Светосильной оптикой. Светосила объектива — что это такое и где применяется в оптике

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Фото или видеосъемка - это зафиксированный на светочувствительной поверхности (в случае с цифровой техникой - на матрице) поток света, проходящий через объектив. Оптика в съемке играет первостепенную роль и ее качество во многом определяет качество будущего снимка.

Любой объектив состоит из нескольких линз, объединенных в группы. Каждая из них имеет свою функцию. Линзы преломляют свет, фокусируя его на матрице, защищают от искажений, переотражений и других негативных оптических эффектов. Проходя через эти «барьеры» световой поток закономерно ослабевает. В результате свет, который попадает на матрицу, становится менее ярким, тускнеет.

Существует немало способов, которые помогают избежать «световых потерь», из которых самый эффективный - применение просветленных линз, проходя через которые, свет будет терять минимум своей интенсивности. Так вот, способность объектива пропускать наибольшее количество света без потери интенсивности и называется светосилой.

Как определить светосилу

Светосила - это комплексное понятие и ее значение производители выражают при помощи цифровых коэффициентов. Так, самые простые, недорогие зум-объективы современных фотоаппаратов имеют светосилу от 3,5 до 5,6 единиц. Чем ниже значение коэффициента, тем выше светосила объектива. Самой большой светосилой обладает объектив Carl Zeiss Planar 50mm f/0.7, созданный для съемок в . Объективы с высокой светосилой для съемок имеют диапазон от 0,7 до 2,8 единиц.

Объектив Carl Zeiss Planar 50mm f/0.7 использовался для съемок обратной стороны Луны.

Как светосила влияет на качество съемки

Светосила определяет не только интенсивность светового потока, что позволяет вести съемки с короткими выдержками при очень слабом освещении. Она также связана и с диаметром относительного отверстия диафрагмы. Чем выше светосила, тем шире относительное отверстие, а значит и меньше глубина . Это особенно важно в портретной съемке, так как с помощью такого объектива можно выделять объекты на переднем плане и размывать фон.

Наибольшей светосилой обладают объективы с фиксированным фокусным расстоянием.

Именно поэтому светосила - наиболее важная характеристика для портретных объективов и любой профессиональный фотограф-портретист имеет светосильную оптику в своем арсенале.

Видео по теме

Каждый, кто начинает знакомство с искусством фотографии, наверняка слышал о «китовых объективах». Странное словосочетание навевает ложные ассоциации с морскими млекопитающими, но его действительный смысл более прозаичен.

Выражение «китовый объектив» или «кит-объектив» происходит от английского слова kit, которое означает «комплект/набор». Встретить его можно только при покупке камер со сменными объективами. Иногда производители продают камеры без объектива (так называемые body), которые приобретают фотографы, уже имеющие набор подходящих объективов, либо планирующие купить подходящий отдельно. Начинающим же фотографам предлагается камера с объективом в комплекте.

В чем особенности кит-объективов?

Кит-объективы намеренно делаются максимально дешевыми. Это сказывается на качестве. Их корпуса изготавливаются из пластика, используются низкокачественные линзы, простейшие приводы автофокуса и т.д. Хотя с их помощью и можно делать отличные снимки, с более дорогими объективами результаты будут более впечатляющими.

Светосила, то есть способность объектива пропускать поток света без потерь его интенсивности, тоже здесь низка, как правило, f/3.5-5.6 для короткофокусных моделей, что является очень невысоким показателем.

Кит-объективы в большинстве комплектов универсальны. Это позволяет использовать их в разных типах съемки, но они всегда будут проигрывать оптике, реализованной под определенные задачи. Такие характеристики понятны, ведь задача кит-объектива - познакомить фотографа с различными жанрами, предоставив ему возможность снимать в каждом из них.

Какие бывают комплекты

Как правило камеры оснащаются двумя типами кит-объективов, которые имеют свои особенности. Короткофокусные широкоугольные объективы - наиболее распространены имеют фокусное расстояние 18-55 миллиметров (зуммирование в 3,5 раза). Такой диапазон фокусных расстояний позволяет снимать и портреты, и пейзажи, и вести повседневную съемку.

