа в нее.
Император Наполеон еще не выходил из своей спальни и оканчивал свой туалет. Он, пофыркивая и покряхтывая, поворачивался то толстой спиной, то обросшей жирной грудью под щетку, которою камердинер растирал его тело. Другой камердинер, придерживая пальцем склянку, брызгал одеколоном на выхоленное тело императора с таким выражением, которое говорило, что он один мог знать, сколько и куда надо брызнуть одеколону. Короткие волосы Наполеона были мокры и спутаны на лоб. Но лицо его, хоть опухшее и желтое, выражало физическое удовольствие: «Allez ferme, allez toujours…» [Ну еще, крепче…] – приговаривал он, пожимаясь и покряхтывая, растиравшему камердинеру. Адъютант, вошедший в спальню с тем, чтобы доложить императору о том, сколько было во вчерашнем деле взято пленных, передав то, что нужно было, стоял у двери, ожидая позволения уйти. Наполеон, сморщась, взглянул исподлобья на адъютанта.
– Point de prisonniers, – повторил он слова адъютанта. – Il se font demolir. Tant pis pour l"armee russe, – сказал он. – Allez toujours, allez ferme, [Нет пленных. Они заставляют истреблять себя. Тем хуже для русской армии. Ну еще, ну крепче…] – проговорил он, горбатясь и подставляя свои жирные плечи.
– C"est bien! Faites entrer monsieur de Beausset, ainsi que Fabvier, [Хорошо! Пускай войдет де Боссе, и Фабвье тоже.] – сказал он адъютанту, кивнув головой.
– Oui, Sire, [Слушаю, государь.] – и адъютант исчез в дверь палатки. Два камердинера быстро одели его величество, и он, в гвардейском синем мундире, твердыми, быстрыми шагами вышел в приемную.
Боссе в это время торопился руками, устанавливая привезенный им подарок от императрицы на двух стульях, прямо перед входом императора. Но император так неожиданно скоро оделся и вышел, что он не успел вполне приготовить сюрприза.
Наполеон тотчас заметил то, что они делали, и догадался, что они были еще не готовы. Он не захотел лишить их удовольствия сделать ему сюрприз. Он притворился, что не видит господина Боссе, и подозвал к себе Фабвье. Наполеон слушал, строго нахмурившись и молча, то, что говорил Фабвье ему о храбрости и преданности его войск, дравшихся при Саламанке на другом конце Европы и имевших только одну мысль – быть достойными своего императора, и один страх – не угодить ему. Результат сражения был печальный. Наполеон делал иронические замечания во время рассказа Fabvier, как будто он не предполагал, чтобы дело могло идти иначе в его отсутствие.

Юлия Пересильд, эта актриса оказалась весьма успешной, ведь в свои достаточно юные года построила отличную карьеру в мире кино. Сегодня мы поговорим подробнее о личной жизни Юлии Пересильд 2017, а также об её успехах в карьере и о детстве девушки.

Не многие знают, что юная актриса смогла с первого взгляда покорить сердца режиссеров, её талант нельзя было скрыть, именно поэтому она с легкостью получала самые сложные роли. Девушка с ранних лет хотела стать знаменитой актрисой, поэтому родители не были против, когда Юлия посвятила себя актерскому мастерству, ведь свою заветную цель девушка с легкостью осуществила.

Юлия Пересильд: фото

Огромная популярность к Юлии пришла в тот момент, когда она приняла участие в съемках картины под названием «Край», в этом фильме актриса получила роль красивой и юной девушки по имени Софья, как оказалось, данная роль принесла Юлии огромный успех и всеобщую любовь.

Юлия Пересильд была рождена в 1984 году, родители уже с раннего детства знали, что их дочь в будущем станет звездой российского кинематографа, родилась актриса в городе Пскове, где и провела свое детство с родителями. Как говорит сама актриса, она никак не могла понять, откуда же у нее появилась мысль о том, чтобы стать известной и сниматься в кино, ведь близкие и родные люди никак не были связаны с миром киноиндустрии. Родители девушки имели очень узкие специальности, мать работала с детками дошкольного возраста, а отец будущей актрисы писал красивые иконы и был очень известным человеком в городе.

