Открытость открытый человек. Основные правила жизни с точки зрения психологии

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

2008-10-29 Андрей Самарский Версия для печати

Сущность человека кажется всем самоочевидной, и очень часто об этом даже не задумываются. Но на самом деле это та проблема, которая до сих пор для многих остается загадкой. Существует разные взгляды на эту проблему: начиная с того, что нет какой-то определенной сущности, или что она-то есть, но ее невозможно познать, до того, что она познаваема и предлагаются разные концепции сущности человека. Особенно распространено мнение, что сущность человека связана с его личностью, а та, в свою очередь - с психикой, и познав психику, можно познать сущность человека. Но может ли наука психология, предметом которой является исследование психики, дать понимание сущности человека?

Ответить на этот вопрос можно лишь показав историческую связь психики с деятельностью человека, каким образом она возникает в человеке (или она присуща ему от рождения?), каковы законы ее изменения, и правильно ли психология рассматривает психику человека. Известно, что термин психология - "наука о душе" - начали использовать в Древней Греции, а термин «психея» происходит из древнегреческой мифологии, которая зародилась еще в первобытнообщинном строе. Это было не случайно, ведь именно тогда люди стали впервые задумываться об окружающем их мире. Согласно материалистической концепции, сознание у человека, как и сам человек, возникает тогда, когда он начинает выделять себя из природы - противопоставлять себя природе. Причиной тому есть реальное противопоставление себя природе с помощью орудий труда. Отныне между ним и природой стоит посредник - предмет, непременно предмет человеческого труда, относясь к которому, человек относится к природе. Поначалу человек относился ко всему как к живому: всякая природная вещь и явление было для него наделено душой, но со временем, когда деятельность человека стала воспроизводить эти природные явления и вещи, когда они стали понятными, изменялось и его отношение к ним. Параллельно у людей складывалось особое отношение к сознанию, которое тогда было неразрывно связано с понятием души. Мифология решала этот вопрос по-своему, в силу имевшихся в то время знаний, но главное, что она дала в этом отношении - это основу понятия душа, с которым впоследствии имела дело наука.

Современные психологи имеют полное право отрицательно относится к термину «душа», поскольку много веков считалось, что душа дается богом, и иного способа познать человека, как через познание бога, нет. Психические заболевания назывались душевными болезнями, а лечили их только в соответствующих учреждениях (и сейчас в городах старые психиатрические лечебницы располагаются рядом с церковью или монастырем). Конечно, это ни на шаг не продвигало человечество к пониманию действительной сущности человека, к пониманию личности.

Учение о душе освободилось от религиозных пут, и стало трактоваться как теория личности. Это было, без сомнения, прогрессивным шагом. Но прямо противоположный подход также не дает понимания сущности человека. Если искать сущность человека в его организме, в работе головного мозга, то этот путь тоже окажется тупиковым. И тем не менее, многие современные психологи ищут сущность человека в особенностях нейрофизиологической структуры организма. В русле такого подхода мышление понимается как продукт работы головного мозга, а загадка личности кроется в особенностях структуры головного мозга. К сожалению, обывательская аналогия мышления с процессами обработки информации в компьютере берут на вооружение и ученые (отсюда и попытки построить искусственный интеллект, заменив нейроны системой электронных логических элементов).

Такая традиция была так же очень широко распространена у нас. Конечно, отечественные психологи имели более тонкий подход к вопросу о отношении особенностей психики к особенностям структуры нервной системы, чем кибернетики, однако часто считали, что первое зависит от второго. В 60-х годах на страницах журнала «Вопросы философии» произошел известный спор между философом Э. В. Ильенковым и психологом Д. И. Дубровским . Суть спора - вопрос о том, что является определяющим в личности - биологическое или социальное. Дубровский стоял на позиции, что определяющими являются особенности структуры головного мозга, хотя формируются способности и мышление посредством деятельности субъекта в социальной среде. Позиция Ильенкова была противоположна и состояла в том, что хотя мозг и является органом, с помощью которого мыслит человек, но его структура нисколько не определяют ни способности, ни мышление (естественно, речь идет о медицински здоровом мозге). Т. е. мозг обычного человека не отличается от мозга гения, и различия нужно искать не внутри тела человека, а исключительно в общественных условиях развития каждого конкретного человека.

И Ильенков, и Дубровский стояли на материалистических позициях. Различие было в том, что у Дубровского - это позиция механистического (метафизического) материализма, а у Ильенкова - позиция диалектического материализма.

Почему именно общественные условия являются определяющими в формировании личности? Ответ философа был таким: да потому, что сама личность - понятие сугубо общественное, возникает и существует исключительно в обществе. При этом общество - это не просто среда обитания человеческого индивида, и даже не совокупность индивидов, а живой, развивающийся организм, ансамбль всех человеческих отношений. Формальная логика - логика метафизического материализма - справляется только с одной стороной противоположности, а именно с индивидом, взятым со стороны его частичности, единичности. Об этом говорят и много современных модных направлений в философии и психологии, что сущность человека - это его неповторимый внутренний мир, переживания, эмоции. Диалектическая логика позволяет понять противоречивость личности, в которой, с одной стороны, она выступает как нечто индивидуальное и неповторимое, а с противоположной - как проявление всех общественных отношений.

Но что такое человеческий индивид, и откуда он взялся? Если проследить историю человечества, то представление о человеке как об индивиде возникло довольно поздно - в XVII - XVIII веке, в эпоху зарождения капиталистического строя. Связано это, прежде всего, с экономическими условиями производства - единицей производства стал индивидуальный (частный) производитель. До этого речь о человечестве шла как о племени, роде, сословиях, классах, но не индивидах. Соответственно, сознание человека формировалось не как индивидуальное, а как общественное. Сам человек и его отношение к миру появляется в акте коллективной деятельности: человек появляется в процессе преобразования им окружающей действительности с помощью орудий труда, когда между ним и природой встает посредник - предмет труда. Здесь же возникает и отношение к другому человеку: посредством того, что человек по-человечески относится к предмету, сделанному другим человеком, он по-человечески относится и к самому другому человеку. Ильенков писал по этому поводу, что «и человеческая индивидуальность существует лишь там, где одно органическое тело человека находится в особом - социальном - отношении к самому себе, опосредствованном через отношение к другому такому же телу с помощью искусственно созданного «органа», «внешней вещи» - с помощью орудия общения. Только внутри такой состоящей из «трех тел» системы и оказывается возможным проявление уникальной и загадочной способности человека «относиться к самому себе как к некоему другому», то есть возникновение личности, специфически человеческой индивидуальности » . Сущность человека нужно искать в его отношении к миру, которое отлично даже от самых ближайших его сородичей по биологическому виду. Поскольку это отношение отличается тем, что человек не приспосабливается к природным условиям, а наоборот, природные условия приспосабливает к своим потребностям, то его сущность нужно искать в способе приспособления, - а это производство. Производство же, хоть оно и осуществляется через деятельность конкретных людей, тем не менее, не может быть сведено к этому. Оно всегда носит общественный характер.

