Вишну и лакшми храм кандарья махадева. Каджурахо - храм камасутры

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Храмы в Каджурахо - второе место по посещаемости в Индии после Тадж Махала.
Место стало столь знаменито благодаря уникальным эротическим скульптурам, которые украшают храмы.

То что мы увидели в Каджурахо невероятно.
Вся поверхность храмов украшена различными скульптурами.
Такой чрезвычайно тонкой и реалистичной работой по камню я еще не встречала.
Недаром барельефы считаются одними из лучших скульптур Индии.

Когда-то Каджурахо был столицей государства Чандела, чьи раджи правили центральной Индией с IX по XIII век.
В IX-XI веках было построено 85 храмов. Арабские путешественники описывали большой город и храмы с массой идолов, которые оскорбляли взоры правоверных мусульман.
В XIII веке мусульмане завоевали эти земли и столицу поглотили леса.
Только в 1838 года британский военный инженер Д.С. Барт случайно обнаружил в джунглях – "чудесное место, именуемое Кхаджурахо".

К сегодняшнему дню из 85 сохранилось только 25 храмов. Но то что сохранилось уникально.
Это надо видеть!

По одной из версий в скульптурах изображена свадьба индуистского бога Шивы и его супруги Парвати.
«Камасутра» когда-то была именно отражением сцен божественной свадьбы.

Одна из теорий индийской философии гласит: "Чувственное удовлетворение гораздо раньше приводит к освобождению души, чем запрет на него".

Кандарья Махадев (Kandariya Mahadeva Temple) - это вершина искусства династии Чандела. Он посвящен Шиве. Его святилище, воплощение горы Меру – символа Земли и Вселенной, украшают около 900 скульптур.

Не смотря на то, что своей свехпопулярностью Каджурахо обязан именно эротическими скульптурам, они составляют не более 10% скульптур украшающих храмы.

Много изображений апсар или небесных танцовщиц, в чьих венах тек солнечный свет.

Или просто бытовых сцен

В скульптурах запечатлели любовные игры богов

Такие посетители присутствуют почти в каждом храме:)

Храмы условно делят по их месторасположению на три группы Западную, Восточную и Южную (Western, Eastern, Southern Group of Temples).
Они относятся к разным религиозным направлениям в индуизме. Какая-то часть из них посвящена Шиве, какая-то Вишне, некоторые Джайну Тиртанкарасу.
Эти фотографии Западной группы храмов. Она лучше всего сохранилась и наиболее известна.
Мы пришли как только встало солнце и пару часов наслаждались осмотром храмов практически в одиночестве.

Эротические скульптуры только на внешних стенах храма. Внутри их нет.
Объясняют - это тем, что только полностью познав свою сексуальность, можно достичь пункта, когда секс уже не будет иметь значения и войти в храм.

Внутри храма 11-го века Вишванатх

А вот эту скульптуру описал писатель из моего детства:

"На консолях внутри святилища некогда были восемь статуй апсар, из которых уцелела только одна. Эта сурасундари глубоко потрясла молодого художника.
Как утешение в суровой борьбе, как обещание радости, обнаженная сурасундари, украшенная лишь пояском, браслетом и ожерельем, реяла между чудовищами. Склонив голову, апсара оглядывалась через плечо, повторяя позу правого зверя, но в немыслимом извороте по вертикальной оси тела. Скульптура была повреждена, ноги ниже колен совсем отбиты, и, несмотря на это, Даярам не мог оторвать взгляда от изваяния, созданного будто не долотом скульптора, а самой матерью природой.
Дневной свет, и без того скудный в темном святилище, быстро угасал. Рамамурти, наконец, нашел в себе решимость уйти. На прощание он осветил карманным фонариком статую с правой стороны. Солнечная красавица посмотрела на него через плечо, как живая, маняще и уверенно, а свет фонаря в его дрожавшей от волнения руке игрой теней придал странную жизнь ее блестящему телу.
...Искать больше было нечего, самое лучшее, что создало древнее искусство его страны, находилось тут, на расстоянии вытянутой руки."
И. Ефремов "Лезвие бритвы" 1963 г.

Храм Адинатх

Рядом с этой группой храмов есть маленький, но любопытный музей. Вход 5 рупий.

Окно в музее

Южная группа наиболее удалена. Мы побывали только в Дуладео (Dulhadev Temple) , самом позднем из храмов Кхаджурахо. И на этом остановились.
Дуладео построен в XII веке и посвящён Шиве.
Смело можно было бы пропустить, т.к. барельефы выглядят куда проще, чем храмах Восточной и Западной группы. Пожалуй, интересен только тем, что можно увидеть как угасало исскуство мастеров.

А еще Дуладео запомнился исчезновением нашего моторикши. Вышли после осмотра, рикши нет. Удивились, т.к. возил он нас долго, а денег мы ему еще не платили. Подождали. Полдень. Палящее солнце. И никого вокруг. Подождали еще. Никого и ничего. Пришлось прогуляться по жаре в компании с осликами до первых признаков цивилизации:)

Последний взгляд на барельефы западной группы храмов

Сестра после насыщенного дня

И завершу рассказ еще одной цитатой из Ефремова:
"Человеческие статуи поразительной жизненности и красоты, посвященные теме физической любви, составляют одно целое со стенами храмов. Десять веков простояли эти солнечные изваяния перед взорами множества поколений, и еще бесконечно долгие годы они будут изумлять тех, которые еще придут, волнуя и возвышая их великолепной красотой человека!"

Практическая часть.

Как доехать.

Сейчас Каджурахо небольшая деревенька полностью ориентированная на туристов.
Но из-за популярности места в этой деревне даже есть свой аэропорт с регулярными рейсами из Дели.
Так что самый быстрый вариант - это самолет.
Мы ехали из Агры на поезде до Джанси. Успели на последний автобус Джанси-Каджурахо, но он был битком. Ехать несколько часов стоя нам не хотелось. Ночевать в Джанси тоже. Поэтому наняли такси.
Переплатили солидно. Меня подкупили слова о новой машине с кондиционером и практически не торгуясь поехали за 1500 рублей. Ошибочка. Водитель посчитал, что счастье привалило - богатые белые туристы. И всю дорогу пытался отжать больше денег. Канючил настолько назойливо, что на середине пути мы вышли из машины, чтобы ловить попутку. Это привело в чувство этого "милого человека". Так что дальше ехали в тишине.
***Когда в эту поездку по Индии в моей речи стал превалировать мат, сестра предложила все нецензурные обозначения заменить на "милые люди", прижилось:))
Но о людях расскажу отдельно:)

Где жить:

Мы выбрали Hotel Surya Khajuraho
Взяли люкс с выходом из номера в сад.
Большой номер с кондиционером, шкафом, дополнительным диваном. Чистое белье. Первое место, где сразу все было на месте (обычно полотенца, туалетная бумага, мыло появлялись только после похода не ресепшн). Плохо работающий душ. Один раз отключилась вода на несколько часов. Стоил номер после небольшого торга 650 рублей.
Завтрак был включен, но не понравился.

Вход на территорию Западной группы храмов для иностранцев 250 рупий.
Она открыта для посещения от рассвета до заката.
Остальные группы можно посетить бесплатно.

