Праздник солнца в перу. Фестиваль солнца в перу

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Инки строили из огромных каменных глыб крепости и храмы, прокладывали дороги, сооружали мосты.
Стены зданий «завалены» были немного внутрь. И в этом был точный расчет древних строителей - сооружения устояли при частых в Андах землетрясениях. Тогда как построенные надежно и капитально - по европейским меркам - пышные испанские дворцы и соборы здесь не выдерживали единоборства с подземной стихией, обращались в развалины. А инкские сооружения - в Куско, Писко, горная крепость Мачу-Пикчу - нерушимо высятся и в наши дни.

Испанские завоеватели Южной Америки веками пытались вырвать из душ индейцев всякую память о былом.
Ведь завоевателям нужны были лишь покорные рабы, лишенные своего прошлого, католические же патеры все, что связано с язычеством, с древними богами и святынями, считали крайне греховным.

Выдержала тяготы и испытания столетий память потомков инков - сегодняшних индейцев кечуа и аймара.
Сначала казалось, что они покорились, забыли свою историю: стали носить испанские имена и ходить в церковь. Но индейский мастер, изображая мадонну, придавал ей черты Пачамамы, инкской Матери-Земли. Сохранился и язык кечуа, и костюмы - их до сих пор носят в деревне, сохранились имена владык-инков. И - легенды о древнем государстве.

Столица Перу Лима — это самый китайский из городов Латинской Америки. В этом городе практически не бывает дождей, но всегда высокая влажность. Население — 10 млн человек. Перу знаменит несколькими загадочными объектами: Мачу-Пикчу, пустыня Наска, ворота Солнца, следами древней цивилизацией инков. В июне здесь проходит центральное событие года – древний праздник Инти Райми или Фестиваль Солнца. Праздник, восходящий еще к временам инков, был возрожден в 20 столетии и в настоящее время является вторым по популярности фестивалем в Южной Америке. Праздник Инти Райми - старинный ритуал Инков поклонения солнцу, главному богу Инков. Это знак наступления венца года инков и скорого сбора урожая, который, если того пожелают боги, окажется обильным. Чтобы насладиться красочным зрелищем популярного фольклорного праздника в этот знаменательный день, 24 июня, в город Куско съезжаются тысячи туристов из разных уголков света.

Праздник Инти Райми

Праздник известен как Инти Райми, ежегодно проводимый в июне месяце во многих частях Боливии и является популярным у жителей Южной Америки. Корни этого праздника уходят во времена Империи Инков, которая существовала когда-то на территории Перу. Фестиваль Солнца был для них очень значимым, поскольку Солнце занимало центральную часть в мифологии инков. Бог Солнца – Инти считался прародителем всего живого и ему поклонялись с особым усердием, молясь об урожае. Праздник для древних инков знаменовал собой начало нового года, что имело важное значение. Традиция празднования Фестиваля Солнца вернулась в настоящее время. На празднование съезжаются туристы, устраиваются красочные театрализованные шоу с использованием национальных костюмов. Путешествие в Перу в июне – уникальная возможность отпраздновать Новый Год по календарю древних инков и окунуться в их древнюю загадочную культуру.

(adsbygoogle = window.adsbygoogle || ).push({});

Инки строили из огромных каменных глыб крепости и храмы, прокладывали дороги, сооружали мосты.

История праздника

Церемония встречи Солнца и поклонения ему проводится в столице инков Куско и в древней крепости Саксайуамане. Во времена империи инков, Инти Райми был одним из четырех самым важных религиозных церемоний в честь бога Солнца Инти, одного из самых почитаемых богов в религии инков. Празднование Инти Райми сопровождается танцами, торжественными шествиями и жертвоприношения животных.
Церемония отмечала мистическое происхождение инков и продолжалась девять дней, во время которых проводились танцы, процессии и жертвоприношения животных; считалось, что это, в частности, обеспечит хороший сезон в сельском хозяйстве. Последний раз во времена Империи праздник был проведён в 1535 году, после чего католическая церковь запретила его. Около 65 лет назад праздник возродили снова, опираясь (по иронии судьбы) на хроники испанских летописцев и религиозные трактаты колониального периода. Наиболее широко Инти Райми отмечают в Куско, Перу, но во многих местах Боливии фестиваль также празднуют. Некоторые индейцы проводили праздник и после этой даты, однако репрессии со стороны вице-короля Перу Франсиско де Толедо почти полностью прекратили его после 1572 года из-за угрозы для католичества. Праздник проводится в течение зимнего солнцестояния и отмечает как Новый год в Андах. С 1944 года 24 июня ежегодно на этот праздник проводится театрализованное представление в Саксауамане (2 километра от Куско), которое привлекает тысячи туристов и местных жителей. В 1944 году под руководством Фаустино Эспиносы Наварро была проведена первая реконструкция исторической церемонии усилиями местных артистов. Эта реконструкция была основана на записях Гарсиласо де ла Вега. Кроме Куско, одним из мест проведения церемонии стал городок Саласака и озеро Куикоча (Эквадор).


