Заказ экскурсий Online. Греческий акрополь

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Акрополь в Афинах это визитная карточка Греции, сюда съезжаются туристы со всего света. По количеству продажи билетов и посещаемости он не уступает Колизею в Риме.

Не смотря на прошлые войны и природные катаклизмы, он простоял две тысячи лет (и еще простоит столько же) и до сих по поражает воображение своей величественностью и совершенством форм.

Подобные сооружения строили не только в , но и на территории Малой Азии (), в и Древнем Риме. Акрополь — это возвышенная часть города (строится на холме). Он служил убежищем для знати на случай войны. На его территории строились дворцы, правительственные здания, храмы божеств-покровителей. Не смотря на перенесенные катаклизмы, Афинский Акрополь сохранился лучше всех из ныне существующих. По сей день ведутся активные работы по его реставрации.

История

Еще во времена архаики были заложены первые храмы. В VII-VIдо н.э. началась активная застройка холма. Он служил царской резиденцией. В 447 г. до н.э. началась перестройка комплекса знаменитым скульптором того времени Фидием. Комплекс получил тот архитектурный облик, который известен нам сейчас. Постепенно величайший памятник культуры ветшал, Афины превратились в провинциальный город Римской Империи.

Панорамная прогулка по улица возле Акрополя в разы интереснее, чем сами руины (:

В Византийский период храм богини Афины, покровительницы города (Парфенон) стал христианской церковью. С наступлением турок в XV веке весь храмовый комплекс был превращен в мечеть, а затем в склад боеприпасов и арсенал. В XIXвеке Греция стала независимой страной, с этого момента стал активно восстанавливаться древний облик Акрополя. Застройка, произведенная на территории в Средние Века и Новое Время, была ликвидирована.

Все скульптуры, которые находятся на территории Акрополя в Афинах заменены копиями, оригиналы хранятся , и Музее Акрополя.

Как выглядит Акрополь

К сожалению, в настоящий момент — это руины . Да, ведутся крупные работы по его восстановлению отдельных его объектов, но до завершения работ очень далеко.

Высота холма, на котором построен памятник, 300 метров. Забравшись на него, вам откроется прекрасный вид на Афины. Акрополь состоит из 21 элемента, которые связаны между собой в один архитектурный ансамбль.

Храм Парфенон в Афинах

Парфенон — ключевой храм Акрополя, сохранился лучше всех. Создан из белого мрамора, со временем он пожелтел. Считается самым древним зданием в мире, ведь его возраст насчитывает две тысячи лет! Его история — история и культура всей Греции.

В Театре Диониса до недавнего времени ставили древнегреческие комедии и трагедии, но сейчас он частично закрыт на реконструкцию (должна завершиться в 2015 году).

Архитектура храма Эрехтейон имеет необычную асимметричную планировку, а еще в нем было найдена масса реликвий, которые хранятся в музеях всего мира.

Фотографии

Полезная информация

Приезжайте к открытию или за несколько часов до закрытия, чтобы не стоять в большой очереди за билетом и прогуляться по комплексу без сильной жары. Запаситесь водой, придется забираться на 300-метровый холм. На подъеме вас ждет довольно крутая лестница, будьте осторожны.

Входной билет стоит 12 евро, его можно приобрести на месте. Для студентов и пенсионеров скидки. Очередь большая, но движется она очень стремительно. Билет действует четыре дня. Если не хватит сил посмотреть все сразу, всегда можно вернуться. В зимнее время по воскресеньям вход бесплатный.

Время работы: с 8:00 до 20:00 часов, в понедельник выходной.

Быстрее всего можно добраться на метро. Доезжайте до станции «Акрополи», оттуда следуйте указателям, которые на каждом шагу.

Акрополь на карте

Acropolis of Athens, Athens 105 58, Греция

История Акрополя

По легенде, основателем Афин и Верхнего города стал получеловек-полузмей Кекропс. Именно он предпочел в качестве покровительницы богиню мудрости и воздвиг в честь нее первые храмы. В последующие столетия на их развалинах появлялись более пышные сооружения, пока все здания Акрополя, за исключением фрагментарно уцелевшего храма Гекатомпедона, в V веке не были разрушены персами. Во времена Перикла и непосредственно после его смерти холм украсили лучшие произведения античной архитектуры – Парфенон и Эрехтейон.

В эпоху раннего эллинизма и подчинения Греции Риму у подножия холма появилось несколько театров. Христиане превратили языческие храмы в христианские, не перестраивая их, но частично изменяя интерьеры. Пришедшие на Балканы в XV веке турки использовали здания Афинского Акрополя как мечети. Существенных изменений на холме не происходило до тех пор, пока венецианцы в XVII веке не обстреляли город из пушек. Многие храмы были разрушены, требующая гигантских затрат реконструкция их не завершена до сих пор.

В XIX веке часть скульптур, украшавших фасады храмов, были вывезены во Францию и Великобританию, спор об их принадлежности ведется и сегодня.

Архитектурные особенности Афинского Акрополя

Территория холма застраивалась постепенно, новые здания возводились на руинах или незаконченных фундаментах прежних. Работы замораживались на десятилетия из-за нехватки средств. В общем, и в древности холм почти постоянно представлял собой стройплощадку. Старейшие из сохранившихся объектов Афинского Акрополя, такие как Парфенон, выполнены на исходе господства в архитектуре строгого дорического ордера с массивными колоннами. В близких к ним по времени сооружениях, например в Пропилеях, наряду с дорическими уже проявляются элементы более декоративного ионического стиля. Более поздний Эрехтейон – образец ионического архитектурного ордера.

Парфенон – важнейший храм Древних Афин

Центральная, верхняя точка панорамы Акрополя – храм Парфенон, посвященный Афине, покровительнице города. Это вершина творчества зодчего Иктина, действовавшего, правда, не в одиночку, а с командой единомышленников. Материалом для храма стал добывавшийся поблизости белый мрамор, в солнечном свете приобретавший золотистый отблеск. Эти особенности камня стали заметны сейчас, а в античные времена храм и все статуи были раскрашены в яркие цвета – красный, синий, желтый.

