Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?
Теперь это отдельный жанр.
По словам разработчика Джулиана Голлопа, XCOM стала полноценным жанром в игровой индустрии. Время пришло. Сочетание пошагового шутера и стратегической кампании настолько вместительно, что должно имитировать огромное количество сценариев с широким спектром настроек. Если такой подход сработал в игре Mario + Rabbids: Kingdom Battle на платформе Switch, то мы можем сделать шаг вперед и сделать что-то более интересное в стиле XCOM, правда? Игра X-COM подарила нам вторжение из космоса и вторжение с моря, но предстоит выход игры, у которых собственный взгляд на концепцию. Давайте посмотрим.
Позаимствовав идею оригинально X-COM, игра Phoenix Point относится к более продвинутым играм со сложной системой шутера, нежели все перезапуски X-Com от компании Firaxis. Выстрелы проработаны индивидуально, попадание в уязвимое место может покалечить соперника или лишить его возможности драться. Вы можете изменить скорость и вид бега при встрече с врагом, они же в свою очередь могут атаковать вас монстрами размером с многоэтажный дом.
Разработчики поговаривают, что ужасы известного писателя Лавфкрафта повлияли на дизайн угрожающих человечеству крабоподобных монстров. Эти создания развиваются для того, чтобы учитывать вашу тактику, наращивают лапы с пушками, чтобы противостоять вражеским отрядам и хитиновые щиты, чтобы не допустить проникновение врага. Мы недавно опробовали ее, и она показала себя действительно хорошо.
Приятно смотреть, как тема X-Com применяется в разных проектах. Все действия в Phantom Doctrine происходят во времена альтернативной Холодной Войны, где есть возможность выбора сюжетной линии для КГБ или ЦРУ. Вы управляете разведкой и можете промывать мозги, допрашивать и химическим путем усиливать потенциал ваших агентов, чтобы побороть мировой заговор, который и провоцирует Холодную Войну.
У вас есть возможность выбрать стелс режим прохождения, в котором все оружие с глушителями и персонаж использует только тихие приемы борьбы или можете выбрать обычный режим и шуметь как полагается. В вашем распоряжении будет тайное убежище, где вы будете не только крепить доказательства на доску с расследованием, но и изменять личности агентов, если они будут в опасности. Чтобы преодолеть все это, вам понадобится не менее добрых 60 часов, что в свою очередь доказывает серьезность сочетаний игровых жанров. В своем детальном превью, Стив Хансен подчеркивает, что эта игра – сочетание XCOM и Invisible Inc, что в свою очередь подозрительно напоминает игру нашей мечты.
Мы высоко оценили оригинальный Xenonauts за его схожесть с концепцией X-com, и за его широкую функцию возможности персонализации. Менее чем через год, Xenonauts 2 становится неплохим сиквелом, у которого есть альфа демо-версия на GOG Galaxy. В обновлении за январь 2018 года Goldhawk Interactive указывают, что игра находится на пути к полной готовности.
«Я думаю, что мы покончим с классическим Xenonauts и предложим кое-что с улучшенной графикой, целостными параметрами, разнообразными миссиями, и с большим количеством комплексов Geoscape, которые дадут вам больше свободы действий в стратегическом плане.»
Опять же, это звучит так, будто предстоящая игра будет находкой для фанатов X-Com. У Goldhawk есть проект на Kickstarter и запланирован выход игры в раннем доступе.
Почему бы не сыграть за инопланетян для разнообразия? Миссия из неуклюжих человечков отправляется в космос, чтобы добыть энергию. Пытаясь добыть энергию на планете x13, они сталкиваются с инопланетными термитами. Играя за этот внеземной вид, вам предстоит охотиться и съедать участников экспедиции, чтобы получить энергию. В игре нет тонкого юмора, связанного с поеданием человеченки. Она явно уступает и выглядит низкопробно по сравнению с миром X-Com, но играя за сторону инопланетян, у вас появляются новые тактические возможности ведения боя.
