Что такое сублимация. Что такое сублимация в психологии и как научиться сублимировать сексуальную энергию

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

sublimation) Теория Фрейда утверждает, что за действиями и поступками всех людей стоят мощные врожденные сексуальные и разрушительные инстинкты (влечения), включ. инцест и убийство. Поскольку общество не может допустить таких угроз своему существованию, оно неизбежно входит в конфликт с индивидуумом. В начальной стадии этот конфликт принимает форму конфликта между ребенком и первыми представителями об-ва, с к-рыми он встречается, - его родителями. В дальнейшем социализирующие требования и запреты, налагаемые родителями, интернализуются ребенком, приводя к интрапсихическим конфликтам. Согласно Фрейду, психич. здоровье состоит в разрешении этих конфликтов путем отведения побуждений чел. от врожденных запретных желаний и направления их в русло более социально приемлемых форм поведения (т. е. их сублимации). Однако эта заместительная активность никогда не дает такого удовлетворения, какое могла бы дать прямая активность. Чел. остается с остатком неудовлетворенного желания, составляющим ту цену, к-рую ему приходится платить за жизнь (и привилегии, к-рыми он пользуется) в цивилизованном об-ве. Альтернативное определение С. состояло в том, что это бессознательное замещение одного поведения другим, поскольку это поведение представлялось не только более удовлетворяющим, но и более опасным. Эта концепция подразумевает, что С. не всегда несет чел. здоровье и выгоды, поскольку может лишать его максимально возможного удовлетворения, когда сильная (но иррациональная) тревога ассоциировалась с желанной целью, к-рая в действительности безопасна и социально приемлема. См. также Совладание (копинг), Защитные механизмы Р. Б. Юэн

СУБЛИМАЦИЯ

форма психологической защиты. Характеризуется тем, что при ее реализации энергия сексуального влечения преобразовывается в социально приемлемые формы активности, в частности в творческую активность.

СУБЛИМАЦИЯ

Нем.: Sublimierung. - Франц.: sublimation. -Англ.: sublimation. - Исп.: subli-maci?n. - Итал.: sublimazione. - Португ.: sublima?ao.

o Процесс, которым Фрейд объясняет формы человеческой деятельности, не имеющие видимой связи с сексуальностью, но порожденные силой сексуального влечения. В качестве основных форм сублимации Фрейд описывал художественное творчество и интеллектуальную деятельность.

Сублимацией называется такое влечение, которое в той или иной степени переключено на несексуальную цель и направлено на социально значимые объекты.

o Термин "сублимация", введенный Фрейдом в психоанализ, вызывает в мысли одновременно "возвышенное" (sublime) (ср. использование этого понятия в изящных искусствах для обозначения величественных, возвышающих нас произведений) и "возгонку" (sublimation) (ср. использование этого понятия в химии для обозначения процедур, непосредственно переводящих тело из твердого состояния в газообразное).

На протяжении всего своего творчества Фрейд называл сублимацией - в экономическом и динамическом смысле - некоторые виды деятельности, побуждаемые желанием, явно не направленным к сексуальной цели: это, например, художественное творчество, интеллектуальное исследование и вообще ценные с точки зрения общества видь! деятельности. Побудительную причину такого рода поведения Фрейд видел в преобразовании сексуальных влечений: "Сексуальное влечение обеспечивает культурный труд огромной массой энергии; это происходит в силу присущей ему способности изменять свою цель, не ослабляя напора. Эта способ-ность менять первоначальную сексуальную цель на иную, несексу-альную, но психологически ей близкую, называется сублимацией" (la).

Даже на уровне простых описаний фрейдовское понятие сублимации нельзя признать достаточно развернутым. Неясно определена область сублимационной деятельности: должны ли мы, скажем, включать в нее всю совокупность мыслительной работы или лишь некоторые формы интеллектуального творчества? Следует ли считать главной чертой сублимации высокую общественную оценку связанных с нею форм деятельности в данной культуре? Включаются ли в сублимацию формы "приспособительной" деятельности (труд, досуг и пр.)? Касаются ли изменения в динамике влечений лишь цели влечений (как долгое время считал Фрейд) или же одновременно и их объекта, как утверждается в "Новых лекциях по введению в психоанализ" (Neue Folge der Vorlesungen zur Einf?hrung in die Psychoanalyse, 1932): "Мы называем сублимацией такое изменение цели и объекта, при которых принимается во внимание социальная оценка" (2).

При рассмотрении проблемы с метапсихологтеской точки зрения эта неопределенность, по признанию самого Фрейда, сохраняется (3). Это относится также к работам, специально посвященным мыслительной и художественной деятельности (ср. "Об одном детском воспоминании Леонардо да Винчи" ).

Мы не собираемся излагать здесь общую теорию сублимации: ее невозможно построить на основе тех немногочисленных элементов, которые мы находим во фрейдовских текстах. Ограничимся здесь указанием на ряд тенденций фрейдовской мысли, не стремясь к их обобщению.

1) Сублимация затрагивает прежде всего частичные влечения*, особенно те, которые не входят в окончательную форму гениталь-ности: "Силы, необходимые для культурного труда, берутся большей частью за счет подавления так называемых извращенных элементов сексуального возбуждения" (1b).

2) Фрейд сделал два предположения относительно механизма сублимации. Первое основано на теории примыкания* сексуальных влечений к влечениям самосохранения. Подобно тому, как несексуальные влечения могут заражаться сексуальностью (ср. психогенные расстройства питания, зрения и т.д.), так и "пути, передающие воздействие сексуальных расстройств другим телесным функциям, предназначены у нормального субъекта для осуществления другого важного процесса. Они должны способствовать обращению силы сексуального влечения на другие, несексуальные цели, т. е. служить сублимации сексуальности" (4). Это предположение лежит в основе фрейдовского изучения Леонардо да Винчи.

Новый подход к проблеме открывается понятием нарциссизма* и созданием последней теории психического аппарата. Преобразование сексуальной активности в сублимированную деятельность (обе они устремлены к внешним, независимым объектам) требует, как теперь утверждается, промежуточной стадии - изъятия либидо и обращения его на Я, что и создает возможность десексуализации. Именно в этом смысле Фрейд говорил в "Я и Оно" (Das Ich und das Es, 1923) об энергии Я как о "десексуализированной и сублимированной" энергии, способной распространяться на несексуальные виды деятельности. "Если эта энергия перемещения есть не что иное, как десексуализированное либидо, мы вправе называть ее сублимированной, ибо она сохраняет неприкосновенной главную цель Эроса - объединение и связывание, помогая созданию целостности или тенденции к целостности, столь характерной для Я (5).

Тем самым подтверждается мысль о том, что сублимация тесно связана с нарциссическим измерением Я, а следовательно, объект сублимированной деятельности обладает тем же качеством целостности, которое Фрейд приписывал Я. Очень сходно с этим рассуждение М.Кляйн, которая видит в сублимации тенденцию к возмещению или восстановлению "хорошего" объекта*, раздроблен-"ного разрушительными влечениями (6).

3) Поскольку теория сублимации осталась у Фрейда слабо разработанной, мы располагаем лишь отдельными намеками на то, как следует разграничивать сублимацию и сходные с ней явления - реактивные образования*, торможение при достижении цели*, идеализацию*, вытеснение* и т.д. К тому же, считая способность к сублимации существенным условием успешного лечения, Фрейд нигде не показал ее конкретно.

4) Гипотеза о сублимации высказывалась в связи с сексуальными влечениями, однако Фрейд считал возможной также сублимацию агрессивных влечений (7); этот вопрос изучался и другими авторами.

Сублимация -часто используемое в психоаналитической литературе понятие; оно настолько отвечает глубинным задачам фрейдовского учения, что трудно даже понять, как можно без него обойтись. Однако мы не располагаем связной теорией сублимации, что остается существенным пробелом в психоаналитической мысли.

СУБЛИМАЦИЯ

SUBLIMATION)

Психический процесс, определяемый Фрейдом двояким оброзом. Впервые обоснованной теоретически в 1905 году, сублимация рассматривалась как отвлечение инстинктивных влечений от своих первоначальных целей и объектов в сторону социально более значимых. Тем самым предполагалось наличие в структуре психики постоянно действующего вытеснения. Изначально Фрейд полагал, что все поведение проистекает из либидинозных влечений и усиливается ими, при этом цель либидинозного влечения нередко противоречит требованиям, предъявляемым индивиду культурой и социумом. Подобные гипотетические построения представляют собой попытку обосновать существование социально значимых, внешне несексуальных и неконфликтных видов деятельности - художественного творчества, труда, познания и т.п.