Длиннофокусные телеобъективы с фокусным расстоянием от 55 или 70 мм до 300 - с их помощью можно также снимать портреты, но с большего расстояния до объекта съемки и меньшей шириной угла обзора, а также предметы, находящиеся на большом расстоянии от фотографа. Начинающим фотолюбителям предпочтительнее использовать кит-объективы из первого комплекта.

Существуют также и двойные наборы (double kit). В них входят сразу два объектива: широкоугольный и длиннофокусный. Такой комплект лучше, так как позволяет полнее раскрыть возможности камеры, но и стоит дороже.

Каждый начинающий фотограф сталкивается с вопросом, что такое zoom объектив и фикс-объектив, чем они отличаются друг от друга и какой из них лучше?

Инструкция

Фокусное расстояние.

Так называемые zoom объективы – это объективы, которые могут менять свое фокусное расстояние. Другими словами, вы, стоя на одном месте, можете снять объекты как находящиеся рядом с вами, так и находящиеся на достаточно удаленном расстоянии.

Фикс-объективы такой возможности не имеют, эти объективы имеют постоянное, фиксированное фокусное расстояние. С ними, что называется, кадрировать вам придется ногами, т.е. отходить дальше или подходить ближе к снимаемому объекту.

– это один из основных параметров, на который следует обращать внимание при выборе объектива (наравне с ). Светосила оптической системы показывает степень ослабления светового потока. Другими словами, светосила показывает, какую часть светового потока способна пропустить система линз объектива.

Дело в том, что часть светового потока при прохождении через объектив рассеивается и отражается от линз, часть света – поглощается материалом, из которого изготовлены линзы (стекло, оптическая пластмасса). Поэтому световой поток ослабляется за счет этих чисто физических характеристик.

Другой основной параметр, который определяет светосилу объектива – значение максимально открытого относительного отверстия . Чем сильнее можно открыть диафрагму (чем меньшее диафрагменное значение выставить), тем большее максимальное количество света может пропустить объектив. Так, объектив с маркировкой f1.8 (или 1:1.8) будет считаться более светосильным, чем объектив с маркировкой f2.8 (1:2.8).

Зачастую для простоты восприятия светосилу объектива попросту определяют значением максимально , которое позволяет выставить этот объектив. На самом деле светосила – это внутренняя характеристика конструктива объектива, и относительное отверстие диафрагмы выполняет лишь часть функций по определению светосилы объектива.

Тем не менее, чисто с практической точки зрения гораздо проще сравнивать объективы по максимально возможному значению открытой диафрагмы. Поэтому с этого момента я буду отождествлять понятия «светосила объектива» и «максимально открытая диафрагма, которую позволяет выставить объектив».

Таким образом, светосила объектива может выражаться значением максимально открытой диафрагмы. Светосила объектива всегда указывается в технических характеристиках при описании объектива, а также маркируется на самом объективе возле передней линзы. Поэтому когда вы видите название объектива Canon 24-70 f2.8, то f2.8 – это и есть значение светосилы. Это означает, что при съемке с таким объективом вы сможете открыть диафрагму максимум до значения 2.8. То есть у вас не будет технической возможности снимать с диафрагмой 2.0 или 1.8 и т.д.

Светосильными считаются объективы, при использовании которых можно снимать на значениях диафрагмы f1.2-f2.8. Объективы со светосилой f3.5-f6.3 уже не считаются светосильными, еще их называют «темными», поскольку они способны пропускать меньшее количество света. Такие топовые производители фотооптики как Carl Zeiss и Leica выпускают модели объективов с еще большей светосилой – f0,7 и f0,95. Наиболее распространенными светосильными объективами среди фотографов являются объективы со значением светосилы f1.4-f2.8.


Светосила объектива
может быть постоянной и переменной . Объективы с постоянной светосилой позволяют максимально открывать диафрагму до одного и того же значения. Например, объектив Canon 70-200 f4.0 позволяет выставлять диафрагму 4.0, независимо от выставленного фокусного расстояния. При съемке с фокусным расстоянием и 70 мм, и 135 мм, и 200 мм вы сможете сделать снимок с диафрагмой 4.0. Объективы-фиксы (с постоянным фокусным расстоянием) автоматически обладают постоянной светосилой.