Вы можете шастать по вентиляциям и делать засады солдатам, или прятаться в шкафах, как любят делать пришельцы во многих фильмах ужасов. Еще вы можете установить оригинальные ловушки, которые парализуют солдат. Все что вам останется сделать – это спуститься и в разрушительной атаке съесть их всех. В отличии от других игр, Attack of the Earthlings уже можно приобрести в стиме.
Warhammer 40K легко включается в формат X-Com и это больше не вызывает удивление. Мы уже видели игру Space Hulk и версию игры Mordheim, основанную на Warhammer Fantasy Battle. Но, Warhammer 40,000 Mechanicus, вероятно будет первой игрой, которую можно будет оценивать без зазрений совести. Это всего лишь начало – на этой неделе игра была представлена, а выход планируется позже в этом году. Звучит, как что-то в духе X-com, с тактической составляющей в добавок к управлению ресурсами и открытием новых технологий на новой планете.
Adeptus Mechanicus – трансчеловеческие строители и почитатели механического бога. Они работают вместе с космическими пехотинцами, строят укрепления и управляют огромными Титанами, и, собственно, являются интересной боевой силой. Их любовь к усовершенствованию конечностей разным экспериментальным оружием могла бы стать интересной особенностью при игре в стиле X-Com. Были обещаны альтернативные концовки, важные решения, которые повлияют на финал и история от автора Warhammer Black Library, Бена Каунтера.
Пошаговые тактические игры все еще пользуются популярностью. Потому они продолжают выходить. Пусть и не так часто, как всевозможные шутеры, экшены и ужастики. С другой стороны, они не успевают надоесть.
Одной из наиболее известных игр в этом жанре является, конечно же, XCOM. Многие игры стараются походить на нее. Какие именно - об этом и пойдет речь в заметке. Роднит эти игры: возможность умереть всегда и везде, стратегические элементы, предполагающие исследования, строительства, RPG-элементы, за счет которых улучшаются персонажи и их снаряжение. Какие стоящие XCOM-клоны ждать в будущем?
Phoenix Point
Конечно, пройти мимо Phoenix Point никак нельзя, хотя бы потому, что ее тоже делает Джулиан Голлоп, создатель оригинальной серии XCOM-игр в далеком 1990-ых. Это - инди-проект, собиравший деньги на портале fig и набравший 765 тыс. долл, что почти в 2,5 раза больше требуемых 500К. В игре обещаны и «пешие» сражения, и какие-то военные механизмы, и, конечно же, пошаговая XCOM-стилистика. Каждая группа насчитывает до 16 человек, которые в ходе поручаемых им миссий, могут запросто погибнуть или заболеть.
В Phoenix Point нашлось кому противостоять новой угрозе - вирусу Пандора, который делает из людей мутантов. Мутация весьма своеобразна - люди становятся ходячим оружием, внешне напоминающих крабов. Эти умные крабы неплохо защищены. Это касается не только всякой нательной брони, но и полной неизвестностью о том, что творится на вражеской территории.
Релиз игры намечен на четвертый квартал 2018 года. Кстати, предзаказ уже доступен на официальном сайте.
Xenonauts 2
Сиквел Xenouts, которая была достаточно точным клоном XCOM, она даже ближе к цифровой настолке, чем к тактической RPG. Отличия заключаются в геймплее. В Xenonauts предоставлялось больше опций для планирования атак. Хочется верить, что все те положительные качества будут сохранены и сиквеле. Релиз игры намечен на 2018 год.
Сюжет второй части - классический, икскомовский. Ваш враг - инопланетные захватчики. Вы - единственный защитник планеты. На тактическом уровне вы воюете с врагами лицом к лицу, на стратегическом исследуете инопланетные технологии, отслеживаете перемещения врагов и т.п. События игры происходят во время альтернативной Холодной войны. Иначе говоря, все то, что вы постигли в первой части Xenonauts в сиквеле станет недоступно.
