Список карточных игр. Карточные игры с детьми

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Кто сказал, что карты детям не игрушка? Кто из нас в детстве не играл с друзьями в «дурака» или в «акульку»? Несмотря на изобилие всевозможных настольных игр, обычные игральные карты занимают далеко не последнее место в ряду самых любимых детских развлечений.

Детские карточные игры отличаются несложными правилами, освоить которые под силу даже дошкольникам. К тому же многие из них развивают логическое мышление, реакцию и внимание. Вот почему за игрой в карты дети могут совмещать приятное с полезным.

Зеваки

Цель игры - избавиться от своих карт. Карты поровну делятся между участниками. Каждый игрок кладет перед собой стопку карт рубашкой вверх. Смотреть свои карты не разрешается. Участники игры ходят по очереди, по часовой стрелке, а право первого хода определяется путем жеребьевки. Игроки по очереди открывают верхнюю карту, лежащую в стопке, и кладут ее картинкой вверх рядом со стопкой. Игрок обязан положить свою карту на открытую карту любого из игроков, если его карта является следующей по достоинству в порядке возрастания. Например, второй игрок открыл восьмерку, а у первого игрока лежит открытая семерка. Второй игрок кладет свою восьмерку на семерку первого игрока. Или игрок открыл даму, а у его соседа - открытый валет. Дама идет на валета. На туза кладется шестерка.

Внимание! Класть карты в порядке убывания нельзя. Например, нельзя на даму класть валета, а на девятку восьмерку. Когда у игрока есть выбор - сразу у нескольких участников игры открыты карты, на которые он может положить свою карту, то он действует по своему усмотрению и кладет карту тому из них, кому хочет. Если игрок кладет свою карту на чужую открытую стопку, то ход остается у него. Он продолжает открывать свои карты и перекладывать их другим участникам до тех пор, пока открываемые им карты для этого подходят. Как только игрок выкладывает карту, которую нельзя положить никому из других участников игры, ход переходит к следующему игроку. Все игроки внимательно следят за процессом игры и действиями того, кто открывает карты. Если у игрока была возможность положить свою открытую карту на чужую стопку, а он эту возможность прозевал - открыл следующую закрытую карту и положил ее себе - такого «зеваку» штрафуют. Каждый из игроков кладет ему по одной карте из своих стопок, а ход переходит к следующему участнику. Например, у игрока лежит открытая девятка, а у его соседа лежит открытая восьмерка. Вместо того чтобы положить свою девятку соседу, игрок открывает следующую карту. Это и означает, что он «зевнул».

Как только закрытая стопка у игрока кончается, он обязан дождаться своего хода, перевернуть ее рубашкой вверх и продолжать игру. При этом тасовать карты нельзя.

В игре побеждает тот, кто первым избавился от своих карт. А проигрывает, соответственно, тот игрок, у кого на руках в конце игры оказывается полная колода. Как правило, победителями оказываются более внимательные игроки. Но и от расклада многое зависит: очень часто в «зеваках» оказывается тот, кто за всю игру ни разу не ошибся!

Акулина (Ведьма)

Для игры используется обычная колода из 36 карт, из которой заранее вытаскивается дама треф. Она в игре не используется. В игре могут принимать участие от 2 до 6 человек.

Цель игры: избавиться от своих карт и не остаться с дамой пик на руках. Игра проходит в два этапа. Карты поровну распределяются между всеми участниками игры, хотя в большинстве случаев последний игрок получает на одну карту меньше. На первом этапе игры участники сбрасывают парные карты, строго по две. Например, две шестерки, два короля, два туза. Три одинаковые карты скидывать нельзя. При этом масть карт значения не имеет, за небольшим исключением: бубновая дама сбрасывается вместе с червонной дамой, а даму пик выкидывать нельзя. Это и есть ведьма или Акулина. После того, как у игроков на руках не осталось парных карт, каждый из них, по очереди, предлагает следующему игроку вытянуть наугад одну из своих карт. Разумеется, свои карты нельзя показывать другим участникам игры. Обычно их держат перед собой веером, картинкой к себе. Игрок вытягивает карту и, если есть возможность, сбрасывает парные карты или - если сбросить нечего - оставляет вытянутую карту себе, а ход переходит к следующему игроку.

