Лес в поэзии. Поэзия природы

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Ключевые слова

ВЕЧНОСТЬ / ЛЕС / НЕОЯЗЫЧЕСТВО / ПОЭТИЧЕСКИЙ ПАНТЕИЗМ / ПРИРОДА / РЕЛИГИОЗНОЕ ЧУВСТВО / ФИЛОСОФСКАЯ ПОЭЗИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ / ETERNITY / WOOD / NEO-PAGANISM / POETRY PANTHEISM / NATURE / RELIGIOUS SENSE / PHILOSOPHICAL POETRY / ARTISTIC IMAGE / MEDITATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы - Камалов Рашид Мингазович

В статье определяются признаки философской поэзии , анализируются лесные мотивы и элементы поэтического пантеизма в творчестве русских поэтов. Автор указывает, что следует различать поэтику «реального» леса и тексты, где лес служит лишь глубинной метафорой, «лесным» кодом «нелесного» сообщения. Это «лесное» как некая стихия и даже точнее принцип этой стихии, присутствующий и в лесу и вне его, прежде всего в человеческой жизни. В статье анализируются те лесные сюжеты, которые отличаются всеобщностью, обращаются к вечным субстанциальным началам жизни. В творчестве Баратынского лес выступает как символ преемственности поколений, зримого, полного жизни посыла от настоящего к будущему. Лесные образы представлены в одном из самых глубоких и философичных стихотворений А.С. Пушкина «И вновь я посетил…». Спасение человека от погибели и забытья поэт видит в продолжении рода. В другом стихотворении с лесной темой «Брожу ли я...» показан философский конфликт между вечной природой и смертным человеком. Природа выступает здесь как идеал красоты и гармонии. Она вечна в собственной красе, потому что в ней все время происходит естественный круговорот жизни и смерти. Языческая подоснова восприятия природы художником выступает в сказочной или романтической трактовке мира. В статье делается вывод, что пантеизм естественная философия поэтов, их поэтическая вера. Связанные с лесной темой пантеистические мотивы присутствуют в одном из самых известных стихотворений поэта М.Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…». «Крестьянские поэты» С. Есенин и Н. Клюев в своем восприятии леса сочетали языческие и христианские верования. Лес для них неотъемлемая часть духовного мира человека, и поэтому зачастую воспринимался как церковь, как место покаяния и молитв. Лес , делает вывод автор, в философской поэзии выступает как духовный абсолют, заостряющий и, вместе с тем, снимающий трагедию несовершенства человека: в молитве, в любви к природе человек находит ответ на вечные вопросы бытия.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению, автор научной работы - Камалов Рашид Мингазович

  • Картина мира в философской лирике II половины XIX века

    2006 / Попова О. В.
  • Особенности изображения природы в лирике А. П. Размыслова

    2014 / Зиявадинова О.С.
  • Натурфилософская лирика Ф. И. Тютчева в контексте поэтической эпохи 1820-1830-х годов

    2014 / Шапурина Анжелика Владимировна
  • Катастрофический комплекс в стихотворениях Ф. И. Тютчева

    2015 / Абузова Н.Ю.
  • Культурное двоемирие забайкальского поэта Вячеслава Вьюнова

    2016 / Камедина Людмила Васильевна
  • «Таинственна души работа. . . » (философская лирика Алексея Авдышева)

    2019 / Дюжев Ю. И.
  • Три сферы в лирике С. А. Клычкова: диалог с Ф. И. Тютчевым

    2012 / Демиденко Е. А.
  • Тематический диапазон философской лирики В. С. Соловьёва

    2017 / Юрина Наталья Геннадьевна
  • Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева "бессонница" (1829 г.) в аспекте культурных традиций

    2015 / Галян Софья Витальевна
  • Тема Родины и природы как содержательная доминанта в поэзии Дж. Яндиева

    2018 / Мухлоева Рукет Яхьяевна

In this paper R.M. Kamalov "The image of the forest in Russian philosophical poetry " defines signs of philosophical poetry , analyzes forest motives and elements of poetic pantheism in the works of Russian poets. The author points out that one should distinguish between the poetics of the "real" forest and texts, where the forest is a metaphor for the deep, "forest" code of "non-forest" message. This "forest" as a kind of elemental force, and even more precise the principle of this element is present in the forest and beyond, especially in human life. This article examines those forest plots, which are different by universality; apply to the eternal principles of substantial matter of life. In the works of Baratynsky forest stands as a symbol of the continuity of generations, visible, full of life sending from the present to the future. Forest images are represented in one of the most profound and philosophic poems creations by A.S. Pushkin "Again, I have visited …". The salvation of man from destruction and unconsciousness poet sees in procreation. In another poem with the forest theme "I wander …" philosophy conflict between eternal nature and mortal man is shown. Nature appears here as an ideal of beauty and harmony. It is eternal in its own glory, because in it natural cycle of life and death happens all the time. The pagan subbase of perception of nature by the artist acts in fabulous or romantic interpretation of the world. This article concludes that pantheism the natural philosophy of the poets and their poetic faith. Related to the forest theme pantheistic motives are present in one of the most famous poems of the poet M.Yu. Lermontov "When the yellowing cornfield worries …" "Peasant poets" S. Yesenin and N. Klyuev in their perception of the forest combined pagan and Christian beliefs. Forest for them is an essential part of man"s spiritual world, and therefore it was often perceived as the church, as a place of repentance and prayer. Forest, the author draws the conclusion, in the philosophical poetry serves as a spiritual absolute, sharpen and at the same time, rented by imperfection of human tragedy: in prayer, love for nature , man finds the answer to the eternal questions of life.

Текст научной работы на тему «Образ леса в русской философской поэзии»

УДК 727.94:7.045.2

ОБРАЗ ЛЕСА В РУССКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ ПОЭЗИИ

Р. М. Камалов

ФГБОУ ВПО «Воронежская государственная лесотехническая академия»

ката!оу[email protected]

Возникновение философской поэзии относится к глубокой древности, и обусловливалось стремлением человеческого ума в образно-эмоциональной форме осветить сложнейшие вопросы бытия. Исследователи выделяют в ней такие разновидности как натурфилософскую, социальнофилософскую, нравственно-философскую и др. поэзию. Вместе с тем, термин «философская поэзия» неустойчив по своему значению и, взятый сам по себе, вне исторического контекста, в достаточной мере условен. Эта условность детерминирована закономерным изменением представлений о содержании предмета философии, о ее границах, а также степенью постижения и трактовки творчества тех или иных поэтов. Отсюда и трудности с определением границ анализа поэтического образа леса в натурфилософии. Здесь предмет исследования возникает не столько в контексте лесной тематики в творчестве того или иного поэта (одного тематического содержания недостаточно, чтобы вычленить объект исследования), сколько при определении того угла зрения, который делает поэтический взгляд на лес не только эстетически значимым, но и философским. Таким образом, лесную тему делает философской в том или ином произведении не только предмет изображения, но и целый ряд обстоятельств, на которых следует остановиться подробнее.

Первое. Категория философского связана с тем, что совершенно обыкновенные и привычные в человеческой жизни явления, зачастую глубоко личного характера, будучи выраженными философским образом, приобретают свойство общезначимости. Эта обобщенность поэтического суждения, в какой- то мере граничащая с философской оценкой действительности, выражается, однако, в специфической художественной форме. Второе - поэтические строки о природе, в частности о лесе, становятся моментом философского осмысления мира в том случае, если они отражают сущность природных явлений. В широком смысле любая подлинная поэзия как акт познания философична. Поэзия, постигшая сущность природных явлений, становится философской, а философия, постигая явленность природных сущностей, поэтической. Третье: подлинно поэтическое произведение философского склада, чтобы оставаться художественным произведением и не перейти в трактат, должно заключать и развивать в себе не просто мысль, но мысль-образ, мысль-чувство, мысль-картину, а значит порождать в душе читателя по возможности широкую цепь эмоционально-смысловых ассоциаций, не сводящихся к однозначному выводу. Таковы особенности философской поэзии.