Сущность человека - понятие историческое, она изменяется с каждой эпохой, так как изменяется способ производства. Еще в 1844 г., говоря о науке, которая в то время еще не была создана- о будущей материалистической психологии, К. Маркс писал, что именно «история промышленности и сложившееся предметное бытие промышленности являются раскрытой книгой человеческих сущностных сил, чувственно представшей перед нами человеческой психологией» и что «такая психология, для которой эта книга, т. е. как раз чувственно наиболее осязательная, наиболее доступная часть истории, закрыта, не может стать действительно содержательной и реальной наукой» . Такой подход разрушает все основания для представлений о биосоциальной сущности человека. С точки зрения биологии организм современного человека не отличается от организма древнего грека или финикийца, но что касается сознания и мышления - то отличия кардинальные. Изменились не только способ удовлетворения потребностей человека, но и сами потребности. Например, даже если взять сугубо физиологическую потребность в пище, то она давно окультурилась - современный человек не только не захочет есть так, как это делал первобытный человек, но и не сможет есть ту еду, которую ели тогда. Что уж говорить о потребности чистить зубы, бриться или ежедневно мыться?

Изменились социальные условия - изменилась и культура, тип личности, сознание, мышление. Изменилась и психика. То, что психика, как и способности, и сознание, и мышление не являются врожденными, а человек приобретает их в процессе общественной жизни, это научный факт. Неоднократно ученым попадались «маугли» - люди, которые выросли в окружении зверей. Оказывалось, что такие люди вовсе не являются людьми. Отсутствовало все: начиная от прямохождения и речи, заканчивая присущими человеку психическими процессами. Что это означает? То, что принадлежность к соответственному биологическому виду совсем не делает человека человеком. Человек вышел из животного мира, но не биологические мутации сделали его человеком, а труд. Выражение «труд превратил обезьяну в человека» не может устареть только потому, что оно утвердилось очень давно и сейчас подвержено дискредитации со стороны всяких новомодных учений. Но, если не разбирать вопрос по сути, ограничиваясь запоминанием лишь фразы, то мы получим банальную схему.

В Советском Союзе деятельный подход в психологии получил широкое распространение, развиваемое школой Выготского. С другой стороны развивалась философия диалектического материализма, позволяющая научно решать многие вопросы неподвластные как идеализму, так и метафизическому материализму. Особенно, это касалось сущности человека. Любая теория требует экспериментального подтверждения. В советской психологии был поставлен абсолютно всеобъемлющий эксперимент по становлению человеческой психики, мышления, способностей - по становлению личности. Для чистоты эксперимента были взяты слепоглухонемые дети. При рано наступившей слепоглухоте такие дети очень быстро деградируют и атрофируются все те намеки на человеческую психику, которые едва успели возникнуть до этой беды. Ребенок становится подобным некоему человекообразному растению, чем-то вроде фикуса, который живет лишь до тех пор, пока его не забыли полить. И все это при нормальном (с биологической точки зрения) мозге. Мозг продолжает развиваться по программам, закодированным в генах, в молекулах ДНК. Однако в нем не возникает ни одной нейродинамической связи, обеспечивающей психическую деятельность. Под руководством замечательных ученых И. А. Соколянского и А. И. Мещерякова была проведена колоссальная работа, в ходе которой слепоглухонемых детей воспитывали по методике, основанной на диалектико-материалистическом понимании личности. В результате все дети, участвующие в эксперименте, стали полноценными людьми, у которых появилась не только психика и сознание, но и способность говорить, читать, писать, а четверо закончили университет и занимаются наукой . Эти люди живы и сейчас, и каждый желающий без особых трудностей может убедиться в «чуде».

Секрет личности кроется не внутри тела человека, а снаружи - в обществе, в «неорганическом теле человека». Силу личности составляет сила общества, которую усвоил индивид. Попытки искать сущность человека в нейрофизиологических процессах ни к чему не приводят и по сей день. Если раньше сторонники этого подхода говорили, что не хватает вычислительных мощностей, чтобы смоделировать сознание и мышление, то теперь, когда техника значительно развилась, и удается совместив работу мозга с электроникой, «измерить» состояние каждого нейрона мозга (пока только мозга животного), то ожидаемых результатов все равно не получают. Потому, что ищут не там. С другой стороны, простое сравнение превосходства личности человека, который получил всестороннее универсальное образование, над личностью, с узкоспециализированным образованием, почему-то не убеждает сторонников биологического и биосоциального подхода. А какая личность может быть в современном обществе у человека без образования?

Философия подходит к сущности человека через его деятельностное отношение к миру, через его деятельность, и следовательно, мышление. Этот подход может дать намного больше, чем «препарирование» индивида вида «homo sapiens», даже со ссылкой на его связи с окружающей средой, потому что связь здесь рассматривается как нечто данное и неизменное. На самом деле самый важный момент здесь - это диалектический характер этой связи. В этом характере связи и кроется разгадка сущности человека, его личности, мышления, психики и индивидуальности. И эта связь выражается в форме исторически-развивающегося общественного производства. Как говорил Маркс, сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений. Психология для дальнейшего своего развития должна переходить от старой, метафизической методологии к новой - диалектической. Только в этом случае возможна действительно материалистическая психология, наука о закономерностях развития личности, способная постигнуть настоящую сущность человека.

