Как хранить фотографии. Как правильно хранить цифровые фотографии – перенос на внешние и сетевые диски

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Кто-то сказал, что «нам всем нужны воспоминания, чтобы знать кто мы такие…» . Прекрасная возможность остановить мгновение, запечатлеть миг счастья или радости, удивления или восхищения – это фотография. В каждом доме хранятся десятки или даже сотни снимков: черно-белые, цветные, пожелтевшие от времени и парадно-глянцевый.

Как же организовать всё это богатство? Как хранить фотографии, чтобы это было и удобно, и красиво?

Предлагаю вам 10 отличных способов:

1. Фотоальбом . Самый привычный и удобный способ хранить фотографии – это фотоальбом. Маленькие и большие, с магнитными листами и простыми кармашками, сейчас огромный выбор всевозможных альбомов. Главное сесть и разложить все фотографии по датам или событиям. Подписать когда и где происходит эпизод, запечатленный на фото. Это может стать прекрасным вечером воспоминаний для всей семьи.

2. Фотокнига . Фотомастерские предлагают сделать настоящую книгу с коллекцией ваших снимков. Конечно, все фотографии не превратишь в книги, дорогое это удовольствие, но сделать свадебную или юбилейную можно. А ещё отличная идея делать ежегодно одну большую фотокнигу семейных событий за прошедший год.

3. Скрапальбомы . Скрапбукинг-это вид рукодельного искусства, заключающегося в изготовлении и оформлении семейных или личных фотоальбомов. Скрапальбом – это, на мой взгляд, произведение искусства! Каждая страничка такого альбома – законченная история, оформленная с помощью открыток, вырезок, рисунков, декоративных лент, пуговиц и конечно фотографий. Такие альбомы очень приятно держать в руках и рассматривать. Можно заказать такой альбом или сделать самому.

4. Фотогалерея . Ваши стены могут стать прекрасными хранителями семейных воспоминаний. Сейчас можно приобрести самые разнообразные фоторамки и украсить ими стены вашего дома. Или расставить фоторамки на полочки.

5 . А можно сделать целую фотостену использую специальные музейные крепежи.

6. Чемоданчик воспоминаний . Организовать хранение фотографий можно с помощью простого пластикового контейнера с крышкой. Разделив чемоданчик с помощью картонных вставок на отсеки, можно заполнять его снимками. Для удобства поиска можно поставить разделители с надписями.

7 . Если нет подходящего контейнера, можно также использовать обычную коробку из под обуви, красиво её оформив.

8. Бумажные конверты . Фотографии можно хранить и в бумажных конвертах. Напишите год, событие или имена людей на конверте и заполните его фотографиями. Конверты можно сложить в красивую коробку.

9. Специальные боксы для фотографий . В фотомагазинах можно найти и специальные пластмассовые боксы для хранения снимков. Они специального размера и очень удобны в использовании.

10. А можно выделить под фото целый , разделив его на небольшие отсеки и отделив группы снимков простыми листами картона с надписями. Лучше закрыть этот ящик на ключ, если ваши детки ещё не выросли.

Какой бы способ вы не выбрали, помните, что распечатанные фотографии бояться влаги и попадания прямых солнечных лучей. На матовой бумаге не будут видны отпечатки пальцев смотревших, а глянцевые фото более яркие и насыщенные.

А для того, чтобы было что хранить и организовывать, запишите в свой или планировщик, ежемесячный (каждые два или три месяца) поход в фотомастерскую.

Вам будет также интересно:

Хотите получать новости проекта "Домашние дела на лету" на свой электронный ящик? Оформите подписку, заполнив форму ниже и получите в подарок аудиокурс "5 секретов счастливой домохозяйки"

Сегодня я расскажу, как организовать хранение фотографий на компьютере. Это руководство основано на десятилетнем опыте работы фотографом и поиске наилучшего решения этой задачи. Вы узнаете, что делать с новыми съёмками и как построить удобную систему каталогизации для фотоархива. Информация пригодится фотографам и блогерам, использующим собственные фотографии в публикациях.

Зачем хранить фотографии

Фотоархивы, что мне удавалось посмотреть, включая собственный, со временем превращались в безликий набор отсортированных папок с фотографиями. С такими архивами тяжело работать и единственная их цель - бессмысленное накопление снимков. Мой архив содержит 7000 тщательно отобранных в серии фотографий. Такое количество сложно посмотреть за один день, поэтому потребовался осознанный подход к хранению. Я задал себе вопрос - для чего это нужно?

Фотокниги

Чтобы получать максимум удовольствия от фотографий их нужно напечатать. Лучший вариант - фотокнига или фотоальбом. Собрать яркие воспоминания за определённый период проще если фотографии уже отобраны и подготовлены для печати.

Делиться с другими

Если снимать других людей, то абсурдно никогда не показывать и хранить фотографии только для себя. Когда съёмка готова, я отправляю ссылку участникам запечатлённых событий.

База данных

Фотоархив становится базой данных, когда каждая фотография содержит метаданные с временем, местом и перечнем всего, что изображено на снимке. Таким образом, появляются новые возможности в работе с материалом. Профессиональные фотографы смогут быстро выбирать примеры снимков необходимых клиентам. Любители за пару щелчков отыщут фото друзей, захотевших обновить аватарку, а блогеры упростят поиск иллюстраций для новых статей.

Портфолио

Фотоархив и портфолио - слова-синонимы. Чтобы получать новых клиентов, профессионалу нужно постоянно обновлять портфолио. Каталогизация фотографий упрощает эту задачу до минимума действий.

Подготовка фотографий

Задача фотоархива - упростить жизнь фотографу, но перед этим придётся усердно поработать. Самая сложная часть ждёт в начале при подготовке материала. Алгоритм работы с новыми съёмками состоит из 10 шагов.

1. Папка «Новые съёмки»

Театр начинается с вешалки, а фотоархив с папки «Новые съёмки», аналога списка входящего в системе . После окончания фотосессии новый материал переносится на компьютер в раздел временного хранения:

ФОТОАРХИВ / 0000 / [НОВЫЕ СЪЁМКИ]

2. Бекап

Если в ближайшее время планируются другие съёмки, а места на флешке недостаточно, делается ещё одна резервная копия и форматируется карта.

3. Начало проекта

Для новой съёмки создаётся папка в формате: «гггг мм дд - краткое описание». Если съёмка велась несколько дней и более, в имени указывается дата первого снимка серии.

2014.09.27 - ПОХОД В ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Такой формат даты распределит папки в правильной хронологической последовательности, а краткое описание расскажет о содержимом.

4. Синхронизация времени

Если снимать на разные камеры, то время снимков может расходиться. Чтобы восстановить хронологию используется программа для каталогизации фотографий. Задачу можно облегчить если сделать одновременный кадр на всех камерах и синхронизировать время на основе полученных снимков. Для плёночных фотографий метаданные времени придётся писать вручную.

5. Отбор фотографий

Чтобы очистить серию от лишних фотографий, делается 3 прохода, без сожалений удаляя брак, дубли и скучные кадры. Серия должна быть яркой и лаконичной, главное, не переусердствовать.

6. Обработка фотографий

Обрабатывать серию нужно в едином стиле уже готовом для печати. Не стоит увлекаться ЧБ, цветные снимки легко обесцветить, а для возвращения цвета понадобятся исходники.