С раннего детства эта девушка покорила своих родителей и знакомых талантами, она нисколько не стеснялась публики и часто принимала участие в постановках, Юлия с легкостью демонстрировала свой талант всем зрителям в зале и не боялась сцены. Также девочка достаточно рано начала проявлять интерес к пению, так как на этот момент будущая актриса обучалась в школе, свой талант она решила развивать в группе под названием «Эквалайзер».

Юлия Пересильд с родителями

Именно там руководители группы смогли научить юную девушку правильно показывать себя на сцене, а также красиво петь и представлять свой талант зрителям. Коллектив всегда поддерживал Юлию в её начинаниях, и как говорит сама актриса, именно с помощью их поддержки она начала выступать на сцене с новыми песнями и даже заполучила поклонников. Уже на тот момент личная жизнь Юлии Пересильд была на всеобщем обозрении.

Кроме того стоит отметить, что девушка обладала активным характером и всегда старалась быть в центре внимания, она часто принимала участие в любых школьных постановках, не редко участвовала в концертах, а также некоторое время была в составе команды школьного КВН. С раннего возраста девушка имела мечту, она очень хотела переехать жить в большую Москву, где ей бы предоставилось больше возможностей для развития таланта.

Эта мечта сбылась, когда девушке исполнилось всего одиннадцать лет, будущую актрису отправили в столицу нашей страны от школы, для выступления на проекте «Утренняя звезда».

Когда конкурс для Юлии завершился, она твердые решила для себя, что сможет связать свою жизнь только с кино и актерским мастерством, кроме того, это отлично удавалось девушке даже в столь юном возрасте. Как только Юлии исполнилось восемнадцать лет, и она получила среднее образование, будущая актриса сразу же переехала жить в столицу нашей страны — Москву.

Годы студенчества Юлии

На тот момент личная жизнь, муж и дети Юлии Пересильд на фото были никому не интересны, ведь девушка только начала свое обучение, после приезда в Москву будущая актриса решила поступать исключительно учебное заведение, где обучают актерскому мастерству, но она даже и подумать не могла о том, что сможет не сдать свои экзамены. Именно это и случилось в жизни Юлии, экзамены не были сданы, и зачислить девушку ВУЗ отказался, тогда ей пришлось вернуться в родной городок, где она подала документы в институт педагогики, куда её благополучно приняли.

Первая роль в сериале «Участок»

Стоит сказать, что обучение в этом институте у девушки длилось совсем не долго, Юлия была творческой натурой, по этой причине не могла жить, не реализовав свой талант. По этой причине Юлия решила организовать певческий коллектив под названием «Ночной перрон», с созданием группы помогал также Вячеслав Рахман, этот коллектив настолько понравился всем слушателям, что очень скоро группу начали приглашать на различные концерты в города России, а позднее коллектив был приглашен в Латвию.

Девушка относилась к этому творчеству очень ответственно и серьезно, она много времени проводила на репетициях, но все таки Юлия понимала, что хочет выступить на сцене в театре. По этой причине, через некоторое время будущая актриса подготовилась к вступлению лучше, и уже более уверенно сдавала экзамены в выбранный театральный ВУЗ.

Юлия Пересильд на сцене театра

Так как в первый раз девушка подавала документы только в одно образовательное учреждение, в этот раз Юлия решила отнести документы сразу во все театральные вузы города.

Один из очень престижных вузов заметил талант девушки, поэтому светловолосую Юлию решили зачислить на два факультета, где она могла получить образование актрисы и режиссера.

