Николай цискаридзе биография личная жизнь жена дети. Николай цискаридзе - биография, информация, личная жизнь

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Николай Максимович Цискаридзе (31 декабря 1973) – российский артист, солист балета Большого театра, обладатель множества наград в области культуры и искусства. С 2001 года – Народный артист России.

Детство

Николай Максимович Цискаридзе родился 31 декабря в городе Тбилиси и был поздним ребенком. Мать родила его в возрасте 43-х лет и в течение беременности часто слышала предупреждения врачей о том, что ребенок может родиться больным и слабым. Однако появившийся на свет малыш был абсолютно здоров и бодр, что вселило уверенность в начинающих сомневаться родителей.

Мать Николая практически всю свою жизнь проработала на атомной электростанции, и только в предпенсионном возрасте, когда здоровье уже не позволяло ей совершать серьезные расчеты, она устроилась в школу недалеко от дома, где начала преподавать физику и математику. Цискаридзе старший был известным скрипачом и по долгу профессии редко появлялся дома, постоянно гастролируя и выступая в разных городах и странах.

Поскольку оба родителя были заняты почти целый день, воспитанием ребенка занимались бабушка по отцовской линии и нанятая сиделка. Первая учила ребенка письму и заставляла прослушивать классические произведения, а няня стремилась обучить мальчика чтению. Именно она привила ему любовь к литературе.

«В 6 лет я впервые прочитал Шекспира. Даже сегодня встречаю распространенное мнение о том, что этот возраст не подходит для подобных произведений. Но не могу с этим согласиться – я понял суть пьесы и она мне, действительно, очень понравилась».

Параллельно проявляется талант Коли легко и непринужденно держаться перед большой аудиторией. Он часто устраивал спектакли и ставил сценки в школе, с удовольствием ходил с матерью и бабушкой на постановки в театры и даже пару раз выступал перед соседями, читая небольшие стишки и показывая свой талант.

Юность

В 1984 году Николай решает поступить в Тбилисское хореографическое училище. Там он продолжает совершенствовать свой талант и одновременно участвовать в постановках. Однако молодой парень понимает, что это еще далеко не предел мечтаний. Заручившись поддержкой администрации училища, он переводится в Московское хореографическое училище. Именно здесь он встречает своего первого и, как впоследствии признаётся сам Цискаридзе, лучшего педагога Пестова. Несмотря на то, что учитель славится в училище своей твердой и местами даже жестокой преподавательской методикой, он становится настоящим кумиром и идолом для молодого парня.

«Я считаю, что таким должен быть каждый педагог. Он учил меня не только двигаться на сцене, но и сражаться, сражаться до последнего. Я с уверенностью могу сказать, что, даже будучи почти убитым во время спектакля, смогу закончить свою роль и с достоинством покинуть сцену самостоятельно».

К слову, в училище Цискаридзе получает не только бесценный опыт, но и делает свои первые успехи. Пестов сразу подмечает в нем талант и огромный потенциал, и уже через полгода Николай становится лучшим студентом на курсе, исполняет сольные партии и даже несколько раз выступает в качестве молодого учителя для только поступивших талантов.

Карьера

В 1992 году Николай Цискаридзе с отличием заканчивает училище и еще долго после этого приходит навещать старых друзей и преподавательский состав. С помощью связей (на одном из выступлений в училище Цискаридзе замечает председатель экзаменационной комиссии Большого Театра Григорович) он становится танцором кордебалета и работает им в течение года. Однако председатель сразу же подмечает невероятный талант, артистические способности и отличную физическую подготовку юноши, поэтому уже через полгода Цискаридзе исполняет сольные роли во многих театральных постановках, самыми популярными и известными из которых являются «Золотой век», «Ромео и Джульетта» и «Щелкунчик».

После этого начинается колоссальный карьерный взлет Николая на театральной сцене. Буквально за несколько месяцев он становится исполнителем почти всех мужских ролей в постановках, играя в таких спектаклях, как «Чиполлино», «Шопениана», «Нарцисс», «Сильфида», «Видение розы» и др. Одновременно постановки помогают ему познакомиться с такими известными личностями, как Мария Александрова, Роман Симачев, Светлана Уланова, Борис Фадеечев, которые становятся не только учителями и наставниками Цискаридзе. От них он перенимает опыт. Они становятся надежными друзьями, всегда помогающими танцору во всём.

Конфликт в театре

В ноябре 2011 года Николай Цискаридзе приобретает негативную популярность в средствах массовой информации после интервью, в котором открыто критикует реставрацию Большого Театра. По его словам, театр больше не выглядит тем, чем должен был. На сегодняшний момент он, скорее, напоминает дешевый турецкий отель, нежели место, куда приходят культурно отдохнуть. Всё начинается с того, что Цискаридзе становится первой персоной, кого пускают на отреставрированную историческую сцену, которая и поражает танцора.

Вместо красивой старинной лепнины, которая должна была стать ключевым элементом оформления, Николай видит лишь куски плохо приклеенного папье-маше, о чем не может не сказать главному архитектору. Но тот лишь ссылается на директора Большого Театра Иксанова – мол, что нам приказали, то мы и сделали. Решив, что молчать об этом нарушении нельзя, Цискаридзе сначала пробует поговорить с самим директором, а затем даёт интервью одному из журналов, обвиняя местную администрацию в абсолютной некомпетентности и параллельно продвигая свою кандидатуру на пост директора Большого Театра.

