Контрольная работа по генетике. Контрольная работа по генетике Сообщение темы и цели урока

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Разделы: Биология

Класс: 9

“Быть хорошо рождённым – право каждого человека!” Л. Н. Толстой

Цель урока : изучить сущность хромосомного определения пола, механизм наследования генов, сцепленных с полом, конкретизировать знания об особенностях половых хромосом, аутосом. Задачи:

  • образовательная: рассмотреть статистические данные, механизм определения пола и закономерности наследования генов, сцепленных с полом; раскрыть причины возникновения сцепленных с полом генетических болезней.
  • развивающая:
  • продолжить формирование умений и навыков использования генетических понятий и символов, решать генетические задачи, анализировать, делать выводы;
  • воспитательная:
  • половое воспитание – формировать представления о различиях мужского и женского организмов.

Тип урока: комбинированный с использованием информационных технологий.

Методы проведения: беседа, объяснение, проблемные, частично – поисковые.

Ход урока

1. Организационная часть:

приветствие; подготовка аудитории к уроку; наличие учащихся.

Обратить внимание!

Соблюдать тактичность изложения материала, т. к. в классе могут быть учащиеся с наследственными заболеваниями. При объяснении усилить оптимистические прогнозы о возможных способах лечения и устранения наследственных заболеваний.

2. Проверка знаний учащихся.

А) Индивидуальная работа с карточками – 2 учащихся

Терминологическая разминка.

  1. Генетика изучает закономерности….
  2. Основоположником генетики является….
  3. Объектом своих исследований Мендель выбрал….
  4. Тип опыления у гороха….
  5. Женская и мужская особь обозначается….
  6. Родители и гибридное потомство обозначается…
  7. Совокупность генов организма…
  8. Гетерозигота обозначается…
  9. Совокупность всех признаков организма….
  10. Гомозиготы обозначаются…
  11. Ген, контролирующий преобладающий признак…
  12. Ген, контролирующий подавляемый признак…
  13. Аллельные гены….
  14. Противоположные признаки называются…
  15. Явление, при котором часть гибридовF2 несет доминантный признак, а часть-рецессивный….
  16. Каждый ген аллельной пары называется…
  17. Растения, в потомстве которых, при самоопылении, не наблюдается расщепление признаков называется…
  18. Проявление промежуточных признаков у F1 при скрещивании чистых линий наблюдается при…..

19*. В каком случае рецессивный ген может проявиться у гибрида?

20*. Сколько аллелей имеет ген, определяющий развитие окраски семян у гороха? Какие?

КАРТОЧКА “НАЙДИТЕ ПАРУ”

1. Генетика 1.получили от родителей
2.ген 2.совокупность внешних и внутренних признаков
3.моногибридное скрещивание 3.F 100-цветы все равно белые
4.рецессивный признак 4.противоположность наследственности
5.доминантный признак 5.основной метод Менделя
6.гибриды 6.учитывается один признак
7.гибридологический метод 7.желтые и зеленые семена
8.чистые линии 8.преобладает всегда у гибридов
9.изменчивость 9.основоположник Мендель
10.генотип 10.сочетаются признаки
11.фенотип 11.молекула ДНК
12.наследственность 12.исчезает в F1
13.альтернативные признаки 13.совокупность всех генов организма

Б) Фронтальная работа с классом “Разговор двух друзей – генетиков”.

-“Привет, друг. Я увидел твое древо. Да, но ты пробанд! А сколько у тебя сибсов и просибсов. Это просто удивительно как ты знаешь свою наследственность”.

– “Я тоже смотрел твое древо и был удивлен, что у твоих предков был случай инцеста”.

Рядом стоящие друзья ничего из разговора не поняли. Помогите им. Переведите разговор на понятный всем язык.

Задание №2. Рассмотрите графическое изображение родословной человека и ответьте на некоторые вопросы. (Слайд 2)

    Сколько поколений людей представлено на родословной?

    Сколько детей было у бабушки и дедушки пробанда со стороны матери?

    Какой пол пробанда?

    Имеется ли изучаемый признак у пробанда?

    Сколько еще членов родословной имеют такой же признак, который есть у пробанда?

    Рецессивным или доминантным является изучаемый признак?

    Назовите хромосому, в которой находится аллель, отвечающая за формирование изучаемого признака: 1) аутосома, 2)Y-хромосома, 3) Х-хромосома.

    Каков генотип пробанда: АА, Х А Х а, Х а Y, ХY А

3. Сообщение темы и цели урока

.

Актуализация и личностно – значимая роль учебной информации урока. Начало романа Льва Толстого “ Анна Каренина ” запоминается многим необычным умозаключением: “ Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по – своему ”. Великий писатель, конечно, имел в виду атмосферу семьи, другими словами – социальную сторону семьи. Ну, а если взглянуть на несколько поколений с генетической точки зрения, то можно увидеть, что каждая семья по-своему одновременно и счастлива, и несчастлива.

Физкультминутка.

Так как мы часто похожи на одного из родителей больше, чем на другого (хотя при этом рост, волосы и телосложение можем перенять от обоих), можно сделать вывод, что унаследованный нами ген был сильнее другого, эквивалентного ему. Например, о темных волосах говорят, что они “ доминируют”. С древнейших времен человечество волновала проблема взаимоотношения полов, морфологические и физиологические отличия мужчин и женщин, приблизительно равное соотношение по количеству особей мужского и женского пола.

Давайте попробуем ответить на следующие проблемные вопросы и мы:

  • Можно ли предсказать или предопределить рождение ребенка определенного пола?
  • От чего зависит пол новорожденного младенца?
  • Почему у одной и той же пары родителей рождаются дети разного пола?

Учебная информация: Пол можно рассматривать как один из признаковорганизма. Наследование признаков организма, как правило, определяется генами, локализованными в хромосомах. Если сравнить хромосомный набор особей разного пола, то он будет отличаться по одной паре хромосом, которые назвали половыми, поэтому механизм определения пола имеет хромосомный характер.

Хромосомное определение пола. Особенности кариотипов самцов и самок.

Еще Г.Мендель обратил внимание на то, что соотношение 1:1 по половой принадлежности напоминает расщепление, которое получается при анализирующем скрещивании. Впервые подробно генетику пола изучил Т.Морган в опытах с дрозофилой. Ему удалось установить, что самцы и самки мухи дрозофилы отличаются по хромосомному набору. И у тех, и у других в клетках тела присутствовало по 8 хромосом, 6 из которых были одинаковы у самцов и самок, их назвали аутосомами, а одна пара различалась у особей мужского и женского пола назвали половыми хромосомами. У самокдве одинаковые половые хромосомы – ХХ, у самцов разные половые хромосомы– Х и Y.

