Различные способы изучения иностранных языков. Методы изучения иностранного языка

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Выучить иностранный язык может любой человек, независимо от возраста, социального положения и уровня подготовки. Главное, найти "свой" способ обучения, который позволит сделать процесс учебы максимально комфортным и легким именно для вас. Мы предлагаем вам ознакомиться с наиболее популярными сегодня способами и методиками овладения иностранной речью, которые предлагает современная педагогика.

Знание иностранного языка в современном обществе – один из базовых компонентов успешной карьеры, а также надежный путь к саморазвитию и свободе путешествий. И миф о том, что изучение чужого языка возможно только в молодом возрасте, уже давно не актуален. Практика показала, что выучить иностранный язык может любой человек, независимо от возраста, социального положения и уровня подготовки.

Главное, найти "свой" способ обучения, который позволит сделать процесс учебы максимально комфортным и легким именно для вас. Мы предлагаем вам ознакомиться с наиболее популярными сегодня способами и методиками овладения иностранной речью, которые предлагает современная педагогика.

Методы изучения: ищем "свой" способ

Грамматико-переводной метод


При разработке данного курса обучения иностранному языку , за основу были взяты базовые компоненты изучение грамматики и активное изучение иностранных слов. После выбора определенных грамматических схем преподаватель подбирает под них тексты, из которых выбираются и анализируются отдельные предложения. Процесс происходит в контексте перевода со словарем. Сначала предложения переводят на иностранный язык, а затем на родной. Тексты, которые готовит преподаватель, часто лишены смысла, но их главная цель – показать грамматическое строение языка.

Преимущество грамматико-переводного метода в том, что он действительно позволяет освоить грамматику на высоком уровне. Методика идеально подходит для людей, которые отличаются хорошо развитым логическим мышлением. Но следует учитывать, что этот метод формирует некоторую зависимость от машинального построения предложений согласно заученным принципам. Вследствие этого могут возникнуть проблемы со свободным разговорным языком.

Метод молчания (Silent way)

Освоение иностранного языка построено на изучении фонетики. Преподаватель говорит очень мало, особенно на этапе презентации первых разделов. Звукосочетания и словосочетания обучающийся произносит сам, ориентируясь на таблицы и картинки, которые показывает педагог. Например, чтобы произнести звукосочетание tab, показывают картинку, где написана буква «t», затем «a», «b». Ученик, самостоятельно произнося звуки, лучше усваивает материал и понимает принципы построения словосочетаний и предложений.

Среди преимуществ данной методики отмечают свободу и легкость в изучении, а также ее высокую эффективность. Но для того, чтобы метод сработал, нужно усердие, желание работать и обязательно систематичность занятий.

Метод физического реагирования


Суть метода заключается в том, что для качественного обучения языку необходим определенный уровень знаний, который на первых порах может и не пригодиться, но сформирует базу для быстрой и легкой учебы. На первых занятиях обучающиеся практически не разговаривают, только слушают и читают. Затем идет цикл занятий «физического реагирования». То есть ученики должны понимать, анализировать слова, предложения и осуществлять действия, о которых идет речь. И только следующий этап занятий нацелен на то, чтобы развивать разговорную речь и грамматику.

Главное преимущество метода физического реагирования заключается в том, что он позволяет «пропустить» информацию через себя и в итоге сложить целостную картинку о строении иностранного языка . Следует понимать, что если какой-то блок занятий будет пропущен или недоработан, методика потеряет определенный процент эффективности.

Метод погружения

Принцип метода предполагает создание в учебной аудитории особой атмосферы – совершенно новой и специфической. Ученики придумывают себе новые биографии, нестандартные жизненные ситуации и маршруты путешествий по той стране, язык которой изучается. Таким образом, образно меняется место проведения занятий (занятия как бы переносятся далеко за пределы аудитории), что позволяет многократно увеличить эффективность занятий. Язык изучается легко и в атмосфере "живой" иностранной речи.

