Толкование Евангелия на каждый день года.Светлый четверг. Зачем никодим приходил к иисусу? new Никодим пришел к иисусу

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

(Ин. 3, 1-21)

Был среди членов Синедриона некто по имени Никодим , отличающийся от прочих руководителей иудейских высокой духовной жизнью. Святой евангелист Иоанн подробно передает беседу Иисуса Христа с Никодимом, во время которой Господь открывает ему назначение Своего пришествия на землю для искупления людей от первородного греха и тайну крестного пути.

Прежде чем начать разговор с ним, Христос говорит, что Царствие Божие невозможно достигнуть для человека иначе, чем путем перерождения его природы творческой силой Божией. Как большинство из иудеев, Никодим ошибочно верил, что пришествие Мессии будет подобно могущественному земному царству. Жившие в течение многих столетий под властью сменявших друг друга языческих царей, иудейские массы под влиянием фарисейства приняли эти искаженные и фантастические представления, которые в конечном счете сводились к стремлению господствовать над другими народами.

Мессия - Спаситель представлялся им не как кроткий и смиренный Учитель правды и добра, искупитель от скверны греховной, а как могущественный царь, который восстановит иудейское царство в прежнем его величии, покорит все языческие народы и сделает их бесправными рабами иудеев. Фарисеи, считавшие себя прямыми потомками Авраама, в силу одного своего происхождения от Авраама, надеялись быть членами царства Мессии. Уподобляя Мессию самим себе, фарисеи были далеки от мысли о Божественном достоинстве Мессии - Искупителе и о предстоящих Ему крестных страданиях.

Этих же взглядов придерживался и Никодим, будучи членом фарисейской партии. Встреча с Господом, однако, породила в честной и искренней душе Никодима сомнения в их справедливости. Он решил лично побеседовать с Ним, чтобы разрешить свои сомнения. Боясь огласки и неминуемой расправы от фарисеев, он тайно ночью пришел ко Христу, и Господь милостиво удостоил его Своей беседы. Никодим выражает удивление по поводу виденных им чудес, совершенных Иисусом Христом. Его скрытый вопрос заключается в следующем: Мессия ли Иисус, Которого ожидают фарисеи? Оставляя в стороне слова, сказанные Никодимом, Господь - Сердцевидец отвечает на этот вопрос: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия». Не плотское происхождение (рождение от Авраама), а духовное рождение свыше (от Бога) открывает двери в Царство Небесное. Царство Мессии наступает не путем какого-либо политического переворота, а путем личного нравственного перерождения человека. Никодим не сразу осознает слова Иисуса Христа. Необходимость родиться вновь представляется ему чем-то нелепым: «Как может человек родиться, будучи стар? Неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться

Господь поясняет, что речь идет не о плотском рождении, а о духовном, нравственном: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие», ибо «рожденное от плоти есть плоть».

Как ученый фарисей, Никодим знал о крещении водой, котоpoe совершал Иоанн Креститель, но считал его простым покаянным обрядом. Господь же говорит о крещении не только водой, но и Духом, Который Своим наитием разрешает человека от скверны первородного греха и рождает для новой духовной жизни в Церкви Христовой. Господь Иисус Христос сравнивает действие Духа Святого с дуновением ветра, которое можно ясно ощущать, хотя человек и не видит ветра. Он слышит его шум, хотя и не знает, откуда он исходит, где его начало и конец.

Рожденный Духом Святым точно также отчетливо сознает и чувствует совершившийся факт своего возрождения, но не может понять, как и в какой момент совершилось это возрождение. Возрождающее действие Святого Духа в таинстве крещения недоступно для наблюдения со стороны. Это, однако, не означает, что следует отрицать само его существование. Святитель Иоанн Златоуст сомневавшимся в возрождающем действии Духа Святого в таинстве крещения так говорит: «Не оставайся в неверии потому, что ты не видишь этого, ¾ учит святой отец. ¾ Ты не видишь и души, однако же веришь, что у тебя есть душа и что она нечто другое, а не тело».

