Сколько лет ренате литвиновой в году. Начало актерской деятельности

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Литвинова Рената (родилась 12.01.1967) – российская актриса кино и театра, телеведущая, певица, сценарист, режиссер. Является Заслуженной артисткой Российской Федерации. Благодаря таланту и яркой индивидуальности считается дивой российского кинематографа, иконой стиля.

Детские годы

Рената появилась на свет в Москве, в семье докторов Алисы Литвиновой и Мурата Вергазова. Девочку назвали в честь ее дяди Рената. Алиса Литвинова вынуждена была поднимать дочь одна, когда муж ушел из семьи. Она была хирургом и много времени проводила на работе. Девочку помогали воспитывать бабушка и дедушка.

С самого детства она отличалась от своих сверстников. Проявлялось это не только во внешности: Рената была очень высокой, за что ее прозвали «Останкинской телебашней». Над Литвиновой часто подшучивали, не понимая ее особое мировоззрение и считая немного сумасшедшей. Из-за этого у девочки почти не было друзей, и много времени она проводила в одиночестве, занимаясь чтением и написанием рассказов. Особенно ей нравились произведения Гоголя и медицинская энциклопедия.

Обучаясь в средней школе, Литвинова посещала музыкальный класс и секцию по легкой атлетике, хотя особого интереса к спорту не испытывала. Школьные годы актриса вспоминать не любит, они вызывают у нее неприятные эмоции. Любовь к кино Ренате передалась от матери, которая часто водила ее в кинотеатр. В старших классах девушка впервые снялась в рекламе, представляя ювелирные изделия. Окончив школу в 1984 году, она с первого раза поступила на сценарно-киноведческий факультет ВГИКА. Тогда интерес к истории кино и сценарной работе у нее был выше, чем к актерскому мастерству.

Студенческие годы и первые работы

В институте Литвинова оказалась среди будущих знаменитостей, в числе которых был Иван Охлобыстин, Александр Баширов, Аркадий Высоцкий, Рашид Нугманов. Здесь она нашла, наконец, единомышленников и друзей. В процессе обучения она много писала и играла в работах других студентов. Сценарий-диплом – «Принципиальный и жалостливый взгляд» – потерпел неудачу. Рецензенту работа не понравилась, и автору пришлось трижды переписывать сценарий.

Стажировка проходила в объединении «Круг» под руководством режиссера Сергея Соловьева. Он достаточно высоко оценивал творческие способности Литвиновой, считал ее прозу своеобразной, но талантливой. Первым ее сценарием, по которому сняли фильм, была работа «Очень любимая Рита. Последняя с ней встреча». Также к ранним работам Литвиновой-сценаристки относятся «Нелюбовь», «Ленинград. Ноябрь». Эти работы обратили внимание общественности и критиков на начинающую артистку.

В амплуа актрисы Рената впервые появилась в эпизоде картины «Две стрелы. Детектив каменного века»(1989) А. Суриковой. Однако, едва появившись в кинематографическом обществе, она произвела фурор. Журналисты и коллеги были впечатлены особой манерой разговора Ренаты и ее жестикуляцией. В 1992 году Литвинова создала сценарий для комедии «Трактористы-2», но фильм не имел успеха.

Литвинова становится успешной актрисой и сценаристкой

Первое предложение Ренате поработать в качестве актрисы сделала режиссёр Кира Муратова. Она собиралась снять фильм по дипломной работе Литвиновой, но та отказалась сниматься, считая свою внешность неподходящей для этих целей. Однако через несколько лет режиссер все-таки убедила Ренату сыграть роль загадочной медсестры в фильме «Увлеченья». Картина оказалась успешной и получила в 1995 году две премии «Ника» и приз «Кинотавра». Затем Литвинова написала несколько повестей, одна из которых была использована Муратовой в фильме «Три истории». Рената сыграла главную роль в части «Офелия».

Сценарий Ренаты «Третий путь» был несколько изменен и взят Юрием Грымовым в 1994 году за основу короткометражного фильма «Откровения», который не стал успешным. В 1995 году был снят фильм по диплому Литвиновой режиссером Александром Сухочевым, работа получила неоднозначные отзывы критиков. Наконец, повесть «Обладать и принадлежать», рассказывающая о двух девушках, одна из которых лишена слуха, привлекла внимание режиссера Валерия Тодоровского. По ее мотивам он в 1997 году снял картину «Страна глухих», имевшую успех. Затем Литвинова сыграла роль в фильме «Право на выбор» (1999). По сценариям Ренаты было снято 14 фильмов.

