Икона святой Иаков Боровичский (икона святой Яков), икона для исцеления, купить именную икону. Россия, Центральный регион империи, XIX век

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Деревянная доска, крепкая, ровная, есть несколько очень старых отверстий от жучка.

Левкас, масло, покрывной лак.

Икона без реставрационных вмешательств!

Редчайшая именная старинная икона с образом святого Иакова (Якова) Боровичского - икона для Вас и икона в подарок!

Размер: 9.0 х 13.2 х 1.2 см.

Рассмотрите икону со всех сторон! Оригинальное профессиональное видео специально для Вас:

Яков - редкое имя в наши дни, а вот найти старинную именную икону с образом святого Якова - еще большая проблема, но сегодня у каждого из Вас есть уникальная возможность успеть купить небольшую писаную икону с образом этого святого!

Удобный размер, красивое исполнение, очень хорошая сохранность, редкий образ, доступная цена!

Иаков Боровичский Новгородский чудотворец - пожалуй, один из самых загадочных святых, просиявших в русской земле.

Церковное предание гласит, что в 1540 году к селению Боровичи приплыла против течения большая льдина, от которой валил густой пар. Было это на третий день после Светлого Пасхального дня. Сельчане приблизились к берегу и увидели, что в льдину вмерзла дубовая колода - открытый гроб с телом юноши.

Испугавшись, люди отпихнули шестами льдину со страшным грузом на середину реки Мсты, но трижды она возвращалась обратно.

Ночью же старейшинам привиделся во сне сам юноша, который вопрошал с упреком: Я такой же христианин, как и вы. Не гоните меня. Мое имя Иаков, я получил имя в честь святого Иакова, брата Господня!

Поняв наконец, что явление не случайно, что Сам Господь направил льдину к берегу, тело юноши перенесли сначала в часовню, а затем, через несколько лет - в Святодуховский храм, установили и день празднования.

Мощам святого Господь даровал великую целительную силу, поток паломников к святым мощам Новгородского чудотворца не иссякал.

Полиелейное празднование святому установлено было с 1572 года, также сложилось и иконописное правило, согласно которому святой Иаков Боровичский изображался "подобием млад, наг, препоясан платом", что можно увидеть и на представленной Вашему вниманию, иконе 19 века!

Поскольку святой оказывал Небесную целительную помощь, многие паломники, притекающие в храм, желали увезти с собой евлогии - памятные паломнические сувениры и такими религиозными предметами были, безусловно, небольшие живописные иконы, одну из которых Вы можете сейчас увидеть и купить для себя или в подарок!

Именная икона - наверное, самая востребованная среди старинных икон, но и самая редкая, поэтому найти и купить икону святого Якова Боровичского, написанную более ста лет назад, да еще и в хорошем состоянии сегодня крайне трудно.

Поэтому если вас зовут Яков, или Вы хотите купить икону в подарок для мальчика или мужчины, который носит это редкое и красивое имя, Вы можете выбрать данную антикварную икону!

Но если Вам необходима икона святого Якова Боровичского, как целительная икона, Вы также можете выбрать и приобрести этот редкий святой образ!

Память преподобного Иакова совершается два раза в год: 4 июня и в день перенесения честных его мощей 5 ноября по новому стилю.

Святой Иаков Боровичский Новгородский чудотворец, о чем молятся, о чем просят: молятся иконе святого Якова об исцелениях болезней плоти и духа, Иаков блаженный считается также тем святым, который может совершить знамение.

У Вас есть редчайший шанс купить старинную антикварную икону с образом святого Иакова Боровичского Новгородского чудотворца!

Новгородский, Христа ради юродивый (ск. ок. 1540). Не сохранилось никаких достоверных сведений о происхождении и жизни прав. Иакова. Но Господь прославил Иакова чудесами, произошедшими при мощах праведника. Тело св. Иакова вместе с гробом было… … Русская история

Иаков Боровичский (умер около 1540) святой Руской церкви, боровицкий и новгородский чудотворец, юродивый. Память совершается 22 мая и 23 октября (по юлианскому календарю). Сведений о жизни Иакова не сохранилось, предание называет его… … Википедия

Иаков: Яков (Иаков) библейское (еврейское) имя עקוב. Содержание 1 Библия 2 Правители 3 Святые и епископы … Википедия

ИАКОВ И ИОАНН - († ок. 1569 (?), дер. В. Прихон, ныне Шимского р на Новгородской обл.), прав. младенцы (пам. 24 июня, в Неделю 3 ю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых), Менюжские (Менюшские), братья. Краткое Сказание о святых сохранилось в рукописях… … Православная энциклопедия

Иаков - – имя святых русских по порядку их церковного поминовения в году: 1) Иаков – преподобн. галичский. Наиболее подробные сведения о жизни его даются в книжке неизвестного автора Св. угодники Божии и подвижники костромские; их жизнь,… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

БОРОВИЧСКИЙ В ЧЕСТЬ СОШЕСТВИЯ СВЯТОГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ - Собор в честь Сошествия Св. Духа на апостолов. 1674–1676 гг. Перестроен в 30–40 гг. XIX в. Фотография. 2003 г. Собор в честь Сошествия Св. Духа на апостолов. 1674–1676 гг. Перестроен в 30–40 гг. XIX в. Фотография. 2003 г. в г. Боровичи… … Православная энциклопедия

