Актриса Элина Быстрицкая: биография личная жизнь, семья муж, дети — фото. Элина быстрицкая рассказала о своем здоровье после внезапной госпитализации Муж Элины Быстрицкой – Николай Семенович Патоличев

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Самая интересная советская и российская актриса театра и кино. В течение 17 лет она возглавляла Федерацию художественной гимнастики СССР, была ее почетным президентом, преподавала актерское мастерство, являлась членом Совета по культуре при президенте РФ, а сейчас - президент благотворительного Фонда в поддержку искусства и науки.


Анкетные данные


Элина Быстрицкая родилась 4 апреля 1928 года в Киеве, в семье военного врача. «Элина» означает «мудрая». Родители взяли это имя у писателя Кнута Гамсуна , не зная, насколько пророчески верным оно будет на всем жизненном пути их дочери. Поскольку отец был военным, Элина с родителями довольно часто переезжала с места на место. Перед войной отец получил назначение в Нежин. Здесь и застала их война. Отец и мать работали в госпитале, который очень скоро стал фронтовым. Жизнь на колесах, броски вслед за частями действующей армии, бомбежки, обстрелы - все это закалило характер великой актрисы.


Трудовая биография


В годы войны Элина поступает на курсы медицинских сестер и начинает работать санитаркой, а вскоре переходит в клиническую лабораторию госпиталя. Среди многих наград, увенчавших заслуги Элины Быстрицкой, есть дорогое для нее звание - сын полка. Осенью 1944 года она возвращается в Нежин; дом, в котором жила семья Быстрицких в Киеве, к сожалению, был разрушен. В Нежине Элина поступает в медицинский техникум и в 1947 году заканчивает его, получив диплом с отличием, давший ей право продолжать учебу в медицинском институте. В техникуме она впервые принимает участие в художественной самодеятельности. И, познав успех у зрителей, серьезно начинает задумываться об актерской профессии. Элина поступает в Нежинский педагогический институт. Но через год покидает его ради театрального.

Потом был Киевский театральный институт им. И.К.Карпенко-Карого, встреча с замечательными педагогами И.И.Чабаненко и Л.А.Олейником. После успешного окончания института в 1953 году была работа в Вильнюсском Русском драматическом театре. В этом театре пришел первый успех. Тогдашние зрители полюбили героиню одноименной пьесы А.Арбузова Таню, Ольгу в пьесе «Годы странствий», Варю Белую из пьесы «Порт-Артур» И.Попова и А.Степанова, Клавдию в пьесе «Повесть о настоящем человеке» Б.Полевого. В репертуар актрисы вошли и другие роли. Театр был на гастролях в Ленинграде, когда Быстрицкую пригласили сразу на две роли в кино. Выбор ее был неожиданным: шекспировской Виоле и Себастьяну («Двенадцатая ночь») актриса предпочла свою современницу - врача Елизавету Максимовну в фильме «Неоконченная повесть». И в «Тане», и в «Годах странствий» она тоже играла врачей, хорошо зная людей этой профессии по фронтовому эвакогоспиталю.

Роль в «Тихом Доне» (1957-1958 гг.) стала подлинной победой актрисы, ее «звездным часом». Но каждую новую свою работу она еще долго примеривала к «герасимовским» критериям и оценкам: понравилось бы ему, одобрил бы Сергей Аполлинариевич?..

За годы театральной деятельности Элина Быстрицкая снялась в более чем десяти фильмах, некоторые из них стали классикой советского кино. Ее приглашали работать такие выдающиеся режиссеры, как Сергей Герасимов, Фридрих Эрмлер, Михаил Ромм, Юрий Егоров, Григорий Натансон, Григорий Александров и другие. Кроме «Неоконченной повести» (1955 г.), наиболее известны работы актрисы в фильмах: «В мирные дни» (Лена Алексеенко, 1950 г.), «Богатырь» идет в Марто» (радистка Сергеева, 1954 г.), «Добровольцы» (Леля, 1958 г.), «Русский сувенир» (Пандора Монтези, 1960 г.), «Все остается людям» (Ксения Румянцева, 1963 г.), «Негасимое пламя» (1964 г.), «Николай Бауман» (М.Ф.Андреева, 1968 г.). В настоящее время актриса снимается в роли княгини Ольги в фильме Булата Мансурова «Сага о древних булгарах и руссах».

Не будь успеха в кино, Элина Авраамовна так и не решилась бы прийти в Малый театр. В 1958 году осуществилась ее давняя мечта - она была принята в труппу знаменитого Малого театра. Ее дебютом была роль леди Уиндермиер («Веер леди Уиндермиер» О.Уайльда , 1959 г.), позже в 1965 году она сыграла в этой пьесе и миссис Эрлин. Она была «уайльдовской», точно почувствовав его горьковатую иронию, сумев раскрыть искренность чувств своей героини. Лишь много лет спустя пришло понимание того, какая высокая похвала содержалась в скромных словах старейшей актрисы театра А.А.Яблочкиной о ней, дебютантке: «Я все поняла, что она говорит и делает». Слава киноактрисы осталась за порогом. Предстояло опять - уже на новом этапе - держать экзамен на артистическую зрелость. Еще здравствовали и работали «старики» Малого театра, перед которыми она благоговела. С великой Верой Николаевной Пашенной и Еленой Николаевной Гоголевой молодая актриса играла в спектакле «Остров Афродиты» А.Парниса. Помогало общение с такими выдающимися партнерами, как Михаил Царев, Елена Гоголева, Николай Анненков, Михаил Жаров, Елена Шатрова и многими другими. Ей довелось работать с замечательными режиссерами - Борисом Бабочкиным, Леонидом Варпаховским, Петром Фоменко, Виктором Комиссаржевским, Борисом Львовым-Анохиным и другими. Она никогда не считала зазорным учиться у них. И в этом - ее счастливый дар, совпавший с природным актерским дарованием.

В июне 1994 года Элина Быстрицкая, понимая сложности, переживаемые страной в экономической сфере, решила поддержать культуру путем привлечения негосударственных средств в эту область знаний и духовности. Она учредила благотворительный Фонд в поддержку искусства и науки для помощи студентам вузов и учащимся музыкальных училищ. В 1995 году в числе лидеров общественно-политического движения «Стабильная Россия» выдвигалась в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

Своим творческим опытом Э.А.Быстрицкая щедро делится с молодежью. Она – профессор, преподавала на кафедре актерского мастерства в ГИТИСе имени А.В.Луначарского, в Театральном училище имени М.С.Щепкина.


Сведения о родственниках


Отец - Быстрицкий Авраам Петрович (1901 года рождения), заслуженный врач. В качестве военного врача участвовал в Гражданской и Великой Отечественной войнах, похоронен в Вильнюсе. Мать - Быстрицкая Эсфирь Исааковна, работала в больнице. Сестра - Быстрицкая Софья Авраамовна, живет за рубежом.


Личная жизнь


Отрывок из книги воспоминаний Э.Быстрицкой «Встречи под звездой надежды».

«Свою личную жизнь я не хочу делать темой отдельного разговора; скажу лишь одно: я вышла замуж по любви. Поскольку ходило много легенд о том, за кого я вышла замуж, кем был мой муж, я вынуждена рассказать об этом подробнее. Николай Иванович работал в отделе переводов Министерства внешней торговли. Он был квалифицированным и эрудированным сотрудником. Когда Анастас Иванович Микоян ездил за рубеж, он брал его с собой переводчиком.

Через четыре дня после знакомства Николай Иванович сделал мне предложение, и я без колебаний приняла его. Я была свободна, он к этому времени разведен, так что помех для брака не имелось.

