Fallout 4 где взять хорошее оружие. Редкое и уникальное оружие

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

В этом гайде мы разберем модификацию оружия Fallout 4 , как чинить оружие и даже как убрать его, обратно в кобуру.

Война… война никогда не меняется! Такими словами встречает нас игра, а еще встречает футуристичным, киберпанковским оружием, без которого уже и нельзя представить серию Фолаут. Вектор развития, еще с третей части был направлен в сторону экшина (шутера) и в четвертой достиг своего максимума. Ролевая система упрощается, броня играет совсем другую роль, но орущие… оружие никогда не меняется!

Модификация оружия Fallout 4


Одной из основных фишек в игре стала именно возможность усовершенствовать свои пушки. Такое было и в третье части, но здесь все гораздо проще, но при этом гораздо глобальнее. Теперь не нужно искать определенные вещи для определенных модификаций и таскать с собой кучи хлама, как барахольщик. Теперь если вы нашли алюминиевую банку, то это алюминий, нашли алюминиевую трубу и это тоже просто алюминий. Не нужно искать по всему миру детскую машинку с колесиками, чтобы сделать рогатку. Просто собираете весь хлам, подходите к верстаку и начинаете работать.

В данной части игры упразднили такое понятие, как ремонт оружия , ведь в Fallout 4 оружие теперь служит вечно.

На верстаке вы можете совершать следующие действия:

    Модифицировать любое оружие (при наличии нужных запчастей).

    Разобрать ненужное оружие на запасные части (если вы все еще не знаете как разобрать оружие в Fallout 4 , то вот он ответ)

    Переименовать оружие, если вам не нравиться название.


Улучшение происходит в несколько этапов. Сначала выбираем основу, например биту, затем выбираем материал, из которого она будет состоять, например алюминий, а затем вешаем обвес, типа цепей, гвоздей и так далее.

С огнестрелом немного поинтереснее, ведь там улучшений гораздо больше, от изменения рукоятки, до установки оптического прицела и измененного ствола. Модификации влияют на многие параметры, такие как урон, точность, скорострельность и так далее.


Так же есть множество дополнительных бонусов, например плюс 15 очков урона гулям, если вы идете в полнолуние голым, но в носках и если ваша правая нога повреждена на 75%. Это немного напрягает, потому что когда экипируешь данное оружие, чувствуешь себя как-будто берешь кредит вы быстро деньги. Можно было бы сделать просто плюс 15 урона.

Многие не могут понять где купить оружие в Fallout 4 , но на самом деле, после часа игры вы найдете множество людей, которые будут рады спихнуть вам товар и иногда у них будут попадаться ценные экземпляры. Об уникальном оружии и где его приобрести, вы можете узнать из данной .

Напоследок, перед обзором видов вооружения, разберем как спрятать оружие в Fallout 4, ведь некоторые NPC даже не будут с нами разговаривать, если в них тыкать стволами. Все очень просто! Нажмите и удерживайте клавишу R, а чтобы достать оружие, выберете его в пип-бое (кстате, о том как сделать Pip-Boy своими руками читайте , а вы узнаете где купить оригинальный Пип-Бой от Bethesda ), если оно выбрано, просто нажмите левую кнопку мыши.

Fallout 4 холодное оружие


Уд арное оружие


Кастеты


Fallout 4 радиационное оружие (радиоактивное)


Пистолеты


Пистолеты-пулеметы

Fallout 4 энергетическое оружие


Тяжелое оружие


Fallout 4 плазменное оружие


Дробовики


Fallout 4 Автоматическое оружие


Метательное


Мины


Взрывчатка


В этом гайде мы узнали все типы оружия Fallout 4, как создавать самодельное оружие, а если вы хотите увидеть особое оружие, то вам .

Приятной игры!

Хотите больше узнать о вооружении в Fallout 4? Можно ли из простого оружия сделать автоматическое? Здесь вы найдете описание и список вооружения, которое можно модифицировать.