В данном случае женский пол является гомогаметным, то есть все яйцеклетки несут Х-хромосому, а мужской гетерогаметным, то есть образует два типа гамет– 50% с Х– хромосомой, 50% с Y– хромосомой. У человека в кариотипе 44 аутосомы и 2 половые хромосомы: хромосомный набор мужчины – 44А+ ХY, женщины – 44А + ХХ. Если образуется зигота, несущая ХХ, то из нее будет формироваться женский организм, а если в зиготе ХY – то мужской. Женский организм имеет две одинаковые половые хромосомы (ХХ), поэтому является – гомогаметным , а мужской, образующий два типа – гетерогаметным. (Слайд 3).

Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследование признаков, гены которых локализованы в Х и У хромосомах, называют наследованием, сцепленным с полом.

Наследственные болезни человека.

Наследственные болезни человека – это болезни, связанные с нарушением генетического аппарата человека. Среди наследственных заболеваний выделяют хромосомные и генные болезни. Хромосомные болезни вызываются изменением числа и формы хромосом. К ним относятся синдромы Дауна (47 хромосом, трисомия 21 хромосомы 21,21,21), Шерешевского-Тернера (женщина с 45 хромосомами, ХО), Клайнфельтера (мужчина с 47 хромосомами, ХХУ). Одной из причин этого является употребление алкоголя, наркотиков, табакокурение, влияние загрязнений окружающей среды. Генные болезни обусловлены изменениями, возникающими внутри гена. К таким заболеваниям относятся фенилкетонурия, серповидноклеточная анемия, гемофилия А и гемофилия В, дальтонизм, недоразвитие потовых желез и другие. Гены (аллели), определяющие эти заболевания, локализованы в Х – хромосоме.

Наследование дальтонизма. Задача . В поле зрения тети Лизы опять попали молодые соседи. С некоторых пор ее стал интересовать вопрос, почему они не покупают машину? Успокоилась она только тогда, когда узнала, что состоятельный сосед – дальтоник. “Ой, как жалко, значит и детки всю жизнь будут на городском транспорте ездить.” Надо ли жалеть соседских детей?

(Объяснение решения задачи учителем).

Рассмотрим в качестве примера наследование дальтонизма. (Слайды 5,6,7).

Было установлено, что дальтонизм обусловлен рецессивным аллелем (Х d), нормальное цветоощущение – доминантным аллелем (Х D), поэтому женщины, гетерозиготные по этому гену (Х D X d), обладали нормальным зрением. Ученые утверждают, что наследственные болезни возникли вместе с человеком и сопровождали его на протяжении всей его эволюции. Великий врач древности Гиппократ писал: “Семя производит все тело. Здоровое тело производит здоровые части тела, больное – больные. Раз, как правило, у лысого рождается лысый, у голубоглазого – голубоглазый, у косого – косой, ничего не помешает рождению длинноголовых у длинноголовых” . Изучение наследственных болезней человека показало, что при родственном браке, по сравнению с неродственным, значительно возрастает вероятность появления уродств, мертворождений, ранней смертности в потомстве. Так как в родственных браках рецессивные гены чаще переходят в гомозиготное состояние, в результате развиваются те или иные аномалии. Ярким примером этого является наследование гемофилии в царских домах Европы. Английская королевская фамилия – пример типичной “ родословной” со сцепленной с полом болезнью, болезни, когда вредные гены расположены в половой хромосоме. Императрица Александра Федоровна, до бракосочетания Алекс– Виктория-Елена – Бригитта – Луиза – Беатриса принцесса Гессенская и Рейнская – дочь Великого герцога Людвига IY Гессенского и Рейнского и Аликс, дочери британской королевы Виктории. Она внучатая племянница императрицы Марии Александровны, жены Александра II, сестра Великой княгини Елизаветы Федоровны. Родилась 25 мая (6 июня по старому стилю) 1872 года. В возрасте 12 лет она впервые побывала в России на свадьбе сестры, где познакомилась с 16-м цесаревичем Николаем. Государь Александр III возражал против брака своего сына с немецкой принцессой. Одной их причин было то, что трон в государстве Российском наследуется по мужской линии, а было известно, что родственники принцессы по мужской линии редко доживали до преклонного возраста. Однако Николай решительно заявил, что ни на ком другом жениться не желает. Уже на смертном одре Александр III благословил брак Николая и Алисы. Свадьба состоялась месяц спустя после смерти Александра, 14 ноября 1894 года. Вскоре после свадьбы – 3 ноября 1895 года царица родила своего первого ребенка. Это была девочка, ее назвали Ольга. Затем подряд родились еще три дочери: 29 мая 1897 года – Татьяна, 14 июня 1899 – Мария, 5 июня 1901 г.– Анастасия. Но нужен был наследник престола. Наконец, 30 июля 1904 года у царицы родился мальчик. Его назвали Алексеем. После рождения наследника выяснилось, что мальчик болен гемофилией. Это страшная неизлечимая болезнь стала трагедией семьи. Обычно с таким заболеванием редко доживают до зрелого возраста, так как любой ушиб и даже мелкое кровоизлияние может стать причиной смерти. Болезнь царевича была объявлена государственной тайной, знали о которой только члены семьи и приближенные слуги. Несчастный мальчик обладал прекрасными природными качествами: сильным и быстрым умом, находчивость, добрым и сострадательным сердцем, очаровательной у царей простотой; красоте духовной соответствовала и телесная. Алексей Николаевич быстро схватывал нить даже самого серьезного разговора, а в нужных случаях так же быстро находил подходящую шутку для ответа.Английская королева Виктория была гетерозиготной по гену гемофилии. У нее родились сын – гемофилик и две гетерозиготные дочери, передавшие ген гемофилии в царствующие семьи России и Испании. Некоторые их внуки и правнуки, в том числе русский царевич Алексей, были больные гемофилией. Британская же линия наследования потеряла этот болезненный ген. Об этом можно судить на основании того, что сын королевы Виктории Эдуард YII был здоров.

Беседа: Каковы пути профилактики наследственных болезней:

  1. Запрет на близкородственные браки.
  2. Запрет на употребление алкоголя и наркотиков.

Борьба за чистоту окружающей среды.

Медикогенетическая и дородовая диагностика.

Когда к врачу – генетику с вопросом о возможности рождения у них здорового младенца обращается супружеская пара, у которой уже есть больной ребенок, приходится подробно анализировать родословную этой по линиям жены и мужа. Так как большинство из нас не имеют понятия о вредных генах, которые мы носим в себе. После рождения ребенка с наследственной болезнью, мы узнаем по крайней мере об одном из таких генов. Если пораженным болезнью оказывается кто-нибудь из наших близких родственников, мы обязаны побеспокоится о специальном обследовании. Прежде всего, составляют и изучают родословные семей обоих супругов и постараются установить, какие именно наследственные болезни в них встречались. И только на основе всех полученных данных врач рассчитывает, сколь велик риск появления на свет малыша, отягощенного патологической наследственностью. Каждая женщина волнуется во время беременности, всем сердцем надеясь, что ее ребенок будет нормальным и здоровым. Ее тревогу в бошей или меньшей мере разделяет ее муж. Мы все успокаиваем себя тем, что как известно, примерно 96 из каждых 100 детей появляются на свет без серьезных врожденных дефектов. Но 3-4 % детей рождаются нездоровыми – вот здесь– то и кроется причина наших тревог во время беременности.