Жилось мне в те годы трудно. На приличные туалеты зарплаты не хватало, а я не могла одеваться кое-как, небрежно и немодно. Убогость существования была настолько сильной, что порою руки опускались. После замужества стало легче. У Николая Ивановича был очень хороший вкус, и он иногда мне помогал. Из своих поездок за рубеж привозил какие-то модные вещи, и я могла появляться изысканно одетой.

Но с жильем было плохо. Я все в жизни прошла: комнатенки в коммуналках, «углы» у «добрых людей», полки в санитарных поездах! И страстно мечтала, что у меня когда-нибудь появится своя квартира, в которой я буду хозяйкой.

После «Тихого Дона» я получила от Моссовета комнатку в тринадцать квадратных метров в коммуналке на Новинском бульваре. Мое имя уже знали в стране, но чиновники, очевидно, посчитали, что тринадцать метров для одинокой, пусть и известной актрисы - вполне достаточно. Это была моя первая жилплощадь. У Николая Ивановича была совсем крошечная комнатка в десять метров. Прошло несколько лет, прежде чем у нас появилась нормальная квартира. Я была счастлива. Может, именно в те годы я осознала, как много значит для актрисы личная жизнь. В душе я надеялась на чудо: вдруг, вопреки всем медицинским диагнозам, у меня появится ребенок... Но если чудеса и случаются, то только не со мной.

Николай Иванович стал активно вторгаться в мое творчество. Я не могла позволить повелевать собою. Строить мою жизнь против моего желания - этого не надо было делать. А он вдруг начал заниматься моими делами, причем от «А» до «Я». Я ему говорила, предупреждала... Так начал назревать развод.

Конечно, было обидно и горько. Но я самостоятельна и умею организовать свою жизнь. Позже я поняла, что ему была нужна не я, а та атмосфера, которая складывалась вокруг меня. Его перестало интересовать все, кроме того, что он - муж «той самой Быстрицкой». Его не волновали ни мои заботы, ни мои болячки, ни мои хлопоты, ни мои трудности. Ко всему этому он стал относиться равнодушно. У него были свои интересы, и они сводились к встречам с «дамочками». Господи, кажется, я сбиваюсь на пошлость, но что делать, если это – правда?..

…После развода я почувствовала себя вырвавшейся на свободу».


Увлечения


С детства увлекалась танцами. По ее словам, могла танцевать по 4-6 часов в день.

В период с 1975 по 1992 годы Элина Быстрицкая - президент Федерации художественной гимнастики СССР. Эти годы были расцветом этого вида спорта, во многом это заслуга Элины Быстрицкой. Ее усилиями художественная гимнастика была включена в программу Спартакиады народов СССР.

«Для актера, – считает Элина Авраамовна, – нет отдыха: он заряжен особой энергией, и эту энергию необходимо отдавать». А когда остается свободное время, она предпочитает активный отдых: игру в бильярд, шахматы, в разные годы увлекалась греблей и стрельбой в тире. Читает книги по парапсихологии. Ее любимый композитор - Шопен, музыкальное произведение – «Гран-па» в «Дон Кихоте».

Из интервью: «У каждого человека есть свои потребности. У меня это гантели. По полкило каждая. Для женщины больше не нужно. Есть у меня гимнастическая палка, обруч. Пока все это мне доступно. Форма еще не ушла. Конечно, я сегодня не та, какой была 25 лет назад. Я это понимаю. И не притязаю на исключительность в сохранении вечной молодости.

Я люблю играть в бильярд. Это увлечение идет от тех лет, когда для нас с двоюродным братом родители купили маленький бильярд, чтобы мы никуда не шастали, а забивали металлические шарики. За войну бильярдик пропал. Уже актрисой, отдыхая в санатории, я увидела большой бильярдный стол. Навыки точно бить по шару не пропали. А увлечения и азарта у меня было достаточно, и я начала играть с мужем. Поначалу проигрывала, а потом победила и воспряла. В санатории устраивали турниры. И когда мы с мужем в паре выходили в финал, вот тут азарт брал верх. Мне хотелось выиграть. И я выигрывала. Потом ездила одна в Архангельское, в санаторий, и выигрывала уже по-настоящему. И маршал Виктор Георгиевич Куликов подарил мне настоящий кий. До сих пор его берегу...

Но на деньги я никогда не играла. Я презираю это. Меня не деньги интересуют - меня влечет победа...»


Враги


В 1950 году, когда Элина Быстрицкая снималась в крошечной роли в картине «Тарас Шевченко», С.Ф.Бондарчук (он играл главную роль) повел себя бестактно по отношению к ней, унизил ее в присутствии членов съемочного коллектива. Быстрицкая ему этого не простила. И когда они вновь встретились на съемочной площадке фильма «Неоконченная повесть», их неприязнь друг к другу вспыхнула с новой силой. Дело дошло до того, что Бондарчук опять не сдержался и незадолго до начала съемок очередной сцены вновь оскорбил свою партнершу. Она расплакалась и заявила, что отказывается от дальнейших съемок. Эрмлер (режиссер фильма) бросился ее успокаивать, но все было бесполезно. Тогда режиссер пошел на крайнюю меру. Он пообещал Быстрицкой, что будет снимать ее крупные планы отдельно, без присутствия партнера. На том и порешили. Фильм «Неоконченная повесть» вышел на широкий экран в 1955 году. Судя по его рейтингу, любовная история, показанная в картине, взяла людей за душу. Но мало кто из зрителей догадывался, что исполнители главных ролей, так вдохновенно играющие влюбленных на экране, на самом деле испытывали друг к другу совершенно противоположные чувства.

Когда Нонна Мордюкова узнала, что ее учитель собирается снимать «Тихий Дон», у нее не было и тени сомнений, что именно ее он пригласит на роль Аксиньи. Но роль досталась мало кому известной Быстрицкой. Для Мордюковой это был столь тяжелый удар, что она едва не наложила на себя руки. Чашу весов в пользу Быстрицкой перевесил сам автор романа - Михаил Шолохов . Однажды ему показали все отснятые пробы, и он, выбрав из них ту, в которой пробовалась Быстрицкая, воскликнул: «Так вот же Аксинья!» После первого общественного показа Мордюкова подошла к Быстрицкой и заявила: «А ты все-таки сыграла, проклятая!»


Соратники


Из интервью Э.Быстрицкой: «У меня есть друзья, с которыми я общаюсь ежедневно, даже несколько раз в день, с ними я советуюсь. Мой круг - это мой круг, и я никого чужого не хочу туда пускать. Это тайна. Друзьями я не обделена. У меня есть все остальное, чтобы чувствовать себя комфортно. Мои учителя, мои партнеры по сцене, по фильмам драгоценны для меня. Но, к сожалению, некоторых уже нет в живых...»


Слабости


Рассказывает Элина Быстрицкая: «К сожалению, в моей жизни были отказы от ролей, и все это списывалось на счет моего «тяжелого характера». Но на самом деле это не совсем так. Я очень сильно была «амортизирована» из-за войны, поэтому нервная система - не такая, как хотелось бы. Три-четыре раза возникали конфликтные ситуации: или мне недостаточно хорошо объяснили, или я не так поняла... Почти со всеми режиссерами я прекрасно работала без всяких конфликтов, но случаи, когда я уходила и оставляла роль, были. Это негативно сказалось на моей актерской судьбе. Однажды я решила пересилить себя и продолжала репетировать, хотя мне очень было тяжело. В результате я попала в больницу с нервным стрессом, лежала там три недели».

Так же, как и все люди, Элина Быстрицкая признает за собой некоторые мелкие слабости: «Иногда утром совершенно не хочу вставать, хотя знаю, что «надо обязательно»! И бывает так, что устраиваю себе «день лени». Иногда надо что-то приготовить, а тоже не хочется».