Автоматическое и неавтоматическое оружие в Fallout 4

В игре появилась возможность модифицировать стандартное вооружение,в результате чего изменяются его характеристики и даже класс, увеличивая убойность и скорострельность. Таким образом, в Fallout 4 автоматическое оружие можно сделать своими руками. Научитесь более эффективно применять вооружение, для этого развивайте соответствующие способности. Уровней модификации в игре всего четыре. Чтобы получить возможность их использования развивайте способности Кузнец, Наука, Фанатик оружия.

Большое количество простого вооружения путем усовершенствования можно превратить в Fallout 4 в автоматическое оружие. При вложении5 очков в умение Коммандос добавится100% к повреждениям противника.

Что можно переделать

Список вооружения, который можно переделать в автоматическое:
10-мм пистолет;
Боевой дробовик;
Боевой карабин;
Гвоздемёт;
Гладкоствол;
Штурмовой карабин;
Лазер;
Плазменное оружие.

Также при замене пистолетной рукояткина приклад можно менять класс некоторого вооружения с пистолета на карабин и наоборот.

При замене ресивера или ствола меняется режим стрельбы на автоматический или наоборот. Автоматный режим стрельбы уменьшает точность попадания даже на средних дистанциях, а одиночная стрельба может сделать из вас снайпера. В Fallout 4 автоматическое и неавтоматическое оружие можно поменять местами, то есть манипуляции можно проделать с одной и той же винтовкой, превращая ее то в автомат, то в снайперку.

Для того чтобыусовершенствоватьоружие понадобятся:
верстак;
способности Фанатик оружия и Наука (стрелковое), Кузнец (холодное);
готовые модификации или запчасти;

По урону вооружение делится:
огнестрельное – повреждения от пуль, осколков;
энергетическое – урон от лазерного и плазменного оружия, холода и огня;
радиационное – убивает радиацией;
ядовитое–убивает ядом.

Определенные виды наносят совместный урон. Например, плазменное наносит повреждениясовместно зарядом и огнем.

Виды оружия

Разделение по классам:
кулачное –его можно надеть на руку и усилить удар (кастет);
холодное – любое, которое можно взять в руку (нож, лом, обрезок трубы);
пистолеты –можно взять в одну руку;
карабины –двуручноес ложей;
автоматическое – карабины и пистолеты с автоматическим ведением огня;
тяжёлое – тяжелое (в смысле по весу), может вести автоматическую стрельбу или неавтоматическую (миниган, пусковая установка, огнемет);
взрывчатка – мины, гранаты;
особое – не наносят урон, а используется для получения различных эффектов (ракетница, инъекционный карабин).

Благодаря модификациям некоторое вооружение может менять принадлежность к классу.

На Легендарном оружии снять или изменить свойства модификаций невозможно.

В игре множество разнообразного вооружения. Оно крайне любопытно – ведь можно создать что угодно. Но особенно интересным остается в Fallout 4 легендарное оружие. Давайте разберемся, что это вообще такое и каким бывает, где найти легендарные пушки и можно ли их сделать самостоятельно.

Что нужно знать о легендарном оружии в Fallout 4

Как понять, что пушка действительно легендарная? Важно знать, как в Fallout 4 называются такие особенности. Слово, которое обозначает свойство, всегда будет идти первым. Например, если гладкоствольный пистолет с затвором обозначен как «Зажигательный», то он будет называться «Зажигательный гладкоствольный пистолет с затвором». Кроме того, рядом с названием обязательно стоит звёздочка.

Подобные пушки в Fallout 4 можно модифицировать и улучшать. Особенность от этого не пропадёт. Снять её никак нельзя. Добавить новую – тоже.

Помните, что «легендарное» и «уникальное» в Fallout 4 не становятся тождественными понятиями. Легко можно найти аналогичную пушку с таким же свойством (например, два зажигательных дробовика).

ID легендарного оружия в Fallout 4

К сожалению, ID самого легендарного предмета может быть любым – ведь свойство не зависит от вида пушки. Легко можно встретить зажигательный миниган или убийственный дрын. Поэтому прописывать в консоль неуникальное легендарное оружие придётся самостоятельно.

