Конспект физкультурного занятия для средней (старшей) группы. План-конспект занятия (физкультура, средняя группа) на тему: Физкультурное занятие для средней группы "Весёлые зайки"

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Физкультурные занятия для детей крайне важны. Они несут не только развлекательную цель, но и учат познавать мир, дают необходимую нагрузку на мышцы, являются профилактикой болезней. Любое занятие физкультурное в средней группе и других должно быть построено по ФГОС.

Что такое ФГОС?

ФГОС - это федеральный стандарт дошкольного образования. Задача стандарта - создать все условия для формирования успешных личностей. Чтобы после выпуска из сада ребенок обладал такими качествами, как самостоятельность, уверенность в себе, умение доводить все до конца, внимательность и целеустремленность.

Физкультурные занятия в средней группе по ФГОС должны нести в себе информационную нагрузку. Будь то ознакомление детей с окружающим миров, сказками или даже с важностью физкультуры в их жизни.

Физкультурное занятие «Лесные жители»

Дошкольное физическое воспитание имеет намного больше возможностей, чем школьное. Оно способствует не только спортивному развитию ребенка. Все зависит от профессионализма педагога. В первую очередь нужно обучить детей выполнять движения разной сложности. В качестве второстепенных задач может входить развитие речи, изучение домашних и пр.

Кроме того, физкультурные занятия в средней группе по ФГОС должно быть направленно на развитие у детей качеств, которые необходимы успешному человеку. Стремление к победе, умение проявить силу воли, инициативность, и т.д.

Тематика лесных жителей для занятия будет очень актуальна в средней группе. Дети познакомятся с «лесным миром», узнают новые интересные факты о животных. За этим увлекательным занятием легко научатся новым упражнениям и закрепят уже знакомые.

Задачи занятия «Лесные жители»

Чтобы успешно провести занятие, необходимо тщательно подготовиться. Определить задачи и цели, иметь необходимый инвентарь, четко вписываться в отведенное время. И так, задачи данного урока следующие:

  1. Закрепить и пополнить знания детей о лесных животных.
  2. Научиться ходить по скамейкам, удерживая равновесие.
  3. Научиться перепрыгивать небольшие расстояния, из обруча в обруч.
  4. Пробудить у детей интерес к активным играм.

Не стоит ставить перед собой слишком много задач. Дети постоянно учатся чему-то новому и вынесут из занятия намного больше полезной информации. Нужно выделить основные цели и уделять им особе внимание.

Инвентарь для занятия «Лесные жители»

Кроме того, что входит в привычное оборудование для детского сада, иногда могут понадобиться дополнительные элементы - макеты, плакаты. Их можно сделать заранее вместе с детьми.

Для занятия вам понадобится:

Длинные скамейки;

Кегли или цветы из плотного картона;

Картонные круги трех цветов;

Ведра или корзинки;

Веревка и прищепки.

Картонные круги и цветы нужно приготовить заранее, принести веревку с прищепками. А все остальное обычно входит в стандартное оборудование для детского сада.

План занятия

  1. Рассказать интересную историю о лесе, познакомить детей с привычками некоторых животных.
  2. Предложить детям рассказать, что они знают о животных. Следует задавать наводящие вопросы, чтобы детям было легче сориентироваться: «Дети, а вы знаете, где живет медведь?» и т.п.

  1. Разминка состоит из прыжков и поднятия ног (5 мин.). Мишки топают по лесу (поднимаем ноги и топаем), зайки прыгают (прыжки).
  2. Упражнение «Утро начинается» (7 мин.). Потянуться, вытянуться на носочки. Наклоны с вытянутыми руками (солнышко встает).
  3. Упражнение «Вышел мишка из берлоги». Держим обруч, дети пролазят через нег и потягиваются (3 мин.).
  4. Упражнение «Цветы на лужайке». Разбросать картонные цветы по комнате, поручить «зайчикам» их собрать. Дети прыгают и приносят цветы (3 мин.).
  5. Упражнение «Переход через мостик». Дети по очереди залазят на скамейку и проходят по ней. Дайте руку, если малыш не может справиться (5 мин.).
  6. Упражнение «Змейка». Расставить кегли в линии, на расстоянии 1 метра друг от друга. Дети должны пробежать между ними, держа друг друга за талию, словно змейка (5 мин.).
  7. Упражнение «Сбор орехов». Раскрасить картонные круги разными цветами, прикрепить прищепками на веревку. Детям нужно расстегнуть прищепку и сложить все орехи в разные корзинки (4 мин.).
  8. Игра «Лисичка и курочка». Лисичкой может стать ребенок, выбранный считалочкой, или же руководитель. Курочки (остальные дети) гуляют по комнате, вдруг выбегает лисичка и ловит всех, кто не успел запрыгнуть внутрь обруча. Пойманный малыш становится лисичкой, а лисичка - курочкой (10 мин.).