Сильные стороны


Из воспоминаний Элины Быстрицкой: «Когда начинала учиться, родители не взяли меня на содержание, сказали: «Театр - не профессия». Я стала доказывать обратное. Сама зарабатывала на жизнь, снималась в массовках. Как-то в Киев приехал Кио. И вместе с Эллочкой Сумской (ставшей потом очень хорошей актрисой) мы пошли наниматься в его аттракцион. Ее взяли ассистентом на «инкубатор», а меня - на «фонарь». Я даже не сразу поняла, что меня ждет. Спросили: «Вы воздуха боитесь?» «Что вы, нет, я люблю воздух!» А оказывается, «воздух» - это термин, высота. И когда взлетела под купол, испугалась так, что затряслись поджилки. Но надо было преодолеть страх. Зато потом я уже никакой работы не боялась. Да я, собственно, вообще не боялась. То, что делала во время войны, значительно труднее всего, что было потом».

«Для актера, – считает Элина Авраамовна, – нет отдыха: он заряжен особой энергией, и эту энергию необходимо отдавать».

С детства обладавшая решительным характером, она пошла к режиссеру и прямо сказала, что мечтает о роли Аксиньи. Режиссер лишь улыбнулся ее напору и пообещал, что включит в кинопробы. Из тридцати актрис, которые участвовали в кинопробах на роль Аксиньи, Герасимов выбрал семь и показал их автору «Тихого Дона». Не думая ни минуты, Шолохов указал на фото Быстрицкой и сказал, что именно такой он и представлял свою героиню.

Мир театра знает понятие «большие актрисы». Быстрицкая - в их числе. Природа наделила ее не только талантом, но силой духа, помогающей сохранить себя и свой дар при всех испытаниях судьбы.


Заслуги и провалы


Еще во время учебы в медицинском училище Элина поняла, что не сможет стать врачом; примером являются некоторые ее воспоминания из занятий по хирургии: «Пришел человек, у которого было воспаление надкостницы. Врач решил вскрывать через щеку. Сделали пациенту наркоз - он захрипел и умер. Почему, что случилось - понять было невозможно. То ли болевой шок, то ли от наркоза... Были и другие примеры. В результате я поняла, что не смогу быть специалистом высокого уровня, а находиться где-то в хвосте - не для меня».

Однако о профессии врача Быстрицкая думала меньше всего. Не зря же она, будучи совсем малышкой, разыгрывала перед родственниками сценки из знаменитого в 30-е годы фильма «Чапаев». В итоге сегодня Э.А.Быстрицкая увенчана высшими актерскими званиями и многими наградами. Она - Народная артистка СССР, Народная артистка Грузии, Народная артистка Азербайджана, Народная артистка Казахстана, кавалер орденов «За заслуги перед Отечеством» II степени, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, двух орденов «Знак Почета». Имеет Благодарность президента РФ Б.Н.Ельцина за вклад в становление российской демократии, а также благодарность Н.С.Михалкова за многолетний добросовестный труд и большой вклад в развитие российского кинематографа. На ежегодном российском кинофестивале «Женщины кино», посвященном великой русской актрисе Вере Холодной, проходившем в 1998 году, Э.А.Быстрицкая была удостоена диплома «Приз Веры Холодной - семь красавиц кино» (по ролям в кино и жизни) в номинации «Самая женственная».

Как ветеран Великой Отечественной войны она награждена орденом Отечественной войны II степени, медалями «За победу над Германией», многими юбилейными медалями.


Компромат


В период молодости Быстрицкой главный режиссер Херсонского драмтеатра, приехавший набирать выпускников, ткнул в Элину пальцем и сказал, чтобы пришла в семь вечера в ресторан. «Не приду!» - заявила гордячка, и ее не взяли на работу. Не попала Быстрицкая и в Театр им. Моссовета: кто-то из сокурсников наябедничал режиссеру, что она якобы всюду болтает, будто станет его любовницей... В результате она попала в Вильнюсский драмтеатр, а позже перешла в московский Малый театр. В Малом театре Быстрицкая полтора года оставалась без ролей - наказание за нелестные отзывы о жене Игоря Ильинского .

Зная неуживчивый характер Элины, режиссеры перестали предлагать ей роли. Быстрицкую не снимали в кино 24 года! Все это время она работала в театре.

Отповедь от Быстрицкой получил и один высокопоставленный любвеобильный чиновник в загранпоездке в 1967 году. В отместку он сделал так, что актрису перестали пускать за границу.


Досье подготовила Мария Вуколова
KM.RU 4 апреля 2008

Элина Авраамовна Быстрицкая — это красивейшая советская актриса кино и театра, превосходный педагог, певица русских романсов и военных песен. На счету народной артистки СССР немалое количество работ, на которых выросло не одно поколение советского народа.

Недавно у Быстрицкой Элины Авраамовны был день рождение и ей исполнилось 90 лет. Что же известно о семье актрисы и детях, ее биографии. Узнаем последние новости о легендарной артистке на сегодня.

Элина Авраамовна родилась 4 апреля 1928 года в Киеве, УССР. Отец девочки был военным врачом, а мама служила поваром в больнице. Перед началом Великой Отечественной войны отец Элины попал по распределению на Черниговщину, а во время войны семье пришлось эвакуироваться в Астрахань.

Подросшая Элина отучилась на медсестру, после чего работала в госпитале в нынешнем Донецке, спасая раненых бойцов. Девочка была настолько красива, что каждый раз вызывала изумленные вздохи со стороны окружающих.

После окончания войны, девочка должна была поступить в медицинское учебное заведение. Профессия медсестры ей вообще не нравилась, а кружок который был при училище заинтересовал Элину. Для того чтобы грациозно выглядеть на сцене будущая актриса записалась в кружок балета. Развиваясь немного не в том направлении, девушка все-таки окончила медицинский техникум и по профессии стала дипломированной медсестрой в городе Нежине на Черниговщине.

Спустя время, Элина решила поступать в театральный институт в Киеве. Отец был против такого решения. Он отправился вместе с дочерью в Киев, чтобы поддержать дочку, когда та не поступит в институт. И действительно, Элина вернулась в Нежин несостоявшейся студенткой театрального института и тут же поступила в педагогический.

Театральный

И все-таки Быстрицкая Элина Авраамовна, которой на данный момент 90 лет, стала актрисой, несмотря на все препятствия. Ее семья (дети) не стали преградой на пути к самореализации. О последних новостях жизни артистки читайте ниже, а пока вернемся к далеким студенческим годам Элины. Она была прекрасным организатором от природы.

Собранный ею коллектив танцев и песен занимал все победные места на всевозможных конкурсах. За активность в сфере искусства студентку наградили путевкой в санаторий для артистов. Там она познакомилась с мэтрами кино того времени и решила без сожаления оставить педагогический ВУЗ. По приезде из дома отдыха девушка стала студенткой театрального института.

Новый путь не был легок с самого начала. Будущую актрису едва не отчислили из-за отсутствия определенных справок. Ее преподаватель помог ей решить возникшие проблемы и не пожалел об этом. Учеба давалась девушке легко и она подавала большие надежды.

Нелегкая учеба

Среди учеников, поведение которых было более чем свободное, Элина отличалась своим пуританским воспитанием. Именно ее воспитание чуть было не стало поводом для ухода из института. За это ее не любили студенты, которые стали писать анонимки с неправдивыми жалобами и различного рода кляузы.

И тогда, на защиту девушки встали преподаватели, которые вынесли первое и последнее предупреждение любителям кляузничать. Условие было таковым: если жалобы на Быстрицкую продолжатся, то авторы анонимок отправятся вон из института.

Красота девушки портила ей всю учебу из-за зависти окружающих и появления ненужных ухажеров. Ее отправили по распределению в Херсонский театр, где из-за фамильярного вальяжного отношения к ней руководителя драмтеатра, девушка отказалась там оставаться. С помощью своего преподавателя будущая актриса добилась перевода в Моссовет, чтобы играть в столичном театре.