  1. см. Психика и мозг (Ответ Д.И. Дубровскому) «Вопросы философии», 11 (1968), с. 145-155
  2. Э. В. Ильенков. Философия и культура. М. 1991 с. 396
  3. См.: Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, т. 42, с. 265
  4. см. http://caute.2084.ru/ilyenkov/texts/genpers.html

Человеческая психика хранит не меньше загадок, чем глубины космоса, но исследования ученых все же позволяют хотя бы немного приоткрыть завесу тайны.

1. Слово «Психика» греческого происхождения, образованное от слова ψυχικός, которое переводится как «душевный».

2. Раньше считалось, что кратковременная память способна хранить не больше 5-9 элементов одновременно. Сегодня ученые настроены ещё более скептически и говорят о 3-4 доступных блоках информации.

3. Сильные эмоции искажают память и создают ложные воспоминания. Это подтвердилось во время опросов очевидцев теракта 11 сентября 2001 года.

4. Каждую секунду наш мозг атакуют 11 миллионов индивидуальных единиц.

5. Безделье заставляет человека чувствовать себя дискомфортно.

6. Если человек боится, что его таланты и способности не будут признаны, он, вопреки здравому смыслу, намеренно их принижает. Таким образом, он сразу ставит себя в положение, из которого трудно оказаться недооцененным.

7. Способность человека к социальным связям определяется «числом Данбара». Как правило, оно составляет максимум от 100 до 230 человек.

8. Исследования психолога Хайди Халворсон доказали, что люди отдают предпочтение вещам «с историей». По мнению психолога, предвзятое мнение и инерция, подкрепленные страхом перемен, – главные причины, почему люди не пытаются что-то менять в своей жизни.

9. Согласно исследованию Кембриджского университета, «нежавно в каокм подякре рпасолоежны бкувы в слвое. Смаое ваонже, это чотбы пеарвя и понесдяля бкува блыи на свиох метсах»

10. Большинство людей в незнакомом месте делает поворот направо. Знание этого факта полезно: если вы не хотите быть в толпе или простоять долго в очереди - смело идите налево или занимайте очередь, которая левее.

11. Исследования, проведенные Кливлендским университетом в 1991 году, показали, что те, кто часто опаздывает, намного больше других нуждаются в опеке окружающих и подвержены повышенной тревожности.

12. В психологии есть такой термин как «фундаментальная ошибка атрибуции» – то есть склонность винить поведение других людей внутренними особенностями личности, а свое поведение - внешними факторами.

13. В 1957 году американский психолог Леон Фестингер озвучил теорию когнитивного диссонанса, в которой речь шла о психологическом дискомфорте, возникающем в случаях, если в сознании человека сталкиваются противоречивые представления и поступки. Например, курильщик знает, что никотин убивает, но это не заставляет его отказаться от вредной привычки.

14. Ученые пришли к выводу, что фобии могут быть воспоминаниями, которые передаются из поколения в поколение с помощью ДНК.

15. Психологи Дэниел Канеман и Амос Тверски в своих исследованиях доказали, что их двух идентичных ситуаций человек выбирает ту, в которой, как ему кажется, потери сводятся к минимуму. Чтобы полностью исключить потери и «порадовать свой мозг», требуется только одно - бездействовать!

16. «Теория 21 дня», в течение которых у человека формируется привычка, была придумана пластическим хирургом Максвеллом Мольцом, но она умозрительна и сейчас опровергнута. Формирование привычки – процесс индивидуальный и может занимать от 18 до 254 дней.

17. Психологические тесты показывают, что большинство людей будут идти вместе с группой и не перечить мнению группы, даже если они считают, что группа не права.

18. Американские ученые провели эксперимент, в котором группа добровольцев 30 дней носила очки, переворачивающие видение мира с ног на голову. Когда волонтеры сняли очки, они ещё 30 дней привыкали к обычному видению мира, а первое время видели мир перевернутым. Это говорит о том, что даже наше восприятие реальности коренится на устоявшейся привычке.

19. Научные исследования Пентагона доказывают, что человеческий мозг в состоянии беспрерывно воспринимать получаемую информацию (а главное правильно «обрабатывать» ее) всего на протяжении максимум 18 минут. Причем, это касается людей с высокими интеллектуальными способностями.

20. По мнению семейного психотерапевта Роджера С.Гиля, стресс может быть вызван не только проблемами, но и радостными, позитивными моментами в жизни, в том числе и теми, которые человек намеренно «провоцирует». Это значит, что любое изменение «привычного уклада» потенциально может обернуться стрессом

22. Ум человека способен «переписывать» монотонную, скучную речь собеседника, чтобы информация казалась интересной и лучше воспринималась.

23. В психологии известно более 400 фобий.

24. По оценкам NSF (Национальный научный фонд США), человеческий мозг производит от 12000 до 50000 мыслей в день.

25. По химическим реакциям романтические чувства неотличимы от обсессивно-компульсивного синдрома.

26. В старину считали, что душа человека помещается в углублении между ключицами, ямочке на шее. В этом же месте на груди был обычай хранить деньги. Поэтому о бедном человеке говорят, что у него «за душой ничего нет».

27. После выхода в 1998 году фильма «Шоу Трумана» психологи стали говорить об одноименном синдроме. Психологи братья Голд описывают его как разновидность политематического бредового расстройства - сочетание бредовых идей преследования с идеями величия

28. Существует психический феномен, обратный дежавю, и более редкий, под названием жамевю. Он заключается во внезапном ощущении того, что ты сталкиваешься с ситуацией или человеком первый раз, хотя на самом деле они хорошо тебе знакомы. В один ряд с ними можно поставить феномен прескевю - хорошо знакомое многим состояние, когда ты не можешь вспомнить знакомое слово, которое «вертится на языке».

29. Психологические эксперименты доказали, что с одним и тем же заданием люди успешнее справляются в пределах одной комнаты, чем когда конечная цель находится в другой комнате. Это получило название феномена дверного проема.

30. Микропсия - состояние, когда человек воспринимает объекты и предметы существенно меньшего размера, чем они есть в действительности. В общем случае, объект кажется далёким или чрезвычайно близким в то же самое время. Это отклонение также называется синдромом Алисы в Стране чудес.

