Загадка Ильи Муромца: как легендарный богатырь стал русским святым. Илья муромец: святой богатырь

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Калин царь

Cкульптурный портрет Ильи Муромца, воссозданный криминалистом и скульптором С.Никитиным (реконструкции мягких частей лица по черепу)

Мощи Ильи Муромца

Легендарный герой русского эпоса Илья Муромец - самый знаменитый былинный богатырь. Любопытно, что он является главным героем не только множества русских былин, но и германских поэм XIII века, которые, в свою очередь, основаны на более ранних сказаниях. В них он представлен как могучий витязь Илья Русский…

Все что мы сегодня знаем о Илье Муромце, приблизительно: родился около 1143 года, в селе Карачарово под Муромом (Владимирская область), в семье крестьянина Ивана Тимофеева и его жены Евфросиньи. Его имя до сих пор не найдено в летописях. Возможно, упоминания о нем попросту не сохранились, поскольку Русь переживала тогда не самые легкие времена: орды завоевателей не раз полностью сжигали и разрушали города. Между тем богатырь реально существовал, а похоронен в пещерах Киево-Печерской лавры как один из 69 святых угодников

Русская православная Церковь почитает Илью Муромца как святого (он канонизирован в 1643 г.). По церковному календарю день памяти Ильи Муромца - 19 декабря по старому стилю, или 1 января по- новому. Илья Муромец - не мифологический персонаж, не собирательный образ русского богатыря, а реальная историческая личность.

Исцеление Ильи

В 1988 году ученые исследовали мощи Преподобного Ильи Муромца. Ученые утверждают, что Илья был крепко сложенным мужчиной огромного для тех времен роста - 177 см (средний рост мужчин тогда составлял 165 см, то есть Илья был на голову выше среднего мужчины).

Выяснилось, что умер этот человек в возрасте 45-55 лет. Тело Муромца, ученые обнаружили множественные переломы костей, ребер, следы от удара копья, сабли, меча. Это подтвердило легенды о том, что Илья был воином, участником жестоких сражений. Также они выяснили, что в юности у него был паралич конечностей и юноша долгие годы не мог двигаться, как говорится в былинах: «тридцать лет и три года сиднем сидел Илья и не имел в ногах хождения» .

Но когда Илье исполнилось 33 года, наступил день, который изменил всю его жизнь. В дом вошли вещие нищие странники — калики перехожие и попросили юношу подать им воды. Он объяснил, что не может ходить. Но гости настойчиво повторили просьбу - она звучала уже как приказ. И Илья, внезапно почувствовав небывалую силу, впервые встал на ноги. Калики и благословили его на ратные подвиги.

ПОДВИГИ ИЛЬИ МУРОМЦА

Несмотря на фантастические сюжеты, в основе большинства былин лежат подлинные исторические события, причудливо переплетённые с вымыслом в памяти многих поколений. Самый известный подвиг Ильи Муромца - бой с Соловьём-разбойником, который захватил прямую дорогу до Киева и не давал никому проходу - «ни конному, ни пешему». Во время приезда Ильи в Киев престол занимал князь Мстислав, он приказал организовать охрану торговых караванов, которые нещадно грабили половцы. Скорее всего, князь поручил это Илье Муромцу, состоящему в княжеской дружине. В 10-15 километрах от Киева находится село Зазимье, возле которого грабил Соловей - Разбойник торговцев. Илья Муромец, победив свистуна, очистил дорогу прямоезжую. Если прямая дорога - пятьсот вёрст, то окольный путь - «цельна тысяча». Очищение прямого пути от разбойников приравнивалось народом к подвигу. Освобождение былинным богатырём пути в Киев подтверждается историческими фактами.

Князья Владимир Мономах, Владимир Святославович и языческий ДажьБог, мифический предок всех князей, объединились в образе князя ВЛАДИМИРА, во всех былинах Владимир - князь Киевский рядом с Ильей, хотя Илья Муромец жил значительно позже Владимира. Но историческому Илье Муромцу покровительствовал князь СВЯТОСЛАВ, на которого старался быть похожим Илья Муромец, он восхищался Святославом и считал этого заступника людей русских лучшим воином всех времен и народов.

МОНАХ-БОГАТЫРЬ

Если ратные подвиги Ильи нашли широкое отражение в былинах, то о монастырском периоде его жизни известно немного. Уйти в монастырь богатыря, скорее всего, заставило ранение, полученное в одном из жестоких боев с половцами. Святые мощи преподобного Ильи свидетельствуют о тяжёлых травмах - переломе правой ключицы и двух правых рёбер после удара боевой палицей. По-видимому, богатырь принял постриг в монахи незадолго до своей смерти. Согласно легенде, Илья дал обет уйти в монастырь и больше никогда не брать в руки меч.

Он стал монахом Печерской Лавры и все свои дни проводил в своей келье в молитвах. Для православных воинов это был вполне обычный шаг - сменить меч железный на меч духовный и проводить остаток жизни в сражении не за земные блага, а за небесные. При пострижении в монахи ему дали имя Илья, прозвище он тоже мог получить потом.

ПОСЛЕДНИЙ БОЙ БОГАТЫРЯ

Учёные установили, что богатырь-монах погиб в бою! Исследование мумифицированных останков богатыря специалистами судебной медицины пролило свет на причину его смерти. Муромец умер от обширной раны в области сердца. Похоже, это случилось в 1204 году.

В первый день 1204 года, князь Рюрик Ростиславич, заключив союз с половцами, отобрал у своего зятя Романа Киев. Половцы ворвались в город, стали его грабить, разорять храмы и монастыри. Тогда монах Илья Муромец снова взял в руки оружие и отправился в свой последний бой. На теле Ильи Муромца было обнаружено несколько ран, из которых серьезной оказалась лишь одна - на руке от копья, а роковой - тоже копейная, но в области сердца. По-видимому, герой, защищаясь, прикрыл грудь рукой, и ударом копья она была пригвождена к сердцу.

Кстати, еще в 1701 году паломник Иван Лукьянов повествовал: "Видехом храброго воина Илию Муромца, в нетлении под покровом златым; ростом яко нынешние крупные люди; рука у него левая пробита копьем, язва вся знать; а правая изображена крестным знамением".

Православные почитают Илью Муромца по сей день. Русское воинство считает его своим покровителем, а пограничники России считают его первым Русским пограничником. Но об Илье осталась не только народная память. Его тело нетленно и находится в состоянии мумификации. В православии считается, что если тело усопшего не разлагается, а превращается в мощи, это — особый дар Бога, который дается только святым.

Останки Ильи находятся в Ближних пещерах Киево-Печерского монастыря, под скромной надписью над гробницей "Илья из Мурома". Я был там дорогие ребята. Поклонился мощам Великого Русского человека, ЗАЩИТНИКА РУССКОЙ ЗЕМЛИ! Я, маленький Филиппок горд, что я Русский, такой же русский как Илья Муромец.

П рототипом былинного героя считается воин и монах Илия, чудотворец Муромский, живший в XII веке во время княжения Владимира Мономаха. Ратные подвиги Ильи окутаны легендами, а в конце жизни он принял монашество и упокоился в Киево-Печерской лавре.

Жизнеописание

Виктор Васнецов. Богатырский скок. 1914. Дом-музей В.М. Васнецова

Константин Васильев. Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром. 1974

Евгений Шитиков. Илья Муромец. Гравюра. 1981

Историки до сих пор спорят, кто был прообразом былинного героя. По легенде, им стал силач Чобитько, одержавший немало воинских побед. Так, например, однажды он перебил врагов сапогом за неимением лучшего оружия - за что получил в народе прозвище «Чоботок», то есть «Сапожок».

После очередного тяжелого ранения богатырь принял постриг в Феодосиевом монастыре, став иноком, а впоследствии был канонизирован. Предполагают, что Илья погиб при взятии Киева князем Рюриком Ростиславичем , когда войска половцев разгромили лавру.

В 1988 году экспертизу мощей святого провела специальная комиссия Минздрава. Исследователи выяснили: преподобный страдал заболеванием позвоночника, а тело его покрывали следы многочисленных ранений. Смерть, как считают, наступила от удара копья или меча в грудь, сквозь прикрывавшую ее левую руку.

Именно таким - с одной пронзенной ладонью, а другой сложенной для крестного знамения - описывает Муромца в 1701 году настоятель собора Василия Блаженного отец Иоанн Лукьянов. В своем «Путешествии в Святую землю» он замечает: «Глубоко символично, что левая рука его свидетельствует о служении воина, а правая - о молитвенном подвиге» .

Былинная биография

Георгий Юдин. Иллюстрация к былине «Болезнь и исцеление Ильи Муромца». Год неизвестен

Михаил Шемаров. Илья Муромец и калики перехожие. Иллюстрация к сборнику былин про Илью Муромца в пересказе Василия Старостина. Издательство «Советская Россия». 1967

Георгий Юдин. Иллюстрация к былине «Илья Муромец и Соловей-Разбойник». Год неизвестен

В былинах череда героических событий поджидала Илью после 30-летия, а до этого времени он страдал: «не владел» ни руками, ни ногами. Существует гипотеза, что это было редкое гормональное заболевание, спровоцировавшее в том числе и физические габариты богатыря. Однажды он, как обычно, сидел дома на печи, когда в ворота ему постучали странники и попросили впустить их. Илья встал, открыл двери - и только тут осознал, что исцелен. С этого момента началась жизнь, полная испытаний: встреча с самым древним русским богатырем - великаном Святогором, поездка к «камене неподвижному» за оружием и доспехами и подвиги на благо родной земли.

