Объядение грех. Как избавиться от чревоугодия, кому молиться? Чревоугодие - что это за грех

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

З наете ли вы, какие грехи были в Содоме? Вероятно, вы сразу же подумали о конкретном сексуальном грехе.

Несмотря на то, что это правда, это не вся история. Говоря об идолопоклонстве Иерусалима, пророк Иезекииль сказал:

«Вот в чем было беззаконие Содомы, сестры твоей и дочерей ее: в гордости, пресыщении (в другом переводе — «в изобилии хлеба») и праздности, и она руки бедного и нищего не поддерживала. И возгордились они, и делали мерзости пред лицом Моим, и, увидев это, Я отверг их.» (Иез. 16:49-50)

Вы заметили, что гордость была первой в списке, и сразу же за ней — потворство в еде и пресыщение? Вы можете спросить: «Что плохого в том, чтобы есть досыта?»

Хотя нет ничего плохого в том, чтобы есть до чувства удовлетворения, для жителей Содома излишество в еде было образом жизни.

Как результат, они стали эгоцентричными, потворствующими себе и ленивыми. Жители Содома были поглощены чувственными удовольствиями. Они не заботились о других, растрачивая свое время и ресурсы только на себя, при этом не помогая окружающим их бедным людям и тем, кто в нужде.

Я считаю, что история о Содоме является поучительной для верующих во Христа наших дней.

Некоторые говорят, что чревоугодие является наиболее допустимым грехом в церкви. Наша позиция, кажется, похожа на: «Господи, я отдам тебе всё… только не трожь мою еду!»

Тем не менее, ради нашей миссии, мы должны противостоять духу чревоугодия, которое свирепствует в церкви.

Подумайте об этом: действительно ли мы хотим осознать в конце нашей жизни, что наш фокус был на поглощении «вкусняшек»?

Каждый из нас призван произвести положительные перемены в этом мире, чтобы прославить нашего Господа в теле и духе. Иисус сказал в Евангелии от Иоанна 15:8:

«Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками.»

Плод Божьего Духа — это свидетельство Его работы в нашей жизни: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость и самообладание.

Этот плод возрастает в нашей жизни соответственно тому как мы обновляем наши умы Словом Божьим и покоряемся водительству Святого Духа в наших действиях в каждой области, включая и наши привычки в еде.

Если мы не становимся более любящими, радостными, мирными, терпеливыми, добрыми, преуспевающими в добродетели, верными, кроткими и воздержанными из года в год, значит что-то не так с нашим духовным ростом.

1-е Коринфянам 6:12 дает нам мудрые указания:

«Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною.»

Господь хочет только доброго для нас. Он не хочет, чтобы мы были под властью какой-либо привычки, которая может навредить нам.

Обжорство и пьянство часто связаны друг с другом в Библии, и это не хорошие привычки. Они разрушают наше здоровье и мешают нашей способности трезво мыслить и принимать мудрые решения.

Они также помещают нас в состояние, более уязвимое для вражеских атак. 1 Петра 5:8 советует нам:

«Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить.»

Дух чревоугодия является соблазнительным по своей сути, так как он обещает нам избежать реальности жизни, освободиться от боли. Однако, в той же степени, как мы чрезмерно потворствуем себе в поглощении пищи, настолько же враг занят поглощением нас.

Мы становимся «зоной отдыха» для злого духа.

Как верующие, мы призваны находиться в мире, но быть не от мира сего. Самое мудрое, что нужно сделать, это в духе смирения представить нашу боль для исцеления Господу. Когда Он исцеляет нас, мы ставим еду на надлежащее место и начинаем преуспевать в деле нашего Отца.

Для того, чтобы противостоять духу чревоугодия, вы должны также противостоять обманчивым продуктам в вашей жизни. Обманчивые продукты это те, которые на первый взгляд кажутся безвредными для вас, но, когда вы начинаете употреблять их, вы обнаружите, что это овладевает вами и опустошает ваше сознание. Когда ваше сознание опустошено, вы теряете самообладание, теряете самоконтроль и становитесь эмоционально неустойчивыми.

Чтобы избежать образа поведения Содома, давайте противостоять духу чревоугодия и изгонять его из наших жизней.

Вот молитва, которую вы можете использовать:

«Небесный Отец, Ты обещал, что если мы, как Твой народ, который именуется Твоим именем, смирим себя, начнем молиться, искать Твоего лица и обратимся от худых путей своих, Ты услышишь с неба, простишь наши грехи и исцелишь нашу землю.

Я благодарю Тебя за предоставленное мне такое прекрасное и драгоценное обещание, посредством которого я могу избежать растления в мире и повлиять на мою нацию.

Я Твое дитя, праведность Божия через Иисуса Христа. Я смиряюсь в этой молитве, осознавая, что я служу Тому, кто больше меня. Я люблю Тебя, и Ты заслуживаешь всего меня. Мое тело и мой дух принадлежат Тебе. Иисус искупил меня для Тебя, заплатив поистине высокую цену.

Я хочу жить так, чтобы, как только я пересеку финишную черту, услышать от Тебя эти замечательные слова: «Хорошо, доброе и верное дитя. Войди в радость твоего Господа.»

Мой Спаситель, Иисус Христос – Ты мой сострадательный первосвященник. Поэтому я прихожу к Тебе, Отец, во имя Иисуса, исповедуя мой грех чревоугодия. Похоть невоздержанности в еде захватила меня. Но я не хочу быть похожим на жителей Содома. Я не хочу быть эгоистом, сосредоточенным на потакании моей плоти и игнорируя бедных и страдающих людей, окружающих меня.

Я отрекаюсь от духа чревоугодия. Я пленяю любую обманчивую мысль в моей голове, которая заставляет меня думать, что чревоугодие безвредно. Это не безвредно. Это причиняет мне боль, и это причиняет боль другим людям, рассчитывающим на мою помощь. Это греховная привычка, разрушительная привычка. Она разрушает мое здоровье и улавливает меня в замкнутый круг чувства стыда и вины.

Ты не хочешь, чтобы я так жил. Иисус пришел освободить пленников. И я могу претендовать на это. Я каюсь, Господи. Я отказываюсь от этой привычки. Ты ненавидишь эту привычку настолько, насколько Ты ненавидишь пьянство, и я ненавижу то, что Ты ненавидишь.

Открой мои глаза на то, чего эта привычка стоила мне, чего она стоит мне сейчас, и чего это будет стоить мне в будущем, если я не изменю положение дел.

Господи, научи меня Твоему пути, чтобы я мог ходить в истине Твоей ежедневно. Слово Твое есть истина. Направь меня на прямые пути ради моих врагов. Обжорство мой враг. Покажи мне продукты, которые овладевают моим рассудком. Дай мне мужество, чтобы убрать их из своей жизни и заменить продуктами питания с хорошим вкусом, но не за счет похищения моего сознания.

Я предаю всю эмоциональную боль Тебе для исцеления, Господь. Помоги мне восстановить душевное равновесие, так чтобы я одел одежду хвалы вместо духа уныния и подавленности.

Я знаю, что Ты любишь меня, Отец, и желаешь лучшего для меня. Ты начал доброе дело во мне и завершишь его до дня Иисуса Христа.

Каждый день я держусь за Твою неизменную руку. Я надеюсь, что Ты будешь вести меня на стези правды ради имени Твоего. Я буду утешаться Тобою, и Ты воздашь мне по желанию моего сердца.

Желание моего сердца, чтобы Ты исцелил меня и исцелил наш народ, чтобы люди в нашей земле обратили свои сердца к Тебе. Аминь.»

Невыносимая привычка останется в вашей жизни до тех пор, пока вы готовы терпеть её. Противостаньте врагу в этой сфере, и он обязательно убежит от вас.

