Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?
Инки строили из огромных каменных глыб крепости и храмы, прокладывали дороги, сооружали мосты.
Стены зданий «завалены» были немного внутрь. И в этом был точный расчет древних строителей - сооружения устояли при частых в Андах землетрясениях. Тогда как построенные надежно и капитально - по европейским меркам - пышные испанские дворцы и соборы здесь не выдерживали единоборства с подземной стихией, обращались в развалины. А инкские сооружения - в Куско, Писко, горная крепость Мачу-Пикчу - нерушимо высятся и в наши дни.
Испанские завоеватели Южной Америки веками пытались вырвать из душ индейцев всякую память о былом.
Ведь завоевателям нужны были лишь покорные рабы, лишенные своего прошлого, католические же патеры все, что связано с язычеством, с древними богами и святынями, считали крайне греховным.
Выдержала тяготы и испытания столетий память потомков инков - сегодняшних индейцев кечуа и аймара.
Сначала казалось, что они покорились, забыли свою историю: стали носить испанские имена и ходить в церковь. Но индейский мастер, изображая мадонну, придавал ей черты Пачамамы, инкской Матери-Земли. Сохранился и язык кечуа, и костюмы - их до сих пор носят в деревне, сохранились имена владык-инков. И - легенды о древнем государстве.
Столица Перу Лима — это самый китайский из городов Латинской Америки. В этом городе практически не бывает дождей, но всегда высокая влажность. Население — 10 млн человек. Перу знаменит несколькими загадочными объектами: Мачу-Пикчу, пустыня Наска, ворота Солнца, следами древней цивилизацией инков. В июне здесь проходит центральное событие года – древний праздник Инти Райми или Фестиваль Солнца. Праздник, восходящий еще к временам инков, был возрожден в 20 столетии и в настоящее время является вторым по популярности фестивалем в Южной Америке. Праздник Инти Райми - старинный ритуал Инков поклонения солнцу, главному богу Инков. Это знак наступления венца года инков и скорого сбора урожая, который, если того пожелают боги, окажется обильным. Чтобы насладиться красочным зрелищем популярного фольклорного праздника в этот знаменательный день, 24 июня, в город Куско съезжаются тысячи туристов из разных уголков света.
Праздник Инти Райми
Праздник известен как Инти Райми, ежегодно проводимый в июне месяце во многих частях Боливии и является популярным у жителей Южной Америки. Корни этого праздника уходят во времена Империи Инков, которая существовала когда-то на территории Перу. Фестиваль Солнца был для них очень значимым, поскольку Солнце занимало центральную часть в мифологии инков. Бог Солнца – Инти считался прародителем всего живого и ему поклонялись с особым усердием, молясь об урожае. Праздник для древних инков знаменовал собой начало нового года, что имело важное значение. Традиция празднования Фестиваля Солнца вернулась в настоящее время. На празднование съезжаются туристы, устраиваются красочные театрализованные шоу с использованием национальных костюмов. Путешествие в Перу в июне – уникальная возможность отпраздновать Новый Год по календарю древних инков и окунуться в их древнюю загадочную культуру.
(adsbygoogle = window.adsbygoogle || ).push({});
Инки строили из огромных каменных глыб крепости и храмы, прокладывали дороги, сооружали мосты.
История праздника
Церемония встречи Солнца и поклонения ему проводится в столице инков Куско и в древней крепости Саксайуамане. Во времена империи инков, Инти Райми был одним из четырех самым важных религиозных церемоний в честь бога Солнца Инти, одного из самых почитаемых богов в религии инков. Празднование Инти Райми сопровождается танцами, торжественными шествиями и жертвоприношения животных.
Церемония отмечала мистическое происхождение инков и продолжалась девять дней, во время которых проводились танцы, процессии и жертвоприношения животных; считалось, что это, в частности, обеспечит хороший сезон в сельском хозяйстве. Последний раз во времена Империи праздник был проведён в 1535 году, после чего католическая церковь запретила его. Около 65 лет назад праздник возродили снова, опираясь (по иронии судьбы) на хроники испанских летописцев и религиозные трактаты колониального периода. Наиболее широко Инти Райми отмечают в Куско, Перу, но во многих местах Боливии фестиваль также празднуют. Некоторые индейцы проводили праздник и после этой даты, однако репрессии со стороны вице-короля Перу Франсиско де Толедо почти полностью прекратили его после 1572 года из-за угрозы для католичества. Праздник проводится в течение зимнего солнцестояния и отмечает как Новый год в Андах. С 1944 года 24 июня ежегодно на этот праздник проводится театрализованное представление в Саксауамане (2 километра от Куско), которое привлекает тысячи туристов и местных жителей. В 1944 году под руководством Фаустино Эспиносы Наварро была проведена первая реконструкция исторической церемонии усилиями местных артистов. Эта реконструкция была основана на записях Гарсиласо де ла Вега. Кроме Куско, одним из мест проведения церемонии стал городок Саласака и озеро Куикоча (Эквадор).