Творческая карьера знаменитой актрисы

Первые свои творческие успехи девушка делала уже после окончания первого учебного курса в ГИТИС, уже в тот момент юная Юлия приглянулась некоторым режиссерам, работающим в театре. Когда девушке предложили работу в театре, Юлия безоговорочно согласилась, но она прекрасно понимала, что это лишь небольшая ступень к её большой карьере в мире кино. Выступая в театре, Юлия испытывала массу положительных эмоций, ей нравилось показывать свой большой талант зрителям, но при этом Юлия все еще мечтала о том, что сможет вскоре стать знаменитой актрисой отечественного кино.

Юлия Пересильд в фильме «Короткое замыкание»

Мечта девушки начала постепенно сбываться, уже в 2003 году Юлия получила свою первую роль в киноленте, и именно тогда она появилась на экранах телевизоров. Тогда девушке дали роль в знаменитом сериале «Участок», где она играла Наташу Кублакову. Но самый большой успех пришел к девушке тогда, когда актрису утвердили на роль Оли в киноленте под названием «Невеста», произошло это в 2006 году. Молодой актрисе в тот момент довелось поработать с достаточно известными актерами, что также помогло ей набраться опыта. Уже после съемки этого фильма, пресса стала часто обсуждать личную жизнь и мужа Юлии Пересильд.

После выхода этого фильма на экраны, критики расценили игру Юлии неправдоподобной и наигранной, но актриса не была расстроена этом, и через пару лет она приняла участие в съемках в фильме под названием «Пленный», где получила главную роль.

Режиссером этой киноленты оказался знаменитый мужчина по имени Алексей Учитель. Знаменитая актриса смогла настолько мастерски вжиться в свою роль молодой Насти, что ей верили и сочувствовали не только телезрители, но и самые придирчивые критики.

Актриса Юлия Пересильд в фильме «Людмила Гурченко»

Даже самые строгие критики страны отзывались об игре актрисы очень лестно, что также повлияло на дальнейшее становление карьеры Юлии. Через некоторое время после выпуска киноленты на экран, девушку начали засыпать предложениями о съемках. На тот момент личная жизнь, муж и дети Юлии Пересильд оказались в центре внимания, но как известно, на тот момент у девушки не было семьи.

Игра в киноленте затронула сердца не только телезрителей, но и Алексея Учителя, который являлся режиссером этой картины, мужчина говорит о том, что был сражен таким огромным творческим потенциалом. Чуть позднее Алексей снова пригласил Юлию сыграть в его фильме главную роль, и это уже никого не удивляло, ведь актриса отлично справлялась со своими ролями.

Юлия Пересильд и Евгений Циганов в фильме «Битва за Севастополь»

Уже в 2010 году была снята известная драма под названием «Край», здесь Юлия играла роль Софии, когда эта кинолента вышла на экраны телевизоров, то вызвала бурный восторг зрителей. Безусловно такой успех не мог оставить личную жизнь Юлии без внимания. Сразу после премьеры, Юлия была награждена премиями.

Личная жизнь: от кого родила Юлия Пересильд

Многие известные люди стараются тщательно скрывать детали своей жизни, Юлия не является исключением. Личная жизнь и дети Юлии Пересильд часто обсуждаются в прессе, ведь девушка обладает прекрасными внешними данными, многие могут только позавидовать такой внешности. И как бы Юлия не старалась скрыть свою жизнь, настойчивые папарацци все таки постепенно узнают что-то новое.

Юлия Пересильд и Алексей Учитель

Отношения Юлии и режиссера Алексея были достаточно близкими, по этой причине часто ходили слухи, что Алексей и актриса имеют роман, который стараются тщательно скрыть.

Но когда их вызвали на интервью, они отрицали факт их близких отношений. Многие считают, что пара специально решили выбрать такую тактику, чтобы семья Алексея не распалась из-за постоянных сплетен, ведь режиссер был женат на продюсере своих кинолент.