Блаженный, боровичский, мощи свидетельствованы в 1545 г. архиепископом новгородским Феодосием; память 23 октября; время жизни и подвигов неизвестно; мощи еще в середине XV в. уже находились на берегу р. Мсты и были почитаемы окрестными жителями;… … Большая биографическая энциклопедия

- (Яков) так называют нескольких лиц, признанных святыми в Христианской церкви. В испанском варианте звучит как Сантьяго, в английском Сент Джеймс (Сент Джемс). В испано и англоговорящем мире именем этих святых названо множество географических… … Википедия

А, муж.; стар. Иаков, а.Отч.: Яковлевич, Яковлевна; разг. Яковлич и Якович.Производные: Яковка; Якуня; Якуха; Якуша; Яша; Яшата; Яшуня; Яшута; Яшоня; Яня; Яся.Происхождение: (Др. евр. имя Ia‘qob он следует за кем л.)Именины: воскресенье по… … Словарь личных имен

Святой Иаков (Яков) так называют нескольких лиц, признанных святыми в Христианской церкви. В испанском варианте звучит как Сантьяго, в английском Сент Джеймс (Сент Джемс). В испано и англоговорящем мире именем этих святых названо множество… … Википедия

IV. О чудесах от св. мощей Иакова Праведного 16.
Самое явление честных мощей его, при бреге Мстинском в Боровичах, есть уже подлинное чудо. Обстоятельства, сопровождавшие сие явление, поистине изумительны. Нетленные мощи, возлежа в открытой колоде, без всякого укрепления, в целости приплыли на скользкой льдине к Боровичскому берегу, вверх по реке, против сильного напора весенних вод и быстрины порогов; колода была охвачена точно небесным огнем и как будто дымилась 18, неразумные усилия Боровичан, троекратно отталкивавших честное тело верного раба Христова оказались тщетны. Все это, вместе взятое, в связи с таинственным видением во сне и с нетлением св. мощей, в выс­шей степени знаменательно, сверхъестественно, чу­десно.
За все время, от явления мощей Иакова Праведного в 1452 г. и до открытия их в 1545 г., сохранились точные, хотя самые краткие, сведения только о следующих шести чудесных исцелениях, которые совершились на месте погребения нетленных останков угодника Божия, и ко­торые проверены нарочитою следственною коммиссиею и записаны ее в своем акте: 1) Накануне освящения новой Свято-Духовской церкви в Боровичском монастыре получила исцеление боярыня Ульяна, жена Рудного-Талызина, страдавшая семь лет ужасною головною болезнию, вследствие которой из ушей у нее постоянно шел гной, а лице и глаза постоянно пухли. 2) В самый день освящения монастырской цер­кви получила исцеление дочь крестьянина Тимохи Жданского с деревни Подола, девица Василиса, совершенно не видевшая правым глазом.
3) Вышеупомянутаго Рудного дворовый человек Иосиф Каратаев Гришица исцелился от падучей болезни.

4) Боровичская обывательница Анна Борисова, жена Горбатова исцелилась от глазной болезни, которою страдала три года.
5) Боровичская обывательница Ирина Вершина исцелилась от беснования. 6) Некая Домна Гаврилова, жена Моисеева, страдавшая тем же недугом беснования в течение двух лет, тоже совершенно исцелилась.
За время с открытия св. мощей в 1545 г. и до перенесения их из Боровичей в Валдай в 1654 г. достоверно известны также шесть чудес­ных исцелений. Они суть следующие:

1) Одна благочестивая женщина, именем Дария, долгое время страдала тяжкой головной болезнию и от оной совершенно лишилась зрения; но с верою притекши к честной раке чудотворных мощей угодника Божия Иакова и воздавши им должное поклонение, немедленно получила исцеление от своей головной болезни и от слепоты и возвратилась домой уже совершенно здоровою, славя Бога и Его Великого чудотворца, Иакова Праведного.
2) Подобным же образом получила исцеление мощей сего угодника Божия одна девица, по имени Иустина, долго страдавшая слепотою левого своего глаза. 3) Одна женщина, по имени Мария получила, молитве при мощах св. Иакова, исцеление от глазной болезни, которою сильно страдала. 4) Одна женщина, по имени Евфимия, совершенно слепая, стала ясно видеть, также после усердной молитвы пред ракою св. мощей. 5) Некогда пришла к мощам Иакова Праведного одна женщина, с давнего времени страдавшая кровотечением, и лишь только, сотворивши троекратное поклонение, коснулась честной раки св. угодника, течение крови ее немедленно остановилось, и она, благоговейно облобызав нетленные мощи, здравою отошла в дом свой 19. 6) Один священник три года страдал головными болями, до того сильными, что на одно ухо оглох. Не задолго до перенесения св. мощей Иакова Праведного в Иверский монастырь, этот священник изнемогая от своей болезни, случайно заснул, вдруг видит во сне, что к нему кто-то подошел и, называя себя Иаковом Боровичским, спрашивает о болезни, священник рассказал свою болезнь; тогда сей самый Иаков прикоснув­шись к голове больного, ткнул пальцем в ухо и, сказав, что оно скоро уже отходит отсюда, сделался невидим. Проснувшись, священник, действительно, никакой боли в голове не ощущал и, дотронувшись до уха, в которое ткнул пальцем явившийся, заметил, что из него вышло очень много гною. А вслед за сим совершилось и самое отшествие (перенесение) из Боровичей угодника Божия.
Наконец, одно чудесное исцеление соверши­лось уже во время перенесения святых мощей угодника Божия в Иверский монастырь. «После того, как преосвященный митрополит Макарий встретил нетленные мощи св. Иакова в селе Едрове, – повествует патриарх Никон, – и я, спустя три-четыре часа, прибыл в то же село. Когда остановились мы и пили часы по уставу, около седьмого часа дня пришла одна женщина с дочерию, девицею Мариею, объявляя, что эта дочь ее, шесть лет страдавшая слепотою, вне­запно прозрела, во время шествия мощей святого чудотворца. Я всячески испытывал исцеленную, показывая ей источники на своей мантии 20 и спрашивая ее о цвете их; но она, при всех моих испытаниях, отвечала удовлетворительно, совершенно ясно различая цветы источников. Тогда мы в радости душевной воздали хвалу Богу, творящему дивная чудеса во святых Своих». За всем тем, самое прибытие честных мо­щей в Иверский монастырь ознаменовано было некоторыми особенными, чудными явлениями. В ночь накануне прибытия, виден был необыкновенный свет над монастырем, в виде огненного столпа, ярко освещавший монастырскую окрестность на довольно значительное пространство. Подобный же свет виден был и в следующую затем ночь, уже по прибытии св. мощей на место, с тою впрочем разницею, что источником сего света был не один огненный столп, а четыре: един от них велик зело огнен, тии же три менши . Об этих чрезвычайных явлениях, как об особенных знамениях милости Божией, свидетельствует «немолчный проповедник чудес» и от угодника Божия, патриарх Никон, кото­рому, – как сказано выше, – самому в сонном видении, также в ночь по прибытии в Иверскую обитель, св. мощи Праведного Иакова явлены были среди дивного света 21.
Но этими немногими сказаниями о чудесах св. Иакова Праведного последние не исчерпываются совершенно. Нет сомнения, что от нетленных мощей сего св. угодника Божия, истекало множество и других чудесных знамений, особенно во времена, предшествовавшие открытию мощей и непосредственно за сим следовавшие. Так, в 1572 г., когда шла широкая молва о чудесах Иакова Праведного, Новгородский архиепископ Леонид, послал в Боровичи благочестивого иеромонаха Новгородского Розважского монастыря Трифона, Софийского священника Посника, да Дмитриевской церкви с Торговой стороны дьякона Семена и боярского сына Шестака, чтобы они, свидетельствовали мощи сего чудотворца, обстоятельно проверили рассказы о чудесах. Посланные исполнив поручение, донесли владыке, что чудесных исцелений при мощах св. Иакова Боровичского, действительно, совершается очень много 22. Но с течением времени, если не все, то боль­шая часть таковых знамений и чудес, исчезли из памяти людей за простотою древних жите­лей Боровичских, не сумевших сохранить письменные сказания о них 23. Кроме того, некоторые чудесные знамения от св. мощей угодника Божия могли быть затаены, по малодушию, сомнению, недомыслию и другим сокровенным причинам, в душах тех, кого Господь, по благоизволению Своему, избрал в причастники струящейся от сего нетленного источника бла­годати.

В Сказании о чудесах от мощей Иакова Боровичского сообщается, что летом 1544 г. жители Боровичей (ныне город в Новгородской обл.) обратились к Новгородскому и Псковскому архиепископу Феодосию с просьбой об освидетельствовании явленных чудотворных мощей неизвестного святого, погребенных в часовне на правом берегу реки Мсты. Архиепископ Феодосий послал в Боровичи клириков новгородского Софийского собора: священника Иоанна и диакона. Освидетельствование сопровождалось расспросами местных жителей о святом. Новгородским клирикам было рассказано местное предание, передававшееся «из роду в род», о явлении во вторник Светлой седмицы мощей, плывших в обгорелой колоде (гробе) без верха на большой льдине к Боровичам во время весеннего разлива Мсты (в севернорусской агиографии часто встречаются сообщения о вымывании мощей из земли во время весеннего половодья — см., в частности, Сказание о явлении мощей преподобных Вассиана и Ионы Пертоминских, Сказание о чудесах прп. Кирилла Вельского, Житие прп. Варлаама Важского). Мощи были погребены на правом берегу Мсты в том месте, куда их принесло водой. Следственная комиссия не выяснила, когда произошло это событие. В источниках приводятся разные даты: вторник Светлой седмицы 1452 г., пришедшийся в том году на 11 апреля (РНБ. Погод. № 629. Л. 172, XVII в.), 23 октября 1542 г. (см.: Сергий. Т. 1. С. 610) или 23 октября 1544 г. (РНБ. Археол. об-во. № 31. Л. 16 об., нач. XVIII в.). Преставление Иакова Боровичского связывают с 1452 г. (Там же) или с 1540 г. (Барсуков. Стб. 233). Длительная традиция передачи предания об Иакове Боровичском старожилами-«памятухами», существовавшая к сер. XVI в. в Боровичах, позволяет отнести явление мощей святого к XV в. В «Повести словеси…» сообщается, что мощи Иакова Боровичского плыли против течения, жители Боровичей отталкивали их от берега, однако гроб трижды приставал к одному и тому же месту. Устойчивость предания о первоначальном пренебрежении мощами Иакова Боровичского привела к тому, что коренных жителей Боровичей еще в XX в. звали «невежами» (Панченко. 1998. С. 134). После погребения мощей святой явился в сонном видении «старым людям» в Боровичах и сообщил: «Меня зовут Иаковом, ангил мой Иаков, брат Божий по плоти». Согласно более позднему местному преданию, Иаков Боровичский был отроком. В посвященных святому виршах, созданных не ранее 1657 г., он описан как юродивый отрок: «Кому подобен Иаков преблагий / Боровический, иже телом нагий. / Облече душу в добрый бисер драгий, / Днесь украшает Иверские праги. / Что луна небу, то Иаков младый» (цит. по: Некрасов И. С. Зарождение нац. лит-ры в Сев. Руси. Од., 1870. Ч. 1. С. 173; ср.: С. 54). Под влиянием сборника «Рай мысленный», в котором Слово о явлении мощей Иакова Боровичского соседствует с сочинениями об Иверской иконе Божией Матери, а также того обстоятельства, что мощи Иакова Боровичского и список Иверской иконы были главными святынями валдайского Иверского монастыря, к XIX в. сложилось предание об Иакове Боровичском как об отроке — герое Сказания об Иверской иконе Божией Матери, вместе с вдовицей прятавшем икону в Никее во времена иконоборчества (день празднования Иверской иконы — вторник Светлой седмицы — совпадает с днем явления мощей Иакова Боровичского). Прославленный в церковной службе как блаженный (Минея (МП). Октябрь. с. 589-592), Иаков Боровичский в старших посвященных ему памятниках называется праведным и преподобным, возможно, потому, что его чудотворные мощи почивали в боровичском в честь Сошествия Св. Духа на апостолов и в валдайском Иверском монастырях. В преданиях Иаков Боровичский предстает также крестьянином, судовщиком (бурлаком), который «принял Христа ради юродство и был убит громом» (Голубинский. С. 88; Секретарь. 1998. С. 272-275).