Праздник известен как Инти Райми, ежегодно проводимый в июне месяце во многих частях Боливии и является популярным у жителей Южной Америки.
Особенность праздника
В честь праздника устраивают театрализованное представление «Инти Райми», в котором участвуют и профессиональные артисты. В массовых сценах участвуют самодеятельные коллективы. Перед зрителями оживают картины прошлого. Появляется Верховный Инка. Он поклоняется Солнцу, благодарит его за урожай прошедшего года, просит обилия земных плодов в будущем. А потом, после празднества, участники праздника возвращаются в свои деревни. Лица их непроницаемы. Они запомнили все, что видели в Куско, до мельчайших подробностей, чтобы рассказать потом близким. Сдержанный характер индейца не позволяет говорить о празднике много и бурно. Рассказов по вечерам понемногу хватит теперь на целый год.
Бог Солнца – Инти считался прародителем всего живого и ему поклонялись с особым усердием, молясь об урожае.
Читайте так же по теме:
Презентация YotaPhone 3-йотафон. Где купить, сколько стоит Ситуация на Донбассе, в ДНР, ЛНР. Последние события и факты Очередь к мощам Николая Чудотворца в Москве сегодня Что нужно изменить в нашем продукте, чтобы продавать его в 10 раз дороже
Даже в наше время праздник Инти Райми не потерял своего значения и проводится до сих пор на месте археологических раскопок древнего города Саксайуаман (Sacsayhuamán), 2 километра от Куско. Во время праздника собирается очень много народа, совершаются обряды и паломничество. На одной из древних площадей Sacsayhuamán проходит театрализованное представление показывающее как проходил ритуал в древние времена Инкской Империи. Празднования Инти Райми продолжаются в течение недели с многочисленными ярмарками, выставками ремесел и культурными мероприятиями.
Инти Райми (Inti Raymi) - древняя религиозная церемония инков и многих индейских народов Анд, посвящённая богу Инти . Праздник проводится в течение зимнего солнцестояния и отмечает как Новый год в Андах.
В свое время это был грандиозный праздник с жертвоприношениями, танцами, музыкой и многочисленными шествиями. В 1535 праздник был запрещен католической церковью. Некоторые индейцы проводили праздник и после этой даты, однако репрессии со стороны вице-короля Перу Франсиско де Толедо почти полностью прекратили его после 1572 года из-за угрозы для католичества.
В 1944 году Faustino Espinoza Navarro решил реконструировать мероприятия по празднованию Инти Райми. Во многом событие восстанавливалось по хроникам Garcilaso de la Vega и включало только религиозный обряд. С годами мероприятие превратилось в большое и зрелищное событие с участием костюмированных актеров и коллективов народного творчества. На улицах города Куско проводятся многочисленные ярмарки и царит праздничное настроения, проходят шествия, музыкальные представления и танцы.
24 июня, толпа актеров, специально отобранная для исторической реконструкции праздника, собирается на Coricancha Square перед Santo Domingo Church. Во время этой исторической реконструкции актеры представляют различные фигуры из инкских легенд и верований. После хвалебной речи Sapa Inca (Sun King) oбогу солнцу, король со своей женой Mama Ocllo восходят на массивный переносной трон и процессия движется к Sacsayhuaman .
После того, как процессия достигает большой площади крепости Sacsayhuaman, Sapa Inca произносит другую речь. Здесь в Sacsayhuaman уже присутствуют многочисленные священники (актеры), женщины в ритуальных праздничных одеждах, много всяческих декораций. В окружении всего этого величия ранее совершалось жертвоприношение белой ламы и король держа в руках еще бьющееся сердце предсказывал хороший урожай, процветание и прочее своему народу. Сейчас ламу уже не убивают ради праздника (по крайней мере во время театрализованного представления), но все остальное выглядит весьма красочно и впечатляюще.