7. Проявка

Экспорт фотографий в JEPG с именем: «гггг мм дд _ 0000». Четырёхзначный номер в конце нужен на случай больших событий вроде свадеб или путешествий.

20140927_0001.JEPG

Исходники фотографий и видеосъёмки помещаются в ту же папку (см. шаг 3), что и фотографии JEPG, но отдельными каталогами RAW и «Видео», соответственно. Папка проекта переносится в корневую директорию фотоархива с нужным годом съёмки.

ФОТОАРХИВ / 2014 / 2014.09.27 - ПОХОД В ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

8. Кейвординг

Кейвординг - набор ключевых слов, описывающих содержание снимка. Подобрать слова помогут вопросы, которые используют журналисты в своей работе - кто, что, где, когда, как и зачем. Разберём для примера фотографию с разведением костра:

кто: гоша, турист
что: нож, палено, щепка
где: река, берег, россия, тверская область
когда: осень, дата в метаданных
как: усердие
зачем: разведение костра, отдых, поход

Сюжеты часто дублируются. Чтобы сэкономить время, ключевики прописываются за один раз на всех выбранных фотографиях. Помимо, основных вопросов есть и технические теги, описывающие жанр съёмки: репортаж, архитектура, портрет, стрит и т. д.

Прописать ключевые слова помогут программы-каталогизаторы вроде ACDSee, Adobe Bridge и Adobe Photoshop Lightroom (Лайтрум).

Приведённые примеры универсальны, но в первую очередь выбор ключевых слов зависит от нужд фотографа.

9. Рейтинг

Как правило, оценка фотографий строится на 5-ти бальной системе и очень индивидуальна. Моя система основана на трёх важных аспектах фотографии - эмоции, композиции и смысла.

1 звезда - кадр без эмоций и композиции, снимок скорее сделан для документации объекта или события.
2 звезды - аналогично, но в кадре есть эмоции.
3 звезды - кадр с интересной композицией и/или эмоции ярко выражены.
4 звезды - композиция кадра на высоком уровне, кадр вызывает сильный эмоциональный отклик.
5 звёзд - то же, что и 4 звезды, но кадр содержит глубокую идею и самодостаточен в отрыве от серии.

10. Завершающие действия

Удаляются исходники в папке «Новые съёмки» и делается резервная копия готового материала. Автоматический бекап фотоархива упрощает эту работу. После, JPEG рассылаются всем желающим получить фотографии.

Эта была самая трудная часть работы с фотоархивом, теперь можно выпить чаю, да поесть мягких французских булок.

Теперь я расскажу о структуре и содержании фотоархива. Для начала на компьютере создаётся корневая папка:

КОМПЬЮТЕР / ФОТОАРХИВ

Внутри размещаются папки с годом съёмок (2009, 2010 и т. д.) и раздел с именем «0000». Папка «0000» всегда сверху, здесь хранится портфолио и новые съёмки.

Папки с годом съёмки

В этих папках хранятся фотографии из домашнего фотоархива. Если снимать менее 10 съёмок в год, то в этих папках нет нужды. Если больше, то без них сложно ориентироваться в отснятом материале.

Внутри каждого года помимо серий, создаётся папка с названием: «год - разное». Она предназначена для фотографий непривязанных к конкретным событиям. Телефонные снимки, зарисовки уличной жизни, портреты домашних животных и т. д. Если в серии менее 5 снимков, а запечатлённые события не слишком важны, то фотографии тоже отправляется в папку «разное».

Папка «0000»

Здесь находятся лучшие работы. Разберём какие домашние фотографии окажутся в этой папке.

Если много снимать для души, то лучшие фотографии непременно соберутся в серии, которые не стыдно показать другим. Так как фото будут сняты в разное время, для серии понадобится обработка в едином стиле. Собрав и обработав снимки, оригиналы остаются в папках с годом съёмки, а серия отправляется в портфолио.

ФОТОАРХИВ / 0000 / ЯЩИК / СЕРИИ / НАЗВАНИЕ СЕРИИ

О профессиональном портфолио и таинственном ящике узнаете дальше.

Долгое время я воспринимал рабочий архив, как хранилище всей проделанной работы. Место заканчивалось, а фотографии лежали мёртвым грузом. Подход пришлось пересмотреть. Единственная цель этих снимков в создании портфолио, которое станет лицом моей профессиональной деятельности.

Разбираем завалы

Съёмки в портфолио разделяются на группы: свадьбы, репортажи, предметка и т. д. В разделе «0000» создаются одноимённые папки. Структура зависит от услуг, на которых специализируется фотограф. К примеру, если это предметная съёмка, то добавляются категории: еда, одежда, парфюмерия и прочее.

После этого удаляются съёмки, которые нельзя показать клиентам. Если фотосессии похожи, остаётся только лучшая. Для непрофильных направлений, хватит 5-6 съёмок или одной папки с избранными фотографиями, больше клиент смотреть не будет. Перед удалением съёмки проверяются на наличие удачных кадров, которые могли бы остаться в портфолио или домашнем архиве.

Вносим метаданные

Если вы не фотокорреспондент, прописывать метаданные необязательно. Я делаю, но проще, кидая ключевики на всю съёмку, а не конкретную фотографию.

Теперь о структуре:

[Новые съёмки]

Эта папка выполняет две функции. С первой уже знакомы - хранение новых съёмок перед отправкой в архив. Вторая функция - клиентский бекап. После того как клиент получает съёмку, её копия остаётся в этой папке сроком на пять лет. Чтобы не перемешивать бекап с новыми съёмками, внутри создаётся отдельный раздел - [Архив], разбитый по годам.

Хозяйке на заметку: в обоих случаях квадратные кавычки делают папку первой в списке.

Избранное

Здесь хранятся лучшие фотографии вместе с исходниками. Какие, зависит от основного направления работы. Я снимаю свадьбы, поэтому добавляю снимки влюблённых людей со свадеб, лав-стори и семейных портретов. Эта папка нужна для короткой, но впечатляющей презентации мастерства.

Основные направления

Папки основных направлений могут содержать дополнительные подразделы. Так «Праздники» разделяется на «Корпоративы», «Дни рождения» и «Выпускные», а «Семья» на «Беременность», «Младенцы» и «Семейные портреты».

Ящик

Название «Ящик» - это удобный аналог папок «Разное» и «Другое». Я - последняя буква алфавита, поэтому папка всегда будет в конце списка. Аналогия с долгим ящиком, намекает на редко используемое содержимое.

Здесь хранятся домашние серии, каталоги-лайтрум и папки непрофильных направлений. К примеру, я больше не снимаю предметку и интерьеры, но накопленное портфолио может пригодиться. Чтобы не отвлекали, непрофильных направления переносятся в «Ящик».

Контрольный отбор

Чем меньше мусора в фотоархиве, тем удобнее им пользоваться. Избавиться от всех лишних фотографий сразу не получится.

Когда долго работаешь со съёмкой, появляется «замыленный глаз». С ним отличать шедевры от посредственных снимков труднее. Но хуже психологический фактор. Впечатления недавних съёмок ещё свежи, мозг приукрашивает ими фотографии и оценка становится необъективной.

Чтобы избавиться от вредных эффектов, съёмкам нужно «остыть». Возьмите за правило - один раз в год пересматривать прошлогодний архив, удаляя слабый материал.

