Как используют балерин в большом театре. Как выглядит обычный рабочий день балерины

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Поставить на афишу лишь одно слово — «Танцовщик» — сопроводив его минимумом пояснений и зрелищным фото молодого мужчины в татуировках и шрамах, — шаг решительный и амбициозный. Балетные звезды горячо и временами фанатично любимы, но их известность редко выходит за пределы небольшого сообщества постоянных зрителей. Однако вы наверняка узнаете Сергея Полунина с первых кадров, даже если не отличаете антраша от батмана.

Чем он знаменит?

Фильм начинается с, пожалуй, самого известного номера Полунина. Клип на песню Эндрю Хозиера «Take me to сhurch», снятый Дэвидом Лашапелем, появился на YouTube в феврале 2015 года и тут же стал хитом. Сегодня у него более 20 миллионов просмотров — явно больше, чем страстных почитателей балета во всем мире. Пустое белое здание, напоминающее протестантскую церковь, простой естественный свет и полуобнаженный молодой человек, невзначай демонстрирующий основные достоинства техники — полет в прыжке, гибкое, точно действующее тело — и незаурядные актерские способности. Его танец холоден, он сам сосредоточен и почти безэмоционален, но заставляет зрителя сопереживать. Он один здесь, и одиночество — важное понятие и для композиции клипа, и для строящегося вокруг него фильма. В «Танцовщике» вам расскажут, что это должен был быть прощальный танец, завершение карьеры совсем молодого «нового Нуреева».

В балетном мире Полунина считают исключительным явлением. Он самый молодой премьер за всю историю лондонского Королевского балета, занявший эту позицию в 19 лет. Для сравнения — легендарный Рудольф Нуреев, с которым пресса неустанно сравнивает Полунина, премьером той же труппы стал в 23. «Танцовщик» исчерпывающе объясняет причины успеха: детству героя, его выдающимся успехам в учебных заведениях сначала Киева, затем Лондона отводится почти половина экранного времени. Однако для авторов фильма образ, который Полунин создал себе, становится важнее его физических данных и умений. Рассказ даже о сверхталантливом юноше был бы слишком скучен без запоминающихся деталей. Он не только рано начал блистать, но и также рано устал от успеха — в 22 ушел из лондонской труппы, потом пару лет протанцевал в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко. Изнуренный принц балетной сцены, рвущийся из золотого трико — вот герой режиссёра Стивена Кантора.

Репетиции, спектакли и новые партии вспоминаются в основном как источники физической боли, их монотонность раздражает героя.

Зачем идти?

Несмотря на антураж «фильма о великом и уникальном человеке», «Танцовщик» интересен не как изложение биографии Полунина. Новых фактов Стивен Кантор не открывает: поклонницы не почерпнут из фильма ничего полезного, кроме трогательных домашних видео, на которых старательный маленький мальчик занимается в зале и умопомрачительно легко прыгает. Для человека, который хочет больше узнать о Полунине, здесь тоже информации немного. Авторы настолько тщательно блюдут образ талантливого бунтаря, идущего к успеху и к свободе от условностей (и имеющего право на странности), что опускают немало важных обстоятельств его жизни. Среди говорящих о Полунине не нашлось места ни его педагогам (лучи славы достались лишь первой, еще херсонской учительнице танцев), ни сотрудникам театров. Даже партнеры по сцене из-за скупо упоминаемых «сложных отношений» оказались в стороне. Да и балет в «Танцовщике» сложно найти. Репетиции, спектакли и новые партии вспоминаются в основном как источники физической боли, их монотонность раздражает героя.

Кадр из фильма «Танцовщик»

По сути, «путь в искусстве» ограничивается несколькими сюжетами: переездами в поисках лучшего, постоянной усталостью от характерных для балета ограничений и требований, отношениями с семьей. И этим «Танцовщик» выгодно отличается от привычных фильмов о буднях на пуантах. Здесь нет соперничества, подрезанных лент у балетных туфель и битого стекла внутри них. Зато есть история успеха, доставшегося немного не тому человеку. Слишком мал был очаровательный мальчик из домашних записей, ему слишком хотели благополучную судьбу любой ценой. Полунин разрешил себе и съемочной группе достаточно откровенно рассказать о своих родных. Стоила ли карьера премьера надолго разъединенной поездками на заработки и распавшейся в итоге семьи? Стоит ли заставлять ребенка делать что-то против его воли из желания сделать лучше? «Танцовщик» — и об этом тоже. Скандальные уходы из коллективов, принятие кокаина и неназванных веществ в качестве обезболивающих перед спектаклем, наконец, многострадальные татуировки, поставленные рядом с монологами близких героя, кажутся следствием слишком большой ответственности, когда-то на него возложенной. Многие вопросы в фильме повисают в воздухе, едва обозначенные. Но даже намеченные пунктиром, они формируют важную историю, которую стоит услышать каждому, кто хоть раз задумывался о причинении блага ближним. Холодный душ для мозгов от балета заказывали? Распишитесь.

Впервые брошен вызов мировой системе и её общепринятым "ценностям". А в конце статьи наконец-то будет раскрыта правда, для чего же в действительности строились так называемые "театры".

На вершине нашего общества, нам поставили и славят не героев и профессии, которые спасают жизни, создают блага, от которых зависит развитие человечества, а тех, кто играет этих героев, незаметно переводя их славу на себя - актёров, танцоров, певичек, моделей, футболистов, чиновников... и их профессии (ДОХОДЫ лицедеев, футболистов и пр., больше чем у врачей спасающих жизни! ) Вот и вся ваша духовность, если выступления и доходы "ваших" кумиров, стоят дороже жизни ваших детей или жизни пожарников, военных и др., которые отдают ради жизни других самое безценное - свою жизнь! а получают в сотни раз меньше этих телеведущих, лицедеев и пр.


