Отрасль психологии занимающаяся изучением общих психологических закономерностей. Основные отрасли психологии

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Современная психологическая наука представляет собой многоотраслевую сферу знаний и включает в себя более 40 относительно самостоятельных отраслей. Их возникновение обусловлено:

Во-первых, широким внедрением психологии во все сферы научной и практической деятельности,

Во-вторых, появлением новых психологических знаний.

Одни отрасли психологии отличаются от других, прежде всего, комплексом проблем и задач, которые решает то или иное научное направление. Вместе с тем все отрасли психологии условно можно разделить на фундаментальные (общие, или базовые) и прикладные (специальные).

1) Фундаментальные отрасли психологической науки имеют общее значение для понимания и объяснения различных психических явлений. Это тот базис, который не только объединяет все отрасли психологической науки, но и служит основой для их развития. Фундаментальные отрасли, как правило, объединяют термином «общая психология».

Общая психология - отрасль психологической науки, включающая в себя теоретические и экспериментальные исследования, выявляющие наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категории.

Общая психология - изучает закономерности развития психики в максимально обобщенном и отвлеченном виде. Это психика взрослого (среднего возраста) нормального (не больного) человека (не важно мужчины или женщины), в постоянных условиях жизни и деятельности.

Основными понятиями общей психологии являются:

Психические процессы;

Психические свойства;

Психические состояния.

Возникновение общей психологии как самостоятельной и фундаментальной отрасли психологической науки связано с именем С.Л. Рубинштейна, подготовившего и опубликовавшего в 1942 г. капитальный обобщающий труд «Основы общей психологии», в который вошли передовые достижения как отечественной, так и мировой науки.

2) Прикладными называют отрасли психологии, достижения которых используют в практической деятельности. В большинстве случаев с помощью прикладных отраслей психологической науки решают конкретные задачи в рамках определенного направления.

Традиционно в качестве отраслей психологии выделяют социальную, педагогическую, возрастную, инженерную психологию, психологию труда, клиническую психологию и психофизиологию, дифференциальную психологию.

Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей).

Педагогическая психология изучает психологические проблемы, закономерности развития психики и личности в процессе обучения и воспитания.

Возрастная психология изучает онтогенез психики, то есть ее развитие от зачатия человека до его смерти; закономерности развития нормального здорового человека, психологические особенности и закономерности, присущие каждому возрастному периоду: от младенчества до старости, и в связи с этим делится на детскую психологию, психологию юности и зрелого возраста, геронтопсихологию (психологию старости).

Можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности.

Психология труда рассматривает психику в условиях трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков.

Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники.

Медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, проявления и причины разнообразных нарушений в психике и поведении человека, происходящие во время болезней психические изменения, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии.

В рамки клинической психологии , изучающей проявления и причины разнообразных нарушений в психике и поведении человека, а также происходящие во время различных болезней психические изменения, как более частное входит патопсихология, которая изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии.

Психофизиология изучает физиологические основы психической деятельности, а дифференциальная психология - индивидуальные различия в психике людей.

Юридическая психология изучает психологические особенности юридической деятельности (например, особенности поведения участников уголовного процесса, психические проблемы формирования личности преступника, особенности его поведения и так далее).

Дифференциальная психология изучает различия между индивидами, между группами индивидов, а также причины и следствия этих различий.

Политическая психология изучает психологические компоненты политической жизни и деятельности людей, их настроения, мнения, чувства, ценностные ориентации и т.п.

Психология искусства изучает свойства и состояния личности или группы лиц, обусловливающие создание и восприятие художественных ценностей, а также влияние этих ценностей на жизнедеятельность как отдельной личности, так и общества в целом.

Помимо названных существуют и другие, не менее интересные для научных исследований и не менее значимые для практической деятельности человека отрасли психологии, в том числе: военная психология, психология рекламы, экологическая психология, зоопсихология, спортивная психология, космическая психология и др.

Военная психология изучает психологию личности воина, психологию воинского коллектива и психологические особенности их профессиональной деятельности в ее разных формах и видах.

Патопсихология уделяет основное внимание особенностям нарушений психики в связи с теми или другими недостатками в строении и функциях организма, в частности у детей.

Парапсихология исследует аномальные индивидуально- и социально-психологические явления.

Психология религии изучает психологические факторы религиозного сознания.

Экологическая психология изучает психологические аспекты взаимодействия человека и окружающей среды.

Зоопсихология (или сравнительная психология) раскрывает особенности и закономерности психики животных на разных этапах раз­вития животного мира.

