Миф про спортсменов которые становятся инвалидами. Истории о выдающихся спортсменах-инвалидах

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Классификация спортсменов с ограниченными возможностями имеет важное значение. Для того, чтобы обеспечить справедливое состязание между спортсменами-инвалидами, имеющими различные нарушения и отклонения Оргкомитет XI летних Паралимпийских игр 2000 года в Сиднее разработал порядок распределения спортсменов на шесть групп: лица с ампутациями и с прочими двигательными нарушениями (они относятся к I Международной спортивной организации инвалидов - ISOD), с церебральным параличом (Международная ассоциация спорта и рекреации лиц с церебральным параличом - СР-ISRA), с нарушением зрения (Международная спортивная ассоциация слепых - ISPA), с нарушением интеллекта (Международная спортивная федерация для лиц с нарушением интеллекта INAS-FID) спортсмены на колясках (Международная Сток-Мэндвиллская спортивная федерация колясочников - ISMWF).
В каждой из групп спортсмены распределяются по классам - в соответствии с функциональными возможностями, а не категориями инвалидности. Такая функциональная классификация основывается, прежде всего, на тех способностях спортсмена, которые позволяют спортсмену или спортсменке соревноваться в определенной спортивной дисциплине, а потом уже - на медицинских данных. Это означает, что спортсмены, относящиеся к различным нозологическим группам, могут оказаться в одном функциональном классе, так как они имеют одинаковые (или похожие функциональные возможности.
Иногда, например, в соревнованиях по марафонскому бегу, спортсмены, относящиеся к различным функциональным классам, соревновнуются вместе. Однако занятые ими места определяются в соответствии с их функциональными классами.
Каждая из пяти упомянутых международных спортивных организаций совместно с международными спортивными паралимпийскими федерациями (IPSF) установила свои правила для установления классификации спортсменов, которую производят назначенные ими международные классификаторы.
Класс, в который определяется спортсмен, может со временем меняться - в зависимости от того, улучшилось или ухудшилось функциональное состояние спортсмена. У каждого из спортсменов, прибывших на Паралимпийские игры, проверяются классификационные документы - и те спортсмены, которые нуждаются в переклассификации, приглашаются на комиссию, где международные специалисты или подтверждают имеющийся у спортсмена класс или присваивают ему новый.
Так, в 2002 году Международный паралимпийский комитет (IPC) запретил спортсменам с умственными недостатками участвовать в зимней Паралимпиаде. По результатам проведенных исследований, в Сиднее две трети спортсменов с умственными недостатками не смогли подтвердить принадлежность к группе инвалидов. К примеру, 10 из 12 членов испанской баскетбольной команды были здоровыми людьми и в итоге вынуждены были вернуть золотые медали. В марте IPC временно отстранил Федерацию атлетов с умственными недостатками от участия в зимней Паралимпиаде 2002 года. Исполнительный директор IPC Ксавьер Гонсалез потребовал, чтобы все спортсмены прошли повторное освидетельствование у врачей.

Сложные случаи классификации

В 2007 году южноафриканский легкоатлет Оскар Писториус, без обеих ног, на специальных карбоновых протезах соревновался на равных со здоровыми атлетами, приняв участие в этапе престижной серии «Золотая лига». В Риме в одном из забегов на дистанции 400 м Писториус стал вторым с результатом 46,90 сек., проиграв победителю итальянцу Стефано Брачола 0,18 сек. Но в данном случае не столько важен результат, сколько участие спортсмена-инвалида в состязаниях здоровых.
Из-за врожденных дефектов берцовых костей в 11 месяцев ему ампутировали обе ноги. Родители сделали все, чтобы сын не потерял веру в жизнь, и изготовили специальные протезы, на которых Оскар научился ходить, бегать и даже лазить по заборам. В 2005 году благодаря сделанным в США новым карбоновым протезам стоимостью 3 тыс. долл. юноша стал добиваться сенсационных результатов. Кстати, за год до этого он стал чемпионом Паралимпийских игр. А на прошедших в этом году в ЮАР соревнованиях побил свои мировые паралимпийские рекорды на дистанциях 200 м (22,66 сек.) и 400 м (46,56 сек.). Писториус является единственным бегуном на протезах, который преодолел стометровку за 10,91 сек. Целью южноафриканского легкоатлета является отобраться в олимпийскую сборную ЮАР и в следующем году выступить на Олимпийских играх в Пекине.
Случай Писториуса ставит перед спортивными специалистами непростые вопросы. В современной медицине довольно успешно развивается такое направление, как бионика (от греческого слова «бион» - ячейка жизни). Бионика занимается изучением строения и жизнедеятельности организмов в целях постановки и решения новых инженерных задач. Тот же искусственный зуб может служить наглядной иллюстрацией того, чем, к примеру, занимается бионика. Понятно, что зубопротезированием это направление в медицине не ограничивается, а затрагивает весь комплекс задач, связанных с так называемыми имплантатами.

Перспективы развития классификации

Как быть с искусственными суставами, которые изготовлены из специальных, очень прочных материалов и имеются у многих спортсменов? Или с порванной связкой, сшитой нитью, сделанной на основе передовых нанотехнологий? Или пример с известным гольфистом Тайгером Вудсом, который всю жизнь страдал близорукостью и недавно сделал операцию на глазах. Не надо объяснять, какую важную роль играет зрение для гольфистов. Как быть с этим? Можно ли рассматривать все это как некие преимущества?
По мнению спортивных врачей, само понятие «здоровый» по отношению к спортсменам, которые выступают на высшем уровне, участвуют в чемпионатах мира и олимпиадах, является весьма условным. Обследование любого олимпийца выявит у этого «здорового спортсмена» целый комплекс или, как говорят медики, букет хронических заболеваний, что не является препятствием для выступлений. Однако надо понимать, что многие из этих болезней спровоцированы запредельными физическими нагрузками и постоянными стрессами, как та же пресловутая «спортивная астма», которая не имеет ничего общего с обычным одноименным заболеванием.
Никакой астматик не сможет пробежать 50-километровую дистанцию на лыжах или марафон. При этом никто не вправе запретить спортсмену, если он готов стартовать и выполнил необходимый норматив, участвовать в соревнованиях. Другое дело, что при принятии такого решения должен превалировать здравый смысл.
Многие эксперты, отдавая должное упорству и мужеству 20-летнего южноафриканца, тем не менее придерживаются мнения, что здоровые спортсмены и инвалиды должны соревноваться отдельно, поскольку многие приспособления, которые используют атлеты с ограниченными физическими возможностями, создают неравные условия для соперников. Условно говоря, сегодня ученые придумали такие «ноги», завтра их усовершенствуют, и в результате за один шаг можно будет преодолевать метра три. А послезавтра появится умелец, который изобретет пропеллер, другой мастер предложит длинные и сильные «руки», благодаря которым можно будет бить рекорды в прыжках с шестом.

Основные принципы классификации

Классификация спортсменов с ограниченными возможностями требует скрупулезного подхода и осуществляется по двум направлениям - медицинскому, основанному на определении у спортсменов «остаточного здоровья» (или степени имеющегося поражения функций), и по спортивно-функциональному, предполагающему разделение участников состязаний на классы с учетом спецификации двигательной деятельности в каждом конкретном виде спорта.
В настоящее время в мировом сообществе сложилось несколько направлений функционирования адаптивного спорта. Наибольшее распространение и признание мировой общественности получили три из них: паралимпийское, сурдолимпийское и специальное олимпийское. В качестве квалификационного признака выделения этих видов до 1986 года выступали нозологические группы (виды заболеваний, инвалидности) участвующих в них спортсменов.
К наиболее значимым принципам классификации спортсменов-инвалидов относятся:
- максимально возможное уравнивание шансов спортсменов на победу в рамках одного класса, то есть осуществление подбора лиц в один класс с примерно одинаковыми функциональными ограничениями или, по-другому, с равными функциональными возможностями (принцип справедливости);
- максимальный охват лиц обоего пола с различными видами патологии и степенью ее тяжести (принцип максимального вовлечения);
- периодическое переосвидетельствование спортсменов, дефекты которых не носят необратимого характера (принцип постоянного уточнения).
В спортивных играх принципы справедливости и максимального вовлечения являются основанием для требования одновременного участия в состязании инвалидов с различной степенью тяжести поражений (в тех видах адаптивного спорта, где учитывается тяжесть поражения).
В отечественной литературе чаще всего используются следующие понятия:
1) медицинская классификация;
2) спортивно-функциональная классификация.