Праздник известен как Инти Райми, ежегодно проводимый в июне месяце во многих частях Боливии и является популярным у жителей Южной Америки.

Особенность праздника

В честь праздника устраивают театрализованное представление «Инти Райми», в котором участвуют и профессиональные артисты. В массовых сценах участвуют самодеятельные коллективы. Перед зрителями оживают картины прошлого. Появляется Верховный Инка. Он поклоняется Солнцу, благодарит его за урожай прошедшего года, просит обилия земных плодов в будущем. А потом, после празднества, участники праздника возвращаются в свои деревни. Лица их непроницаемы. Они запомнили все, что видели в Куско, до мельчайших подробностей, чтобы рассказать потом близким. Сдержанный характер индейца не позволяет говорить о празднике много и бурно. Рассказов по вечерам понемногу хватит теперь на целый год.


Бог Солнца – Инти считался прародителем всего живого и ему поклонялись с особым усердием, молясь об урожае.

Читайте так же по теме:

Презентация YotaPhone 3-йотафон. Где купить, сколько стоит Ситуация на Донбассе, в ДНР, ЛНР. Последние события и факты Очередь к мощам Николая Чудотворца в Москве сегодня Что нужно изменить в нашем продукте, чтобы продавать его в 10 раз дороже

Даже в наше время праздник Инти Райми не потерял своего значения и проводится до сих пор на месте археологических раскопок древнего города Саксайуаман (Sacsayhuamán), 2 километра от Куско. Во время праздника собирается очень много народа, совершаются обряды и паломничество. На одной из древних площадей Sacsayhuamán проходит театрализованное представление показывающее как проходил ритуал в древние времена Инкской Империи. Празднования Инти Райми продолжаются в течение недели с многочисленными ярмарками, выставками ремесел и культурными мероприятиями.

Инти Райми (Inti Raymi) - древняя религиозная церемония инков и многих индейских народов Анд, посвящённая богу Инти . Праздник проводится в течение зимнего солнцестояния и отмечает как Новый год в Андах.

В свое время это был грандиозный праздник с жертвоприношениями, танцами, музыкой и многочисленными шествиями. В 1535 праздник был запрещен католической церковью. Некоторые индейцы проводили праздник и после этой даты, однако репрессии со стороны вице-короля Перу Франсиско де Толедо почти полностью прекратили его после 1572 года из-за угрозы для католичества.

В 1944 году Faustino Espinoza Navarro решил реконструировать мероприятия по празднованию Инти Райми. Во многом событие восстанавливалось по хроникам Garcilaso de la Vega и включало только религиозный обряд. С годами мероприятие превратилось в большое и зрелищное событие с участием костюмированных актеров и коллективов народного творчества. На улицах города Куско проводятся многочисленные ярмарки и царит праздничное настроения, проходят шествия, музыкальные представления и танцы.

24 июня, толпа актеров, специально отобранная для исторической реконструкции праздника, собирается на Coricancha Square перед Santo Domingo Church. Во время этой исторической реконструкции актеры представляют различные фигуры из инкских легенд и верований. После хвалебной речи Sapa Inca (Sun King) oбогу солнцу, король со своей женой Mama Ocllo восходят на массивный переносной трон и процессия движется к Sacsayhuaman .

После того, как процессия достигает большой площади крепости Sacsayhuaman, Sapa Inca произносит другую речь. Здесь в Sacsayhuaman уже присутствуют многочисленные священники (актеры), женщины в ритуальных праздничных одеждах, много всяческих декораций. В окружении всего этого величия ранее совершалось жертвоприношение белой ламы и король держа в руках еще бьющееся сердце предсказывал хороший урожай, процветание и прочее своему народу. Сейчас ламу уже не убивают ради праздника (по крайней мере во время театрализованного представления), но все остальное выглядит весьма красочно и впечатляюще.

Приезжайте заранее, необходимо будет адаптироваться к высоте, пить много воды и местного народного средства Coca Tea. В особенности если вы намерены много ходить.

Попробуйте местное блюдо cuy из морских свинок.

Наведайтесь в Hotel Monasterio, это бывший монастырь из которого сделали бутик-отель.

До Machu Picchu, настоящего Храма Солнца из Куско пол дня езды на поезде.

Лететь лучше в Jorge Chávez International Airport (LIM) в Lima, Peru. Затем короткий перелет в Cuzco Airport (CUZ).

Есть множество пакетных туров для желающих посетить Inti Raymi и Machu Picchu, но лучше быть вне строгого расписания и протоптанных тропинок.

Императорский город Куско готовится отметить 24 июня самый важный праздник народов Анд - Праздник Солнца (Inti Raymi). «Инти Райми» на языке кечуа означает «Воскресение Бога-Солнца». Церемония встречи Солнца и поклонения ему проводится в древней крепости Саксайуамане. Перед зрителями оживают картины прошлого. Появляется Верховный Инка. Он поклоняется Солнцу, благодарит его за урожай прошедшего года, просит обилия земных плодов в будущем.