В случае с уникальными «легендарками» всё иначе. Они имеют собственный ID и обладают отличающимися названием и характеристиками. При этом по виду совпадают с более распространенными моделями (за исключением Топора Грогнака).

Некоторые крайне полезные в Fallout 4 модели уникального оружия с легендарными особенностями и ID для добавления через консоль:

К сожалению, далеко не все уникальные пушки Fallout 4 можно добавить в инвентарь через консоль. Они появятся, но легендарного свойства у них не будет – от него останется только название. Поэтому в списке не указаны некоторые модели вроде ПП «Жми и молись» или ракетницы «Большой мальчик».

Можно воспользоваться чит-кодом, чтобы без использования ID прописать легендарные пушки в огромном количестве. Но, к сожалению, конкретные виды и особенности задать не получится. Для этого нужно:

  1. Выбрать место для будущего спауна вещей.
  2. Открыть консоль кнопкой [~].
  3. Ввести код placeatme 1F8545 .
  4. Дождаться, пока появится сундук и начнёт заполняться легендарными предметами.
  5. Выбрать из всего, что появилось, лучшие образцы.

Предметы будут появляться случайным образом – может выпасть как гладкоствол, так и миниган или «Толстяк». И спауниться стволы и брони будут бесконечно. Особенность: чем опаснее локация, тем лучший в ящике набор вещей.

Какое оружие в Fallout 4 собирать в первую очередь?

Пара полезных советов для тех, кто хочет получить идеальные легендарки и собрать максимально удачный комплект.

  • Против гулей нельзя брать «Облучённое»! Урон от него будет лечить гулей, которым радиация – как стимулятор для игрока. Против них лучше работает особенность «Антирадиационное».
  • Для снайперов лучше всего будет «Ликвидаторское» либо «Высокоточное» вооружение. При использовании VATS стоит взять «VATS-совместимое».
  • Зато любители скорострельного и тяжёлого (вроде миниганов и гатлинг-лазеров) порадуются особенности «Стремительное», «Взрывное» или «Бесконечное».
  • «Калечащее» идеально подходит для борьбы с крупными тварями (Когти Смерти, Чудища и т.д.), которых важно обездвижить выстрелом в ногу перед убийством.
  • Оружие и броня с особенностями «Кавалерское» или «Защитное» позволят полностью защититься от физического или энергетического урона в определенных условиях.

Где искать легендарное оружие в Fallout 4

К сожалению, легальными способами невозможно самостоятельно сделать его. Легендарные свойства в Fallout 4 на то и легендарные, чтобы быть недоступными для обычного крафта. Поэтому придётся помучиться в поисках. Есть три способа добыть такие пушки в игре:

  1. Выбить с легендарных противников.
  2. Получить в качестве награды за определенные квесты.
  3. Прописать легендарный ствол в консоли, то есть использовать читы.

Далеко не все легендарные противники имеют при себе подобное оружие. Они могут нести на себе совершенную безделицу – например, простенькую броню рейдера с легендарным свойством. Чем мощнее противник и выше уровень игрока, тем выше шанс получить от него что-нибудь полезное. А более высокий уровень сложности повышает шанс появления легендарного соперника в локации. Лайфхак : выставлять «Очень высокий» уровень сложности и сохраняться перед входом в локацию, а потом понижать его до необходимого.

В качестве квестовой награды выдается уникальный вариант легендарного оружия. Например, при выполнении задания «Воссоединение» в Fallout 4 можно забрать Пистолет Келлога, обладающий свойством «Неутомимый», или в задании «Призыв к оружию» получить в подарок лазерный карабин «Праведный Властелин» с особенностью «Счастливый». Кроме того, уникальные стволы с легендарными параметрами могут лежать в тайниках и продаваться у торговцев.

Предложили очень гибкий конструктор оружия, позволяющий любой ствол под любой патрон превратить в автомат, карабин или винтовку. Однако какие варианты являются лучшими? Мы пересмотрели всё оружие в игре и дополнениях, чтобы ответить на этот вопрос. Предупреждаем, текст содержит спойлеры.