В основу первого определения сублимации положены следующие два момента:

1) аналогия с химическим процессом и

2) поэтическая метафора гордости, величия, возвышенности, противоположных низменному или ничтожному. Таким образом, социально ценное поведение отражает "очищенный" и более "сублимированный" вариант изначально "низменного" влечения. Фрейд изначально рассматривал сублимацию как превращение инстинктивного влечения, позднее - как функцию Я, как особую форму защиты.

В своей первой формулировке это понятие вызвало огромную критику (Bernfeld, 1931; Glover, 1931; Jones, 1941; Kubie, 1962). Определение основывалось на ценностном суждении о социальной желательности данного поведения, сомнительном подходе к дефиниции психического процесса. Даже если синтонность Я заменить социально ценными целями (как предлагал Бернфельд), исправленное определение по-прежнему не позволяет провести различие между сублимацией и функцией Я, которая стала "сексуализированной" и используется как защита характера. Такое определение не учитывает также степень вторичной автономии (термин Гартманна), которую приобретает поведение из своего первоначального, предположительно инстинктивного источника. Наконец, это определение оставляет в стороне сублимацию агрессивных влечений.

Второе определение Фрейда оказалось более абстрактным, включающим в себя теоретически подразумеваемую (но клинически не наблюдаемую) десексуолизацию психической энергии. В этой формулировке сублимация становится путем формирования черт характера, а еще позже - необходимым концептуальным инструментом для осмысления того, что Фрейд считал крайне важными преобразованиями либидо в процессе развития. В этом смысле сублимация рассматривалась Фрейдом как центральный механизм десексуализоции либидо или как энергетический базис идентификации. Таким оброзом, вторая попытка определения сублимации, столь явно отличающаяся от первой, отражает приверженность Фрейда идее о принципиальной важности понятия "психическая энергия" в теоретических представлениях, выраженных в его метапсихологии.

Гартманн также попытался переформулировать понятие сублимации в чисто энергетических терминах. С его точки зрения, сублимация "относится к психическим процессам, изменяющим способы проявления энергии - от инстинктивного по направлению к неинстинктивным" (Hartmann, 1955, с. 223). Таким образом, сублимация приравнивается либо к нейтрализации либидинозной или агрессивной энергии, либо к неинстинктивной, врожденной нейтральной энергии, которой располагает Я. Следует отметить, однако, что концепция трансформации психической энергии, подвергаемая особо активной критике, в значительной степени утрачивает свою доказательную силу в свете эмпирически подтвержденных данных о взаимодействии таких компонентов, как дериваты влечений, идеационное содержание, защиты, аспекты совести (Сверх-Я) и оценка реальности.

Постулируя врожденную первичную самостоятельность психического аппарата, Гартманн имплицитно признает, что нет надобности предполагать, что все поведение первоначально имело сексуальные или агрессивные цели. Следовательно, не обязательно привлекать идею о некой трансформации, такой, кок сублимация, для объяснения всех проявлений несексуального и неагрессивного поведения. Так, например, нет надобности предполагать, что использование зрительного восприятия для получения полезной информации должно привести к сублимации вуайеризма или скопофилического инстинктивного влечения.

С клинической точки зрения, соответствующие феномены представляют собой формы поведения, которые имели когда-то сексуальные или агрессивные цели, но затем изменились, в результате чего их цели не являются ни эксплицитно сексуальными, ни эксплицитно агрессивными, но являются социально приемлемыми (если не полезными), удовлетворительными на сознательном уровне, а также скорее адаптивными и гибкими, нежели компульсивными. Термин сублимация вне связи с понятиями энергии и влечений может использоваться для описания подобных изменений в поведении, оставляя открытой возможность иного объяснения их механизмов, таких, как научение, созревание и взаимопроникновение мотивационных систем.

См. инстинктивные влечения, интернализация, метапсихология, психическая энергия, Сверх-Я, функциональное изменение, характер, Я.

СУБЛИМАЦИЯ

сублимирование) - в психоанализе З. Фрейда - процесс и механизм преобразования энергии сексуального влечения, характерный заменой сексуальной цели на цель более отдаленную и более ценную социально: энергия сексуального влечения преобразуется в социально приемлемые формы активности, в частности - творческую активность. Один из механизмов защиты психологической (=> механизм защитный), снимающий напряжение в ситуации конфликта путем десексуализации первоначальных импульсов и преобразования их в социально приемлемые формы, путем трансформации инстинктивных форм психики в более приемлемые для индивида и общества. Обеспечивает перенесение нереализованной энергии в другие области - труд, творчество и пр. Агрессивность может сублимироваться в спортивных играх, эротизм - в дружбе, эксхибиционизм - в ношении броской одежды.

Представляет собой процесс, происходящий с объектом либидо и состоящий в том, что влечение переходит на иную цель, далекую от сексуального удовлетворения. Суть здесь - в отвлечении от сексуального. Способностью к сублимации обладают все люди, но многие - лишь в незначительной степени.

Сублимация - единственный адекватный механизм защиты: остальные не способствуют разрешению ситуации, но лишь загоняют ее вглубь, где она "незаметна".

Частный случай сублимации - переключение энергии либидо на процесс творчества, а также шутки, проявления остроумия и прочие действия, быстро вызывающие разрядку напряжения в форме, санкционированной обществом.

Вне психоаналитической трактовки термин "сублимация" используется для обозначения переключения активности субъекта на более высокий уровень.

СУБЛИМАЦИЯ

один из механизмов психологической защиты, снимающий напряжение в ситуации конфликта путем трансформации инстинктивных форм психики в более приемлемые для индивида и общества.

СУБЛИМАЦИЯ

лат. sublime - наверх, вверх). Один из Фрейда механизмов психологической защиты, при котором происходит превращение социально неприемлемого импульса в приемлемый, переадресовка энергии из одного канала в другой. Чаще всего это относится к переключению энергии с примитивных и низменных потребностей на высоко ценимые в обществе проявления деятельности. С. рассматривается как один из наиболее положительных механизмов адаптации личности, индивидуума.

Сублимация

Sublimation). Защитный механизм в модели Фрейда. Он отличается от других фрейдистских механизмов защиты тем, что при нем напряжение действительно может быть снято и устранено путем направления его по другим каналам. Интеллектуальные, художественные, или культурные наклонности могут получить энергию, которая направлялась ранее на сексуальные или агрессивные цели.

Сублимация

sublimation) - в психоаналитической теории это изменение направления импульсов Ид в социально приемлемую деятельность, приносящую человеку удовольствие. Сублимация также является защитным механизмом Эго.

Сублимация

от лат. sublimo - возношу) термин З. Фрейда - защитный механизм личности, влечение, которое в той или иной степени переключено на несексуальную цель и направлено на социально значимые объекты.

Сублимация

Один из защитных механизмов по теории Фрейда, когда человек выражает половую или агрессивную энергию косвенными способами, наиболее приемлемыми для общества. Так, различные виды деятельности, включая танцы, юмор, живопись, музыку или даже любовь, могут рассматриваться как сублимированное удовлетворение половых или агрессивных побуждений.

СУБЛИМАЦИЯ

sublimation) - бессознательный защитный механизм, при котором осуждаемые обществом инстинктивные влечения, побуждения и желания модифицируются в социально и личностно приемлемые формы. См. также Механизм защитный. Подавление.

Сублимация

Словообразование. Происходит от лат. sublimare - возносить.

Специфика. Характеризуется тем, что при ее реализации энергия сексуального влечения преобразовывается в социально приемлемые формы активности, в частности в творческую активность.

Сублимация

Защитный механизм психики, с помощью которого вытесненная в бессознательное энергия нереализованной потребности превращается в другую активность путем изменения ее направленности.

Например, энергия вытесненных комплексов может быть сублимирована в творческую активность, общественную и политическую деятельность, хобби, спорт и др.