В этом году в нем примут участие более 800 актеров, задействованных в 200 мероприятиях, а также около 120 тысяч зрителей.Приглашаем Вас стать частицей этого праздника.


1 день
(13 июня). Лимa
Прибытие в Лиму. Встреча в аэропорту, трансфер в отель, расположенный в районe «Мирафлорес». Размещение в отеле.

Завтрак - шведский стол.
9:00 Обзорная экскурсия по Лиме, начинаем экскурсию с района Мирафлорес, посещение Парка Влюбленных, панорамное посещение Уака Пуяна, Оливкового парка, Уака Янамарка. Старинных колониальных усадеб, продолжаем экскурсию по историческому центру города - осмотр собора Сан-Франциско, Центральной Площади, Президентского Двогца, Мерии, площади Боливар.
Время на Обед в одном из популярных ресторанов в Лиме. После обеда посещение одного из лучших музеев Лиму - Музей Золота, где собраны бесценные сокровища инкской и доинкской эпох и великолепная коллекция старинного оружия со всего мира. Заканчивается наша экскурсия в парке знаменитых Лимских фонтанов, которые вошли в книгу Гинеса. Возвращение и Размещение в отеле.

Завтрак. Свободное время в Лиме.

Дополнительно можeте заказать экскурсию Паракас - Назка. Переезд на автобусе в Paracas. В порту, в 8:00 посадка на скоростную лодку для Экскурсии Candelabr и острова Ballestas. После 2-х часовой экскурсии переезд в аэропорт на автобусе.
Полет над Линиями Наска. Пустыня Наска знаменита гигантскими рисунками с изображениями животных, человека и геометрических фигур, которые можно увидеть только с высоты птичьего полета.
Oбед в ресторане национальной кухни. Во второй половине дня переезд в Лиму.

Дополнительно оплачивается: Входной билет в национальный парк Наска - $10.

Завтрак.
Переезд из гостиницы в аэропорт. Перелет в Арекипу. Трансфер в гостинницу. Отдых. Экскурсия по Арекипе с посещением монастыря Санта Каталина, центральной площади, католических соборов и смотровой площадки Янауара.

Завтрак.
В 7:00 переезд на туристическом автобусе в Колкинский каньон - самый глубокий и красивый в мире. По пути посещение озера Лагуниллас и смотровой площадки 3-х вулканов. Пересечение заповедника Салинас, где можно пронаблюдать за грациозными Викунями (животное, которое обладает самой дорогой шерстью в мире). По прибытию размещение в гостинице. По желанию посещение термальных источников.

Завтрак.
Посещение смотровой площадки Крус Дель Кондор, откуда открывается незабываемый вид на каньон, на дне которого на глубине 1200 м протекает река Колка. Наблюдение за полетом могущественного кондора. По возвращению посещение поселков Янки и Мака. Посещение смотровых площадок Чокетико (окно ветра) и Антуильке. Переезд в Пуно. Прибытие и размещение в гостинице.

Завтрак.
Поездка на лодке на тростниковые острова Урос. Ознакомление с жизнью и бытом жителей плавучих островов. По желанию прогулка на типичных тростниковых лодках по озеру.
Посещение Чульпас Силюстани (погребальные сооружения в виде башен, которые использовались для захоронения представителей благородного сословия племени Колья). Ужин с фольклорной программой. Размещение в отеле.

Завтрак.
Переезд на туристическом автобусе в город Куско. По пути остановки: Сикстинская капелла Америки - Андагуаилильяс, Ракчи - археологический комплекс посвященны богу Виракоча.
Oбед - шведский стол в местечке Сикуани. Следующие остановки: Ла Рая (4400 метров над уровнем моря) и Пукара -где посетим музей Литико.
Примерное в 17:00 — приезд в Куско. Размещение в отеле.

Завтрак.
9:00 трансфер в Священную Долину Инков. Посещение художественной ярмарки в местечке Писак (здесь можно приобрести изделия народных промыслов - керамику, ковры, сувениры, изделия из серебра и кожи. Посещение ЗОО центра «Ауанаканча», где туристы любуются и принимают участие в кормежке таких очаровательных животных как Ламы, Альпаки, Уанако и Викуньи. Знакомятся с процессом выделки и натурального окрашивания шерсти.
Осмотр археологического комплекса «Ольантайтамбо» - одного из самых важных военных сооружений Инков.
Обед - шведский стол в ресторане национальной кухни «Tunupa». Размещение в отеле.

После завтрака — переезд на поезде в город Агуас Кальентес. Затем подъем на автобусе в Затерянный Город Инков — Мачу-Пикчу, считающийся мощнейшим энергетическим центром Южной Америки. Мачу-Пикчу был открыт американским историком Хаирам Бингамом в 1911 г. Экскурсия с гидом. Во второй половине дня — спуск в Агуас Кальентес.
Oбед в ресторане национальной кухни «HanaqPacha». Затем, возвращение на поезде в Куско. Прибытие, встреча и трансфер в отель.