Никодим все еще недоумевает: «Как может быть это?» С сокрушением о слепоте фарисеев, гордившихся знанием Священного Писания, Иисус Христос говорит Никодиму: «Ты ¾ Учитель Израилев, и этого ли не знаешь ?» Дабы разрешить его от этой слепоты, Христос открывает ему тайну Своей Божественной природы, ибо с фарисейской точки зрения Он мог быть назван не более как пророком, учителем. Христос же говорит ему, что с ним беседует Сам Бог, сошедший с небес для спасения людей. Он объясняет ему тайну своего воплощения и крестного страдания. «Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного».

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

Ин. 3:1-21

Меня просят разъяснить беседу Господа Иисуса Христа с Никодимом. Беседа таинственная, беседа чрезвычайно важная и не всем понятная. Вникнем же в нее.

« Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников иудейских. Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог ».

Один из видных членов синедриона, чистый сердцем, пораженный глубиною учения Его и уверовавший в Него, пришел к Нему для беседы. Но как пришел? Ночью, тайком, чтобы не узнали другие члены синедриона. Это, конечно, нехорошо, это малодушие; это нас смущает, ибо знаем мы, что это был человек чистый, что вместе с Иосифом Аримафейским он погребал Тело Христово, снятое со Креста.

Зачем он ночью пришел, почему открыто не исповедал свою веру во Христа? Страха ради иудейского: боялся других членов синедриона, боялся отлучения от синагоги. Смеем ли мы его осуждать за это, мы, у которых так много страха, уже не иудейского? Мы, христиане, крестившиеся во имя Святой Троицы, мы, причащавшиеся многократно Тела и Крови Христовой, разве не часто поступаем, как Никодим, разве не скрываем свою веру во Христа, разве не тайно исповедуем Его, доходя даже до такого стыда, что держим иконы в платяном шкафу, и открываем только на время молитвы. Стыдно это, глубоко стыдно. Пусть лучше совсем снимут иконы, чем скрывать. Это будет лучше, честнее, чем держать их в шкафу. Пришел к Иисусу Никодим и сказал Ему: « Мы знаем, что Ты Учитель, пришедший от Бога ». Он говорил не от своего лица: « Мы знаем », - весь народ знает и понимает. И несомненно, и многие из его сотоварищей-фарисеев тоже знали, что Он - Учитель, пришедший от Бога: « Ибо таких чудес никто не может творить, если не будет с ним Бог ». Это была великая истина: конечно, только с Богом, конечно, только тем, с кем Бог, возможно творить такие чудеса.

« Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия ».

Как будто неожиданный ответ, ответ не по существу. Казалось бы, Он должен был ответить: «Да, ты не ошибся: да, Я пришел от Бога, Я - Мессия». Он этого не говорит, дает ответ совсем, совсем другой: « Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия ». Почему Он так ответил?

Ты ищешь Царствия Божия, ты видишь во Мне Пророка, Чудотворца, так надо тебе знать, каков путь в Царство Божие. Разве это не правильный ответ, разве не самый нужный для Никодима? Конечно, да. В чем же сила этого ответа? Надо родиться свыше ; это Никодиму совершенно непонятно, эти слова ему недоступны, ибо он так ответил: « Как может человек родиться, будучи стар? Неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? »

Он совершенно не понимал слов Христа. Почему не понимал? Почему он не понял, что Христос говорил не о телесном рождении, которое во второй раз невозможно, а о рождении духовном ? Почему он этого не понял?

Потому что он, как и все фарисеи, считал себя сыном Авраамовым, угодным Богу; считал, что знает все законы Моисея, воспринял полную и глубокую истину; считал себя праведником. О каком еще новом духовном рождении может быть речь для него? Он и духовно рожден, просвещен истинным боговедением. Потому и ответил он так странно, потому не понимал того, что Господь говорил о рождении совсем ином, о рождении свыше, духовном.

Иисус отвечал: « Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие ».

Господь разъясняет, о чем Он говорил: о новом рождении от воды и Духа Святого, в Таинстве Святого Крещения. Без этого, без того, чтобы этим таинственным образом быть рожденным свыше, невозможно войти в Царство Божие. « Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух ». Рожденное от плоти - только плоть, не дух. « А рожденное от Духа есть дух ». И надо человеку родиться от Духа, чтобы быть не только плотяным, но и духовным. « Дух дышит, где хочет, и голос Его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа ».