Около тысячи лет назад возле небольшой деревни Кхаджурахо цари из династии Чандела построили 85 храмов невероятной красоты и изящества. До наших дней дошли всего 25 из них, и они образуют один из самых великолепных храмовых ансамблей Индии.

Построенные в невероятном порыве творческой энергии, храмы Кхаджурахо, прославляющие радость жизнь во всех ее проявлениях, входят в число самых удивительных шедевров мирового искусства. С 1838 года, когда храмы были обнаружены европейцами, их посетили и продолжают посещать путешественники, художники и исследователи. Храмовый комплекс считается одним из семи чудес Индии, а в 1986 году он был внесен в список объектов мирового наследия ЮНЕСКО.

Прежде всего храмы Кхаджурахо рассказывают нам о религии, эротике и радости бытия. Эти древние шедевры архитектуры известны своими эротическими скульптурами, которые стали предметом для бесконечных споров и интерпретаций. Эротические горельефы Кхаджурахо составляют неотъемлемую часть художественного наследия этого грандиозного комплекса.

И хотя Кхаджурахо известно во многом благодаря эротической скульптуре, такие композиции составляют менее десятой части всех изображений. Фигуры, представленные в движении, живые, теплые, бесконечно изящные и чувственные, воплощают единение с природой и смысл человеческого существования.

Храмовый комплекс Кхаджурахо

Кхаджурахо было бы обычной деревней, каких не счесть в Центральной Индии, если бы не его исключительное культурное наследие в виде храмового комплекса, который выдвигает это местечко на передний план мировой культуры и архитектуры.

При правлении царей из династии Чандела, которые владели этой местностью с IX по XIV века нашей эры, здесь процветала исключительная архитектурная школа, чьи идеи и мастерство нашли свое воплощение в храмах Кхаджурахо.

Комплекс, окружающий деревню, занимает территорию около 21 квадратного километра и представляет собой один из красивейших и загадочных памятников Индии. Считается, что 85 храмов, из которых в той или иной степени сохранилось всего 25, были построены за два с небольшим столетия, примерно с 900 г. до 1125 г. нашей эры.

Храмы Кхаджурахо – это кульминация североиндийского стиля культовой архитектуры нагара. Они богато украшены великолепными горельефами тончайшей работы, которые считаются шедевром индийского искусства. Стены храмов сплошь покрыты изображениями богов, богинь, божественных существ, украшенны растительными и символическими орнаментами. Здесь и стражи сторон света дикпалы, и небесные танцовщицы апсары, и небесные нимфы сурасундари, и добрые духи видьядхары, и музыканты гандхарвы, ганы – помощники Ганешы и влюбленные пары в процессе майтхуны – тантрического секса.

Совершенство скульптуры подчеркивается сочетанием мягкого цвета песчаника всевозможных оттенков от светло-желтого до розового, и глубины фона, что создает особую игру света и тени.

Стены храмов внутри и снаружи украшены фризами, где как в калейдоскопе сменяют друг друга сцены из жизни богов и простых смертных – религиозные ритуалы, музыкальные представления, воинские сражения, процессии, церемонии, придворная жизнь, животные, влюбленные пары и простые бытовые сюжеты. Это настоящий гимн жизни, запечатлевший в камне всю палитру ее красоты и многообразия.

История Кхаджурахо

Название «Кхаджурахо» происходит от слова «каджур» — финиковая пальма, которые в изобилии произрастают в здешних местах. По легенде, древние ворота Кхаджурахо были украшены золотыми финиковыми пальмами. Этот регион известен с древних времен, и до 400 века до н.э. носил название Ватса, в Средние века – Джеджабхукти, а после XIV века стал называться Бунделкханд. В IX веке здесь возвысилась династия правителей Чандела, которые принадлежали к раджпутскому клану Луны.

В эпической поэме индийского поэта Чанд Бардая, жившего при дворе правителя Дели и Аджмера «Сказание о Притхвирадже» есть красивая легенда о легендарном прародителе династии Чандела. Она гласит, что бог луны Чандра как-то увидел Хемавати, юную дочь брахмана, купающуюся в бассейне. Очарованный красотой девушки, Чандра спустился на землю и соблазнил ее. Когда Хемавати забеременела, Чандра велел ей удалиться в глухую деревушку Кхаджурахо. Хемавати покинула отчий дом в Каши (ныне Варанаси), где родила божественного мальчика Чандравармана.

Чандраварман вырос настоящим героем. Так, в 16 лет он голыми руками победил льва, и с тех пор эмблемой Чандела стало изображение юноши, побеждающего льва. Этот сюжет довольно часто встречается среди скульптур Кхаджурахо. Со временем Чандраварман стал великим царем и основал королевскую династию Чандела.

Историки же считают, что Чандела происходят из местной народности гондов. Их родовые владения включали в себя Махобу, Аджайгарх, Каланджар и Кхаджурахо, который был культурной и религиозной столицей их госудаства с IX по XII века н.э.

Чандела были прозорливыми политиками, талантливыми воинами и покровителями искусства и архитектуры. Они многократно расширили свои владения, добились независимости своего государства и в свое время остановили нашествие мусульманской армии тюрков Махмуда Газневи. В принадлежащих им владениях Чандела построили множество прекрасных фортов, дворцов и храмов, но ни один из них не превзошел Кхаджурахо по красоте и величию.

По всей вероятности, строительство религиозного комплекса близ Кхаджурахо началось в период правления Харшадевы (900-925 г.г.), который построил первые храмы Чаусатх Йогини и Лалгуан Махадева. Его преемник и сын Ясоварман (годы правления 925-950) был могущественным правителем. По его приказанию был возведен храм, посвященный Вишну, известный сейчас как храм Лакшмана, который был невероятно сложным архитектурным творением для того времени.

Сын Ясовармана Дханга (правил в 950-1002 годах) во время своего правления объединил королевство Чандела, сделав его самым могущественным государством на севере Индии. Он был не только талантливым государем, но и большим поклонником искусств. Именно Дханге Кхаджурахо обязан самыми прекрасными из сохранившихся храмов — Вишнаватхой и Паршванатхой.

Надписи, сделанные в Каджурахо в период правления Дханги, являются бесценным источником исторических сведений об этой эпохе. Одна из надписей, найденных в Вишнаватхе, датирована 1002 годом – годом смерти Дахнги. В ней упоминается название «Кхаджур-вахака», что, очевидно, было исконным названием Кхаджурахо.

Во время мирного правления сына и наследника Дханги Ганды (1002-1017 г.г.) были построены храмы Вайшнава (ныне Джагадамби) и храм Чхитрагупта, посвященный богу Солнца.

В 1017 году Ганду сменил на троне его сын Видьядхара, 12 лет правления которого стали периодом максимального расцвета и могущества государства Чандела. За годы, которые он провел на троне, Видьядхра одержал множество славных побед, в том числе остановил натиск мусульманского войска под предводительством Махмуда Газневи. Именно Видьядхра построил самый большой храм Кхаджурахо Кандарья-Махадева, посвященный Шиве.

После его смерти политическое значение Кхаджурахо постепенно начало снижаться. Последние Чандела теряли завоёванные территории одну за одной, пока в 1202 году все их земли не оказались под властью Делийского султаната. Однако строительство храмов не прекращалось до середины XII века, а Кхаджурахо оставался религиозным центром региона вплоть до XIV столетия.