11 день (23 июня). Куско

Завтрак.
Обзорная автобусная экскурсия по Куско. Посещение архитектурных комплексов: Kрепость Саксаиуаман, храм Кенко, крепость Пука-Пукара и храм воды Тамбомачай. Посещение музея Кориканча (Храм Солнца). Возвращение в отель.
По желанию, дополнительно фольклорный ужин в ресторане «Дон Антонио».

12 день (24 июня). Куско. Праздник Солнца «Инти Райми»

Завтрак.
День праздника солнца. Спектакль и церемония.
Сухой паек. Трансферы.
Возвращение и размещение в отеле.

13 день (25 июня). Куско - Лима

Завтрак.
Трансфер в аэропорт. Перелет в Лиму. Встреча в аэропорту и трансфер в отель. Размещение в отеле.

Завтрак.
Свободное время в Лиме. Трансфер в аэропорт.

Конец программы.

В стоимость программы входит:
. Проживание в отелях, питание, трансферы и экскурсии согласно программе
. Внутренние авиаперелеты Лима - Арекипa, Куско - Лима
. Железнодорожный билет класса Ecspedition
. Целый день на празднике «Инти Райми» с обедом
. Экскурсии с русскоговорящим переводчиком согласно программе

В стоимость основной программы не входит:
. Международный авиаперелет
. Медицинская страховка
. Аэропортовые сборы: внутренние рейсы - 6$ c чел., международные рейсы - 31$ c чел.
. Спиртные и прохладительные напитки
. Чаевые

На месте самостоятельно оплачивается:
. Аэропортовый сбор внутреннего полета
. Аэропортовый сбор полета над линями Наска
. Аэропортовый сбор международного полета

Запрограммированный порядок экскурсий может быть изменён в зависимости от наличия мест на поезд в Мачу-Пикчу.

Инти Райми - церемония встречи Солнца у инков Церемония встречи Солнца и поклонения ему проводится в столице инков Куско и в древней крепости Саксайуамане. В честь праздника устраивают театрализованное представление «Инти Райми», в котором участвуют и профессиональные артисты. В массовых сценах участвуют самодеятельные коллективы. Перед зрителями оживают картины прошлого. Появляется Верховный Инка. Он поклоняется Солнцу, благодарит его за урожай прошедшего года, просит обилия земных плодов в будущем. В программе включены все трансферы, входителные билеты, экскурсии с русскими гидами. А так же посещение самых красивых мест в городе Куско - Лима!

Сборный Групповой тур. Экскурсии на русском языке

Заезд: 20.06.2014

01 ЛИМА

Прибытие в Лиму. Русскоговорящий сотрудник нашего агентства Вас встретит в аэропорту. Трансфер в отель

02 ЛИМА

Завтрак.

08:30 Обзорная экскурсия по городу и посещение музея (4 ½ часа)

П осетим романтический парк Любви со скульптурой «Пары Андийских любовников» и насладимся потрясающим видом на Тихий Океан. Проедем по современным элитным районам Лимы, посетим финансовое сердце города – район Сан-Исидро, где увидим пирамиду Уака- древнее доинкское святилище . Своеобразное очарование прошлых колониальных времен существуюет и по сей день. Главная площадь Лимы, кафедральный Собор, президентский дворец, монастырь Сан Франсиско навсегда останутся в Вашей памяти.

Посещение Музея имени Ларко Эрреры, в котором представлены золотые и серебряные украшения, древние мумии, а также коллекция доколумбовой эротической керамики, изображающей сексуальные практики ряда древних перуанских культур. Здесь можно полюбоваться прекрасной коллекцией керамики доколониального Перу, в особенности культуры Мочика. Это идеальное место для начала знакомства с загадками инков и их предшественников.

03 ЛИМА / КУСКО

Завтрак. Трансфер в аэропорт. Перелет в Куско.

Прибытие, встреча в аэропорту Куско и трансфер в отель.

Акклиматизация на высоте 3200 метров над уровнем моря.

Тур по городу и ближайшим руинам .

Вечером, по желанию, возможно посещение фольклорного представления. Ночь в отеле

04 КУСКО / МАЧУ ПИКЧУ / КУСКО

05:00 Трансфер из отеля на железнодорожную станцию. Прибытие в городок Агуас Кальентес, расположенный у подножия горы недалеко от Мачу-Пикчу. Подъем на автобусе к руинам Священного города инков (15-20 минут).

Экскурсия в Затерянный Город Инков – Мачу-Пикчу , считающийся мощнейшим энергетическим центром Южной Америки. Мачу-Пикчу является самой загадочной из археологических находок ХХ столетия.

После экскурсии – обед. Далее - возвращение на станцию в Агуас Кальентес и возвращение на поезде.