Литвинова успела приобрести известность, но в 2000 году с выходом многосерийной картины «Граница. Таежный роман» к актрисе пришла народная слава. Роль утонченной медсестры Альбины и история ее любви с Вадимом принесли Ренате популярность. На нее все чаще стали обращать внимание телевизионщики и журналисты, посыпались приглашения на передачи, интервью, в рекламу. Считалось, что зритель, увидев Литвинову в кадре, не будет переключать канал.

Режиссерская деятельность

Первой режиссерской работой стал в 2000 году телефильм документального жанра «Нет смерти для меня», повествующий о судьбе пяти советских актрис: Самойловой Т., Мордюковой Н., Смирновой Л., Окуневской Т., Васильевой В. В 2001 году Рената сыграла в картинах «Апрель», «Черная комната», «Берлинский экспресс», а также в музыкальном клипе на песню «Речной трамвайчик» А. Пугачевой.

В 2002 году вышел в прокат фильм Литвиновой, в котором она была актрисой, продюсером и сценаристом – «Небо, самолет, девушка». Такая многогранная работа не смутила Ренату, позже вышло еще несколько фильмов под ее началом. В 2003 году она получила приглашение от европейского режиссера Питера Гринуэя для участия в проекте с мировыми звездами «Чемоданы Тульса Люпера». Однако идея, на которую возлагались большие ожидания, не нашла своего завершения. Всего актриса снялась более чем в тридцати фильмах. Была удостоена звания Заслуженной артистки в 2003 году.

В качестве режиссера художественной картины Литвинова дебютировала в 2004 году с работой «Богиня: как я любила», где также была продюсером, актрисой и автором сценария. Она сняла семь фильмов, среди которых есть короткометражки, мелодрамы и фильмы-концерты о популярной российской певице Земфире.

Достижения Ренаты Литвиновой:

Фестиваль/ премия Категория Год
«Кинотавр» Лучший актерский дебют («Увлеченья») 1994
«Окно в Европу» Творческой группе («Увлеченья») 1994
«Кинотавр» Лучшая женская роль («Увлеченья») 1994
«Лавровая ветвь» Лучший документальный фильм («Нет смерти для меня») 2000
«Триумф» Молодежная премия 2001
Государственная премия в области литературы, искусства Творческому коллективу («Граница. Таежный роман» 2001
Государственная премия - 2002
«Золотой орел» 2003
«Литература и кино» Лучшая женская роль («Небо. Самолет. Девушка») 2003
«Виват, кино России!» Лучшая женская роль («Настройщик») 2005
«Олимпия» Победа в номинации «Арт-стиль» 2006
«Кинотавр» Лучшая женская роль («Мне не больно») 2006
«Жорж 2008» Лучшая российская актриса 2008
Медаль Пушкина За заслуги в области искусства 2012

Другие творческие направления

Театральный дебют состоялся в 2004 году в МХТ им. Чехова, спектакль «Вишневый сад». Литвинова продолжает служить в этом театре, играя также в постановках «Свидетель обвинения» и «Шага».

Рената принимала участие во многих телевизионных проектах. Комментировала документальную передачу Л. Парфенова «Намедни» с 1997 до 2003 года. В 2003 году была ведущей программы о стиле на НТВ, в 2006 – ведущей сразу нескольких проектов о кино на канале «МУЗ-ТВ». Четыре года на «СТС» в паре с Тиной Конделаки вела программу «Детали». На канале «Культура» в 2011-2013 годах Литвинова выпустила два проекта об истории моды и красоте.

Известный журналист Алексей Васильев написал книгу «Богиня. Разговоры с Ренатой Литвиновой» (2005). В издании собраны диалоги и выдержки из неопубликованных произведений. В 2007 году издательства представили книгу «Обладать и принадлежать», куда вошли сценарии и новеллы Литвиновой.

Рената славится неповторимым стилем, манерами говорить и двигаться. Тема моды ей была близка и интересна всегда. Сотрудничает в качестве дизайнера с фирмой Zarina, выпустила под собственной маркой линию одежды.

Известна своим неприятием расистских и фашистских настроений, гомофобии. Участвовала в фотографическом проекте «Я против!» (2012), а также в кампании против гомофобии «Будь сильнее» (2013).

Личная жизнь

Литвинова выходила замуж два раза. С первым мужем Александром Архиповым, продюсером, брак продлился один год. В 1997 году супруги развелись. Актриса не любит комментировать эти отношения.

