Общество «Земля и воля». – Развитие народнических идей в легальной литературе

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Самой значительной тайной революционной организацией 60-х годов была «Земля и Воля» (не смешивать с «Землёй и Волей» 70-х годов).

Это была наиболее крупная после разгрома декабристов конспиративная революционная организация. Общество «Земля и Воля» сложилось в конце 1861 г. - в первой половине 1862 г.

В его создании активно участвовала группа ближайших последователей и сподвижников Чернышевского, среди кото­рых находились и некоторые близкие друзья Герцена и Огарёва (Николай Обручев, братья Николай и Александр Серно-Соловьевичи, Александр Слепцов и др.). Чернышевский был вдохновителем складывающегося общества. Крупнейшие потери, понесённые революционным лагерем в середине 1862 г., не остановили деятельности «Земли и Воли», центр которой пополнился новыми людьми. С конца 1862 г. этот центр, теперь окончательно оформившийся, стал называться «Русским центральным народным комитетом».

Общество имело целью соединить все существующие в столицах и на местах революционные кружки и группы в одно централизованное целое и возглавить освободительное движение в стране. Основы платформы «Земли и Воли» исходили из тех приемлемых для всего демократического лагеря установок, которые давались как Чернышевским, так и Герценом - Огарёвым. Землевольцы потом указывали на важную роль, какую сыграла в определении платформы общества статья-прокламация Ы. П. Огарёва «Что нужно народу?», опубликованная в «Колоколе» от 1 июля 1861 г. «Народу нужна земля да воля»,- отвечал Огарёв на поставленный вопрос в первой же строке своей статьи. Понятие «земли» раскрывалось как требование передачи крестьянам всей земли, находившейся в их пользовании до реформы, с прирезкой за счёт помещичьих земель везде, где прежний надел являлся недостаточным (год спустя Огарёв перешёл от этого минимального требования к более широкому - объявлению всей земли «земской» и отдаче её целиком в крестьянское пользование). Требование воли разъяснялось как избавление народа от чиновников, полное самоуправление в общинах и волостях через своих выборных, уездное и губернское самоуправление, наконец - общегосударственное народное представительство, без решения которого не допускалось бы расходования средств, содержания войска и пр. Статья-прокламация Огарёва касалась и тактических вопросов. Разъясняя враждебность царя народу, она звала к сплочению народных сил, к сближению народа с войском, к соединению народа с «людьми преданными» (революционерами), которые помогут «и советом, и руководством, и словом, и делом, и казной (т. е. денежными средствами.- Ред.), и жизнью». Прокламация призывала народ твёрдо, дружно и сильно «отстоять» (т. е. по существу - завоевать) «против царя и вельмож» землю и волю.

Ослабление крестьянского движения, некоторая убыль революционных настроений в более или менее широких кругах интеллигенции, общий спад революционной ситуации к исходу 1862 г. ещё не сломили энергии революционного авангарда: он оставался твёрд духом и был полон желания продолжать борьбу, несмотря на постигшие движение тяжёлые неудачи. До нас дошёл важный документ революционного движения, принадлежащий Огарёву; считая, что в данных условиях «единое централизованное общество невозможно», он полагал, что революционный центр должен стянуть к себе на «федеративных нача­лах» все уже имеющиеся организации. Огарёв предлагал разделить всю Россию на 16 революционных округов, из которых каждый должен возглавляться одним ответственным лицом; эти 16 человек и должны представить собой революционный центр, руководящий движением. Цель движения — сначала открытая повсеместная подача правительству требовании о созыве Земского собора, который разрешает вопросы о земле и о форме плавления в России, а если (в чём Огарев почти не сомневался) «правительство в Земском соборе откажет, то… произвести восстание со всех периферий разом». Восстание на этот раз предполагалось на весну 1863 г., когда истекал срок введения в действие «Положений 19 февраля». «Опять нам приходится приняться за работу подготовки следующего русского военно-крестьянского восстания»,- писал Огарёв в начале 1863 г. Однако планам этим не удалось осуществиться. История «Земли и Воли» 60-х годов недостаточно изучена, её связи, организация, деятельность и условия её исчезновения недостаточно выяснены. Известно, однако, что отделения «Земли и Воли» существовали не только в Петербурге и в Москве, но также в Казани, Саратове и других городах. В феврале и июле 1863 г. вышли два номера «Свободы», органа «Земли и Воли». «Свобода» видела источник бедствий русского народа в самодержавии - антинародном правлении. «Уродливые попытки разных реформ», по её словам, только нагляднее показали несостоятельность самодержавия, которое «по самому принципу» не могло удовлетворить общественных потребностей. «Свобода» признавала неизбежность революции в России. При жестокости и тупоумии правительства народное восстание должно было получить «исполинские размеры кровавой драмы», если передовая часть «образованных классов» не станет на сторону народа и «не обессилит тем самым окончательно правительство». «Свобода» призывала всех граждан «на служение великому делу народного освобождения», торжество которого должно было выразиться прежде всего в созыве народного собрания для определения «нового общественного строя».