Медицинская классификация

Медицинская классификация предусматривает распределение лиц с ограниченными возможностями здоровья на классы (группы) или выделение в отдельный класс (группу), исходя из наличия у них оставшихся структурных и (или) функциональных возможностей или, что по процедуре выявления то же самое, исходя из степени (тяжести) поражения.
Распределение на классы или выделение в отдельный класс, дающий основание для участия в соревновательной деятельности по конкретному виду адаптивного спорта или их группе, осуществляется в медицинской классификации именно по медицинским критериям без учета специфики самой спортивной деятельности. Отсюда и ее название - медицинская.
В паралимпийском движении используется второй вид классификации - спортивно- функциональная, которая предусматривает распределение спортсменов на классы, исходя из особенностей конкретного вида адаптивного спорта, специфики его соревновательной деятельности, но с учетом предшествующей ей медицинской классификации. Другими словами, спортивно-функциональная классификация, по существу, формирует классы спортсменов для участия в состязаниях по конкретному виду адаптивного спорта с опорой на показатели медицинской классификации.
Порядок, процедура и условия классификации спортсменов по степени их функциональных возможностей, заявленных для участия в соревнованиях, указываются в правилах соревнований по паралимпийским видам спорта. Указанные порядок, процедура и условия классификации не могут иметь существенных отличий от соответствующих порядка, процедуры и условий классификации, принятых Международным паралимпийским комитетом и (или) его уполномоченными для этого структурами, и (или) соответствующими международными спортивными федерациями инвалидов.
Число классов спортсменов для участия в соревнованиях в каждом паралимпийском виде спорта определяется комитетом (комиссией) по этому виду спорта национального паралимпийского комитета и соответствующей федерации по паралимпийскому виду спорта на основе решения соответствующих комитетов (комиссий) Международного паралимпийского комитета или международных спортивных федераций инвалидов.
Изменение числа классов может осуществляться на основании изменений (увеличения или уменьшения) функциональных различий спортсменов, выявленных в ходе соревнований, в также изменений числа спортсменов в пределах одного класса. В соответствии с классификацией степень функциональных возможностей определяется в каждом паралимпийском виде спорта в отдельности.
Полномочия международным классификаторам на Паралимпийских играх предоставляются соответствующими международными спортивными организациями в области паралимпийского спорта. Полномочия классификаторам национального и регионального уровня предоставляются соответствующими национальными спортивными федерациями по паралимпийским видам спорта.
Каждая спортивная федерация по паралимпийским видам спорта и ее региональные отделения (представительства) должны иметь по всем признанным и функционирующим видам спорта регистр уполномоченных (имеющих соответствующую лицензию) классификаторов. Все уполномоченные классификаторы, вне зависимости от уровня их полномочий, должны исполнять свои обязанности в рамках норм поведения для классификаторов, определенных Международным паралимпийским комитетом.
Медицинскую и спортивно-функциональную классификации, используемые в адаптивном спорте, уместно сравнить с двумя видами классификаций состояний человека, разработанных Всемирной организацией здравоохранения. Это Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем, 10-й пересмотр (сокращенно Международная классификация болезней 10-го пересмотра - МКБ-10), определяющая этиологическую структуру болезней (болезнь, расстройство, травма и т. п.), и Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (сокращенно Международная классификация функционирования - МКФ), дающая характеристику функционирования и ограничений жизнедеятельности, связанных с изменениями здоровья.
Между МКБ-10 и МКФ (так же, как и между медицинской и спортивно-функциональной классификациями) имеются частичные совпадения. Обе классификации начинаются с систем организма. Нарушения относятся к структурам и функциям организма, которые обычно являются составляющими «процесса болезни», и в связи с этим используются в качестве факторов, формирующих «болезнь», или иногда как причины для обращения за медицинской помощью, в то время как в МКФ они рассматриваются как проблемы функций и структур организма, связанных с изменением здоровья.
Существует много классификационных признаков для разделения спортсменов, занимающихся адаптивным спортом, на те или иные группы (классы). Два из их уже были рассмотрены при классификации основных направлений развития адаптивного спорта. Это вид заболевания, инвалидности (нозологической группы) спортсмена и модель соревновательной деятельности, которую он реализует. По этим основаниям могут быть разделены не только основные направления развития адаптивного спорта, но и сами спортсмены.
В соответствии с первым признаком атлеты, занимающиеся адаптивным спортом, разделяются на лиц: с поражением зрения, опорно-двигательного аппарата (которые в свою очередь, делятся еще на четыре группы), слуха, интеллекта; перенесшие инфаркт миокарда, операции по пересадке тканей и органов (трансплантанты); имеющие заболевания органов дыхания, например астму и др. Количество таких групп с каждым годом становится все больше.

Новые модели состязаний

Второе основание деления позволяет распределить всех спортсменов на две группы - тех, кто использует традиционную модель соревновательной деятельности (паралимпийцы, сурдлимпийцы, трансплантанты и др.), и тех, кто применяет нетрадиционные модели состязаний (специальные спортсмены в программе Специальной олимпиады, люди с ограниченными возможностями в спартианской модели культурно-спортивной деятельности, инвалиды, играющие в «мягкие игры», игры и спорт, основанные на сотрудничестве, и др.).
Важнейшим классификационным признаком в адаптивном спорте, позволяющим провести разграничительную линию между теми, кто может участвовать в соревнованиях по различным его видам и кто - нет, является наличие у человека так называемого минимального уровня поражения. Если такого уровня поражения нет, то спортсмен не допускается к соревновательной деятельности в адаптивном спорте.
Для спортсменов, имеющих поражение различных органов и систем, устанавливаются различные критерии минимального уровня поражения:
1) для лиц с ампутациями конечностей - ампутация одной конечности проходит, по крайней мере, через запястье (для верхних конечностей) или голеностопный сустав (для нижних конечностей);
2) для спортсменов, отнесенных к категории «прочие», - уменьшение мышечной силы верхних и нижних конечностей на 15 баллов (по результатам мануально- мышечного тестирования - ММТ);
3) для лиц с церебральным параличом - а) минимальная форма гемиплегии или квадриплегии, позволяющая бегать без асимметрии; б) плохо выраженное заболевание руки или ноги; в) могут иметь место физические недостатки в легкой форме с отсутствием координации движений; г) спортсмен должен доказать реальный и объективный функциональный физический недостаток (если ненормальность может быть выявлена только детальной неврологической проверкой и вряд ли явно проявляется в процессе классификации и не очевидно, что воздействует на выполнение движений, то атлет не допускается до соревнований);
4) для лиц с последствиями травм позвоночника и спинного мозга - 70 или менее баллов по результатам мануально-мышечного тестирования (ММТ) мышечной силы нижних конечностей (максимальный показатель для нижних конечностей 80 баллов - по 40 баллов для каждой ноги, что характерно для здорового человека);
5) для лиц с поражением зрения - острота зрения ниже 6/69 (0,1) и/или при концентрическом сужении поля зрения менее 20 градусов;
6) для лиц с поражением интеллекта по версии INAS-FID - а) уровень интеллекта в баллах не превышает 70 IQ (коэффициент интеллектуальности) (средний человек имеет 100 IQ); б) наличие ограничений в овладении обычными навыками (общение, социальные навыки, самообслуживание и т. п.); в) проявление умственной отсталости до достижения возраста 18 лет;
7) для лиц с поражением слуха - ослабление слуха до 55 децибел;
8) для лиц с отклонениями в умственном развитии по версии SOI - соответствие одному из следующих критериев: а) специалист или уполномоченная организация установила, что согласно критериям, применяемым на данной территории, данный человек имеет отклонения в умственном развитии; б) данный человек имеет задержку в развитии когнитивных (познавательных) функций, что может быть определено стандартизированными показателями (например, коэффициент интеллектуальности IQ) или иными показателями, которые в стране проживания человека воспринимаются специалистами в качестве убедительных свидетельств наличия задержки в развитии когнитивных функций; в) наличие функциональных ограничений как в действии общих познавательных функций (например, IQ), так и в адаптивных навыках (таких как отдых, работа, независимая жизнь, самонаправленность или забота о себе).
Однако люди, чьи функциональные ограничения основаны исключительно на физических или эмоциональных отклонениях, развитии органов чувств или познавательных функций, отклонениях в поведении, не могут принимать участие в мероприятиях Специальной олимпиады в качестве специальных спортсменов.

