Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?
Неоспоримые свидетельства
Несмотря на междоусобицы, Древнерусское государство в XII веке возрастает и расширяется. И происходит это не только за счет освоения новых земель и укрепления границ. Русь возрастает прежде всего за счет своей мощной духовной основы. А духовная сила и красота жизни обязательно отображаются в произведениях искусства. Красота, о которой твердили возвратившиеся из Софии Константинопольской послы князя Владимира, с новой силой засияла в Софии Новгородской, Софии Киевской, в других многочисленных древнерусских храмах, иконах, книгах, церковных песнопениях, праздниках церковных и народных, песнях народных, сказаниях, былинах, обрядах и обычаях. Первые века русской христианской культуры пронизаны светлой радостью открытия и узнавания нового, прекрасного и прежде неизвестного. Мир и человек, прошедшее и будущее - все предстало перед нашими предками в новом освещении. Древнерусский мастер - художник, зодчий, книжник, - познавший Творца Бога, в духовном восторге сам творил новое, великое и чудное. Древнерусские храмы, иконы и книги - самые яркие и неоспоримые свидетельства духовных устремлений и идеалов наших далеких предков.
Книжная сладость
Глядя на прекрасные храмы, иконы, книги и другие произведения древнерусского искусства, мы непосредственно соприкасаемся с тем, что больше всего радовало и окрыляло человека, что давало ему духовное наслаждение. В древнерусской литературе нет слов «удовольствие» и «прелесть» в современном понимании. Более того, слово «прелесть» тогда вообще не употреблялось в положительном смысле. Корень «лесть» означал ‘ложь’, следовательно, «прелесть» - это ‘ложь в превосходной степени’. Желая выразить чувство возвышенного и прекрасного, древнерусский писатель употреблял другое слово - «сладость». «Послушать в сладость» означало слушать с превеликим удовольствием. Составитель «Киево-Печерского патерика» говорит от лица читателя: «Мы наслаждаемся духовных тех словес». Значит, древнерусский читатель не просто получал новые знания, а умел наслаждаться чтением. Митрополит Иларион в «Слове о Законе и Благодати» обращался не «к неведущим» читателям, а к «насытившимся книжной сладостью». Чтобы показать превосходство духовного над вещественным, древнерусский писатель очень часто говорил, что получаемое от книг наслаждение «паче меда», то есть слаще меда. Выдающийся древнерусский проповедник Кирилл Туровский говорил: «Сладок мед и хорош сахар, но того и другого добрее книжный разум: это сокровище жизни вечной». Поэтому труд книжника в Древней Руси любили сравнивать с трудом пчелы. Даниил Заточник писал: «Князь, я ни за море не ходил, ни у философов не учился, но был как пчела - припадая к разным цветам и собирая мед в соты; так и я по многим книгам собирал сладость слов и смысл их и собрал, как в мех воды морские». А в «Житии Феодосия Печерского» указывается, что и князья, и простые люди шли к святому, чтобы насладиться «медоточивыми речами», исходящими из уст его.
Русские храмы
Вместе с распространением христианства на Руси развивалось и храмостроительство. Лучшие мастера, лучшие строительные материалы, лучшие украшения - все это предназначалось для храма. Не было такого города в Древней Руси, который не заботился бы украсить себя величественным и красивым храмом. Храм был средоточием не только церковной, но и общественной жизни. В храме собирались все люди на молитву: в праздники и в часы испытаний, в радости и в беде. В XI веке на Русь мастера-храмоздатели ехали из Византии. Русские художники учились у греков не только каменному зодчеству, но и мозаичному искусству, и секретам фресок - настенной живописи храмов. В удивительно короткий срок русские мастера обучились этим искусствам. И в середине ХI века наступил первый расцвет древнерусского храмового искусства. До сего дня радуют наш взор София Киевская и София Новгородская.