Игра ведется до тех пор, пока не будут сброшены все парные карты у всех участников игры. Проигравший остается с одной-единственной картой - дамой пик. Иногда тому, кто остался с Акулиной, приходится повязывать на голову косынку и сидеть в ней на протяжении всего следующего кона, пока не появится новый проигравший. В этой игре существует и другой вариант сдачи карт. Если играющих немного или им неудобно держать в руках большое количество карт одновременно, то можно сдать всем игрокам по пять карт и положить колоду в центр стола. После сброса парных карт каждый игрок добирает из колоды недостающие карты. Если парные карты у игроков кончились еще до того, как колода разобрана, то можно переходить ко второму этапу игры. Тот игрок, у которого вытянули карту, берет недостающую карту из колоды и, по необходимости, сбрасывает парные карты в процессе игры. Надо заметить, что «Акулина» является известной игрой не только в России, но и в других странах. Только там она называется «Старая дева», играют в нее «длинной» колодой из 52 карт. Никакие карты из колоды заранее не выкидываются, а роль «Акулины» выполняет джокер.

Привет, валет!

Очень веселая игра для самых маленьких, которая развивает быструю реакцию и внимание. Игра рассчитана на большое количество игроков (минимум 3). Если игроков немного, то можно использовать колоду из 36 карт. Также для игры подходит и колода из 52 карт, без джокеров.

Карты поровну распределяются между участниками игры. Каждый игрок кладет свою стопку перед собой, рубашкой вверх. Смотреть свои карты нельзя. Затем игроки по очереди (по часовой стрелке) открывают свои карты и выкладывают их на стол. Карты достоинством с шестерки по девятку (или с двойки по девятку, если используется «длинная колода») не требуют от игроков никаких действий и остаются на столе. Зато карты от десятки до туза требуют от остальных участников игры, за исключением того, кто открывает карту, определенных действий.

Если появляется десятка - свисти!

Если появляется валет - скажи: «Привет, валет!»

Если появляется дама - скажи: «Привет, дама!»

Если появляется король - «возьми под козырек» или «отдай честь» (армейское приветствие).

Если появляется туз - хлопни ладонями по столу.

Тот игрок, который выполнил задание неправильно, забирает себе все карты, лежащие на столе (в том числе, и те, которые были выложены ранее). Если все игроки все сделали правильно, то карты забирает себе тот игрок, который выполнил задание последним. Если игроки не могут определиться, кто был последним (все выполнили требуемое действие одновременно), то карты остаются лежать на столе, а ход переходит к следующему игроку. В другом случае ход переходит к тому, кто забрал себе карты. Выигрывает тот, кто первым избавился от своих карт. Разумеется, перечень действий, которые требуются от игроков при появлении определенных карт, можно менять. Но обговаривать их необходимо перед началом игры.

Пьяница

Одна из первых карточных игр, которую осваивают дети. Для игры используется колода из 36 карт. Обычно игра рассчитана на 2 игроков, но их может быть и больше.

Цель игры - собрать у себя полную колоду карт. Карты поровну распределяются между участниками игры. Смотреть свои карты заранее нельзя. Каждый из игроков берет в руки свою стопку, рубашкой вверх, и открывает верхнюю карту. Тот из участников игры, у которого оказалась карта старше по достоинству, чем у другого игрока (других игроков), забирает взятку себе и кладет ее в отдельную стопку. Например, у одного игрока открыта дама, у второго валет, а у третьего восьмерка. Карты забирает себе тот игрок, у которого выпала дама. Самой младшей картой является шестерка, а самой старшей - туз. Зато шестерка - это единственная карта, которая берет туза.

Если участники выкладывают одновременно карты одинакового достоинства (две дамы, две десятки, два туза и так далее), то между ними возникает спор. Каждый из них кладет по одной закрытой карте на свою «спорящую» карту («сюрприз»), а сверху - еще одну открытую карту. В споре побеждает тот, чья верхняя открытая карта старше. Если в игре принимают участие больше двух игроков, то в споре участвуют только те игроки, у которых выпали карты одного достоинства. Остальные игроки пропускают ход. Когда стопка карт, находящаяся в руках у игрока, кончается, он берет со стола карты, набранные им в ходе игры, переворачивает стопку рубашкой вверх и продолжает игру. Игроки должны договориться заранее, можно ли тасовать карты в этой стопке или же необходимо выкладывать их в той последовательности, в которой они были набраны.

Выигрывает, соответственно, тот игрок, который забрал себе все карты. А проигрывает тот, у кого не осталось карт на руках. Он и есть «пьяница», который «пропил» все свои карты. В этой игре от участников не требуется никакого мыслительного процесса, а выигрыш или проигрыш зависят исключительно от расклада карт. Но детям эта игра обычно нравится.