Говорят, что нельзя сравнивать разные виды деятельности? Но можно и нужно сравнить их доходы пропорционально их значимости для людей. Без театра, балета, хоккея и пр. игр люди и общество могут жить и развиваться? Да. А без света, тепла, дорог, домов, медицины, науки и пр? Нет. 1. ТОГДА ПОЧЕМУ??? какие-то телеведущие, лицедеи, спортсмены и пр., получают в сотни раз больше славы, доходов, чем инженера, строители, учёные и др. "простые" люди, без которых не было бы ни дорог, ни домов, ни продуктов в магазинах, ни света, ни даже скрипок, на которых играют эти музыканты, вообще на Земле ничего не было бы, ходили бы дикарями.

КТО ТАКИЕ АКТЁРЫ И ЧТО ТАКОЕ ТАЛАНТ? Людей настолько зомбировали, что они даже не думают, что им внушают и по каким ценностям они живут. Например, когда нам говорят об очередном актёре, например Том Хэнкс, какой он великий и талантливый, большинство не подумает, а в чём талант актёра, который играет капитана самолёта Чесли Салленбергера спасшего жизни 155 человек? Вот Чесли, который СПАС жизни! чьих-то детей, матерей, вот это талант и мастерство. А лицедей, который не спасает, а лишь ИГРАЕТ, притворяется, что он якобы спасает людей это не талант, а притворство. Поэтому актёрский талант это притворство. Это шизофрения, притворяться кем-то, кем ты не есть, в то время как, нормальные люди не притворяются, а реально спасают, летают, делают операции, изобретают новые технологии, живут свою жизнь, а не играют чужие жизни. В мире достаточно технологий, что бы передавать информацию напрямую, а не искажённую, через посредников лицедеев, историков, церковников и в их интерпретации. Но нам финансируют и развивают иллюзии лицедеев.

ЛИЦЕДЕИ В ПРЯМОМ СМЫСЛЕ УБИВАЮТ ДЕТЕЙ. У людей нет денег на квартиры! нет денег на операции их детей, онкобольницы переполнены детьми и они умирают тысячами! За то МИЛЛИАРДЫ! НАШИХ денег из бюджета или от спонсоров (но не спонсоры производят всё, а люди), идут на шоу, театры, телепередачи, что бы народ развлекать и люди не задумывались о главных вещах в жизни - ЧТО ВАМ ВАЖНЕЕ? отдавать ваши миллиарды танцорам, лицедеям, футболистам, певичкам, телеведущим на их игры!!!, на их рекламу по всем СМИ, оплачивать их квартиры, виллы, машины, тусовки, их наряды.., которые стоят дороже зарплат и пенсий ваших матерей... или с начало нужно СПАСТИ и вылечить всех наших детей? или купить своим детям квартиры, машины, оплатить достойную медицину, образование, отдых... чем выбрасывать наши миллиарды на шоу, спектакли и доходы лицедеев?


или сделать достойные пенсии своим матерям, которые на пенсии 200$ питаются хуже собак?

КАКУЮ ПОЛЬЗУ ЛЮДЯМ НЕСУТ ТЕАТРЫ И ЛИЦЕДЕИ?
1. Зрители приходят в театры со своими проблемами и болезнями, но после спектаклей их проблемы и болезни как были так и остались, ещё и деньги потратили.
2. Или быть может театры и лицедеи учат справедливости на своих концертах, говоря зрителям, что с начало нужно вылечить всех детей, а потом уже тратить деньги на их шоу и концерты? Конечно же нет.
3. Или быть может театры несут людям воспитание? культуру? духовность и после театров люди становятся нравственнее, прекраснее - начинают замуж выходить девственницами, хранить верность жене, преданность семье, не изменяют и становятся справедливыми и совестливыми? Конечно нет.

ЧЕМУ ЖЕ В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ УЧИТ БАЛЕТ И ТЕАТРЫ НАШИХ ДЕТЕЙ?


Например, в русской культуре Девушки носят закрытую одежду, тем самым показывая, что их тело, может созерцать и обнимать только один и единственный мужчина в их жизни. Потому что



ВЕРНОСТЬ – это состояние отвращения к чужим прикосновениям и поцелуям, когда не изменяют ни душой, ни телом. Это и отличает людей от животных. А какую верность и культуру воспитывает балет и театры, если лицедеи одеты вульгарно, позволяют чужим мужчинам, коллегам по работе, прикасаться к своим интимным местам, целуются с ними, отдаются в объятия чужим мужчинам, а не одному и единственному любимому, мужу?

Или сцена это оправдание, а коллегам по работе, можно то, что позволено только мужу и жене?


Когда балерины говорят, что эти объятия и поцелуи, с чужими мужчинами "это якобы игра или работа", они разделяют тело и душу, и становятся бездушными. Потому что наши физические поступки - это и есть проявление нашего внутреннего мира.


А восхваляя это бесстыдство лицедеев на сцене, люди и общество сами становятся такими же бесстыдными и бездушными.


Ирина Медведева, психолог, директор Института демографической безопасности:
"ОТСУТСТВИЕ ИНТИМНОГО СТЫДА - ПРИЗНАК ШИЗОФРЕНИИ ". А когда наших девочек, под предлогом спорта, с детства приучают в разных позах, выставлять на показ, своё тело, интимные места, чуть прикрытые узкой полоской, то это уже не искусство и не спорт, а детский стриптиз, бесстыдство и вульгарность.

Разве это образ Русской Девушки? Балерины это вульгарные стриптизёршы и как бы биомассе их не называли, суть не поменяется.

ВОТ - СЛАВА РОСIИ: ни паранджа, ни вульгарность, никогда не были нашей культурой.

