«Неречевые звуки». Конспект подгруппового занятия для детей средней логопедической группы с нарушениями зрения

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

I. Подготовительный этап

Цель: формирование базы для развития фонематического восприятия.

Работа над восприятием неречевых звуков начинается с работы с картинками, игрушками и их действиями:

Игра «Скажи, что ты слышишь?»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков.

Оборудование: стаканы (с водой и пустой), баночки с крупами, фольга, деревянные и металлические ложки, ширма.

Описание игры: логопед показывает и называет предметы, демонстрирует их звучание. Логопед за ширмой выполняет различные действия с предметами (переливает воду, пересыпает крупу...). Ребёнок должен определить, что он слышит (шуршание бумаги, звук льющейся воды и т.д.)

С этой игры можно начать занятие на тему «Формирование представления о звуках». Логопед может предложить детям определить, что они слышат. Тот, кто ответит правильно, садится на свое место. Таким образом, каждый ребенок примет участие в игре.

Игра «В мире звуков»

Описание игры: логопед предлагает детям закрыть глаза и послушать, что происходит в детском саду.

Игра «Скажи, что звучит?»

Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков.

Оборудование: игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки (колокольчик, бубен, барабан, дудка, трещотка, погремушка и т.д.)

Описание игры: логопед знакомит ребенка с музыкальными инструментами, играет на них, предлагает поиграть ребенку. Затем предлагает малышу закрыть глаза и определить, на каком музыкальном инструменте он играет.

Эту игру можно предложить в основной части индивидуального занятия на тему «Развитие слухового восприятия».

Игра «Найди пару»

Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков.

Оборудование: три пары одинаковых коробочек из-под фотопленки с разным наполнением (по одной чайной ложке манки, гречки, гороха).

Описание игры: логопед ставит перед собой и перед ребенком по три коробочки с разными наполнителями. Логопед и ребенок по очереди гремят своими коробочками, попарно ставят коробочки, которые гремят одинаково. Затем логопед перемешивает коробочки и предлагает ребенку найти коробочки, которые гремят одинаково.

Эту игру также можно предложить на индивидуальном занятии на тему «Развитие слухового восприятия».

Игра «Поставь по порядку»

Цель: развитие слухового внимания, памяти, дифференциация неречевых звуков.

Оборудование: ширма, музыкальные инструменты (от 2 до 5), картинки с изображением этих инструментов.

Описание игры: логопед показывает музыкальные инструменты, играет на них на глазах у ребенка, просит показать картинку с изображением этого инструмента. Предлагает поиграть на них ребенку. Знакомит с правилами игры: «Я буду играть, а ты внимательно слушай, какая игрушка звучит. Покажи мне картинку со звучащей игрушкой. Положи картинку перед собой на стол. Послушай внимательно, какая картинка звучит после первой. Найди и положи картинку с её изображением. Определи, какая игрушка звучит последней. Найди соответствующую картинку». Когда ребенок научится выполнять задание правильно, усложнить задание, предложив разложить инструменты в последовательности их звучания после окончания прослушивания; увеличить количество звучащих инструментов.

Эта игра довольно сложная, поэтому ее лучше предложить в основной части индивидуального занятия.

Игра «Угадай, кто кричит».

Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков.

Оборудование: игрушки или картинки, изображающие знакомых ребёнку домашних животных, магнитофон, запись голосов животных.

Описание игры: взрослый показывает приготовленные картинки или игрушки, включив запись с голосами соответствующих животных. Затем просит послушать и угадать, кто придёт к ним в гости. Логопед включает запись с голосами животных, меняя их порядок предъявления. Ребёнок угадывает, кто это.

Эту игру можно предложить в организационном моменте индивидуального занятия на тему «Развитие речевого восприятия». Логопед предлагает ребенку внимательно послушать и угадать, кто пришел к нам в гости вместе с Машей.

Игра «Встречайте гостей».

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация звукоподражаний.

Оборудование: шапочки с ушками разных животных.

Из детей выбираются гости (три-четыре), им даются шапочки с ушками разных животных. Они уходят за ширму, поочерёдно подают звуки за ширмой, а дети угадывают, кто появится. Собравшись, гости под аплодисменты пляшут, как умеют. Затем выбираются новые гости.