Эти упражнения для детей будут очень захватывающими, и они с удовольствием выполнят их в такой игровой форме.

Краткий конспект занятия

Для начала нужно рассказать детям о лесе.

Лес никогда не спит. Вместе с солнышком просыпаются медведи, белки, зайки, волки. Каких еще лесных животных вы знаете? Весь день они собирают еду. Мишки лакомятся малиной, белочки - орешками и шишками, волки охотятся на зайчиков. А что любят кушать зайки? Еще в лесу живут курочки. Они называются глухари, рябчики. Они строят свои домики в маленьких ямках. А кто еще стрит себе домики? Белка строит дом из тонких веточек. Из них она делает круг с двумя дверями. А зачем белке такой большой хвост? С его помощью ей легче прыгать по веткам, а зимой она укрывается им, словно одеялом. А как охотится лиса? Она слышит мышей и бьет лапами по земле. Мышки пугаются, выбегают из домиков. Тут их лиса и ловит. А что интересного вы знаете о лесе?

Затем выполняем сами упражнения. Занятие физкультурное в средней группе будет очень веселым, если сопровождать все рассказом. Например, встало солнышко (все потянулись), зайчики прыгают по лужайке (прыжки), мишки сердито топают, хотят еще поспать (топаем, поднимая ноги).

Завершение занятия

Когда упражнения для детей завершены, нужно подвести краткий итог. Спросить детей, что им больше всего понравилось в лесу. Какие животные самые прыгучие, а какие тяжелые. Задать несколько вопросов о лесе из начального рассказа.

Можно вместе собрать снаряжение и поинтересоваться, куда бы дети хотели отправиться в следующий раз.

Влияние на детей во время занятия

У маленьких детей могут еще не получаться некоторые вещи. Кто-то не умеет ходить по скамейке, кто-то расстегивать прищепки. Не нужно настаивать на выполнении задания или ругать ребенка за это. Занятие физкультурное в средней группе должно научить новому, а не отбить желание пробовать свои силы.

Если у ребенка что-то не выходит, задача воспитателя - приободрить его и легонько подтолкнуть к выполнению. Например, взять руку малыша и показать, как расстегиваются прищепки. Затем предложить ему попробовать самому.

Подобная физкультура в средней группе должна носить постоянный характер.

Программное содержание:

  1. Учить детей сохранять устойчивое равновесие при ходьбе на повышенной опоре; упражнять в энергичном отталкивании от пола и мягком приземлении на полусогнутые ноги в прыжках с продвижением вперед.
  2. Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки. Формировать такие физические качества, как силу ног (ходьба с высоким подниманием колена, прыжки с продвижением вперед); равновесие (ходьба по повышенной площади опоры, ходьба по ограниченной площади опоры).
  3. Воспитывать выразительность, красоту движений; воспитывать умение внимательно слушать объяснения воспитателя, действовать по его сигналу.

Мотивация : Сегодня ребята, у нас два очень сложных задания. Первое: нужно пройти по очень высокой скамейке и не упасть. А сможет пройти только тот, у кого будет самая прямая спинка, и чьи глазки будут смотреть на ориентир (красный кружочек). А второе задание, надо перепрыгнуть эту желтую полоску. А сможет это сделать только тот, кто сильно постарается, у кого будут самые послушные колени (показываю полуприсяд в прыжке).

Ход занятия.

Итог.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект физкультурного занятия в средней группе детского сада.