Психодиагностика нацелена на разработку методов выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

Психология спорта занимается исследованием психологических особенностей спортивной деятельности.

Космическая психология включает в круг своих проблем изучение особенностей психических процессов, происходящих в организме человека в условиях космических полетов, в том числе влияния на его психику больших физических перегрузок, необычных условий среды, состояния невесомости. Кроме того, эта отрасль психологии выясняет особенности работоспособности во время полета, в частности при необходимости действовать в условиях крайнего недостатка времени и т.д.

В последние годы ускоряющий импульс получает виртуальная психология , изучающая психологические виртуальные реальности и строящаяся на специфическом философском базисе.

Каждое из этих направлений использует теоретико-методическое наследие общей психологии, но богато собственными методами, подходами и приемами.

Отметим, что прикладные отрасли не являются изолированными друг от друга. Чаще всего в одной отрасли психологии используются знания или методы других ее отраслей. Например, космическая психология, занимающаяся проблемами психологического обеспечения деятельности человека в космосе, тесно связана с инженерной психологией, медицинской и др.

Все отрасли психологической науки возникли и развивались как результат расширения сфер человеческой деятельности, ее рационализации и усовершенствования. Однако нельзя рассматривать различные отрасли психологии как простое практическое применение психологических закономерностей (полученных в результате исследований, например, по общей психологии или социальной психологии) к тем или другим случаям жизни. Только в процессе разрешения конкретных практических задач, выдвигаемых жизнью, практикой людей, могут быть правильно поставлены и осознаны теоретические проблемы психологии и раскрыты общие и частные психологические закономерности.

Поэтому в каждой из указанных отраслей психологии большое место отводится теоретическим исследованиям.

Научное психологическое исследование может быть успешным лишь тогда, когда оно строится не абстрактно, а с учетом практических задач. Изучая закономерности психики человека, психология делает это не в отрыве от тех или иных видов человеческой деятельности, а в связи с ними и со специальной целью: использовать результаты исследований для совершенствования этих видов деятельности.

В Приложении представлены некоторые отрасли современной психологии, в настоящее время их насчитывается свыше 40.

Из всего сказанного выше можно представить, насколько широк спектр практического применения психологии. Психология является одной из фундаментальных, системообразующих научных дисциплин, будущее которой лежит на стыке наук, на первый взгляд кажущихся далекими от нее.

Психология имеет ряд подразделений, затрагивающих разные виды психологической дисциплины. Такие виды основаны не на теоретических изучениях, а на практическом этапе жизни. Исходя из этого, любая отрасль - условная схема, в которой интеграция и дифференциация – это несовместимые процессы.

На данный момент не существует точной классифицированной науки психологии, поэтому для начала стоит рассмотреть учебное пособие по подготовке.

Фундамент науки

Общая психология дисциплины в целом основана на простых вопросах , которые встают на пути этой науки, их изучение, теоретические принципы, методика познания, закономерности и последующее развитие в реальной жизни человека.

Самым главным вопросом считается психика. В её изучении пытаются дать ответы на такие вопросы, как: что это такое, психика? Функциональность, схематичность? Каким законам она поддаётся в онтогенезе и филогенезе? Этапы развития, критерии? Взаимосвязь мозга и психики? Чем отличается врождённая психика от приобретённой? Социальность и биология? По каким принципам отличить нормальное развитие от отклонённого?

Рассмотрение основных вопросов, это не единственное, что изучает наука. Помимо этого она уделяет внимание процессуальной конкретике , её свойствам и ситуациям. Главным предметом изучения является человек, то есть, его личность, занятия, общение с другими людьми, познания – эти вопросы подаются практическому и теоретическому штудированию. В некоторых случаях эти вопросы выделяют как отдельное психическое явление, человеческую деятельность, процессы познания.

Как правило, общие вопросы основаны вокруг более личной отрасли психологии, относящихся к самопознанию. К примеру, филогенез рассматривает психические проблемы в сравнении с зоопсихологией, сопоставляя развитие человеческой психики и животного.

Онтогенетическое развитие напрямую зависит от возраста, психологическое развитие - баланс между мозгом и психической системой (в психофизиологии, нейропсихологии); отклонения в формировании – рассматривает специальная психология, по каким постоянным критериям происходит связь между индивидуумом и социумом; создание и последующее воссоздание групп – социальная психология, функция трудовой деятельности; персональное развитие человека; правило воспитания и обучения и педагогические особенности действий (дисциплина педагогов).