Второй раз Рената стала женой в 2001 году, заключив брак с Леонидом Добровским, бизнесменом. Спустя шесть лет совместной жизни последовал тяжелый развод. Среди возможных причин – повышенное внимание прессы к дружбе Литвиновой и Земфиры, агрессивное поведение супруга. В этом браке родилась дочка Ульяна (26.07.2001), которая осталась на попечении матери и получает образование во Франции. Рената не планирует создание новой семьи, считает эту сферу своей жизни закрытой.

Рена́та Мура́товна Литви́нова (тат. Рената Морат кызы Литвинова, Renata Mоrat qızı Litvinova; 12 января 1967, Москва) - российская актриса, режиссёр, сценарист, телеведущая. Заслуженная артистка РФ (2003), лауреат Государственной премии России (2001).

Рената Литвинова
Дата рождения: 12 января 1967
Место рождения: Москва, РСФСР, СССР
Гражданство: СССР Россия
Профессия: актриса, режиссёр, сценарист, телеведущая, продюсер
Карьера: 1989 - настоящее время
Направление: киноиндустрия, видеоклипы, телевидение.

Рената Литвинова родилась в Москве в семье врачей.
В 1984 Рената поступила на сценарный факультет ВГИКа. Училась на одном курсе с Романом Качановым и Аркадием Высоцким. Как актриса дебютировала в фильме Киры Муратовой «Увлеченья» в 1994, как режиссёр - в фильме «Нет смерти для меня».

Широкая известность пришла к ней после съёмок в сериале «Граница. Таёжный роман» и телевизионных проектов на НТВ и Муз-ТВ. Литвинова прошла путь от сценариста, вдохновившего Киру Муратову, Юрия Грымова, Валерия Тодоровского, до режиссёра собственного фильма «Богиня: как я полюбила». С 2005 по 2011 год сняла несколько музыкальных клипов певице Земфире.

В издательстве «Афиша» в 2005 году вышла книга «Богиня. Разговоры с Ренатой Литвиновой», написанная журналистом Алексеем Васильевым. Книга составлена из диалогов и отрывков неопубликованной прозы.
В 2007 издательства «Амфора» и «Сеанс» в серии «Библиотека кинодраматурга» выпустили книгу «Обладать и принадлежать», в которую вошли новеллы и киносценарии.

В 2008 в прокат вышел полнометражный документальный фильм Литвиновой «Зелёный театр в Земфире». Фильм-концерт, в котором отрывки из выступления певицы перемежаются с её монологами о самом важном.
Рената Литвинова сотрудничает в качестве дизайнера в фирме Zarina, под её личным брендом выпущено несколько образцов одежды.

Неоднократно высказывалась против гомофобии, расизма, фашизма. В 2012 году приняла участие в фотопроекте Harper’s Bazaar «Я против!». В феврале 2013 года, отвечая на вопрос журнала The New Times, выступила со словами поддержки в адрес гомосексуальных подростков: «Когда ты один против всех - надо внутри себя иметь силу и знание, что наступит время, когда, пойдя против всех, но сохранив именно себя, ты будешь правым». Позже присоединилась к антигомофобной кампании «Будь сильнее», в видеообращении для которой высказала аналогичное мнение.

Отец - Мурат Аминович Вергазов (1940-1987). Потомок старинного татарского рода из города Касимова Рязанской губернии. Похоронен на Даниловском мусульманском кладбище в Москве.
Мать - Алиса Михайловна Литвинова (1943 г. р.).
Первый муж (1996-1997) - Александр Антипов (1970 г. р.), кинопродюсер.
Второй муж (2001-2006) - Леонид Добровский (1965 г. р.), бизнесмен.
Дочь - Ульяна Леонидовна Добровская (2001 г. р.)

Фильмография
Год Фильм
Режиссёр Сценарист Озвучание Продюсер Актриса Роль Примечания
1988 Очень любимая Рита. Последняя с ней встреча

к/м
1989 Две стрелы. Детектив каменного века

эпизод
1990 Ленинград. Ноябрь

1991 Нелюбовь

1992 Трактористы 2

1994 Увлеченья


медсестра Лилия
1995 Мужские откровения

1995 Принципиальный и жалостливый взгляд

1997 Три истории

1998 Страна глухих

1999 Право на выбор

Ника
1999 8 1/2 $

Ксения (роль Натальи Андрейченко)
2000 Граница. Таёжный роман

Альбина Ворон
2000 Нет смерти для меня

Документальный фильм
2001 Чёрная комната

крупье в казино
2001 Берлинский экспресс

агент спецслужб
2001 Апрель

Настасья
2002 Небо. Самолёт. Девушка


стюардесса Лара
2003 Чемоданы Тульса Лупера (часть III)