Программное содержание:

  1. Учить детей сохранять устойчивое равновесие при ходьбе на повышенной опоре; упражнять в энергичном отталкивании от пола и мягком приземлении на полусогнутые ноги в прыжках с продвижением вперед.
  2. Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки. Формировать такие физические качества, как силу ног (ходьба с высоким подниманием колена, прыжки с продвижением вперед); равновесие (ходьба по повышенной площади опоры, ходьба по ограниченной площади опоры).
  3. Воспитывать выразительность, красоту движений; воспитывать умение внимательно слушать объяснения воспитателя, действовать по его сигналу.

Мотивация : Сегодня ребята, у нас два очень сложных задания. Первое: нужно пройти по очень высокой скамейке и не упасть. А сможет пройти только тот, у кого будет самая прямая спинка, и чьи глазки будут смотреть на ориентир (красный кружочек). А второе задание, надо перепрыгнуть эту желтую полоску. А сможет это сделать только тот, кто сильно постарается, у кого будут самые послушные колени (показываю полуприсяд в прыжке).

Ход занятия:

I часть: Ходьба в колонне по одному, по команде воспитателя переход на ходьбу с перешагиванием через шнуры (40 см), легкий бег.

II часть : построение в 2 колонны.

  • Общеразвивающие упражнения:
  1. И.п. ноги на ширине плеч, кубик в правой руке. Передача кубика над головой в левую руку, и наоборот (4 раза).
  2. И.п. ноги на ширине плеч, кубик за спиной. Руки вперед – присесть – встать – руки за спину (4 раза).
  3. И.п. ноги широко расставлены, кубик в правой руке. Наклон вправо, правая рука скользит вниз, левая поднимается на пояс. Наклон влево, левая рука скользит вниз, правая поднимается на пояс (4 раза).
  4. И.п. сидя на полу, ноги врозь, кубик держим двумя руками за спиной. Кубик вперед – наклон вперед, коснуться пола, как можно дальше – выпрямиться, кубик вперед – вернуться в исходное положение (4 раза).
  5. И.п. лежа на животе, руки под подбородком, кубик лежит перед собой. Махи ногами, сначала медленно, потом быстро (2 подхода).
  6. И.п. ноги вместе, кубик крепко прижат к груди. Прыжки на двух ногах, с чередованием с ходьбой (2 подхода).
  7. Дыхательное упражнение. Руки вверх, глубокий вдох через нос, наклон вниз – глубокий выдох через рот.
  • Основные виды движений:
  1. Равновесие – ходьба по гимнастической скамейке. Руки на поясе, на середине скамейки руки в стороны – присесть – руки на пояс – дойти до конца скамейки, мягко спрыгнуть, ноги слегка согнуты в коленях. Обратить внимание детей, что глаза направлены на ориентир. После скамейки ходьба по ограниченной площади опоры, с высоким подниманием бедра, руки на поясе, спина прямая.
  2. Прыжки на двух ногах с продвижением вперед, нужно перепрыгнуть желтую полоску (норматив 60 см), повторить 4 раза. После прыжков ходьба, спина прямая.
  • Подвижная игра «Кот и мыши»

На одной стороне зала 2 обруча – это дом мышей.

Васька кот в углу сидит,

Притворился, будто спит.

Мышки проползают через обручи, бегают на носочках по всему залу. Ребенок в маске кота сидит на стульчике с закрытыми глазами.

Мышки, мышки

Вот беда,

Убегайте от кота!

Дети вбегают в норки через незагороженную часть (обручи убираются). Повтор 3 раза.

III часть : ходьба в колонне по одному, за направляющим в группу.

Итог: Ребята, подумайте и скажите, кто сегодня очень постарался и перепрыгнул желтую полоску? А может у кого-то не получилось? А у кого была самая прямая спинка при ходьбе по скамейке? Может у кого-то не получилось правильно идти по скамейке? Ребята, а если у кого-то не получилось, что мы можем сделать (потренироваться и в следующий раз все обязательно получится)?


Мария Бугрова
Конспект занятия по физической культуре в средней группе

ЦЕЛИ :

Закрепление основных видов движения : ползания по гимнастической скамейке, прыжков из обруча в обруч, прокатывания мяча между предметами;

Развитие внимания, ловкости, двигательных реакций организма ребенка; ориентировка в пространстве.