Упоминают Муромца даже европейские легенды. Например, в германских эпических поэмах ХIII века представлен он витязем Ильей Русским - княжеского рода и небывалой силы. Ilian von Riuzen помогает правителю Гарды добыть невесту и тоскует по Родине, по оставшимся на Руси жене и детям.

«Велик и разнообразен почтенный сонм витязей, собравшихся вокруг великого князя Киевского Владимира, все они выражают многие стороны русского духа. Но могущественнее их всех избранник народа русского Илия Муромец...»

Историк и лингвист Константин Аксаков

Илья Муромец в литературе

Владимир Перцов. Илья Муромец в каличьей одежде говорит с князем Владимиром. Иллюстрация к сборнику «Былины: книга для внеклассного чтения, 5-7 классы». Издательство «Просвещение». 1985

Любовь Лазарева. Иллюстрация к былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник». 2010

Юрий Иванов. Иллюстрация к сборнику Алексея Толстого «Курган: Баллады и былины». Издательство «Детская литература». 1982

Известный российский филолог, исследователь русского эпоса Сергей Азбелев насчитал пятнадцать героических сюжетов, связанных с богатырем Ильей Муромцем. К его образу обращались не только сказители - например, крестьянский богатырь предстал галантным рыцарем в неоконченной поэме «Илья Муромец» Николая Карамзина . «Он подобен мирту нежному: / тонок, прям и величав собой» , - рассказывал «слогом древности» знаменитый историк.

Алексей Толстой написал о былинном богатыре балладу «Илья Муромец», в которой богатырь предстает уже в почтенном возрасте: «Под броней с простым набором, / Хлеба кус жуя, / В жаркий полдень едет бором / Дедушка Илья» , а Василий Шукшин сделал былинного богатыря участником воображаемого спора классических литературных героев в современной библиотеке в рассказе «До третьих петухов».

Образ в кинематографе

Постер к художественному фильму Александра Птушко «Илья Муромец» (1956)

Кадр из художественного фильма Александра Птушко «Илья Муромец» (1956)

По мотивам былин в 1956 году был снят первый в Советском Союзе широкоэкранный художественный фильм «Илья Муромец» с Борисом Андреевым в главной роли. Режиссер Александр Птушко за эту работу два года спустя был удостоен почетного диплома Международного кинофестиваля в Эдинбурге.

Специально для съемок на берегу Симферопольского водохранилища пришлось воссоздать Древний Киев. Эпическая картина потребовала участия более ста тысяч военнослужащих и одиннадцати тысяч лошадей. Костюмы для богатырей были изготовлены по картине Виктора Васнецова «Богатыри».

Образ Ильи Муромца использован в кинолентах «Этот негодяй Сидоров», «Приключения в Тридесятом царстве», «Реальная сказка». В 70-х годах ХХ века и в 2007 году былинный богатырь стал героем мультипликационных фильмов.

На картинах русских художников

Виктор Васнецов. Богатыри. 1881-1898. ГТГ

Николай Рерих. Илья Муромец. 1910. ГРМ

Виктор Васнецов. Витязь на распутье. 1882. ГРМ

Илью Муромца не раз изображали и художники, и иллюстраторы: Николай Рерих и Василий Верещагин , Константин Васильев и Николай Кочергин. Главное во всех образах - недюжинная сила русского богатыря. Наиболее часто к былинному сюжету обращался Виктор Васнецов.

Илья на картине «Богатыри» - образ собирательный. Во время работы над полотном, прообразами становились то крестьянин Владимирской губернии Иван Петров, то абрамцевский кузнец, то извозчик, которого художник случайно встретил в Москве и уговорил позировать.

Картина Васнецова «Витязь на распутье» появилась под впечатлением былины «Илья Муромец и разбойники», над образом художник работал на протяжении десяти лет и написал два полотна: в 1877 и в 1882 году. Изначально богатырь был повернут лицом к зрителю, в окончательном варианте мы видим уже лишь понурые плечи и опущенную голову богатыря, в размышлениях взирающего на камень. Сам художник подчеркивал, что текст надписи взят из былинной поэзии.

Илья Муромец в бронзе

Памятник Илье Муромцу. Владивосток. Скульптор Константин Зинич. 2012

Скульптурная композиция «Илья Муромец на распутье». Екатеринбург. Скульптор Владимир Бондарев. 2011

Памятник Илье Муромцу. Муром, Владимирская обл. Скульптор Вячеслав Клыков. 1999

Хоть и минули века с описанных народным эпосом событий, но образ былинного героя не теряет свою актуальность. В 1999 году на берегу Оки в городе Муроме установлен памятник Илье Муромцу. Известный скульптор Вячеслав Клыков - автор памятника монументу маршалу Жукову на Манежной площади в Москве - соединил в бронзе образ богатыря и монаха. Под богатырской кольчугой - монашеское одеяние, в одной руке меч, а в другой - православный крест. Памятники Илье Муромцу есть также во Владивостоке, Екатеринбурге, Ижевске.

Первой мировой войне .

Бронепоезд «Илья Муромец» был подарен фронту в начале Великой Отечественной войны железнодорожниками Муромского узла. За всю войну легендарный состав не получил ни одного серьезного повреждения, прошел боевой путь от Мурома до Франкфурта-на-Одере и был удостоен ордена Александра Невского . В 1971 году бронепоезд стал военным памятником, он установлен в Муроме. На адмиралтейских верфях Санкт-Петербурга достраивается ледокол, названный в честь богатыря, и после завершения работ, в конце 2017 года, «Илья Муромец» заступит на службу.

Репин Илья

Проектная работа для научно-исследовательской конференции. Поиск прототипов былинных богатырей на основе изучения как самих былин,так и их литуроведческих материалов о них

Скачать:

Предварительный просмотр:

ГАОУ РМЭ «Лицей Бауманский»

Тема «Прототипы русских былинных богатырей»

Выполнил: Репин Илья

Руководитель: Мурсалимова И.А.

Город Йошкар-Ола

2017г

Введение…………………..………………………………………………………3

Глава 1. Происхождение былин и история их открытия….……………………5

Глава 2. Прототипы былинных богатырей.……………….…………………….8

2.1. Илья Муромец………………………………………………………………..8

2.2. Добрыня Никитич и Алеша Попович……………………………………...10

2.3. Прототипы «старших» богатырей…………………………………………13

2.4. Прототипы других богатырей……………………………………………...17

Заключение……………………………………………………………………….24

Использованная литература………………………………………………….....25

Введение

Большинство народов имеют в своей фольклорной сокровищнице полу сказки - полу легенды, в которых участвуют и реальные исторические персонажи, и вымышленные, совершаются сверхъестественные подвиги, но при этом упоминаются широко известные географические названия и события. К таким эпосам можно отнести британские легенды о короле Артуре и рыцарях круглого стола, средневековую германскую «Песнь о Нибелунгах», скандинавские «Сказания о Беовульфе». У русского народа такое содержание имеют былины, или старины, как их принято было называть ранее.

Трудно представить человека, который с детства не знает о подвигах трех богатырей – Илья Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича. Даже тот, кто не читал достаточно сложных тексов записанных былин, наверняка смотрел современные мультипликационные фильмы о богатырях. Конечно, они совершенно по-новому интерпретируют подвиги былинных богатырей, в фильме много современных шуток, сленга, сказочных персонажей. Однако неоспоримым является факт, что былинные герои, насчитывающие несколько сотен лет, интересны и сегодня.

Кем же были эти мифические чудо-богатыри - защитники земли русской, гонители врагов и всяческого зла? Да и были ли они реальными людьми или являют собой собирательные образы, которым легенды приписывают невероятную силу и доблесть?

Целью настоящей работы является поиск ответов на эти вопросы, поиск прототипов былинных богатырей на основе изучения как самих былин, так и литературоведческих материалов о них. Большинство трудов по изучению прототипов былинных героев были созданы в XIX-XX в.в., когда былины были открыты, и интерес к ним был особенно высок. Эти, «классические», исследования к настоящему времени неоднократно пересказаны в энциклопедиях и на специализированных сайтах. Из современных исследований следует выделить книгу к.и.н., славяниста Льва Прозорова «Времена русских богатырей», который «переворачивает» представления о былинах. Его выводы очень интересны, однако не бесспорны.

Приступая к анализу материалов, следует отметить, что былины не имеют авторов, как произведения художественной литературы. Их создателем является народ, их исполняли народные сказители, исполняли по памяти, как слышали от своих предков, приукрашивая на свой вкус. Известно не так уж много былинных сюжетов, но вариаций каждого сюжета с различными подробностями, запевами и т.д. имеется несколько десятков, если не сотен.