Но недоброжелатели сделали все, чтобы этого не случилось. В результате Элине пришлось начинать свою карьеру актрисы в Вильнюсском драматическом театре.

Быстрицкая Элина Авраамовна и сейчас в свои 90 лет довольно принципиальный человек с жестким характером. Может быть, поэтому она так и не создала повторно семью, не родила детей. Так могло сложиться из-за того, что не смогла поступиться своими жизненными принципами и жить спокойной семейной жизнью. В последних новостях об артистке российские газетные источники пишут об одиночестве Элины Авраамовны.

Съемки в кино

Поучаствовал в съемках фильма про Тараса Шевченко, актриса больше решила не связываться с кинематографом, так как фрагменты с ее участием вырезали из фильма. Но последующая лента «В мирные дни» была оценена критиками и зрителями по достоинству. Благодаря этому фильму Быстрицкую признали лучшей актрисой 1955 года. В этом фильме снимались знаменитые актеры того времени и это дало девушке уверенность в своих силах. С того времени Быстрицкая стала сниматься в кино.

Наибольшую славу актрисе принесла лента «Тихий Дон», где она сыграла роль Аксиньи. Девушка играла настолько искренне и правдоподобно свою героиню, что после премьеры ленты Быстрицкую завалило шквалом писем от поклонников ее творчества.

Самое запоминающееся было письмо от донских казаков, где они просили актрису называться в дальнейшем Аксиньей Донской.

У Быстрицкой был огромный перерыв в творчестве, и только в начале 90-х она вернулась в кино. Ее эпизодические роли можно увидеть в фильмах «Бравые парни», «Семь дней после убийства». Всего на счету актрисы 28 работ в кино, которые считаются классикой советских фильмов.

Педагогическая и концертная деятельность

С 1978 года Элина Авраамовна стала преподавать в Щепкине и ГИТИСе. Часто выступала на концертах народного творчества как сольно, так и в сотрудничестве с ансамблем Зыкиной.

Личная жизнь актрисы

Быстрицкая Элина Авраамовна в недавно исполнившиеся ее 90 лет очень красивая женщина. У нее была семья и дети мужа от предыдущего брака. СМИ в последних новостях о Быстрицкой упоминают о проблемах со здоровьем, но не стоит забывать о преклонном возрасте народной артистки.

Что касаемо ее личной жизни, то воздыхателей у талантливой девушки всегда было предостаточно. Строгое воспитание и серьезность во всем не позволяло ей легкомысленно подходить к вопросу о партнере.

Замуж Быстрицкая вышла за Кузьминского Николая Ивановича, заведующего отделом переводов Министерства Внешней Торговли СССР. Детей у них не было, зато были его дети от предыдущего брака. Она сама стала инициатором развода, о чем не сожалеет и по сей день. Актриса вообще не любит вспоминать и рассказывать о своей личной жизни журналистам.

Быстрицкая сегодня

На сегодняшний день актриса проживает одна в загородном доме, где ее соседями являются Владимир Познер и Лановой. Элина Авраамовна любит готовить и угощать своих соседей. Быстрицкая, несмотря на свой достаточно преклонный возраст, до сих пор исполняет русские романсы на сценах, военные песни. Очень любит играть в бильярд, обожает спорт.

Здоровье конечно подводит народную артистку, но не стоит забывать о ее преклонном возрасте. Летом прошлого года Быстрицкую госпитализировали в клинику, где поставили диагноз — гипертонический криз. Она категорически отказалась лежать в палате и ушла домой. Но в тот же день по несчастливой случайности обожгла глаз йодом.

Врачи все-таки госпитализировали строптивую пациентку, нормализовав ситуацию с глазом и здоровьем в общем. У народной артистки в последнее время стало плохо со зрением. Она очень надеется, что зрение можно восстановить с помощью операции.

У Быстрицкой очень много друзей, которые постоянно навещают пожилую женщину. Она призналась в одном из интервью, что не чувствует себя одинокой из-за отсутствия семьи и детей. Ее друзья — это богатство, считает артистка. Она радуется каждому дню и не хотела бы ничего менять в своей жизни.

Элина Быстрицкая – советская актриса театра и кино, прославившаяся в первую очередь благодаря роли Аксиньи в «Тихом Доне» и спектаклям Малого театра. О том, какой актрисой была Элина, знают многие зрители. Но что насчет ее жизненного пути, полного лишений и трудностей? О нем мы и поговорим далее в подробной биографии Быстрицкой.

Детство и семья

Элина Авраамовна Быстрицкая появилась на свет в апреле 1928 года в Киеве, в семье военного врача-инфекциониста Авраама Петровича Быстрицкого и больничного повара Эсфирь Исааковны. Это странное имя родители позаимствовали для своей дочки из пьесы Кнута Гамсуна "Игра жизни". Точнее, девочку назвали Эллина, но вторую букву «л» потеряла рассеянная паспортистка.


Девочка росла активной и любознательной. Ей ничего не стоило точь-в-точь скопировать Петьку из нашумевшего фильма «Чапаев», вызывая у зрителей смех и восхищение. Элина увлекалась не столько девчоночьими, сколько мальчишескими занятиями. Она так хорошо играла в бильярд, что могла дать фору каждому сопернику. С ранних лет она восхищала окружающих своей красотой.


Элине было 13, когда началась война. Уже не ребенок, не по годам серьезная девочка отказалась эвакуироваться. Через неделю после начала боевых действий Элина пришла в штаб, где работал ее отец, и потребовала у комиссара дать ей работу в госпитале, который располагался в городе Нежин. Циничные медики полагали, что она сбежит в первый же день, не выдержав вида крови и вывороченной плоти, но Элина мужественно выполняла свои обязанности, как и вся семья Быстрицких, не собираясь спасаться в эвакуации.


Фронт наступал, все больше жертв оставляли за собой немцы. Элина в числе других санитарок носила носилки с ранеными. Надорвавшись из-за слишком тяжелой ноши, она потеряла возможность иметь детей.

Какой мне запомнилась война? Запомниться она могла тем, кто попал случайно на 5 минут в военную обстановку. А я 4 года в этом была…

В какой-то момент семья Быстрицких оказалась в Донецке (тогда он назывался Сталино). Здесь Элина серьезно заболела. Едва выкарабкавшись из лап смерти, она присоединилась к добровольцам, расчищающим город от снарядов, окончила двухмесячные курсы медсестер, но была назначена лаборанткой из-за юного возраста. Позже семья оказалась на станице Обливской, где Элина лично познакомилась с бытом казаков. Эти образы из военного детства она впоследствии использовала для работы над ролью Аксиньи из «Тихого Дона». Затем судьба закинула юную медсестру в Одессу, где ей однажды пришлось стать донором крови для раненого солдата.


В 1944 году женская часть семьи Быстрицких решила вернуться в Киев – Элине нужно было получать образование. Но родина встретила их руинами. Пришлось семье возвращаться в Нежин, откуда начались их военные мытарства, и снимать там комнату у знакомых врачей. Хотя у Элины как у военной медсестры была возможность поступить сразу на второй год обучения акушерских курсов, она не воспользовалась этой возможностью и начала учебу с самых азов. В 1947 году она стала дипломированной акушеркой, уже принявшей 15 детей.

Выбор профессии

В семье не сомневались, что старшая дочь станет врачом. Но Элина втайне мечтала совсем о другом – она хотела стать актрисой. Но как подступиться с этим к родителям, особенно к отцу? И действительно, Авраам Петрович и слышать ничего не захотел. Максимум, на что он мог пойти – разрешить дочери поступать в Нежинский пединститут. Но девушка не была намерена расставаться с мечтой.