Поймите эти слова Христовы! Кто эти люди, родившиеся водою и Духом? Те, кто в этом новом рождении обрел силы духовные к тому, чтобы следовать по пути Христову, обрел способность стать друзьями Христовыми. Они, святые, хорошо понимали эти слова Христовы, ибо часто-часто ощущали дыхание Духа в сердце своем. Они явно чувствовали действие благодати Божией. И голос Божий слышали - подлинно слышали, поверьте этому. Поверьте, можно слышать голос Божий не так, как слышим мы окружающих людей, а иначе, совсем иначе. Голос Божий неожиданно, будто вдруг рождаясь, раздается в сердце святых, сами собою складываются слова, а из слов целые фразы. И слышит человек таким образом ответ Божий на молитву свою.

Это известно всем святым, они слышали Духа Святого, не зная откуда Он приходит и куда уходит, ибо Он придет и уйдет. Так бывает со всеми, рожденными от Духа Святого, со всеми святыми.

Никодим этого не понимал, он жил разумом Ветхого Завета, ему было неизвестно, непонятно учение Христово. Он не понимал, как это может быть.

« Ты - учитель Израилев, и этого ли не знаешь? Истинно, истинно говорю тебе: Мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете ».

« Мы говорим » - это так Он о Самом Себе говорил, говорил во множественном числе, ибо и цари земные в указах именуют себя не местоимением «я », а местоимением «мы ». Так и Христос в этой возвышенной, глубоко торжественной речи Своей Себя назвал «Мы » - « Мы говорим... »

Я знаю бесконечно много. Я, Бог Всеведущий, свидетельствую о том, что видел у Отца Моего, что видел до создания мира. А вы, фарисеи, этого свидетельства не принимаете. Слова высокие, слова необыкновенные, слова святые.

« Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, - как поверите, если буду говорить вам о небесном? Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах ».

Он - Один Сын Человеческий, Сшедший с небес и Сущий на небесах, продолжающий пребывать на небесах, живя в человеческом образе на земле, Он только Один восходил на небо, Один вознесся на небо по воскресении Своем.

« И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому ». Так должно быть Ему вознесену на Крест. « Дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную ». Для этого и был Христос вознесен на Крест, чтобы все верующие в Него не погибли.

« Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия ».

Это запомните: неверующие сами себя осуждают. « Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы ».

Только добрые, только те, чьи души чисты и добры, кто любит свет. А те, которые творят дела злые, любят тьму, потому что для дел злых нужна тьма, нужен покров ночи. « Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны ».

Вот беседа с Никодимом. И видите, в этой беседе Господь наш Иисус Христос открывает Никодиму всё глубочайшее, всё важнейшее, что нужно было тому знать: открыл, что бывает рождение свыше, рождение водою и Духом; что невозможно без этого войти в Царство Божие.

Открыл ему Господь и великую тайну спасения мира, сказав, что так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Единородного для спасения грешного мира. Пророчески открыл тайну Своих страданий на Кресте, тайну искупления рода человеческого.

Воздадим же славу Господу нашему Иисусу Христу, так просветившему пришедшего к нему тайно фарисея Никодима, а через него всех нас. Воздадим славу Богу Отцу, не пощадившему Сына Своего Единородного для спасения мира.

Приближался великий праздник Пасхи Господней – первой Пасхи со времени выхода Христа на общественное служение. Толпы паломников со всех концов Палестины направлялись в Ие­русалим в величественный храм. Среди этих паломников шел на праздник и Христос со Своими учениками. Дороги и долины в те дни оглашались радост­ным пением древних псалмов. Многие иудеи, жившие в рассея­нии, тоже старались приехать в Иерусалим, чтобы на этом священном месте принести жертву Богу. Поэтому местные жители Палестины пригоняли в Иерусалим стада жертвенных животных, чтобы продать их паломникам за хорошую цену. В погоне за «золотым тельцом» люди теряли страх Божий и благоволение к храму Господню. Они загоняли животных во двор храма и устраивали там шумную торговлю. Храм превра­щался в большое коммерческое предприятие. Святое место напол­нялось невыразимым шумом: торговля шла, как на рынке.