Детский пасьянс «Четыре туза»

Для пасьянса берется колода из 36 карт. Карты раскладываются на 4 равные стопки, рубашкой вверх. Игрок берет первую стопку, переворачивает ее картинкой вверх, снимает и откладывает в сторону любые карты от шестерки до короля, до появления первого туза. Карты, лежащие под тузом, вынимать нельзя. Как только появляется туз, игрок берет следующую стопку, переворачивает ее, кладет поверх первой стопки и продолжает снимать карты до появления туза. То же самое делается с третьей и четвертой стопкой. Затем оставшиеся карты переворачиваются рубашкой вверх и раскладываются на три стопки. Мешать карты нельзя. Когда из всех трех стопок вынуты все карты, лежащие поверх тузов, карты раскладываются на две стопки. Процесс повторяется. Оставшиеся карты кладут в одну стопку и переворачивают. Все карты, лежащие поверх тузов, также снимаются. Пасьянс сошелся, если в стопке осталось только четыре туза, а под ними и между ними нет других карт.

Многие любят играть в карты. Это не только позволяет весело провести время, но и развивает навыки логического мышления, умение анализировать ситуацию, считать очки, а также внимание, усидчивость, память, ведь нужно не только уметь правильно сложить баллы каждому игроку, но и изучить правила игры.

А еще удобно брать с собой на отдых: на природу, на море, в поезд. Места они занимают минимум, а удовольствие от игры дают максимальное. В статье рассмотрим несколько интересных карточных игр на двоих. Некоторые вам, может, уже знакомы, а некоторые встретятся впервые. Попробуйте освоить новые варианты игры, вспомните давно забытые игры своего детства.

"Ведьма"

Перед началом игры из колоды необходимо достать одну из дам. После перетасовывания карты распределяются между игроками поровну. Последняя непарная достается тому, кто раздавал. "Ведьма" - это самая страшная карта, конечно же, это пиковая дама. При карточной игре на двоих игроки сразу понимают, кому она досталась, но это не беда, ситуация может кардинально измениться после первого же хода.

Для начала каждый игрок ищет парные карты и отставляет пары в сторону. Например, две десятки, два туза, два валета. Остаются в руке только одинарные картинки. В такой карточной игре на двоих правила следующие.

Первый игрок держит в вытянутой руке свои карты "рубашками" ко второму игроку. Тот вытягивает из веера одну из карт, любую, по своему желанию. Если у него образовалась пара, он ее тут же отставляет в сторону.

Потом наступает очередь другого игрока вытягивать карту. Может попасться и ведьма. Проигрывает тот игрок, у которого на руках останется пиковая дама.

"Верю - не верю"

Это одна из самых веселых карточных Можно играть в большой компании. Раздаются все карты на руки игрокам. Цель игры - собрать все имеющиеся четверки карт, например, если у игрока на руках оказываются 4 шестерки, он от них избавляется, отложив в сторону. Выигрывает тот, кто быстрее останется с пустыми руками.

Как играть?

Первый ход делает игрок, который был раздающим. Он кладет на середину стола 1, 2, 3 или 4 карты "рубашками" вверх и объявляет, что это за карты, например 2 дамы. Другой игрок смотрит свои карты и понимает, что у того не может быть две дамы, так как у него содержится на руках три. Тогда он отвечает: "Не верю!" Первый игрок забирает карты себе назад. Ход передается. Основная интрига состоит в том, что можно соперника всячески обманывать, подкидывая абсолютно другие карты.

Например, на стол выкладываются шестерка и восьмерка, а говорит игрок, что выложил два туза. Можно ему поверить, даже если вы знаете, что он обманывает. При этом второй игрок кладет свои одну или две карты, затем объявляет, что он тоже положил два туза. Теперь уже очередь сомневаться в правдивости первого игрока. Соперник может сказать: "Не верю!"

Если перевернув карты, все увидят, что там действительно лежат два туза, то игрок забирает весь прикуп себе. При этом ему могут попасться действительно тузы, собрав все четыре карты, он их откладывает в сторону. Выигрывает тот, кто первым избавился от всех карт.

"Пьяница"

Это любимая карточная игра на двоих для детей. Раздаются все карты пополам. Ходят по очереди, выставляя одну карту на середину стола. Соперник должен выложить свою, при этом не глядя на ее номинал, а держа все карточки в стопке "рубашками" вверх. Выигрывает тот, чья карта большая. Самая крупная карта - туз, потом - король, дама, валет и десятка. Остальные соответствуют числовому значению.