Классификационные признаки

Следующий классификационный признак, позволяющий разделить всех занимающихся адаптивным спортом на две группы, исходит из наличия или отсутствия дифференциации спортсменов на классы после отнесения их к лицам, имеющим право участвовать в соревнованиях по адаптивному спорту.
К первой группе спортсменов по этому основанию деления относятся лица с поражениями опорно-двигательного аппарата и зрения.
Ко второй группе - лица с поражениями слуха и интеллекта (как по версии INAS-FID, так и по SOI).
У лиц с поражениями опорно-двигательн ого аппарата в зависимости от вида патологии выделяется различное количество классов:
- у инвалидов с врожденной или приобретенной ампутацией конечностей выделяется девять классов;
- у лиц, отнесенных к категории «прочие», - шесть классов;
- у лиц с церебральными поражениями (нарушениями мозговой двигательной системы) - восемь;
- у лиц с последствиями травм позвоночника и спинного мозга - шесть, однако первый класс подразделяется на три подкласса (А, В, С), а шестой класс является подклассом пятого и выделяется только для плавания.
- у лиц с поражением зрения выделяются три класса.
Значительную специфику имеют спортивно-функциональные классификации в игровых видах адаптивного спорта, где предусмотрена процедура дифференцирования спортсменов на классы после установления у них максимального уровня поражения. Так, например, в баскетболе в колясках каждому спортсмену присваиваются баллы от 1. 0 до 4. 5 в зависимости от уровня развития физических функций; в волейболе стоя они распределяются на три класса - А, В и С; в футболе для лиц с последствиями церебрального паралича - на четыре класса - СР5, СР6, СР7, СР8. Так реализуется принцип справедливости.
Далее, в баскетболе в колясках баллы спортсменов складываются, образуя командную сумму, которая не должна превышать 14 баллов на пять игроков; в волейболе стоя в любое время игры команда может иметь на площадке максимум одного игрока класса А (спортсмен с минимальным уровнем поражения, влияющего на функции, необходимые для игры в волейбол) и должна иметь минимум одного игрока класса С (спортсмен с наивысшим уровнем поражения); аналогично в футболе - на протяжении всей игры на поле должен находиться игрок класса СР5, СР6 (если такого игрока нет, то команда вынуждена играть шестью спортсменами вместо семи), количество игроков класса СР8 на поле не должно превышать трех человек. Так реализуется принцип максимального вовлечения, то есть включения в команду игроков с различной тяжестью патологии.
В спортивных играх для незрячих спортсменов (например, в голболе, в футболе 5x5 спортсменов) во время соревнований всем игрокам закрываются глаза темными очками, чтобы все игроки были в равных условиях.
В зависимости от того, является ли тот или иной дефект постоянным (например, ампутация конечности, некоторые виды слепоты и т. п.) или может корректироваться в результате реабилитационных мероприятий, все спортсмены разделяются на две группы:
а) те, кто должен проходить периодическое переосвидетельствование (переклассификацию);
б) те, кто имеет постоянный класс.

Основные группы спортсменов, занимающихся адаптивным спортом

В качестве магистрального направления совершенствования процедуры классификации в адаптивном спорте необходимо выделить более широкое использование таксономической теории и философии и принципов Международной классификации функционирования (МКФ) (S. M. Tweedy, 2002).
К наиболее важным проблемам классификации в адаптивном спорте относятся:
- определение минимального уровня поражения, позволяющего участвовать в соревнованиях по адаптивному спорту;
- выделение спортивных классов в различных видах спорта;
- определение процентов гандикапа (форы) при участии в состязаниях спортсменов различных функциональных классов;
- противоречие между необходимостью совершенствования функциональных способностей занимающихся для достижения победы на соревнованиях и неизбежностью «понижения» уровня спортивно-функционального класса спортсменов в связи с улучшением функциональных показателей;
- дисквалификация спортсменов в системе Специальной олимпиады в случае значительного превышения в финальных соревнованиях результатов по сравнению с предварительными состязаниями.

Классификация распределения спортсменов с ограниченными возможностями

Чтобы обеспечить справедливое состязание между спортсменами, имеющими различные отклонения и нарушения, в каждой международной спортивной организации инвалидов спортсмены распределяются по классам в соответствии с их функциональными возможностями, а не группами инвалидности. Такая функциональная классификация основывается, прежде всего, на способностях спортсмена, которые позволяют ему сорев-новаться в определенной спортивной дисциплине, а также на медицинских данных. Это означает, что спортсмены, относящиеся к различным нозологическим группам (например, спортсмен с церебральным параличом и спортсмен, имеющий спинномозговую травму) могут оказаться в одном функциональном классе в такой дисциплине как плавание вольным стилем на 100м, так как они имеют одинаковые функциональные возможности. Это делается с той целью, чтобы спортсмен мог соревноваться с другими спортсменами, имеющими равные или похожие функциональные возможности.
Иногда, например, в соревнованиях в марафонском беге, спортсмены, относящиеся к различным функциональным классам, соревнуются вместе. Однако занятые ими места определяются в соответствии с их функциональными классами.
Каждая из международных спортивных организаций (CP-ISRA, IWAS, IBSA, INAS-FID) установила свои правила для определения классификации спортсменов, которую производят назначенные ими международные классификаторы.
Класс, в который определяется спортсмен, может со временем меняться в зависимости от того, улучшилось или ухудшилось его функциональное. Поэтому спортсмен на протяжении своей спортивной карьеры проходит через процесс определения класса не один раз.
У каждого спортсмена, прибывшего на Паралимпийские игры, проверяются классификационные документы, и те спортсмены, которые нуждаются в переклассификации, приглашаются на комиссию. Там международные специалисты или подтверждают имеющийся у спортсмена класс или присваивают ему новый.
Во избежание накопления большого количества спортсменов, нуждающихся в классификации, из числа прибывших на Паралимпийские игры, международные федерации совместно с Оргкомитетом Паралимпийских игр стараются проклассифицировать более 80% спортсменов до начала Паралимпийских игр.
Далее приводятся определения функциональных классов у спортсменов, выступающих в летних видах спорта, входящих в программу Паралимпийских игр.

1. Распределение на функциональные классы спортсменов с нарушением зрения

(Международная спортивная ассоциация слепых - IBSA)
Спортивная классификация незрячих спортсменов универсальна для всех видов спорта, а применение ее для разных соревнований может зависеть от вида спорта. Например для борьбы дзюдо спортсмены выступают без учета спортивного класса, имеются только особенности судейства для класса В1, а для плавания и лыжных гонок важно строгое соответствие спортивному классу.
Классификация учитывает состояние двух основных зрительных функций органа зрения: остроты зрения и периферических границ поля зрения.
Критерии спортивной медицинской классификации международной ассоциации спорта слепых
Спортивные классы
Состояние зрительных функций
Класс В 1
Отсутствие светопроекции, или при наличии светопроекции неспособность определить тень руки на любом расстоянии и в любом направлении.
Класс В 2
От способности определить тень руки на любом расстоянии до остроты зрения ниже 2\60 (0.03), или при концентрическом сужении поля зрения до 5 градусов.
Класс В 3
От остроты зрения выше 2\60, но ниже 6\60 (0.03-0.1), и\или при концентрическом сужении поля зрения более 5 градусов, но менее 20 градусов.
*классификация проводится по лучшему глазу в условиях с лучшей оптической коррекцией. Счет пальцев определяется на контрастном фоне. Границы поля зрения определяются с меткой, максимальной для данного периметра.
Спортсмены, которые имеют остроту зрения выше 0. 1 и периферические границы поля зрения шире 20 градусов от точки фиксации, не допускаются к международным соревнованиям инвалидов по зрению.
Согласно принятым правилам IBSA спортсмены, выступающие в классе В1, во время соревнований должны иметь светонепроницаемые очки, которые контролируются судьями.
Классифицировать слепых и слабовидящих спортсменов должны врачи-офтальмологи. Проводить спортивную классификацию инвалидов по зрению рационально еще на этапе обучения в школах слепых и слабовидящих, так как при этом легче решать вопросы как тренерской работы (наполняемость в группах, выбор соответствующего оснащения и т. д.), так и проводить наблюдение за динамикой состояния зрительных функций.
2. Распределение на функциональные классы спортсменовс нарушением опорно-двигательного аппарата

2. 1. Спортсмены с поражением опорно-двигательного аппарата (Международная спортивная организация инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата - IWAS)

Классификация спортсменов с ампутациями

Класс А1. Двусторонняя ампутация бедра (независимо от длины культи).
Класс А2. Односторонняя ампутация бедра; односторонняя ампутация бедра в сочетании с ампутацией стопы другой ноги по Пирогову; односторонняя ампутация бедра в сочетании с ампутацией стопы другой ноги на различном уровне; односторонняя ампутация бедра в сочетании с ампутацией голени другой ноги.
Класс А3. Двусторонняя ампутация голени; односторонняя ампутация голени в сочетании с ампутацией стопы другой ноги по Пирогову; двусторонняя ампутация стопы по Пирогову. Основной принцип отнесения к данному классу - потеря двух опор, даже если сохранился один коленный сустав.
Класс А4. Односторонняя ампутация голени; односторонняя ампутация голени в сочетании с ампутацией стопы другой ноги; двусторонняя ампутация стопы по Пирогову (хорошая опора на пятку).
Минимальный физический недостаток для допуска к соревнованиям - ампутация должна проходить, по крайней мере, через голеностопный сустав.
Класс А5. Двусторонняя ампутация плеча (независимо от длины культи); двустороннее вычленение плечевого сустава.
Класс А6. Односторонняя ампутация плеча в сочетании с ампутацией стопы по Пирогову; односторонняя ампутация плеча в сочетании с ампутацией стопы на различном уровне.
Класс А7. Двусторонняя ампутация предплечья; ампутация предплечья в сочетании с ампутацией плеча с другой стороны.
Класс А8. Односторонняя ампутация предплечья; минимальный физический недостаток - ампутация проходит по лучезапястному суставу; ампутация предплечья в сочетании с ампутацией стопы по Пирогову и другими ампутационными дефектами стопы.
Класс А9. Смешанная ампутация верхних и нижних конечностей; односторонняя ампутация предплечья в сочетании с односторонней ампутацией бедра; ампутация плеча в сочетании с ампутацией бедра; односторонняя ампутация предплечья в сочетании с ампутацией голени.