Глава 1. Происхождение былин и история их открытия

Считается, что слово «былина» происходит от слова быль, т.е. в этих старинных песнях поется о том, что было, о том, что происходило на самом деле. Однако слово «былина» получило широкое распространение в русском языке менее двухсот лет назад. Впервые этот термин был введён Иваном Сахаровым в сборнике «Песни русского народа» в 1839 году. Народное название этих произведений – старина, старинушка, старинка. И это название гораздо полнее отражает содержание былин: ведь в их текстах используется множество устаревших слов, непривычных эпитетов, отсутствует традиционная рифма, часто встречаются повторы. Возможно, И.Сахаров взял термин «былина» из «Слово о полку Игореве», в котором рассказчик ведет речь «по былинам сего времени», противопоставляя их «замышлениям Бояню». Таким образом подчеркивается историчность былин, ведь Бояном именуется певец-сказитель, личность не менее мифическая, чем богатыри.

Впервые былины были изданы в 1804г. в Москве. Это были 26 песен из 70, собранных казаком Киршей Даниловым для уральского богача заводчика Демидова. Затем последовали более расширенные и полные переиздания сборника Данилова. Эпоха романтизма пробудила интерес интеллигенции к народному творчеству и национальному искусству. На волне этого интереса в 1830-1850-е гг. развернулась деятельность по собиранию произведений фольклора, организованная славянофилом Петром Васильевичем Киреевским (1808 – 1856 гг.). Корреспондентами Киреевского и им самим было записано около сотни былинных текстов в центральных, поволжских и северных губерниях России, а также на Урале и в Сибири.

Настоящим потрясением для научного мира стало открытие в середине XIX в. живой традиции былинного эпоса, причем недалеко от Санкт-Петербурга – в Олонецкой губернии. Честь этого открытия принадлежит Павлу Николаевичу Рыбникову (1831–1885 гг.), народнику, высланному в Петрозаводск под надзор полиции. Ободренные находкой П. Н. Рыбникова, отечественные фольклористы во 2-й половине XIX – начале XX вв. предприняли множество экспедиций, в основном на Русский Север, где были открыты новые очаги сохранности песенного эпоса и от сотен сказителей сделаны записи тысяч былинных текстов (всего исследователь эпоса профессор Ф. М. Селиванов насчитывал к 1980 г. около 3000 текстов, представляющих 80 былинных сюжетов). Заслуга этих собирателей заключается в их стремлении к максимальной точности записи и указании, у какого сказителя сделана запись.

Условно былины делятся на два цикла - киевский и новгородский. При этом с первым связано значительно большее количество персонажей и сюжетов. События былин киевского цикла приурочены к стольному городу Киеву и двору князя Владимира, былинный образ которого объединил воспоминания по меньшей мере о двух великих князьях: Владимире Святом (ум. 1015 г.) и Владимире Мономахе (1053–1125 гг.). Герои этих старин: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Михайло Потык, Ставр Годинович, Чурило Пленкович и др., основная тема - защита Русской земли от южных кочевников. Да и большинство известных нам былин складывалось в эпоху Киевской Руси (IX-XIII в.в.). К новгородскому циклу относятся сюжеты о Садко и Василии Буслаеве.

Также существует разделение на «старших» и «младших» богатырей. «Старшие» - Святогор и Вольга (иногда также Микула Селянинович), представляют собой останки догосударственного эпоса времен родового строя, олицетворяют старинных богов и силы природы – могучие и часто разрушительные. Когда время этих исполинов проходит, им на смену приходят «младшие» богатыри. Символически это отражено в былине «Илья Муромец и Святогор»: древний воин умирает и Илья, похоронив его, отправляется на службу князю Владимиру.

В науке существует несколько подходов к изучению русского эпоса, основные из них – мифологический, исторический и компартивистский. Представители мифологической школы (Буслаев, Афанасьев, Орест Миллер) полагали, что былины первоначально возникали как мифы о божествах и, таким образом, возводили их к глубочайшей древности. Владимир, прозванный в былине Красным солнышком, рассматривался как древнее божество солнца, Илья Муромец – как бог-громовержец и т.д. Согласно взгляду компартивистов (так называемое сравнительно-историческое языкознание), эпические сюжеты «кочуют» от одного народа к другому. Будучи созданными в определенном месте и в определенную эпоху, они путем заимствования переносятся в другие земли, где могут приобрести некоторые местные черты. Однако основная канва сюжета все же остается и может быть узнана. Русские былины представители этой научной школы возводили к эпосу восточных, азиатских народов, либо к заимствованиям из Византии или Западной Европы. Представители исторической школы во главе с Всеволодом Миллером считали, что эпос отражает и регистрирует события той эпохи, в которую он создан. Былины рассматриваются как своего рода устная историческая хроника, подобная письменной хронике – летописям. При этом летопись, однажды записанная, не претерпевала изменений, а былины при многовековой устной передаче могли довольно сильно исказить исторические реалии. Изучая летописные тексты, ученые с великим старанием выискивали в них параллели былинным событиям и персонажам. Так, были названы исторические лица, легшие в основу образов Добрыни Никитича, Ильи Муромца, Садко и других богатырей.

Итак, кто же стал прототипом былинных богатырей?

Глава 2. Прототипы былинных богатырей

2.1. Илья Муромец

В русском былинном эпосе – это «главный», самый могучий богатырь. Он стал воплощением идеала мужественного, честного, преданного Родине, народу человека. Его не страшат несметные силы врага, не страшит даже сама смерть! Чтобы подчеркнуть силу героя, величие подвига, сказители изображают его сражающимся в одиночку против вражьих сил, которых «черным-черно, как черных воронов»...

В образе Ильи Муромца наиболее ярко и выразительно воплощена основная идея былин - идея защиты родной земли. Именно он чаще других богатырей выступает как отважный и сознающий свой долг страж Русской земли. Он чаще других стоит на заставе богатырской, чаще других вступает в бой с врагами, одерживая победу.

Илье свойственно чувство собственного достоинства, которым он не поступится даже перед князем. Он защитник Русской земли, защитник вдов и сирот. Он ненавидит «бояр кособрюхих», говорит всем правду в лицо. Обиду он забывает, а когда речь идет о беде, нависшей над родной землей, призывает других богатырей встать на защиту не князя Владимира или княгини Опраксы, а «ради матушки-свято-Русь земли».

Лучшее свидетельство огромной популярности в народной среде образа Ильи Муромца - количество былин и былинных сюжетов о нем. Именно этому образу суждено было стать центральным в русском эпосе, воплотить в себе лучшие идеалы и чаяния народа, его понятия о добре и зле, о бескорыстии, о верности родной земле, о богатырской удали и чести. Никто из богатырей - ни Добрыня Никитич, ни тем более Алеша Попович - не могут сравниться в этом отношении с Ильей Муромцем.

Илья Муромец – единственный богатырь, причисленный к лику святых, он был канонизирован в 1643 году как Илия Печерский. Его нетленные мощи, хранившиеся в Киево-Печерской Лавре, в 2003 году были переданы храму Святителя Дмитрия Ростовского (Ростов-на-Дону), где им можно поклониться и поныне.

Трижды (в 1963, 1982 и 1988 годах) учеными были проведены исследования мощей преподобного Ильи Муромца. Врачи констатировали следы заболевания позвоночника (согласно былине, Илья не ходил до 33 лет), исключительное развитие мышц плечевого пояса и огромные кисти рук (он вынужден был долгое время передвигаться, используя только руки). Рост Ильи должен был составлять около 178 см, что по стандартам той эпохи очень много! На мумии обнаружены следы многочисленных прижизненных переломов ребер и двух ран, от которых богатырь уже не оправился, – на руке и в области сердца. В момент смерти ему было около 40–45 лет. На основании останков была выполнена скульптурная реконструкция облика героя по методу антрополога Герасимова.

Но даже эти исследования не ответили на вопрос, кто же был прототипом Ильи Муромца. Сторонники мифологической школы считают, что богатырь Илья Муромец – это олицетворенный языческий бог Перун, а в последствии пророк Илья Громовержец. Но тогда чьи же останки покоятся в храме?

Между тем, в зарубежных источниках имя Ильи давно известно. Например, в германских эпических поэмах, записанных в ХIII веке, но основанных на еще более ранних эпических сказаниях, упоминается Илья Русский. В поэме «Ортнит» рассказывается о царствующем в Гарде короле Ортните и о его дяде по материнской линии Илье Русском. Но все это отдаленные и весьма условные параллели. В русских летописных и литературных источниках не сохранилось сведений об Илье Муромце.

Первые известия о богатырских мощах в Киево-Печерской лавре также не называют их обладателя Муромцем. Посол австрийского императора Рудольфа II к запорожцам, иезуит Эрих Лясотта, первый описывает в 1594 году останки «исполина Ильи Моровлина». Двадцатью годами ранее, вне связи с мощами и лаврой, оршанский староста Филон Кмита Чернобыльский в письме Троцкому кастеляну Остафию Воловичу упоминает былинного богатыря Илью Муравленина.