И вот в это время явился в храм Сам Господь. При виде тако­го кощунства Христос возревновал о Доме Господнем, сделал бич из веревок и выгнал всех торгующих из храма, а столы меновщи­ков опрокинул. Обращаясь к начальникам храма, Господь ска­зал: «Дом Мой есть Дом молитвы, а вы превратили его в вертеп разбойников». Озлобленные начальники храма стали требовать от Него ответа, какой властью все это Он делает. Они требовали от Него: «Чем Ты можешь доказать, что имеешь власть так посту­пать?» В ответ они услышали от Господа не совсем понятные для них пророческие слова. Христос сказал им: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его». Иудеи не поняли, что Он говорил им о Храме Своего Тела, которое они распнут на Голгофе.

Так произошло первое столкновение Христа с духовными ру­ководителями еврейского народа: мелочными формалистами-фа­рисеями и безбожными саддукеями. И чем больше Христос будет нести Свет в темное царство зла и неправды, тем сильнее будет разгораться ненависть к Нему со стороны этих сынов диавола.

Но не все фарисеи враждебно относились ко Христу, были и такие, которые впоследствии уверовали в Его Мессианское до­стоинство. Среди них был Никодим, один из начальников Иудей­ских. Он искренне искал Правды Божией. Когда же в храме он увидел Иисуса из Назарета, он тайно ночью пришел ко Христу, чтобы побе­седовать с Ним о Царстве Небесном.

Никодима, как и многих иудеев, волновал тогда самый на­сущный религиозный вопрос – вопрос о времени наступления Царства Мессии. Евреи, и прежде всего фарисеи, представляли это Царство земным, Мессию же – великим царем-завоевателем, кото­рый Божественной силой покорит весь мир, а евреев сделает вла­дыками всех народов. Каждый еврей, считали они, а тем более фа­рисей, в силу того, что он рожден по плоти от Авраама, беспрепят­ственно войдет в грядущее мировое царство. Это язычнику и греш­нику необходимо изменить свою жизнь, чтобы стать достойным гражданином Царства Божия; но какая нужда в этом сыну Авраа­ма, настоящему израильтянину, ревностному фарисею?

Вот с такими мыслями Никодим пришел к Тому, Кто полагал на этой земле основание Духовному Царству – Царству правды, любви и благодати.

Господь, глубоко скорбя о том, что даже учителя израильско­го народа заражены ложными представлениями о Мессии и Его Царстве, преподал Никодиму истинное учение о Царстве Божи­ем. Царство Мессии – это, прежде всего, духовное Царство, оно ко­ренным образом отличается от царства мира сего. Это Царство, где господствует Сам Бог – Бог любви, мира, добра и благодати. Поэтому, чтобы войти в это Царство Духа, необходимо коренное перерождение человека. Человек, какого бы он ни был происхож­дения, должен сбросить с себя ветхого, греховного человека и об­лечься в нового – духовного, в котором не будут господствовать эгоизм, зло, неправда, но в котором будут царствовать любовь, правда и добро. Переродиться же в нового духовного человека можно только через покаяние с помощью благодати Духа Святого, подаваемой в крещении. Поэтому Господь и отвечает на недоуме­ние Никодима: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родит­ся от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа».

Но Никодим даже после таких разъяснений Христа остался в недоумении и спросил Его: «Как это может быть?» Тогда Христос с некоторой грустью и укоризной сказал Никодиму: «Ты – учи­тель Израилев, и этого ли не знаешь?»

Глубоко сожалея, что израильским народом руководят духовно слепые вожди, Господь, конечно, не мог отпустить от Себя Никоди­ма с его ложными представлениями о грядущем Царстве Божием. Он открывает ему тайну пришествия в мир Мессии. Истинный Мес­сия, Сын Божий, пришел в мир не для завоевания его мечом и огнем, а для того, чтобы отдать жизнь Свою за погибающее в грехах челове­чество и Своей Жертвенной любовью обратить сердца людей к Отцу Небесному. «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно воз­несено быть Сыну Человеческому... Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него».

В беседе с Никодимом Христос объяснил, что для вступления в Царство Божие необходимо ду­ховно переродиться, перевоспитать себя и с Божией помощью стать другим – духовным человеком. Для этого надо не лениться, но напрягать все свои силы, ибо «Царство Божие силой берется» и только те, кто трудятся и работают над собой, войдут в него.