Все работы, начиная с создания проекта и заканчивая украшением Парфенона, проводились при Перикле, с 447 по 432 гг. до н. э. По замыслу архитекторов, храм на Афинском Акрополе должен был превзойти все, существовавшие ранее. Формально это прямоугольное в плане здание, покоящееся на трех мраморных ступенях и окруженное по периметру колоннадой высотой более 10 м. Люди попадали в храм через западный вход с невысокими ступенями. То, что видят туристы сегодня, и есть ступени с колоннами.

Заслуга зодчих состоит в том, что они поставили законы оптики на службу архитектуре. Колонны расширяются в центре, угловые колонны и пол расположены под углом – все это создает у наблюдателя ощущение строгой прямолинейности. Кроме того, благодаря ухищрениям архитекторов, Парфенон выглядит строго пропорциональным с любой точки обзора – и с территории Нижнего города, и при приближении к нему.

Скульптуры Фидия

Гигантскую, 13-метровую статую Афины, не дошедшую до наших дней, подготовил для храма Фидий, автор одного из чудес света – статуи Зевса Олимпийского. Деревянная фигура вооруженной богини-воительницы, по предположениям историков, была декорирована драгоценными камнями, слоновой костью и золотом. Об этом косвенно свидетельствуют найденные записи, содержащие отчеты строителей о приобретенных материалах, – всего на статую ушло около тонны металла. Примерный внешний облик воительницы восстановлен благодаря сделанным в древности копиям, одна из которых хранится в Национальном музее Афин. Богиня в длинном одеянии и шлеме левой рукой опиралась на щит, а в протянутой к зрителям правой держала фигурку крылатой Ники.

Кроме Афины Парфенос, мастер вместе с учениками изготовил рельефные плиты-метопы для фриза Парфенона. Часть из них в XIX веке была вывезена лордом Элджином в Великобританию и сейчас экспонируется в Британском музее, в огромном отдельном зале, украшая мраморные стены на уровне глаз посетителей. Совсем недавно проходила выездная выставка собрания в санкт-петербургском Эрмитаже – беспрецедентный случай, поскольку до сих пор парфенонские скульптуры никуда не вывозились. Греция судится с Великобританией в надежде вернуть артефакты на родину, поскольку разрешение на их вывоз давали не сами греки, а турки, под гнетом которых находилась страна. Впрочем, в Греции тоже есть на что посмотреть: здесь сохранилось более 40 оригинальных плит. Скульптуры фронтона, в отличие от рельефов, почти не уцелели и дошли до наших дней только во фрагментах.

Дальнейшая история Парфенона

Храм частично пострадал от пожара еще в античности, затем, в VI веке, после окончательного упадка Афин, стал христианской церковью, посвященной Деве Марии. При переделке под нужды культа пострадали статуи и интерьер Парфенона, взамен прежнего декора появились росписи стен. При турках, начиная с XV века, здание служило мечетью. Все это время храм был в относительной сохранности, пока в 1687 году венецианцы в очередном конфликте с турками не обстреляли его, спровоцировав разрушение. Декоративные детали были частично вывезены за пределы страны. В конце XIX века начались реставрационные работы, не завершенные и по сей день.

Эрехтейон – память о легендарном царе

Храмы возводились не только в честь богов, но в память о смертных. Такой чести удостоился царь Эрехтей, который, по легенде, был захоронен в этих местах. По другому мнению, именно в этой точке Афинского Акрополя, где в 421-406 гг. до н. э. появился Эрехтейон, поспорили Афина и Посейдон за главенство в регионе. Побелила, как известно, Афина, но храм на всякий случай посвятили обоим. Правивший Афинами Эрехтей для богов тоже был не чужим: погиб он по велению разгневанного Посейдона. Живописные разноуровневые руины Эрехтейона расположены к северу от Парфенона. Здание выполнено из нескольких сортов мрамора – белоснежного паросского, золотисто-белого пентелийского и сероватого элевсинского.

В отличие от внешне прямолинейного, величественного Парфенона, Эрехтейон состоит из частей разной высоты. Причина кроется в неровности почвы – архитектору нужно было преодолевать особенности рельефа. За дело взялся Мнесикл: ранее он уже оправдал доверие Перикла, построив входные ворота в Акрополь – Пропилеи. Чтобы не обидеть богов, зодчий разумно разделил пространство храма: Афине досталась восточная часть, Посейдону и Эрехтею – западная. Южный портик Эрехтейона поддерживают кариатиды – фигуры женщин, заменявшие колонны. Сегодня на месте работ древних скульпторов установлены копии статуй, оригиналы хранятся в музее Акрополя и Британском музее.

История Эрехтейона повторяет путь Парфенона: здание пережило христианизацию и нашествие турок, но было разрушено в борьбе с венецианцами. Впоследствии итальянцы попытались сложить детали, как конструктор, так что общие очертания храма восстановились, но впечатление разрухи все равно осталось.

Пропилеи – главные ворота комплекса

Туристы попадают в Афинский Акрополь через западные ворота, Пропилеи. Шесть массивных дорических колонн центральной части входа напоминают Парфенон, основная часть которого к моменту строительства была завершена. Боковые ионические колонны, более легкие и декоративные, снимают ощущение напряженности. Некогда к воротам примыкала художественная галерея и библиотека – археологам удалось найти их следы и воссоздать их очертания в объемных моделях. Сейчас общий комплекс ворот в основном восстановлен, разрушенные колонны заменены копиями.

Храм Ники Аптерос

Перед главными воротами сохранился небольшой храм с четырьмя ионическими колоннами со спиралями-завитками наверху, по краям портиков. Святилище было призвано охранять вход в Акрополь. Некогда внутри стояла статуя Афины, обычная спутница которой – Ника, богиня победы. Обычно ее изображали крылатой, но этот храм – исключение, не случайно его покровительница получила имя Аптерос – «бескрылая». Причиной такого отступления от канонов, по легенде, считается маленькая хитрость афинян. Они лишили Победу крыльев, чтобы она никогда не улетала из города.