Приезжайте заранее, необходимо будет адаптироваться к высоте, пить много воды и местного народного средства Coca Tea. В особенности если вы намерены много ходить.
Попробуйте местное блюдо cuy из морских свинок.
Наведайтесь в Hotel Monasterio, это бывший монастырь из которого сделали бутик-отель.
До Machu Picchu, настоящего Храма Солнца из Куско пол дня езды на поезде.
Лететь лучше в Jorge Chávez International Airport (LIM) в Lima, Peru. Затем короткий перелет в Cuzco Airport (CUZ).
Есть множество пакетных туров для желающих посетить Inti Raymi и Machu Picchu, но лучше быть вне строгого расписания и протоптанных тропинок.
Императорский город Куско готовится отметить 24 июня самый важный праздник народов Анд - Праздник Солнца (Inti Raymi). «Инти Райми» на языке кечуа означает «Воскресение Бога-Солнца». Церемония встречи Солнца и поклонения ему проводится в древней крепости Саксайуамане. Перед зрителями оживают картины прошлого. Появляется Верховный Инка. Он поклоняется Солнцу, благодарит его за урожай прошедшего года, просит обилия земных плодов в будущем.
В этом году в нем примут участие более 800 актеров, задействованных в 200 мероприятиях, а также около 120 тысяч зрителей.Приглашаем Вас стать частицей этого праздника.
1 день
(13 июня). Лимa
Прибытие в Лиму. Встреча в аэропорту, трансфер в отель, расположенный в районe «Мирафлорес». Размещение в отеле.
Завтрак - шведский стол.
9:00
Обзорная экскурсия по Лиме, начинаем экскурсию с района Мирафлорес, посещение Парка Влюбленных, панорамное посещение Уака Пуяна, Оливкового парка, Уака Янамарка. Старинных колониальных усадеб, продолжаем экскурсию по историческому центру города - осмотр собора Сан-Франциско, Центральной Площади, Президентского Двогца, Мерии, площади Боливар.
Время на Обед в одном из популярных ресторанов в Лиме. После обеда посещение одного из лучших музеев Лиму - Музей Золота, где собраны бесценные сокровища инкской и доинкской эпох и великолепная коллекция старинного оружия со всего мира. Заканчивается наша экскурсия в парке знаменитых Лимских фонтанов, которые вошли в книгу Гинеса. Возвращение и Размещение в отеле.
Завтрак. Свободное время в Лиме.
Дополнительно можeте заказать экскурсию Паракас - Назка. Переезд на автобусе в Paracas. В порту, в 8:00 посадка на скоростную лодку для Экскурсии Candelabr и острова Ballestas. После 2-х часовой экскурсии переезд в аэропорт на автобусе.
Полет над Линиями Наска. Пустыня Наска знаменита гигантскими рисунками с изображениями животных, человека и геометрических фигур, которые можно увидеть только с высоты птичьего полета.
Oбед в ресторане национальной кухни. Во второй половине дня переезд в Лиму.
Дополнительно оплачивается: Входной билет в национальный парк Наска - $10.
Завтрак.
Переезд из гостиницы в аэропорт. Перелет в Арекипу. Трансфер в гостинницу. Отдых. Экскурсия по Арекипе с посещением монастыря Санта Каталина, центральной площади, католических соборов и смотровой площадки Янауара.
Завтрак.
В 7:00 переезд на туристическом автобусе в Колкинский каньон - самый глубокий и красивый в мире. По пути посещение озера Лагуниллас и смотровой площадки 3-х вулканов. Пересечение заповедника Салинас, где можно пронаблюдать за грациозными Викунями (животное, которое обладает самой дорогой шерстью в мире). По прибытию размещение в гостинице. По желанию посещение термальных источников.
Завтрак.
Посещение смотровой площадки Крус Дель Кондор, откуда открывается незабываемый вид на каньон, на дне которого на глубине 1200 м протекает река Колка. Наблюдение за полетом могущественного кондора. По возвращению посещение поселков Янки и Мака. Посещение смотровых площадок Чокетико (окно ветра) и Антуильке. Переезд в Пуно. Прибытие и размещение в гостинице.