В течение 1863 г. в деятельности «Земли и Воли» большое место неизбежно должны были занять вопросы, связанные с польским восстанием и отношением к нему различных слоев русского общества. К «Земле и Воле» примкнула революционная организация русских офицеров, действовавшая в воинских частях, которые стояли в Царстве Польском. Главой этой организации был офицер-революционер Андрей Потебня, поддерживавший от имени революционных офицерских кругов тесные отношения с редакцией «Колокола». Задачи военно-революционной организации в принципе отнюдь не ограничивались поддержкой польского национально-освободительного движения - она предполагала влиться в общерусскую военную организацию, которая должна была быть создана и была бы призвана действенно помочь борьбе русского народа за освобождение от самодержавия и крепостничества. Такой общероссийской военно-революционной организации «Земля и Воля» не смогла создать, хотя сочувствием и известной поддержкой в немногочисленных кругах наиболее передовых, демократически настроенных офицеров, главным образом молодёжи, «Земля и Воля», несомненно, пользовалась.

«ЗЕМЛЯ И ВОЛЯ» 1870-х годов, тайное революционное общество в России, одна из крупнейших организаций народничества. Основано в Санкт-Петербурге в начале 1876 как «Северная революционно-народническая группа», затем называлось «Общество народников», с конца 1878 - «Земля и воля» (в память о «Земле и воле» 1860-х годов). Видными деятелями «Земли и воли» со времени основания организации были О. В. Аптекман, А. А. Квятковский, Д. А. Лизогуб, А. Д. Михайлов, М. А. Натансон, О. А. Натансон (урождённая Шлейснер), А. Д. Оболешев, Г. В. Плеханов и др. Позднее в неё вступили С. М. Кравчинский, Д. А. Клеменц, Н. А. Морозов, С. Л. Перовская, Л. А. Тихомиров, М. Ф. Фроленко (многие ранее входили в кружок «чайковцев»). С «Землей и волей» сотрудничала группа В. Н. Фигнер. Члены «Земли и воли» впервые назвали себя «народниками».

Образованию «Земли и воли» предшествовало обсуждение народниками неудачного опыта «хождения в народ» 1873-75 годов. В результате были определены основы программы «Земли и воли» (окончательно принята в мае 1878), которая отразила многие теоретические и тактические положения, выдвинутые М. А. Бакуниным. Своей конечной целью члены «Земли и воли» провозгласили водворение «анархии и коллективизма». Отодвигая достижение этой цели на отдалённую перспективу, землевольцы в ближайшем будущем полагали осуществить меры, основанные, по их мнению, на «коренных чертах характера русского народа»: уравнительное распределение всей земли между крестьянами, установление «полного мирского самоуправления», содействие разделению страны «на части соответственно местным желаниям», провозглашение свободы вероисповедания. Эти задачи были обобщены в лозунге «Земля и воля!». Члены общества были убеждены, что реализация их программы возможна только путём «насильственного переворота»; они подчёркивали необходимость его скорейшей организации ввиду развития капитализма, который, как считали землевольцы, должен был вызвать разрушение общины (её землевольцы рассматривали как основу социалистического пути развития России) и исказить «народное миросозерцание». Для подготовки революции члены «Земли и воли» считали необходимым: активизировать уже существовавшее, по их мнению, недовольство в народе, в том числе с помощью организации постоянных «поселений и притонов» революционеров в деревне; привлекать на свою сторону религиозные секты и «разбойничьи шайки», устраивать бунты, демонстрации, стачки и для ведения пропаганды в армии - офицерские кружки; вести «систематическое истребление наиболее вредных или выдающихся лиц из правительства и вообще людей, которыми держится тот или другой ненавистный нам порядок».