Храм воздвигли во время Пелопонесской войны, поэтому здание украсили рельефами с изображениями побед жителей Аттики над персами и спартанцами для дальнейшего вдохновения. Турки разобрали храм на строительные материалы, чтобы возвести укрепления от венецианцев. Сегодняшний храм восстановлен значительно позднее, оригинальные скульптуры отданы в Новый музей. Активная фаза работ не пройдена, поэтому храм Ники часто закрывают для посетителей.

Разрушенные объекты

Еще несколько объектов сохранилось в Акрополе в виде остатков фундамента или бесформенных руин. В восточной части комплекса расположено святилище Пандиона, названное предположительно в честь легендарного царя Аттики. Между Парфеноном и Эрехтейоном – Гекатомпедон, самый древний храм Афинского Акрополя. За сто лет до появления Парфенона он был основным святилищем покровительницы города Афины. От него осталось обнаруженное во время раскопок основание колонн и известняковые скульптуры, сохранившие остатки краски. Справа от Пропилей – скромные развалины святилища Артемиды и склада оружия. За Эрехтейоном находилось святилище Пандросы с алтарем Зевса и посаженным самой Афиной оливковым деревом. Неподалеку располагалось крошечное здание, в котором работали благородные девушки, ткущие пеплос, верхнюю женскую одежду, для статуи Афины на Панафинейские игры – крупнейшие соревнования Аттики.

Туристические маршруты по Акрополю

Не искушенному в археологии и архитектуре туристу сложно разобраться в древнегреческих развалинах: на первый взгляд, все руины похожи друг на друга, перемешаны периоды и стили. Чтобы не заблудиться, можно выбрать простые ориентиры. Главные ворота с запада – Пропилеи, скромный храм перед ними – святилище Ники. Самое крупное, видное во всех сторон прямоугольное скопление колонн – Парфенон. Здание поменьше, гармонично сочетающее колонны разной высоты и украшенные женскими фигурами портики – Эрехтейон. Гулять по Афинскому Акрополю можно и в темное время суток – объекты подсвечиваются мощными прожекторами.

Новый музей Акрополя

Афинский музей Акрополя, в котором хранились декоративные фрагменты зданий Верхнего города, был открыт в 1874 году. Со временем коллекция так разрослась, что имеющихся залов и запасников не хватало для хранения объектов. Новое здание, значительно превышающее старое по размерам, нужно было расположить недалеко от Акрополя. Злоключения с проектом начались в 70-е годы ХХ века и длились до конца столетия: то греческие власти не могли найти подходящих архитекторов, то земельный участок не выдерживал никакой критики. Наконец, строители начали копать землю под фундамент и обнаружили новые археологические находки. Работы в этом месте были заморожены, пока архитекторы не предложили проект, не затрагивающий земельный слой.

Трехуровневый комплекс был открыт в 2009 году, в 300 м к югу от комплекса, рядом со станцией метро «Акрополь». Его цокольный этаж опирается на сотню колонн, а стеклянный пол позволяет любоваться раскопками, проходящими под ногами посетителей. Через стеклянные стены открывается фантастический вид на Акрополь. На нижнем этаже работает кафе, в двух уровнях – сувенирная лавка и книжный магазин. В туристический сезон музей ждет гостей с 8 утра до 8 вечера, в пятницу – до 10 вечера, в понедельник – до 4 часов, зимой работает по сокращенному графику. Стоимость билета для взрослых – 5 евро.

Информация для туристов

Наибольшее число туристов приезжают в Афины с апреля по октябрь, хотя Акрополь принимает гостей круглый год. Осмотр комплекса займет около двух часов, планировать его нужно на раннее утро, около 8, пока мрамор не прогреется под лучами солнца. Вечером до 6 часов еще жарко, основной поток организованных туристов уходит до 15 часов. С собой обязательно берут питьевую воду, обувь выбирают нескользкую, без каблуков.

Билет на осмотр Афинского Акрополя с лежащими на склонах холма театрами и находящимися по соседству Агорами и храмом Зевса стоит 12 евро. Осмотреть все достопримечательности за один раз сложно, поэтому билет на одно посещение каждого объекта действителен 4 дня. Возле касс Акрополя обычно очередь, избежать ее можно, если купить билет возле другого исторического памятника из списка. В майскую Ночь музеев и сентябрьские Дни европейского наследия на территорию комплекса можно попасть бесплатно.

Как добраться

Рядом с Акрополем расположено сразу несколько остановок общественного транспорта. Удобнее всего выходить на одноименной станции метро ветки M2, рядом с которой – пересадочный узел трамваев и автобусов. Чуть дальше к югу – остановка трамвая 1, 5, 15. С юга проходит автобус № 230. От метро и от музея Акрополя к кассам гостей отвозит электропаровозик.

Праздники и фестивали в Акрополе

Захватывающий лето и часть осени Афинский фестиваль выбрал одной из главных площадок Одеон Герода – отлично сохранившийся театр, построенный в 165 г. н. э. Постоянный доступ в него закрыт, посетители попадают внутрь только во время концертных мероприятий по билетам. Вместимость театра около 5000 зрителей.

Такая же судьба уготована расположенному с восточной стороны южного склона Акрополя театру Диониса. В эпоху расцвета Аттики здесь проходили состязания комедиографов и авторов трагедий, при римлянах в нем сражались гладиаторы. В процессе реконструкции предполагается укрепить сохранившиеся каменные ярусы и добавить к ним еще несколько зрительских рядов.

Отели в окрестностях Акрополя

Гостиницы в районе Акрополя стоят дорого, но бронировать номера в них нужно задолго до поездки из-за высокого спроса. Рядом с Новым музеем расположен 4-звездочный «Иродион», с юго-востока – The Athens Gate Hotel, заслуживший отличные отзывы постояльцев. 4-звездочный апарт-отель AVA Hotel and Suites с востоку от холма обойдется туристам примерно в полтора раза дороже, чем гостиница с номерами.