Чтобы не упасть в грязь лицом перед экзаменаторами, она училась декламировать стихи и прозу, пробовала петь. Стремясь овладеть искусством красиво двигаться на сцене, девушка записалась в балетный класс. В таком возрасте поздно становиться балериной, но целеустремленная Элина закончила программу пяти лет за полгода. При этом младшая сестра осталась полностью на ее попечении: отец уехал на побывку в Дрезден и забрал с собой серьезно заболевшую жену.


По ее инициативе в пединституте был открыт драмкружок. После одного из выступлений к Элине подошла неизвестная дама и спросила: «Вы учитесь в театральном?». «Нет, в педагогическом», – ответила Элина, на что получила ответ: «Напрасно. Вам нужно в театральный». Этот момент стал поворотным, Элина поняла – пора. С грошами в кармане и парой буханок хлеба, которые ей дали смирившиеся с желанием дочери родители, Быстрицкая села на поезд, который увез ее в Киев. Ей удалось поступить на киноотделение Киевского театрального института им. Карпенко-Карого, на курс Амвросия Бучмы.

С первых дней учебы студентка начала искать возможность заработать: она жила в комнате у родной бабушки, но денег на еду не хватало. Однажды она оказалась на съемочной площадке фильма «Тарас Шевченко» и попросилась в массовку. В фильме она сыграла крошечную роль горничной. Затем Элина устроилась в труппу цирка семьи Кио – воздушной гимнасткой. Артистки цирка работали со страховкой, но Элина панически боялась высоты, и все же переборола свой страх и выступала с цирком на протяжении сезона.

Несмотря на то, что светлую, открытую девушку-отличницу любили и одногруппники, и педагоги, над Элиной нависла угроза отчисления. Все началось с пустяка: в коридоре к ней подкрался однокурсник со свистком во рту и свистнул девушке прямо в ухо. Еще с фронтовых времен Элина боялась громких звуков и рефлекторно залепила парню пощечину. Новость о, казалось бы, незначительном инциденте, вмиг разлетелась по университету. То тут то там в разговорах студентов Элина слышала, как ее имени сопутствует слово «жидовка». «Пятый пункт» затмил и руководству все предыдущие успехи одаренной студентки, никто не хотел разбираться в причинах, по которым Элина ударила однокурсника. Но исключения все же удалось избежать.

Элина Быстрицкая. Железная леди

Но когда 1 марта 1953 года Иосиф Сталин был найден мертвым, а по стране пошли слухи, что, дескать, смерть вождя народов – дело рук врагов-сионистов, Элина вновь едва не стала жертвой «охоты на жидов». Ей припомнили и пощечину, и высосанные из пальца прегрешения вроде хихиканья на собрании, хотели силой отнять комсомольский билет. За девушку вступился педагог, Иван Чабаненко. Если бы не его помощь, с университетом пришлось бы попрощаться.

Начало актерской карьеры

После первого курса Элину утвердили на крупную роль врача Елены в фильме «В мирные дни». Неопытная девушка обошла многих именитых актрис.На съемочной площадке она познакомилась с другими молодыми актерами: Георгием Юматовым и Вячеславом Тихоновым .


Потом были роли в приключенческой ленте «„Богатырь“ идет в Марто» и в драме «Неоконченная повесть», где Элина снималась вместе с Сергеем Бондарчуком , которого, несмотря на нежные чувства между их героями, недолюбливала из-за заносчивого нрава. Еще когда Элина снималась в «Тарасе Шевченко» актер публично унизил ее перед посетителями буфета киностудии.


После окончания университета Элина получила распределение в Херсонский драмтеатр. Однако из-за разногласий с режиссером, заручившись поддержкой Ивана Чабаненко, актриса добилась зачисления в труппу Театра им. Моссовета под руководством Юрия Завадского. Увы, у Быстрицкой хватало недоброжелателей, и они всеми силами добивались, чтобы дорога в столичные театры оказалась закрыта для молодой актрисы. И им это удалось. Зато в Вильнюсский драмтеатр Элину приняли с распростертыми объятиями.

Тихий Дон

Одна из лучших работ актрисы – роль Аксиньи в «Тихом Доне» Сергея Герасимова. Быстрицкая прочитала «Тихий Дон» почти сразу после его выхода и всей душой полюбила этот роман. Перечитывая его несколько раз, она и представить не могла, что будет играть одного их любимых персонажей.

Примечательно, что режиссер Сергей Герасимов видел в роли Аксиньи свою ученицу Нонну Мордюкову. На кандидатуре Быстрицкой настоял автор романа, Михаил Шолохов.

Элине предстояло сыграть Аксинью так, чтобы выдержать конкуренцию с Эммой Цесарской, игравшей казачку в «Тихом Доне» 1930 года. Быстрицкая была стройной хрупкой девушкой, следившей за фигурой. Аксинья была другой – это не изнеженная городская барышня, а бесстрашная жительница степей, мать и боевая подруга, не страшащаяся физической работы. «Она много и тяжело работает, но остается желанной для своего казака», – вспоминала Быстрицкая.


Фильм вышел в 1958 году и стал лучшей картиной года по мнению читателей «Советского экрана». Да что там говорить, если сам Шолохов, впервые просматривая ленту после финального монтажа, не смог сдержать слез, а потом вынес вердикт: «Ваш фильм идет в одной упряжке с моей книгой».


После премьеры фильма Элина Быстрицкая получила всесоюзное признание не только как великолепная актриса, но и как самая красивая женщина советского кинематографа.

Дальнейшая карьера

В 1958 году исполнилась давнишняя мечта Элины Авраамовны о московской сцене – ее приняли в Малый театр, частью которого Быстрицкая оставалась всю свою дальнейшую жизнь. И вскоре она уже блистала в главной роли в ее дебютной постановке «Веер леди Уиндермиер» по Оскару Уайльду.


Этот опыт дал Быстрицкой понять, что она в первую очередь – актриса театральная. Поэтому фильмография Элины Авраамовны, несмотря на ее более чем полувековой опыт киносъемок, довольно скромная и не насчитывает и 25 ролей. Куда внушительней список ее театральных работ. В одном только Малом театре она сыграла в более чем 30 спектаклях. В 1998 году женщина играла в «Перекрестке» Московского театра им. Ермоловой.

Личная жизнь Элины Быстрицкой

Когда Элина была студенткой педагогического вуза, ею увлекся аспирант. Молодой парень мог вполне рассчитывать на расположение юной студентки, если бы воспринимал партийную идеологию столь серьезно. Как-то во время романтической прогулки под луной из репродуктора на столбе зазвучал гимн СССР, и воздыхатель Элины, забыв о поцелуях, выпрямился по стойке «смирно». После этого Элина перестала с ним встречаться.


Вообще, красавица никогда не испытывала недостатка в мужском внимании. Но до последних курсов театрального университета никому из молодых людей не удалось заинтересовать ее. Характер у Элины, воспитанной в строгости, был принципиальным, и для слишком дерзких воздыхателей у нее был один ответ – пощечина. Даже во время съемок постельных сцен в «Тихом Доне» она подкладывала между собой и Петром Глебовым (исполнитель роли Гриши Мелехова) специальный валик, чтобы не соприкасаться телами.


Она очень долго выбирала того единственного, с кем бы ей хотелось прожить всю жизнь. Замуж она вышла довольно поздно по тем временам и за мужчину старше ее. Николай Иванович Кузьминский был сотрудником Министерства внешней торговли – с актерами Быстрицкая совместного будущего не видела. Он сделал предложение через 4 дня после знакомства, и Быстрицкая его приняла.