Этот термин был введен З. Фрейдом. Он соединяет в себе два понятия: "sublime" – "возвышенное", которое используется в искусстве для обозначения величественных, возвышенных произведений и "sublimation" – химическая процедура, состоящая в переводе вещества из твердого состояния в газообразное. Такая семантика слова не случайна, она точно отражает механизм психологической защиты, названный Фрейдом сублимацией. Он назвал так перевод энергии сексуальных влечений на более возвышенные цели с социально приемлемыми формами их удовлетворения. В качестве таковых он выделял художественное творчество и интеллектуальную деятельность, а также шутки, проявления остроумия и др. явления, мгновенно вызывающие разрядку. З. Фрейд выделял следующие особенности этого защитного механизма:

1. сублимация затрагивает частичные влечения, которые не входят в основную форму генитальности за счет подавления извращенных элементов сексуального возбуждения;

2. в основе этого механизма лежит примыкание сексуальных влечений к влечениям самосохранения;

3. сублимация рассматривается как защита особого рода, которая обеспечивает прогрессивное решение конфликтов.

Сквозь призму сублимации Фрейд рассматривал формирование религиозных культов и обрядов, появление искусства и общественных институтов, возникновение науки и саморазвитие человечества…

З. Фрейд выделял два основных психических влечения: сексуальное и агрессивное и потому, говоря о разрядке фрустрированных влечений, он не упускал из виду сублимацию агрессивных импульсов. Однако, этот вопрос в психологии изучен слабо. Тем не менее, в жизни мы часто сталкиваемся с такими явлениями.

Например, явление смещенной агрессии, когда она выливается не на объект, вызвавший ее, а на какой-либо предмет: мужчина может пойти колоть дрова после очередной ссоры с женой (вспомним итальянский фильм "Укрощение строптивого").

Позднее Р. Ассаджиоли рассматривал сублимацию в том же русле (как разрядку сексуальных влечений), но несколько расширяя понимание З. Фрейда. Он упрекал З. Фрейда в том, что тот слишком узко смотрел на проблему сублимации, уделяя внимание только физическим и инстинктивным аспектам сексуальности, рассматривая ее в отрыве от эмоциональных и иных психологических особенностей. Сам он пытался рассмотреть сублимацию во всех аспектах сексуальности и выделил следующие аспекты:

1. чувственный – физическое удовлетворение;

2. эмоциональный – единение с другой личностью. Сублимация проявляется как переход от любви человеческой к любви к Высшему существу – единение с Христом.

3. созидательный – рождение нового существа, образование новой личности. Рост "внутреннего человека" требует созидательных энергий. В той мере, в которой индивид способен использовать энергию сексуальности, перед ним открываются новые, все более обширные сферы деятельности.

Сублимация возможна во всех формах. Кроме того, она может происходить в двух направлениях: "вертикальном" (внутреннем) и "горизонтальном".

Горизонтальная сублимация. На чувственном уровне она проявляется как замещение сексуального удовлетворения другими: от простого наслаждения пищей до радости общения с природой и эстетического наслаждения восприятия красоты.

На эмоциональном уровне – это распространение любви на больший круг людей; на созидательном уровне сублимация проявляется как активизация художественной и интеллектуальной деятельности.

В последнее время в психологии происходит все большее расширение понимания этого психического механизма. Его действие распространяется на большой круг явлений, происходит отход от объяснения сублимации только через призму переключения с удовлетворения сексуальной энергии на другие формы. Сублимация понимается как переключение энергии любых психических влечений на другие цели с заменой формы их удовлетворения на более конструктивную, что позволяет снять напряжение, получить разрядку.

Необходимо отличать сублимацию от других подобных ей форм психологических защит. Сам З. Фрейд выделял один из таких защитных механизмов: торможение перед целью.

З. Фрейд писал, что социальные влечения относятся к таким импульсивным влечениям, которые не считаются сублимированными, хотя они и близки к этому. Они сохранили свои непосредственные сексуальные цели, хотя достичь мешает внутреннее сопротивление; они удовлетворяются приближением к удовлетворению и поэтому содействуют установлению особенно прочных и постоянных связей между людьми. Так формируются отношения между родителями и детьми, дружеские чувства, эмоциональные связи в браке и др.

Сублимация

формы деятельности, не имеющие видимой связи с сексуальностью, но порожденные силой сексуального влечения, или влечение, которое в той или иной степени переключено на несексуальную цель и направлено на социально значимые объекты.

Что такое Сублимация? Значение и толкование слова sublimatsija, определение термина

1) Сублимация - (от лат. sublimus - возвышенный) - возвышение естественной жизни, ее одухотворение, преображение низшего в высшем. К примеру, в аскетике энергия страстей переключается на духовные цели, а в искусстве - на творчество. " Этика сублимации есть этика "благодати", а этика благодати есть этика религиозная. Вершина сублимации есть Theosis, обожение. Предел совершенства есть Абсолютное совершенство, или Бог" (Б.Вышеславцев). В томизме: преобразование естественных добродетелей, приобретенных по мере достижения нравственной зрелости, в истинные добродетели, связанные с верой, надеждой и любовью: "Совершенство добродетелей обеспечивается только добродетелями божественными, прежде всего любовью" (С.Свежавски).

2) Сублимация - (от лат. sublim возношу) - в психоанализе Зигмунда Фрейда (понятие введено им в 1900 г.) один из защитных механизмов, состоящий в переключении и преобразовании энергии психических влечений на возвышенные цели с заменой формы их удовлетворения. 3. Фрейд рассматривал С. как один из видов трансформации энергии влечений (либидо), противоположный вытеснению и поэтому считающийся наиболее желательным способом овладения сексуальным влечением. Пластичность сексуальных компонентов, выражаемая в их способности к С. в социальном отношении обуславливает возможность культурных достижений в самом человеческом обществе, основанную на трансформации энергии либидо. В психоанализе понятие С. позволяет объяснить феномены научной деятельности, художественного творчества, философского познания истины, основывая их на психических функциях человека и не покидая почвы психоаналитического пансексуализма. Механизм С. представляет собой процесс, ведущий к разрядке аффективной энергии инстинктов в неинстинктивных формах поведения, и включает в себя: 1) перемещение энергии от объекта инстинктивных влечений к объекту культурного предназначения; 2) трансформацию эмоций, сопровождающих всю человеческую деятельность (десексуализация и дезагрессификация); 3) освобождение от инстинктов и их диктата в психической деятельности; 4) облачение инстинктивного действия в социально приемлемую форму. 3. Фрейд в своем "Введении в психоанализ" подчеркивал особое значение С. в создании культуры и общества вообще. Путем С. феномен аффективного влечения с необходимостью превращает ся в эффект феномена культурного. Например, созерцание произведений искусства уводит энергию психических импульсов с сексуального объекта, и удовлетворение происходит в форме эстетического переживания. Вся психоаналитическая интерпретация литературы и искусства связана прежде всего с этим механизмом преобразования в художественное творчество внутрипсихических конфликтов, инфантильных комплексов и невротических симптомов. Психоаналитическая теория в целом рассматривает С. как одно из наилучших средств разрешения психических конфликтов, которые в противном случае привели бы к неврозу. Однако механизм С. может наблюдаться и во время проведения аналитической работы. Как утверждает К. Г. Юнг в " Проблемах души нашего времени", атмосфера, в которой разыгрывается драма исцеления и куда пациент насильственно втягивается, порождает стесненные отношения, которые приводят также и к необходимости "сублимировать". В процессе С., исходя из своих фантазий, поскольку действительность не удовлетворяет его желаниям, субъекту удается найти другой путь в реальный мир, вместо того, чтобы уйти от него. При благоприятных обстоятельствах личность, враждебная действительности, - если она, к тому же, психологически обладает художественным дарованием, т. е. может выражать свои фантазии не симптомами болезни, а художественными творениями, - избегает таким путем невроза и возвращается к действительному миру Там же, где, при существующем несогласии с реальным миром, нет этого драгоценного дарования, или же оно недостаточно, либидо, - следуя происхождению фантазий, - неизбежно приходит, по принципу регресса (лат. regressio - обратное развитие), к воскрешению инфантильных желаний (комплексов), а следовательно, к неврозу. Компенсаторная функция С. отмечалась еще А. Адлером, который ввел этот термин в теорию психоанализа с тем, чтобы обозначить функциональное уравновешивание чувства неполноценности. Компенсация (от лат. compensatio - возмещение) в С. происходит путем психологической приспособляемости к внешним условиям. Например, у невротика психическое чувство неполноценности этиологически соответствует физической неполноценности какого-нибудь телесного органа, давая тем самым повод к вспомогательной конструкции, т. е. С., состоящей в создании фикции (психологической уверенности), которая компенсирует психологическую неполноценность. При этом фикция, или "фиктивная линия поведения", составляет систему, суть которой заключается в стремлении к превращению любой возможной неполноценности в сверхценность. К. Г. Юнг видел в этом процессе аналогию саморегулирования психического аппарата, производимого посредством амбивалентного ориентирования сознания. Противоположная установка человеческого сознания (т. н. "компенсирующая противоположность ") может быть выражена по-разному: у Фрейда это - Эрос, у Адлера - Власть. Согласно Ф. Ницше, С. инстинкта происходит именно в воле к власти. С., т. о., есть механизм психической активности человека, появившийся вследствие противления, возникающего в отношении первобытной сексуальности, и подвигающий энергию либидо к трансформации в образы, десексуализированные и дифференцированные. Трансформация энергии либидо в символах культуры представляет собой суть процесса С., поэтому функция С. построена на принципе "экономии" (перераспределения) энергии влечения, согласованном с "экономическим бюджетом" либидо и его соответствующим размещением в пространстве человеческой культуры. А. В. Севастеенко