Игра делается на движке Unity, что не очень хорошо. Ибо он весьма лагучий. Тем не менее, разработчики обещают выпрямить руки и все фишки от анимации пришельцев до воздушных пошаговых боев сделать максимально не тормозящим. Что у них получается, можно увидеть прямо сейчас в бесплатной демке, которая доступна на GOG. До Стима демка не доехала…
Fort Triumph
Эта игра представляет собой гибрид XCom и Divinity: Original Sin. В Divinity, вторая часть которой вышла совсем недавно, тактические бои были важной, но далеко не главной составляющей геймплея. Все-таки и сюжет там достаточно занятный. Вместо инопланетных технологий здесь сплошная магия.
Каждый квест можно решить двояко - все зависит от имеющихся возможностей. Одни запросто могут избежать драки, другие, напротив, продираться сквозь толпы недругов, да и окружение и ландшафт играет важную роль.
Низкополигональная графика выглядит оригинально:
Релиз игры намечен на 4 квартал 2018 года.
Zodiac Legion
Zodiac Legion выглядит очень олдкусльно. И в общем-то бесконечно проигрывает предыдущим проектам. Тем не менее, это - самая настоящая тактика с пошаговыми боями, стратегической глобальной картой и тому подобными вкусностями, которые характерны для подобного рода игр.
Маленькая группка солдат разведывает местность, иногда устраивает саботажи на вражеских территориях. Сюжет - тоже фэнтезийный. Игра делается на голом энтузиазме, потому и такая графика. Да и скорость разработки невысока. Создатели игры говорят минимум про 2019 год - раньше этот проект ждать не стоит. За это время вполне можно выйти на кикстартер или аналогичную площадку и подсобрать деньжат на обновления графической части.
Kingsmen
Как уверяет официальный сайт, игру Kingsmen делают ветераны геймдева. Делают, правда, довольно долго - аж с 2013 года. Визуально игра выглядит неплохо - не топ, но и не настолько ретро, как предыдущий проект.
Действие игры Kingsmen происходит в средние века. В игре все вертится вокруг замков, которые требуется оборонять от недругов. И оборонять именно в тактическом пошаговом, проще говоря, xcom-овском стиле. При этом никакой пси-энергии, как в XCOM или магии, как в Fort Triumph ждать не стоит.
Релиз намечен на четвертый квартал 2018 года.
Forged of Blood
Сложно сказать, чего в этой игре больше - RPG или тактики. С одной стороны придется путешествовать по некой фэнтезийной вселенной, с другой стороны, сражаться в пошаговом режиме со всякими недругами. Вероятно, ее тоже можно разместить где-то в центре между XCOM и Divinity: Original Sin 2 - то бишь, это прямой конкурент другой игре, которая упоминалась выше, проекту Fort Triumph.
Здесь тоже есть магия. Но при этом (что отличает ее от той же Divinity, где коли прошел одну локацию, к ней не возвращаешься) сражаться придется повсюду и, возможно, неоднократно. Разработчики поясняют, что успех (он же - победа) в следующей локации невозможен без предыдущих. Это, впрочем, очевидно.
Релиз игры намечен на середину 2018 года.
Phantom Brigade
Эта игра заслуживает внимания. Потому что в этой тактике сражаются не люди с инопланетянами, а гигантские роботы, у которых нет никаких проблем, чтобы проложить себе новый маршрут через лесную чащу или городской квартал.
В Phantom Brigade есть и стратегическая часть для управления базой, ресурсами и тактический бой. Но главная фишка - это, конечно, разрушение всего и вся. Уже не затаишься где-нибудь за постройкой - ее тут же снесут, а после и вам достанется.
Релиз игры намечен на третий квартал 2018 года.
Iron Oath
Эта игра тоже ретро. Однако кикстартер-кампанию она уже прошла. И при требуемых 45 тыс. долл. набрала 94,5 тыс. долл. Другими словами, потенциальных геймеров убедили слова разработчиков, что их проект не фигня на постном масле. Нет повода им не верить.
В игре девять крупных регионов и свыше 50 городов. Каждый можно посетить с экскурсией. Либо для того, чтобы что-то перестроить.
Разработчики заявляют, что игра долгоиграющая и персонажи стареют и умирают. Это означает, что придется набирать новых бойцов, обучать и тренировать их. Изначально в игре обещано 12 уникальных классов. Миссии генерируются автоматически, но планируются и заранее прописанные сюжетные квесты. Сражаться придется и снаружи, и внутри помещений. Бои - классические. Отображается сетка, по которой во время вашего хода перемещаются юниты.