Россию уже давно превратили в страну двойных стандартов, т.к. Россия осуждает развратную Европу, но при этом в России восхваляют, возводят в НАРОДНЫЕ! артисты России, в заслуженные преподаватели России, извращенцев-садомитов, таких как - Член Совета Культуры России при президенте Р.Ф. В.Путине
Ректор Академии "русского" балета имени АРМЯНКИ Вагонян, Народный Артист России, гомосексуалист грузин Цискаридзе.
ЭТО РУССКАЯ КУЛЬТУРА?

"РУССКИЙ" БАЛЕТ и ЕГО "ЗВЁЗДЫ", НИКОГДА НЕ БЫЛИ РУССКИМИ, официально заявил Ректор Академии "Русского" Балета грузин Н. Цискаридзе: "Даже Академия русского балета им. А.Вагановой названа в честь АРМЯНКИ Вагонян...Точно также, как Георгий Баланчивадзе стал Баланчиным". А. Павлова, М. Плисецкая, Г. Уланова, Д. Вишнёва, М. Барышников и др. это не русские, а евреи.
Сам же балет был создан не в России, а в среде гомосексуалистов Европы.

Ещё 250 лет назад, в Эпоху Золотого Века, лицедеи были самыми низами общества, которых не допускали в благородные общества и даже не хоронили на кладбищах. Но пропаганда этих псевдоискусств незаметно разрушила и подменяла понятия семьи, любви, таланта и т.д.

Обратите внимание на фасады театров, с неслучайными изображениями демонических лиц. Здесь и не пахнет Руской культурой.

ГОВОРИТЕ ЭТО ИСКУССТВО? Великий Рембрандт! Тогда попросите великого художника, нарисовать такую же картину вашей голой дочери и повесьте её у себя в зале. Будете показывать интимные места дочери всем!? Это же по вашему великое искусство. Нет, это просто порнография, нарисованная Рембрандтом.

ГЕНЕТИКА ОБЪЯСНИЛА, КТО И ПОЧЕМУ ИДЁТ РАБОТАТЬ В ТЕАТРЫ? Если это заложено в генах, то объяснять например произошедшим от извращений, что их понятия о нравственности, красоте и культуре, есть так же извращённые, безполезно. Например Библия прямо говорит, что евреи произошли от ИНЦЕСТА Быт.гл.2, с незапамятных времён евреи совокуплялись со своими родными дочерьми Быт.гл.19, со своими родными сёстрами Быт.20:12, с невестками (вот от кого пошло снохачество) Иез.22:11., с родными племянницами (Быть.11:26-29; 24:15,67), стелили своих жён под чужих мужчин ради выгоды Быт.12:11-16. В общем шизофрения, извращения, беСстыдства, заложены у евреев на генетическом уровне, не есть чем-то аморальным. Уж тем более для таких нормально, когда в театре или в кино их любимые, жены, дочери, раздеваются перед чужими мужчинами, обнимается, целуется с чужими мужчинами, позволяют коллегам по работе трогать себя за свои интимные места. Это не культура. То, что у людей, в Руской культуре, называется бесстыдство, неверность, вульгарность, притворство, лицедейство - шизофрения, для евреев типо Вишнёвой, М. Плесецкой это "культура". Поэтому в их мире, так прославляются лицедеи, проститутки, балерины, певички, модели, гомосексуалисты, а всех несогласных, называют антисемитами и безкультурными). Обвиняйте в антисемитизме свою Библию, свои нравы, а не навязывайте всему миру ваш разврат, ваши извращённые взгляды о верности, о любви, об отношениях, о поведении женщин и мужчин, под видом якобы искусства и спорта. См. "Что такое любовь? И причины появления у детей шизофрении, аутизма и др. генетических патологий." И лишь единицы из них выбирают другой путь.

3. РАЗВЕ ЭТО КУЛЬТУРА? Когда тысячи матерей и детей умирали с голоду, холоду в Ленинграде и по всей стране, а в это же время

Плисецкие и пр., продолжали играть! играть за счёт этих умирающих детей. Потому, что на их игры, еврее-кавказские власти СССР выделяли доп.пойки, транспорт, тепло, свет, помещения... вместо того, что бы согреть, накормить, выделить машину в отдалённое село и спасти ещё жизни детей. Театры это инструмент которым еврейские власти зомбируют и обворовывают людей. См. "Кто все правители России по национальности. От Рюрика до Путина, генетика против лжи историков."

ЧТО ТАКОЕ ТЕАТРЫ В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ?
Эту правду не расскажут вам в театрах лицедеи и деятели "искусства" т.к. они сами не способны думать, уж тем более учить людей думать, а не быть жертвами лживой пропаганды. Потому что, как вы можете видеть, театры создавались вовсе не для того, что бы там скакали, притворялись и кривлялись. Современные театры это лишь cargo cult, от прошлой высокоразвитой цивилизации. А всех этих лицедеев и пр. деятелей "искусства" можно сравнить с неграми, которые будучи недоразвитыми, устраивали храмы или жилища, из оставленных американцами самолётов, вместо того, что бы использовать их по назначению. См. сами. https://ru.wikipedia.org/wiki/Карго-культ

Так для чего же в действительности строились так называемые театры и храмы см. здесь.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Жизнь танцовщиков балета всегда окутана тайнами и похожа на сказку. Но вне сцены это обычные люди, у которых в сутках тоже 24 часа. Им приходится вести постоянную борьбу с собственным телом, чтобы быть сильными, но легкими, быстро залечивать травмы и успевать еще много чего, несмотря на представления, многочасовые репетиции и гастроли.

