Кристиан диор новый взгляд на женщину. Кристиан Диор: фото, творческий путь в мире моды, биография и личная жизнь

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

В городе Гранвиль (Франция, Нормандия).

Он был вторым из пяти детей. Отец Диора сделал состояние на торговле химическими удобрениями. В 1911 году семья переехала в Париж.
Кристиан с детства увлекался живописью и мечтал стать знаменитым художником, однако родители видели сына в дипломатии. В 1925 году он поступил в Свободную школу политических наук.

Империя Кристиана Диора 110 лет назад, 21 января 1905 года, родился известный французский кутюрье Кристиан Диор. Первый показ его коллекции состоялся 12 февраля 1947 года. Уставшие за время войны от нищеты парижанки с восторгом приняли революционные идеи Диора.

Получив образование в 1928 году, Кристиан Диор вместе со своим с другом Жаном Бонжаком открыли галерею, где выставляли работы Дерена, Матисса, Пикассо. Деньги он взял у отца, который согласился оказать финансовую поддержку с условием, что его фамилия не будет указана на дверях галереи. В 1931 году разразившийся экономический кризис разорил отца Диора, а мать, больная раком, умерла. Кристиан был вынужден закрыть галерею. В течение последующих нескольких лет он подрабатывал продажей модных эскизов. С 1935 года Диор публиковал свои рисунки в журнале "Фигаро Иллюстре" (Figaro Illustré). В 1938 году он стал ассистентом дизайнера в Доме парижского кутюрье Роберта Пиге.

Когда началась вторая мировая война, Диор пошел служить во французскую армию. После капитуляции Франции в 1940 году вернулся в Париж.

С 1941 года работал на модельный дом Люсьена Лелонга.

В 1946 году при поддержке бизнесмена Марселя Буассака (занявшего в ту пору монопольные позиции в текстильной индустрии Франции) Диор открыл собственный Дом моды в Париже.

12 февраля 1947 года Кристиан Диор представил в Париже свою первую коллекцию. Названная в прессе New Look ("Новый облик") она произвела фурор. Это был радикальный поворот к подчеркнуто-романтичной женственности. В число примет "нового облика" вошли макси-юбки почти до щиколотки (узкие, либо, напротив, широкие и пышные), маленькие плечи, "рукава-кимоно", тонкие "осиные" талии, высокие каблуки, контрастно-эффектные аксессуары.

В 1954 году Диор выдвинул новые концепции — "линию H" (иронически обозначенную в прессе как "облик мешка", Sack Look), со свободным поясом, отмечающим заниженную талию, и туникообразным покроем фактурных тканей, почти прикрывающих узкую юбку. В 1955 году предложил контрастную по отношению к ней "линию Y", с подплечниками и основным объемом платья в виде большого треугольника.

Попутно дом Диора (занимаясь и мужской одеждой) учредил систему продажи лицензий на чулки, галстуки и прочие аксессуары, — принятая другими домами, эта система способствовала превращению высокой моды из частного артистического занятия в мощную транснациональную индустрию.

Диор явился также пионером активного синтеза haute couture ("высокой моды") и сценографии: был художником по костюмам в нескольких спектаклях в Театре де Матюрин, в ряде постановок Ролана Пети и кинофильмах режиссеров Клода Отан-Лара, Альфреда Хичкока и др.

Кристиан Диор создавал сценические туалеты для таких звезд эстрады и киноэкрана, как Эдит Пиаф, Марлен Дитрих и Глория Свенсон.

Помимо одежды Диор создал собственные линии обуви и парфюмерную фирму Christian Dior Pаrfums.

В его ателье работали будущие кутюрье Пьер Карден и Ив Сен Лоран, который стал его преемником.

24 октября 1957 года дизайнер скончался в Монтекатини-Терме (Италия, Тоскана). На момент его смерти Дом Диора зарабатывал более 20 миллионов долларов в год.

В его фамильном доме в Гранвиле ныне существует Музей Кристиана Диора.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Кристиан Диор

Новый взгляд на женщину

В 1947 году, после окончания самой разрушительной войны в истории, женщинам очень хотелось вспомнить о том, что они умеют не только копать окопы, водить грузовики, стрелять из снайперских винтовок и вытаскивать раненых с поля боя. Им хотелось вновь почувствовать себя элегантными, красивыми и желанными, обрести новый облик. И во Франции нашелся полный, лысый и уже не очень молодой человек с застенчивой улыбкой, который этот облик им подарил. Всего через десять лет он умер, но его имя навсегда вошло в историю – как имя создателя стиля New Look и человека, который первым превратил модный дом в гигантскую международную империю красоты и роскоши.

Детство Кристиана Диора, родившегося 21 января 1905 года, прошло в небольшом городке Гранвилль в Нормандии, у самого Ла-Манша, – серо-розовый родительский дом стоял прямо на берегу моря. О детских годах Диор всегда вспоминал с теплотой, как о счастливом и беззаботном времени, а цветовая гамма отчего дома много позже стала фирменным признаком его модных коллекций. Родители Кристиана, Морис и Мадлен, были весьма состоятельными буржуа – отец владел заводом по производству удобрений. Любопытная ирония судьбы: предприятие отца раздражало местных жителей неприятными запахами, предприятие же сына спустя полвека очаровало женщин во всем мире изысканными ароматами Miss Dior, Diorama и Diorissimo.

Кристиан рос мечтательным, мягким и любознательным ребенком. Ему единственному из пятерых детей в семье удалось подобрать ключик к сердцу строгой матери, которая считала, что проявления любви и нежности в отношении собственных отпрысков неуместны и только избалуют их. К Кристиану же она всегда относилась теплее, чем к остальным, скорее всего, потому, что именно он искренне заинтересовался главным делом ее жизни – садоводством и разведением цветов. Любовь к цветам осталась у него на всю жизнь; особенно он любил ландыши и часто носил их в петлице. И неудивительно, что, думая над первой своей коллекцией – той самой, которая изменила мир, – он захотел, чтобы женщина была похожа на цветок: «Нежно-выпуклая линия плеч; округлая линия груди; талия, гибкая, словно стебель… и широкие линии бедер, расходящиеся книзу как чашечка цветка».