Арабский путешественник Ибн Батута посетил местность под названием Каджарра в 1335 году. В его хронике упоминается огромное озеро, окруженное храмами со статуями, поврежденными мусульманами. Это озеро существует поныне и называется Кхаджурасагар. Оно расположено в 800 метрах от западной группы храмов, которые, скорее всего, образовывали центр старого города.

К XVI веку Кхаджурахо очевидно утратил свое значение и превратился в неприметную деревушку, затерянную в джунглях. Когда британцы обследовали эту местность в 1818 году, деревня лежала в руинах. Мир ничего не знал об изумительных храмах, пока в 1838 году инженер британской армии капитан Берт случайно не обнаружил таинственные сооружения, продираясь через джунгли. Похоже, что удаленность Кхаджурахо от крупных городов и дорог сослужила добрую службу этому месту, защитив его от полного разрушения.

Храмы Кхаджурахо – микрокосмос человека

Первые индуистские храмы представляли собой простую платформу с крышей или даже без нее. Позже, в период Гупта (3-5 в.в. н. э.), архитектура храмов постепенно начала усложняться, и сформировались каноны, в соответствии с которыми велось строительство культовых сооружений. Тогда появились основные элементы – квадратное святилище и портик с колоннами. Позже добавился обход вокруг главного святилища и цоколь с колоннами, вход в который, как правило, предварялся портиком. Форма крыши, плоская изначально, изменялась, в ее конструкции появлялась многоярусная надстройка – шикхара, характерная для северных храмов.

В Средние века в Индии появились «Шилпашастры» — трактаты, посвященные индуистской храмовой архитектуре и иконографии. Храм стал микрокосмом, моделью мироздания, символом Абсолюта. Каждая часть здания имеет особое значение, но все вместе они составляют неделимое целое, символизирующее единство Вселенной.

Храм строится на массивном каменном основании – адистхане, поверх которого расположена еще одна платформа – джагати. Основание символизирует алтарь, на который как жертва богам возлагается само здание. Святая святых храма, куда допускались только священнослужители храма, называется «гарбагриха». Это небольшое темное помещение со скульптурой божества, которое находится под высокой башней пирамидальной формы, увенчанной шпилем, – шикхарой. Для молитвенных собраний верующих предназначается большой молельный зал – мандапа, соединенный с гарбагрихой небольшим вестибюлем – антаралой. Вход в мандапу предваряется портиком – ардха-мандапой. Элементы храмов могли различаться в зависимости от эпохи строительства и культурного влияния соседних регионов, но основополагающие принципы были едины и строго соблюдались архитекторами.

Храмы Кхаджурахо – типичные образцы северной школы Нагара, которая отличается высокой шикхарой округлой формы, сужающейся кверху. Планировка храмов включает в себя гарбагриху, мандапу, ардха-мандапу и антаралу, каждая из которых увенчана собственной пирамидальной крышей. Все вместе они образуют единое целое, постепенно увеличиваясь по высоте от самой низкой крыши над портиком до самой высокой – шикхары над святилищем. Центральная шикхара символизирует мифический пик Меру, небесное царство Брахмы, или священную гору Кайлас, обитель Шивы.

Все шикхары Кхаджурахо как бы наклонены внутрь. Такой эффект создается за счет небольших шикхар, примыкающих к основной башне и устремленных вверх, к небесам. Каждый уровень плавно переходит в следующий, что символизирует рост, обновление всего сущего, бесконечную смену миров. Этот эффект дополнительно подчеркивается амалаками – дисками в форме окружности с ребристыми краями, которые пересекают вертикальные линии башен. Шпили шикхар оканчиваются калашами – сосудами с нектаром бессмертия амритой.

Храмы Кхаджурахо построены на высоких цоколях и окружены открытыми галереями. В самых больших храмах Кхаджурахо – Кандарья Махадева, Лакшамана и Вишванатха – также есть прадакшина, обходная галерея вокруг святилища, а мандапа имеет четыре боковых выступа с окнами для вентиляции и освещения, благодаря которым храм имеет форму двойного креста.

Архитектура святилища полна сакрального смысла: шикхара включает в себя семь вертикальных выступов нага, символизирующих единый восходящий аспект всего сущего, – такой тип шикхар называется «саптаратха», а по горизонтали оно разделено на семь уровней-выступов сапта-баба, которые отражают многообразие нисходящих уровней сущего. Внутри и снаружи храмы богато декорированы орнаментами и многочисленными скульптурами, которые кажутся живыми и динамичными благодаря контрасту света и тени, придающему фигурам объем и пластичность.

Скульптура: эротика и религия

Своей всемирной славой храмы Кхаджурахо прежде всего обязаны изумительной скульптуре, которая гармонично дополняет архитектурный замысел своих создателей. Творение средневековых архитекторов, созданное в порыве невероятного вдохновения, вошло в список самых прекрасных шедевров Индии.

Строители Кхаджурахо не использовали раствор: все каменные блоки уложены друг на друга и соединены особой системой выступов-консолей, что требует большого мастерства и точного расчета. Каждую глыбу тщательно отбирали, освящали, обрабатывали и только потом устанавливали на место.

Песчаник, из которого построены почти все храмы Кхаджурахо, прекрасно подходит для обработки и позволяет скульптору создавать мельчайшие детали – капли воды, ногти, пряди волос, морщины на коже.

Индуистский идеал красоты строго формализован, все религиозные скульптуры подчиняются канонам, изложенным в Шилпашастрах. Лицо должно быть «круглым как куриное яйцо», глаза — миндалевидными, напоминающими по форме рыбу. Лоб сравнивали с согнутой дугой лука, брови — с листьями мелии, подбородок – с косточкой манго, а ступни и ладони — с цветком лотоса, талию же предписывалось изображать тонкой как у осы, тогда как грудь и бедра – пышными и округлыми.

Скульптурные изображения Кхаджурахо

Кхаджурахо часто называют «храмами любви» или даже «храмами Камасутры», но на самом деле стены Кхаджурахо повествуют о гораздо большем, чем плотская любовь и эротика. Темы скульптурных изображений можно условно разделить на пять групп.

  • Изображения богов и богинь

Каждый храм посвящен определенному божеству, чей образ установлен в главном святилище. В соответствии с канонами, образы этого божества встречаются на фризах, опоясывающих внешние стены. Обычно божество изображено в сопровождении супруга или супруги, полубогов, дикпал, видьядхар, гандхарв, кумар и прочих мифических существ.

  • Сцены из повседневной жизни

Здесь представлены изображения военных баталий, охоты, процессии и ритуалы, придворная жизнь и бытовые сцены.

  • Животные и мифические звери

На стенах храмов можно найти лошадей, обезьян, попугаев, верблюдов. С особой любовью выполнены фигуры слонов – главной опоры армии в средневековой Индии. Нередко встречается изображение воина, сражающегося со львом – герб династии Чандела. На нескольких барельефах можно увидеть шардулу – мифическое животное, символизирующее борьбу знания с невежеством, которое обычно изображалось с нижней половиной тела лошади, а верхней – льва, слона, кабана и даже попугая.

  • Геометрические и цветочные мотивы

Используются для украшения стен, колонн и потолков внутри зданий как обычные декоративные элементы либо имеют символическое значение.