Основные способы дородовой диагностики патологии ребенка:

  1. Пункция околоплодных вод (амниоцентоз)– старейший из всех методов. Через стенку брюшины с помощью тонкой иглы, прокалыва плодный пузырь, отбирают из матки 10-20 мл.околоплодных вод на 15-17 неделе беременности. Исследование осуществляется под местным наркозом и при непрерывном ультразвуковом контроле, чтобы не повредить ребенка и плаценту. В околоплодной жидкости плавают клетки ребенка. Их отфильтровывают, размножают в лаборатории и исследуют на хромосомные дефекты. (Слайд 8).
  2. Биопсия ворсинок хориона – на 6-11 неделе беременности, отбирают немного пушистой, имеющей форму коралла ткани, в которой лежит крошечный эмбрион в первые недели жизни до образования плаценты. Защищающие и питающие ворсинки этой ткани содержат такие же клетки, что и ребенок.
  3. Пункция пуповины
  4. : для этого исследования у плода берут немного крови из пуповины, чтобы определить некоторые врожденные болезни. Основная цель постановки раннего пренатального диагноза – успешное лечение плода еще в матке.

Существуют современные методы предимплантационной диагностики эмбриона, которая позволяет исключить генетические патологии на 100 %, дающие возможность иметь здоровых детей родителям с патологией.

Заключение

Современные люди не всегда знают своих двоюродных братьев и сестер не поддерживают с ними связи. Разумеется это важно не только с биологической (генетической) точки зрения, но и социальной. Чем больше люди будут поддерживать и ощущать родственные отношения, тем добрее они станут, тем более социально значимыми себя ощутят. Ведь в родословной каждого человека окажутся люди, которыми можно гордиться. Так давайте гордиться своей наследственностью и беречь ее!

4. Подведение итогов урока:

Выскажите свое мнение:

    Какой тип хромосом играет решающую роль в определении пола у людей?

    Каким образом половые различия в хромосомных наборах самцов и самок поддерживаются при размножении?

    Только ли хромосомами определяется пол организма?

    Просто ли поменять пол? 5. Стоит ли это делать?

Мужчина больной гемофилией женится на здоровой женщине, отец которой страдал гемофилией. Какова вероятность рождения в этом браке больных детей.

Ответ: вероятность рождения больного ребенка 50%.

5. Домашнее задание. Параграф 39, ответить на вопросы.

1 уровень (на оценку “хорошо ”)

2 уровень (на оценку “отлично ”)

1. Гетерозиготную серую самку дрозофилы скрестили с серым самцом. Определите численное соотношение расщепления гибридов по генотипу и фенотипу (по полу и окраске тела) (самцы гетерогаметные, признак сцеплен с полом). 1. Серебристую курицу из породы белый виандот (доминантный признак сцепленный с полом) скрестили с золотистым (коричневым) петухом породы леггорн. Сколько и каких курочек должно быть среди тысячи цыплят, полученных на ферме?
2. От родителей, имевших по фенотипу нормальное цветовое зрение, родилось несколько детей с нормальным зрением и один мальчик-дальтоник. Чем это объяснить? Каковы генотипы родителей и детей? 2. Каковы вероятные генотипы и фенотипы детей от брака женщины-дальтоника со здоровым по цветовому зрению мужчиной?

Мужчина больной гемофилией, женится на здоровой женщине, и у них рождаются нормальные дети. Существует ли вероятность заболевания у внуков, при условии, что все дети вступили в брак со здоровыми людьми?

Подробное решение параграф Подведите итог 1 главы по биологии для учащихся 11 класса, авторов И.Н. Пономарева, О.К. Корнилова, Т.Е. Лощилина, П.В. Ижевский Базовый уровень 2012

  • Гдз по Биологии за 11 класс можно найти
  • Гдз рабочая тетрадь по Биологии за 11 класс можно найти

Проверьте себя

Дайте определение биосистемы «организм».

Организм представляет собой отдельность живой материи как целостная живая система.

Поясните, различаются ли понятия «организм» и «особь».

Под организмом (понятие физиологическое) имеется в виду живая система как целое, состоящее из частей, как взаимодействие клеток, органов и других компонентов тела.

Особь (понятие экологическое (популяционное) – часть окружающей среды (стаи, прайда, общества), а не как целое. Особь взаимодействует с окружающим миром, а организм это мир, в котором взаимодействуют его части.

Назовите основные свойства биосистемы «организм».

Рост и развитие;

Питание и дыхание;

Обмен веществ;

Открытость;

Раздражимость;

Дискретность;

Самовоспроизведение;

Наследственность;

Изменчивость;

Единство хим. состава.

Поясните, какую роль в эволюции живой природы выполняет организм.

Каждый организм (особь) несет в себе частичку генофонда (свой генотип) популяции. При каждом новом скрещивании, дочерняя особь получает совершенно новый генотип. Это уникальная по значимости роль организмов, осуществляющих процесс постоянного обновления наследственных свойств у новых поколений, благодаря половому размножению. Одна особь не может эволюционировать, она дает «толчок» целой популяции, нередко виду. Она может изменяться, приспосабливаясь к условиям внешней среды, но это ненаследуемые признаки. Организмы, как никакая другая форма живой материи, способны ощущать внешний мир, состояние своего тела и реагировать на эти ощущения, направленно изменяя свои действия в ответ на раздражение, идущее от внешних и внутренних факторов. Организмы могут обучаться и общаться с особями своего вида, строить жилища и создавать условия для выведения детенышей, проявлять родительскую заботу о потомстве.

5. Назовите основные механизмы управления процессами в биосистеме «организм».

Гуморальная регуляция, нервная регуляция, наследственная информация.

Охарактеризуйте основные закономерности передачи наследственности у организмов.

В настоящее время установлены многие закономерности наследования свойств (признаков) организмов. Все они находят отражение в хромосомной теории наследования признаков организма. Назовём основные положения этой теории.

Гены, являясь носителями наследственных свойств организмов, выступают единицами наследственной информации.

Цитологической основой генов являются группы рядом лежащих нуклеотидов в цепочках ДНК.

Гены, находящиеся в хромосомах ядра и клетки, наследуются как отдельные независимые единицы.