Существуют зуммированные объективы с переменной светосилой , которая зависит от выставленного фокусного расстояния. Чем больше выставлено фокусное расстояние, тем хуже параметр светосилы. Например, объектив Canon 18-135 mm F 3.5-5.6 позволяет открыть диафрагму до значения f3.5 при съемке с фокусным расстоянием 18 мм, а вот при съемке с фокусным расстоянием 135 мм вы сможете максимально открыть диафрагму только до значения f5.6. Обычно такие объективы обладают пониженной стоимостью и худшими оптическими качествами.

На что влияет светосила объектива ? Почему она считается такой важной характеристикой и фотографы готовы платить десятки тысяч за светосильную оптику? Все преимущества светосильных объективов завязаны на значении диафрагмы. Вспомните, на что влияет диафрагма при съемке: количество света, пропущенное через объектив, и в кадре.

Итак, покупая объектив с большей светосилой, вы сможете сильнее открыть диафрагму. Значит, вы сможете пропустить большее количество света (появляется возможность снимать при недостаточном освещении). Также чем сильнее открыта диафрагма, тем меньше оказывается глубина резкости в кадре (сильнее размываются объекты, не попавшие в зону фокусировки). Именно поэтому хорошими портретными объективами считаются объективы со светосилой f1.4-f2.8.

Вы можете заметить, что производители фотооптики выпускают линейку объективов с аналогичным фокусным расстоянием, но разной светосилой. Причем, чем больше светосила, тем дороже стоит объектив, а прирост по стоимости значительный. Например, сравним цены на объективы Canon с фокусным расстоянием 50 мм. Так, объектив 50 мм 1.8 стоит 3500-4000 рублей, объектив 50 мм 1.4 стоит около 13500 рублей, а объектив 50 мм со светосилой 1.2 продается по цене почти 48000 рублей. Данные приведены по состоянию на февраль 2013 г.

Как мы выяснили, в большинстве случаев чем больше светосила объектива, тем лучше, потому что:

— можно снимать в худших условиях освещения;

— можно снимать с меньшей ГРИП.

С другой стороны, за дополнительную светосилу нужно выложить немаленькие деньги. Поэтому при выборе объектива взвешивайте все «за» и «против».

Грамотно выбирайте объектив и хороших вам снимков!

Светосильные объективы для nikon и canon: что это такое светосила объектива и f число?

Любой объектив характеризуется той или иной светосилой. Под этим параметром понимают степень ослабления объективом попадающего в него светового потока. На светосилу влияет прозрачность линз, диаметр раскрытия диафрагмы и некоторые другие характеристики оптики. Но если вы придете в магазин электроники и спросите у продавца о светосиле того или иного объектива, то получите странный ответ. Человек вам просто назовет максимальное значение диафрагмы. Дело в том, что в наш век повсеместного упрощения люди начинают подразумевать под светосилой именно величину диафрагмы. Этот урок расскажет вам как раз о диафрагме. Мы постараемся объяснить, зачем при съемке нужно этот параметр регулировать и на что он влияет.

Светосила объектива — f число

Если вы регулярно знакомитесь с нашими уроками, то уже знаете, как в характеристиках указывается максимальная величина раскрытия диафрагмы. Вот и светосила объектива — это f число и если быть точным, то f, деленное на то или иное число. Ведь под f подразумевается фокусное расстояние. А величина раскрытия диафрагмы — это число, на которое поделено выставленное фокусное расстояние.


Светосилу обязательно указывают в характеристиках любого объектива. Имеется в виду не обязательно отдельно продающаяся оптика. Эти слова касаются даже компактных фотокамер со встроенным объективом. Более того, сейчас параметр «Диафрагма» или «Светосила» можно найти даже в характеристиках флагманских смартфонов. Ведь в производстве встроенных в них камер используются всё более продвинутые линзы. В результате аппарат получает светосильную оптику, а снимки становятся очень яркими.


