Концепция динамической структуры личности К.К. Платонова

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Структура личности по К.Платонову.

Структура личности по К. К. Платонову

В качестве модели иерархической структуры личности можно взять концепцию советского психолога К. К. Платонова, который выделял в личности четыре подструктуры. Этот психолог представлял структуру личности в виде своеобразной пирамиды, фундаментом которой являлись генетические, физиологические и биохимические особенности человеческого организма, а высший уровень определялся социальными и духовными особенностями личности (рис. 20.4).

Рис. 20.4 Структура личности по К. К. Платонову

Первая подструктура - это биологический фундамент личности, который определяется полом, возрастом и особенностями протекания биохимических и нервных процессов.

Вторая структура - формы отражения, которые зависят от особенностей познавательных процессов человека - его внимания, памяти, мышления, восприятия и ощущений.

Третья подструктура - жизненный опыт, основу которого составляют знания, умения, навыки и привычки.

Четвертый уровень личности - ее направленность, которая определяется *-убеждениями человека, его ценностями, мировоззрением, желаниями, влечениями, стремлениями и идеалами.

Каждый следующий уровень в процессе индивидуального развития надстраивался над предыдущим. При этом высшие уровни, с одной стороны, зависели от низших, а с другой - активно влияли на них.

К примеру, социальная направленность предпринимателя зависит от его половой принадлежности: у мужчин-бизнесменов она ориентируется больше на внешние признаки престижа и богатства, в то время как у женщин, занимающихся бизнесом, немаловажную роль играют семейные ценности и гармоничность их отношений с близкими людьми. С другой стороны, сформированные интересы в области бизнеса могут влиять на биологические программы личности, так у всœех успешных предпринимателœей, независимо от пола и возраста͵ отмечаются такие личностные качества, как трудолюбие, настойчивость, активность и т. д., позволяющие им компенсировать недостатки биологической подструктуры их личности.

47. Понятие ʼʼскриптовʼʼ и их влияние на жизненный путь человека.

крипт (от англ. script – сценарий) - элемент памяти. Схема события, которая включает в себя ряд отдельных эпизодов. Предполагается, что именно в форме скриптов организованы знания в памяти.

Представители теории ʼʼскриптовʼʼ в когнитивной психологии (Ж.Ф. Лейнс, Б. Дарден, С. Фиске) рассматривают сценарий как автоматизированную схему, в значительной степени определяющую особенности жизнедеятельности человека. В данном направлении сложилось понимание сценариев как событийных схем (ʼʼскриптовʼʼ), включающих представления об организованных последовательных событиях, целях поведения, возможных ролевых предписаниях, а также фокусных изменчивостях в последовательности или содержании событий. Скрипты служат для автоматизации – ʼʼкодировкиʼʼ часто повторяющихся в обыденной жизни последовательностей событий.

Отечественная психология, осуществляющая рассмотрение проблемы планирования жизненного пути личности и самореализации в контексте субъектного, смыслового и бытийного подходов, позволяет представить жизненный сценарий как смысловую систему, зависящую не только от социализирующего влияния, но и выстраиваемую самой личностью. В концепции жизнетворчества Л.В. Сохань положено представление о жизни человека как творческом процессе. Разрабатывая, корригируя и осуществляя свой жизненный сценарий, личность овладевает искусством жить – особым умением, базирующимся на глубоком знании жизни, развитом самосознании и владении системой средств, методов и технологий жизнетворчества. Жизнетворчество выступает способом решения текущих, среднесрочных и перспективных жизненных задач. Это процесс упорядочивания личностной событийной картины жизни, процесс ее самосовершенствования.

Наряду с понятием ʼʼжизненный сценарийʼʼ в психологических исследованиях в психотерапии используются и другие содержательно схожие категории, такие как ʼʼжизненный путьʼʼ, ʼʼжизненная стратегияʼʼ, ʼʼварианты жизниʼʼ, ʼʼстиль жизниʼʼ, ʼʼжизненная задачаʼʼ, ʼʼвременная перспективаʼʼ, ʼʼжизненная перспективаʼʼ, ʼʼжизненная рольʼʼ, ʼʼжизненная позицияʼʼ и др.
Размещено на реф.рф
(К.А. Абульханова-Славская, А. Адлер, Б.Г. Ананьев, Т.Н. Березина, Э. Берн, Ш. Бюлер, Е.И. Головаха, Н.В. Гришина, В.Н. Дружинин, П. Жане, П.Б. Кодесс, Л.Н. Коган, Е.Ю. Коржова, Ж.А. Леснянская, Н.А. Логинова, Ж. Нюттен, Л.А. Регуш, С.Л. Рубинштейн, А.Е. Созонтов, Л.В. Сохань, Й. Стюарт, К. Штайнер и др.). Эти термины различаются объектами будущего, уровнем обобщения и, вследствие этого, разным прикладным потенциалом, но за каждым из этих явлений, относящихся к будущему человека, стоят совершенно конкретные психические явления: переживания, жизненные планы, цели, ценности, уровни притязания, смысл жизни и т.д.