  • Влюблённые пары и женские фигуры

Наполненные чувственностью и эротизмом, именно эти изображения придают Кхаджурахо его утонченную красоту и очарование. Пары, занимающиеся любовью, прекрасные апсары и сурасундари изображены с огромным изяществом и мастерством. Сцены плотской любви встречаются только на внешних стенах храма, тогда как апсар и сурасундари можно встретить повсюду – в мандапе, на стенах галереи и на фризах, опоясывающих храмы снаружи. Они отражают жизнь женщины во всех ее проявлениях и застают ее за повседневными делами, несущую кувшины с водой, расчёсывающую волосы, танцующую или играющую на музыкальных инструментах, подкрашивающую глаза.

Теоретическая трактовка изображений

С середины XIX века, когда о Кхаджурахо узнали европейцы, появилось немало теорий по поводу эротических скульптур, украшающих храмы, которые с точки зрения западного человека были абсолютно неуместны на стенах религиозного сооружения. Капитан Берт, первым обнаруживший Кхаджурахо, назвал эти скульптуры «в высшей степени непристойными и отвратительными», а Каннингэм, который составил первое подробное описание храмового комплекса, счел их «неприличными до отвращения». Немного позже, в начале XX века, историки попытались найти объяснение изобилию скульптурного декора и расшифровать смысл изображений.

В действительности, скульптурное изображение майтхуны – ритуального соития — появилось в Индии более 2000 лет назад, возможно, как отражение древних культов плодородия. Самые ранние изображения относятся к периоду Сунга (II-I в.в. до н.э.), а впоследствии они стали характерными для школ Амравати и Матхура.

Еще со времен Ригведы (XVI-XV веке до н.э.) мифы о сотворении мира проникнуты эротизмом. Согласно Упанишадам, конечная цель человека – мокша, освобождение от материального воплощения, единение атмана – человеческой души и Параматмана – высшей души, основой всего сущего. Древняя философская система Санкхья проповедует дуальность Вселенной, состоящей из двух начал — Пракрити (материи, изначальной первопричины всего сущего), и Пуруши (духа). Пуруша олицетворяет мужское начало, неподвижного созерцателя постоянных изменений Пракрити – женского начала. Воссоединение Пракрити и Пуруши, представленное как сексуальный союз мужчины и женщины, является символом мокши.

Позже эти идеи нашли свое отражение в Тантре – мощном религиозном движении, которое было широко распространено среди последователей буддизма и индуизма в VIII-XIV в.в. Тогда как ортодоксальный индуизм придавал особое значение сознательному отказу от физического и эмоционального наслаждения, тантризм пропагандировал контролируемое чувственное удовольствие, которое сравнивали с хождением по лезвию ножа. Сексу не только придавали сакральное значение, более того, он стал религиозным ритуалом.

Тантрический секс (майтхуна) в его изначальном понимании является завершением ритуала панчамакара, или «пять М», включающего в себя пять частей: мадья (алкоголь), мамся (мясо), матьса (рыба), мудра (поджареные зерна) и майтхуна (половой акт). Ритуал панчамакара был доступен немногим посвященным и проводился под строгим контролем. Его целью было не получение плотского наслаждения, а духовное совершенствование и достижение самадхи – особого состояния просветления.

Шакти почитается во всей Индии под разными именами, каждое из которых олицетворяет один из ее аспектов, как светлые, созидающие, так и темные, разрушительные. Шакти – источник вселенской энергии, активизирующий созидательную силу Шивы, его творческая часть. Этот аспект Шивы выражается физическим союзом мужчины и женщины как образом акта сотворения мира.

Индийская литература, как светская, так и религиозная, полна сексуальных аллюзий и эротических пассажей. Кама – желание и удовлетворение — провозглашалась одной из целей жизни в священных индуистских текстах Смрити, и ее получение считалось один из шагов на пути к освобождению от круговорота перерождений и смертей. Некоторые средневековые ответвления индуизма верили, что бхога (чувственное наслаждение), как и йога, является одним из способов достичь освобождения, поэтому сексу придавалось церемониальное значение.

По одной из версий, эротические сцены на стенах храмов являются иллюстрациями к Камасутре, трактатом философа и ученого Ватьсьяяны, жившего предположительно в IV веке. Согласно другой теории, фривольные барельефы служили для проверки, насколько чисты помыслы входящих в храм.

Однако сакральное искусство не призвано сосредотачиваться на преходящем; оно фокусируется на вечном. Храмы Кхаджурахо представляют собой бессмертное наследие, которое отражает широкий взгляд на бытие и радость мироздания. Жизнь, которая священна для индусов, запечатлена на древних стенах не просто как существование, а как один из аспектов Божественной Сущности.

Вряд ли мы когда-либо узнаем, какими были истинные причины, но несомненно одно — изображение духовного и чувственного блаженства посредством великой силы искусства, в символах, формах и изображениях, чья жизненная энергия, динамичность и выразительность граничит с совершенством, объединяет мирское и божественное.

Западная группа храмов

По расположению храмы Кхаджурахо принято делить на три группы – западную, восточную и южную.

Самой известной является западная группа, она наиболее посещаема туристами во многом благодаря храму Кандарья Махадева, который считается самым значимым объектом комплекса Кхаджурахо. Храмы этой группы находятся в прекрасном парке к северу от озера Шив Сагар. Сооружения расположены близко друг к другу и, возможно, такое компактное расположение объясняется тем, что в давние времена они стояли на берегу священного озера, описанного в XI веке арабским путешественником.

Самый древний из храмов Кхаджурахо Чаусат Йогини (вторая половина IX века) почти не сохранился. Руины храма расположены в 400 метрах к югу от Кандарьи Махадевы и представляют собой четырехугольник, образованный маленькими квадратными святилищами, каждое из которых увенчано пирамидальной крышей. Перед храмом находится сильно разрушенное святилище Ганеши. В отличие от более поздних храмов, сложенных из песчаника, при строительстве Чаусатх Йогини использовался гранит.

Вараха (около 900-925 г.г.) расположен напротив храма Лакшмана и представляет собой небольшой четырехугольный павильон с пирамидальной крышей, возведенный на платформе. Внутри святилища можно увидеть изображение Варахи, третьей инкарнации бога Вишну, в которой он принял образ вепря, чтобы спаси мир. Статуя вепря покрыта 674 затейливыми фигурами богов и богинь, а между его ногами на пьедестале изображен змей Шеша – олицетворение вечности. Потолок павильона в форме лотоса с тремя рядами лепестков, представляющий собой образчик искусной работы мастеров, один из лучших в Кхаджурахо.Лалгуан Махадева (около 900 года) также относится к раннему периоду, когда планировка храмов и их оформление были просты и сильно отличались от роскошных храмов поздней эпохи. Лалгуан Махадева сооружен уже из двух видов материала – он стоит на высоком гранитном основании, а для строительства шикхары использовали песчаник. Храм находится в 600 метрах к западу от Чаусат Йогини, где когда-то было озеро Лалгуан, по которому проходила западная граница города.