Завтрак.
Поездка на лодке на тростниковые острова Урос. Ознакомление с жизнью и бытом жителей плавучих островов. По желанию прогулка на типичных тростниковых лодках по озеру.
Посещение Чульпас Силюстани (погребальные сооружения в виде башен, которые использовались для захоронения представителей благородного сословия племени Колья). Ужин с фольклорной программой. Размещение в отеле.
Завтрак.
Переезд на туристическом автобусе в город Куско. По пути остановки: Сикстинская капелла Америки - Андагуаилильяс, Ракчи - археологический комплекс посвященны богу Виракоча.
Oбед - шведский стол в местечке Сикуани. Следующие остановки: Ла Рая (4400 метров над уровнем моря) и Пукара -где посетим музей Литико.
Примерное в 17:00 — приезд в Куско. Размещение в отеле.
Завтрак.
9:00 трансфер в Священную Долину Инков. Посещение художественной ярмарки в местечке Писак (здесь можно приобрести изделия народных промыслов - керамику, ковры, сувениры, изделия из серебра и кожи. Посещение ЗОО центра «Ауанаканча», где туристы любуются и принимают участие в кормежке таких очаровательных животных как Ламы, Альпаки, Уанако и Викуньи. Знакомятся с процессом выделки и натурального окрашивания шерсти.
Осмотр археологического комплекса «Ольантайтамбо» - одного из самых важных военных сооружений Инков.
Обед - шведский стол в ресторане национальной кухни «Tunupa». Размещение в отеле.
После завтрака — переезд на поезде в город Агуас Кальентес. Затем подъем на автобусе в Затерянный Город Инков — Мачу-Пикчу, считающийся мощнейшим энергетическим центром Южной Америки. Мачу-Пикчу был открыт американским историком Хаирам Бингамом в 1911 г. Экскурсия с гидом. Во второй половине дня — спуск в Агуас Кальентес.
Oбед в ресторане национальной кухни «HanaqPacha». Затем, возвращение на поезде в Куско. Прибытие, встреча и трансфер в отель.
Завтрак.
Обзорная автобусная экскурсия по Куско. Посещение архитектурных комплексов: Kрепость Саксаиуаман, храм Кенко, крепость Пука-Пукара и храм воды Тамбомачай. Посещение музея Кориканча (Храм Солнца). Возвращение в отель.
По желанию, дополнительно фольклорный ужин в ресторане «Дон Антонио».
Завтрак.
День праздника солнца. Спектакль и церемония.
Сухой паек. Трансферы.
Возвращение и размещение в отеле.
13 день (25 июня). Куско - Лима
Завтрак.
Трансфер в аэропорт. Перелет в Лиму. Встреча в аэропорту и трансфер в отель. Размещение в отеле.
Завтрак.
Свободное время в Лиме. Трансфер в аэропорт.
Конец программы.
В стоимость программы входит:
. Проживание в отелях, питание, трансферы и экскурсии согласно программе
. Внутренние авиаперелеты Лима - Арекипa, Куско - Лима
. Железнодорожный билет класса Ecspedition
. Целый день на празднике «Инти Райми» с обедом
. Экскурсии с русскоговорящим переводчиком согласно программе
В стоимость основной программы не входит:
. Международный авиаперелет
. Медицинская страховка
. Аэропортовые сборы: внутренние рейсы - 6$ c чел., международные рейсы - 31$ c чел.
. Спиртные и прохладительные напитки
. Чаевые
На месте самостоятельно оплачивается:
. Аэропортовый сбор внутреннего полета
. Аэропортовый сбор полета над линями Наска
. Аэропортовый сбор международного полета
Запрограммированный порядок экскурсий может быть изменён в зависимости от наличия мест на поезд в Мачу-Пикчу.
Инти Райми - церемония встречи Солнца у инков Церемония встречи Солнца и поклонения ему проводится в столице инков Куско и в древней крепости Саксайуамане. В честь праздника устраивают театрализованное представление «Инти Райми», в котором участвуют и профессиональные артисты. В массовых сценах участвуют самодеятельные коллективы. Перед зрителями оживают картины прошлого. Появляется Верховный Инка. Он поклоняется Солнцу, благодарит его за урожай прошедшего года, просит обилия земных плодов в будущем. В программе включены все трансферы, входителные билеты, экскурсии с русскими гидами. А так же посещение самых красивых мест в городе Куско - Лима!