Constance Bulitsky
2004 Настройщик

Лина
2004 Богиня: как я полюбила


следователь Фаина
2004 Диверсант

начальник радиостанции
2005 Жмурки

официантка / секретарша Катя
2005 Вокальные параллели

конферансье
2006 Девять месяцев

2006 Жесть

жена обнажённого мужчины
2006 Мне не больно

Тата (Натэлла Антоновна)
2006 Rado

Короткометражный фильм
2007 Два в одном


Алиса, вагоновожатая трамвая
2007 Жестокость


Зоя Андреевна Вяткина, одинокая женщина
2007 Лягушачий рай

2008 Догнать брюнетку

женщина на фотографии - мама Маши
2008 Сапсан

Гала
2008 Приключения Алёнушки и Ерёмы

тётка Ефросинья
2008 Зелёный театр в Земфире


Полнометражный музыкальный фильм
2009 Весельчаки

Евгения, жена Розы
2009 Приказано уничтожить! Операция: «Китайская шкатулка»

Шарлотта
2009 Мелодия для шарманки

«Киса»
2009 Золотое сечение

Катюша, владелица фотостудии
2010 Волшебный кубок Роррима Бо

старшая пионервожатая, ведьма
2010 Бриллианты. Воровство

женщина с большим носом
2010 Москва. Крокус/Стрелка

2011 Generation «П»

Алла
2011 Сердца бумеранг

волшебница
2012 Последняя сказка Риты


Таня Неубивко
2012 Девушка и смерть (Het meisje en de Dood)

Нина
2012 Вечное возвращение

Она
2014 Гена Бетон

Главный редактор газеты «Наш криминал»
Театральные работы
МХТ им. Чехова

2004 - «Вишнёвый сад», по пьесе А. Чехова, реж. Адольф Шапиро - Любовь Андреевна Раневская
2010 - «Шага» М. Дюрас, постановка Мари-Луиз Бишофберже
2012, 26 июня - «Свидетель обвинения» А. Кристи, постановка Мари-Луиз Бишофберже - Ромэйн

Музыкальные клипы

1997 - «Моряк», группа «Агата Кристи»
2001 - «Речной Трамвайчик», Алла Пугачёва
2003 - «Ты мне пишешь», Юля Бужилова
2005 - «Прогулка», Земфира
2005 - «Блюз», Земфира
2005 - «Самолёт», Земфира
2005 - «Итоги», Земфира
2005 - «Отымела», Корней
2007 - «Мы разбиваемся», Земфира
2013 - «Жить в твоей голове», Земфира
2013 - «Во мне», Земфира

Рената Литвинова никогда не снималась в клипах группы «Агата Кристи». Но по её сценарию были сняты клипы на песни «Моряк», «Триллер» и «Весёлый мир».
Работа на телевидении

«Ночные музы» (НТВ, съёмки прекращены)
«Стиль от… Ренаты Литвиновой» (НТВ, съёмки прекращены)
«Ночной сеанс с Ренатой Литвиновой» (НТВ)
«Синемания» (Муз-ТВ)
«Кинопремьеры» (Муз-ТВ)
«Детали» (СТС)

Только что она унизила и обидела ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ ЛОШКАРЕЙ на проекте "Минута славы", захотелось узнать, уж не ЕВРЕЙКА ли она, что ТАК БЕСИТ ЕЕ РУССКИЙ ДУХ?

Встретила вот такую информацию: http://tchaykovsky.info/pyataya/renata_litvinova.htm

Еще вот такой пост:

Вообще странно отец - Мурат Аминович Вергазов, но фамилия берется от матери - Литвинова. Как известно, у евреев род считается по женской линии.
Также из одной ее биографии читаю "У нее есть цикл рассказов о собственной бабушке. Это грандиозная сценарная проза, которая по-настоящему может быть реализована только в кино. Потенциал ее таланта пока вообще не использован." Бабушка скорее всего была-то с фамилией более интересной.
Ну и потом "Литвинова" имеет общий корень "Левит", что означает в еврейской фамилии принадлежность к колену левитов.

И еще вот такой прекрасный анализ:

Оригинал взят у pvn123 в Рената: как я полюбила. Саму себя.

Поток сознания о Ренате Литвиновой.


Мне иногда кажется, что ЖЖ должен быть просто удобной записной книжкой, куда автор может записывать "поток сознания".