Храмы Владимиро-Суздальской земли
Новый расцвет - это храмы Владимиро-Суздальской Руси времен князей Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо. Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, церковь Покрова на Нерли, Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском, церковь Бориса и Глеба в Кидекше под Суздалем - все это шедевры архитектуры, имеющие мировую известность. По свидетельству письменных источников и археологических исследований, в древности эти храмы были украшены прекрасными иконами, богатой утварью, светильниками и другими предметами прикладного искусства. Подходя к этим храмам сейчас, мы созерцаем только отблеск той красоты, которая сияла в этих храмах пять-семь столетий назад.
Успенский собор во Владимире
Первоначальное строительство Успенского собора во Владимире происходило в 1158–1160 годах. Для великой святыни - чудотворной иконы Божией Матери, получившей впоследствии наименование «Владимирской», - князь Андрей Боголюбский решил воздвигнуть лучший на Руси храм. Летописец говорит, что для постройки этого собора «Бог привел мастеров из всех земель». По примеру великого князя Владимира Андрей Боголюбский дал воздвигнутому им храму десятину от своих стад, от торговли, кроме того, город Гороховец и села. Современники, в том числе и иностранные гости, поражались великолепию Успенского собора, блеску иконостаса и всем церковным украшениям. Через несколько лет после окончания постройки случился пожар и собор сгорел. Князь Всеволод Большое Гнездо, перестраивая Успенский собор в 1185–1187 годах, возвел величественный пятикупольный собор, который до сего дня является украшением Руси.
Церковь Покрова на Нерли
Одним из любимейших русских церковных и общенародных праздников стал праздник Покрова Божией Матери. Большинство церковных праздников было заимствовано из Византии, но этот праздник неизвестен ни православному Востоку, ни латинскому Западу. Основанием для установления праздника явилось предание, как святому Андрею, жившему в Царьграде в X веке, явилась Божия Матерь в храме. Люди молились об избавлении от неминуемой гибели от врагов, и Богоматерь распростерла Свой покров-омофор над народом. Праздник Покрова Богородицы выражал веру православных русских людей в то, что Богоматерь имеет о Руси особую заботу и покрывает ее от бедствий и всякого зла. Первым храмом, освященным в честь этого праздника, был созданный Андреем Боголюбским храм Покрова на Нерли. Зодчие воздвигли храм так, чтобы князь Андрей мог видеть его из окон своего дворца в Боголюбове. Поставленный на холме, храм словно вырастает из земли, отражаясь в водах реки. Рельефные изображения на стенах создают впечатление сказочной красоты. «Церковь Покрова на Нерли, - писал искусствовед Игорь Эммануилович Грабарь, - является не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства». Красоту храма Покрова на Нерли нельзя передать через описания, фотографии и рисунки. Только тот, кто ходил в тени окружающих его деревьев, в состоянии оценить это чудо русского искусства.
Древнерусская икона
Слово «икона» - греческое, в переводе на славянский язык оно означает «образ». Древнерусская икона занимает самое почетное место в мировом искусстве. Иконописанию русские мастера учились у греков, но так же, как и в искусстве храмоздания, очень скоро они сами достигли высочайших вершин мастерства. Из «Повести временных лет» мы знаем, что иконы греческого письма принес князь Владимир из Корсуня, когда шел в Киев крестить киевлян. Поэтому несколько столетий на Руси древнейшие иконы принято было именовать «корсунскими». Из «Киево-Печерского патерика» мы знаем имя инока Алипия, искуснейшего иконописца первых веков христианства на Руси. В XII веке не только Киев, но и Новгород и Владимир славились своими иконописцами. Икона - не портрет в обычном понимании этого слова. Портрет изображает лицо человека. А икона - преображенное и просветленное лицо, то есть лик. Иконы - это, по словам священника Павла Флоренского, окна в духовный мир. Красота иконы - особая красота. Смысл иконы не заключается в ее красоте как вещи, но в духовной красоте, которую она отображает. В житиях святых нередко встречаются свидетельства о необыкновенном свете, которым изнутри светились лица святых. На иконе этот свет изображается символическим нимбом - сиянием. Цель иконы - возводить ум и сердце человека от образа-иконы к Первообразу, к Богу. И древнерусская икона достигала своей цели. Сохранилось бесчисленное множество исторических источников, говорящих о том, как русский народ любил и почитал святые иконы. Наивысшего расцвета древнерусское иконописание достигает во второй половине XIV века, во времена величайшего иконописца Руси - Андрея Рублева.