Еще в конце XIX - начале XX века русские ученые Д.И. Иловайский и Б.М. Соколов убедительно доказали, что причиной превращения Муравленина в крестьянского сына Муромца стало появление в начале XVII века сподвижника известного повстанца Ивана Болотникова, казака-самозванца Илейки Иванова сына Муромца, выдававшего себя за несуществующего «царевича Петра». Многочисленные местные муромские легенды, связывающие названия урочищ, возникновение родников и пригорков с деятельностью Ильи Муромца, изначально, видимо, посвящались именно разбойному казаку. Подобные «борцы за народное счастье», гиганты вроде Степана Разина, Емельяна Пугачева были в Российской империи любимыми героями народных преданий и песен.

Скорее всего, в древние времена на Руси действительно существовал некий богатырь Илья, останки которого и хранятся в храме. Вероятно, был он низкого происхождения, с раннего детства приученный к тяжелой работе, отчего и имел чрезвычайно развитую мускулатуру, большие руки. Из-за низости происхождения не имеется описаний его жития. А мощи его были сохранены после какого-либо подвига (хотя бы участия в отражении набега кочевников), который поразил современников и стал для Ильи последним. А затем народная фантазия провела параллель между Перуном – пророком Ильей – богатырем Ильей – другими народными предводителями, создав собирательный, объемный образ богатыря-защитника, ставший самым популярным былинным героем.

2.2. Добрыня Никитич и Алеша Попович

Безусловно, образ Добрыни тоже является собирательным, хотя у этого богатыря имеются реальные прототипы. Считается, что былинный Добрыня – это знаменитый дядя князя Владимира Святославовича, посадник новгородский, а затем воевода Киевский, рассказы о котором есть и в «Повести временных лет», и в других летописных источниках. Однако русские летописи упоминают, по крайней мере, семь Добрынь:

В сведениях по Х век упоминается несколько раз Добрыня, дядя Владимира I Святославовича;

По ХI век - Добрыня Рагуилович, воевода Новгородский;

По ХII век - новгородский посадник Добрыня, киевский боярин Добрынка и суздальский боярин Добрыня Долгий;

По ХII - век Добрыня Галичанин и Добрыня Ядрейкович, епископ новгородский.

Кроме того, имя «Добрыня» было одним из самых распространенных на Киевской Руси.

Объединяет всех перечисленных Добрынь одно: все они занимали государственные посты, были людьми знатного происхождения и высокого социального статуса. Эти факты нашли свою трактовку в былинах. Добрыня, хотя и уступает Илье Муромцу в силе, признает его первенство, отличается от «главного» богатыря сдержанностью, тактичностью, дипломатическим складом ума. Человеческие качества Добрыни определяются тем свойством, которое в былинах именуется «вежеством», которое «роженное», то есть врожденное, а не внешне приобретенное и потому нередко утрачиваемое.

Былинная «биография» Добрыни Никитича разработана в русском народном эпосе даже более тщательно, чем Ильи Муромца. Известно имя Добрыниной матери - Амельфа Тимофеевна, отца - Никита Романович; жены - Настасья Микулична (кстати, дочери другого богатыря – Микулы Селяниновича); тетушки крестовой - Авдотья Ивановна. Все это свидетельствует о том, что образ Добрыни имел реально живущих прототипов, запомнившихся людям. С этим богатырем в песенно-эпический фольклор вошел тип общественного деятеля, который целиком связал свои подвиги, дела и помыслы с укреплением могущества Киевской державы - залога самостоятельности и единства Русской земли и русского народа.

Алеша Попович, в отличие от старших собратьев по оружию, еще молод, любит шутить и озорничать. Алеша – образ этакого рубахи-парня, смелого и доброго, который, когда требуется, становится серьезным и, не колеблясь, встает на защиту Отечества. Хотя в некоторых былинах отмечается его жадность, стремление забрать себе лучшую долю добычи. Вероятно, этому служит причиной прозвище – Попович. Из-за него негативные черты некоторых церковников переносятся на богатыря.

Прототип Алеши Поповича упоминается в летописях в связи со знаменитой Калкской битвой: на этом поле погиб ростовский богатырь Александр Попович вместе с другими 70 «храбрами», в том числе с каким-то «Добрыней Рязаничем - златым поясом». Ученые уже давно установили тождество этого Александра Поповича с былинным Алешей Поповичем (тем более, что уменьшительное Алеша одинаково производилось и от Алексея и от Александра). В былине о Камском побоище среди гибнущих в битве богатырей тоже называется Алеша Попович. Летописные сказания донесли до нас мотивы о наказанном хвастовстве двух «братьев суздальцев», в которых можно усматривать суздальских хвастливых князей Юрия и Ярослава, побежденных ростовским князем Константином в битве при Липице (1216), причем Тверская летопись приписывает решающее значение в этой битве «храбру» Константина - Александру Поповичу.

Есть исследования, которые ведут родословную Алеши из Польши. В «Великой хронике» поляков сохранилось предание о неком «ткаче», наследнике рода Попелюшей, который одолел Александра Македонского не силой, а «хитростью и подвохом», В честь этого подвига герой получил имя-прозвище Лешко, то есть обманщик, плут. Алеша Попович тоже не чурается использовать хитрость и подвох ради победы над врагом. Имена Алешка Попович и Лешко Попелюш кажутся созвучными. А в словаре живого великорусского языка Владимира Даля указывается, что в русских диалектах алёха, алёшка обозначает лгуна, хвастуна, «алёшки подпускать» - обманывать. Как греческое имя Алексей могло получить такое значение, как не по созвучию с более древним Лешко - «плут, обманщик, лгун»? Популярностью же своей эта трактовка имени обязана явно былинному образу плута и обманщика Алешки-Лешки Поповича-Попелюша.

Однако, нам больше верится русским летописям, чем польским сказкам, которые, к тому же, сделали свои персонажем Александра Македонского, жившего задолго до возникновения былин. Следовательно, Алеша Попович действительно имел реального прототипа, как и Добрыня. Сведений о нем сохранилось очень мало, но понятно, что он был родом из Ростова и погиб еще молодым в одной из битв.

2.3. Прототипы «старших» богатырей

Первым богатырем, с которым встречается Илья Муромец, отправляясь на службу к Владимиру, был Святогор. Он передал Илье часть своей силы и повелел забрать свой меч.

Святогор в эпосе является огромным великаном, «выше леса стоячего, ниже облака ходячего»; его с трудом носит мать-сыра земля. Он не ездит на святую Русь, а живёт на высоких Святых горах; при его поездке мать-сыра земля потрясается, леса колышутся и реки выливаются из берегов. Поэтому непонятно, защищал ли Святогор русскую землю или приносил ей больше вреда, из-за чего сказители старин и решили его умертвить, поставив его преемником менее сильного Илью, но имеющего гораздо более ясные цели: защита и оберег Отечества.

Прообраз Святогора встречается в кавказских легендах под именем нарта Сослана, сказание о чудесном гробе, из которого не мог выбраться богатырь, присутствуют у украинцев, кашубов, итальянцев, цыган, мадьяр, в Древнем Египте. Есть версия, что Святогор – это библейский Самсон.

Однако более вероятным кажется мнение, что прототипом Святогора был русский князь Святослав, сын княгини Ольги. Во-первых, имена созвучны. Во-вторых, Святослав, как и Святогор, очень редко бывал на родине. Святослав стремился завоевать и присоединить к Руси новые земли, укрепить границы, но пока он воевал на чужбине, на Русь неоднократно совершали набеги половцы и однажды чуть даже не пленили в Киеве княгиню Ольгу с внуками. Поэтому и непонятно, больше вреда или пользы приносили для Руси бранные подвиги Святослава.

Есть и еще один аргумент. Святослав был веротерпимым князем, но принимать христианство, как учила его мать Ольга, отказывался. Поэтому логичным кажется то, что его былинный образ Святогор своевременно окончил свой земной путь, передав свою силу христианину Илье. Так как на Руси грамотой обладали в основном монахи, которые не только записывали летописи, но и формировали эпос с идеологически верным содержанием, то вполне естественно, что вместе со Святогором они похоронили последние остатки язычества.

Истинный сын земли русской - Микула Селянинович, крестьянин-пахарь. У него и отчество соответствующее – сын селянина, а в других прочтениях - Сеятелевич, Селягинович (сельга, старинное слово, обозначающее нивы, запущенные под траву и лес). Пахать поросшую лесом и травой сельгу было крайне трудно: приходилось постоянно наскакивать на коренья деревьев, хотя еще не слишком глубокие, - и действительно из былины видно, что Микула Селянинович орал (пахал) не ниву, а сельгу, так как вывертывал сохой коренья.

Однако былины упоминают необычайно дорогие наряды пахаря Микулы. Это дает повод искать прототипов богатыря в европейских и более древних сказках, где образ царя-пахаря встречается нередко. Плуг сам по себе был предметом культа - существовал обычай ходить на Коляду с плугом, чествуя его. Это дает основания полагать, что прототипом Микулы было славянское языческое божество Велес (Волос) – покровитель скота, земледелия, крестьянского труда. Но гораздо более интересное исследование делает Л.Прозоров. По его мнению, Микула не пашет, а опахивает (определяет границы) своему народу земли для житья, ограждающий его валом и рвом борозды от земель недоброжелательных соседей. Такая прерогатива была в древности у очень могущественных и родовитых князей. Далее, беседуя с Вольгой, Микула заявляет, что соберет пир. А в былинах организация пира есть монополия князя. Фактически своим заявлением Микула оглашает свой статус. «Я устраиваю пиры» - то есть «Я князь!».