31. Когда древние врачи открыли значение нервов в организме человека, они назвали их по сходству со струнами музыкальных инструментов тем же словом - nervus. Отсюда возникло выражение для раздражающих действий - «играть на нервах».

32. Один из самых эффективных приемов манипуляции - уловка Бенджамина Франклина. Он любил повторять, что тот, кого вы попросили об услуге, с большей вероятностью сделает это еще раз, нежели тот, кого вы к этому обязали.

33. Большинство наших решений формируются в подсознании, так как наш мозг ежесекундно сталкивается с более чем 11 миллионами индивидуальных битов данных.

34. Сегодня ученые уже не сомневаются в том, что в спорте высоких достижений роль психики не менее важна, чем роль физики. Тим Нокс, профессор из Университета Кейптауна, доказал, что мозг имеет подсознательный механизм самосохранения, который запускается, чтобы не дать организму слишком приблизиться к опасным для него пределам. Нокс называет этот механизм «центральным регулятором». По его мнению, усталость является скорее защитной эмоцией, а не отражением физиологического состояния организма.

35. Осознанное копирование внешности и поведенческих черт человека невольно располагает последнего по отношению к подражателю. По словам исследователей, это прибавляет человеку уверенности, льстит его чувству собственного достоинства. В итоге «оригинал» становится зависим от «копии».

36. Окружение способно серьезно влиять на наши решения. Это доказал в 1951 году профессор Питсбургскоро университета, Соломон Эш. Он провел эксперимент, участники которого должны были сравнить длину отрезков разной длины, изображенных на карточках. Выяснилось, что достаточно трех человек, чтобы у испытуемого возник внутренний конфликт, понуждающий его принять точку зрения большинства.

37. Телесная дисморфофобия – это расстройство, при котором человек (чаще всего подросток) сильно обеспокоен своим телом и испытывает чувство тревоги из-за его дефектов или особенностей. Сейчас, в эпоху сэлфи, это расстройство встречается все чаще.

38. Исследования доказали, что ложные воспоминания очень легко создать искусственно. Особенно, если воздействовать сразу на несколько видов восприятия человека (слуховой, зрительный, тактильный).

39. Многолетние исследования доказали, что 50-70% визитов к врачу объясняются не физическими, а психологическими причинами.

40. Компьютерная эпоха уже принесла человечеству массу фобий. Таких, например, как «троллефобия», «тредофобия» (боязнь комментирования), «сэлфифобия», «имиджефобия» (страх того, что отправленный смайлик или картинка будут неверно истолкованы), «соционетофобия» (боязнь социальных сетей), «номофобия» (боязнь остаться без смартфона).

Открытость как качество личности – готовность к осознанию самого себя без чувства угрозы от восприятия новой или даже нелицеприятной информации о себе.

Однажды спросила внучка у бабушки: - Бабушка, я не знаю, стоит ли ему всё рассказать. Вроде бы и ничего такого не было, но вдруг он узнает? И признаваться вроде не в чем, но и рассказать не могу. И как я могу требовать от него быть честным со мной, если сама начинаю что-то скрывать и недоговаривать? - Внученька, запомни три простых правила. Первое: никогда и ни при каких условиях не обманывай его. Второе: никогда и ни при каких условиях не изменяй ему. И третье: если уж обманула и изменила, то никогда, ни при каких условиях не рассказывай ему об этом. Только помни, внученька, как бы тебе ни хотелось, но последнее правило следует только за первыми двумя.

Открытость – это приглашение в гости в свой внутренний мир без всякой опаски быть уязвимым. Это открытость новому опыту и внутреннему переживанию без чувства угрозы со стороны внешнего мира. Это осознание самого себя в сочетании с искренностью, в которой реализуется самораскрытие. Противникам открытости, опасающимся всяческих каверз со стороны окружающих, мать Тереза сделала завещание: «Да, люди неразумны, непоследовательны и эгоистичны. И всё же люби их. Если ты делаешь добро, люди обвинят тебя в скрытой корысти и себялюбии. И всё же твори добро. Если тебя сопровождает успех, ты обретёшь тайных и явных врагов. И всё же стремись к успеху. Добро, сделанное тобой сегодня, уже завтра будет забыто. И всё же твори добро. Искренность и открытость сделают тебя уязвимым. И всё же будь искренен и открыт. То, что ты строил годами, может разрушиться в одно мгновение. И всё же строй. Люди потребуют у тебя помощи, но они же станут упрекать тебя за неё. И всё же помогай людям. Отдай миру самое лучшее, что ты имеешь, и ты получишь жестокий удар. И всё же отдавай лучшее, что у тебя есть».

Открытость – это готовность сделать для людей не день открытых дверей, а постоянно открытые двери своей души. Тем не менее, во внутреннем мире свои двери. Сколько дверей открыто – такова и открытость. Например, открыть социальную дверь – означает готовность непринуждённо общаться, познакомиться, дать свои координаты и контактную информацию. Открыть душевную дверь – значит, пригласить человека в свой внутренний мир, искренне выражать свою точку зрения, мнения и оценки, личное отношение к происходящему событию. И, наконец, как в сказке, у каждого человека существует ещё запретная дверь, за которой спрятан мир чувств и сокровенных желаний. Если он осознанно готов открыть и эту дверь – стало быть, перед нами полная открытость во всей своей чарующей красе. Иными словами, первая дверь – это коммуникабельность, вторая – искренность, а третья – откровенность. Поскольку третья дверь, всё-таки, запретная, поэтому в обыденной речи под открытостью подразумевают, как правило, душевную открытость.

Когда мы говорим «открытый человек» — подсознательно понимаем – не эгоист. Человек, у которого всё сознание пропитано эгоизмом по определению не может быть открытым – Эго взбунтуется, закатит такой скандал, что хоть «святых выноси». Открытый человек обладает чистым сознанием, его ум, чувства и разум не впитали яд эгоизма, он в приказном тоне разговаривает со своим Эго. У открытости Эго находится в положении Золушки. Эгоист, когда хочет освободиться от контроля и репрессий своего Эго, чтобы стать открытым и кому-то «излить душу», идёт в бар либо в магазин за алкоголем. Приняв на грудь, он временно становится открытым. Не зря в народе говорят: «Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке». У эгоиста защитная функция Эго – показатель психического здоровья. Открытый трезвый эгоист – сигнал тревоги для психиатра – может, он стоит на ступеньке слабоумия или шизофрении, либо подсел на «иглу».