Прибытие.

Трансфер в отель. Размещение в отеле.

05 КУСКО

Завтрак.

Выезд из отеля в 7:30 утра

Тур на целый день Фестиваль Инти Райми. « Инти Райми » на языке кечуа означает «Воскресение Бога-Солнца» Англо-говорящий гид сопровождающий. Включает ланч - бокс и входной билет. В этом году в нем примут участие более 800 актеров, задействованных в 200 мероприятиях, а также около 120 тысяч зрителей. Приглашаем Вас стать частицей этого праздника.

06 КУСКО / ПУНО Завтрак.

6:30 Переезд на туристическом автобусе в город Пуно. По пути остановки: Сикстинская капелла Америки - Андагуаилильяс, Ракчи-археологический комплекс посвященны богу Уиракоча. Oбед шведский стол. Следующие остановки: Ла Рая (4400 метров над уровнем моря) и Пукара-где посетим музей.

17:00 Прибытие в Пуно (3 827 метров над уровнем моря). Трансфер в отель.

г. Пуно расположен на берегу озера Титикака, которое считается самым высокогорным судоходным озером в мире.

07 ПУНО / ОЗЕРО ТИТИКАКА

Завтрак.

Озеро Титикака, расположенное на границе Перу и Боливии – одно из самых необычных и загадочных мест на нашей планете. Это самое высокое в мире судоходное озеро. Оно находится на высоте 3810 метров над уровнем моря. Протяжённость озера 170 км - это самое большое озеро Южной Америки. По преданию, прародители инков вышли из вод Титикаки. На озере Титикака более 30 островов, наиболее знаменитые из которых - плавучие острова индейцев Урос. Последний чистокровный урос умер в 1959 году, но сегодняшние обитатели камышовых островов живут, строго следуя традициям предков. Они ловят рыбу, охотятся на птиц, используют прибрежную растительность, включая камыш, для строительства домов, лодок и самих островов. Почва острова изготавливается местными жителями, которые плетут из тростника циновки. Далее туристов ждет остров Такиле , жители которого прославились своими уникальными ткацкими изделиями и традициями. Именно с высоты холма этого острова представляются лучшие панорамные виды озера Титикака. Включает обед.

Ужин с фольклорной программой. Размещение в отеле.

08 ПУНО / УЩЕЛЬЕ КОЛКА

Завтрак.

В 6.30 Переезд на туристическом автобусе в Колкинский каньон – самый глубокий и красивый в мире.

По пути посещение Лагунияс смотровой вышки.

Пересечение заповедника Салинас, где можно пронаблюдать за грациозными Викунями - животным, которое обладает самой дорогой шерстью в мире.

12:00 Прибытие. Трансфер в отель.

По желанию, посещение термальных источников.

09 УЩЕЛЬЕ КОЛКА / АРЕКИПА

Завтрак. Посещение смотровой площадки Крус Дель Кондор, откуда открывается незабываемый вид на каньон, на дне которого на глубине 1200 м протекает река Колка. Наблюдение за полетом могущественного кондора. По возвращению посещение поселков Янки и Мака. И смотровых площадок Чокетико (окно ветра) и Антуильке. Переезд в Арекипу.

Экскурсия по Арекипе с посещением центральной площади, католических соборов и смотровой площадки Янауара.

Размещение в отеле.

10 АРЕКИПА / ЛИМА

Завтрак. В назначенное время переезд в аэропорт.

Перелет в Лимy. Размещение в отеле

11 ЛИМА

Завтрак.

12 ЛИМА

Завтрак.

Свободное время в Лиме. Трансфер в аэропорт.

Стоимость программы на 1 человека, дол. США

– с отелями 3*

размещение в трехместном номере TWB - $ 2399

размещение в двухместном номере DWB - $ 2481,

размещение в одноместном номере SWB - $ 2952

В стоимость программы входит:

Авиабилеты Лима-Куско, Арекип a - Лима.

Питание и трансферы, согласно программе.

Экскурсии на русском, согласно программе.

Железнодорожный билет Expedition / Inka Rail tour. Class в Мачу Пикчу и обратно.

Входной билет на представление Инти Райми

В стоимость программы не входит :

Тах аэропорта. Для внутренних перелетов – US$ 10. Таксы могут изменяться;

Оплата перегруза багажа

Алкогольные и прохладительные напитки

Чаевые

Трибуны (для увеличения нажми на картинку)

Инти-Райми (Inti Raymi) в пере­воде с кечу­ан­ского озна­чает «вос­кре­се­ние Солнца», или «путь Солнца». Инти-Райми у инков – детей Солнца – был самой важ­ной и пыш­ной из четы­рех рели­ги­оз­ных цере­мо­ний. По сло­вам Инти-Райми «отме­чали после июнь­ского солн­це­сто­я­ния», кото­рое про­ис­хо­дит 21 июня.