Автор — Кимберли Тейлор / charismamag.com
Перевод — Павел Игнатенко для

Ранее имея вес 108 кг и нося 60 размер одежды, Кимберли Тейлор может свидетельствовать о Божьей исцеляющей силе, могущей положить конец перееданию. Она является автором и создателем христианского сайта, посвященного тому как сбросить вес – www.takebackyourtemple.com.

Апостол Павел говорит: "Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны" (Гал. 5, 24-25). Что значит распять плоть с ее страстями и похотями? Это значит вести самоотверженный подвиг борьбы со страстями; это значит, что истинные христиане борются с греховными страстями и поборают, искореняют их с помощью Божией.

А как знать, с какой именно страстью в себе бороться? Для этого надо получше узнать себя, рассматривая свое душевное устроение, наблюдая за собой и замечая, какие греховные страсти больше всего нас борют, к чему больше имеем склонности и какие поступки, чувства и мысли в нас преобладают.

Одной из страстей, наиболее борющих всех людей, является страсть чревоугодия - разновидность плотоугодия. Выше нами указаны признаки этой страсти. Читая их и внимательно всмотревшись в них, можем судить, есть ли в нас эта страсть.

Относительно страсти чревоугодия, как и по отношению к другим страстям, христианин может быть в трех состояниях:

1) или страсть владеет им - он удовлетворяет страсти, действует по страсти;

2) или он сопротивляется страсти, борется с ней, однако еще имеет ее в себе;

3) или наконец, когда в борьбе с чревоугодием, через противоположную чревоугодию добродетель воздержания, христианин искоренил страсть и только борется с приражениями страсти совне.

Страсть чревоугодия в том или ином виде борет почти каждого человека, ибо связана бывает с естественной потребностью питания. Преподобный Иоанн Лествичник называет страсть чревоугодия "мучительницей всех людей, купившей всех золотом ненасытной алчности и связанной с нами естеством (т. е. самой потребностью тела)". И достойно удивления, говорит св. отец, если кто прежде сошествия в гроб совсем освободится от борьбы со страстью чревоугодия.

Преподобный авва Дорофей в одном из своих поучений приводит практические наставления и примеры, как путем самонаблюдения и самопроверки можно узнавать свое душевное устроение: побеждаемся ли мы страстью, владеет ли нами страсть чревоугодия или мы боремся с ней и побеждаем ее. Если случается, говорит он, вкушать тебе пищу с другими, то надо замечать за собой и смотреть: владеешь ли собою и можешь ли ты удержаться и не взять раньше других, когда будет подана вкусная пища, которая тебе нравится, или же влекомый неудержимым желанием не в силах проявить такого самообладания? Стараешься ли не обидеть своего соседа и не взять со стола больший или лучший кусок из чего-либо разрезанного на части, а другому оставить меньший? "Ибо случается, - говорит преподобный авва Дорофей, - что иной не стыдится даже протянуть руку и положить меньшую часть брату, а большую часть взять себе". Также надо замечать, можешь ли ты удержаться от многих кушаний и, сидя за столом, не придаешься ли жадности и пресыщению (объядению), как это часто со многими бывает. Замечай и то, нет ли неудержимой привычки есть, не зная ни времени, ни определенного часа еды, и можешь ли, когда придет помысл о еде, усилием воли и страхом Божием удержаться от этого преждевременного ядения?

И так, наблюдая над собой, будешь приходить к познанию своего душевного устроения.

Надо знать и то, что страсть чревоугодия, как и страсть блуда, коренится в теле и возбуждается иногда без содействия души - "по одному раздражению потребности питания", из которой происходит. Но по тесной связи с телом и душа вовлекается в страсть, становится порочной, страстной. Поэтому бывает и обратное явление, когда душа, ставшая через тело сластолюбивой, преждевременно и прежде телесной потребности в пище влечет человека к вкушению пищи несвоевременному и сверх потребности - по одной страсти.

Отсюда явно, что страсть чревоугодия, как и другие плотские страсти, "происходит от порочности души и тела". Поэтому и побеждена она может быть не иначе как упражнением и трудом обоих - тела и души.

С чего начинать и как вести борьбу со страстью чревоугодия?

Начало врачевания всякой страсти и всякого греха - покаяние, сокрушение и плач о своих грехах, с теплой молитвой и припаданием ко Господу о помощи. По совету преп. Варсонофия Великого, надо повергать себя с плачем перед Господом, да подаст силы поборать страсть. А без болезни сердечной, без сердечного сокрушения, без трезвения, плача и страха Божия нельзя обуздать угождение чреву. Все страсти препобеждает смирение, которое всякий приобретает многим трудом, в особенности трудом сердечного сокрушения (о своих грехах) и плача о грехах. "Смирение и послушание суть искоренители всех страстей и насадители всяких благих. Ибо Господь говорит: Я живу... с сокрушенными... духом" (Ис. 57, 15).

Успешно побеждать страсть чревоугодия можно только при условии, если будем иметь страх Божий, который есть начало всякой добродетели. Ибо страхом Господним уклоняется всяк от зла (Притч. 1, 7; 15, 27).

Страх Божий - начало нашего спасения и его охрана: от него зависит и им полагается начало обращения от греха, им совершается очищение от страстей, и в тех, которые вступили на путь к совершенству, страхом Божиим приобретаются и охраняются и все добродетели. "Если хочешь победить чревоугодие, - говорит преп. Ефрем Сирин, - возлюби воздержание, имей страх Божий - и победишь". Свв. отцы учат, что человек приобретает страх Божий, если имеет память смерти и память мучений, если испытывает себя, как живет (каждый вечер испытывает себя, как он провел день, и каждое утро - как прошла ночь), если не будет дерзновенен (вольным) в обращении и если будет общаться с людьми, боящимися Бога (имеющими страх Божий).

Таким образом, страху Божию научает нас прежде всего память о последних четырех событиях жизни, ожидающих каждого человека: о смерти, суде, аде и рае. Свт. Тихон Задонский, поучая христиан доброй нравственности, заповедовал "помнить последних четыре: первое - смерть, никому неминуемую и различным образом восхищающую; второе - Суд Страшный, где за каждое слово, дело и помышление злое - ответ воздадим; третье - ад или муку вечную, конца неимущую, грешников ожидающую; четвертое - Царство Небесное, верным, свято житие провождающим, уготованное". Поэтому-то преп. Иоанн Лествичник, имея в виду важность для борьбы с чревоугодием страха Божия и указанных способов его стяжания, указывает, что воюет против страсти память своих согрешений, память тяжести и греховности порока чревоугодия и сильно враждует против чревоугодия помышление о смерти. Ибо "основание чревоугодия - долговременный навык, бесчувственность души и забвение смерти". "Будем укрощать чрево памятью о будущем огне", - увещает преп. Иоанн Лествичник. У некоторых, особенно юных возрастом, если внимательно всмотреться, объядение есть единственная причина плотской нечистоты и плотских падений, с ними случающихся. Поэтому будем укрощать свое чрево, ибо Писание говорит, что ничто нечистое не войдет в Царствие Небесное.

Для успешной борьбы со страстью нужна решимость противиться ей, нужны нелюбовь, омерзение, неприязнь к чревоугодию; это основная духовная сила в борьбе с плотоугодием.

Чтобы упрочилась в душе неприязнь, нелюбовь к чревоугодию, нужен страх Божий и необходимо многое упражнение души, укрепление ее в решимости не предаваться этой страсти. "Нельзя жить без труда, и никто не увенчивается без подвига. Принуждай себя, - говорит преп. Варсонофий Великий, - подвизайся о своем спасении и поможет тебе Бог, который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2, 4)".