Рестораны и кафе возле Акрополя

Помимо музейного кафе, можно перекусить в нескольких ресторанах по периметру холма. К юго-западу от Пропилей, у подножия полудикого парка «Холм муз», рядом с остановкой 230 маршрута автобуса, расположен ресторан «Дионисос» с роскошными видами на Акрополь с летней веранды. Чуть восточнее – ресторан национальной кухни «Строфи». С северной стороны холма – таверна «Стаматопулос», открытая еще в 1882 году. Тесное кафе «Клепсидра» расположено на узкой улочке с граффити на стенах. Недалеко от него – «Анафиотика» с живой музыкой.

Достопримечательности в окрестностях Акрополя

В районе Акрополя сосредоточены основные исторические достопримечательности Афин. На востоке – руины храма Зевса Олимпийского, вернее, одного его угла, отлично сохранившийся храм Гефеста и остатки кладки рыночной площади-агоры – с северо-запада. К западу – Ареопаг, скалистый холм, где заседали власти Афин.

Афинский акрополь - главная достопримечательность греческой столицы. Как и положено охраняющей город крепости, он пережил массу испытаний. И богатая история этого места сегодня привлекает тысячи туристов ежедневно.

Афинским акрополем принято называть укрепленную часть города, построенную на возвышении (отсюда и название этой части древних поселений - верхний город). Точное время строительства афинской крепости неизвестно, однако легенды связывают его появление еще со временем мифического основателя и первого царя Аттики, Кекропса. И это не удивительно, ведь по данным археологических раскопок и сохранившихся до наших дней документов, можно утверждать, что постройки на вершине плоского холма рядом с современными Афинами существовали еще до начала эпохи Архаической Греции.

Афины Акрополь
Афины Акрополь Парфенон

Афинский акрополь - история

Единственным достоверным источником, указывающим на то, что укрепления здесь появлялись во времена Микенской Греции (бронзовый век) является существование колонны и нескольких кусков стены из песчаника. Других доводов, доказывающих строительство на холме старинного мегарона (храма), нет, однако в том, что он был, мало кто сомневается. Есть даже несколько ранних артефактов, указывающих на то, что человек здесь обитал с раннего неолита. Однако все это интересует в большей степени археологов, чем туристов.

Массивная стена «циклопической кладки» появилась на месте будущего Афинского акрополя немногим позже, чем был возведен мегарон. Каким он был, а также как выглядели укрепления позже, вплоть до эпохи архаики, представить практически невозможно. Информация о строительстве храмов и стен на этой территории, в большинстве своем, относится ко времени более позднему, чем VI век до н.э. Так, в 570-550 г. до н.э. здесь был выстроен храм в честь покровительницы города, богини Афины. Его название, Гекатомпедон («стофутовый»), было дано после обнаружения во время раскопок XIX века, благодаря длине стены в 100 футов. Примерно в то же время был построен «Оригинальный Парфенон» (Ur-Parthenon), а спустя 50 лет появился так называемый Старый храм Афины, Arkhaios Neōs. Позже он был неоднократно разрушен и восстановлен во время войн, и ко 2 в до н.э. уже точно не существовал.

Афины Акрополь на рассвете
Афины Акрополь вечером

Примерно в 500 г. до н.э. Ur-Parthenon был разобран, чтобы на его месте возвести Древний Парфенон (Older Parthenon). Здание было гигантским - для его строительства было подготовлено 8000 двухтонных известняковых блоков. Однако после победы при Марафоне афиняне пересмотрели стратегию строительства Парфенона и решили отдать максимальное предпочтение мрамору. Этот этап в существовании величественного храма зачастую называют Пред-Парфенон II. Однако достроить его не удалось - в 485 году пришлось сократить бюджет из-за начавшегося конфликта с вошедшим на престол Ксерксом I, а в 480 году акрополь был разграблен и предан огню ворвавшимися в Афины персидскими войсками.

После того, как угроза повторного вторжения со стороны персов была окончательно устранена, афиняне решили восстановить разрушенные храмы Афинского акрополя. Частично для реконструкции использовались сохранившиеся элементы уничтоженных строений, однако большинство из них возводились заново. Период, в котором велись работы под управлением знаменитого Перикла, совпадает с Золотым веком Афин. В то время возведены Пропилеи - монументальные ворота на западе стены. Построенные в течение пяти лет, они созданы из прекрасного мрамора и сегодня считаются главным архитектурным памятником эпохи «высокой классики».

Афины Акрополь туристы
Афины Акрополь туристы

В 424 г до н.э. закончились работы по возведению храма Ники Аптерос, на ионическом фризе которого были нанесены изображения богов и эпизодов из закончившихся четверть века назад греко-персидских войн. Внутри храма возвышалась статуя богини, державшей в руках шлем и гранат.

К 406 г до н.э. севернее Парфенона достроен Эрехтейон, храм в ионическом ордере. Всего за два года до падения Афин, в сложных экономических условиях, был закончен этот прекрасный образец древней архитектуры. Легенда гласит, что его возвели на месте, где Афина и Посейдон спорили о том, кто должен обладать Аттикой. К сожалению, в 1687 году его значительно разрушили венецианские войска, осаждавшие город. Поэтому сегодня храм Эрехтея со своей интересной ассиметричной планировкой представляет собой лишь развалины.

Парфенон

Отдельного внимания заслуживает, конечно, Парфенон, об истории которого можно говорить столько же, сколько о судьбе всего Афинского акрополя. Сейчас мы можем наблюдать лишь развалины здания, построенного в 447 - 438 годах. Украшал его величайший скульптор своего времени, Фидий. Ему же принадлежали уничтоженные скульптуры Афина Парфенос и Афина Промахос (последняя была столь высока, что служила маяком). До нашего времени дошло лишь 30 статуй из множества созданных Фидием в акрополе. В Афинах можно увидеть только 11 из них.

Парфенон был значительно разрушен во время взятия Афин варварами в 267 году. После реконструкции не удалось восстановить всю прелесть древнего строения. Разрушенные колоннады, потрескавшийся мрамор - все это было заменено, но со значительным упрощением.