В театральных столовых - обычная пища. А каждый танцор сам для себя опытным путем находит «план питания». В балете, в отличие от спорта, никто за нами пристально не следит, хотя нагрузки сравнимые со спортивными. Плюс у нас все время разное расписание, и важно выбирать правильное время для еды, например перед репетицией за час-полтора лучше съесть какие-нибудь медленные углеводы, а вот после репетиции, наоборот, что-то белковое.

Я калории не считаю. У меня другая задача. За репетицию можно вполне потерять килограмм, и надо его оперативно «добрать», иначе «топливо» может закончиться прямо посреди спектакля.

Правда ли, что блюда японской кухни - это идеальное питание для балерин?

Японцы очень любят балет. Балерины очень любят японскую кухню. Почти любовный треугольник.

Какую роль играют рост и вес, действительно ли балет уродует ноги и как следить за здоровьем?

Идеальный рост современной балерины - это 170 плюс-минус сантиметров 5. Вес просто должен точно соответствовать росту, иначе профнепригодность.

Главный тренажер для ног и рук - это резиновая лента, с которой можно сделать множество разогревающих и силовых упражнений. Какое-то время я ходила в тренажерный зал, но большой пользы для себя в нем не нашла.

Балерины не прячут ноги и не стесняются их. Это наш инструмент, мы его любим, холим и лелеем. В результате наши представления о красоте несколько расходятся со всем остальным миром. Косточки, бывает, вылезают, но не у всех и скорее в зрелом возрасте. Ноги у балерин ухоженные и аккуратные, да и какими они еще могут быть, если ежедневно несколько раз моются, мажутся кремами, мазями и физически воспитываются? Однако чрезмерные нагрузки даром не проходят. Если неправильно работать со своим скелетом (а балетная осанка, отличающаяся от естественной для человеческого тела, сильно его перестраивает), то это заканчивается острыми или хроническими травмами, которые накапливаются с возрастом. Еще мы регулярно используем тейпы.

Как выглядит обычный рабочий день балерины?

Он состоит из утреннего класса, на котором вся труппа разогревается и готовится к многочасовому труду, и нескольких репетиций. Загруженность всегда разная. Бывают дни, когда на работе проводишь больше 12 часов, например если вечером танцуешь в спектакле. Иногда освобождаешься уже к 16:00 и можно идти домой. График ненормированный, и никогда не знаешь, что тебя может ожидать завтра или через неделю, потому что расписание наших репетиций мы узнаем буквально за один день - так функционирует театр.

Отпуск у нас летом, в августе, и длится обычно около 4 недель. Но этого даже слишком много, потому что за месяц тело выйдет из формы. Так что неделю отдыхаем, подлечиваем как можем свои болячки, а потом занимаемся сами.

Сколько зарабатывает балерина?

Начинающие балетные танцоры получают около 50 000 рублей. Различия между дальнейшими ступенями незначительны, можно к пенсии добраться до 150 000, а вот примы и премьеры, конечно, дело совсем другое. Их уровни заработка значительно отличаются, потому что они становятся частью всемирного медиапространства и включаются в механизм шоу-бизнеса. В разных театрах системы оплаты совершенно разные. Кордебалет, как правило, везде получает оклад, а чем выше позиция танцора в иерархии, тем «специальнее» его контракт.

Мне очень повезло с руководством. Я слышала, что в других театрах сложно делать что-то вне репертуара. У нас не так. Конечно, репертуарный план на первом месте, но никто не мешает заниматься творчеством «на стороне». Наш директор балета понимает, что это тоже развитие, которое еще и оплачивается.

Где работает балерина, если не стала примой или солисткой?

Все работают в театральной труппе. Артистки кордебалета выходят на сцену каждый день и танцуют в массовых номерах. Обычно их день строится так: утренний урок, потом сразу же не очень длинные репетиции к вечернему спектаклю и вечером обычно 2-3-часовой балет (если нет утреннего спектакля).

Солистки выходят на сцену намного реже: около 4–8 раз в месяц, но их сольные партии сложнее технически и требуют более интенсивной и длительной подготовки, поэтому у солистов или прим и премьеров ежедневно 2–4 репетиции, а в день спектакля они не репетируют, чтобы сберечь силы.

Как балерины лечат и укрепляют тело?

Насколько мне известно, протеиновыми коктейлями никто из нашей труппы не увлекается. А вот, например, изотоники все очень любят, особенно на гастролях в Японии - там их огромный выбор и все такие вкусные! Из БАДов многие пьют магний, кальций, хондропротекторы, в период очень интенсивной нагрузки спасают большие дозы витамина C - для иммунитета и для энергии.

Когда что-то болит (поскольку возможности дать организму передохнуть нет), спасаемся холодным или контрастным душем, ванночками (разные температуры - от ледяной до горячей, для разных видов болячек), массажем, компрессионными гольфами, мажем больные места гелями с арникой или тейпируем. Травмы неизбежны. И волшебной палочки или секретного заклинания, их вылечивающего, нет, к сожалению. Поэтому покой, физиотерапия, потом лечебная физкультура.

Какие лайфхаки из балета используются в обычной жизни?

Собственно, я свои балетные лайфхаки использую всегда, даже когда не репетирую. Потому что, например, мозоли не проходят чудом после того, как мы снимаем пуанты, и мышцы болеть не перестают. Межпальцевые перегородки в любую обувь, компрессионные гольфы, согревающие и охлаждающие японские пластыри, пластыри «вторая кожа» и просто в катушках, противоотечные мази и спреи, поролоновые накладки на мозоли - все это сопровождает меня постоянно.

Почему некоторые артисты балета, например в США, выглядят такими накачанными?

Это наиболее простой путь развития танцевального тела - позволить ему быть мышечным, не ограничивая себя требованиями соответствия классическим формам и вопросами удобства работы с партнером.

