Налог на использование объектов животного мира. Особенности оплаты сбора за пользование объектами животного мира

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

С января 2004 года в РФ изменилась система взимания платежей за пользование объектами природной среды (животных и водных ресурсов) – был введен единый сбор, приравненный к налоговым обязательствам. Указанным сбором облагаются только объекты, на добычу и использование которых выдается специальное разрешение. Разберем общие правила расчета и перечисления указанного вида платежей.

Общие сведения про сбор за пользование животного мира и водных биологических ресурсов

До 2004 года вместо современного сбора существовало два вида платежей:

  • плата за пользование животными объектами;
  • квоты на вылов водных ресурсов.

Существовавшая система была неэффективной и создавала предпосылки для коррупционных действий. Введенный сбор распространяется на все виды субъектов, в том числе физических лиц.

Понятие и характеристика

Рассматриваемый сбор отнесен к обязательным федеральным платежам, однако не является налогом. Обязанность по уплате указанного вида платежа распространяется на всю территорию РФ, при этом принятие дополнительных региональных или местных нормативных актов не требуется.

Под пользованием понимается добыча указанных объектов и ресурсов в естественных условиях – в лесах, на полях, в водных зонах и территориях, и т.д. Следовательно, при разведении указанных объектов в искусственных условиях сбор не уплачивается. Кроме того, сбор подлежит уплате при добыче не всех видов объектов и ресурсов, а только таких, для которых должно выдаваться специализированное разрешение (оно выдается уполномоченными федеральными ведомствами).

Нормативное регулирование

Для введения в действие нового сбора, в 2003 году Налоговый кодекс РФ был дополнен главой 25.1 (ст. ст. 333.1-333.7 НК РФ). Дополнительно, при расчете суммы платежа, учитываются следующие законодательные акты:

  • Федеральный закон № 52-ФЗ;
  • Федеральный закон № 191-ФЗ;
  • Федеральный закон № 187-ФЗ.

Указанные акты федерального значения не могут изменять или отменять порядок уплаты сбора или его размер, однако регламентируют условия выдачи разрешений и правила добычи указанных животных и водных объектов.

Объекты

Перечень объектов, за изъятие которых из природной сферы которыми предстоит уплачивать сбор, регламентирован ст. 333.2 НК РФ:

  • объекты животной сферы , для изъятия которых из естественной среды требуется специальное разрешение – перечень таких объектов утверждается на федеральном уровне;
  • водные ресурсы биологического характера , которые извлекаются из естественной среды на основании специального разрешения.

В состав объектов, за которые уплачивается сбор, не входят животные и водные биологические ресурсы, извлекаемые из природной среды для личного использования малочисленных и коренных народностей. Перечень таких льготных категорий также регламентирован законодательными актами. Помимо этого, не будет взиматься платеж за объекты, извлекаемые иными субъектами, для которых рыболовство и охота являются основным признаком существования.

Порядок и сроки уплаты сборов

Плательщики

В ст. 333.1 НК РФ перечислены категории субъектов, на которых распространяется обязанность по уплате указанного сбора:

Признать плательщиком сбора можно только субъект, который обратился за .

Если пользования происходит без разрешительной документации, виновное лицо будет обязано возместить ущерб природной среде в виде штрафных санкций.

Проблемы сбора

Основные сложности с начислением и удержание сбора заключаются в безлицензионном пользовании животными и водными объектами и ресурсами. Добыча без разрешения признается браконьерством и карается по нормам УК РФ или КоАП РФ, однако выявить факт такого нарушения и установить виновных лиц крайне сложно.

Наиболее ценные породы животных и водных объектов добываются в труднодоступных местах, где отсутствуют на постоянной основе правоохранительные или иные уполномоченные органы. По этой причине, существенная доля изъятых ресурсов животного и водного мира не охватывает разрешениями, и, соответственно, сбором по НК РФ. Кроме того, даже при наличии разрешения субъекты, добывающие ресурсы, могут занижать их объемы и количество.

Сбор за спецводопользование описан в видео ниже:

Оплата налога

Тарифы для расчета рассматриваемого платежа утверждены ст. 333.3 НК РФ и определяются следующим образом:

  • для животных объектов – за единицу (одно животное), разрешенную к добыче;
  • для водных ресурсов биологического характера – за одну тонну.