А еще создатели не без гордости говорят о том, что над музыкальной частью трудился хорошо известный в узких кругах Alex Roe. Понятия не имею кто это, но, как говорят, он засветился своими ремиксами треков из Dark Souls. Да вы сами можете проверить, хороши ли они.
Игра ожидается в 2019 году. Выглядит очень многообещающе, согласитесь.
А вы в какую XCOM-игру сыграли бы?
Эта подборка для тех, кто ищет игры похожие на XCOM. Серия стартовала в 1993 году и с тех пор одноименная международная организация с переменным успехом борется с набегами коварных , одновременно приторговывая их технологиями (и даже трупами) со странами-донорами. Главную находку серии (пошаговые тактические бои) тут же расхватали по другим проектам и используют уже более 20 лет практически без изменений. Похожие элементы боя можно найти как в одиночных, так и в онлайн играх.
Подробнее
Ох уж эти инопланетяне…
Xenonauts
В 2014 году группа энтузиастов решила выпустить «творческий римейк»самой первой части цикла. Получилось лучше, чем ожидалось. За 150 тысяч долларов, собранных на , фанаты здорово улучшили графику, сохранив при этом основные элементы первой X-COM. Действие игры разворачивается в 1979 году, задолго до событий XCOM Enemy Unknown, что никак не мешает членам организации мастерски уничтожать инопланетную заразу дедовскими методами.
UFO: Aftermath
Первый подражатель цикла от других разработчиков, но с такими жепротивными инопланетянами. После бомбардировок Земли смертоносным вирусом выжившие объединились в «Совет Земли» и основали элитное подразделение, которое борется с Ретикулянами – пришельцами, которые загадили всю планету колониями биомассы. Проект рекомендуется тем, кто не наигрался в оригинальную серию, и жаждет скачать игры похожие на . Имеет два продолжения: UFO: и UFO: Afterlight.
Наследие классики
Shadowrun Chronicles: Boston Lockdown
Действие этой пошаговой тактики разворачивается на улицах футуристического Бостона. В 2070 году технология достигла таких вершин, что стала неотличимой от магии (привет Артуру Кларку). Результат – орки, эльфы и тролли в киберпанковском антураже. По сравнению с XCOM бои здесь упрощены, но зато в игре имеется , в котором каждому геймеру выдается на руки один герой, и даже в формате 4 на 4.
Jagged Alliance Online: Reloaded
У этой онлайн игры очень мощный фундамент в виде серии Jagged Alliance. Знаменитый цикл про отряд наемников, который в пошаговом режиме разрывал в клочья военные базы, долгое время был главным конкурентом . В 2015 году серия перебралась в онлайн: авторы мастерски соединили классические пошаговые поединки с MMO-элементами, позволив игрокам совместно выполнять миссии и сражаться друг с другом на тактической и стратегической картах.
TASTEE: Lethal Tactics
У этой игры типа XCOM немножко другой подход к поединкам. Здесь игроки делают ходы одновременно, в рамках отведенного времени, после чего наблюдают, как их подопечные выполняют указания. Две фазы сражения (фаза планирования и фаза боя) четко разграничены, поэтому экран периодически взрывается бурной деятельностью, когда таймер размораживает время и отряды бойцов (по 4 человека) начинают кровавую жатву. Получилось интересно, хотя проекту и не достает глубины.
Сегодня мы поговорим про пошаговые РПГ. Чтобы пройти уровень или продвинуться по сюжетной линии, придётся научиться просчитывать ходы. В распоряжении пользователя находится небольшой отряд. Каждый боец обладает рядом способностей и экипирован уникальной аммуницией. Одолеть врагов можно разными способами - грубой силой, полагаясь на ландшафт, жертвуя союзниками. Что выберешь ты? А пока ты думаешь, мы расскажем про игры очень похожие на X-COM.