У всех организмов одного и того же вида каждый ген всегда расположен в одном и том же месте (локусе) определённой хромосомы.

Любые изменения гена приводят к появлению его новых разновидностей - аллелей этого гена и, следовательно, к изменению признака.

Все хромосомы и гены у особи присутствуют в её клетках всегда в виде пары, попавшей в зиготу от обоих родителей при оплодотворении.

В каждой гамете может быть только по одной одинаковой (гомологичной) хромосоме и по одному гену из аллельной пары.

Во время мейоза различные пары хромосом распределяются между гаметами независимо друг от друга и совершенно случайно так же наследуются и находящиеся в этих хромосомах гены.

Важным источником появления новых комбинаций гена служит кроссинговер.

Развитие организмов происходит под контролем генов в тесной взаимосвязи с факторами окружающей среды.

Выявленные закономерности наследования свойств наблюдаются у всех без исключения живых организмов с половым размножением.

Сформулируйте первый и второй законы Менделя.

Первый закон Менделя (закон единообразия гибридов первого поколения). При скрещивании двух гомозиготных организмов, относящихся к разным чистым линиям и отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных проявлений признака, всё первое поколение гибридов (F1) окажется единообразным и будет нести проявление признака одного из родителей.

Второй закон Менделя (закон расщепления). При скрещивании двух гетерозиготных потомков первого поколения между собой, во втором поколении наблюдается расщепление в определенном числовом отношении: по фенотипу 3:1, по генотипу 1:2:1.

Почему третий закон Менделя не всегда соблюдается при наследовании признаков?

Закон независимого наследования по каждой паре признаков ещё раз подчёркивает дискретный характер любого гена. Дискретность проявляется и в независимом комбинировании аллелей разных генов, и в их независимом действии - в фенотипическом выражении. Независимое распределение генов может быть объяснено поведением хромосом при мейозе: пары гомологичных хромосом, а вместе с ними и парные гены перераспределяются и расходятся в гаметы независимо друг от друга.

Как наследуются доминантные и рецессивные аллели гена?

функциональная активность доминантного аллеля гена не зависит от наличия в организме другого гена данного признака. Доминантный ген является, таким образом, господствующим, он проявляется уже в первом поколении.

Рецессивный аллель гена может проявиться во втором и последующих поколениях. Для проявления признака, формируемого рецессивным геном, необходимо, чтобы потомок получил один и тот же рецессивный вариант этого гена и от отца, и от матери (т.е. в случае гомозиготности). Тогда в соответствующей паре хромосом обе сестринские хромосомы будут иметь только один этот вариант, который не будет подавлен доминантным геном и сможет проявиться в фенотипе.

10. Назовите основные типы сцепления генов.

Различают неполное и полное сцепление генов. Неполное сцепление является результатом кроссинговера (перекреста) между сцепленными генами, тогда как полное сцепление возможно лишь в случаях, когда кроссинговер не происходит.

Как идёт формирование пола у животных и человека?

После оплодотворения, т. е. при слиянии мужских и женских хромосом, в зиготе может возникнуть их определённое сочетание либо XX, либо XY.

У млекопитающих, в том числе и у человека, из зиготы, гомогаметной по Х-хромосоме, развивается женский организм (XX), а из гетерогаметной зиготы развивается мужской организм (ХY). Позже, когда уже развившийся из зиготы организм будет способен формировать свои гаметы, то в женском организме (XX) появятся яйцеклетки только с Х-хромосомами, тогда как в мужском организме будут образовываться сперматозоиды двух типов: 50% с Х-хромосомой и столько же других - с Y-хромосомой.

Что такое онтогенез?

Онтогенез – индивидуальное развитие организма, развитие особи от зиготы до смерти.

Поясните, что такое зигота; раскройте её роль в эволюции.

Зигота – клетка, образующаяся при слиянии двух гамет (половых клеток) – женской (яйцеклетки) и мужской (сперматозоида) в результате полового процесса. Содержат двойной (диплоидный) набор гомологичных (парных) хромосом. Из зиготы образуются зародыши всех живых организмов, имеющих диплоидный набор гомологичных хромосом, - растений, животных и человека.

Охарактеризуйте особенности этапов онтогенеза у многоклеточных организмов.

В онтогенезе обычно выделяют два периода - эмбриональный и постэмбриональный - и стадии взрослого организма.

Эмбриональный (зародышевый) период развития многоклеточного организма, или эмбриогенез, у животных охватывает процессы, происходящие от первого деления зиготы до выхода из яйца или рождения молодой особи, а у растений - от деления зиготы до прорастания семени и появления проростка.

Эмбриональный период у большинства многоклеточных животных включает три основных этапа: дробление, гаструляцию и дифференциацию, или морфогенез.

В результате ряда последовательных митотических делений зиготы образуются многочисленные (128 и более) мелкие клетки - бластомеры. При делении образовавшиеся дочерние клетки не расходятся и не увеличиваются в размерах. С каждым последующим шагом они становятся все мельче, так как в них не происходит увеличения объёма цитоплазмы. Поэтому процесс деления клеток без увеличения объёма цитоплазмы называют дроблением. Со временем зародыш принимает вид пузырька со стенкой, образованной одним слоем клеток. Такой однослойный зародыш называют бластулой, а образующуюся внутри полость - бластоцелью. В ходе дальнейшего развития бластоцель превращается в первичную полость тела у ряда беспозвоночных, а у позвоночных почти полностью вытесняется вторичной полостью тела. После образования многоклеточной бластулы начинается процесс гаструляции: перемещение части клеток с поверхности бластулы вовнутрь, на места будущих органов. В результате образуется гаструла. Она состоит из двух пластов клеток - зародышевых листков: наружного - эктодермы и внутреннего - энтодермы. У большинства многоклеточных животных в процессе гаструляции образуется третий зародышевый листок - мезодерма. Она расположена между эктодермой и энтодермой.

В процессе гаструляции клетки дифференцируются, т. е. становятся различными по структуре и биохимическому составу. Биохимическая специализация клеток обеспечивается различной (дифференцированной) активностью генов. Дифференцировка клеток каждого зародышевого листка приводит к образованию различных тканей и органов, т. е. совершается морфогенез, или формообразование.

Сравнение эмбриогенеза различных позвоночных животных, например рыб, амфибий, птиц и млекопитающих, показывает, что их ранние стадии развития очень сходны между собой. Но на поздних стадиях эмбрионы этих животных различаются уже довольно сильно.

Постэмбриональный, или послезародышевый, период начинается с момента выхода организма из яйцевых оболочек или с момента рождения и продолжается до половозрелости. В этот период завершаются процессы формообразования и роста, что определяется прежде всего генотипом, а также взаимодействием генов между собой и с факторами внешней среды. У человека продолжительность этого периода составляет 13-16 лет.

У многих животных выделяют два типа постэмбрионального развития - прямое и непрямое.

