Виды поэтов. Виды и жанры стихотворений

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Жанр в переводе с французского (genre) - род, вид. В художественной литературе различают три жанра: драма, эпос и лирика. К эпическим жанрам относятся не только про­заические произведения (эпопея, сказка, роман, повесть, но­велла, рассказ, очерк и т. п.), но и стихотворные, такие, как басня, былина, поэма, роман, сказка в стихах. К лирическим жанрам поэзии относят оду, балладу, элегию, песню, не­большое стихотворение и т. д.

Лирическое произведение - произведение музыкальное, волнующее. Именно в лирике воплощаются самые сокровен­ные, глубокие переживания поэта как гражданина страны, передающего свое отношение к обществу и к миру в целом. На каждом стихотворении лежит печать индивидуальности поэта со своими пристрастиями и нравственными оценками. «Самонаблюдение и глубоко личная трактовка переживания становятся у лирика основным методом художественной вы­разительности». 16

Лирику разделяют на четыре основные тематические ка­тегорий: философскую, гражданскую, любовную и пейзаж­ную. Сейчас наблюдается смещение жанров, взаимопроник­новение их. Произведения, в которых соединены лирическое и эпическое начала, называют лиро-эпической поэзией. Ро­мантические поэмы Пушкина, Лермонтова, поэмы В. Мая­ковского, А. Вознесенского и других относятся к этому виду поэзии. (44)

К гражданской лирике относится публицистическая поэ­зия, которая откликается на важные явления общественно-политической жизни страны, на события в мире. Мы знаем публицистическую поэзию Пушкина, Лермонтова, Некрасо­ва. Огромным публицистическим накалом пронизаны стихо­творные произведения М. Горького «Песня о Соколе» и «Пе­сня о Буревестнике». Со «всей своей звонкою силой поэта» В. Маяковский утверждал публицистическую поэзию:

скривится горько,

хлыстиком выстегать:

А где же душа?!

Да это ж -

риторика!

Поэзия где ж?

Одна публицистика?!

Капитализм -

неизящное слово,

куда изящней звучит -

«соловей»,

возвращусь к нему

снова и снова.

агитаторским лозунгом взвей!

(из поэмы «В. И. Ленин»).

Такие лирические стихи, как элегия, проникнуты раз­думьем, размышлением поэта; пронизаны чувством грусти и надежды, печали и радости. Элегии пишутся преимущест­венно пятистопным ямбом:

Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе

Грядущего волнуемое море.

Но не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать...

Одной из разновидностей лирического стиха является со­нет. Сонет - от итальянского слова sonare - звучать, зве­неть. Его родина - Италия XIII века. Сонеты писали Пет­рарка, Данте, Микеланджело, Шекспир; в России - Державин, Пушкин, Лермонтов, Блок, Брюсов, Ахматова... К сонетам обращаются и многие современные поэты.

Сонет - это строгая форма четырнадцатистишия, обычно состоящая из двух четверостиший и двух трехстиший. У Шекспира иная конструкция сонета: три четверостишия и заключительное двустишие. (45)

Сонеты пишутся пятистопным ямбом. Рифмы у сонетов звучные, богатые. Каждая строфа представляет законченное целое. Обычно в первом четверостишии, которое восприни­мается как экспозиция, утверждается основная тема сонета. Во втором - идет развитие положений, выдвинутых в на­чале; в третьем - происходит развязка. И самые сильные по мысли, образности и чувствам - последние две строчки (у Шекспира) или последняя строка в трехстишии. Эти Строчки называют «сонетным замком». На «сонетный замок» и надо обращать внимание при изучении материала и при исполнении сонетов.

Мы хотим закончить раздел, посвященный законам сти­хосложения, словами Л. Н. Толстого: «Наука и искусство так же тесно связаны между собой, как легкие и сердце, так что если один орган извращен, то и другой не может пра­вильно действовать». Однако, не изжита еще неверная точ­ка зрения некоторых режиссеров, актеров, руководителей самодеятельных коллективов, которые утверждают приори­тет интуиции, импровизации над законами творчества; Нель­зя забывать главный принцип системы К. С. Станиславского «От сознательного к подсознательному»; забывать о том, что актер, чтец может импровизировать лишь тогда, когда все тщательно продумано, до мельчайшей подробности отрабо­тано. Известно, что «интуиции бывает достаточно для усмотрения истины, но ее недостаточно, чтобы убедить в этой истине других и самого себя. Для этого необходимо дока­зательство». 17 Но чтобы доказывать другим, руководитель самодеятельной студии обязан, быть сведущим во всех во­просах искусства, умеющим постигать законы творчества. Только так обеспечивается эффективность конечного резуль­тата работы и руководителя, и коллектива, и каждого его участника.