Священник Иоанн и диакон в «обыске чудес» 2 июля 1544 г. писали: «Смотрили умершаго Иакова, а он лежит в мощах: глава вся цела, и плоть его присохла к костем, око левое полно, а правое половина впало, губы обе целы, а ухо левое полно, а правое поизлежало, на обеих странах плоть личная от щек оттянулась и ис(со)хла, и на лице плоть костям прис(о)хла; рука левая по локоть с костью по запястье с телом зас(о)хла, и нохти и персты — все цело… а правая рука по локоть с костью, два перста у ней, а иные поотпали, а на перстех плоть и нохти есть; а по левой стране ребра засохли с плотью; а правыя страны ребра распалися, две ребренных кости держатца с теми грудми, а прочие уды все развалилися — лежат кости обнаженны» (ГИМ. Син. № 447. Л. 349-349 об.). В Сказании о чудесах от мощей Иакова Боровичского сообщается, как, получив «обыск чудес», архиепископ Феодосий обратился к Московскому митрополиту святому Макарию. Тот прислал грамоту, в которой предписывал создать комиссию для перенесения мощей Иакова Боровичского в новопостроенную церковь Сошествия Святого Духа в боровичском Свято-Духовом монастыре. Второй частью Сказания о чудесах от мощей Иакова Боровичского является грамота архиепископа Феодосия от 6 октября 1544 г., составленная дьяком Третьяком Федоровым, согласно которой игумне новгородского Антония римлянина монастыря Константину и священнику Иоанну вместе с другими клириками и жителями Боровичей предписывалось перенести мощи Иакова Боровичского из часовни на берегу Мсты в боровичский монастырь, положить их в раку у южных дверей Свято-Духовской церкви и устроить над мощами гробницу. Благословлялось впредь ежегодно отмечать день перенесения мощей панихидой и обедней. Как свидетельствует 3-й документ, перенесение мощей произошло 23 октября 1544 г., тогда же была освящена Свято-Духовская церковь. К сер. XVII в. мощи Иакова Боровичского почивали в Свято-Духовской церкви в деревянной раке.

У гроба святого начали совершаться чудеса, которые кратко фиксировались. Первая дополненная редакция Сказания содержит сведения о 169 чудесах, причем запись их в 1561-1582 гг. (начиная с 44-го чуда) велась погодно. Во 2-й дополненной редакции Сказания представлены за 1561-1599 гг. 42 записи, в 39 из них сообщается об исцелении от «очной» болезни, чудотворения также связаны с исцелением от болезни головы, от «сердечной» и «огненной» болезни, от «бесного» недуга, паралича и др. Чудеса происходили с жителями Боровичей, со священнослужителями близлежащих монастырей, с приписанными к новгородскому Антониеву монастырю крестьянами. В 125-м чуде 1-й дополненной редакции сообщается о разорении Боровичского монастыря и об ограблении раки Иакова Боровичского 18 и 20 февраля 1570 г. при возвращении опричного войска в Москву после похода на Новгород: «Василей Пивов грабил Боровичи и монастырь, у чюдотворца Иякова казну взял, да в третии день после Василия иные опришные с чюдотворца покров взяли, отласен черлен, а крест серебром шит, и книг грабили много, да Евангелие взяли» (ГИМ. Син. № 447. Л. 369 об.). Ровно через год в тот же день покров на раку был возвращен. В «Повести словеси…» говорится о многочисленных чудесах от мощей Иакова Боровичского — «осмьдесят и осмь седмиц» (616), правда, без указания на конкретные обстоятельства событий, поэтому можно считать, что это число носит условно-символический характер. Автор «Повести словеси…» неоднократно обращается к объяснению почитания Иакова Боровичского, который неизвестно откуда прибыл и неизвестно чем был прославлен при жизни, считая подтверждением святости многочисленные чудеса, происходящие от его мощей.