Xenonauts 2 — инопланетные “гости”
Xenonauts 2 очень похожа на XCOM 2. И дело даже не в сюжете, хотя он тоже завязан на инопланетном вторжении. Игрокам предстоит отстраивать базу, проводить исследования, улучшать обмундирование персонажей и участвовать в операциях по всему миру. На игровых выставках и шоу Xenonauts 2 вряд ли когда-нибудь победит, но у проекта есть потенциал. Чего только стоит развитая система навыков и возможность уничтожить любое сооружение. Ещё стоит отметить воздушные баталии. В отличие от первой части, в боях будет участвовать гораздо больше техники. Дата выхода пока неизвестна, но игра не должна быть хуже других топовых проектов в этом жанре. Вот парочка особенностей:
- Изучая технологии, получится открыть доступ к новым возможностям. Появится шанс отправить шпиона на вражескую базу и найти секретную информацию или устроить диверсию;
- Отправив пришельца на тот свет, удастся подобрать его оружие, а оно гораздо мощнее земного;
- В каждой локации есть секреты. Лучше обыскать каждый угол инопланетного корабля и проверить разрушенное здание. Там есть как оружие, так и новые технологии.
Не зная особенностей Xenonauts 2, многие даже не обратят внимание на проект. Поэтому, сыграв, вы можете помочь другим с выбором игры, на которую будет не жалко потратить несколько десятков, а то и сотен часов. Игрушка можно даже затмить XCOM 2. Это касается не графики, а контента и возможностей. Даже во время строительства базы придётся не только грамотно располагать отсеки, но и думать об энергии, еде, свободном месте в хранилище.
Kingsmen — на страже Британии и всего мира
В Kingsmen предстоит возглавить британскую разведку. О железе и программах можно забыть, стратегия вышла для андроид. Поэтому геймплей не такой уж и разнообразный. Его можно разделить на два этапа - сражения с другими геймерами и строительство базы. В битвах участвуют главные герои из одноименного фильма - Эггси, Гарри, Мерлин. Чтобы ограбить вражескую базу, придётся использовать не только персонажей, но и гаджеты. В случае успешной операции система начислит ресурсы, а потратить их можно разными способами:
- Построить новый объект на базе;
- Установить ловушки по периметру;
- Установить охранные вышки;
- Прокачать героев.
![](https://i1.wp.com/cdn.gamestatic.net/files/editor_uploads/%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5%20%D1%81%D0%BA%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%8B%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20CEO%20%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B9%202/img710.jpg)
Знания пошаговой тактики пригодятся во время прохождения миссий. В зависимости от локации и целей, предстоит прятаться за ящиками, швыряться гранатами, убивать из разного огнестрельного оружия. По сути, разработчики создали платформер на основе фильма и добавили парочку стандартных элементов, которые присутствуют в любой стратегии. Похожих игр много, поэтому проект понравится только фанатам фильма.
Forged of Blood — жестокий мир
Выход игры запланирован на 2018 год. Компания Critical Forge создаёт пошаговую изометрическую стратегию старой школы. Геймеру предстоит управлять отрядом воинов, лучников и магов, и противостоять животным, мародёрам, страже. Команда сконцентрировалась на создании продуманных баталий и развитой системы прокачки. В основном предстоит путешествовать по миру и освобождать города от захватчиков. Похожие элементы присутствуют в каждой пошаговой стратегии, но вот что действительно порадует в этой игре - типы локаций:
- Заснеженные руины;
- Окрестности города;
- Непроходимый лес;
- Разрушенные крепости.
![](https://i2.wp.com/cdn.gamestatic.net/files/editor_uploads/%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5%20%D1%81%D0%BA%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%8B%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20CEO%20%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B9%202/img711.jpg)
Геймплей разделен на две стандартные части - путешествие по мировой карте и постоянные сражения. После битвы геймер получит опыт, необходимый для прокачки героев и экипировку. Что касается боев, зона поделена на гексаграммные поля. Чтобы не проиграть, стоит научиться просчитывать ходы (у каждого персонажа разное количество очков действий) и грамотно пользоваться умениями. При желании можно довериться грубой силе или наказать врагов магией. Подводя итог, сделаем вывод, что у Forged of Blood есть все шансы войти топ игр в жанре пошаговых стратегий.