В ходе онтогенеза происходят рост, дифференциация и интеграция частей развивающегося многоклеточного организма. Согласно современным представлениям, в зиготе имеется программа в виде кода наследственной информации определяющая ход развития данного организма (особи). Эта программа реализуется в процессах взаимодействия между ядром и цитоплазмой в каждой клетке зародыша, между разными его клетками и между комплексами клеток в зародышевых листках.

Стадии взрослого организма. Взрослым считается организм, достигший состояния половой зрелости и способный к размножению. У взрослого организма различают: генеративную стадию и стадию старения.

Генеративная стадия взрослого организма путём размножения обеспечивает появление потомства. Таким образом, реализуется непрерывность существования популяций и вида. У многих организмов этот период длится долго - много лет, даже у тех, кто лишь один раз в жизни даёт потомство (лососевые рыбы, угорь речной, подёнки, а у растений - многие виды бамбука, зонтичных и агавы). Однако существует много видов, у которых взрослые организмы на протяжении ряда лет неоднократно производят потомство.

На стадии старения наблюдаются различные изменения организма, ведущие к снижению его адаптивных возможностей, к увеличению вероятности смерти.

15. Охарактеризуйте основные типы питания организмов.

Существует два типа питания живых организмов: автотрофное и гетеротрофное.

Автотрофы (автотрофные организмы) - организмы, использующие в качестве источника углерода углекислый газ (растения и некоторые бактерии). Иначе говоря, это организмы, способные создавать органические вещества из неорганических - углекислого газа, воды, минеральных солей.

Гетеротрофы (гетеротрофные организмы) - организмы, использующие в качестве источника углерода органические соединения (животные, грибы и большинство бактерий). Иначе говоря, это организмы, не способные создавать органические вещества из неорганических, а нуждающиеся в готовых органических веществах. По состоянию источника пищи гетеротрофы делятся на биотрофов и сапротрофов.

Некоторые живые существа в зависимости от условий обитания способны и к автотрофному, и к гетеротрофному питанию (миксотрофы).

16. Охарактеризуйте важнейшие факторы, формирующие здоровье.

Генотип как фактор здоровья. Основой здоровья человека является способность его организма противостоять воздействиям окружающей среды и сохранять относительное постоянство гомеостаза. Нарушение гомеостаза по разным причинам вызывает болезнь, нарушение здоровья. Однако сам тип гомеостаза, механизмы его поддержания на всех этапах онтогенеза в тех или иных условиях обусловлены генами, точнее, генотипом особи.

Среда обитания как фактор здоровья. Давно замечено, что в формировании любого признака имеют значение и наследственность, и среда. Притом иногда трудно определить, от чего больше зависит тот или иной признак. Например, такой признак, как рост, наследуется с помощью многих генов (полигенно), т. е. достижение нормального роста, свойственного родителям, зависит от ряда генов, контролирующих уровень воздействия гормонов, обмен кальция, полноценность поступления пищеварительных ферментов и т. д. Вместе с тем даже «наилучший» в отношении роста генотип при плохих условиях жизни (недостаток питания, солнца, воздуха, движения) неизбежно приводит к отставанию в длине тела.

Социальные факторы здоровья. В отличие от растений и животных у человека особую область онтогенеза составляет формирование его интеллекта, нравственного облика, индивидуальности личности. Здесь наряду с общими для всего живого биологическими и небиологическими факторами действует новый мощный фактор среды обитания - социальный. Если первые в основном определяют потенциальный диапазон нормы реакции, то социальная среда, воспитание и образ жизни детерминируют конкретное воплощение наследственных задатков у данного индивида. Социальная среда выступает как своеобразный механизм передачи исторического опыта человечества, его культурных, научных и технических достижений.

17. Поясните, какова роль одноклеточных организмов в природе.

У одноклеточных относительно быстро протекают метаболические процессы, поэтому они вносят большой вклад в круговорот веществ в биогеоценозе, особенно в круговорот углерода. Кроме того, одноклеточные животные (простейшие), заглатывая и переваривая бактерии (т. е. первичных деструкторов), ускоряют процесс обновления состава бактериального населения. Растительноядные и хищные организмы тоже выполняют свою функцию в экосистеме, непосредственно участвуя в расщеплении растительного и животного материала.

18. Охарактеризуйте роль мутагенов в природе и в жизни человека.

Мутагены бывают физической и химической природы. К мутагенам относятся ядовитые вещества (например, колхицин), рентгеновские, радиоактивные, канцерогенные и другие неблагоприятные воздействия внешней среды. Под влиянием мутагенов возникают мутации. Мутагены вызывают нарушение нормальных процессов репликации, рекомбинации или расхождения генетических носителей информации.

При взаимодействии ионизирующих излучений (электромагнитные рентгеновские и гамма-лучи, а также элементарные частицы (альфа, бета, нейтроны и др.) с организмом компоненты клетки, в том числе молекулы ДНК, поглощают определённое количество (дозу) энергии.

Выявлено много химических соединений, которые обладают мутагенной активностью: волокнистый минерал асбест, этиленамин, колхицин, бензопирен, нитриты, альдегиды, пестициды и др. Нередко эти вещества одновременно являются и канцерогенами, т. е. способны вызывать развитие в организме злокачественных новообразований (опухолей). В качестве мутагенов были выявлены и некоторые живые организмы, например вирусы.

Известно, что среди растительных организмов в высокогорных или арктических условиях часто встречаются полиплоидные формы - следствие спонтанных мутаций генома. Это связано с резкими перепадами температур в период вегетации.

При контакте с мутагенами нужно помнить, что они оказывают сильное воздействие на развитие половых клеток, на заключённую в них наследственную информацию, на процессы развития эмбриона в матке матери.

19. Охарактеризуйте значение современных достижений генетики для здоровья человека.

Именно благодаря генетике сейчас разрабатываются такие методы терапии благодаря которым можно лечить заболевания ранее неизлечимые. Благодаря современных достижений генетики сейчас есть ДНК- и РНК-пробы, благодаря которым можно на ранних стадиях выявить онкозаболевания. Также научились получать ферменты, антибиотики, гормоны, аминокислоты. Например, для тех, кто болеет сахарным диабетом, был генетическими способами получен инсулин.

С одной стороны, современные достижения генетики дают новые возможности диагностики, лечения человека. С другой стороны, достижения генетики негативно сказываются на здоровье человека через употребление пищи, выраженное в повсеместном распространении генетически модифицированных продуктов питания. При употреблении в пищу таких продуктов может ослабнуть иммунитет, ухудшиться общее состояние, устойчивость к антибиотикам, могут появиться онкозаболевания, в первую очередь страдает желудочно-кишечный тракт (ЖКТ).

20. Поясните, можно ли называть вирус организмом, особью.