Никодим был так поражен неожиданным исходом беседы с Учителем, пришедшим от Бога, что впоследствии уверовал во Христа и открыто исповедовал Его на Голгофе, в то время, когда апостолы, страха ради иудейского, покинули своего Господа.

Предание говорит, что Никодим, приняв участие в погребе­нии Христа, уже не мог занимать свою высокую должность, и, от­крыто встав на сторону учеников Спасителя, вскоре подвергся преследованиям и был казнен за веру во Христа.

Этот разговор между Иисусом и Никодимом состоялся более двух тысяч лет назад. Однако многие проповедники и богословы постоянно обращаются к теме этого ночного общения между двумя учителями Израиля. Апостол Иоанн очень ярко описал этот эпизод из жизни Иисуса. Несомненно, эта встреча оставила неизгладимое впечатление на Никодима и коренным образом изменила его дальнейшую жизнь.

Что побудило меня ввязаться в эту, казалось бы, до дна вычерпанную тему? Во-первых, эту знаменитую и глубокомысленную беседу растащили на отдельные цитаты и кусочки, что нарушает целостную картину. А картина эта весьма интересна.

Во-вторых, многие проповедники выставляют Никодима этаким тугодумом. Слишком медлительным сердцем и чересчур плотски мыслящим человеком, не могущим духовно воспарить над земным. А это далеко не так.

Вся беседа состоит из, казалось бы, нелогичных и непоследовательных вопросов и ответов. Рассуждения ночного гостя кажутся несуразными и глупыми. Подобные мысли естественно будут возникать у нас, если мы не поймём зачем Никодим приходил к Иисусу? Что ему было нужно? Какая проблема привела его ко Христу?

Когда мы поймем, что волновало Никодима, то не будем над ним смеяться. А увидим, что он был не так глуп, как кажется на первый взгляд. Мы увидим, что этого умного и вдумчивого человека волновал очень важный вопрос, касавшийся не только его, но и всего человечества.

Этой статьей я хочу заступиться за учителя Израилева, чтобы некоторые проповедники больше не относились к Никодиму как к мальчику для битья. Этот мудрый старец достоин уважения и похвалы.

…………………………………..

Для начала необходимо вспомнить, чем жил Израиль. Весь Израиль жил ожиданием прихода обещанного Мессии. В этом был весь смысл существования Евреев как нации. Всё упиралось в явление Христа. Все праздники, всё богослужение, все пророчества были заточены под приход Мессии. Он был средоточием всех чаяний, ожиданий и надежд избранного народа.

Когда Иисус вышел на общественное служение, и чудеса исцелений посыпались как из рога изобилия, то люди, видевшие все это, невольно должны были задуматься - а не Мессия ли это?

“И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.

И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их. И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана.” (Матф.4:23-25)

Ведь это нерядовое событие в жизни Израиля. Чудеса сопровождали Иисуса постоянно. Они не были разовым явлением.

“И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле.” (Матф.9:33)

Это более чем весомая заявка на Мессианство.

“И чрезвычайно дивились, и говорили: все хорошо делает, - и глухих делает слышащими, и немых – говорящими.” (Мар.7:37)

Обещанный Богом Христос должен был принести эру счастья и всеобщего благоденствия. Царство Мессии – это не общество несчастных, хромых, слепых и бесноватых. Царство Мессии – это царство особой милости от Бога, где царствуют радость, здоровье, мир и покой. Об этом предсказывали и древние пророки. Не зря Иисус на вопрос учеников Иоанна Крестителя: “Ты ли Тот, Которому должно придти, или другого ожидать нам?” (Лук.7:20). Ответил исполняющимися пророчествами Исаии (35 гл.) о Мессии: “слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне!” (Лук.7:22-23)

………………………..

Теперь о Никодиме… Вам когда-нибудь доводилось беседовать с раввином-старцем или лицезреть разговор с таким человеком? Если да, то вы никогда не будете считать их за глупцов.