Итак, в речи Микулы три слоя. Первый - обманчиво-буквальный: заявление, что он собирается вырастить и снять урожай ржи, наварить из него пива и устроить пир. Второй - заявляя о себе как организаторе пира, Микула иносказательно сообщает о своем княжеском достоинстве. Но он скорее опахивает, нежели пашет, и никакого урожая и пира в буквальном смысле ожидать не приходится. Третий смысл раскрывает последние загадки. Речь Микулы оказывается мрачной похвальбой воина, грозящего кровавым «пиром» врагам. Этим он вторично подтверждает свое подлинное происхождение. Микула, богатырь-землепашец, оказывается могущественным князем и великим воином. Но князем какого конкретно племени или союза племен был Микула?

К сожалению, нет возможности установить это племя по этнографическим, антропологическим или иным особенностям этого ареала. Можно лишь догадываться, что оно населяло северо-западные земли, так как в киевском, более южном, цикле былин Микула не упоминается вообще. Самое близкое к образу Микулы предание (князь-пахарь, опахивающий пределы своей земли), это белорусское предание о Радаре. В былине о Микуле встречается очень близкое фонетически слово «ратарь» (пахарь). Белорусы же ближе всего к области распространения былин чисто географически. В сложении белорусского этноса принимали участие два племенных союза - дреговичи и кривичи. Но именно кривичи составляли один из трех племенных союзов, упоминаемых в сказании о призвании варягов. Именно кривичи заселяли, судя по археологическим данным, один из трех концов древнего Новгорода. Таким образом, представляется вероятным видеть в Микуле героя кривичей, а в былине о его встрече с Вольгой - предание о столкновении на севере Восточной Европы двух колонизационных потоков, двух способов колонизации - общинной, земледельческой («отпахивание» земли Микулой) колонизации кривичей и дружинной, так сказать, прото-разбойниьей колонизации варяжских предков словен. За встречей последовало объединение, союз для совместного, в частности, господства над «мужиками злыми, разбойными» из местных, преимущественно охотничьих, племен.

А впоследствии военный союз племен был скреплен брачными связями. Две дочери Микулы были замужем за русскими богатырями из киевского цикла: Настасья – за Добрыней, Василиса – за Ставром Годиновичем. Причем последняя явилась героиней самостоятельной былины.

Соответственно, столь же мифичен прототип богатыря Вольги. Основными отличительными чертами этого героя являются способность к оборотничеству и умение понимать язык птиц и зверей. Поэтому иногда Вольгу отождествляют с Волхвом, кудесником или Волхом, древнеславянским богом охоты.

Сторонники «исторической школы» в изучении былин полагают, что прототипом былинного Вольги был князь Всеслав Полоцкий, которого молва считала чародеем, активно участвовавший в междоусобной борьбе, посягавший на Новгород и Киев. Одно время было принято отождествлять Вольгу Святославича с Вещим князем Олегом, княжившим после Рюрика. Отождествление основывается на сходстве имен, поход Олега на Царьград соотносили с походом Вольги в Индию, а в рождении Вольги от змеи находили подобие смерти Олега от змеи же. Существует мнение, что прототипом Вольги мог быть князь Олег древлянский, однако он погиб примерно в 20-летнем возрасте и ничем особенным в летописях не отмечен.

2.4. Прототипы других богатырей

Одним из самых древних былинных богатырей является Полкан. Но это вовсе не собака, как можно было бы подумать по имени. Полкан – это сокращенное «полуконь», полконя, то есть в русском былинном эпосе присутствует кентавр - дух со сверхъестественной силой и невообразимой прыткостью бега, имеющий до пояса человеческое телосложение, а ниже пояса телосложение коня. Упоминания о кентаврах в русской письменной традиции начинаются с XI века. Известны многочисленные изображения кентавров, например, на стенах Дмитриевского собора во Владимире (1194г.) или на стенах Георгиевского собора в Юрьеве-Подольском (1230г.). Во время сражений эти отважные и воинственные создания часто выступали на стороне русичей и потому почитаются наравне с великими воинами и князьями.

Мало известно о прототипах Никиты Кожемяки и Ставра Годиновича.

Никита Кожемяка - герой народной сказки времен Киевской Руси, записанной в нескольких вариантах в разных областях Украины, Беларуси и России. Относясь к широко распространённому сюжету змееборства, сказки о Кожемяке имеют ту специальную черту, что герой-змееборец раньше совершения обычного подвига - убиения змея и освобождения царевны - даёт доказательства своей богатырской силы, разрывая несколько сложенных вместе бычьих шкур.

Главный интерес сказки о Никите в том, что древность её на русской почве засвидетельствована первоначальной летописью - рассказом о юном богатыре, поборовшем при Владимире Святом печенежского великана, в память чего будто бы Владимиром был построен г. Переяславль («зане перея славу отрокот»). Заявляя о необычайной силе своего сына, отец его рассказывает, что однажды он бранил сына, в то время, когда тот мял кожи: сын, раздражённый отцовской бранью, разорвал кожи руками. Владимир испытывает силу юного богатыря, выпустив против него разъярённого раскалённым железом быка: юноша вырывает у быка кусок мяса с кожей. Далее описывается в эпических чертах бой богатыря с печенежским великаном. Впоследствии исторические черты народного сказания были забыты; герой получил имя Никиты или Кирилла и борется уже не с историческим врагом, а с фантастическим существом, змеем, похитителем девиц.

Ставр Годинович - былинный персонаж, в наиболее известной версии - черниговский боярин. Заточение Ставра князем Владимиром - исторический факт 1118 года: в Новгородской первой летописи кратко и неясно сообщается о каких-то беспорядках в Новгороде, вызвавших гнев Великого князя Владимира Мономаха. Из контекста ясно, что Мономах устроил полномасштабное следствие в Киеве, вытребовав туда всех новгородских бояр; большая часть была отпущена, а признанные виновными в беспорядках заточены, а с ними и сотский Ставр (вина которого летописцем не указывается). Кроме того, имя боярина Ставра Гордятинича упомянуто в одном из граффити XII века на стенах Киевского Софийского собора. Но в былине о Ставре сам богатырь играет второстепенную роль. Главная отводится его жене Василисе, дочери богатыря Микулы Селяниновича, которая при помощи своих талантов, храбрости и хитрости вызволила мужа из темницы.

Следующие былинные герои – Василий Буслаев, Евпатий Коловрат, Пересвет – имеют вполне реальных исторических прототипов.

Так, историческим прототипом первого героя считается новгородский посадник Васка Буславич, умерший, согласно Никоновской летописи, в 1171 году. В старину посадниками называли княжеских наместников, но к 1171 году Господин Великий Новгород уже сам выбирал себе посадника. Наряду с владыкой-архиепископом и главой новгородского ополчения – тысяцким – посадник возглавлял всё Новгородское государство. Вместе с ними посадник закладывал города на новгородских землях, ведал городской казной, отправлял и принимал посольства, вершил суд и руководил вечем. Он распределял начальства, всех этих старост, побережских, сотских, подвойских, позовников, изветников, межников, биричей и приставов, по «волостям» - подчиненным Новгороду землям. У посадника была своя печать и своя дружина, а жалование он получал с особого налога.

Правда, согласно исследованиям Л.Прозорова, новгородские летописи ни о каком Буслае не упоминают, а Никоновская летопись – московская. И в списках посадников вольного Новгорода от легендарного Гостомысла до последних, правивших последние десятилетия новгородской вольности, про былинного героя молчат.

Тем не менее, в былинах Василий Буслаев остался идеалом молодецкой безграничной удали. И олицетворяет, скорее всего, могущество самого вольного Новгорода.

А что касается Евпатия Коловрата, то известны даже годы его жизни - 1200 - 11 января 1238. Он был рязанским боярином, воеводой, вошел в эпос как герой рязанского народного сказания XIII века, времён нашествия Батыя. О подвиге Евпатия рассказано в древнерусской «Повести о разорении Рязани Батыем».

Родился Евпатий, по преданию, в селе Фролово Шиловской волости. Находясь в Чернигове с посольством с просьбой о помощи Рязанскому княжеству против монголов и узнав об их вторжении в Рязанское княжество, Евпатий Коловрат с «малою дружиною» спешно двинулся в Рязань. Но застал город уже разорённым «…государей убитых и множество народу полёгшего: одни убиты и посечены, другие сожжены, а иные потоплены». Тут к нему присоединились уцелевшие «…коих Бог сохранил вне города», и с отрядом в 1700 человек Евпатий пустился в погоню за монголами. Настигнув их в Суздальских землях, внезапной атакой полностью истребил их арьергард. «И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сёк ими». Изумлённый Батый послал против Евпатия богатыря Хостоврула, «…а с ним сильные полки татарские». Хостоврул обещал Батыю привести Евпатия Коловрата живым, но погиб в поединке с ним. Несмотря на огромный численный перевес татар, в ходе ожесточённой битвы Евпатий Коловрат «…стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил…». Есть предание, что посланец Батыя, отправленный на переговоры, спросил у Евпатия - «Что вы хотите?» И получил ответ - «Умереть!». Согласно некоторым преданиям, монголам удалось уничтожить отряд Евпатия только с помощью камнемётных орудий, предназначенных для разрушения укреплений. Поражённый отчаянной смелостью, мужеством и воинским искусством рязанского богатыря, Батый отдал тело убитого Евпатия Коловрата оставшимся в живых русским воинам и, в знак уважения к их мужеству, повелел отпустить их, не причиняя им никакого вреда.