«Музыка Древней Руси» – это презентация, которая, уверена, окажется полезным наглядным пособием для урока мировой художественной культуры или истории при изучении темы «Художественная культура Древней Руси» Я постаралась снабдить презентацию не только иллюстративным материалом, но и аудио примерами к каждому описанию. К сожалению, аудио примеры можно услышать только в программе PowerPoint.
Музыка Древней Руси
В презентации рассказывается об истоках русского музыкального искусства, о различных видах и жанрах музыки от древности до 17 столетия, о музыкальных инструментах, звучавших в будни и праздники, в горе и радости. Презентация «Музыка Древней Руси» , по моему замыслу, должна стать своеобразной мини-энциклопедией, созданной специально для урока мировой художественной культуры.
«Музыка – это накрепко запечатанный флакон с волшебными духами, неизменно сохраняющий аромат своего, и только своего, времени».
Антон Гопко
В презентации три основных раздела. Первый − познакомит с истоками древнерусского музыкального искусства , корни которого уводят в далёкие времена ещё до формирования древнерусского государства, во времена формирования славянских племён.
Возникновение и развитие музыки Древней Руси связано с верованиями славян, с обрядами и ритуалами, посвящёнными языческим божествам и предкам. Эти обряды сопровождались пением, плясками, игрой на музыкальных инструментах. Профессиональными музыкантами на Руси были скоморохи. Скоморохи были настоящими артистами: музыкантами, жонглёрами, акробатами, дрессировщиками. К сожалению, православная церковь запрещала деятельность скоморохов, называя их представления дьявольскими игрищами, подвергая их гонениям и даже казням.
Второй раздел расскажет о древнерусских музыкальных инструментах: гуслях, гудках, рожках, свирелях и других. Слайд с изображением музыкального инструмента включает и аудио-файл, который продемонстрирует звучание этого инструмента.
Отдельный раздел посвящён церковной музыке, её основным видам и жанрам. Здесь также есть музыкальные примеры. Специальный значок на слайде является триггером, «включающим» звук. Но, к сожалению, сработает триггер только при просмотре презентации в программе PowerPoint.
Хочется верить, что труд мой, в который вложила душу, принесёт пользу.
С древнерусским искусством помогут познакомиться ещё несколько презентаций, которые вы найдёте на моём сайте:
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/03/27/s_58d94297ef49d/img1.jpg)
« Если человек равнодушен к памятникам истории, значит он равнодушен к своей стране» .
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/03/27/s_58d94297ef49d/img2.jpg)
Народное искусство древней Руси
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/03/27/s_58d94297ef49d/img3.jpg)
ДУХОВНАЯ
Музыкальная культура Древней Руси , начиная с Киевского периода и в течение всего Средневековья, имела двойственный характер. В ней одновременно сосуществовали две культуры разного происхождения: народная(фольклор) и церковная(духовная.
ФОЛЬКЛОР
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/03/27/s_58d94297ef49d/img4.jpg)
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/03/27/s_58d94297ef49d/img5.jpg)
Музыка была обязательной частью обрядовых праздников - Масленицы (проводы зимы и встреча весны), Ивана Купалы (день летнего солнцестояния) и др. Проходили они обычно при большом стечении народа и включали игры, пляски, борьбу, конные состязания, выступления скоморохов.
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/03/27/s_58d94297ef49d/img6.jpg)
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/03/27/s_58d94297ef49d/img7.jpg)
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/03/27/s_58d94297ef49d/img8.jpg)
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/03/27/s_58d94297ef49d/img9.jpg)
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/03/27/s_58d94297ef49d/img10.jpg)
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/03/27/s_58d94297ef49d/img11.jpg)
В русских народных сказках говорилось о чудодейственной силе различных музыкальных инструментов, которые отгоняют злые силы, сами играют и поют, заставляют плясать без отдыха .