3) Сублимация - (от лат. sublimo - возвышаю) - переключение энергии с социально и культурно неприемлемых (низших, низменных) целей и объектов на социально и культурно приемлемые (высшие, возвышенные). Идея С. нашла отражение в произведениях писателей XVIII в. Г. Штиллинга и Новалиса, а также в работах А. Шопенгауэра и Ницше. В начале XX в. понятие С. стало широко использоваться в психоанализе. Согласно Фрейду, С. - это процесс переориентации влечения { либидо) на иную цель, далекую от сексуального удовлетворения, и преобразования энергии инстинктов в социально приемлемую, нравственно одобряемую деятельность. Сквозь призму С. Фрейдом рассматривается формирование религиозных культов и обрядов, появление искусства и общественных институтов, возникновение науки и, наконец, саморазвитие человечества. В западной психиатрической генетике и философской антропологии неоднократно предпринимались попытки модификации и модернизации психоаналитического толкования С. П. Сцонди различает три ступени С., относя к ним "социализацию", т.е. перевод желаний в сферу профессиональной деятельности, "собственно С", связанную с индивидуальной жизнедеятельностью человека, и "гуманизацию" - высшую форму С, способствующую развитию человечества. У Шелера способностью к С. наделены все формы организации природного мира. Он вводит термин "сверхсублимация", понимая под ним "чрезмерную интеллектуализацию", свойственную современной культуре и вызывающую у человека деструктивные, разрушительные наклонности. В настоящее время идеи С. находят отклик в работах ряда философов, психологов и искусствоведов, стремящихся объяснить отношения между биологическим и социальным, взаимосвязи между индивидом и обществом, этапы социализации личности, особенности протекания культурно-исторических процессов, природу и специфику художественного творчества.

4) Сублимация - - по непосредственный переход при нагревании твердого вещества (тела) в газообразное минуя стадию жидкости. Возгонка. В психологии, обществоведении и фантастике - замещение одних потребностей - другими, как правило, половых - работой.

5) Сублимация - термин псикоаиализа. Означает трансформацию склонностей и низших инстинктов е возвышенные чувства: так, например, сексуальние устремления могут «сублимироваться» в зсюлетические или религиозние уппремлении.

6) Сублимация - - переключение психической энергии из одного состояния в др.; процесс, в ходе которого инстинктивные энергии переключаются в неинстинктивные формы поведения. Через это понятие 3. Фрейд объяснял те типы человеческой активности, которые не имеют видимой связи с сексуальностью, но порождены силой сексуального влечения: «Сексуальное влечение обеспечивает труд огромной массой энергии; это происходит в силу присущей ему способности изменять свою цель, не ослабляя напора. Эта способность менять первоначальную сексуальную цель на другую, несексуальную, но психологически ей близ- кую, называется сублимацией». В психоанализе чаще всего речь идет о смене ду- шевных состояний, терапевтическом переходе от тоски к радости, от горя к наслаждению. Так работает защитный механизм психики, который преображает энергию сексуального влечения в социально одобряемую цель. В кон. 1950-х гг. амер. телевидение показало цикл передач для молодых родителей. В них демонстрировалось, как пеленать младенца, как его кормить. Самые известные в стране специалисты давали советы молодоженам. Затем был проведен опрос аудитории, чтобы выявить популярность цикла. Оказалось, что многие родители вообще не имели представления о программе. Зато бездетные телезрители смотрели телеуроки с нарастающим увлечением. Именно те, у кого не было детей, с наслаждением «пеленали ребенка», «играли» с ним, приобщались к азбуке родительского чувства. Пример с телевизионным циклом способен обескуражить. Подразумевалось, что тот, кто творит себе кумира, отдает себе отчет в своих поступках. Здесь же обнаружилась иная картина. Оказалось, что зритель живет в мире интенсивной, неосознанной мотивации; он радуется и страдает, одержим подавленными влечениями, желаниями, стремлениями. Именно эти побуждения, а вовсе не критическое мышление, обусловливают его поступки. С. является одним из основных источников художественного творчества и интеллектуальной активности и обеспечивает их энергетическую основу. Т. Адорно, обнаруживший эффект сложного сплетения любви и ненависти к телевизионным персонажам, пришел к выводу, что сублимационный эффект способен усилить манипулирование сознанием. Духовная жизнь человека во многом определяется тиранией бессознательного. Индивид ищет в телевизионном зрелище не вечных истин, не повода для развертывания аналитических способностей, не глубоких художественных впечатлений. Он тянется к телезрелищу под воздействием психологических влечений. В этом факте и скрывается, по Адорно, тайна раздвоенности сознания. Отвергая насилие в качестве мыслящего объекта, рядовой зритель находит в экранных преступлениях привлекательное зрелище, искупительное освобождение от повседневных переживаний. Монотонная, изматывающая повседневность постоянно порождает в человеке чувство неудовлетворенности. Многие его стремления, ожидания не сбываются, и потому вытесняются в сферу бессознательного. Все это рождает потребность в фиктивном осуществлении рухнувших замыслов, в отвлечении от неприятной действительности. Грубо говоря, человеку нужна психологическая компенсация, и он находит ее в сюжетах массовой культуры. Психологи утверждают, что, когда на «голубых экранах» идут детективные, криминальные спектакли, число реальных преступлений снижается. Дурные наклонности, говоря языком психоаналитиков, сублимируются. О Гуревич П.С. Приключения имиджа. М, 1991; Психоанализ и культура. М., 1995; Энциклопедия глубинной психологии. Зигмунд Фрейд. Жизнь. Работа. Наследие. М., 1998. П.С. Гуревич

7) Сублимация - (от лат. sublimare возносить) - утончение, одухотворение. В психоанализе Фрейда - преобразование вытесненного полового влечения в духовную деятельность, большей частью в сфере религии, метафизики или искусства. Именно в этом смысле объясняет психоанализ деятельность в области культуры; см. Ресублимация.

8) Сублимация - (лат. sublimo-возвышаю) - переключение энергии с социально неприемлемых (низших, низменных) целей и объектов на социально приемлемые (высшие, возвышенные). Согласно 3. Фрейду, С.- это процесс. заключающийся в том, что влечение (либидо) переходит на иную цель, далекую от сексуального удовлетворения, а энергия инстинктов преобразуется в социально приемлемую, нравственно одобряемую. Через призму С. Фрейдом рассматривается формирование религиозных культов и обрядов, появление искусства и общественных институтов, возникновение науки, развитие человечества. В западной философской антропологии (Шелер) способностью к С. наделены все формы организации природного мира, а человек является последним актом С. в природе. М. Шелер вводит термин “сверхсублимация”, понимая под ним “чрезмерную интеллектуализацию”, свойственную совр. культуре и вызывающую у человека деструктивные, разрушительные наклонности. Теория С., считающая духовное преобразованной энергией первичных влечений, сводит в конечном счете социальное к биологическому и не может объяснить сложности и специфичности культурно-исторического процесса.

Сублимация

(от лат. sublimus - возвышенный) - возвышение естественной жизни, ее одухотворение, преображение низшего в высшем. К примеру, в аскетике энергия страстей переключается на духовные цели, а в искусстве - на творчество. " Этика сублимации есть этика "благодати", а этика благодати есть этика религиозная. Вершина сублимации есть Theosis, обожение. Предел совершенства есть Абсолютное совершенство, или Бог" (Б.Вышеславцев). В томизме: преобразование естественных добродетелей, приобретенных по мере достижения нравственной зрелости, в истинные добродетели, связанные с верой, надеждой и любовью: "Совершенство добродетелей обеспечивается только добродетелями божественными, прежде всего любовью" (С.Свежавски).