Афины Акрополь - Одеон Герода Аттика
Афины Акрополь Парфенон

В IV - V веках н.э. Афины превратились в обычный провинциальный город Римской империи. К тому моменту храмы были ограблены, статуи вывезены или уничтожены, а Парфенон при Павле III перестроили в храм Святой Софии.

Во время завоевания страны Османской империей главный храм превратили в мечеть, а в Эрехтейоне разместили гарем. Самое страшное испытание Парфенону, ставшему в XVII веке для турков пороховым складом, пришлось пережить во время осады Афин венецианской армией. При обстреле акрополя один из снарядов вызвал детонацию хранившихся в нем боеприпасов, что моментально превратило в руины часть некогда величественного религиозного сооружения.

Даже после того, как Греция в XIX веке вновь обрела независимость, перестройка в акрополе не остановилась - в течение нескольких лет были уничтожены римские статуи, османский минарет, палаццо, франкская башня.

Афинский акрополь - сегодня

Сегодня Афинский Акрополь входит в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. На территории исторической «колыбели» Афин ведутся активные реставрационные работы, прикладывается максимум усилий для того, чтобы восстановить первозданный облик сохранившихся сооружений. Прошедший сквозь века, Афинский акрополь, возвышающийся на 156 метровом холме посреди Афин, является символом древнегреческой да и мировой цивилизации.

Афинский Акрополь время работы и стоимость посещения:

Часы работы:
Лето (с 1 апреля по 31 октября)
Понедельник: 8:00 до 16:00
Вторник, Среда, Четверг: 8:00 - 20:00
Пятница: 8:00 - 22:00
Суббота / воскресенье: 8:00 - 20:00

Зима (1 ноября - 31 марта)
Понедельник - четверг: 9:00 - 17:00
Пятница: 9:00 - 22:00
Суббота / Воскресенье: 9:00 - 20:00

Доступ прекращается за 30 минут до закрытия.

Стоимость:
Взрослые - 5.00 €
Подростки 5 - 18 лет - 3.00 €
Дети до 5 лет - бесплатно
Бесплатно для всех: 6 марта, 25 марта, 18 мая (Международный день музеев), 28 октября.

В далекие, ставшие легендарными времена, когда ахейские цари возводили «крепкостенные» дворцы, сложенные из громадных каменных глыб, а их дружины нападали на Крит и побережье Эгейского моря, в Аттике, на Акрополе - скалистом холме высотой 156 м. расположенном в ценфе равнины, орошаемой рекой Илиссом и его притоком Эриданом, - возник город Кекропия, будущие всемирно известные Афины…
На руины Акрополя лучше всего смотреть ранним летним утром или вечером. На рассвете первые лучи солнца, скользя по склонам гор Парнета и Эгалея, окрашивают в розовато-фиолетовый цвет скалы Саламина, пробегают по вершинам Пникса и Ареопага и надолго задерживаются на Акрополе. Вечернее солнце золотит и воспламеняет Парфенон; ясный воздух придает живые движения теням, и кажется, что руины так же прекрасны, как некогда были прекрасны только что построенные храмы. В середине дня Акрополь залит ярким светом, удлиняя черные тени капителей и перекрытий колонн. В этот час солнце горит как расплавленный металл, слепя глаза. А в те редкие в Афинах дни, когда небо темнеет, как перед бурей, храмы на горе становятся тусклыми и серыми, как пепел ушедших столетий…

По преданию Афины основал легендарный царь Кекроп. Ему греки приписывали установление моногамного брака, основание 12 городов, запрещение человеческих жертвоприношений и установление культа Зевса- Громовержца, Зевса Олимпийского. С именем другого легендарного царя - Эрихтония (или Эрехтея. хотя в отождествлении двух этих имен есть большая путаница), сына бога-кузнеца Гефеста и богини Земли Геи, связано установление в Аттике культа богини Афины и переименование Кекропии в ее честь, начало монетной чеканки, введение состязаний на колесницах. Потомком Эрихтония был царь Эгей, сын которого. Тесей, убил Минотавра и освободил Афины от тяжелой дани Криту. Тесей, ставший после своего возвращения с Крита царем Афин, считается основателем афинской демократии.
В далекие легендарные времена уводят нас предания о том, как возник.
…град велелепный Афины,
Область царя Эрехтея, которого в древние века Матерь Земля родила, воспитала Афина Паллада.
И в Афины ввела, и в блестящий свой храм водворила. Гомер. Илиада

Еще во II тысячелетии до н.э. территория Акрополя совпадала с первоначальной территорией Афин и была обнесена оборонительными стенами. Особенно мощные укрепления были устроены с западной, пологой стороны холма. Здесь был воздвигнут Эннеапилон - «Девятивратие», бастион с девятью воротами. За стенами находился древний дворец афинских царей - «дворец Эрехтея». Позднее в этом дворце появилось святилище богини Афины, а еще позднее все постройки светского характера нашли себе другие места, и Акрополь превратился в средоточие религиозной жизни древних Афин. За ним закрепилось название Священной скалы - здесь располагались многочисленные святилища, посвященные богине Афине, покровительнице города.
Афины, названные по имени дочери Зевса Афины, служили главным центром культа этой богини. Согласно греческой мифологии, Афина вышла в полном вооружении из головы Зевса. Это была любимая дочь бога-громовержца, которой тот ни в чем не мог отказать. Вечно девственная богиня неба, она вместе с Зевсом посылала гром и молнии, но также - тепло и свет. Афина - это богиня- воительница, отражающая удары врагов; покровительница земледелия, народных собраний гражданственности; воплощение чистого разума, высшей мудрости; богиня наук и искусства. Поднимаясь на холм Акрополя, древний эллин словно вступал в царство этой многоликой богини.