Но хватит слов о создании оптики. Давайте подойдем к светосиле объектива с другой стороны. Сейчас нам нужно понять, зачем вообще покупатели обращают внимание на этот параметр. А всё оказывается очень просто. Если диафрагма способна раскрываться очень широко, то и света на матрицу попадает очень много. Некоторые объективы предоставляют диафрагму f/1,4. При таком параметре можно воспользоваться выдержкой 1/4000 секунды, света матрице при этом хватит.
Повышенная светосила благоприятно влияет на качество портретных фотографий. Чем сильнее раскрывается диафрагма — тем меньше становится зона резкости. В результате можно добиться красиво размытого фона. Этот эффект ещё называют словом «боке». Именно поэтому опытные фотографы используют для съемки портретов светосильные объективы. Всяческую зум-оптику они оставляют для съемки пейзажей.


Также стекла с хорошим числом f нужны для вечерней фотосъемки. При недостатке освещения требуется или длительная выдержка, или широко раскрытая диафрагма. Увеличить выдержку никто не помешает, но это не позволит зафиксировать в кадре движущиеся объекты. Поэтому лучше раскрыть диафрагму до значения f/1,8 или f/1,4. Но и этот способ не всегда работает. Ведь при таком значении зона резкости сужается, а иногда это не соответствует задумке фотографа.

Светосильный объектив для Canon и Nikon

В магазинах в больших количествах продаются фотоаппараты с китовой оптикой. И редкий покупатель понимает, что в комплект производитель кладет объектив со средней, а подчас даже ужасной светосилой. Особенно сильно это касается оптики с широким диапазоном фокусных расстояний. Поэтому на различных форумах и специализированных ресурсах рекомендуют людям приобретать «тушку». Таким словом называют комплект, в котором присутствует лишь камера. Ну а затем отдельно покупается светосильный объектив. В результате так тратится чуть большая сумма, чем за комплект с китовой оптикой, но результат порадует намного сильнее.


К сожалению, не каждый продающийся в магазине объектив является светосильным. Обязательно смотрите в характеристиках на значение светосилы. При 50-миллиметровом фокусном расстоянии светосильной будет считаться оптика с диафрагмой f/1,8. Чем выше фокусное расстояние — тем меньше бывает максимальное раскрытие диафрагмы. Вспомните объективы, которые используют фотографы, работающие на футбольных матчах. Они бы всё отдали за значение светосилы f/2. Но достичь его пока технически невозможно.
Давайте рассмотрим хорошие светосильные объективы, которые сейчас можно найти в магазинах. При этом нам сейчас интересна недорогая оптика для камер от двух самых известных производителей — Canon и Nikon.


Начнем со светосильных объективов для Canon и тут большой популярностью сейчас пользуется стекло Canon EF 50mm f1.8 II. Это уже второе поколение данной оптики. Как видно из названия, объектив обладает фиксированным 50-миллиметровым фокусным расстоянием. Это может смутить начинающих фотографов. Но зато диафрагма способна раскрываться вплоть до значения f/1.8. Увы, объектив не самый лучший. Многие покупатели придираются к его корпусу. Но это не должно удивлять, так как ничего другого от бюджетного стекла ожидать невозможно (его можно купить за 4000 рублей).

В четыре с лишним раза дороже стоит Canon EF 50mm f1.4 USM. Иногда такой объектив приобретают даже опытные профессионалы. Они отмечают очень высокую светосилу и красивое боке, получаемое на снимках.

Если же говорить о светосильных объективах для Nikon — их тоже создано немало и в основном высокое значение диафрагмы имеется у экземпляров с фиксированным фокусным расстоянием. За 5 тысяч рублей предлагается купить Nikon 50mm f1.8D AF Nikkor.


Эта оптика предоставляет популярное 50-миллиметровое фокусное расстояние. Она отлично подходит для фотоаппаратов с кроп-фактором 1,5. Но с корпусом тоже наблюдаются проблемы, объектив чрезвычайно хлипкий.