(от лат. sublim возношу) - в психоанализе Зигмунда Фрейда (понятие введено им в 1900 г.) один из защитных механизмов, состоящий в переключении и преобразовании энергии психических влечений на возвышенные цели с заменой формы их удовлетворения. 3. Фрейд рассматривал С. как один из видов трансформации энергии влечений (либидо), противоположный вытеснению и поэтому считающийся наиболее желательным способом овладения сексуальным влечением. Пластичность сексуальных компонентов, выражаемая в их способности к С. в социальном отношении обуславливает возможность культурных достижений в самом человеческом обществе, основанную на трансформации энергии либидо. В психоанализе понятие С. позволяет объяснить феномены научной деятельности, художественного творчества, философского познания истины, основывая их на психических функциях человека и не покидая почвы психоаналитического пансексуализма. Механизм С. представляет собой процесс, ведущий к разрядке аффективной энергии инстинктов в неинстинктивных формах поведения, и включает в себя: 1) перемещение энергии от объекта инстинктивных влечений к объекту культурного предназначения; 2) трансформацию эмоций, сопровождающих всю человеческую деятельность (десексуализация и дезагрессификация); 3) освобождение от инстинктов и их диктата в психической деятельности; 4) облачение инстинктивного действия в социально приемлемую форму. 3. Фрейд в своем "Введении в психоанализ" подчеркивал особое значение С. в создании культуры и общества вообще. Путем С. феномен аффективного влечения с необходимостью превращает ся в эффект феномена культурного. Например, созерцание произведений искусства уводит энергию психических импульсов с сексуального объекта, и удовлетворение происходит в форме эстетического переживания. Вся психоаналитическая интерпретация литературы и искусства связана прежде всего с этим механизмом преобразования в художественное творчество внутрипсихических конфликтов, инфантильных комплексов и невротических симптомов. Психоаналитическая теория в целом рассматривает С. как одно из наилучших средств разрешения психических конфликтов, которые в противном случае привели бы к неврозу. Однако механизм С. может наблюдаться и во время проведения аналитической работы. Как утверждает К. Г. Юнг в " Проблемах души нашего времени", атмосфера, в которой разыгрывается драма исцеления и куда пациент насильственно втягивается, порождает стесненные отношения, которые приводят также и к необходимости "сублимировать". В процессе С., исходя из своих фантазий, поскольку действительность не удовлетворяет его желаниям, субъекту удается найти другой путь в реальный мир, вместо того, чтобы уйти от него. При благоприятных обстоятельствах личность, враждебная действительности, - если она, к тому же, психологически обладает художественным дарованием, т. е. может выражать свои фантазии не симптомами болезни, а художественными творениями, - избегает таким путем невроза и возвращается к действительному миру Там же, где, при существующем несогласии с реальным миром, нет этого драгоценного дарования, или же оно недостаточно, либидо, - следуя происхождению фантазий, - неизбежно приходит, по принципу регресса (лат. regressio - обратное развитие), к воскрешению инфантильных желаний (комплексов), а следовательно, к неврозу. Компенсаторная функция С. отмечалась еще А. Адлером, который ввел этот термин в теорию психоанализа с тем, чтобы обозначить функциональное уравновешивание чувства неполноценности. Компенсация (от лат. compensatio - возмещение) в С. происходит путем психологической приспособляемости к внешним условиям. Например, у невротика психическое чувство неполноценности этиологически соответствует физической неполноценности какого-нибудь телесного органа, давая тем самым повод к вспомогательной конструкции, т. е. С., состоящей в создании фикции (психологической уверенности), которая компенсирует психологическую неполноценность. При этом фикция, или "фиктивная линия поведения", составляет систему, суть которой заключается в стремлении к превращению любой возможной неполноценности в сверхценность. К. Г. Юнг видел в этом процессе аналогию саморегулирования психического аппарата, производимого посредством амбивалентного ориентирования сознания. Противоположная установка человеческого сознания (т. н. "компенсирующая противоположность ") может быть выражена по-разному: у Фрейда это - Эрос, у Адлера - Власть. Согласно Ф. Ницше, С. инстинкта происходит именно в воле к власти. С., т. о., есть механизм психической активности человека, появившийся вследствие противления, возникающего в отношении первобытной сексуальности, и подвигающий энергию либидо к трансформации в образы, десексуализированные и дифференцированные. Трансформация энергии либидо в символах культуры представляет собой суть процесса С., поэтому функция С. построена на принципе "экономии" (перераспределения) энергии влечения, согласованном с "экономическим бюджетом" либидо и его соответствующим размещением в пространстве человеческой культуры. А. В. Севастеенко

(от лат. sublimo - возвышаю) - переключение энергии с социально и культурно неприемлемых (низших, низменных) целей и объектов на социально и культурно приемлемые (высшие, возвышенные). Идея С. нашла отражение в произведениях писателей XVIII в. Г. Штиллинга и Новалиса, а также в работах А. Шопенгауэра и Ницше. В начале XX в. понятие С. стало широко использоваться в психоанализе. Согласно Фрейду, С. - это процесс переориентации влечения { либидо) на иную цель, далекую от сексуального удовлетворения, и преобразования энергии инстинктов в социально приемлемую, нравственно одобряемую деятельность. Сквозь призму С. Фрейдом рассматривается формирование религиозных культов и обрядов, появление искусства и общественных институтов, возникновение науки и, наконец, саморазвитие человечества. В западной психиатрической генетике и философской антропологии неоднократно предпринимались попытки модификации и модернизации психоаналитического толкования С. П. Сцонди различает три ступени С., относя к ним "социализацию", т.е. перевод желаний в сферу профессиональной деятельности, "собственно С", связанную с индивидуальной жизнедеятельностью человека, и "гуманизацию" - высшую форму С, способствующую развитию человечества. У Шелера способностью к С. наделены все формы организации природного мира. Он вводит термин "сверхсублимация", понимая под ним "чрезмерную интеллектуализацию", свойственную современной культуре и вызывающую у человека деструктивные, разрушительные наклонности. В настоящее время идеи С. находят отклик в работах ряда философов, психологов и искусствоведов, стремящихся объяснить отношения между биологическим и социальным, взаимосвязи между индивидом и обществом, этапы социализации личности, особенности протекания культурно-исторических процессов, природу и специфику художественного творчества.

По непосредственный переход при нагревании твердого вещества (тела) в газообразное минуя стадию жидкости. Возгонка. В психологии, обществоведении и фантастике - замещение одних потребностей - другими, как правило, половых - работой.

термин псикоаиализа. Означает трансформацию склонностей и низших инстинктов е возвышенные чувства: так, например, сексуальние устремления могут «сублимироваться» в зсюлетические или религиозние уппремлении.

Переключение психической энергии из одного состояния в др.; процесс, в ходе которого инстинктивные энергии переключаются в неинстинктивные формы поведения. Через это понятие 3. Фрейд объяснял те типы человеческой активности, которые не имеют видимой связи с сексуальностью, но порождены силой сексуального влечения: «Сексуальное влечение обеспечивает труд огромной массой энергии; это происходит в силу присущей ему способности изменять свою цель, не ослабляя напора. Эта способность менять первоначальную сексуальную цель на другую, несексуальную, но психологически ей близ- кую, называется сублимацией». В психоанализе чаще всего речь идет о смене ду- шевных состояний, терапевтическом переходе от тоски к радости, от горя к наслаждению. Так работает защитный механизм психики, который преображает энергию сексуального влечения в социально одобряемую цель. В кон. 1950-х гг. амер. телевидение показало цикл передач для молодых родителей. В них демонстрировалось, как пеленать младенца, как его кормить. Самые известные в стране специалисты давали советы молодоженам. Затем был проведен опрос аудитории, чтобы выявить популярность цикла. Оказалось, что многие родители вообще не имели представления о программе. Зато бездетные телезрители смотрели телеуроки с нарастающим увлечением. Именно те, у кого не было детей, с наслаждением «пеленали ребенка», «играли» с ним, приобщались к азбуке родительского чувства. Пример с телевизионным циклом способен обескуражить. Подразумевалось, что тот, кто творит себе кумира, отдает себе отчет в своих поступках. Здесь же обнаружилась иная картина. Оказалось, что зритель живет в мире интенсивной, неосознанной мотивации; он радуется и страдает, одержим подавленными влечениями, желаниями, стремлениями. Именно эти побуждения, а вовсе не критическое мышление, обусловливают его поступки. С. является одним из основных источников художественного творчества и интеллектуальной активности и обеспечивает их энергетическую основу. Т. Адорно, обнаруживший эффект сложного сплетения любви и ненависти к телевизионным персонажам, пришел к выводу, что сублимационный эффект способен усилить манипулирование сознанием. Духовная жизнь человека во многом определяется тиранией бессознательного. Индивид ищет в телевизионном зрелище не вечных истин, не повода для развертывания аналитических способностей, не глубоких художественных впечатлений. Он тянется к телезрелищу под воздействием психологических влечений. В этом факте и скрывается, по Адорно, тайна раздвоенности сознания. Отвергая насилие в качестве мыслящего объекта, рядовой зритель находит в экранных преступлениях привлекательное зрелище, искупительное освобождение от повседневных переживаний. Монотонная, изматывающая повседневность постоянно порождает в человеке чувство неудовлетворенности. Многие его стремления, ожидания не сбываются, и потому вытесняются в сферу бессознательного. Все это рождает потребность в фиктивном осуществлении рухнувших замыслов, в отвлечении от неприятной действительности. Грубо говоря, человеку нужна психологическая компенсация, и он находит ее в сюжетах массовой культуры. Психологи утверждают, что, когда на «голубых экранах» идут детективные, криминальные спектакли, число реальных преступлений снижается. Дурные наклонности, говоря языком психоаналитиков, сублимируются. О Гуревич П.С. Приключения имиджа. М, 1991; Психоанализ и культура. М., 1995; Энциклопедия глубинной психологии. Зигмунд Фрейд. Жизнь. Работа. Наследие. М., 1998. П.С. Гуревич