Отрасли психологии

Любая из отраслей психологии имеет свои личные представления, которые включают в себя индивидуальный подряд предметов, сравнивающих отдельные критерии, проблемы с психикой.

Возрастная психология включает детскую, разделяемую по каждому возрасту, подростковую, юную, и сферу сформировавшейся персоны, пожилой и старческий возраст – геронтопсихология.

Специальная отрасль психологии имеет подряды: патопсихология, которая изучает закон распада деятельности психики при каких-либо заболеваниях, олигофренопсихология - изучает соотношение умственной отсталости, тифлопсихология – изучение слепых людей, и сурдопсихология, изучение глухих.

Социальная психология включает изучение контакта, взаимосвязь людей, групп, индивидуальные качества человека (личности).

Структура труда имеет несколько разделений. В целом она даёт основную область знания в соотношении с установленными видами занятия человека, таким как раздел инженерии, постигающий людскую, рабочую деятельность «человек – машина», область авиации, управления, и множество других профессий.

Вся цепь психологических отраслей имеет неразрывную связь между собой. Именно эта тесная связь помогает более углублённо изучать методы, эксперименты, схемы. Например, педагогический вид основывается на изучении проблем с воспитанием, или обучением детей. Тем временем как общая психология помогает ей своими знаниями о всецелом принципе развития психики человека, о процессуальной и дифференциальной части науки – закономерность и варианты , благодаря которым можно выявить индивидуальные критерии психики, и создать метод индивидуального подхода.

В свою очередь, возрастной вид науки помогает знаниями о принципе развития психической личности на разных этапах возраста, способ контроля формирования, без которых невозможно построить не один метод обучения или воспитания личности. Следом социальный тип располагает необходимыми знаниями для общения и их особенностей, а как известно, любое обучение, это процесс воспитания с помощью общения, и формирования групп. А с помощью специальной научной ветви производят отбор учащихся в особые учебные центры для последующего процесса обучения и воспитания. А наука труда – главная составляющая педагогики.

Иные сферы, применяемые в отраслях психологии

С точки теории допустимо выделить любую отрасль, но практика показывает, что это не всегда возможно. В качестве шпаргалки можно запомнить краткий ряд подтипов .

  1. Космическая. В данном виде, изучают готовность к работе будущего космонавта, насколько человек подготовлен к будущему полёту. Помимо этого, устанавливают ряд советов, которые помогут быстро адаптироваться к работе. После полётов космонавт проходит курс психологической реабилитации, и другие, важные процедуры.
  2. Раздел авиации – работа с пилотами, диспетчерами, и иными служащими в авиации.
  3. Производственная и организационная отрасль психологии. В некоторых случаях к индустриальному виду добавляют другие ветви науки, например, область менеджмента, другими словами – частная деятельность.
  4. Отрасль психологии, направленная на медицину, и патопсихология. Главное действие – построение связи между работниками медицины и психологии, но чаще всего специалисты изучают больных, а не их врачей.
  5. Педагогика. Критерии и особенности обучения детей, и обучающих – взрослых. Последствия опережающего и постоянного образования. Например, школьный раздел.
  6. Изучение юриспруденции, правовая ветвь науки. Весьма серьёзная отрасль, так как в ней происходит изучение довольно трудных вопросов вне правового государства. Вершится борьба с коррупцией и вседозволенностью (правоохранительных органов тоже касается).
  7. Туризм. Наука, изучающая досуг человека.
  8. Спортивный раздел науки. Не так давно данная ветвь имела широкую популярность, особенно после олимпиады в СССР. Сейчас она сдаёт свои позиции, но отраслью быть не перестаёт.
  9. Научное исследование, направленное на рекламу, и массовое и воздействие.
  10. Тип изучения политики, набирающий в последнее время популярность. Особенно в период выборов.
  11. Военная отрасль имеет широкий сектор деятельности. Это может быть работа специалиста с военными в мирное время либо в точках военных действий. Её цель, моральная подготовка солдата на разные случаи жизни.

Во всех отраслях перед психологом стоит сложная задача. Во-первых, ему важно учитывать позицию человека той или иной сферы работы. Во-вторых, необходимо не нарушить свою субъективную психику .

Таким образом, специалист уделяет большую часть времени на изучение, а в некоторых случаях принимает рабочую отрасль, как заинтересованное лицо, для оптимизирования группы людей (коллектива). Со временем специалист становится участником процесса, и работником какого-либо коллектива, так как именно он оказывает давление на работу группы лиц. Поэтому психологи востребованы в различных производственных отраслях, организациях.