Резервное копирование

Правило цифровой эпохи - бекап делается всегда! Резервная копия фотоархива на втором жёстком диске - надёжно, но не очень. Лучше использовать облачные сервисы, 1 ТБ на год в Яндекс.Диске стоит 2000 рублей. Это дёшево.

Расслабьтесь

Фотографий много, а вы один. С большим архивом разобрать все фотографии сразу не получится. Разбирайте по одной папке в день, даже если на это уйдёт год.

Сортировка фотографий для архива должна войти в привычку. Уделяйте максимум внимания новым съёмкам. Не разобрали сегодня, завтра съёмок будет ещё больше.

Это была третья версия статьи об организации фотоархива, в которой собран весь опыт, которым я располагаю. Если есть что добавить - пишите комментарии. Любите фотографию и удачи с разбором фотоархива!

Отправить

Вначале творческого пути фотограф изучает свет и композицию, цвет и поэтику, фототехнику и потребности заказчика, экономику искусства и психологию фотомоделей; но важно изучить еще один момент - как сохранить фотографии. Тема объемная, сложная и полна маркетинга, манипуляций и заблуждений. Тема… которую хочется прояснить для новичков.

Изначально, я стремился подобрать формат, чуть позднее - тип накопителя, который сможет, насколько это возможно, уменьшить риски утраты данных. Это было понятно из первой, если честно, не самой верной редакции этой заметки, которую пришло время обновить. Конечно, в ней тоже не будет истины, лишь частный случай (сценарий) из быта одного фотографа.

  • Хранение фотографий
    • Ответственность и наследие
      • Временные работы
      • Ценные фотографии
    • Частный случай
      • Проработка структуры
      • Создание резервных копий
        • Выбор носителей
        • Подбор сценария
        • Профилактика
    • Часто задаваемые вопросы
      • Как хранить личные фотографии
      • Где удобнее всего хранить фотографии
  • Вместо заключения

Примечание:

Объем повествования - следствие пути: выбор формата, оптимальных накопителей, привели к необходимости изучить основы резервного копирования; обновление OS Windows - к *nix, которые лучше подходят для личного файлового хранилища; комбинирование «операционок» - к сценарию, на основе быта фотографа, а стремление упростить технологические цепочки, которые должны высвобождать время, и гарантировать результат, - к специалистам, которые помогут найти решение, но прежде - изучат мою ситуацию, затратят свое время на беседу.

Обновляю заметку, чтобы помочь новичкам: осознать ценность фотоархива в быту фотографа и чтобы собрать необходимые наработки технических специалистов - ссылки на заметки (из блогов) и подробные руководства, которые нет смысла пересказывать; лучше читать, вникать, применять и, если возникнут проблемы, искать решение; слова ребят из Paragon Software - я цитирую, потому-что их внимание к деталям и стремление найти персональное, а не типовое, решение, помогло мне сэкономить время и деньги, защитить свой фотоархив.

Хранение фотографий

Отснятый материал - это еще не архив, только цифровая информация. Ее сохранность редко вызывает опасения: современные камеры дублируют информацию на вторую флешку, многие жанры приучают фотографа снимать на компьютер (Tethered Capture). Утратить фотографию, причем безвозвратно, в процессе создания - это надо постараться. Для пущей защиты, стоит настроить автоматическую загрузку в облачное хранилище (через тот же ноутбук, к примеру), чтобы обезопасить себя на случай программного сбоя, статического электричества, или иного способа уничтожить исходные данные. Но что дальше?

Большинство бед происходит позднее:

  • Утратил доступ к онлайн-хранилищу.
  • Физически повредил носитель информации.
  • Подвергся заражению вируса-шифровальщика.
  • Случайно, или раньше времени, удалил папку с ПК.
  • Вышел из строя БП и погубил все комплектующие ПК.

Конечно, это не все угрозы, но, надеюсь, видна общая проблема - производители фотокамер изучают печальный опыт фотографов, но что делаем мы? Зачастую, верим, что это случилось по чьей-то вине, или с кем-то, кто не учел «то» и «это», тогда как у нас - все хорошо. Как бы не так. 🙂

Хранение фотографий начинается с изучения компьютера, с понимания его, как инструмента: своего, личного, который используется в нужный момент, для решения определенных задач; в остальное время - к нему нет доступа.

Играть в игры, смотреть фильмы, слушать музыку или вести переписку - для этого лучше (и это мудро) приобрести отдельное устройство (иногда в его роли выступает ноутбук), которым будут пользоваться близкие (и сам фотограф), потому-что рабочий ПК:

  • Потребляет больше электроэнергии. Косвенные затраты, которые сказываются на цене - стоимости итоговой фотографии.
  • Подключается к интернету по графику. Обновить ПО, синхронизировать данные (если фотограф работает с онлайн-сервисами). Постоянный онлайн - уязвимость.
  • Большинство жестких дисков (оптимальный тип накопителей) ломается при запуске, а не во время работы; лишние включения/выключения - ускорение наработки на отказ.

Компьютер фотографа - рабочий инструмент. Ограниченный доступ, как физический, так и через сеть, поможет обезопасить данные: как от случайных ошибок и технических сбоев, так и от умышленной кражи информации, или попыток ее повредить, уничтожить. В качестве дополнительных мер безопасности, лучше настроить фаервол, исключить из сети роутеры (уязвимости в прошивках и печальные последствия для владельцев), а раздачу интернета, для рабочего ПК, настроить через ноутбук, на котором настроить правила фаервола и, если есть время, регулярно анализировать трафик, чтобы выявить неудачные (вздохнете с облегчением) попытки получить доступ, в том числе - через уязвимости в установленном ПО (и своевременно принять меры: обновить ПО, написать баг репорт разработчикам программы, или временно деинсталлировать/подобрать замену). Защита устройства от скачков напряжения - дополнительные меры, которые можно назвать обязательными, первоочередными.

Личное мнение. Оно не исключает необходимость создать, хотя бы одну, резервную копию за пределами рабочего ПК, но об этом позднее. Сейчас важно сказать про диски.

Большинство фотографов жалуется на малое количество салазок в современных корпусах, на нехватку (иногда бывает) портов для подключения всех дисковых накопителей. Комплекты из 4-6 дисков становятся нормой, но смысла в этом нет:

  • Коротнет БП и… вы знаете, что будет со всеми дисками и фотоархивом.
  • Проникнет шифровальщик и… вы поймете, что нельзя хранить все в одном месте.
  • Больше дисков - мощнее БП, выше потребление электроэнергии и тепловыделение.

Оптимальный дисковый комплект:

  • 1хSSD. Для ПО. Данные, в том числе открытых проектов - вполне можно хранить на обычных жестких дисках, чтобы увеличить срок службы твердотельного накопителя.
  • 2хHDD. Объединенные в RAID 1, зеркальный дисковый массив. Выйдет из строя один диск - копия информации на втором; купил новый диск, синхронизировался и в путь.

Объем жестких дисков - это на любителя, но вначале пути хватит 2 ТБ. Поверьте, так лучше - если купили много дисков, к примеру - 4, то лучше один упаковать во внешний бокс, или отправить во внешнее сетевое хранилище, в качестве основы для RAID 1. Резервная копия - это спокойствие, сбор всех дисковых накопителей в одной «коробке» - неоправданный риск.