Phantom Brigade — управляем роботами
Phantom Brigade - пошаговая стратегия в стиле Front Mission. События развиваются в альтернативной вселенной. Родину протагониста оккупировали захватчики. Главная задача — собрать команду самых крутых роботов и освободить родные края. Всё начинается со знакомства с базой. В ангаре можно модернизировать робота, а за столом операций — выбрать миссию. Ознакомимся с типами заданий:
- Грабёж;
- Сопровождение;
- Штурм;
- Проникновение.
![](https://i0.wp.com/cdn.gamestatic.net/files/editor_uploads/%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5%20%D1%81%D0%BA%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%8B%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20CEO%20%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B9%202/img712.jpg)
После удачной операции роботы получат опыт для прокачки, а протагонист — ресурсы для строительства. Phantom Brigade - игра которая порадует интересной системой развития, продуманными боями, огромными тактическими возможностями и неплохим редактором мехов. Но, в этой стратегии роботы играют далеко не самую важную роль. В кабине сидит человек, обладающий уникальными талантами и навыками. Задача игрока — обезопасить его, ведь без пилота огромный робот превратится в груду металлолома.
Iron Oath — призываем лучших воинов
У Iron Oath есть все шансы стать лучшей игрой 2019 года. Официальная дата релиза пока неизвестна, но разработчики пообещали запустить альфа-тест уже в следующем году. Приготовьтесь к путешествию в мрачное фэнтези. Побывайте в разных временных эпохах. На глазах геймеров герои будут стареть и умирать. У каждого своя интересная история, навыки и таланты. Соберите команду и отправьтесь путешествовать по девяти локациям (всего 50 зон). Но походами по красочным территориям геймплей не ограничивается, ведь можно будет строить города, уничтожать поселения, грабить и захватывать имущество врага. Так что, мировая карта будет меняться по вашему усмотрению.
![](https://i0.wp.com/cdn.gamestatic.net/files/editor_uploads/%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5%20%D1%81%D0%BA%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%8B%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20CEO%20%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B9%202/img713.png)
Разработчики анонсировали пока только четыре основных героя. К моменту релиза они обещают порадовать игроков еще восемью. Но, каков бы ни был герой, ему нужна команда. Завербовать можно будет как обыкновенных воинов, так и различную , монстров. Союзники будут частенько умирать, поэтому лучше к ним не привязываться, а отпускать и начинать качать новых. Становясь сильнее, вы откроете доступ к новым подземельям, рейдам и возможностям - строительство поселения, управление гильдией, грабёж лагеря преступников. Что касается боев, разрабатывайте тактику, используйте ландшафт и вовремя применяйте навыки героев.
XCOM 2 перенесли на февраль - но что, если вы уже строили планы, рассчитывая поиграть в ноябре? Что делать, как утолить жажду инопланетной крови - не в оригинал же в очередной раз переигрывать? Да и за совсем-совсем оригинал (тот, что 1993 года выпуска) браться как-то... боязно, что ли?
Без паники. Освещение темы тактически грамотного противостояния инопланетной угрозе - отнюдь не прерогатива Enemy Unknown и ее стародавних прародителей, и это еще мягко сказано: кто только не пробовал свои силы в реинкарнации или переосмыслении X-COM до того, как за работу взялась Firaxis.
Да и после тоже нашлись смельчаки.
XCOM: Long War
Если хочется просто добавить в изученный до последнего сектоида оригинал нечто новенькое, к вашим услугам модификация Long War . Идея проста - сделать XCOM масштабнее и сложнее. Здесь больше оружия и снаряжения, больше солдат под вашим командованием, больше врагов на миссиях - даже первый месяц «порадует» по меньшей мере десятком пришельцев на карте! Больше случайностей, приятных и не очень... и больше времени на прохождение - недаром это «долгая» война.
Long War местами чуть перегибает палку, но если захотелось разнообразия - а его модификация обеспечиват с лихвой, - почему бы не попробовать? Но внимание: вам потребуется и дополнение Enemy Within.