Почему балерины в классических балетах просто обязаны быть легкими? Две простые причины: партнеру нужно их поднимать, а им самим - прыгать. И то, и другое крайне травмоопасно, если балерина набирает лишний вес. В первом случае - для партнера, а во втором - для нее самой.

Поэтому значительная часть западного балетного мира танцует так называемый «современный балет»: без костюмов, поддержек, сложных классических движений и без пуантов.

Сколько стоит заниматься балетом?

Нижний уровень, думаю, находится где-то в районе 30 000 рублей. С момента начала работы в театре кое-что становится проще, например пуантами, которых при интенсивной работе хватает на 1–5 дней, театр обеспечивает. Но все остальное - «разогревочное», тренировочное и медикаментозное - покупаешь за свой счет.

На заказ шьются все сценические костюмы, если в костюмерной нет ничего от предыдущих поколений, хотя оно почти всегда есть. Костюмерный цех - это отдельное гигантское производство и хранилище одновременно.

Перед выходом на сцену балерину одевают несколько человек, и это похоже на рыцарскую экипировку. Во-первых, костюм зашивают прямо на танцовщице перед тем, как она выйдет на сцену, - это делается для удобства партнера и чтобы не подвели «крючки», на которых все держится. Во-вторых, там настолько много различных сережек, корон, украшений, элементов костюма, что часть из них либо пришивается перед выходом, либо закрепляется шпильками и булавками.

Какие запреты могут коснуться танцовщиков?

Главное правило: на сцену нужно выходить так, как подобает твоему образу. Татуировка сейчас в тренде. Тот же Полунин недавно сказал, что последнее свободное место у себя на спине он отдаст богу Шиве: остальное пространство уже занято. Просто перед выходом гримерам добавляется час-другой работы с тональным кремом.

С другой стороны, посудите сами: какая Жизель с татуировкой или Одетта с черными ногтями? В остальном формально позволяется все. Но на практике получается так, что каждый спектакль приходится мучить свое лицо ярким сценическим макияжем, а волосы - прическами разных степеней сложности, поэтому в обычной жизни предпочтительнее естественный вид.

Сценический макияж способен привести в ужас любого, если использовать его за пределами сцены. Как, кстати, и сценический костюм. Все они рассчитаны произвести впечатление великолепия начиная с дистанции 10 метров и дальше. Вблизи это боевой раскрас индейца, одетого в странного вида лоскуты с внешними швами и крупными стекляшками.

http://kolovrat2017.livejournal.com/542.html -фрагментарно.
*
Впервые брошен вызов мировой системе и её общепринятым "ценностям".

Не бойтесь пРАвды, даже если против неё весь мир. Правда не зависит от мнения общества. Правда всегда неудобна и в гонении у толпы. Вот и сейчас.

ЧТО ТАКОЕ ТАЛАНТ? Люди настолько отупели и обездушились, что даже не задумываются над тем, что им впаривают и по каким ценностям они живут.
Например когда нам говорят об очередном актёре, скажем Том Хэнксе, какой он талантливый, то большинство, даже не подумает над тем, а в чём талант лицедея, который играет капитана самолёта Чесли Салленбергера спасшего жизни 155 человек?
Вот Чесли, который спас жизни чьих-то детей и матерей это ТАЛАНТ!

А тот кто не спасает, а лишь ИГРАЕТ этих героев, это не талант, а мимикрия.

Не лицедеи должны получать за игру! миллионы, прославляться во всех СМИ и телепередачах, а настоящие герои такие как Чесли.
Лицедейство это одна из форм шизофрении. Порядочные люди не занимаются тем, что изображают из себя кого-то. Они не играют, а реально делают, а не имитируют, что они летают, спасают и т.д.

На вершине нашего общества нам поставили и славят не героев и профессии, которые спасают жизни, создают блага, от которых зависит развитие человечества, а тех, кто играет этих героев, незаметно переводя их славу на себя - лицедеев, актрис, танцоров, певичек, моделей, футболистов, извращенцев и их профессии (ДОХОДЫ танцоров, лицедеев и пр., больше чем у врачей спасающих жизни! )

Вы считаете, их ИГРЫ, танцы, картины известных художников могут стоить больше жизни ребёнка, нуждающегося в операции? Вот и вся ваша духовность, если выступления и доходы "ваших" кумиров, стоят дороже жизни ваших детей или жизни военных, пожарников..., которые отдают ради жизни других самое безценное - свою жизнь! а получают в сотни раз меньше этих футболистов, музыкантов, телеведущих, лицедеев.
Вы скажите, что людям это же нравится. Это и страшно, что люди настолько зомбированы, что даже не задумываются над тем, в каком несправедливом обществе они живут и с детства привыкают к такому несправедливому отношению к людям, к себе, к своим детям.
Если в обществе за знаменитостей почитают лицедеев, танцоров, телеведущих и пр., то это деградированное обществе. Такими людьми можно манипулировать, их можно грабить, вести на убой, устраивать очередные революции и войны.
А всё начинается именно с культуры. Истинные искусства просвещают человека, учат его думать (см. видео ниже), а псевдоискусства действуют лишь на эмоции, выключая процесс мышления.

Например нам внушили, что их ИГРЫ, БАЛЕТ это тяжелейший труд!? Наверное их танцы и игры, труднее, чем НЕ ИГРЫ врачей , шахтёров, учёных и пр?
Только врачи, в отличии от лицедеев, не играют, а по 8 часов делают операции, что бы спасти жизнь вашему ребёнку.

А что эти танцоры, лицедеи несут людям большего, чем врачи, инженера..., что они получают больше славы, доходов, при этом ничего не строя, не производя и не изобретая?