Через 2 года Николай вовлекается в еще один скандал под названием «кислотная атака», где главным пострадавшим становится художественный руководитель балета всё того же театра Сергей Филин. Во время одного из его интервью из толпы выбегает парень и выливает в лицо мужчине кислоту, после чего того забирает скорая. Все подозрения падают на Цискаридзе, поскольку в своё время Сергей отказался ставить танцора на одну из главных ролей постановки, предложив лишь эпизодическую. Однако после допросов становится понятно, что известный танцор к этому не причастен. Тем не менее, отношения Николая с Большим Театром резко ухудшаются.

Личная жизнь

Как и многие другие его коллеги по сцене, Николай Цискаридзе очень часто становился главным действующим лицом множества слухов. Ему приписывали многочисленные романы с актрисами и даже фанатками. Один раз заподозрили в нетрадиционной сексуальной ориентации. Однако танцор не спешит что-либо опровергать, твердо веря в то, что оправдываться ему не перед кем и не в чем. Но серьезных отношений и семьи, по его словам, у него еще нет в силу нескольких причин, о которых Николай предпочитает молчать.

Родился 31 декабря 1973 года в Тбилиси. Отец - Цискаридзе Максим Николаевич, скрипач. Мать - Цискаридзе Ламара Николаевна, преподаватель математики и физики в средней школе.

Танцовщик Н.М. Цискаридзе - премьер Большого театра России, один из ведущих артистов труппы, исполняющий главные партии почти всего балетного репертуара. С раннего детства будущий артист увлекался сценическим искусством, особенно кукольным. Неотразимое впечатление произвели на него гастроли театра С.В. Образцова в Тбилиси, после чего он сам стал мастерить кукол, а став взрослым, сохранил любовь к ним и собрал большую коллекцию. Но все другие интересы затмила любовь мальчика к танцу.

В 1984 году его отдали в Тбилисское хореографическое училище. Успехи были таковы, что стало ясно: надо везти его в Москву. В 1987 году юноша поступает в Московское академическое хореографическое училище, которое оканчивает в 1992 году по классу замечательного педагога профессора П.А. Пестова.

Сразу по окончании училища Цискаридзе по приглашению Ю.Н. Григоровича был принят в труппу Большого театра. Несколько ранее в том же году он стал стипендиатом Международной благотворительной программы "Новые имена", отмечавшей самые талантливые юные дарования во всех видах искусства.

В 1996 году окончил Московский государственный хореографический институт.

В Большом театре Цискаридзе вначале, как и полагается начинающим артистам, станцевал почти весь кордебалетный репертуар, а потом начал исполнять небольшие, но уже достаточно сложные партии: Французскую куклу в "Щелкунчике", Конферансье в "Золотом веке", Юношу в "Шопениане", Голубую птицу в "Спящей красавице" и другие. Вскоре ему стали поручать ведущие партии во всех основных спектаклях классического репертуара: в "Лебедином озере", "Щелкунчике" и "Спящей красавице", в "Раймонде" и "Баядерке", в "Сильфиде" и "Жизели", а также в современных балетах: "Любовью за любовь", "Паганини", "Симфония до мажор", "Пиковая дама" и других.

Кроме того, в репертуаре Цискаридзе есть небольшие одноактные балеты и танцевальные номера, которые он с успехом исполняет как на сцене театра, так и в концертах и на гастролях: "Видение Розы" в постановке М. Фокина, "Нарцисс" в постановке К. Голейзовского, "Классическое па-де-де" на музыку Л. Обера, па-де-де из балетов "Корсар", "Фестиваль цветов в Джензано" и другие.

В 1995 году Цискаридзе получил серебряную медаль на VII Международном конкурсе артистов балета в Осаке (Япония), а в 1997 году - первую премию и золотую медаль на VIII Московском Международном конкурсе артистов балета, кроме того, на этом же конкурсе персональный приз Питера ван дер Слота "За сохранение традиций русского классического балета". О молодом танцовщике не только заговорили и стали писать в прессе, но на спектакли с его участием стала специально ходить публика, у него появились поклонники.

Лучшие дня

Успехи Цискаридзе были отмечены рядом премий: призом журнала "Балет" - "Душа танца" в номинации "Восходящая звезда" (1995), дипломом "Лучший танцовщик года" общества "Сильфида" (1997), трижды национальной премией "Золотая Маска" в номинации "Лучшая мужская роль" (1999, 2000, 2003) призом "Бенуа де ля данс" в номинации "Лучший танцовщик года" (1999), премией мэрии Москвы в области литературы и искусства (2000) и, наконец, Государственной премией Российской Федерации (2001) за исполнение главных ролей в спектаклях "Спящая красавица", "Жизель", "Баядерка", "Раймонда", "Дочь фараона". Все эти награды и премии по заслугам отмечали вклад, сделанный талантливым артистом в хореографическое искусство.

Цискаридзе обладает уникальными природными данными, благодаря которым он смог достичь высот танцевального искусства: высокий рост, стройная фигура, привлекательная внешность, он по натуре пластичен и музыкален. Но все это только предпосылки для создания подлинного искусства. Чтобы они претворились в художественный результат, необходимо пройти школу классического танца, которой Цискаридзе овладел в самой высокой степени. Его танец технически безупречен, отличается чистотой линий и совершенством классической школы с ее эстетикой красоты и радостных легких полетных движений.

Но и этого недостаточно для создания высокого искусства. Необходимо еще духовное наполнение каждой роли, познание ее сути, ее человеческого и образного значения, соединение танцевального и актерского мастерства. Тогда танец делается эмоциональным, увлекательным, заражающим зрителя своим внутренним содержанием.