Сборный Групповой тур. Экскурсии на русском языке
Заезд: 20.06.2014
01 ЛИМА
Прибытие в Лиму. Русскоговорящий сотрудник нашего агентства Вас встретит в аэропорту. Трансфер в отель
02 ЛИМА
Завтрак.
08:30 Обзорная экскурсия по городу и посещение музея (4 ½ часа)
П осетим романтический парк Любви со скульптурой «Пары Андийских любовников» и насладимся потрясающим видом на Тихий Океан. Проедем по современным элитным районам Лимы, посетим финансовое сердце города – район Сан-Исидро, где увидим пирамиду Уака- древнее доинкское святилище . Своеобразное очарование прошлых колониальных времен существуюет и по сей день. Главная площадь Лимы, кафедральный Собор, президентский дворец, монастырь Сан Франсиско навсегда останутся в Вашей памяти.
Посещение Музея имени Ларко Эрреры, в котором представлены золотые и серебряные украшения, древние мумии, а также коллекция доколумбовой эротической керамики, изображающей сексуальные практики ряда древних перуанских культур. Здесь можно полюбоваться прекрасной коллекцией керамики доколониального Перу, в особенности культуры Мочика. Это идеальное место для начала знакомства с загадками инков и их предшественников.
03 ЛИМА / КУСКО
Завтрак. Трансфер в аэропорт. Перелет в Куско.
Прибытие, встреча в аэропорту Куско и трансфер в отель.
Акклиматизация на высоте 3200 метров над уровнем моря.
Тур по городу и ближайшим руинам .
Вечером, по желанию, возможно посещение фольклорного представления. Ночь в отеле
04 КУСКО / МАЧУ ПИКЧУ / КУСКО
05:00 Трансфер из отеля на железнодорожную станцию. Прибытие в городок Агуас Кальентес, расположенный у подножия горы недалеко от Мачу-Пикчу. Подъем на автобусе к руинам Священного города инков (15-20 минут).
Экскурсия в Затерянный Город Инков – Мачу-Пикчу , считающийся мощнейшим энергетическим центром Южной Америки. Мачу-Пикчу является самой загадочной из археологических находок ХХ столетия.
После экскурсии – обед. Далее - возвращение на станцию в Агуас Кальентес и возвращение на поезде.
Прибытие.
Трансфер в отель. Размещение в отеле.
05 КУСКО
Завтрак.
Выезд из отеля в 7:30 утра
Тур на целый день Фестиваль Инти Райми. « Инти Райми » на языке кечуа означает «Воскресение Бога-Солнца» Англо-говорящий гид сопровождающий. Включает ланч - бокс и входной билет. В этом году в нем примут участие более 800 актеров, задействованных в 200 мероприятиях, а также около 120 тысяч зрителей. Приглашаем Вас стать частицей этого праздника.
06 КУСКО / ПУНО Завтрак.
6:30 Переезд на туристическом автобусе в город Пуно. По пути остановки: Сикстинская капелла Америки - Андагуаилильяс, Ракчи-археологический комплекс посвященны богу Уиракоча. Oбед шведский стол. Следующие остановки: Ла Рая (4400 метров над уровнем моря) и Пукара-где посетим музей.
17:00 Прибытие в Пуно (3 827 метров над уровнем моря). Трансфер в отель.
г. Пуно расположен на берегу озера Титикака, которое считается самым высокогорным судоходным озером в мире.
07 ПУНО / ОЗЕРО ТИТИКАКА
Завтрак.
Озеро Титикака, расположенное на границе Перу и Боливии – одно из самых необычных и загадочных мест на нашей планете. Это самое высокое в мире судоходное озеро. Оно находится на высоте 3810 метров над уровнем моря. Протяжённость озера 170 км - это самое большое озеро Южной Америки. По преданию, прародители инков вышли из вод Титикаки. На озере Титикака более 30 островов, наиболее знаменитые из которых - плавучие острова индейцев Урос. Последний чистокровный урос умер в 1959 году, но сегодняшние обитатели камышовых островов живут, строго следуя традициям предков. Они ловят рыбу, охотятся на птиц, используют прибрежную растительность, включая камыш, для строительства домов, лодок и самих островов. Почва острова изготавливается местными жителями, которые плетут из тростника циновки. Далее туристов ждет остров Такиле , жители которого прославились своими уникальными ткацкими изделиями и традициями. Именно с высоты холма этого острова представляются лучшие панорамные виды озера Титикака. Включает обед.
