Апостол симон зилот икона. По святым местам симона кананита в абхазии

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Память святого апостола Симона Зилота совершается в Православной Церкви 23 мая по новому стилю, а также 13 июля, в день Собора двенадцати апостолов.

Жизнеописание святого Симона Зилота
О жизни святого Симона Зилота известно крайне мало, хотя его имя упоминается в списке двенадцати апостолов, который приводят все три евангелиста-синоптика. Кроме того, о нем написано в книге Деяний. Предполагают, что он был родом из Каны Галилейской и именно в его доме Господь совершил первое чудо, превратив обычную воду в прекрасное вино на свадьбе, после чего Симон уверовал в Него и с этого времени начал следовать за Спасителем, став одним из Его ближайших учеников. Существует предание, согласно которому Симон Зилот был сыном Иосифа-обручника и таким образом приходился сводным братом Господу Иисусу Христу.
Поскольку среди двенадцати апостолов уже был один ученик с именем Симон (он же Петр), то за вторым Симоном закрепилось прозвище Кананит, что указывало на его происхождение из Каны Галилейской. Точное местонахождение этого древнего поселения неизвестно, однако считается, что оно находилось на месте нынешней деревни Кафр-Кана в Израиле, где позже был возведен большой храм, получивший название Церкви венчания.
Кроме того, апостол Симон иногда называется Зилотом. Точное происхождение этого прозвища не совсем ясно, но можно предположить, что оно указывает на принадлежность апостола к религиозно-политическому направлению зилотов. Это течение возникло в эпоху Маккавеев в середине I века до Рождества Христова и достигло апогея в первой половине I века после Рождества Христова. Движение зилотов отличалось большой радикальностью. Своей целью приверженцы этого направления ставили освобождение Иудеи от власти Рима и эллинистического влияния, проявлявшегося не только в политической, но также в религиозной жизни страны. Так, например, в 66 году по повелению римского наместника из Иерусалимского храма было изъято все серебро, что послужило поводом к началу Иудейской войны, начатой зилотами. Хотя во время земной жизни Господа Иисуса Христа партия зилотов еще не прибегала к таким решительным действиям как восстание против римского владычества, однако уже тогда отличались большим национальным самосознанием, твердо веря в особую миссию и избранничество еврейского народа. Принадлежность Симона к этой партии говорит о том, что религиозные вопросы были для него крайне важны. Уверовав во Христа как в обещанного Мессию и Спасителя, он начал с такой же ревностью проповедовать новую веру, с какой исповедовал ранее Моисеево учение.
После Вознесения Господа святой Симон Кананит приступил к апостольскому служению сначала в Иудее, где стал вторым епископом Иерусалима после мученической кончины апостола Иакова, а затем проповедовал христианство в Египте, Ливии и Абхазии. Возможно также, что он сопровождал апостола Иуду Иаковлева в его миссионерском путешествии в Персии. Известно, что Симон Зилот принял мученическую кончину на Кавказе около 107 года.

Икона апостола Симона Зилота
Нет единой иконографии святого апостола Симона Зилота, однако нередко его изображают в виде старца с седыми волосами с книгой или свитком. Эти предметы являются обязательными атрибутами на иконах апостолов, поскольку символизируют их проповедническую деятельность и распространение слова Божия среди язычников. Кроме того, на иконах Симона Кананита можно видеть пилу, которую он держит в руках, что напоминает о его мученическом подвиге. По преданию, святого апостола распилили пилой.

Славянские традиции празднования Симонова дня
У многих славянских народов этот день считался особым, так как после празднования памяти Симона Кананита начинались сельскохозяйственные труды. Поэтому в сам день праздника земле давали отдых, не производя никаких работ в поле.

Тропарь, глас 3:
Апостоле святый Симоне,/ моли милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.

Кондак, глас 2:
Известно премудрости учения в душах благочествующих положшаго/ во хвалении ублажим, яко богоглаголиваго, вси Симона:/ престолу бо славы ныне предстоит и со Безплотными веселится,// моляся непрестанно о всех нас.

Величание:
Величаем тя, / апостоле Христов Симоне / и чтим болезни и труды твоя, / имиже трудился еси / во благовестии Христове.