Очень любопытным решением выглядит Nikon 24-85mm f2.8-4D IF AF Zoom-Nikkor. Это уже объектив с переменным фокусным расстоянием. На минимальном зуме диафрагма может раскрываться до приемлемого значения f/2,8. Но при увеличении фокусного расстояния светосила ухудшается. Это беда любого недорогого зум-объектива. Хотя бюджетным это решение назвать нельзя, за стекло просят в российских магазинах более 24 тысяч рублей.


Владельцы полнокадровых зеркалок должны заинтересоваться объективом Nikon 24-70mm f2.8G ED AF-S Nikkor. Эта оптика схожа с предыдущей, только диапазон фокусных расстояний чуть уже. Но светосила здесь при использовании зума не изменяется! Присутствуют и другие улучшения. Но стоит данный объектив очень много — 65 тысяч рублей.

Итоги: светосила объектива — что это?

Пора подводить итоги нашего урока: светосила объектива — что это такое и как это правильно понимать? Если интересует правильный ответ, то это степень ослабления светового потока, проходящего сквозь объектив. Но чаще всего под словом «светосила» подразумевают величину раскрытия диафрагмы.

Высокая светосила нужна для получения ярких фотографий при скоростной выдержке. Также широко раскрытая диафрагма нужна для максимального размытия фона, благодаря чему рождаются на свет прекрасные портреты. Хорошей светосилой обладают объективы с фиксированным фокусным расстоянием. Если же вас интересует светосильная оптика с возможностью зума, то готовьтесь потратить очень много денег. И чем больший зум интересует, тем более крупная сумма потребуется. Связано это со сложностями изготовления подобных объективов.


На этом наши уроки, посвященные диафрагме, заканчиваются. Регулярно посещайте наш сайт, тогда вы не пропустите следующие уроки. В них мы рассмотрим фотоаппарат во всех деталях и узнаем, какие характеристики являются самыми важными.

© 2013 сайт

Под светосилой объектива подразумевается его способность пропускать свет. Способность эта напрямую зависит от максимальной величины относительного отверстия объектива, т.е. от минимального доступного значения диафрагмы. Строго говоря, такая светосила называется геометрической , поскольку она учитывает только геометрические размеры отверстия диафрагмы и игнорирует ослабление светового потока линзами объектива, но для сравнения различных объективов между собой такой упрощённый подход вполне годится. Поэтому, когда фотографы говорят о светосиле объективов, они, как правило, имеют в виду минимальное число диафрагмы и только его.

Очевидно, что более светосильный объектив при равных значениях ISO позволяет использовать более короткие выдержки, чем менее светосильный, а при равных выдержках даёт возможность понизить ISO (см. «Экспозиция »).

В англоязычной литературе распространён термин «скорость объектива» (lens speed), обозначающий всё то же минимальное диафрагменное число. Светосильные объективы называют быстрыми за возможность снимать с высокими скоростями затвора, а также за ту быстроту, с которой они опустошают кошелёк фотографа. Линзы светосильной оптики имеют внушительные размеры и требуют при производстве большого количества дорогостоящего оптического стекла, что выливается в существенное повышение стоимости объектива.

Какие же объективы считаются светосильными?

Профессиональные светосильные зум-объективы характеризуются минимальным значением диафрагмы f/2,8. Более лёгкие и дешёвые зумы имеют минимальную диафрагму f/4. Последние уже не принято называть светосильными. Как f/2,8, так и f/4 зум-объективы отличаются постоянной светосилой на всём диапазоне фокусных расстояний, т.е. у 70-200 мм f/2,8 зума диафрагма f/2,8 будет доступна и на 70 и на 200 мм.

Любительские «тёмные» зум-объективы обладают переменной светосилой в районе f/3,5-5,6, т.е. минимальное число диафрагмы в широкоугольном положении будет f/3,5, а в телеположении – f/5,6. Переменная светосила позволяет уменьшить габариты и стоимость объектива.

Объективы с фиксированным фокусным расстоянием отличаются гораздо большей светосилой по сравнению с зум-объективами. Здесь никого не удивишь диафрагмой f/2,8. По-настоящему светосильным фикс-объектив становится при минимальном значении диафрагмы не более f/2, а у профессиональных фиксов светосила достигает f/1,4 или даже f/1,2. Некоторые специализированные объективы (например, для астрофотографии) могут иметь светосилу вплоть до f/0,7, но такую оптику нельзя назвать массовой.