Ужин с фольклорной программой. Размещение в отеле.
08 ПУНО / УЩЕЛЬЕ КОЛКА
Завтрак.
В 6.30 Переезд на туристическом автобусе в Колкинский каньон – самый глубокий и красивый в мире.
По пути посещение Лагунияс смотровой вышки.
Пересечение заповедника Салинас, где можно пронаблюдать за грациозными Викунями - животным, которое обладает самой дорогой шерстью в мире.
12:00 Прибытие. Трансфер в отель.
По желанию, посещение термальных источников.
09 УЩЕЛЬЕ КОЛКА / АРЕКИПА
Завтрак. Посещение смотровой площадки Крус Дель Кондор, откуда открывается незабываемый вид на каньон, на дне которого на глубине 1200 м протекает река Колка. Наблюдение за полетом могущественного кондора. По возвращению посещение поселков Янки и Мака. И смотровых площадок Чокетико (окно ветра) и Антуильке. Переезд в Арекипу.
Экскурсия по Арекипе с посещением центральной площади, католических соборов и смотровой площадки Янауара.
Размещение в отеле.
10 АРЕКИПА / ЛИМА
Завтрак. В назначенное время переезд в аэропорт.
Перелет в Лимy. Размещение в отеле
11 ЛИМА
Завтрак.
12 ЛИМА
Завтрак.
Свободное время в Лиме. Трансфер в аэропорт.
Стоимость программы на 1 человека, дол. США
– с отелями 3*
размещение в трехместном номере TWB - $ 2399
размещение в двухместном номере DWB - $ 2481,
размещение в одноместном номере SWB - $ 2952
В стоимость программы входит:
Авиабилеты Лима-Куско, Арекип a - Лима.
Питание и трансферы, согласно программе.
Экскурсии на русском, согласно программе.
Железнодорожный билет Expedition / Inka Rail tour. Class в Мачу Пикчу и обратно.
Входной билет на представление Инти Райми
В стоимость программы не входит :
Тах аэропорта. Для внутренних перелетов – US$ 10. Таксы могут изменяться;
Оплата перегруза багажа
Алкогольные и прохладительные напитки
Чаевые
Трибуны (для увеличения нажми на картинку)
Инти-Райми (Inti Raymi) в переводе с кечуанского означает «воскресение Солнца», или «путь Солнца». Инти-Райми у инков – детей Солнца – был самой важной и пышной из четырех религиозных церемоний. По словам Инти-Райми «отмечали после июньского солнцестояния», которое происходит 21 июня.
Гарсиласо де ла Вега пишет:
«
Они посвящали этот праздник Солнцу в знак признания и преклонения как высшему, единому и всеобщему богу, который своим светом и могуществом растил и поддерживал все, что имелось на земле.
И в знак признания того, что он являлся природным отцом первого инки Манко Капака и койи Мама Окльо Васко, и всех королей, и всех их сыновей и потомков, посланных на землю ради всеобщего блага людей, – по этим причинам, как они говорили, этот праздник был наиторжественнейшим».
Праздник в честь бога Инти проводился в Куско – столице инкской империи. В день зимнего солнцестояния, один из самых коротких и холодных дней в южном полушарии, инки выполняли различные ритуалы, чтобы упросить Солнце не отказываться от своих детей, не покидать их. Кроме того, инки благодарили за урожай клубней и кукурузы (церемония проходила в конце его сбора) и просили хорошего урожая в следующем сезоне.
На празднике присутствовали «все главные капитаны войны, уже не находившиеся на службе, и те, кто продолжал служить, и все кураки, господа вассалов, со всей империи»:
«
Кураки приходили в своих самых парадных одеяниях, которые только могли придумать: на одних была одежда, покрытая золотом и серебром, и гирлянды из того же [металла] на голове поверх головных уборов.
Другие приходили точно такими, каким изображают Геркулеса, одетыми в шкуру льва, а на голову индейцы надевали львиную голову, ибо они похвалялись своим происхождением от льва.
Другие приходили в том виде, в котором рисуют ангелов, с огромными крыльями птицы, которую называют кунтур.