Танцу Цискаридзе присуща одухотворенность, его отличает сила, но без всякого "нажима", лирика, но без сентиментальности, эмоциональность, но без наигранности. Цискаридзе танцует с большим чувством, но без излишней аффектации. В его искусстве есть та мера внутренней напряженности и внешней сдержанности, которая и создает величавую красоту пластики.

Все эти свойства шлифуются и совершенствуются в его работе в театре под наблюдением выдающихся репетиторов. Он начинал готовить свои первые роли с Г.С. Улановой и Н.Р. Симачевым, а далее занимался с М.Т. Семеновой и Н.Б. Фадеечевым. Они помогали ему на пути к совершенству.

Сказанное о танце Цискаридзе относится прежде всего к его ролям в классическом репертуаре, за которые он и получил большинство своих премий и наград, в том числе Государственную премию. В этих ролях у Цискаридзе было много предшественников. Он словно впитал в себя весь их опыт, но претворил его в соответствии с собственной индивидуальностью. Поэтому исполнение им ведущих партий в классических балетах можно назвать эталонным.

В "Лебедином озере" П.И. Чайковского в постановке Ю.Н. Григоровича (2001) Цискаридзе исполняет попеременно обе главные мужские роли: принца Зигфрида и Злого гения. Хотя это и классический балет, но Ю.Н. Григорович создал в нем совершенно новую образно-философскую концепцию, сохранив вместе с тем лучшее из старой хореографии. Впервые главным героем этого спектакля стал принц Зигфрид с его раздвоенной, мятущейся душой. И Цискаридзе прекрасно передает его элегантность и благородный аристократизм, как и его романтическую мечтательность - но вместе с тем и его драму, совершённую в результате роковой ошибки. Особенно же интересен Цискаридзе в роли Злого гения. В спектакле Ю.Н. Григоровича это рок, тяготеющий над Принцем, и одновременно его двойник или та темная часть его души, из-за которой он изменил своей любви и остался одиноким в конце спектакля. Злой гений у Цискаридзе зловещ и демоничен. Он властвует над Зигфридом и Одеттой, и танец Цискаридзе здесь напорист и энергичен, соединяясь с выразительной пантомимой. Его Злой гений непрерывно сопровождает Зигфрида и Одетту, следит за ними, стремится их погубить. Танцевальная и актерская стороны роли находятся в полном равновесии.

В "Легенде о любви" А. Меликова в постановке Ю.Н. Григоровича (2002) Цискаридзе исполняет центральную роль Ферхада, художника, раздвоенного между чувством любви и чувством долга. Его Ферхад мягок, по-восточному вкрадчив. Актер подчеркивает не столько его героизм, сколько любовную драму. Образ развивается от радостной беззаботности в начале через душевные коллизии и тяжелые переживания к безысходному трагическому концу.

Совсем иным явился Цискаридзе в спектакле "Пиковая дама" (на музыку Шестой симфонии П.И. Чайковского), поставленном в Большом театре в 2002 году французским балетмейстером Роланом Пети.

Р. Пети говорил о Цискаридзе: "Я нашел Германа в первый же день". Балетмейстер создал технически сложную и драматически насыщенную партию главного героя. Танец Цискаридзе в роли Германа нервен, стремителен и страстен. Его дуэты с Графиней напряженны и драматичны. И оба персонажа гибнут от своих злых страстей.

Талант Цискаридзе многогранен. Ему в равной мере удаются образы в классических и современных спектаклях, развернутые партии и небольшие миниатюры. Он является достойным продолжателем высокого искусства, чуждого голому техницизму и внешней эффектности, искусства эмоционального и образного, органически сочетающего танцевальное и актерское мастерство. Следует также отметить, что Цискаридзе был первым исполнителем партии Короля в "Лебедином озере" В. Васильева (1996), Таора в "Дочери фараона" П. Лакотта и Германа в "Пиковой даме" Р. Пети.

В 2003 году Р. Пети поставил не сцене Большого театра балет "Собор Парижской Богоматери" (музыка M. Жаppa, либретто самого балетмейстера по одноименному роману В. Гюго). Роль Квазимодо исполнял Цискаридзе. Этот персонаж в спектакле не имеет ни бутафорского горба, ни обезображенного лица - его уродство передано одной только гротескной пластикой. При этом хореография сочинена балетмейстером так, что не только рисует внешность героя, но и дает возможность для выражения душевных состояний и психологического развития образа. Цискаридзе в этой роли проявил незаурядное драматическое мастерство, необыкновенную экспрессию, при этом в сложной, порой виртуозной танцевальной партии он создал художественно убедительный, подлинно трагический образ. Его искусство поднялось здесь на новый уровень.

Артист очень ответственно относится к подготовке каждой своей роли, вдумывается в характер героя, вслушивается в музыку, отшлифовывает движения с репетиторами, сам участвует в создании костюмов своих героев, находя для них интересные и выигрышные детали. Очевидно, артист прошел только часть своего пути, он находится в расцвете творческих сил и впереди у него новые роли, спектакли и достижения.

Конечно, в жизни Цискаридзе на первом месте стоит танцевальное искусство. Но он очень любит музыку, увлекается оперой, собрал значительную фонотеку. Особенно ценит певцов, сочетающих замечательные вокальные данные с выдающимся актерским мастерством, таких как Мария Каллас, Тито Гоби и другие.

Николай Цискаридзе общителен, участвует в ряде телепередач. Любит книги, путешествия, расширяющие горизонты и обогащающие внутренний мир.

– Николай, если задерживаетесь на работе, ночуете с этими мишками и зайцами?

– Ну что вы! Это игрушки из букетов. При случае отдам их деткам моих коллег, которых они приводят на работу. Я все-таки взрослый дяденька!