Отечественная натурфилософская

поэзия органично включает в себя разнообразные мотивы, концепты, номинации, интертексты, связанные с лесом. «Поэтический комплекс» леса выделяется по тематическому признаку и по мотивам включения тех или иных «лесных реальностей» в поэтический текст. Следует различать поэтику «реального» леса и тексты, где описания леса не являются главной целью, но подчинено существенно иным, более важным задачам. Лес служит лишь своего рода глубинной метафорой, «лесным» кодом «нелесного» сообщения. Точнее было бы сказать, что описывается не сам лес, а нечто с лесом как зримым ядром связанное, но неизмеримо более широкое и глубокое, чем просто лес. Это «лесное» как некая стихия и даже точнее - принцип этой стихии, присутствующий и в лесу и вне его, прежде всего в человеческой жизни. С этой точки зрения интересны, прежде всего, те лесные сюжеты, которые отличаются всеобщностью, обращаются к вечным субстанциальным началам жизни.

Категория вечности вообще характерна для метафизической поэзии, в том числе для философской лирики XIX в. Поэты, глубоко всматриваясь в процессы рождения и гибели, возникновения и угасания многообразных форм жизни, созерцая вселенскую грандиозность, способны ощутить ту метафизическую глубину мироздания (или небытия), которая обладает несокрушимой творческой силой и с неизменным постоянством воспроизводит гармоническое сопряжение предметов и явлений. Индивид начинает переживать мир как вечность, которая проявляется в свечении сокровенной глубины мгновений. О

таких переживаниях поэт П.Вяземский писал: «Хотите ль вы в душе проведать думы, // Которым нет ни образов, ни слов,- // Там, где кругом густеет мрак угрюмый, // Прислушайтесь к молчанию лесов; // Там в тишине перебегают шумы, // Невнятный гул беззвучных голосов. // В сих голосах мелодии пустыни; // Я трепетал, как пред лицом святыни, // Я полон был созвучий, но немых». .

Лес относится к числу таких явлений окружающем среды, в которой как нигде видна краткость индивидуального существования, вечность процесса смены поколений. Будь он смешанный или однопородный, горный или равнинный, дремучий или ухоженный, в нем растет неисчислимое множество деревьев, одни из которых великаны, а другие много моложе, вплоть до пробивающихся из земли побегов. И в таком своем составе лес величав и величествен. Величав он скоплением столетних деревьев седых патриархов, а величествен своим масштабом, той связью времен, которую он собой являет. В лесу как нигде ощущается могучая поступь жизни. Здесь в соседстве зрелый древесный возраст, замшелые пни, бурелом и «племя младое, незнакомое». Все это растительное царство тянется к небу, играет и колышется в лучах солнца, гулко шумит в непогоду. У леса есть нечто сходное с человеческим бытием: тот же размах, всеобщий ритм и сила развития.

Давно замечено, что лес порождает некие возвышенные чувства, которые носят философский характер. Например, у Баратынского лес выступает как символ преемственности поколений, зримого,

полного жизни посыла от настоящего к будущему. «А там, где ручеек по бархатному лугу // Катит задумчиво пустынные струи, // В весенний ясный день я сам, друзья мои, // У брега насажу лесок уединенный, // И липу свежую и тополь серебренный; // В тени их отдохнет мой правнук молодой» . В произведениях А.С. Пушкина также удивительным образом сочетаются предельная простота в описаниях лесного царства и высокие, сдержанно торжественные в звучании мысли о жизни, смерти и вечности. Лесные образы представлены одном из самых глубоких и философичных стихотворений 30-х годов «И вновь я посетил...» - «Где некогда всё было пусто, голо // Теперь младая роща разрослась...// Здравствуй, племя// Младое, незнакомое! не я // Увижу твой могучий поздний возраст, // Когда перерастешь моих знакомцев // И старую главу их заслонишь // От глаз прохожего.

Но пусть мой внук // Услышит ваш приветный шум, когда, // С приятельской беседы возвращаясь, // Веселых и приятных мыслей полон, // Пройдет он мимо вас во мраке ночи // И обо мне вспомянет». . Спасение человека от погибели и забытья Пушкин видит в продолжении рода. Лесной пейзаж помогает поэту выразить эту мысль. Сопоставляя прошлое и настоящее, человеческую жизнь и природу, поэт создает образ общего закона жизни, суть которого он видит в постоянном изменении.

В другом стихотворении с лесной темой «Брожу ли я...» показан философский конфликт между вечной природой и смертным человеком. Лирический герой

размышляет о бренности земного существования человека, о быстротечности жизни, о погибели. Природа выступает здесь как знак красы, гармонии. Она вечна в собственной красе, потому что в ней все время происходит естественный круговорот. Поколения людей тоже сменяют друг друга, но человек не вечен, потому что отдельный человек и человечество не одно и то же. Природа равнодушна и безлика, а каждый человек - это неповторимая особенность. Лирическому герою стихотворения ничего не остается делать, как смириться с естественным ходом природы: «Гляжу ль на дуб уединенный, // Я мыслю: патриарх лесов // Переживет мой век заб-венный, // Как пережил он век отцов...// И пусть у гробового входа // Младая будет жизнь играть, // И равнодушная природа // Красою вечною сиять» . Вечная природа равнодушна к своему смертному дитяти и сияет холодною красотой над его могилой. И хотя в заключительных строках лирический герой благословляет природу, осуждающую его на смерть, эта благодарность нелегко дается ему - лишь за гранью отчаяния. Природа все более открывается перед лицом растущего самосознания личности как царство жестокой необходимости, конечности всего живого.

В редком произведении искусства не чувствуется глубоко прячущийся обычно в человеческой душе страх перед смертью. Как и любовь, смерть - одна из основных тем искусства. Сравнивая жизнь человека и лесных великанов, Ф.Тютчев обращается к индивидуальной жизни человека и к образам дубов долгожителей как примеру двух состояний мира - леса и человека - в

равной мере важных для мироздания и одновременно взаимоисключающих друг друга: «От жизни той, что бушевала здесь, // От крови той, что здесь рекой лилась, // Что уцелело, что дошло до нас? // Два-три кургана, видимых поднесь... // Да два-три дуба выросли на них, // Раскинувшись и широко и смело, // Красуются, шумят,- и нет им дела, // Чей прах, чью память роют корни их» . Лесной образ выступает здесь как «неявный», «скрытый» символ (его семантические смыслы никак не поясняются в тексте, но как бы «мерцают» сквозь ткань поэтического образа). Тютчев вводит в стихотворение экзистенциальную тему «смерти - бессмертия». Смерть отдельного человека перестает восприниматься как трагедия на фоне жизни природы. Она у Тютчева оказывается одним из «мировых спектаклей», свидетелем которого неожиданно стал поэт.

Для Тютчева не одно слияние человеческой души с природой, но и всякое их истинное общение есть «благодать» и успокоение. В природе для него заключен источник некоего «катарсиса», ибо в природе очень часто, как бы на высшем уровне, как космически-всеобщее, повторяется то, что в жизни человека кажется его исключительной, неповторимой трагедией. Сравним это стихотворение с пушкинским «Вновь я посетил.», они близки по теме, но пафос их разный. Для Тютчева на первый план выступает поглощение бездной, индивидуального общим. Пушкин же делает акцент на неразрывности общей жизни, на продолжении индивидуального в общем.