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/03/27/s_58d94297ef49d/img12.jpg)
« У Баяна вещего, бывало, Если петь он начинал о ком, Мысль, как серый волк, в степи, бежала, Поднималась в облака орлом…» («Слово о полку Игореве»)
Баян - древнерусский певец и гусляр.
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/03/27/s_58d94297ef49d/img13.jpg)
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/03/27/s_58d94297ef49d/img14.jpg)
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/03/27/s_58d94297ef49d/img15.jpg)
Они - на базарах, на княжьих пирах, на игрищах тон задавали, играя на гуслях, волынках, гудках, на ярмарках люд потешали.
Беспечное племя веселых бродяг, рождённое духом свободы, не нужно им было ни славы, ни благ, довольно любви всенародной.
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/03/27/s_58d94297ef49d/img16.jpg)
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/03/27/s_58d94297ef49d/img17.jpg)
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/03/27/s_58d94297ef49d/img18.jpg)
Особенно выделялись гусли как инструмент, сопровождающий эпические песни, сказания, славы.. Героические песни-славы пели при встречах князей по возвращении из походов, при восхождении на княжеский престол
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/03/27/s_58d94297ef49d/img19.jpg)
Гудок - старинный русский народный смычковый трехструнный музыкальный инструмент с плоскими декой и спинкой, без вырезов по бокам. Скоморохи использовали его в сочетании с гуслями. На гудке играли как на виолончели.
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/03/27/s_58d94297ef49d/img20.jpg)
Сопели – это свистковые продольные флейты, сделанные из дерева. Верхний конец ствола имеет срез и свистковое устройство. У древних сопелей на одной из сторон имелись 3-4 отверстия
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/03/27/s_58d94297ef49d/img21.jpg)
Рожок - древнерусский деревянный пастушеский инструмент, ведущий свою историю от ратных рогов и труб, созывавших воинов на битву.
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/03/27/s_58d94297ef49d/img22.jpg)
Жалейка - старинный русский народный духовой деревянный музыкальный инструмент - деревянная, тростниковая или рогозовая трубочка с раструбом из рога или бересты.
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/03/27/s_58d94297ef49d/img23.jpg)
Свирель - простая деревянная дудка. На одном конце её есть свистковое устройство в виде «клюва», а на середине лицевой стороны вырезаны разное количество игровых отверстий.
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/03/27/s_58d94297ef49d/img24.jpg)
Варган - один из древнейших музыкальных инструментов, прошедший через века и практически не изменивший свой внешний вид. Это самозвучащий язычковый инструмент. В древности считалось, что игра на варгане прочищает сознание, укрепляет жизненную силу человека, гармонизирует функции всех органов; это подтверждают и cовременные ученые. Варган был очень популярен и на Руси, причем играли на нем здесь преимущественно женщины
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/03/27/s_58d94297ef49d/img25.jpg)
Трещётки - ударный инструмент, заменяющий хлопки в ладоши. В прошлом этот инструмент кроме музыкальной, выполнял ещё и мистическую функцию оберегания молодоженов от злых духов
Трещётки
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/03/27/s_58d94297ef49d/img26.jpg)
Бубен - музыкальный ударный инструмент. Широко они применялись в ратном деле и у скоморохов
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/03/27/s_58d94297ef49d/img27.jpg)
Домра - древнерусский струнный щипковый инструмент с овальным корпусом, длинным грифом и натянутыми на них тремя-четырьмя струнами.
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/03/27/s_58d94297ef49d/img28.jpg)
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/03/27/s_58d94297ef49d/img29.jpg)
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/03/27/s_58d94297ef49d/img30.jpg)
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/03/27/s_58d94297ef49d/img31.jpg)
ОСНОВНЫЕ ЖАНРЫ музыкального фольклора
Вокальные (песни). Исполнительские типы: хоровые, соревновательские, сказительские
Инструментальные (наигрыши)
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Искусство Древней Руси Архитектура Живопись Декоративно-прикладное искусство
Крестово-купольный храм
Базилика Базили́ка (« дом базилевса, царский дом») - тип строения прямоугольной формы, которое состоит из нечётного числа (1, 3 или 5) различных по высоте нефов.