Теория оружия Fallout 4

Начнем наш гайд с разбора основных свойств, которые есть у оружия в Fallout 4. Их Понимание пригодится вам, когда будете подбирать себе пушку или модифицировать её - далеко не все уникальное оружие в Fallout 4 может сравниться с правильно модифицированным обычным.

По оказываемому урону все оружие уместно разделить на четыре типа, чем дальше, тем урон в секунду меньше:

  • Огнестрельный : наносит обычный баллистический урон в точку, куда направлено перекрестие прицела, но у пуль всегда есть отклонение. У NPC и игрока проходящий урон снижается броней, а у Выжившего его дополнительно могут уменьшить способности.
  • Энергетический : наносится лазерами, плазмой и рельсотроном. Лазерное оружие может поджечь цель, а плазменное - превратить в слизь. Лазерное и рельсотронное попадают в точку, куда направлено перекрестие прицела, гораздо чаще плазменного или огнестрельного. Выживший может повысить сопротивляемость с помощью нескольких способностей.
  • Радиационный : наносит существенный урон людям и нормальным животным, но не влияет на роботов и мутантов. Также урон не проходит через броню, если она прокачана на защиту от радиации. Поскольку радиация считается в отдельной шкале, радиационный урон проявляется не сразу - нужно хорошо нашпиговать врага патронами, так что он скорее умрет от прямого воздействия.
  • Ядовитый : этот тип урона сложнее всех спрогнозировать, так как он наносит значительный урон только по прошествии 2-3 минут, что долго для любого боя. Яд полностью блокируют броней, а мутанты в Содружестве имеют частичную или полную защиту от этого типа урона.

Виды оружия в Fallout 4:

  • Обычное не обладает никакими свойствами, имеет максимум возможностей для модификаций.
  • Легендарное обладает так называемыми «легендарными свойствами», вроде урона от огня или кровотечения. Свойств у оружия бывает либо несколько слабых, либо одно сильное. Последний вариант предпочтительней, слабые свойства поглотятся броней, а сильное обязательно прорвется через неё. Выпадает случайным образом из легендарных врагов (помечены звездочкой). Не всегда легендарное оружие можно полностью модифицировать.
  • Уникальное - отмечается звездой и имеет уникальное название, которое нельзя изменить. Всегда имеет какое-то легендарное свойство. Такое оружие выдают за выполнение квестов, его можно найти во время изучения игрового мира или купить у торговцев задорого. Это оружие подвержено только косметическим улучшениям, вроде смены рукоятки.

Основные легендарные свойства оружия , которые будут полезны всегда и против любого противника, в порядке убывания силы воздействия:

  • Ранящее - любая цель, в которую попала хоть одна пуля, получает 25 ед. дополнительного урона от кровотечения, причем эффект действует на роботов и механизмы. Игнорирует сопротивление урону и броню цели. Используя это свойство, можно нашинковать врага десятком пуль и бросить его истекать кровью, а самому заняться следующим. Этот урон особенно хорошо складывается при использовании дробовиков или миниганов.
  • Мощное - урон всем видам врагов увеличен на 25 %. Не стоит первым потому что крайне редко встречается, да и сам эффект зависит от базовой мощности оружия. Слабой пушке увеличение урона на четверть не так поможет, как дополнительные 15-25 единиц урона от другого свойства.
  • Зажигательное - поджигает врага, нанося ему 15 единиц урона от огня. Аналогично «ранящему» свойству, но не такое мощное.
  • Взрывное - пуля разрывается, нанося 15 единиц урона по площади. Позволяет доставать цель, если она спряталась за укрытием, стреляя в поверхность рядом с целью. Бывает полезно на начальном этапе игры, но потом выгоднее все-таки попасть во врага.
  • Калечащее - наносит на 50 % больше урона конечностям. Есть шанс оторвать её или повредить;
  • Облучающее - цель получает 50 единиц радиации, так что каждый выстрел снижает шкалу Здоровья. Не действует на роботов.
  • Плазменное - наносит 10 единиц дополнительного энергетического урона от плазмы (не требует плазменных патронов), у любого выстрела есть шанс превратить врага в слизь.
  • Провоцирующее наносит удвоенный урон целям с полным здоровьем, отлично подходит для начала боя.
  • Бесконечное - стрельба не требует перезарядки магазина, но боезапас тратится. Пригодится для снайперских винтовок или карабинов, но становится бесполезным при появлении такого же оружия с более выгодным легендарным свойством.
  • Знахарское наносит дополнительные 30 единиц урон ядом в течение 10 секунд.
Это далеко не полный список, поэтому не забывайте про стиль, которым отыгрываете. Например, для скрытных убийств вам могут пригодиться легендарные свойства, связанные с VATS.