Создание величественного ансамбля Акрополя связано с победой греков в греко-персидских войнах. Представители всех греческих городов, собравшиеся в 449 г. до н.э., приняли план застройки Священной скалы, предложенный Периклом. Грандиозный архитектурно-художественный ансамбль должен был стать достойным памятником великой победе. Богатство Афин и их главенствующее положение предоставляли Периклу широкие возможности в задуманном им строительстве. Для украшения знаменитого города он черпал средства по своему усмотрению и в храмовых сокровищницах, и даже в общей казне государств Афинского морского союза.
Целые горы белоснежного мрамора, добываемого поблизости, доставлялись к подножию Акрополя. Лучшие греческие зодчие, ваятели и живописцы считали за честь работать во славу общепризнанной столицы эллинского искусства. В строительстве Акрополя участвовало несколько архитекторов. Но, согласно Плутарху, всем распоряжался Фидий. Во всем ансамбле чувствуется единство его замысла и единое начало, наложившее свою печать на детали всех главнейших памятников.
Холм, на котором воздвигались памятники Акрополя, неровен по своим очертаниям. Строители не стали вступать в конфликт с природой, но, приняв ее такой, какая она есть, облагородили ее своим искусством, создав ансамбль, в своей стройности более совершенный, чем природа. Гармоничные постройки Акрополя царят над бесформенной глыбой скалы, словно символизируя победу разума над хаосом. На неровной возвышенности ансамбль воспринимается постепенно. Каждый памятник живет в нем собственной жизнью, каждый глубоко индивидуален, и красота его открывается взору по частям, без нарушения единства впечатления.

Над крутым склоном священного холма архитектор Мнесикл воздвиг знаменитые беломраморные здания Пропилей - торжественного входа на Акрополь, с расположенными на разных уровнях дорическими портиками, связанными ионической колоннадой. Поражая воображение, величавая стройность Пропилей сразу же вводила посетителя в мир красоты, утверждаемый человеческим гением. По ту сторону Пропилей вырастала стоявшая на площади Акрополя гигантская бронзовая статуя Афины Промахос, Афины- воительницы, изваянная Фидием. Бесстрашная дочь Зевса олицетворяла военное могущество и славу своего города. От подножия статуи взору открывались обширные дали, а мореплаватели, огибавшие южную оконечность Аттики, ясно видели сверкающие на солнце высокий шлем и копье богини-воительницы.
За площадью поднимались колонны Парфенона, великого храма, под сенью которого некогда стояла другая статуя Афины, тоже изваянная Фидием: статуя Афины-девы, Афины Парфенос. Как и Олимпийский Зевс, это была хризоэлефантинная статуя, то есть сделанная из золота и слоновой кости. На ее изготовление пошло около 1200 кг драгоценного металла. Сегодня лишь свидетельства древних авторов, дошедшая до наших дней уменьшенная копия, да монеты и медальоны с изображением Афины дают нам представление об этом шедевре Фидия.

Некогда блиставшие белизной пентеликонского мрамора колонны Парфенона за прошедшие столетия словно покрылись благородной патиной. Окрашенные в коричневато-золотистые тона, они рельефно выделяются на фоне синего неба. Парфенон был храмом Афины Полиады (Градохранительницы) и обычно назывался просто «Храм» или «Большой храм».
Парфенон был построен в 447-438 гг. до н.э. архитекторами Иктином и Калликратом под общим руководством Фидия. В согласии с Периклом он пожелал воплотить в этом главнейшем памятнике Акрополя идею торжествующей демократии. Проект храма был тщательно продуман. Книга о работе Иктина и его помощника Катликрата, к сожалению, утеряна, но сам факт ее существования указывает на большую предварительную теоретическую работу. Этим в значительной степени объясняется быстрота постройки, граничившая, по мнению Плутарха, с чудом: храм был построен всего за 9 лет. Отделочные же работы продолжались до 432 г. до н.э.
Вершина античного зодчества, Парфенон уже в древности был признан самым замечательным памятником дорического стиля. Невооруженным глазом практически невозможно заметить, что в его облике… практически отсутствуют прямые линии Колонны Парфенона (восемь по фасадам и семнадцать по бокам) слегка наклонены внутрь при небольшом выпуклом искривлении горизонталей цоколя и перекрытия. Эти едва уловимые для глаза отступления от канона имеют решающее значение. Не изменяя своим основным закономерностям, тяжеловесный дорический ордер приобретает здесь непринужденное изящество, что и создает могучий архитектурный образ безупречной ясности и чистоты.