– Еще бы! Говорят, уже на пенсию вышли!

– Тут есть нюанс: я не ВЫШЕЛ на пенсию, а всего лишь ее ОФОРМИЛ. Солисты балета, поскольку работа на износ, пенсию могут оформлять гораздо раньше других граждан. Либо не делать этого – по желанию. Кстати, оказалось, у меня самая большая пенсия из тех, что когда-либо начислялись в Большом театре – девять с лишним тысяч!

– Ваш новый худрук Юрий Бурлака в одном из интервью признался, что иногда вы ему жалуетесь: «Вот это я уже не хочу танцевать».

– Да, я так поступил со многими спектаклями. Понимаете, у меня к себе очень серьезное отношение. И танцевать хуже Николая Цискаридзе я не могу себе позволить. Может быть, это прозвучит нахально, но есть ряд спектаклей, которые так, как я, пока еще никто не танцевал.

– А скромность, между прочим, украшает.

Лучшие дня

– Только тех, у кого нет других украшений. Понимаете, на сцене в последнее время делают трюки, а я старался танцевать так, чтобы не возникало ощущения спортивных соревнований. Другое дело – мне не хочется в тех ролях, где я был, мягко сказать, лучшим, выглядеть плохо. Когда я учился в школе, я застал крупных артистов, которые на сцене выглядели стариками.

– Не поверю, что, глядя на себя в зеркало, вы можете быть недовольны собой.

– Знаете, есть замечательный анекдот. Женщина подходит с утра к зеркалу и говорит: «Я тебя не знаю, но я тебя накрашу». Я всю жизнь провожу перед зеркалами, поэтому дома, например, в них не смотрюсь. Мне все равно, как я выгляжу. Принял душ – и на работу. Бреюсь нечасто – не люблю этого делать. Если я устал, это по мне незаметно, но зрителя не проведешь – он состояние артиста чувствует. Я всегда старался показать, что солисты балета – неглупые люди. Недавно я слушал интервью нашего молодого солиста, который танцует балет «Спартак». Он рассказывал, что, для того чтобы настроиться на спектакль, смотрит фильмы «Гладиатор» или «Храброе сердце». Он никогда не читал роман Джованьоли, я уже не говорю об исторических хрониках. И представляете, человек хвастается этим! Но страна у нас большая, и не все едят попкорн и запивают его кока-колой. Мне становится страшно, когда я спрашиваю многих младших коллег: «Ты читал это? Нет? Почему? Ты же танцуешь этот спектакль!» Ответ один: «Не хочу!»

– А как руководство Большого к этому относится?

– Последние 12 лет у нас в балете катастрофа с руководством.

– А нет желания взять бразды правления в свои руки?

– Если бы мне предложили руководить коллективом, в котором я вырос, я готов нести ответственность. Наш предыдущий художественный руководитель (Алексей Ратманский занимал этот пост 4 года. – Авт.) всякий раз, когда ситуация становилась сложной, говорил: «Это не я! Это Иван Иваныч виноват!» Если наш руководящий состав согласен с тем, что на протяжении последних лет у них все время аврал и ЧП, – пожалуйста, я не собираюсь с этим спорить.

– А вас пытаются заставить решать эти проблемы?

– Пытаются. Но я стану это делать только в том случае, когда буду нести за это ответственность. А сделать очередную вещь, которую припишут другому человеку, как было много раз, я не хочу.

– Какую?

– Допустим, поставили спектакль по моей идее. Мне это надоело! Я подумал, что, если король голый и никто не хочет этого видеть, я не собираюсь на это указывать. Из-за того, что я почти всегда прав, меня очень не любит наша администрация. Наш генеральный директор уже не скрывает, что относится ко мне раздраженно. Знаете, педагог, который учил меня в школе, объяснил мне одну вещь: в свой хлеб не плюют. Например, он нам балетные туфли не разрешал называть тапочками, потому что это твое орудие производства. Тапочки – дома!

– И как вы их называли?

– Обувь, туфли. Сцена для меня святое место. Даже когда занавес закрыт, я всегда ее обхожу. Я никогда в жизни не мог позволить себе пройти по сцене в верхней одежде. И если я увижу, как кто-то это делает, могу голову отвинтить! Понимаете, я здесь не прохожий. А те, кто рвется сюда руководить – временщики.

Я не брошу камень в Волочкову

– А когда Анастасия Волочкова, с которой вы в свое время много танцевали, со скандалом покидала театр, вы вмешивались в ситуацию?

– У нас с Настей были разные отношения. Сначала – очень добрые, но когда она оказалась на гребне волны и генеральный директор приходил целовать ей руку после каждого спектакля, мы разошлись как в море корабли. Но вскоре забыли капризы и опять стали работать вместе.

– Анастасию правда нелегко понимать?

– Если у нас и были разногласия, то они всегда случались за закрытыми дверями. Что касается ее ссоры с руководством, я посчитал, что не по-мужски будет бросить в женщину камень. Понимаете, в нашем обществе почему-то считают, что мужчины – только те, которые спят с женщиной в одной кровати! Мужчина – это гораздо больше. У Бернарда Шоу в «Пигмалионе» есть гениальная мысль о том, что цветочницу и герцогиню различает только то, как ведут себя по отношению к ним другие люди. Это очень правильно. Что касается Насти, то, наверное, она по сей день и относится ко мне с теплотой, потому что я не сделал ей ничего плохого, в отличие от очень-очень многих людей, которые целовали ей руки. Понимаете, сейчас время Молчалиных, а я – Чацкий. К сожалению.

– Может быть, к счастью?