Молитва:
Святый славный и всехвальный апостоле Христов Симоне, сподобивыйся прияти в дом твой в Кане Галилейстей Господа нашего Иисуса Христа и Его Пречистую Матерь, Владычицу нашу Богородицу, и очевидцем быти преславнаго чудесе Христова, на браце твоем явленнаго, претворения воды в вино! Молим тя с верою и любовию: умоли Христа Господа претворити души наша из грехолюбивых в боголюбивыя; сохрани и соблюди нас молитвами твоими от искушений диавольских и падений греховных, и испроси нам свыше помощь во время уныния и беспомощия нашего; да не преткнемся о камень соблазна, но неуклонно шествуем спасительным путем заповедей Христовых, дондеже достигнем оных блаженных обителей райских, идеже ты ныне водворяешися и веселишися. Ей, апостоле Спасов! Не посрами нас, крепце на тя уповающих, но буди вам помощник и покровитель во всем житии нашем и помози нам благочестно и богоугодно житие сие временное скончати, благую и мирную христианскую кончину получити и добраго ответа сподобитися на Страшнем Суде Христове; да избежавше мытарств воздушных и власти лютаго миродержца, унаследуем Царство Небесное и прославим великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.


Судьба этого апостола неоднозначна, по крайней мере есть три версии его мученичества: ближневосточная, кавказская и английская. Какая из них ближе к истине - неизвестно, возможно до второго пришествия Христа вместе со своими апостолами и другими святыми.

10 мая по старому, или же 23 мая по новому стилю православная церковь чтит память апостола Симона Зилота (Канонита). В этом году положение несколько иное. В связи с тем, что 23 мая выпало навоскресенье и в этот день празднуется Пятидесятница, церковная служба в честь Симона Зилота перенесена на среду 13 мая. Об этом сообщают богослужебные указания на 2010 год, а также официальные православные церковные календари. И эта служба уже прошла. Тем не менее, можно считать приемлемым вспомнить память святого апостола в воскресенье 23 мая, уже в своих частных молитвах, поскольку к церковному богослужению они не имеют отношения.

Могу выразить и своё мнение по поводу переноса церковной памяти святых. Считаю, что этого не стоит делать принципиально, поскольку не все активные (ревностные) прихожане имеют возможность посетить церковь в день перенесённой памяти святого (например, работают в указанную среду) или даже ничего не знают о переносе, но глубоко чтят память святого (того же апостола Симона Кананита) и по старой памяти будут молиться ему именно в положенный день (в наступающее воскресенье, к примеру).

Или ещё возражение: а разве мешает память апостола Симона Зилота празднованию Святой Троицы? Наверное, наоборот, воспоминание апостола могло пройти в ещё более праздничной обстановке...

Итак, жизнь и духовные подвиги Симона Зилота. Согласно преданию, он являлся одним из сводных братьев Господа Иисуса Христа по отцу Иосифу Праведному. Его имя несколько раз упоминается в Новом Завете, но не более того. Остальное о его жизни и подвигах - исключительно устное предание. Например, своё первое чудо претворения воды в вино Господь сотворил на свадьбе святого Симона в Канах. Именно с Канами Галилейскими, связана одна из интерпретаций имени апостола.

Это чудо настолько сильно подействовало на будущего апостола, что он оставил свою новую семейную жизнь и пошёл во след Иисуса Христа, став одним из его 12 учеников.

После Пятидесятницы, то есть сошествия Святого Духа на апостолов, Симон Зилот проповедывал святое Евангелие в некоторых странах Вселенной (как тогда называли регион Средиземноморья и известные вокруг земли): Иудее, Египте, Ливии (в том числе в Киринее) и даже в Мавритании (на крайнем западе африканского континента). Это те страны, о которых говорят повсеместно, как православные, так и католики.