Первым долгом надо хорошо осознать и помнить гнусность и зловредность этой страсти, пагубность ее в этой и будущей жизни, как это видно на евангельском богаче (Лк. 16, 23 - 24). Чревоугодники и пьяницы не могут наследовать Царствия Божия, ибо поклоняются вместо истинного Бога - богу-чреву. Чревоугодие угашает в нас духовную жизнь, делает плотскими, уподобляя бессловесным животным, вредит телесному здоровью, открывает вход в душу прочим губительным страстям: блудной страсти, сребролюбию, гордости и др. Покой телесный, насыщение чрева и излишнее употребление вина, по словам преп. Варсонофия Великого, рождают все страсти. "Началом всему худому, - утверждает преп. Исаак Сирин, - служит упокоение чрева и расслабление себя сном, возжигающее блудную похоть. Как от семени пота постов произрастает колос целомудрия, так от сытости - распутство и от пресыщения - нечистота. Всем известно, что всякой борьбе со грехом и вожделением служит началом труд бдения и поста ", особенно если кто борется с плотскими грехами. Укрощение чрева полагает начало победе над блудной похотью и другими страстями. "Тот никогда не может подавить возбуждений плотской похоти, когда она загорится, кто не силен бывает обуздать порывов чревоугодия". Чистота внутреннего человека распознается по совершенству этой добродетели. Ибо кто не мог укротить страсть чревоугодия - страсть явную и малую, тот как возможет победить страсти тайные, проторгающиеся без всяких свидетелей? Поэтому будь господином над своим чревом, увещает преп. Иоанн Лествичник, прежде, нежели оно тобой возобладает, и тогда, впавши в ров постыдных плотских беззаконий, будешь вынужден со стыдом воздерживаться. Даже льва можно укротить лаской, но чем кто более угождает телу, тот еще более усиливает его свирепость.

Чревоугодие характеризуется ослаблением самообладания, слабостью воли в области воздержания от пресыщения и сластолюбия. В этом отношении имеет значение душевное воздержание, укрепляющее волю и усовершающее внутреннего человека, воспитывающее терпение, самообладание и выдержку. "Воздержание, - по выражению преп. Ефрема Сирина, - есть нрав терпения". Кто не удержим в гневе, нетерпелив, раздражителен, злоязычен и спорлив, тот не сможет владеть собой и в борьбе с пресыщением и сластолюбием. Поэтому преп. Варсонофий Великий, чтобы успешно бороться с чревоугодием, советует: "Перестань быть гневливым, раздражительным, завистливым, спорливым, не разбирай других, унижая или осмеивая их".

Чтобы отвлечь душу от плотского и сосредоточить ее внимание а духовном, прививая вкус к духовному и всему чистому и божественному, свв. отцы и подвижники предлагают ряд упражнений для души. А именно:

1) духовные занятия: чтение и вседушное усвоение слова Божия; чтение наставлений свв. отцов и подвижников о борьбе с чревоугодием и о высоте воздержания и чистоты;

2) размышления о превосходстве, пользе и духовной красоте добродетелей воздержания и трезвения, чистоты и целомудрия. Ибо одна только христианская добродетельная жизнь, особенно чистота тела и души, дает истинную радость, мир и духовное наслаждение;

3) размышление о скоротечности и непостоянстве земных наслаждений и о небесных вечных благах и красоте небесных предметов, о блаженстве будущей жизни, уготованном всем подвизающимся и любящим Господа. "Мы никак не можем презреть удовольствия настоящей пищи, - говорит преп. Иоанн Кассиан, - если ум, предавшись божественному созерцанию, не будет услаждаться больше любовью добродетелей и красотою небесных предметов. Излишнее пожелание пищи надо подавлять ради добродетелей".

4) желание совершенства и чистоты также может погашать похоть пространнопитания и чревоугодия; принимая пищу и удовлетворяя телесной потребности питания, надо быть весьма внимательным к себе, чтобы не повредить целомудрию, рабствуя вожделению чрева и души.

Все сказанное касается, главным образом, души. Что же касается упражнений телесных в борьбе со страстью чревоугодия, то это выражается прежде всего в воздержании от угождения чреву - в воздержании, выражающемся в том, чтобы не есть раньше определенного часа, не желать и не выискивать изысканной и вкусной пищи и не пресыщаться, не объедаться пищей, а насыщаться умеренно, благодаря Бога за Его дары.

"Укрепляй свою волю, владей собой!" - наставляет преп. Ефрем Сирин. Не предавайся духу чревоугодия: не выискивай кушаний дорогих или в обилии предлагаемых, не ешь не вовремя, кроме определенного часа, не возбуждайся к алчности привлекательностью кушаний и не желай со страстью то одного, то другого, не смотри и не бросайся с жадностью на кушанья. Будь господином над своим чревом!

Владей собой! Избегай ходить на пиры и попойки, не услаждайся приятным вкусом вин, не пей вина без нужды, не выискивай разных напитков, не гоняйся за удовольствием - пить искусно приготовленные смеси, не употребляй без меры не только вина, а если можно, то и воды.

Христианин! Будь господином над собой, над своим чревом - владей собою! Ты обещался Христу идти узким и тесным путем. Посему утесняй свое чрево, ибо, угождая ему и расширяя его, ты отвергнешься своих обетов. Но внимай и услышишь Говорящего: "Широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими... тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их"(Мк. 7, 13 - 14).

Вот несколько примеров из отеческой жизни, показывающих, как подвижники благочестия решительно боролись с невоздержанием, укрепляли свою волю и самообладание, в самом начале пресекая помыслы и желания угождения чреву и плоти. В "Древнем Патерик" повествуется: взалкал однажды утром некоторый брат и боролся со своим помыслом, чтобы не вкушать пищи до третьего - по нашему до 9 часа; когда настал этот час, он решил терпеть до шестого - по нашему 12; когда наступил этот час, он размочил хлеб и, сев вкусить, опять встал и сказал себе: потерплю до девятого - по нашему до 3 часов пополудни; настал и этот поздний час, и старец, сотворив молитву, видит силу диавола, как дым выходящую из недра его. Таким образом миновалась его алчба.

Когда авва Зенон, странствуя в Палестине и утомившись, сел у огуречного огорода подкрепиться пищей, то помысл говорил ему: возьми один огурец и съешь, что в этом важного? Но постник отказал своему помыслу, говоря: "Разве не знаешь, что воров подвергают наказанию? Испытай сам на этом самом месте, можешь ли перенести наказание?" И вставши, он пять дней простоял на жаре и, будучи изнурен жарой, сказал себе: "Не могу снести наказания!" Потом говорит своему помыслу: "Если не можешь, то не воруй и не ешь". Так старец наказал себя только за один помысл сорвать и съесть огурец.

Повествуется и о другом старце, которому захотелось съесть огурец. Желая закалить свою волю и самообладание, старец взяв огурец, положил его пред своими глазами и так долго он лежал у него. И, не будучи побежден похотью, он еще и раскаивался, укоряя самого себя, что при всем этом имел пожелание.

Сохранился рассказ об авве Диоскоре Нахиастском. Хлеб у него был ячменный и из чечевицы. Постоянно упражняясь в добродетели воздержания, он каждый год полагал начало одному какому-нибудь упражнению в этой добродетели, говоря: в этот год я не буду встречаться ни с кем, или не стану говорить, или не буду есть вареного, или не буду есть яблок или овощей. Так приступал он к каждому делу, упражняясь в воздержании: оканчивая одно, принимался за другое, и это делал каждый год.