Матангешвара (около 900-925 г.г.) – единственный в Кхаджурахо действующий храм, о чем свидетельствует флаг на его крыше. Он находится за пределами огороженной территории комплекса неподалеку от храма Лакшмана. Храм стоит на высокой платформе, а попасть внутрь можно по крутым ступеням с восточной стороны. Три стороны храма украшены балконами с выступающими карнизами, а четвертая – красивым портиком над входом.

Главная особенность Матангешвары – огромный лингам около 2,5 метров высотой и почти 1 м в диаметре, символ животворящей силы Шивы.

Лакшмана (около 930-950 г.г.) расположен неподалеку от озера Шив Сагар, в самом сердце плотной группы храмов, которая включает в себя самые знаменитые объекты Кхаджурахо. Лакшмана – первый из числа храмов, построенных в период расцвета Чандела. Он построен королем Ясоварманом и посвящен богу Вишну.

Этот храм относится к типу панчаятана (храм с пятью святилищами). Дополнительные святилища, окружающие главный храм, меньше его по размеру и проще по планировке, но каждое из них также украшено панелями с искусной резьбой. Храм стоит на высокой платформе, его вход ориентирован на восток.

Барельефы, опоясывающие террасу, пожалуй, самые впечатляющие из всех скульптур Кхаджурахо. Прежде всего они известными своими откровенными сюжетами на эротические темы. Барельефы повествуют о военных кампаниях Чандела, о процессиях и ритуальных представлениях, о повседневной жизни того времени, изображают животных, прекрасных женщин, божественных существ, эротические сцены.

Вход в храм венчает великолепная резная арка макара-торана с головами морских чудовищ. К святилищу ведет мандапа с колоннами, каждая из которых покрыта изображениями, символизирующими восемь сект Тантры. По углам находятся консоли с великолепными фигурами апсар, одними из прекраснейших в Кхаджурахо. Вход в святилище оформлен искусной резьбой, изображающей многочисленные аватары Вишну в виде рыбы, черепахи, вепря, льва, и Наваграх – девять небесных планет-божественных существ. В центре святилища расположена статуя четырехрукого Вишну с тремя головами, человеческой, львиной и кабаньей.

Вишванатха (1002 г.) был построен на берегу когда-то существовавшего озера Дхугаван. Посвящен Шиве и носит одно из его имен: Вишнаватха – Господь Вселенной. Согласно надписи на входном портике, храм был возведен правителем Дхангадевой.

Фасады храма и его основание покрыто барельефами с процессиями людей и животных и любовными сценами. Ниши цоколя содержат изображения Саптаматрик (Семи Божественных матерей), Ганеши и Вирабхадры. Внутри храма можно полюбоваться изумительными образцами скульптуры Кхаджурахо – парами, занимающимися любовью, девушкой с фруктами и попугаем, матери с ребенком, сурасундари, играющей на флейте. Потолок прекрасной работы украшен цветами.

Напротив восточного фасада находится открытый павильон Нанди , посвященный священному быку Шивы, с его великолепной статуей.

Небольшой храм Парвати (около 950-1000 г.г.), что находится к юго-западу от Вишванатхи, сильно пострадал от времени. Портик не сохранился, а само святилище удалось восстановить. Храм лишен привычных скульптурных декораций за исключением нескольких оригинальных изображений, оформляющих дверной проем. Внутри павильона есть образ Гаури, одной из форм богини Парвати.

Построенный на отдельной платформе храм Читрагупта (начало XI века) единственный в Кхаджурахо и один из немногочисленных храмов в Северной Индии, посвященный богу Солнца Сурье. По своей архитектуре этот храм весьма похож на Деви Джагадамби, построенный несколькими годами ранее.

Внешние стены храма покрыты резьбой прекрасной работы. Здесь можно найти дикпал, сурасундари, любовные сцены из жизни богов и простых смертных, а на южном фасаде расположено великолепное изображение Вишну с одиннадцатью головами, символизирующими его десять воплощений. Храм опоясывают три яруса резных панелей, на которых запечатлены сцены охоты, битвы слонов, строители, переносящие камни. Планировка храма традиционна и состоит из входного портика, зала с двумя боковыми нефами, вестибюля и святилища с богато украшенным входом, в котором находится прекрасный образ Сурьи на колеснице, запряженной семью лошадями.

Деви Джагадамби (начало XI века) стоит на одной платформе с Кандарьей Махадева. Изначально храм был посвящен Вишну, но сейчас в нем находится образ Парвати, Властительницы мира. Образ не является оригинальным, но относится к тому же периоду, что и храм.

Деви Джагадамби построен по тому же плану, что и Читрагупта. Храм известен превосходной резьбой по камню, одной из лучших в Кхаджурахо. Среди изображений можно встретить всю индуистскую троицу в их различных воплощениях, очаровательных сурасундари и множество эротических сцен. Их сложные позы, полные изящества, чувственная красота тел, лица, выражающие глубокое сосредоточение, ставят скульптуру Деви Джагадамби в один ряд с лучшими творениями стиля Чандела.

На террасе между храмами Деви Джагамби и Кандарья Махадева находится полуразрушенный храм Шивы (XI век), от которого сохранилась только часть, которая служила входом в святилище, и предваряющий ее портик.

Кандарья Махадева (1025-1050 г.г.), посвященный Шиве, считается вершиной мастерства скульпторов и архитекторов стиля Чандела, непревзойденным шедевром по своему масштабу, планировке и декоративному оформлению. Это не только самый изысканный, но и самый большой храм в комплексе – высота его шикхары составляет 31 метр, и возвышается он на трехметровой платформе. Шикхару окружают 84 башенки, которые, сплетаясь в единое целое, образуют собой суперструктуру, которая выглядит невероятно сложной, но при этом полной гармонии. Очертания храма, с его постепенно увеличивающимися по высоте башнями, воспроизводят священную гору Кайлас, окруженную гималайскими горными хребтами.

Массивное здание храма с бесчисленными скульптурами могло бы показаться пестрым нагромождением камней, если бы не изумительные архитектурные решения, благодаря которым объем строения, разделенный внизу горизонтальными линиями, становится все более легким и устремленным вверх, что достигается вертикальными линиями башенок и выступов на шикхаре и куполах над мандапой и ардха-мандапой.

Планировка храма, классическая для стиля Нагара, включает в себя четыре части, каждая из которых увенчана отдельным куполом. Это портик с колоннами, зал-мандапа, «святая святых» храма гарбагриха и вестибюль, соединяющий гарбагриху с мандапой. Храм стоит на постаменте и имеет обходную галерею с выходами на балконы.

Из-за горельефов и орнаментов, которыми плотно покрыты стены храма, он кажется сказочной шкатулкой, обтянутой тончайшим кружевом. Резные потолки, изумительной красоты макара-торана, вырезанная из единого камня, украшающая портик, три ряда горельефных фризов на стенах храма поражают богатством деталей и выразительностью. Вход в святилище, где установлен мраморный лингам, декорирован великолепными резными изображениями мифических животных, апсар и речных богинь Гагни и Ямуны. В нишах стоят изображения Шивы.

Внутреннее убранство храма соперничает с внешним по роскоши и красоте. Стены Кандарья Махадевы внутри и снаружи украшены 800 скульптурами, изображающими богов и богинь, дикпал и сурасундари, охотников и воинов, артистов и акробатов, молящихся людей и божественных существ. Эротическая скульптура сосредоточена на южном и северном фасадах, а также в проходе между святилищем и мандапой.