Например, за одного добытого лося, на которого выдано разрешение, придется уплатить 1500 руб., а за одну тонну трески – 3000 рублей. За изъятие молодых копытных животных (в возрасте до года) из дикой природной среды размер ставки увеличивается на 50%.

Если добыча осуществляется с целью охраны населения или защиты от эпидемиологических заболеваний, сумма ставки за сбор будет равно 0 рублей. Аналогичным образом, не нужно уплачивать сбор при добыче указанных объектов для целей научного исследования, либо для определения их запасов. Отдельные категории льгот предусматриваются для рыбохозяйственных предприятий и колхозов и иных аналогичных структур.

Сумма сбора рассчитывается при выдаче разрешения на добычу и перечисляется в бюджет в виде однократного или разового платежа. Если оплата осуществлялась в виде авансового разового платежа, оставшуюся сумму нужно перечислять пропорциональными долями в бюджет не позднее 20-го числа каждого месяца в течение всего срока действия разрешительного документа.

Граждане перечисляют сбор по месту расположения ведомства, выдавшего разрешение на добычу или охоту. Субъекты предпринимательской деятельности перечисляют сбор за изъятие объектов из водной сферы на территории, где были поставлены на учет в ИФНС, а за объекты животной сферы – по месту расположения органа, выдавшего разрешительный документ.

Сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов

Р.Р. Яруллин, д.э.н., профессор, Башкирская АГСУпри Президенте РБ

В российском законодательстве животный мир признаётся достоянием народов Российской Федерации, неотъемлемым элементом природной среды и биологического разнообразия Земли, возобновляющимся природным ресурсом, важным регулирующим и стабилизирующим компонентом биосферы, всемерно охраняемым и рационально используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан РФ.

В настоящее время в условиях экологического кризиса актуальным становится проведение мероприятий, направленных на сохранение уникального животного мира и водных биологических ресурсов нашей страны. В этих целях в России установлены сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов. Сумма сборов зачисляется на счета органов Федерального казначейства для их последующего распределения в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Полученные средства направляются на содержание органов, следящих за сохранностью объектов животного мира; на проведение мероприятий, предназначенных для борьбы с нарушителями законодательства в сфере охраны животного мира и др.

Указанная плата до 1 января 2004 г. взималась в соответствии со следующими федеральными законами:

1) «О животном мире» от 24.04.1995 г., № 52-ФЗ;

2) «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30.11.1995 г., № 187-ФЗ;

3) «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» от 17.12.1998 г., № 191-ФЗ;

4) «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» от 31.07.1998 г., № 155-ФЗ.

Предельные размеры данной платы определялись подзаконным актом - постановлением Правительства РФ от 04.01.2000 г. № 1 «О предельных размерах платы за пользование объектами животного мира, отнесёнными к объектам охоты, изъятие которых из среды их обитания без лицензии запрещено». Конкретный размер платы устанавливали органы исполнительной власти субъектов России.

Однако создать единую нормативно-правовую базу, обеспечить координацию деятельности

федеральных органов исполнительной власти не удалось. Указанные законы не содержали чёткого изложения порядка исчисления и внесения в бюджет платы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов. Это затрудняло администрирование платежей и прогнозирование возможных поступлений от них .

С 1 января 2004 г. вступила в силу новая глава Налогового кодекса Российской Федерации - глава 25.1 «Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов», которые входят в систему федеральных сборов и взимаются в соответствии с нормами Налогового кодекса .

Первоначально законодатель планировал включить в текст части второй Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) две главы, каждая из которых регулировала бы свой вид сбора. Но этого сделано не было. Использованный приём не может быть объяснён высокой степенью сходства правовой природы этих сборов. По мнению автора, это скорее следствие очередной технической ошибки законодателя. Значительная часть элементов правовой характеристики каждого из рассматриваемых сборов специфична. Различаются не только объекты этих сборов, но и их плательщики, ставки, а также порядок их уплаты. В результате в тексте каждой статьи главы 25.1 НК законодатель вынужден устанавливать регламентируемый элемент обложения с учётом особенностей применения для того или иного сбора.

На основании статьи 333.1 НК РФ плательщиками сборов признаются организации и физические лица, в том числе предприниматели, которые подразделяются на две группы:

1) использующие объекты животного мира (кроме объектов водных биологических ресурсов);

2) использующие объекты водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген.