Николай Иванович был интересным собеседником. Супруги много путешествовали, вместе посещали театры, выставки, галереи. Семейную идиллию омрачало отсутствие детей. Прожив 27 лет в браке, в начале 80-х супруги развелись из-за измен мужа, с которыми Быстрицкая не смогла примириться. Однако актриса смотрела на жизнь философски и следовала афоризму Омара Хайяма, гласившему, что лучше быть одному, чем вместе с кем попало.

Последние годы жизни и смерть

Элина Быстрицкая не считала себя одинокой. У нее не было мужа, зато было много друзей. В своем подмосковном загородном доме Элина Авраамовна часто общалась со своими соседями – Владимиром Познером и Василием Лановым, любила угощать своих многочисленных гостей кулинарными изысками собственного приготовления.

Она занимала активную общественную позицию, преподавала в ГИТИСе и Российской академии театрального искусства, стояла во главе федерации художественной гимнастики и военно-патриотической комиссии Союза театральных деятелей.


Невзирая на преклонный возраст, актриса следила за своей внешностью. Она поддерживала форму с помощью гантелей, гимнастической палки и обруча, продолжала играть в бильярд и очень дорожила кием, подаренным ей маршалом Куликовым.

Но постепенно возраст начал брать свое. В 2012 году Быстрицкая уволилась из Малого театра, а разменяв десятый десяток, Элина Авраамовна начала сдавать. Последние месяцы она не вставала, почти ничего не видела из-за катаракты. Близкие были уверены, что и в этот раз сильный дух женщины вернет ее обратно к жизни. Но 26 апреля 2019 года, после продолжительной болезни, 91-летняя актриса скончалась в реанимации.


В свои 89 лет народная артистка СССР Элина Быстрицкая, биография и личная жизнь которой в силу популярности известны всем киноманам, полна сил и творческой энергии.

Она играет в Малом театре, занимается общественной деятельностью, каждое утро делает зарядку и выглядит просто потрясающе. А ведь мы бы могли и не узнать эту великолепную актрису – отец ей готовил совсем другое будущее.

Военное детство

Элина (это имя мама девочки вычитала в пьесе Кнута Гамсуна «Игра жизни), должна была стать врачом, в семье этот вопрос даже не обсуждался и считался вполне решенным. Отец – военный врач, соответственно, все друзья – врачи, разговоры за круглым столом о медицине. Девочка с детства привыкла к этому окружению и очень любила играть в доктора, лечила своих кукол. Но все планы нарушила война.
К тому времени Элина уже успела закончить 5 классов. Наступили летние каникулы, и на семейном совете было решено поехать в город Нежин, где отец проходил военную службу. Элина Авраамовна вспоминает, как перед поездкой мама понесла слесарю починять примус, и когда он узнал про их планы, то всплеснул руками: «Куда вы собираетесь, война будет!». На что услышал ответ: «Не говорите глупостей». Однако, как потом оказалось, слесарь был прав.

22 июня был чудесный летний день. Окна открыты настежь, развивающиеся от легкого ветерка занавески. Но тут очаровательную тишину начинающегося дня нарушил вестовой. В окно вдруг просунулась лошадиная морда, а вслед за ней и лицо всадника, который сказал: «Капитану Быстрицкому пакет». Мать с испугом произнесла: «Война».
Повсеместно разворачивались госпитали для лечения раненых, был организован такой госпиталь и в Нежине, где служил отец Элины, Авраам Петрович. 13-летняя девочка тоже вместе со всеми хотела помогать фронту и однажды перелезла через забор, чтобы попросить какую-нибудь работу у самого комиссара. На вопрос, что она умеет делать, девочка гордо ответила: «Все!». Немного подумав, комиссар поручил Элине помогать раненым писать письма и отвечать на них, читать газеты. Дело, конечно, этим не ограничилось, повзрослев, девушка начала выполнять обязанности медсестры: перевязывала раны, делала уколы, присутствовала на операциях. За свое участие в деле победы Элине было присвоено очень дорогое ее сердцу звание «Сын полка», звания «Дочь полка» просто не было. Но все по порядку.

Мечты сбываются!

Вскоре были открыты курсы медсестер, куда и пошла учиться Элина Быстрицкая. По окончании работала в военном госпитале, затем поступила в медицинский техникум. Но, как утверждает сама Элина Авраамовна, вряд ли бы она смогла работать врачом.

Однажды во время практики девушка стала свидетельницей того, как человек умер только потому, что ему поставили не то лекарство. Она видела много смертей от ран, во время операций, но чтобы вот так, человек лишился жизни из-за врачебной ошибки…Второй случай, когда она приняла 4 родов с патологиями и после этого в прямом смысле этого слова поседела, окончательно утвердил ее в решении расстаться с медициной. Об этом она открыто и заявила родителям.
Уже в то время Элина лелеяла другую мечту – стать артисткой. Как-то раз она очень удачно сыграла в самодеятельном водевиле, и все представление зрители весело смеялись над ее комической героиней, пищащей на все лады. Этот маленький успех вдохновил молодую исполнительницу немой роли. Ну а когда, уже будучи студенткой Киевского пединститута, она услышала от одной актрисы, увидевшей ее на сцене: «Девушка, вам нужно поступать в театральный», все было решено бесповоротно. Элина забрала документы и поступила в театральный. Так началась творческая биография Элины Быстрицкой. По его окончании молодую актрису взяли в труппу Вильнюсского драмтеатра, на сцене которого она сыграла множество ролей. Вскоре Быстрицкую приглашают и в кино. Картина «В мирные дни» стала первой в послужном списке актрисы.
Вспоминая свою роль в фильме «Неоконченная повесть», Быстрицкая очень гордится тем, что после этого фильма, где она сыграла врача, тысячи парней и девчат пошли поступать в медицинские учебные заведения.

Каждый день она получила от зрителей в среднем по 250 писем. В основном это были письма от молодых людей, решивших посвятить себя медицине.

Казачка Элина

Еще один знаковый в судьбе актрисы фильм «Тихий Дон», который сделал ее популярной и любимой миллионами актрисой. Быстрицкая Элина Авраамовна, биография которой была наполнена самыми судьбоносными встречами, вспоминает, как, столкнувшись во Франции с коллегой Аллой Ларионовой, узнала о том, что в России Сергей Герасимов начинает съемки фильма с одноименным названием по произведению Михаила Александровича Шолохова «Тихий Дон».

Элина попросила у Ларионовой телефон знаменитого режиссера и, собравшись с духом, позвонила ему. Честно заявила, что хочет поучаствовать в кинопробах на роль Аксиньи. Герасимов, оговорившись, что у него «сидит уже один Григорий», тут же пригласил Быстрицкую к себе и предложил ей вместе с артистом, пробовавшимся на роль главного героя, прочесть сцену в подсолнухах. Быстрицкая, смутившись, отказалась. Начала говорить, что ей, дескать, нужно перечитать повесть, вжиться в образ. С тем и ушла, ругая себя, на чем свет стоит, за то, что потеряла свою самую главную мечту.