ЗАДАЧИ :

1. Упражнять детей в ходьбе и беге по кругу с выполнением заданий.

2. Закреплять навык ползания по гимнастической скамейке на четвереньках с опорой на ладони и колени.

3. Упражнять детей в прыжках из обруча в обруч.

4. Развивать ловкость в упражнениях с мячом.

ОБОРУДОВАНИЕ :

Мячи на каждого ребенка, гимнастическая скамейка, обручи 3 шт, конусы 3 шт, корзинки для мячей, бубен, свисток.

Ход занятия:

Вводная часть

Дети заходят в зал колонной по одному, встают вдоль стены.

Воспитатель : - Здравствуйте, ребята! Давайте вспомним наш девиз : «С физкультурой мы дружны – нам болезни не страшны!» .

Подравнялись, спинки распрямили, носочки вместе. За направляющим Данилой по кругу шагом марш! (под звуки бубна дети маршируют по кругу) .

На сигнал воспитателя : «Мышки!» - ходьба мелким семенящим шагом, руки на поясе.

На сигнал : Бабочки!» - переходят на бег, помахивая руками-крыльями.

На сигнал : «Зайки!» - остановиться и попрыгать на двух ногах.

А теперь легко побежали по кругу (под звуки бубна) . Руки во время бега прижаты к груди, согнуты в локтях. По сигналу бубна – остановиться, развернуться в другую сторону и продолжить бег.

Переходим на шаг, надуваем шарик.

Дыхательная гимнастика : вдох носом, руки через стороны вверх, выдох ртом на звуке (ш-ш-ш) .

На месте стой, раз-два!

Общеразвивающие упражнения с мячом.

Воспитатель :

А сейчас каждый возьмет по мячу.

Все собрались? Все здоровы?

Бегать и играть готовы?

Ну, тогда подтянись! Не зевай и не ленись!

На разминку становись!

Разойдитесь по кружкам. (Дети встают на точки-метки) .

1. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, мяч в обеих руках внизу. Поднять мяч вперед, вверх, посмотреть на него, опустить вперед-вниз, вернуться в и. п. (4-6 раз)

2. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, мяч в обеих руках вверху. Наклоны туловища вправо, вернуться в и. п., наклон влево, вернуться в и. п. (4-6 раз)

3. И. п. – стойка ноги на ширине ступни, мяч у груди. Присесть, мяч вынести вперед, подняться, вернуться в и. п. (5 раз)

4. И. п. – сидя, ноги врозь, мяч перед собой. Поднять вверх, наклониться, коснуться мячом пола как можно дальше, выпрямиться, вернуться в и. п. (4-5 раз)

5. И. п. – сидя, ноги вместе, мяч лежит на стопах ног, руки в упоре сзади. Поднять прямые ноги, перекатить мяч на живот, поймать его; вернуться в и. п. (5 раз)

6. И. п. – прыжки на двух ногах с мячом в руках в чередовании с ходьбой.

Основные виды движений.

Воспитатель : - Пожалуйста, положите мячи в корзину. Построились в колонну по одному. Данил и Степа, приготовьте гимнастическую скамейку. Лиза, принеси 3 обруча, Снежана, приготовь конусы, пожалуйста. (Воспитатель вместе с детьми расставляет снаряды) .

Сегодня, ребята, мы будем упражняться в ползании по гимнастической скамейке на четвереньках, прыгать из обруча в обруч двумя ногами вместе, закрепим умение прокатывать мяч между предметами. Первое упражнение нам покажет Злата. Нужно встать на колени, взяться за скамейку хватом сбоку, продвигаться вперед на четвереньках.

Эмиль продемонстрирует прыжки из обруча в обруч. И. П. - ноги вместе, руки на поясе, прыжки с продвижением вперед.

Степа покажет, как нужно правильно прокатить мяч между конусами. Берем мяч из корзинки, ладошки сделали «Совочком» и прокатываем мяч между конусами. После чего кладем мяч в другую корзину.

Воспитатель напоминает детям о том, что упражнения следует делать по очереди.

После прохождения всех этапов нужно встать в хвост колонны.

По команде воспитателя : «Начали!»