Конечно, хранение фотографий - не только ПК, понимание его, как рабочего инструмента и, что важнее - личного, но и архив, который нельзя расценивать как свалку всей информации. Со временем, приходит понимание, что:

  1. Отснять - просто.
  2. Донести до зрителя - куда сложней.
  3. Сохранить то, что имеешь - важнее, чем отснять новое.
  4. Понимать то, что решил оставить/сохранить - обязанность фотографа.

Вначале творческого пути, я изучал отношение коллег к цифровым архивам, чтобы понять - нужны ли мне чужие привычки, или стоит выработать свои.

Как итог: отказался от программной каталогизации, порядком в папках управляю сам; и ушел от понимания архива, как скрупулезного сбора всей информации: проходные кадры занимают место, но ценности не представляют, поэтому отдаю отпечатки заказчику, а через месяц (если вдруг что… лучше повременить) удаляю временную информацию, хранить ее я не обязан (об этом важно прописать в договоре, или уведомить заранее. И если заказчику нужны цифровые файлы, для печати или как резервная копия, то можно оформить, как дополнительную услугу, но исключить проходные снимки из своего архива).

Критерий очистки архива от временных кадров - время. Рекомендуемый график - раз в год (мне так удобнее). Открыли, посмотрели и оценили: пригодится ли кадр для выставки, книги; пригодится - не трогаем, нет - создаем напоминание, к примеру, в Thunderbird (использую, с момента перехода на Xubuntu), желательно - ежегодное: проверить «такую-то папку», или «такой-то файл».

Стремление к чистоте архива, избирательному накоплению фотографий, помогут развить три вопроса:

  1. Что хранить?
  2. Для чего?

Не помню, кто дал такой совет, но пригодилось. Надеюсь, не только мне.

На этом вводную часть закончу и перейду к основным сценариям, которые пояснят: что и как хранить, когда разобрался со своим компьютером и пониманием фотоархива.

Ответственность и наследие

Весь отснятый материал подлежит сортировке в два этапа. Первый:

  • Технический брак - в урну.
  • Сюжетный брак - аналогично.
  • Отсутствуют дефекты - оставить.

И второй, чтобы выявить:

  • Временные файлы.
  • И те, которые необходимо перенести в основной архив.

Да, для удобства работы, архивы необходимо разделять на:

  • Временный - все текущие проекты.
  • И основной - собрание самых ценных работ автора, за всю его трудовую жизнь.

Сохранность этих данных можно обеспечить следующим образом (основные сценарии).

Временные работы

  1. RAID 1 на рабочем ПК и резервная копия на внешнем диске, дополнительно - можно использовать облачный сервис, потому-что фоновая синхронизация не отнимет много (относительно) времени.
  2. RAID 1 на рабочем ПК и резервная копия на личном файловом сервере. Можно купить готовое решение (NAS), главное изучить все нюансы , или собрать самостоятельно , без лишнего функционала (наиболее оптимальный вариант для фотографа).
  3. RAID 1 на рабочем ПК и 4 резервных копии: на внешнем диске и на личном файловом сервере, облачный онлайн сервис и еще одна - вдали от рабочего ПК: в фотостудии, в родительском доме, или… главное, чтобы надежно.

Наиболее логичные решения, первые два, которые помогут сохранить текущие проекты, а вот третий сценарий - надежный, но своевременно обновлять копию, за пределами дома, - это, признаемся, будет трудно, а если актуальность данных под вопросом - то и проку от резерва будет мало, но ведь мало ли… смысл есть, было бы желание. 🙂

Заметки на полях:

  • NAS . Готовые решения - первое, о чем думает каждый, но у медали две стороны. Где и когда обнаружат уязвимость - неизвестно. Выпустит ли производитель заплатку - аналогично. Обратите свое внимание на сей момент, в остальном поможет Google.
  • Диски . Жесткие диски - низкая стоимость 1 ТБ, аккуратное обращение и регулярные бэкапы, после окончания заводской гарантии, диагностика, отслеживание состояния ; в последнем помогут утилиты: для Windows и .
  • Облако . Спорное решение, т. к. хостер может удалить данные (под любым предлогом) или ограничить доступ (если использовать иностранные сервисы), еще одна угроза - шифровальщики… и еще - использование данных для машинного обучения. Увы…

Вникайте, изучайте и сопоставляйте со своими потребностями.

Ценные фотографии

  1. RAID 1 на рабочем ПК и 2 резервные копии: на внешнем диске и на личном файловом сервере (желательно собрать самостоятельно, на базе полноценной OS).
  2. RAID 1 на рабочем ПК и 3 резервные копии: на внешнем диске и на личном файловом сервере, в качестве бонуса - бэкап на оптические диски: DVD или Blu-ray (да, увы не модно, но надежно, если соблюдать условия хранения).
  3. RAID 1 на рабочем ПК и 4 резервные копии: на внешнем диске и на личном файловом сервере, оптические диски и отдельное файловое хранилище, или внешний диск, дома у родителей, в фотостудии, или в другом надежном месте.

Ценные фотографии лучше не светить в интернете, только превью, иначе автору будет трудно доказать свои права, если полноразмерные фотографии попадут в сеть, или того хуже - raw-файлы, с которых наделают множество копий; отдельная проблема - заказчик, не всем, и это радует, интересны соцмедиа и онлайн-тусовки, многие частные заказчики не хотят, чтобы вы, как автор, показывали их снимки общественности; чужую приватность лучше уважать, потом проблем меньше.

Выбирайте то решение, которое поможет контролировать оборудование, частоту создания (об этом поговорим позже) резервных копий, своевременное обновление ПО, чтоб не пропустить малварь, которая может разом перечеркнуть годы труда. Отдельный момент - доступ (хоть удобны wi-fi сети, но лучше провод, причем соединение устанавливается на время создания и обновления копии, после - отключается, чтобы если малварь поразит рабочий ПК - она не смогла добраться до бэкапа; правило действует и в отношении внешних дисков: подключил, создал копию, отключил. В безопасности то, что изолировано).

Смеяться над оптическими дисками не стоит, приводы не исчезнут из продажи, а надежность проверена временем (пускай твердят, что старо, зато надежно). Недостаток решения - очень, мягко говоря, неудобно, но если втянуться, то записать диск по итогам года - это нормально.

Примечание:

Частный случай

До перемен, была непростая ситуация. RAID 1 на рабочем ПК и отдельный внешний диск (на время подключал, делал копию и отключал), для создания резервной копии. Файлы проверял, примитивным, согласен, способом - методом сверки хеш-суммы . Облачные технологии - в самом начале исключил, ценю приватность, возможность контроля доступа к свои данным. В качестве дополнительной меры - ежегодная запись ценных кадров на оптический диск.

В этой ситуации были преимущества:

  • Случится что-то в рамках ПК - есть внешний диск, временные файлы в сохранности; ценные - аналогично (дополнительная копия на оптических дисках).
  • Раздельное хранение - возможность обезопасить данные от человеческого фактора; с файлами работать только в здравом уме и твердой памяти.

И существенные недостатки:

  • Отсутствие автоматизации.
  • Большие временные затраты.

Отдельная проблема - ноутбук: через него раздается интернет на рабочий ПК, но передавать доступ к данным - хочется через «посредника», как все это автоматизировать, и главное - с учетом жизни в провинции (важны затраты), чтобы не городить лишнего, но сделать удобно и надежно, желательно - раз и навсегда, чтобы не менять привычки, не переучиваться - вот с такими мыслями я и обратился к ребятам из Paragon Software Group .