Когда вирус в клетке хозяина воспроизводит себе подобных - он организм, и очень активный. Вне клетки хозяина вирус не имеет признаков живого организма.

Исключительно примитивное строение вируса, простота его организации, отсутствие цитоплазмы и рибосом, а также собственного обмена веществ, маленькая молекулярная масса - всё это, отличая вирусы от клеточных организмов, даёт основание для обсуждения вопроса: что такое вирус - существо или вещество, живое или неживое? Научные споры на эту тему продолжались долго. Однако сейчас благодаря тщательному исследованию свойств огромного числа видов вирусов установлено, что вирус - особая форма жизни организма, хотя и очень примитивная. Структура вируса, представленная взаимодействующими между собой основными его частями (нуклеиновой кислотой и белками), определённость строения (сердцевина и белковая оболочка - капсида), его поддержание своей структуры позволяют рассматривать вирус как особую живую систему - биосистему организменного уровня, хотя и очень примитивную.

21. Выберите правильный ответ из предложенных (правильное подчеркнуто).

1. Гены, контролирующие развитие противоположных признаков, называются:

а) аллельными (правильно); б) гетерозиготными; в) гомозиготными; г) сцепленными.

2. «Расщепление по каждой паре признаков идет независимо от других пар признаков», - так формулируется:

а) первый закон Менделя; б) второй закон Менделя; в) третий закон Менделя (правильно); г) закон Моргана.

3. В условиях тропических районов Земли у белокочанной капусты не образуются кочаны. Какая форма изменчивости проявляется в данном случае?

а) мутационная; б) комбинативная; в) модификационная (правильно); г) онтогенетическая.

4. Случайно появившийся ягнёнок с укороченными ногами (выгодное человеку уродство - не перепрыгивает через изгородь) дал начало породе онконских овец. О каком типе изменчивости идёт здесь речь?

а) мутационной (правильно); б) комбинативной; в) модификационной; г) онтогенетической.

Выскажите свою точку зрения.

Как известно, основной единицей эволюции является популяция. А какова роль организмов в микроэволюционном процессе?

На организменном уровне впервые появляется процесс оплодотворения и индивидуального развития особи как процесс реализации наследственной информации, заключённой в хромосомах и их генах, а также оценка естественным отбором жизнеспособности этой особи.

Организмы являются выразителями наследственных свойств популяций и видов. Именно организмы определяют успех или неудачу популяции в борьбе за ресурсы внешней среды и в борьбе за существование между особями. Поэтому во всех микропопуляционных процессах исторического значения организмы являются непосредственными участниками. В организмах накапливаются новые свойства вида. На организмах проявляет своё действие отбор, оставляя более приспособленных и выбраковывая других.

На организменном уровне проявляется двунаправленность жизни каждого организма. С одной стороны, это возможность организма (особи), ориентированная на выживание и размножение. С другой стороны, это обеспечение как можно более длительного существования его популяции и вида, иногда в ущерб жизни самого организма. В этом проявляется важное, эволюционное значение организменного уровня в природе.

Симбиотические способы питания организмов возникли в ходе их эволюции. А как осваивают этот способ новорожденные особи?

Им не нужно осваивать симбиотический образ жизни или способ питания. В процессе эволюции у них также выработались все необходимые приспособления для распознания необходимой особи или субстрата. Например, особые рецепторы для восприятия другой симбиотической особи или морфологические структуры, облегчающие сам процесс питания. Тем более большинство симбиотических особей появляются на свет вблизи родительского организма и попадают сразу в благоприятные условия для развития.

Симбиотическое поведение передается от родителей. Например, у птиц или у млекопитающих по отношению к бактериям.

Почему считают, что образ жизни человека - это показатель его культуры?

От того как человек бережет себя, заботится о себе и т. д., можно судить об уровне его воспитания, это непосредственно связано с развитием человека, его духовными ценностями и собственно культурой, манерой поведения, образом жизни в целом.

В начале XX в. стал знаменитым афоризм, который писатель Максим Горький в пьесе «На дне» вложил в уста своего героя Сатина: «Человек - это звучит гордо!» Можете ли вы в настоящее время поддержать или опровергнуть это утверждение?

В настоящее время это философский вопрос… Наука создала огромное количество сложнейших технических средств, пытается проникнуть в космос и клетку, узнать секреты живого мира, причины болезней, возможность продления срока жизни человека. В то же время были разработаны "совершенные" средства уничтожения всего живого на Земле. Это гордость человечества?

Для человека существует масса нарицательных имён, отражающих его внутреннюю сущность: раб, дурак, разбойник, скотина, собака, зверь; одновременно с этим: гений, творец, создатель, разумный, умница! Так чем же отличается гений от дурака? Какими качествами, по каким критериям их оценивать и сравнивать?

У каждого человека есть свое предназначение на Земле. От того поймет ли он его, зависит его благополучие, вера в себя, гордость за себя.

Человек, как существо биологические, определенно гордость Земли. Мы умеем мыслить, выражать свои эмоции, говорить.

Но если человек внутри себя понимает, что нужно не причинять никому и ничему вред, жить в гармонии с самим собой, с окружающими и природой, ценить жизнь и не только свою, тогда такой человек – это действительно гордость!!!

Проблема для обсуждения

В 1992 г. на конференции ООН по окружающей среде в Рио-де-Жанейро на уровне руководителей 179 государств, включая Россию, были приняты важнейшие документы, призванные предотвратить деградационное развитие биосферы. Одна из программ действий человечества в XXI в. - «Сохранение биологического разнообразия» имеет девиз: «Биологические ресурсы кормят и одевают нас, обеспечивают жильём, лекарствами и духовной пищей».

Выскажите своё отношение к этому девизу. Можете ли вы его уточнить, расширить? Почему биологическое разнообразие является главной общечеловеческой ценностью?

Этот девиз в который раз напоминает нам, что мы (люди) на Земле должны жить в гармонии с природой (что-то брать, а что-то и давать взамен), а не беспощадно ее использовать в своих целях.

Нравственность, природа, человек – понятия тождественные. И к великому сожалению, в нашем обществе именно взаимосвязь этих понятий разрушена. Родители учат детей порядочности, доброте, любви к окружающему миру, духовности и бережности, но реально этого им не даем. Мы растеряли и растратили богатства, хранившиеся и копившиеся веками. Низвергли, предали забвенью заветы, традиции, опыт прошлых поколений в отношении к окружающему миру. Практически уничтожили своими руками, своим бездушием, бездумьем, своей бесхозяйственностью.