Эту игру можно предложить во время динамической паузы на фронтальном занятии на тему «Знакомство со словом», попросив детей угадать, какие животные к ним пришли. В начале игры логопед просит детей показать, как подают голос те животные, появление которых он запланировал.

Дифференциация по способу воспроизведения:

Игра «Солнце или дождик».

Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков по способу воспроизведения.

Оборудование: бубен.

Описание игры: логопед говорит детям, что погода хорошая, светит солнышко, и сейчас они пойдут на прогулку. В это время он звенит бубном, а дети гуляют. Затем говорит, что погода испортилась, пошёл дождь. Теперь логопед стучит в бубен и просит детей подбежать к нему, спрятаться от дождя. Логопед объясняет детям, что они должны внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться».

Игра «Что делала Маша?»

Оборудование: кукла.

Описание игры: Взрослый показывает куклу, называет её имя, просит представиться детей. Предлагает поиграть с ней. (Выполнить действия в соответствии с текстом: Мы хлопаем руками – хлоп, хлоп, хлоп.

Мы топаем ногами – топ, топ, топ.

Мы чмокаем губами (почмокать три раза).

Мы носиком сопим (посопеть три раза).)

Логопед предлагает детям закрыть глаза и угадать, что делает кукла. Логопед выполняет действия и каждый раз спрашивает, что делала Маша.

Игра «Льет или капает»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков по способу воспроизведения.

Оборудование: емкость с водой, резиновая груша, металлический тазик, ширма.

Описание игры: логопед говорит детям, что в сказочной стране начался дождь. Он то сильно льет (логопед сильно нажимает воду на грушу с водой), то капает (логопед капает воду из груши). Логопед за ширмой чередует эти действия, а дети говорят, льет дождь или капает.

Эту игру можно предложить в основной части индивидуального занятия на тему «Развитие слухового восприятия». Логопед может показать изображение лягушонка и сказать, что он поможет найти похищенного теленка, если ребенок поиграет с ним в эту игру.

Дифференциация звучания по темпу:

Игра «Угадай, кто идёт».

Оборудование: картинки с изображением цапли и воробья, бубен.

Описание игры: логопед показывает картинки и объясняет, что цапля ходит важно и медленно, а воробей прыгает быстро. Затем он медленно стучит в бубен, а дети ходят, как цапли. Когда взрослый быстро стучит в бубен, дети скачут, как воробьи.

Эту игру можно предложить детям во время динамической паузы на фронтальном занятии на тему «Слова – действия».

Игра «На поляне»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков по темпу звучания.

Оборудование: шапочки с изображениями зайцев и волков по числу детей, барабан.

Описание игры: логопед делит детей на две группы: зайцы и волки. Логопед объясняет детям, что когда он будет медленно стучать в барабан, на поляне будут гулять волки, когда быстро – будут прыгать зайцы. Логопед чередует быстрое и медленное звучание.

Эту игру можно предложить детям на фронтальном занятии на тему «Знакомство с предложением» во время динамической паузы.

Игра «Дождик»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация темпа звучания.

Оборудование: картинка с изображением дождя.

Описание игры: логопед предлагает рассмотреть картинку, повторить рифмовку.

Дождик капнул на ладошку: Кап – кап! (медленно)

На цветы, на Мурку – кошку: Кап – кап! (медленно)

А потом он разыгрался. Лил да лил,

Во всю старался: Кап – кап – кап –кап! (быстро)

Логопед предлагает показать, как медленно идет дождь (ударять указательным пальцем одной руки по ладошке другой, произнося: «Кап – кап!».) Затем предлагает показать, как дождь идет быстро (выполнять те же действия в более быстром темпе: «Кап – кап – кап –кап!».)

Затем предложить ребенку поиграть в эхо: «Повторяй, как я». Из – за экрана произнести звукоподражание, попросить повторить.

1) кап – кап- кап; 2) кап; 3) кап – кап; 4) кап – кап – кап – кап.

Эту игру можно предложить детям в основной части занятия на тему «Слова-признаки» после проведения психогимнастики, во время которой дети «превращаются» в овощи. Логопед может попросить детей превратиться в дождь и полить растения так, как он покажет. Можно предложить такую игру во время артикулиционной гимнастики на индивидуальном занятии, предложив ребенку выполнить упражнение столько раз, сколько капель упадет (например, столько же раз пощелкать языком при пыполнении упражнения “Лошадка”).