Практика использования оружия в Fallout 4

И хотя приведенные выше варианты классификации оружия являются официальными, более эффективно разделить оружие по типу используемых патронов и описать пределы оружия, которое построено на его базе.

Рассмотрим разницу между патронами. Начнем с огнестрельного оружия:

  • Патрон калибра.38 - самый распространенный боеприпас, который используется в пистолетах и автоматах начала игры. Ограниченная дальность стрельбы, низкий урон. На высоких уровнях область применения построенного на базе этого патрона оружия сузится до боя на прямой дистанции со слабыми противниками.
  • Патрон калибра.44 - редкий, мощный боеприпас для револьверов и их модификаций. Практически не используется из-за высокой отдачи и низкой скорострельности оружия револьверного типа.
  • Патрон 10 мм - мощный и средне-распространённый боеприпас, используемый только в одном оружии - 10 мм пистолетах. Из-за этого под конец игры проигрывает даже калибру.38 в эффективности, но первое время подобные пистолеты (особенно с легендарными свойствами) будут последним аргументом в бою.
  • Патрон калибра.308 - достаточно распространенный боеприпас, оружие на его базе будет заметно мощнее калибра.38 и позволит уничтожать бронированные цели в ближнем бою. На средней дальности наносит ощутимый урон небронированным целям, но с увеличением дальности падает кучность стрельбы.
  • Патрон калибра 5-мм используется только в Минигане. Дешевый и относительно распространенный боеприпас, можно набрать несколько тысяч, просто собирая с трупов врагов. Расходуется очень быстро, наносит слабый урон даже на ближней дистанции. Поскольку Миниган сам по себе слабое оружие, практической ценности под конец игры или на высоком уровне сложности не представляет.
  • Патрон калибра.45 широко распространен в Содружестве, его можно назвать универсальным боеприпасом карабинов. Наносит хороший урон на средней дальности бронированным целям, оружие на его базе наносит отличный урон при стрельбе в голову и по конечностям хорошо бронированных живучих целей или легендарных мутантов.
  • Патрон калибра.50 встречается редко, с врагов выпадает мало, если будете часто использовать, то придется постоянно докупать. Позволяет вести уверенную стрельбу на большой дальности, оружием на его основе могут быть только снайперские винтовки с разными оптическими прицелами. Можно сделать пистолет или карабин с.50, но из-за отдачи толку в интенсивном бою от них будет немного.
  • Патрон дробовика используется во всех видах гладкоствольного оружия и Боевых Дробовиках, особенно хорош для интенсивного боя на ближней дистанции. Широко распространен в Содружестве, но и расходуется очень быстро.
  • Патрон калибра 5.56 мм используется только в одном оружии - Штурмовой Винтовке. Очень редок, в Содружестве немного врагов, с которых его можно собрать, у торговцев стоит дорого. Карабин на его основе имеет отличный урон и кучность, что позволяет стрелять даже на дальней дистанции.
Рассмотрим патроны энергетического оружия. Всегда помните, что использование энергетического оружия полностью демаскирует персонажа:
  • Ядерная батарея - широко распространенный боеприпас в Содружестве, у вас не должно быть проблем с его приобретением или сбором. Требуется для работы всего спектра лазерного оружия: пистолетов, автоматов, карабинов, снайперских винтовок, что достигается за счет использования разных модификаций. Урон также растет по мере прокачки, но для неё требуются очки навыков.