Структура личности по К.Платонову. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Структура личности по К.Платонову." 2017, 2018.

Структура личности по К.К. Платонову рассматривает личность как динамическую систему. Она построена также по принципу иерархичности и включает четыре основные рядоположенные подструктуры личности. Данная структура позволяет охватить в себя и охарактеризовать все известные свойства личности и их уже достаточно хорошо изученные обобщения. 1-я подструктура личности объединяет направленность и отношения личности, проявляющиеся как ее моральные черты. Элементы (черты) личности, входящие в эту подструктуру, не имеют непосредственных врожденных задатков, а отражают индивидуально преломленное групповое общественное сознание. Эта подструктура формируется путем воспитания. Она может быть названа социально обусловленной подструктурой, но может более коротко быть названа и направленностью личности. Направленность, взятая в качестве целого, в свою очередь, включает в себя такие ее формы, как подструктуры: влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, мировоззрение, убеждения. В этих формах направленности личности проявляются и отношения, и моральные качества личности, и различные формы потребностей.

В эту подструктуру включаются различные проявления отношений исходя из пятого приведенного критерия выделения подструктур - общепринятости психологических понятий. Однако отношение более правильно рассматривать не как свойство личности, а как атрибут сознания, наряду с переживанием и познанием, определяющими различные проявления его активности. Но более всего активность направленности проявляется через убеждения. Изучение этой подструктуры требует социально-психологического уровня.

Упомянутый термин «убеждение» требует уточнения. В одном значении это синоним уверенности в истинности конкретного факта или положения. В этом значении убеждения являются компонентом мировоззрения, притом наиболее существенным. Но во втором значении, акцентируемом психологами, убеждение - наивысший уровень направленности, в структуру которого входит не только мировоззрение, могущее быть пассивным, но и активизирующая его воля к борьбе за него. В этом значении убеждение - высший итог идеологического воспитания личности.

Схема иерархии основных рядоположенных подструктур

Краткое название Подструктуры подструктур Соотношение Основные связи с Уровень анализа Виды формиро­вания
биологического отражением сознанием потребностью активностью
Направлен­ность личности Убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы, желания Биологического почти нет Отношение к отражаемому на основе опыта В основном от сознания будущего Через отражение социальной нужды Через убеждения Социально-психологический Воспитание
Опыт Привычки, умения, навыки, знания Значительно больше социального Динамика форм отражения Необходимость осознания прошлого Через привычки Через волевые навыки Психолого-педагогический Обучение
Особенности психических процессов Вопя, чувства, восприятие, мышление, ощущения, эмоции, память Чаще больше социального Формы психического отражения Достаточно осознания настоящего личностную нужду Через волю и эмоции Индивидуально-психологический Упражнение
Биопсихи­ческие свойства Темперамент, половые, возрастные свойства Социального почти нет Механизмы психического отражения Только стиль осознания Через биологическую нужду Через сипу и подвижность нервных процессов Психофизио­логический Нейропсихо-попмеский Тренировка

2-я подструктура личности объединяет знания, навыки, умения и привычки, приобретенные в личном опыте путем обучения, но уже с заметным влиянием и биологически, и даже генетически обусловленных свойств личности. Эту подструктуру иногда называют индивидуальной культурой, или подготовленностью, но лучше ее кратко называть опытом. Активность опыта проявляется через волевые навыки, а его изучение требует психолого-педагогического уровня.