В приобретении навыка воздержания в пище надо придерживаться определенной последовательности, и делать это с рассуждением, на что указывает преп. Иоанн Лествичник. Один из последователей учения Оригена по имени Евагрий Понтийский (3 век) высказывал такое крайнее мнение. "Когда наша душа, - говорил он, - желает различных снедей, тогда надо изнурять ее хлебом и водой". "Предписывать это, - утверждает преп. Иоанн Лествичник, - то же, что сказать малому отроку, чтобы он одним шагом взошел на самый верх лестницы". С таким мнением Евагрия нельзя согласиться: если душа желает различных снедей (кушаний), то она ищет свойственного своей природе. "И потому, - говорит св. отец, - против хитрого нашего чрева надо и нам употребить благоразумную осторожность, и когда нет сильной плотской брани и не предстоит случая к плотскому падению, то навыкать воздержанию будем в строгой последовательности, а именно: прежде всего будем отсекать - воздерживаться от пищи утучняющей (раскармливающей плоть, напр., пищи мясной и очень жирной), потом от разжигающей (например, пряностей, хмельных напитков, пищи с острыми приправами), а после и от пищи услаждающей. Если можно, давай твоему чреву пищу достаточную и убодоваримую, чтобы насыщением отделываться от его ненасытной алчности и через скорое переваривание пищи избавиться от (плотского) разжения, как от бича. Вникнем и усмотрим, что многие из яств, которые пучат живот, возбуждают и движение похоти".

При всяком употреблении пищи, и редком и частом, никак не следует допускать пресыщения пищей. Прежде всего в борьбе с чревоугодием надо оставить пресыщение, а затем и услаждение пищей. Чтобы подавить навык желать и употреблять большее количество пищи, чем требует организм и сытость, и чтобы побороть страстное услаждение пищей, надо пищу употреблять простую и не изысканно разнообразную, легко приобретаемую, сообразно со средствами и общим обычаем и употреблением.

От обуздания плоти умеренным и постоянно одинаковым употреблением пищи постепенно начнут ослабевать вообще страсти, а в особенности корень всех страстей - самолюбие, которое состоит в бессловесном люблении плоти, в пристрастной любви к покою и жизни плоти.

Позывы к жадности и сластолюбию при принятии пищи сдерживаются и умеряются молитвенным призыванием благословения Божия перед едой и благодарением за дарованное во время и после еды. "Пищу вкушать надо, - наставляет свт. Василий Великий, - не выказывая бешеной жадности, но во всем соблюдая твердость, кротость и воздержанность от удовольствий, даже в это самое время (еды) имея ум, непраздный от мысли о Боге; напротив же того, самое свойство снедей и устройство приемлющего их тела надо обращать в предлог к славословию Домостроителя вселенной, Которым промышлены различные рода снедей, приспособленные к свойству тел".

На принятие пищи должен быть назначен определенный час (время завтрака, обеда, ужина). И, борясь с чревоугодием, чтобы укрепиться в воздержании чрева, надо наперед себе назначить и держать предосторожность, отнюдь не позволяя себе принять что-либо из пищи или пития вне трапезы (столовой) прежде определенного, общего для всех часа, назначенного для подкрепления пищей.

В борьбе с чревоугодием, чтобы укрепить волю и приобрести навык воздержания, необходимо соблюдать посты , предписываемые Церковью всем христианам: в среды и пятницы, в четыре годовых поста (Рождественский, Великий пост, Петров пост и Успенский пост), а также и в другие установленные дни строгого поста (Воздвижения, Усекновения главы Иоанна Предтечи). Если телесная немощь или болезнь не позволяют строго выполнять посты, то разрешение на скоромную пищу не иначе себе позволять, как с разрешения рассудительного духовника.

Борясь с чревоугодием, особенно надо быть внимательным к себе, когда нас приглашают на званые обеды, на угощения (пиршества) по случаю семейного или общественного торжества и др. Касаясь посещения христианами такого рода "пиршеств" и поведения за столом, св. Климент Александрийский (3 век) в книге "Педагог" разъясняет, что в участии в них нет ничего предосудительного, если имеется ввиду добрая цель, ибо "для любви и по любви входятся на пиршества; цель их - укрепление взаимных добрых отношений между людьми и взаимного расположения друг к другу; и пища, и питье предлагаются любовью". Угощений же, которые не имеют такой доброй цели, а корыстные побуждения или для чревоугодия и попойки, - таких угощений христианину надо всячески избегать. К прискорбию, и большие праздники, и радость, и горе русский человек встречает и проводит в разгуле, объядении и пьянстве. Почти всегда чревоугодие христианские праздники и дни всеобщего веселья поставляет как будто в законное извинение себе. "Иудей радуется субботе и празднику, - описывает преп. Иоанн Лествичник, - а христианин чревоугодник - субботе и дню воскресному; время веселия и утешения пищей для целомудренного и воздержанного подвижника - время борьбы с чревоугодием, рабу же страсти - праздников праздник и торжество из торжеств". Кто часто устраивает пиры, указывает преп. Исаак Сирин, и кто любит часто ходить на пиры, тот работник блудного демона, т. е. исполнитель блудной похоти.

Христианину надо иметь в виду, что на всякого рода пиршествах, организуемых даже в целях дружества, предлежит ему много искушений к проявлению невоздержания в пище и питье, особенно если его борет страсть чревоугодия. Будучи в гостях "не смотри и не бросайся с жадностью на кушанья" и не пей без разума вина, наставляет христиан св. Климент. Во всем своем поведении за столом показывай скромность и воздержание. Еще с глубокой древности премудрый Сирах поучал такими словами о благоповедении на пиршествах. "Ешь, - говорит премудрый, - как человек, что тебе предложено, и не пресыщайся, чтобы не возненавидели тебя; переставай есть первый из вежливости и не будь алчен (жаден), чтобы не послужить соблазном; и если ты сядешь посреди многих, то не протягивай руки своей прежде них" (Сир. 31, 18 - 20). "Скромность требует, чтобы и в пище, и в питие брать (на пиршествах) меньше и позднее, не спеша - как вначале, так и в середине при перемене кушаний".

И у себя дома, и в гостях гостеприимство и угощения часто служат благовидным предлогом чревоугодию и пьянству. Услужливым служителем страсти чревоугодия и пьянства является существующий на Руси худой обычай так своих гостей потчивать, что когда они идут к себе домой, то уже и той дороги не узнают, которой шли в гости. Это - обычай угощать с усиленными просьбами, низкими поклонами и даже принуждениями, что-де нас обидите, если не скушаете или не выпьете. И злая плотоугодливая человеческая хитрость, указывает свт. Тихон Задонский, выдумала и вид добрый, которым прикрывается зло чревоугодия и пьянства; "За ваше здоровье!" "Выпьем за здоровье того и того!" - как будто бы тому, о котором поминается, и в самом деле от этого частого поздравления и водочного возлияния прибавляется здоровья... Этот душевредный обычай многие люди не только не за грех, но и за учтивость считают, как бы и угощение не было угощением, если гостя допьяна не напоишь. "О, ослепления! о неистовство, о прелесть душегубца-диавола! - со скорбью восклицает свт. Тихон Задонский. - Послушайте, послушайте меня христиане, - увещает святитель Христов. - Ведь эти учтивцы такими бесчеловечными потчиваниями приучают и других к пьянству и чревоугодию, а когда человек привыкнет к вину, то тогда и совсем не может отстать от пьянства и так погибает, спившись. Кто виновник сего? Мнимые благодетели и учтивцы, так усиленно потчивающие вином". Впрочем, за столом довольно часто найдутся и такие любители выпивки, которых и не надо особенно подчивать. Они и сами с безрассудной жадностью до неприличия набрасываются на еду, на вино и водку и вскоре обычными своими "за ваше здоровье" или другими тостами осушают винные бутылки, развязывая винными испарениями языки и теряя трезвость ума и благопристойность поведения.