В 1911 году семья Диоров переехала в Париж, но все лето продолжала проводить в родном Гранвилле. С ними подолгу жила бабушка по материнской линии, которая привила интерес маленькому Кристиану ко всему сверхъестественному, поскольку сама свято верила в астрологию и предсказание судьбы. В тринадцать лет Кристиану, который, переодевшись цыганом, торговал на местной ярмарке амулетами, старая гадалка впервые предсказала будущее: «Ты испытаешь бедность, но удачу тебе принесут женщины. Ты заработаешь на них много денег и будешь часто путешествовать». Предсказание это потом полностью сбылось, а Кристиан на всю жизнь остался очень суеверным человеком, и в поздние годы буквально шагу не мог ступить без личной предсказательницы, которая сообщала ему удачные дни для модных показов, подписания договоров и замены флористов.

Кроме цветов, у Кристиана в детстве была еще одна страсть – регулярно проводящиеся в Гранвилле карнавалы. Он любил придумывать карнавальные костюмы для себя и братьев с сестрами, а потом шил их вместе с семейной швеей. Сестра Кристиана Жаклин поразила однажды местное общество придуманным братом костюмом Нептуна, с лифом из ракушек не думал тогда, что создание одежды станет его профессией: в юности он увлекся искусством и мечтал поступить в Академию художеств, чтобы учиться на архитектора. К большому его разочарованию, родители оказались категорически против. Они хотели, чтобы у сына была более солидная и основательная профессия, и в результате Кристиан поступил в Школу политических наук.

Однако политические науки интересовали Кристиана меньше всего. Gay Paree двадцатых годов был местом бесконечных соблазнов и развлечений. Богемные вечеринки, театры, музыка и балет, художественные галереи – вот чему без остатка посвящал себя Кристиан в годы студенческой жизни. Он познакомился со многими художниками, поэтами и музыкантами, не пропускал ни одного представления Жана Кокто, от которого был в восхищении. Неудивительно, что по окончании Школы он решил не делать карьеру дипломата, а открыть художественную галерею. Родители скрепя сердце согласились профинансировать предприятие, но с условием, что их фамилия на вывеске галереи не появится. Таким образом, в 1928 году в Париже открылась Галерея Жана Бонжака, друга Диора, на пару с которым он и затеял это предприятие. Галерея пользовалась весьма устойчивым успехом, партнеры выставляли в ней работы современных художников: Дали, Пикассо, Матисса, Брака, Леже и многих других.

Но успех продлился недолго. Во всем мире разразился финансовый кризис, а в семье Диора произошла цепочка трагедий. Сам Диор, веривший в знаки судьбы и плохие приметы, связывал их с разбившимся от порыва ветра в их гранвилльском доме зеркалом. Младший брат Бернар, всегда отличавшийся странностями в поведении, оказался в сумасшедшем доме, мама умерла от заражения крови, отец полностью разорился. Кристиан очень тяжело переживал обрушившиеся на семью несчастья и чувствовал, что ему необходима резкая перемена обстановки, если он не хочет, как брат, сойти с ума. Такой переменой стала поездка в Советский Союз с группой молодых архитекторов, отправившихся туда дышать романтикой революции и перенимать передовой опыт. Однако Кристиана постигло жестокое разочарование, к истокам вдохновения, питавшим его любимых Дягилева, Нижинского, Стравинского и Малевича, припасть ему не удалось: все, что он увидел в Советской России начала тридцатых, – это «облупленные фасады, пустые витрины, чудовищную нищету».

Вернувшись в Париж, Кристиан узнает, что их с Бонжаном галерея разорилась. Какое-то время он живет в бедности, перебиваясь на деньги от распродажи картин и помогая своему другу Пьеру Коллю управлять его галереей, в которой дела тоже шли неважно. В 1934 году Кристиана настигает очередной удар, на этот раз личный: он заболевает туберкулезом. Вот тут-то, наверное, в первый раз в жизни он по-настоящему почувствовал отдачу от своего мирного и дружелюбного характера: друзья, которыми он обзавелся в бушующие двадцатые, так его любили, что собрали необходимую сумму на лечение и восстановление в клинике на Балеарских островах. Через год Кристиан снова оказывается во Франции – здоровый, но без гроша в кармане. И тут опять на помощь приходят друзья: художник Жан Озенн, делавший эскизы для модных домов, вводит его в мир кутюрье и их клиентов. Кристиан делает первые эскизы – шляпок, а затем нарядов, – их берут в производство и публикуют в Le Figaro.

В 1937-м на него обращает внимание модельер Робер Пиге: сначала заказывает создать несколько моделей для коллекции, а потом берет к себе на постоянную работу. Диор потом вспоминал, что Пиге научил его тому, что элегантность – это сама простота. Работа у Пиге прерывается с началом войны – Диора призывают в армию. В военных действиях ему участвовать не пришлось – он служил в строительном батальоне, – а после капитуляции Франции перебрался в неоккупированный Прованс, где жили отец с сестрой, и занимался там до 1941 года фермерством – надо было как-то кормиться.

Пиге к тому времени взял на работу другого человека, но Кристиану везет – его кандидатурой заинтересовался другой кутюрье, Люсьен Лелонг. В итоге до конца войны Диор занимался тем, что наряжал жен нацистских офицеров и местных коллаборационистов. Сам он был достаточно аполитичен, но в 1944-м, когда его младшая сестра Катрин попала в концлагерь за участие в движении Сопротивления, он поднял на ноги всех, кого возможно, включая шведского консула, в попытках ее освободить. Характерен и другой случай, уже из более позднего периода, когда Диор стал знаменитым: он очень сильно поссорился со своей прежде любимой племянницей Франсуазой, дочерью старшего брата Раймона, после того как она начала заявлять во всеуслышанье, что управляющая Диора участвует в еврейском заговоре, чтобы свести его в могилу. В итоге Диор даже лишил Франсуазу наследства.

Вскоре после окончания войны у Диора происходит судьбоносное знакомство с одним из самых богатых людей Франции, «хлопковым бароном» Марселем Буссаком. Буссак заинтересовался идеями Диора о новом послевоенном изящном облике для женщин и решил, что готов вложить деньги в основание модельером его собственного модного дома. В итоге модный дом Christian Dior открылся в конце 1946 года. Когда Кристиан увидел, как рабочие прибивают к особняку на авеню Монтань табличку с его именем, он подумал: «Если бы мама была жива, я бы никогда на это не осмелился». Уже через несколько месяцев после открытия, в феврале 1947 года, Диор представляет свою знаменитую коллекцию Corolle , которая взбудоражила весь мир. Главный редактор журнала Harper’s Bazaar Кармель Сноу назвала коллекцию New Look новый взгляд», «новый облик»), и именно под этим названием она стала известна. Сноу также сказала, что Диор спас Париж – так же, как Париж был спасен в битве на Марне. И действительно, именно благодаря Диору Париж вновь стал столицей мировой моды.