А вот дальше начинаются разногласия. Среди других стран, называется Великобритания. Об этом упоминается в житии святого апостола, помещённом на соответствующей странице уважаемого сайта Сретенского монастыря Москвы. Но среди ревнителей православия существует мнение, что в Великобритании Симон Зилот не мог быть принципиально. И непонятно, почему именно. То ли потому, что это отдалённый регион, никак не вязанный с остальной историй жизни святого, то ли потому, что это современные инославные земли, населённые еретиками англиканцами). Подобную точку зрения высказывает интернет сайт "Школа жизни" и пишет буквально следующее: "В некоторых изданиях («Жития всех Святых», Иоанн Бухарев, Москва, 1900 г.) сказано, что Симеон был распят на кресте в Британии, где как будто бы и был погребен, но Русская Православная церковь считает это мнение ложным". Такое же мнение тиражируют и некоторые другие русскоязычные сайты, считающие, что в Западной Европе святой не мог быть распят или мучим, но только в родных краях.

И тем не менее, английская Википедия приводит сведения о том, что святой апостол Симон Канонит, по всей видимости, проповедывал в древнем Гластонбери, а был замучен в Кейсторе (современный Линкольншир).

Итак, существует точка зрения, что святой апостол Симон Зилот проповедывал на островах Великобритании и там же был распят на кресте местными язычниками. Вполне логично, если следовать его следам через всю Северную Африку на запад. Но доказательств нет. Только одно из преданий.

Вторая версия жизненного пути Симона Зилота как апостола заканчивается в древнем Вавилоне (современный Ирак). Например, данная версия приводится в немецкой Википедии, да и в целом широко распространена на Ближнем и Среднем Востоке. Причём из Иерусалима апостол пошёл на проповедь Евангелия через старинный город Эдессу. В Вавилоне апостол был казнён вместе с апостолом Иудой Фаддеем.

Наконец, третья версия, употребляемая исключительно в пределах Российской империи, да и сейчас также, сводится к тому, что после Эдессы апостол Фаддей отошёл в пределы кавказские и поселился в уединении и для проповеди в пещере над небольшой речкой Псырцха. Как написано в статье "Что мы знаем о Симоне Кананите?", благодаря его проповеди "в Абхазии был уничтожен жестокий языческий обычай приносить в жертву богам младенцев и людоедство". В настоящее время на месте духовного подвига апостола вновь функционирует Ново-Афонский монастырь и восстановлена пещера, в которой жил святой апостол. Также отмечено место над рекой, где святой апостол был казнен. Предание гласит, что язычники отрубили ему голову и что на месте казни до сих пор выступают красные пятна крови апостола. Но, опять же, это только одна из нескольких версий смерти ученика Христова.

В западной христианской традиции Симона Зилота принято изображать держащим пилу, поскольку, как говорится в предании, он был распилен пилой.

Мощи святого апостола

Кавказская версия смерти Симола Зилота повествует о том, что его мощи покоятся под спудом в разрушенном Симоно-Кананитском храме в Абхазии. Тем не менее часть его мощей прослеживается в разных странах и городах Западной Европы: Риме и германских Кёльне и Херсфельде. В Кёльне паломники могут помолиться и приклонить голову у частицы мощей, хранящейся и доступной для посетителей в базилике Андрея (Первозванного).

Сообщение о том, что часть мощей святого апостола находится в Херсфельде, можно подвергнуть сомнению, поскольку в 1040 году они были подарены Гослару (Goslar), а сам монастырь Херсфельда был со временем разрушен и сейчас руины охраняются как памятник истории.

Непонятно, что с мощами и в Госларе, по крайней мере известно, что Симон Зилот является его покровителем.

Наконец, о наличии части мощей Симона Зилота заявляет Сайн, являющийся частью города Кобленц. Да не просто части, а руки апостола. Только одна проблема: нигде в интернете нет ни одной фотографии ни информации, подтверждающие факт наличия части мощей святого апостола в Сайне в наши дни.

В итоге реально можно говорить только о Кёльне. Кроме того, в Германии существует несколько церквей, носящих имя апостлов Симона Зилота и Иуды Фаддея (общее название церквей). Список можно посмотреть здесь.

Святый апостоле Симоне, моли Бога о нас.

Текст: Алексей Потупин,чтец храма Покрова Пресвятой Богородицы, главный редактор журнала "Покров"при Постоянном Представительстве Русской Православной Церкви в Германии.Администратор интеграционного развивающего Центра "КИН-ТОП".Дюссельдорф
20 мая 2010.