Дифференциация по ритму:

Игра «Кто стучится?»

Оборудование: иллюстрация к сказке «Три поросенка»

Описание игры: Логопед говорит детям, что поросенок ждет гостей – своих братьев. Один поросенок стучится в дверь так: /- /- / (логопед отстукивает ритм), второй так: /-//, а волк стучится так: //- /. Логопед предлагает внимательно послушать ритм и определить, кто стучится.

Эту игру можно предложить в основной части занятия на тему «Звуки «п», «пь». У нас в гостях поросята Пик, Пак и Пок». Логопед может попросить детей научить Пика определять по стуку, кто к нему пришел.

Игра «Звенит капель»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков.

Оборудование: музыкальный треугольник, картинка с изображением весны.

Описание игры: логопед просит детей определить, какое время года изображено на картинке, назвать признаки весны. Логопед предлагает детям

повторить песенки весны. Логопед отстукивает ритмы на музыкальном треугольнике, а названный ребенок отхлопывает: /- /, / -//, //- //...

Эту игру можно предложить в начале фронтального занятия, предложив детям внимательно послушать песенки весны и повторить их так же. Тот, кто повторит правильно, садится на место. Таким образом, все дети примут участие в игре. Описание игры: логопед объясняет ребенку, что капельки поют свои песни по этим картинкам. Логопед показывает картинку и отхлопывает соответствующий ритм. Потом он просит ребенка послушать ритм и показать картинку, которая подходит к этому ритму: /-/, //, /-/-/, /-//.

Эту игру первый раз лучше предложить в основной части индивидуального занятия. Когда дети усвоят правила игры, можно предложить в организационном моменте фронтального занятия для деления детей на команды, если запланировано проведение соревнования. Логопед может положить на столы команд карточки с изображением ритмов. Затем для каждого ребенка логопед отхлопывает ритм. Ребенок должен определить, где карточка с его ритмом и занять свое место.

Дифференциация по силе звучания: Оборудование: бубен.

Описание игры: логопед стучит в бубен тихо, громко и очень громко. Соответственно звучанию бубна ребёнок выполняет движения: под тихий звук идёт на носочках, под громкий - шагом, под очень громкий- бежит.

Эту игру можно предложить во время динамической паузы на фронтальном или индивидуальном занятии.

Игра «Найди игрушку»

Цель: развитие слухового внимания, дифференциация звуков по силе звучания.

Оборудование: небольшая игрушка.

Описание игры: один ребёнок выходит из комнаты. Другой ребенок прячет в комнате игрушку. Когда первый ребёнок возвращается в комнату, логопед объясняет ему, что другие дети помогут найти игрушку. Когда он подойдёт близко к спрятанной игрушке, дети будут громко хлопать в ладоши. Когда он отойдёт от неё, хлопать будут тише.

Эту игру можно предложить в основной части фронтального занятия на тему «Слова - действия».

Тема: Речь. Речевые и неречевые звуки.

Цель: формирование понятий «Звук», «Буква», «Согласный звук», «Гласный звук»

Задачи: закреплять умение различать речевые и неречевые звуки; повторить произношение и артикуляцию звуков [а], [о], [у], закрепить умение выделять звуки в словах; учить придумывать слова с заданными гласными и согласными звуками; закрепить буквы А, О, У; развивать слуховую и зрительную память, восприятие, мышление, речь, мелкую моторику;

воспитывать умение слушать и слышать воспитателя, правильно выполнять задания.

Ход занятия:

РЕЧЕВЫЕ И НЕРЕЧЕВЫЕ ЗВУКИ. ЗВУКИ [а], [о], [у]. БУКВЫ А, О, У.

Прислушайтесь… Как много разных звуков издают живые и неживые предметы вокруг нас!

Что вы услышали?

Какие это звуки: речевые или неречевые?

Какие еще не речевые звуки вы можете назвать? (За окном чирикают воробьи, где-то недалеко гудит мотор машины, в кране на кухне шумит вода, на диване мурлычет кошка) - Молодцы. Так что же такое неречевые звуки? (это звуки природы)

Правильно, не речевые звуки это звуки природы, звуки окружающего мира.