Если выпадает две одинаковые карты, то начинается "спор". Сначала на каждую свою карту игрок кладет еще одну "рубашкой" вверх, затем - вторую, но уже стороной, на которой видна стоимость карты. Забирает себе все 6 карт тот, у кого верхняя оказалась крупнее. Внутри может лежать и туз. Тут уже кому повезет.

Выигрывает тот, у кого больше карт. Играть можно в такую карточную игру на двоих 36 картами долго, так как ситуация меняется постоянно, то у одного игрока преимущество, то у другого. Все карты, которые выигрываются в результате ходов, кладут в пачку снизу.

"Клабор"

Эта карточная игра на двоих считается аналитической, так как нужно продумывать ходы заранее, рисковать или пасовать, в зависимости от номинала карт, которые попались игроку после раздачи. Играют в нее до 501 очка. Перед началом игры нужно заготовить карандаш и лист бумаги, расчертить таблицу и записывать в нее все выигранные в партии очки. После каждого хода они суммируются и выводится общее число баллов. Победитель тот, кто первым наберет 501 очко.

Раздается каждому игроку по шесть карт, еще по три лежат на столе перед игроками. Остальные кладут в колоду и выставляется козырная карта, как в игре в "Дурака". Стоимость картинок следующая: туз - 11, десятка - 10, король - 4, дама - 3, валет - 2, козырный валет "малец" - 20, козырная девятка "манела"- 14. Если попадается козырные король и дама ("бэлла"), то стоимость этой пары - 20, послед, то есть последняя взятка - 10, если попались игроку три любые карты подряд, например 9, 10, валет или дама, король, туз, то стоимость такого набора ("тэрца") - 20, но еще есть и полтинник - это 5 карт подряд, как на фотографии выше - 50 очков. Но если вам повезло и попалось 7 подряд карт - это "клабор", то есть вы автоматически победили в игре.

Правила игры

Еще нужно знать, что перед началом игры откладываются все мелкие карты до девяток. После того как роздано 6 первых карт, игрок оценивает свои шансы на успех и смотрит, сколько дополнительных баллов он в состоянии набрать, и объявляет, что он играет или пасует. Если и второй игрок тоже отказывается играть и говорит: "Пас!", тогда у первого появляется шанс на выигрыш. Он может объявить свой козырь и играть дальше. После этого берут к себе в пачку оставшиеся три карты. Игра начинается.

Ходят по одной карте. Соперник должен поставить в ответ большую карту этой же масти. Если нет, то ходят козырем, если не имеется и его, тогда можно сбросить любую ненужную карту, например девятку. Она ничего не стоит.

Чтобы были засчитаны игроку призовые очки за карты, необходимо взять хотя бы одну взятку. Если вам это не удалось, то очки сгорают. Если выиграл партию не тот игрок, что играл, а тот, кто сказал: "Пас!", тогда все очки достаются сопернику.

Если игрок на руках имеет "бэллу" или "тэрц", но заранее видит, что не возьмет ни одной взятки, он их не объявляет, то есть выигравшему партию сопернику призовые очки не считаются, они имеют обычную стоимость, как простые карты.

Но если вы хотите, чтобы вам засчитали призовые очки, вы обязательно во время хода должны объявить, что у вас есть эти наборы карт, и предъявить их, показав сопернику в начале игры.

"Очко" (или "21")

Одной из популярных карточных игр для двоих взрослых считается "Очко", по-другому называют "Двадцать одно". Это простая игра, правила несложные, многое зависит от везения. Один игрок держит колоду карт и выдает по одной сопернику. Тот подсчитывает очки. Ему нужно набрать количество баллов, приближенное к числу 21. Лучше набрать меньше, чем перебрать. Если в результате подсчета игрок понимает, что он перебрал карты, то должен обязательно это сказать. Тогда соперник автоматически побеждает.

Если повезло, и при подсчете получилось ровно 21 очко, то вы тоже становитесь победителем. Если у вас, например, 20 очков, а у соперника - 18, то вы победили. Есть еще одна особенность. Если выпало два туза, то это тоже победа, хотя по очкам и получается перебор. Это называется "очко банкира".

В статье мы рассказали про правила карточных игр на 36 карт на двоих. Играйте с удовольствием!