Землевольцы приступили к созданию «поселений» (главным образом в Поволжье, где имелось многочисленное старообрядческое население и, как полагали землевольцы, сохранялись традиции массовых народных движений 18 века), устраиваясь в деревнях в качестве фельдшеров, учителей, писарей и т.д. Организация наладила издание и распространение газет «Земля и воля» (1878-79) и «Листок "Земли и воли"» (1879), брошюр, листовок, воззваний; вела пропаганду и агитацию среди рабочих и студентов. «Земля и воля» организовала в Санкт-Петербурге в 1876 году первую в истории России политическую демонстрацию с участием рабочих (прошла под лозунгами «Земля и воля!», «Да здравствует социальная революция!»). В 1878-79 многие землевольцы активно участвовали в студенческих волнениях и проведении нескольких стачек в Санкт-Петербурге.

Террористическая деятельность «Земли и воли» выразилась в убийстве С. М. Кравчинским шефа жандармов и главного начальника 3-го отделения Н. В. Мезенцова и Г. Д. Гольденбергом - харьковского генерал-губернатора князя Д. Н. Кропоткина , а также в неудавшихся покушениях Л. Ф. Мирского на нового шефа жандармов и главного начальника 3-го отделения А. Р. Дрентельна и А. К. Соловьёва на императора Александра II . В 1877-79 землевольцы убили агентов полиции Н. А. Шарашкина, А. Г. Никонова и Н. В. Рейнштейна, адъютанта начальника Киевского губернского жандармского управления барона Г. Э. Гейкинга. Свои террористические акты землевольцы рассматривали как месть или средство самозащиты и сопровождали широким распространением прокламаций и писем представителям власти, в которых покушения мотивировались, а иногда и анонсировались. Благодаря усилиям фактического руководителя организации А. Д. Михайлова, строго следившего за соблюдением требований конспирации, большинству членов «Земли и воли» удалось избежать ареста (в 1880 состоялся единственный крупный судебный процесс над членами «Земли и воли», на котором из 11 подсудимых 7 приговорены к различным срокам каторги, 4 - к ссылке в Сибирь). В январе 1879 на службу в Третье отделение поступил примкнувший к «Земле и воле» Н. В. Клеточников, который снабжал землевольцев сведениями о планах и действиях политической полиции.

Пропаганда землевольцев не нашла отклика у крестьян и вызвала разочарование у многих «поселенцев». В связи с этим, а также в связи с ростом правительственных репрессий в среде землевольцев стало распространяться убеждение в необходимости политической борьбы против самодержавия ради достижения демократических свобод, без которых была невозможна пропаганда социалистических идей. С начала 1878 года внутри «Земли и воли» формировалась и к весне 1879 сложилась группа «политиков» - сторонников систематического применения террористических методов (А. И. Желябов, А. А. Квятковский, А. Д. Михайлов, Н. А. Морозов, Л. А. Тихомиров и др.), принявшая название «Исполнительный комитет Социально-революционной партии». Она начала формировать террористическую группу «Свобода или смерть». Сторонников прежней тактики стали именовать «деревенщиками» (О. В. Аптекман, Г. В. Плеханов, М. Р. Попов и др.). Разногласия между двумя группами привели к расколу «Земли и воли» в середине 1879 на две самостоятельные организации - «Чёрный передел» и «Народная воля».

Источн.: Революционная журналистика семидесятых годов. Ростов н/Д., 1907; Архив «Земли и воли» и «Народной воли». М., 1932; Революционное народничество 70-х гг. XIX в. М., 1965. Т. 2; Революционный радикализм в России: век девятнадцатый. Документальная публикация. М., 1997.

Лит.: Аптекман О. В. Общество «Земля и воля» 70-х гг. 2-е изд. П., 1924; Левин Ш. М. Общественное движение в России в 60-70-е годы XIX в. М., 1958; Ткаченко П. С. Революционная народническая организация «Земля и воля» (1876-1879 годы). М., 1961; Твардовская В. А. Социалистическая мысль России на рубеже 1870-1880-х гг. М., 1969; Троицкий Н. А. Крестоносцы социализма. Саратов, 2002.

Подготовка революции требовала объединения и централизации всех революционных сил.