Восточная группа

Восточная группа храмов включает в себя семь храмов – четыре джайнских и три брахманских. Также в этой группе можно увидеть сильно перестроенный джайнский храм Шантинатх , возведенный на древнем постаменте. Храмы расположены вокруг деревни Кхаджурахо и возле озера Нинора.

Брахмы (около 900 г.) представляет собой простое сооружение квадратной формы с портиком и святилищем. Храм ошибочно приписывается Брахме; на самом деле он посвящен Вишну, о чем свидетельствует его образ на обрамлении дверного проема. Как и другие ранние храмы, он построен из гранита и песчаника.Вамана (около 1050 – 1075 г.г.) посвящен пятому воплощению Вишну в образе карлика-брахмана. Храм представляет собой образец зрелого стиля Чандела. Храм имеет традиционную планировку, включающую в себя портик, мандапу с трансептами, вестибюль и святилище. Внешние стены украшены двумя фризами со скульптурными изображениями, в том числе чувственными сурасундари, однако эротическая скульптура здесь не представлена. В святилище находится образ четырехрукого Ваманы и главных индуистских богов – Брахмы, Вишну и Шивы.

Паршванатха (середина X века) – самый значительный из джайнских храмов Кхаджурахо по своему размеру и художественным достоинствам. По-видимому, изначально храм был посвящен Адинатхе – первому тиртханкаре, духовному учителю джайнов, достигшему просветления. Сейчас в святилище находится черная статуя Паршванатхи, которая была установлена только в 1860 году.

Храм имеет вытянутую форму с выступами на двух концах – входной портик на восточной стороне и дополнительное святилище на западной. Скульптурное обрамление храма великолепно, от трех рядов горельефов на внешних стенах до искусного декора дверного проема. Храм известен прекрасными женскими фигурами, изображениями танцоров и музыкантов и небесных существ. Хотя храм принадлежит джайнской религии, в его оформлении присутствуют многочисленные вайшнавистские сюжеты – эпизоды из легенды о Кришне, Рама, Сита и Хануман, другие индуистские боги в разных воплощениях и их супруги.

Адинатха (вторая половина XI века), расположенный рядом с Паршванатхой, относится к группе джайнских храмов. Он представляет собой оригинальную шикхару с вестибюлем; портик же был пристроен значительно позже. Стены храма опоясаны тремя рядами горельефов с изображениями сурасундари, летающих видьядхар, танцоров и музыкантов.

Небольшой храм Джавари (примерно 1075-1100 г.г.) примечателен своими гармоничными пропорциями, которые достигаются высокой, устремленной вверх шикхарой, и изящной макара-тораной, украшающей портик. Храм посвящен Вишну, чей поврежденный образ без головы находится в главном святилище.

Гхантай (конец X века) получил свое название от орнамента в виде колокольчиков, которым декорированы элегантные колонны. Храм почти полностью разрушен, сохранились лишь входной портик и мандапа с четырьмя колоннами, чьи потолок и соединяющий их дверной проход украшены утонченной резьбой.

Южная группа храмов

Южная группа представлена двумя индуистскими храмами, которые находятся на некотором отдалении от основных достопримечательностей. Это наиболее поздние строения в комплексе Каджурахо времен эпохи Чандела.

Чатурбхудж (около 1100 г.) был построен, когда расцвет династии Чандела остался позади, а искусство, как и само государство, уже начинало приходить в упадок. Хотя стены храма и украшены традиционными тремя рядами горельефов, фигуры стереотипны и лишены выразительности. Однако в святилище храма стоит замечательное скульптурное изображение Шивы высотой 2,7 метров, которое выступает предметом споров исследователей – некоторые из них предполагают, что статуя изображает бога Вишну.

Название храма Дуладео (около 1100-1150 г.г.) означает «священный жених». Храм посвящен Шиве, чьи многочисленные изображения и лингам украшают гарбагриху. Дуладео – последнее творение Чандела в Кхаджурахо, в котором чувствуется закат блестящей эпохи. Храм щедро декорирован, но ему недостает жизненной силы и глубины образов, которыми славится Кхаджурахо.

Для того чтобы насладиться архитектурными шедеврами Кхаджурахо, а не мучаться от жары или проливных дождей, то свой визит лучше планировать в период с ноября по март. Дорога от Дели прямым поездом займет около 11 часов.

Чтобы осмотреть все храмы потребуется не меньше двух дней. А чтобы наверняка все успеть рекомендуем воспользоваться услугами «авторикш».

Комплекс открыт с 9 утра и до 5 вечера. Вход в каждый храм необходимо оплачивать отдельно.

Каждый год в феврале здесь проходит Фестиваль танца, но даты меняются и необходимо заранее планировать посещение Кхаджурахо, чтобы получить дополнительные впечатления от фольклорных выступлений.

Инфраструктура деревни довольно хорошо развита и найти номер в гостинице не должно составить труда, но все же лучше забронировать номер заранее, так как в разгар туристического сезона сюда приезжают сотни туристов.

Название :

Местонахождение : Кхаджурахо, шт. Мадхья-Прадеш (Индия)

Создание : XI в.

Кхаджурахо в Центральной Индии – место, где расположен огромный храмовый комплекс. Он был построен в 950-1050 гг. и включает свыше 80 сооружений. Храмы (их сохранилось лишь 24) воздвигнуты по воле могущественных правителей династии Чанделла. Они пожелали украсить свою столицу сооружениями, в которых соединялись бы лучшие черты индуистской архитектуры. После падения династии (XII век) храмы, окруженные искусственными водоемами, пришли в запустение и в течении семи веков зарастали джунглями. Систематические раскопки были начаты в 1906 году.

В каждом храме в основании высокой, украшенной орнаментом башни было устроено пещерообразное святилище, в недрах которого хранилось изображение божества. Здание сложены из золотистого песчаника и густо покрыты резными узорами – сплошные полосы рельефов поднимаются от зала мандапа к высокой главной башне шикхаре. На бесчисленных рельефах вырезаны воины, танцовщицы, слоны, акробаты, лошади, музыканты, охотники, влюбленные в страстных объятиях. Храмы Кхаджурахо в Центральной Индии считаются одним из самых выдающихся достижений индуистского зодчества средневекового периода.