Аудиолингвистический метод

Аудиолингвистический метод изучения иностранного языка часто используют в качестве базы для дополнительных занятий, особенно при изучении фонетики. Ученик повторяет сказанные преподавателем или записанные на носитель звукосочетания и текст. Метод поможет сформировать чистое произношение и научиться правильно строить предложения.

Какую методику изучения иностранного языка выбрать?

Помимо описанных выше методик существует еще много самых разных методов и способов изучения иностранного языка: Callan, AJ Hoge и т.д. Однако добиться их максимальной эффективности может только преподаватель с большим опытом работы и при условии комбинации нескольких методик.


Так какой же метод лучший? Однозначного ответа нет и быть не может, так как у каждого преподавателя свое мнение на этот счет. И схемы уроков он будет строить по тем принципам, в действенности которых уверен. Но современная лингвистика считает, что наиболее эффективным методом изучения иностранного языка можно назвать коммуникативный метод, который сочетает в себе элементы нескольких методик, способов и приемов овладения чужой речью. Только путем поиска и комбинации оптимальных методов и способов для выбранной схемы обучения можно достичь успеха.

Отметим, что выучить иностранный язык можно и без преподавателя (или только прибегая к его консультациям). Конечно же, самостоятельное изучение иностранного языка потребует от вас больше усилий и временных затрат. Но для людей, которые привыкли всего добиваться сами, предстоящие трудности не могут стать преградой.

Среди самых популярных способов самостоятельного изучения иностранного языка стоит отметить:

  • самостоятельную работу с учебникам и аудиозаписями, сопровождаемую консультациями с преподавателем;
  • частое и длительное общение с человеком из иностранной среды;
  • овладение языком по спецпрограммам, записанным на диске (например, Rosetta Stone, Power English Lessons);
  • посещение языковых курсов.

Помните, изучение иностранного языка – это сложный и трудоемкий процесс. Но достичь цели возможно в любом случае! От правильности выбранного метода или способа изучения зависит эффективность занятий. Поэтому перед началом обучения обязательно проанализируйте принцип действия каждого метода и выберете один – свой и самый действенный.

Сушествует три подхода к обучению языку, и все методы можно условно разделить на:

Структурные (рассматривают язык как систему струткурно связанных грамматикой элементов):

  • Грамматико-переводной метод (The Grammar Translation Method) — старый-добрый метод, знакомый нам со времён советской школы, ориентирован на обучение письменному переводу и чтению. При этом обычно составляются тексты на отработку определённых грамматических правил, и далее идёи работа с этими текстами. В основе — заучивание слов, орфографии и грамматики и практика через письменный перевод грамматически насыщенных текстов. В настоящее время применяется для изучения вымерших языков.
  • Аудиолингвистический метод (Audio-lingual method) — заключается в прослушивании и повторении студентом записей, которые многократно повторяются преподавателем.— Проприоцептивный метод (Proprioceptive method) — ставит во главу угла одновременность задействования различных функций мозга (когнитивной, моторной, неврологической, слуховой). Сторонники метода утверждают, что при обучении студент должен использовать свой речевой аппарат постоянно, выполняя любые, даже письменные задания.

Функциональные (где язык — это средство выражения или реализации определенной функции):

  • Ситуационное обучение (Устный подход) (Situational language teaching (Oral Approach) — основан на структуре языка и на принципах бихевиоризма. Студент заучивает через повторение наиболее употребительные слова и конструкции языка и ту же использует их на практике. Основные идеи: устная речь доминирует над письменной, следует избегать ошибок с самого начала, использование аналогий, слова имеют смысл только в контексте.
  • Управляемая практика (Directed practice) — при этом подходе студент повторяет фразы до их механического заучивания. При этом его словарный запас и гибкость использования языка страдают, зато достигается автоматизм в использовании базовых конструкций языка.