В сознании современного человека

лес как культурный и нравственный символ лишился своей «сакральной» сущности, в результате чего нарушилась гармония его рационального и внерационально-го, эмоционально-чувственного восприятия. Так было не всегда, когда-то мир воспринимался как единое целое, и в дальнейшем такое утверждение общности природы и человека - то, на чем основывается пантеистическая философия, - оказалось органически близким поэзии. Поэт видит мир живым. Языческая подоснова восприятия природы художником выступает в сказочной или романтической трактовке мира. На таком видении строится художественное освоение мира. Можно сказать, что пантеизм - естественная философия поэтов, их поэтическая вера.

Пантеистами по своему мироощущению были не только многие философы, но и поэты, например, великие немецкие поэты Гёте и Шиллер. Поиски идеала в природе - характерная черта романтического искусства, та традиция, которую продолжил и развил М.Ю. Лермонтов, воссоздавая мироощущение человека, через природу постигающего и себя, и земное, и небесное. Связанные с лесной темой пантеистические мотивы мы находим в одном из самых известных стихотворений поэта «Когда волнуется желтеющая нива.»: «Когда волнуется желтеющая нива, // И свежий лес шумит при звуке ветерка // И прячется в саду малиновая слива // Под тенью сладостной зеленого листка. // Тогда смиряется души моей тревога, // Тогда расходятся морщины на челе,- // И счастье я могу постигнуть на земле, //И в небесах я вижу бога». Природа - преддве-

рие идеала, путь к Богу. Лес выступает одним из посредников между лирическим героем и вечностью, символизирует редкие мгновения гармонического слияния поэта с природой, с миром и связанное с этим состояние внутренней просветленности.

Сущность искусства - в культе устойчивой гармонии, в глубочайшей жажде сопряжения микрокосма с макрокосмом. И в этом плане художественные ценности можно рассматривать как универсальное средство гармонизации бессознательного и сознательного, инстинктивного и разумного. Многие исследователи подмечают сходство поэтов в пейзажной и медитативной лирике. Если в медитативной лирике их роднит обращение к возвышенным движениям человеческой души, молитвенные настроения и идея переживания «невыразимого», то в пейзажах их объединяют эстетические созерцания и чувство природы, поэтическое видение самобытности природы, понимание благодати подчинения ее великой красоте. То, что называют медитацией и концентрацией зачастую связано с лесной стихией.

В стихотворении А. Фета «Солнце нижет лучами в отвес.» желание медитировать в лесу, «слиться с беспредельным», выражено в мечте поэта о том, «.чтоб и я в этом мире исчез, // Потонул в той душистой тени». Романтической эстетике Фета близки те душевные состояния, которые не совпадают с рассудочной стороной человеческой души: «грезы», «сны», «бред», «мечты» постоянные, любимые темы Фета. Мысли свободно, не задерживаясь, протекают сквозь того, кто наслаждается покоем

на лоне природы. Фет подчеркивает слитность с природой, «волшебную безбрежность» при созерцании темного дуба и изумрудного ясеня: «Здесь темный дуб и ясень изумрудный, // А там лазури тающая нежность.. // Как будто из действительности чудной // Уносишься в волшебную безбрежность.» . В стихотворении Е. Городецкого «Лес» подобное чувство выражено еще более эмоционально: «Куда? Не знаю - на приволье. // В лесные чащи и поля пустые // Под синим небом жизни, // В море, гулкое, цветное море - // Туда так весело и просто // Бросаюсь я и отдаю всего себя, // Как этому лесному сновиденью».

Чувство природы часто называют шестым чувством, оно представляет собой глубинное и творческое ощущение причастности человека к окружающему миру. Это чувство обнимает собой и травинку под его ногами, и необозримое небо над его головой. Уходя своими корнями в таинственную глубь бессознательного, сближая человека со стихийной мировой жизнью, разлитой вокруг него, оно вместе с тем, в своих высших проявлениях граничит со стремлениями и эмоциями эстетическими, моральными, религиозными. Так, забвение человеком собственного «я», растворение личности во всемирном - это одна из излюбленных тем поэзии Ф.Тютчева. Нега, покой, которую навевает лес, дремотное блаженство природы и сливающейся с ней души поэта - один из лейтмотивов его поэзии. К этим мотивам Тютчев постоянно возвращается в своем творчестве. В позднем стихотворении «Так, в жизни есть мгновения.» он снова напоминает

о возможности слияния человеческого «Я» с природой, воспевает своеобразную «нирвану» души - это высшее мгновение для поэтического чувства: «Так, в жизни есть мгновения - // Их трудно передать, // Они самозабвения // Земного благодать. // Шумят верхи древесные // Высоко надо мной. // И любо мне, и сладко мне, // И мир в моей груди, // Дремотою обвеян я -// О время, погоди!» .

Существует особая разновидность романтической поэзии самопознания, которую можно назвать «молитвой». Моления поэта это его заветное стремление к душевному просветлению. В. Бенедиктов в стихотворении «В лесу» описывает свое молитвенное настроение, чувства уважения, страха и ощущения вечности, слитности с прошлым, которые охватывают его в лесу: «Тебя приветствую я снова, // Маститый старец - темный лес, //Стоящий мрачно и сурово // Под синим куполом небес. // И меркнет день, душа моя // Здесь дивным таинством объята. // В союзе с миром замогильным // Здесь богу молится она,- // И лес является мне храмом, // Шум листьев - гимном торжества, // Смолистый запах - фимиамом, // А сумрак - тайной божества.» . Пантеистическое понимание Бога заставляло поэтов-символистов и представителей своеобразного русского неоязычества понимать лес как реальную церковь, место молитв и обретения душевного спокойствия: «Это не дерево, нет, это храм, // Это молельня лесная, // Струйно смолистый дрожит фимиам.», - восклицал К. Бальмонт . «Крестьянские поэты» С. Есенин и

Н. Клюев в своем восприятии леса пита-

лась не идеями целостных философских школ типа учений Шеллинга или Соловьева, а духовными традициями, выступавшими не в академических формах. Здесь и народная философия, и мифология, запечатленная в фольклоре, и отмеченное исследователями творчества поэта сплетение языческих и христианских верований. Человек у них связан с лесом не внешне, не благодаря предварительной, так сказать, рационалистической установке. Он - неотъемлемая часть духовного мира человека, и поэтому зачастую воспринимается как церковь, как место покаяния и молитв: «.За прощальной стою обедней // Кадящих листвою берез»; «.Синь то дремлет, то вздыхает. // У лесного аналоя // Воробей псалтирь читает»; «.Осыпается рощ позолота, // В бледном воздухе ладана гарь»; «.Между сосен, между елок // Меж берез кудрявых бус // Под венком, в кольце иголок //Мне мерещится Иисус» . Лес в этих строчках - духовный абсолют, заостряющий и, вместе с тем, снимающий трагедию несовершенства человека: в молитве, в любви к природе человек находит утешение. Для одухотворенных людей лес может стать возвышающим местом уединенности от житейской суеты.

Библиографический список

1. Бальмонт К. К. Собрание сочинений в 2-х т. Т.2. - М.: Можайск-Терра, 1994. 704 с.

2. Баратынский Е.А. Лирика. - Мн.: Высшая школа, 1979. 224 с.

3. Бенедиктов В.Г. Стихотворения / Сост., вступ. ст., примеч. В.И. Сахарова. -

М.: Сов. Россия, 1991. 272 с.

4. Вяземский П.А. Сочинения: В 2-х т. - М.: Худож. лит., 1982. Т. 1 Стихотворения / Сост., подг., вступ. статья и ком-мент. М.И. Гилельсона, 1982. 462 с.