А. Бондарь: Здравствуйте. Необходимо обезопасить свои рабочие данные, в том числе самый важный фотоархив, от бытовых неурядиц: программный или аппаратный сбой, целевая атака, заражение системы (отдельное внимание - шифровальщики), человеческий фактор, который нельзя исключать. Как подступиться к решению этой задачи?

Paragon Software Group: Здравствуйте. Наше программное обеспечение поможет ускорить и упросить процесс создания резервных копий, но сами бэкапы вы должны где-то хранить. Вот это я и попрошу вас уточнить: на каких носителях будут храниться ваши резервные копии?

А. Бондарь: Думаю это отдельная просьба - помогите подобрать конфигурацию: устройств, технологий и сценариев.

Paragon Software Group: А что в наличии? Поясните все исходные данные.

А. Бондарь: Рабочий ПК, на котором 2 диска объединены в RAID и отдельный жесткий диск, который подключаю, чтобы сделать копию рабочих файлов, обновить основной фотоархив. В распоряжении ноутбук, операционная система - Xubuntu, дистрибутив на базе Debian. И вот неплохо бы его задействовать…

Paragon Software Group: Для каких целей?

А. Бондарь: Пока он раздает интернет, иногда - открываю на нем raw-файлы, чтобы понять, оценить, временные кадры, или сделать черновую конвертацию; данные переношу на флешке и думаю это не самый удобный вариант.

Paragon Software Group: Верно, распределенный доступ к файлам упростит вашу жизнь. Но улучшит - отдельный файловый сервер. Можно купить готовое решение или сделать своими руками, все довольно просто. Но вполне возможно, что облачный сервис - наиболее быстро, в сравнении с настройкой сервера, решит вашу задачу. Рассматриваете такой вариант?

А. Бондарь: Нет, совсем.

Paragon Software Group: Почему?

А. Бондарь: В основном, мои заказчики - простые люди. Коммерческая фотография в очень далеком прошлом, совсем забыта. Многие люди не ведут социальные сети. И не транслируют свою жизнь в интернет. Они не хотят, чтобы их фотографии видели незнакомые люди. Нет, не потому-что снято что-то аморальное, просто они разделяют жизнь на общественную, личную и медийную, которую формирует интернет-пространство. Им не нравится онлайн-экосистема и они не хотят стать ее частью. Это их выбор, который я должен уважать. Вот поэтому облако не рассматриваю, там слишком много «но». Собственно как и в OS Windows, которую терплю ради Adobe Photoshop, но «регулярно ей напоминаю»: «Уважай приватность пользователя!» В этом помогают советы из журнала «Хакер» , спасибо редакторам.

Paragon Software Group: На рабочем ПК - Windows, на ноутбуке - Linux. Верно?

А. Бондарь: Да, именно так.

Проработка структуры

В контексте диалога, хочется пояснить, для читателей, структуру своего фотоархива:

  • Временный архив
    • 2018 (привык ориентироваться по датам)
      • Январь
        • 18.01.2018
          • Со съемки
            • Все файлы
            • 1 сортировка
            • 2 сортировка
            • Оставил
          • В процессе
            • После конвертации
            • Итог. Без резкости
          • Итог
            • В архив
            • Превью
            • Печать
  • Основной архив
    • 2018
      • Январь
        • 18.01.2018
          • Оставил
            • Печать
            • Экшены
            • Пресеты
          • Сомневаюсь
            • Печать

Ничего сложного, как и любой архив - привязан к дате. Структура мне кажется логичной, ее главное преимущество - минимальные требования к дисковому пространству: нет лишних и отвлекающих папок, которые увеличивают объем технической информации.

Создание резервных копий

Бэкап - не слово, а тема. Сложная, модная и теневая. О ней говорят, иногда - применяют. И часто приходится слышать:

  • Хорошо, что есть бэкап…
  • Как плохо, что я не сделал бэкап…

Одни говорят про бэкапы, другие - об этом думают, третьи - делают, и только ими и живут. Почему существует такое разделение? На мой взгляд, все просто; фотограф, постепенно, идет к пониманию своего ремесла:

  • Что важно.
  • Что ценно.
  • Что будет, если…

Ребята из Paragon Software ответили проще (было время - задал им обобщенный вопрос):

— Андрей, тут все просто. Пока на грабли не наступишь - смотреть под ноги не будешь. Часто, именно равнодушие, к своему труду и времени, приводит людей к печальному результату: система «обвалилась», данные - неоткуда перенести или восстановить… приходит понимание, что если бы… да, «если бы», затратить мало-мальски сил раньше, то сейчас данные были бы целы, и это главное. Ведь что такое «данные» для фотографа? Это возможность наполнить портфолио, сделать отпечатки, иными словами - показать пример итогового продукта, который продаешь. Если нечего будет показать, то нечем будет и привлечь - нечего будет продать. Что дальше? Не трудно догадаться: или все сначала, или смена профессии.

Сказано верно, но на тему бэкапов у меня был и другой вопрос.

А. Бондарь: Программное обеспечение упрощает процесс создания резервных копий. Но вот многие коллеги считают, что если не быть параноиком (вроде меня, насчет приватности), то и комбинировать методы не надо: настроил RAID и работаешь; переносишь файлы на внешний жесткий диск и работаешь; загружаешь файлы в облако и работаешь; покупаешь NAS и все, в изобилии решений, выбрано самое лучшее. В чем тут заблуждение?

Paragon Software Group: В том, что зеркальный дисковый массив не избавит фотографа, или иного человека, от необходимости делать резервные копии. RAID бэкапом не является. Да и в его грамотном обслуживании трудно разобраться: постоянный мониторинг состояния дисков, файловой системы, целостности файлов… конечно, это хорошо, что у вас есть время, чтобы в этом разобраться, освоиться и постоянно контролировать, но не всем это интересно и потому, к сожалению, работают - пока работает: нет контроля над изменениями, и нет понимания - что будет завтра, или в следующий момент. Облачные или сетевые хранилища - отличные и, во многом, надежные решения, но современные шифровальщики научились сканировать сеть и заражать данные по локальной сети, синхронизировать поврежденные данные в облако - в этой возможности убедились многие пользователи. Внешний диск может не включиться, или, что иногда случается, вы уроните его, подвергнете электромагнитным волнам. И подвергнуть заражению файлы, на внешнем диске, тоже можно. Если фотографу дорог его фотоархив, то в его быту должно быть правило: резервные копии хранить на разных носителях, и если можно - комбинировать все доступные решения, которые обеспечат мобильность, защищенность и, что наиболее важно, - автономность.

Примечание:

Ответы на часто задаваемые вопросы .

Выбор носителей

Как было сказано ранее: до перемен, резервные копии обоих архивов я размещал на внешнем жестком диске; RAID - в качестве страховки, на случай поломки одного из рабочих жестких дисков, установленных на рабочем ПК; запись на оптические диски - метод консервации, от которого многие отказались, но меня он устраивает, не смею что-либо менять.

