Конструктивно строительные игры старшая группа. Конструктивные игры для детей

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Дата наблюдения:24.04.2014 г.

Просмотр содержимого документа
«Наблюдение и анализ строительной игры дошкольников.»

    Наблюдение и анализ строительной игры дошкольников.

Протокол наблюдений за строительной игрой детей старшей группы «Постройка вольеров для зоопарка»

Сюжет игры: Совершенствуется умение совместно строить и творчески развивать игру. Они смелее и разнообразнее комбинируют в играх знания, подчеркнутые из наблюдений, книг, рассказов взрослых.

Дата наблюдения:24.04.2014 г.

Длительность игры: 20-25 минут

Ход игры:

Воспитатель: Ребята, а давайте поиграем с вами в игру «Зоопарк». А что нам для этого надо?

Дети: Животные.

Воспитатель: Правильно, а еще? Куда мы с вами будем заселять наших животных?

Дети: В клетки.

Воспитатель: Молодцы, только правильно они называются вольеры. А как вы думаете, как мы их будем строить, из чего?

Дети: Из кубиков, лего…

Воспитатель: У меня есть специальная схема построения вольеров, давайте посмотрим и попробуем построить такие же.

Дети: Давайте.

Воспитатель с детьми разбирают схему построения вольеров.

Воспитатель: Предлагаю каждому попробовать построить вольер, а у кого быстрее это получится, можно еще построить и ветеринарную лечебницу, для чего она нужна?

Дети: Там лечат больных животных.

Воспитатель: Правильно, давайте начнем наше строительство вольеров.

Дети строят вольеры. Воспитатель ходит и наблюдает за ходом игры.

Воспитатель: Какие молодцы, у вас получились очень хорошие вольеры. А кого же мы с вами туда заселим?

Дети: Животных.

Воспитатель: Завтра нам привезут животных и мы с вами решим, кого, в какой вольер заселить.

Компоненты игры

Старшая группа (5-7 лет)

Замысел игры, постановка игровых целей и задач

В процессе игры возрастает потребность в различных предметах, необходимых для реализации игрового замысла. Повышается интерес детей к изготовлению игрушек. Игровой процесс часто сливается с трудовым. Возникновение связей строительной игры с трудом помогает раскрыть для ребенка новую увлекательную деятельность - труд. Игра начинает все более сближаться с учебной деятельностью, в которой дети приобретают знания и некоторые практические навыки, позволяющие полнее осуществлять игровые замыслы.

Широта кругозора и опыт совместных игр создают условия для развития большей общительности, взаимопомощи, устойчивых коллективных игр, совместных трудовых процессов.

Цель. Совершенствование у дошкольников конкретных представлений о строительстве и его этапах.

Совершенствовать конкретные представления о строительстве, его этапах; развивать сообразительность, умение активно привлекать и комбинировать представления о постройках и различных трудовых процессах.

Формировать умение задумать постройку и выполнять ее, добиваться намеченного результата.

Развивать навыки общения, устойчивость внимания, точность восприятия, зрительный анализ, чувство пропорции и симметрии, художественный вкус, инициативность, творческую активность и воображение, образное мышление, самосознание.

Формировать умения творчески развивать сюжет игры.

Закрепление знаний о рабочих профессиях. Воспитание уважения к труду.

В игре дети создают модели разнообразного взаимоотношений между людьми.

Дети практически применяют строительный материал разнообразных форм и размеров, сравнивают его, располагая детали в постройке, практически осваивают пространственные отношения. Познают величины, формы. В процессе игры ребенок постоянно прибегает к сравнению цвета деталей, их величины, формы и т. д., это дает ему возможность полнее, увлекательнее реализовать свой замысел.

Рассматривание альбома «Животные в зоопарке».

Чтение художественной литературы о животных зоопарка.

Сюжет игры

Совершенствуется умение совместно строить и творчески развивать игру. Они смелее и разнообразнее комбинируют в играх знания, подчеркнутые из наблюдений, книг, рассказов взрослых.

Дети приобретают не только умения конструировать отдельные предметы (здания, виды транспорта и т. д.), но и такие качества личности, как умение целенаправленно рассматривать предметы и сооружения, расчленять их на части, сравнивать предметы и сооружения, видеть в них общее и различное, делать умозаключения и обобщения, разбираться в конструкции, находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей, т. е. ребенок проделывает ряд мыслительных операций, в результате чего у него формируются четкие представления о предмете и сами мыслительные процессы совершенствуются.

Игровые действия, игровые приемы

Широко используется в игре подсобный материал, по ходу игры они подбирают или заменяют необходимые предметы.

Материал: конструктор «Лего», набор зверей, схема сложения вольеров, клеток для животных.

Правила игры

Дети осознают, что соблюдение правил является условием реализации роли.

Принятие на себя второстепенной роли,

Ознакомление с соответствующей деятельностью людей, с применяемой техникой и ее использованием.

Анализ строительной игры.

Количество детей: 8детей

Название игры: «Постройка вольеров для зоопарка»

Воспитатели (Ф.И.О) Игнатьева Наталья Сергеевна.

Дата:24.04.2014 г.

Вопросы к анализу

Анализ игровой деятельности

Количество играющих детей

Кто является инициатором игры

Воспитатель

Наличие атрибутики, строительных материалов

Конструктор «Лего», набор зверей, схема сложения вольеров, клеток для животных.

Создание интереса к игре

Организованный педагогом показ выполнения постройки, порядка использования материала, расположения постройки, украшения ее, с одной стороны, а с другой, влияние товарищей по игре, от которых заимствуется многое: умение договариваться, доброжелательное отношение друг к другу, взаимопомощь.

Взаимоотношения детей в игре

В процессе выполнения построек дети находятся в определённых связях и отношениях, особенно в решении таких вопросов, как соответствие постройки по размеру, согласование её местоположения, её украшений, в использовании материала.

способствуют развитию взаимопонимания, учат внимательно относиться к другим детям, общаться со сверстниками и взрослыми. Развиваются такие качества, как умение договариваться, взаимопомощь, отзывчивость, справедливость, чуткость, доброжелательность.

Отрицательные проявления во взаимоотношениях

Развиваются такие качества, как желание быть первым, агрессивность, споры, конфликт и его разрешение.

Роль воспитателя

Предлагает тему для игры, вносит интересные предложения по организации игры, наблюдает за играми детей, их поведением, занимает чисто наблюдательскую позицию. Оказывает помощь в реализации знаний, развитию сюжета.

Методы и приемы, используемые воспитателем в процессе игры

Создает условия для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в игре, обращают внимание детей на содержание деятельности окружающих и их взаимоотношений, Побуждает детей к развертыванию игры, побуждают детей принять роль и наделить ею партнера; договариваются о правилах игры со старшими детьми и пр.). Стимулирует детей пользоваться предметами-заместителями, помогают подбирать и расширять их набор, гибко использовать игровое оборудование. Внимательно и тактично наблюдает за свободной игрой детей, включаясь в нее по мере необходимости, как равноправные партнеры.

Окончание игры, подведение итогов

После завершения игры воспитатель, прежде всего, должен привести детей в спокойное состояние и после этого размеренно, без излишних эмоций, но громким голосом объявить окончание игры. Чтобы дети успокоились и настроились на внимание, желательно отмечать как положительные, так и отрицательные стороны игрового развития содержания игры, выделить наиболее удачно отличившихся детей в действиях. Негативная оценка действий определенного ребенка должна носить рекомендательный характер на будущие игровые действия, с исключением возможности нанесения травм его психике.