Американский антрополог Джаред Даймонд в книге «Мир до вчерашнего дня: чему мы могли бы научиться у традиционных обществ» исследует качества личности туземцев. Первое, что бросилось ему в глаза — поразительная открытость туземцев. Об удивительной открытости традиционных сообществ говорила и Жан Ледлофф, проведя два с половиной года в глубине джунглей Латинской Америки вместе с индейцами племени екуана. К примеру, по рассказам Ледлофф, «плакаться в жилетку» у екуана - совсем не метафора. Даже взрослый человек, если он расстроен, идет к близкой ему женщине: матери, тетке или жене, - и плачет в ее объятиях. Если мать взрослой женщины или неженатого мужчины умерла, сколько бы лет им в этот момент ни было, племя «назначает» им своего рода приемную мать, опекуна, которая берет на себя эмоциональные функции умершей. Женщина, к которой приходят выплакаться, сохраняет видимое спокойствие, даже равнодушие. Она просто «принимает» чувства горюющего, не комментируя их и не останавливая поток слез, пока человек не успокоится самостоятельно.

Без открытости трудно представить крепкий и гармоничный брачный союз. Гармоничные отношения в семье складываются, когда жена открыта мужу, свободно рассказывает о своих переживаниях, делится своим беспокойством, словом, естественно проявляет свои эмоции. Женщина должна выражать себя, в этом проявляется её женское самообладание. Если она будет скрывать эмоции, значит, вскоре будет обладать сама собой. Разумная эмоциональность украшает женщину и, наоборот, скрытность вызывает бестактность, грубость и холодность у мужчины. Он начинает сомневаться в её чистоте и верности, а подозрительный, ревнивый ум мигом соорудит из малозначащих ситуаций конструкцию – измену жены. В семье возникает напряжённость, подозрения, неудовлетворённость, ссоры и недоверие. Словом, отсутствие открытости со стороны женщины ведёт к разрушению отношений.

Есть такая печальная притча о том, как отсутствие открытости ведёт к бессмысленным жертвам. Старик на смертном одрепризнается жене: «Ради тебя, только ради тебя, я всегда послушно ел этот противный гороховый суп, который ты так любила, и даже находил силы его хвалить». А старуха отвечает: «Я сама его всегда ненавидела, но ты с таким восторгом о нем отзывался, что мне приходилось варить его почти каждый день».

Всем нам известно, что психология — это наука о совокупности психологических явлений и поведение человека, высших животных, которая объясняется на основе этих явлений. Итак, объектом науки является человек, существо наделено сознанием и внутренним субъективным миром. Психологию можно отнести к одной из самых интересных наук. Если Вам все же хочется узнать больше, то Вам помогут.