– Дело не в том, хорошо это или плохо. Просто у нас в искусстве теперь нужны Молчалины, а я в рот серости смотреть никогда не буду! Помните сказки старухи

Изергиль Горького? Ту, где говорится, что лучше один раз напиться крови, чем всю жизнь питаться падалью. Я – грузин по происхождению, бывал в горах много раз и видел там и орлов, и тех птиц, которые питаются трупами.

– И как вам зрелище?

– Омерзительно!

– И вы не отводили взгляд?

– Нет, мне было интересно.

– Помимо Анастасии Волочковой, вы танцевали со Светланой Лункиной – ученицей Екатерины Максимовой, которая от нас недавно ушла.

– Екатерина Сергеевна ко мне очень тепло относилась. Поддерживала меня во всех моих радостях и взбрыкиваниях, когда кричали, что я – сволочь. Во многом мы вдвоем держали удар в борьбе против нашего бывшего художественного руководителя. На собраниях могли встать и уйти. Кроме нее, никто не мог позволить себе удалить худрука из зала, когда он начинал нести глупости… У нас было много общего. Как и я, она не терпела, когда в Большой театр начинала влезать серость. И никогда не молчала.

– У вас остался в мобильном ее номер?

– Конечно. Знаете, когда я узнал о том, что случилось, она была первой, кого я набрал. К сожалению, никто не брал трубку…

В женщинах ценю чувство юмора

– Николай, мама и правда, как пишут, держала вас в ежовых рукавицах?

– В них меня держали скорее мои педагоги, а мама была их союзником. Театр – военная дисциплина. А мама была очень свободолюбивым человеком и давала большую свободу мне. Она никогда не проверяла мой дневник, и я легко подделывал ее подпись с ее позволения.

– И приходилось быть отличником?

– Да, потому что боялся. У нас был японский контроль: сначала все позволяется, а потом проверяется. И ее никогда не волновало, какие у меня оценки, потому что она знала: плохих быть не может. Если ты что-то не сделал, начинался Армагеддон! Мне можно было гулять сколько угодно, но когда выучены уроки. Мама всегда стремилась к тому, чтобы я читал книгу целиком, а не только ее содержание. Проверяла она меня просто: начинала разговаривать со мной о написанном. Если ты не прочел книгу, ты не сможешь рассуждать о ней. И в итоге я окончил хореографическое училище с красным дипломом.

– Почему ваша мама захотела, чтобы вы пошли в балет?

– Она не хотела этого категорически. На этом настоял я. В 10 лет заявил маме, что я – мужчина, а ее женское мнение никого не волнует. Я услышал, как ей это как-то дедушка сказал. Когда мама услышала от меня эту фразу, сначала замолчала, а потом сказала: «Хорошо! Я согласна! Но учти: учиться только на пятерки! Не будешь первым, я тебя заберу».

– Психологи считают, что женщина ищет мужа, похожего на отца, а мужчина «жену-мать».

– Мне категорически не нравятся женщины, похожие на маму. Когда кто-то смотрит фотографию и говорит: «Какая у тебя мама красивая!» – я говорю: «Да?» Я никогда не задумывался над тем, красивая или некрасивая у меня мама. Мама есть мама. В плане внешности у меня нет конкретных предпочтений. Я одинаково люблю тип и Одри Хёпберн, и Вивьен Ли, и Фаины Раневской, и Барбры Стрейзанд. Важнее всего гармония в человеке. Даже в одежде. Например, есть вещи, которые вам безумно пойдут, а мне – никогда, потому что у вас светлые волосы, а у меня – темные, у вас белая кожа, а у меня – смуглая. Если следовать этой теории с мамой, меня в женщинах привлекают чувство юмора и образованность – эти качества были у нее. Я обожаю тех, с которыми интересно поговорить.

– Как правило, это дамы старше вас?

– Да, мне интереснее общаться с такими.

– Семья – не для вас?

– Ну что вы, как можно жить без нее! Другое дело, что для меня никогда не было самоцелью жениться. Не понимаю людей, которые рано это сделали. Зачем? Но я ни о чем не загадываю. Вот вы живете по расписанию?

– Стараюсь!

– А зря. Помните поговорку: «Если хочешь насмешить Бога, расскажи ему о своих планах»?

Могу проехать и катком

– Дарья Сагалова, победительница шоу «Танцы со звездами», заявила, что вы переходите на личности и даже как-то сказали ей, что она совсем не годится для танцев. Было такое?

– Даша не стала бы победительницей, если бы я не ставил ей хорошие оценки и не тащил всю программу. Те, кто смотрел шоу внимательно, могли заметить, что все, что я говорю, я всегда аргументирую. Мои отметки Даше варьировались от 10 до 8, потому что я понимал: она – человек одаренный. Просто мои восемь было сложнее получить, чем чьи-то десять.

– Вы всегда можете сказать человеку правду в лицо?

– Абсолютно! Зачем молчать? Почему я, человек, который отдал жизнь искусству, должен мириться с вульгарностью и безвкусицей? Но я не берусь серьезно рассуждать о хоккее и никогда не дам совет буфетчице тете Маше. И меня возмущает, когда многие так называемые звезды, для которых танцы не являются делом их жизни, начинают нести чушь. Я им тогда достаточно интеллигентно объясняю их ошибки. Но если начинается агрессия с их стороны, приходится разговаривать на их языке. Помните фразу из Библии о том, что нельзя метать бисер перед свиньями? Продолжение звучит так: иначе они вас за это распнут! А теперь мне будет какой-то василек делать замечания? Да мне гораздо легче по нему проехать катком!

– И часто выпускаете пар?