Однако через две недели ей позвонили и пригласили на пробы, которые длились целых полгода. Всех актеров утверждал лично сам Шолохов. И увидев на просмотре пробных съемок Элину Быстрицкую, воскликнул: «Так вот же она!».
Режиссер картины Сергей Герасимов, беседуя с актерами, настаивал на том, что им придется стать другими людьми, с руками, знающими, что такое труд на земле. Приходилось учиться и воду носить на коромысле, и с печью управляться, и на лошади верхом скакать. Нужно было осваивать и казачью речь. Быстрицкой сделать это было легче, чем другим, так как по мелодике она была очень похожа на родную ей украинскую речь. Однажды одна казачка рассказала актрисе о том, что настоящая Аксинья якобы еще жива, и ей нужно пойти к старушке и расспросить, как все происходило на самом деле. С этим вопросом актриса обратилась не к кому-нибудь, а к самому Шолохову. В ответ он, рассмеявшись, сказал: «Глупенькая, я же все это выдумал». Элина горько расплакалась, поняв, что свидетелей описанной в романе истории на самом деле не существует. Это была ее первая встреча с великим писателем. Во второй раз они увиделись во время просмотра 1 и 2 серий картины. Актриса вспоминает, как рядом с Шолоховым поставили напольную пепельницу, и все время просмотра он беспрерывно курил. Последние кадры, титры, все, затаив дыхание, ждут, что скажет Шолохов. Помолчав, он произнес: «Ваш фильм идет в дышловой упряжке с моим романом». Артисты поняли: получилось! На просмотр 3 серии фильма Быстрицкая приехать не смогла, с артистами писатель передал для нее шаль. Фильм имел невероятный успех, только в 1957 году его посмотрели 47 миллионов зрителей разных стран. Работа Быстрицкой запомнилась зрителям особенно хорошо. Покоренные своей Аксиньей казаки, присвоили ей звание полковника казачьих войск и право на ношение оружия.

После выхода «Тихого Дона», будучи уже популярной актрисой, Элина Быстрицкая пробует осуществить еще одну свою мечту: сама просится в труппу Малого театра в Москве. И, ура, ее берут! Затем на долгое время актриса исчезает с экранов, полностью посвящая себя сцене, но в 1991 году выходит детектив с ее участием «Семь дней после убийства».

Личная жизнь

Красавица Элина Быстрицкая никогда не страдала от недостатка мужского внимания – его было даже с избытком. Не раз предлагали ей свою дружбу и довольно значительные фигуры, однако актриса всегда отвечала отказом. Такие связи бескомпромиссной Быстрицкой были ни к чему. Замуж она тоже не спешила. Наконец, остановила свой выбор на Николае Кузьминском, который работал в Министерстве внешней торговли СССР. С будущим мужем актрису познакомил его друг, работавший в ту пору в журнале «Советский экран». Как признается она сама, влюбилась в будущего мужа с первого взгляда. Видимо, и он тоже, потому что спустя несколько дней после знакомства мужчина сделал Быстрицкой предложение, и она его сразу приняла.
Прожив вместе 27 лет, супруги расстались, общих детей у них не было. На эту тему актриса особенно не распространяется, так что, интернет на запрос «Элина Быстрицкая, биография, муж, дети» выдает только ту информацию, которую сама актриса посчитала нужным придать огласке. Больше актриса замуж не выходила, но трагедией это не считает. У нее много друзей, которых она любит потчевать блюдами собственного приготовления, у нее есть любимая работа.

Волк и Фифа

У Элины Авраамовны очень трепетное отношение к животным.
Вспоминает, что как-то раз они с братишкой увидели на улице собачку, мокнущую под дождем, вылитую Каштанку, рыжую, смешную. Собачку, конечно, пожалели и взяли с собой. Дома, несмотря на возмущения старших, отмыли, накормили и были очень счастливы, что у них теперь есть четвероногий друг. Однако через пару дней собака пропала. Видимо, родители куда-то отдали, потому что в семье медиков считалось, что животных в доме держать нельзя, от них могут быть разные болезни.
Позже Элина Быстрицкая, биография которой в очередной раз сделала крутой вираж и привела ее в Вильнюс, взяла на воспитание щенка – помесь овчарки и волка. Три с половиной года пес по кличке Волк жил у Быстрицкой, но потом начались съемки «Тихого дона», и собаку пришлось отдать. Элина Авраамовна до сих пор помнит глаза собаки, которую оставляют…
Сейчас у Быстрицкой вот уже много лет живет пекинес по кличке Фифа. Фифа очень не любит расставаться со своей хозяйкой и делает все, чтобы та не ушла из дома. Однако актрисе, как крайне занятому человеку, иногда все-таки приходится оставлять Фифу в одиночестве. Собачке очень нравятся передачи про животных, которые она смотрит вместе со своей хозяйкой.

Огонь источает тепло…

Как говорит сама актриса, ничего особенного для поддержания хорошей физической формы она не делает. Старается соблюдать режим питания, занимается физическими упражнениями, ну и работа, конечно, держит в тонусе. Всегда хорошо выглядеть, с прической, макияжем – требование профессии. А еще актриса старается больше радоваться жизни. «Жизнелюбие помогает хорошо выглядеть — это часть моей профессии», — заявляет Быстрицкая.
Она по-прежнему искренне преданна своему театру, который и сегодня славится изумительной сценической речью, умением проникать в душу зрителям, а также является проводником классической русской театральной школы.
О своей красоте Элина Быстрицкая, биография которой полна самых разных событий, считает, что совсем не это главное в человеке. И цитируя пару строк из стихотворения Николая Заболоцкого о том, что есть красота: «…сосуд, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде?», говорит, что важнее, конечно, огонь. Потому что от него исходит тепло.

Элина Быстрицкая: железная леди

Похожие материалы



Элина Авраамовна Быстрицкая - выдающаяся советская и российская актриса театра и кино, Народная артистка СССР. В 1999 году в опросе газеты "Комсомольская правда" Элина Быстрицкая была признана "самой красивой женщиной уходящего века".

Элина Быстрицкая родилась 4 апреля 1928 года в Киеве в еврейской семье. Отец, Авраам Петрович Быстрицкий, был военным врачом-инфекционистом, участвовал в Гражданской и Великой Отечественной войнах. Мать, Эсфирь Исааковна, в годы войны работала шеф-поваром полевого госпиталя.

Родители назвали дочь Эллина, это имя они взяли из пьесы "Игра жизни" Гнута Гамсуна, однако паспортистка по ошибке написала имя девочки с одной "л" вместо двух и будущая актриса из Эллины стала Элиной.

В детстве Элина любила играть в домашнем театре. Например, в спектакле по мотивам фильма "Чапаев" (1934) она играла Петьку. Когда началась война, Элине было 13 лет. Девочке пришлось забыть о развлечениях и работать медсестрой в госпитале города Нежин. Родители хотели, чтобы Элина пошла по стопам отца и стала врачом, поэтому в конце 1944 года Быстрицкая поступила в медицинский техникум Нежина и закончила его в 1947-м, получив диплом по специальности "акушер-гинеколог ". Однако у Быстрицкой не лежала душа к медицине: "Я прошла практику и поняла, что медицина не для меня. Приняла 15 родов, причем четверо из них были с паталогиями. Меня все это так потрясло, степень моего сочувствия была такова, что я не способна была делать то, что от меня требовалось ". В медицинском техникуме существовал драмкружок, в который Быстрицкая записалась с первых же дней обучения. Также Элина поступила в музыкальную школу, при которой существовал балетный класс. Она хотела научиться профессионально двигаться по сцене, овладеть искусством пластического танца. В спектакле "Маруся Богуславка" она так зажигательно исполняла "танец живота" в сцене "гарем султана", что зрители буквально засыпали ее аплодисментами. Правда, ее строгая мама, присутствовавшая на спектакле, испытывала иные чувства, считая, что дочь исполняет что-то непотребное. После окончания медицинского техникума Быстрицкая хотела поступить в театральный институт Киева, но отец был категорически против и даже съездил с дочерью к ректору института, чтобы тот разубедил её в намерении поступать в театральный. В итоге Быстрицкая вернулась в Нежин и поступила на филологический факультет местного педагогического института, где Элина организовала свой танцевальный кружок, который победил в одном из конкурсов. За эту победу Быстрицкая была награждена путевкой в дом отдыха профсоюза "Рабис" - работников искусств, где отдыхали настоящие артисты. Там актриса Наталья Гебдовская, увидев Быстрицкую на сцене, посоветовала ей бросать филологию и идти в театр. Это окончательно убедило Быстрицкую, что её истинное призвание - быть актрисой. Вернувшись в Нежин, она забрала документы из педагогического и поступила в киевский институт театрального искусства имени И.К.Карпенко-Карого.