В крупных фирмах принимают сразу несколько психологов для постоянной работы. Бывают случаи, когда к основной группе приглашают дополнительных профессиональных лиц, например, при реорганизации фирмы. Такая группа устанавливает перед собой задания , а затем осуществляет их. В таких отраслях его главная задача – тактика и оперативность.

Но часто можно встретить недоверие руководящих постов к психологической помощи. Поэтому перед психологом-прикладником стоит серьёзная задача, и вынужденная мера брать на себя ответственность для точной стратегии вопросов, устанавливая план и варианты последующих действий, параллельно работая над культурой руководящих постов, заказчиков и простых рабочих.

Практическая психологии происходит немного по-другому. Особая практика основывается на работе с подопечным, который всецело доверяет специалисту. Тогда психолог сам устанавливает определенные задачи и стратегию изучения, с последующим вмешательством в проблему подопечного.

Уровни практических отраслей психологии

Практические задачи науки существуют на разных стадиях.

Ряд основных субъектов:

Основные отрасли психологической науки

Задачи, которые решает психология как наука, обусловили возник-новение и развитие ее конкретных отраслей.

Общая психология изучает содержание, особенности и общие за-кономерности функционирования психики и человеческого сознания, психические процессы, свойства, состояния и образования личности.

Социальная психология исследует психологические явления и про-цессы, обусловленные принадлежностью человека к конкретным общ-ностям.

Зоопсихология (или сравнительная психология) раскрывает осо-бенности и закономерности психики животных на разных этапах раз-вития животного мира.

Педагогическая психология занимается исследованием психологи-ческих особенностей и закономерностей процессов обучения и воспи-тания подрастающего поколения. В задачи педагогической психоло-гии входят исследование процессов усвоения знаний и формирование навыков и умений в связи с потребностями школьного обучения, пси-хическое обоснование методов, приемов и способов обучения и вос-питания, вопросы восприятия личности учащихся в школьном кол-лективе, психологические проблемы, связанные с политехническим обучением и подготовкой учащихся к практической деятельности, и др.

Возрастная психология изучает своеобразие психики людей раз-ного возраста, процесс формирования их личности и умственного раз-вития, возрастных особенностей процессов восприятия, мышления, памяти, интересов, мотивов деятельности и т. п.

Инженерная психология ставит своей целью разрешение проблем соотношения технических требований современных машин и психи-ческих возможностей человека - быстроты и точности процессов вос-приятия, объема и распределения внимания и др.

Психология искусства изучает психологическую специфику твор-ческой деятельности в различных видах искусств (в литературе, музы-ке, живописи, скульптуре и т. п.), особенности восприятия человеком произведений искусства, дает психологический анализ их влияния на развитие личности человека.

Психология спорта занимается исследованием психологических особенностей спортивной деятельности.

Космическая психология включает в круг своих проблем изучение особенностей психических процессов, происходящих в организме че-ловека в условиях космических полетов, в том числе влияния на его психику больших физических перегрузок, необычных условий среды, состояния невесомости. Кроме того, эта отрасль психологии выясняет особенности работоспособности во время полета, в частности при необ-ходимости действовать в условиях крайнего недостатка времени и т. д.

Юридическая психология исследует психологию правонарушите-лей и преступников, а также вопросы, находящие свое отражение в су-дебной практике.

Военная психология изучает психологию личности воина, психо-логию воинского коллектива и психологические особенности их про-фессиональной деятельности в ее разных формах и видах.

Медицинская психология занимается исследованием нарушений и расстройств психической деятельности при различных заболевани-ях, содействуя разработке рациональных методов их лечения.

Патопсихология уделяет основное внимание особенностям нару-шений психики в связи с теми или другими недостатками в строении и функциях организма, в частности у детей.

Парапсихология исследует аномальные индивидуально- и социаль-но-психологические явления.

Все отрасли психологической науки возникли и развивались как результат расширения сфер человеческой деятельности, ее рационали-зации и усовершенствования. Однако нельзя рассматривать различные отрасли психологии как простое практическое применение психологи-ческих закономерностей (полученных в результате исследований, на-пример, по общей психологии или социальной психологии) к тем или другим случаям жизни. Только в процессе разрешения конкретных практических задач, выдвигаемых жизнью, практикой людей, могут быть правильно поставлены и осознаны теоретические проблемы пси-хологии и раскрыты общие и частные психологические закономерно-сти. Вот поэтому в каждой из указанных отраслей психологии боль-шое место отводится теоретическим исследованиям.