А что же такое речевые звуки?

Правильно, когда человек говорит, он тоже произносит различные звуки. Эти звуки называются речевыми или звуками речи.

Давайте вспомним правило о звуках: Звуки произносим и слышим.

Игра «Узнай звук» (по артикуляции).

Посмотрите на наших помощников. Угадайте, о каких звуках мы сегодня будем говорить? (по карточкам-символам).

Какие это звуки гласные или согласные?

А почему эти звуки называются гласными? (Их можно петь, тянуть, кричать. Когда мы произносим эти звуки, воздух свободно выходит изо рта. Ему не мешают ни губы, ни зубы, ни язык). - Как мы обозначаем гласные звуки? (красным квадратиком)

Итак, при произношении гласных звуков воздух свободно проходит через рот, ничто нам не мешает, ни губы, ни зубы, ни язык. Гласные звуки можно произнести протяжно, пропеть.

Игра «Узнай звук» (по карточкам-символам).

У вас на столах лежат карточки со звуковыми рядочками, прочитайте их.

Физ. минутка. «Кто внимательнее» (Я произношу звук без звука, а вы вслух. А - хлопок, О - на руки пояс, У – присесть)

Игра «Найди звук в начале слова»

Что вы здесь видите? Как назвать одним словом? Назовите только те фрукты, названия которых начинаются со звука [а].

Назовите: 1. Время года, которое начинается со звука [о] .

2. Время года, которое заканчивается на звук [о].

Что вы видите здесь? Найди животных названия которых начинаются на звук [у] .

Игра «Назови лишнее слово» Посмотрите внимательно. Как вы думаете, что здесь лишнее? Почему?

Игра «Найди место звука в слове»

Давайте вспомним, где звук может находиться в слове? (в начале, середине, конце слова) Определи место расположения звука [а] в следующих словах: мак, аист, кошка, мазь, майка, март, арка.

Определи место расположения звука [о] в следующих словах: каток, осы, сок, окна, моль, крот, пальто. Определи место расположения звука [у] в следующих словах: утка, туча, дудка, ау, мука, улитка, куча, утюг, несу.

Придумай имена для ребят на звуки [а], [о], [у].

А теперь давайте обозначим звуки буквами. Звук и буква А. Звук и буква О. Звук и буква У. - Вспомните правило о буквах.

Буквы мы видим, пишем и читаем.

Игра «Чудесный мешочек». - У меня в чудесном мешочке лежат буквы. На ощупь узнайте букву.

Нарисуйте букву в воздухе. Выложите свою букву (из косточек, шнурочков, палочек).

Итог занятия. - Какие бывают звуки? - Какие речевые звуки мы сегодня вспомнили

Ход исследования: Выводы: Источники и характеристики музыкального звука. Цели исследования: Гипотеза:

«Речевое развитие ребёнка» - Диван был накрыт… Если ребёнок ошибся, то отгадывает ещё раз. Умеет ли слушать, не перебивая? 11. Как общается с взрослыми? И т. д. Или называть всё определённого цвета (формы). Рекомендуется нарушать последовательность высказывания персонажей, принятую в сказке. Сможет ли разложить последовательно серию картинок и составить рассказ? 23.

«Звук» - Концы вилки совершают колебания удаляясь друг от друга и сближаясь. На практике громкость измеряют в децибелах (дБ). 1 дБ = 0,1Б. Мы с удовольствием слушаем человека с приятным голосом. Звук для человека является источником информации. Э х о. Тема: Звуковые волны. Пора задуматься всерьез. Комар машет крыльями с частотой 10 000 раз в секунду!

«Какие бывают часы» - Часы на Спасской башне Кремля в Москве – главные механические часы в нашей стране. Какие бывают часы? Древние китайские водяные часы. Песочные часы. Современные водяные часы. Атомные часы. Мировые часы. Огневые часы. Мы ходим ночью, ходим днём, Но никуда мы не уйдём. Назови. Что не устраивало человека в солнечных, водяных, песочных, огневых часах?