Эрехтейон - второй по значению памятник Акрополя. В древности он был главным храмом, посвященным богине Афине. И если Парфенону отводилась роль общественного храма, то Эрехтейон скорее храм жреческий. Здесь совершались главные таинства, связанные с поклонением Афине, здесь хранилась древняя статуя этой богини.
Все главные святыни Афин были сосредоточены в стенах Эрехтейона. Сам храм построен на месте легендарного спора Афины и Посейдона за власть над Афинами. По преданию, боги предоставили право решить этот спор старейшинам Афин. Судьи присудили отдать победу тому из богов, чей дар окажется более ценным для города. Посейдон ударил трезубцем и из скаты Акрополя забил соленый источник. Афина ударила копьем - и на Акрополе выросло оливковое дерево. Этот дар показался афинянам более полезным. Таким образом Афина вышла победительницей в споре, а оливковое дерево стало символом города.
В одном из залов Эрехтейона можно было видеть след, оставленный трезубцем Посейдона на скале во время его спора с Афиной. Так как эта святыня должна была всегда находиться под открытым небом, в перекрытии портика были устроены отверстия, сохранившиеся до сих пор. Рядом находился вход в расположенную под храмом пещеру, где обитала священная змея богини Афины, считавшаяся олицетворением легендарного царя и героя, покровителя Афин Эрехтея (или Эрихтония - этих двух мифологических героев иногда разделяют, иногда отождествляют), по имени которого храм получил свое название.
Под северным портиком храма сохранялась могила Эрехтея, а в западной части - колодец с соленой водой. Он считался тем самым источником, который создал Посейдон, и. по преданию, сообщался с морем. Перед Эрехтейоном со времен глубокой древности росла священная олива, выросшая от удара копья богини Афины, а в углу у западного фасада храма располагался Кекропейон - могила и святилище легендарного Кекропа, первого царя Аттики. Над ним сегодня возвышается всемирно известный портик кариатид - архитектурный символ Эрехтейона. Существует предположение, что прообразами кариатид Эрехтейона послужили аррефоры - служительницы культа Афины, избиравшиеся из лучших семей Афин. В их функции входило изготовление священного пеплоса, в который ежегодно наряжали древнюю статую Афины, хранившуюся в Эрех- тейоне.
Богиня Афина выступает на Акрополе и еще в одной своей ипостаси - Афины Ники, богини победы. Первое святилище Ники на Акрополе было разрушено персами во время греко-персидских войн. В 448 г. до н.э., по случаю мира, закончившего войну с персами. было принято решение о постройке на Акрополе нового храма Афины Ники, или, как его еще называли, храма «Бескрылой Победы»: хотя богиня победы Ника всегда изображалась крылатой, Афина Победительница не могла, да и не должна была иметь крыльев.
Стоявшие рядом Пропилеи и храм Афины Ники взаимно дополняли друг друга. Их архитектурная связь создавала неповторимый ансамбль входа на священную скалу Акрополя. Храм построил архитектор Калликрат в 427-424 гг. до н.э. Это изящное небольшое сооружение, построенное из мрамора, имеет размеры 5,6×8,3 м. Перед храмом Афины Ники стоял алтарь под открытым небом, предназначенный для жертвоприношений.
Во времена турецкого владычества храм Ники был разобран и использован для строительства укреплений. В 1830-х гг., после обретения Грецией независимости, турецкое укрепление было аккуратно разобрано, и храм Ники сложили заново. В 1935-1940 гг. его снова реконструировали, и теперь он предстает во всей своей красе - разумеется, с поправкой на всеразрушаюшее действие времени. А оно, как известно, неумолимо, и сегодня памятники Акрополя, пережившие войны, перестройки и человеческий вандализм, подвергаются техногенным опасностям: уже несколько десятилетий кислотные дожди и ядовитый смог разъедают белый мрамор древних храмов. Существует множество планов спасения Акрополя, но пока ни один из них не реализован, так что реставраторы, вероятно, еще долгое время не останутся без работы.

Акрополь (от греческого слова » акрополис» — что в переводе означает » верхний город») — представляет собой укрепленную часть города, находящуюся на возвышенности и предназначенную для обороны города в военное время. Акрополь был местом изначального поселения людей, а уже значительно позже вокруг него был построен нижний город, не имеющий значительных защитных сооружений.

Окруженные стенами города строились обычно вокруг холма или высокой скалы. На скале возводились внутренние укрепления. Такая цитадель в Древней Греции называлась Акрополем. Однако постройка выполняла не только роль внутренней крепости — греки хранили в глубине своего сознания представления о доисторических временах, и поднятая на скале площадь символизировала для них небесную сферу, священные очищающие душу силы и бессмертие.

Бесстрашные воины и мудрые военные инженеры укрепили вход в Акрополь лишь при приближении врага. Порог священного участка представлялся грекам своего рода границей бессмертия и земных прозаических дел. На акрополе были расположены храмы, посвященные древнегреческим богам. Одним из выдающихся памятников мировой архитектуры является Акрополь в Афинах.

Афинский акрополь занимает скалистый холм высотой более 150 метров. Его вершина пологая, и храмы построены на нем в восходящем порядке. Холм в ширину достигает размеров 170 метров, а в длину — около 300 метров.

Структура акрополя в Афинах.

Ансамбль Афинского Акрополя имеет в своем составе несколько храмов и других важнейших объектов, среди которых можно назвать следующие:

  • — это центральный и самый главный храм Акрополя, посвященный покровительнице городе, богине Афине. Построен храм в середине 5 века до нашей эры архитектором Калликратом.

  • Гекатомпедон — один из древнейших храмов в составе Акрополя, который был построен в честь богини Афины, который был построен значительно раньше Парфенона.
  • — храм в составе Акрополя, расположенный севернее Парфенона, который также имел важное религиозное и культовое значение. Эрехтейон был посвящен богине мудрости Афине, богу морей Посейдону, а также легендарному афинскому царю Эрехтею.

  • Статуя Афины Промахос — огромная бронзоая статуя богини Афины — покровительницы города — полиса. Ее автором стал скульптор Фидий, который воздвиг статую в 465 — 455 годах до нашей эры на возвышенном постаменте между храмами Парфеноном и Эрехтейоном.

Афина держит в руках щит и копье, а на голове статуи красуется золотой шлем. Копье также было сделано из чистого золота. В лучах солнца они сверкали, и их свет был виден на многие километры. Именно поэтому статуя Афины Промахос служила своеобразным маяком для моряков — по ней они ориентировались и успешно достигали берегов Эллады.

  • Пропилеи — представляют собой проход, ограниченный колоннадой, который предназначен для торжественных шествий. Пропилеи не случайно стали визитной карточкой Акрополя — их стройная колоннада оформляет вход в ансамбль.

  • Храм Ники Аптерос — посвящен богине Нике — победительнице. Храм расположен в юго — западном направлении от Пропилей. Он построен на выступе скалы, и поэтому дополнительно укреплен опорной стеной высотой в 8 метров. Храм Ники был построен Калликратом в 427 — 424 годах до нашей эры.

  • Элевсинион
  • Бравронейон — это святилище богини Артемиды Бравронской, которое было расположено в углу Акрополя рядом с Халькотекой. Богиня Артемида покровительствовала беременным женщинам и роженицам. храма отличается простотой и изяществом.

  • Халькотека — специальное здание, в котором были собраны для хранения оружие, ритуальные предметы и утварь для совершения жертвоприношений. Именно здесь хранились принадлежащие городу копья, щиты, панцири, катапульты, а также трофейное оружие, добытое в честном бою у неприятеля.

  • Пандросейон — это храмовая постройка — святилище, построенное в честь дочери первого царя Аттики Кекропса, которую звали Пандроса. Двор святилища имеет трапециевидную форму. На его территории расположен алтарь бога Зевса Геркея — покровителя семейного очага.