1. Материальные блага? Нет.
2. Духовные? Нам внушают, что театры, балет это искусство, культуРА, скромность, воспитание, нравственность, красота и пр. бля, бля, бля. В действительности это всё пустые слова. Посмотрите фото ниже и очнитесь!
Что-то после их концертов не было замечено, что бы люди становились нравственнее, духовнее, прекраснее - хранили свою девственность мужу, верность жене, преданность семье, любили раз и на всю жизнь! Учат театры и лицедеи наших детей этим семейным и культурным ценностям? Нет.

А ЧЕМУ УЧИТ БАЛЕТ И ТЕАТРЫ НАШИХ ДЕТЕЙ?



ЧТО ТАКОЕ ВЕРНОСТЬ? В Славянской культуре девушки носят закрытую одежду, вышивают с любовью обереги, тем самым показывая, что их тело может созерцать и обнимать только один и единственный мужчина в их жизни. Открытая одежда привлекает внимание мужчин, эти "девушки" пользуются успехом, много поклонников, романов, объятий, поцелуев, как у дворняжек.
А ВЕРНОСТЬ - это состояние отвращения к чужим прикосновениям и поцелуям . Верность не подвластна ни времени, ни моде, ни обстоятельствам, ни искусству.
Верность это когда НЕ ИЗМЕНЯЮТ НИ СЕРДЦЕМ, НИ ТЕЛОМ . Потому, что физические поступки это проявление внутреннего мира человека. А какой внутренний мир воспитывает балет, театры у девушек если она позволяет чужим мужчинам, коллегам по работе, те прикосновения к своему телу, к своим интимным местам, объятия, взоры, поцелуи, которые можно дарить только одному и единственному мужчине в своей жизни любимому мужу. Откройте глаза. Вульгарность это не культура!

Позволять трогать свои интимные места, отдаваться в объятия, целоваться с чужими мужчинами, коллегами по работе в танцах, в фильмах, на их шоу. Это нравственность? Или сцена это оправдание, а коллегам по работе можно то, что и мужу?

А разве можно назвать мужчинами тех, для кого нормально, когда их любимая, жена, раздевается перед чужими мужчинами, обнимается, целуется, позволяет коллегам по работе трогать свои интимные места в танцах, фильмах на их шоу?
Вагановские школы балета учат детей не благородному поведению, не Верности и семейным ценностям, а лицедейству и вульгарности.

Это Образ Русской Девушки? Балерины это скорее вульгарные стриптизёршы, ничего общего не имеющие с культурой.

Говорить, что это лишь игра, танец, внешнее не важно, важно что у них внутри это разделять тело и душу, делать людей бездушными.
Убивая нашу веру, традиции - убивают нашу Душу. Потому, что физические поступки это проявление внутреннего мира человека. Даже взгляды это зеркало души и обмен чувствами. Не называйте балет высшим искусством и культурой России потому, что никогда это не было культурой, что бы наши матеря вели себя как эти вульгарные лицедейки.
С таким же успехом и порно фильмы уже называют искусством.

БАЛЕТ ЭТО ВУЛЬГАРНОСТЬ !И самый настоящий средневековый СТРИПТИЗ.
Они превратили Россию в страну двойных стандартов т.к. осуждают развратную Европу, но при этом восхваляют, возводят в НАРОДНЫЕ! артисты России, в заслуженные преподаватели России самых настоящих проституток, извращенцев-садомитов, которые представляют "культурную элиту" России, служат примером и учителями наших детей. Член Совета Культуры! России при президенте Р.Ф. еврее В.Путине,
РЕКТОР АКАДЕМИИ "РУССКОГО" БАЛЕТА имени АРМЯНКИ Вагонян, Народный Артист России, извращенец-педераст ГРУЗИН Цискаридзе.
Вот и всё что нужно знать об антирусской культуре. http://www.kremlin.ru/structure/councils#i nstitution-7


ПОЗОР РОССИИ , а нам говорят он гордость России!

Нам говорят - Русский балет. Но "РУССКИЙ" БАЛЕТ НИКОГДА НЕ БЫЛ РУССКИМ. О чём официально заявил и Ректор Академии "Русского" Балета грузин Н. Цискаридзе:
Даже "Академия "русского" балета им. А.Вагановой названа в честь АРМЯНКИ Вагонян...Точно также, как Георгий Баланчивадзе когда-то стал Джорджом Баланчиным".
Все "звёзды"-лицедеи это не русские, а кавказцы типо Цискаридзе или евреи типо Анны Павловой, Плисецкой, Улановой, Барышникова, с свойственной им подлостью к мимикрии, о чём свидетельствуют официальные источники. См. МИФЫ ОБ УМНЫХ ЕВРЕЯХ это глобальный обман человечества http://kolovrat2017.livejournal.com/906.h tml
Сам же балет был создан не в России, а в среде гомосексуалистов Европы.


Ещё каких-то 250 лет назад, лицедеи это были самые низы общества, которых не только не допускали в благородные общества, даже не хоронили на кладбищах со всеми. Но пропаганда этих псевдоискусств и религий, незаметно разрушала и подменяла понятия семьи и Любви.

ЛИЦЕДЕИ ИГРАЮТ И ПРОЦВЕТАЮТ ЗА СЧЁТ ДРУГИХ . В СССР и сейчас, всегда жила номенклатура и театралы. И когда тысячи матерей и детей умирали с голоду в Питере и по всей стране, безчеловечные власти продолжали оБЕСпечивать театры, балеты, лицедеев.

А в это время дети умирали с голоду.