5. Есенин С. А. Поли. собр. соч. - М.: Олма-Пресс, 2002. 790 с.

6. Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений в 4-х т. Т. 1 Стихотворения /Под общей редакцией И.Л. Андроникова, Д. Д.Благого, Ю.Г.Оксмана. - М.: Гос. изд. худож. лит., 1957. 423 с.

7. Пушкин А.С. Поли. собр. соч. в 10-ти т. Т. 3. Стихотворения 1827-1836 гг. Изд-во АН СССР: М., 1957. 557 с.

8. Тютчев Ф.И. Полн. собр. соч. в стихах и прозе / Сост., пред., статьи, примеч. В. Кожинова. - М.: Вече. 2000. 496 с.

9. Фет А.А. Стихотворения / Сост., вступ. ст., прим. А. Тархова. - М.: Правда, 1983. 304 с.

Многие поэты русской литературы подарили нам возможность общения с природой, с пленительным очарованием русского леса.

Притягательную силу леса мы чувствуем, читая стихи поэтов XIX и XX веков и рассматривая полотна великого русского живописца Ивана Шишкина.

У Ивана Алексеевича Бунина есть стихотворение «Детство»:

Чем жарче день, тем сладостней в бору

Дышать сухим смолистым ароматом,

И весело мне было поутру

Бродить по этим солнечным палатам.

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,

Песок – как шелк

Прильну к сосне корявой –

И чувствую: мне только десять лет,

А ствол – гигант, тяжелый, величавый.

Кора груба, морщиниста, красна,

Но так тепла, так солнцем вся прогрета,

И, кажется, что пахнет не сосна,

А зной и сухость солнечного лета.

Настроение у этого стихотворения радостное, приподнятое, и рождается оно, наверное, ясным солнечным утром, когда жизнь кажется бесконечной и прекрасной, обещает новые открытия, и все лучшее кажется еще впереди.

Картины, представляющиеся в этом стихотворении, все пронизаны светом. Молодая зеленая хвоя весело блестит на солнце, а старая, рыжая, тускло мерцает на сухих ветках, виднеется кое- где среди подлеска: на земле еще можно увидеть почерневшие раскрытые старые шишки. В бору оживленно перекликается бодрая дробь дятла. Мне лес представляется прекрасным Дворцом Природы.

Не случайно поэт называет его «солнечными палатами». Высокие и прямые сосны, уходящие своими кудрявыми верхушками прямо в синее небо, кажутся величественными колоннами, на которых радостно играют блики солнца. Все стихотворение пронизано солнечным светом и запахом хвои, как и сам сосновый бор. С самых первых строк стихотворения входит в наше воображение свет солнца и запах нагретой хвои. Поэт говорит о «солнечных палатах», лужайках света по всему лесу («Повсюду блеск, повсюду яркий свет»), о нагретых солнцем стволах деревьев («Кора груба, морщиниста, красна, / Но как тепла, как солнцем вся прогрета»), о «зное и сухости солнечного света», о том, как сладостно «дышать сухим смолистым ароматом».

Создается впечатление праздничности соснового бора. Это впечатление возникает благодаря все тому же солнечному свету, « который предает всему праздничный «блеск».

Сравнение бора с «палатами», песка с шелком («песок как шелк»), сосен с величавыми «гигантами» создает ощущение чего- то необыкновенно прекрасного, радостного и царственного.

Лес поражает своим величием и красотой не только И. А. Бунина.

Великолепным певцом русского леса был замечательный художник Иван Иванович Шишкин. Этот выдающийся живописец был не -превзойденным знатоком родной природы. Русскую природу И. И. Шишкин узнал и полюбил еще в детстве и ранней молодости, бродя по лесам, любуясь из окон отчего дома широкими далями.

Все произведения художника посвящены русской природе. Он руководствовался твердыми убеждениями, что природа сама по себе, а задача художника состоит в том, чтобы неутомимо и любовно ее изучать, и как можно точнее передавать. Никто до Шишкина не изучал так тщательно, во всех деталях, деревья лесов среднерусской полосы. «Лесной богатырь» - так называли Шишкина товарищи художники. На многих его картинах мы видим суровые и веселые, хмурые и светлые хвойные леса. «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии», «Сосновый лес», «Сосны, освещенные солнцем», «Хвойный лес. Солнечный день», «Корабельная роща».

Любая из этих картин могла бы стать иллюстрацией к стихотворению Бунина: все они пронизаны светом, теплом и радостным мироощущением. Но все же особенно выделяется картина «Хвойный лес. Солнечный день» (1895), «На песчаном грунте. Этюд» (1889 или 1890) и «Сосны освещенные солнцем. Этюд»(1886) Первую («Хвойный лес. Солнечный день») выделяем, потому что именно в ней лес напоминает солнечные палаты в своем выверенном чередовании стройных стволов, которые выстраиваются перед нами, приглашая в глубь леса, на солнечные яркие поляны. Картина, «На песчаном грунте», нравится ощущением свежего чистого хвойного воздуха, который льется сквозь деревья и играет на мягком золотистом песке (невольно вспоминается бунинская строка: «Песок – как шелк»), кажется, будто стоишь в низинке и смотришь на возвышенность, по которой убегают к небу пригретые солнцем веселые сосны. Ну, а «Сосны, освещенные солнцем» настолько объемны, осязаемо, теплы, что хочется прижаться щекой к их коре и почувствовать от тепла, аромата хвои и света головокружительное блаженство и счастье жить. Две высокие сосны, от которых тянутся длинные сочные тени, являющиеся центром всей композиции, кажутся похожими на величественный вход в «солнечные палаты».

А вот еще одно стихотворение И. Бунина – «В лесу»

Тропинкой темною лесною,

Где колокольчики цветут,

Под тенью легкой и сквозною

Меня кустарники ведут.

Здесь полусвет и запах пряный

Сухой листвы, а вдалеке

Лес расступается поляной

К долине мирной и реке.

(«В лесу»)

Поэтический образ леса в бунинском стихотворении похож на лес, что на картине И. Шишкина «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии»

Еще один русский поэт, Иван Суриков, воспевает лес, как место, где есть раздолье разноцветным травам, тишине, таинственности. По сути, это гимн лету с его сочной зеленью деревьев, веселым солнцем, душистым чудом земляничных лесных полянок.

Ярко солнце светит,

В воздухе тепло,

И, куда ни глянешь,

Все кругом светло.

На лугу пестреют

Яркие цветы;

Золотом облиты

Темные листы.

Дремлет лес:

Ни звука –

Лист не шелестит,

Только жаворонок

В воздухе звенит.

Это стихотворение ярко перекликается с картиной Ивана Шишкина «Опушка лиственного леса», где мы видим душистую лесную полянку, по которой так и хочется побегать, отдохнуть и насладиться свежим лесным воздухом.

У Афанасия Фета в стихотворении «Дождь» слышится тревожное настроение от приближающейся грозы с ливнем в лесу.

Качаясь, движется завеса,

И будто в золотой пыли

Стоит за ней опушка леса.

Две капли брызнули в лицо,

И что - то к лесу подошло,

По свежим листьям барабанит.

(«Дождь»)

На картине И. Шишкина «Дождь в дубовом лесу» мы с тревогой смотрим на темную – синюю грозовую тучу, затянувшую небо. Съежившись под зонтом, бредем вместе с другими людьми под проливным дождем по сырой, размокшей лесной дороге.

Если в стихотворениях И. Бунина, И. Сурикова А. Фета лес изображен с сочной зеленью деревьев, то в стихотворении М. Лермонтова «На севере диком» видится зимняя, одинокая сосна.