  • # 1: Мозговая деятельность продолжается даже тогда, когда мы отдыхаем. В этот момент происходит фильтрация того, что действительно нужно отложить в памяти, а что убрать «про запас». Проснувшись утром вы никогда не забудете то, что действительно важно для вас, но и не вспомните того, на чем остановили свое внимание вчера.
  • # 2 Человек чувствует себя более успешным и счастливым только тогда, когда его мозг чем-то занят . Более того, серое вещество не интересует монотонная работа — речь идет как раз о постоянной суете концентрации и переключения с одной работы на другую. Только в такие моменты человек чувствует себя счастливым.
  • # 3: Вы не можете не обращать внимание на еду, на секс и опасности . Замечали ли вы, что люди всегда останавливаются, чтобы посмотреть на сцены несчастных случаев. На самом деле, мы не можем не обращать внимания на ситуацию опасности. У каждого человека есть особая часть мозга, которая отвечает за выживание и спрашивает: «Могу ли я это съесть? Можно ли с этим заняться сексом? Может это меня убить? ».
  • # 4 Исследователи доказали, что если в юности человек умел отказываться от того, чего сильно хотел, жизненные испытания даются проще и с минимальными потерями.
  • # 5: Для того, чтобы к чему-то привыкнуть необходимо не более 2-х месяцев, а точнее — 66 дней. Именно такой период понадобится человеку для того, чтобы сформировать и довести до автоматизма любое действие . Например, если вы хотите перейти на правильное питание, то вам может понадобиться чуть меньше — примерно 55 дней. А вот к спорту придется привыкать дольше — до 75 дней.
  • # 6: Если вы думаете, что можете иметь неограниченное количество друзей, вы глубоко ошибаетесь. Оказывается, что человек за всю свою жизнь может дружить до 150 раз.
  • # 7: Бывают случаи, что вы хотите сделать девушке приятное , подарив подарок, но не знаете что ей нужно. Решение есть! Скажите ей, что купили подарок и предложите отгадать, что это. Она перечислит то, что хочет.
  • # 8: Если вас мучают кошмары по ночам , возможно, вы мерзнете во сне. Научный факт — чем холоднее в спальне, тем больше шансов увидеть дурной сон.
  • # 9: Даже положительные события , такие как окончание университета, вступление в брак или новая работа , могут привести к депрессии.
  • # 10: Лучшим средством от забот, тревожности и стресса является чтение . Это занятие оказывает более быстрый эффект на организм. Удивительно, но этот способ намного лучше приема алкоголя, намного эффективнее прогулки, чаепития или прослушивания музыки.
  • # 11: В психологии есть принцип : чем больше ожиданий по поводу какого-то события, тем выше вероятность сокрушительного разочарования. Более ждешь — меньше получаешь, меньше ждешь — больше получаешь.
  • # 12: Большинство людей в незнакомом месте держится справа. Если вы не хотите быть в толпе или простоять долго в очереди, то зная этот факт, смело идите налево или занимайте очередь, которая левее.
  • # 13: Согласно наблюдениям экспертов, люди с голубыми глазами могут влюбиться всего за несколько минут, а люди с карими глазами могут одновременно любить двоих . Чтобы влюбиться зеленоглазым , необходимо много времени, иногда на это уходят годы. Люди со всеми цветами могут влюбиться всего за час.
  • # 14: Интересно то, что хорошие оценки человек запоминает во много раз лучше, чем плохие. С вероятностью 89% люди вспомнят отметку «5» и только 29% — оценку «3». Как следствие, кажется, что оценка была выше, чем на самом деле.
  • # 15: Интересно, что судьи в спорте наказывают чаще те команды, форма которых черного цвета. Это подтверждает статистика, которую ведут НХЛ, ФИФА.
  • # 16: Известный факт, что женщины, находясь в магазине одежды, больше акцентируют внимание на полке и вешалки, на которых царит беспорядок. Подсознательно им кажется, что именно там находится что-то лучше, интереснее.
  • # 17: Всю сферу психологических факторов и приемов используют на себе магазины. Например, повторяющиеся товары на кассе, акции и ценники разных цветов. Если на ценнике написать вместо «Носки — 2 дол.» — «АКЦИЯ! 5 пар носков — 10 дол. »Продажи можно увеличить ровно наполовину..
  • # 18: У жителей юго-восточной Азии , в первую очередь китайцев , часто наблюдают синдром Коро — психическую патологию, когда человек думает, что его пенис уменьшается или втягивается в живот. При этом «больной» всерьез боится наступления смерти. Это культурная особенность именно азиатов, так как случаи синдрома Коро у африканцев или европейцев страхом смерти, как правило, не сопровождаются. Часто в рамках самолечения мужчины с целью прекратить втягивание подвешивают к пенису какой-нибудь груз.
  • # 19: Если в доме разбито стекло, то вскоре ни одного целого окна в нем не останется, а потом начнется мародерство — такова основная мысль теории разбитых окон . В более широком смысле эта теория заключается в том, что люди гораздо охотнее нарушают правила и нормы поведения, если видят явные признаки беспорядка вокруг — это было неоднократно экспериментально доказано.
  • # 20: Люди неохотно противоречат спокойной, уравновешенной человеку. Наоборот, когда кто-то яростно и агрессивно отстаивает свое мнение — ему сопротивляться и будут с ним спорить.
  • # 21: Те, кто спит 6-7 часов , меньше подвержены риску преждевременной смерти, чем те, кто спит по 8:00. Стоит отметить, что те, кто спит меньше 5:00 — в три раза чаще страдают психическими расстройствами, чем те, кто спит по 8-9 часов.
  • # 22: Нет для человека лучшего слова, чем ее имя . Первое, что нужно запоминать при знакомстве — имя. НЕ должность, не профессию, а имя . Это основное правило установления хороших отношений.
  • # 23: Чтобы быстро заснуть надо лечь на спину, вытянуться и расслабить все тело. Закрыть глаза и под закрытыми веками закатить зрачки вверх. Это нормальное состояние глаз во время сна. Приняв это положение, человек засыпает быстро, легко и глубоко.
  • # 24: Психологи определили, что женщине достаточно всего 45 секунд для того, чтобы оценить незнакомого мужчину. Из них 10 секунд она строит общее впечатление о фигуре, 8 секунд оценивает глаза, 7 секунд смотрит на волосы, 10 секунд на губы и подбородок, 5 секунд — на плечи. А последние 5 смотрит на кольцо, если она есть.
  • # 25: Знание психологии делает жизнь проще, учитывает возможных реакций окружающих людей, а применение практической психологии улучшает взаимопонимание , и помогает решать конфликты вовремя.
  • # 26: Люди, страдающие депрессией, нередко говорят, что воспринимают окружающий мир в серых тонах. Оказалось, что это не просто психологический феномен — серость красок при депрессии имеет под собой физиологическую основу. Такой вывод сделали немецкие ученые из университета Фрайбурга, которые исследовали процессы в глазах пациентов с помощью электроретинограмма. Они обнаружили строгую зависимость — чем сильнее депрессивные симптомы, тем слабее реагирует сетчатка глаза на стимуляцию показом контрастных изображений.
  • # 27: Каждый раз, когда вы мысленно возвращаетесь к какому-то событию, вы меняете ее, так как нервные пути каждый раз иначе активизируются. На это могут влиять и более поздние события, и желание восполнить пробелы в памяти. Так вы, например, не помните, кто еще был на встрече родственников, но так как ваша тетя обычно присутствует, вы можете впоследствии включить ее в ваш впечатление.
  • # 28: Некомпетентные люди часто оказываются выше по карьерной лестнице своих более квалифицированных коллег в силу эффекта Даннинга-Крюгера. Согласно ему, люди с низким уровнем квалификации склонны переоценивать свои способности, а, принимая неудачные решения, часто неспособны осознать ошибочность вследствие опять же слабой компетенции. Люди с высоким уровнем квалификации смотрят на вещи более трезво и, наоборот, склонны занижать свои способности, а также считают, что окружающие невысоко их оценивают. Эти выводы были экспериментально подтверждены психологами Даннингом и Крюгером из Корнельского университета в 1999 году.