(от лат. sublimare возносить) - утончение, одухотворение. В психоанализе Фрейда - преобразование вытесненного полового влечения в духовную деятельность, большей частью в сфере религии, метафизики или искусства. Именно в этом смысле объясняет психоанализ деятельность в области культуры; см. Ресублимация.

(лат. sublimo-возвышаю) - переключение энергии с социально неприемлемых (низших, низменных) целей и объектов на социально приемлемые (высшие, возвышенные). Согласно 3. Фрейду, С.- это процесс. заключающийся в том, что влечение (либидо) переходит на иную цель, далекую от сексуального удовлетворения, а энергия инстинктов преобразуется в социально приемлемую, нравственно одобряемую. Через призму С. Фрейдом рассматривается формирование религиозных культов и обрядов, появление искусства и общественных институтов, возникновение науки, развитие человечества. В западной философской антропологии (Шелер) способностью к С. наделены все формы организации природного мира, а человек является последним актом С. в природе. М. Шелер вводит термин “сверхсублимация”, понимая под ним “чрезмерную интеллектуализацию”, свойственную совр. культуре и вызывающую у человека деструктивные, разрушительные наклонности. Теория С., считающая духовное преобразованной энергией первичных влечений, сводит в конечном счете социальное к биологическому и не может объяснить сложности и специфичности культурно-исторического процесса.

Инструкция

Сублимироваться могут не только сиюминутные эмоции, но и накопленные ощущения в целом. З.Фрейд данный процесс как «созидательную» защиту: так, индивид может направить неудовлетворенность собственной личной жизнью в творчество; злость, накопленную на начальство, можно выместить в тренажерном зале; внутренние комплексы могут компенсироваться внешней роскошью.

Сублимация никогда не является избавлением от внутреннего конфликта. Она - лишь часть механизма социальной адаптации, и потому является проблемы лишь настолько, насколько близок найденный аналог к основному желанию. К примеру, подавленный садизм может быть полностью заменен хирургией, т.к. оба процесса близки друг другу. С другой стороны, физические нагрузки никогда не смогут полностью заменить отсутствие личной жизни, поэтому и индивид не сможет долгое время замещать одно другим.

Видео по теме

Источники:

  • Национальная психологическая энциклопедия в 2019

В различных философских и религиозных учениях говорится о таком человеческом феномене, как трансформация сексуальной энергии. Считается, что подобная практика способна улучшить физическое и психическое состояние человека.

Сублимация и ее характеристика

Сексуальное желание и энергия входят в основные инстинкты человека. Считается, что данные инстинкты могут трансформироваться в цивилизованные, культурные формы. Этот процесс называется сублимацией. Основным видом сублимации является трансформация сексуальной энергии (желания сексуальной близости, противоположного пола и т.п.) в агрессию.

Агрессия как финальная стадия сублимации обычно проявляется в соревновательной форме: состязании с коллегами в профессионализме, конкуренции в бизнесе, соревновании между студентами в учебе, между влюбленными в одну девушку юношами и т.д. Считается, что чувство азарта и успеха в случае победы в состязании с соперником схоже с чувством сексуального удовлетворения и иногда – даже сильнее его.

Для чего нужна сублимация

Сексуальное чувство является наиболее поглощающим и могущественным среди всех чувств человека. Движимый такой страстью человек способен развивать в себе смелость, остроту воображения, настойчивость, силу воли и доселе неизвестные ему творческие способности. Сила чувственного желания настолько высока и так сильно подчиняет себе, что человек часто рискует своей репутацией или даже жизнью и не задумывается над последствиями ради того, чтобы достичь желанной цели. При обуздании этого чувства и направлении его в нужное русло человек может обрести все упомянутые атрибуты божественной силы. Получаемые творческие способности могут находить свое применение в литературе, изобразительном искусстве, музыке и прочих видах работ по призванию. Таким образом, позволяет преобразовывать эмоции в динамический порыв для достижения успеха.

Люди с хорошо развитым сексуальным чувством могут добиваться самых значительных результатов, если сумеют овладеть искусством сублимации. Немало людей, ставших миллионерами или получивших широкую известность в литературе, изобразительном искусстве, архитектуре, а также промышленности достигли таких результатов под влиянием любви и сексуального влечения.

Сексуальная энергия остается главным из всех стимулов, вырабатываемых для жизненного «подъема». У людей, которые стимулируют свое сознание и намеренно практикуют сексуальное воздержание, имеется больше времени, сил и возможностей для воплощения в жизнь поистине гениальных идей. Все, что для этого нужно - полностью посвятить себя какому-либо делу, но не переставать думать при этом об объекте своего сексуального влечения. В результате этого формируется поток сильнейшей энергии, которую можно направить в нужное русло.

Сублимированный кофе относится к редкой категории продуктов, качество которых за последнее время не ухудшилось, а напротив, стало гораздо лучше. Данный напиток существенно отличается как от порошкообразного, так и от гранулированного кофе. Главное отличие - в особой технологии производства.

Сублимированный кофе представляет собой кристаллы, которые образуются при кофейных в состоянии глубокой . Сама получения этого продукта довольно сложная и , поэтому такой кофе дороже, чем или порошкообразный.

Процесс « » подразумевает переход веществ из твердого состояния в газообразное, исключая при этом процедуру и последующее превращение в жидкость. Первоначально из перемолотого кофе извлекают экстракт, получая традиционный растворимый кофе. Затем с помощью особого оборудования замораживают данный экстракт до температуры минус 42 градуса. После чего кофе размельчают и просеивают через сито. Полученное вещество загружают в сублимационную сушилку, из которой откачивается весь воздух. Под действием вакуума из гранул испаряется жидкость и кофе становится твердым. Такая технология кофе считается одной из самых совершенных, она позволяет вкус и аромат напитка практически в первозданном виде.

Одно из значений слова "пар " - вещество в газообразном состоянии, при том, что газовая фаза находится в равновесии с его жидкой или твердой фазами этого же вещества. Чтобы пронаблюдать процесс, достаточно поставить кастрюлю с водой на огонь. У слова "пар " есть и второе значение. Это поле, которое в течение периода вегетации не занято посевами и содержится в чистоте.