Старец-учитель – это национальная гордость Евреев. Его неторопливая, полная внутреннего достоинства речь производит сильнейшее впечатление на слушателя. Каждое его слово отточено и взвешено. Один его степенный вид чего стоит! Он - представитель величайшего народа в мире. Энциклопедические знания, огромный жизненный опыт и интеллект делают его не просто интересным собеседником. Для многих людей за счастье пообщаться с таким мудрецом. Их духовного наставничества ищут.

Вот такой убеленный сединами старец и пришёл к молодому тридцатилетнему проповеднику под покровом ночи. Никодим не просто пришёл «пофилософствовать» на отвлечённые темы. Не праздное любопытство или сытое превосходство толкнули знаменитого раввина на эту, как оказалось, историческую встречу. Его привела одна деликатная проблема. Какая? Сейчас узнаем.

………………………

“Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских.” (Иоан.3:1)

Не надо думать что все фарисеи были отъявленные негодяи. Слово «фарисей» означало - «обособленные, отделённые». В основе этого религиозного течения лежала идея точнейшего исполнения Закона Моисея, чтобы угодить Богу. Никодим был исключением из толпы лицемеров. Кстати, Апостол Павел - это бывший ревностный фарисей Савл.

«Он пришел к Иисусу ночью…» (Иоан.3:2)

Одни считают, что Никодим приходит под покровом темноты из-за боязни быть увиденным в общении с опальным проповедником. Ведь он официальный представитель власти, которая Иисуса не жаловала. Отчасти согласимся.

Другие в ночном походе усматривают решение иной проблемы. Днём Иисуса всегда окружал народ, многие приходили за исцелениями от различных болезней. В такой обстановке трудно сосредоточиться и спокойно вести богословскую беседу. Ведь Никодим образован. Вдобавок он обладает особым статусом – он один из старейшин Израиля, а не простолюдин. Иисус и сам любил уединяться для молитвы в пустынных местах или по ночам. Поэтому такой формат встречи для них был оптимальным. Отчасти согласимся и с этим.

Но всё-таки основная причина этой ночной встречи тет-а-тет в другом.

“Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог.” (Иоан.3:2)

Никодим с порога называет Иисуса Равви. Равви от Бога! Такое признание из уст члена синедриона дорогого стоит. Если озлобленные враги Христа в Его чудесах видели руку Вельзевула, то для Никодима чудеса исцелений человеческих недугов - это верный признак Божьего присутствия.

Никодим неслучайно заводит речь о чудесах. Он как благочестивый старейшина Израиля в надежде ожидал приход обещанного Мессии. Ведь Христос принесёт с собой эру благоденствия и счастья. Будущее царство Христа было вожделенно для Иудеев, мечтавших попасть туда.

Иисус легко читал тайны человеческого сердца. Он догадался с какой нуждой пришел Никодим и отвечает на его личную проблему.

Кажется, что Иисус отвечает невпопад. Но нет, Он не ошибался. Дело в том, что Никодим как образованный и сведущий в Писании человек знал очень хорошо пророчества о Мессии и Его чудесном Царстве. Он держал в уме пророчества Исаии:

«…вот Бог ваш, придет отмщение, воздаяние Божие; Он придет и спасет вас. Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся.

Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь» (Ис.35:4-6)

«А вы будете веселиться и радоваться вовеки о том, что Я творю: ибо вот, Я творю Иерусалим веселием и народ его радостью.

И буду радоваться о Иерусалиме и веселиться о народе Моем; и не услышится в нем более голос плача и голос вопля.

Там не будет более малолетнего и старца, который не достигал бы полноты дней своих; ибо столетний будет умирать юношею, но столетний грешник будет проклинаем.» (Ис.65:18-20)

В Царствии Божием не должно быть хромых, слепых и немых. И это логично. Что это за «счастье» - находиться в слепоте или быть прокаженным? Разве это счастье – быть немым и мычать как животное, а не благодарить Бога стихами и пением? Поэтому, когда Никодим увидел, что Иисус слепых делает зрячими, глухих слышащими, а бесноватых и прокаженных исцеляет одним Своим словом, он понял - это перст Божий.