Юлия Пересильд и Евгений Циганов

Также стоит отметить, что Алексей имеет трех детей в браке с супругой, но уже в 2009 году у Юлии родилась дочка по имени Анна, а так как отношений у Юлии не было, многие предполагали, что отцом ребенка был именно Алексей Учитель.

Вскоре Юлия Пересильд родила второго ребенка, личная жизнь этой девушки тогда стала самой обсуждаемой темой, ведь актриса не была замужем. Девочку назвали Машей, а как было замечено некоторыми журналистами, на крестины ребенка приезжал сам Алексей Учитель. Выяснить кто является отцом деток невозможно, так как Юлия не была в зарегистрированном браке, а имя отца своих малышей она очень тщательно скрывает.

Актриса Юлия Пересильд сейчас

Позднее Юлия была замечена в компании Евгения Цыганкова, который также является актером кино, предполагали, что пара вместе, но Юлия не подтверждала этот факт даже после того, как Евгений ушел из своей семьи.

Родила от Евгения Цыганова

В 2015 году в семье Евгения Цыганова и его супруги, актрисы Ирины Леоновой, начался разлад. Актер ушел от жены, которая на тот момент была беременна… седьмым ребенком! Позже выяснилось, что Цыганов убежал вовсе не от быта, который его якобы душил, а к другой женщине. Ей оказалась Юлия Снигирь, уже носившая их общего ребенка. Для нее появившийся на свет мальчик(малыша назвали Федор) стал первым ребенком, а для Цыганова — восьмым… Актеры познакомились в 2014 году на съемках сериала« С чего начинается Родина». Судя по всему, во время совместной работы между Снигирь и Цыгановым проскочила искра, которая в итоге привела к беременности Юлии и скандалу в прессе. Пока публика обсуждала уход из семьи Евгения Цыганова, актер, в свою очередь, снял квартиру для новой возлюбленной и сам переехал на новое место.

Альбина Джанабаева

Родила от Валерия Меладзе

Все началось еще до того, как Альбина стала петь в «ВИА Гре» — у незамужней бэк-вокалистки родился сын Константин, но имя отца она не разглашала.

Популярное

Больше всего в этой любовной связи общественность возмущало, что Меладзе более десяти лет вел двойную жизнь: помимо Альбины в его жизни была супруга Ирина, родившая в браке трех дочерей.

В 2014 году Валерий оформил развод с женой и стал открыто жить с Альбиной, родившей ему уже второго сына Луку.

Юлия Пересильд

Родила от Алексея Учителя

33-летняя Юлия Пересильд воспитывает восьмилетнюю Аню и пятилетнюю Марию. Имя отца актриса не разглашала до осени 2017 года, но в октябре подтвердила, что родила дочерей от 66-летнего режиссера Алексея Учителя. Позже режиссер, который пока еще официально женат на продюсере Кире Саксаганской, подтвердил свое отцовство.

Ева Польна

Родила от Дениса Клявера

Как и Юлия Пересильд, певица сначала не раскрывала имя отца своей первой дочери Эвелин — тогда солист группы« Чай вдвоем» Денис Клявер был женат на танцовщице по имени Юлия, с которой воспитывал дочку и сына. Он и сам не хотел обсуждать факт рождения дочери Евы Польны, но в 2010 году певец все-таки признал факт своего отцовства.

Светлана Хоркина

Родила от Кирилла Шубского

В 2005 году спортсменка родила сына, появление которого на свет держалось в полной секретности, чего уж говорить об имени отца! Позже выяснилось, что им стал предприниматель Кирилл Шубский, муж актрисы Веры Глаголевой. Как известно, сейчас Шубский подтвердил свое отцовство.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Расчет энергетической ценности Энергетическая ценность единица измерения Расчет энергетической ценности Энергетическая ценность единица измерения Война в Чечне – черная страница в истории России Война в Чечне – черная страница в истории России Очень вкусные рецепты на зиму из моркови Очень вкусные рецепты на зиму из моркови