Длительность игры

— важная составляющая в воспитании и обучении детей. Поэтому для начала нужно рассмотреть некоторые вопросы про конструктивные . Надеюсь, материал, рассказанный мной, поможет Вам в занятиях с детьми.

Какие вопросы мы рассмотрим:

  • Что такое конструктивные
  • Какие нужны ребенку для конструктивных игр
  • Этапы развития конструктивной игры
  • Приемы обучения конструктивной игре

Что это такое? — это вид , где дети отражают свои впечатления, об окружающих предметах, самостоятельно делают разные постройки, сооружения, здания, дороги, но делают это в схематичном, обобщенном виде. В конструктивных играх предметы замещаются другими предметами, то есть постройки возводятся из специальных конструкторов, строительных наборов, природного материала. Именно поэтому конструктивные игры относят к творческим играм. У детей 3-5 лет конструктивные игры часто проходят в виде сюжетно-ролевой игры , в которой дети выполняют роль рабочих-строителей.

Какие нужны ребенку для конструктивных игр

  1. Умение создать образ предмета в его пространственном выражении. Так развивается чувство ориентирования в пространстве, умение различать и устанавливать пропорции и величину предмета, его пространственные отношения.
  2. Умение оценивать и учитывать при постройке свойства и качества используемых материалов, предвидеть и выполнять последовательность действий. Поэтому конструктивные игры приучают детей к постановке цели и планированию своих действий.
  3. Конструктивные игры формируют у детей умение сравнивать и сопоставлять созданную ими постройку с реальными предметами, на основе которых возводилась постройка. Это развивает у детей наблюдательность и внимательность.

Этапы развития конструктивной игры

  1. Дети 3-5 лет изображают единичные предметы, небольшие сооружения. Темы их построек связаны с их сюжетно-ролевыми играми, например, гараж для машины, дом для куклы. Их конструкции очень простые. Их постройки расположены горизонтально, как рисунок на бумаге. Тот же дом для куклы — это некое пространство, которое отгорожено несколькими кубиками, а сверху лежит какая-либо пластинка или дощечка, называемые крышей. Дети в этом возрасте возводят постройку, потом разрушают ее и начинают строить ее вновь. Им интересен сам процесс строительства, а не результат, получаемый в конце этой деятельности. Очень часто бывает так, что строительство опережает замысел: ребенок начинает что-то строить, а лишь потом узнает в своей постройке какой-нибудь предмет.
  2. Дети 5-7 лет постепенно расширяют темы построек. У них появляются корабли, дороги, мосты, здания, машины. В своих конструкциях дети стараются передать своеобразие конкретного сооружения. Например, строят не просто дом, а свой дом, в котором живут или свой детский сад.В этом возрасте они начинают усложнять саму конструкцию. Постройки растут вверх. Дети украшают их колоннами, башнями, окнами, используя различные перекрытия.

Приемы обучения конструктивной игре

Взрослые (родители воспитатели в детском саду) должны обучать детей конструктивным навыкам и умениям. Потому что без этого постройки детей будут оставаться простыми и примитивными. Существует несколько приемов, с помощью которых взрослые могут учить детей нужным для конструктивных игр навыкам.

  1. Рассматривание предметов, сооружений, зданий. Во время рассматривания надо обратить внимание детей на назначение предмета, особенности его конструкции, на части и их пропорции. Все это должно сопровождаться беседой в детьми (именно беседой, а не монологом взрослого). можно также дополнительно рассмотреть или рисунки аналогичных предметов.
  2. Косвенное руководство взрослого — это обогащение и обновление знаний детей о предметах и особенностях материалов, из которых они возводят свои постройки.
  3. Прямое руководство — это ролевое участие взрослого в игре, объяснения, советы в ходе игры.

Сегодня мы говорили про конструктивные игры , об умениях, которые нужны ребенку для них, об этапах развития конструктивных и о приемах руководства ими.

Если у Вас есть дополнения по этому вопросу, обязательно оставьте свой комментарий.

More from my site


Сентябрь.

1.Познакомить детей с зоной строительно-конструктивных игр в группе и на участке.
Строить: дорожки длинные и короткие.
2.Познакомить со свойствами песка (сухой, сырой).
3. Познакомить со свойствами воды (вода может переливаться, бурлить, журчать, быть светлой, прозрачной или мутной).

1.Познакомить детей с новыми игрушками, рассматривать книжки, картины, строить вместе с воспитателем: железную дорогу, загородки для зверей, заборы.
2.Лепка из сырого песка с помощью формочек.
3.Игры с водой (переливание воды).

1.Строительство заборов разных видов, ворот, выкладывание из цветных кирпичиков узоров и дорожек.
2.Продолжать знакомить детей со свойствами песка (пропускать через воронку, заполнять им баночки, пузырьки).
3.Игры с водой (вкусовые ощущения).

1.Ознакомление с новым набором строительного материала.
2.Строить загородку для матрешек.
3.Игры с водой (одни предметы моют, другие пускают плавать, в третьи наливают воду и выливают ее).

1.Наблюдение за процессом приготовления цветных льдинок, за работой детей старшей группы по строительству построек из снега.
2.Украшение их цветными льдинками.
3.Рассматривание горки на участке.
4.Строить горки с лесенками для кукол.

1.Строительство дороги и моста(по образцу), самолетов, машин. 2.Строительство горки для кукол из снега.
3. Игры с водой (вода из жидкой, может стать твердой и наоборот).

1.Постройка дорог, моста, транспорта.
2.Продолжать знакомить детей со свойствами воды (теплая, холодная). 3.Наблюдение за тем, что происходит с предметами (ткань, бумага).

1.Постройка мебели для кукол.
2.Игры с водой.
3.Изготовление построек из песка.

1.Рассматривание планов построек.
2.Постройка домов с украшениями жилой комнаты.
3.Изготовление из песка угощений для кукол, украшение их.
4.Купание кукол, стирка белья, игры с водой.

ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

Сентябрь.

  1. Познакомить детей с «мастерской» в группе.
  2. Строить по замыслу «Постройки для игрушек».
  3. Игры с песком на участке: «Горка», лепка с помощью формочек.
  4. Конструирование из природного материала «Цветы из ракушек».
  1. Познакомить детей с разными видами конструкторов (пластмассовый, деревянный), с игрушками для обыгрывания.
  2. Познакомить детей с графическими заместителями объектов, учить делать и «читать» чертежи. Игра «Что это?».
  3. Учить преобразовывать композицию по измерениям. Игры с песком.

1.Познакомить детей с графическим изображением предмета, с планом анализа строить машины, дома «Улица города».
2.Игры с пластмассовым конструктором типа «Лего».
3.Строительство горки и лесенки из снега.

  1. Строительство корабля, мостов, с помощью схем, чертежей.
  2. Игры с мозаикой, пластмассовым конструктором.
  3. Строительство городка, лабиринтов из снега.
  1. Продолжать учить пользоваться схемами при сооружении построек «Загородки», «Гараж», «Транспорт».
  2. Игры с мелким конструктором по замыслу.
  1. «Разные дома». Учить украшать фасад декоративной стеной.
  2. Строительство крепости из снега, украсить ее цветными льдинками, налепами.
  3. Изготовление игрушек из природного материала по замыслу.
  1. Постройка «паровоза с вагонами», «Завода» коллективно (по схемам).
  2. Игры с мозаиками, конструкторами по замыслу.
  3. Конструирование из бумаги «Вагон», «Домик».
  1. Постройки детей по замыслу «Детский городок» (с составлением схемы).
  2. Конструирование из бумаги «Книга», «Гармошечка» и др.
  1. Изготовление поделок из бумаги по типу «Оригами».
  2. Изготовление игрушек животных, птиц из природного материала.
  3. Игры с песком «Комната для кукол».