Гар­си­ласо де ла Вега пишет:

« Они посвя­щали этот празд­ник Солнцу в знак при­зна­ния и пре­кло­не­ния как выс­шему, еди­ному и все­об­щему богу, кото­рый своим све­том и могу­ще­ством рас­тил и под­дер­жи­вал все, что име­лось на земле.
И в знак при­зна­ния того, что он являлся при­род­ным отцом пер­вого инки Манко Капака и койи Мама Окльо Васко, и всех коро­лей, и всех их сыно­вей и потом­ков, послан­ных на землю ради все­об­щего блага людей, – по этим при­чи­нам, как они гово­рили, этот празд­ник был наиторжественнейшим».

Празд­ник в честь бога Инти про­во­дился в Куско – сто­лице инк­ской импе­рии. В день зим­него солн­це­сто­я­ния, один из самых корот­ких и холод­ных дней в южном полу­ша­рии, инки выпол­няли раз­лич­ные риту­алы, чтобы упро­сить Солнце не отка­зы­ваться от своих детей, не поки­дать их. Кроме того, инки бла­го­да­рили за уро­жай клуб­ней и куку­рузы (цере­мо­ния про­хо­дила в конце его сбора) и про­сили хоро­шего уро­жая в сле­ду­ю­щем сезоне.

На празд­нике при­сут­ство­вали «все глав­ные капи­таны войны, уже не нахо­див­ши­еся на службе, и те, кто про­дол­жал слу­жить, и все кураки, гос­пода вас­са­лов, со всей империи»:

« Кураки при­хо­дили в своих самых парад­ных оде­я­ниях, кото­рые только могли при­ду­мать: на одних была одежда, покры­тая золо­том и сереб­ром, и гир­лянды из того же [металла] на голове поверх голов­ных убо­ров.
Дру­гие при­хо­дили точно такими, каким изоб­ра­жают Гер­ку­леса, оде­тыми в шкуру льва, а на голову индейцы наде­вали льви­ную голову, ибо они похва­ля­лись своим про­ис­хож­де­нием от льва.
Дру­гие при­хо­дили в том виде, в кото­ром рисуют анге­лов, с огром­ными кры­льями птицы, кото­рую назы­вают кун­тур. Их [перья] - белые и чер­ные, и они сами такие огром­ные, что мно­гие из них, уби­тые испан­цами, [имели] четыр­на­дцать и пят­на­дцать футов от конца до конца [кры­льев] в полете; [эти индейцы] похва­ля­лись тем, что брали свое начало и про­ис­хо­дили от кун­тура.
Дру­гие оде­вали на себя спе­ци­ально изго­тов­лен­ные маски самых отвра­ти­тель­ных, какие только можно пред­ста­вить, физио­но­мий, а этими были йунки. Они всту­пали в празд­нич­ное шествие с жестами и ужим­ками сума­сшед­ших, дура­ков и про­сто­филь. Для этого они дер­жали в своих руках совсем непод­хо­дя­щие к слу­чаю пред­меты, как-то: плохо настро­ен­ные флейты, бара­баны, клочки шкур, с помо­щью кото­рых они изоб­ра­жали свои глу­по­сти.
Дру­гие кураки несли дру­гие, при­сво­ен­ные им знаки своей гераль­дики. Каж­дый народ нес свое ору­жие, с кото­рым он сра­жался на войне: одни несли лук и стрелы, дру­гие пики, дро­тики, мета­тель­ные при­спо­соб­ле­ния, дубинки, пращи и топоры с корот­кой руко­я­тью, чтобы сра­жаться одной рукой, а дру­гие – с длин­ной руко­я­тью, чтобы биться двумя руками.
Они несли изоб­ра­же­ния (pintados) подви­гов, совер­шен­ных ими на службе Солнцу и инкам; они при­хо­дили с огром­ными бара­ба­нами, [по кото­рым бьют одной пал­кой], и тру­бами, при­водя с собой мно­же­ство испол­ни­те­лей, кото­рые на них играли; иными сло­вами, каж­дый народ при­хо­дил в самых луч­ших своих укра­ше­ниях (arreglado) и в воз­можно луч­шем сопро­вож­де­нии, стре­мясь каж­дый по сво­ему пре­взойти своих сосе­дей, а если удастся, то и всех остальных».

Инти-Райми гото­вился три дня. В это время запре­ща­лось зажи­гать огонь, необ­хо­димо было соблю­дать пост, в том числе и сек­су­аль­ное воз­дер­жа­ние. Длился Инти-Райми девять дней. Инти-Райми вклю­чал в себя боль­шую рели­ги­оз­ную цере­мо­нию с жерт­во­при­но­ше­нием живот­ных, а также кра­соч­ные шествия и танцы. Во время празд­ника упо­треб­ля­лось боль­шое коли­че­ство еды и напит­ков. Лишь после его окон­ча­ния гостям раз­ре­ша­лось воз­вра­щаться домой.