Научное психологическое исследование может быть успешным лишь тогда, когда оно строится не абстрактно, а с учетом практических за-дач. Изучая закономерности психики человека, психология делает это не в отрыве от тех или иных видов человеческой деятельности, а в свя-зи с ними и со специальной целью: использовать результаты исследо-ваний для совершенствования этих видов деятельности.

Современная психология - это весьма разветвленная наука, имеющая множество отраслей. Отрасли психологии представляют собой относительно самостоятельные направления научных психологических исследований. При этом вследствие бурного развития психологической науки каждые 4-5 лет появляются все новые направления.

Возникновение отраслей психологии обусловлено, во-первых, широким внедрением психологии во все сферы научной и практической деятельности, во-вторых, появлением новых психологических знаний. Одни отрасли психологии отличаются от других прежде всего тем комплексом проблем и задач, которые решает то или иное научное направление. Вместе с тем все отрасли психологии условно можно разделить на фундаментальные (общие) и прикладные (специальные).

Фундаментальные (их еще называют базовыми) отрасли психологической науки имеют общее значение для понимания и объяснения различных психических явлений, в том числе поведения людей независимо от того, какой деятельностью они занимаются. Фундаментальные знания необходимы всем, кто занимается проблемами психологии и поведения людей. Фундаментальные знания - это тот базис, который не только объединяет все отрасли психологической науки, но и служит основой для их развития. Поэтому фундаментальные знания, как правило, обозначают единым термином «общая психология».

Прикладными называются отрасли науки, достижения которых используются на практике. В большинстве случаев прикладные отрасли психологической науки решают конкретные задачи в рамках своего направления. Однако в некоторых случаях достижения или научные открытия прикладных отраслей могут носить фундаментальный характер, что определяет необходимость использования вновь полученного знания во всех отраслях и направлениях.

Следует также подчеркнуть, что в большинстве случаев прикладные отрасли психологии не являются изолированными друг от друга. Чаще всего в конкретной отрасли используются знания или методология других отраслей. Например, космическая психология - отрасль психологической науки, занимающаяся проблемами психологического обеспечения деятельности человека в космосе, включает в себя инженерную психологию, медицинскую психологию, педагогическую психологию и др. Следовательно, прикладные области психологии по степени их обобщения могут быть условно разделены на синтетические (объединяющие в себе знания других областей) и первичные (являющиеся относительно узким и конкретным направлением прикладной отрасли). Например, медицинская психология включает в себя общую медицинскую психологию, клиническую психологию, патопсихологию, психогигиену и психопрофилактику, психотерапию и психокоррекцию и др. Аналогично в инженерной психологии можно выделить следующие разделы: эргономика, психология труда, менеджмент и др.

Рассмотрим некоторые отрасли психологической науки более подробно.

Общая психология - отрасль психологической науки, объединяющая в себе фундаментальные психологические знания и решающая задачи по исследованию индивида - конкретного представителя Homo sapiens. Она объединяет в себе теоретические и экспериментальные исследования, выявляющие наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категориальный строй. Основными понятиями общей психологии являются психические процессы (познавательные, волевые, эмоциональные), психические свойства (темперамент, характер, способности, направленность) и психические состояния (рис. 2.1).

Разделение понятий общей психологии на группы весьма условно. Понятие «психический процесс» подчеркивает процессуальный характер изучаемого психического явления. Понятие «психическое состояние» характеризует статический момент, относительное постоянство психического явления. Понятие «психическое свойство» отражает устойчивость исследуемого явления, его повторяемость и закрепленность в структуре личности.

Возникновение общей психологии как самостоятельной и фундаментальной отросли психологической науки связано с именем С. Л. Рубинштейна, который систематизировал психологические знания и предложил методологию исследования психических явлений.