Свойства, входящие в эту подструктуру, далеко не все психологи рассматривают как свойства личности. Действительно, только начинающий формироваться навык, как и всякое однократное действие (как и однократное, кратковременное проявление интереса в предыдущей подструктуре или психической функции в следующей), еще не свойство личности, а только кратковременный психический процесс или состояние. Но их типичные для данного индивида проявления, так же как и закрепленные знания, навык (не только умственный или волевой, но и моторный и сенсорный) и тем более умение и привычка - уже бесспорно свойство личности, В этом ведь и заключается диалектика перехода количества в качество в ряду: кратковременный процесс - состояние - свойство личности.

3-я подструктура личности объединяет индивидуальные особенности отдельных психических процессов, или психических функций, понимаемых как формы психического отражения: памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли. Порядок этот не случаен. Психическая память развивалась на основе физиологической и генетической памяти, и без нее не могли бы ни существовать, ни развиваться другие формы отражения. Поэтому с нее и начинается этот иерархический ряд психических процессов как форм отражения. Но каждая форма отражения, закрепляясь своим видом памяти, становится свойством личности. Если механическая память открывает этот ряд, то смысловая память как бы замыкает его. Поэтому память лучше рассматривать как следовую форму отражения, пронизывающую весь иерархический ряд его форм снизу доверху.

Эмоции и ощущения как формы отражения свойственны и животным. Влияние биологически обусловленных особенностей в этой подструктуре видно еще более отчетливо, поскольку формы отражения являются функциями мозга и зависят от его состояния. Она, взаимодействуя с тремя остальными подструктурами, формируется в основном путем упражнения. Изучается она в основном на индивидуальном психологическом уровне.

4-я подструктура личности объединяет свойства темперамента, или, как теперь говорят вслед за Б. М. Тепловым, типологические свойства личности. Сюда же входят половые и возрастные свойства личности и ее патологические, так называемые «органические» изменения. Формируются нужные черты, входящие в эту подструктуру (а точнее, переделываются), путем тренировки, если эта переделка вообще возможна. Большую, чем в предыдущих подструктурах, роль здесь играет компенсация. Свойства личности, входящие в эту подструктуру, несравнимо больше зависят от физиологических особенностей мозга, а социальные влияния их только субординируют и компенсируют. Потому кратко эту подструктуру можно называть биопсихической. Активность этой подструктуры определяется силой нервных процессов, а изучается она на психофизиологическом, а иногда и на нейропсихологическом, вплоть до молекулярного, уровне.

В эти четыре подструктуры могут быть уложены все известные свойства личности. Причем часть этих свойств относится в основном только к одной подструктуре, например убежденность и заинтересованность - к 1-й; начитанность и умелость - ко 2-й; решительность и сообразительность - к 3-й; истощаемость и возбудимость - к 4-й. Другие, и их больше, лежат на пересечениях подструктур и являются результатом взаимосвязей р аз личных собственных подструктур. Примером может являться морально воспитанная воля как взаимосвязь 1-й и 3-й подструктур; музыкальность как взаимосвязь 3-й, 4-й и обычно 2-й подструктур. Не только каждая из этих четырех подструктур, рассматриваемая как целое, в свою очередь, имеет свои подструктуры, но и каждая черта личности также имеет свою структуру, в которую входят более тонкие связи. Например, хотя убежденность в основном относится к 1 -и подструктуре, в ее структуру входят в качестве элементов воля и соответствующие знания и умственные навыки.

Подходы к структуре личности.

Каждый из нас имеет какое-то свое представление о личности. Чаще всего личность ассоциируется с популярностью, публичным «имиджем», силой воли, высокой уверенностью в себе, развитым самосознанием и т. д. У одних людей эти качества проявляются более отчетливо, у других - менее.

В современной психологии выделяют семь основных подходов к изучению личности. Каждый подход имеет свою теорию, свои представления о свойствах и структуре личности, свои методы их измерения.

Выделяют:

ü психодинамическую,

ü аналитическую,

ü гуманистическую,

ü когнитивную,

ü поведенческую,

ü деятельностную

ü диспозициональную теории личности.

Вот почему можно предложить лишь следующее схематическое определение личности:

Личность - это многомерная и многоуровневая система психологических характеристик, которые обеспечивают индивидуальное своеобразие, временную и ситуативную устойчивость поведения человека.

Зарубежные теории понимания личности Вы рассмотрите самостоятельно и заполните таблицу или сделаете презентации, мы же подробно рассмотрим понимание личности в отечественной психологии.