Интерактивные (где язык — это средство создания и поддержания социальных отношений):

  • Прямой метод (The direct method) — Предполагает обучение на изучаемом языке с самого начала. Использование родного языка не разрешается. Идея заключается в «естественном» освоении материала, так, как ребёнок учит свой первый язык.
  • Метод последовательностей (The series method) — подвид прямого метода. Учебные тексты здесь — это временные последовательности, часто используются последовательности действий («Я вхожу в ванную комнату, открываю кран, чищу зубы…» и т.п. Метод подразумевает большое количество повторений изучаемого материала, разнесённых по времени для лучшего усвоения.
  • Коммуникативное обучение (Communicative language teaching) — предполагает использование изучаемого языка как в заданиях, так и для общения с преподавателем/внутри группы. Включает большое количество интерактивных упражнений — ролевые игры, опросы, работу в парах и т.п.
  • Погружение в язык (Language immersion) — метод применяется в начальной школе, провоцируя билингвизм у детей путём преподавания предметов школьной программы на неродном языке. При этом даже чтение на родном языке даётся позже чтения на изучаемом.
  • Метод молчания (Silent Way) — Учитель здесь больше слушает, чем говорит. Обучая произношению на младших уровнях, преподаватель применяет различные цветные таблицы, на которых каждый цвет или символ обозначает определенный звук. Таким образом изучаются новые слова.
  • Suggestopedia — метод использует элементы легкого гипноза. Занятия состоят из нескольких циклов, в течение некоторых из которых дается материал, а во время других происходит его закрепление через различные упражнения, как активные, так и пассивные, часто в игровом виде. Часть учёных считает метод псевдонаучным.
  • Естественный подход (Natural Approach) — Акцент делается на том, что ученик не может учить всё подряд. Каждая следующая порция материала должна обязательно базироваться на уже пройденном и при этом быть легко усваиваемой.
  • Метод физического реагирования (Total Physical Response) — Подразумевает, что студенты сначала пассивно воспринимают материал, не используя его. На следующем этапе они должны физически реагировать на некоторые слова, например, на глаголы действия. И только после прохождения первых двух этапов студенты начинают практиковать язык сами.
  • Навык преподавания посредством чтения и рассказывания историй (Teaching Proficiency through Reading and Storytelling) — метод является ответвлением метода физического реагирования. Заключается в рассказывании преподавателем коротких историй, насыщенных новыми словами и дальнейшей серии вопросов к студентам, требующих от них простых, но эмоционально окрашенных ответов.
  • Метод обучение языку Догма (Dogme language teaching) — Метод отказывается от применения учебников. Вместо этого наибольшее внимание уделяется общению преподавателя и студента. Материалы, которыми студент пользуется, должны быть написаны им самим.
  • (Pimsleur method) — основан на последовательности аудио-записей, вводящих основную разговорную лексику и требующих от учеников активного повторения материала. Использует достижения нейрофизиологии при выборе периода повторения материала.
  • Метод Мишеля Томаса (Michel Thomas Method) — серия аудио-записей занятий в классе, где учитель занимается с двумя учениками, рассказывая им основные правила грамматики, обучая лексике и давая задания. Слушатель оказывается вовлечённым в процесс, при этом создаётся ощущение занятий в группе.
  • Учение через обучение (Learning by teaching (LdL)) — педагог здесь является скорее координатором, чем наставником. Студенты обучают друг друга, осваивая материал самостоятельно. Может рассматриваться как часть коммуникативного обучения.

Данная статья является первым исследованием автора на данную тему, и почти полностью основана на статье из англоязычной википедии . В дальнейшем статья будет изменяться и дополняться. Также в планах написание статей по каждому из методов преподавания иностранного языка.

Знание иностранного языка способно пригодиться в самых разных ситуациях: в профессиональной сфере, на отдыхе и даже в личной жизни. Поэтому миллионы людей во всем мире не жалеют сил и времени на изучение, к примеру, английского, французского или китайского – .

В помощь всем желающим мы сегодня предлагаем Топ-10 способов изучения иностранных языков. В основе каждого из них лежит оригинальный подход, призванный сделать процесс обучения наиболее эффективным.