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна.

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

И снится ей все, что в пустыне далекой

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утесе горючем.

Прекрасная пальма растет.

Стихотворение навевает грустное, печальное и лирическое настроение. Это подчеркивается словами «На севере диком стоит одиноко на голой вершине».

Мне представляется картина: одинокая сосна, занесенная снегом, возвышается на скале над вершинами северных лесов. В лунном свете серебрится снег. Сосне холодно и одиноко. Эти поэтические строки М. Лермонтова вдохновили русского пейзажиста И. И. Шишкина на создание картины «На севере диком»

Художник умело передал настроение, созданное в стихотворении. На картине преобладают холодные тона. Много синего, фиолетового цвета, синевато – зеленых оттенков.

Если сравнивать сосны, описанные у Бунина, с сосной, созданной воображением Лермонтова, то надо отметить, что бунинские сосны приносят человеку радость, в лесу весело и ярко, везде солнечный свет, блеск. Бунинские сосны хотя и огромны, но величавы, стволы их теплы, приятен их смолистый аромат. Они тесно связаны с прекрасными воспоминаниями детства и лета. Сосна Лермонтова лиричная, грустная, одинокая. От нее веет холодом, тоской и одиночеством. Жалко, что она одна на голой скале. Снег прикрыл, украсил ее, но не принес радости. Человеку тоже было бы очень грустно и одиноко рядом с этой сосной.

Каждый поэт по-своему показывает нам сосны. Поэтические и художественные образы этих деревьев создают у нас разное настроение. Мы убеждаемся, как воздействует на нас поэтическое слово И. А. Бунина, И. Сурикова, А. Фета. А художник И. И. Шишкин своими картинами усилил звучание поэтических строчек.

Русский лес в прозе и живописи И. Шишкина.

Наблюдая за жизнью русского леса, нельзя не вспомнить картину Шишкина «Утро в сосновом лесу» и рассказы Г. Скребицкого, В. Бианки отрывок из рассказа Г. Скребицкого «Неожиданное знакомство»

« Ну и потеха! Перед медвежонком на земле сидит большая лягушка.

Она, видно, только недавно очнулась от зимней спячки

Медвежонок тянет к ней лапу, лягушка делает в сторону большой скачок. Мишка принимает это за игру. Он тоже неуклюже подскакивает вслед за лягушкой. Так они добираются до ближайшей лужи. Лягушка прыгает в воду, а медвежонок сует туда лапу, отдергивает, трясет его и с удивлением смотрит, куда же делся его новый приятель. Я не могу оторвать глаз - до чего же хорош такой с виду мягонький, толстый, неповоротливый. Хочется взять его и потискать, побороться с ним, как с котенком. Не верится, что это дикий зверь».

После прочтения этого отрывка представляется веселый, неугомонный и неповоротливый медвежонок. А. И. Шишкин изобразил своих медвежат ранним летним утром, среди могучих сосен. Они вылезли из – под поваленного дерева. Двое из них играют, кувыркаются на поваленном бурей дереве. А третий медвежонок не играет с братьями. Он самый неуклюжий и косолапый. Взобрался на ствол другого поваленного дерева и всматривается вдаль, прислушивается к чему-то. Медвежата, изображенные Шишкиным и Скребицким очень наблюдательны, мы увидели их характеры и повадки зверей.

А вот как рассказывал о сосновом боре писатель И. Соколов – Микитов, наш земляк. «Очень хорош и красив чистый сосновый бор. Идешь ли, едешь, бывало, по старому сосновому бору – точно высокие, чистые, огромные сосны, возвышаются над головой стволы старых деревьев. Через высокие, унесшиеся в небо зеленые вершины пробиваются лучи солнца. Светлые, золотистые зайчики играют на стволах деревьев, покрытых потрескавшейся толстой корой. Пахнет смолой и землей. Тихо в старом сосновом бору, изредка взлетит рябчик, пролетит над дорогою дятел. В высоком небе купаются зеленые кедровые вершины».

Сосновые боры у И. Соколова – Микитова и И. Шишкина похожи, ибо на картине тоже видно, как солнечные лучи золотят верхушки могучих сосен. Эти деревья высокие и могучие, кажется, что они задевают своими кривыми и раскинутыми ветвями солнце. Прохладно, светло в пустой сосновой чаще.

Для своей картины «Утро в сосновом бору» И. Шишкин выбрал именно такую глушь, потому что только здесь медвежата могут играть беззаботно, их охраняет дремучий, пустой лес, сюда не ступала нога человека. Первоначально на картине не было медвежат, художник нарисовал их гораздо позже, тем самым он оживил свою картину, она наполнилась не только светом, но еще и звуками. Ничего нельзя нарушать в этом мире, пусть он будет таким же прекрасным и полным тайн.

В «Записках охотника» И. С. Тургенева природа подчиняет человека не только своей загадочностью, не только своим равнодушием, но и своей жизненной силой, здоровьем и мощью. Такова природа в рассказе «Лес и степь», замыкающем цикл. Рассказ о лесе и степи с разнообразными, важными и торжественными событиями в их жизни, со сменой времен года, дня и ночи, зноя и грез - это в то же время рассказ о человеке, чей духовный образ, определяется этой природной жизнью.

В описании леса Тургенев использует много красок: темно-серое небо; деревья, облитые тенью; пруд едва дымится; край неба алеет; светлеет воздух, видней дорога; яснеет небо; белеют тучки; зеленеют поля; в избах кранным огнем горят лучины.

Помимо красок в лесу много разнообразных звуков: слышится сдержанный, неясный шепот ночи; каждый звук словно стоит в застывшем воздухе, стоит и не проходит, громко застучала телега; воробьи чирикают; за воротами слышны заспанные голоса; жаворонки звонко поют; чибисы с криком вьются; звучный лязг косы раздается за вами и т. д.

В этом и есть мастерство И. Тургенева. Он умеет «вглядываться и вслушиваться» в природу.

«Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы. Вы едете по зеленой, испещренной тенями дорожке; большие желтые мухи неподвижно висят в золотистом воздухе и вдруг отлетают; мошки вьются столбом, светлея в тени, темнея на солнце; птицы мирно поют. Золотой голосок малиновки звучит невинной, болтливой радостью: он идет к запаху ландышей. Далее, далее, глубже в лес И как этот же самый лес хорош поздней осенью, когда прилетают вальдшнепы!

Они держатся в самой глуши: их надобно искать вдоль опушки. Ветра нет, и нет ни солнца, ни света, ни тени, ни движения, ни шума; в мягком воздухе разлит осенний запах, подобный запаху вина; тонкий туман стоит вдали над желтыми полями. Сквозь обнаженные, бурые сучья деревьев мирно белеет неподвижное небо; кое-где на липах висят последние золотые листья. Сырая земля упруга под ногами; высокие сухие былинки не шевелятся; длинные нити блестят на побледневшей траве. Спокойно дышит грудь, а на душу находит странная тревога. Идешь вдоль опушки, глядишь за собакой, а между тем любимые образы, любимые лица, мертвые и живые, приходят на память, давным-давно заснувшие впечатления неожиданно просыпаются; воображенье реет и носится, как птица, и все так ясно движется и стоит перед глазами. Сердце то вдруг задрожит и забьется, страстно бросится вперед, то безвозвратно потонет в воспоминаниях. Вся жизнь развертывается легко и быстро, как свисток; всем своим прошедшим, всеми чувствами, силами, всею своею душою владеет человек. И ничего кругом ему не мешает - ни солнца нет, ни ветра, ни шуму»

Такой русский лес, в котором «лепечут статные осины», шевелятся длинные висячие ветки берез и могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы есть и на картине И. Шишкина «Опушка лиственного леса»

Заключение.