Классификация спортсменов, отнесенных к группе «прочие»

Класс 1. Значительное ограничение функций четырех конечностей.
Класс 2. Функциональные ограничения трех или четырех конечностей.
Класс 3. Ограничены необходимые функции, по меньшей мере, двух конечностей.
Класс 4. Ограничены двигательные функции двух или более конечностей, но ограничения менее значительны, чем в классе 3.
Класс 5. Ограничены функции одной конечности.
Класс 6. Незначительные ограничения необходимых функций.
Лица с врожденными недоразвитиями конечностей (отсутствие кисти, стопы, плеча, голени, бедра и т. п.) приравниваются по классификации к ампутантам и классифицируются по вышеизложенной схеме.
При комбинированных ампутациях следует подходить индивидуально и классифицировать спортсменов в зависимости от вида спорта, в котором они участвуют.

Классификация спортсменов с поражением спинного мозга

Класс А. Поражение верхнего шейного отдела спинного мозга (С4-С7 сегменты). Трехглавая мышца не функционирует, не оказывает сопротивления (не более 0-3 баллов при мануально-мышечном тестировании ММТ).
Класс В. Поражение среднего шейного отдела спинного мозга (С8 сегмент). Нормальная сила трехглавой мышцы (4-5 баллов ММТ), слабые мышцы предплечья (0-3 балла ММТ). Функция сгибателей предплечья не нарушена.
Класс Ю. Поражение нижнего шейного отдела спинного мозга (Т1 сегмент). Нормальная сила трехглавой мышцы, сгибателей предплечья. Хорошие мышцы предплечья (4-5 баллов ММТ). Межкостные и червеобразные мышцы кисти не функционируют. Ослаблена сила мышц туловища и ног.
Класс II. Поражение верхнего грудного отдела спинного мозга (Т2-Т5 сегменты). Межреберные мышцы и мышцы туловища не функционируют, в положении сидя равновесие не удерживается, наблюдается спастический парапарез или параплегия.
Класс III. Поражение нижнего грудного отдела (Т6-Т10 сегменты). Мышцы туловища и грудные мышцы ослаблены (1-2 балла ММТ). Снижена сила мышц живота, имеется спастический парапарез, параплегия. Возможно удержание равновесия.
Класс IV. Поражение поясничного отдела (Т11^3 сегменты). Мышцы туловища сохранены (более 3 баллов ММТ), слабые разгибатели голени и приводящие мышцы бедра (1-2 балла ММТ). Суммарная сила нижних конечностей - 1-20 баллов ММТ. К этому классу могут быть отнесены спортсмены с последствием травм и заболеваний нижних конечностей, при условии, что при мануально-мышечном тестировании при оценке силы мышц нижних конечностей они набирают не более 20 баллов. Спортсмены с последствием полиомиелита также могут быть включены в этот класс, если при тестировании они набирают 1-15 баллов.
Класс V. Поражение крестцового отдела (L4-S1). Четырехглавая мышца функционирует (3-5 баллов ММТ), остальные мышцы ног ослаблены. Результаты ММТ - 1-40 баллов. Сюда же относятся спортсмены с последствием травм или заболеваний нижних конечностей, набравшие 21-60 баллов ММТ, и лица с последствием полиомиелита, набравшие 16-50 баллов ММТ.
При проведении соревнований по плаванию выделяется еще один класс - VI, куда относятся спортсмены с поражением органов опоры и движения с оценкой 41-60 баллов ММТ и с последствиями полиомиелита - 35-50 баллов ММТ.
2. 2. Спортсмены с последствиями церебрального паралича (Международная ассоциация спорта и рекреации лиц с церебральным параличом - CP-ISRA):
СР1, СР2, СР3 и СР4 - к этим классам относятся те спортсмены с церебральным параличом, которые на соревнованиях используют коляски (за исключением плавания).
СР1 - спортсмен с ограниченными движениями и слабой функциональной силой рук, ног и туловища. Он использует коляску с электроприводом или постороннюю помощь при передвижении. Не в состоянии вращать колеса кресла-коляски. Спортсмен соревнуется сидя в коляске.
СР2 - спортсмен со слабой функциональной силой рук, ног и туловища. Он в состоянии самостоятельно вращать колеса кресла-коляски. Спортсмен соревнуется сидя в коляске.
СР3 - спортсмен демонстрирует способности к движениям тела при передвижении на коляске, однако наклоны тела вперед при этом ограничены.
СР4 - спортсмен демонстрирует хорошую функциональную силу с минимальными ограничениями или проблемами контроля в руках и туловище. Демонстрирует слабое равновесие. Спортсмен соревнуется сидя в коляске.
СР5, СР6, СР7 и СР8 - к этим классам относятся те спортсмены с церебральным параличом, которые на соревнованиях не используют коляски.
СР5 - спортсмен имеет нормальное статическое равновесие, но демонстрирует проблемы в динамическом равновесии. Небольшое отклонение от центра тяжести приводит к потере равновесия.
Спортсмену требуется приспособление для ходьбы, однако при положении стоя или во время движений в метании может не нуждаться в помощи вспомогательных средств (метательные дисциплины в легкой атлетике). Спортсмен может иметь достаточные двигательные возможности для бега по легкоатлетической дорожке.
СР6 - у спортсмена нет способности сохранять неподвижное положение; он демонстрирует непроизвольные циклические движения и как правило, у него поражены все конечности. Спортсмен может ходить без посторонней помощи. Обычно спортсмен имеет проблемы контроля над руками, а ноги функционируют лучше, чем у спортсмена класса СР5, особенно при беге.
СР7 - спортсмен имеет непроизвольные мышечные спазмы с одной стороны тела. У него имеются хорошие функциональные возможности в доминирующей половине тела. Он может ходить без посторонней помощи, но часто прихрамывает на одну ногу по причине непроизвольных мышечных спазм. При беге хромота может исчезнуть почти полностью. Доминирующая сторона тела лучше развита и хорошо выполняет движения при ходьбе и беге. Кисть и рука поражены с одной стороны тела, в то же время с другой стороны тела демонстрируется хорошая подвижность руки.
СР8 - у спортсмена минимальные непроизвольные спазмы в одной из рук, ног или половине тела. Чтобы соревноваться в данном классе, спортсмен должен иметь диагноз церебральный паралич или другое не прогрессирующее поражение головного мозга.

3. Распределение на функциональные классы спортсменов с нарушением интеллекта

(Международная спортивная федерация для лиц
с нарушением интеллекта - INAS-FlD)
Чтобы быть допущенным к соревнованиям спортсмены с нарушением интеллекта должны соответствовать хотя бы минимальным критериям, которые в соответствии с определением Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) выражаются следующим образом:
- уровень интеллекта в баллах не превышает 70 IQ (средний человек имеет около 100 IQ)
- наличие ограничений в овладении обычными навыками (такими как общение, социальные навыки, самообслуживание и т. п.)
- проявление умственной отсталости до достижения возраста 18 лет.

Наименование международной спортивной организации инвалидов Группа III Группа II Группа I
CP-ISRA (Международная ассоциация спорта и рекреации лиц с церебральным параличом) CP8, CP7 CP6, CP5 CP4, CP3, CP2, CP1
IWAS (Международная спортивная ассоциация колясочников и ампутантов) A2, A3, A4, A5, A6, A7, A8, A9 III, IV, V, A1 IA, IB, IC, II
IBSA (международная ассоциация спорта слепых) B3 B2 B1
CISS (Международный спортивный комитет глухих) слабослышащие полная потеря слуха
INAS-FID (Международная спортивная ассоциация лиц с нарушением интеллекта) +
SOI (Международная специальная олимпиада для умственно отсталых лиц) +

Примечание:
* Поскольку Международная спортивная ассоциация колясочников и ампутантов (IWAS) до настоящего времени не опубликовала новой системы распределения спортсменов на функционально-медицинские классы, в данной таблице предлагается старая система, которая использовалась международными спортивными организациями ISOD и ISMGF.