![]() |
![]() |
UFO: Extraterrestrials
Созданная небольшой, но усердной командой Chaos Concept, UFO: Extraterrestrials задумывалась как ремейк «того самого» X-COM: UFO Defense , положившего начало и серии, и целому поджанру. Реализация дерзких задумок вышла, увы, средненькой - сохранив дух оригинала, разработчики серьезно напортачили с балансом, сложностью и глубиной игрового процесса, да и обертку сотворили не самую презентабельную - с колченогими спрайтовыми солдатиками и мрачно-мутным окружением.
К счастью, вокруг игры быстро сформировалось сообщество, принявшееся ее модифицировать. Chaos Concept пошли навстречу и впоследствии включили самые удачные модификации в «золотое» издание, где концепция была доведена... ну, почти до ума.
Игровой процесс повторяет геймплей старых X-COM почти один в один: изменения по большей части косметические и местами непродуманные. Вместо павшей под натиском пришельцев Земли - колония Эсперанца без внятной предыстории; строить базы можно, но полноценно функционирует лишь главная; тактические бои довольно неуклюжие даже с модификациями, но тоже вполне узнаваемые.
Неровно, конечно, но жить можно. Если закрыть на это глаза, Extraterrestrials вполне может занять борца с пришельцами на пару недель, ведь дух она все-таки сохранила и умудряется увлекать, несмотря на массу шероховатостей.
![]() |
![]() |
Xenonauts
А вот «Ксенонавты », в отличие от Extraterrestrials, с ходу внушают благоговейный трепет, умудряясь не только с невероятной точностью воссоздать игровой процесс из середины девяностых, но и сохранить ту самую атмосферу - добавив достаточно, чтобы и избежать обидного ярлыка «клон», и остаться предельно верными оригиналу, и не казаться архаичными.
Будьте уверены, если вы как поклонник UFO Defense нашли реинкарнацию XCOM чересчур «оказуаленной», Xenonauts вас приятно удивит и порадует проработкой мира и интересными идеями - взять только воздушные бои, весьма напоминающие космические битвы из Star Control 2 . Последователей «новой школы» она тоже имеет все шансы впечатлить, благо играть удобно, а на освоение различий уйдет совсем немного времени. Зато на то, чтобы победить... Скажем так, пощады от игры не ждите - неправильное планирование баз и тактические промахи будут неизменно давать новичку ощутимую затрещину.
«Учись, салага», - подразумевают «Ксенонавты», выводя в третий-четвертый раз сообщение о поражении. Не боитесь устать и бросить? Тогда принимайте командование.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Серия UFO: Aftermath, Aftershock и Afterlight
Трилогия UFO от Altar Interactive традиционно воспринимается как весьма средняя попытка сделать «свой» X-COM. Да, отступлений от исходной концепции и спорных нововведений в них хватает. Но что, если оценивать их, не оглядываясь на предка?
Тогда выяснится, что и Aftermath , и Aftershock , и Afterlight - игры самобытные и глубокие, пусть и грубовато исполненные. На удивление много внимания уделено сюжету и истории мира, где раса ретикулан сделала Землю своим полигоном, а людей в добровольно-принудительном порядке переселила на орбитальные станции и отправила колонизировать Марс.
И если Aftermath еще пытается казаться UFO Defense на новый лад, то вторая игра уже пошла своим путем, а третья и подавно. Из защитников мы стали захватчиками - что на Земле, что на Марсе приходится сражаться за ресурсы и территорию, отбивая их у мутантов, одичавших ретикулан и марсианских аборигенов. Уйму самого разного оружия и экипировки мастерят инженеры и применяют на поле боя солдаты. Поле боя, кстати, тут живет в реальном времени - поэтому играются сражения совсем не так, как в первоисточнике.
Советовать всем и каждому трилогию UFO не стоит, но все-таки есть в ней нечто особенное, своего рода магия, очень «икскомовская», но при этом... другая. Кто знает, может, это именно то, что вам нужно?
![]() |
![]() |
![]() |
GhostControl Inc.