Этот метод предназначен для пассивного изучения языка, то есть научиться говорить и воспринимать речь на слух по Франку не получится, а вот читать и понимать прочитанное – запросто. Для обучения используются книги, в которых иностранный текст дополнен дословным русским переводом. Постепенно в процессе чтения человек запоминает лексику и грамматические конструкции.

9. Метод Callan

Этот метод был разработан для изучения английского языка при полном погружении в языковую среду, то есть обучение идет по-английски. Преподаватель не произносит ни единого русского слова. Главный плюс метода – ликвидация языкового барьера. По заявлению разработчиков, метод подходит даже для тех, кто ни слова не знает по-английски.

8. Он-лайн курсы иностранных языков

Этот метод позволяет значительно сэкономить в сравнении с традиционными формами групповых занятий. Как правило, преподаватель общается со студентами посредством Skype, при этом обучение идет по всем направлениям – разговорная речь, грамматика, чтение и письмо.

7. Интернет-сервисы для изучения иностранных языков

Про один из таких ресурсов мы уже упоминали в топ-7 лучших российских стартапов. Сервис LinguaLeo и подобные ему позволяют изучать грамматику и лексику языка, выполнять упражнения, тестировать знания и общаться с носителями языка и другими учениками.

6. Метод популярных слов

Суть метода состоит в том, что в каждом языке есть 100-200 наиболее употребляемых слов. Именно на них и делают акцент в начале обучения. К этим парам сотен слов добавляют еще 300-500 в зависимости от интересов студента или его целей. К примеру, если язык изучают для работы с зарубежными компьютерными программами, то набор будет один, а если для поездки на отдых – то другой.

5. Аудиокурсы иностранных языков

Мало кто не слышал про популярный метод Илоны Давыдовой. Ученикам предлагают слушать в записи и уроки грамматики, и диалоги, и небольшие рассказы. Такой метод помогает научиться воспринимать иностранную речь на слух, однако после аудиокурсов бывает сложно преодолеть барьер и заговорить самостоятельно.

4. Просмотр иностранных фильмов с субтитрами

Для начинающих подойдут субтитры на русском языке, для тех же, кто уже владеет языком на более приличном уровне, пригодятся иностранные субтитры. Такой метод позволяет научиться понимать речь на слух, а также способствует освоению живого языка, порой, очень отличающегося от того, который преподают на классических курсах. Иностранные фильмы могут стать прекрасным дополнением к любому другому методу.

3. Общение с носителем языка

Организовать общение с иностранцем можно и «вживую», и посредством Интернета. Желательно не зацикливаться на одной форме общения – устной или письменной. Возможность пообщаться с носителем языка – это уникальный шанс преодолеть языковой барьер, сформировать произношение и даже научиться мыслить на иностранном языке.

2. Чтение журналов и газет на иностранном языке

Если не рассматривать специализированные издания, то язык масс-медиа можно охарактеризовать как живой, простой и жизненно применимый. Какой бы язык не был выбран для изучения, газеты и журналы станут прекрасным подспорьем в освоении современной общеупотребляемой лексики.

1. Изучение иностранных языков в поездках за границу

Конечно, этот способ является довольно экстремальным для неподготовленного человека. Однако именно полное погружение в языковую среду позволяет быстро снять барьеры и начать общаться. Зарубежные поездки позволяют учить язык по всем направлениям, ведь в путешествиях мы читаем вывески и указатели, общаемся устно, заполняем формуляры в гостиницах и т.д.

Лингво Плюс" src="/images/pic15.jpg">

Десяток успешно проведенных переговоров с иностранцами-бизнесменами и две пачки формата А-4 переведённой технической документации, не считая множества договоров и писем, коммерческих предложений, дают мне право говорить о высокой эффективности проверенного способа изучения любого иностранного языка.

Самый верный способ предполагает наличие сильного, жгучего желания изучить язык. При отсутствии желания у человека метод не работает, впрочем, как и любые другие способы.