Рекомендации по распределению спортсменов на группы в соответствии с функционально-медицинскими классами в отдельных видах спорта
(Дополнение к Методическим рекомендациям по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации от 12. 12. 2006 г. № СК-02-10/3685)

Наименование вида спорта Группа III Группа II Группа I
1 Армспорт В3, А2, А3, А4, А5, А6, А7, А8, А9, СР7, СР8, слабослышащие В2, А1, III, IV, V, CP5, CP6, глухие В1
2 Бадминтон I, II, CP1, CP2, CP3, CP4
3 Баскетбол, 4. 5 балла, INAS-FID, 3. 0; 3. 5; 4. 0 балла, 1. 0;1. 5; 2. 0; 2. 5
в т. ч. на колясках слабослышащие SOI, глухие балла
4 Биатлон B3, LW2, LW3, B2, LW9, LW12, LW5/7, B1, LW10; LW10, 5;
LW4, LW6, LW8, глухие LW11;, LW11, 5
слабослышащие
5 Бильярд А2, А3, А4, А5, А6, А7, А8, А9, СР7, СР8, INAS- FID, слабослышащие А1, III, IV, V, CP5, CP6, SOI, глухие I, II, CP1, CP2, CP3, CP4
6 Борьба вольная В3, слабослышащие В2, глухие В1
7 Борьба греко-римская слабослышащие глухие
8 Боулинг В3, А2, А3, А4, А5, В2, А1, III, IV, V, CP5, В1, I, II, CP1, CP2, CP3,
А6, А7, А8, А9, CP6, SOI, глухие CP4
СР7, СР8, INAS-FID,
слабослышащие
9 Бочче
(паралимпийский вид)
- - ВСІ, ВС2, ВС3, ВС4
10 Велоспорт В3, LC1, LC2, LC3, LC4, В2, дивизион 2, В1, СР дивизион 1,
СР дивизион 4, INAS- СР дивизион 3, НС НС дивизион А, НС
FID, слабослышащие дивизион С, SOI, глухие дивизион В
11 Водное поло слабослышащие глухие
12 Волейбол сидя Все спортсмены с поражением опорно- двигательного аппарата
13 Волейбол стоя А, В, С, INAS-FID, слабослышащие, SOI, глухие
14 Гандбол слабослышащие глухие
15 Гимнастика спортивная В3, INAS-FID, слабослышащие В2, SOI, глухие В1
16 Гимнастика художественная INAS-FID, слабослышащие SOI, глухие
17 Гиревой спорт В3, А2, А3, А4, А5, В2, А1, III, IV, V, CP5, В1, I, II, CP1, CP2, CP3,
А6, А7, А8, А9, CP6, SOI, глухие CP4
СР7, СР8, INAS-FID,
слабослышащие
18 Голбол В3 В2 В1
19 Горные лыжи B3, LW2, LW3/1, LW3/2, B2, LW1, LW12/2, B1, LW10, LW11,
LW4, LW6/8, LW9/1, LW5/7, SOI, глухие LW12/1
LW9/2, INAS-FID,
слабослышащие
20 Городки В3, А2, А3, А4, А5, В2, А1, III, IV, V, CP5, В1, I, II, CP1, CP2, CP3,
А6, А7, А8, А9, CP6, SOI, глухие CP4
СР7, СР8, INAS-FID,
слабослышащие
21 Гребля академическая LTA (за исключением спортсменов классов В1, В2) ТА А
22 Дартс А2, А3, А4, А5, А6, А7, А8, А9, СР7, СР8, INAS- FID, слабослышащие А1, III, IV, V, CP5, CP6, SOI, глухие I, II, CP1, CP2, CP3, CP4
23 Дзюдо В3, слабослышащие В2, глухие В1
24 Конный спорт В3, уровень IV В2, уровень III, SOI B1, уровень II, уровень I
25 Лыжные гонки B3, LW2, LW3, LW4, B2, LW5/7, LW9, LW12, B1, LW10; LW10, 5;
LW6, LW8, INAS-FID, глухие LW11; LW11, 5
слабослышащие
26 Легкая атлетика T13, T20, T37, T38, T12, T35, T36, T45, F12, T11, T32, T33, T34,
T42, T43, T44, T46, F35, F36, F45, F55, F56, T51, T52, T53, T54, F11,
F13, F20, F37, F38, F40, F57, F58, SOI, глухие F32, F33, F34, F51, F52,
F42, F43, F44, F46, F53, F54
слабослышащие
27 Парусный спорт В3, классы 5, 6, 7 В2, класс 4 В1, классы 1, 2, 3
28 Пауэрлифтинг В3, А2, А3, А4, СР7, СР8, спортсмены с ПОДА, относящиеся к категории «прочие», INAS-FID, слабослышащие В2, А1, III, IV, V, СР5, СР6, SOI, глухие В1, СР3, СР4
29 Плавание S13, SB13, SM13, S12, SB12, SM12, S5, S11, SB11, SM11, S1,
S14, SB14, SM14, S8, S6, S7, SB5, SB6, SB7, S2, S3, S4, SB1, SB2,
S9, S10, SB8, SB9, SM5, SM6, SM7, SOI, SB3, SB4, SM1, SM2,
SM8, SM9, SM10, глухие SM3, SM4
слабослышащие
30 Регби на колясках - 2. 5; 3. 0; 3, 5 балла 0. 5; 1. 0; 1. 5; 2. 0 балла
31 Спортивное В3, А2, А3, А4, А5, В2, А1, III, IV, V, CP5, В1, I, II, CP1, CP2, CP3,
ориентирование А6, А7, А8, А9, СР7, СР8, INAS-FID, слабослышащие CP6, SOI, глухие CP4
32 Спортивный туризм В3, А2, А3, А4, А5, В2, А1, III, IV, V, CP5, В1, I, II, CP1, CP2, CP3,
А6, А7, А8, А9, CP6, SOI, глухие CP4
СР7, СР8, INAS-FID,
слабослышащие
33 Стрельба из лука ARST, ARST-С ARW2 ARW1, ARW1-C
34 Стрельба пулевая SH1, слабослышащие SH2, глухие В1, SH3
35 Танцы на колясках - LWD2 LWD1
36 Теннис настольный ТТ8, ТТ9, ТТ10, слабослышащие ТТ4, ТТ5, ТТ6, ТТ7, SOI, глухие ТТ1, ТТ2, ТТ3
37 Теннис, А2, А3, А4, А5, А6, А7, А1, III, IV, V, CP5, CP6, Игроки «Quad", I, II,
в т. ч. на колясках А8, А9, СР7, СР8, INAS- FID, слабослышащие SOI, глухие CP1, CP2, CP3, CP4
38 Торбол Класс В3 Класс В2 Класс В1
39 Фехтование на колясках Класс А Класс В Класс С
40 Футбол INAS-FID, слабослышащие SOI, глухие -
41 Футбол 5х5 - - Класс В1
42 Футбол 7х7 СР7, СР8 СР5, СР6 -
43 Футбол ампутантов А2, А4, А6, А8 - -
44 Футзал В3, INAS-FID, слабослышащие В2, SOI, глухие -
45 Шахматы В3, А2, А3, А4, А5,
46 Шашки В3, А2, А3, А4, А5,
А6, А7, А8, А9, СР7, СР8, INAS-FID, слабослышащие
В2, А1, III, IV, V, CP5, CP6, SOI, глухие В1, I, II, CP1, CP2, CP3, CP4

Примечание к таблицам 2-б, 2-в:
К группе III относятся лица, у которых функциональные возможности, требующиеся для занятий определенным видом спорта, ограничены незначительно, в связи с чем они нуждаются в незначительной посторонней помощи во время занятий или участия в соревнованиях.

- нарушение зрения (класс В3),
- нарушение слуха,
- умственная отсталость выше 60 IQ (как правило, спортсмены INAS-FID),
- общие заболевания,
- ахондроплазия (карлики),
- детский церебральный паралич (классы С7-8),

- одной или двух нижних конечностей ниже коленного сустава,
- одной или двух верхних конечностей ниже локтевого сустава,
- одной верхней конечности ниже локтевого сустава и одной нижней конечности ниже коленного сустава (с одной стороны или с противоположных сторон),
- контрактура суставов,

К группе II относятся лица, у которых функциональные возможности, требующиеся для занятий определенным видом спорта, ограничиваются умеренно выраженными нарушениями.
К этой группе рекомендуется относить лиц, имеющих одно из перечисленных ниже поражений:
- нарушение зрения (класс В2),
- полная потеря слуха,
- умственная отсталость от 60 до 40 IQ,
- детский церебральный паралич (классы С5-6),
- ампутация или порок развития:
- одной или двух нижних конечностей выше коленного сустава,
- одной верхней конечности выше локтевого сустава,
- одной верхней конечности выше локтевого сустава и одной нижней конечности выше коленного сустава (с одной стороны или с противоположных сторон),
- прочие нарушения опорно-двигательного аппарата, ограничивающие функциональные возможности спортсменов в мере, сопоставимой с вышеперечисленными.
К группе I относятся лица, у которых функциональные возможности, требующиеся для занятий определенным видом спорта, ограничены значительно, в связи с чем они нуждаются в посторонней помощи во время занятий или участия в соревнованиях.
К этой группе рекомендуется относить лиц, имеющих одно из перечисленных ниже поражений:
- полная потеря зрения (класс В1)
- детский церебральный паралич
(классы С1-4, передвигающиеся в креслах-колясках),
- поражение спинного мозга, требующее передвижения в кресле-коляске,
- высокая ампутация или порок развития: четырех конечностей, двух верхних конечностей.
- прочие нарушения опорно-двигательного аппарата, ограничивающие функциональные возможности спортсменов в мере, сопоставимой с вышеперечисленными.
Распределение спортсменов на группы по степени функциональных возможностей для занятий определенным видом спорта возлагается на учреждение и осуществляется один раз в год (в начале учебного года). Для определения группы по степени функциональных возможностей спортсмена с поражением опорно-двигательного аппарата приказом учреждения создается комиссия, в которую входят: директор учреждения, старший тренер-преподаватель (или тренер-преподаватель) по адаптивной физической культуре, врач (невролог, травматолог, спортивный врач). Если у спортсмена уже имеется класс, утвержденный классификационной комиссией субъекта РФ, комиссией спортивной федерацией инвалидов общероссийского уровня, или международной комиссией, то отнесение спортсмена к группе по степени функциональных возможностей осуществляется на основании его международного функционально-медицинского класса.
В случае необходимости объединения в одну учебную группу занимающихся, разных по возрасту, функциональному классу или уровню спортивной подготовленности, разница в степени функциональных возможностей не должна превышать трех функциональных классов, разница в уровне спортивной подготовленности не должна превышать двух спортивных разрядов. В игровых видах спорта комплектование учебных групп производится с учетом композиции функциональных классов в команде в соответствии с правилами соревнований.