дети поточным способом один за другим, выполняют ползание на четвереньках, переходят к прыжкам на двух ногах, после чего приступают к упражнению с мячом. Повторить 2-3 раза.

В процессе выполнения детьми основных видов движения воспитатель координирует правильность и четкость выполнения заданий.

Упражнения закончили. Молодцы! (Инвентарь убирается на место) .

Продолжаем занятие . Предлагаю поиграть в игру «Бездомный заяц» . Напоминаю правила игры : из числа играющих выбираем «охотника» (Лиза, остальные дети – «зайцы» , они находятся в «норках» (обручах) . Количество «норок» на одну меньше числа «зайцев» . Днем «зайцы» гуляют, на команду «охотник!» - прячутся в «домики» . Охотник старается поймать «зайца» , оставшегося без домика. Если «охотник» поймает «зайца» (коснется, то они меняются ролями. (Игра повторяется 2-3 раза) .

Заключительная часть

Игра малой подвижности «Угадай, кто позвал» .

Воспитатель : - Встаем, ребята, в круг. Угадывать по голосу будет Даня, закрывай глаза!

Дети идут по кругу и говорят :

Мы немножко порезвились

По местам все разместились.

Ты загадку отгадай

Кто позвал тебя, узнай!

Игра повторяется 2-3 раза.

Воспитатель : - Наше занятие подошло к концу . Построились в колонну по одному. Дети уходят на группу .

Задачи: обучать детей в ходьбе приставным шагом по узкой рейке гимнастической скамьи, удерживая устойчивое равновесие; совершенствовать прыжки в высоту через предмет, сочетая разбег с отталкиванием; упражнять детей в ползании по-пластунски; развивать общую и мелкую моторику рук и ритмичность движений в соответствии с речью; развивать внимание; активизировать и обогащать словарь детей, обеспечить оптимальный двигательный режим в течении занятия, предоставить возможность применить двигательные навыки и умения, развивать умение управлять своим телом, формировать правильную осанку, дыхание, психомоторные функции и умение расслабляться, воспитывать решимость, смелость.

Оборудование: шнур, малые массажные мячи, обруч, массажные дорожки, карта-схема, дуга, кубики, гимнастическая скамья, стойка, "волшебный душ", аудиозапись.

Словарная работа: прыгать в высоту, приставной шаг, ползать по-пластунски

Ход занятия.

Дети входят в зал.
Инструктор: Мы с вами сегодня отправляемся в путешествие, для этого путешествия необходима особая сила - эту силу даст нам волшебный ручеёк, (включается запись с журчанием ручья). Дети на носочках проходят по ручью (голубому шнуру), наполняясь «волшебной силой».
- Теперь мы можем с вами отправиться в наше путешествие.
Живут в нашей сказке разные звери:
Как-то днём лесной тропой спокойная ходьба друг за другом

Звери шли на водопой

За мамой лосихой топал….. идут топающим шагом.
(лосёнок),
За мамой лисицей крался….. идут на носочках.
(лисёнок),
За мамой ежихой катился…… идут в приседе.
(ежонок),
За мамой медведицей шёл….. идут на внешнем своде стопы.
(медвежонок),
За мамою белкой скакали…….. поскакивают.
(бельчата),
За мамой зайчихой – косые…… прыгают на обеих ногах.
(зайчата),
Волчица вела за собою……….. идут широким шагом.
(волчат),
Все мамы и дети напиться хотят. встают на колени с опорой на руки,
делают движения языком (лакают).

Пойдём мы с вами по лесной тропинке, которая должна вывести нас на солнечную полянку. Идти нужно аккуратно по каменной дорожке, по сучкам, по следам.
(Ходьба по массажным дорожкам - проводится под щебетание птиц).

Бег широким и мелким шагом в чередовании с обычной ходьбой. Выполнить 2 раза.

Упражнение на восстановление дыхания «Посмотри по сторонам» (дети поворачивают голову налево и направо, делая на каждый поворот шумный короткий вдох носом, выдох-перед собой).
Перестроение в противоходом, в круг.