New Look представлял собой, собственно говоря, не революцию в мире моды, а возвращение к традициям изящества и грации. Женщина в костюме от Диора действительно походила на цветок, а еще – на песочные часы: с утянутой талией, подчеркнутым бюстом и пышной юбкой, доходящей до икр или лодыжек. «Женщины почувствовали своим верным инстинктом, что я хотел их сделать не только более красивыми, но и более счастливыми», – вспомина л Диор позже. Судя по грандиозному успеху New Look , видимо, это действительно было так.

Успех надо было поддерживать – и Диор, не останавливаясь на достигнутом, каждые полгода придумывает новые коллекции, меняя не только длину юбки, но даже весь силуэт в целом. Демонстрирует он и свои коммерческие таланты в сочетании со способностью хорошо разбираться в людях и работать с ними. Он окружает себя мощнейшей группой поддержки – чего стоили только три дамы-кита, на которых держался модный дом Диора и которых Кристиан называл не иначе как «мои дорогие»: Раймонда Зенакер, управляющая студией, Маргерит Карре, глава мастерских, и Мица Брисар, главный стилист и специалист по шляпкам и аксессуарам. А в 1948 году он нанимает менеджера Жака Руэ, который стал деловым гением дома Christian Dior . В частности, именно ему принадлежит идея лицензирования, которой теперь пользуются все модные дома: когда американская ком пания предложила купить права на производство чулок Dior , Руэ вместо этого договорился о выплате процента от продаж. Очень скоро таким же образом были лицензированы аксессуары, перчатки, галстуки, духи. Дом Кристиана Диора открыл магазины готовой одежды и обуви, не только во Франции и Америке, но и во многих других странах. Диор шил костюмы для таких знаменитых женщин, как Марлен Дитрих и Ава Гарднер, Элизабет Тейлор и Марго Фонтейн; одевал герцогиню Виндзорскую и принцессу Маргарет. По результатам социологического опроса Гэллапа в 1949 году, Диор был назван одним из пяти самых знаменитых людей мира.

Звездной болезнью Диор не заболел, он для этого был слишком скромен. Он давал интервью, но не любил шумных светских мероприятий. Коктейльные вечеринки для журналистов после показа каждой новой коллекции он оставлял на своего коммерческого директора, подругу детства Сюзанн Люленг, а сам чаще всего на них не появлялся. Любимым местом для него было убежище на природе, где он мог отдыхать и гулять со своей собакой, заброшенная мельница в Нормандии, недалеко от родного Гранвилля. Впрочем, несмотря на то, что ему не нравилось оказываться в центре общественного внимания, одиночества он тоже не любил – его всегда окружали близкие друзья. Та же Сюзанн Люленг говорила о том, что в нем удивительным образом сочетались два свойства – талант и преданность друзьям. Практически все люди, с которыми он близко сошелся в ранней юности, поддерживали с ним душевные отношения всю жизнь. Его любили не только друзья, но и подчиненные. Все вспоминали о том, каким он был вежливым и приветливым – даже практиканткам с поклоном уступал место в лифте. Один из бывших оформителей витрин в бутике Диора вспоминал о своем начальнике: «В бу тиках царила удивительная атмосфера благодаря выдающемуся дару Диора общаться с людьми. Он полностью сформировал мою жизнь. Его можно было назвать настоящим джентльменом – в том смысле, который вкладывали в это слово в XVII веке».

Было у Диора и еще одно нехарактерное для мира высокой моды свойство – полное отсутствие зависти. Он не только находил молодые таланты, но и помогал им раскрыться и сделать карьеру. Так, например, Фредерик Касте, пришедший работать к Диору в 1953 году, был удивлен, когда начальник вскоре подвел его к двери, где висела табличка с его именем: он стал заведовать отдельной студией. Известна история с юным Ивом Сен-Лораном, которого Диор взял на работу в девятнадцать лет и вскоре объявил своим преемником. Характерен и случай, который произошел с Пьером Карденом. Когда Диор в 1948 году был в Америке, в его модном доме во Франции проводилось расследование, связанное с промышленным шпионажем.

В качестве подозреваемого на допрос вызвали и работавшего у Диора молодого Пьера Кардена. Тот очень оскорбился и уволился. Диор издалека не смог вмешаться и уговорить Кардена остаться, но, вернувшись во Францию, первым делом отправился в только что открытую Карденом студию по производству театральных костюмов, чтобы заказать себе наряд Короля чудовищ для маскарадного бала. Карден был так тронут, что даже расплакался.

Семейность и заботливость Диора в отсутствие собственного потомства обратились к вдове его лучшего друга Пьера Колля Кармен и ее трем дочерям. Диор взял Кармен к себе на работу в должности директора бутика, а дочкам в полном смысле слова заменил отца: дарил им кукол в нарядах New Look, изображал на Рождество Пера Ноэля (французского Деда Мороза), проверял уроки, планировал поездки на каникулы. Одна из крестных дочерей, Мари-Пьер Колль, присутствовала и при последних минутах его жизни: Диор взял ее с собой, когда отправился отдыхать и поправлять здоровье на воды в Италию.

Главной страстью в жизни Диора, помимо моды, была вкусная еда. Через пятнадцать лет после его смерти вышла книга любимых им рецептов «Моя доморощенная кухня», в которой основной добавкой в блюда указывалось шампанское Dom P?rignon. Испытывая тревогу за свой статус в мире высокой моды, он периодически думал о том, что в случае краха мог бы сделать карьеру в кулинарии. «Мы могли бы производить ветчину Dior или, может быть, ростбиф Dior?» – делился он своими планами с Жаком Руэ. Его друг Александр Либерман вспоминал один обед в гостях у Диора летом 1956 года: они с женой Татьяной одно за другим пять блюд. «Видели бы вы, как он подкладывал себе добавку!»

Однако еда, хоть и была одной из главных радостей в его жизни, была и источником постоянного расстройства, потому что неумеренное ее поглощение не было полезным ни для больного сердца Диора, пережившего два инфаркта на рубеже 1940–1950-х годов, ни для его фигуры. В письме к другу Диор однажды подписался с грустной самоиронией: «Твой старый кутюрье, который чем больше дряхлеет, тем больше толстеет». В середине пятидесятых врачи посоветовали Диору, который от огромного объема работы находился в состоянии стресса, почаще отдыхать и выделить для этих целей комнатку рядом с офисом. Но комнатка эта стала для Диора местом, где он украдкой ел шоколад. Раймонда Зенакер периодически заставала его за этим занятием и ругала, отчего Кристиан чувствовал себя виноватым. Чувство вины обостряло голод, и круг замыкался.