Но совсем не так должен вести себя трезвящийся христианин за столом. "Молим, - увещают св. отцы, - молим всякого человека (христианина), хотящего спастись и принести покаяние Богу, сохранять себя от излишнего употребления вина, которое рождает все страсти. Сохраняй себя от тех, которые (принуждая к неумеренному винопитию) говорят: Если ты не выпьешь, то и я не стану пить, и если ты не ешь, то и я не стану есть". "Не слушайте советов самоугодливых людей, - поучает преп. Иоанн Касиан, - которые сделали себя рабами чрева и плотских страстей". "Не пей вина до упоения угождение людям; ибо тогда будет тебе великий стыд, когда найдут тебя упившимся. Укоризна человеку упиваться вином; видев многих, никого не нашел я подобных упивающемуся".

Всякому благочестивому христианину, особенно если он молод, желающему сохранить девство и целомудрие, следует придерживаться правила, данного преп. Пименом Великим: христианин-подвижник "отнюдь не должен употреблять вина". Святые отцы следовали этому правилу, а если и употребляли вино, то весьма редко и с величайшей умеренностью. "Вино (виноградное), - говорит св. Петр Дамаскин, - полезно в свое время: при старости, немощи и охладевшем сложении оно весьма полезно, но и тогда мало (весьма умеренно)"; в молодости же, при природной теплоте и здоровье, лучше совсем воздерживаться от вина, ибо, не стяжав еще навыка воздержания, легко впадает неопытная и увлекающаяся юность в страсть невоздержного винопития, ведущую к распутству (Еф. 5, 18) и поновляющую все страсти.

В "Древнем Патерике" приводятся примеры воздержания древних отцов-подвижников. Однажды преп. авва Сысой Великий посетил некоторого гостеприимного старца, который, угощая его, принес ему стакан виноградного вина. Авва Сысой принял от него стакан и выпил, принял потом и другой стакан, от третьего же отказался наотрез, строго сказав: "Перестань, брат! Разве ты не знаешь, что есть сатана?" А когда на празднике в одном скиту поднесли другому подвижнику стакан вина, то он вовсе отказался от него, сказав: "Возьмите от меня эту смерть". Увидев это, и прочие гости отказались вовсе от вина.

Нередко чревоугодие и пьянство оправдывает себя примером старших и даже примером и благословением невоздержанных священников и неопытных духовников.

"Видел я, - говорит преп. Иоанн Лествичник, - (даже) престарелых священников, поруганных бесами, которые юным, не находившимся под их руководством, благословением разрешали на вино и прочее на пиршествах. Если они имеют доброе о Господе свидетельство, то можем с их позволения немного разрешить, если же они нерадивы, то нам не должно в этом случае обращать внимание на их благословение, а особенно, когда мы еще боремся с огнем плотской похоти".

В одном из своих посланий епархиальным архиереям Патриарх Алексий I указывает, что во многих местах, местные храмовые престольные праздники, а также поминальные дни сопровождаются разгулом со стороны прихожан и что, так сказать, по традиции пьянственное препровождение времени продолжается в иных местах в течении нескольких дней. Духовенство мало или вообще слабо борется с этим явлением, ничего общего, разумеется, не имеющим с религией и с христианским пониманием празднования церковных праздников.

Допустимо ли, чтобы в дни, посвящаемые празднованию в честь Христа Спасителя, Божией Матери и святых угодников Божиих, в дни поминовения наших усопших на кладбищах, под видом духовного веселия молящиеся предавались делам, которые не только не служат прославлению Божию, но и человека унижают и его спасению вредят, - делам плотоугодия, невоздержания, бесчиния?

И кому, как не духовенству, надлежит бороться с этим традиционным русским злом, унижающим веру, соблазняющим людей искренне верующих и подвергающих осмеянию и поруганию наши церковные обычаи? Обращать праздник Господень в бесчинное пьянство и разгул есть тяжкий грех, грех соблазна и поругания святыни.

Пастырям Церкви вменяется в долг разъяснять верующим губительность указанного обычая, ничего, как сказано выше, не имеющего общего с нашей религией, осуждающей пьянство и внушающей людям вместе с апостолом, чтобы сердца наши "не отягчались объедением и пьянством" (Лк. 21, 34) и что "пьяницы Царства Божия не наследуют" (1 Кор. 6, 10), и всеми мерами стремиться ограждать достоинство Церкви и искоренять этот недобрый обычай, вкравшийся в церковную жизнь.

Совершая истово и благоговейно церковные службы и проповедуя слово Божие, пастыри Церкви, особенно при наступлении местных праздников и поминальных дней, обязаны заботиться о том, чтобы праздник и церковная служба не омрачались всяческим бесчинием прихожан, а проводились так, как этого требует прежде всего христианский закон, а затем гражданский порядок, требующий от граждан выполнения работы, не прерываемой допущенными излишествами в праздничный день.

О борьбе со страстью чревоугодия
Из книги: Учение Святых отцов о страстях и добродетелях
Г.И.Шиманский

Мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть. Увы, ныне эта фраза становится неактуальной, ибо магазинные полки ломятся от продуктового разнообразия. Простая пища уходит в прошлое, ее заменяют различные деликатесы, помогая развиваться страсти чревоугодия.

Что это такое?

Одна из восьми страстей, она является первой в списке. Чревоугодие - это пристрастие к вкусной и обильной пище. Говоря проще, зависимость от продуктовых изысков и лакомых блюд, уважаемых любителями вкусно поесть.

Страсть заставляет идти на нарушение постов, ибо очень сложно удержать себя в руках, когда на столе много яств, а на календаре - Великий пост. Особенно непросто в гостях, когда хозяева дома не постятся. Вот почему в пост нежелательно наносить праздные визиты неверующим друзьям и родственникам, ведь они наверняка пригласят к столу со скоромными блюдами.

Что рождает чревоугодие?

Что это за грех, описано выше. Точнее, дано понятие этой страсти, последствия не названы.

Если обратиться к возможным последствиях греха, становится не по себе. Казалось бы, что такого в том, что человек съест лишнее лакомство. Кому он вред причинит этим? Самому себе в первую очередь.

Чревоугодие рождает расслабленность. Вспомните: когда случается хорошо покушать, да еще и блюда лакомые, начинает клонить в сон. После обильной трапезы ничего не хочется делать. Сидеть бы спокойно, чтобы никто не трогал, или пойти лечь спать... Вот так и выглядит расслабленность, полученная вследствие чрезмерного употребления вкусной еды.

Пресыщенный человек ищет развлечений. Ему всего мало, хочется больше удовольствий на стороне. Читатели поняли, что речь идет о блудных похождениях. Где блуд, там рядом и пьянство, потом дело доходит до жажды наживы.

Пьянство - один из видов чревоугодия, под воздействием алкоголя совершаются самые кровавые преступления. Человек стремительно летит в бездну, не замечая своего падения. У пьяницы часто нет денег на бутылку, но есть потребность выпить. Он начинает терроризировать близких, требуя купить алкоголь, те отказывают и получают ушат оскорблений в свой адрес (грех сквернословия). Отчаявшись, алкоголик идет на воровство или убийство, лишь бы разжиться деньгами и купить заветную бутылку.

Что это за грех - чревоугодие, теперь становится понятным. Следует добавить, что страсти подвержены и верующие люди, которые становятся идолопоклонниками. Они ставят яства и выпивку выше Бога, превращая их в кумиров. Это нарушение заповеди "не сотвори себе кумира".