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

Сентябрь.

«Город мастеров».
1. Продолжать детей учить различать и называть строительные детали, самостоятельно преобразовывать постройки в зависимости от назначения.
2.Разыгрывание сценки «Как-то Кубик в лес пошел» (Л.Куцакова).
3. Продолжать учить сооружать постройки из песка.

«Мебель для гномиков».
1. Учить строить мебель, закреплять знания об основных частях и деталях мебели.
2. Закреплять знания и умения замещать строительные детали их плоскостными графическими изображениями.
3. Конструирование из природного материала на тему: «Гномики» с использованием схем (для обыгрывания построек).

«Вокзалы», «Метро».
1. Построение элементарных конструкций по готовому чертежу. Учить читать чертежи, узнавать одни и те же детали в разных проекционных изображениях. Упражнять в самостоятельном выборе деталей, строить совместно с партнерами.
2. «Снежные крепости». Учить сооружению построек из снега. Закреплять умение планировать деятельность по составлению схемы и ее воспроизведению в постройке.

«Дома для гостей с другой планеты».

1. Закреплять умение отражать в постройке зависимость между назначением объекта и особенностями строения. Учить строить предметы со свободным внутренним пространством.
2. Конструирование домов из бумаги. Учить складыванию бумаги, сглаживанию линий сгибов, разрезанию по схеме.
3. Учить сооружать постройки из снега (горки, лесенки).

«Дома многоэтажные».
1.Учить детей ориентироваться в плоскостных схематических изображениях и умение передавать в постройке особенности строения, дополнять конструкцию сооружением лесенки, других дополнений.
2.Конструирование домов из бумаги. Учить несложным поделкам из бумаги, учить делать сгибы, надрезы (триз).
3. Снежные постройки. Закреплять умение сооружать постройки из снега для игр.

«Театры», «Сказочные дворцы».
1.Стимулировать самостоятельный поиск детьми конструктивного решения построек для персонажей сказок. Закреплять умение пользоваться графическим моделированием в процессе разработки замысла конструкции.
2. Учить изготовлению сказочных персонажей из бумаги.
3.Учить изготовлению из снега сказочных персонажей, животных, для активизации двигательной активности с использованием схем, чертежей.

«Грузовые машины».
1. Учить устанавливать зависимость машины от ее функционального назначения. Закреплять умение составлять графическую модель, умение расчленять общую схему на части.
2.Учить конструированию деревьев из бумаги (скручивание, склеивание, разрезание).
3.Конструирование из металлических деталей (тележка, грузовик), учить анализировать схемы, соединять детали.

«Военные машины».

1.Учить создавать конструкции машин по самостоятельно составленной и дополненной схеме, учить выделению в группе предметов общих функциональных частей.
2. Конструирование из разных видов конструкторов. Учить соединению деталей разными способами, учить строить по схеме.

«Пассажирский транспорт».

1. Продолжать учить составлению и использованию схематических изображений предметов в разных плоскостных проекциях в процессе конструирования. Способствовать желанию вносить в схему предмета дополнения, изображающие особенности конкретного образца.
2. Конструирование по замыслу из бумаги, бросового материала.

ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

Сентябрь.

1.«Наш микрорайон». (по замыслу)
Сооружение построек из песка. Продолжать учить строить различные здания из строительного материала. Развивать умение обдумывать назначение и строение будущей постройки, учить использовать графические наброски постройки (дет.сад, магазин, школа).

1.»Сказочный дворец».
Продолжать учить делать постройки сообща, используя при этом графический набросок.
2.»Зверушки».
Конструирование из природного материала (с использованием схем).

1.»Транспорт».
Закреплять умение анализировать предмет, выделяя в нем основные функциональные части и особенности строения, учить узнавать вид проекционного изображения предмета на рисунках.
2.Учить строить предметы по собственному представлению обеих назначении и строении.

1.»Сказочный транспорт».
Развивать умение детей создавать собственный замысел конструкции по предложенной теме, используя схематический рисунок постройки.
2.»Конструирование из снега».
Учить сооружению построек из снега по составленному чертежу («Снежный поезд», «Аэросани», «Сапоги-скороходы»).
3.Конструирование из бумаги («Ковер-самолет» — плетение).

1.»Лунный городок».
Развивать умение конструировать необыкновенные здания, использовать составление чертежа постройки.
2.»Конструирование «лунохода» из металлического конструктора (с использованием схемы).
3.»Инопланитяне».
Конструирование из бросового материала из бумаги игрушек обыкновенной постройки.

1.»Старинные замки».
Продолжать знакомить детей с конструкциями старинных замков и монастырей, учить анализировать графическое изображение постройки, обсуждать детьми назначение замков, башен, входов; учить планировать свои действия, действовать сообща. Продолжать знакомить с элементами архитектуры.
2.Конструирование замков из снега и бумаги (по схеме).

1.»Старый город».
Продолжать знакомить детей с элементами архитектуры. Развивать умение анализировать схему конструкции готического здания, учить строить разные постройки: соборы, жилые дома, городские башни, использовать при постройки различные архитектурные украшения (статуи, башни, орнаменты); развивать умение детей участвовать в планировании хода построек, анализировать схемы построек.
2.»Городок».
Конструирование из бумаги. Учить конструированию зданий из бумаги, конструирование здание из пластмассового и металлического конструктора.

Апрель-май.

1.Конструирование по замыслу из различных материалов. Учить самостоятельному выбору деталей, разработке замысла-образа конструкции предмета, составлению схем, созданию построек.
2.Развивать интерес к архитектурным сооружением. Учить анализу иллюстраций и определению архитектурного стиля.
3.Конструирование из песка по замыслу.

Ирина Янкевич
Картотека игр по конструированию (младшая группа)

1 Игры по конструированию

(младший дошкольный возраст )

«Постройка домика для кошки, собачки и козлика»

Цель : Развивать умение детей, строить домик. Учить выполнять постройку в нужной последовательности. Способствовать формированию совместной игры

Материал

Ход игры. - Посмотрите, идет дождь, и наш щенок Бимка промок, он сидит под деревом и дрожит. Ему нужно построить теплый домик – будку. Воспитатель предлагает построить домик для собачки. Дети сами подбирают материал, сами придумывают дом.

«Загончик для животных»

Цель : Учить строить из вертикально поставленных кирпичиков. Воспитывать бережное обращение к постройке. Активизировать словарь : кирпичик, загончик

Материал : кирпичики.

Ход игры. Воспитатель приносит набор пластмассовых домашних животных и предлагает построить для них загон, чтобы они не разбежались, чтобы их не съели волки. Строить надо из кирпичиков, поставленных вертикально.

5 Игры по конструированию

(младший дошкольный возраст )

«Постройка грузовика, дороги»

Цель : Закрепить умение плотно прикладывать кирпичики плашмя друг к другу узкой короткой стороной (дорога) . Устойчиво и ровно ставить кубик на второй кирпичик (машина) .