Иисус сам говорил: «Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие.» (Лук.11:20)

Что же нужно было уважаемому члену синедриона? Хромым он не был, не был и слепым. Не был он прокаженным и бесноватым. Так в чём же дело? А дело в том, что Никодим был… стар. Да-да! В старости и вроде ноги ходят, но уже не так как в молодости. А зрение? И зрение оставляет желать лучшего. И со слухом, и со всеми остальными органами человеческого тела дела обстоят, увы, не самым лучшим образом. Не зря существует поговорка: «старость - не радость». Никодим не хотел быть в Царстве Мессии немощным стариком. Он понял, что старость - это болезнь. Он не хотел смириться с этой болезнью. Все будут от радости ликовать в долгожданном Царстве, а он шаркать немощными ногами?! Нет, не бывать этому! Ведь пророки говорили: «Там не будет более малолетнего и старца, который не достигал бы полноты дней своих; ибо столетний будет умирать юношею». (Ис.65:20) Столетний человек будет молод и силен как юноша. Поэтому-то он, пожилой учитель и пришел к Богом посланному чудотворцу за исцелением от старости. Если Иисус одним словом изгонял любую болезнь, значит, Он мог решить и его проблему. Не мог же он наравне со всеми подойти к Иисусу днём и при людях попросить исцелить его от старости. Никодима подняли бы на смех. По этой причине он и пришел со своей деликатной проблемой ночью, когда мог один на один пообщаться со Христом.

Никодим пришел за молодостью и силой первозданного Адама. Но он стесняется, поэтому и начинает издалека, говоря о чудесах Иисуса вообще. Христос сердцеведец сразу же отвечает на его непроизнесенный вслух вопрос, говоря о новом рождении:

“Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.” (Иоан.3:3)

Может быть Никодим ожидал, что Иисус прикоснется к нему или скажет слово, чтобы произошло чудо, как Он обычно делал, и это не единожды наблюдал старик. Но раз Равви от Бога заговорил о новом рождении, старик готов подчиниться. Он согласен, но… Но как?! Как это сделать?! Как это вообще может быть?!

Если бы старец пришел не за тем о чём я писал выше, то он бы повёл себя совсем по-другому. На предложение Иисуса о новом рождении он замахал бы руками со словами: «Ну что вы милейший?! О чём вы?! Я пришел совсем не за этим!»

Но Никодим серьёзен как никогда и начинает мыслить и обдумывать решение своей проблемы вслух.

“Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?» (Иоан.3:4)

Не будем строго судить старца Израилева за несообразительность. Лучше вспомним столетних Авраама и Сарру, которые не сразу поверили Богу, что у них может родиться ребёнок. Вспомним и деву Марию, которая на речь Ангела о том, что она зачнет и родит сына, вначале ответила: «как будет это, когда Я мужа не знаю?» (Лук.1:34) Бог был очень снисходителен к ним, по понятной причине.

И наш герой был первопроходцем в своём роде. Именно поэтому Иисус снисходит к почтенному возрасту и продолжает урок. Ведь он Равви от Бога!

“Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.” (Иоан.3:6)

Иисус как хороший учитель немного перефразировал свой ответ. Христос делает подсказку. Он говорит то же самое, что и в первом случае, только свой ответ, немного разжевал для удобоваримости разума слушателя.

“Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше.

Иисус заговорил открытым текстом о духовном, а не плотском рождении и вхождении в Своё незримое Царство. Оно, как ветер, не видимо для глаз, однако мы слышим его «голос», что убеждает нас в его реальности (видимо во время этой ночной беседы дул легкий бриз, что и использовал Иисус как наглядное пособие).

“Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть?” (Иоан.3:9)

А вот за этот вопрос Иисус уже пожурил Никодима, правда в мягкой форме.

“Иисус отвечал и сказал ему: ты - учитель Израилев, и этого ли не знаешь?

Истинно, истинно говорю тебе: мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете.

Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, - как поверите, если буду говорить вам о небесном?” (Иоан.3:10-12)

Они ждали земного Царства, а Христос пришёл строить духовную державу в сердцах верующих людей. Они ждали освобождения родины от оккупантов, а Иисус пришёл освободить их из греховного рабства. Они благоговели пред каменными скрижалями завета, а Бог желал написать заповеди на их сердцах. Они хвалились храмом, а Бог хотел их самих сделать храмом Духа.

Никодим конечно умница! Он догадался, что старость - это не нормально, что это болезнь, которой болеют все люди. И с этой болезнью необходимо бороться. За старостью следует смерть. А ведь люди были Богом сотворены не для смерти.