Мы увидели поэтический и художественный образ леса. Каждый поэт по-своему показывает нам лес, образы деревьев создают у нас разные настроения. Если в стихотворениях И. Бунина, И. Сурикова создается впечатление праздничности от соснового бора, то от стихотворения М. Лермонтова, И. Фета навевает грустным, печальным настроением.

Своим величием лес поражал и замечательного художника Ивана Шишкина, чьи полотна с изображением усиливают звучание поэтических строк. Мы видим суровые и таинственные, сказочные и дремучие леса, с вековыми и раскидистыми, прямыми и золотистыми соснами.

В русской литературе и живописи есть еще достаточно много поэтических строк, посвященных лесу, и картин с изображением леса. Я с интересом продолжу наблюдения за тайнами и величием русского леса в поэзии и живописи.

*****

Всю ночь — туман, а поутру
Весенний воздух точно млеет
И мягкой дымкою синеет
В далёких просеках в бору.

И тихо дремлет бор зелёный,
И в серебре лесных озёр
Ещё стройней его колонны,
Ещё свежее сосен кроны
И нежных лиственниц узор!

Зелёный Шум (отрывок)

Идёт-гудёт Зелёный Шум,
Зелёный Шум, весенний шум!

Играючи расходится
Вдруг ветер верховой:
Качнет кусты ольховые,
Подымет пыль цветочную,
Как облако: все зелено —
И воздух, и вода!

Идёт-гудёт Зелёный Шум,
Зелёный Шум, весенний шум!

Как молоком облитые,
Стоят сады вишнёвые,
Тихохонько шумят;

Пригреты тёплым солнышком,
Шумят повеселелые
Сосновые леса,

А рядом новой зеленью
Лепечут песню новую
И липа бледнолистая,
И белая берёзонька
С зелёною косой!

Шумит тростинка малая,
Шумит весёлый клён…
Шумят они по-новому,
По-новому, весеннему…

Идёт-гудёт, Зелёный Шум,
Зелёный Шум, весенний шум!

****
Распустились почки, лес зашевелился,
Яркими лучами весь озолотился.

На его окраине из травы душистой
Выглянул на солнце ландыш серебристый,

И открылись кротко от весенней ласки
Милой незабудки голубые глазки.

****
Приветствую тебя, веселая весна!
Блестя, звуча, благоухая,
И силы жизненной, и радости полна,-
Как ты красива, молодая!

Лицом к лицу с тобой один бродя в лесу
И весь твоим подвластен чарам,
Советы я себе разумные несу,
Как подобает людям старым.

Я говорю себе: «Смотри почаще вниз;
Везде цветок увидишь нежный;
Душистых ландышей здесь массы; берегись,
Чтоб их не смять ногой небрежной.

Старайся уловить и света, и теней
Игру в причудливых узорах,
И кашель сдерживай, чтоб слышались ясней
Напевы птиц и листьев шорох».

****
Все темней и кудрявей березовый лес зеленеет;
Колокольчики ландышей в чаще зеленой цветут;
На рассвете в долинах теплом и черемухой веет,
Соловьи до рассвета поют.

Скоро Троицын день, скоро песни, венки и покосы…
Все цветет и поет, молодые надежды тая…
О весенние зори и теплые майские росы!
О далекая юность моя!

****
Крупный дождь в лесу зеленом
Прошумел по стройным кленам,
По лесным цветам…
Слышишь? – Звонко песня льется,
Беззаботный раздается
Голос по лесам.

Крупный дождь в лесу зеленом
Прошумел по стройным кленам,
Глубь небес ясна…
В каждом сердце возникает, —
И томит, и увлекает
Образ твой, Весна!

О надежды золотые!
Рощи темные, густые
Обманули вас…
Голос нежный и призывный!
Прозвучал ты песней дивной —
И в дали угас!

Весенний вечер

Гуляют тучи золотые
Над отдыхающей землей;
Поля просторные, немые
Блестят, облитые росой;

Ручей журчит во мгле долины,
Вдали гремит весенний гром,
Ленивый ветр в листах осины
Трепещет пойманным крылом.

Молчит и млеет лес высокий,
Зелёный, тёмный лес молчит.
Лишь иногда в тени глубокой
Бессонный лист прошелестит.

Звезда дрожит в огнях заката,
Любви прекрасная звезда,
А на душе легко и свято,
Легко, как в детские года.

Ландыш

Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят.
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.

Бутонов круглые бубенчики
Еще закрыты и плотны,
Но солнце раскрывает венчики
У колокольчиков весны.

Природой бережно спеленатый,
Завернутый в широкий лист,
Растет цветок в глуши нетронутой,
Прохладен, хрупок и душист.

Томится лес весною раннею,
И всю счастливую тоску,
И все свое благоухание
Он отдал горькому цветку.

После половодья

Прошли дожди, апрель теплеет,
Всю ночь — туман, а поутру
Весенний воздух точно млеет
И мягкой дымкою синеет
В далёких просеках в бору.

И тихо дремлет бор зелёный,
И в серебре лесных озёр
Ещё стройней его колонны,
Ещё свежее сосен кроны
И нежных лиственниц узор!

***
По лесу леший кричит на сову.
Прячутся мошки от птичек в траву.
Ау!

Спит медведиха, и чудится ей:
Колет охотник острогой детей.
Ау!

Плачет она и трясет головой:
- Детушки-дети, идите домой.
Ау!

Звонкое эхо кричит в синеву:
- Эй ты, откликнись, кого я зову!
Ау!

***
Заря лениво догорает
На небе алой полосой;
Село беззвучно засыпает
В сияньи ночи голубой;

И только песня, замирая,
В уснувшем воздухе звучит,
Да ручеек, струей играя,
С журчаньем по лесу бежит…

Какая ночь! Как великаны,
Деревья сонные стоят,
И изумрудные поляны
В глубокой мгле безмолвно спят…

В капризных, странных очертаньях
Несутся тучки в небесах;
Свет с тьмой в роскошных сочетаньях
Лежит на листве и стволах…

С отрадой жадной грудь вдыхает
В себя прохладные струи,
И снова в сердце закипает
Желанье счастья и любви…

Лес

Шуми, шуми, зеленый лес!
Знаком мне шум твой величавый,
И твой покой, и блеск небес
Над головой твоей кудрявой.

Я с детства понимать привык
Твое молчание немое
И твой таинственный язык
Как что-то близкое, родное.

Как я любил, когда порой,
Краса угрюмая природы,
Ты спорил с сильною грозой
В минуты страшной непогоды,

Когда больших твоих дубов
Вершины темные качались
И сотни разных голосов
В твоей глуши перекликались…

Или когда светило дня
На дальнем западе сияло
И ярким пурпуром огня
Твою одежду освещало.

Меж тем в глуши твоих дерев
Была уж ночь, а над тобою
Цепь разноцветных облаков
Тянулась пестрою грядою.

***
отрывок из стихотворения "Крестьянские дети"

Ух, жарко!.. До полдня грибы собирали.
Вот из лесу вышли - навстречу как раз
Синеющей лентой, извилистой, длинной,
Река луговая: спрыгнули гурьбой,
И русых головок над речкой пустынной,
Что белых грибов на полянке лесной!
Река огласилась и смехом, и воем:
Тут драка - не драка, игра - не игра…
А солнце палит их полуденным зноем.
Домой, ребятишки! обедать пора.
Вернулись. У каждого полно лукошко,
А сколько рассказов! Попался косой,
Поймали ежа, заблудились немножко
И видели волка… у, страшный какой!
Грибная пора отойти не успела,
Гляди - уж чернехоньки губы у всех,
Набили оскому: черница поспела!
А там и малина, брусника, орех!
Ребяческий крик, повторяемый эхом,
С утра и до ночи гремит по лесам.
Испугана пеньем, ауканьем, смехом,
Взлетит ли тетеря, закокав птенцам,
Зайчонок ли вскочит - содом, суматоха!
Вот старый глухарь с облинялым крылом
В кустах завозился… ну, бедному плохо!
Живого в деревню тащат с торжеством…

Родник

В глуши лесной, в глуши зеленой,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьет из камней родник студеный:

Кипит, играет и спешит,
Крутясь хрустальными клубами,
И под ветвистыми дубами
Стеклом расплавленным бежит.