Одного из Иисуса Христа звали Симон Кананит. Он был сыном от первого брака Иосифа, супруга Марии Богородицы, то есть был сводным братом Иисуса. Прозвище Кананит с арамейского переводится как "ревнитель". в своих трудах называет апостола Симона не Кананитом, а по-гречески - Зилотом, что означает одно и то же.

Первое чудо Иисуса Христа

В повествуется о том, что во время церемонии бракосочетания своего сводного брата Симона Иисус Христос сотворил свое первое чудо, а именно - претворил воду в вино. Увидев это, новоиспеченный жених уверовал в брата своего Иисуса Христа и стал его ревностным последователем и учеником (апостолом). В христианской вере Симон Зилот считается покровителем молодоженов и супружества. На протяжении 2000 лет во время христианского обряда венчания священник произносит строки из Евангелия, повествующие о сотворении Богом этого чуда.

Путешествия по миру

Согласно библейским писаниям, после того как Спаситель вознесся на небеса, апостол Симон Кананит, как и все ученики Христа, получил божественный дар, который сошел на него в виде огненного языка. С этих пор он стал проповедовать ученье брата своего Иисуса Христа в различных странах: в Иудее, Эдессе, Армении, Ливии, Египте, Мавритании, Британии, Испании и других. Об этом можно узнать из древних преданий этих народов.

Весть о воскрешении Христа доходит до черноморского побережья

Через 20 лет после воскрешения Христа трое его апостолов - Андрей Первозванный, Матвей и Симон Зилот - отправились в земли Иверские, а дальше в горы нынешней Осетии и Абхазии. В городе Севасте (Сухуми) их пути разошлись. Апостол Симон Зилот поселился в пещере, расположенной в глубоком ущелье горной реки, куда спускался при помощи веревки, а Андрей отправился дальше, вдоль черноморского побережья Кавказа. Каждый из них проповедовал ученье Христа, рассказывал о его жизни, о сотворенных чудесах, о мученической смерти и воскрешении, и стремился обратить в христианство местных жителей.

Новый Афон

Местность, в которой жил в те времена Симон Зилот, находилась в окрестностях современного курорта Новый Афон. Здесь апостол дарованной ему небесами силой творил чудеса и знамения и благодаря этому смог найти последователей и обратить их в христианство. В Абхазии в те далекие времена действовал языческий обряд, согласно которому на жертвенный алтарь приносились не только животные, но и безвинные младенцы. У местных жителей был также распространен каннибализм. Усилиями апостола Симона местные жители осознали, насколько бесчеловечны, жестоки и дики эти древние обычаи, и вскоре отказались от них. Симон Кананит также занимался врачеванием и излечивал больных силой своей молитвы и простых прикосновений. Это, как ничто другое, вселило веру местного населения в него и его ученье. В результате этого все больше язычников просили Зилота крестить их и принимали христианскую веру.

Гонения и мученическая смерть

Грузинский царь Адеркий - ярый сторонник языческой веры - начал гонения против апостола и его последователей. В результате этого Симон Зилот был пойман и после долгих истязаний жестоко убит. В некоторых свидетельствах упоминается, что его распяли на кресте, в других - заживо распилили пилой. Его бездыханное тело было погребено его учениками близ той пещеры, в которой он провел последние годы своей жизни. После этого многие нуждающиеся, больные и обездоленные приходили к его могиле молить о помощи и спасении, а число верующих в Христа росло с каждым днем.

Храм, посвященный апостолу Симону Кананитскому

Через 800 с лишним лет из греческого города Афон к могиле апостола пришли христианские паломники. Они воздвигли рядом с могилой Зилота белый храм из местных известковых пород, а близлежащее поселение с тех пор стало называться Новым Афоном. В 11-12-м веках Абхазия стала христианским государством. С этих пор по всей территории Абхазии начали воздвигаться монастыри, храмы и церкви. Позже она была подвергнута нападению со стороны арабов: большинство христианских храмов, в том числе и Симоно-Кананитский, были разрушены, а народ под принуждением арабских захватчиков принял мусульманство.