В конце 1861 г. революционные кружки России создали организацию «Земля и воля» . Идейным руководителем и вдохновителем ее был Н. Г. Чернышевский.
«Земля и воля» была первой крупной революционно-демократической тайной организацией России. В нее входили несколько сотен членов из разных социальных слоев: мелкие чиновники, литераторы, студенты, офицеры.
Землевольцы развернули активную издательскую деятельность в своей нелегальной типографии. В журнале «Земля и воля» , в прокламациях «К молодому поколению», «Молодая Россия», «К солдатам», «Великорус» они разъясняли крестьянам, солдатам и студентам задачи предстоящей революции, обосновывали необходимость ликвидации самодержавия, справедливого решения аграрного вопроса, демократического преобразования России, ее полного социального переустройства.
Ориентируясь на подъем крестьянского и национального движения в России, землевольцы надеялись поднять революцию. Однако после 1863 г. крестьянское движение пошло на спад, восстание 1863 г. в Польше было жестоко подавлено, многие революционеры (в том числе Н. Г. Чернышевский еще в 1862 г.) арестованы; другие, спасаясь от репрессий, эмигрировали. К весне 1864 г. «Земля и воля» перестала существовать. Самодержавию удалось отбить натиск революционной демократии первой половины 60-х годов.
Деятельность «Земли и воли» имела большое историческое значение. Организация была центром сплочения наиболее активных демократических сил для подготовки революции. «Земля и воля» 60-х годов оказала серьезное влияние на последующее развитие освободительного движения, формирование революционно-демократической идеологии в России .
Во второй половине 60-х годов революционно-демократическое движение, несмотря на репрессии правительства, не угасло. В эмиграции продолжали свою деятельность Л. И. Герцен и Н. П. Огарев. В мировоззрении Герцена наметился решительный переход «...от иллюзий «надклассового» буржуазного демократизма к суровой, непреклонной, непобедимой классовой борьбе пролетариата» (Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 21. С. 257). Герцен признал историческую правоту марксизма. Он познакомился с деятельностью I Интернационала, созданного в 1864 г., внимательно следил за развитием пролетарской борьбы, оказывал большую помощь женевским секциям Интернационала, принимал участие в политической борьбе французского пролетариата.
Идейное развитие Герцена отражало общие сдвиги, происходившие в русском освободительном движении. В 1870 г. находившиеся в Женеве русские революционеры создали Русскую секцию Интернационала и обратились к Марксу с просьбой быть их представителем в Генеральном Совете. В 1871 г. в дни Парижской Коммуны русские революционеры сражались на баррикадах, оказывали медицинскую помощь ра«еным. В 1872 г. на русский язык был переведен I том «Капитала» К. Маркса. В пролетарской борьбе часть революционеров России увидела могучее средство социального преобразования мира.
Однако эмигрантские организации русских революционеров-демократов были слабо связаны с действовавшими в России кружками. Члены этих кружков не видели в России пролетариата, способного на последовательную революционную борьбу. Некоторый спад массового крестьянского движения во второй половине 60-х годов обусловил появление у части революционеров мыслей и теорий о возможности общественных преобразований без участия народных масс. Появились группы, рассматривавшие заго-вор и террор как средство для развязывания социальной революции. Под влиянием этих теорий в апреле 1866 г. студент Д. Н. Каракозов совершил неудачное покушение на царя Александра II. Царизм воспользовался этим для нового усиления репрессий. Был разгромлен кружок П. А. Ишутина (в который входил Каракозов), закрыты прогрессивные журналы, запрещены студенческие кружки, кассы взаимопомощи.
Однако молодые революционные силы продолжали антиправительственную деятельность. В конце 60-х годов в Петербурге сложился студенческий кружок, во главе которого стояли учитель С. Г. Нечаев и журналист II. Н. Ткачев. В «Программе революционных действий» они призывали молодежь готовить восстание, опираясь на любые общественные силы и применяя любые средства. После разгрома кружка в Петербурге Нечаев на время скрылся за границу. Осенью 1869 г. он вернулся в Россию и создал в Москве новую организацию «Народная расправа», построенную на принципе неограниченного централизма и слепого подчинения рядовых членов руководителю. За отказ подчиниться диктатуре Нечаева студент Иванов был ложно обвинен в предательстве и убит. Полиция разгромила организацию. Нечаев скрылся в Швейцарию, но был выдан России как уголовный преступник (1872). Процесс над Нечаевым царизм использовал для дискредитации революционеров. Для самих революционных сил России судебный процесс вскрыл политический авантюризм Нечаева, показал необходимость выработки иных методов революционной борьбы. Процесс показал также рост революционных настроений среди русской молодежи. Стимулировал этот рост новый подъем крестьянского движения в центральных губерниях России, в Азербайджане, Грузии, Поволжье и на Украине.
На рубеже 60-70-х годов начался новый этап в истории революционно-демократической освободительной борьбы в России. «Господствующим направлением... стало народничество» (Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 25. С. 94).