Несмотря на свидетельства о чудотворениях, Московский митрополит Макарий не позволил установить общецерковное празднование Иакова Боровичского из-за отсутствия сведений о святом. В феврале 1572 г. Новгородский архиепископ Леонид послал в Боровичи священника новгородского Розважского монастыря Трифона, священника Софийского собора Посника и диакона Димитриевской церкви Симеона с поручением проверить рассказы о чудесах от мощей Иакова Боровичского. После 2-го освидетельствования Иакова Боровичского был, вероятно, канонизирован как местночтимый святой. Служба «на принесение мощей» Иакова Боровичского встречается в списках кон. XVI в.: ГИМ. Увар. № 681; РНБ. F.I.176; БАН. Арх. Д. 140. В службе читается канон Иакову Боровичскому с азбучным акростихом, точно соответствующим акростиху 1-го канона свт. Никите Новгородскому (Смирнова (Косицкая). 2008. С. 185-186). Начальные буквы тропарей 9-й песни канона в ряде списков образуют акростих, по-видимому содержащий имя автора, — «канон Иванов». Поскольку о жизни Иакова Боровичского ничего не известно, святой в каноне прославляется в самых общих выражениях. Текстуально близки к канону Иакова Боровичского азбучные каноны на обретение мощей блж. Максима Московского, Христа ради юродивого, на перенесение мощей блгв. вел. кнг. Анны Кашинской и канон прав. Прокопию Устьянскому, Христа ради юродивому. Тропарь и кондак из службы Иакова Боровичского бытовали отдельно и переписывались в составе святцев (БАН. 34.8.34. Л. 36, сер. XVII в.) и часословов (БАН. 33.5.11. Л. 93 об., XVII-XVIII вв.).

К кон. XVI — 1-й трети XVII в. относятся первые сведения о частицах мощей Иакова Боровичского, помещенных в напрестольные кресты, которые предназначались для крупнейших храмов Новгорода: частицы мощей Иакова Боровичского были помещены в золотой крест 1599/1600 г., вложенный митрополитом Варлаамом в Софийский собор (?), и в серебряный крест 1629 г. — вклад архимандрита Феодорита в Варлаамиев Хутынский в честь Преображения Господня монастырь (НГОМЗ; см.: Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода: Худож. металл XVI-XVII вв. / Ред.-сост.: И.А. Стерлигова. М., 2008. Кат. 15, 28). В 1656 г. частица мощей Иакова Боровичского была помещена в созданный по повелению патриарха Никона Кийский крест. В 1621 г., вероятно по инициативе патриарха Филарета, память Иакова Боровичского была включена в число торжественно празднуемых в московском Успенском соборе, но до 1634 г. это празднование (по-видимому, после смерти патриарха в 1633) было отменено. Память Иакова Боровичского отмечена под 23 октября в Уставе, опубликованном в Москве в 1610 г., в «Палинодии» архимандрита Захарии (Копыстенского) 1621 г. (РИБ. Т. 4. Стб. 850), в Святцах с летописью (М., 1646. Л. 54 об.), в «Описании о российских святых» (сочинение известно в списках XVIII-XIX вв.). В рукописи «Описания о российских святых», принадлежавшей П.И. Савваитову, содержатся сведения о праздновании памяти Иакова Боровичского в Боровичском монастыре до переноса мощей святого в валдайский Иверский монастырь: «В Бежецкой пятине, в Спаском погосте, за два девяносто поприщь от Великаго Новаграда, в Боровицком монастыри в церкви Сошествия Святаго Духа мощи чудотворца Иякова Боровицкаго лежат наверх земли, в раце древяне. Поют службу с полиелеосом» (Барсуков. Источники агиографии. Стб. 233-234). В 1885 г. А.Ф. Ковалевский написал акафист Иакову Боровичскому.

В 1654 г. боровичский монастырь был приписан к валдайскому Иверскому монастырю. В 1657 г. по указу патриарха Никона мощи Иакова Боровичского были перенесены в Иверский монастырь. В Слове о перенесении мощей Иакова Боровичского в Иверский монастырь необходимость перемещения святыни объясняется тем, что «обаче ово от скудости монастырю, ово за нестроение настоятелей, никимже брегомы есть честные те мощи» (Рай мысленный. Л. 54 об.- 55 об. 1-го счета). Патриарх отправил в Боровичи архимандрита иверского монастыря Дионисия, архимандрита Вяжищского монастыря Евфимия и игумена Спасского монастыря в Старой Руссе Феодосия. Патриаршие посланцы стали свидетелями чудесного исцеления некоего иерея, на протяжении 3 лет страдавшего от головной боли и глухоты. Иаков Боровичский явился болящему в тонком сне и прикоснулся к больному уху, после чего священник исцелился. За 20 верст до Иверского монастыря, у Едрова яма, мощи Иакова Боровичского встретили сначала Новгородский митрополит Макарий, затем патриарх Никон. Патриарх стал участником 2 чудесных событий, совершившихся по молитвам к Иакову Боровичскому. Во время остановки у Едрова яма некая Мария исцелилась от слепоты. Патриарх Никон ее «испытывал», показывая источники на своей мантии и спрашивая об их цвете, на все вопросы она отвечала удовлетворительно. Второе чудо произошло 25 февраля 1657 г., во время переложения мощей Иакова Боровичского в новую, серебряную раку. Ночью накануне того дня патриарх во сне видел яркий свет на месте Иверского монастыря и на возвышении лежащее тело Иакова Боровичского: «нага», прикрытого «рубами». Патриарх приблизился, чтобы прикрыть останки, и руки святого сложились для благословения. Когда приступили к переложению мощей в новую раку, патриарх увидел, что руки святого сложены для благословения так, как ему было явлено во сне.