Причина столь значительной разницы в светосиле объективов с переменным и постоянным фокусным расстоянием заключается в относительной простоте конструкции фикс-объективов. Оптические же схемы зумов очень сложны, включают десятки линз из разных сортов стекла, что сильно затрудняет достижение светосилы свыше f/2,8.

Спешу напомнить, что речь у нас идёт о геометрической светосиле , не учитывающей поглощение света конкретным объективом. Разница же между эффективной светосилой (с учётом показателя поглощения) объективов с фиксированным и переменным фокусным расстоянием ещё больше, чем разница между их геометрической светосилой, что обусловлено большим количеством оптических элементов зума, а значит, и бо́льшими потерями света на пути через сложный объектив.

Среди начинающих фотолюбителей бытует поверье, что чем выше светосила объектива, тем лучше. Так ли это? И да, и нет.

Светосильный объектив действительно позволяет использовать более короткие выдержки, что незаменимо при съёмке подвижных объектов в условиях недостатка света, будь то спортсмены в тёмном зале или дикие животные в сумерках. Но когда вы снимаете статичный пейзаж, да ещё и со штатива , выдержка перестаёт вас волновать. При съёмке же бегущей воды выдержку и вовсе хочется увеличить. А носить с собой по горам тяжёлые светосильные стёкла для фотографа-пейзажиста достаточно утомительно.

Иными словами, ничего плохого в светосильной оптике нет, но для решения большинства ординарных и ряда профессиональных задач светосила свыше f/4 (для зум-объективов) или f/1,8 (для фикс-объективов), мягко говоря, избыточна.

Если вам непременно хочется поснимать на широких диафрагмах, то начать можно с приобретения классического «полтинника», т.е. объектива с фокусным расстоянием 50 мм. Являясь нормальным объективом для полнокадровых и плёночных 35-мм фотоаппаратов, на камерах с кроп-фактором (Nikon DX, Canon APS-C и пр.) полтинник превращается в короткий телеобъектив, очень удобный для съёмки портретов. При светосиле f/1,8 такие объективы стоят совсем не дорого, а качество оптики имеют весьма и весьма достойное. Это самый простой и бюджетный способ попробовать светосильную оптику, так сказать, на вкус, и определиться: нужна ли в принципе большая светосила лично вам.

Спасибо за внимание!

Василий А.

Post scriptum

Если статья оказалась для вас полезной и познавательной, вы можете любезно поддержать проект , внеся вклад в его развитие. Если же статья вам не понравилась, но у вас есть мысли о том, как сделать её лучше, ваша критика будет принята с не меньшей благодарностью.

Не забывайте о том, что данная статья является объектом авторского права. Перепечатка и цитирование допустимы при наличии действующей ссылки на первоисточник, причём используемый текст не должен ни коим образом искажаться или модифицироваться.

Думал, что остальные напишу где-то за месяц. Но сколько раз ни начинал все никак не получалось спокойно сесть и продолжить тему. Сейчас появилось некоторое время для того, чтобы расставить характеристики оптики, что называется по полочкам, и вторая часть перед вами. Напомню, что в предыдущей статье речь шла о фокусном расстоянии и его пересчете с учетом кропа. Сегодня подробно рассмотрим светосилу и ее производные — выдержку и глубину резкости.

Светосила

После того, как вы определились с необходимым фокусным расстоянием, светосила — второй по важности параметр объектива. На что же она влият? Прежде всего на выдержку — чем выше светосила, тем меньше выдержка, а значит можно снимать в более темных условиях без штатива. Второе — это размытие фона, при прочих равных чем выше светосила, тем меньше глубина резкости и тем больше размывается фон. Подробно я на этом вопросе останавливался в статье « «, поэтому здесь особенно повторятся не буду, но в двух словах все-таки расскажу.