Раскол «Земли и воли»

террористический организация народничество революционный

Революционное нетерпение радикалов вылилось в череду террористических актов. В феврале 1878 В.И. Засулич совершила покушение на петербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова, распорядившегося высечь политзаключенного студента. В том же месяце кружок В.Н. Осинского - Д.А. Лизогуба, действовавший в Киеве и Одессе, организовал убийства агента полиции А.Г. Никонова, жандармского полковника Г.Э. Гейкинга и харьковского генерал-губернатора Д.Н. Кропоткина.

С марта 1878 увлечение терактами охватило С-Петербург. На прокламациях с призывами уничтожить очередного царского чиновника стала появляться печать с изображением револьвера, кинжала и топора и подписью «Исполнительный комитет социально-революционной партии».

4 августа 1878 С.М. Степняк-Кравчинский заколол кинжалом петербургского шефа жандармов Н.А. Мезенцева в ответ на подписание им приговора о казни революционера Ковальского. 13 марта 1879 было совершено покушение на его преемника - генерала А.Р. Дрентельна. Листок «Земли и воли» окончательно превратился в орган террористов.

Ответом на теракты землевольцев стали полицейские гонения. Правительственные репрессии, не сравнимые по масштабу с предыдущим, затронул и тех революционеров, кто был в это время деревне. По России прошел десяток показательных политических процессов с приговорами по 10-15 лет каторги за печатную и устную пропаганду, было вынесено 16 смертных приговоров уже только за «принадлежность к преступному сообществу». В этих условиях подготовку А.К. Соловьева покушения на императора 2 апреля 1879 многие члены организации расценили неоднозначно: часть их протестовала против теракта, считая, что он погубит дело революционной пропаганды.

Когда в мае 1879 террористы создали группу «Свобода или смерть», не согласовав своих действий со сторонниками пропаганды, стало ясно, что общего обсуждения конфликтной ситуации не избежать.

15 июня 1879 сторонники активных действий собрались в Липецке для выработки дополнений к программе организации и общей позиции. Липецкий съезд показал, что общих идей у «политиков» с пропагандистами становится все меньше.

19-21 июня 1879 на съезде в Воронеже землевольцы попытались урегулировать противоречия и сохранить единство организации, но неудачно: 15 августа 1879 «Земля и воля» распалась.

Сторонники старой тактики - «деревенщики», считавшие необходимым отказ от методов террора объединились в новое политическое образование, назвав его «Черный передел». Они объявили себя главными продолжателями дела «землевольцев».

«Политики», то есть сторонники активных действий под руководством заговорщицкой партии создали союз, которому дали название «Народная воля». Вошедшие в него А.И. Желябов, С.Л. Перовская, А.Д. Михайлов, Н.А. Морозов, В.Н. Фигнер и др. избрали путь политических акций против наиболее жестоких государственных чиновников, путь подготовки политического переворота - детонатора взрыва, способного разбудить крестьянскую массу и разрушить ее вековую инертность.

Народническая организация «Земля и воля»

Образованию «Земли и воли» предшествовало обсуждение опыта «хождения в народ» 1873-75 гг. В результате были определены основы политической платформы, которая была названа «народнической». Землевольцы признавали возможность особого (некапиталистический путь развития России), основой для которого должна была послужить крестьянская община. Они считали необходимым приспособить цели и лозунги движения к самостоятельным революционным стремлениям, уже существующим, по их убеждению, в крестьянстве. Эти требования, обобщённые в лозунге «Земля и воля!», сводились программой общества к переходу всей земли «в руки сельского рабочего сословия» с «равномерным» её распределением, к «полному мирскому самоуправлению», к разделению империи на части «соответственно местным желаниям».

«Земля и воля» защищала необходимость создания постоянных «поселений» революционеров в деревне с целью подготовки народной революции. Основную революционную силу землевольцы видели в крестьянстве, рабочему движению отводили подчинённую роль. Исходя из неизбежности «насильственного переворота», землевольцы выдвигали на особо важное место «агитацию» главным образом «путём дела» - бунтов, демонстраций, стачек. Они представляли «бунтарскую» струю в революционном движении 70-х гг.

Существенной заслугой землевольцев, отмеченной В.И.Лениным, было стремление «... привлечь к своей организации всех недовольных и направить эту организацию на решительную борьбу с самодержавием». Принципами организации стали дисциплина, взаимный товарищеский контроль, централизм и конспирация.