Но однажды Диор все же решил наступить на горло своей любви к еде – ради другой любви. Надо сказать, что в личной жизни он всегда был очень скрытным и никогда не афишировал своих связей с мужчинами. Известно только, что большинство его романов заканчивались жестокими разочарованиями: ему предлагали «остаться друзьями». Совсем по-другому все сложилось с молодым алжирским певцом Жаком Бенита, с которым Диор познакомился в 1956 году (самому ку тюрье в этот момент был пятьдесят один год, Жаку – двадцать пять). Жак, обретя в лице Диора отца, действительно очень к нему привязался – и, похоже, искренне полюбил. Кристиан же потерял голову настолько, что даже стал появляться с Жаком на людях, чего прежде себе никогда не позволял. Жак всегда утверждал, что любит Диора таким, какой он есть, и тому совершенно не нужно что-то менять в своей внешности. Но Диор все равно решил похудеть – и отправился для этой цели в октябре 1957 года на воды в Италию, в местечко Монтекатини, которое с XIV века считалось одним из самых целительных в Европе: там поправляли здоровье Россини, Верди, Кларк Гейбл и Грейс Келли. Даже предупреждение его личной прорицательницы, что поездка для него крайне неблагоприятна, влюбленного Диора не остановило.

Через десять дней после прибытия в Монтекатини, 23 октября, Диор скончался от очередного сердечного приступа. Одна версия гласит, что это произошло после того, как он подавился рыбной костью, другая – что сердце у него прихватило во время игры в карты. Значительно позже светский лев Алексис фон Розенберг в своих мемуарах написал, что сразу после смерти Диора бытовала другая версия: мол, сердце у кутюрье не выдержало после секса с двумя энергичными молодыми людьми. Впрочем, никаких доказательств у этой версии нет – скорее, она может вытекать из циркулирующих при жизни Диора слухов о его гомосексуальности.

На прощание с Диором в Париже собрались тысячи человек. Принесли столько цветов, что мэрия столицы разрешила Дому Диора выставить их на Пляс де л’Этуаль – в результате Триумфальная арка просто утопала в разноцветных лепестках. Самому кутюрье это бы наверняка понравилось, ведь он любил цветы почти так же, как еду и моду.

Сейчас, спустя более полувека после смерти Кристиана Диора, его модный дом процветает под руководством Джона Галлиано. Имя великого кутюрье до сих пор остается знаком качества и роскоши. Недаром в свое время Жан Кокто расшифровал фамилию друга как соединение слов Di – от Dieu («Бог») и Or («золото»).

Из книги Спецназ ГРУ: Пятьдесят лет истории, двадцать лет войны... автора Козлов Сергей Владиславович

С. Козлов Карера: новый взгляд Материал, приведенный ниже, написан по воспоминаниям четырех участников операции в Карере. Двое из них – майоры А. З-н и А. П-ц (фамилии не указаны в связи с тем, что эти люди служат в Вооруженных Силах России) – были в то время в составе 500-го

Из книги Воспоминания автора Сухотина-Толстая Татьяна Львовна

Когда он понял женщину Когда мой отец писал роман «Семейное счастие», он еще не был женат.- Мне казалось тогда, - сказал он мне однажды, - что я понимаю женщину до глубины ее души. Но когда я женился, то увидел, что я совсем ее не знаю. И только благодаря своей жене я

Из книги Прощание славянки автора Новодворская Валерия

Публикации в газете «Новый взгляд» Не отдадим наше право налево! Несть числа утратам человечества. Вера, надежда, любовь и невинность утрачены на тернистых путях НТР. Но вклад России в мировые процессы всегда был несоизмерим с количеством ее пристойных дорог,

Из книги 100 знаменитостей мира моды автора Скляренко Валентина Марковна

ДИОР КРИСТИАН (род. в 1905 г. – ум. в 1957 г.) Французский модельер, дизайнер, один из законодателей моды середины XX века. Талантливый менеджер, преобразовавший традиционный Дом моделей в транснациональную индустрию, сделав тем самым Высокую моду доступной миллионам.

Из книги Модильяни автора Паризо Кристиан

ЛАКРУА КРИСТИАН (род. в 1951 г.) Знаменитый французский модельер, один из выдающихся дизайнеров мира. Уже первый его показ в 1987 году вызвал бурю восторгов в мире моды. Парижские газеты не стеснялись в эпитетах, которыми награждали новую звезду. Кристиана Лакруа и сейчас

Из книги Зощенко автора Рубен Бернгард Савельевич

Кристиан Паризо. Модильяни ВИА РОМА, ДОМ 38 Заходящая луна играла в прятки, ныряя в облака, раздираемые крепнущим сирокко на длинные махры, лохматящиеся белесыми кометными хвостами. Укачиваемый морем, Ливорно изнывал во влажной истоме и гулком молчании южной ночи.В

Из книги Москва закулисная-2: Тайны. Мистика. Любовь автора Райкина Марина Александровна

3. НОВЫЙ ВЗГЛЯД Писал Зощенко в тот период и серьезные критические статьи. Даже на какой-то момент счел, что именно литературная критика есть его подлинная стезя, столь увлекли его занятия на отделении Чуковского. Но главное все же было в стремлении наилучшим образом

Из книги 50 гениев, которые изменили мир автора Очкурова Оксана Юрьевна

Новый взгляд на неглиже А вот святая святых - каморка театрального художника. Но не в каждой из них встретишь такое, как во МХАТе имени Горького. Трусы из хлопка. Кальсоны из фланели. Все в кружевах, как в пене, панталоны. Нижние юбки, лифчики всех фасонов и размеров. Упругие

Из книги Тропинка к Пушкину, или Думы о русском самостоянии автора Бухарин Анатолий

Барнард Кристиан Нитлинг (род. в 1922 г. – ум. в 2001 г.) Выдающийся южноафриканский кардиохирург, совершивший первую в мире трансплантацию сердца (1967 г.), с именем которого связаны значительные достижения в иммунологии, физиологии, реаниматологии, фармакологии, биохимии.