Суть метода в следующем . Допустим, Вы не знаете язык, например, английский или французский вообще, но горите пламенем желания его изучить. С чего начать? В первую очередь необходимо определиться с произношением. Будь то английский, будь то французский или китайский, сначала необходимо изучить основные буквосочетания языка и отработать их произношение, ознакомиться с исключениями из правил. Это – база. На данном этапе целесообразно прибегнуть к помощи репетитора и взять у него несколько уроков отработки произношения всех буквенных сочетаний иностранного языка.

После этого – дело за Вами и за малым. Берете любую книгу на иностранном языке интересующей Вас тематики (купить её можно либо в книжном магазине за дорого, или в сэконд-хэнде за дешево), хороший и удобный (не слишком большой по внешнему периметру) словарь тысяч на 50 слов (можно больше, но словари меньше 10 тысяч слов очень не рекомендую), садитесь в укромное место и в течение 15-20 минут читаете вслух иностранный текст.

Для начала Вам необходимо наработать минимальный словарный запас , который в будущем послужит базой для письменного и устного общения с иностранным контингентом. Поэтому читать иностранную книжку необходимо следующим образом: прочитали одно иностранное слово, нашли его перевод в словаре, ознакомились с транскрипцией (в случае наличия) и переводом слова, отработали произношение и занесли слово в базу данных памяти, повторив его и его перевод вслух 3-4 раза подряд. Перешли к следующему слову. Затем читаем всё предложение на иностранном языке вслух, делаем перевод. Тоже вслух. Все вслух. Переходим к следующему предложению. И так 15-20 минут. Затем перерыв.

Поначалу будет безумно тяжело произносить все слова и их переводы, переводы текста вслух, челюсть будет побаливать. Но игра стоит свеч. Таким способом Вы не только отработаете произношение, но и забросите в «копилку» своего головного мозга начальный минимум иностранного лексикона, запомните написание слов визуально, что потом существенно поможет с грамматикой.

Лично я за одно лето в 10-м классе превратилась из хронической троечницы по английскому в ведущую отличницу. Мама купила мне в сэконд-хэнде за пару рублей бульварный романчик на английском языке страниц на 100. Я его усердно прочитала вместе со словариком, старательно произнося вслух всё, как попугай, по 3-4 раза. Результат был налицо: пятёрка по языку в школе и успешная сдача вступительного экзамена в ВУЗ на бюджет; доверие начальства на работе, выраженное в перекладывании на мои плечи всей переводческой деятельности компании. Самое главное в этом методе – это начать работу над собой + сильное желание.

Кроме самостоятельного изучения английского языка, путём прочтения иностранных книг вслух, существуют несколько других, альтернативных и эффективных способов изучения иностранного языка.

В первую очередь, это, конечно же, - непосредственное общение с представителями зарубежной культуры . Общаясь с носителями иностранного языка – коренными иностранцами - «аборигенами», схватываешь особенности речи и произношения слов на слух, интуитивно понимаешь значение того или иного слова, фразы, исходя из мимики и жестов собеседника, окружающей обстановки и нюансов ситуации.

На изучение иностранного языка «с нуля» заграницей обычно уходит порядка 3-х месяцев. По истечении года обучающийся человек становится «языковым профи».

Изучение иностранного языка по специальным программам , записанным на компакт-дисках, гарантирует хорошие результаты в случае приложения регулярных усилий. Лично мне из великого множества продаваемых программ больше всего нравится EnglishPlatinum 2000. Здесь предлагаются достаточно сложные для понимания новичка отрывки из реальных англоязычных фильмов, которые необходимо понять на слух, перевести и написать под диктовку. Удобный словарик позволяет изучать письменное написание и устное произношение слов и их сочетаний. Грамматический раздел доступно описывает правила английской грамматики. На диктофон можно записывать свою речь и проверять в программе на соответствие английской речи.