Во время беседы с ребятами из Paragon, пришел к пониманию, что неплохо бы обзавестись (и как понял позднее - верно задумался) личным файловым сервером: для хранения резервных копий и организации распределенного доступа к файлам, чтобы задействовать ноутбук, снять нагрузку с рабочего ПК и завязать обмен данными в рамках домашней локальной сети, но как поступить - купить готовое решение, или собрать самостоятельно - решил расспросить, но прежде всего - прояснить для себя моменты: безопасность, гибкость, надежность.

А. Бондарь: Роутеры, как и все IoT устройства, показали, что готовое решение - это риски и ситуация «пользователь сам виноват»:

  • Хочет пользоваться устройством «вечно», а не 3-5 лет.
  • Ждет от производителя обновлений ПО, когда появилась новая версия «железки».
  • Рассчитывает на оперативные исправления, максимальную штатную безопасность.

А еще «куцый» Linux и тайная жизнь твоего устройства. Пугают меня «решения из коробки». Что вы можете об этом сказать?

Paragon Software Group: Выбор - компромисс. Хотите удобство - берите готовое решение и пользуйтесь: вставили шнур, диски, включили в сеть и провели базовую настройку, и все - ваши резервные копии хранятся в привлекательной коробочке. Хотите надежность и гибкость - разбирайтесь во всем самостоятельно, хотите приватность - разбирайтесь во всем сами, а если что-то сломается, то сервисного центра нет, и вам придется читать форумы и мануалы, и наблюдать за тем, как ускользает время - самый ценный ресурс.

А. Бондарь: Действительно, компромисс. Спасибо, что обрисовали перспективы, но я решил выбрать 2 вариант - собрать самостоятельно. Что необходимо учесть?

Paragon Software Group: Для начала, верно поставить задачу - что нужно? Хранить только, или в том числе, резервные копии, предоставлять доступ к данным по локальной сети, откуда будут загружаться данные, ведь можно реализовать облако, на базе файлового сервера, тот же ownCloud позволяет настроить частное облако, ну и конечно же - безопасность: обновления, OS и ПО; RAID и плановое обслуживание.

А. Бондарь: И тут RAID?

Paragon Software Group: Можете отказаться. Все зависит лишь от того, насколько вам важен фотоархив и насколько критична его утрата. RAID - выбор пользователя, поэтому многие (и в том числе топовые NAS) оставляют этот выбор за покупателем: хочешь - активируй, а нет, так радуйся суммарному объему дисков. Но если подумаете, то резервная копия, которая еще, ко всему прочему, зеркалируется на несколько дисков, внутри сервера, это спокойствие, и вам лучше это учесть.

А. Бондарь: Хорошо, к RAID привык, но что с OS?

Paragon Software Group: Вам нравится Linux - используйте его. Распределенный доступ - Samba, настраивается на любом дистрибутиве. Ваш сервер будет доступен для устройств iOS, Android, Windows и macOS.

А. Бондарь: Действительно, с доступом проблем не будет (полезные мануалы и , а еще разбор ошибок, частных случаев и багов), в рунете Samba «разжевали».

Paragon Software Group: Только не забудьте, что ваша задача - исключить дополнительные роутеры, оставить файловый сервер в отдельной подсети, в которой заблокирован интернет и никакого облачного функционала вам не надо. Ноутбук и рабочий ПК должны быть на одной, первой, подсети, а файловый сервер - на второй. Так вы решите вопрос безопасности. И все, устанавливаете на рабочий ПК наше программное обеспечение и делаете резервные копии.

Подбор сценария

Настроил оборудование, установил программу и задумался:

  • Содержимое архива неоднородное:
    • .tiff
    • .jpeg
  • Обновляется хаотично:
    • В дни съемок:
      • .txt (все мысли, замечания, пометки - отдельный временный текстовый файл)
    • В дни обработки:
      • .tiff
    • В дни печати:
      • .jpeg

Регулярно создавать полный бэкап - излишний расход времени, напрасная трата ресурса ПК и чрезмерный расход электроэнергии. Понимаю, что решение есть - частичный бэкап - но, что логично, базовый шаблон - трафарет, а мне хочется, чтобы программа учитывала быт (и это нормально) фотографа, а не предлагала играть по своим правилам.

А. Бондарь: День съемки, день обработки, день печати - как пояснить программе свой быт? Чтобы инкрементальный бэкап проходил быстро и точно.

Paragon Software Group: Job - функционал Backup & Recovery (входит в состав ПО - Hard Disk Manager) поможет настроить сценарии под себя. Все, что вам нужно:

  1. Указать событие (когда копировать).
  2. Указать типы файлов (что копировать).

Объясню на примере. Вы возвращаетесь со съемки после 16.00, к 17.00 все файлы на рабочем ПК и регулярное событие - «такой-то день» и «такое-то время» (пусть будет среда, 21.00) - вот-вот запустится. В назначенное время, программа проверяет:

  1. Подключен ли диск (на котором появятся указанные вами файлы (.cr2)).
  2. Появились ли новые файлы (.cr2).

Будут новые файлы - программа добавит их в основной архив. Сценарии не ограничены. Не бойтесь экспериментировать. 🙂

А. Бондарь: Вот это мне нравится. Но есть вопрос - когда делать инкрементальный бэкап, а когда полный? К примеру, файловый сервер удобнее, чем диск. Предполагаю, что буду делать часто инкрементальные бэкапы, чтобы резервная копия всегда была актуальна, а вот с диском все может быть иначе - на внешний жесткий диск буду делать только полные бэкапы.

Paragon Software Group: Все индивидуально. Можете учитывать свой график (и сроки сдачи проекта) или устройства, которые выбрали для хранения резервных копий, можете придумать отдельный сценарий для своего быта. В этом вопросе, программа вас не ограничивает.

А. Бондарь: Значит возьму лист бумаги и карандаш (свои любимые инструменты) да вечерок проведу в раздумьях, чтобы раз все настроить и более не переделывать. Но это потом. Сейчас еще кое-что проясню, надеюсь. Резервное копирование, специализированное ПО и настройки сценариев, но как быть со штатными средствами Windows? Чем ваш метод отличается от MS, в чем преимущество вашего ПО?

Paragon Software Group: Вы цените приватность, верно? Наше программное обеспечение не только поможет создать резервные копии, но и надежно зашифровать их (создайте контейнер, установите на него пароль и никто, без пароля, не получит доступ к вашему архиву. Если кто-то украдет диск, или компьютер целиком, - ему это не поможет, потому-что зашифрованный контейнер он обнаружит, но сделать с ним ничего не сможет, потому-что не знает пароль). Не стоит бояться шифрования, потому-что оно гарантирует полную конфиденциальность, даже в случае обращения в профессиональную лабораторию восстановления данных.

А. Бондарь: Лет 15 назад, я бы сказал: «Это рискованно!» Но сейчас, когда KeePass упростил жизнь, соглашусь, полезный функционал. Но приведу другой пример. Ребенок, семья и жизнь фотографа. Не усмотрел и ребенок вылил кружку чая в системный блок, вдобавок - банку (а может и две) малинового варенья. Попытался все исправить - достал жесткий диск, чтобы с него вытереть жидкость, ну и как любую игрушку - роняет о пол. Страшный сценарий. Но в жизни бывает всякое и ситуаций, когда жесткий диск физически поврежден и не может более подключаться к ПК - масса. Известный путь - восстановление в лаборатории. Это я к тому, а как хранится информация на диске? Есть ли возможность повредить архив?