Но мне не всегда удается следовать этому совету.

Что-то сдерживает.
Даже не очень понятно, что именно. Какой-то внутренний цензор.

Заведомо ясно, что я совершенно не боюсь излагать свои мнения.
Совершенно не боюсь потерять десяток-другой френдов, если им не понравится то, что здесь написано.

Но почему-то сознание тщательно анализирует, можно публиковать те или иные записки в ЖЖ, или не нужно этого делать.

Вот конкретный пример.

Недавно посмотрел по ТВ беседу Диброва с Ренатой Литвиновой.

Я был в очередной раз потрясен этой дамой.
Но мне тогда показалось, что не стоит эту чернуху публиковать в своем ЖЖ.

Но сейчас хочется попробовать сказать несколько слов о Ренате Литвиновой.

Давно считал ее поведение совершенно манерным, искусственным.

Давно считал, что она может являться образцом безвкусицы и самонадеянности во всех тех вопросах, в которых она выступает.

Считал ее образцом как раз такого типа снобов, которые считают себя исключительно талантливыми, а соответственно и общаться могут только с талантливыми людьми, а не со всяким быдлом.

Но так и осталось непонятным, кто ей сказал, что она талантлива?

А если кто-то и сказал в порядке комплимента или шутки, то зачем же принимать это за чистую монету?

Если кому-то скажут:
- Ты королева.

Это - нормально.
Но не надо только при этом забираться на трон.
Там обычно уже кто-то сидит:)

Я всегда удивлялся диспропорции между большим рейтингом Литвиновой и мелкостью и примитивностью ее "изысков" в различных областях.

В частности, как актера и режиссера.

С ее актерскими способностями все ясно.

Они совершенно нулевые.

Очевидно, что Рената может всегда и везде оставаться только самой Ренатой.

Легко узнаваемой, манерной, исключительно гордой собой и очень уверенной в своем величии.

Да, у нее есть чисто своя манера, манера Ренаты Литвиновой.

Кому-то эта манера может и понравиться.

Моему знакомому, например, нравится кофе с чесноком.
Но таких - один на тысячу.

Мне же эта специфическая манера Литвиновой представляется очевидно просто некоторым явным моральным уродством.

Как есть бедные люди, которые от рождения, например, имеют особенность - шесть пальцев на руках.

Но это аномалия, болезнь.
Ее надо лечить и вполне уместно скрывать, не афишировать.

А Рената Литвинова это свое уродство, ущербность, извращенность называет талантом.

И не просто талантом, а великим талантом, талантом «по-настоящему», который может сравниться только с талантом Земфиры или Киры Муратовой или еще каким-нибудь талантом, который уважает лично Литвинова.

С Земфирой она дружит, Кира Муратова ее впервые снимала.

Рената вообще либо дружит только с теми, кто талантлив, либо называет талантливыми только тех, с кем дружит.

Например, талант Рязанова, она считает недостойным даже упоминания рядом с талантом, например, Германа.

Это распространенное свойство извращенных натур - они точно знают кто талантливее, а кто - нет.

И они абсолютно уверены в своих оценках.

С актерским дарованием Литвиновой все абсолютно ясно - Литвинова всегда играет саму себя.

Нравится это кому-нибудь или нет.

Мне, например, не нравится.

Просто потому, что не люблю извращения, а, следовательно, и эстетику извращений.

Теперь о режиссере Ренате Литвиновой.

Чтобы получить представление об этом я попробовал посмотреть фильм "Богиня: как я полюбила".

Сразу признаюсь, полностью я его не смог досмотреть.
Это редко со мной бывает. Но это оказалось совершенно невыносимо даже для моей очень тренированной психики.

Помимо отсутствия мысли, нормального сюжета, действия и т.д., фильм больше всего убивает своей грязью, кровью, эстетикой придорожного сортира.

Хронические пошлость и безвкусица Ренаты Литвиновой всегда прикрываются полной непосредственностью её извращенного вкуса и поведения.

Оригинальность и своеобразие уродства (шестой палец) преподноситься как хороший вкус (а мне нравится именно шесть пальцев на руке, а еще хорошо бы и на ногах) и оригинальность (извращение всегда оригинально).

Это фильм по ощущениям грязи и кровавости чем-то напоминает "Обитель зла", только еще дополнительно лишенный сюжета, лишенный действия и полностью лишенный интереса.