А небеса и лес нагорный
Глядят, задумавшись в тиши,
Как в светлой влаге голыши
Дрожат мозаикой узорной.

На охоте летом

(отрывок) Жарко, мучительно жарко… Но лес недалеко
зеленый…
С пыльных, безводных полей дружно туда мы
спешим.
Входим… в усталую грудь душистая льется
прохлада;
Стынет на жарком лице едкая влага труда.
Ласково приняли нас изумрудные, свежие тени;
Тихо взыграли кругом, тихо на мягкой траве
Шепчут приветные речи прозрачные, легкие
листья…
Иволга звонко кричит, словно дивится гостям.
Как отрадно в лесу! И солнца смягченная сила
Здесь не пышет огнем, блеском играет живым.

***
Обвеян вещею дремотой,
Полураздетый лес грустит…
Из летних листьев разве сотый,
Блестя осенней позолотой,
Еще на ветви шелестит.

Гляжу с участьем умиленным,
Когда, пробившись из-за туч,
Вдруг по деревьям испещренным,
С их ветхим листьем изнуренным,
Молниевидный брызнет луч!

Как увядающее мило!
Какая прелесть в нем для нас,
Когда, что так цвело и жило,
Теперь, так немощно и хило,
В последний улыбнется раз!..

Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор.
Пылай, камин, в моей пустынной келье;
А ты, вино, осенней стужи друг,
Пролей мне в грудь отрадное похмелье,
Минутное забвенье горьких мук.

Листопад

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
Сегодня на пустой поляне,
Среди широкого двора,
Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра.
Сегодня целый день играет
В дворе последний мотылек
И, точно белый лепесток,
На паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом;

Сегодня так светло кругом,
Такое мертвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной;
Заквохчет дрозд, перелетая
Среди подседа, где густая
Листва янтарный отблеск льет;
Играя, в небе промелькнет
Скворцов рассыпанная стая -
И снова все кругом замрет.

Последние мгновенья счастья!
Уж знает Осень, что такой
Глубокий и немой покой -
Предвестник долгого ненастья.
Глубоко, странно лес молчал
И на заре, когда с заката
Пурпурный блеск огня и злата
Пожаром терем освещал.
Потом угрюмо в нем стемнело.
Луна восходит, а в лесу
Ложатся тени на росу…
Вот стало холодно и бело
Среди полян, среди сквозной
Осенней чащи помертвелой,
И жутко Осени одной
В пустынной тишине ночной.

Теперь уж тишина другая:
Прислушайся - она растет,
А с нею, бледностью пугая,
И месяц медленно встает.
Все тени сделал он короче,
Прозрачный дым навел на лес
И вот уж смотрит прямо в очи
С туманной высоты небес.

0, мертвый сон осенней ночи!
0, жуткий час ночных чудес!
В сребристом и сыром тумане
Светло и пусто на поляне;
Лес, белым светом залитой,
Своей застывшей красотой
Как будто смерть себе пророчит;
Сова и та молчит: сидит
Да тупо из ветвей глядит,
Порою дико захохочет,
Сорвется с шумом с высоты,
Взмахнувши мягкими крылами,
И снова сядет на кусты
И смотрит круглыми глазами,
Водя ушастой головой
По сторонам, как в изумленье;
А лес стоит в оцепененье,
Наполнен бледной, легкой мглой
И листьев сыростью гнилой…

Не жди: наутро не проглянет
На небе солнце. Дождь и мгла
Холодным дымом лес туманят,-
Недаром эта ночь прошла!
Но Осень затаит глубоко
Все, что она пережила
В немую ночь, и одиноко
Запрется в тереме своем:
Пусть бор бушует под дождем,
Пусть мрачны и ненастны ночи
И на поляне волчьи очи
Зеленым светятся огнем!
Лес, точно терем без призора,
Весь потемнел и полинял,
Сентябрь, кружась по чащам бора,
С него местами крышу снял
И вход сырой листвой усыпал;
А там зазимок ночью выпал
И таять стал, все умертвив…

Трубят рога в полях далеких,
Звенит их медный перелив,
Как грустный вопль, среди широких
Ненастных и туманных нив.
Сквозь шум деревьев, за долиной,
Теряясь в глубине лесов,
Угрюмо воет рог туриный,
Скликая на добычу псов,
И звучный гам их голосов
Разносит бури шум пустынный.
Льет дождь, холодный, точно лед,
Кружатся листья по полянам,
И гуси длинным караваном
Над лесом держат перелет.
Но дни идут. И вот уж дымы
Встают столбами на заре,
Леса багряны, недвижимы,
Земля в морозном серебре,
И в горностаевом шугае,
Умывши бледное лицо,
Последний день в лесу встречая,
Выходит Осень на крыльцо.
Двор пуст и холоден. В ворота,
Среди двух высохших осин,
Видна ей синева долин
И ширь пустынного болота,
Дорога на далекий юг:
Туда от зимних бурь и вьюг,
От зимней стужи и метели
Давно уж птицы улетели;
Туда и Осень поутру
Свой одинокий путь направит
И навсегда в пустом бору
Раскрытый терем свой оставит.

Прости же, лес! Прости, прощай,
День будет ласковый, хороший,
И скоро мягкою порошей
Засеребрится мертвый край.
Как будут странны в этот белый,
Пустынный и холодный день
И бор, и терем опустелый,
И крыши тихих деревень,
И небеса, и без границы
В них уходящие поля!
Как будут рады соболя,
И горностаи, и куницы,
Резвясь и греясь на бегу
В сугробах мягких на лугу!
А там, как буйный пляс шамана,
Ворвутся в голую тайгу
Ветры из тундры, с океана,
Гудя в крутящемся снегу
И завывая в поле зверем.
Они разрушат старый терем,
Оставят колья и потом
На этом остове пустом
Повесят инеи сквозные,
И будут в небе голубом
Сиять чертоги ледяные
И хрусталем и серебром.
А в ночь, меж белых их разводов,
Взойдут огни небесных сводов,
Заблещет звездный щит Стожар -
В тот час, когда среди молчанья
Морозный светится пожар,
Расцвет полярного сиянья.

***
Шумели листья, облетая,
Лес заводил осенний вой…
Каких-то серых птичек стая
Кружилась по ветру с листвой.

А я был мал, - беспечной шуткой
Смятенье их казалось мне:
Под гул и шорох пляски жуткой
Мне было весело вдвойне.

Хотелось вместе с вихрем шумным
Кружиться по лесу, кричать -
И каждый медный лист встречать
Восторгом радостно-безумным!