В некоторых редакциях «Повести» указывается отчество Евпатия - Львович и рассказывается о торжественных его похоронах в Рязанском соборе 11 января 1238 года.

Александр Пересвет (? - 8 сентября 1380) - легендарный монах-воин, инок Троице - Сергиевского монастыря. Вместе с Родионом Ослябей участвовал в Куликовской битве и сразил в единоборстве перед основным сражением татарского богатыря Челубея, погибнув при этом сам. В Русской православной церкви причислен к лику святых.

Некоторые источники указывают, что Пересвет родился в Брянске и до пострижения в монахи был боярином. Возможно, участвовал в ряде походов и боёв. Житие Пересвета и Осляби сообщает, что они были учениками и постриженниками Преподобного Сергия Радонежского.

Согласно житию преподобного Сергия Радонежского, перед Куликовской битвой князь Димитрий в поисках духовной поддержки отправился к нему в монастырь за благословением. Татары в то время считались непобедимыми, а имя преподобного Сергия, как праведника и чудотворца, было прославлено по всей Руси. Благословение такого человека должно было вселить надежды во всех воинов. Преподобный Сергий не только благословил князя, но и отправил с ним двух иноков княжеского рода, хорошо владеющих оружием. Этими иноками были Александр Пересвет и Родион (имя в иноческом постриге) Ослябя, которых преподобный Сергий перед этим постриг в Великую схиму (высший монашеский чин) и заживо отпел.

По преданию, перед битвой Пересвет молился в келье отшельника при часовне святого воина великомученика IV века Димитрия Солунского, где впоследствии основан мужской Димитриевский Ряжский монастырь, что в 7 км от г. Скопина. Помолясь, Пересвет ушёл, оставив свой яблоневый посох. Этот посох после революции хранился в краеведческом музее г. Рязани.

По наиболее распространённой версии, перед началом битвы Пересвет участвовал в традиционном «поединке богатырей». Со стороны татар ему противостоял богатырь Челубей, который не только отличался огромной силой, но и особым мастерством военной выучки. Некоторые источники указывают, что Челубей был непобедимым воином-поединщиком, которого татарские войска наняли специально для подобных поединков. Оба противника были на конях, вооружение составляли копья. После первого же столкновения копья обоих переломались, после чего оба поединщика рухнули на землю и скончались.

Существует также другая версия поединка, в соответствии с которой Пересвет и Челубей пронзили друг друга копьями. В соответствии с этой версией, копьё мастера конных поединков Челубея было на метр длиннее обычного. Вступая с ним в бой на копьях, противник не мог даже нанести удар, как уже оказывался побеждённым и выпадал из седла. Александр Пересвет пошёл вопреки логике поединка - сняв с себя доспехи, он остался лишь в одной Великой схиме (монашеская накидка с изображением креста, надевается поверх монашеской одежды). Сделал он это для того, чтобы копьё противника, пройдя сквозь мягкие ткани тела на большой скорости, не успело вышибить его из седла и тогда он смог бы нанести удар сам, что и произошло в бою. Получив смертельную рану, он продолжал оставаться в седле, смог сам доехать до строя и только там умер.

Сразу после гибели поединщиков началась сама битва - татарская конница атаковала Передовой полк русских войск.

И, наконец, двое последних из наиболее известных былинных богатырей относятся к сказочным персонажам. Это Бова Королевич и Садко. Бова Королевич - герой русского фольклора, богатырской повести, а также многочисленных лубочных произведений ХVI века. Повесть является аналогом средневекового французского романа о подвигах рыцаря Бово д’Антона, известного так же с XVI в. в лубочных итальянских изданиях поэтических и прозаических произведений. Старейший русский вариант этого романа датирован ХVI в., старейший вариант французского романа, дошедший до наших дней - «Бэв из Антона», датируемый первой половиной XIII века, написан на англо-нормандском диалекте. Наряду с русской повестью о Бове, аналогичные произведения были созданы и на многих других европейских языках, например, английский роман «Бэв из Антона».

Из всех рыцарских и авантюрных произведений, бытовавших на Руси в допетровское время, повесть о Бове пользовалась наибольшим успехом. Известно около 100 рукописей и около 200 лубочных изданий, последние из которых выходили даже после революции в 1918 году. Образ Бовы был очень популярен в народном фольклоре.

Споры о происхождении Садко, певца и гусляра, а впоследствии купца, попавшего в подводный мир, ведутся до сих пор. Садко сравнивают с героем французского романа по имени Садок, сброшенного в море за грехи, с певцом Вяйнамененом, героем финно-угорского эпоса, играющим для морского бога. Некоторые исследователи считают прототипом Садко героя новгородской летописи 1167 года Садко Сытинца, заложившего церковь Бориса и Глеба.

«Садко» отличается от большинства героических древнерусских былин и мирным сюжетом, и родом занятий главного героя, и сказочно-фантастическим эпизодом в подводном царстве, счастливый исход из которого герою помогает совершить почитаемый христианский святой Микола, покровитель мореходов.

Заключение

Былинных богатырей можно разделить на несколько групп по наличию у них прототипов и их характеристикам.

Первая группа – это богатыри, являющие собой широкий собирательный образ, объединяющий черты языческих славянских божеств, христианских святых, древнерусских князей, реально живших могучих и отважных людей. К этой группе богатырей можно отнести Илью Муромца, Святогора, Микулу Селяниновича, Вольгу.

Следующая группа богатырей – Добрыня Никитич, Алеша Попович, Василий Буслаев, Никита Кожемяка, Ставр – имеют в качестве прототипов нескольких реально живших богатырей и воинов, о которых сохранились лишь небольшие упоминания в летописях.

Есть и такие богатыри, которые имели лишь одного прототипа – Евпатий Коловрат, Пересвет. Их подвиги настолько поразили современников, что были воспеты в былинах.

Есть группа богатырей – сказочных персонажей: Садко, Полкан, Бова Королевич.

Однако былина не делит богатырей на группы. Былина создает особый фантастический, героический мир. Былины не имеют четкой последовательности и не придерживаются хронологии, поэтому в былинах нередко встречаются богатыри из разных земель и разных времен.

В целом, образ былинного богатыря – это образ защитника земли русской, бесстрашного и могучего воина, смелого, справедливого. Для русского народа, практически постоянно живущего под страхом то набегов кочевников, то западных рыцарей, богатырь был символом защитника, на которого уповали и стар, и млад.

(дата обращения 12.08.2013).

  • Три богатыря: былины /Сост.: В. Гришин; Худож. И.Е. Щукин. – Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1982. – 200 с.
  • Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В.И.Новиков. М.: Педагогика, 1988. – 416 с.
  • Не перестанет Русь святая
    Родить для битв богатырей.
    И будет мать – земля родная
    Быть под защитой сыновей!

    Трудно найти такого человека в России, который не слышал бы никогда об этом славном богатыре из древнего города Мурома. Большинство знает о нем лишь то, что запомнилось им с детства из былин и сказок, и часто бывают поражены сложностью и многозначностью этого образа. Над разрешением загадок, связанных с ним, уже почти два столетия бьются ученые разных специальностей, но тайны все же остаются...

    Илья Муромец (полное былинное имя - Илья Муромец сын Иванович ) - один из главных героев былин Киевской Руси, богатырь, воплощающий народный идеал героя-воина, народного заступника. Фигурирует в киевском цикле былин: «Илья Муромец и Соловей-разбойник» , «Илья Муромец и Идолище Поганое» , «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром» , «Бой Ильи Муромца с Жидовином» .

    Прототип Ильи Муромца

    По ряду версий, у былинного персонажа был реальный прототип...

    Некоторыми исследователями прототипом считается исторический силач Чобитько , по прозванию «Чоботок», родом из Мурома/Муровска, принявший монашество в Киево-Печерской лавре под именем Ильи, причисленный к лику святых как «преподобный Илия Муромец» (канонизирован в 1643 г.)...

    Согласно Хлебниковской (Ростовской) летописи, датируемой XII веком, в селе Ильинском на реке Белыни в тридцати километрах от Ростова Великого жил богатырь Илья Сокол по прозвищу Муромец . Был он богат и знатен, а его единственную дочь звали Александрой - или Шушей, о которой так часто упоминается во владимирских сказаниях...