Гар­си­ласо де ла Вега так опи­сы­вает сам праздник:

« Под­го­то­вив все необ­хо­ди­мое, на сле­ду­ю­щий день, кото­рый был днем празд­ника, на рас­свете на глав­ную пло­щадь города, кото­рую назы­вали Хаукай-пата, выхо­дил инка в сопро­вож­де­нии всей своей родни, кото­рая шла в опре­де­лен­ном порядке, согла­со­ван­ном с воз­рас­том и досто­ин­ством каж­дого из них. Там они ждали, когда взой­дет Солнце, и все сто­яли босыми и в напря­жен­ном ожи­да­нии смот­рели на восток, а как только Солнце выгля­ды­вало, все сади­лись на кор­точки (что среди этих индей­цев счи­та­лось тем же, как если бы встать на колени), чтобы совер­шить цере­мо­нию покло­не­ния Солнцу, и с раз­ве­ден­ными в сто­роны руками, кисти кото­рых были под­няты и поло­жены прямо на лицо, целуя воз­дух (что озна­чало то же самое, как если бы в Испа­нии цело­вали соб­ствен­ную руку или одежду князя, когда ему отпус­ка­ется поклон), они покло­ня­лись ему с вели­чай­шей любо­вью и при­зна­тель­но­стью за то, что оно было их богом и при­род­ным отцом.
Кураки, поскольку они не при­над­ле­жали к коро­лев­ской крови, нахо­ди­лись на дру­гой пло­щади, при­мы­кав­шей к глав­ной, кото­рую назы­вали Куси-пата; они совер­шали такое же, как и инки, покло­не­ние Солнцу. После этого вста­вал король - осталь­ные же про­дол­жали сидеть на кор­точ­ках - и брал в руки два боль­ших золо­тых сосуда, кото­рые назы­ва­лись аки­лъа, напол­нен­ные напит­ком, кото­рый они [обычно] пили. Эту цере­мо­нию он совер­шал (как пер­во­рож­ден­ный) от имени Солнца, сво­его отца, и [дви­же­нием] пра­вой руки он пред­ла­гал себе (le conbidava) выпить, ибо это было то, что должно было сде­лать Солнце, пред­ла­гав­шее выпить инке и всей его родне, потому что у них это пред­ло­же­ние выпить, кото­рое они друг другу делали, счи­та­лось самым боль­шим и самым при­ят­ным про­яв­ле­нием быто­вав­шего среди них знака бла­го­склон­но­сти со сто­роны началь­ника к под­чи­нен­ному и знака дружбы одного друга к дру­гому.
После того как при­гла­ше­ние выпить было сде­лано, инка выли­вал [содер­жи­мое] сосуда в пра­вой руке, кото­рый посвя­щался Солнцу, в боль­шой золо­той кув­шин, как если бы Солнце испило напи­ток, а из кув­шина он бежал по необы­чайно кра­сиво высе­чен­ной из камня трубе, кото­рая шла от глав­ной пло­щади до дома Солнца. А из дру­гого сосуда в левой руке инка сам делал один гло­ток, после чего раз­ли­вал осталь­ное всем дру­гим инкам, нали­вая каж­дому поне­многу в малень­кие сосуды из золота или серебра, зара­нее при­го­тов­лен­ные каж­дым для этого, и мало-помалу осу­шался (rece/b/avan) глав­ный сосуд, кото­рый нахо­дился у инки, чтобы та пер­вая жид­кость, освя­щен­ная рукою Солнца или инки или обе­ими этими руками, пере­дала бы свою доб­ро­де­тель тому, кому ее нали­вали.
Этот напи­ток пили все люди коро­лев­ской крови, каж­дый по одному глотку. Всем же осталь­ным кура­кам, нахо­див­шимся на дру­гой пло­щади, давали испить тот же самый напи­ток, кото­рый при­го­то­вили жены Солнца, однако он не был освя­щен, ибо освя­щен­ный пили только инки.
Закон­чив эту цере­мо­нию, кото­рая явля­лась чем-то вроде сня­тия пробы того, что затем сле­до­вало выпить, все в долж­ном порядке шли к дому Солнца и за две­сти шагов до его две­рей они разу­ва­лись все, исклю­чая инку, кото­рый шел обу­тым до самых две­рей храма. Инка и люди его крови, как род­ные сыно­вья, вхо­дили внутрь и совер­шали свое покло­не­ние образу Солнца. Кураки, поскольку они были недо­стойны столь воз­вы­шен­ного места, так как не явля­лись сыно­вьями [Солнца], оста­ва­лись сна­ружи на боль­шой пло­щади, кото­рая и сего­дня нахо­дится перед две­рью храма.
Инка своею соб­ствен­ной рукой пре­под­но­сил золо­тые сосуды, кото­рыми он совер­шал цере­мо­нию; осталь­ные инки пере­да­вали свои сосуды инкам жре­цам, кото­рые изби­ра­лись и назна­ча­лись для службы Солнцу, потому что не жре­цам, хотя бы они были людьми крови Солнца (как [людям] свет­ским), было запре­щено выпол­нять службу жре­цов. Жрецы, закон­чив под­но­ше­ние сосу­дов инков, выхо­дили к две­рям [на пло­щадь], чтобы при­нять сосуды от кура­ков, кото­рые под­хо­дили по стар­шин­ству, в том порядке, как были поко­рены [их про­вин­ции] импе­рией, и они отда­вали свои сосуды и дру­гие пред­меты из золота и серебра, кото­рые при­несли из своих земель для под­но­ше­ния Солнцу, как-то: лам, ламят, яще­риц, жаб, змей, лис, тиг­ров, и львов, и мно­же­ство раз­но­об­раз­ных птиц; иными сло­вами, все то, чем изоби­ло­вали их про­вин­ции, все ими­ти­ро­ван­ное в нату­раль­ную вели­чину в серебре и золоте, хотя и в малом коли­че­стве каж­дая вещь.
После окон­ча­ния под­но­ше­ния они воз­вра­ща­лись на свои места в том же порядке; затем при­хо­дили жрецы-инки с огром­ным мно­же­ством лам, с бес­плод­ными сам­ками и ламами всех цве­тов, потому что скот той земли имеет вся­кую окраску, как лошади в Испа­нии. Весь этот скот при­над­ле­жал Солнцу. Они брали чер­ного ламенка, ибо этот цвет при жерт­во­при­но­ше­ниях поль­зо­вался пред­по­чте­нием <…>.
Это пер­вое жерт­во­при­но­ше­ние чер­ного ламенка совер­ша­лось для опре­де­ле­ния пред­ска­за­ний и про­гно­зов их празд­ника. Потому что все важ­ное, совер­шав­ше­еся ими, как в мире, так и на войне, почти все­гда [сопро­вож­да­лось] при­не­се­нием в жертву ламенка, чтобы посмот­реть и убе­диться по [виду] его сердца и лег­ких, было ли оно одоб­рено Солн­цем, т. е. будет ли счаст­ли­вым или нет тот воен­ный поход, будет ли полу­чен хоро­ший уро­жай пло­дов в тот год. Для одних дел пред­зна­ме­но­ва­ния опре­де­ля­лись по ламе, для дру­гих - по ламенку, для дру­гих - по бес­плод­ной самке (oveja), ибо, когда гово­рится самка, все­гда сле­дует пони­мать, что она бес­плод­ная, потому что они нико­гда не уби­вали пло­до­нос­ных, в том числе и для еды, а только лишь тогда, когда они уже не давали при­плод.
<…>
После жерт­во­при­но­ше­ния ламы они при­во­дили огром­ное коли­че­ство лам, ламят и самок для общего жерт­во­при­но­ше­ния <…>
Все мясо от тех жерт­во­при­но­ше­ний жари­лось пуб­лично на обеих пло­ща­дях, и его делили среди всех тех, кто при­сут­ство­вал на празд­нике, как среди инков, так и кура­ков и осталь­ных про­стых людей, [каж­дому] соот­вет­ственно его поло­же­нию. И тем и дру­гим его давали вме­сте с хле­бом, назы­вав­шимся санку; и это было пер­вое блюдо их вели­кого празд­ника и тор­же­ствен­ного пира. Затем при­но­сили дру­гие яства в вели­ком раз­но­об­ра­зии, кото­рые они ели, не упо­треб­ляя напитки между едой, ибо был все­об­щий обы­чай у индей­цев Перу ничего не пить во время еды.
<…>
После окон­ча­ния тра­пезы им при­но­сили напитки в огром­ней­шем изобилии…»