Вот фраза из восхищенных рецензий на этот фильм:
"Восхитительная талантливая непосредственность, позволяющая, не уронив планку утонченной изысканности, произнести в кадре феерическую фразу «что-то как-то я не знаю»."

Вот ведь, наверное, человек искренне писал, искренне восхищался этим: «что-то как-то я не знаю»."

Но меня это не восхищает.

Что-то как-то ну не восхищает меня совсем это «что-то как-то я не знаю»."

Если сама не знаешь, как другие тебя поймут?

"Как же тебя понимать, если ты ничего не говоришь?" (с)

Рената Литвинова в образе следователя Фаины это так же органично как:
доярка Дуся в образе Милы Йовович,
как порнозвезда в роли Матери Терезы,
как Ирина Хакамада на плакате "Родина-мать зовет".

В высказываниях Ренаты Литвиновой чуть ли не раз в пять минут можно услышать:
"люди не правы, когда позволяют себе едкие высказывания в адрес талантливых людей";
"от талантливых людей идет особая энергия, драйв, которым надо заряжаться";
"по-настоящему талантливых людей не так уж и много, и относиться к ним надо бережно"
...

Из всего этого торчат большие уши -
Рената Литвинова искренне убеждена:
1. В своем "по-настоящему" таланте.
2. В том, что "талантливый человек талантлив во всем". А значит, ему нужно сунуть свой нос в возможно большее число дырок.

Поэтому она берется за все: актриса, сценаристка, режиссер, писатель, дизайнер одежды и пр.
Чаще всего талантливый человек не во всем одарен, а вот извращенный человек, чаще всего, несет извращение во все, за что берется.

И в заключение беседы Ренате задали ключевой вопрос:
- А как вы относитесь к однополой любви.

Нетрудно догадаться, что проповедник эстетики извращений, конечно, за свободу однополой любви.
Кто бы сомневался.
Наводит на мысль, что все-таки
по-настоящему извращенный человек - извращен во всем.

Именно это главный смысл и суть "творчества"
Ренаты Литвиновой - по-настоящему извращенный человек - извращен во всём.

Интересно мнение, например, Николая Цискаридзе о Ренате Литвиновой.
Он его высказал в интервью еще 2007г.

Журналист: А какие еще женщины у тебя не вызывают любви, кроме Ренаты Литвиновой?

Николай: Я просто никогда не смотрю то, что мне не нравится. я переключаю канал. Не из тех людей я, чтобы поливать грязью из-за личных субъективных вкусов.

Кратко и корректно сказано.

Мне бы с него пример брать:)
.

Мое послесловие (

Какой рост и вес у певицы Нины Шацкой?

Какой либо информации про рост и вес певицы Нины Шацкой мы не нашли поэтому будет выяснять примерные данные сравнением по фотографиям с людьми чей рост и вес нам известны.

На фото справа Нина Шацкая,обутая в каблуки 9см и рядом с ней стоит Андрей Державин с ростом 179см и обувью прибавляющую 2см.Итого получается,что обутая в 9 см каблуки Нина Шацкая выше 181см примерно на 2-3см.Соответсвенно от 184см отнимаем 9см и получаем примерный рост Нины Шацкой в 175см.Внешне вес Нины Шацкой смотрится на 70-75кг

Рост Нина Шацкая 175см

Вес Нина Шацкая 70-75кг

Какой рост и вес у Ирины Низиной?

Ирина Низина это известная российская актриса театра и кино, лауреат премий «Чайка» и «Московские дебюты».Наибольшую известность актрисе принесли такие работы в кино,как Новая жизнь сыщика Гурова и Адвокат.В сети интернета актрисе приписывают рост 174см,а вес 65кг.

Насколько достоверны и точны о росте и весе Ирины Низиной никому точно неизвестно.

Рост Ирины Низиной 174см

Вес Ирины Низиной 65кг

Какой рост и вес у Надежды Оболенцевой?

Надежда Оболенцева родилась в Москве 24 июля 1983 года и получила наибольшую известность как светская львица.

Какой либо информации про рост и вес Надежды Оболенцевой нет,поэтому будем примерно прикидывать о параметрах знаменитости.

На фото Надежда Оболенцева и Светлана Бондарчук с ростом 177см.Исходя из фото следует,что рост Надежды Оболенцевой около 174-175см,а вес 59кг

Рост Надежда Оболенцева 174-175см

Вес Надежда Оболенцева 59кг

Какой рост и вес у Татьяны Денисовой?