Из книги Бриджит Бардо. Икона стиля автора Фомина Маргарита

Из книги Чёрная кошка автора Говорухин Станислав Сергеевич

Глава 10 «И Бог создал женщину» Отталкиваясь от теории, что ей вовсе ни к чему играть, достаточно того, что она существует, Вадим сочинил сценарий, где Бриджит просто оставалась самой собой. Он не столько писал для нее роль, сколько просто писал для нее. Но ведь в мечтах он

Из книги Гарсиа Лорка автора Бенсуссан Альбер

«Благословите женщину». 2003 По роману И. Грековой «Хозяйка гостиницы». Книжками этой писательницы зачитывались в начале семидесятых. «Кафедра», «За проходной»… Простой ясный язык. Прекрасное знание материала - писала она в основном о людях науки… Я еще тогда, когда в

Из книги Коко Шанель автора Надеждин Николай Яковлевич

ИЩИТЕ ЖЕНЩИНУ …Я вскрыл себе вены, видя в лилиях жала, я как голубь и тигр над грудью твоей… Федерико Гарсиа Лорка Еще давно (9 сентября 1926 года) Федерико писал своему другу Хорхе Гильену о «потребности быть устроенным в жизни». Можно подумать, что он имел в виду

Из книги Андрей Вознесенский автора Вирабов Игорь Николаевич

81. Этот ужасный Диор На небосводе высокой моды Парижа поднимались новые звёзды. Коко внимательно следила за их восхождением и искренне негодовала. Её раздражали вздорные украшения, нелепые формы. Это был несомненный возврат к старому – на женщину снова смотрели, как на

Из книги Космос Эйнштейна [Как открытия Альберта Эйнштейна изменили наши представления о пространстве и времени] автора Каку Мичио

Или женщину мучил - и вот наказанье? - Лошади у нас всегда были отличные, - Владимир Леонтьевич Бедуля раскладывает на столе фотографии, где они с Вознесенским и группой радостных колхозниц и колхозников на заснеженной тройке. На дворе двухтысячные, а воспоминания

Из книги автора

Предисловие Новый взгляд на наследие Альберта Эйнштейна Гений. Рассеянный профессор. Отец теории относительности. Легендарная фигура Альберта Эйнштейна – с пышными белыми волосами, развевающимися на ветру, в туфлях на босу ногу, в просторном джемпере, попыхивающий

Кристиан Диор – первооткрыватель французской моды, чьи творения были дико популярны в после военное время, а его наследие продолжает влиять на индустрию моды сегодня.

Легендарный модельер Кристиан Диор родился во Франции в 1905 году. В после военное время он появился в Парижской среде моды с конструкциями, которые отличались от ограничений военного времени и вновь женственность и акцент на роскошь стали популярны в моде. В результате его успеха, который был основан на инновации, его проекты и деловая практика сделали его самым успешным дизайнером в мире моды. Его шедевры носят звезды кино, а его компания продолжает работать на переднем крае индустрии моды. Свои последние дни он провел в итальянском городе Монтекатини, где умер в 1957 году, когда ему было 52 года.

Ранняя жизнь

Кристиан Диор родился 21.01.1905 года в Гранвиле, морской коммуне на севере Франции. Диор стал вторым ребенком в семье Александра Луи Морис Диор, владелец весьма успешного производителя удобрений, и его жены Изабель. Когда он был мальчиком, семья Диор переехала в Париж, где он провел свою молодость. Хотя Диор был увлечен творчеством и выразил заинтересованность в том, чтобы стать архитектором, он поддался на давление отца и в 1925 году поступил в институт политических наук, чтобы начать учится в области политической науки и в конечном итоге найти работу в качестве дипломата.

После его окончания в 1928 году, Диор открыл маленькую галерею искусства на деньги, которые он получил от своего отца. Он согласился одолжить его сыну некую долю денег взамен на то, что их фамилии не появятся над дверью галереи. Несколько лет его галерея была открыта. Она выставляла работы известных художников, как Жорж Брак, Пабло Пикассо, Жан Кокто и Макс Жакоб. Он был вынужден закрыть галерею в 1931 году. В этом году умер его старший брат и мать, а бизнес его отца потерпел финансовый крах.

Ранняя работа в моде


После закрытия своей галереи, Диор стал сводить концы с концами, продавая свои модные эскизы. В 1935 году он устроился на работу в журнал “Фигаро Илюстри”. Несколько лет спустя Диор был нанят в роли помощника дизайнера Парижского кутюрье Робера Пиге. Однако, когда в следующем году началась Вторая Мировая Война, Диора отправили воевать на юг Франции в роли офицера французской армии.

После капитуляции Франции перед Германией в 1940 году Диор возвращается в Париж, где он вскоре был нанят кутюрье Люсьеном Лелонга. На протяжении всех оставшихся лет войны дизайн дома Лелонг постоянно одевал женщин, как нацистов, так и французских коллаборационистов. В это же время младшая сестра Диора, Екатерина, работала на французское сопротивление. (Она попала в плен и ее отправили в концлагерь, но в итоге выжила и была выпущена в 1945 году).

В 1946 году Марсель Буссак, успешный предприниматель, известный как самый богатый человек во Франции, предложил Диор стать дизайнером для Филиппа Гастона (Парижского дома моды, который открылся в 1925 году). Диор отказался, пожелав начать новую жизнь под своим собственным именем, а не возрождение старого бренда. 8 декабря 1946 года, с поддержки Буссака, Диор создал собственный дом моды. Название его первого показа, выпущенного 12 февраля 1947 года, было “Corolle” (венок из лепестков цветов на английском языке). В конструкциях Диора были более страстные, чем квадратные, ткани с сохранением формы в стиле от недавней мировой войны.

Последние годы жизни


Изначально девушки были против его одежды, потому что в его конструкции были закрыты их ноги. Однажды, когда проходила фотосессия на одном из местных рынков, модели были атакованы девушками-продавцами за эту расточительность, но в итоге оппозиция к его одежде прекратилась, ведь дефицит военных времен закончился. Этот “Свежий взгляд” в дизайне одежды для женщин и сделал столицу Франции центральным местом моды в после военное время.

В 1957 году, через несколько месяцев после появления на обложке журнала, Кристиан Диор отправился в Италию для отдыха в городе Монтекатини. В 23 октября 1957 года у него был третий сердечный приступ и он умер в возрасте 52 лет.

Марсель Буссак послал свой частный самолет в Монтекатини, чтобы тело Диора вернулось в Париж. На похоронах Диора приняли участие около 2500 человек, включая всех его сотрудников, и многие из его самых известных клиентов. Он был похоронен на кладбище “де Кальяне”, в городе Вар, Франция. На момент его смерти, дом Диора стал зарабатывать более 20 миллионов долларов ежегодно.

Уже полвека имя Кристиана Диора является синонимом моды. Диор – это элегантность, женственность и совершенный вкус.