Архитектура храма:

  1. Цоколь храма . Многоступенчатый цоколь храма украшен сплошными резными полосами узоров из цветов и растений. Ритмы сменяющих друг друга углублений и выпуклостей, света и тени создают эффект живой, динамичной поверхности.
  2. Священная гора . Самая высокая башня олицетворяет священную гору Меру. Огромная золотая гора считается центром земли и вселенной; на ней живут высшие боги (Индра, Брахма, Вишну, Шива и другие). В Кхаджурахо есть шиваистские, вишнуитские и джайнские храмы.
  3. Главная шикхара . Главная башня – шикхара – возвышается над землей на 35,6 метров. Небольшие храмы-святилища пониже, но они тоже производят впечатление величественных сооружений. Высота цоколя, на котором стоят шикхара и святилища, составляет 4 метра.
  4. Малые башни . главную башню окружают 85 маленьких, повторяющих ее силуэт. Они словно вырастают друг над другом, составляя целостную композицию.
  5. Трансепт . Конструкция крестообразного в плане здания с боковыми крытыми навесами и сквозными балконами обеспечивает хорошую вентиляцию помещения.
  6. Статуи . Высота большинства статуй – 75-90 см; они представляют многообразные картины земной и небесной жизни, изваянные с великолепным чувством пластики тела и тончайшей проработкой деталей.
  7. План . Каждый храм ориентирован по оси восток-запад; его план имеет форму двойного креста. Части здания обозначены на плане в следующем порядке: 1) лестницы; 2) портик; 3) зал для молящихся – мандапа; 4) святилище и башня-шикхара; 5) боковые трансепты с балконами; 6) крытая галерея.
  8. Песчаник. Блоки из песчаника вытачивали и собирали на земле, а затем поднимали и осторожно устанавливали. Камень украшали резьбой как на земле, так и после установки.
  9. Конструкции. При возведении каменного храма строители воспроизводили конструкции древних деревянных храмов.
  10. Каменных скульптуры. С обеих сторон портика вырезаны крокодилы, глядящие друг на друга с небольших колонны. Скульптуры соединены мелкими фигурками, богато украшенными тонкой резьбой.
  11. Эротические сцены. Любовные сцены связаны с тантрийскими верованиями, в основе которых лежат представления о животворящей силе единения женского и мужского начал. На стенах храмовых построек они символизировали благополучие и плодородие. Откровенные эротические изображения, живые и утонченные, шокировали английских археологов, приступивших в начале XX века к раскопками. Путеводители того времени стыдливо отговаривали туристов от посещения храма.

    Источники:

  • Смолина Н.И. "Традиции симметрии в архитектуре" - М.: Стройиздат, 1990
  • Всеобщая История Искусств, том второй Искусство Средних веков “ИСКУССТВО”, Москва, 1961

Индийский храмовый комплекс Каджурахо в настоящее время является одним из памятников всемирного наследия ЮНЕСКО. Изначально, храмов было около 85, но до нынешнего времени, дошло только порядка 30. Те храмы, которые уцелели, как не странно находятся в хорошем состоянии и это несмотря на то, что около 1000 лет они не были посещаемы. Если этот комплекс сравнить с храмами, которые расположены в Ориссе, то становится ясно, что они являются уникальными строениями, ведь у них нет привычных ограждений, которые обычно бывают у таких построек., хотя они построены на высотах.

Стены храма с внешней стороны, украшены человеческими формами, которые демонстрируют любовные утехи. Этот комплекс очень часто называют храм любви. И это неспроста. Каждая человеческая скульптура выполнена в каком-то пульсирующем, жизненном тонусе. Каждая фигура, каждый жест и то, как они выполнены, делают данное место уникальным. Слаживается такое ощущение, что в каждой фигуре имеется жизнь, она пропитана ею. Просто невероятно, что такое можно сотворить из камня – нужно быть уникальным мастером своего дела, чтобы вонзить в камень душу. К примеру, на башне Shikhara, имеются плавные линии, которые придают ей очень элегантный силуэт. Они имеются практически на всех башнях, но, несмотря на это, все храмы отличаются друг от друга.

Главное, что их всех объединяет – это эротизм. По этому поводу, имеется несколько версий, почему именно такой стиль был выбран. Главной является такова, что эротические скульптуры – это соединение мужского и женского начала, что так популярно в буддизме. Еще одно предположение, которое так же имеет право на жизнь – это сексуальный опыт человека, который сливается с божественными чувствами. Некоторые археологи предполагают, такой факт, что раз эротика изображена на наружных стенах, а внутри отсутствует, то это своего рода предупреждение. Они считают, что нельзя входить в храм, если на уме имеются плотские желания.

Как бы там не было, здесь есть на что посмотреть. Кстати, еще одно популярное название этих дворцов - обитель любви, а один из самых красивых храмов этого комплекса - храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо. Наиболее важные храмы комплекса, расположены на севере комплекса. Всего их 12 штук. Наиболее крупный из них храм Шивы в Индии. Он несет на себе воздушные вибрации, которые великолепно продумал архитектор, который работал с ним.

Сам комплекс, можно смело назвать Камасутрой, которая высечена на камне. Изучить каждую скульптуру стоит очень тщательно, чтобы не упустить важного момента, который хотел донести людям создатель храмов. Со всех стран ежегодно сюда съезжаются множество людей, которые желают увидеть это необычное творение человеческих рук, ведь такого больше нигде не увидишь. Добраться сюда, вам не составит огромной сложности, ведь в Индии каждый знает, где расположен этот комплекс.

К юго-востоку от Дели, второго по величине города Индии, на расстоянии около 620 км, находится удивительный храмовый комплекс Кхаджурахо, включённый по инициативе ЮНЕСКО в список объектов, являющихся мировым наследием. Глядя на него, складывается впечатление, что он вырван из контекста современного мира и видится нам из глубины веков. Этот эффект создаёт первозданная природа, окружающая со всех сторон храмы Кхаджурахо, и даже дикие звери, появляющиеся иной раз из чащи леса.

Вопросы, не получившие ответов

Архитектурный комплекс Кхаджурахо сосредоточен на площади 21 км² и состоит из 25 построек, возведённых в период IX-XII века. Известно, что когда-то в древности здесь находилось не менее 85 храмов, но в ходе проведённых раскопок большую часть из них восстановить не удалось. Тем не менее остатки их фундаментов дают представление о расположении всех некогда существовавших здесь построек.

Которых представлены в статье, порождают у исследователей множество вопросов, на которые до сих пор не найдены ответы. Прежде всего вызывает недоумение тот факт, что здесь были обнаружены только храмы и не нашлось никаких следов светских построек.

Куда исчезло окружавшее храмы царство?

Если территория Кхаджурахо являлась частью некоего царства (а иначе и быть не могло), то куда в таком случае исчезли руины дворцов его правителей и тех построек, в которых селились жители? Трудно предположить, что столь многочисленные храмы были возведены в отдалённом и необитаемом районе страны. Кроме того, нельзя даже с полной уверенностью сказать, что храмы Кхаджурахо имели лишь сугубо религиозное назначение.

Эти и многие другие вопросы остаются на сегодняшний день без ответа, поскольку до сих пор не обнаружено ни одного исторического документа, способного пролить свет на деятельность храмов, возведённых среди девственных лесов Индии. И тем не менее определённую информацию о них удалось получить на основании результатов археологических раскопок и общих сведений об истории этого государства, породившего одну из древнейших мировых цивилизаций.

Религиозный центр династии Чанделла

Само название Кхаджурахо происходит от санскритского слова kharjura, означающего в переводе «финиковая пальма». Первое упоминание об этой местности встречается в записках арабского путешественника Абу Рихан аль-Бируни, посетившего её в начала XI века. В них он представляет её как столицу государства, созданного правителями династии Чанделла, происходившими из древнего рода Раджпутов.

Несмотря на то что документальных подтверждений периода создания храмов Кхаджурахо не сохранилось (о чём говорилось выше), существует мнение, что их постройка относится к периоду между 950-1050 гг. нашей эры, поскольку именно в этот исторический отрезок территория, на которой они расположены, являлась религиозным центром государства, которым правила династия Чанделла, тогда как их административная столица помещалась в городе Калинжаре, находившемся в 100 км к юго-западу.