Однако кардинальное решение этой проблемы, предложенное Иисусом, повергло престарелого Раввина в недоумение. Божий план построения духовного, а не земного Царства поверг его в лёгкий шок. Вся их богословская доктрина, которую они выстроили в своей голове, рушилась.

……………………

Никодим пошёл домой таким же стариком, как и приходил. Пошел, щурясь своими старческими глазами в предрассветной мгле. Однако внутренне он стал другой. Эта ночная беседа оказала на его дух неизгладимое впечатление. Эта ночь многое изменила в его мировоззрении. Это был его Пенуэл (Быт.32:30-31). Никодим, как некогда его предок Иаков, шёл внутренне окрылённый после этой судьбоносной ночной встречи. Он шел и думал, как он, придя домой, немедля сядет за Писание. Как раскроет заново священные свитки пророков и прочтет в них, вытирая слёзы умиления то, что раньше было для него закрыто. Молодой проповедник из Назарета дал ему больше чем молодость. Иисус указал ему новый путь, по которому он, Никодим,

должен пойти, и не только он.

Впоследствии именно Никодим уже днём, при всех мужественно заступится за Иисуса в синедрионе, когда Христа хотели арестовать (Иоан.7:50).

А когда Иисуса убили, то Никодим открыто почтил Его, принеся около ста литров дорогих благовоний (быть может приготовленных для себя) для погребения своего Учителя (Ин.19:38-42).

Новый Завет

Беседа Иисуса Христа с Никодимом

Среди людей, пораженных чудесами Иисуса Христа и уверовавших в Него, был фарисей Никодим , один из начальников иудейских. Он пришел к Иисусу Христу ночью, тайно от всех, чтобы не узнали об этом фарисеи и начальники иудейские, невзлюбившие Иисуса Христа.

Никодим хотел узнать, действительно ли Иисус Христос есть ожидаемый Спаситель мира, и кого Он примет в Свое Царство: что нужно сделать человеку, чтобы войти в Его Царство. Он сказал Спасителю: "Равви (учитель)! мы знаем, что Ты - Учитель, пришедший от Бога; потому что таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с Ним Бог".

Спаситель в беседе с Никодимом сказал: "истинно говорю тебе: кто не родится снова, тот не может быть в Царствии Божием".

Никодим очень удивился, как может человек родиться снова.

Но Спаситель говорил ему не про обычное, телесное рождение, а про духовное , то есть, - что человеку необходимо измениться, сделаться совершенно иным по душе своей - совершенно добрым и милосердным , и что такая перемена в человеке может произойти только силою Божиею.

Спаситель сказал Никодиму: "истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды (через крещение) и от Духа (который сойдет на человека во время крещения), не может войти в Царствие Божие".

Спаситель объяснил Никодиму, что человек, родившись только от земных родителей, остается таким же грешным, как и они (значит, недостойным Царства Небесного). Родившись же от Духа Святого, человек становится чистым от грехов, святым. А как совершается такая перемена в душе человеческой, этого дела Божия людям не понять.

Потом Спаситель сказал Никодиму, что Он пришел на землю пострадать и умереть за людей, не на царский престол взойти, а на крест : "как Моисей вознес змию в пустыне (т. е. повесил на древо медного змея, чтобы спасти от смерти укушенных ядовитыми змеями евреев), так должно вознесену быть Сыну Человеческому (т. е. так же должен быть поднят на дерево крестное и Христос - Сын Человеческий), чтобы всякий (каждый) верующий в Него не погиб, но имел вечную жизнь. Бог так любит мир, что для спасения людей отдал единородного Сына Своего (на страдания и смерть), и послал Его в мир не для того, чтобы судить людей, а чтобы спасти людей.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Салат с корейской морковкой и крабовыми палочками: пошаговый рецепт с фото Салат с крабовыми палочками и вареной морковью Салат с корейской морковкой и крабовыми палочками: пошаговый рецепт с фото Салат с крабовыми палочками и вареной морковью Ленивые вареники с вишней Ленивые вареники с вишней Оригинальные бутерброды для детей: рецепты для праздника или завтрака Оригинальные бутерброды для детей: рецепты для праздника или завтрака