Пресыщение и пьянство влияют на физическую составляющую человека. Появляются сердечно-сосудистые заболевания, полученные вследствие лишнего веса, проблемы с желудочно-кишечным трактом из-за употребления слишком жирной, острой и горькой пищи. Алкоголь влияет на нервную систему и головной мозг, превращая пьяницу в жалкое подобие человека, одержимое выпивкой.

Как бороться со страстью?

Когда человеческая особь понимает, что зашла слишком далеко и летит в бездну, она способна остановиться. Человек слаб, ему может помочь только Господь Бог. Борьба с чревоугодием включает несколько этапов:

    Духовный. Молитвенное обращение к Богу и святым угодникам, покаяние, причастие.

    Аскетический. Воздержание от изысканной пищи, питание простыми продуктами. Конечно, это сложно, особенно когда ближний ест авокадо с красной рыбой, а человек, желающий избавиться от греха, заставляет себя питаться простой гречкой.

    Психологический. В первую очередь самодисциплина и сила воли. Труд играет существенную роль в борьбе с чревоугодием. Когда человек работает и увлечен своим делом, ему некогда думать о пище.

Как победить чревоугодие, написано выше. Молитва, труд и самодисциплина - первые помощники в борьбе со страстью к пище.

Вы знаете, что во многих монастырях кушают дважды в день? Когда пост, пищу вкушают один раз в сутки, при этом монашеские послушания отличаются высокой физической нагрузкой. Миряне, работающие в офисах, в массе своей, питаются куда чаще и обильнее, нежели монахи. Можно оправдываться тем, что человек слаб и немощен, а можно взять себя в руки и соблюдать некоторые правила, когда речь идет о трапезе:

    Есть три раза в день, избегать промежуточных приемов пищи.

    Из-за стола вставать немного голодным, не пытаясь съесть все, что находится перед глазами.

    Остерегаться участия в лишних застольях. Одно дело, когда семья собирается на какое-то торжество, и совсем иное - еженедельные посиделки с коллегами или товарищами.

    Соблюдать многодневные и однодневные посты, установленные церковью.

    Молитва - меч духовный

    Что представляет собой грех чревоугодия, как избавиться от пристрастия к обильной и вкусной пище, описано выше. Подробно остановимся на духовном методе борьбы со страстью.

    Человек должен захотеть избавиться от греха. Как только возникает понимание своего пристрастия, он начинает просить Господа о помощи в борьбе. Существует молитва, читаемая желающим побороть страсть. Ее необходимо читать тайно, после прочтения молитвы на принятие пищи:

    Также молю Тебя, Господи, избави мя от пресыщения, сластолюбия и даруй мне в мире душевном с благоговением принимать щедрые дары Твои, да вкушая их, получу укрепление сил моих душевных и телесных для служения Тебе, Господи, в немногий остаток моей жизни на земле.

    Вот так выглядит православная молитва от чревоугодия, читаемая тем, кто жаждет расстаться с грехом.

    Молитва святого праведного Иоанна Кронштадтского

    Как можно побороть страсть чревоугодия? С помощью поста, молитвы и понуждении себя к удержанию от пресыщения и объедения лакомствами. Нет ничего сложного в том, чтобы обратиться к Господу словами молитвы святого праведного Иоанна Кронштадтского.

    Краткое житие святого для тех, кто не знаком с ним: родился праведный Иоанн в 1829 году в очень бедной семье. Слабого и болезненного мальчика вскоре окрестили, ибо опасались, что он уйдет к Богу. Но после совершения таинства ребенок стал поправляться.

    Отец будущего святого служил псаломщиком в церкви. Он часто брал маленького сына с собой. У Иоанна развивалась ревность по Богу и любовь к Нему с детского возраста.

    Обучался будущий святой в Архангельском приходском училище, затем - в Санкт-Петербургской духовной академии. Был женат, но плотского супружества не было. Святой Иоанн и его жена Елизавета жили как брат с сестрой.

    Всю свою жизнь нес служение Богу и людям, скончался 20 декабря 1908 года, оставив после себя богатое духовное наследие.

    Молитва святого праведного Иоанна Кронштадтского:

    Господи, сладчайшее Брашно наше, никогдаже гиблющее, но прибывающее в живот вечный: очисти раба Твоего от скверны чревообъядения, всего плоть сотворившегося и чуждаго Духу Твоему, и даруй ему познать сладость Твоего животворящего духовнаго брашна, еже есть Плоть и Кровь Твоя и святое, живое и действенное Слово Твое.

    Молитва Алексию - человеку Божьему

    Святой Алексей - вымоленный ребенок. У его родителей, богатых и благочестивых, долго не было детей. Аглаида - так звали мать будущего святого - усердно молила Бога о даровании сына, и чудо совершилось. Женщина родила сына, к великой радости мужа.

    Названный в святом крещении Алексием, мальчик рано изучил Священное Писание и церковные книги. С юных лет он возгорелся любовью к Творцу, отказавшись от благ и роскоши. На теле носил власяницу, одевался в рубища, питался хлебом и водой.

    Когда Алексий достиг совершеннолетия, родители приняли решение женить его. Невесту выбрали из царского рода. Молодых людей обручили и обвенчали, но святой Алексий покинул поместье родителей после свадьбы.

    Долгие годы никто не знал, что с ним и где он. Как-то раз, будучи нищим, высохшим от голода и труда, Алексий повстречался со своим отцом и попросился жить при дворе его дома. Там прожил святой до скончания дней своих, терпя поношения и побои от рабов отца. Но до последнего дня никто не знал, что убогий нищий - есть сын, пропавший много лет назад. Только по успении святого угодника Божия отец признал в нем свое чадо.

    Чревоугодия? Обратиться молитвенно к святому Алексию - человеку Божьему:

    О Христов угодниче, святый человече Божий Алексие! Призри милостивно на нас, раб Божиих (имена), и простри молитвенно ко Господу Богу честнии руце твои, и испроси нам от Него оставление согрешений наших вольных и невольных, мирную и христианскую жития кончину и добрый ответ на Страшнем суде Христове. Ей, угодниче Божий, не посрами упования нашего, еже на тя, по Бозе и Богородице, возлагаем; но буди нам помощник и покровитель во спасение; да твоими молитвами получивше благодать и милость от Господа, прославим человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа и твое святое заступление, ныне и присно и во веки веков.

    Молитва святителю Игнатию Брянчанинову

    Будущий святой происходил из знатного дворянского рода. Получил прекрасное воспитание и образование военного инженера. Карьера Дмитрия - мирское имя святителя - могла стать самой завидной.

    Но Дмитрий бежал от славы и мирских благ. Окончив военное училище, он подал прошение об отставке, а после трудной и продолжительной болезни укоренился в желании принять монашество.

    В возрасте 20 лет будущий святой поступает в Александро-Свирский монастырь, спустя 3 года принимает монашеский постриг с именем Игнатий.

    Все последующие годы - служение Господу и народу. Представился великий святитель в 60 лет, оставив после себя многочисленные духовные произведения, наставлениями из которых верующие пользуются и по сей день. Что касается материальных благ, после смерти святителя в кармане его подрясника было обнаружено несколько копеек.