СЛОВЕСНОЕ ДЕЙСТВИЕ В ЗВУЧАЩЕЙ ПОЭЗИИ

Мы не хотим великолепно декламировать,

То есть только говорить монолог. Мы хотим

Им действовать, житьим во всеобъемлющем

понятии этого слова!

К. С. Станиславский.

Не декламировать, а действовать, жить в материале не­обходимо и при исполнении стихов. Ведь стихи, особенно ли­рические, по сути. своей есть монолог, в котором раскрыва­ется сложный внутренний мир лирического героя. В работе над любым литературным произведением должна соблюдать­ся определенная последовательность, которая позволяет ор­ганичнее овладевать искусством словесного действия. Како­ва же последовательность работы над стихотворным мате­риалом? |

Режиссерско-исполнительскую работу над поэтическим произведением можно условно разделить на пять этапов. 18

1. Выбор материала.

2. Познание характеристических особенностей выбранно­го материала.

4. Творческий акт исполнения.

5. Анализ выступления.

Выбор материала

При выборе исполнительского материала необходимо со­блюдать определенные условия.Первое условие - актуаль­ность материала, его высокое идейно-художественное звуча­ние. При этом не следует понимать под актуальным материа­лом лишь советскую поэзию, да еще непременно последних лет. Актуальность проблем, которые нас волнуют, мы нахо­дим во многих классических произведениях поэзии. Взяв в работу стихи наших классиков, надо уметь прочесть их с по­зиции современности. Для этого следует точно определить: на изменение какой ситуации в жизни нашего общества, ми­ра может быть направлено классическое произведение.

Возьмем к примеру лирическое стихотворение Пушкина «Я вас любил».

«Я вас любил так искренне, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим» (47)

Вот главная мысль этого стихотворения. Человек все­гда должен оставаться человеком и быть благодарным тому, кто зажег огонь любви - чувство, которое не всем дано ис­пытать.

Исполняя эти стихи Пушкина, мы совершаем речевое дей­ствие: предостеречь от мелкого чувства злобы и собственни­чества, напомнить человеку о том, что он - высшее сущест­во, обладающее добрым сердцем и мудрым разумом. «Мне дорого любви моей мученье. Пускай умру, но пусть умру любя» - говорит поэт в других своих стихах.

Второе условие верного выбора материала заключается в том, чтобы он нравился исполнителю, волновал его, вызы­вая желание работать над ним. Лучше, если участники кол­лектива сами его отыскивают. И не надо сразу разочаровы­вать их, если предложенный ими материал по каким-либо соображениям не стоит брать в работу. Можно тактично за­менить его другим на ту же тему, взволновавшую чтеца, но более качественным. Либо посоветовать отложить на неко­торое время работу над ним и, как ступеньку к мастерству стиходействия, предложить сделать другое стихотворение, ко­торое обогатит исполнителя необходимыми технологически­ми умениями и навыками.

Третье условие, обеспечивающее успех в работе, - это соответствие материала творческим способностям чтеца-лю­бителя и степени его подготовленности к выступлениям: ведь часты случаи (в этом убеждают итоги конкурсов, смотров, творческих отчетов коллективов художественного слова), ко­гда исполняются материалы, явно непосильные для чтеца. Это особенно видно, когда неправомерно большое место в программах чтецов-любителей занимают стихи поэтов А. Ах­матовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака с их очень личност­ным содержанием, усложненным ходом мысли. Стихи этих поэтов требуют высочайшего мастерства исполнения.

Часто исполнители «тонут» в огромных по времени. (20- 25 минут) поэтических композициях, плохо выстроенных сценарно. При исполнении таких материалов не раскрываются творческие способности, а, наоборот, перечеркиваются. А у зрителей такие выступления вызывают недоумение, досаду. Однако из снисхождения к чтецам-непрофессионалам их да­же хвалят. Это-то и наносит вред развитию творческой ин­дивидуальности. Теряются эстетические критерии искусства, задерживается творческий рост исполнителя, воспитывается дурной вкус и легкомысленное отношение к одному из самых трудных видов искусства - чтецкому искусству. (48)

Второй этап работы над стихами: изучение всех особен­ностей формы выбранного к исполнению стихотворения. * (* Предполагается знание чтецом основных законов стихосложения. Постижение формы стиха осуществляется в неразрывной связи с идей­но-действенным его анализом. Поэтому мы и говорим об условности эта­пов работы. Один этап вплетается в другой. Но миновать их нельзя.)