Мы вышли на чудесную солнечную полянку, и если прислушаться и посмотреть вокруг, то можно заметить, что мы здесь не одни. Я предлагаю провести небольшую разминку здесь на полянке. Для того, чтобы ещё больше укрепить здоровье

Пальчиковая гимнастика «Здравствуй»

Здравствуй, солнце золотое! Пальцы правой руки по очереди «здороваются»
Здравствуй, небо голубое! с пальцами левой руки, похлопывая друг
Здравствуй, быстрый ручеёк! друга кончиками.
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю -
Всех я вас приветствую!

О.Р.У. с массажными мячами

1. И.п. о.с., мяч в согнутых руках перед собой. Катать мяч в ладонях(4-5 раз)

2.И.п. средняя стойка, мяч впереди в обеих руках. Положить мяч под подбородок и прижать им к груди, руки в стороны, взять мяч в руки, в и.п.(4 раза)

3. И.п. широкая стойка, руки в стороны, мяч в правой руке. Поворот влево (вправо), наклон вниз, за левой правой) ногой переложить мяч в левую (правую) руку, в и.п. (по 3 раза за каждой ногой)

4. И.п. сидя, руки в стороны, мяч в правой руке. Поднять правую (левую) ногу, передать под ногой мяч в левую (правую) руку, в и.п.(по 3 раза)

5. И.п. лёжа на спине, согнув ноги, стопы на полу на ширине плеч, руки в стороны, мяч в правой руке. Руки соединить за головой, переложить мяч в левую руку. Опираясь на стопы и плечи, поднять вверх туловище и переложить мяч в пр. руку, в и.п. (5 раз)

6. И.п. лёжа на животе. Сомкнутые руки вперёд под подбородком, мяч в правой руке. Поднять верхнюю часть туловища, руки в стороны – назад; передать мяч в пр. руку за спиной, руки в стороны, в и.п. То же с другой руки (по 3 раза)

7. И.п. о.с. Присесть, руки через стороны верх, переложить мяч в др. руку, в и.п.(8 раз)

8. И.п. широкая стойка, руки в стороны, мяч в пр.руке. Прыжки на двух ногах на месте. Прыжки чередовать с прокатыванием мяча в ладонях.
Дети проходят мимо «ручейка» и опускают мячик, как каплю воды в «ручеек»

О.В.Д.

Рассматривание рисунка-схемы вместе с детьми, обсуждение выполнения, показ на примере ребёнка.

Выполнение ОВД

1. Ходьба по узкой рейке гимнастической скамьи приставным шагом боком, перешагивая через кирпичики. (2 -3 раза).
2. Прыжок с разбега в высоту через предмет.
3. Ползание под дугой.
Выполняют поточно (3-4 раза).
-Пора нам дальше в путь. Смотрите, здесь указатель, что на нём нарисовано? (изображение волка)

Подвижная игра «Серый волк».

Одного из играющих выбирают серым волком. Он уходит на другой конец зала за черту и там прячется (приседает). По сигналу дети идут в лес, «собирать грибы и ягоды». Навстречу им выходит ведущий и спрашивает, дети хором отвечают.
Вы, друзья, куда идете?
В лес дремучий мы идем.
Вы зачем туда идете?
Там малины наберем.
Вам, зачем малина, дети?
Мы варенье приготовим.
Серый волк в лесу вас встретит.
Серый волк нас не догонит!

После этих слов «волк» встает и начинает догонять детей.
– Ребята, мы с вами много путешествовали, играли, а теперь самое время отдохнуть, снять напряжение с мышц..

Игра-упражнение: «Водопад»

Дети друг за другом проходят сквозь «Водопад» (нестандартное оборудование «Волшебный душ»).
Тропинка подходит к концу, где дети по ящику с различными наполнителями выходят на дорожку, ведущую в детский сад. Путешествие подошло к концу, дети вспоминают, что происходило в сказке, как они справились, что понравилось, а, что нет.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Артикль a, an, the в английском языке: примеры употребления, правило Артикль a, an, the в английском языке: примеры употребления, правило Белгородский государственный национальный исследовательский университет (БелГУ) Белгородский государственный национальный исследовательский университет (БелГУ) Кириллическая азбука. Кириллический алфавит. – Уже когда возникла кириллица Кириллическая азбука. Кириллический алфавит. – Уже когда возникла кириллица