Радиационные и кислотные дожди, урожаи, покрытые ядохимикатами, обмелевшие реки, заиленные озера и пруды, превратившиеся в болота, вырубленные леса, уничтоженные животные, модифицированные организмы и продукты – вот наше современное наследие. А сейчас, вдруг, всем миром осознаем, что мы на краю гибели и каждый, именно каждый, на своем месте, должен по крупицам, упорно и добросовестно восстанавливать, залечивать, выращивать добро. Без биологического разнообразия МЫ НИЧТО. Биологическое разнообразие – это главная общечеловеческая ценность.

Основные понятия

Организм представляет собой отдельность живой материи как индивид (особь) и как целостная живая система (биосистема).

Наследственность – свойство организма передавать особенности строения, функционирования и развития от родителей к потомкам. Наследственность обусловлена генами.

Изменчивость – свойство живых организмов существовать в различных формах, обеспечивающих им способность выживать в изменяющихся условиях.

Хромосомы – структуры клеточного ядра, являющиеся носителями генов и определяющие наследственные свойства клеток и организмов. Хромосомы состоят из ДНК и белков.

Ген – элементарная единица наследственности, представленная биополимером – отрезком молекулы ДНК, где содержится информация о первичной структуре одного белка или молекулы рРНК и тРНК.

Геном – совокупность генов вида, в состав которого входит организм (особь). Геномом также именуют совокупность генов, характерных для гаплоидного (1n) набора хромосом данного вида организмов, или основной гаплоидный набор хромосом. В то же время геном рассматривается и как функциональная единица, и как характеристика вида, необходимая для нормального развития организмов данного вида.

Генотип - система взаимодействующих генов организма (особи). Генотип выражает совокупность генетической информации особи (организма).

Размножение – воспроизведение себе подобных. Это свойство характерно только для живых организмов.

Оплодотворение – это объединение ядер мужских и женских половых клеток - гамет, приводящее к формированию зиготы и последующему развитию из неё нового (дочернего) организма.

Зигота – одна клетка, которая образуется при слиянии женской и мужской половых клеток (гамет).

Онтогенез – индивидуальное развитие организма, включающее весь комплекс последовательных и необратимых изменений, начиная от образования зиготы и до естественной смерти организма.

Гомеостаз – состояние относительного динамического равновесия системы (в т. ч. биологической), поддерживаемого за счет механизмов саморегуляции.

Здоровье – состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции. Нет какого-либо недуга или болезни.

Вирус – уникальная доклеточная форма жизни с гетеротрофным типом питания. Реплицируется молекула ДНК или РНК внутри пораженной клетки.

Организменный уровень организации живой материи – отражает признаки отдельных особей, их поведение. Структурно-функциональной единицей организменного уровня является организм. На организменном уровне происходят следующие явления: размножение, функционирование организма как единого целого, онтогенез и др.

Проверка знаний терминологии по теме: «Организменный уровень» - 9 кл.

1.Процесс образования половых – сперматозоидов и яйцеклеток называется –

2.Особый вид деления клеток, при котором число хромосом в дочерних клетках уменьшается в два раза –

3.Процесс кратковременного соединения гомологичных хромосом получил название ____

4.Процесс слияния женской и мужской гамет получил название __________

5.Процесс индивидуального развития особи от момента её образования до конца жизни получил название

6.Этот период длится с момента образования зиготы до рождения особи называется _________.

7.Этот период начинается с момента рождения и длится до конца жизни особи –_____________

8.Полость внутри бластулы получила название _________

9.Двуслойный шарик называется ______________

10. «В пределах типа эмбрионы, начиная самых ранних стадий, обнаруживают известное общее сходство»-
________________________________________
.

11.Индивидуальное развитие особи до определенной степени повторяет историческое развитие вида, к которому относится данная особь, называется __________________

12.Наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости живых организмов называется ____________

13. Свойство живых организмов передавать свои признаки и свойства из поколения в поколение называется ___________________

14. Свойство живых организмов приобретать в процессе индивидуального развития новые признаки называется ____________________ .

15.Элементарные единицы наследственности –_____________

16. В природных условиях эти сорта не смешиваются – это _______________

17. При скрещивании родительские организмы различаются лишь по одному признаку, такое скрещивание называется __________________

18. Гены, ответственные за развитие одного признака, получили название ______________.

19. Если организм содержит два одинаковых аллельных гена, то такие организмы называют ___________

20.Если же аллельные гены различны, то такие организмы называют ______________.

21. Проявляющийся у гибридов признак Мендель назвал _____________.

22.Подавляющийся признак Мендель назвал ______________ .

23.При скрещивании двух гомозиготных организмов, отличающихся друг от друга одним признаком, все гибриды первого поколения будут иметь признак одного из родителей, и поколение по данному признаку будет единообразным – _________________________________________.

24. При скрещивании двух потомков (гибридов) первого поколения между собой во втором поколении наблюдается расщепление и снова появляются особи с рецессивными признаками; эти особи составляют одну четвертую часть от всего числа потомков второго поколения –_________________ .

25.При образовании гамет в каждую из них попадает только один из двух аллельных генов, называют ____________________.

26. Совокупность всех внешних и внутренних признаков и свойств организма называют ______________.

27.Совокупность всех генов какого – либо организма называют ______________.

28.Две особи отличаются друг от друга по двум признакам, то скрещивание между ними называется ___________________

29.Гены, находящиеся в одной у самцов и сам хромосоме, при мейозе попадают в одну гамету, то есть наследуются сцеплено – ______________________

30.У каждого гена в хромосоме есть строго определенное место – ______________.

31.Хромосомы, кроме одной пары, у мужских и женских организмов одинаковы и получили название ___________.

32.В одной паре хромосомы у самцов и самок различны, получили ________________.

33. Расположение гена в половой хромосоме _____________

34.Изменения организмов, которые не затрагивают его генов и потому не передаются из поколения в поколение, называются ____________________

35.Изменения генотипа, происходящие под влиянием факторов внешней или внутренней среды - ______________

36. Факторы, вызывающие мутации, получили название _____________.

37. Наука о методах создания новых сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов с нужными человеку признаками – называется ___________________

Генетика и селекция

    Фенотип – это совокупность внешних и внутренних признаков:

а) организма; б) всех особей популяции; в) всех особей вида.

2 .Совокупность генов всех особей популяции – это:

а) генотип; б) ген; в) генофонд.

3 . Гомологичными называют парные хромосомы, имеющие:

а) одинаковую форму, размер и конъюгирующие в мейозе;

б) сходный набор генов и конъюгирующие в митозе;

в) сходное строение, но разное число генов.

4 . Участок хромосомы, в котором расположен ген, называется:

а) аллель; б) локус; в) кодон.

5. Гены, контролирующие развитие противоположных признаков, называются:

а) аллельными; б) гетерозиготными; в) гомозиготными.

а) 1855г. б) 1860г. в) 1865г .

7 . При моногибридном скрещивании горохов гибриды второго поколения, полученные Г.Менделем в результате самоопыления, по фенотипу имели соотношение доминантных и рецессивных признаков соответственно:

а) 1:1 б) 3:1 в) 1:2.