Кристиан Диор, второй ребенок из пятерых детей, родился 21 января 1905 года в Гранвилле, бывшем рыбацком порту на берегу Ла-Манша. Его отец сделал состояние на торговле химическими удобрениями, а мать превращала деньги в удовольствия. Будущий кутюрье уже в юности увлекся рисованием, мечтал стать великим художником, но родители прочили сыну карьеру дипломата.

После настоятельных просьб матери, Кристиан сдался и поступил в Свободную школу политических наук. Однако на этом его политическая деятельность и закончилась. Вместо занятий по международному праву и географии, будущий кутюрье проводил время в музеях, учился музыкальной композиции и живописи.

В итоге Кристиан Диор и его друг Жан Бонжак в 1928 году открыли художественную галерею, где выставлялись работы Дерена, Матисса, Брака, Пикассо. Но счастью не суждено было длиться вечно. В годы экономического кризиса отец Диора, финансировавший галерею, разорился, и предприятие пришлось закрыть.

Перелистывая страницы биографии теперь уже легендарного кутюрье, удивляешься его упорству, оптимизму и умению начинать сначала на пустом месте. После многочисленных неурядиц, только через 7 лет Кристиан Диор возвращается в художественный мир. По совету друзей он готовит рисунки для французских модных журналов и быстро завоевывает известность.

Вскоре будущий кутюрье знакомится с Пиге, у которого Кристиан год работает модельером. Но упрямая судьба вновь отнимает удачу. Диора призывают в армию. И в третий раз будущий мастер начинает с нуля: снова журналы, снова работа модельером... Только в 42 года Диору удается, наконец, показать свое истинное лицо.

Первый показ моделей прошел в особнячке на авеню Монтень на открытии дома моды Dior. Затянутые талии, высоко поднятый пышный бюст, маленькие круглые плечи, юбки до щиколотки, либо прямые, либо довольно широкие - вот основные черты его первой коллекции, которая смело рвет с наследием довоенной высокой моды, развивавшейся в сторону упрощенности и функциональности. Казалось, новый силуэт, названный new look, испугает покупателя, привыкшего за годы Второй мировой к коротким юбкам и квадратным пиджакам, но случилось наоборот. Уставшие от ограничений и нищеты парижанки с восторгом приняли коллекцию.

Но первый успех не был окончательной победой. Неожиданным протестом отозвалась пуританская в те времена Америка. «Как он посмел вернуться к роскоши в стране, парализованной забастовками, где правительства сменяются одно за другим, где не хватает буквально всего?» - привыкшие к независимости от Парижа за годы войны, американские кутюрье реагировали резко. Был создан клуб в защиту коротких юбок. Диора обвиняли в том, что он обезобразил женщин.

В последствии, когда имя Диор стало эталонном элегантности и красоты, мастера все еще продолжали обвинять во всех смертных грехах. Но кутюрье строго придерживался правила: «Лучше пусть тебя склоняют на первой полосе, чем уделяют две строчки похвалы на последней». И этот принцип всегда оказывался верным. Так и в 1947 году газетная шумиха не смогла доказать, что новый силуэт плох, скорее, привлекла внимание к новому слову в мире Высокой моды. «Женщины почувствовали своим верным инстинктом, что я не только хотел их сделать более красивыми, но и более счастливыми», - объяснял позже свой успех Диор. Не удивительно, что в том же 1947 году Диору вручили Оскара Высокой моды.

Этот высокий знак отличия до сих пор присуждается тем, кто внес принципиальные новшества в свою профессию.

С 1947 по 1957 годы, придумывая две разные коллекции в год, Диор продолжал шокировать публику. Названия линий резали слух: «Венчик», «Циклон», «Вертикаль», «Тюльпан». Это были образы, которых публика ждала и опасалась. Перед каждым показом зрители трепетали. Какие изменения они принесут? Каждое платье коллекции имело свое название, сюжет «пьесы» был задан темой коллекции и отражал разнообразие мира, которым так дорожил кутюрье: театр, опера, литература, цветы, музеи, Париж. Иногда темой мог стать его интимный мир: тайны, карты.

Однако желание руководить небольшим Домом моды для элиты противоречило умению Диора вести дела. После недолгих раздумий, уже зарекомендовавший себя кутюрье принимает решение создать отдел мехов и открыть фирму «Духи Диор». «Достаточно открыть флакон, чтобы возникли все мои платья, а каждая женщина, которую я одеваю, оставляла за собой целый шлейф желаний. Духи - необходимое дополнение личности женщины, это завершающий аккорд для платья, это роза, которой Ланкре подписывал свои картины», - объяснял позже свой замысел Диор.

Первым открытием для парижских модниц стал аромат «Мисс Диор», за ними последовали «Диорама» и «Диориссимо». Но и это не удовлетворило модельера. Вскоре кутюрье становится настоящим промышленником. Его предприятия выпускают галстуки, корсеты, перчатки, сумки, драгоценности. В 1953 году у Диора появился обувщик Роже Вивье , уже известный в США. Обувь, необходимый «штрих» для завершения силуэта, доводит изысканный облик «Диор» до совершенства. Таким образом, к середине 50-х Диор возглавляет настоящую империю, ставшую признанным лидером в мире роскоши. «Я всегда рассматривал свое ремесло как борьбу против всего, что может быть средним и деморализующим», - признается в одном из интервью мастер. Наследники кутюрье считают эти слова выражением основной линии поведения Диора.

Одновременно с коммерческим успехом приходит общественное признание. В 1950 году благодарный народ награждает Диора орденом Почетного Легиона. Начинается настоящий парад по королевским домам Европы. Королева Англии приглашает знаменитость представить свою коллекцию в посольстве Франции в Лондоне. Такое же предложение поступает от правителей Греции. Но апофеозом оказывается показ моделей во Дворце Бленхейм перед аристократическими семействами Великобритании во главе с принцессой Маргарет и ее гостями - герцогом и герцогиней Мальборо.

Вдохновение Диора распространяется не только на Высокую моду, он активно работает и для кино. Его дом моделей шьет костюмы для главных героев фильмов «Кровать с колонками» Ролаиа Тюаля, «Любовные письма» Клода Отан-Лара, «Молчание золото» Рене Клера и многих других. В его платьях играли великие актрисы и друзья: Марлен Дитрих , Ава Гарднер и Оливия де Хевиленд. Однако, как признается кутюрье в своих мемуарах, работа в мире синематографа - скорее дань моде, чем страстное желание. По мнению виртуоза исторического костюма, образ на экране недостаточно закончен, структурирован. Несмотря на многочисленные просьбы, Диор зачастую отказывается от сотрудничества с кинокомпаниями под любыми предлогами. Однако работу в фильме Марселя Ашара «Парижский вальс» Диор называет удачной. Картина повествует об эпохе Наполеона III, моду которой мастер очень любил.