Случаи, когда спортсмены после травмы, полученной на тренировках или соревнованиях, становились инвалидами, к сожалению, не редки.

В списке самых травмоопасных видов спорта лидируют контактные командные игры, такие, как футбол, хоккей, регби, баскетбол, волейбол, гандбол. В этот список в последнее время вошла и спортивная гимнастика.

Известная гимнастка, абсолютная чемпионка мира 20-летняя Елена Мухина 3 июля 1980 года, за 16 дней до открытия Московской Олимпиады, на тренировке получила тяжелейшую травму - перелом шейного отдела позвоночника и навсегда осталась прикованной к инвалидному креслу. В декабре 2006 года ее не стало.

В 1992 году, во время Чемпионата страны по спортивной акробатике, обладатель Кубка мира Сергей Погиба на разминке попытался выполнить упражнение, но в воздухе потерял ориентацию и вместо ног приземлился на голову. Сергея Погибу парализовало, нижняя часть туловища у него остается без движения.

Футболист Юрий Тишков ("Динамо" Москва) 5 июля 1993 года получил тяжелую травму. На 13-й минуте матча 1/16 финала Кубка России в Коломне игрок местного "Виктор-Авангарда" Бодак, пытаясь сделать подкат, врезался двумя ногами сзади в нападающего "Динамо" Юрия Тишкова. Перелом малой берцовой кости фактически поставил крест на карьере талантливого нападающего.

По окончании карьеры он работал телекомментатором на каналах ТВЦ и "Россия". Был тренером СДЮШОР "Торпедо-ЗИЛ" имени Валерия Воронина. Возглавлял гильдию спортивных журналистов "Медиа Союза". Трагически погиб 11 января 2003 года.

Знаменитая румынская гимнастка, чемпионка Олимпиады в Атланте, Александра Маринеску в 1997 году на тренировках повредила позвоночник, была вынуждена покинуть спорт в 15 лет. Чтобы избежать полного паралича, она перенесла три серьезнейшие операции и осталась инвалидом на всю жизнь.

17-летняя китайская гимнастка Сань Лань 21 июля 1998 года во время Игр доброй воли в Нью-Йорке получила травму на разминке перед соревнованиями. В опорном прыжке она крайне неудачно оттолкнулась от снаряда и, потеряв ориентир, упала головой на маты. Семичасовая операция, так же как и в случае с Еленой Мухиной, стабилизировав состояние спортсменки, не смогла восстановить ее двигательные функции.

15 сентября 2001 года в тяжелейшую аварию попал Алессандро Дзанарди , известный итальянский автогонщик, выступавший в сериях Формула-1. В гонке на трассе Лаузитцринг в Германии, одном из первых европейских этапов в истории "Чамп-кара", Дзанарди потерял управление и его Reynard развернуло поперек трассы. В следующую секунду в него врезался болид канадца Алекса Тальяни. Машину итальянца разрубило пополам, и он потерял обе ноги до колена.

Врачи изготовили Дзанарди протезы ног, на которых он смог ходить. Пройдя программу реабилитации, Дзанарди вернулся к гонкам, используя специально оснащенные ручным управлением автомобили.

Одна из самых перспективных гимнасток России, серебряный призер чемпионата мира в команде Мария Засыпкина в ноябре 2001 года, тренируясь на подмосковной базе «Озеро Круглое», получила тяжелейшую травму, в результате чего оказалась парализованной.
Позже Мария Засыпкина окончила институт физкультуры, работала в студии танцев преподавателем, а сейчас стала тренером в родной гимнастической школе.

Немецкий гимнаст Йохан Хаблик в ноябре 2002 года в результате падения сломал шейный позвонок и с тех пор его левая рука парализована.

Один из лидеров сборной Германии по спортивной гимнастике Ронни Цисмер в июле 2004 года во время подготовки к предстоящим Олимпийским играм, получил травму. Выполняя вольные упражнения, он сделал свой коронный элемент - двойное сальто - и приземлился прямо на голову. В результате спортсмен получил перелом шейного позвонка и серьезное повреждение позвоночника. У Ронни действуют только мышцы лица, а все тело ниже шеи полностью парализовано.

К сожалению, солидарен с этим мнением. По примеру Липецка - не самого плохого и чёрствого областного города в России - скажу, что общество проблем инвалидов предпочитает просто не замечать. А представители власти по большому счёту такие же продукты общества. лакмусовая бумажка, так сказать...
Оригинал взят у alexzgr1970 в Не спортсмены инвалиды, а общество - инвалид

После триумфа в Лондоне российские паралимпийцы возвращаются в общество, которое считает их неполноценными. Вот уж чего точно никогда не забудут российские спортсмены с ограниченными физическими возможностями, успешно выступившие на только что завершившихся в Лондоне летних Паралимпийских играх, так это переполненных трибун, неистово сопереживавших всему, что происходило на аренах.


— У меня голова кругом идет от волнения, — признался мне, с трудом выговаривая слова (последствия ДЦП), трехкратный паралимпийский чемпион Евгений Швецов, после того как выиграл стометровку и с флагом в руках пробежал еще круг почета под шквал аплодисментов. — Я и представить себе не мог, что испытаю такое счастье. Это для нас что-то запредельное, нереальное, фантастическое. У нас в стране такого не бывает.

Уверен, многие российские любители спорта, наблюдавшие за событиями предшествующих Паралимпиаде летних Олимпийских игр, хотя бы по телевизору видели, как под рев 80 тысяч болельщиков побеждал на стометровке несравненный спринтер с Ямайки Усейн Болт. Но если бы те же наши зрители — а чего скрывать, большинство из них этого просто и в мыслях не держали, — захотели посмотреть, как под рев все той же 80-тысячной аудитории прибегала к финишу первой трехкратная паралимпийская чемпионка, больная левосторонним ДЦП Маргарита Гончарова, или дальше всех посылал диск и ядро знаменосец российской сборной Алексей Ашапатов, у которого нет одной ноги, то... не смогли бы этого сделать.

Не показывали!



А посмотреть, поверьте очевидцу, было на что. Еще со школы, где проходили легкоатлетические дисциплины, все примерно представляют, как толкают ядро — секундное дело. В общем-то тоже всего несколько секунд уходило непосредственно на толчок и у Алексея Ашапатова, но подготовка к нему занимала минут пять, не меньше. Сначала судьи в круге долго, так, как надо спортсмену, устанавливали высокий крепкий стул, закрепляя его со всех сторон на распорках, чтобы он не шелохнулся. К стулу подходил Алексей, снимал протез, прилаживался к сиденью, брал в правую руку металлический шарик, упирался одной ногой в пол и запускал снаряд за отметку мирового рекорда — на 16 с лишним метров. Невероятно далеко! Да еще из такого неудобного положения.

Ашапатова в Лондоне полюбили. Да и нельзя было по-другому относиться к обаятельнейшему гиганту ростом за два метра, олицетворяющему русскую богатырскую мощь. Добрейший человек, он никому не отказывал в автографах. Походка — как у настоящего русского медведя, вперевалочку. Тот, кто не видел его на стадионе, и не подумает, что у него нет одной ноги. Английские журналисты сравнивали его по популярности с Усейном Болтом. На что Алексей отвечал: «Да какая я звезда? Обычный скромный человек. Дал Бог ЗДОРОВЬЯ, и надо его использовать по полной. Что я в меру своих сил и делаю на благо Родины!».

При этом Алексей не любит рассказывать, каким трудным путем шел к своему триумфу. Ашапатов лишился ноги в результате ножевого ранения, которое получил на свадьбе друга. Врачи не смогли своевременно оказать помощь. Началась гангрена, пришлось ампутировать конечность. Когда он очнулся после операции от наркоза и узнал, что у него нет ноги, то испытал безумный шок, не знал, как жить дальше. Но спортсмен не отчаялся. Врачи говорили, что ему нужен год реабилитации, а он уже через месяц после выписки из больницы участвовал в соревнованиях по армрестлингу. В этом виде спорта стал серебряным призером чемпионатов мира в Южной Африке и Японии. Затем Алексей попробовал свои силы в плавании, настольном теннисе, волейболе сидя. Но истинное призвание нашел в легкой атлетике, где стал четырехкратным паралимпийским чемпионом.