Их [перья] - белые и черные, и они сами такие огромные, что многие из них, убитые испанцами, [имели] четырнадцать и пятнадцать футов от конца до конца [крыльев] в полете; [эти индейцы] похвалялись тем, что брали свое начало и происходили от кунтура.
Другие одевали на себя специально изготовленные маски самых отвратительных, какие только можно представить, физиономий, а этими были йунки. Они вступали в праздничное шествие с жестами и ужимками сумасшедших, дураков и простофиль. Для этого они держали в своих руках совсем неподходящие к случаю предметы, как-то: плохо настроенные флейты, барабаны, клочки шкур, с помощью которых они изображали свои глупости.
Другие кураки несли другие, присвоенные им знаки своей геральдики. Каждый народ нес свое оружие, с которым он сражался на войне: одни несли лук и стрелы, другие пики, дротики, метательные приспособления, дубинки, пращи и топоры с короткой рукоятью, чтобы сражаться одной рукой, а другие – с длинной рукоятью, чтобы биться двумя руками.
Они несли изображения (pintados) подвигов, совершенных ими на службе Солнцу и инкам; они приходили с огромными барабанами, [по которым бьют одной палкой], и трубами, приводя с собой множество исполнителей, которые на них играли; иными словами, каждый народ приходил в самых лучших своих украшениях (arreglado) и в возможно лучшем сопровождении, стремясь каждый по своему превзойти своих соседей, а если удастся, то и всех остальных».
Инти-Райми готовился три дня. В это время запрещалось зажигать огонь, необходимо было соблюдать пост, в том числе и сексуальное воздержание. Длился Инти-Райми девять дней. Инти-Райми включал в себя большую религиозную церемонию с жертвоприношением животных, а также красочные шествия и танцы. Во время праздника употреблялось большое количество еды и напитков. Лишь после его окончания гостям разрешалось возвращаться домой.
Гарсиласо де ла Вега так описывает сам праздник:
«
Подготовив все необходимое, на следующий день, который был днем праздника, на рассвете на главную площадь города, которую называли Хаукай-пата, выходил инка в сопровождении всей своей родни, которая шла в определенном порядке, согласованном с возрастом и достоинством каждого из них. Там они ждали, когда взойдет Солнце, и все стояли босыми и в напряженном ожидании смотрели на восток, а как только Солнце выглядывало, все садились на корточки (что среди этих индейцев считалось тем же, как если бы встать на колени), чтобы совершить церемонию поклонения Солнцу, и с разведенными в стороны руками, кисти которых были подняты и положены прямо на лицо, целуя воздух (что означало то же самое, как если бы в Испании целовали собственную руку или одежду князя, когда ему отпускается поклон), они поклонялись ему с величайшей любовью и признательностью за то, что оно было их богом и природным отцом.
Кураки, поскольку они не принадлежали к королевской крови, находились на другой площади, примыкавшей к главной, которую называли Куси-пата; они совершали такое же, как и инки, поклонение Солнцу. После этого вставал король - остальные же продолжали сидеть на корточках - и брал в руки два больших золотых сосуда, которые назывались акилъа,
наполненные напитком, который они [обычно] пили. Эту церемонию он совершал (как перворожденный) от имени Солнца, своего отца, и [движением] правой руки он предлагал себе (le conbidava) выпить, ибо это было то, что должно было сделать Солнце, предлагавшее выпить инке и всей его родне, потому что у них это предложение выпить, которое они друг другу делали, считалось самым большим и самым приятным проявлением бытовавшего среди них знака благосклонности со стороны начальника к подчиненному и знака дружбы одного друга к другому.
После того как приглашение выпить было сделано, инка выливал [содержимое] сосуда в правой руке, который посвящался Солнцу, в большой золотой кувшин, как если бы Солнце испило напиток, а из кувшина он бежал по необычайно красиво высеченной из камня трубе, которая шла от главной площади до дома Солнца. А из другого сосуда в левой руке инка сам делал один глоток, после чего разливал остальное всем другим инкам, наливая каждому понемногу в маленькие сосуды из золота или серебра, заранее приготовленные каждым для этого, и мало-помалу осушался (rece/b/avan) главный сосуд, который находился у инки, чтобы та первая жидкость, освященная рукою Солнца или инки или обеими этими руками, передала бы свою добродетель тому, кому ее наливали.