Paragon Software Group: Нет, повредить нельзя, только утратить - это особенность подхода к созданию архива. Как работает Windows File History? Копирует файлы в указанное место - на внешний диск или файловый сервер, и не сжимает их. Из-за этого, если повредить диск (а точнее пластины внутри) вы не сможете восстановить все файлы, даже в лаборатории. Каким методом создает архив наша программа? Файлы помещаются в контейнер; файлы сжимаются и полученный архив записывается так, что физически он находится на одном секторе диска; в случае повреждения этого сектора - архив будет утрачен, если любые другие сектора - нет, абсолютная целостность всех ваших данных.

А. Бондарь: Вот поэтому RAID и копии на разных носителях, а не только на рабочем ПК или внешнем жестком диске. Метод интересный, своеобразный маленький несгораемый сейф для файлов: открыть, без ключей, - нельзя; уничтожить полностью, вместе со всем содержимым - возможно. Чтобы закрыть тему целостности файлов, еще вопрос - на одном из дисков, на рабочем ПК, появились битые сектора. Пользователь упустил это из виду, запускает ПО, чтоб создать резервную копию, реакция программы?

Paragon Software Group: Уведомление о том, что со стандартным методом архивирования не все хорошо - есть проблемы и надо использовать raw copy. Программа узнает о проблемах с диском, благодаря службам Windows, в частности - Volume Shadow Copy.

А. Бондарь: Спасибо. Все сценарии, которые мне были знакомы, объяснили. Теперь настрою под себя, да вернусь к фотографии.

Профилактика

На данный момент, резервные копии фотоархива создаю по следующему графику:

  1. Понедельник: полный бэкап.
  2. Со вторника по субботу: частичный.

Инкрементальные (частичные) бэкапы делаются автоматически, чтобы после съемок (ведь не робот, могу забыть) или работы в Ps, ничего не потерять. Полный бэкап создаю вручную. Вот почему:

  • Утро понедельника - удобное время, чтобы провести плановое обслуживание ПК:
    • Проверить основной архив: пересмотреть временные файлы, что слабо - убрать и в чем сомневаешься - вновь пометить, и внести в планировщик.
    • Оценить состояние дисковых накопителей - изучить данные S.M.A.R.T. Если что-то смущает, то запуск дополнительных тестов и внимательный анализ атрибутов.
    • Обновить ПО файлового сервера, затем - рабочего ПК.

Только после того, когда убедился - диски исправны, архив очищен от «мусора», все данные целы и проникновения не было, запускаю процесс полного резервного копирования. Потому-что время, на все тесты и «смотрины», уходит по-разному: от 3-5 минут, до 3 часов, и сделать единый сценарий, пока-что, у меня не получается. Могу запустить в 8 утра, а могу к 11, после второго завтрака, или в 9-10, пока читаю почту.

Политика создания бэкапов у каждого фотографа своя, потому-что:

— Все упирается в потребности пользователя и в его дисковое пространство, рабочий график и отношение автора к своим произведениям - не менее важный критерий, который исключает типовое решение и призывает учитывать рекомендации, перенимать опыт и наработки коллег, и подстраивать их под себя, под свой частный случай.

Вновь слова технических специалистов из Paragon Software, которые услышал, применил, без стремления примкнуть к «тем» или «этим», кто делает бэкапы раз в месяц или год; надеюсь и вы, после прочтения этой заметки, не будете слепо копировать частный случай, но поймете:

  1. Какие угрозы существуют.
  2. Почему они касаются фотографа.
  3. Какие решения помогут обезопасить архивы.
  4. Почему бэкап - не волшебная таблетка, а комплекс мер.

Оптимальная структура фотоархива

Все зависит от специфики работы:

  • Потоковые съемки, или адресные проекты.
  • Ретушь, или raw-конвертация и подготовка к печати.

Не могу знать специфику каждого фотографа, в статье пояснил структуру своего архива, если вам нравится - возьмите за основу; если нет - воспользуйтесь советом:

Оптимальная структура архива - беспорядок, в котором быстро находишь нужное.

Вечер-другой, с карандашом и листком бумаги в руках, и все подберете; действуйте, не ждите готовых решений.

Где удобнее всего хранить свои фотоархивы

Удобство… каждый понимает это по-своему:

  • Один хранит «на стороне»: все свои данные, сбережения и рабочие проекты. Чтобы не думать о технической стороне вопроса и предъявить требования, «если вдруг что…»
  • Другой: на своем сервере, или ином решении, которое позволяет все контролировать и подстраивать под себя, с учетом бюджета, навыков, запросов и т. д.

Обоим удобно. Кто вы? Не знаю. Что удобно вам? Не могу знать. Частный случай перед вами - анализируйте, оценивайте свои навыки и дальнейшее развитие технологий.

Вместо заключения

Продолжаю работать, своевременно делать бэкапы, изучать тему резервного копирования. Не планирую отказываться от Linux, наоборот - регулярно восполняю пробелы. Изменится что-то в моей практике - поделюсь с читателями.

Открыв седьмое за последний год письмо от своих пар, содержание которого, как и всех предыдущих, сводится к фразе: «Мы потеряли наши свадебные фотографии, не сохранилось ли у тебя копии?», я осознала, что катастрофа начинает приобретать вселенский масштаб и решила написать краткое руководство к тому, что нужно сделать после того, как вы получили фотографии.

Итак, вы убили кучу драгоценнейшего времени на поиск фотографа, потратили энную заоблачную сумму на организацию мероприятия, будь то свадьба или другое событие, заплатили кровно заработанные денежки и теперь остается только дождаться фотографий. Пара месяцев – и ву-аля, вы снова переноситесь в тот восхитительный день, вы снова смеетесь, смахивая накатившую от трогательных воспоминаний слезу, и пихаете друг друга в бок локтем, приговаривая: «Смотри-ка какой/какая ты тут ого-го-го». Естественно, вы обязательно поделитесь этими «материальными воспоминаниями» с вашими близкими людьми и ещё неделю будете перелистывать эти фотографии по несколько раз в день, примечая всё новые и новые подробности.

Ну а потом…Потом вас закружит вихрь повседневной суеты, новых событий, насущных проблем и радостей, и вы окончательно позабудете про папку фотографий, уютно приютившуюся где-нибудь на просторах вашего компьютера. Вспомните вы о ней в следующий раз спустя, как минимум, год, а то и больше, когда снова нахлынет ностальгия, когда случится круглая годовщина со дня вашей свадьбы, когда приедет в гости тетя Маня, которую в последний раз вы видели, ещё пешком под стол ходя. И вот тут-то и обнаружится пренеприятнейшая ситуация, что фотографий-то, оказывается, и нету.

Причин может быть очень много, начиная от обычной людской безалаберности, когда папка с фотографиями удаляется по нелепой случайности, до не менее банальной поломки диска. Да, возможно, для вас это станет откровением и вам чрезвычайно повезло, если вы еще не успели испытать это на собственной шкуре, но жесткие диски – довольно хрупкие создания и имеют свойство, ну точь-в-точь как тринадцатилетние девочки, ломаться.

И, окажется, что кроме пары выставленных фотографий в социальных сетях, у вас, собственно, со свадьбы ничего-то и не осталось. И вот тут начинаются лихорадочные поиски имени фотографа, который вас некогда снимал, и рассылка душераздирающих писем, обильно орошенных пролитыми слёзами, с надеждой, что, может быть, он более трепетно отнесся к вашей памяти в виде фотографий и позаботился о более тщательном ее сохранении.