«Личность – человек как носитель сознания»

К. К. Платонов выделяет в структуре личности следующие уровни:

  • социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества);
  • биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты, простейшие потребности);
  • Соц. опыт (объем и качество имеющихся знаний, навыков, умений и привычек);
  • индивидуальные особенности различных психических процессов.

К.К. Платонов понимал личность как динамическую систему, т.е. систему, развивающуюся во времени, изменяющую состав входящих в нее элементов и связей между ними, при сохранении функции.

В которой выделял следующие подструктуры(4):

  • Направленность личности. Черты личности, входящие в эту подструктуру, не имеют непосредственно врожденных задатков, а отражают индивидуально преломленное групповое общественное сознание. Данная подструктура формируется путем воспитания и включает в себя убеждения, мировоззрения, стремления, интересы, идеалы, желания. В этих формах направленности личности проявляются и отношения, и моральные качества личности, и различные виды потребностей. Подструктура направленности личности тесно связана с правосознанием, особенно в той части, которая определяет отношение субъекта к соблюдению норм права (нравственные принципы, ценностные ориентации, мировоззрение). Изучение направленности личности индивида позволяет определить его социальные воззрения, образ мыслей, ведущие мотивы, уровень его нравственного развития и во многом прогнозировать его поведение и поступки.
  • Биопсихические свойства. Это биологически обусловленная подструктура объединяет типологические свойства личности, ее половые, возрастные особенности и патологические изменения, которые в значительной степени зависят от физиологических морфологических особенностей мозга. Процесс формирования данной подструктуры осуществляется путем тренировки.Различные черты и свойства личности, входящие во все названные подструктуры, образуют две наиболее общие подструктуры: характер и способности, понимаемые как общие интегративные качества личности.Все эти подструктуры тесно связаны между собой и проявляются в виде единого целого, выражающего такое сложное интегративное понятие, как личность.
  • Социальный опыт. Эта подструктура объединяет знания, навыки, умения, привычки, приобретенные на основе личного опыта путем обучения, но уже с заметным влиянием и биологически, и даже генетически обусловленных свойств личности (например, способность к быстрому запоминанию, физические данные, лежащие в основе образования двигательных навыков и т.п.).
  • Индивидуальные особенности психических процессов . Данная подструктура объединяет индивидуальные особенности отдельных психических процессов, или психических функций: памяти, ощущений, восприятия, мышления, эмоций, чувств, воли, которые формируются в процессе социальной жизни. Психические познавательные процессы и другие формы отражения действительности вместе с приобретенными человеком знаниями и опытом во многом определяют такого сложное интегративное образование личности, как интеллект, положительно коррелирующий с умственным развитием. Процесс формирования и развития индивидуальных особенностей психических процессов осуществляется путем упражнений.

Подход к проблемам личности С. Л. Рубинштейна (1889 1960)

«Личность – это совокупность внутренних условий, через который преломляются все внешние воздействия».

Согласно С. Л. Рубинштейну, человек как личность формируется, вступая во взаимодействие с миром (и другими людьми).

С. Л. Рубинштейн выступает против:

Идеализации личности,

Функционализации – дробления на отдельные функции,

Отрыва от деятельности,

Сведения личности к сознанию.

Отмечает зависимость личности и ее деятельности от общественных отношений и конкретных условий ее общественного бытия, зависимость ее сознания от деятельности.

Динамическая функциональная психологическая структура личности имеет четыре подструктуры. Их выделœение определяется следующими критериями:

1) крайне важностью и достаточностью для включения в них всœех элементов (черт) личности;

2) общепринятостью практически оправдавших себя классификаций свойств личности и психологически; понятий;

3) обратной пропорциональностью градиентов социальной и биологической обусловленности как отдельных свойств личности, так и объединяющих их подструктур;

4) специфичностью иерархически связанных видов формирования каждой из этих подструктур.

Немалое значение имеет и то, что никто из тех, кого удивляет, почему психологических подструктур личности четыре, не смог обосновать ни исключения какой-нибудь из них, ни добавления других.

Первая подструктура объединяет направленность, -отношения и моральные черты личности. Элементы (черты) личности, входящие в эту подструктуру, не имеют непосредственных природных задатков и отражают индивидуально преломленное классовое общественное сознание. Эта подструктура формируется путем воспитания. Она социально обусловлена. Коротко ее можно называть подструктурой направленности личности. Можно сказать и иначе - это установки, ставшие свойствами личности.