Татьяна Денисова появилась на свет 11 февраля 1981года в Калининградской области РСФСР.Она получила наибольшую известность как украинский хореограф, основатель и руководитель танцевального коллектива «JB ballet» в Германии; один из постоянных членов жюри и хореограф украинского телепроекта «Танцуют все!» ,а также наставник и хореограф российского шоу-проекта «Танцы».

В сети интернета известному хореографу приписывают рост 166см,а вес 58кг.Соответствуют ли эти заявленные параметры реальным данным никто не знают в реальности

Рост Татьяны Денисовой 166см

Вес Татьяны Денисовой 58кг

Какой рост вес у Антона Макарского?

Антон Макарский появился на свет 26 ноября 1975 года в городе Пенза.Наибольшую популярность и известность актер получил благодаря своим ролям в таких фильмах,как Смерш, Бедная Настя,а также многочесленным ролям в театре и кино.

На просторах интернета известному актеру приписывают рост 177-178см,а вес 79кг.Насколько достоверны и точны заявленные данные никому не известно

Рост Антона Макарского 177-178см

Вес Антона Макарского 79кг

Какой рост и вес у Сергея Кучерова?

Сергей Кучеров появился на свет 22 августа 1989 года в городе Магнитогорск.Достиг наибольшей известности благодаря своим спортивным успехам в области бодибилденга и тв проекту Дом2

На просторах инета Сергею Кучерову приписывают рост 178-179см,а вес 88кг.Соответсвуют ли эти заявленные параметры реальности и действительности,никто точно не знает

Рост Сергея Кучерова 178-179см

Вес Сергея Кучерова 88-90кг

Добровский Леонид Юльевич - одна из самых неизвестных личностей страны. Многие впервые узнали о его существовании, когда он стал мужем знаменитой кинодивы Ренаты Литвиновой. Оставалось недоумевать, как невзрачный и низкий мужчина мог вскружить голову красивейшей женщине российского кино, догадываться о его деятельности. В этой статье мы максимально расскажем о семейной жизни пары, причине развода, и о профессиональной деятельности Леонида.

Кто же такой Леонид Добровский

Когда пара стала появляться вместе на светских тусовках, многие заинтересовались личностью Леонида. Так как он раньше не был замечен на подобных мероприятиях, у репортеров появилось множество вопросов к Ренате по поводу его личности. Леонид Добровский, муж Литвиновой, сам никогда не общался с журналистами, и просил жену не распространяться о его деятельности. Жена послушно избегала любых вопросов о нынешнем муже и его работе, говоря, что он обычный инженер. Только репортеры не верили ей, ведь многим было известно, что инженер не может заработать на роскошный особняк, находящийся в престижном поселке Рублевка, по соседству с самим Путиным.

Возможная правда о деятельности Добровского

Как позже стало ясно, Леонид Добровский - бизнесмен. Он приписывает себе владение такими предприятиями, как ООО "Мостотрест", ООО "Монтажтрансстрой-МТК". Деятельность компаний разноплановая, и включает в себя оптовую и розничную продажу разнообразных изделий (от гипса до каменных и металлических), строительных материалов. Также компании занимаются предоставлением различных услуг, от рекламных стендов и отделочных работ, до разработок огромных карьеров и строительства автомобильных и железных дорог, взлетных полос самолетов.

Знакомство с Ренатой

Как мы уже ранее писали, Леонид Добровский - вообще не светский человек. Он не интересовался миром кино и его закадровой жизнью, а Литвинову знал только по ролям в кинофильмах.

В реальной жизни Леонид встретил Ренату только в конце девяностых годов. Ему на тот момент было около 25 лет, но он уже являлся состоятельным человеком, владевшим несколькими крупными предприятиями. Мужчина был просто покорен красотой новой знакомой, чего нельзя было сказать о ней. Рената Литвинова Леонидом Добровским совсем не заинтересовалась, и ее можно было понять. У роскошной женщины было множество влиятельных и привлекательных поклонников, а Леонид, хоть и имел немалое состояние, своей внешностью не походил на тех мужчин, которые были во вкусе актрисы.

Добившись взаимности

Леонид Добровский не из тех, кто сдается, и поэтому первый отказ от предложения поужинать совместно его не смутил. Мужчина стал добиваться взаимной симпатии со стороны понравившейся дамы путем активных ухаживаний. На это ему, как ни странно, не понадобилось много времени, каким-то путем сердце ледяной красавицы оттаяло, и она увидела за невзрачной внешностью поклонника настоящего мужчину.