– Ну конечно! Недавно я вел прогон балета «Сильфида». И вот собрался оркестр, выходят артисты: более 100 человек в репетиционном зале! Солисты и кордебалет – уставшие, но они двигаются. Кто-то не в полную ногу, но хотя бы намечая рисунок движения. А один молодой артист позволяет себе ничего не делать. Ну, я сказал ему все, что о нем думал.

– Матом?

– Нет, я же на работе, но я хорошо разговариваю на этом языке. Если бы мы, когда пришли в театр, позволили себе такое, как он, нам бы, естественно, сделали замечание. А когда мы оказались за кулисами, старшие артисты кордебалета могли бы и по морде дать. По-настоящему! Потому что ты не имеешь права вести себя так по отношению к своим коллегам. Все работают, а ты кто такой?

– Николай, вы – жесткий человек!

– А я этого и не скрываю. В профессии. Я – маленькая Красная Шапочка и останусь ею с удовольствием, только, пожалуйста, не переходите границы дозволенного!

Сказанное о танце Цискаридзе относится прежде всего к его ролям в классическом репертуаре, за которые он и получил большинство своих премий и наград, в том числе Государственную премию. В этих ролях у Цискаридзе было много предшественников.


Родился 31 декабря 1973 года в Тбилиси. Отец - Цискаридзе Максим Николаевич, скрипач. Мать - Цискаридзе Ламара Николаевна, преподаватель математики и физики в средней школе.

Танцовщик Н.М. Цискаридзе - премьер Большого театра России, один из ведущих артистов труппы, исполняющий главные партии почти всего балетного репертуара. С раннего детства будущий артист увлекался сценическим искусством, особенно кукольным. Неотразимое впечатление произвели на него гастроли театра С.В. Образцова в Тбилиси, после чего он сам стал мастерить кукол, а став взрослым, сохранил любовь к ним и собрал большую коллекцию. Но все другие интересы затмила любовь мальчика к танцу.

В 1984 году его отдали в Тбилисское хореографическое училище. Успехи были таковы, что стало ясно: надо везти его в Москву. В 1987 году юноша поступает в Московское академическое хореографическое училище, которое оканчивает в 1992 году по классу замечательного педагога профессора П.А. Пестова.

Сразу по окончании училища Цискаридзе по приглашению Ю.Н. Григоровича был принят в труппу Большого театра. Несколько ранее в том же году он стал стипендиатом Международной благотворительной программы "Новые имена", отмечавшей самые талантливые юные дарования во всех видах искусства.

В 1996 году окончил Московский государственный хореографический институт.

В Большом театре Цискаридзе вначале, как и полагается начинающим артистам, станцевал почти весь кордебалетный репертуар, а потом начал исполнять небольшие, но уже достаточно сложные партии: Французскую куклу в "Щелкунчике", Конферансье в "Золотом веке", Юношу в "Шопениане", Голубую птицу в "Спящей красавице" и другие. Вскоре ему стали поручать ведущие партии во всех основных спектаклях классического репертуара: в "Лебедином озере", "Щелкунчике" и "Спящей красавице", в "Раймонде" и "Баядерке", в "Сильфиде" и "Жизели", а также в современных балетах: "Любовью за любовь", "Паганини", "Симфония до мажор", "Пиковая дама" и других.

Кроме того, в репертуаре Цискаридзе есть небольшие одноактные балеты и танцевальные номера, которые он с успехом исполняет как на сцене театра, так и в концертах и на гастролях: "Видение Розы" в постановке М. Фокина, "Нарцисс" в постановке К. Голейзовского, "Классическое па-де-де" на музыку Л. Обера, па-де-де из балетов "Корсар", "Фестиваль цветов в Джензано" и другие.

В 1995 году Цискаридзе получил серебряную медаль на VII Международном конкурсе артистов балета в Осаке (Япония), а в 1997 году - первую премию и золотую медаль на VIII Московском Международном конкурсе артистов балета, кроме того, на этом же конкурсе персональный приз Питера ван дер Слота "За сохранение традиций русского классического балета". О молодом танцовщике не только заговорили и стали писать в прессе, но на спектакли с его участием стала специально ходить публика, у него появились поклонники.

Успехи Цискаридзе были отмечены рядом премий: призом журнала "Балет" - "Душа танца" в номинации "Восходящая звезда" (1995), дипломом "Лучший танцовщик года" общества "Сильфида" (1997), трижды национальной премией "Золотая Маска" в номинации "Лучшая мужская роль" (1999, 2000, 2003) призом "Бенуа де ля данс" в номинации "Лучший танцовщик года" (1999), премией мэрии Москвы в области литературы и искусства (2000) и, наконец, Государственной премией Российской Федерации (2001) за исполнение главных ролей в спектаклях "Спящая красавица", "Жизель", "Баядерка", "Раймонда", "Дочь фараона". Все эти награды и премии по заслугам отмечали вклад, сделанный талантливым артистом в хореографическое искусство.

Цискаридзе обладает уникальными природными данными, благодаря которым он смог достичь высот танцевального искусства: высокий рост, стройная фигура, привлекательная внешность, он по натуре пластичен и музыкален. Но все это только предпосылки для создания подлинного искусства. Чтобы они претворились в художественный результат, необходимо пройти школу классического танца, которой Цискаридзе овладел в самой высокой степени. Его танец технически безупречен, отличается чистотой линий и совершенством классической школы с ее эстетикой красоты и радостных легких полетных движений.

Но и этого недостаточно для создания высокого искусства. Необходимо еще духовное наполнение каждой роли, познание ее сути, ее человеческого и образного значения, соединение танцевального и актерского мастерства. Тогда танец делается эмоциональным, увлекательным, заражающим зрителя своим внутренним содержанием.