История карточных игра насчитывает не одно тысячелетие, карты в привычном нам понимании использовались во многих народов мира. Самые первые упоминания о карточных играх мы можем встретить на древнеегипетских фресках. Игра в некое подобие карт была широко распространена и в Индии, только вместо прямоугольных, привычных нам карт, там использовались круглые карты - ганджифа.

Привычный же нам вид карточная колода стала приобретать с 13 века, когда карточные игры стали распространяться по Европе. В России карты стали распространяться при царе Федоре Ивановие, но особенную популярность обрели уже при императоре Петре 1. Мода на карты распространилась очень быстро, стали открываться специализированные игральные дома и даже наладилась мануфактура, производящая колоды карт. Хотя сам Петр в дальнейшем издал указ, запрещающий игру в карты на деньги.

Среди свидетельств, дошедших до нас с тех дней известны названия популярных в том время карточных игр — некоторые из которых нам несомненно знакомы - например, «Ломбер» «Марьяж» или «Пикет». Очевидно, что многие карточные игры известные нам, имеют многовековую историю, но тем не менее, они неизменно популярны и сейчас. Есть поистине легендарные игры, все еще занимающие неизменно лидирующие положение в списке предпочтений современных любителей азартных игр. Из всего многообразия карточных игр, известных и популярных на данный момент можно выделить Покер, Бридж, Преферанс, Тысяча, Блекджек и Баккара.

Пожалуй, лидирующее положение среди всех карточных игр занимает игра в покер. Существует огромное количество вариантов этой игры, например, известны вариации - самый популярный Техасский Холдем, Дро-Покер, Стад, Омаха и другие разновидности.

Цель игры в покер - собрать как можно более выигрышную комбинацию карт, или заставить остальных игроков прекратить участие, тем самым забрав весь денежный банк. Причем не всегда выигрывает участник с лучшей комбинацией, так как с помощью психологических приемов можно выиграть и с худшей комбинацией карт. На данный момент покер - самая распространенная игра, проводятся многочисленные турниры и чемпионаты по этому виду карточных игр.

Единственная карточная игра, признанная Олимпийским Комитетом как спортивная. Традиционно, в бридж играют вчетвером и это парная игра, то есть двое игроков играют против двух. Основная задача в этой игре — набрать как можно большее число очков, заказать наибольшее количество взяток, в общем, обыграть контр партнеров.

Существует два вида бриджа — спортивный и робберный, причем условия для игры в спортивный бридж максимально лишены фактора удачливости в процессе игры, чтобы сделать соревнование более справедливым, приближенным к спортивным соревновательным условия. Игра эта весьма популярна, хотя и у нее есть конкурент - широко распространенный Преферанс.

Играют в преферанс обычно вдвоем, втроем или вчетвером. Основная цель игры - набрать как можно больше очков за разыгрывания раздач. Для записи оков в игре существует специальный лист бумаги, именуемый пулькой, в которой под каждого участника отведено специальное поле, разделенное на три части — пуля, гора и висты.

Условия окончания игры решаются игроками заранее - это может быть или определенный предел количества раздач, или момент, когда один из участников набрал определенное количество очков, или какие либо иные заранее обговариваемые условия. Существует даже специально созданный Кодекс Преферанса - свод правил и законов игры, используемый на всех турнирах по этой увлекательной и захватывающей карточной игре.

Как следует из названия игры, основная цель набрать более тысячи очков. Играют в тысячу вдвоем, втроем и вчетвером. У игрока имеется дополнительная возможность назначения козыря, если он имеет на руках так называемый «марьяж» — пару дама и король одной масти.

Каждая из карт — король, дама, валет и прочие имеют свое числовое значение для дальнейшего подсчета очков. Есть понятие «золотой кон», когда в первых раздачах игроки получают возможность сыграть заказ в удвоенном размере, эта возможность исчезает, если ниток не набирает первоначальные 120 оков.

Также в игре существует понятие «сесть на бочку», когда, достигнув 880 очков, игрок обязан за три раздачи набрать нужное количество оков, как минимум тысячу, если же этого не происходит, игрок «слетает с бочки», и с него снимаются 120 очков.

Блекджек (Двадцать Одно)

Популярная игра Двадцать Одно является предшественником и немного измененной версией известной во всем мире игре Блекджек. Играют в эту игру два и больше игроков, один из которых назначается дилером. Цель игрока — обыграть дилера, набрать комбинацию, превышающую по числовому значению комбинацию дилера, но не превышающую 21 очко, соответственно назначены и числовые значения карт.