На последнее место я ставлю изучение иностранного языка с преподавателем . Ведь если у ученика нет настоящего желания изучить иностранный язык, репетитор ему не поможет. Все, что влетит в одно ухо на занятии, сразу же вылетит из другого по завершении урока. Помощь репетитора хороша в двух случаях: когда человек только начинает изучать язык и ему необходима помощь профессионала в отработке произношения и увязки буквенных сочетаний языка с их прононсом, или же когда человек уже достаточно хорошо знает язык, но ему необходимо его отточить, усовершенствовать, сделать перфектным, тогда ему нужна помощь профессионального переводчика.

Изучить язык не так сложно, как может показаться. Самое главное – искренне хотеть изучить иностранный язык и знать, ради чего ты убиваешь массу времени на это (бес)полезное занятие. Если цель не мотивирует и не вызывает жгучего желания работать и работать над собой, то может лучше не тратить своё время и нервы зря?

Если Вы серьёзно взялись за изучение иностранного языка, то вероятно, Вам будут интересны особенности профессиональной подготовки специалистов из бюро переводов. Об этом Вы можете прочитать в статье "

Сегодня мы предлагаем вашему вниманию перевод статьи ирландского полиглота, автора уникальной методики изучения иностранных языков Бенни Льюиса (Benny Lewis).

В посте вы найдете ответы на следующие вопросы:

  • Как начать говорить на иностранном языке уже сегодня?
  • Как выдать себя за носителя языка?
  • Как за 2 года выучить несколько иностранных языков и стать полиглотом?

Статья содержит массу советов по использованию различных ресурсов и бесплатных приложений, которые помогут вам в кратчайшие сроки повысить свой уровень владения языком. Если вы уже давно находитесь в поиске результативных методов запоминания новой лексики и совершенствования своих навыков общения на иностранном языке, значит, этот пост предназначен для вас. ;)

Большинство людей уверены в том, что все, кто преуспевают в изучении иностранных языков, имеют к этому генетическую предрасположенность. Однако пример Бенни Льюиса доказывает, что это убеждение является всего лишь одной из сотен отговорок, к которым мы прибегаем, чтобы оправдать свои неудачные попытки прослыть полиглотом.

Как вспоминает Бенни, несколько лет тому назад он был абсолютно безнадежен во всем, что касалось языков: в возрасте 20 лет он мог разговаривать только на английском, был худшим в классе немецкого языка, а после 6 месяцев проживания в Испании едва ли мог набраться храбрости, чтобы спросить по-испански, где находится ванная комната.

Именно в этот период в жизни Льюиса наступил некий момент прозрения, в корне изменивший его подход к изучению языков: он не только преуспел в освоении испанского, но и получил сертификат Института Сервантеса (Instituto Cervantes), подтверждающий уровень владения языком на уровне С2 — в совершенстве. С тех самых пор Бенни начал активно изучать другие иностранные языки, и на данный момент может с легкостью вести диалог более чем на 12.

Как говорит сам Бенни Льюис: «С тех пор как я стал полиглотом — человеком, владеющим несколькими языками, — мой мир стал гораздо шире. Я познакомился с интересными людьми и побывал в таких местах, о которых раньше даже не мог подумать. Например, благодаря знанию мандаринского я завел новых друзей во время путешествия поездом “Чэнду-Шанхай”, поговорил о политике с обитателем пустыни на египетском диалекте арабского, а владение языком жестов предоставило мне возможность ознакомиться с особенностями культуры глухих.

Я танцевал с бывшим Президентом Ирландии Мэри Макэлис, а потом по-ирландски рассказывал об этом в прямом эфире на радио, брал интервью у перуанских производителей тканей, разговаривая с ними на языке кечуа о специфике их работы.... Да и вообще провел замечательные 10 лет, путешествуя по миру».

В этом посте вы найдете множество полезных советов, использование которых поможет вам в рекордные сроки повысить уровень владения иностранными языками и, вполне возможно, стать полиглотом.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Мод на деревню 1.5 2 Мод на деревню 1.5 2 Сделайте анализ стихотворения Сделайте анализ стихотворения "зима" И Торты: рецепты простые в домашних условиях с фото Торты: рецепты простые в домашних условиях с фото