Обязательным условием для осуществления деятельности, связанной с эксплуатацией объектов животного мира и водных биологических ресурсов, является получение в установленном порядке лицензии или разрешения.

Соответственно, объектами обложения считаются объекты животного мира и объекты вод-

ных биологических ресурсов в соответствии с предусмотренным в НК РФ перечнем, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании лицензий или разрешений на пользование объектами животного мира, и объектами водных биологических ресурсов, выдаваемых в соответствии с российским законодательством.

Не подлежат обложению объекты, используемые для личных нужд малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также лицами, для которых охота и рыболовство являются основой их существования.

Ставки сборов дифференцированы по видам используемого ресурса и выражены в рублях. Для исчисления подлежащих уплате в бюджет сумм разработаны три группы (таблицы) ставок, применяемых в:

Отношении объектов животного мира (диких хищных, пушных и копытных животных, диких птиц);

Отношении объектов водных ресурсов (рыб, крабов, креветок);

Отношении морских млекопитающих как особого вида водных биоресурсов (китообразных, тюленей и т.п.).

Для объектов животного мира за единицу налоговой базы принято одно животное. Наибольшая ставка предусмотрена за изъятие овцебыка - 15000 рублей.

Ставки сбора по второй группе определяются из расчёта за одну тонну и различаются не только по видам ресурсов, но и по водным бассейнам. Наибольшие ставки сбора введены за лов крабов - 35000 рублей.

В рамках третьей группы ставки установлены за одну тонну млекопитающего. Высшая ставка установлена за улов касатки и других китообразных - 30000 рублей.

Сумма сбора равна произведению соответствующего количества облагаемых объектов животного мира и ставки сбора, установленной для данного вида ресурса.

Глава 25.1 Налогового кодекса Российской Федерации является сравнительно новой, поэтому она имеет свои дискуссионные моменты . Так, например, согласно НК РФ требуется взимать сборы при осуществлении охоты и промысла (промышленного рыболовства), но прямо в нём об этом не говорится. Поэтому применять положение главы 25.1 Налогового кодекса Российской Федерации нужно во взаимосвязи с положениями федеральных законов, которые регулируют отношения в области охраны и использования животного мира (водных биологических ресурсов).

Следующим недостатком, на наш взгляд, является то, что пунктом 1 ст. 333.3 НК РФ определён закрытый перечень объектов животного мира, за охоту на которых уплачивается сбор (к ним относятся: копытные и пушные животные, хищники, птицы - всего 45 видов, подвидов и популяций диких животных). В связи с этим дикие животные, не поименованные в указанном перечне, не относятся к объектам животного мира и не облагаются сбором (к примеру, не облагается сбором охота на зайцев, лис, песцов, уток, гусей, куропаток и др. животных).

Важным моментом является то, что ставки сбора за пользование объектами животного мира определены по каждому виду объектов в абсолютной величине - в рублях за единицу облагаемой базы, т.е. за одно дикое животное, и их необходимо рассчитать исходя из потребности в финансовых средствах на охрану, защиту, воспроизводство охотничьих животных и действующих в настоящее время цен на товары и услуги.

Мы полагаем, что рассмотренные дискуссионные моменты требуют дальнейшей разработки главы 25.1 НК РФ.

В первую очередь необходимо, чтобы сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов регулировались не рядом нормативноправовых актов, а единым законодательным документом, имеющим однозначное толкование и не противоречащим Налоговому кодексу РФ.

Требуется расширить перечень объектов животного мира и объектов водных биологических ресурсов, т.к. проведение мероприятий, направленных на их защиту и воспроизводство, также требует дополнительных финансовых ресурсов.

Кроме того, следует ежегодно пересматривать ставки с целью их корректировки, исходя из действующих в настоящее время цен.

Считаем обязательным осуществление жесткого контроля за поступлениями указанных сборов в бюджет с тем, чтобы исключить нарушение законодательства.

По нашему мнению, предложенные мероприятия позволят направить полученные от сборов средства на борьбу с незаконным использованием объектов животного мира и обеспечить восполнение биологических ресурсов страны.