На базе основных понятий общей психологии формируются понятия других отраслей психологической науки. Одной из наиболее известных наук, имеющих большое практическое значение, является педагогическая психология - отрасль психологии, изучающая психологические проблемы обучения и воспитания. Педагогическая психология исследует вопросы целенаправленного формирования познавательной деятельности и общественно-значимых качеств личности, а также условия, обеспечивающие оптимальный эффект обучения. Не менее значимыми для педагогической психологии являются вопросы учета индивидуальных особенностей обучаемого при построении учебного процесса и взаимоотношений ученика и учителя, а также взаимоотношений внутри учебного коллектива Как самостоятельная отрасль психологической науки педагогическая психология зародилась во второй половине XIX в., что было обусловлено проникновением в психологию идей развития. Эволюция педагогической психологии в значительной мере определялась господствующими психологическими концепциями. Так, в конце XIX в. большую роль в развитии педагогической психологии сыграла интроспективная психология. Позднее ее развитие определялось бихевиористским направлением, которое предлагало в воспитании ориентироваться на жесткую «модификацию поведения». В основе современной отечественной педагогической психологии лежит фундаментальное положение о том, что сущностью индивидуального психического развития человека является усвоение им общественно-исторического опыта, зафиксированного в предметах материальной и духовной культуры. В то же время это усвоение осуществляется посредством активной деятельности человека, средства и способы которой актуализируются в общении с другими людьми. По сферам применения педагогическую психологию можно разделить на психологию дошкольного воспитания, психологию обучения и воспитания в школьном возрасте с разделением на младший, средний и старший школьный возрасты, психологию профессионального обучения и психологию высшей школы.

Очень близка к педагогической психологии следующая отрасль психологической науки - возрастная психология, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза (процесса формирования индивидуального организма, в том числе психических функций) человека на протяжении от рождения до старости. Так же как и педагогическая психология, возрастная психология оформилась в качестве самостоятельной отрасли психологической науки в конце XIX в. Возникнув как детская психология, возрастная психология в процессе своего развития стала решать задачи целостного анализа онтогенетических процессов. В настоящее время основными разделами возрастной психологии являются: психология детства, психология юности, психология зрелого возраста, геронтопсихология. Возрастная психология изучает возрастную динамику психических процессов, что невозможно без учета влияния на индивидуальное развитие культурно-исторических, этнических и социально-экономических условий. Кроме этого, для возрастной психологии большое значение имеют дифференциально-психологические различия, к которым относятся половозрастные и типологические свойства, поэтому очень часто исследования в возрастной психологии осуществляются с использованием приемов дифференциальной психологии.

Дифференциальная психология - отрасль психологической науки, изучающая различия как между индивидами, так и между группами, а также причины и последствия этих различий. Предпосылкой возникновения дифференциальной психологии явилось внедрение в психологию эксперимента, а также генетических и математических методов. Начало данной отрасли психологии положил Ф. Галь-тон, создавший ряд приемов и приборов для изучения индивидуальных различий, в том числе их статистического анализа. Термин «дифференциальная психология» был предложен в 1900 г. В. Штерном. Основными методами дифференциальной психологии стали тесты. Первоначально это были индивидуальные тесты, затем появились групповые, а позднее и проективные тесты.

Поскольку и педагогическая, и возрастная, и дифференциальная психология оперируют понятием «группа», в тесной связи с ними находится социальная психология, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в группы, а также психологические характеристики самих групп. Длительное время социально-психологические взгляды разрабатывались в рамках философии и лишь к концу XIX в. появились первые самостоятельные социально-психологические концепции, такие как «психология народов» (М. Ла-зарус, X. Штейнгаль, В. Вундт), «психология масс» (С. Сигле, Г. Лебон), теория «инстинктов социального поведения» (У. Мак-Дугалл).

Возникновение социальной психологии как самостоятельной дисциплины относится к 1908 г., когда одновременно появились работы английского психолога У. Мак-Дугалла и американского социолога Э. Росса, в названиях которых содержался термин «социальная психология». Современная социальная психология как самостоятельная наука включает в себя следующие основные разделы: закономерности общения и взаимодействия людей (в частности, роль общения в системе общественных и межличностных отношений); психологические характеристики социальных групп, как больших (классов, наций), так и малых (где изучаются такие явления, как сплоченность, лидерство и др.); психология личности (сюда относятся проблемы социальной установки, социализации и др.).

В свою очередь, с социальной психологией очень тесно связаны политическая психология и психология искусства, так как в той или иной мере они рассматривают явления не только индивидуального, но и социального плана. Политическая психология - это отрасль психологии, изучающая психологические компоненты политической жизни и деятельности людей, их настроения, мнения, чувства, ценностные ориентации и т. п. Эти психологические феномены формируются и проявляются на уровне политического сознания наций, классов, социальных групп, правительств, индивидов и реализуются в их конкретных политических действиях.

Психология искусства - отрасль психологической науки, предметами которой являются свойства и состояния личности или группы лиц, обусловливающие создание и восприятие художественных ценностей, а также влияние этих ценностей на жизнедеятельность отдельной личности и общества в целом.