8 . «Расщепление по каждой паре признаков идет независимо от других пар признаков» - так формируется:

а) первый закон Менделя; б) второй закон Менделя; в) третий закон Менделя.

9 . Обмен участками гомологичных хромосом во время их конъюгации в профазе мейоза называется:

а) инбридингом; б) кроссинговером в) инверсией.

10. Основы хромосомной теории наследственности созданы:

а) Менделем; б) Морганом в) Бетсоном.

Биология 8 кл.

    Ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая при посредстве нервной системы, называется _________.

    Работу всех органов, их связь с окружающей средой у сложноорганизованных животных регулируют _______________, _________________.

    Способность организмов тем или иным способом отвечать на взаимодействие окружающей среды называют _____________ или __________.

    У каких животных сетчатая нервная система?

Контрольная работа по генетике 1 вариант

1. Совокупность внешних и внутренних признаков организма это:

1. фенотип 2.генотип 3.генофонд 4. кариотип

2. Совокупность генов гаплоидного набора хромосом это:

1. генотип 2. Генофонд 3. Геном 4. ген

3. Гены, контролирующие развитие противоположных признаков, называются:

1. гетерозиготными 2. Аллельными 3. Гомозиготными 4.моногибридными

4. ПОЛ человека определяется: 1)до оплодотворения яйцеклетки 2)после оплодотворения

3)в момент оплодотворения яйцеклетки сперматозоидом 4)иным способом

5.В семье здоровых родителей родился мальчик, больной гемофилией. Каковы генотипы родителей (ген гемофилии h): 1) мать X H X h ; отец X h Y 2) мать X H X h ; отец X H Y 3) мать Х Н Х Н ; отец X H Y 4) мать X h X h ; отец X H Y

6. Профилактическим методом предупреждения наследственных заболеваний в будущей семье является : 1)исследование генетического аппарата одного из родителей

2)генеалогическое исследование родителей 3)близнецовый метод

4)отмена лекарств во время беременности

7. Гомозиготными называются организмы, которые:

1)образуют один сорт гамет 2)при скрещивании друг с другом дают расщепления

3)несут только доминантные гены 4)несут только рецессивные гены

8. Сцепленными с полом называются признаки, для которых определяющие их гены расположены в 1. Аутосомах 2. половых хромосомах 3. неполовых хромосомах

9. Генотип - это совокупность: 1)всех генов популяции 2)всех генов организма

3)генов, расположенных на половых хромосомах 4)генов всех видов, образующих биоценоз

Генетические задачи:

    Скрестили пестрых петуха и курицу. Получили пестрых, черных и белых цыплят. Какой признак доминирует? Как наследуется окраска оперения у этой породы кур?

2. У морских свинок ген черной окраски шерсти А доминирует над а, обуславливающим белую окраску. Короткошерстность определяется доминантным геном В, а длинношерстность - его рецессивным аллелем в. Гомозиготное черное длинношерстное животное было скрещено с гомозиготным белым короткошерстным. Какое потомство получится от скрещивания данных свинок

    Одна из форм шизофрении наследуется как рецессивный признак, сцепленный с Х хромосомой. У здоровых родителей родился ребёнок с шизофренией. Определить вероятность рождения у них здорового ребенка.

Контрольная работа по генетике 2 вариант.

1. Какую часто информации, в среднем, получает ребёнок от своей бабушки?

1) 100 % 2) 75 % 3) 50 % 4) 25 %

2. У кареглазого мужчины и голубоглазой женщины родились 2 кареглазые девочки и 1 голубоглазый мальчик. Ген карих глаз (А) доминирует. Каковы генотипы родителей?

1)Отец Аа, мать Аа 2) Отец аа, мать Аа 3) АА и АА 4) аа и аа 3. Чистой линией называется потомство:

1)не дающее расщепления 2)полученное только от гетерозиготных родителей

3)пара особей, отличающихся одним признаком 4)особи одного вида

4. Организм с генотипом ААВВСс образует гаметы:

1)ABC и ABB 2) ААВВСС и ААВВСс 3)ABC и АВс 4) А, В, С, с

5. Девочки, родившиеся от отца-дальтоника и здоровой (не носительницы) матери, будут нести ген дальтонизма с вероятностью : 1)25% 3) 50% 2)75% 4) 100%

6. Доминантный аллель - это:

1)пара одинаковых по проявлению генов 2)один из двух аллельных генов

3)ген, подавляющий действие другого аллельного гена 4)подавляемый ген

7. Участок молекулы ДНК, несущий информацию об одной молекуле белка - это:

1)ген 2)фен 3)геном 4)генотип

8. Дигомозигота имеет генотип: 1. АаВв 2. ААВВ 3. ААВв 4. АаВВ

9. Т. Морган является первооткрывателем явления:

1)независимого расщепления; 2)чистоты гамет;

3)единообразия гибридов первого поколения; 4)сцепленного наследования признаков.

Генетические задачи:

    При разведении телят крупного рогатого скота (коров породы шортгорн) было установлено, что красная окраска не полностью доминирует над белой, а гетерозиготы имеют чалую окраску. От красного быка и нескольких чалых коров родилось 24 теленка. Как выглядели (скорее всего!) эти телята?

2 . У голубоглазой близорукой женщины от брака с кареглазым мужчиной с нормальным зрением родилась кареглазая близорукая девочка и голубоглазый с нормальным зрением мальчик. Ген близорукости доминантен по отношению к гену нормального зрения, а ген кареглазости доминирует над голубоглазостью, родители были гетерозиготны по доминантным признакам. Какова вероятность появления этих детей?

3…Женщина, имеющая гипоплазию (истончение) эмали зубов, выходит замуж за мужчину, у которого такой же дефект. От этого брака рождается мальчик, не страдающий данной болезнью. Какова была вероятность появления в этой семье здорового мальчика, в отличие от своих родителей не страдающего гипоплазией эмали? Какова вероятность появления в этой семье здоровой девочки? Известно, что ген, ответственный за развитие гипоплазии эмали, - доминантный ген, локализованный в Х-хромосоме; ген, контролирующий отсутствие рассматриваемого заболевания, - рецессивный ген Х-хромосомы.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Рецепты маринованного лука в уксусе, майонезе, масле, лимоне, томате, по-корейски Рецепты маринованного лука в уксусе, майонезе, масле, лимоне, томате, по-корейски Основные конфигурации нижних и верхних планет Внутренние планеты могут иметь следующие конфигурации Основные конфигурации нижних и верхних планет Внутренние планеты могут иметь следующие конфигурации Реферат: Действие солдат в бою Что должен уметь солдат в бою Реферат: Действие солдат в бою Что должен уметь солдат в бою