***
Идет обрывом лес зеленый,
Уже румянит осень клены,
А ельник зелен и тенист;
Осинник желтый бьет тревогу;
Осыпался с березы лист
И как ковром устлал дорогу,-
Идешь - как будто по водам,-
Нога шумит… И ухо внемлет
Смягченный говор в чаще, там,
Где пышный папоротник дремлет
И красных мухоморов ряд,
Как карлы сказочные, спят;
А здесь просвет: сквозь листья блещут,
Сверкая золотом, струи…
Ты слышишь говор: воды плещут,
Качая сонные ладьи;
И мельница хрипит и стонет
Под говор бешеных колес.
Вон-вон скрыпит тяжелый воз:
Везут зерно. Клячонку гонит
Крестьянин, на возу дитя,
И деда страхом тешит внучка,
А, хвост пушистый опустя,
Вкруг с лаем суетится жучка,
И звонко в сумраке лесном
Веселый лай летит кругом.


Забыться в тишине, слегка звенящей,
Подслушать разговор листвы и ветра,
Чуть слышный, видеть в мареве дрожащем
Лишь лес вокруг на много километров.

Тишина. Даже звука тихого ветра не слышно. Листья деревьев будто застыли от ужаса и ждут чего-то тайного, неизвестного. Весь лес ждёт этого. На траве капли ещё совсем свежей росы. Кажется, вы стоите будто застыв в этом очаровании искусства природы. Сумерки, немного опустив и без того тяжкие веки, мрак не дает увидеть картину целиком. Одинокие опушки, лес, окутанный загадочной тьмой. Спустя несколько секунд, свет яркими, тёплыми, лучами пронзает деревья. Лесная чаща оживает понемногу, уходит магия светлячков, резвившихся ночью среди густой листвы.

Ты вдыхаешь этот необъятно свежий воздух на полную грудь. Как можно больше, чаще, сильнее, но надышаться никак не выходит. Нет, это не рассвет - ты не видишь солнца, но солнечные нити манят глядеть на них часами. Живой организм, действующий как единая система, дышащий во всю мощь лес. Здесь самое разнообразие деревьев, животных, насекомых, и даже мелким кустарникам здесь рады: каждый живой организм играет свою роль. Потоки лёгкого ветерка по лицу, по щекам, в легкие, глубже и глубже.

Вальс среди природы... Вот где-то вдалеке неожиданно взлетает стая свободолюбивых птиц, создавая переполох во всем лесу. Колебания воздуха, что они создают, порхая своими крыльями, приводят в движения листья на деревьях. Время словно замедляется. Вообще, наблюдая такую картину, вы никогда не сможете понять, сколько же времени на самом деле, - настолько завораживает всё это. Лес всё больше и больше наполняется звуками: где-то слышно сову недремлющую, где-то дятел занят своим привычным делом, а вокруг вас бегают белки в поисках своих орехов...

Глазами нужно не смотреть, глазами нужно видеть. Запах сырости - недавно ведь дождь был. Где-то неподалеку от вас шумит речка, даже сейчас можно услышать, как рыба отчаянно подпрыгивает вверх, пытаясь почувствовать себя птицей и ощутить свободу, но, не имея никаких шансов, плюхается в воду, поднимая всплески воды вверх.

Огромный, томный, могущественный лес... Солнце наконец-то окутало полностью всё своими лучами и теплом. Одиночество ли вы чувствуете, находясь в центре огромного организма, живущего по своим законам?! Скорее, свободу, лёгкость, беззаботность. И всё же боитесь нарушить какой - либо закон, боитесь, что картина потускнеет. Стоите в изумлении, очарованные тенью величественной лесной чащи... А через пару часов снова потемнеет, и лес наполнится тишиной, и светлячки снова будут радовать нас своими играми во тьме. Лес заснёт на ночь, проживая так изо дня в день...

Лес шептал, в предзакатной молитве.
Грусть-художница правила в нём.
Осень, смазав ей краски в палитре,
Озарилась слепящим огнём.

Ослепи, – и померкни на время!
Дай привыкнуть к такому огню.
Ветер с клёнов смахнёт красок бремя,
Бросит вслед уходящему дню.

Окропятся леса и пригорки
Здесь багрянцем, а там – сединой.
Солнце скатится с радужной горки,
И от тучи повеет зимой.

Над оврагом простушка-осина,
Устыдившись, пригнулась к земле.
Дождь осенний наряд с неё...

Лес для гнома – добрый дом.

Здесь со всеми он знаком.

Утром, выйдя на зарядку,

Скажет здрасти, по порядку

И цветочкам, и грибкам,

И росинке и листам.

Дружит с гномом древний лес.

Для него полно чудес

Приготовит от души.

Хочешь чуда? Поспеши

Утру – здравствуйте, сказать,

Днём улыбкой просиять.

Вечерком, ложась в кровать,

Добрых снов всем пожелать.

Станет мир, как добрый лес,

Где всегда полно чудес.

© Copyright: Надежда Мунцева, 2020...

Лес зелёной стеною стоит.
Сквозь которую вьётся дорога.
Ветер баловень в чаще шумит.
И от сердца ушла вдруг тревога.

Хорошо здесь, глаза я закрою.
Растворюсь сердцем в шуме лесном.
Лес мне что то зашепчет листвою.
И расскажет о чём то своём.

Запоёт средь листвы где то птица.
Ах как всё таки жизнь хороша!
Наяву это всё ,иль мне снится?
Лес поёт и поёт с ним душа.

Мы живём в мире быстром и шумном.
Мы забыли - мы дети Земли.
Мы забыли,мчась в беге безумном.
Для чего в этот...

Лес в России так рубили,
Что наверно позабыли...
Лес столетия растёт
И лишь тогда он там поёт!
Какой вырос он красавец...
В ветры выполняет танец!
Он шумит, зверь подвывает...
Птица там вся запевает!
Жизнь лесная в нём идет...
Природа вокруг везде поёт!
В лихие демократические года...
Образовалась криминальная среда.
Лес в России поджигают,
А потом уж вырубают.
Заграницу отправляют,
Капиталы наживают!
И пойди, найди концы...
Ведь работают спецы!
Лес рубили, он кричал...
Ген...

Лес осенний. Небо ясно,
Ветер трепет сухостой,
На полянке гриб ушастый
Прячет шляпку под листвой.

Поезд едет издалёка,
Слышен мерный перестук,
Беспокойная сорока
Всполошила всё вокруг.

Вздрогнул лес и всё умолкло,
Вновь покой и тишина,
Будто чья-то недомолвка
Новым миром решена.

Но внезапно всё померкло,
Солнце скрыли тучек ряд,
И холодный дождик мелкий
Разливает листопад.

Ветерок прибавил ходу,
Кроны резко всполошил,
Листопадным хороводом
Круг магический вершил...

Лес на Дону весь загибает…
В пойме Дона он засыхает!
Весь валежником завален…
На вымирание весь реален.
Хотя бобёр здесь процветает…
Вымирать лесу здесь помогает,
Такие валит, здесь дерева!
Которые простояли тут века.
Вот так на Дону сейчас живём…
По отчётности рекорды бьём,
А на деле, - картинная иная…
Малая Родина загибает Родная!!!
Луг зарос весь бурьяном…
Лес от болезней загибает кругом!
Денег на добрые дела не хватает…
Вот природа на Дону и загибает.

Лес дремучий.Пропахшие древностью сосны
От земли и до неба собой обнимают простор.
Жутковато и страшно и здесь заблудиться так просто
По заманчивым тропкам шагов выплетая узор.
Складный говор ветвей что знавали рождение мира
И чарующий сумрак подлеска,и зов говорливых цветов,
Ворожба мягких мхов и болот колдовская трясина,
Буреломы таежных, сплетающих разум, кустов.
Здесь пропитано все первобытным и гордым началом.
Словно райский Эдем опустился с постылых небес.
Здесь само...

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Маринованный лук для разных блюд Маринованный лук для разных блюд Универсальная технология приготовления картофеля фри дома Универсальная технология приготовления картофеля фри дома Своеобразие музыкальной культуры Своеобразие музыкальной культуры