В 19-м веке, после вхождения Абхазии в состав Российской империи, в этих местах вновь стало распространяться христианство и все чаще стало упоминаться это имя - Симон Зилот. Храм, когда-то посвященный ему, был восстановлен, а рядом началось строительство Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря, который превратился в крупный духовный и образовательный православный центр на всем кавказском побережье Черного моря. Одноименный собор, который находится в центре монастырского комплекса, представляет собой прекрасный образец православной архитектуры конца 19-го века. Его внутренние стены расписаны красивыми иконами работы искусных мастеров, а музыкальные куранты колокольни были подарены собору русским императором Александром Третьим.

Заключение

Сегодня это место, расположенное близ города Новый Афон в Абхазии, является одной из главных достопримечательностей на Кавказа. Этот духовно-исторический комплекс включает в себя и пещеру (грот апостола Симона), в которой до принятия мученической кончины обитал Симон Зилот - один из первых учеников Иисуса Христа. Тысячи паломников со всех концов света приходят за благословением и в надежде на оздоровление на его могилу.

Я обещала рассказать вам о двух достопримечательностях на его территории. Эти достопримечательности – Келья (грот) Симона Кананита и След Симона Кананита (место его казни). Раз обещала – рассказываю.

Апостол Симон Кананит: Cвятая история

Перед тем, как начать рассказ о святынях, давайте сначала узнаем историю апостола Симона Кананита.

Симон Кананит был одним из 12 учеников (апостолов) Иисуса Христа. По некоторым данным, являлся сводным старшим братом Иисуса, сыном Иосифа от первого брака.
Во время Свадьбы Симона Иисус сотворил свое первое чудо — превратил воду в вино. Тогда тот уверовал в него и стал одним из ревностных его последователей.

Прозвание Кананит в переводе с арамейского означает «ревнитель». Второе прозвище Симона Кананита – Симон Зилот, что значит то же самое на греческом.

После распятия и вознесения Иисуса Христа на небеса, Симон Кананит также, как и остальные апостолы, начал путешествовать по миру, проповедуя веру в Господа. Спусть 20 лет Симон Кананит вместе с Андреем Первозванным и Матвем добрались до территории нынешней Осетии и Абхазии. В городе их пути разошлись, и Симон Кананит обосновался в пещере рядом с устьем горной реки. В пещеру он спускался по длинной веревке.

Симон Кананит жил и проповедовал учения Иисуса Христа. Благодаря его проповедям многие мстные жители, которые были на тот момент язычниками, а также придерживались каннибализма и приносили в жертву людей, начали принимать христианскую веру и просили апостола крестить их.

Но нашелся у апостола главный враг – грузинский царь Адеркий объявил охоту и гонения на апостола Симона Кананита и его последователей. Вскоре апостол был пойман, и после долгих истязаний принял мученическую смерть.

След Симона Кананита

Во время прогулки по Псырцхинскому заповеднику первое Святое Место, которое нам встречается — Наскальный След Симона Кананита. Именно здесь по приданию он принял смерть. По приказу грузинского царя Адеркия Симон Кананит был живьём распилен пилой.

Рядом с Наскальным Следом Симона Кананита в реке Псырцха можно увидеть большое количество камней красного оттенка. По легенде, на эти камни попала несмываемая кровь Симона Кананита.

Келья или Грот Симона Кананита

Продолжая путь вдоль устья реки Псырцха, придется преодолеть порядка 200 скользких каменных ступенек прежде чем мы доберемся до пещеры, в которой и жил Симон Кананит.

Апостол спускался вниз в пещеру через узкое отверстие при помощи веревки. Новоафонские монахи в конце XIX века обустроили Грот Симона Кананита: прорубили вход в пещеру, расчистили проход и выложили мозаикой лики Иисуса Христа, Богоматери и самого Симона Кананита.

На входе в Келью Симона Кананита вы сможете приобрести свечи, чтобы помолиться внутри. Внутри пещеры, как правило, кто-то дежурит, чтобы не допустить осквернения и вандализма. На стенах грота вы увидите изображения крестов, церковные надписи, иконы и лампады.

Грот Симона Кананита в Новом Афоне — Святое место для паломников не только из Абхазии, но и других уголков планеты.

Храм Симона Кананита в Новом Афоне

По легенде, после мучительной казни тело Симона Кананита была захоронено его последователями, а на месте его захоронения в период расцвета Абхазского царства (IX-X века) был построен храм.