Материал : кубики и кирпичики.

Ход игры. Воспитатель вносит в группу светофор , дети вспоминают, что они знают о светофоре. Давайте с вами построим дорогу и машину, показывает, как необходимо строить, обыгрывает постройки.

«Ворота для машины Айболита»

Цель : Учить строить ворота из двух вертикально стоящих кирпичиков, на которые кладется еще один кирпичик.. Материал : кирпичики

Ход игры. Внимание в зоопарке заболел тигр. Добрый доктор Айболит едет на машине, чтобы вылечить больного Машина въезжает в парк, деревья мешают проехать дальше., нам с вами необходимо срочно построить ворота для машины. Дети предлагают свои постройки.

9 Игры по конструированию

(младший дошкольный возраст )

«У куклы новоселье»

Цель : Закрепить навыки и умения работы со строительным материалом, учить играть с постройками, обогащать опыт детей. Постройка мебели, комнаты различными способами.

Материал : кубики и кирпичики. призмы, пластины. цилиндры.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям стать строителями и построить для кукол целые комнаты с мебелью. Подобрать самим строительный материал. Друзей для работы, и поселить кукол в новый дом.

«Городок для кукол»

Цель : Продолжать создавать постройки по общему сюжету. Формировать умение конструировать по желанию , воспитывать желание и умение строить спокойно вместе

Материал : кубики и кирпичики призмы, пластины. цилиндры.

Ход игры. - Посмотрите, наши куклы очень расстроились, у них случился пожар, сгорели все дома в городе. Поэтому им необходимо помочь, построить новые дома. Давайте мы поможем нашим игрушкам., создадим свои дома., придумаем свои постройки.

13 Игры по конструированию

(младший дошкольный возраст )

«Складываем фигуры»

Цель представлений конструктивная деятельность Материал

Достаньте вкладыши, например круги, и предложите ребенку собрать их на столе, а затем вложить их в соответствующие окошки. Затем соберите таким же образом треугольники, квадраты.

15 Игры по конструированию

(младший дошкольный возраст )

«Придумываем фигуры»

Цель : Развивать логическое мышление, внимание, память, речь, развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму, развитие фантазии, творческой активности.

Материал : набор плоскостных геометрических фигур основных цветов, рамки, разрезанные фигуры.

Ребенок может придумать и сложить фигуры из различных элементов, дать им названия.

«Обведи контур»

Цель : Знакомство с понятиями формы, цвета, величины, создание начальных математических представлений : знакомства с геометрическими фигурами, их основными признаками, обучение счету, понимание отношения целого и части, конструктивная деятельность : складывание предмета из частей, развитие логического мышления, внимания, памяти, речи, развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму, развитие фантазии, творческой активности. Материал :

В наборе имеются рамки. Если ребенок любит рисовать и раскрашивать, то он довольно легко сможет сам нарисовать фигурку, обводя рамку изнутри карандашом. Потом этот рисунок можно заштриховать или закрасить; вырезать

3 Игры по конструированию

(младший дошкольный возраст )

«Лесенка для черепашки»

Цель : Продолжать учить детей создавать постройки, накладывать детали друг на друга и ставя их рядом; узнавать и называть строительный материал и постройки.

Материал : кирпичики и пластины.

Ход игры. В группе дети находят семью черепашек. Воспитатель заранее строит в группе водоем и предлагает детям построить лесенку, чтобы черепашки добрались до водоема. Кирпичики необходимо накладывать друг на друга.

«Скамеечка узкая для Зайки – Длинное Ушко, скамеечка широкая для Мишутки»

Цель : Учить строить узкую скамейку из двух кирпичиков и пластины и широкую из четырех кирпичиков и двух пластин.

Материал : кирпичики и пластины.

Ход игры. В гости к детям приходят веселые игрушки, которые рассказывают детям о том, что в лесу нет даже скамеечек. Воспитатель предлагает детям построить для зайки узкую скамейку, а для мишки- широкую скамейку. Дети сами подбирают материал для строительства.

7 Игры по конструированию

(младший дошкольный возраст )

«Собери круги»

Цель : Закреплять умение детей ориентироваться в однородных предметах (больше, меньше, еще меньше, маленькие, подбирая их в определенной последовательности; учить обогащать чувственный опыт при действии с определенной формой и разной величины, познавая их физические свойства.

Материал : плоскостные круги разного размера и цвета.

Ход игры. Давайте с вами создадим сказочную комнату и разложим круги по размеру, по цвету, по вашему настроению.

«Мост для пешеходов»

Цель : Продолжать учить две лесенки и делать перекрытие (накладывать сверху пластину, играть с постройкой. Словарь : лесенка, высота, сверху, мост, рядом, пластина.

Материал : кубики и кирпичики, пластина

Ход игры. Вот у нас широкая река. А нам с вами необходимо перевести игрушки. – Что нам делать? Конечно же построить мост. (Воспитатель строит образец)

Предлагает детям построить свой мост и перевезти игрушки.

11 Игры по конструированию

(младший дошкольный возраст )

«Разные машины»

Цель : Закрепить у детей представление о цвете и названии строительных деталей, способы конструирования . Научить детей сравнивать постройки, замечать их различия.

Материал : кубики и кирпичики, пластины.

Ход игры. Мы с вами уже строили дорогу и машину. а теперь вы придумаете свои машины и построим целый гараж разнообразных машин. Дети сравнивают постройки. Называют свои автомобили.

«Постройка парохода, лодки. Поездка куклы в гости»

Цель : Закреплять умение детей приставлять плотно друг к другу кирпичи, ставя на длинную узкую сторону, изображая лодку или пароход. Различать детали нос, корма.

Материал : кубики и кирпичики, пластины.

Ход игры. Наши игрушки очень любят путешествовать, но чтобы плавать по морю необходимо построить корабль. Давайте поможем нашим игрушкам и построим корабль и назовем его «Дружба.»

14 Игры по конструированию

(младший дошкольный возраст )

«Находим геометрические фигуры»

Цель : Знакомство с понятиями формы, цвета, величины, создание начальных математических представлений : знакомства с геометрическими фигурами, их основными признаками, обучение счету, понимание отношения целого и части, конструктивная деятельность : складывание предмета из частей, развитие логического мышления, внимания, памяти, речи, развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму, развитие фантазии, творческой активности.

Материал : набор плоскостных геометрических фигур основных цветов, рамки, разрезанные фигуры.

Рассыпьте игру и предложите ребенку найти треугольники, круги, прямоугольники. Попросите перечислить геометрические фигуры, сосчитать их количество, сравнить по основным признакам (угол, стороны, их количество)

17 Игры по конструированию

(младший дошкольный возраст )

«Сделай орнамент»

Цель : Знакомство с понятиями формы, цвета, величины, создание начальных математических представлений : знакомства с геометрическими фигурами, их основными признаками, обучение счету, понимание отношения целого и части, конструктивная деятельность : складывание предмета из частей, развитие логического мышления, внимания, памяти, речи, развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму, развитие фантазии, творческой активности.

Материал : набор плоскостных геометрических фигур основных цветов, рамки, разрезанные фигуры.