Все рассмотренные прикладные отрасли психологической науки в той или иной степени связаны с образованием, воспитанием и в целом с развитием человека и человеческого общества. Но существуют и отрасли психологии, которые занимаются решением других задач. Одна из таких отраслей - медицинская психология, изучающая психологические аспекты гигиены, профилактики, диагностики, лечения, экспертизы и реабилитации больных. В область исследований медицинской психологии входит широкий спектр вопросов, связанных с возникновением, развитием и течением болезни, влиянием тех или иных болезней на психику человека и, наоборот, влиянием психики на болезнь. Поэтому среди важнейших проблем медицинской психологии - взаимодействие психических и соматических процессов, закономерности формирования представления о своем заболевании у больного, изучение динамики осознания своего состояния у больного, использование компенсаторных и защитных механизмов личности в терапевтических целях, изучение психологического воздействия лечебных методов и средств и др.

Медицинская психология включает ряд разделов, некоторые из которых уже названы. Наиболее общими из них являются: клиническая психология, включающая патопсихологию, нейропсихологию, соматопсихологию; общая медицинская психология; психопрофилактика и психогигиена; психотерапия и психокоррекция и др.

Не менее значимой для решения практических задач экономического развития общества и технического прогресса является инженерная психология - отрасль психологии, исследующая процессы и средства взаимодействия между человеком и машиной. Инженерная психология возникла как самостоятельная наука под влиянием научно-технической революции, преобразовавшей психологическую структуру производственных процессов. Ускорение технического развития, наблюдавшееся во второй половине XIX и в первой половине XX в., поставило вопрос о необходимости изучения психических возможностей человека в производственном процессе и определения средств и способов его взаимодействия с техникой. Основными проблемами, решаемыми инженерной психологией, являются: анализ задач человека в системах управления, распределение функций между человеком и автоматическими устройствами; исследование совместной деятельности операторов, процессов общения и информационного взаимодействия между ними; анализ психологической структуры деятельности операторов; исследование факторов, влияющих на эффективность, качество и надежность деятельности операторов: исследование процессов приема человеком информации; анализ процессов переработки информации человеком, ее хранения и принятия решения; разработка методов психодиагностики способностей человека в интересах решения задач профессионального психологического отбора и профессиональной ориентации; анализ процессов оптимизации обучения операторов и др. Самостоятельной отраслью психологии является военная психология.

Современная психология носит многоотраслевой характер. Комплекс психологических дисциплин можно разделить на общую психологию, которая изучает универсальные закономерности функционирования психики, и специальные отрасли психологии. При этом фундаментальные специальные отрасли психологии изучают определенные аспекты психики (нейропсихология, дифференциальная психология, социальная психология и т.д.), а междисциплинарные специальные отрасли разворачивают исследования на границах психологического знания и других наук (например, психофизиология, психолингвистика, психогенетика).

Общая психология включает в себя четыре основных раздела: общетеоретический (рассматриваются проблемы возникновения и эволюционного развития психики, функции психического, отличие психики человека от психики животных, психика и культура, материальный субстрат функционирования психики), психологию познавательных процессов (включает психологию ощущения и восприятия, психологию памяти, психологию мышления и речи), психологию регулятивных процессов (психология эмоций и мотивации, психология внимания, психология воли) и психологию личности. Фундаментальные специальные отрасли и междисциплинарные специальные отрасли психологии используют в своих построениях теоретический аппарат общей психологии и основываются на основных закономерностях функционирования психики, сформулированных в ее рамках. Знания, накопленные общей психологией и рассмотренные через призму более конкретной проблематики фундаментальных специальных и междисциплинарных специальных отраслей, находят свое практическое воплощение в прикладных отраслях психологии. В свою очередь, последние обогащают общую психологию новыми фактами и проблемами, стимулирующими приращение фундаментального знания.

Прикладные отрасли психологии развиваются в связи с работой психологов-практиков в конкретных сферах деятельности (подбор персонала, консультирование, имиджмейкерство, реклама, психологическая коррекция семейных отношений, психологическая реабилитация жертв стихийных бедствий и др.). Так, психотерапевт (прикладной психолог) использует в своей практике общие знания о познавательных процессах (уровень общей психологии), сведения из патопсихологии аномального поведения (уровень фундаментальной специальной отрасли психологии) и психофармокологии (уровень междисциплинарной специальной отрасли психологии). В русле психологической науки в первую очередь складываются и интенсивно развиваются те прикладные отрасли, которые относятся к наиболее значимым сферам жизни и областям предметной деятельности людей. С каждым годом потребность общества в квалифицированных прикладных психологах растет, и конкретные области приложения теоретических знаний становятся все более разнообразными. Отдельной задачей профессиональной деятельности психологов является популяризация действительно научных психологических знаний, повышение психологической культуры населения. В обобщенном виде взаимодействие различных отраслей психологической науки представлено на рис. 1.1.