Взятая в качестве целого, направленность в свою очередь включает в себя несколько связанных иерархией форм. Это прежде асего влечение как наиболее примитивная биологическая форма направленности Она четко выражена по своей специфичности, но нечетка по содержанию, это смутная потребность в чем-то. Генетически наиболее ранняя и по своим физиологическим механизмам наиболее простая эта форма входит в структуру всœех последующих.

Желание - это уже вполне осознанная потребность и влечение к чему-то вполне определœенному Оно может быть и пассивным, но при включении в его структуру волевого компонента становится стремлением.

Интерес- это познавательная форма направленности на предметы. Генетически в его основе лежит безусловный ориентировочный рефлекс, связанный с эмоцией, но у человека интересы развиваются всœегда на базе условного рефлекса второй сигнальной системы и комплексно, становясь любознательностью. Интерес может быть пассивным, но при включении в его структуру волевого компонента направленности- стремления, он становится склонностью, которую можно определить как интерес и стремление к определœенной деятельности.

Конкретизированная в образе или представлении предельная цель склонности есть идеал. Эта цель может проявляться в нескольких формах: нравственного, эстетического, познавательного (гностического) и праксического идеала.

Мировоззрение- система усвоенных человеком представлений и понятий о мире и его закономерностях, об окружающих человека явлениях, природе и обществе. Оно может быть смутным или принявшим форму познавательного идеала; пассивным миросозерцанием или становиться убеждением.

Убеждения- это высшая форма "направленности, в структуру которой входят ее низшие формы и в которой мировоззрение связано со стремлением к достижению идеалов.

В направленности личности в целом нужно различать ее уровень, широту, интенсивность, устойчивость и действенность. Эти же качества направленности, суть которых ясна из их названий, присущи и ее указанным отдельным формам.

В формах направленности личности проявляются как отношения, так и моральные качества личности. При этом отношение, как было уже показано, не столько свойство личности, но прежде всœего свойство сознания наряду с переживанием и познанием. Все формы направленности личности вместе с тем являются и ее потребностями, и потенциальными (а могут становиться и актуальными) мотивами деятельности. В этом наиболее отчетливо проявляется принцип единства сознания и деятельности.

Вторая подструктура личности включает знания, навыки, умения и привычки, приобретенные в личном опыте, путем обучения, но уже с заметным влиянием и биологически обусловленных свойств личности. Ее иногда называют индивидуальной культурой, или подготовленностью; кратко она может быть названа подструктурой опыта.

Навыки и умения есть способы объективизации личности в деятельности и потому подробнее будут рассмотрены в следующей главе. Здесь же нужно отметить, что именно через эту подструктуру наиболее отчетливо объективизируется личность в ее индивидуальном развитии и именно через эту подструктуру индивидуальное развитие личности аккумулирует исторический опыт человечества.

Третья подструктура охватывает индивидуальных особенности отдельных психических процессов, или психических функций, как форм отражения. Влияние биологически обусловленных особенностей в этой подструктуре видно еще более отчетливо. Эта подструктура, взаимодействуя с остальными, формирует путем упражнения. Коротко ее можно называть подструктурой форм отражения.

Четвертая подструктура объединяет свойства темперамента (типологические свойства личности), половые и возрастные свойства личности и ее патологические, так называемые органические изменения. Формируются нужные черты, [входящие в эту подструктуру (а точнее, переделываются) путем тренировки. Οʜᴎ несравнимо больше зависят от физиологических и даже морфологических особенностей мозга, чем от социальных влияний на человека, и потому кратко эту подструктуру можно называть биологически обусловленной подструктурой.

В эти четыре подструктуры бывают уложены всœе известные свойства (черты) личности. Число последних очень велико. Так, только в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова среди 52 тыс. включенных в него слов 1548 определяют свойства личности. В грузинском языке их еще больше-около 4 тыс. Причем часть этих свойств относится в основном только к одной подструктуре, к примеру: убежденность и заинтересованность-к подструктуре направленности; начитанность и умелость - к подструктуре опыта; решительность и сообразительность-к подструктуре форм отражения; истощаемость и возбудимость-к биологически обусловленной подструктуре. Другие свойства лежат на пересечениях этих подструктур. Имея свою структуру, они являются результатом взаимосвязей различных подструктур. В качестве примера можно назвать морально воспитанную волю, которая представляет собой взаимосвязь подструктуры направленности и подструктуры форм отражения; музыкальность как взаимосвязь форм отражения и опыта; самообладание как взаимосвязь подструктур форм отражения, биологически обусловленной и, часто, опыта.