Выпадение у игрока 21 очка с раздачи и называется «блекджек» (комбинация туза и картинки или туза и десятки). При этом игрок сразу выигрывает 1,5 значение своей первоначальной ставки. Если у игрока выпадает комбинация в значении больше 21 очка, ставка снимается в пользу дилера или казино. Так же существует большое количество дополнительных условий, но в целом игра обладает вполне простыми и доступными для понимания правилами, чем и обусловлена ее повсеместная распространенность и популярность.

Распространенная карточная игра, предположительно родом из Италии, по слухам, особенно популярное в высших аристократических кругах (наряду с бриджем). При раздаче банкир и игрок получают по две карты, возможно получить и третью, участник набравший девять оков объявляется победителем. Сейчас более популярен вариант игры пунто-банко, когда игрок играет против казино, и карты раздает только дилер (крупье). Ставки делаются либо на крупье (banko), либо на игрока (punto) или на ничью.

Это всего лишь краткое перечисление наиболее популярных карточных игр, хотя за всю историю карточных игр появилось огромное количество их разновидностей, отличающихся и по азартности и по скорости раздач, так что каждый сможет найти себе более близкий вариант игры, ну или в крайнем случае, можно всегда разложить традиционный пасьянс.

Как научиться играть в карты? Этим вопросом рано или поздно задается практически каждый человек. Ведь такая забава не только помогает скоротать время, но и дает возможность повеселиться и даже подзаработать.

Итак, как играть в карты? Как вы понимаете, существует много игр, но правила у них разные. Поэтому мы рассмотрим несколько самых популярных. Чтобы было понятно, мы расскажем некоторые азы.

Масти

Как играть в карты, не зная мастей? Никак, поэтому мы сейчас поговорим на эту тему. Есть колоды в тридцать шесть карт и пятьдесят две. Для некоторых игр подходят обе. В любой колоде есть карты четырех мастей: пики, черви, бубны и трефы.

Дурак

Итак, как играть в дурака? Карты вам нужны обычные. Можно использовать пластиковые. В колоде есть такие карты:

  • Туз - это самая большая карта, она бьет все карты своей масти.
  • Король.
  • Дама.
  • Валет.
  • Десятка.
  • Девятка.
  • Восьмерка.
  • Семерка.
  • Шестерка.

Если колода из 52 карт, то там еще есть: джокер, пятерка, четверка, тройка и двойка. Как вы понимаете, в игре в дурака карта большего ранга бьет карту меньшего (к примеру, дама - шестерку). Кроме того, есть козыри, но об этом мы поговорим немного позже.

Итак, как играть в карты в дурака? Для такой забавы нам подойдет колода как на тридцать шесть карт, так и на пятьдесят две. Колода тасуется. После чего всем участвующим людям раздается по шесть карт. В центре стола кладется колода, но перед этим из середины вытаскивается одна карта - ее масть будет обозначать козырь. А что значит этот термин? Козырь - это та масть, которая бьет все другие карты любой масти, а своей - только ниже по рангу.

Первый отбой - пять карт, последующие - по шесть. Первым ходит тот, у кого самая меньшая козырная карта. Если у человека нечем бить, то он забирает. В течение всей игры у всех игроков должно быть не меньше шести карт. Что делать, если у них три или четыре? Брать из колоды. Когда она закончится, то играют с тем количеством, которое имеется. Побеждает тот, у кого не останется ни одной карты. Вот такая простая забава.

Как играть в карты?

«Мафия» - это игра для веселой дружной компании из восьми-десяти человек.

Первое, что нужно сделать - выбрать ведущего. Он не будет голосовать. Его обязанности - следить за происходящим и озвучивать действия игроков. Следующий шаг - все делятся на мирных граждан и мафию. Можно сделать это с помощью тех же Раздаются они - кому кто попался, тем он и будет. Мафии в игре должно быть от двух до пяти человек, в зависимости от количества играющих.

Для этой игры можно использовать как специальные карты «Мафия», так и обычные. Если вы выбрали второй вариант, то обозначьте персонажей. Кстати, какие они?

Мафия днем прикидывается мирными жителями, а ночью они убивают горожан. Отметим, что все мафии знакомы.

Мирные граждане - играют днем, ночью спят. До конца игры не знают, кто рядом сидит - член мафии или мирный человек.

Доктор - играет за мирных, может вылечить того, кого ночью пытается убить мафия, правда, если угадает. Если доктор «промажет», то гибель мирного будет неминуемой. Себя лечить он имеет право лишь один раз.