Еще одна грань личности Кристиана Диора - педагогический талант. Он с первого взгляда мог оценить работу молодого дизайнера и всеми силами привлекал новичков в свой дом моды. Здесь Пьер Карден кроил женские костюмы своей первой коллекции, учились тайнам профессии Жан Луи Шеррер, Фредерик Касте. Диор не только отыскивал талантов, но и помогал им восходить на Олимп Haute couture, черта отнюдь не свойственная этому миру. Так, Фредерик Касте уже в 24 года имел собственное ателье. Когда в 1955 году в Дом Диора пришел некий Ив Сен-Лоран, Диор быстро увидел даровитость новичка и вскоре назначил его своим преемником. Уже через год после смерти Диора (1957 год), первая коллекция Сен-Лорана «Трапеция» была принята с триумфом.

Незадолго до смерти, озабоченный будущим Высокой Моды, которая казалась Кристиану Диору в первую очередь лабораторией идей, он писал: «Возникновение Высокой Моды можно оправдать двумя причинами. Прежде всего, это - сокровище добросовестных ремесленников. Она опережает свое время, она совершенно новая, именно она будет определять завтра моду Парижа, моду мира. От кутюрье она перейдет в бутики, потом достигнет производителей готовой одежды, а оттуда захватит витрины и улицы. Пресса, радио, кино, телевидение постараются ускорить ее продвижение вперед. Через несколько месяцев великая миграция моды свершится. И тогда каждый в зависимости от своих средств «приспособится» или, если хотите, станет модным». Если другие славные имена Высокой моды синонимы стиля, то Диор - выражение всей магии моды и ее способности к возрождению. Удивительно, но, будучи самым роскошным из всех Домов моды, «Диор» стал популярен у миллионов женщин.

Последователи легендарного кутюрье и сейчас бережно сохраняют традиции мастера, его взгляд на моду, тягу ко всему новому и страсть экспериментировать. После Ив Сен-Лорана дом возглавил Марк Боан, которому удалось прекрасно сочетать свое творчество с верностью духу Кристиана Диора. В 1989 году Бернар Арно , ставший хозяином предприятия, поручил художественное руководство Джанфранко Ферре . Итальянский кутюрье с блеском продолжил дело в духе элегантности и стремления к совершенству.

Диор Кристиан - это французский модельер, который, опираясь на свое креативное представление элегантности представительниц прекрасного пола, сделал Париж столицей мировой моды. Его показы, превращенные в захватывающие шоу, заставляли женщин терять голову и тратить баснословные денежные средства на одежду. Этапы творческого пути и биография Кристиана Диора, которого социологи неоднократно включали в пятерку мировых знаменитостей, будут освещены в разделах данной статьи.

Детские годы знаменитости

Будущий кутюрье появился на свет 21 января 1905 года в Нормандии, располагающейся в северо-восточной части Франции. Отец Кристиана являлся владельцем заводов, производящих химические удобрения. Свое дело приносило хорошую прибыль, мальчик рос в обеспеченной семье.

Кристиан Диор был добрым и послушным ребенком. Когда ему исполнилось 5 лет, родители решили сменить место жительства, и семья Диоров (кроме Кристиана в ней было еще четверо детей) переехала в Париж. В столице Франции отец будущего модельера продолжил развивать свое дело, а его мама, питавшая слабость к культурным развлечениям и красивым вещам, тратила на покупки много денежных средств и времени.

Всю свою жизнь выдающийся кутюрье слепо верил предсказаниям. В раннем детстве цыганка, посмотрев на ладонь мальчика, поведала ему об основных вехах его жизненного пути. Она нагадала Диору (Кристиану нередко указывали путь магические силы), что он станет богатым человеком благодаря представительницам женского пола, будет известным и увидит весь мир. Родные Кристиана, придерживающиеся консервативных взглядов, посмеялись над предсказаниями цыганки. Они показались им странными и далекими от истины.

По своей натуре тихий и замкнутый Кристиан Диор (годы его детства проходили в благополучной атмосфере) не был лидером. Нередко, когда ему приходилось принимать важные решения, Диор полагался на свою интуицию, а не на расчет.

Юность кутюрье

Кристиан в школе был хорошим учеником, вел себя примерно, но вызывал раздражение своих учителей тем, что рисовал на полях учебников женские туфли на каблуках. Безоблачную жизнь мальчика разрушила Первая мировая война, принесшая немало проблем. Кристиан из-за постоянных переездов сменил не одно место обучения.

К окончанию учебы Диор стал увлекаться различными видами искусства. Став бакалавром, будущий законодатель мировой моды решил продолжить обучение в школе изящных искусств, но родители не одобрили его решения. Они настояли, чтобы Кристиан поступил в школу политических наук. Сын смирился с родительской волей, но его душой навсегда завладело искусство.

Диор (Кристиан очень быстро обрел преданных друзей и полезные знакомства) в представлении родителей являлся неприспособленным к жизни неудачником. Когда годы учебы остались позади, будущего модельера призвали в армию. Война завершилась, служба уже не несла опасности. Диор служил в инженерном полку, дислоцирующемся в Версале.

Открытие галереи

Когда Кристиан Диор вернулся из армии, он грезил воплотить в жизнь свою мечту и окунуться с головой в искусство. После длительных раздумий и обсуждений с друзьями Кристиан принял решение открыть художественную галерею, в которой можно было выставлять на всеобщее обозрение творения художников и встречаться с единомышленниками.

Диору удалось склонить родителей на свою сторону. Он заручился спонсорской поддержкой отца и воплотил в жизнь свою мечту. Когда галерея заработала и в ней стали выставлять свои полотна популярные художники, проект Кристиана больше не стал казаться отцу безнадежным. Диор занимался любимым делом, родители успокоились, но вскоре безмятежная жизнь семьи разрушилась.

Тяжелые времена

Тяжелая болезнь подкосила брата Кристиана, а затем и его мать. Через некоторое время родные люди скончались. Но череда несчастий на этом не покинула эту семью. Отец семейства на фоне экономического кризиса осуществил определенные финансовые вложения, которые привели его к полному разорению. Из-за отсутствия денежных средств Кристиану Диору пришлось закрыть художественную галерею.

Несчастья, словно преследующие будущего великого кутюрье, разрушили его доверие к существующему буржуазному строю. Проникшись идеями коммунизма, Кристиан вместе с друзьями уехал в Советский Союз. Но, окунувшись в реалии коммунистического строя, он разочаровался в нем и решил вернуться в Париж.