Каждая из этих четырех подструктур, рассматриваемая как целое, в свою очередь имеет свои подструктуры, каждая черта личности образуется из более тонких связей. К примеру, хотя убежденность в основном относится к подструктуре направленности, в нее входят в качестве элементов и воля, и соответствующие знания, и умственные навыки. Говоря языком математической теории множеств, четыре подструктуры личности являются пересекающимися множествами, но пересекающимися только частично.

Такова основная общая динамическая функциональная психологическая структура личности. Основной. мы ее называем потому, что кроме указанных четырех базовых, так сказать рядоположенных выделяются еще две наложенные на "них подструктуры - характера и способностей. Общая она потому, что свойственна любой личности, и потому, что каждая конкретная личность имеет свою индивидуальную структуру и ряд личностей бывают по различным признакам сгруппированы в типовые структуры. Эта структура динамическая потому, что она не остается неизменной ни у одной конкретной личности: с раннего детства и до самой смерти она меняется. Эта структура является функциональной потому, что она как целое, так и составные ее элементы рассматриваются как психические функции. Рано или поздно эта функциональная структура как «психологический узор» будет достаточно полно наложена на морфологическую и физиологическую структуру, как на «физиологическую канву», к чему, как известно, стремился И. П. Павлов. Наконец, это структура психологическая, потому что она обобщает психологические свойства личности, хотя и связана с социальными ролям личности.

Говоря о структуре личности, нельзя не остановиться на одном своеобразном проявлении недиалектического мышления. Мы имеем в виду тенденции выдавать подмеченную часть чего либо за целое. Эта тенденция очень четко проявилась и в учении о личности. Вкратце она сводится к следующему. Старая функциональная психология и опирающаяся на неё психотехника отождествляли личность только с подструктурой форм отражения, т. е. с отдельными «психическими функциями». Наиболее отчетливо это проявилось в так называемых профилях личности частоколе рядоположенных столбиков, которые она получала в результате замеров отдельных психических функций: памяти, внимания, сообразительное и т. д.

В конце 30-х и в 40-х годах, после того как в нашей стране была отвергнута педология, многие стали отождествлять личность только с подструктурой опыта. Культурно-историческая теория Л. С. Выготского была опошлена, ею пытались обосновать утверждено об эквипотенциальности (равновозможности) всœех новорожденных, что, конечно, было неправильно и чему эта теория не имеет прямого отношения.

Структура и теории личности.

План:

1.Структура личности. 2.Основные компоненты направленности личности. 3.Теории личности.

Личность – феномен общественного развития, конкретный человек, обладающий сознанием и самосознанием.

Личность – индивид, как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

Личность – это определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формируемое в совместной деятельности и общении (А.Н. Леонтьев).

Личность формируется только благодаря жизни в обществе. Человек становится личностью, когда система его мотивов оказывается в соответствии с требованиями общества.

Структура личности по К.К. Платонову

К. К. Платонов рассматривает личность как динамическую систему, т. е. систему, развивающуюся во времени, изменяющую состав входящих в нее элементов и связей между ними, при сохранении функции.

1. Подструктура направленности и отношений личности , которые проявляются в виде моральных черт. Они не имеют врожденных задатков и формируются путем воспитания. Поэтому она может быть названа социально обусловленной. Она включает желания, интересы, склонности, стремления, идеалы, убеждения, мировоззрение .

2. Подструктура опыта , которая «объединяет знания, навыки, умения и привычки, приобретенные путем обучения , но уже с заметным влиянием биологически, и даже генетически обусловленных свойств личности». К. К. Платонов, признает что «далеко не все психологи рассматривают указанные свойства как свойства личности». Но закрепление их в процессе обучения, делает их типичными, что и позволяет их считать свойствами личности. Ведущая форма развития качеств этой подструктуры – обучение обусловливает и уровень их анализа – психолого-педагогический.