Литература

1. Гончаренко Л.И., Каширина М.В.Налогообложение юридических лиц: учебное пособие. М.: ФОРУМ: ИНФРА, 2007. 176 с.

2. Комментарий к Налоговому кодексу РФ, частям первой и второй/ под ред. Ю. Ф. Кваши. 8-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство «Юрайт», 2010. 1375 с.

3. Налоги и налогообложение в Российской Федерации / под ред. В.Г. Панскова. М.: Международный центр финансовоэкономического развития, 2004. 576 с.

(Глава 25.1 НК )

Включают два сбора:

1) сбор за пользование объектами животного мира;

2) сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов.

Плательщики – юридические и физические лица, получающие лицензии на пользование соответствующими объектами животного мира и водных биологических ресурсов.

Юридическими лицами и гражданами могут осуществляться следующие виды пользования животным миром (Федеральный закон № 52-ФЗ от 24.04.1995 г. «О животном мире» ):

  • рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих;

    добыча объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства и др.

Ставки сбора установлены статьей 333.3 НК в зависимости от вида объектов животного мира и объектов водных биологических ресурсов.

Сумма сбора за пользование объектами животного мира уплачивается при получении лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира в полном размере.

Сумма сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов уплачивается в виде разового и регулярных взносов. Сумма разового взноса определяется как 10 процентов от исчисленной суммы сбора и уплачивается при получении разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов. Оставшаяся сумма сбора, определяемая как разность между исчисленной суммой сбора и суммой разового взноса, уплачивается равными долями в виде регулярных взносов в течение всего срока действия разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов ежемесячно не позднее 20-го числа.

Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов по лицензии (разрешению), не позднее 10 дней с даты получения такой лицензии (разрешения)представляют в налоговый орган сведения о полученных лицензиях (разрешениях), суммах сбора, подлежащих уплате, и суммах фактически уплаченных сборов. Для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, отчетность не предусмотрена.

3.6. Водный налог

(Глава 25.2 НК )

Налогоплательщики – организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса Российской Федерации (после 1.01.2007 г.).

Таблица 9

Объекты налогообложения и налоговая база по водному налогу

Объект налогообложения

Налоговая база

Забор воды из водных объектов

объем воды, забранной из водного объекта, в тыс. куб. м.

Использование акватории водных объектов (за исключением лесосплава в плотах и кошелях)

площадь предоставленного водного пространства, в кв.км.

Использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики

количество произведенной электроэнергии, в тыс. кВт∙ч

Использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях

произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100, в тыс. куб.м. / 100 км

Перечень видов водопользования, не признаваемых объектами налогообложения, установлен в п.2 ст. 333.9 НК .

Особенности определения налоговой базы :

1) При заборе воды – объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период.

Данный объем определяется на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды. В случае отсутствия водоизмерительных приборов объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности технических средств. В случае невозможности определения объема забранной воды исходя из времени работы и производительности технических средств объем забранной воды определяется исходя из норм водопотребления.

2) При использовании акватории водных объектов – площадь предоставленного водного пространства.

Данная площадь определяется по данным лицензии на водопользование (договора на водопользование), а в случае отсутствия в лицензии (договоре) таких данных по материалам соответствующей технической и проектной документации.

Налоговый период – квартал.

Налоговые ставки (ст. 333.12 НК ) устанавливаются дифференцировано в зависимости:

а) от вида водопользования;

б) от экономического района;

в) от бассейна рек, озер, морей.

Начиная с 2015 года ставки водного налога будут увеличиваться (индексироваться) на 15% ежегодно.

Налог уплачивается, а также декларация в налоговый орган представляется не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Cбор за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов - это не налог, но сбор, входящий в налоговую систему России и регулируемый Налоговым кодексом РФ. По сути это даже два сбора - один за пользование объектами животного мира, второй за пользование объектами водных биоресурсов. Но они так близки, что объединяются в единую сущность.

Сбору посвящена глава 25.1 НК РФ, которая устанавливает основы этого платежа в бюджет со стороны организаций и ИП. Также важное значение имеет Постановление Пленума ВАС РФ от 26.07.2007 N 45, которым разъяснены основные вопросы применения сбора.