Храм Симона Кананита является ярким примером абхазского церковного зодчества, в котором хорошо просматривается влияние Византийской культуры. Хотя и нынешний облик храма сильно отличается от его первозданного вида.

Влияние греческого стиля прослеживается в надписях, фрагментах резьбы и средневековых фресок. После реконструкции большинство надписей было закрашено, и на сегодняшний день осталась лишь одна надпись над входом в храм, которая переводится как: «Матерь Божия! Спаси Георгия пречистого, митрополита»

За свою историю храм Симона Кананита не раз подвергался нападениям и разрушению. Так турки разрушили часть храма во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Александр III передал храм в ведение , и монахи начали восстановление и реставрацию. Храм был восстановлен к началу 1882 года.

После революции 1917 года храм не проводил службы, долгое время внутри располагалась библиотека. Работа храма возобновилась только в 1996 году, и на сегодняшний день храм принадлежит Абхазской Православной Церкви и является одним из старейших действующих храмов.

Храм Симона Кананита в Абхазии расположен в с правой стороны

Square

Многое в Новом Афоне связано с именем Симона Кананита, одного из 12 апостолов Иисуса Христа. Перед Рождеством особенно трогательно оказаться на святых местах, расслабиться, почувствовать благодать и умиротворение. В этой статье я покажу, как выглядит грот-келья Симона Кананита, расскажу, как подняться до пещеры и поделюсь интересными фактами об апостоле и святой земле Нового Афона.

Перед поездкой обязательно почитайте житие Симона Кананита или дочитайте эту статью до конца, я постараюсь рассказать самое важное. Иначе апостола называют Симон Зилот — это имя встречается в евангелие от Луки. Симон — один из сыновей Иосифа, а значит, сводный брат Иисуса Христа.

Прозвище Кананит исследователи связывают с Канами Галилейскими, когда Иисус превращает воду в вино на свадьбе Симона, который от увиденного уверовал в Господа и последовал за Иисусом. Служители церкви апостола называют покровителем супружества и семьи. Симон проповедовал в Иудее, Сирии, Ливии, Египте, Армении и Абхазии — об этом свидетельствуют народные предания.

Так Симон Кананит вместе с Андреем Первозванным прибыл на землю Иверскую (в Абхазию, в Новый Афон), чтобы проповедовать христианство. Абхазские притчи рассказывают о неком Симоне, лечившем молитвой и брызгами речной воды. Симон выбрал местом уединения пещеру в ущелье бурной горной реки Псырцха. Проникнуть в келью можно было только через отверстие наверху, для этого требовалась веревка. К апостолу приходили молиться местные жители, уверовавшие в учение Христа, приносили Симону продовольствие, кое-какую одежду. Насколько долго находился апостол в Анакопии неизвестно, но по преданиям местных жителей только благодаря проповедям Кананита абхазы стали на путь праведный и отказались от язычества во имя Христа. Ведь в те поры был популярен у абхазов ритуал приношения детей в жертву и людоедство.

Но у Симона появились ненавистники — языческий царь Грузии Адеркий был против христианизации соседних народов, поэтому приказал убить апостола. До сих пор доподлинно неизвестно, как был замучен Кананит, но существует две версии, опирающиеся на предания древних абхазов. По одной из них Симон был усечен мечом, по другой — распилен пилой. Существует даже легенда о том, как апостола распяли на кресте.

Похоронен Симон недалеко от пещеры в Новом Афоне, ныне неподалеку находится искусственный водопад, а на мощах святого в IX веке выстроен храм Симона Кананита из известняковых плит. Несмотря на многочисленные гонения (арабскую и турецкую экспансию), абхазы сохранили свою веру в Христа и почитают святого Симона Кананита, проповедовавшего христианство вопреки гонениям. Симоно-Кананитский храм неоднократно разрушался, сейчас в нем не проводятся службы. Но со стороны, скрытой от глаз туристов, верующие оставляют иконки и записки с просьбами, ставят свечи.

Грот келья Симона Кананита — как добраться?

Первый раз приехав в Новый Афон, мы не успели посетить пещеру Кананита, а в этот раз решили однозначно идти.