«Речевые умения» - Учите ребенка правильно сидеть за столом, держать ручку, сосредотачивать внимание. Не сравнивать своего ребенка с другими детьми Не наказывать ребенка без причины. Владение элементарными навыками звукового анализа. Правильное произношение всех звуков. Владение элементарными навыками звукового анализа:

«Речевая агрессия» - Оглавление. Ситуация речевой агрессии. Понятие речевой агрессии. Презентация Тема: Речевая агрессия в современной логосфере. Культуроспецифичность проявлений речевой агрессии. Отношение общества к речевой агрессии. Важнейшие формы речевой агрессии. Заключение. Сферы бытования речевой агрессии.

Валентина Власова
«Неречевые звуки». Конспект подгруппового занятия для детей средней логопедической группы с нарушениями зрения

Конспект подгруппового занятия для детей средней логопедической группы с нарушениями зрения.

Тема: «Неречевые звуки».

Цель: Знакомство детей с неречевыми звуками.

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные: закреплять понятие «речевые звуки»; формировать навыков выделения неречевых звуков; расширять глагольного словаря (лает, мяукает, ржет, мычит, дует, стучит, капает, шелестят, чирикают, гудит, журчит).

2. Коррекционно-развивающие: развивать слуховое восприятие на неречевых звуках; развивать артикуляционную и общую моторику, зрительное внимание и восприятие, речевое дыхание.

3. Коррекционно-воспитательные: воспитывать навыки сотрудничества, активности, инициативности, любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: игрушка кошка, предметные и сюжетные картинки, загадки, аудиозапись звуков природы.

Ход занятия.

I. Орг. момент.

Логопед: - Отгадайте загадки:

Кто носки внучатам свяжет,

Сказку старую расскажет,

С медом даст оладушки? –

Это наша…

Бабушка

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед -

Мой родной, любимый.

Логопед: - Правильно, эти загадки о бабушке и дедушке. Сегодня мы отправимся к ним в гости. Бабушка с дедушкой живут в деревне. На чем мы отправимся к ним в гости? (на автобусе).

Дети рассаживаются на заранее составленные в два ряда стульчики (автобус, звучит музыка («мы едем, едем, едем, в далекие края», дети имитируют звук двигателя автобуса (ж-ж-ж-ж-ж).

II. Объявление темы занятия.

Логопед: - На магнитной доске вывешиваются картинки по теме «Деревня». Дети вслух называют то, что видят на картинках.

Дети, а как вы узнали, что это? (Увидели)

Чем вы увидели?

Значит, для чего нужны глаза?

А как вы узнали, что это кошка, ведь вы её не видите?. Значит, вам глазки не помогали. А что вам помогли?. Значит, для чего нам нужны ушки?.

Логопед заглядывает за дверь и выносит игрушечного котёнка.

Посмотрите, какой котенок! Как он мяукает? (мяу – мяу)

Сегодня мы с вами будем говорить о звуках. Звуки – это то, что мы слышим и можем произносить. Звуки бывают неречевые и речевые. Неречевые звуки издают животные, птицы, транспорт. И мы можем издавать неречевые звуки, например, хлопать в ладоши, топать ногами, щелкать пальцами. А речевые звуки произносит только человек когда разговаривает. Это звуки нашей речи.

2) Артикуляционная гимнастика.

(на мольберт вывешиваются картинки в соответствии со словами сказки)

Логопед: - А вот нас встречают бабушка и дедушка.

К НИМ ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щёки,

С НИМИ ХУДЫЕ - ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щёки).

БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы,

ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд).

БЛЮДЦА ПОСТАВИЛИ – ПОЛОЖИЛИ БЛИНЫ НАМ (широкий язык лежит на нижней губе).

ДУЕМ НА БЛИНЧИК - НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО (подуть на широкий язык).

БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы,

БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).

ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ (широкий язык загибаем кверху чашечкой,

НА НОС ПОДУЛИ - МЫ ЧАЙ ОСТУДИЛИ (подуть с «чашечки» вверх).

ЧАЮ ПОПИЛИ - НИКТО НЕ ОБИЖЕН («чашечка» двигается вперёд-назад).

ВКУСНЫЙ БЫЛ ЗАВТРАК - МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ (кончик языка облизывает губы по кругу).

Логопед: - Ребята, давайте скажем бабушке с дедушкой спасибо за вкусное угощение и пойдем играть во двор.