Когда я рассказывал о том, как соревновался Алексей Ашапатов, как лучше всех на планете плыла с одной рукой паралимпийская чемпионка Олеся Владыкина, как с помощью двух ног метко стрелял из лука один из зарубежных спортсменов, как в финальном забеге на стометровке состязались спортсмены, у которых — у всех без исключения — не было обеих ног, а бежали они на специальных протезах, большинство друзей мужского пола, не сговариваясь, восклицали: «Какой ужас! Я бы не смог на все это смотреть». У женщин была несколько иная реакция: «Если бы я все это увидела, то разрыдалась бы от сострадания».

И рыдали. Чего уж там скрывать. Я видел слезы на глазах у наших немногочисленных болельщиков, которые с громадным трудом — билеты были в большом дефиците — прорывались на лондонские арены.

Вот так в лучшем случае выражается у нас отношение к людям, которых в России принято называть инвалидами. А британцы... Они не рыдали. Они восхищались героями паралимпийского спорта. Они приветствовали их как выдающихся спортивных личностей современности. Подчеркну особо — личностей, во всем равных себе!

Да и сами зарубежные спортсмены-паралимпийцы относятся к себе как к вполне нормальным, обыкновенным людям. В отличие от наших, которые, увы, в большинстве своем считают себя именно инвалидами. В подтверждение этого вывода приведу часто цитируемую в зарубежных СМИ фразу, как сейчас принято говорить, хитмейкера мирового паралимпийского спорта, многократного паралимпийского чемпиона безногого южноафриканца Оскара Писториуса: «Я не инвалид, у меня просто нет ног». И, раскрывая суть сказанного, вдогонку добавляющего: «Единственное отличие от брата и сестры для меня с детства заключалось в том, что мама, собирая нас в школу, надевала мне ботинки, которые не походили на остальные».

Просто задумайтесь над этой фразой, и вы многое поймете. И уясните себе, что дело не в том, чем ты обладаешь, а в том, как ты сможешь всем этим распорядиться, как ты себя чувствуешь в своей семье, в своем городе, наконец, в своем родном обществе.

Британское общество с громадным вниманием отнеслось к стартам паралимпийцев. Свидетельством тому были не только переполненные трибуны, на которых болельщики располагались целыми семьями, купив билеты стоимостью от 10 до 50 фунтов стерлингов (от 500 до 3000 рублей на наши деньги). Яркими показателями были и рейтинги телепередач, которые зашкаливали за космические отметки. Телеаудитория Паралимпиады-2012 в целом была оценена в 4 миллиарда зрителей (россиян там, думаю, набралось в лучшем случае несколько десятков тысяч человек). В Великобритании даже состоялся тендер на показ соревнований, и борьбу у ВВС выиграл канал Channel4, который отвел на ежедневную трансляцию состязаний 150 часов в прямом эфире. Впервые в истории организаторы Паралимпиад получили прибыль от продажи телевизионных прав. Конечно, 16 миллионов долларов несравнимы с миллиардами, которые достаются Международному олимпийскому комитету, но процесс сдвинулся с мертвой точки.

В нашей стране события Паралимпиады на общедоступных каналах показывала «Россия-2», сначала в формате дневников. Но рука не поднимется обвинять в невнимании к паралимпийскому спорту телевизионных руководителей — они, судя по всему, ориентировались все на тот же пресловутый рейтинг, который в России действительно крайне низок. Затем, правда, когда успехи российских паралимпийцев стали расти как на дрожжах (что, думаю, никак не отразилось на рейтингах, но отразилось на настроении кремлевских власть имущих, приказавших расширить трансляции), стали появляться прямые передачи. Но что это дало?

Увы, в нашем обществе еще не привыкли по-настоящему БОЛЕТЬ за людей, не таких, как большинство, — без рук, без ног, слепых, глухих, глухонемых, частично парализованных, даунов. Давайте признаемся сами себе: на сегодняшний день они нам чужие. А когда станут родными, я сказать не берусь.

Один из российских паралимпийских чемпионов, попросивший не называть его имени, откровенно сказал мне, что так комфортно, как в Великобритании, он себя дома не чувствовал никогда: «Мы на Родине другие, не такие, как все, ну, что ли, люди второго сорта. Как будто убогие какие! Ну в Москве, Питере и Сочи, в тех городах, что на виду у всего мира, еще как-то пытаются решить наши проблемы, а за пределами столиц, в регионах, в одном из которых я живу, за поддержкой лучше не обращаться — все равно не помогут! Что-то, правда, сдвигается к лучшему после очередных Паралимпийских игр, а потом опять тишина и полнейший застой. Нужны мы только тогда, пока побеждаем, а потом о нас опять забудут. Если будем проигрывать, то, возможно, навсегда».

Неужели так случится и после грандиозного, не побоюсь этого слова, триумфа российских спортсменов на летних Паралимпийских играх в Лондоне? Верить в это в атмосфере победной эйфории очень не хочется. Но, судя по всему, так оно и будет. И от осознания этого мне становится как-то не по себе.

Владимир Саливон

Многие спортсмены-инвалиды не только соревнуются со своими здоровыми коллегами, но и с успехом их побеждают.

Маркус Рем (лёгкая атлетика)

В Германии завершилось рассмотрение дела одноногого прыгуна в длину Маркуса Рема, который был был официально признан чемпионом страны. Когда в июле прошлого года он одержал эту громкую победу, специалисты оспорили её, так как Рем мог получить преимущество за счёт карбонового протеза. На этом основании он не был допущен на чемпионат Европы, однако сумел доказать справедливость своей победы. В 2012 году Рем стал победителем паралимпийских игр в Лондоне, а с тех пор улучшил свой результат почти на метр и бросил вызов здоровым спортсменам.

Оскар Писториус (лёгкая атлетика)

Печально известный южноафриканский бегун, последний год фигурирующий в хрониках как убийца красавицы Ревы Стенкамп, лишился ног в 11 лет. Впоследствии он стал самым титулованным бегуном на протезах, завоевав шесть золотых медалей на трёх Олимпиадах, при этом в Лондоне он соревновался и со здоровыми спортсменами, став первым в истории Игр бегуном-ампутантом. Для этого ему пришлось также доказать, что протезы не дают ему преимущества перед здоровыми спортсменами, после чего он успешно отобрался на Игры и прошёл в полуфинал забега на 400 метров.

Ник Ньюэлл (ММА)

28-летний американец прославился в виде спорта, где одна ошибка может привести к тяжёлым травмам, а проявлением мужества считается само участие в соревнованиях. Лишённый левой руки ниже локтя Ньюэлл дебютировал в смешанных единоборствах в 2009 году, после чего одержал 11 побед кряду и даже завоевал чемпионский титул одной из локальных организаций. В июле этого года он

потерпел первое в карьере поражение в бою за титул третье лиги мира World Series of Fighting (). Удивительно, что Ньюэлл с ограниченными возможностями рук является искусным мастером болевых и удушающих приёмов.

Майкл Константино (бокс)

Почти коллега Ньюэлла по амплуа с рождения не имеет кисти на правой руке. Этот недостаток не помешал ему забинтовать руки, одеть перчатки и выйти в ринг против профессионального боксёра Натана Ортиса в 2012 году. Для этого ему пришлось убедить строгую атлетическую комиссию, что его недостаток не причинит ему или сопернику проблем со здоровьем. Бой закончился техническим нокаутом во втором раунде в пользу Константино, однако с тех пор имеющий за плечами неплохую любительскую карьеру боксёр-инвалид в ринг не выходил.

Энтони Роблс (вольная борьба)

Продолжателем славного братства единоборцев «без границ» по неизвестным причинам родился с одной ногой. С детства он отказался носить протез и стал заниматься спортом, чтобы быть «как все». Борьба помогла ему не только добиться этой цели, но и стать лучше всех. В 2011 году Роблс стал чемпионом NCAA (ассоциация студенческой борьбы США) в наилегчайшем весе. В свободное от спорта время Роблс выступает мотиватором для инвалидов и написал книгу «От слабого до непобедимого: как я стал чемпионом».

Натали дю Туа (плавание)

Южноафриканка, выступающая на марафонских дистанциях, потеряла ногу в 17 лет в результате ДТП. Тяжёлая операция и физический недостаток не отбили её желание заниматься спортом, и уже через три месяца после аварии она приступила к тренировкам. В 2004 году она стала многократной победительницей Паралимпиады, а четыре года спустя стала первой пловчихой-инвалидом, принявшей участие в Олимпийских играх. Дю Туа было доверено нести флаг ЮАР на церемонии открытия обеих Игр, благодаря чему она также вошла в историю.

Наталья Партыка (настольный теннис)

Польской спортсменке не повезло родиться без правой руки, что не помешало ей в семь лет заняться настольным теннисом. Уже через четыре года она стала самой юной участницей в истории Паралимпийских игр, а на последней Олимпиаде в Лондоне Наталья соревновалась уже со здоровыми спортсменками и пробилась в число 32 лучших. Одно время Партыка входила даже в число 50 лучших ракеток мира, а в 2009 году завоевала серебро чемпионата Европы в составе сборной Польши.