Плательщики

Плательщики сборов за пользование объектами животного мира и водных биоресурсов - это организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке разрешение:

  • на добычу объектов животного мира на территории РФ;
  • на добычу (вылов) водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе РФ и в ее исключительной экономической зоне, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген.

Объекты обложения сборами

Сборами облагаются объекты животного мира и водных биологических ресурсов, поименованные в статье 333.3 НК РФ, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании выданного разрешения.

В статье 333.3 НК РФ перечислены животные, птицы, рыбы и другие обитатели водоемов, которые таким образом признаются объектами обложения данными сборами.

Сборами не облагаются объекты животного мира и водных биологических ресурсов, пользование которыми осуществляется:

  • для удовлетворения личных нужд представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ (по перечню Правительства РФ);
  • лицами, постоянно проживающими в местах традиционного обитания и хозяйствования коренных малочисленных налогов, если охота и рыболовство являются основой их существования.

Есть лимиты на использование объектов животного мира и водных биоресурсов, они устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Ставки сбора

Ставки сбора установлены Налоговым кодексом РФ:

  • за каждый объект животного мира - п. 1 ст. 333.3 НК РФ;
  • за каждый объект водных биологических ресурсов - п. 4 ст. 333.3 НК РФ;
  • за каждый объект водных биоресурсов - морских млекопитающих - п. 5 ст. 333.3 НК РФ.

При соблюдении определенных условий возможно применение нулевой ставки (п. 3 и п. 6 ст.333.3), а также пониженных ставок сборов (п. 2 и п. 7 ст. 333.3).

Обязательные условия

Органы, выдавшие разрешение на добычу объектов животного мира и/или разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, не позднее 5-го числа каждого месяца представляют в налоговые органы по месту своего учета сведения:

  • о выданных разрешениях;
  • о сумме сбора, подлежащей уплате по каждому разрешению;
  • о сроках уплаты сбора.

Сведения представляются по утвержденным формам (Приказы ФНС РФ от 26.02.2006 N САЭ-3-21/108@, от 26.02.2006 N САЭ-3-21/111@).

Организации и индивидуальные предприниматели, получившие соответствующее разрешение, не позднее 10 дней со дня его получения представляют в налоговый орган по месту нахождения органа, выдавшего указанное разрешение, сведения:

  • о полученных разрешениях на добычу объектов животного мира;
  • о суммах сбора, подлежащих уплате;
  • о суммах фактически уплаченных сборов.

Сведения представляются по утвержденным формам (Приказы ФНС РФ от 26.02.2006 N САЭ-3-21/109@, от 26.02.2006 N САЭ-3-21/110@).

По истечении срока действия разрешения на добычу объектов животного мира организации и индивидуальные предприниматели вправе обратиться за зачетом или возвратом сумм сбора по нереализованным разрешениям.

Зачет или возврат сумм сбора осуществляется в порядке, установленном гл. 12 Налогового кодекса РФ, при условии представления соответствующих документов.

Порядок распределения квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов в научно-исследовательских целях, учебных и культурно-просветительских целях утвержден Постановлением Правительства РФ от 26.11.2008 N 887.

Распределение общих допустимых уловов водных биологических ресурсов применительно к видам квот их добычи (вылова) установлено Постановлением Правительства РФ от 15.12.2005 N 768.

Порядок уплаты сбора

О сроках и порядке уплаты сбора указано в ст. 333.5 Налогового Кодекса РФ.

Плательщики сбора за пользование объектами животного мира (кроме водных биоресурсов) уплачивают сбор при получении разрешения на добычу.

Плательщики сбора за пользование объектами водных биоресурсов уплачивают его в виде разового и регулярных взносов, а также в случаях, предусмотренных НК РФ, - единовременного взноса.

Уплата сбора за пользование объектами животного мира производится по месту нахождения органа, выдавшего разрешение на добычу объектов животного мира.

Уплата сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов производится:

  • плательщиками - физическими лицами, за исключением ИП, - по месту нахождения органа, выдавшего разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов;
  • плательщиками - организациями и ИП - по месту своего учета.

Зачисляются сборы на счета федерального казначейства с последующим распределением по бюджетам.

Сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов регулируются главой 25.1. Налогового Кодекса РФ.

Плательщики сбора за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов - организации и физические лица, в т.ч. индивидуальные предприниматели, получающие лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов на территории РФ (ст. 333.1 НК РФ).