    Вы задаетесь вопросом, как избавиться от чревоугодия? Помолитесь святителю Игнатию Брянчанинову:

    О великий и пречудный угодниче Христов, святителю отче Игнатие! Милостиво приими молитвы наша с любовию и благодарением тебе приносимыя! Услыши нас, сирых и безпомощных (имена), к тебе с верою и любовию припадающих и твоего теплаго предстательства о нас пред Престолом Господа Славы просящих. Вемы, яко много может молитва праведника, Владыку умилостивляющая. Ты от лет младенческих Господа пламенно возлюбил еси и Ему Единому служити восхотев, вся красная мира сего ни во что же вменил еси. Ты отвергся себе и, взем крест твой, Христу последовал еси. Ты путь узкий и прискорбный жития иноческаго волею себе избрал еси и на сем пути добродетели великия стяжал еси. Ты писаньми твоими сердца человеков глубочайшаго благоговения и покорности пред Всемогущим Творцом исполнял еси, грешников же падших мудрыми словесы твоими в сознании своего ничтожества и своея греховности, в покаянии и смирении прибегати к Богу наставлял еси, ободряя их упованием на Его милосердие. Ты николиже притекавших к тебе отвергал еси, но всем отец чадолюбивый и пастырь добрый был еси. И ныне не остави нас, усердно тебе молящихся и твоея помощи и предстательства просящих. Испроси нам у Человеколюбиваго Господа нашего здравие душевное и телесное, утверди веру нашу, укрепи силы наша, изнемогающия во искушениих и скорбех века сего, согрей огнем молитвы охладевшая сердца и, помоги нам, покаянием очистившим христианскую кончину живота сего получити и в чертог Спасов преукрашенный внити со всеми избранными и тамо с тобою покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу во веки веков. Аминь.

    Молитва преподобному Ахиле Печерскому

    Преподобный с детских лет возлюбил Бога, решив отвергнуть все мирские блага и посвятить свою жизнь служению Ему. В юном возрасте пришел в Киево-Печерский монастырь, чтобы навсегда остаться здесь, полностью отдав себя в послушание Господу.

    Преподобный отличался невероятным постничеством, его трапезу составляла одна просфора в неделю. В воде был воздержан не менее, чем в пище. Своим подвигом постничества превосходил многих. Молитва Ахиле Печерскому от чревоугодия поможет тем, кто твердо верует в нее:

    По́стническое житие́ облобыза́в и мно́гими труды́ от млады́х ногте́й себе́ обложи́в, на степе́нь диа́конства произведе́н быв, всече́стне, в ко́ем служи́л еси́ в це́ркви Бо́жия Ма́тере непоро́чне, Е́йже моли́ся, во е́же спасти́ся душа́м на́шим.

    Кондак преподобному Ахиле, диакону Печерскому

    Ве́лие име́л еси́ вои́стинну воздержа́ние, сла́вне, и мно́гое показа́л еси́ поще́ние, о Ахи́ло, зане́ едва́ еди́ною в седми́цы, и се еди́ну ма́лу просфору́ снеда́ше и бде́нным стоя́нием к Нему́ вы́ну друча́шеся, тем тя, я́ко по́стника и преподо́бным соо́бщника чту́ще, ублажа́ем.

    Молитва Матроне Московской

    Блаженную старицу можно назвать нашей современницей, она скончалась в 1952 году. Была причислена к лику святых в начале XXI века, мощи угодницы Божьей находятся в Покровском женском монастыре Москвы.

    Ее житие знает, наверное, каждый благочестивый христианин. Праведница родилась в бедной семье, с младенчества была слепой. К 17-летию обезножила, ходить она не могла, только сидела в своем уголочке, выделенном добрыми людьми. Почему добрыми людьми? Блаженная Матрона не имела собственного дома. Она путешествовала по знакомым, останавливаясь там, где давали приют.

    Несмотря на собственные немощи, старица помогала больным и страждующим. По ее молитвам одни исцелялись, другие получали работу, третьи вступали в брак. Никому не отказывала матушка, кроме тех, кто пришел посмеяться над ней, вовсе не веруя в Господа.

    По сей день у мощей Матронушки совершаются многочисленные чудеса. Вот текст молитвы Матроне от чревоугодия и прочих нужд, испытываемых человеком.

    Молитва Матроне Московской (первая)

    О блаженная мати Матроно, услыши и приими ныне нас, грешных, молящихся тебе, навыкшая во всем житии твоем приимати и выслушивати всех страждущих и скорбящих, с верою и надеждою к твоему заступлению и помощи прибегающих, скорое поможение и чудесное исцеление всем подавающи; да не оскудеет и ныне милосердие твое к нам, недостойным, мятущимся в многосуетнем мире сем и нигдеже обретающим утешения и сострадания в скорбех душевных и помощи в болезнех телесных: исцели болезни наша, избави от искушений и мучительства диавола, страстно воюющаго, помози донести житейский свой Крест, снести вся тяготы жития и не потеряти в нем образ Божий, веру православную до конца дней наших сохранити, упование и надежду на Бога крепкую имети и нелицемерную любовь к ближним; помози нам по отшествии из жития сего достигнути Царствия Небеснаго со всеми угодившими Богу, прославляюще милосердие и благость Отца Небеснаго, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

    Молитва Матроне Московской (вторая)

    О блаженная мати Матроно, душею на небеси пред Престолом Божиим предстоящи, телом же на земли почивающи, и данною ти свыше благодатию различныя чудеса источающи. Призри ныне милостивным твоим оком на ны, грешныя, в скорбех, болезнех и греховных искушениих дни своя иждивающия. Утеши ны, отчаянныя, исцели недуги наши лютыя, от Бога нам по грехом нашим попущаемыя, избави нас от многих бед и обстояний, умоли Господа нашего Иисуса Христа простити нам вся наша согрешения, беззакония и грехопадения, имиже мы от юности нашея даже до настоящаго дне и часа согрешихом, да твоими молитвами получивше благодать и велию милость, прославим в Троице Единаго Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.

    Молитва к Ксении Петербургской

    Еще одна русская святая, особо почитаемая народом. Жизнь блаженной Ксении Петербургской - это полное самоотречение, отказ от мирских благ и подвиг юродства. Оставшись вдовой в 26-летнем возрасте, молодая женщина облачилась в одежду своего мужа и велела называть себя Андреем Феодоровичем. Отдав богатое имение женщине, когда-то снимавшей у нее комнатку, Ксения осталась бездомной. Одетая в лохмотья, без крыши над головой, она бродила по окрестностям Петербурга, вызывая насмешки жителей. Взрослые били ее словами, дети швырялись камнями и грязью. Много оскорблений и унижений перенесла святая, прежде чем люди поняли, что перед ними - очень мудрый и разумный человек, которому многое открывает Господь.

    Еще при жизни святая прославилась чудесами, происходят они и сегодня на могилке блаженной Ксении. Кому молиться от чревоугодия? Конечно же, блаженной Ксении Петербургской:

    О, святая всеблаженная мати Ксение! Под кровом Всевышняго жившая, ведомая и укрепляемая Богоматерию, глад и жажду, хлад и зной, поношения и гонения претерпевшая, дар прозорливости и чудотворения от Бога прияла еси и под сению Всемогущего покоишися. Ныне Святая Церковь, яко благоуханный цвет, прославляет тя: предстояще на месте погребения твоего, пред образом твоим святым, яко живей ти, сущей с нами, молимся ти: приими прошения наша и принеси их ко Престолу Милосердаго Отца Небеснаго, яко дерзновение к Нему имущая, испроси притекающим к тебе вечное спасение, и на благая дела и начинания наша щедрое благословение, от всяких бед и скорбей избавление, предстани святыми твоими молитвами пред Всемилостивым Спасителем нашим о нас, недостойных и грешных, помози, святая блаженная мати Ксение, младенцы светом Святаго Крещения озарити и печатию дара Духа Святаго запечатлети, отроки и отроковицы в вере, честности, богобоязненности и целомудрии воспитати и успехи в учении им даровати; болящия и недугующия исцели, семейным любовь и согласие низпосли, монашествующим подвигом добрым подвизатися удостой и от поношений огради, пастыри в крепости духа утверди, народ и страну нашу в мире и безмятежии сохрани, о лишенных в предсмертный час причащения Святых Христовых Тайн умоли: ты наша надежда и упование, скорое услышание и избавление, тебе благодарение возсылаем и с тобою славим Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

    Молитва в храме

    Мы поговорили о домашней молитве угодникам Божьим, можно ли осуществить ее в храме?