3) Игра «тихо-громко».

(котенок снова мяукает)

Логопед: - Ребята, почему же наш котенок не перестает мяукать? Может быть, он хочет что-то нам сказать? Я не понимаю, о чем он нам говорит, а вы понимаете? (ответы детей). Мы не понимаем котенка, потому что он не умеет произносить речевые звуки.

А вы умеете?

Логопед: -Давайте поиграем с котенком в игру «Тихо-громко». Когда я спрячу котенка за спину – мяукайте тихо, а когда покажу вам его – громко. (проводится игра)

4) Гимнастика для глаз «Дождик».

Логопед:- Посмотрите на улице дождик начинается. Давайте с ним поиграем.

«Дождик»

Капля первая упала – кап!

И вторая прибежала – кап!

Мы на небо посмотрели

Капельки «кап-кап» запели,

Намочили лица,

Мы их вытирали.

Туфли – посмотрите –

Мокрыми стали.

Плечами дружно поведем

И все капельки стряхнем

Под кусточком посидим.

Сверху пальцем показывают траекторию движения капли, глазами вверх.

То же самое.

Смотрят вверх.

Вытирают» лицо руками.

Показывают руками вниз и смотрят глазами вниз.

Движения плечами.

Приседают, поморгать глазами.

5) Игра «Что ты слышишь?»

Логопед: - Прислушайтесь… как много разных звуков издают живые и неживые предметы вокруг нас! Давайте посидим тихо и послушаем звуки природы. (Дети слушают аудиозапись звуков с закрытыми глазами).

Что вы услышали? Возьмите картинки животных и птиц, которых вы услышали.

Ребята, вы узнали, какие звуки издают животные, птицы. Помогите мне: собака (какие звуки издает) лает, кошка, лошадь, корова.

Какие это звуки: речевые или неречевые?

Какие еще неречевые звуки вы можете назвать? (шелестят листья на деревьях, чирикают воробьи, где-то недалеко гудит мотор машины, журчит вода в речке, дует ветер, дождь стучит по крыше дома) - Молодцы. Так что же такое неречевые звуки? (это звуки природы)

Правильно, неречевые звуки это звуки природы, звуки окружающего мира.

Логопед: - Вот и дождь закончился и нам пора возвращаться в наш детский сад.

А теперь на месте шаг

А теперь на месте шаг.

Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте)

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи)

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками)

Десять раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте)

Мы колени поднимаем -

Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте)

От души мы потянулись, (Потягивания - руки вверх и в стороны)

И к автобусу вернулись. (Дети садятся)

III. Итог занятия.

Где мы с вами сегодня побывали?

Какие неречевые звуки вы слышали?

Какие игры вам больше всего понравились.

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ:

«РЕЧЕВЫЕ И НЕРЕЧЕВЫЕ ЗВУКИ».

Цель занятия: познакомить детей с понятием «звук», научить различать речевые и неречевые звуки.

Задачи: Коррекционно-образовательные:

Формирование понятия «звук», формирование умения различать речевые и неречевые звуки (музыкальные, бытовые шумы).

Подготовка артикуляционного аппарата к правильному произношению речевых звуков.

Формировать правильное произношение речевых звуков.

Формирование у детей восприятия речи в процессе произношения слогов и слов.

Формирование слухового внимания и восприятия.

Формирование правильного речевого дыхания.

Коррекционно-развивающие:

Развитие общей, артикуляционной и пальчиковой моторики (мелкой моторики пальцев рук).

Развитие фонематического восприятия в слогах и словах.

Развитие операций звукового анализа и синтеза.

Развитие координации движений, пространственной ориентации.

Развитие воображения.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать умение делать выводы в ходе занятия.

Воспитывать умение слышать и слушать.

Воспитывать умение грамотно отвечать на вопросы.

Оборудование: коробка с предметами, производящими музыкальные и бытовые звуки; наглядное пособие «Рот – домик звуков»; вата для формирования речевого дыхания; наглядное пособие «Чашка».

Ход занятия.

I.Огр. момент. Логопед: Здравствуйте ребята!