Если инопланетные захватчики уже поперек горла, можно попробовать себя в истреблении потусторонних, возглавив фирму «GhostControl Inc.». Заменяем «Скайрейнджер» уютным автомобильчиком, а контингент агентов - кучкой вчерашних парапсихологов, объединившихся против очень даже призрачной угрозы, и за дело!
Стратегический слой в игре предельно упрощен, а вот сражения по-своему замысловаты. Призраков мы не уничтожаем, а, по заветам Питера Уэнкмана и компании, ослабляем и затягиваем в ловушку, после чего сбываем эктоплазму и живем на вырученные фунты стерлингов.
Расходуются они с пугающей быстротой - на содержание конторы, на возмещение материального ущерба клиентам, на поддержание относительно здравого рассудка у охотников, на бензин, в конце концов. Мало-помалу призраки становятся жутче, охотники - опытнее, а гонорары... Ну, всякое бывает. Порой ни фунта от человека не получишь, если в экзорцистском угаре случайно сожжешь его любимую занавеску.
![]() |
![]() |
Massive Chalice
На первый взгляд - какой же тут XCOM, она же фэнтезийная! Однако нет, первое же сражение вызывает острый приступ дежавю, хоть механика и слегка переработана под нужды вселенной. Даже сражаемся мы, как и в «первоисточнике», с чужеродными формами жизни, разве что происхождение у них скорее инфернальное.
Тут тоже есть разбитая на регионы карта мира, «базы»-крепости, дерево технологий, матереющие с опытом бойцы - только выглядит все это малость куцым. Но позвольте, почему это величайший из героев вдруг взял да и скончался от старости?!
А это - основная изюминка Massive Chalice . Будучи бессмертным правителем, ведущим цивилизацию через три столетия войны с захватчиками, игрок волей-неволей посвящает себя евгенике. Ведь если не будет потомков сегодняшних воинов, кто защитит земли от нападений завтра? А если потомки получатся «бракованными» или вообще не появятся - пиши пропало.
Вот и остается во имя высшего блага объединять героев в пары, поддерживая генофонд и пытаясь получить предельную отдачу... Дело это утомительное, но кто обещал, что будет легко?
![]() |
![]() |
Invisible Inc.
Invisible Inc. не про пришельцев, а про шпионов и корпорации, но с XCOM у нее потрясающе много общего. Чтобы понять ее прелесть, стоит говорить, скорее, о том, что в ней устроено иначе.
Во-первых, она про скрытность. В открытой стычке ваши агенты не могут почти ничего, а если и могут, то дорого за это платят. Поэтому вы не вступаете в конфронтацию, а крадетесь, прячетесь за табуретками, взламываете камеры, детекторы звука и всякого рода сейфы с добром.
Во-вторых, подобно тому, что обещают в XCOM 2 , здесь приходится действовать из подполья. Если играть на «эксперте» (базовый уровень сложности), игра постоянно ставит перед трудностями: ресурсов если и хватает, то впритык, вечно приходится разрываться между безопасным завершением миссии и желанием обшарить побольше комнат. При этом Invisible Inc . почти всегда играет по-честному. Тут нет случайностей (если не считать расположения комнат, которое никогда не знаешь наперед - нужно проводить разведку), внезапных стычек легко избежать, если продвигаться аккуратно и не топать ногами. Умный агент справится со всем.
Invisible Inc . не такая большая и эпическая, как Enemy Unknown с дополнением, идалеко не такая свободная, поскольку в условиях ограниченных ресурсов и скудости сведений важнее даже не разработать план, а найти в ряду неправильных решений ту единственную возможность, что позволит вам победить.
Но удивительно, насколько плотно все механизмы в ней прилегают друг к другу. Каждый ход, каждый расходник, каждый гаджет на счету, и складывающиеся ситуации, в корне меняющиеся от партии к партии, заставляют переигрывать снова и снова.
![]() |
![]() |
![]() |
* * *
Это разумеется, не все подобные XCOM игры, (еще есть, например, бесплатный долгострой UFO: Alien Invasion ), но, чтобы скоротать время до февраля, их должно хватить. Успехов в борьбе с инопланетной угрозой!