Золотые ворота в Киеве
Пли́нфа (от греч. πλίνθος - «плита») - характерный для древнерусского домонгольского зодчества тонкий обожжённый кирпич, часто квадратной формы, ширина которого примерно равнялась длине.
Белый камень (известняк)
Десятинная церковь (церковь Успения Пресвятой Богородицы) в Киеве - первая каменная церковь Киевской Руси. Сооружена между 986г. и 996г. в эпоху княжения Владимира Великого, который выделил на возведение и поддержание церкви десятую часть своих доходов - десятину, откуда и пошло её название. Она представляла собой крестово-купольный шестиярусный каменный храм. В конце 1240г. уничтожена ордами хана Батыя.
Софийский собор в Киеве
София Новгородская
Мозаика - рисунок или узор из скреплённых между собой разноцветных камешков, кусочков стекла, эмали и др.
Мозаики Софийского собора в Киеве
ФРЕ́СКА - картина, написанная водяными красками по свежей, сырой штукатурке. ф рески Софии Новгородской
Зернь (от слова зерно)- старинная ювелирная техника, представляющая собой мелкие металлические шарики, которыми декорируют сканые изделия
Скань (от глагола съкати - « свивать в одну нить несколько прядей ») - ювелирное изделие из тонкой кручёной проволоки; то же, что филигрань.
ПЕРЕГОРОДЧАТАЯ ЭМАЛЬ -техника нанесения эмали, при которой рисунок обозначается тонкими проволочками, напаянными на пластину, а затем образовавшиеся ячейки заполняют эмалями разных цветов, и изделие обжигают. Эмаль - тонкое и прочное стеклообразное покрытие, наплавленное на поверхность металла.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повторитель – обобщающий урок Тема: Искусство Древней Руси. Иконопись.
Цель урока: проверить и закрепить знания учащихся о культуре нашей 14- 16вв, развить зрительную память, умения мыслить, анализировать визуальный материал, делать выводы, воспитать любовь и уваже...
Викторина "Народное искусство Древней Руси"
Данная викторина проводится с целью проверки знаний на уроке музыки в 6 классе по теме "Народное искусство Древней Руси". Победитель викторины определяется по количеству жетонов, которые выдаются...
Cлайд 1
МОУ « Узуновская средняя общеобразовательная школа» Архитектура и искусство Древней Руси. Творческий проект ученицы X класса Козеевой Валентины. Руководитель Начарова Елена Васильевна.Cлайд 2
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/31/30954/389/img1.jpg)
Cлайд 3
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/31/30954/389/img2.jpg)
Cлайд 4
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/31/30954/389/img3.jpg)
Cлайд 5
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/31/30954/389/img4.jpg)
Cлайд 6
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/31/30954/389/img5.jpg)
Cлайд 7
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/31/30954/389/img6.jpg)
Cлайд 8
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/31/30954/389/img7.jpg)
Cлайд 9
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/31/30954/389/img8.jpg)
Cлайд 10
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/31/30954/389/img9.jpg)
Cлайд 11
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/31/30954/389/img10.jpg)
Cлайд 12
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/31/30954/389/img11.jpg)
Cлайд 13
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/31/30954/389/img12.jpg)
Cлайд 14
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/31/30954/389/img13.jpg)
Cлайд 15
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/31/30954/389/img14.jpg)
Cлайд 16
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/31/30954/389/img15.jpg)
Cлайд 17
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/31/30954/389/img16.jpg)
Cлайд 18
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/31/30954/389/img17.jpg)
Cлайд 19
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/31/30954/389/img18.jpg)
Cлайд 22
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/31/30954/389/img21.jpg)