Объектами налогообложения признаются объекты животного мира и водных биологических ресурсов, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов.

Не признаются объектами обложения объекты животного мира и объекты водных биологических ресурсов, пользование которыми осуществляется для удовлетворения личных нужд представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока и лицами, не относящимися к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, для которых охота и рыболовство являются основой существования (ст. 333.2 НК РФ).

Налоговым кодексом установлены ставки в рублях за объекты животного мира, за объекты водных биологических ресурсов и за морских млекопитающих.

Ставки сбора за объекты водных биологических ресурсов устанавливаются в размере 0 рублей, когда их использование осуществляется в целях:

· охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека, предохранения от заболеваний сельскохозяйственных и домашних животных, регулирования видового состава биологических ресурсов, предотвращения нанесения ущерба экономике, животному миру и среде его обитания, а также в целях воспроизводства объектов водных биологических ресурсов;

· изучения запасов и промышленной экспертизы, а также в научных целях в соответствии с законодательством РФ (ст. 333.3 НК РФ).

Ставки сбора за объекты водных биологических ресурсов для градо- и поселкообразующих российских рыбохозяйственных организаций установлены НК в размере 15% от установленных ставок.

Сумма сбора за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов определяется в отношении каждого объекта как произведение соответствующего количества объектов и ставки сбора, установленной для соответствующего объекта животного мира водных биологических ресурсов (ст. 333.4 НК РФ).

Плательщики уплачивают сумму сбора за пользование объектами животного мира при получении лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира по месту нахождения органа, выдавшего лицензию.

Плательщики уплачивают сумму сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов в виде разового и регулярных взносов.

Сумма разового взноса определяется как доля исчисленной суммы сбора, размер которой равен 10 %. Уплата разового взноса производится при получении лицензии (разрешения).

Оставшаяся сумма сбора уплачивается равными долями в виде регулярных взносов в течение всего срока действия лицензии (разрешения) ежемесячно не позднее 20-го числа.

Уплата сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов производится:

· плательщиками - физическими лицами, за исключением индивидуальных предпринимателей, - по месту нахождения органа, выдавшего лицензию (разрешение);

· плательщиками - организациями и индивидуальными предпринимателями - по месту своего учета (ст. 333.5 НК РФ).

По истечении срока действия лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира организации и индивидуальные предприниматели вправе обратиться в налоговый орган за зачетом или возвратом сумм сбора по нереализованным лицензиям. Зачет или возврат сумм сбора осуществляется при условии представления документов, перечень которых утверждается федеральным налоговым органом (ст. 333.7 НК РФ).

Водный налог

Водный налог регулируется главой 25.2. Налогового Кодекса РФ.

Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров или решений, заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса (ст. 333.8 НК РФ).

Виды пользования водными объектами:

1. Забор воды из водных объектов;

2. Использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;

3. Использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

4. Использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях (ст. 333.9 НК РФ).

Налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта:

· При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период;

· При использовании акватории водных объектов, за исключением сплава древесины в плотах и кошелях, налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства;

· При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии;

· При использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100 (ст. 333.10 НК РФ).

Налоговым периодом признается квартал (ст. 333.11 НК РФ).

Налоговым Кодексом установлен размер налоговых ставок по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам РФ.

При заборе воды сверх установленных лимитов водопользования ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере. В случае отсутствия утвержденных квартальных лимитов квартальные лимиты определяются расчетно как 1/4 утвержденного годового лимита.

Ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 рублей за одну тысячу кубических метров воды.

Налогоплательщик исчисляет сумму налога самостоятельно как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки.

Сумма налога уплачивается по местонахождению объекта налогообложения в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения в срок, установленный для уплаты налога (ст. 333.13-333.15 НК РФ).

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Как выбрать, рассчитать и скорректировать мультипликаторы Как выбрать, рассчитать и скорректировать мультипликаторы Готовая продукция в бухучёте Термин готовая продукция Готовая продукция в бухучёте Термин готовая продукция Рецепты маринованного лука в уксусе, майонезе, масле, лимоне, томате, по-корейски Рецепты маринованного лука в уксусе, майонезе, масле, лимоне, томате, по-корейски