В основе орнамента лежит расположение повторяющихся элементов на плоскости. Орнаменты можно делать как из одинаковых, так и из разных фигур располагая их по линии, веером, цветком или накладывая частично друг на друга

Разнообразные занятия с применением строительных игр в детском саду предоставляют реальный шанс каждому малышу раскрыть свои конструктивные способности, развить логическое и пространственное мышление, воображение, самостоятельность и навыки взаимодействия, а педагогам позволяют увлечь ребят техническим творчеством. Ключевая роль воспитателя - организовать пространственно-образовательную среду, создать необходимые условия, пробуждающие познавательную активность ребёнка и его стремление к самосовершенствованию.

Значение строительной игры в детском саду

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.

В. А. Сухомлинский

Строительные игры - интереснейшая форма детского технического творчества, открывающая возможности для активной двигательной и интеллектуальной деятельности ребят.

Задачи проведения строительной игры

Задачи строительных игр в разных группах ДОУ следующие:

  • Младший дошкольный возраст (1,5–4 года):
    • формировать умение сравнивать, различать, запоминать форму и цвет предметов;
    • развивать мелкую моторику и координацию движений.
  • Средний дошкольный возраст (4–5 лет):
    • развивать пространственное мышление (выше - ниже, длиннее - короче, направо - налево), умение различать величину, воспринимать пропорции, воплощать в постройке мыслительный образ предмета;
    • учить планировать свои действия;
    • формировать художественный вкус, развивать творческое воображение и умение видеть красоту архитектурного решения.
  • Старший дошкольный возраст (5–7 лет):
    • развивать навыки коллективного взаимодействия, взаимопомощи;
    • развивать самоорганизацию и целеустремлённость;
    • развивать навыки конструирования по схемам или рисункам.

Строительные игры часто предваряют сюжет ролевой игры: построили лодку, отправляемся в путешествие

Чаще всего строительные игры:

  • переплетаются с сюжетом ролевой игры: построили самолёт и отправились в полёт, построили спортивный комплекс и разыграли Олимпийские игры;
  • проходят в форме ролевой игры в стройку: каменщики строят из кирпичиков здание, строительный материал подвозят машинисты на поездах или водители на машинах, во время перерыва строители идут в столовую, после работы в кино и т. д.;
  • ограничиваются конструированием отдельных построек или целых комплексов, которые неоднократно разбираются и переделываются.

Строительные игры активно используются в детском саду:

  • во время разнообразных плановых занятий (конструирование, математика, чтение художественной литературы, развитие речи и т. д.);
  • в процессе прогулки;
  • во время свободной игры в группе.

Строительные игры активно используются во время прогулки

Педагогические приёмы

Приёмы организации и педагогического руководства игрой:

  • Создание соответствующей возрасту насыщенной и привлекательной игровой среды в группе:
    • Наборы строительных конструкторов:
      • деревянные и пластиковые настольные и напольные конструкторы (бруски, кирпичики, кубы, цилиндры, арки, палочки, пирамидки), плоские геометрические фигуры;
      • специальные тематические наборы «Городок» и «Архитектор»;
      • металлические наборы для старшей и подготовительной групп с колёсами, пластинами, гаечными ключами для моделирования машинок, тележек.
      • большие мягкие строительные модули;
      • конструкторы Лего (мелкий, средний, крупный).
    • Мелкие игрушки для обыгрывания сюжета (фигурки животных, куклы, машинки, поезда).
    • Природный материал (песок, камушки, шишки, веточки, каштаны и т. д.).
  • Демонстрация практических приёмов стройки с проговариванием ключевых слов, например, как правильно соединить детали, соорудить стены способом приставления брусков, этажные перекрытия, лестницы, оформить оконные проёмы, соорудить крышу и т. д.
  • Создание проблемной ситуации, например:
    • В детский сад пришли письма с фотографиями от разных сказочных героев, в которых они просят о помощи. В своих посланиях они рассказывают о том, что налетел сильный, порывистый ветер и сломал заборы, крыши. Они не умеют строить, не знают, какой материал нужно использовать, поэтому просят ребят прийти к ним на помощь.
    • В гости к ребятам пришли матрёшки, воспитатель предлагает устроить чаепитие, а для этого нужно куда-то посадить матрёшек.
    • Нашему городу поручено провести международную спартакиаду, но в городе нет современных гостиниц, удобных транспортных развязок, парковок, ледового дворца, большого стадиона, бассейна и т. д.
  • Обыгрывание построек (строительство фермы для домашних животных, гостиницы для космонавтов, крепости для рыцарей, космического корабля, дворца для королевского семейства, морского порта с кораблями и т. д.).

    Педагог может предложить ребятам построить корабль, чтобы затем отправиться на нём в путешествие

  • Беседа со старшими дошкольниками и обсуждение проекта, который им хотелось бы реализовать, например, как будут выглядеть города в будущем или строительство космических станций землян на других планетах солнечной системы.
  • Рассматривание интересных картинок, фотографий с изображениями домов, дорог, мостов, городов мира, а также схематических изображений построек. В старшей и подготовительной группе иллюстрации могут выполнять роль образцов для построек.
  • Чтение стихотворений и произведений художественной литературы: Ю. Любимов «Кошка на заборе», «Три поросёнка», «Кошкин дом», С. Я. Маршак «Детки в клетке», А. М. Волков «Волшебник изумрудного города» и т. д. Чтение помогает подключить фантазию и воображение, которые стимулируют рождение мысленного образа и замысла.
  • Аппликация и лепка по теме игры, например, «Весёлый заборчик», «Детский сад моей мечты», «Улицы нашего города», рисование эскизов воображаемых конструкций.
  • Экскурсия по микрорайону, наблюдение за постройками.

Строительная игра и другие виды игровой деятельности дошкольников

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

В. А. Сухомлинский

Строительные игры имеют ряд сходных моментов с другими видами игровой деятельности дошкольников:

  • Сюжетно-ролевая игра. Строительные игры напоминают ролевые, поскольку они также базируются на выстраивании взаимоотношений. Дети придумывают замысел будущей постройки (крепость, мост, городская улица и т. д.), договариваются о распределении ролей, спонтанно сочиняют игровой сюжет (кто-то становится архитектором, кто-то водителем, а кому-то достаётся роль строителя), при этом иногда ссорятся, не сумев понять друг друга, и не желая никому уступать любимую игрушку. Однако отличительной чертой строительной игры является её направленность на практическое освоение строительной деятельности, а не на игровое погружение в сферу человеческих отношений.
  • Дидактическая игра. Строительные игры органически включают в себя познавательный компонент, так как в процессе конструирования ребёнок невольно сравнивает формы, размеры, окраску деталей, затем отбирает их по определённому признаку и отсчитывает необходимое количество. Немаловажным для развития монологической и диалогической речи малыша становится проговаривание собственных действий вслух и обсуждение замысла постройки с другими детьми или со взрослыми. Комбинируя элементы в постройке, планируя расположение домов, мостов и дорог, ребёнок попутно развивает пространственное восприятие, тренирует глазомер и развивает архитектурное мышление. Всё это сближает строительные игры с дидактическими, то есть обучающими играми.
  • Подвижная игра. Немаловажным является и элемент движения: ребята переходят с места на место, переносят материалы для стройки, изображают энергичные движения гребцов на корабле, готовят космический корабль к старту, имитируют управление ракетой. При этом в работе с мелкими деталями активно задействованы кисти рук, укрепляется мускулатура и совершенствуется мелкая моторика. Присутствие физической активности приближает строительные игры к подвижным играм.

Построив домики для своих машин, дети продолжают игру

В самостоятельных строительных играх детей происходит смешение и взаимопроникновение элементов ролевой, дидактической и подвижной игр, но главным содержанием является творческое созидание.