Вернувшись домой, Кристиан Диор узнал, что его семья к этому времени переехала в Нормандию, друг стал банкротом, а галерея опустела и закрылась. Он остался наедине со своими проблемами. Стрессы и лишения привели к тому, что будущий основатель известного дома моды заболел туберкулезом. Он долго лечился, чтобы поддержать ослабленный организм, вынужден был переехать в горную местность, но все-таки победил болезнь.

Начало творческого пути

Вернувшись в Париж, Диор принялся активно создавать эскизы женской одежды и шляпок, а его друг начал успешно их реализовывать. Первые удачи зарядили Кристиана вдохновением, и он с удвоенной энергией взялся за работу. Целыми днями он трудился над новыми эскизами. Несмотря на то что его шляпки хорошо продавались, новоиспеченный дизайнер уделял особое внимание усовершенствованию своих моделей одежды.

Труд Диора (Кристиан каждый день рисовал эскизы в течение двух лет) был оценен по достоинству, его модели стали приносить неплохую прибыль. В 1938 году его заметил известный модельер Роберт Пиге. Он предложил ему работу в своем Доме моды, карьера Диора стала стремительно развиваться. Но профессиональному росту Диора помешала Вторая мировая война. Кристиана призвали на службу. Он вернулся в Париж в 1941 году и устроился на работу в Дом моды Люсьена Лелонга.

Собственный Дом моды

В 1946 году, при поддержке текстильного магната Марселя Буссака, Кристиан Диор открыл свой Дом моды. В 1947 году в особняке на авеню Монтень прошел показ первой коллекции кутюрье, которая произвела настоящий фурор в мировой моде. Ее обсуждали даже люди, невероятно далекие от индустрии моды. У многих великолепные платья, созданные Диором, вызывали неподдельное восхищение, но были и те, кто негативно относился к образам талантливого дизайнера.

Представительницы прекрасного пола, уставшие от войны и лишений, приняли коллекцию кутюрье, вселяющую надежду, что все невзгоды остались позади, с восторгом. Великолепные платья Кристиана Диора (фото являются этому подтверждением) не только украшали образ женщин, но и добавляли ему женственности и сексуальности.

Развитие карьеры

Кристиан создавал все новые и новые модели. Каждая его коллекция являлась настоящей сенсацией для модниц и модников столицы Франции. Кутюрье никогда не придавал особого значения конкретным образам, каждый его показ всегда был насыщен чем-то новым.

Самыми значимыми изобретениями Кристиана Диора (женские образы свидетельствуют об этом) по праву считаются:

  • Юбка-карандаш чуть длиннее линии колен. До настоящего времени эта элегантная модель, изящно подчеркивающая изгибы женской фигуры, не утратила своей актуальности.
  • Пышная юбка с узкой талией. На пошив этого фирменного творения Диора уходило около 40 метров ткани. Несмотря на свою громоздкость, данные юбки были очень популярны у представительниц прекрасного пола.
  • Пиджак, облегающий тело. Кутюрье придерживался мнения, что он непременно должен быть в гардеробе барышни, посещающей бары. Данные шелковые или атласные пиджаки обычно были украшены крупными пуговицами.

Парфюмерия линии Диор

Кристиан Диор прославился не только как создатель элегантной одежды для женщин, но и как талантливый парфюмер. Великий кутюрье всегда был неравнодушен к ароматам и считал, что они невероятно подчеркивают индивидуальность представительниц слабого пола. Над дизайном флаконов и упаковок духов "Мисс Диор", "Диорама" и "Диориссимо" Кристиан Диор трудился собственноручно. Они были выполнены в фирменном стиле выдающегося дизайнера: в сочетании белого, розового и серого цветов с лентами из атласа.

После ухода из жизни кутюрье под маркой "Диор" стали выпускаться все новые и новые знаменитые ароматы. В конце восьмидесятых и девяностые года наступило золотое время парфюмерии данной марки. В этот временной отрезок появились духи "Дюна" ("Кристиан Диор"), вошедшие в когорту лучших ароматов парфюмерного дома, основанного великим кутюрье. Аромат этих духов, словно волны моря, переливается разными оттенками и до настоящего времени вдохновляет большое количество женщин во всем мире. В это время было выпущено много различных версий ароматов, предназначенных для мужчин и женщин.

В 1999 году на свет появились первые духи марки "Жадор". Кристиан Диор долгое время мечтал создать аромат, подчеркивающий свободу и эмансипацию женского пола, и цветочно-фруктовый аромат данных духов воплотил его мечту в жизнь.

Новинки парфюмерного дома "Диор" продолжают радовать своих поклонников по сей день.

Личная жизнь кутюрье

Свою личную жизнь законодатель парижской моды всегда тщательно скрывал. Кристиан Диор имел нетрадиционную ориентацию и свои связи с представителями мужского пола никогда не предавал огласке. Известно только, что почти все его романы приводили к негативным разочарованиям, его избранники в итоге предлагали Диору дружбу.

Отношения с молодым певцом, выходцем из Алжира Жаком Бенита, развивались по другому сценарию. Жак, годившийся Кристиану Диору в сыновья, испытывал к нему искреннюю привязанность и любовь. Кутюрье же настолько попал в плен своих чувств, что даже стал выходить со своим другом в свет. Прежде он никогда этого не делал.

Поездка, завершившаяся плачевно

Хоть молодой любовник и убеждал Кристиана, что любит его таким, каким он есть, кутюрье принял решение сбросить лишние килограммы и для этой цели поехал в Италию, в целительное местечко Монтекатини. Предупреждение личной гадалки, что эта поездка может оказаться неблагоприятной, он проигнорировал.

Через десять дней после прибытия на место, 24 октября 1957 года, Диора сразил очередной сердечный приступ, и он покинул этот мир. Прощание с великим дизайнером, который ушел из жизни в возрасте 52 лет, проходило в Париже. На него пришли тысячи поклонников его таланта, которые принесли с собой огромное количество цветов.

В настоящее время Дом моды Кристиана Диора все так же процветает. Имя талантливого дизайнера было и остается знаком качества и великолепия.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Реализация и использование умк по обучению детей двум государственным языкам в дошкольном учреждении Как использовать пиктограмму по умк в доу Реализация и использование умк по обучению детей двум государственным языкам в дошкольном учреждении Как использовать пиктограмму по умк в доу Молитва о замужестве иконе семистрельной В чем помогает икона Молитва о замужестве иконе семистрельной В чем помогает икона Молитвы ко Пресвятой Богородице Молитвы ко Пресвятой Богородице