Комиссар - играет за мирных граждан. В ночное время он может проверить игрока. Если он угадал мафию, то ведущий сообщает об этом всем гражданам. Если нет, то об этом тоже всем говорится.

Любовница - играет за мирных, может спасти гражданина, проведя с ним ночь.

Назовем персонажей

К примеру, мафией будут короли, любовницей - дама червей, доктором - валет пик, комиссаром - туз, а мирные граждане - шестерки. Для игры вам потребуется только эти карты, а другие - отбросьте.

Суть игры

В первый день все жители высказывают предположение о том, кто мафия. Высказывая свое мнение, стоит быть осторожным. Когда предположения высказаны, ведущий повторяет тех, на кого упало подозрение. Перед началом голосования каждый игрок говорит, почему он выбрал именно этого персонажа. Затем идет голосование, по результатам которого одного человека казнят. Кем он будет? Игроки узнают после голосования. Казненный показывает карту, на которой указано, кто он.

После чего наступает ночь. Ведущий говорит: «Наступила ночь, все засыпают, просыпается мафия». Мафия открывает глаза, знакомится, после чего жестами решают, кого убить. Когда окончательный выбор сделан, ведущий говорит «Мафия засыпает, просыпается любовница». Дама просыпается, делает свои дела. Ведущий потом говорит: «Любовница засыпает, просыпается врач». Доктор решает, кого лечить, затем закрывает глаза. Ведущий говорит: «Врач засыпает, просыпается комиссар». Полицейский обязан проверить одного игрока и опять закрыть глаза. После этого ведущий говорит: "Комиссар засыпает, просыпаются мирные жители, не просыпается убитый". Если же доктор или любовница смогли спасти человека от гибели, то об этом оповещается. Следующий персонаж, о котором упоминает ведущий - это комиссар. Если комиссар угадал, то во время дневного голосования он пытается помочь мирным понять, кто есть кто. Игра продолжается в таком сюжете до тех пор, пока не погибнут все мирные граждане или мафы.

Заключение

Теперь вы знаете о том, как играть в карты. Это значит, что вам будет, чем заняться с друзьями. Ведь вы умеете играть и в дурака, и в «Мафию». Побольше вам побед!

Карточные игры с детьми familyr_papa wrote in July 31st, 2012

текст: Дмитрий Пряник

Нам предстоит грандиозное путешествие - мы едем в отпуск, к родственникам в Феодосию. В дороге будем почти двое суток. Даже взрослым выдержать такой переезд непросто, что уж говорить о непоседе-Степке. Чем же занять его в дороге? Мы берем с собой несколько мини-настольных игр, но ведь не будешь в них играть сутки напролет!

Я подумал, что положение спасут карты. В Степкином возрасте я очень любил играть с бабушкой в «Акулину», а с дедом - в «Верю - не верю». Я постарался вспомнить все детские карточные игры, и у меня получился неплохой список.


Бонжур, мадам!

У этой игры два варианта. Первый: карты по одной выбрасывает ведущий. Второй: все карты раздают игрокам в равном количестве и каждый в свой ход выкладывает одну на стол.

Каждой карте соответствует определенное движение или слово:

Туз - хлопнуть ладонью по столу
Король - отдать честь
Дама - крикнуть «Бонжур мадам!»
Валет - крикнуть «Пардон, месье!»
Десятка - крикнуть «Ура!»
Девятка - хлопнуть в ладоши
Восьмерка - мяукнуть
Семерка - прокукарекать
Шестерка - хрюкнуть

Тот игрок, который перепутал слова или движения, выбывает из игры.

Верю - не верю

Если игроков больше шести, то смешивают две колоды. Карты сдают по две (причем у одного игрока может быть меньше карт, чем у остальных - это не важно).

Начинает игру тот, кто сидит слева от сдававшего карты. Он выкладывает три карты обложкой вверх и называет достоинство карт. Игра начинается с тузов. То есть игрок может действительно положить тузов и назвать их, либо может положить любые другие карты, но также назвать их тузами. Второй игрок выкладывает королей (опять также - либо кладет правильные карты, либо обманывает). Третий игрок выкладывает дам и так далее по нисходящей.

Если у кого-то в процессе игры возникают сомнения, он говорит: «Сомневаюсь». Тогда все выложенные на стол карты переворачиваются картинками вверх. Если хотя бы одна карта «подложная» (то есть ее не называли, а она оказалась на столе), то игрок забирает себе все карты. Если же обмана не было, то карты забирает игрок, который обманул.