Танцу Цискаридзе присуща одухотворенность, его отличает сила, но без всякого "нажима", лирика, но без сентиментальности, эмоциональность, но без наигранности. Цискаридзе танцует с большим чувством, но без излишней аффектации. В его искусстве есть та мера внутренней напряженности и внешней сдержанности, которая и создает величавую красоту пластики.

Все эти свойства шлифуются и совершенствуются в его работе в театре под наблюдением выдающихся репетиторов. Он начинал готовить свои первые роли с Г.С. Улановой и Н.Р. Симачевым, а далее занимался с М.Т. Семеновой и Н.Б. Фадеечевым. Они помогали ему на пути к совершенству.

Сказанное о танце Цискаридзе относится прежде всего к его ролям в классическом репертуаре, за которые он и получил большинство своих премий и наград, в том числе Государственную премию. В этих ролях у Цискаридзе было много предшественников. Он словно впитал в себя весь их опыт, но претворил его в соответствии с собственной индивидуальностью. Поэтому исполнение им ведущих партий в классических балетах можно назвать эталонным.

В "Лебедином озере" П.И. Чайковского в постановке Ю.Н. Григоровича (2001) Цискаридзе исполняет попеременно обе главные мужские роли: принца Зигфрида и Злого гения. Хотя это и классический балет, но Ю.Н. Григорович создал в нем совершенно новую образно-философскую концепцию, сохранив вместе с тем лучшее из старой хореографии. Впервые главным героем этого спектакля стал принц Зигфрид с его раздвоенной, мятущейся душой. И Цискаридзе прекрасно передает его элегантность и благородный аристократизм, как и его романтическую мечтательность - но вместе с тем и его драму, совершённую в результате роковой ошибки. Особенно же интересен Цискаридзе в роли Злого гения. В спектакле Ю.Н. Григоровича это рок, тяготеющий над Принцем, и одновременно его двойник или та темная часть его души, из-за которой он изменил своей любви и остался одиноким в конце спектакля. Злой гений у Цискаридзе зловещ и демоничен. Он властвует над Зигфридом и Одеттой, и танец Цискаридзе здесь напорист и энергичен, соединяясь с выразительной пантомимой. Его Злой гений непрерывно сопровождает Зигфрида и Одетту, следит за ними, стремится их погубить. Танцевальная и актерская стороны роли находятся в полном равновесии.

В "Легенде о любви" А. Меликова в постановке Ю.Н. Григоровича (2002) Цискаридзе исполняет центральную роль Ферхада, художника, раздвоенного между чувством любви и чувством долга. Его Ферхад мягок, по-восточному вкрадчив. Актер подчеркивает не столько его героизм, сколько любовную драму. Образ развивается от радостной беззаботности в начале через душевные коллизии и тяжелые переживания к безысходному трагическому концу.

Совсем иным явился Цискаридзе в спектакле "Пиковая дама" (на музыку Шестой симфонии П.И. Чайковского), поставленном в Большом театре в 2002 году французским балетмейстером Роланом Пети.

Р. Пети говорил о Цискаридзе: "Я нашел Германа в первый же день". Балетмейстер создал технически сложную и драматически насыщенную партию главного героя. Танец Цискаридзе в роли Германа нервен, стремителен и страстен. Его дуэты с Графиней напряженны и драматичны. И оба персонажа гибнут от своих злых страстей.

Талант Цискаридзе многогранен. Ему в равной мере удаются образы в классических и современных спектаклях, развернутые партии и небольшие миниатюры. Он является достойным продолжателем высокого искусства, чуждого голому техницизму и внешней эффектности, искусства эмоционального и образного, органически сочетающего танцевальное и актерское мастерство. Следует также отметить, что Цискаридзе был первым исполнителем партии Короля в "Лебедином озере" В. Васильева (1996), Таора в "Дочери фараона" П. Лакотта и Германа в "Пиковой даме" Р. Пети.

В 2003 году Р. Пети поставил не сцене Большого театра балет "Собор Парижской Богоматери" (музыка M. Жаppa, либретто самого балетмейстера по одноименному роману В. Гюго). Роль Квазимодо исполнял Цискаридзе. Этот персонаж в спектакле не имеет ни бутафорского горба, ни обезображенного лица - его уродство передано одной только гротескной пластикой. При этом хореография сочинена балетмейстером так, что не только рисует внешность героя, но и дает возможность для выражения душевных состояний и психологического развития образа. Цискаридзе в этой роли проявил незаурядное драматическое мастерство, необыкновенную экспрессию, при этом в сложной, порой виртуозной танцевальной партии он создал художественно убедительный, подлинно трагический образ. Его искусство поднялось здесь на новый уровень.

Артист очень ответственно относится к подготовке каждой своей роли, вдумывается в характер героя, вслушивается в музыку, отшлифовывает движения с репетиторами, сам участвует в создании костюмов своих героев, находя для них интересные и выигрышные детали. Очевидно, артист прошел только часть своего пути, он находится в расцвете творческих сил и впереди у него новые роли, спектакли и достижения.

Конечно, в жизни Цискаридзе на первом месте стоит танцевальное искусство. Но он очень любит музыку, увлекается оперой, собрал значительную фонотеку. Особенно ценит певцов, сочетающих замечательные вокальные данные с выдающимся актерским мастерством, таких как Мария Каллас, Тито Гоби и другие.

Николай Цискаридзе общителен, участвует в ряде телепередач. Любит книги, путешествия, расширяющие горизонты и обогащающие внутренний мир.