Выше мы назвали основные разделы общей психологии. Теперь очертим круг проблем, которые разрабатываются фундаментальными специальными отраслями психологии . Критерием выделения отраслей этого типа является акцент анализа на определенных аспектах функционирования и развития психики:

  • нейропсихология – это отрасль психологии, направленная на изучение мозговых механизмов реализации высших психических функций на материале локальных поражений головного мозга;
  • патопсихология – занимается изучением изменений психической деятельности при патологических состояниях, вызванных психическими или соматическими заболеваниями;
  • возрастная психология – изучает закономерности и особенности психического развития на протяжении онтогенеза человека от рождения до смерти (ее разделами являются детская психология , психология подростка, психология юности, психология зрелости, геронтопсихология );

Рис. 1.1.

  • дифференциальная психология – это отрасль психологии, изучающая индивидуальные различия в психической деятельности;
  • социальная психология – это отрасль, изучающая закономерности поведения, общения и деятельности людей, обусловленные их включением в различные социальные общности и социальные процессы;
  • психосемантика – это область психологии, изучающая генезис, функционирование и строение индивидуальной системы значений;
  • зоопсихология – это отрасль психологии, изучающая эволюцию и закономерности функционирования психики животных;
  • этнопсихология – изучает особенности психики у представителей различных этнических групп.

Теперь обратимся к области интересов междисциплинарных специальных отраслей психологии .

  • психофармакология – это отрасль психологии, возникшая на стыке фармакологии и психологии и изучающая воздействие на психику фармакологических средств, среди которых особое место занимают психотропные препараты;
  • психолингвистика – это дисциплина, формирующаяся на стыке психологии и лингвистики и занимающаяся изучением обусловленности процессов речи и мышления структурой языка;
  • психофизиология – это область междисциплинарных исследований на стыке психологии и нейрофизиологии, направленных на изучение психики в единстве с ее нейрофизиологическим субстратом;
  • психогенетика – это пограничная с генетикой область психологии, задачей которой является выяснение роли наследственности (генотипа) в формировании индивидуальных психологических особенностей;
  • психосоматика – это отрасль психологии, развивающаяся на стыке с медициной, которая занимается изучением влияния психологических факторов па возникновение и течение заболеваний;
  • историческая психология – это отрасль психологии, ставящая перед собой задачу реконструкции психики людей, живших в предшествующие эпохи, с использованием знаний из области истории, культурологии, этнографии.

И наконец, приведем несколько примеров прикладных отраслей психологии :

  • психология спорта – это отрасль психологии, изучающая закономерности функционирования психики человека в условиях спортивной деятельности;
  • психология рекламы – изучает механизмы воздействия рекламных сообщений на психику и поведение потребителей;
  • космическая психология – занимается изучением явлений и закономерностей психической жизни людей в условиях подготовки и осуществления космических полетов;
  • юридическая психология – это отрасль психологии, изучающая явления и закономерности психической жизни людей, связанные с применением правовых норм и участием в правовой деятельности;
  • медицинская психология – это отрасль психологии, изучающая явления и закономерности психической жизни людей, связанные с применением медицинских манипуляций и пребыванием в медицинских учреждениях;
  • педагогическая психология – изучает закономерности усвоения индивидом социального опыта в условиях учебно-воспитательной деятельности.

В динамично развивающемся современном мире психологи постоянно открывают для себя новые сферы профессиональной реализации, в связи с чем складываются новые прикладные отрасли психологии. Так, в последние годы интенсивно развиваются психология массовых коммуникаций, политическая психология, психология виртуальной реальности и др.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Тур, или первобытный бык - Безумный Зоолог — ЖЖ Сообщение про тура животное Тур, или первобытный бык - Безумный Зоолог — ЖЖ Сообщение про тура животное Фото морских черепах - среда обитания морских черепах Фото морских черепах - среда обитания морских черепах Слоновая черепаха Все о слоновой черепахе ш 8 Слоновая черепаха Все о слоновой черепахе ш 8