Партию выигрывает тот, кто первым избавится от своих карт.

Ерошка

В игру могут играть от четырех до десяти человек. В начале выбирают одну масть - она станет главной.

Каждому игроку сдают по три карты. Одну из них он кладет на стол картинкой вниз и меняется ей с другим игроком. Продолжая игру таким образом, нужно собрать три карты одной масти, условленной в начале игры. Тот, кто соберет, выбывает из игры.

Игрок, оставшийся последним, считается проигравшим и получает прозвище Ерошка.

Акулина

Если игроков больше шести, то берут колоду в 52 карты. Все карты раздают игрокам поровну, справа налево.

Каждый игрок рассматривает свои карты. Если есть парные (две двойки, два валета…), то он их сбрасывает. Остальные карты держит в руках веером так, чтобы никто не мог подсмотреть, какие карты у него остались.

Игроки по очереди, справа-налево, начинают тянуть друг у друга по одной карте. Опять поступают так же, если попадаются парные карты - их сбрасывают. Нельзя только сбрасывать Акулину - пиковую даму. В ходе обмена картами она переходит от одного игрока к другому и тот, у кого в конце она останется на руках, считается проигравшим.

Фофаны

Эта игра наподобие Акулины. Ведущий наугад вытаскивает из колоды одну карту и прячет ее. Затем остальные карты раздаются всем участникам игры. Они раскрывают свои карты и сбрасывают парные. Затем по очереди друг у друга справа-налево тянут карты. Как только попадаются парные карты - их опять сбрасывают. Игра идет до тех пор, пока у одного из игроков не остается последняя карта, в пару той, что спрятал ведущий.

Осел

Это игра на внимательность. Потому что нужно следить не только за своими картами, но и за поведением других игроков.

Итак, из колоды выбирают тузов, королей, дам, валетов и десятки.

Ведущий тасует карты и раздает всем игрокам поровну. Ведущий начинает игру - он обменивается одной картой с соседом (обмениваются наугад, друг другу карты не показывают). Цель - собрать у себя четверку карт (тузов, или королей, или дам…)

Игра проходит в полном молчании. Игрок, который соберет четыре карты, поднимает большой палец. Как только другие игроки это замечают, они тоже поднимают большой палец. Тот, кто заметит и поднимет палец последним, становится ослом. Он должен трижды прокричать «иа-иа».

Пьяница

Это игра для двоих. Карты тасуют и раскладывают на две колоды (картинками вниз).

По одной игроки выкладывают на стол свои карты. Если у первого игрока карта окажется старшей, то он забирает обе карты себе и кладет их вниз своей колоды.

Если оба игрока выложат одинаковые по старшинству карты, или один туз, а другой- шестерку, то карты спорят. Это значит, что каждый игрок на свою карту кладет еще одну (картинкой вниз), а сверху еще одну - картинкой вверх. И уже по третьей карте судят о том, кто победил в споре. Выигравший (то есть тот, чья третья карта окажется старшей) забирает себе все участвовавшие в споре карты.

Игра продолжается до тех пор, пока у одного из игроков не останется ни одной карты. Он проигрывает и его называют пьяница.

Домино

В игре принимают участие от трех игроков и больше.

Каждому игроку выдают по семь карт. Остальные карты лежат в колоде, из которой ведущий берет верхнюю карту и кладет на стол картинкой вверх.

На эту карту второй игрок выкладывает из своих карт три карты - либо по нисходящий, либо по возрастающей. К примеру, водящий выложил даму. Второй игрок кладет на нее валета, десятку и девятку. Либо короля, туза и двойку. Масть не имеет никакого значения.

Когда все возможности исчерпаны и больше нет возможности положить карты из тех, что на руках, игрок может взять верхнюю карту из колоды. Если она подходит для того, чтобы составить очередную тройку карт, то игра продолжается. Если же нет, то ход переходит к третьему игроку.

Когда колода исчерпана, игроки продолжают игру. Тот, у кого не складывается тройки карты, пасует (говорит «пас» и пропускает ход).

Цель игры - первым освободится от всех своих карт.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Как убрать билирубин. Билирубин повышен. Лечение народными средствами. Отвары и настои Как убрать билирубин. Билирубин повышен. Лечение народными средствами. Отвары и настои Как управлять народом или лоботомия нации Как управлять народом или лоботомия нации Что значит повышенный холестерин и насколько он опасен? Что значит повышенный холестерин и насколько он опасен?