Живет и работает в Москве.

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Цискаридзе Николая Максимовича

Родился Николай Максимович Цискаридзе в 1973 году 31 декабря. Отец его – скрипач, Максим Николаевич Цискаридзе. Мать – учительница математики и физики в школе, Ламара Николаевна. Николай с детства был театралом, что приводило в ужас интеллигентную грузинскую семью. Впечатления на Николая произвели театр Образцова, спектакли и балет. Он заявил в семье, что хочет быть танцором. Николай в детстве сам мастерил кукол, делал целые спектакли для соседей. Он выучил наизусть классические оперетты и оперы и пел их, обливаясь слезами в душещипательных местах. Он хотел даже учиться играть на арфе. Мать отвела его в балетную школу. Нехотя, но ради собственного покоя, она рассматривала балет как способ укрепления позвоночника и способ улучшения здоровья. Николая отдали в училище хореографии в 1984 году. Учился он с головокружительным успехом. И вскоре стало ясно, что его надо вести в Москву.

Николай поступил в 1987 году в Московское училище в класс Пестова. Именно Пестов заставлял Цискаридзе танцевать труднейшие партии, давал книги и повышал общую грамотность в отношении искусства и культуры, учил писать сочинения и проводил опросы по истории балета.

В 1992 году Николая взяли в труппу Большого театра сразу после училища. Его пригласил Григорович. Цискаридзе в том же году немного раньше приглашения в Большой театр стал стипендиатом программы благотворительности "Новые имена". С ним стал заниматься в театре Симачёв Николай Романович. Николаю помогала даже Галина Уланова. С Улановой он встретился после смерти своей матери и именно она стала его опекать. Николай учился в это время уже в хореографическом институте по специальности "Артист балета", он закончил его в 1996 году. Николай станцевал в Большом театре все полагающиеся новичкам партии, весь кордебалетный репертуар и начал исполнять более сложные партии. В 1995 году он получил серебряную медаль в Осаке на конкурсе артистов балета. Награды и призы не оставляли его, он был отмечен целым рядом премий в течение нескольких лет (с 1995 до 2001 года). Николай достиг высот искусства благодаря уникальным данным от природы. В художественный результат им было претворено всё – и стройность, и рост, и фигура, и внешность, и пластика, и школа классического танца. Его безупречный танец отличается чистотой линий и редкостных легких движений полёта. Кроме того, он наполнил свои роли духовностью и внутренним содержанием. В его танце чувствовалось лирическое наполнение без сентиментальности, эмоциональность без наигрыша.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Всё это относится к его ролям классического репертуара. Он получил за классические роли большинство своих наград, в том числе, и Госпремию. В постановке Григоровича Цискаридзе исполнил главную роль Ферхада в балете "Легенда о любви". В этой роли он подчеркнул не столько героизм героя, сколько любовную драму. Новую образную и философскую концепцию сыграл Цискаридзе в балете "Лебединое озеро". Главным мечущейся и раздвоенной душой. Особенно интересной стала роль Злого гения. Цискаридзе прекрасно передал драму Зигфрида в результате совершённой роковой ошибки. В спектакле "Пиковая дама", поставленным Роланом Пети, балетмейстер создал очень сложную партию главного героя. В жизни Цискаридзе главное место всегда занимало искусство танца. Он очень серьёзно и ответственно подходил к каждому спектаклю, вдумчиво относился к передаче характеров своих героев. Он сам принимал участие в создании костюмов, находил для них интересные и выразительные детали. Николай давно стал жить в Москве, стал премьером Большого театра, работал в Академии хореографии, где преподавал классический танец. Он явился одним из учредителей центра "Грандбалет".

В 2006 году он танцевал в специально поставленном балете "Для четверых" вместе с Итаном Стифелом, Анхелем Корейей и Йоханом Кобборгом в проекте "Короли танца" в Центре исполнительских искусств в Калифорнии. В 2007 он выступил на Международном фестивале балета. Принял в 2008 году участие в гала-концерте в Нью-Йорке. Это только небольшая часть из выдающихся международных выступлений артиста.

Большую историю имеет конфликт Цискаридзе с Большим театром. Год назад Николай выступил с критикой результатов реконструкции театра. На театр было потрачено 35 миллиардов рублей. Цискаридзе был недоволен тем, что заменили лепнину на пластик, сделали низкие потолки в репетиционных залах, заменили паркет на кафель за кулисами, убрали бронзу и канделябры. В его поддержку было ещё письмо, но его едва не уволили за критику. Цискаридзе также написал статьи, в которых отмечал недостатки репертуара театра. Он написал о том, как коллектив относится к директору театра. Источники из театра рассказали, что на пост директора некоторые намечали кандидатуру Цискаридзе. "Неизвестные источники" отмечали недостатки нынешнего директора Иксанова: критическое отношение к нему коллектива, отдалённость от коллектива, равнодушие к спектаклям, которые он мало даже посещает. Вопрос с назначением Цискаридзе на эту должность был закрыт, так как его администраторские способности вызывали сомнение у коллектива. Контракт с Иксановым был подписан до 2014 года.

Перед Новым 2013 годом Цискаридзе получил уведомление о расторжении с ним контракта. Он работал на полставки в качестве совместителя вместе с Годовским. Уволили также и Годовского. Цискаридзе был уверен, что это месть руководства Большого театра за критику.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Предложения с обособленными приложениями Предложения с обособленными приложениями Пунктуация при двух рядом стоящих подчинительных союзах Пунктуация при двух рядом стоящих подчинительных союзах Отношение к паломничеству в мировых религиях Отношение к паломничеству в мировых религиях