  • # 29: Оптимистичный или пессимистический взгляд на мир каждого конкретного человека программируется генетически. Согласно исследованиям ученых из Мичиганского университета, он определяется концентрацией нейропептидов Y в мозгу: пониженная концентрация заставляет воспринимать окружающий пессимистично и депрессивно.
  • # 30: Иногда неразделенная любовь перерастает в настоящую одержимость и даже грозит психическими расстройствами. Такими, например, как синдром Адели. Синдром Адели — это длительная без соответствующего болезненная любовная одержимость другим человеком.
  • # 31: Проанализировав более миллиарда твитов, опубликованных во время крупных спортивных соревнований, ученые установили, что чем «громче» и увереннее заявления спорщика, тем больше у него шансов одержать победу в дискуссии. Иными словами, говорите уверенно , даже если знаете, что неправы.
  • # 32: Если человек пытается что-то вспомнить , но при этом продолжает смотреть вам в глаза, будьте уверены, вас обманывают.
  • # 33: Женщины чувствуют себя любимыми, общаясь лицом к лицу со своим партнером, мужчины, напротив, испытывают эмоциональную близость в общении, когда они работают, играют, или разговаривают, сидя рядом с партнершей.
  • # 34: Средний мужчина утверждает, что имел секс с 7 женщинами . Средняя женщина приписывает себе 4 партнеров. Дело в том, что у мужчин и женщин разная мотивация. У мужчин иметь много напарниц считается плюсом, а у женщин — наоборот. Поэтому они и «запоминают» количество партнеров по-разному. На самом деле, количество примерно одинакова.
  • # 35: Между внешним видом и преступностью есть прямая зависимость. Преступники менее привлекательны, чем средний человек. А люди, которые более привлекательны, гораздо реже идут на преступления .
  • # 36: Свидетели-мужчины и свидетели-женщины по-разному запоминают детали преступлений . Когда преступник, например, выхватывает сумочку, женщины-свидетели запоминают выражение лица жертвы. Свидетели-мужчины, наоборот, запоминают грабителя.
  • # 37: Согласно психологам, все мы любим мечтать . Исследователи утверждают, что люди, которые любят мечтать, как правило, более изобретательны и лучше решают различные проблемы.
  • # 38: Существует психический феномен, обратный дежавю, под названием жамевю . Он заключается во внезапном ощущении того, что вы сталкиваетесь с ситуацией или человеком первый раз, хотя на самом деле она вам хорошо знакома. Но если дежавю испытывал хотя бы раз почти каждый из нас, жамевю встречается гораздо реже и может служить признаком серьезного психического расстройства. В один ряд с ними можно поставить феномен прескевю — хорошо знакомый многим состояние, когда вы не можете вспомнить знакомое слово, которое «вертится на языке».
  • # 39: Самый известный пример «обмана через честность» . Человек, который озвучит свои нечисти намерения, будет выглядеть в глазах окружающих более честной, чем человек, у которого эти намерения полностью отсутствуют или она их скрывает.
  • # 40: Эффект «слепоты невнимания» . Идея заключается в том, что мы часто слепы к тому, что происходит у нас буквально «под носом», если мы ориентированы на какую-то другую задачу.
  • # 41: Вы можете запомнить только 3-4 элемента одновременно . Существует правило «магического числа 7 плюс-минус 2», согласно которому человек не может хранить больше 5-9 блоков информации одновременно. Большая часть информации в кратковременной памяти хранится 20-30 секунд, после чего мы ее быстро забываем, только если не повторяем снова и снова.
  • # 42: Вы видите вещи иначе, чем их воспринимаете . Согласно исследованию Кембриджского университета, «неважлво в якоу поряке розмщени бквы в слове». Главное, чтобы первая и последняя буквы были на своем месте. Даже если другие буквы будут перемешаны, вы сможете прочитать предложения. Это происходит потому, что человеческий мозг не читает каждую букву , слово в целом. Он постоянно обрабатывает информацию, которую получает от органов чувств и то, как вы воспринимаете информацию (слова), как правило, отличается от того, что вы видите (перепутаны буквы).
  • # 43: Вы знаете, как делать вещи, которые никогда раньше не делали . Представьте, что вы никогда не видели iPad, но вам его дали и предложили почитать на нем книги. Еще до того, как вы включите iPad и начнете им пользоваться, в вашей голове уже будет модель того, как читать с его помощью книги. У вас будут предположения того, как будет выглядеть книга на экране, какими функциями вы сможете пользоваться, и как вы это будете делать.
  • # 44: Ребенок начинает воспринимать свое отдельное «Я» только после двух лет рождения , а до этого он чувствует себя одним целым со всем окружающим миром. Так, как мы с вами считаем свою руку, ногу «собой», так и малыш считает весь окружающий мир частью себя.
  • # 45: 90% всех заболеваний несут в себе психологический характер, а окончательно вылеченной человек может быть только при восстановлении своего душевного равновесия.
  • # 46: Доказано, что ребенок, лишенный на длительное время физического контакта с людьми, деградирует и может погибнуть. В следствии с этим, отсутствие физических эмоциональных связей может быть фатальной для человека. Это в своем роде сенсорный голод, который необходимо стимулировать в жизни человека.
  • # 47: Наблюдение психологов показывают, что при личных контактах собеседники не способны смотреть друг на друга постоянно , а лишь не более 60% общего времени. Однако время зрительного контакта может выходить за эти пределы в двух случаях: у влюбленных и в агрессивно настроенных людей. Поэтому если малознакомый человек долго и пристально смотрит на вас, чаще всего это говорит о скрытой агрессии. :))
  • # 48: Продолжительность визуального контакта зависит от расстояния между собеседниками. Чем больше расстояние, тем более длительные контакты глаз возможны между ними. Поэтому общение будет более эффективным , если партнеры сидят по разные стороны стола — в этом случае увеличение расстояния между ними будет компенсироваться увеличением длительности контакта глаз.
  • # 49: Женщины дольше смотрят на тех, кто им симпатичен, а мужчины — на тех, кто симпатизирует им. Как показывают наблюдения, женщины чаще мужчин используют прямой взгляд, а поэтому они менее склонны воспринимать пристальный взгляд как угрозу.
  • # 50: Не следует думать, что прямой взгляд является признаком честности и открытости. Человек, умеющий врать , может фиксировать взгляд на глазах собеседника, а также контролировать свои руки, не позволяя им приближаться к своему лицу.
  • # 51: Сужение и расширение зрачков НЕ подчиняется сознания, поэтому их реакция очень четко показывает заинтересованность партнера в вас. Расширение зрачков показывает усиление интереса к вам, о враждебности расскажет их сужение. Однако подобные явления следует наблюдать в динамике, так как размер зрачка зависит также от освещенности. При ярком солнце зрачки у человека узкие, в темном помещении зрачки расширяются.
  • # 52: Теория нейролингвистического программирования утверждает, что по движению глаз собеседника можно узнать, какие именно образы сейчас в сознании человека и чем он занят в данный момент: придумывает или вспоминает.
  • # 53: Если собеседник смотрит налево вверх или просто вверх, скорее всего он погружен в зрительные воспоминания. Такой взгляд можно наблюдать у человека, отвечает на вопрос «Кто изображен на пятидолларовой купюре?».
  • # 54: Взгляд в направлении направо вверх выдает зрительное конструирование. Человек пытается представить то, что он никогда не видел. Например, попробуйте представить вашего близкого друга в скафандре космонавта.
  • # 55: Взгляд налево в сторону говорит о слуховых воспоминания. Например, вспомните звуки фортепиано. Если взгляд направлен справа в сторону — это признак слухового конструирования. Например, представьте, как разговаривают инопланетяне.
  • # 56: Взгляд налево вниз — внутренний разговор с собой. Умение непринужденно и незаметно наблюдать за глазами собеседника, анализируя его, окажут вам неоценимую помощь, как в ежедневных разговорах, так и в случае важной деловой беседы.