  • Аррефорион — это сооружение небольшого размера, служащее для проживания четырех аррефор — молодых девушек знатного происхождения, которые ткали пеплос, предназначенный в подарок богине Афине во время проведения ежегодных Панафинейских игр.
  • Афинский алтарь — специальное место во дворе Акрополя, на котором было принято совершать ритуальные жертвоприношения в честь древнегреческих богов. Обычно жертвы необходимо было приносить во время проведения торжественных мероприятий и праздников.

  • Святилище Зевса Полиея
  • Святилище Пандиона — на сегодняшний день представляет собой руины разрушенного здания, которое в древности находилось в юго — восточной части Афинского Акрополя. Это небольшое сооружение было храмом легендарного древнегреческого героя Пандеониса, одного из афинских царей.
  • Одеон Герода Аттического — представляет собой постройку в виде древнегреческого театра, рассчитанного для посещения 5 тысяч зрителей. Здание было построено в 165 году нашей эры по заказу греческого оратора и философа Герода Аттика в память о своей умершей супруге Регине. На сегодняшний день здание сохранилось практически полностью, и в нем проводятся спектакли и концерты.

  • Стоя Эвмена — это двухэтажное здание, в которого присутствуют колонны дорического ордера. Внутри сооружения расположены ионические колонны, а верхний ярус украшают капители, выполненный в пергамонском стиле. Впереди Стои находятся остатки фундамента памятника Никию. Стоя Эвмена была построена на склоне холма, и свое название получила по имени архитектора Эвмена II Пергамского.
  • Асклепион — это древнегреческий храм, построенный в честь бога врачевания Асклепия. Святилище имело не только религиозно — культовое значение, но и выполняло функции лечебного учреждения. Асклепионы способствовали развитию медицинской науки в Древней Элладе.

Лечением больных занимались жрецы бога врачевания — асклепиады. Поначалу выполнялись только определенные ритуальные действия, но позже жрецы стали использовать различные целебные травы и снадобья. Это помогало излечению больных, а также способствовало накоплению специальных медицинских знаний.

  • Театр Диониса
  • Одеон Перикла
  • Теменос Диониса
  • Святилище Аглавры

Пропилеи.

Этой границей служили колоннада под названием Пропилеи. Греки усовершенствовали ордер, заимствованный из традиционной египетской архитектуры. Колонны Пропилеи выполнены в дорическом ордере, который греки считали воплощением силы и мужества.

Экстерьер Пропилеи не характеризуется симметричными линиями. Правое крыло постройки словно сжалось, чтобы освободить место для мраморного храма. Четыре колонны храмика, более тонкие и изящные, стоят на точеных подставках и завершаются двумя упругими завитками. Это колонны ионического ордера — воплощение изящной женственности.

Храм Ники Аптерос.

Богиня победы Ника изображена безоружной, ибо настоящая победа выше оружия. Победа непостоянна, поэтому Ника имеет орлиные крылья. После греко — персидских войн греки утверждали, что поселившись в их городе, Ника никогда уже его не покинет, и поэтому изображали победу без крыльев, а сооружение назвали храмом Бескрылой Победы — Ники Аптерос. Таким образом, Победа стала для Афин домашней богиней.

И, как доказательство того, что она чувствует себя уверенно и уютно, на одном из барельефов храма она неторопливо поправляет завязку сандалии. Храм Ники расположен непосредственно перед входом в Акрополь. Левое крыло Пропилеи — просторный мраморный павильон, в котором был устроен первый в мире музей живописи — Пинакотека.

Статуя Афины Промахос.

Подобно тому, как другие города являлись отдельными друг от друга полисами, Акрополь был особенным миром, противопоставленным городу — миром, в котором реальность сливалась с вымыслом. Пришедших на Акрополь встречала огромная фигура в чешуйчатом панцире, отлитая из бронзы.

В борьбе за независимость было осознанно единство между людьми и землей. Грек беззаветно служил отечеству. Завоеванный мир мог оказаться непрочным, и Афины в любой момент могли снов обратиться к войне. Вооруженный мир существовал в обличии покровительницы полиса в доспехах и шлеме. Бронзовая фигура, опирающаяся на копье, была для афинян самой богиней Афиной.

Греческие скульпторы не придерживались раз и навсегда установленных стандартов, они постоянно находились в творческом поиске. Художник стремился придать фигуре более выразительную позу или новый жест. Каноны греческого искусства не были неизменны и за их строгим соблюдением жрецы не следили. Каждый мастер вносил свои изменения. Также греческому искусству были неведомы раз и навсегда установленные сюжеты.

Мир представлялся грекам в постоянном циклическом движении. Пластическое воплощение богов и героев было утверждением совершенства. Скульптура считалась главным из искусств, и работы над созданием скульптурных композиций возглавлял гениальный древнегреческий скульптор Фидий — творец бронзовой статуи Афины.

Как гласил миф, на роль покровителя города — полиса претендовали два божества — Афина и бог морей Посейдон. Во время спора Афина слегка коснулась скалы копьем, и на этом месте выросла олива. В свою очередь, Посейдон ударил трезубцем о камень, и из него забила вода.

Однако боги единодушно признали чудо, сотворенное Афиной, более полезным, и отдали город под ее покровительство. Свое название город также получил по имени богини.

Бог морей Посейдон был еще и богом богачей, в то время как богиня мудрости Афина покровительствовала труженикам. Миф о победе Афины над Посейдоном запечатлен в скульптурной композиции на западном фронтоне Парфенона — главного храма Акрополя.

Большинство фигур изображены обнаженными. Идеалом греков была гармония внешней и внутренней красоты, единство тела и духа. Греческие боги, непоседливые, пылкие и деятельные по своему характеру были похожими на самих греков.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Как общаться с судебными приставами Как общаться с судебными приставами Рецепт приготовления картофельного гратена с курицей с пошаговыми фото Рецепт приготовления картофельного гратена с курицей с пошаговыми фото Рецепты приготовления блюд из страуса Страусиное мясо рецепты приготовления Рецепты приготовления блюд из страуса Страусиное мясо рецепты приготовления