В 1950 году Быстрицкая дебютировала в кино, снявшись в роли военврача Елены Алексеенко в фильме "В мирные дни" (фильм был снят на Киевской киностудии).

В институте у Быстрицкой было немало поклонников, но выросшая в строгой семье девушка не позволяла никаких вольностей. Если не помогали слова, в ход шли пощёчины. Одна из таких пощёчин чуть не стала для неё роковой, ведь дело было в 29-ю годовщину со дня смерти Ленина. 21 января 1953 года один из студентов свистнул из пищалки в ухо Быстрицкой, готовившейся выступать со "Сказкой о Ленине". Быстрицкая на глазах у многих преподавателей дала студенту увесистую оплеуху. Быстрицкую обвинили в хулиганстве, припомнив ей, что только за последний месяц она умудрилась подобным образом поступить еще с двумя студентами. Её попросили написать заявление о переводе в Харьковский институт, в противном случае угрожая её отчислить. На что Быстрицкая ответила: "Если завтра вывесят приказ о моем отчислении, то послезавтра вы найдете меня в Днепре". В итоге дело кончилось лишь исключением Быстрицкой из комсомола.

О возможности работы в популярном Киевском театре имени И. Франко Быстрицкой пришлось забыть. Элину распределили в Херсонский драматический театр. Забирать студентов приехал лично главный режиссер театра Павел Морозенко. Увидев красавицу Быстрицкую, он назначил ей свидание у ресторана "Спорт". Быстрицкая в резкой форме отвергла это предложение и на следующий день направилась в Министерство образования с просьбой направить её куда угодно, но не в Херсон. Однако сказать правду о причине такой странной просьбы она не решилась и Быстрицкой отказали. В те дни в Киеве гастролировал Театр имени Моссовета и Быстрицкая, заручившись рекомендацией своего преподавателя Юрия Завадского, убедила главного режиссёра зачислить её в труппу московского театра. Однако вскоре из Москвы последовал отказ. Быстрицкая узнала его причины лишь через несколько лет. Оказывается, некоторые её бывшие однокурсники, завидуя Быстрицкой, отправили в театр несколько анонимных писем с клеветой в её адрес. Якобы она хвалилась тем, что станет любовницей главного режиссёра. В итоге Быстрицкой всё же удалось устроиться в Вильнюсский драматический театр.

В середине 1954 года Вильнюсский театр был на гастролях в Ленинграде и на Быстрицкую обратили внимание сразу два кинорежиссёра, один предложил ей роль Виолы-Себастьяна в фильме по пьесе Шекспира "Двенадцатая ночь", а другой - роль врача в фильме ""Неоконченная повесть". Быстрицкая выбрала хорошо знакомую ей роль врача. По сюжету талантливого кораблестроителя Ершова (Сергей Бондарчук) паралич ног приковал к постели. Навещать его каждое утро приходит участковый врач Елизавета Максимовна (Элина Быстрицкая). Постепенно между ними возникает любовь, которая помогает сотворить чудо... К несчастью, влюбленные на экране Сергей Бондарчук и Элина Быстрицкая терпеть не могли друг друга в жизни. Бондарчук не раз оскорблял Быстрицкую и та уже думала отказаться от совместных съёмок, но режиссёр решил снимать крупные планы Быстрицкой без присутствия Бондарчука.

Фильм "Неоконченная повесть" вышел на экраны в 1955 году и имел большой успех. По опросу читателей газеты "Советская культура" Быстрицкая была названа лучшей актрисой 1955 года.

Кадры из фильма "Неоконченная повесть":

Сергей Бондарчук и Элина Быстрицкая в фильме "Неоконченная повесть":

Однако следующий фильм стал для Быстрицкой ещё более успешным. Это был "Тихий Дон" по роману Сергея Шолохова.

Узнав, что Сергей Герасимов приступает к съемкам "Тихого Дона" и ищет исполнителей главных ролей, Элина пришла на пробы на роль Аксиньи. На эту же роль претендовала другая известная актриса - Нонна Мордюкова, бывшая выпускницей курса, который вел Герасимов, а ее дипломной ролью была именно Аксинья. Более того, Герасимов оценил игру Мордюковой на "отлично". Мордюкова была уверена, что на роль Аксиньи в фильме пригласят именно её, но узнав, что Шолохов и Герасимов выбрали Быстрицкую, Мордюкова от разочарования чуть не наложила на себя руки.

Стройной Быстрицкой для съёмок в роли донской казачки Аксиньи пришлось набрать 15 кг., научиться носить коромысло, ездить верхом и освоить речь казаков. "Тихий Дон" занял первое место в советском прокате 1958 года, его посмотрели 47 миллионов зрителей. По опросу читателей журнала "Советский экран" "Тихий Дон" был назван лучшим фильмом года. Но самое главное, что Аксинья в исполнении Быстрицкой полюбилась самим казакам. Старейшины донских казаков написали Быстрицкой, что признают её настоящей казачкой и просили называться Аксиньей Донской.

Кадры из фильма "Тихий Дон":

В 1958 году вышел ещё один фильм с Элиной Быстрицкой - "Добровольцы", в котором Быстрицкая сыграла одну из главных ролей - Лелю. После этого фильма Быстрицкая получила приглашение в труппу Малого театра в Москве, где Элина Авраамовна работает до сих пор.

Элина Быстрицкая в роли баронессы Штраль в спектакле Малого театра "Маскарад":

Быстрицкая была замужем за партийным функционером Николаем Семеновичем Патоличевым, старше её на 20 лет. После 27 лет брака они развелись. Детей у них не было. Элина Авраамовна вспоминает: "В молодости мне очень нравился чисто внешне Жан Марэ. Романтичный герой. Но я понимала: влюбляться в артиста - то же, что читать романы Дюма. А в жизни... Мой муж был интересный человек. С ним мне было интересно общаться, разговаривать, ходить по театрам и галереям, потом обсуждать увиденное, спорить. Своим формированием я во многом обязана ему. Сколько он помнил, сколько знал! Он любил историю... Но женщин он любил больше всего. Слишком. Хорошо, если бы я была у него одна. Это невозможно было перенести. Некоторые переносят - я не смогла..."

Фильмография Элины Быстрицкой :

1950 «В мирные дни»

1954 «Богатырь идет в Марто»

1955 «Неоконченная повесть»

1958 «Добровольцы»

1958 «Тихий дон»

1960 «Русский сувенир»

1963 «Все остается людям»

1964 «Негасимое пламя»

1966 «Дачники»

1967 «Николай Бауман»

1973 «Волки и овцы» (телеспектакль)

1974 «Дом Островского (телеспектакль)

1976 «Признание» (телеспектакль)

1978 «Бешеные деньги» (телеспектакль)

1983 «Фома Гордеев» (телеспектакль)

1985 «Без вины виноватые» (телеспектакль)

1991 «Семь дней после убийства»

1992 «Прощальные гастроли» (Россия, Беларусь)

1993 «Бравые парни» (Украина)

2002 «Бабий яр» (Украина)

2002 «Горе от ума» (телеспектакль)

2005 «Сага древних булгар. Лествица Владимира Красное Солнышко»

2005 «Сага древних булгар. Сказание Ольги Святой»

2006 «Рукопашная»

2006 «Простота хуже воровства»

2006 «Возвращение Мухтара-3»

2008 «Любовный круг» (фильм-спектакль)

2008 «На всякого мудреца довольно простоты» (фильм-спектакль)

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Лорис меликов был министром внутренних дел Лорис меликов был министром внутренних дел Александр сергеевич яковлев Александр сергеевич яковлев Как общаться с судебными приставами Как общаться с судебными приставами