    Из-за особенностей механики выстрела, стрельба на дальних дистанциях может быть затруднительна, рекомендуем использовать лазерное оружие на дистанциях прямого или ближнего боя. Кроме того, наносимый урон падает с дистанцией или из-за тумана. Также не рекомендуется ограничивать объем магазина - лучше производить больше выстрелов со средним уроном и средней точностью, чем немного выстрелов с высокой точностью и большим уроном.

  • Заряд плазмы - достаточно редкий боеприпас в Содружестве, его можно купить у многих торговцев, но поднять только с трупов Стрелков. Также как с лазерным, за счет модификаций можно из одного ствола сделать пистолет, автомат, карабин или снайперскую винтовку. Но урон от них почти всегда будет самым большим в своем классе. Компенсируется это тем, что каждый выпущенный сгусток плазмы имеет низкую скорость полета, и в целом ряде случаев такое оружие может оказаться бесполезным.

    Плазма легко уничтожает роботов, технику и противников в силовой броне, особенно на ближней дистанции. Урон по тварям Содружества и супермутантам меньше.

  • 2-мм электромагнитный картридж применяется только в одном оружии - Рельсотроне. Боеприпас очень редок, в Содружестве практически не продается, по форме представляет собой вытянутую иголку, что сказывается на восприятии от стрельбы. Рельсотрон задуман как мощный вариант снайперской винтовки для конца игры, им и является. Модификации только корректируют ведение огня и отдачу.

Тщательно пересмотрев все оружие в игре и дополнениях, мы выбрали только то, что наносит гарантированный урон вне зависимости от типа врага, его брони и сопротивляемости к урону. Немного вариантов оружия отвечает всем этим требованиям:

  • Пистолеты - 4 варианта;
  • Штурмовые автоматы и пистолеты-пулеметы - 5 вариантов;
  • Карабины - 3 варианта;
  • Дробовики - 1 вариант;
  • Снайперские винтовки - 3 варианта;
  • Разная экзотика, включая тяжелое и холодное оружие.

Лучшее оружие Fallout 4: пистолеты

Чтобы извлечь максимум эффективности от пистолетов, нужно прокачать перк Дуэлист. На пятом уровне неавтоматические пистолеты наносят на 100 % больше урона, выстрелы из них с большей вероятностью разоружают противника и даже могут нанести ему увечье. Тем не менее, прокачивать эту ветку не всегда рационально, поскольку автоматы и карабины в интенсивном бою эффективнее пистолетов.

Пистолет калибра 10мм

Поэтому в списке на первой позиции находится обыкновенный 10 мм автоматический пистолет, очень распространенный в Содружестве, с установкой модификаций для которого справится игрок 4-15 уровня. Советуем прокачать его следующим образом:

Модификаций много, если вносить улучшения постоянно, то оружие не будет отставать от роста сложности врагов в начале игры.

Пистолет позволит вести эффективный бой на кинжальной или прямой дистанции, имеет низкую стоимость выстрела в VATS, а наличие легендарного свойства (оптимально: ранящее, зажигательное, взрывное, калечащее), будет только в плюс.

Бластер Чужих

Данное оружие является уникальным, существует в единственном экземпляре, у него нет легендарного свойства. Стреляет синей плазмой, которая летит быстрее обычной зеленой плазмы. Для получения оружия персонаж должен иметь уровень 20 и выше, тогда в небе над Содружеством появится падающее НЛО. Остается только выполнить простейший квест по её поиску, потом отследить инопланетянина и забрать пушку:

Неавтоматические винтовки, как правило, обладают высокой точностью и бо льшим уроном, чем пистолеты или автоматическое оружие. На большинство таких винтовок влияют 3 ранга способности "Снайпер". Все неавтоматические винтовки зависят от способности "Эксперт по карабинам", при 5 вложенных очках, будет бонус позволяющий наносить удвоенный урон и игнорирующий 30% брони противника, а также повышающий шанс повредить выстрелом конечность цели. В статье разобраны все начальные характеристики карабинов и некоторого экзотического вооружения, а также их отдельные модификации, благодаря которм получаются отличные снайперские винтовки.