Сегодня на занятии вы узнаете, что такое звук. И у нас будут разные помощники. Вот эту коробку нам прислали герои мультфильма «Бременские музыканты». Они попросили отгадать, какие предметы лежат в коробках – но отгадать только по звуку. Дети закрывают глаза, отгадывают предметы. Звучат: погремушка, шелест бумаги, шуршание пакета, колокольчик, свисток, ключи, бубен, чашка с ложкой.

Л: Что могут издавать предметы, которые находятся вокруг нас? Правильно они издают разные звуки.

2. Формирование слухового восприятия. Звукоподражание. Л: Вы слышали разные звуки и по ним узнавали, какой музыкальный инструмент или бытовой предмет звучал. А чем мы слушаем? Д: Ушами. Л: Уши – это важный орган нашего тела. Что не надо делать, чтобы сохранить слух и не причинить ему вреда? Д: Можно ли кричать друг другу на ухо на близком расстоянии? Можно ли класть в уши мелкие предметы? Можно ли простужать уши? Д: Нельзя. Нужно беречь уши, закрывать уши в холодную погоду. Л: Чтобы хорошо различать звуки, нужно иметь хороший слух.

Но звуки могут издавать не только предметы, но и живые существа. Например, звери и птицы. Игра «Отгадай, кто как подаёт голос?» Л: Сейчас вы попробуете подражать звукам, которые издают звери, птицы или предметы. Послушайте стихотворение и дополните его. Л: Где-то собаки рычали. Д: Р-р-ррр. В стойле коровы мычали. – М-м-муууу. В комнате мухи жужжали. – Ж- ж -жж. Мимо машины бежали. – Др-др-др. Гудели от ветра все провода. – В-в-в-в. Капала в кухне из крана вода. – Кап-кап-кап. Перекликались в ночи поезда. – Чух -чух-чух. Ту-ту-ту.

А теперь я буду поочередно передавать мяч и называть животное. А вы возвращая мяч, должны правильно ответить, как то или иное животное подает голос: корова мычит, тигр рычит, змея шипит, комар пищит, собака лает, волк воет, утка крякает, свинья хрюкает, ворона каркает, кошка мяукает.

II. Введение в тему. Л: Все эти разные звуки – музыкальные, бытовые, звуки животных или птиц не похожи на речь человека. Поэтому эти звуки называются НЕречевые. Говорить умеет только человек. И все звуки, которые мы с вами произносим, даже изображая предметы или животных, называются «речевые звуки».

Подумайте, с помощью чего мы произносим звуки? Д: Чтобы произносить звуки, нам нужен рот.

3. Знакомство с органами артикуляции. Л: Рот – это домик звуков (демонстрация картинки). В домике этом – Красные двери, Рядом с дверями – Белые звери. Красные двери это что? А что такое белые звери? Д: Это губы и зубы. Л: И ещё один орган нужен для правильного произношения звуков. Отгадайте, о чём идёт речь.

Итак, правильно произносить звуки речи нам помогают губы, зубы и язык.

4. Дыхательная гимнастика «Бегемотики».

Л: Чтобы научиться красиво и правильно произносить звуки, надо научиться правильно дышать. Сели бегемотики, Дети садятся на стулья. Положили лапки на животики. Кладут руки на живот. То животик поднимается, Делают длительный вдох носом. То животик опускается. Делают выдох ртом.

5. Артикуляционная гимнастика. Л: Сделаем зарядку для язычка и губ. Одно из упражнений называется «Бегемотик». Рот нужно открыть как можно шире, удерживать его в таком положении до счёта «пять», потом закрыть.

Широко раскроем ротик, как голодный бегемотик. Закрывать его нельзя – До пяти считаю я. А потом закроем рот, отдыхает бегемот. (Повторить 3 – 4 раза).

Упражнения «Заборчик», «Хоботок», поочерёдно «Заборчик» – «Хоботок», «Накажем непослушный язычок».

Упражнение «Рыбка» – беззвучно размыкать, а затем плотно смыкать губы. Л: Открывает рыбка рот, да не слышно, что поёт.

6. Развитие речевого дыхания. Л: Для правильного произношения звуков важно не только разминать язык гимнастикой, но и уметь правильно дышать.

Упражнение «Фокус» (раздать ватные шарики). Л: Положите ватный шарик на ладонь. Откройте рот, положите широкий язык на нижнюю губу, в таком положении сдуйте ватку с ладони.