В Иверском монастыре мощи Иакова Боровичского открыто почивали в Успенском соборе за левым клиросом в серебряной раке под балдахином. Во время пожара в Успенском соборе 11 мая 1704 г. Иверская икона Божией Матери и мощи Иакова Боровичского были вынесены в церковь архангела Михаила и находились там до восстановления собора в 1710 г. В 1858 г. для мощей Иакова Боровичского была изготовлена новая рака. В 1670-1671 гг. в Иверском монастыре была построена деревянная церковь во имя Иакова Боровичского, которая в 1700 г. сгорела. На ее месте в северо-восточном углу монастыря к 1708 г. была возведена каменная церковь с таким же посвящением и рядом — 2-этажный корпус больничных келий. К 30-м гг. XVIII в. посвященные святому церкви действовали на московском и новгородском подворьях Иверского монастыря. Память Иакова Боровичского праздновалась в Иверском монастыре 22 мая и 23 октября, когда совершался крестный ход.

В Боровичском монастыре хранилось ребро Иакова Боровичского, для которого устроили деревянную золоченую раку. На 8 клеймах раки были изображены явление, погребение, открытие и перенесение мощей Иакова Боровичского. В монастыре над святыми воротами была поставлена деревянная церковь во имя Иакова Боровичского (упом. в описи 1658). Ок. 1664 г. храм был перенесен в основанный патриархом Никоном на левом берегу Мсты Новодухов монастырь. В сер. 70-х гг., после прекращения строительных работ в Новодуховом монастыре, Иаковлевский храм был возвращен в боровичскую обитель. После пожара 1732 г. и наводнения 1743 г. в боровичском монастыре были построены новая деревянная ограда с башнями, к востоку от Свято-Духовского собора — деревянные святые ворота с церковью во имя Иакова Боровичского. В 1778 г. Иаковлевский храм сгорел и вскоре был отстроен в камне. В 1865-1872 гг. к северу от Свято-Духовского собора был сооружен теплый трапезный храм, освященный в 1872 г. во имя Иакова Боровичского, в том же году надвратный храм переосвятили в честь Иверской иконы Божией Матери. В боровичском монастыре память явления мощей Иакова Боровичского праздновалась во вторник Светлой седмицы, 23 октября совершался крестный ход из городского собора в монастырь.

На месте первоначального погребения святого на берегу Мсты существовал колодец с целебной водой, над которым была устроена деревянная церковь в честь иконы Божией Матери «Умиление». В 1806 г. церковь сгорела. В 1832 г. над колодцем возвели деревянную часовню, перестроенную в камне в 1871 г. 10 лет спустя на месте часовни воздвигли церковь в честь иконы Божией Матери «Умиление», в храме хранилась часть гробовой колоды Иакова Боровичского. Чудотворения, связанные с Иаковом Боровичском, продолжались на Новгородской земле и в XIX в. Автор «Описания боровичского Свято-Духова монастыря с его окрестностями» (СПб., 1865) записал 2 чуда, связанные с обнаружением кладов по молитвам к Иакову Боровичскому. В ноябре 1863 г. боровичскому крестьянину явился «светловидный юноша» и указал на зарытый в земле клад — бочку с серебром и золотом, которую крестьянин привез затем в Боровичскую обитель. В том же году бедняк Тимофей Семёнов из деревни Новоселицы обнаружил кувшин со старинными серебряными монетами и слитками, что спасло его от разорения.

В 1919 г. Иверский монастырь был преобразован в трудовую артель, в 1927 г. закрыт. 1 февраля (или 30 марта) 1919 г. мощи Иакова Боровичского были вскрыты (обнаружены «кости, соединенные высохшими связками» — см.: Семеновский. Данные науки о мумификации трупов // Революция и церковь. 1919/1920. № 9/12. C. 42; Отчет VIII (ликвидационного) отдела народного комиссариата юстиции VIII Всероссийскому съезду советов (Сводка вскрытий «мощей», произведенных по почину трудящихся в пределах Советской России в 1918, 1919 и 1920 гг.) // Там же. С. 78). В 1947 г. была отклонена просьба Московской Патриархии о возвращении Церкви в числе древних святынь мощей Иакова Боровичского. В «Деле о мощах Иакова» (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. № 608) записано, что 10 июля 1947 г. получены сведения об отсутствии мощей в музеях Валдая уже перед Великой Отечественной войной, «но когда и куда они изъяты, неизвестно». По другой версии, после вскрытия мощи Иакова Боровичского были возвращены в Иверский монастырь, исчезли после упразднения обители (возможно, были скрыты насельниками). После ликвидации в 1918 г. Боровичского монастыря ковчег с ребром Иакова Боровичского был передан в Успенский храм в Боровичах, в 1960 г. — в храм мц. Параскевы Пятницы, который до 1917 г. был приписным к Боровичскому монастырю. В 1937 г. была закрыта боровичская церковь в честь иконы Божией Матери «Умиление», святой источник залили бетоном, тогда же, вероятно, погибла и хранившаяся в храме святыня — фрагмент гробовой колоды Иакова Боровичского. Существовала легенда, по которой во время Великой Отечественной войны Иаков Боровичский, явившись в сонном видении одному из жителей города, обещал уберечь Боровичи от оккупации, если жители трижды обойдут город с его иконой. Три ночи подряд православные боровичане обходили городские окраины с образом святого и частицей его мощей. Фронт остановился в 70 км. от города. Частица мощей Иакова Боровичского находилась в мощевике иконы XIX в. с изображением Иакова Боровичского из Иверского монастыря. После закрытия монастыря икону передали в церковь св. апостолов Петра и Павла г. Валдая, она была похищена в 2006 г., но вскоре возвращена в храм.