В скором времени пару стали замечать на различных мероприятиях, но не приписывали ей будущего. Репортеров смущало то, что Рената не особо желает рассказывать о сопровождающем ее мужчине, поэтому стали считать, что роман мимолетный, и в скором времени все вновь забудут об очередном поклоннике актрисы.

Неожиданное развитие событий

Совсем мало времени прошло с тех пор, как Ренату стали замечать в компании Добровского, и вот всем было сообщено о предстоящей свадьбе пары. Конечно, поклонники и друзья актрисы были рады за нее, желая, чтобы этот брак стал удачней предыдущего, да и сама Литвинова на это очень рассчитывала.

10 января 2001 года женщина вновь облачилась в наряд невесты, и пошла под венец с возлюбленным, при всех согласившись стать его женой, делить все радости и горести.

Первая радость пару ожидала уже в июле этого же года, когда молодожены стали родителями очаровательной дочки Ульяны. Жизнь супругов текла по мирному руслу. Муж Ренаты Литвиновой, Леонид Добровский, обожал свою супругу, постоянно радовал ее дорогими подарками. Один из таких презентов - черный "Мерседес", подаренный Ренате практически сразу после свадьбы.

Супруги жили в роскошном Рублевском жилье, казалось, что ничто не может стать причиной их раздоров. На публике пара всегда была идеальной, и многие даже не подозревали, что таят в себе стены их особняка.

Женская дружба

Распад когда-то счастливой семейной пары связывают с далеко не женской дружбой Ренаты и певицы Земфиры. Говорят, что отношения женщин выходили далеко за рамки приятельских, и в скором времени эти слухи дошли до Леонида. Мужчина изначально не обращал внимания на приписываемый жене роман, так как понимал, что в шоу-бизнесе постоянно кому-то что-то навязывают, в том числе и однополые отношения, которых на самом деле нет.

Земфира была частым гостем дома Дубровского-Литвиновой, и не казалась угрозой отношениям семьи. Спустя некоторое время, в прессе появилось сообщение о том, что Литвинова переехала от состоятельного мужа к певице, забрав с собой и дочь. Поклонники таланта Ренаты были в шоке, и журналисты напали на актрису с расспросами.

Женщина по-прежнему отрицала близкие отношения с Земфирой, называя ее лучшей подругой. О своем переезде она рассказала так: муж стал неадекватен, постоянно придирался к Ренате, орал на нее по любому поводу. Напившись, он мог устроить дома погром, ударить жену. А недавно он даже ее чуть не задушил, благо прислуга вовремя его оттащила от жертвы. По словам Литвиновой, в их разладе виноват только муж, а Добровский никак не комментировал будущий развод.

Дележ имущества и ребенка

После нескольких лет совместной жизни супруги наперегонки помчались подавать на развод. Рената оказалась шустрей, и первая озвучила свои требования. По ее мнению, Ульяна должна была остаться с ней, Леонид Добровский обязан разделить с женой имущество, и ежемесячно выплачивать алименты на содержание дочери в размере более ста тысяч рублей.

Добровский не согласился с условиями практически бывшей супруги, и нанял самых профессиональных адвокатов. По его мнению, развод должен был закончиться так: дочка живет с ним, так как ее мать является аморальным человеком, не способным правильно воспитывать ребенка. От бывшей жены Леонид больше ничего не хотел и не требовал.

Спустя несколько месяцев с начала процесса супруги пришли к мирному соглашению, ведь оба выдохлись в погоне за своими правами. Бракоразводный процесс был окончен в 2007 году. Ульяна осталась с мамой, а Леонид мог в любое время дочку забрать, и даже отправиться с ней за границу. Размер алиментов также удовлетворили, все остались довольны.

После развода

Долгое время бывшие супруги никак не общались, публично выказывая неприязнь друг к другу. Леонид Добровский полностью утонул в работе, часто общался с дочкой. Спустя два года после развода Ренату и Добровского стали часто замечать вместе. Их спросили о возможности воссоединения семьи, но они ответили, что стали просто общаться ради счастья дочки. Рената сказала, что не видит преград для совместного воспитания, прогулок втроем по парку или посещения мероприятий. Леонид с ней полностью согласился.

Бывшие супруги смогли наладить отношения после расставания, оставшись пусть и не друзьями, но и не врагами. Они заслуживают похвалы, и могли бы стать отличным примером для многих разводящихся пар.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Происхождение восточного гороскопа Происхождение восточного гороскопа Дуа от порчи и сглаза — как использовать для снятия колдовства Дуа от порчи и сглаза — как использовать для снятия колдовства Реферат Реферат "основные сражения второй мировой войны"