ЭТО НЕ ПОДДАЁТСЯ НИКАКОМУ ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ ОБЪЯСНЕНИЮ, чтобы ваш ребёнок умирал от голода, а у детей забирали еду и отдавали музыкантам, балерунам, лицедеям на их ИГРЫ.
Потому, что оболваненным народом легче управлять.
Хорошо вам спится, театралы несущие свою "радость и прекрасное" за счёт жизней этих детей и на смертях русского народа? Когда мы смотрим их очередной спектакль, фильм или шоу, лицедеи не говорят нам, сколько миллиардов наших денег из бюджета, от спонсоров (не спонсоры же стоят у станка, строят дома, производят эти деньги, а люди), забирают у нас и наших детей, в ущерб нашим семьям, превращая людей в нищих, больных, несчастливых и выделяют этим лицедеям, танцорам, певичкам, футболистам, на их ИГРЫ, танцы, спектакли, декорации, их рекламу по всем СМИ, постройку, содержание сцен, на их доходы, квартиры, виллы, наряды, поездки, престижные гостиницы, короче, на их красивую жизнь.

А ведь это наши деньги, это наше благополучие, здоровье, счастье и благополучие наших семей, наших детей.

Так у людей нет денег на квартиры? На операции их детей? Народ, со своими детьми не получают зарплаты по полгода? За то все эти лицедеи, певички, танцоры и пр., продолжают исправно получать деньги и блага произведённые этими рабочими и инженерами.
А потом все эти "звёзды" занимаются благотворительностью за деньги тех, кого они же так искусно сделали нищими и больными.

А ЧТО ТАКОЕ ИСТИННОЕ ИСКУССТВО? Истинные искусства и музыка, несли людям реальные блага: генерировали колебания, которые разрушают болезнетворные бактерии и лечили болезни, вводили человека в возвышенное состояние, помогая познать себя, познать Законы мироздания, открывали в них способности видеть прошлое и будущее, избегать ошибок и многое другое.
А такими людьми манипулировать уже невозможно.

Если человек не получает всего этого и после концертов у него остаются лишь эмоции, то это не искусство и музыка, а лохотрон для рабов. А с чем остаются зрители после их концертов и выступлений?
Избавляются от своих проблем или болезней? Нет.
Люди приходят на эти зрелища, прославляют своих кумиров, выходят "заряженные", а в действительности только эмоции, просто отвлечённые от своих проблем, но проблемы и болезни как были так и остались, ещё и деньги потратили.

Когда нам подменили искусство и культуру? На видео и фото-хронике 19 века трамваи без проводов, великолепнейшая архитектура, театры и соборы, в которых заложены сложнейшие элементы конструкций по использованию атмосферного электричества и безпроводной связи. Мы и сегодня не имеем таких технологий, архитектуры, такой красоты и великолепия. Из этого следует, что вся общепринятая, официальная изТОРЫя о нашем прошлом, об искусствах, культуре, науке, театрах оказалась ложью. Мы понятия не имеем, что было в 19-18 и др. столетиях.
Что происходило в театрах и в соборах, на самом деле? Какими были Питер, Москва, Нью-Йорк и мир в целом? Что же произошло с человечеством в 19 в., что от нас так тщательно скрывают правду о нашем прошлом?
***
****
Совершенно очевидно, что все литературные произведения того времени уничтожены или тщательно отредактированы.
Поэтому мы не найдём у ПУШКИНА и других авторов упоминаний того, что мы сейчас увидели. Хотя они жили в это время и не могли не упоминать в своих произведениях об этих технологиях. Мы даже представить себе не могли, для чего девушки носили кокошники и покрывали платками голову в храмах. Воспринимая кокошник просто как атрибут одежды и якобы религиозных воззрений прошлого, наше общество подобно неграм, которые во время II Мировой Войны, нашли самолёт оставленный белыми людьми и стали использовать его не по назначению, а сделали из самолёта объект поклонения, думая, что самолёт это атрибут культа.
Так же и с кокошником.
Теперь когда мы знаем, что кокошник использовался при ионизации воздуха(? ред) и передачи информации, какими же папуасами выглядят все эти представители "культуры", которые используют кокошник не по назначению, а просто как элемент фольклора, рассуждают о моде тех кто его изобрёл, а сами понятия не имеют для чего использовали кокошник наши предки.
Так же и попы.
Надели на себя рясы, митры и пр., а сами понятия не имеют, что это такое, что такое хРАм, ВеРа, как это всё работало в храме, как крестили, светили и освещали людей, предметы, продукты, как исцеляли, как общались с вышними силами. Теперь попы, как клоуны в цирке, совершают лишь символические и совершенно безполезные ритуалы.

****
***
Обратите внимание на фасады театров с неслучайными изображениями демонических лиц и чудовищ.

ЗДЕСЬ И НЕ ПАХНЕТ РУСКОЙ КУЛЬТУРОЙ. Вот от кого приходит слава в этом светском, театральном, искусственном, безбожном мире.

То же касается живописи и скульптуры. ВЫ ГОВОРИТЕ ЭТО ТО ЖЕ ИСКУССТВО? Великий Рембрандт. Тогда попросите великого художника, нарисовать такую же картину вашей голой дочери и повесьте её у себя в зале, будете показывать её интимные места всем!? Это же по вашему великое искусство. Нет, это просто порнография, нарисованная Рембрандтом.

Но не нужно и удивляться, что для кого-то это нормально. Потому, что у них это заложено на генетическом уровне, в традициях, в Библии стелить своих жён под чужих мужчин ради каких-то целей.
Так прародитель евреев «праведник» еврей Авраам отправляет в койку к фараону свою жену - Сару. «И Авраму хорошо было ради ее; и был у него мелкий и крупный скот и ослы, и рабы и рабыни, и лошаки и верблюды» Быт.12:11-16 .
Так же поступила другая еврейка Эсфирь. Тем более для них нормально, когда их любимая, жена, раздевается перед чужими мужчинами, обнимается, целуется, позволяет коллегам по работе трогать свои интимные места в танцах, в балете, в фильмах на их шоу.
Поэтому в их среде так прославляются все эти проститутки лицедейки-актрисы, певички, музыканты, танцоры, гомосексуалисты, которые замуж выходят не девственницами, меняют мужей и жён. У этих извращенцев и понятия о Верности, о Любви, об искусствах и культуре то же извращённые.