При­бы­тие койи – закон­ной супруги и сестры импе­ра­тора. Инти-Райми 2008 г.

Послед­ний Инти-Райми в при­сут­ствии импе­ра­тора инков был про­ве­ден в 1535 г. В 1572 г. испан­ские заво­е­ва­тели и като­ли­че­ская цер­ковь его запре­тили. В резуль­тате часть обря­дов Инти-Райми в Перу была пере­не­сена на день памяти Иоанна Кре­сти­теля (Сан-Хуана), кото­рый отме­ча­ется 24 июня.

Инти-Райми 2008 г.

В 1944 г. Фау­стино Эспи­ноза Наварро осу­ще­ствил исто­ри­че­скую рекон­струк­цию Инти-Райми с индей­цами в каче­стве акте­ров. Эта рекон­струк­ция во мно­гом осно­вы­ва­лась на лето­писи Гар­си­ласо де ла Веги. С 1944 г. теат­раль­ное пред­став­ле­ние Инти-Райми стало еже­год­ным. Оно при­вле­кает тысячи тури­стов. Инти-Райми про­во­дится 24 июня на руи­нах Саксайуамана.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Лорис меликов был министром внутренних дел Лорис меликов был министром внутренних дел Александр сергеевич яковлев Александр сергеевич яковлев Как общаться с судебными приставами Как общаться с судебными приставами