    Однако не только в русских, но и в европейских легендах упоминается богатырь Илья Муромец! Так в германских эпических поэмах XIII в., основанных на более ранних сказаниях, Илья Муромец представлен могучим витязем, княжеского рода Ильей Русским . Не исключено, что в основу этих рассказов легли воспоминания людей, гостивших в Константинополе как раз в то время, когда в византийскую столицу приезжал посол Ростово-Суздальского княжества. Его тоже звали Илья , и обладал он феноменальной силой...

    * * * * *

    Считается, что родина Ильи Муромца - село Карачарово под Муромом. В середине XIX века жители Мурома любили показывать гостям старое русло Оки. Его, по преданию, завалил каменной глыбой Илья Муромец , когда пробовал свою молодецкую силу...

    По другой версии это посёлок Муровск в современнной Черниговской области (впрочем, в этом случае прозвище Ильи выглядело бы как «Муровский» (для сравнения - Туровск, князья Туровские) или как «Муровец», что не зафиксировано ни в одном источнике). На данный момент оба эти города считают себя родиной Ильи Муромца . По версии, озвученной в телепроекте «Искатели», Илья Муромец происходил из племени мурома...

    Есть версии, что «Муромец» - это прозвище. По одной из них "муромец" происходит от слова "мур" - "стена", что во времена оные означало: "человек-богатырь, которого победить невозможно" . Кто-то считает, что Муромец - профессиональное прозвище: на Киевской Руси мурами звались каменщики. И наконец, есть такие, кто в своих исследованиях опирался на легенду о том, что Илья , прежде чем приступить к ратным подвигам, просидел сиднем тридцать лет и три года на печи-муромке...

    * * * * *

    Наши предки XVI - начала XIX вв. не сомневались в том, что Илья Муромец - реальная историческая личность, воин, служивший киевскому князю.

    В документальных источниках имя этого известного героя впервые упомянуто в 1574 г . Посланник римского императора Эрих Лассота , посетивший Киев в 1594 г . , оставил описание гробницы Ильи Муромца , находившейся в богатырском приделе Софийского собора. Для знаменитого героя и его товарища был сооружен специальный придел, т.е. им была оказана такая же честь, как и великим князьям. В то время богатырская гробница была уже пуста; останки же известного Ильи были перенесены в Антониеву пещеру Киево-Печерского монастыря. В 1638 г. эти мощи были описаны иноком этой знаменитой лавры Афанасием Кальнофойским , который определил, что Илья Муромец жил 450 лет назад, т. е. в 1188 г . Останки богатыря до сих пор находятся на том же месте и являются неопровержимым доказательством реальности Ильи Муромца .

    Для многих современных людей бывает откровением тот факт, что популярный герой эпоса почитается святым Русской Православной Церковью. Илья Муромец был официально канонизирован в 1643 г . Память святого богатыря совершается 1 января по новому стилю.

    Угодник Божий Преподобный Илья Муромец жил в XII веке и скончался иноком Киево-Печерской лавры около 1188 года . Память по церковному календарю - 19 декабря по старому стилю и 1 января по новому.

    Первые письменные сведения о нём относятся к 1630-м гг. В 1638 году появилась книга монаха Афанасия Кальфонского "Тератургима" . В ней шла речь о святых угодниках Киево-Печерской лавры. Автор утверждал, что в катакомбах лавры захоронен Илья Муромский , прославленный богатырь. Исследуя церковные источники, которыми пользовались летописцы, можно предположить, что Илья Муромский жил между 1148 и 1203 годами . Как именно он попал в Киев - неизвестно. Может быть, он приехал в город с посольством. Может, залечивал у киевских знахарей раны 1169 года . Но нет сомнений и в том, что гробница с мумифицированными останками, почитаемыми как нетленные мощи русского богатыря, реально существует в пещерах лавры. Это подтверждают былины: "И сделали мощи да святые, да со стара казака Ильи Муромца, сына Ивановича" . XI-XII веками датируют погребение исследователи. Мощи мужа и остатки разрушенной гробницы богатыря, именуемого Чобитьком , видел ещё в 1594 г . в пещерах австрийский посол Эрих Лассота. Ему рассказали, что Чобитько был богатырём и носил своё прозвище с тех пор, как однажды отбился от врагов сапогом - чоботом.

    В Муроме существуют многочисленные предания об Илье; его потомками считаются муромчане Гущины, наследственно обладающие недюжинной силой (так, одному из Гущиных, жившему в конце XIX в., даже было запрещено участвовать в кулачных боях). Изба Ильи, как считается, стояла на том месте в селе Карачарове (ныне часть Мурома), где ныне стоит дом одного из Гущиных; рядом находится Троицкая церковь, которую Илья по преданиям сложил лично, таская из реки стволы дуба-топляка.

    В 1988 г . Межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей святого Ильи Муромца . Исследования мощей показали, что преподобный был исключительно сильным человеком и имел рост 177 см (высокий рост для средневековья). У него обнаружены признаки заболевания позвоночника (былинный Илия от рождения и до 33 лет не мог двигаться) и следы от многочисленных ранений. Причиной смерти послужил, вероятно, удар острого орудия (копья или меча) в грудь, сквозь прикрывавшую грудь левую руку. Смерть наступила в возрасте около 40-55 лет.

    Предполагают, что он погиб при взятии Киева князем Рюриком Ростиславичем в 1204 г . , сопровождавшемся разгромом Печерской лавры союзными Рюрику половцами. В таком случае, он должен был родиться между 1150 и 1165 гг.

    В самой Киево-Печерской лавре придерживаются предположения, что после тяжелого ранения Илья принимает решение окончить свои дни иноком и постригается в Феодосиев монастырь (ныне Киево-Печерская лавра).

    Отсутствие в Киево-Печерском патерике жития преподобного Илии косвенно свидетельствует о том, что в иноческих подвигах святой воин успел провести не так много времени.

    Преподобный Илия почивает в молитвенном положении, сложив персты правой руки так, как принято и теперь в Православной Церкви - три первые перста вместе, а два последние пригнув к ладони. В период борьбы со старообрядческим расколом (конец XVII-XIX вв.) этот факт из жития святого служил сильным доказательством в пользу трехперстного сложения.

    Настоятель собора Василия Блаженного отец Иоанн Лукьянов , посетив Киев проездом на пути в Иерусалим в 1701 году, так описывает мощи преподобного: «Видехом храброго воина Илию Муромца в нетлении под покровом златым, ростом яко нынешних крупных людей; рука у него левая пробита копием; язва вся знать на руке; а правая его рука изображена крестное знамение…»

    Русское воинство считает святого богатыря своим покровителем. В 1998 г . на территории воинской части в Подмосковье был воздвигнут и освящен замечательный храм во имя святого Ильи Муромца .

    Былинные сюжеты, главным героем которых является Илья Муромец

    По данным С.А.Азбелева , насчитывающего 53 сюжета героических былин, Илья Муромец является главным героем 14-ти из них (№ 1-14 по составленному Азбелевым указателю).

    1. Обретение силы Ильёй Муромцем
    2. Илья Муромец и Святогор
    3. Первая поездка Ильи Муромца
    4. Илья Муромец и Идолище
    5. Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром
    6. Илья Муромец и голи кабацкие
    7. Илья Муромец на Соколе-корабле
    8. Илья Муромец и разбойники
    9. Три поездки Ильи Муромца
    10. Илья Муромец и Сокольник
    11. Илья Муромец, Ермак и Калин-царь
    12. Камское побоище
    13. Илья Муромец и Калин-царь
    14. Поединок Добрыни Никитича с Ильёй Муромцем

    Так согласно былинам, богатырь Илья Муромец до 30 лет «не владел» руками и ногами, а затем получил чудесное исцеление от старцев (или калик перехожих). Они, придя в дом к Илье, когда никого кроме него не было, просят его встать и принести им пить. Илья на это ответил: «Не имею я да ведь ни рук, ни ног, сижу тридцать лет на седалище» . Они повторно просят Илью встать и принести им воды. После этого Илья встаёт, идёт к водоносу и приносит воду. Старцы же велят Илье выпить воду. Илья после второго питья ощущает в себе непомерную силу, и ему дают выпить третий раз, чтобы уменьшить силу. После старцы говорят Илье, что он должен идти на службу к князю Владимиру . При этом они упоминают, что по дороге в Киев есть неподъёмный камень с надписью, который Илья тоже должен посетить. После Илья прощается со своими родителями, братьями и родными и отправляется «к стольному городу ко Киеву» и приходит сперва «к тому камени неподвижному» . На камне был написан призыв к Илье сдвинуть камень с места неподвижного. Там он найдёт коня богатырского, оружие и доспехи. Илья отодвинул камень и нашёл там всё, что было написано. Коню он сказал: «Ай же ты конь богатырской! Служи-тко ты верою-правдою мне» . После этого Илья скачет к князю Владимиру .

    В былине «Святогор и Илья Муромец» рассказывается, как Илья Муромец учился у Святогора ; и умирая, тот дунул в него духом богатырским, отчего силы в Илье прибавилось, и отдал Илье свой меч-кладенец.

    В честь Ильи Муромца названы...

    Памятники

    В 1999 году в городском парке Мурома был установлен памятник Илье Муромцу скульптора В.М.Клыкова (на фото справа) .