В 1993 г. храм в честь иконы Божией Матери «Умиление» вернули Церкви, 23 октября 1995 г. в нем была совершена первая литургия, летом 1997 г. восстановлен святой источник. Возобновлена традиция совершать крестный ход к храму во вторник Светлой седмицы. В сентябре 2000 г. начали совершаться богослужения в трапезном храме во имя Иакова Боровичского в боровичском Свято-Духовом монастыре, в храм в честь Сошествия Святого Духа был возвращен ковчег с ребром Иакова Боровичского. Частицы мощей святого хранятся в ковчегах-мощевиках в Троицком соборе Александро-Невской лавры, в псковском храме во имя блгв. кн. Александра Невского, в екатеринбургском Новотихвинском жен. монастыре. Имя Иакова Боровичского включено в Собор Новгородских святых, празднование которому было возобновлено в 1981 г. (учреждено ок. 1831).

Ист.: Акты Иверского Святоозерского мон-ря (1582-1706), собр. архим. Леонидом // РИБ. 1878. Т. 5. Стб. 50. С. 1, 2; Горский, Невоструев. Описание. Отд. 2. Ч. 3. С. 131-133; Рай мысленный / Сост.: В.С. Белоненко. СПб., 1999.

Лит.: ИРИ. Ч. 3. С. 431-432; Описание боровичского Св.-Духова мон-ря с его окрестностями. СПб., 1865, 18892; Зверинский. Т. 2. С. 129-130; Ковалевский И.А., свящ. Юродство о Христе и Христа ради юродивые Вост. и Рус. церкви: Ист. очерк и жития сих подвижников благочестия. М., 1895. С. 197-202; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 610; Голубинский. Канонизация святых. С. 87-89, 412-413; Спасский Ф.Г. Рус. литургическое творчество: По совр. минеям. П., 1951. С. 212; Белоненко В.С. Из истории книжности Иверского Успенского мон-ря на Валдайском оз. в XVII в. // Лит-ра Др. Руси: Источниковедение. Л., 1988. С. 197-206; он же. Из истории книгопечатания Иверского Валдайского мон-ря // Исследования памятников письм. культуры в собр. и архивах отд. рукописей и редких книг / ГПБ. Л., 1988. С. 67-76; Черторицкая Т.В. Рай мысленный // СККДР. Вып. 2. Ч. 2. С. 309; Елеонская А.С. Русская ораторская проза в лит. процессе XVII в. М., 1990. С. 55-86; Панченко А.А. Исследования в области народного православия: Деревенские святыни Сев.-Зап. России. СПб., 1998. С. 134-135; Секретарь Л.А. Св. Иаков, Боровичский чудотворец // Где святая София, там и Новгород. СПб., 1998. С. 272-275; Максимова Д.Б. К вопросу об авторе, месте и обстоятельствах создания т. н. Косинской рукописи // ТОДРЛ. 2003. Т. 53. С. 596-601; Севастьянова С.К. Материалы к «Летописи жизни и лит. деятельности патр. Никона». СПб., 2003. С. 185; Семененко-Басин И.В. Возвращение мощей святых РПЦ в 1940-х гг. // Страницы: Богословие, культура, образование. М., 2004. Т. 9. Вып. 1. С. 74-88; Смирнова (Косицкая) А.Е. Азбучные каноны рус. святым // ТОДРЛ. 2008. Т. 58. С. 174-253; Рыжова Е.А. Жития праведников в агиографической традиции Рус. Севера // Там же. С. 390-442; она же. Архитектоника рус. агиографии: Композиционный эпизод «выбор места основания мон-ря или храма». Ч. 1: Мотив «плавание святого» в контексте устной традиции // Там же. Т. 60 (в печати); Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 585-586.

Е.А. Рыжова

В изложении святителя Димитрия Ростовского

Нам совершенно неизвестны ни место рождения сего блаженного и праведного Иакова, ни имена его родителей 1 , - все сие скрыто от нас Божиим изволением, чтобы мы знали, что Божии святые ищут не земного, но небесного отечества, не земным своим родом хвалятся, но возвышаются своим сопребыванием с небесными ликами, - не телесным, но духовным своим Отцом, Вездесущим Богом, величаются. Мы знаем, что сей досточудный чудотворец, хотя и имел плотское рождение, но жизнь вел духовную, пламенея сердцем своим к Богу и усердно работая Господу; хотя и он был в вещественном теле, однако своим невещественным умом беседовал и вместе жил со святыми ангелами; телом он обитал на земле, но умом своим, просвещенным Боговедением, он предстоял Богу, живущему на небесах; во всем постоянно он являл себя верным рабом Божиим, показывая пример терпения, смиренно перенося нужды, труды, непрестанно подвизаясь в бдении и посте. Когда окончилось странствование блаженного в сей временной, исполненной скорбей, жизни, его праведная душа, украшенная, как невеста, добродетелями, введена была ангелами Божиими в чертог Спасов, а честное тело его по христианскому обряду было положено в раку.