3. Подструктура индивидуальных особенностей психических процессов или функций памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли . К. К. Платонов намеренно устанавливает такой порядок их следования, подчеркивая тем самым силу биологической и генетической обусловленности психических процессов и функций. В наибольшей мере это характерно для памяти, поскольку психическая память развивалась на основе физиологической и генетической памяти, а без нее не могли бы существовать другие психические процессы и функции.

Процесс формирования и развития индивидуальных особенностей психических процессов осуществляется путем упражнения, а изучается данная подструктура в основном на индивидуально-психологическом уровне.

4. Подструктура биопсихических свойств , в которую входят «половые и возрастные свойства личности, типологические свойства личности (темперамент) . Процесс формирования черт этой подструктуры, их переделки, осуществляется путем тренировки. «Свойства личности, входящие в эту подструктуру, несравнимо больше зависят от физиологических особенностей мозга, а социальные влияния их только субординируют и компенсируют». Поскольку активность этой подструктуры определяется силой нервной системы, то изучаться она должна на психофизиологическом и нейропсихологическом, вплоть до молекулярного, уровне.

Подходы к изучению личности:

В отечественной психологии:

    Биологизаторский (И.П. Павлов)

    Социологизаторский (В. Штерн).

По отдельности эти подходы не могут объяснить всю феноменологию личности, поэтому в науке они сочетаются (К.К. Платонов – представитель биосоциального подхода).

В зарубежной психологии:

Психоанализ, бихевиоризм, гуманистический подход, когнитивный подход.

Основные отечественные и зарубежные теории личности

Существует множество теорий личности: психоанализ З.Фрейда, аналитическая психология К.Г.Юнга, индивидуальная психология А.Адлера, постфрейдистские теории Анны Фрейд, Мелани Кляйн, Доналда Винникотта, Хайнца Кохута, гештальт-терапия Фрица и Лауры Перлз, гуманистический психоанализ Карен Хорни, эпигенетическая теория Эрика Эриксона, психосоматика В.Райха, женские теории, психология сознания Уильяма Джеймса, радикальный бихевиоризм Бэрреса Фредерика Скиннера, теория личностных конструктов Джорджа Келли, когнитивная психология Аарона Бека, клиент-центрированная терапия Карла Роджерса, Эриха Фромма, гумканистическая теория Абрахама Маслоу, трансперсональная психология Станислава Грофа, межличностная теория психиатрии Гарри Стэка Салливана, психодинамика Курта Левина, социально-когнитивная теория Альберта Бандуры, теория социального когнитивного научения Джулиана Роттера, факторная теория черт Раймонда Кеттелла, факторная теория типов Ганса Айзенка, психология индивидуальности Гордона Оллпорта, экзистенциальная психология Ролло Мэя, когнитивно-аффективная теория личности Уолтера Мишела и т.д.

1. Психоаналитическая концепция З.Фрейда . Структура личнос­ти включает в себя 3 составляющие: Оно (ид), Я (Эго) и Сверх-Я (Супер-Эго).

ОНО - руководствуется принципами удовольствия и проявля­ется в неосознаваемых желаниях и влечениях, которые проявляются в бессознательных импульсах и желаниях.

Я - разумная инстанция, основанная на принципе реальности. Бессознательные импульсы Оно Я приводит в соответствии с принци­пом реальности.

Сверх-Я - основана на принципе реальности и представлено социальными нормами, определяющими поведение личности.

Основные противоречия происходят между Сверх-Я и Оно, кото­рые разрешает и регулирует Я. Если оно не может их разрешить, возникает внутриличностный конфликт.

Фрейд в своей теории раскрывает природу внутриличностных конфликтов и механизмы защиты от них (проекция, сублимация, ра­ционализация, вытеснение, регрессия).

2. Теория комплекса неполноценности А.Адлера.

По Адлеру у человека уже в первые 5 лет жизни формируется комплекс неполноценности. Он вызывает активность личности. Ак­тивность проявляется в виде развитого социального чувства (поиск интересной работы, друзей) или в виде неразвитого социального чувства (преступности, алкоголизма, наркомании). Эти формы спо­собствуют компенсации комплекса неполноценности. Комплекс непол­ноценности компенсируется и стимуляцией собственных способнос­тей, имеющий 3 формы проявления: 1)адекватная компенсация (сов­падение превосходства с социальными интересами (спорт, музыка);

2) сверхкомпенсация (гиперразвитие эгоистической способности (накопительство, ловкачество) и 3) мнимая компенсация (уход в болезнь).