    Географические объекты

    • Находящийся на полуострове Медвежий один из самых высоких водопадов России носит имя Илья Муромец .
    • В районе Киева на Днепре находится Остров Муромец - ландшафтный парк и любимое место отдыха горожан.

    Организации

    • Киностудия детских и юношеских фильмов "Илья Муромец" .
    • Открытый паевой инвестиционный фонд "Тройка Диалог - Илья Муромец" .

    Техника

    • "Илья Муромец" - фрегат Российского императорского флота.
    • В 1913 году имя богатыря получил самолёт-бомбардировщик, созданный авиаконструктором Игорем Сикорским .
    • "Илья Муромец" - один из бронетракторов Гулькевича .
    • "Илья Муромец" - бронеавтомобиль.
    • "Илья Муромец" - русский и советский ледокольный пароход 1915 года постройки.
    • Имя "Илья Муромец" носил красный бронепоезд в Гражданскую войну.
    • "Илья Муромец" - лёгкий бронепоезд Донской армии Белого движения в Гражданскую войну.
    • "Илья Муромец" - один из танков КС.
    • "Илья Муромец" - советский бронепоезд в Великую Отечественную войну. Его бронепаровоз в настоящий момент установлен в качестве памятника в городе Муроме.
    • В 1958 году был введён в эксплуатацию круизный теплоход "Илья Муромец" .
    • "Илья Муромец" - советский портовый ледокол 1965 года постройки, головное судно проекта 97К.
    • "Илья Муромец" - советский стратегический бомбардировщик Ту-160 с бортовым номером 06.

    Художественная литература

    • "Гистория об Илье Муромце" - рукописная народная книга XVIII века.
    • "Илья Муромец" - незавершенная поэма ("богатырская сказка") Н.М.Карамзина .
    • "Илья Муромец" - баллада А.К Толстого .
    • Ян Райнис написал трагедию "Илья Муромец" (1922).
    • Илья Муромец - персонаж рассказа Василия Шукшина "До третьих петухов" .
    • Илья - центральный персонаж романа Олега Дивова "Храбр" , имеющего целью, по словам автора «погружение в атмосферу того времени». Борьба богатыря с Соловьём-разбойником трактуется в романе с привлечением гипотезы о доживших до того времени неандертальцах, а прозвище «Муромец» трактуется как искажённое «Урманин», то есть викинг, варяг. Кроме романа книга содержит обширное приложение научно-популярного характера, дающее довольно подробную историческую справку и обзор различных гипотез о прототипе и происхождении былинного героя.

    Изобразительное искусство

    • Илья Муромец - персонаж картины Виктора Васнецова "Богатыри" (левый рисунок), под впечатлением былины «Илья Муромец и разбойники» он же написал картину "Витязь на распутье" (правый рисунок).
    • "Илья Муромец на пиру у князя Владимира" - картина В.П.Верещагина .
    • "Илья Муромец" - картина Николая Рериха .
    • "Илья Муромец освобождает узников" , "Илья Муромец и голь кабацкая" , "Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром" , "Дар Святогора" - картины Константина Васильева .
    • К былинам об Илье Муромце Иван Билибин создал иллюстрации: "Илья Муромец" , "Илья Муромец и Святогор" , "Илья Муромец и Соловей-разбойник" , "Илья Муромец и жена Святогора" .
    • Есть лубочные картины об Илье Муромце : , "Сильный и храбрый богатырь Илья Муромец" .
    • "Илья Муромец и Соловей-разбойник" - композиция из фарфора скульптора С.М.Орлова .

    Музыка

    • Кавос написал оперу "Илья-богатырь" на либретто И.А.Крылова .
    • В опере-фарсе композитора А.П.Бородина "Богатыри" есть роль Ильи Муромца .
    • Композитор Л.Д.Малашкин написал оперу "Илья Муромец, или Русские богатыри" .
    • Илья Муромец - персонаж оперы М.М.Иванова "Забава Путятишна" .
    • "Илья Муромец" - опера В.С.Серовой .
    • Опера "Илья Муромец" композитора Б.Феоктистова .
    • В 1909-11 композитор Глиэр создал 3-ю симфонию под названием "Илья Муромец" .

    Театр

    • Спекталь "Илья Муромец, крестьянский сын" Театра кукол им. С. В. Образцова (1951).

    Фильмы

    • В 1956 году по мотивам былин об Илье Муромце в СССР был снят игровой фильм "Илья Муромец" . Режиссер Александр Птушко , исполнитель главной роли - Борис Андреев .
    • Образ Ильи Муромца был использован в фильме "Этот негодяй Сидоров" .
    • В 1975-1978 была снята дилогия мультфильмов "Илья Муромец" (Пролог) и "Илья Муромец и Соловей-разбойник" .
    • В конце 2007 года вышел мультипликационный фильм "Илья Муромец и Соловей-разбойник" , в 2010 - "Три богатыря и Шамаханская царица" , главным героем которого также является Илья . В первом из них рассказывается о том, что якобы продажный киевский князь и Илья Муромец отправились выручать коня Ильи и казну, украденную Соловьём, который сбежал в земли византийские, в город Царьград, где правил император Василевс.

    Компьютерные игры

    • В конце 2008 года вышла компьютерная приключенческая игра "Три богатыря. Первая серия" , в которой Илья Муромец представлен наряду с Добрыней Никитичем и Алёшей Поповичем . По сюжету игры богатырям предстоит сразиться с бесчинствующими на Руси разбойниками и в финале одолеть их главу - Соловья-разбойника . Причём финальный бой с Соловьём Илья ведёт один на один.

    С именем Ильи Муромца в древнерусских летописях связаны 14 из 53 уникальных сюжетов. Каждый такой сюжет имеет множество вариаций и пересказов. Но практически все версии имеют общее – происхождение и чудесное исцеление, бой с Соловьем-разбойником.
    Ученые предполагают, что прототипом былинного Ильи стал святой Илия Киево-Печерский, мощи которого покоятся в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры среди 69 святых угодников. Именно эти мощи были обследованы и дали следующие результаты для историков.

    Илья Муромец (реконструкция С.Никитина)

    1. Исцеление каликами перехожими

    Первая часть жизни Ильи выглядит во всех былинах одинаково. Он был сильным мужчиной, но провел 33 года практически в полной неподвижности, не было у него силы ни в руках, ни в ногах. Но вот однажды дом Ильи посетили «калики перехожие», которые полностью мужчину исцелили и отослали на службу княжескую.
    Оказалось, что останки святого Ильи действительно принадлежали высокому мужчине 177 см роста. В те времена 160-165 считались нормальными для мужчин. Кроме того кости имели развитые бугристости, что свидетельствовало о отлично развитой мышечной системе хозяина.
    Ученые провели рентгенологическое обследование мощей и нашли признаки акромегалии. Это заболевание характеризуется непропорциональным ростом костей и внутренних органов. Для больных этим заболеванием обычным является наличие больших конечностей, крупной головы, широких плеч. Кроме того, оказалось, что святой страдал спондилоартрозом, эта болезнь могла затруднять движения. А вылечить ее мог бы хороший мануальный терапевт путем вправления на место позвонков. Так что проходящие целители действительно могли вернуть Илье подвижность.

    2. Илья и Соловей-разбойник

    Это второй обязательный сюжет разных версий былин о богатыре Илье Муромце . Говорят, что первым заданием Ильи после прибытия ко двору киевского князя Мстислава стало освобождение прямого торгового пути в город. В тот исторический период (около 1168 года) торговые караваны постоянно грабили половцы. Соловей, скорее всего, был разбойником, «сидевшим» на дороге, имя свое разбойник получил за таланты к свисту. Муромцу удалось победить Соловья, тем самым освободив прямую дорогу. Этот подвиг имел действительно колоссальный экономический эффект. С именем Ильи Муромца неразрывно связаны истории еще о двух богатырях - Алеше Поповиче и Добрыне Никитиче, а также набор подвигов по борьбе с Диким Полем, Змеем Горынычем и т.д. Эти сюжеты стали основой современных русских мультфильмов. Теперь с приключениями Ильи Муромца, Алеши Поповича и Добрыни Никитича онлайн можно познакомится в вольной интерпретации.

    3. Гибель Ильи Муромца

    В былинах конец жизни Муромца практически не отражен. Судя по историческим данным и данным обследования в монастырь Илья ушел уже в солидном (для своего времени) возрасте 40-55 лет. Причиной, возможно, стало ранение. Судя по монастырским записям, в иноках святой пробыл не долго. Предполагается, что погиб Илья в 1204 году защищая монастырь от половцев, союзников Рюрика Ростиславича бравшего Киев. У останков обнаружены ранения левой стороны грудной клетки, которые привели к мгновенной смерти.
    И ведь богатыри продолжали рождаться и позже! Только про некоторых из них подробнее можно узнать в посте

    Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
    Читайте также
    Жареные лисички со сметаной и луком на сковороде — самый простой рецепт Жареные лисички со сметаной и луком на сковороде — самый простой рецепт Как проявляется отравление угарным газом Как проявляется отравление угарным газом Расчет энергетической ценности Энергетическая ценность единица измерения Расчет энергетической ценности Энергетическая ценность единица измерения