Молекулы вещества вовсе не неподвижны. Когда вещество находится в твердом агрегатном состоянии, они движутся достаточно медленно. При повышении температуры движение молекул ускоряется, и некоторые из них отрываются от основной массы. Именно этот процесс вы не раз наблюдали при приготовлении пищи. Конечно, вода испар яется и без нагревания, но этот процесс хорошо заметен, если большой или если вы сосуд с водой без присмотра на достаточно длительное время. Одновременно с испар ением идет противоположный процесс - конденсации. В этом случае молекулы обратно. Пронаблюдать это можно, поставив воду кипятиться в закрытой посуде. Приоткрыв в какой-то момент крышку, вы увидите, что она покрыта капельками. Это значит, что молекул оторвалось слишком много, пар стал насыщенным, то есть таким, когда его концентрация стала максимально возможной при данной температуре и данном давлении. Конечно, в случае с кастрюлей чистоты эксперимента добиться не , потому что она не герметична и часть молекул непременно удалится из системы. Во время пар ообразования температура всей системы остается неизменной до того момента, пока вся жидкость не испар ится. Образуется газ, имеющий ту же химическую формулу, но существенно больший объем. Он имеет ту же самую температуру. Лишь при полном испар ении температура снова начинает повышаться, в результате чего получается перегретый пар . У разных веществ температура пар ообразования разная. При этом она будет разной и при разных давлениях. Например, при критическом давлении вода превращается в пар не при 100º, а при 0ºС. При этом фазы вещества не разделяются. Это свойство нашло в пар овых котлах. Использование пар а в промышленности в свое время вызвало настоящий переворот. Изучение его свойств началось во Франции в середине девятнадцатого века. Появление пар овозов и пар оходов позволило получить новые коммуникационные сети, а появление пар овых турбин вызвало бурное развитие энергетики. В пар овых устройствах использовался как насыщенный, так и перегретый пар . Второй получил большее распространение, поскольку его коэффициент выше. Работающие на пар у силовые установки используются и сейчас.В промышленности нашел применение и другой метод пар ообразования - возгонка. Его еще называют сублимацией. В этом случае сразу переходит в газообразное состояние. Это возможно практически с любыми веществами при определенных температурах и давлениях. Метод применяется для очистки . Вещество превращают в газ, примеси, имеющие другие , при этом удаляются. После этого из очищенных частиц вещества выращивают чистые кристаллы. Метод возгонки применяется также в космической промышленности для обеспечения теплоизоляции летательных аппар атов во время спуска.

Видео по теме

Не ослабляя напора. Эта менять первоначальную сексуальную цель на другую, несексуальную, но психологически ей близкую, называется сублимацией».
В психоанализе чаще всего идет о смене душевных состояний, терапевтическом переходе от тоски к радости, от горя к наслаждению. Так работает защитный психики, который преображает энергию сексуального влечения в социально одобряемую цель. В . 1950-х гг. амер. телевидение показало цикл передач для молодых родителей. В них демонстрировалось, как пеленать младенца, как его кормить. Самые известные в стране специалисты давали советы молодоженам. Затем был проведен аудитории, чтобы выявить популярность цикла. Оказалось, что многие родители вообще не имели представления о программе. Зато бездетные телезрители смотрели телеуроки с нарастающим увлечением. Именно те, у кого не было детей, с наслаждением «пеленали ребенка», «играли» с ним, приобщались к азбуке родительского .
Пример с телевизионным циклом способен обескуражить. Подразумевалось, что тот, кто творит себе кумира, отдает себе отчет в своих поступках. Здесь же обнаружилась иная картина. Оказалось, что зритель живет в мире интенсивной, неосознанной мотивации; он радуется и страдает, одержим подавленными влечениями, желаниями, стремлениями. Именно эти побуждения, а вовсе не критическое , обусловливают его поступки.
С. является одним из основных источников художественного творчества и интеллектуальной активности и обеспечивает их энергетическую основу. Т. Адорно, обнаруживший эффект сложного сплетения любви и ненависти к телевизионным персонажам, пришел к выводу, что сублимационный эффект способен усилить манипулирование сознанием. Духовная человека во многом определяется тиранией бессознательного. Индивид ищет в телевизионном зрелище не вечных истин, не повода для развертывания аналитических способностей, не глубоких художественных впечатлений. Он тянется к телезрелищу под воздействием психологических влечений. В этом факте и скрывается, по Адорно, тайна раздвоенности сознания. Отвергая в качестве мыслящего объекта, рядовой зритель находит в экранных преступлениях привлекательное зрелище, искупительное освобождение от повседневных переживаний.
Монотонная, изматывающая постоянно порождает в человеке неудовлетворенности. Многие его стремления, ожидания не сбываются, и потому вытесняются в сферу бессознательного. Все это рождает в фиктивном осуществлении рухнувших замыслов, в отвлечении от неприятной действительности. Грубо говоря, человеку нужна психологическая , и он находит ее в сюжетах массовой культуры. Психологи утверждают, что, когда на «голубых экранах» идут детективные, криминальные спектакли, реальных преступлений снижается. Дурные наклонности, говоря языком психоаналитиков, сублимируются.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

СУБЛИМАЦИЯ

(позднелат. sublimatio, от лат. subli-mo - высоко поднимаю, возношу) в психологии, психич. процесс преобразования и переключения энергии аффективных влечений на цели социальной деятельности и культурного творчества. Понятие С. было введено Фрейдом в 1900 ; в разработанной им концепции психоанализа С. рассматривается как один из видов трансформации влечений (либидо) , противоположный вытеснению. В социальной психологии С. связывается с процессами социализации. Проблемам С. уделяется значит. в психологии творчества, детской психологии, психологии спорта и др.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

СУБЛИМАЦИЯ

(от лат. sublimare возносить)

утончение, . В психоанализе Фрейда – преобразование вытесненного полового влечения в духовную , большей частью в сфере религии, метафизики или искусства. Именно в этом смысле объясняет деятельность в области культуры; см. Ресублимация.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

СУБЛИМА́ЦИЯ

(позднелат. sublimatio – возвышение, от лат. sublimo – высоко поднимаю, возвышаю) – в теориях ценностей означает возведение ценности от низшего к высшему уровню (напр., у Макса Шелера); в учении Фрейда – особый замещения или отклонения инстинктов от присущей им направленности, при к-ром первоначальной (обычно сексуальный) влечения замещается другим, более социально приемлемым. В психологию "С." ввел Фрейд в 1900. В психоанализе понятие С. используется для объяснения психологич. механизмов творчества и обозначает преобразование в этом процессе низших (большей частью подсознательных) влечений. Толкуя как один из способов разрядки внутр. напряжений и конфликтов, Фрейд попытался объяснить его с позиций биологич. детерминизма; с этой т. зр. у него выступал как провала С., а С. – как "удавшийся невроз". Очевидная узость такого объяснения породила дилемму: покончить с биологич. детерминизмом и признать свободу выбора и решения в творчестве или объявить его результаты лишь более утонченной и замаскированной формой выражения тех же осн. влечений (иск-во как "возвышающий "). Избрав второй из этих путей, авторы многочисленных фрейдистских сочинений по проблемам творчества утверждают наличие прямой связи между результатами творчества и небольшим числом вариантов осн. влечений и их патологич. отклонений. Напр., согласно работам Т. Рейка, творчество Гёте, его "олимпизм" есть результат компенсации параноидного психоза, к к-рому Гёте, как утверждают, был близок в юности; в основе творчества Достоевского – чувство вины, порожденное в детстве его враждебными импульсами по отношению к отцу (И. Нейфельд, Достоевский. Психоаналитич. очерк, пер. с нем., Л.–М., 1925). Большая роль в формировании художества придается компенсации им травм детского возраста (З. Фрейд, Леонардо да Винчи. Воспоминание детства, М., 1912). С этих позиций творчество выступает как вид самодеят. психотерапии.

Психоаналитики провели много исследований для выявления условий С. и сопутствующих ей процессов. Общую схему сублиматорной деятельности предложил Э. Берглер, выделивший пять уровней С. с вводом и переключением ряда психич. механизмов. В рамках т.н. эгопсихологии, помимо процесса перенесения или замены объекта влечения, подчеркивается роль в С. преобразования самой энергии – ее в форму, пригодную для выполнения специфич. функций Эго.

Фрейд и особенно его последователи нередко связывают учение о С. с учением Платона об эросе. Но если в платонизме низшие формы бытия выводятся из высших, то у Фрейда, наоборот, высшие формы сводятся к низшим, к единственным для него реальным биологич. процессам. По словам М. Шелера, в учении о С. выявляет себя как инвертированный или как "игра на понижение"; учитывая тот факт, что в творчестве принимают участие психич. и психосоматич. процессы разных уровней, фрейдистское учение о С. пытается свести это уровней к одному – влечениям и их материалу; при этом творч. как создание нового качества ускользает от прямого исследования.

Лит.: Фрейд З., Бред и сны в Градиве, в кн.: Иенсен В., Градива, Одесса, 1912; его же, Я и Оно, пер. с нем., Л., 1924; Kris Ε., Psychoanalytic explorations in art, N. Y., 1952; Bergler E. O., On a five-layer structure in sublimation, "Psychoanalytic Quarterly", 1945, v. 44, No 1.