Проведение строительных игр в детском саду

Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.

Я. Коменский

Таблица: картотека строительных игр

Возрастная группа Название игры Описание
Младшая «Домик для котёнка, щенка и козлика» Идёт проливной дождь, котёнок по имени Гав промок. Он спрятался под лавочкой во дворе и совсем продрог, ему нужно построить тёплый и уютный домик. Детям раздаётся строительный материал, и они самостоятельно придумывают домик для котёнка.
  • Я возьму два кубика,
    Поставлю их близко.
    Крышу на них положу -
    Будет домик киске.
«Новоселье для куклы» Воспитатель предлагает детям построить домик из кубиков и кирпичиков с комнатами и поселить кукол в новый дом.
«Городок для сказочных человечков» В сказочной стране произошёл пожар, все домики в городе сгорели. Задача - построить новый красивый город для гостей из сказочной страны.
«Башенка для петушка» Материалы:
  • фигурки петушков;
  • по 3 кубика одного цвета каждому ребёнку.

Воспитатель проговаривает загадку и просит детей отгадать, кто же сегодня пожаловал к ним в гости (петушок). Дети здороваются с петушком, рассматривают яркий гребешок, крылышки, красивые сапожки и пышный хвостик, слушают звонкую песню, которой петушок будит всех ранним утром, читают потешки, проводят физкультминутку.

  • Вот идёт петушок, (Дети шагают, высоко поднимая ноги)
    Гордо поднял гребешок. (Высоко поднимают головы)
    Красная бородка. (Отводят руки назад)
    Важная походка. (Взмахивают руками).

Петушок просит детей соорудить красивую башенку, чтобы он смог радостно встречать каждый новый день утренним пением. Воспитатель показывает малышам, как правильно и аккуратно выкладывать кирпичик на кирпичик. Затем предлагает каждому ребёнку построить башенку для своего петушка. В конце игры петушок благодарит детей за постройки и приглашает поучаствовать в подвижной игре «Крепко спит петушок».

  • Крепко спит петушок,
    На боку гребешок.
    Петя, глазки открой,
    Громко песенку спой!
    - Ку-ка-ре-ку!
    Я ребяток догоню!
Средняя «Ферма» Педагог предлагает поиграть с набором фигурок домашних животных (коровы, овцы, лошадки, поросята, курочки). Дети самостоятельно выбирают материал и из брусков выстраивают ограду для фермы. Воспитатель просит малышей проверить, достаточной ли высоты ограда, чтобы зверюшки не разбежались. Показывает образец достраивания заборчика по высоте с помощью чередующихся кубиков и перевёрнутых арочек, установленных на нижний ряд брусков. Затем в форме вопроса напоминает малышам, что нужно сконструировать ворота, через которые на территорию фермы смогут заезжать машины. Во время игры воспитатель задаёт ребятам такие вопросы:
  • Какие животные живут на ферме?
  • Как фермеры используют лошадей, как о них заботятся?
  • Что получают от коров, свиней, курочек? Как заботятся о них?
  • Зачем на ферме домик для собаки?
  • На каких машинах работают фермеры?
«Строительство гаража» В начале занятия воспитатель читает загадку о доме для машин, дети догадываются, что речь идёт о гараже. Педагог предлагает построить 2 гаража, в каждый из них смогут заехать по 2 машины. Внимание детей обращается на то, что машины должны поместиться по высоте и ширине. Ребята строят с опорой на рисунок, подбирают элементы, называют форму деталей, считают и называют количество (для стен нужны пластины, а для крыши - призмы). Построив домики для своих машин, дети продолжают игру.
Старшая и подготовительная «Космодром» Игра нацелена на развитие познавательного интереса, навыков взаимодействия и конструктивных способностей.
Воспитатель предлагает детям заняться подготовкой к полёту на орбитальную станцию, попутно объясняя, что это такой космический дом для проведения научных исследований. Космонавты перед полётом получают задания от инженеров, врачей, биологов, астрономов. Дети вместе с воспитателем выбирают команду космонавтов, группу врачей, которые будут готовить космонавтов к полёту. Затем назначаются инженеры, конструкторы и строители, которые будут создавать летательный аппарат по нарисованному образцу. Строители планируют последовательность своих действий: сооружают площадку из брусков, топливные отделы из кирпичей, корпус и нос ракеты из цилиндров и конуса. Космонавты получают задание: зарисовать встречные планеты, звёзды, изучить поведение растений в космосе.
Ракета отправляется в путешествие, врачи, инженеры и конструкторы наблюдают за полётом, радист отвечает за перебойную связь.
«Мы в город Изумрудный идём дорогой трудной» Под звуки детской песенки появляются фигурки главных героев сказки. Элли и Тотошка рассказывают, что их домик унёс свирепый ураган, но они очень хотят вернуться домой. Педагог обсуждает с воспитанниками, как можно помочь девочке и её другу. Дети вспоминают, что в Изумрудный город ведёт дорога из жёлтого кирпича. Затем начинается строительство дороги для Элли и Тотошки, а педагог зачитывает фрагменты описания дороги, которые звучат как алгоритм игры:
  • в самом начале пути жёлтую дорогу украшала голубая изгородь;
  • затем произошла встреча со Страшилой, и путешествие продолжилось по неровной дороге с ямами;
  • за лесом, в котором друзья познакомились с Дровосеком, дорога повернула налево и сменила цвет, некоторое время спустя, последовал поворот направо, дорога расширилась и окрасилась в зелёный цвет;
  • после того как к компании путешественников присоединился Лев, дорогу и вовсе прервал огромный овраг и река (дети принимают решение о строительстве моста через реку);
  • за мостом дорога сильно сузилась, вновь свернула направо и сменила цвет, но вскоре показалась кирпичная стена и ворота Волшебного города, от которого исходило зелёное сияние.
«Путешествие на пароходе в зоопарк» Материалы и атрибуты для игры:
  • фигурки зверей,
  • строительный конструктор,
  • билеты,
  • бескозырка,
  • бинокль,
  • штурвал.

Дети вместе с педагогом задумали совершить удивительно путешествие на пароходе в зоопарк, который находится в далёком и очень красивом городе. Дружная команда мальчиков приступила к строительству парохода, команда девочек вместе с воспитателем занялась конструированием зоопарка. Педагог поинтересовалась у мальчиков, какие детали будут наиболее подходящими для создания прочного судна, а у девочек уточнила, где и какие клетки лучше разместить.
Для того чтобы отправиться в морское путешествие, нужно выбрать капитана, назначить рулевого, пассажирам приобрести билеты в кассе у кассира, контролёру проверить, все ли пассажиры оплатили свой проезд.
Наконец, все пассажиры заняли свои места, и пароход отправился в путь. Но что-то погода начинает портиться, дует ветер, море волнуется, высокие и сильные волны раскачивают корабль. Капитан предлагает спеть весёлую песню, которая поможет разогнать тучи и поднять настроение путешественникам. Вот и город появился на горизонте, все пассажиры осторожно сходят с корабля и отправляются на экскурсию в зоопарк, во время которой отгадывают загадки о лесных животных, вспоминают, чем они питаются, как устраиваются на зимовку и т. д.