Короткий штурмовой карабин


Урон: 30 Стандартный штурмовой карабин сочетает хороший баланс между уроном и точностью, что делает его хорошим выбором для различных боевых ситуаций. Многие из имеющихся модификаций сделают это оружие подходящим для ведения автоматического огня. А правильно модифицированный штурмовой карабин может стать хорошим снайперским карабином с большим магазином и сравнительно высокой скорострельностью.

Они часто встречаются у высокоуровневых супермутантов, а также могут быть найдены по всему Содружеству.

Патроны: 5.56
Скорострельность: 40
Дальность: 119
Меткость: 72
Вес: 13.1
Цена: 144

Короткий б оевой карабин



Короткий боевой дробовик


Короткий двуствольный дробовик



Урон: 110 Карабин Гауса повелитель убойности над точностью. Чтобы нанести максимальный урон, необходимо накопить энергию перед выстрелом, на мгновение, задержав спусковой крючок в нажатом положении. Его лучше всего использовать из укрытия. Это единственное оружие, которое использует 2-мм электромагнитный картридж в качестве патронов, правильно модифицированный карабин Гауса может стать ценным дополнением к арсеналу.
Патроны: 2-мм электромагнитный картридж
Скорострельность: 66
Дальность: 191
Меткость: 39
Вес: 15.8
Цена: 228


Разведывательный.50 снайперский карабин



Урон: 64 Если смотреть правде в глаза, не всегда лучший вариант идти с пушкой наперевес против толпы врагов. Это охотничье ружье, которое было модифицировано для использования убойных патронов.50 калибра и имеющее высокую точность на больших дистанциях. Увеличенная емкость магазина, минимизирует перезарядки, а прикрепленный глушитель сохранит местоположение стрелка от врагов. Держитесь в тени и эта переделка в классическую снайперскую винтовку позволит завершать перестрелки доя их начала.
Патроны: .50
Скорострельность: 4
Дальность: 185
Меткость: 112
Вес: 19.2
Цена: 212

Короткий институтский карабин



Короткий лазерный карабин





Урон: 30 (энергетический) Стандартный лазерный мушкет не совсем точен по сравнению с другими энергетическими карабинами, но выдает бо льший урон из-за уникального процесса перезарядки. Стандартный конденсатор поддерживает максимум 2 заряда, но более продвинутые варианты могут вмещать до 6 зарядов. В результате получаются более сильные повреждения от выстрела со значительным расходом боеприпасов.
Слегка модифицированные лазерные мушкеты могут быть найдены за пределами Музея Свободы.
Патроны: Ядерная батарея
Скорострельность: 6
Дальность: 71
Меткость: 70
Вес: 12.6
Цена: 57














Урон: - Если обычное оружие используется для нанесения прямого урона, то инъекционный карабин используется, чтобы поразить врагов пагубными эффектами. Это оружие поддерживает широкий выбор инъекционных патронов, каждый из которых может быть сделан в химлабаратории. Цели могут быть выведены из себя, парализованы, ослаблены, отравлены, и т.д.

Есть несколько инъекционных карабинов разбросанных по Содружеству. Они могут быть найдены в Медфордской больнице, Массачусетском центре переливания крови, санатории "СЭНДИ-КОУВС", медцентре Массачусетс-Бэй, психиатрической больнице "Парсонс", и других различных местах. Также, инъекционный карабин есть в убежище 81 и его легко получить, выполняя квест "Закуток".

Патроны: Шприцы
Скорострельность: 33
Дальность: 119
Меткость: 72
Вес: 6.2
Цена: 132
Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Кириллическая азбука. Кириллический алфавит. – Уже когда возникла кириллица Кириллическая азбука. Кириллический алфавит. – Уже когда возникла кириллица Как рассчитать амортизацию автомобиля: основные методы Как рассчитать амортизацию автомобиля: основные методы Скрытый сифилис: симптомы, диагностика и лечение всех форм Ранний и поздний скрытый сифилис Скрытый сифилис: симптомы, диагностика и лечение всех форм Ранний и поздний скрытый сифилис