А какие интересные факты о психологии знаете Вы? Пишите в комментариях, будем рады услышать что-то новенькое.

Психология человека – сложная наука, постичь которую хотя бы частично возможно лишь приложив большие усилия. Несмотря на то, что психология вообще является наукой, предмет ее изучения – человеческая психика – вызывает множество споров. Это связано с тем, что объект исследования сложно подвергнуть точным измерениям и анализу. Исследователям остается лишь выявлять определенные закономерности, наблюдать протекающие в психике процессы, основываться на опыте друг друга.

Несмотря на разность мнений и учений, психология человека включает в себя несколько базовых общепризнанных элементов.

Темперамент человека

Большинству простых обывателей известны основные типы темперамента и их описания, однако мало кто знает о том, что темперамент по большей части представляет собой тип нервной системы, а именно – ее реагирования на внутренние и внешние воздействия.

Холерик – это наиболее «быстрый» тип, обладает высокой скоростью реакций, быстро реагирует на изменение исходных условий. В связи с этим человек, относящийся к этому типу, является более возбудимым, нервозным, эмоциональным. Скорость реагирования на происходящее определяет и быстроту утомляемости – как правило, такому человеку требуется немного времени для того, чтобы растратить свои ресурсы и утомиться. На личностных особенностях это отражается в виде вспыльчивости, говорливости, активном жестикулировании, торопливости, такие люди бывают излишне восприимчивы, спровоцировать вспышку агрессии у них проще, нежели у других типов.

Меланхолик – данный тип характеризуется преимущественно торможением, сильные внешние и внутренние стимулы затрудняют деятельность и психические процессы. Несмотря на это, меланхолик восприимчив, склонен к глубоким переживаниям и сильным чувствам. Изменение условий, новая обстановка вызывают у такого человека затруднения в адаптации, общении, он может стать замкнутым, робким. Благоприятные, стабильные условия могут послужить хорошими обстоятельствами для успешной деятельности, требующей вдумчивости, наблюдательности.

Флегматик – пожалуй, самый «медленный» тип темперамента. Его реакции замедлены, однако психические процессы стабильны и устойчивы. Эмоциональная сфера выражена слабее, флегматик спокоен и выдержан. Неспешность отлично компенсируется прилежанием, усидчивостью, настойчивостью, поэтому он нередко добивается успехов в деятельности, требующей монотонной работы.

Сангвиник – обладает быстрыми реакциями, однако проявляет свою активность лишь при наличии интереса и мотивации. Чаще он положительно настроен, легко смиряется с неудачами, быстро адаптируется к новым условиям и является общительным, контактным человеком. Стереотипы мышления сангвиника лабильны – он легко расстается с «устаревшими» убеждениями. Также такой человек быстро переключает внимание, может делать несколько дел одновременно, и, несмотря на вышесказанное, он эмоционально устойчив.

В отличие от конкретных черт характера, темперамент не меняется в течение жизни человека, поскольку это - психофизиологический тип протекания процессов нервной системы.

Познавательные психические процессы

Память, внимание, мышление – присущие всем людям «компоненты» психики, которые также имеют свои характеристики. Как уже говорилось выше, отчасти особенности этих процессов зависят от темперамента и состояния нервной системы.

Однако при условии здоровья центральной нервной системы и нормы физиологических процессов внимание, мышление, память могут характеризоваться по-разному у различных людей.

Эта часть человеческой психологии наиболее поддается изучению, ведь можно измерить объем памяти, определить концентрацию внимания, а мышление и вовсе изучается вдоль и поперек – выделяют несколько форм (например, логическое, образное и др.), каждая из которых может быть протестирована установленными диагностическими методами.

Характер

А это – уже более «субъективная» часть человеческой психики. Личностные черты являются более подвижными, они могут меняться в течение жизни или под воздействием определенных стрессовых событий и ситуаций. Каждый человек обладает набором черт, которые в ходе жизнедеятельности изменяются по степени выраженности, меняются также и основные «акценты» - одна черта может преобладать над другой.

Совокупность поведенческих и личностных черт составляет тип характера. Существует большое количество классификаций типов, каждая из которых имеет под собой весомую научную базу, методологические инструменты, основания. Однако в общих чертах содержание характера определяет жизненную направленность человека:

ценности;

потребности;

степень активности и др.

Именно направленность лежит в основе цельности характера, силы его проявления.

Отдельной категорией выделяют волю – это самостоятельный психический процесс, присущий человеку. В сущности воля представляет собой уникальную способность человека осуществлять контроль за своим поведением и мыслями произвольно, т.е. прикладывая усилия, целенаправленно.

Волевой акт представляет собой процесс принятия решения и его реализацию. Примечательно, что на каждом из этапов – побуждение, создание мотива, принятие решения, осуществление, - человек прикладывает усилия.

Психологию человека можно изучать как с точки зрения науки, так и с житейской, мистической или эзотерической подоплекой, однако популярная психология не дает полных знаний о человеческой психике. Несмотря на то, что не каждый имеет возможность получить психологическое образование, важно знать основы психологии человека не только «для себя» - чтобы лучше понимать собственные процессы, но и для выстраивания продуктивных отношений с другими. Психология человека помимо всего прочего – инструмент, позволяющий выстроить гармоничные отношения с окружающим миром, обществом.

Статью подготовила психолог Полторанина Маргарита Владимировна

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Презентация на тему собор святой софии в константинополе Проект на тему храм святой софии Презентация на тему собор святой софии в константинополе Проект на тему храм святой софии Натюрморт презентация на тему Натюрморт презентация на тему История обучения в УрГПУ (Уральский государственный педагогический университет) Ургпу институты История обучения в УрГПУ (Уральский государственный педагогический университет) Ургпу институты