Строительные игры в младших группах

Продолжительность строительной игры в младших группах, как правило, не превышает 10–15 минут. Наиболее распространёнными и действенными приёмами в работе с воспитанниками 2–4 лет являются:

  • Игра воспитателя с детьми. Педагог предлагает воспитанникам сюжет игры, показывает и объясняет способы конструирования, помогает отобрать детали, подсказывает с помощью наводящих вопросов, подбадривает малышей, если что-то не получается, напоминает, что нужно стараться всё делать аккуратно и красиво. В конце игры воспитатель вместе с детьми оценивает постройки, просит рассказать, какие конструкции получились самыми прочными и красивыми.
  • Игры малышей со старшими ребятами. Исследования показывают, что совместные строительные игры младших дошкольников со старшими стимулируют создание построек по замыслу, вызывают положительные эмоции и активизируют желание включиться в игру.
  • Использование игрушечного персонажа как мотива к действиям или повода к сюжетному обыгрыванию. Игровой сюжет разворачивается вокруг любимой игрушки (забавного мишки, ушастого зайки, милой матрёшки, смешного клоуна). Воспитатель от имени игрушечного персонажа просит детей восстановить разрушенный теремок или построить уютные домики для лесных гномиков.

Строя домик для любимого героя, малыш будет работать с большим интересом

Малышей 2–4 лет важно познакомить со строительным материалом и показать, как надо строить. Подражая действиям воспитателя, дети делают свои первые шаги в мире строительного конструирования. Постройки должны быть простыми и понятными, например, дорожка из ровных кирпичиков, ворота из двух столбиков и перекладины, забор, стол, башенка из цилиндра и конуса и т. д. Для того чтобы у малышей возникло желание строить и играть с постройкой, необходимо выбирать устойчивый материал среднего размера. Желательно, чтобы соединив 2–3 детали, маленький строитель смог узнать объект, который он задумал. Постепенно дети освоят умение складывать более сложные конструкции, например, дом из 5 деталей.

Следует учитывать, что в 2–3 года дети не столько строят, сколько нагромождают одну деталь на другую, плохо понимая, что они сооружают, быстро переключаясь с одного замысла на другой. Например, ребёнок выкладывает ряд кирпичиков, передвигает, имитируя с помощью голоса звуки, бегущего по рельсам поезда, прикладывает ещё 2 кирпичика, пробует передвинуть, но конструкция нарушается, он тут же забывает, что играл в паровозик, и выстраивает круглый заборчик.

Строительный материал для игр младших дошкольников должен быть устойчивым, а постройки - простыми и понятными

Строительные игры в средней группе

Детям 4–5 лет можно демонстрировать образцы, в которых предусмотрен более высокий уровень технической сложности, например, многоэтажные гаражи с лифтами и парковочными платформами для машин, широкий мост для многополосного движения транспорта, здание цирка круглой формы. Воспитатель может смело опираться на инициативность и любознательность детей этого возраста, ограничиваться словесным объяснением без детального показа алгоритма действий. Для четырёхлетних детей по-прежнему основным стимулом перехода к сюжетной игре является появление игрушки, вокруг которой и будет выстраиваться последующее действо. Продолжительность игры увеличивается до 20 минут.

В работе с воспитанниками 4–5 лет стоит учитывать своеобразие предпочтений и интересов, например, мальчики с оживлением и интересом воспримут идею о сооружении космодрома, девочек же вдохновит предложение стать дизайнерами мебели для кукольного домика или построить ферму из домиков и заборчиков для домашних животных. Стоит учитывать, что большая часть детей отдаст предпочтение ролевой игре в салон красоты, дочки-матери или путешествие за сокровищами, чем строительному конструированию. Некоторые ребята умеют создавать интересные постройки, но к обыгрыванию сюжета интереса не проявляют, поэтому очень важен дифференцированный подход со стороны педагога, который с учётом индивидуальных интересов и потребностей одному ребёнку предложит стать строителем, а другому - принять активное участие в ролевом аспекте игры.

Можно предложить ребятам построить зоопарк для игрушечных зверей, которым негде жить

Интересными для воспитанников средней группы могут быть следующие строительные игры:

  • «Загородки и заборы»,
  • «Ферма»,
  • «Зоопарк»,
  • «Гараж для автомобилей»,
  • «Цирк»,
  • «Мосты большого города»,
  • «Комната для куколки» и т. д.

Дети самостоятельно выбирают материал, выстраивают ограду для фермы и загоны для животных

Строительные игры со старшими дошкольниками

Основная задача педагога - развитие интереса к строительной игре, для чего нужно ориентировать старших дошкольников на результат, необходимый для организации сюжетной игры. Например, построить город с мостами и дорогами, а затем устроить интересную игру с машинками и поездами. Пробудить интерес поможет чтение увлекательного рассказа, интересная беседа, которая стимулирует игровой азарт и желание творить. Сюжетная игра окажет, в свою очередь, положительное влияние на вовлечение детей в ролевые действия.

Приведём пример сочетания сюжетной и строительной игры.
Девочки играют в куклы, сюжет игры - поездка в летний лагерь. Дети складывают кукольную одежду, игрушки, посудку в машины и «едут» в другую часть групповой комнаты. Одна из девочек предложила построить домик для кукол и принесла строительный материал, две другие девочки подхватили инициативу и принялись за строительство веранды, кухни, спальни. Закончив строительство, дети распределили между собой роли: воспитательница в группе старших (большие куклы), воспитательница в группе младших (маленькие куклы) и повар. Наблюдавшая за игрой воспитательница предложила девочкам оборудовать игровую площадку, построить кроватки, шкафы и столы для маленьких кукол. Строить перегородки и мебель дети научились ещё в средней группе, но опыт совместного планирования комнат и оформления интерьера оказался для них новым и полезным.

Закончив постройку, дошкольники с увлечением развивают сюжет игры

Постройка становится своеобразным эпицентром, вокруг которого разворачивается сюжетная игра. Во время парной игры детей за одним столом воспитатель советует соединить две конструкции в одну, например, объединить два домика в двухэтажное строение. Дальше можно наблюдать, как дети придумывают вместе план многоквартирного дома, предварительно согласовывают размещение комнат, коридоров, лестниц и т. д. Постепенно продолжительность строительной игры у старших дошкольников возрастает до 30 минут.

В 6 лет у детей возрастает интерес к архитектурной выразительности построек, они стараются усовершенствовать конструкции, создавать красивые, симметричные и художественно привлекательные сооружения. Но иногда замысел оказывается слишком сложным для практического воплощения и требует от дошкольника серьёзной умственной работы, вот тут-то и нужна подсказка педагога, показ новых возможностей использования материала. Например, ребёнок занят строительством станции метро, но, пытаясь соединить колонны арками, обнаруживает, что расстояние между брусками слишком велико, если передвинуть колонны поближе, то разрушится вся конструкция. Внимательный педагог посоветует использовать дополнительные длинные пластины для перекрытий и на них уже поставить арки.

Со старшими дошкольниками можно проводить дидактические игры по схеме-образцу:

С детьми, которые вполне уверенно конструируют по образцу можно приступать к работе по схемам и чертежам. Мало просто предложить чертежи, необходимо рассмотреть и разобрать их вместе с детьми, при необходимости показать способы скрепления деталей.