Беттани Хэмилтон (сёрфинг)

Серфинг сам по себе вид спорта весьма опасный, а на Гавайях, где приходится иметь дело с акулами, даже вдвойне. В 13 лет подающей надежде спортсменке довелось встретиться с одной из них. В результате девочке, потерявшей 60 процентов крови, чудом спасли жизнь, но сохранить раздробленную руку врачам не удалось. У кого-то на месте Бетти пропало бы желание не только рассекать океанские волны, но и близко подходить к морскому побережью, а Бетти не только вернулась в спорт, но и стала вице-чемпионской мира среди юниорок. Сейчас она вполне успешно выступает на взрослом уровне.

Лицам, которые сомневаются в собственных силах, обязательно стоит ознакомиться с достижениями знаменитых инвалидов. Правда, большинство людей с ограниченными возможностями, которые добились успеха, сложно назвать неполноценными. Как доказывают их вдохновляющие истории, ничто не может помешать человеку достигать высоких целей, вести активную жизнь и становиться примером для подражания. Итак, давайте же взглянем на великих людей с ограниченными возможностями.

Стивен Хокинг

Хокинг появился на свет абсолютно здоровым человеком. Однако в юности ему был поставлен страшный диагноз. Врачи выявили у Стивена редкую патологию - амиотрофический склероз, который также известен как болезнь Шарко.

Симптомы недуга быстро набирали обороты. Ближе к достижению совершеннолетия наш герой стал практически полностью парализован. Молодой человек был вынужден перемещаться на инвалидном кресле. Частичная подвижность сохранилась лишь в некоторых мимических мышцах лица и отдельных пальцах. Чтобы облегчить собственное существование, Стивен согласился провести операцию на горле. Однако решение принесло лишь вред, и парень лишился возможности воспроизводить звуки. С этого момента общаться он мог лишь благодаря электронному синтезатору речи.

Впрочем, все это не помешало Хокингу войти в список людей с ограниченными возможностями, которые добились успеха. Нашему герою удалось заслужить статус одного из величайших ученых. Этого человека считают настоящим мудрецом и личностью, которая способна воплотить в реальность самые смелые, фантастические идеи.

В наши дни Стивен Хокинг занимается активной научной деятельностью в собственной резиденции вдали от людей. Он посвятил жизнь написанию книг, просвещению населения, популяризации науки. Несмотря на физический недостаток, этот выдающийся человек состоит в браке и имеет детей.

Людвиг ван Бетховен

Продолжим наш разговор о людях с ограниченными возможностями, которые добились успеха. Без сомнений, место в нашем списке заслуживает Бетховен - легендарный немецкий автор классической музыки. В 1796 году, находясь на пике мировой славы, композитор начал страдать от прогрессирующей потери слуха, вызванной воспалением внутренних ушных каналов. Прошло несколько лет, и Людвиг ван Бетховен полностью утратил способность воспринимать звуки. Однако именно с этого времени на свет стали появляться наиболее известные произведения автора.

В последующем композитор написал знаменитую «Героическую симфонию», поразил воображение любителей классической музыки сложнейшими партиями из оперы «Фиделио» и «Девятой симфонии с хором». Кроме того, им были созданы многочисленные наработки для квартетов, виолончелистов, вокальных исполнителей.

Эстер Вергеер

Девушка имеет статус сильнейшей теннисистки планеты, которая добыла свои титулы сидя в инвалидной коляске. В юности Эстер потребовалась операция на спинном мозге. К сожалению, хирургическое вмешательство лишь усугубило ситуацию. У девушки отняло ноги, лишив возможности самостоятельно передвигаться.

Однажды, находясь в инвалидной коляске, Вергеер решила попробовать сыграть в теннис. Случай положил начало ее необыкновенно успешной карьере в профессиональном спорте. Девушка 7 раз удостаивалась звания чемпионки мира, неоднократно одерживала громкие победы на Олимпийских играх, завоевывала призы в серии турниров Большого Шлема. Более того, Эстер принадлежит необычный рекорд. Начиная с 2003 года, ей удается не проигрывать ни одного сета в ходе соревнований. На данный момент таковых насчитывается более двух сотен.

Эрик Вайхенмайер

Этот выдающийся человек является единственным скалолазом в истории, которому удалось покорить Эверест, будучи абсолютно незрячим. Слепота у Эрика наступила в 13-летнем возрасте. Однако благодаря своей врожденной направленности на достижение высоких успехов, Вайхенмайер сначала получил качественное образование, работал преподавателем, профессионально занимался борьбой, а затем посвятил свою жизнь покорению горных вершин.

О высоких достижениях этого спортсмена с ограниченными возможностями была снята художественная картина, которая получила название «Коснуться вершины мира». Помимо Эвереста, герой взобрался на семь наиболее высоких пиков планеты. В частности, Вайхенмайеру покорились такие устрашающие горы, как Эльбрус и Килиманджаро.

Алексей Петрович Маресьев

В разгар Второй мировой войны этот бесстрашный человек защищал страну от захватчиков, будучи военным летчиком. В одном из сражений самолет Алексея Маресьева был уничтожен. Чудесным образом герою удалось остаться в живых. Однако тяжелые ранения вынудили его согласиться на ампутацию обеих нижних конечностей.

Впрочем, получение инвалидности нисколько не смутило выдающегося пилота. Лишь покинув военный госпиталь, он стал добиваться права на возвращение в авиацию. Армия остро нуждалась в талантливых летчиках. Поэтому вскоре Алексею Маресьеву были предложены протезы. Таким образом, он совершил еще немало боевых вылетов. За проявленное мужество и военные подвиги пилот удостоился звания Героя Советского Союза.

Рэй Чарльз

Следующий в нашем списке - человек-легенда, выдающийся музыкант и один из наиболее прославленных джазовых исполнителей. Рэй Чарльз начал страдать от слепоты еще в 7-летнем возрасте. Предположительно, к этому привела халатность врачей, в частности неправильное лечение глаукомы.

В последующем Рэй начал развивать свои творческие задатки. Нежелание сдаваться позволило нашему герою стать наиболее известным слепым музыкантом современности. В свое время этот выдающийся человек был удостоен номинации на целых 12 премий «Грэмми». Его имя навсегда вписано в зал славы джаза, рок-н-ролла, блюза и кантри. В 2004 году Чарльз вошел в десятку наиболее талантливых артистов всех времен и народов по версии авторитетного издания Rolling Stone.

Ник Вуйчич

Какие еще люди с ограниченными возможностями, которые добились успеха, заслуживают внимания? Одним из таковых является Ник Вуйчич - обычный человек, что с рождения страдает от редкой наследственной патологии под определением тетраамелия. При появлении на свет у мальчика не оказалось верхних и нижних конечностей. Имелся лишь небольшой отросток стопы.

В юности Нику была предложена операция. Целью хирургического вмешательства стало разделение сросшихся пальцев на единственном отростке нижней конечности. Парень был чрезвычайно счастлив, что получил возможность хотя бы с горем пополам манипулировать предметами и перемещаться без посторонней помощи. Вдохновленный изменением, он научился плавать, заниматься серфингом и катанием на скейтборде, работать за компьютером.

В зрелом возрасте Ник Вуйчич избавился от былых переживаний, связанных с физическим недостатком. Он стал путешествовать по миру с лекциями, мотивируя людей на новые свершения. Зачастую мужчина выступает перед молодежью, которая испытывает трудности с социализацией и поиском смысла жизни.

Валерий Фефелов

Валерий Андреевич Фефелов знаменит в качестве одного из лидеров общественного движения диссидентов, а также борца за признание прав людей с ограниченными возможностями. В 1966 году, занимая должность электромонтера на одном из советских предприятий, этот человек подвергся производственной травме, которая привела к перелому позвоночника. Врачи сообщили Валерию, что он на всю жизнь останется в инвалидном кресле. Как это часто бывает, наш герой не получил абсолютно никакой помощи со стороны государства.

В 1978-м Валерий Фефелов организовал Инициативную группу по защите прав людей с ограниченными возможностями на территории всего Советского Союза. Вскоре общественная деятельность организации была признана властями таковой, что грозит безопасности государства. Против Фефелова возбудили уголовное дело, обвинив его в сопротивлении политике руководства страны.

Опасаясь репрессий со стороны КГБ, наш герой был вынужден перебраться в ФРГ, где ему был предоставлен статус беженца. Здесь Валерий Андреевич продолжил отстаивать интересы людей с ограниченными возможностями. В последующем он стал автором книги под названием «В СССР инвалидов нет!», которая наделала немало шума в обществе. Труд знаменитого борца за права человека был издан на английском и голландском языке.

Луи Брайль

В детстве этот человек получил ранение глаза, которое переросло в тяжелое воспаление и привело к полной слепоте. Луи решил не унывать. Все свое время он посвятил поиску решения, которое бы позволило слабовидящим и слепым людям распознавать текст. Так был изобретен специальный шрифт Брайля. В наши дни он находит повсеместное применение в учреждениях, которые занимаются реабилитацией инвалидов.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Как не платить за капитальный ремонт на законном основании Как не платить за капитальный ремонт на законном основании Артикль a, an, the в английском языке: примеры употребления, правило Артикль a, an, the в английском языке: примеры употребления, правило Белгородский государственный национальный исследовательский университет (БелГУ) Белгородский государственный национальный исследовательский университет (БелГУ)