3. Типология личности К. Юнга. Он выделяет два типа личнос­ти: экстравертов (он ориентирован на внешний мир) и интровертов (оринтированных на мир собственных переживаний).

4. Теория личности Э.Фромма. Личность имеет двойственную, дихотомическую природу. Поэтому источником ее конфликтов являют­ся такие проблемы, как проблемы жизни и смерти, ограниченность человеческой жизни, проблемой громадных возможностей человека и ограниченностью возможностей их реализации.

5. Теория психосоциального развития (эпигенетическая теория) Э.Эриксона. Он выдвинул и обосновал идею стадий психосоциального развития личности. На каждой стадии существуют свои критические отметки. И если их личность проходит благоприятно, то развитие личности продолжает­ся гармоническое и наоборот.

6. К.К. Платонов понимал под личностью биосоциальную струк­туру, имеющую следующие составные части: 1)направленность, 2) опыт, 3) индивидуальные особенности отражения; 4) темперамент.

7. Концепция личности И.П.Павлова. Психического как самос­тоятельного явления в природе не существует и все психические явления можно объяснить с помощью биологических (физиологических понятий (биологизаторская концепция личности).

8. Концепция В.Штерна. Психическое развитие личности в краткой форме воспроизводит основные ступени исторического раз­вития общества (социологизаторская концепция личности).

9. Концепция личности К.Хорни . Человеком управляют две тенден­ции - стремление к безопасности и стремление к удовлетворению своих желаний. Эти стремления часто ведут к столкновению. Су­ществует 3 стратегии их преодоления: 1)стремление к людям;

2)стремление отдалиться от них; 3) стремление действовать против людей (агрессия) (это пути здорового человека) и 4) невротичес­кая покорность (больного).

10. Теория А.Маслоу . В основе развития личности лежит безусловное природное стремление к самоактуализации, что выражается как попытка актуализовать внутренние потенциалы и попытка удовлетворить потребности, отвечающие за физическое и психологическое выживание организма. Тенденция к актуализации обеспечивает улучшение жизни (и называется мотивацией роста), тогда как тенденция к выживанию обеспечивает лишь ее поддержание (и называется мотивацией депривации).

С тенденцией к выживанию соотносятся физиологические потребности (вода, пища и т.д.), потребности в безопасности (избегание боли), потребности в принадлежности и любви (близость, принадлежность к группе, идентификация) и потребность в уважении (одобрение самого себя и одобрение со стороны окружающих). Каждая из этих потребностей становится важной лишь тогда, когда удовлетворены все нижележащие. Когда удовлетворены все потребности, связанные с выживанием, на первый план выходят потребности в актуализации, а именно: потребность в самоактуализации (акцент на особые способности) и потребность в когнитивном понимании (акцент на информационный голод и потребность в стимуляции).

11. Теория К.Роджерса. Каждый человек стремится к самоактуализации.Важную роль в тенденции к самоактуализации играют потребности в позитивном внимании к себе самому и "Я".Полноценно функционирующая личность с раннего возраста получала безусловное позитивное внимание. Поэтому у нее нет тенденции к защитному поведению. Ей свойственны открытость к переживаниям (эмоциональная глубина и рефлексивность), экзистенциальность образа жизни (гибкость, адаптивность, спонтанность, индуктивное мышление), организмическое доверие (интуитивность, уверенность), эмпирическая свобода (субъективное ощущение свободы воли) и креативность (склонность к продуцированию новых действенных мыслей, действий и объектов).

Дезадаптированная личность получала условное позитивное внимание, поэтому у нее сформировались условия ценности и неконгруэнтность между "Я" и потенциалами, тенденция к защитному поведению. Кроме того, такая личность живет в соответствии с составленным заранее планом, и пренебрегает собственным организмом, вместо того чтобы доверять ему, чувствует, что ею манипулируют и не дают поступать в соответствии с собственными желаниями, ведет себя не креативно, а конформно.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Рецепт приготовления картофельного гратена с курицей с пошаговыми фото Рецепт приготовления картофельного гратена с курицей с пошаговыми фото Рецепты приготовления блюд из страуса Страусиное мясо рецепты приготовления Рецепты приготовления блюд из страуса Страусиное мясо рецепты приготовления Рецепты банановых оладий на любой вкус Рецепты банановых оладий на любой вкус