    Как избавиться от чревоугодия? Обязательно посещайте воскресные литургии, просите об избавлении от пристрастия во время церковной молитвы. Взывать к Господу в голос не нужно, достаточно внутреннего вопля о помощи.

    Почаще приступайте к таинствам исповеди и причастия, заказывайте молебны к указанным выше святым, прося их о помощи. Главное - заставляйте себя бороться, без труда ничего не получится.

    Заключение

    Статья подходит к логическому завершению, мы рассказали о том, как избавиться от чревоугодия. Три составляющие борьбы со страстью - молитва, пост, самодисциплина.

    Избегайте праздности, ибо она - мать всех пороков. Трудитесь, молитесь и просите о помощи Господа, а также - Его святых угодников.

Первым звеном греховной цепи является чревоугодие. Многим оно кажется лишь слабостью, не внушающей большого опасения, да и что последствия данного греха, словно струпья от проказы, проявляются вовсе не сразу, а по прошествии нескольких лет. Нужно помнить, что, после Адама совершившего грех, нарушилась гармония души с телом у человека. Ведь тело является лишь инструментом души, а еще органической частью человеческой личности. И оно превратилось в субстрат для страстей с похотью. Тело должно быть рабом духа. Но, ни в коем случае тело не должно повелевать человеком, его душой. В идеале должен быть балансе между духом, душой и телом.

Что такое человеческое тело

Тело можно назвать злым другом и добрым врагом. Без тела не сформируется личность человека. Без тела дух с душой не смогут проявить себя во внешний мир посредством слов и деяний. Лукавая плоть готова в любой момент предать душу Дьаволу, чтобы получить низменные наслаждения. Это, словно Иуда за три десятка сребреников на смерть продал своего Учителя. Тело является очень коварным спутником души на сложном пути ее к царству небесному. оно то покорно следует за духом, то наоборот, старается увлечь его на широкую и выложенную камнем дорогу, что ведет к вечной смерти. Как вариант, можно даже сравнить душу и тело с неким всадником на диком коне. И едва всадник чуть ослабит удила, как конь помчится туда, куда глядят его глаза, в результате чего оба свалятся в ближайшую яму.

Важно!!!

Чревоугодие по своей сути является победой тела над духом. Это своеобразное широкое поле, где буйствуют разные страсти. Можно говорить о нем, как о первой ступени отвесной и скользкой лестницы, которая ведет прямиком в преисподнюю.


Чрево, едва оно отяжелеет от пищи, начинает погружать ум в некую мрачную пучину дремоты, делая его ленивым и даже тупым. Чревоугодник теряет возможность глубоко и точно мыслить или рассуждать о чем-то духовном. Его чрево, словно огромная свинцовая гиря, начинает тянуть оземленную душу прямо вниз. В особенности остро ощущается таким человеком его немощь во время молитвы. Ум никак не может вникнуть в святые слова, словно тупой нож не режет хлеб. В таком смысле чревоугодие можно считать постоянным предательством своей молитвы.


Важно!!!

Следует также отметить, что чревоугодие, как и любой грех, омрачает интеллектуальные и даже творческие силы того, кто ему предается. Практически никто из выдающихся людей, будь они поэтами и художниками, не отличался в свое время чревоугодием, даже не имел тела, которое бы напоминало пивную бочку.


Нередко бывает и так, что чревоугодник, который уже сильно устал от груза своего собственного тела, которое его доводит до одышки и до изнеможения, решает худеть. Его изнуряет необходимость постоянного преодоления преграды в виде размера собственного живота, например, когда нужно нагнуться и поднять с пола вещь или даже банально завязать себе шнурки на туфлях. Тогда логично, что он решает объявить войну и победить беса чревоугодия путем уничтожения, как врага, собственного жира. Такой человек будет выписывать диеты из модных журналов, и даже объявляет всем своим друзьям и близким, что вскоре его фигура заметно уменьшится в объемах. Но, такой чревоугодник, едва садится на диету, оказывается, как бы в роли гладиатора, который безоружным вступил в схватку с огромным, диким зверем. Сначала, первые минуты он сопротивляется, но потом падает, в клочья растерзанный когтями или клыками страшного хищника. Поначалу чревоугодник будет придерживаться строгой диеты и смотреть на окружающих почти что победоносно, но потом желание поглощать пищу возьмет свое и он будет, как и раньше, усердствовать в еде.


Есть ли определенные виды этого греха или его направления?

В чревоугодии условно можно различить два пристрастия: чревобесие и гортанобесие.

Чревобесие по своей сути является ненасытным желанием пищи, своего рода агрессией тела, направленной против души. То есть, постоянное домогательство со стороны чрева, которое то и дело требует от человека постоянного употребления пищи. Такое можно сравнить с безумием чрева, которое поглощает любую пищу без разбора. Желудок у такого человека будет подобен мешку, в который скупой хозяин пихает без разбора все вещи, после чего едва может волочить за собой ненужный груз.

Гортанобесие является постоянным желанием лакомой или изысканной пищи, то есть, это сладострастие гортани. Проще говоря, человек должен кушать, чтобы иметь возможность жить, но, этот человек живет для того, чтобы есть. Он заблаговременно составляет свое меню, уделяя яствам слишком много внимания и тщательно их выбирая. Он на лакомства тратит почти все деньги, словно игрок проигрывает в азарте свое состояние.


Есть и другие типы чревоугодия, как, например, тайноядение – это стремление скрывать свой порок. Раноядение заключается в том, что человек, только проснувшись, тут же принимается за пищу, еще до того, как начнет испытывать чувство голода. Порочно и поспешное ядение, при котором человек старается очень быстро наполнить желудок и глотает пищу, даже не разжевывая ее, как индюк. Греховным считается несоблюдение постов, а еще употребление по своей похоти гортани разных вредных продуктов. Древние аскеты вообще считали грехом чревоугодия даже чрезмерное выпивание воды.

Как же избавить себя от чревоугодия?

Святые отцы рекомендуют сначала ограничиться употреблении пряной или раздражающей аппетит еды. Затем сделать себе ограничение в сладкой и услаждающей гортань еде. Потом можно уже отказываться от жирной и утучняющей тело. Кушать надо неспешно, так будет скорее появляться ощущение насыщения.


Совет

Вставать после трапезы надо в состоянии, когда первый голод уже утолен, но человек все еще ощущает жажду пищи. Раньше даже был обычай молча трапезничать. Любые посторонние разговоры будут отвлекать внимание, а человек, который увлекся беседой, скорее всего, машинально скушает все, что есть на столе. Хорошо бы также во время еды про себя читать молитву.

Вывод:

Можно говорить о том, что грех чревоугодия является постепенным поеданием тела души, а результатом этого является то, что в человеке постепенно меркнет небесное и духовное начало, а он превращается в слепую плоть. Чтобы избавиться от чревоугодия, необходимо отказаться от пряной и раздражающей аппетит пищи, ограничить употребление сладкого. И запомните одно правило – вставать из-за стола нужно с легким чувством голода, тогда чревоугодие не страшно.


О чревоугодии
Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
К чему снится — обворовали К чему снится — обворовали Совместимость знака телец в любви и браке Парень телец с каким знаком лучшая совместимость Совместимость знака телец в любви и браке Парень телец с каким знаком лучшая совместимость Презентация на тему Презентация на тему "проблема общественного прогресса"