В области великого Новгорода протекает река Мста 2 , на которой находилось тогда селение Боровичи 3 . Когда настало время прославиться святому, рака, в которой почивали мощи сего угодника, плывя, повелением Божиим, на льдине против течения вышеназванной реки - это было во вторник светлой недели - пристала около бурного и шумного порога Боровицкого 4 к берегу недалеко от селения Боровичей. Жители этого селения, усомнившись, не приняли святых мощей великого угодника Божия, и крючьями, прикрепленными к веревкам, оттащили на середину реки. Но чудотворные мощи не оставили людей, оставивших их: снова они возвращаются к ним и снова пристают к тому самому месту, откуда их оттолкнули; но и тогда живущие там люди не могли заметить дивного чуда, что рака с мощами плыла против течения: они вторично ее отгоняют, и снова лишают себя Богоданного сокровища, отведя мощи обратно; не по злобе они то делали, но по невежеству, так как были грубы и непросвещены учением, поэтому и поступок этот был им прощен. Святые мощи в третий раз приплыли к берегу в том же самом месте. Тогда сам блаженный чудотворец явился во сне честным и благоговейным мужам и сказал:

Зачем вы, верные служители Христовы, не принимаете меня? ведь я такой же христианин, как и вы; подобно вам, и я благочестно веровал во Христа во время моей земной жизни. Если вы это делаете лишь потому, что не знаете моего имени, то я открою его вам: я - Иаков, получивший имя сие в честь Иакова, брата Господня.

Мужи сии, пробудившись от сна, почувствовали в сердце своем необычайную радость от слов святого и рассказали всем о видении. И вот все жители того селения поспешно отправились на то место, откуда они дерзновенно оттолкнули святые мощи праведного Иакова и старались увидеть их; найдя их, они возвеселились, благоговейно вынесли их из воды, с честью положили на берегу в той же самой раке, а кругом обнесли деревянным срубом.

Преблагой Бог, прославляя Своего угодника, даровал святым мощам его силу творить дивные чудеса и исцелять различные недуги; видя сие, люди воздавали великое благодарение Всемилостивому Богу, Который ниспослал им такого безмездного врача; прославляли и преподобного чудотворца, исцеляющего всякую болезнь. Желая положить мощи его на более лучшем месте, они отправились к архиепископу великого Новгорода, преосвященному Феодосию, и с умилением рассказали ему о всех чудесах, бывших от раки преподобного; Феодосий в послании к первопрестольному архиерею всей России, митрополиту Макарию, описал все чудеса, о которых он слышал; получив от него в скором времени доброе наставление, Феодосий со тщанием стал расспрашивать о чудесах святого у лиц, которые получили исцеления от своих недугов. Убедившись, что все, сообщенное ему, было действительно истинно и неложно, архиепископ Феодосий послал Константина, игумена монастыря в честь Рождества Пресвятой Богородицы, вместе с священниками и диаконами в Боровицкое селение. Отсюда честные и чудотворные мощи святого праведного Иакова были с честью перенесены в новую церковь Сошествия Святого и Животворящего Духа; здесь они и были положены у южных врат церковных в 23 день месяца октября 1545-го года. В сей день и положено было праздновать ежегодно память сего блаженного чудотворца, во славу во Святых прославляемому Христу Богу во веки. Аминь.

Тропарь, глас 1:

Божественною благодатию просветився, / и по смерти даруеши исцеление / притекающим к тебе, премудре Иакове: / темже и мы ныне чтим честных мощей пренесение, / веселяще вкупе души и телеса. / Тем вси вопием: / слава Давшему ти крепость! / Слава Венчавшему тя! / Слава Действующему тобою всем исцеления!

Кондак, глас 8:

Верою и любовию твое честное пренесение празднующих, блаженне, сохрани и соблюди от свякия злобы, и соблазна змиина: имаши бо дерзновение ко владыце всех Христу Богу. Егоже моли спасти императора православнаго, и люди молящыя тя, да вси вопием ти: радуйся отче Иакове, всея российския земли удобрение.

________________________________________________________________________

1 Есть известия только о том, что блаженный Иаков был простой, но усердный делу, судовщик и принял на себя суровое юродство; скончался же - убитый громом, около 1540 г.

2 Мста - река, вытекает из озера Мстина, в Тверской губ.; впадает в озеро Ильмень, в Новгородской губ.; длина ее 412 верст.

3 В 1770 году село Боровичи переименовано в город.

4 Порогами называется группа скал, преграждающих течение реки и образующих ряд невысоких водопадов или водоворотов.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
«Ворожей не оставляй в живых «Ворожей не оставляй в живых Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, архангелов: Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила Собор архистратига михаила и прочих сил бесплотных Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, архангелов: Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила Собор архистратига михаила и прочих сил бесплотных Священный синод 18 век какие издал постановление Священный синод 18 век какие издал постановление