Светосила объектива по сути обусловлена тем, насколько широко открыта диафрагма. В маркировке, например Canon EF 50mm f/1.4 USM, максимальное значение диафрагмы указано как f/1.4. За редким исключение, у Canon есть объектив с диафрагмой 1.2 и вроде бы готовился со значением 1, все остальные объективы имеют более «узкую» диафрагму например 3,5 или 4 или даже 5,6. Максимальные значения могут быть постоянными для высококачественной оптики (указана одна цифра) или переменными в зависимости от фокусного расстояния для оптики классом ниже (цифры указаны через дефис). Для снимка слева использовалась диафрагма 2.2, даже для многих профессиональных объективов серии L такой уровень размытия недоступен.

Влияние светосилы на выдержку

Думаю теперь с определением значения светосилы проблем возникать не должно, поэтому поговорим о том, для чего нам это нужно в реальных условиях, а не в теории. Малое значение диафрагмы делает объектив более светлым или быстрым, как вам больше нравится, по сравнению с большим. Иными словами объектив со светосилой 2.8 лучше подойдет для работы в сумерках или для съемки динамичного футбольного матча, чем оптика со светосилой 4. Меньшая выдержка в первом случае позволит получить четкие светлые снимки с рук, т.к. при более широкой диафрагме, света за тоже время на матрицу попадет больше. А во втором остановит момент игры, т.к. выдержка будет совсем маленькой и фотоаппарат поймает самое быстрое движение, не размыв при этом игроков.

В качестве иллюстрации приведу фотографию вверху. Параметры съемки были следующие — выдержка 1/1000с, диафрагма 4.0. Эти значения позволили получить четкую фотографию спортсмена, хотя скорость при приземлении была весьма ощутимой. Но если бы было темнее, то выдержка бы выросла и фигура прыгуна получилась бы размазанной, вот тут-то и пригодилась бы более светосильная оптика.

Светосила объектива и размытие фона

Надеюсь с этим понятно, теперь второй аспект — размытие фона. Если коротко, то — хотите красивое размытие фона — берите светосильный объектив. Для съемки архитектуры, пейзажей, предметной съемки и работы в студии вполне подойдут недорогие китовые объективы и объективы серии L со значением диафрагмы 4.0. В этих жанрах резкость должна быть у всех объектов в кадре и размытие фона скорее мешает. А вот если вы хотите снимать портреты, то отделить модель от заднего плана становится очень важной задачей и тут как раз приходит на выручку оптика с широкой диафрагмой, ведь чем шире открыта диафрагма, тем больше размывается фон. Так же малая глубина резкости может пригодится и в макросъемке.

Для примера посмотрим на фотографию ящерицы. Значение диафрагмы — 2.8, задний фон размыт и внимание зрителя сконцентрированно на рептилии. Уже при диафрагме 4.0 размытие значительно меньше, что сделает фотографию более плоской и отвлечет от главного объекта съемки.

Оптический стабилизатор

Объективы для камер Canon и Nikon могут оснащаться стабилизатором изображения. Обозначается буквами IS для Canon и VR для Nikon. Подробнее можно прочитать зачем нужен стабилизатор в другой моей в разделе «выдержка». У Sony стабилизатор встроен в саму камеру и соответственно выбор объектива несколько проще.

Это отступление появилось в статье о светосиле не просто так. Если для вас не важно размытие фона, но довольно часто бывают съемки при недостаточной освещенности, то наличие стабилизатора позволяет довольно сильно съэкономить на покупке объектива. Вы можете взять менее светосильный объектив, но со стабилизатором, при этом значения выдержек, при которых будут получаться несмазанные фотографии, остануться примерно одинаковыми. Кроме этого объективы с меньшей диафрагмой обычно проще конструктивно, что позволяет заметно снизить их вес, а это иногда бывает большим преимуществом.

Чтобы подвести некий итог статье, сформулирую краткий вывод по светосиле объективов. Чем выше светосила объектива, тем шире диапазон возможных условий освещения и тем более красивое размытие фона можно получить, оборотная сторона медали — это конечно цена, которая растет вместе со светосилой.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Маринованный лук для разных блюд Маринованный лук для разных блюд Универсальная технология приготовления картофеля фри дома Универсальная технология приготовления картофеля фри дома Своеобразие музыкальной культуры Своеобразие музыкальной культуры