Где нужно хранить фотографии?

Теперь, когда вы уже достаточно запуганы маячащей перспективой, предлагаю вам стряхнуть пробежавших по коже мурашек и начать действовать.

1. Идём в магазин компьютерной техники и покупаем внешний жесткий диск. В идеале это должен быть SSD диск, ибо они и быстрее, и надёжнее. Но, правда, дороже. Вы уже как минимум однажды наступили на горло своей жабе, придушив её весомыми аргументами, что на памяти-таки не экономят. Самое время потревожить эту зашевелившуюся жабу ещё раз.

2. Записываем ВСЕ полученные фотографии на этот вновь купленный диск. Дважды, а ещё лучше трижды, перепроверяем, что полноразмерные варианты фотографий (то бишь самые большие и тяжелые) отныне на диске присутствуют.

3. Попутно можно, и даже я бы сказала, нужно, записать на этот диск и остальной свой семейный цифровой фотоархив. Это первый этап процедуры по тому, где лучше хранить фотографии .

4. В идеале – нужно купить два диска, сделать идентичные бэкапы и один из дисков хранить в доме близких людей – друзей, родителей.

5. Если, не до конца придушенная жаба намекнула, что DVD диски гораздо дешевле, посылайте её на… Луг, есть комариков. Ибо оптические диски крайне ненадёжны и спустя пару лет вы, даже предприняв попытку сохранить свои фотографии, останетесь-таки без оных.

6. Нелишним будет распечатка лучших фотографий, что и не говори, но отпечатанные снимки рождают совсем иные ощущения, чем неосязаемые картинки на экране айпадов, аймаков и прочих ай- и ой-устройств. Печать – второй этап правильного хранения фотографий .

7. Наилучший вариант печати – это, конечно, же качественная, . За оформлением оной стоит обратиться к своему фотографу, именно у него хранятся исходники фотографий, именно он знает, каким был ваш день и сможет передать эти ощущения в книге.

8. Выбираем онлайн-облако для хранения файлов. Это может быть как бесплатный вариант с некоторыми ограничениями, так и платный, предоставляющий более обширные возможности. Онлайн-облако обережет вас от таких катаклизмов, как пожар, наводнение, землетрясение, кража и прочие ужасы, про которые каждый думает, что «вот со мной-то точно такого не случится», но от которых тем не менее никто не застрахован.

Расписывать о преимуществах и недостатках разных cloud-сервисах, в этой статье я не буду, а приведу лишь некоторые расценки для примерной ориентации.

  • Dropbox: 2GB, бесплатно; 100GB, $100/год; 500GB, $500/год.
  • Microsoft OneDrive: 7GB, бесплатно; 100GB,$50/год; 200GB, $100/год.
  • Google Drive: 15GB, бесплатно; 100GB, $2/месяц; 1TB,$10/месяц; 10TB, $100/месяц.
  • Apple iCloud: 5GB, бесплатно; 10GB, $20/год; 20GB, $40/год.
  • Mega: 50Gb, бесплатно; 500 Гбайт, $9.99/месяц; 2 ТB, $19.99/месяц; 4 ТB $29.99/месяц.
  • Яндекс диск: 10GB, бесплатно; 100GB, 1500руб/год; 1TB, 9000руб/год.
  • Copy.com: 15GB, бесплатно; 250GB, $99/год; 500GB, $149/год.
  • Облако@mail.ru: 25Gb, бесплатно.

Это была третья составляющая грамотного хранения фотографий .

9. Всё, теперь можно спать спокойно. И быть уверенными в том, что спустя 20 лет, когда ваши дети спросят о свадебных фотографиях родителей, вы не будете отводить глаза и промокать уголком фартука выступившую слезу, а устроите тихий семейный ужин у камина с просмотром домашних фотоархивов.

10. Сделайте всё вышеперечисленное СЕГОДНЯ . И не спорьте. И не откладывайте на завтра. Просто сделайте сегодня и всё.

Самые важные моменты жизни запечатлены не только в нашей памяти, но и на семейных фотоснимках. Если хранить свои фотографии не должным образом, то можно безвозвратно утратить бесценные кадры. Есть несколько вариантов сберечь документы, не испортив и не растеряв их с течением лет.

Если вам удобнее хранить фотографии в электронном виде, то здесь необходимо подстраховаться и продублировать снимки на несколько видов цифровых носителей. Помните, что персональный компьютер может сломаться, флешка или жёсткий диск так же рискует выйти из строя с утерей всех данных. При электронном виде хранения аккуратно распределите все фотографии в папки по событиям и по времени. Таким образом, у вас будет быстрый и лёгкий доступ ко всем кадрам. Рекомендовано все-таки иногда скидывать накопившиеся фото на CD диск и хранить их впоследствии в специальных упаковках, чтобы диск не поцарапался. Каждые 5-7 лет диск надо перезаписывать, чтобы не утратить качество содержащейся на нем информации.

Если вы решили распечатать фотографии и хранить в фотоальбоме, подойдите тщательно к его выбору. В составе прозрачных страниц не должно быть поливинилхлоридных материалов (ПВХ). Эти вещества со временем расщепляются и будут портить изображения на снимках. Распознать содержание ПВХ в альбоме можно по резкому запаху пластмассы и невысокой цене. Лучше всего подойдут альбомы с пометкой « Acid-free» или « Archival» . Листы в таких альбомах сделаны из бескислотной бумаги, что помогает защитить фотокарточки от воздействия внешней среды. Бумажным снимкам необходимы определённые условия содержания. Не оставляйте их в местах с резким перепадом температуры, повышенной влажностью и прямыми солнечными лучами. В продаже можно найти специальные контейнеры для хранения архивных документов – они отлично подойдут для фотоальбомов.

Сейчас долговечным и надежным является хранение фотоснимков в интернете. Практически все популярные сервисы, такие как Yandex, Googl, Mail, предоставляют бесплатные облачные хранилища, ограниченные определенным количеством мегабайт. Самое главное – выбрать такой логин и пароль для своего кабинета, который вы не забудете и через несколько лет. Социальные сети, так прочно вошедшие в нашу жизнь, тоже являются местом, где можно размещать и хранить фотографии. Если ваши снимки носят слишком личный характер, то просто закройте альбом от остальных участников сообщества с помощью настроек. Единственный минус такого хранения – это риск, что вашу страницу могут взломать и обнародовать или удалить все данные.

Пока не поздно, распечатайте не проявленные фотопленки, перезапишите видеокасеты на DVD диски, скиньте готовые кадры с фотоаппарата. Какой бы вид хранения фотографий вы не предпочли, продублируйте самые ценные снимки в нескольких вариантах. Таким образом, вы будите уверены, что дорогие сердцу события не забудутся спустя долгое время.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Пасхальный творожный кулич без дрожжей — самый вкусный рецепт кулича с творогом на Пасху Пасхальный творожный кулич без дрожжей — самый вкусный рецепт кулича с творогом на Пасху Вино из черной смородины: рецепт Вино из черной смородины: рецепт Биполярное аффективное расстройство (БАР): симптомы и лечение Биполярное аффективное расстройство (БАР): симптомы и лечение