Развитие мелкой моторики пальцев рук. Л: Кроме гимнастики лля губ и языка, нужно разминать пальчики рук. «В кулачок»: поочерёдно собирать пальцы в кулак, начиная с мизинца. Делать так сперва правой, потом левой рукой, затем обеими руками. «Коза» – «Корова» (поочерёдно): «Коза»: выпрямить вверх указательный и средний пальцы, а кончики остальных пальцев соединить вместе. «Мме- е!» «Корова»: выпрямить вверх указательный палец и мизинец, а кончики остальных пальцев соединить вместе. «Мму-у!» Чередовать «Коза» – «Корова» сперва правой, потом левой рукой.

7. Формирование интонационной стороны речи. Знакомство с гласными звуками.

Л: Мы подготовили наш речевой аппарат к чёткому произношению звуков. Произносить звуки мы можем не только красиво и правильно, но и с разным настроением – громче и тише, быстро и медленно, радостно и удивлённо. Давайте потренируемся. [а] – удивлённо; [о] – возмущённо; [у] – недовольно; [и] – радостно; [ы] – страшно; [э] – оклик. Л: Все эти звуки произносятся голосом, без преграды во рту, рот открыт, так что их даже можно петь [а-а-а],[о-о-о]. Такие звуки называются «гласные звуки» Обозначаются они красным цветом (демонстрация).

Гласных звуков в нашем русском языке шесть. Давайте ещё раз их произнесём и посчитаем на пальчиках [а, о, у, и, ы, э] (пальчиковая гимнастика)

8. Знакомство с понятиями «согласный звук», «слог», «слово» Л: Ещё в нашем языке есть согласные звуки: когда мы их произносим, воздух встречает преграду во рту (м, п, к, ф).

Если мы соединим гласные звуки с согласными звуками речи, получатся слоги, а из слогов – слова.

9. Развитие фонематического слуха в слогах. Л: А теперь поиграем в игру «Поймай звук» Я буду произносить звуки, а вы должны хлопать в ладоши, когда услышите нужный: (М) п т д н о а с м р к ф о у м ц ч м б в

Л: Сейчас я произнесу слова, а вы должны отгадать, какой звук есть во все этих словах: кошка, шуба мышь.

Л: Сейчас мы проверим, хорошо ли вы слышите все звуки. Встаньте. Сядет тот, кто повторит за мной цепочку слогов без ошибок. Ка-ко-ку, ми-мо-му, сы-сэ-са, ду-до-ды, чу-чи-че, ры-ра-ру, во-вы-вэ, лы-лэ-ла, ца-цэ-цо, пы-пу-па.

10.Развитие фонематического слуха в словах. Игра «Верно или нет?» Л: Каждый звук важен, когда мы произносим слово. Всему название дано – и зверю, и предмету. Вещей кругом полным-полно, а безымянных нету. И всё, что только видит глаз – над нами и под нами, И всё, что в памяти у нас – означено словами.

Л: Я буду называть предмет на картинке (демонстрация картинки «чашка»), но правильно назову предмет только один раз. Вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите правильное название. Л: Шашка, часка, жашка, сашка, щаска, чашка. Л: Вот видите, один звук изменили или забыли произнести, и уже не то слово получается, только неразбериха из звуков.

Игра-шутка минутка. Я прочитаю вам шуточное стихотворение, а вы должны будете найти ошибку.

Хвост с узорами,

Сапоги со шторами

Тили-бом! тили бом!

Загорелся кошкин том .

III. Итог занятия. Л: Итак, давайте вспомним, о чём мы сегодня поговорили? Д: О звуках разных предметов и звуках, которые произносит человек. Л: Эти звуки называются речевые и неречевые звуки. Вам понравилось занятие? Занятие закончено.


Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Основные конфигурации нижних и верхних планет Внутренние планеты могут иметь следующие конфигурации Основные конфигурации нижних и верхних планет Внутренние планеты могут иметь следующие конфигурации Реферат: Действие солдат в бою Что должен уметь солдат в бою Реферат: Действие солдат в бою Что должен уметь солдат в бою Функции приставок в сочетании с глаголами движения Функции приставок в сочетании с глаголами движения