Фотогалерея: схемы для конструирования простейших построек

Младшим дошкольникам можно предложить построить ворота для мишки или куклы При строительстве моста педагог может поставить условие: он должен быть устойчивым и выдерживать игрушечные машинки Девочки с удовольствием построят кроватки для своих кукол Гараж строят с учётом размера машинки, которую планируют туда поместить При постройке разноцветных башенок ребёнок учится соблюдать верную последовательность цветов С построенной горкой для игрушек ребятам будет интересно играть в дальнейшем

Таблица: пример конспекта строительной игры для старших дошкольников (фрагмент)

Автор Зобенкова Е. Ю., воспитатель МАДОУ № 224 г. Кемерово.
Название «Город и деревня»
Цель Содействие совершенствованию умений в конструктивной деятельности.
Задачи Содействовать формулированию самооценки конечного результата;
содействовать созданию положительной эмоциональной атмосферы;
содействовать развитию связной речи;
формировать умение выполнять постройку в определённой последовательности, с учётом плана-схемы;
воспитывать коллективные взаимоотношения в процессе конструктивной творческой деятельности;
прививать патриотические чувства, закрепить знания детей о символах государства.
Оборудование
  • Схемы построек,
  • атрибуты для конструирования,
  • конструктор.
Предварительная работа
  • Индивидуальная, подгрупповая, фронтальная работа по конструированию различных зданий, строительству города, деревни;
  • ознакомление с элементарными математическими представлениями.
Вводная часть В.: Давайте поздороваемся.
Хороводная игра «Плывёт кораблик по реке» (собственное творчество).
  • Плывёт кораблик по реке,
    А мы идём рука в руке. (Идут по кругу)
    А речки голубой поток, (Показывают волны)
    А через речку есть мосток, (Соединяют руки, локти выше)
    А за мостом дома стоят, (Руки над головой)
    А в тех домах детишки спят. (Ладошки под щёку)
    Скоро солнышко взойдёт, (Руки вверх, потягиваются)
    Петух песенку споёт «Кукареку»,
    И все детишки встанут тут (Идут по кругу)
    И дружно в садик побегут! (Бегут)
    Все… прибежали в детский сад?
Основная часть В.: Как называют детей, которые приходят в детский сад? (Дошкольники).
А как вас будут называть, когда вы пойдёте в школу? (Школьники)
Вот есть такой вид труда - строительство. Люди каких профессий называются строителями? (Ответы детей).
А у нас есть строительный материал… Можем ли мы быть строителями? (Можем). Что задумали? Получается, каждый строитель, где хочет, там и строит?! (Нет, по замыслу архитектора).
Воспитатель проводит беседу о строительных профессиях, обращает внимание ребят на план застройки. Дети распределяют роли, кто что будет строить в городе и в деревне. <…>
Итоговая часть В.: Время строительства исчерпано. Давайте обсудим застройку города и деревни. Наверно, согласитесь, хорошо, чтобы город и деревня были красивыми, удобными, и, конечно, чтобы постройки были прочными? (Да).
Пока дети подходят к воспитателю, можно предложить поиграть в игру, например «Виноватая тучка».
В.: Мы в какой стране живём? (В России). Тех, кто живёт в России как называют? (Россияне). В каком городе мы живём? (Кемерово).
А город, который вы построили как называется? (Дети предлагают названия).
Город, который вы построили в какой стране находится? (В России). Позвольте, а как это определить? (На главном здании города есть флаг).
Что ещё может являться символов государства? (Герб, гимн).
Удобно ли жителям в вашем городе жить? Почему? (Объясняют). Ну, так ваши жители только отдыхают, а работать им негде?! Все безработные? (На заводе). Ну, если завод есть, то уж, наверно, и работает кто-то на заводе, а значит, и результат труда есть?! (Дети фантазируют о том, что у них производилось на заводе, например, деревоперерабатывающий завод).
Откуда сырье берут для завода? (Ребята показывают на деревенские дома).
Куда же отправляется продукция и кому?! (В город).
Беседа о транспортном сообщении и торговых отношениях города и деревни. <…>
В.: Молодцы! Вы настоящие строители!
Цит. по: http://ped-kopilka.ru/blogs/zobenkova-elena/stroitelnaja-igra-gorod-i-derevnja.html

Анализ строительной игры в детском саду

В младшем дошкольном возрасте рекомендуется проводить исследование игровых навыков 3 раза в год с целью корректирования деятельности педагога. В работе со старшими дошкольниками анализ проводят в начале и в конце учебного года. Анализ профессиональных умений педагога осуществляет старший воспитатель или методист.

Критерии анализа игр со строительным материалом:

  • Соответствие поставленных развивающих, образовательных и воспитательных задач возрасту детей.
  • Качество подготовительной работы, её целесообразность (экскурсия, беседа, чтение, наблюдение во время прогулки).
  • Педагогические приёмы стимулирования и руководства игрой.
  • Вид конструирования, соответствие возрастным интеллектуальным и психологическим нормам развития:
    • по образцу;
    • по условиям;
    • по замыслу;
    • по схемам и рисункам.
  • Пространство и время игры.
  • Взаимодействие детей (навыки сотрудничества, объединение дошкольников в подгруппы, распределение ролей с учётом индивидуальных особенностей, стимуляция детской импровизации).
  • Условия для обыгрывания построек (сюжет игры, дополнительные игрушки и материалы).

Наблюдая за ходом игры, воспитатель оценивает постройки воспитанников и их обыгрывание ребятами

Для заполнения протоколов игровой активности воспитанников потребуются объективные данные об игре каждого ребёнка. Получить их можно посредством наблюдения за играми детей в группе, на участке, а также создания игровых проблемных ситуаций с тактичным участием педагога.

Таблица: протокол игровой активности дошкольников

Области развития Параметры оценки Баллы
Содержание игры Замысел игры появляется:
  • с помощью взрослого;
  • самостоятельно.
Разнообразие замыслов.
Количество игровых задач.
Разнообразие игровых задач.
Самостоятельность при постановке задач:
  • задачи ставит взрослый;
  • с помощью взрослого;
  • самостоятельно.
Способы решения игровых задач Разнообразие игровых действий с игрушками.
Степень обобщенности игровых действий с игрушками:
  • развёрнутые;
  • обобщённые.
Игровые действия с предметами-заместителями:
  • с помощью взрослого;
  • самостоятельно.
Игровые действия с воображаемыми предметами:
  • с помощью взрослого;
  • самостоятельно.
Принимает роль.
Разнообразие ролевых действий.
Выразительность ролевых высказываний.
Наличие ролевых высказываний.
Ролевые высказывания возникают по инициативе:
  • взрослого;
  • ребёнка.
Ролевая беседа возникает:
  • со взрослым;
  • со сверстником.
Ролевая беседа возникает по инициативе:
  • взрослого;
  • ребёнка.
Содержательность ролевой беседы.
Взаимодействие детей в игре Вступает во взаимодействие:
  • со взрослым;
  • со сверстником.
Ставит игровые задачи:
  • взрослому;
  • сверстнику.
Принимает игровые задачи:
  • от взрослого;
  • от сверстника;
  • отказывается.
Длительность взаимодействия:
  • кратковременное;
  • длительное.
Примечание: выявленный навык обозначается знаком «+», отсутствующий навык - знаком «-».
Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Как зарегистрировать факт расхождения при поставке товаров? Как зарегистрировать факт расхождения при поставке товаров? Социализации теория Т. Парсонса. Теория систем парсонса Парсонс социология Социализации теория Т. Парсонса. Теория систем парсонса Парсонс социология Иван Александрович Ильин: жизнь, творчество, из наследия Иван Александрович Ильин: жизнь, творчество, из наследия