Храмы, затерявшиеся во времени

На основании раскопок установлено, что храмовый комплекс, сооружавшийся на протяжение целого столетия, изначально был окружён высокой каменной стеной с восьмью воротами, украшенными золотыми пальмами. Большое количество золота было использовано и для отделки фасадов, а также внутренних помещений храмов, но всё это великолепие было разграблено во время мусульманских вторжений, неоднократно повторявшихся в течение XII-XIV вв.

В XIII веке династия Чанделла утратила свои позиции и была вытеснена иными правителями. Вместе с ней потеряли свою значимость и воздвигнутые при них храмы Кхаджурахо. В Индии того периода стали активно возводиться новые религиозные центры, тогда как прежний был забыт и на несколько веков стал достоянием буйно разросшегося вокруг него тропического леса. Лишь в 1836 году древние постройки, а точнее, руины, сохранившиеся на их месте, были случайно обнаружены военным инженером британской армии, капитаном Т. Бертом.

Прекрасная Хемавати

История, как известно, не терпит пустоты, отсутствие документальных сведений всегда возмещается легендами. Одна из них повествует как раз о возведении лесных храмов, а заодно и объясняет, почему в их скульптурном оформлении едва ли не доминирующее место занимает эротическая тематика.

Так вот, легенда рассказывает, что когда-то в древнем городе Каши (нынешний Варанаси) жил некий священник-брахман по имени Хемрадж, и была у него дочь невиданной красы, которую звали Хемавати. Однажды ночью, найдя на берегу реки укромное место, скрытое от посторонних глаз, она решила искупаться. В своей наготе дева была столь прекрасна, что бог Луны Чандра, любовавшийся ею из-за тучки, воспылал страстью и, низринувшись с небес, соединился с ней в любовном порыве.

Эта ночь, наполненная высокими чувствами, закончилась для девицы беременностью и страхом перед всеобщим осуждением, которому неминуемо подвергалась любая брахманка, допустившая внебрачную связь пусть даже с небожителем. Бедняжке ничего не оставалось, как по совету своего любовника Чандры покинуть дом и родить ребёнка в отдалённой глухой деревне Кхаджурахо. На свет появился мальчик, названный Чандраварманом.

Откуда появились храмы Кхаджурахо?

История, начавшаяся любовным приключением, привела Хемавати в глухие джунгли, куда она была вынуждена удалиться со своим незаконнорожденным сыном. Там она стала для него не только матерью, но и гуру (наставницей). (отец мальчика) предсказал, что в будущем он станет царём ─ основателем династии и, достигнув могущества, построит 85 храмов, на стенах которых будут изображены сцены любви, плодом которой он является. Именно так всё и произошло. Чандраварман вырос, стал царём, основал династию Чанделла и положил начало строительству храмов, украшенных многочисленными эротическими композициями.

Шедевры безымянных зодчих

Возведённые почти тысячу лет назад храмы Кхаджурахо, фото которых лишь в общих чертах способны дать представление об их величии и красоте, подобны космическим кораблям пришельцев, опустившимся среди густых лесов Центральной Индии. Вблизи каждый из них поражает филигранной утончённостью работы древних мастеров и в то же время создаёт впечатление, что он высечен из единого монолита божественной рукой неземного ваятеля.

Все храмы Кхаджурахо построены из песчаника, что характерно для зодчества многих районов мира, где этот материал добывается в достаточном количестве, но в данном случае особенность построек состоит в том, что древние строители не пользовались раствором. Соединение отдельных блоков осуществлялось исключительно за счёт пазов и выступов, что требовало высокой точности расчётов.

Загадки древних технологий

Храмы Кхаджурахо, особенности архитектуры которых включают в себя множество столбцов и различных архитравов (выступов, бордюров и т. д.), возводились с использованием технологий, неизвестных современным строителям и заставляющих их строить самые фантастические предположения. Дело в том, что многие детали конструкции, высеченные из единого камня, имеют вес, достигающий 20 т, и при этом они не только подняты на значительную высоту, но и установлены с поразительной точностью в предназначенные для них пазы.

Наружный вид храмов

Даже общее описание храмов Кхаджурахо позволяет убедиться в том, что они по своему архитектурному решению значительно отличаются от прочих культовых построек той эпохи. Каждый из них возведён на высокой каменной платформе строго ориентированной по сторонам света. На углах платформ установлены меньшие по размеру святилища, представляющие собой башни-купола, называемые шикхарами. В целом же такая композиция напоминает вершины некой горной цепи, на которой обитают боги.

Устройство внутренних помещений храмов

Внутрь любого из храмов можно попасть через продолговатый проход, богато декорированный каменной гирляндой, составленной из объёмных изображений мифических животных, растений и любовных пар. Сразу за ним располагается мандала ─ своего рода вестибюль, также богато украшенный барельефами. Кроме того, его убранство состоит, как правило, из резного потолка и нескольких колонн или пилястр ─ вертикальных выступов стены, имитирующих своим видом колонны.

Из мандалы посетитель проходит в центральный зал, называемый «маха ─ мандала». Он занимает собой весь внутренний объём здания, и в центре него обычно размещается квадратное возвышение с колоннами, за которым находится вход в святилище. Попав в эту главную часть храма, можно увидеть установленную там статую или лингам (символическое изображение) того божества, в честь которого возведено всё сооружение.

Самой большой и знаменитой постройкой комплекса, включающего в себя 25 сооружений, является храм, носящий название Кандарья Махадева. Его центральную часть, поднятую вверх на высоту 30 м, окружают 84 башенки, высота которых уменьшается по мере их удаления от центральной оси. Это гигантское по своим размерам святилище украшают 900 скульптур, равномерно распределённых по его поверхности.

Необычайно насыщенно орнаментированы и платформы, окружённые балюстрадами с рельефными изображениями мифических и реальных персонажей, а также многочисленных сцен охоты, труда и повседневного быта людей той давней эпохи. Однако в большинстве композиций доминирующими являются различные эротические сюжеты, из-за чего храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо нередко называют «Камасутрой в камне».

Храмовый комплекс, ставший символом веротерпимости

Весьма примечателен тот факт, что объединённые общей архитектурной концепцией храмы Кхаджурахо не являются принадлежностью только одной какой-либо религии или отдельного её направления. Здесь, на площади 21 км² прекрасно уживаются внешне схожие между собой святилища последователей шиваизма, джайнизма и вишннуизма. Однако большинство из них посвящены индуизму, впитавшему в себя традиции и учения различных философских школ индийского субконтинента.

Все храмовые постройки Кхаджурахо расположены таким образом, что составляют три отдельные группы ─ южную, западную и восточную, удалённые друг от друга на расстояние нескольких километров. Существует гипотеза, что в таком их размещении заложен некий сакральный смысл, непонятный современным исследователям. На подобную мысль наталкивают сооружения храмового комплекса Анкор Ват в Камбодже и мексиканского храма Солнца.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Привиделась буря во сне - что это значит? Привиделась буря во сне - что это значит? Как убрать билирубин. Билирубин повышен. Лечение народными средствами. Отвары и настои Как убрать билирубин. Билирубин повышен. Лечение народными средствами. Отвары и настои Как управлять народом или лоботомия нации Как управлять народом или лоботомия нации