ЧТО ТАКОЕ ЛЮБОВЬ? В отличии от христиан и мусульман (с их паранджой и гаремами), в Ведической Руси отношение к Женщине было как к Богине. Волхвы не девственниц не Венчали и на Руси не было блудниц, проституток. Любили раз и на веки вечные.
Потому, что у Славян, ЛЮБОВЬ это душа. И как душа, любовь она одна (не две, не три), вечная и безсмертная. И нет такой силы, которая могла бы убить Любовь т.к. Душа безсмертна. Душа это частичка Бога, она не ошибается и никогда не сошлась бы с не своей половинкой, а сойдясь раз, уже никогда не изменит ни себе, ни любви.
У кого душа безсмертна, у того и любовь безсмертна.
Поэтому расходятся только бездушные и блудные. Поэтому когда умирал муж или жена, то второй раз не женились и замуж не выходили. Они знали, что их разделяет только эфир. Что они и в прошлых жизнях были вместе, и в следующих будут вместе.
А это разлука для Вечной Души просто мгновение. И когда в мир приходила их вторая половинка, обладая телепатией, они видели её, ждали, находили и с ново соединялись в единое целое. А все рассказы о якобы кровавых жертвоприношениях, оргиях на Ивана Купала у Славян - это мифы придуманные попами еврейской религии из Израиля Христианством.
(См. http://kolovrat2017.livejournal.com/1103.h tml).

Еврейская религия из Израиля Христианство убивает Любовь потому, что разрешает жениться вдовцам и вдовам. А как же ваша вера в то, что душа вечна, что жизнь на земле временна? Или это лишь ваша болтология! Что потом любимая или любимый скажет своей любви? Ты ушла, а я полюбил другую(ого)?

У христиан, якобы на том свете, нет ни мужчин ни женщин, все как ангелы однополые и любовь на всех. Прям как в ЕВРопе с однополыми браками. Дальше больше.
Христианство разрешает выходить замуж не девственницами. Для этого Христианство придумало покаяние, которое якобы всё смывает.
Но сколько не кайся, не медитируй, генетика не поменяется и не девственница не станет девственницей, как и негры, сколько их не крести, белыми не станут. Христианство говорит, это не важно, главное это душа, духовность. Потому, что всё происходит от Духа.
Но и Кровь то же происходит от Духа. Поэтому какая Кровь, такой Дух её породивший и наоборот.
Кровь это материальное проявление Духа, Души в нашем физическом мире.
Но нам специально разрывают эту космическую связь, души и тела, делая нас бездушными и что бы скрыть истинное происхождение людей. См. как произошли нации на Земле.
http://kolovrat2017.livejournal.com/1729.h tml

ВЫВОД. Никто не говорит, что их не должно быть, но если мы хотим справедливое общество, без которого не может быть РАзвития человечества, мира и любви, то нужно принять единственный закон по которому, учёные, инженера, врачи, шахтёры, строители..., которые изобретают, строят, создают все блага (свет, тепло, дома, дороги, те же театры, самолёты и пр.) должны получать такие же доходы, посещать те же престижные салоны, курорты, жить на виллах, иметь яхты, быть во всех СМИ, как и эти лицедеи, футболисты, слуги народа!!! - президенты, министры, олигархи.., которые ничего не строят, не производят, не изобретают, но имеют все блага не ими произведённые. Но для них справедливое общество это утопия !

Им же не выгодно, что бы учёные такие как Тесла зарабатывали такие же миллионы как и лицедеи, олигархи.., а значит могли сами внедрять свои технологии, безплатную энергию и пр. Исчезают такие понятие как богатый и бедный.
Это уже переход на другой уровень непрерывного РАзвития, которое освобождает людей от зависимости от нефти, от фармацевтики, от государства т.е. от них. Поэтому для них лучше, что бы все знали как зовут очередную проститутку Волочкову, Плесецкую, певичку или футболиста, кто очередной у них любовник, "муж" или машина, но никто не знает имена тех, кто спасает жизни нам и нашим детям, кто создал Шатл или Протон, кто даёт РАзвитие человечеству.
Для сохранения их системы им лучше выделять наши миллиарды на развитие и популяризацию лицедейства, скачек на сцене, тупому беганью за мячом, доказывая лохам, что это же искусства и поистине развитие человечества!

Просыпайтесь! Возвращается ВеРа, грядёт РАсвет..
***
***
Только истинные искусства, музыка, ВеРА - культуРА, давали людям такие Знания, благодаря которым наши предки знали больше нас о Душе, о Боге, о мироустройстве, поэтому смогли создать такую высокоразвитую цивилизацию, высочайшую культуру, просвещённое и справедливое общество.

А главное, такими людьми уже невозможно было манипулировать. Они жили в гармонии с природой, космосом, сотни лет, могли регенерироваться, любили раз и на всю жизнь, а не уничтожали себя и окружающий мир нефтью, газами, зрелищами, интригами, псевдоискусствами, безсмсленными танцами, пениями, скачками на сцене, лицедейством.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Рецепты маринованного лука в уксусе, майонезе, масле, лимоне, томате, по-корейски Рецепты маринованного лука в уксусе, майонезе, масле, лимоне, томате, по-корейски Основные конфигурации нижних и верхних планет Внутренние планеты могут иметь следующие конфигурации Основные конфигурации нижних и верхних планет Внутренние планеты могут иметь следующие конфигурации Реферат: Действие солдат в бою Что должен уметь солдат в бою Реферат: Действие солдат в бою Что должен уметь солдат в бою