Д. Ляликов. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .


Синонимы :

Смотреть что такое "СУБЛИМАЦИЯ" в других словарях:

    - (хим.) операция, состоящая в отделении летучих плотных тел, напр. нашатыря, пирогаллола, бензойной кислоты, от нелетучих. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. СУБЛИМАЦИЯ [Словарь иностранных слов русского языка

    сублимация - (от лат. sublimo возношу) процесс и один из основных защитных механизмов психики преобразования энергии сексуального влечения (либидо), характеризующийся заменой сексуальной цели на цель «более отдаленную и более ценную в социальном отношении».… … Большая психологическая энциклопедия

    Сублимация - Сублимация ♦ Sublimation Изменение состояния (от наиболее тяжелого к самому легкому) или направленности (от самой низкой к самой высокой). Слово «сублимация», первоначально обозначавшее нравственное возвышение, было взято на вооружение… … Философский словарь Спонвиля

    - (от латинского sublimo возношу), возгонка, переход вещества из твердого в газообразное состояние, минуя стадию жидкости. Сублимация фазовый переход 1 го рода. Процесс сублимации идет с поглощением энергии, называемой теплотой сублимации. Обратный … Современная энциклопедия

    - (лат. sublimo возвышать, возносить) Психологическая категория, активно вошедшая в гуманитарные науки XX в. во фрейдистской (см.: Фрейд) интерпретации. Согласно Фрейду, С. это психический процесс, в результате которого энергия природных… … Энциклопедия культурологии

    - (от лат. sublimo высоко поднимаю, возношу), возгонка, переход в ва из крист. состояния непосредственно (без плавления) в газообразное; происходит с поглощением теплоты (фазовый переход I рода). С. одна из разновидностей парообразования, возможна… … Физическая энциклопедия

Сублимация – это защитный механизм психики, отвечающий за снятие внутреннего напряжения, используя перенацеливание энергии на достижение результатов социально приемлемых целей, например в творчестве, в спорте, метафизике или религии. Сублимация в переводе с латинского (sublimare) означает возносить или одухотворять. Первоначально этот термин выражал нравственное возвышение. Впервые, это суждение изложил Зигмунд Фрейд в 1900 году. В социальной психологии этот защитный механизм психики ассоциируется с процессами социализации. Проблемам сублимации уделяется существенное значение в детской психологии, в психологии творчества, психологии спорта.

Сублимация что это? Этот термин может также означать:

— технологию удаления водяного льда вакуумным способом из свежих, замороженных продуктов, биологических материалов;

— обращение вещества из твёрдого в газообразное состояние без нахождения в жидком состоянии;

— в полиграфии это способ переноса изображения на разные поверхности: полиэстеровые ткани, металл, дерево, керамику;

— сублимация в психологии это трансформация либидозной энергии в творческую.

Сублимация по Фрейду

В соответствии с концепциями своей теории, Зигмунд Фрейд описывал защитный механизм психики, как отклонение от биологической энергии (полового влечения от его прямой цели и перенаправление его на социально приемлемые задачи).

Сублимацию Фрейд рассматривал, как исключительно «положительную» защиту, оказывающую содействие конструктивным занятиям, а также снятию внутреннего напряжения личности.

Подобная оценка сублимации присутствует в любой терапии, которая направлена не на избавление индивида от его внутренних конфликтов, а на поиск социально адаптивного решения.

Метод сублимации широко применяется в . В разработанной Фрейдом концепции психоанализа, сублимация трактуется, как вид трансформации влечений (либидо). В настоящее время сублимация имеет несколько значений и понимается шире, но независимо от ее природы происхождения сублимацией называется перенаправление неприемлемых импульсов. Она может принимать самые разные формы.

Примеры сублимации :

— занимаясь хирургией можно сублимировать садистские желания;

— отдавая предпочтение изобразительному искусству, шуткам, анекдотам, можно сублимировать чрезмерное влечение к занятию интимом.

Повсеместно, ежедневно личность ожидают сюрпризы в виде разных проблематичных или перенапряженных ситуаций, нуждающихся в снятии напряжения.

Процесс сублимации помогает личности не игнорировать внутренние конфликты, а перенаправить энергию индивида на поиск путей в их разрешении. В этом выражается основная функция сублимации в психологии.

И ее энергия может трансформироваться в спорте, например в каратэ или в строгости воспитании собственных детей – применяя требовательность по отношению к ним. Эротизм может сублимироваться в дружбу.

Когда не способен дать выход своим инстинктивным влечениям, то он подсознательно ищет ту деятельность, тот род занятий, благодаря которым данные импульсы будут высвобождаться. Фрейд объяснял занятия творчеством каждой личностью именно благодаря защитному механизму психики.

Механизм сублимации трансформирует травмирующие, нежелательные, негативные переживания в разные виды востребованной и конструктивной деятельности. В течение всей деятельности Фрейд относил к сублимации некоторые виды деятельности, побуждаемые желанием, которые явно не направлены к половой цели это: интеллектуальное исследование, художественное творчество, с точки зрения общества ценные виды деятельности.

Итак, сублимация это в психологии защитный механизм психики, выполняющий функцию снятия внутреннего напряжения и перенаправление этого напряжения на социально значимые объекты.

Зигмунд Фрейд полагал, что всё, что человек называет «цивилизацией», возможно, возникло, вследствие механизма сублимации.

Психоаналитики утверждают, что многие выдающиеся произведения искусства выступают достижением сублимирующей энергии от , которые связанны с крахом и неудачами в личной жизни (зачастую потерянной или отвергнутой любовью, неудовлетворенным половым инстинктом и прочее).

В качестве примера Фрейд ссылается на Леонардо да Винчи, знаменитого живописца, инженера и учёного. Он практически создал немыслимое для одного человека. За что бы он ни брался, он добивался совершенства. Вместе с тем, у него было отмечено полное отсутствие интереса к интиму.

Зигмунд Фрейд утверждал, что Леонардо стал исключительным потому, что у него без внутренней борьбы была полная сублимация полового влечения — либидо. Этим же Фрейд толковал собственную, аналогичную позицию и относил свою потрясающую работоспособность в сорок лет к результату полной, сознательной сублимации половой энергии. Зигмунд Фрейд, будучи атеистом, разделял иудейскую мораль о том, что интим «приличен» только для цели деторождения.

«Биографический психоанализ» демонстрирует, что многие известные произведения были созданы, когда у авторов отмечалась либо утрата любви, либо разочарование, либо отсутствие возможности встретиться с объектом страсти. Через творчество энергия находила свой выход. Фантазия в произведениях дорисовывала то, чего не хватало авторам в реальной жизни.

В психоанализе зачастую под сублимацией понимают смену душевных состояний: от горя к наслаждению, от тоски к радости. Так действует психологическая защита, видоизменяя энергию полового влечения в социально приемлемую цель.

Теория сублимации. Т. Адорно установил эффект сложного соединения любви и у людей к телевизионным героям и сделал вывод, что сублимационный эффект может умножить манипулирование . Ведь духовная жизнь личности во многом вырабатывается бессознательными предпочтениями. Например, человек ищет при просмотре телепередач не причину для развития аналитических способностей или художественных, глубоких впечатлений и вечных истин. Его тянет к просмотру передач благодаря воздействию психологических влечений. В этом прячется тайна раздвоенности сознания.

Рядовой телезритель, отвергая насилие в жизни, в экранных преступлениях находит для себя привлекательным зрелище, а также для него оно выступает искупительным освобождением от каждодневных переживаний и перенапряжений.

Однообразная, изнуряющая каждодневность неустанно зарождает в индивиде разочарование. Большинство его устремлений, надежд не сбывается, и вытесняются в сферу бессознательного. Все это пробуждает потребность в искусственной реализации обрушившихся замыслов, в абстракции от постылой реальности. Говоря другими словами, индивиду необходима психологическая компенсация, которую он находит в просмотре телепередач или за просиживанием в интернете.

Психологи уверяют, что, просмотры детективных, криминальных телепередач снижают число реальных преступлений, поскольку при просмотре дурные наклонности личности сублимируются.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Рецепт хека в томатном соусе Рецепт хека в томатном соусе Палтус отварной рецепт. Блюда из палтуса. Готовим филе палтуса и гарнир Палтус отварной рецепт. Блюда из палтуса. Готовим филе палтуса и гарнир Куриные грудки с сыром и помидорами Филе грудки в духовке с сыром Куриные грудки с сыром и помидорами Филе грудки в духовке с сыром