Для устройства своих «поселений» землевольцы избрали Саратовскую, Нижегородскую, Самарскую, Астраханскую, а также Тамбовскую, Воронежскую, Псковскую губернии, Донскую область и др. Предпринимались попытки революционной деятельности на Северном Кавказе, Урале.

«Земля и воля» в широком для подпольных условий масштабе поставила издание и распространение революционной литературы, вела пропаганду и агитацию среди рабочих; землевольцы участвовали в проведении нескольких стачек в Петербурге в 1878-79 гг.

«Земля и воля» оказывала влияние на развитие студенческого движения. Ею были организованы или поддержаны демонстрации в Петербурге, в том числе так называемая Казанская демонстрация 1876, которой «Земля и воля» впервые открыто заявила о своём существовании.

Программа «Земли и воли» предусматривала и действия, направленные, по мнению её членов, на «дезорганизацию государства», в частности уничтожение «наиболее вредных или выдающихся лиц из правительства». Самым значительным террористическим актом «Земли и воли» было убийство шефа жандармов Н.В.Мезенцова (1878). Однако «Земля и воля» не рассматривала ещё террор как средство политической борьбы против существующего строя, расценивая его как самозащиту революционеров и месть их правительству.

Разочарования в революционной деятельности в деревне, усиление правительственных репрессий, резкое обострение политического недовольства в период русско-турецкой войны 1877-78 гг. и назревания революционной ситуации способствовали зарождению и развитию новых настроений внутри организации.

В «Земле и воле» постепенно сформировалась фракция террористов-политиков, основавшая в марте 1879 свой орган «Листок «Земли и воли»».

Разногласия между сторонниками продолжения прежней линии общества - «деревенщиками» и «политиками» - с защитниками перехода к политической борьбе путём систематического применения террористических методов, потребовали созыва в июне 1879 году Воронежского съезда, приведшего лишь к формальному и кратковременному компромиссу между двумя этими группировками.

Таким образом, основные идеи революционных народников: капитализм в России насаждается «сверху» и на русской почве не имеет социальных корней; будущее страны - в общинном социализме; крестьяне готовы к восприятию социалистических идей; преобразования должны осуществляться революционным методом. М.А.Бакуниным, ПЛ.Лавровым и П.Н.Ткачевым были разработаны теоретические основы трех течений революционного народничества - бунтарского (анархического), пропагандистского и заговорщического.

М.А.Бакунин считал, что русский крестьянин по своей природе бунтарь и готов к революции. Поэтому задача интеллигенции - идти в народ и разжигать всероссийский бунт. Рассматривая государство как инструмент несправедливости и угнетения, он призывал к его уничтожению и созданию федерации самоуправляемых свободных общин. ПЛ.Лавров не считал народ готовым к революции. Поэтому основное внимание он придавал пропаганде с целью подготовки крестьянства. «Разбудить» крестьян должны были «критически мыслящие личности» - передовая часть интеллигенции. П.Н.Ткачев, так же не считал крестьянина готовым к революции. В то же время он называл русский народ «коммунистом по инстинкту», которого не надо учить социализму. По его мнению, узкая группа заговорщиков (профессиональные революционеры), захватив государственную власть, быстро вовлечет народ в социалистическое переустройство.

В 1874 г., опираясь на идеи М.А.Бакунина, более 1000 молодых революционеров организовали массовое «хождение в народ», надеясь поднять крестьян на восстание. Однако «хождение в народ» провалилось, народники столкнулись с царистскими иллюзиями и собственнической психологией крестьян. Движение было разгромлено, агитаторы арестованы. Еще раз подтвердилась неэффективность террористических методов борьбы, приведших к усилению реакции и полицейского произвола в стране.

В целом деятельность народовольцев в значительной степени затормозила эволюционное развитие России.

С середины 1880-х гг., по мере развития капитализма, роста рабочего движения в России, распространения марксистских идей, народничество постепенно начинает уступать первенство в освободительном движении революционной социал-демократии.

  • Ленин В.И. Полное собрание сочинений. - 5 изд. - т.12. - С.135.
Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Как выражать разрешение на английском: глаголы let, allow, permit Как выражать разрешение на английском: глаголы let, allow, permit Мертвая рыба к чему снится? Мертвая рыба к чему снится? К чему снится – целоваться К чему снится – целоваться