Вход на территорию ущелья находится на станции Псырцха. До нее нужно идти от центра города по указателю в сторону водопада. Возле водопада вы увидите трехапсидный крестовокупольный храм Симона Кананита. Вам нужно подняться по ступенькам вдоль водопада и выйти к станции. Теперь идите вдоль железной дороги, слева вы увидите вход на территорию ущелья. Билет для входа обойдется в 150 рублей (по купленному билету можно проходить потом бесплатно). Путь до пещеры апостола облагородили в начале 19 века новоафонские монахи, прибывшие из Старого Афона (Греции) и построившие в Анакопии огромный Новоафонский монастырь. Но нужно быть все равно аккуратнее, а пожилым не рекомендую в пещеру отправляться в одиночку, так как придется одолеть около 200 каменных и скользких ступенек. Подъем достаточно тяжелый, пролегает вдоль реки, на самом верху есть перила, которые обезопасят вас во время подъема.

Сейчас в пещеру не нужно подниматься через отверстие наверху, монахи прорубили вход к келье апостола и опять же проложили лестницу. Возле входа в пещеру вы можете купить свечи. В самом гроте Кананита вы увидите портреты Иисуса и Симона, выложенные мозаикой, — авторами являются монахи Новоафонского монастыря, работы датируются 19-м веком.

По пути к келье Кананита вы увидите большой камень, на котором есть вмятина, отчетливо напоминающая человеческий след. Считается, что этот след оставил Симон Кананит.

А на другом берегу реки вы заметите каменный крест, если приглядеться, в воде можно увидеть камни с красными вкраплениями, по преданию на этом месте убили апостола, а камни сохранили кровь святого. Река Псырцха считается животворяйщей, воду из нее можно пить и здесь же можно искупаться (температура всегда около 5 градусов). Для удобства паломников вдоль берега установлены кабинки, где можно переодеться.

Пройдите немного за пещеру, перед вами откроется огромная поляна с величественными елями, в этом месте хочется сидеть часами и наслаждаться умиротворением.

А вот в 2015 году случилась беда, кто-то посмел осквернить келью апостола, пробрался в пещеру под видом туриста, собрал все иконы в келье и сжег. Но сейчас в келье вновь множество икон, наверное, более пятидесяти!

Храм Симона Кананита

Является памятником VIII века, выполнен в византийском стиле. Ранее была главной абхазской христианской церковью до разрушения мусульманами. В настоящее время от величественного храма осталась только форма и несколько настенных изображений на фасаде. В XIV веке церковь была украшена фресковой росписью, на стенах были изображены Симон Кананит, Андрей Первозванный и Успение Богоматери. Несколько веков храм разрушался во время мусульманской экспансии. А уже после 1875 году Александр III издал указ о передачи церкви во владение Новоафонского монастыря, тогда монахи начали восстанавливать поврежденные участки строения, немного изменилась форма храма.

В настоящее время в храме ежегодно проводится литургия с крестным ходом 23 мая в день памяти апостола Кананита. В остальные дни попасть в церковь нельзя, так как она находится на реставрации.

Сонник Симона Кананита

В интернете вы можете встретить сонник Симона Кананита в онлайн-режиме, мне это показалось странным, учитывая, что об апостоле известно очень мало, в официальных источниках ничего не говорится о том, что Симон занимался интерпретацией снов (ему точно было не до этого). Создатели такого ресурса рассказывают, что послужил основой для создания сонника Кананита древнегреческий памятник литературы «Книга снов», который найден на Кавказе (где именно не уточняется). И вот в 18 веке книгу перевели на русский язык и подарили Екатерине II (об этом тоже никакой официальной информации).

Но собственно непонятно, какое отношение к этой книге имеет Симон Кананит, да и вообще я так и не смогла ничего найти об этом древнем литературном памятнике. Так что на сайты, предлагающие почитать сонник Симона Кананита, можете даже не заходить. А вот приехать в Новый Афон и посетить памятные места апостола нужно обязательно!

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Рецепт приготовления картофельного гратена с курицей с пошаговыми фото Рецепт приготовления картофельного гратена с курицей с пошаговыми фото Рецепты приготовления блюд из страуса Страусиное мясо рецепты приготовления Рецепты приготовления блюд из страуса Страусиное мясо рецепты приготовления Рецепты банановых оладий на любой вкус Рецепты банановых оладий на любой вкус