Этот напиток пили все люди королевской крови, каждый по одному глотку. Всем же остальным куракам, находившимся на другой площади, давали испить тот же самый напиток, который приготовили жены Солнца, однако он не был освящен, ибо освященный пили только инки.
Закончив эту церемонию, которая являлась чем-то вроде снятия пробы того, что затем следовало выпить, все в должном порядке шли к дому Солнца и за двести шагов до его дверей они разувались все, исключая инку, который шел обутым до самых дверей храма. Инка и люди его крови, как родные сыновья, входили внутрь и совершали свое поклонение образу Солнца. Кураки, поскольку они были недостойны столь возвышенного места, так как не являлись сыновьями [Солнца], оставались снаружи на большой площади, которая и сегодня находится перед дверью храма.
Инка своею собственной рукой преподносил золотые сосуды, которыми он совершал церемонию; остальные инки передавали свои сосуды инкам жрецам, которые избирались и назначались для службы Солнцу, потому что не жрецам, хотя бы они были людьми крови Солнца (как [людям] светским), было запрещено выполнять службу жрецов. Жрецы, закончив подношение сосудов инков, выходили к дверям [на площадь], чтобы принять сосуды от кураков, которые подходили по старшинству, в том порядке, как были покорены [их провинции] империей, и они отдавали свои сосуды и другие предметы из золота и серебра, которые принесли из своих земель для подношения Солнцу, как-то: лам, ламят, ящериц, жаб, змей, лис, тигров, и львов, и множество разнообразных птиц; иными словами, все то, чем изобиловали их провинции, все имитированное в натуральную величину в серебре и золоте, хотя и в малом количестве каждая вещь.
После окончания подношения они возвращались на свои места в том же порядке; затем приходили жрецы-инки с огромным множеством лам, с бесплодными самками и ламами всех цветов, потому что скот той земли имеет всякую окраску, как лошади в Испании. Весь этот скот принадлежал Солнцу. Они брали черного ламенка, ибо этот цвет при жертвоприношениях пользовался предпочтением <…>.
Это первое жертвоприношение черного ламенка совершалось для определения предсказаний и прогнозов их праздника. Потому что все важное, совершавшееся ими, как в мире, так и на войне, почти всегда [сопровождалось] принесением в жертву ламенка, чтобы посмотреть и убедиться по [виду] его сердца и легких, было ли оно одобрено Солнцем, т. е. будет ли счастливым или нет тот военный поход, будет ли получен хороший урожай плодов в тот год. Для одних дел предзнаменования определялись по ламе, для других - по ламенку, для других - по бесплодной самке (oveja), ибо, когда говорится самка,
всегда следует понимать, что она бесплодная, потому что они никогда не убивали плодоносных, в том числе и для еды, а только лишь тогда, когда они уже не давали приплод.
<…>
После жертвоприношения ламы они приводили огромное количество лам, ламят и самок для общего жертвоприношения <…>
Все мясо от тех жертвоприношений жарилось публично на обеих площадях, и его делили среди всех тех, кто присутствовал на празднике, как среди
инков, так и кураков и остальных простых людей, [каждому] соответственно его положению. И тем и другим его давали вместе с хлебом, называвшимся санку;
и это было первое блюдо их великого праздника и торжественного пира. Затем приносили другие яства в великом разнообразии, которые они ели, не употребляя напитки между едой, ибо был всеобщий обычай у индейцев Перу ничего не пить во время еды.
<…>
После окончания трапезы им приносили напитки в огромнейшем изобилии…»
Прибытие койи – законной супруги и сестры императора. Инти-Райми 2008 г.
Последний Инти-Райми в присутствии императора инков был проведен в 1535 г. В 1572 г. испанские завоеватели и католическая церковь его запретили. В результате часть обрядов Инти-Райми в Перу была перенесена на день памяти Иоанна Крестителя (Сан-Хуана), который отмечается 24 июня.
Инти-Райми 2008 г.
В 1944 г. Фаустино Эспиноза Наварро осуществил историческую реконструкцию Инти-Райми с индейцами в качестве актеров. Эта реконструкция во многом основывалась на летописи Гарсиласо де ла Веги. С 1944 г. театральное представление Инти-Райми стало ежегодным. Оно привлекает тысячи туристов. Инти-Райми проводится 24 июня на руинах Саксайуамана.