Чтобы верно прочесть лирическое стихотворение, надо за­жить высокими чувствами поэта, услышать поэтическую ин­тонацию, тон целенаправленного действия; Этому способст­вуют внимательное ознакомление с творчеством поэта, а так­же изучение «биографии» исполняемого стихотворения. Что же значит такая «биография»?

Стихотворения рождаются от пережитых событий, встреч, воспоминаний, нахлынувших чувств, соприкосновений с при­родой и т. д. Подробно изученная «биография» стихов долж­на как бы гарантировать более верное раскрытие замысла поэта, мир его чувств и мыслей. Вот пример «биографии» стихотворения А. С. Пушкина «И. И. Пущину». Напомним его содержание:

Владимир ХОХЛЕВ

Санкт-Петербург

Урок 7. Стили

Что такое стиль? Это – идея (мировоззрение поэта), её характерные, отличительные признаки… и литературные приемы с помощью которых эта идея реализуется в стихах в определённый, исторический период. Конечно, в том или ином стиле можно писать и после окончания этого «определённого периода», однако в литературоведении — возникновение, рассвет и угасание стиля принято связывать с конкретными датами, с работой самых ярких авторов, трудами которых стиль и оформился, как стиль.

КЛАССИЦИЗМ — (от лат. classicus — образцовый).

«Классическое» стихотворение — это логически-построенное целое, со строгими (даже схематичными) сюжетом и композицией. Герои подаются прямолинейно и строго делятся на положительных (которые часто идеализируются) и отрицательных.

Михаил Ломоносов

Блаженство общества всядневно возрастает;

Монархиня труды к трудам соединяет.

Стараясь о добре великих нам отрад,

О воспитании печется малых чад;

Дабы, что в Отчестве оставлено презренно,

Приобрело ему сокровище бесценно;

И чтоб из тяжкого для общества числа

Воздвигнуть с нравами похвальны ремесла.

Рачители добра грядущему потомству!

Внемлите с радостью полезному питомству:

Похвально дело есть убогих призирать,

Сугуба похвала для пользы воспитать;

Натура то гласит, повелевает вера.

Внемлите важности монаршего примера:

Екатерина вас предводит к чести сей,

Спешите щедростью, как верностью, за ней.

РЕАЛИЗМ — (от лат. realis — вещественный).

Поэт «реалист» говорит не только о фактах и событиях, его интересуют люди и вещи, закономерности, действующие в жизни — взаимоотношения человека и природы, героев и времени.

Александр Пушкин «Евгений Онегин. Гл. 1, III»

Служив отлично-благородно,

Долгами жил его отец,

Давал три бала ежегодно

И промотался наконец.

Судьба Евгения хранила:

Сперва Madame за ним ходила,

Потом Monsieur ее сменил.

Ребенок был резов, но мил.

Monsieur l’Abbé, француз убогой,

Чтоб не измучилось дитя,

Учил его всему шутя,

Не докучал моралью строгой,

Слегка за шалости бранил

И в Летний сад гулять водил.

РОМАНТИЗМ — (нем. Romantik).

Поэт «романтик» высказывает субъективную позицию по отношению к изображаемому, не столько воссоздает, сколько пересоздает. Герой романтизма — исключительная личность. Одинокая, неудовлетворенная порядком вещей, мятежная, бунтующая, стремящаяся к абсолютной свободе и недостижимому идеалу.

Михаил Лермонтов

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,

И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сияньи голубом…

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? жалею ли о чём?

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть;

Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и заснуть!

Но не тем холодным сном могилы…

Я б желал навеки так заснуть,

Чтоб в груди дремали жизни силы,

Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,

Надо мной чтоб вечно зеленея

Тёмный дуб склонялся и шумел.

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ — (от фр. sentiment - чувство).

В сентиментализме человеческая личность — это движения души, мысли, чувства, переживания. Темы — любовь, дружба, внутренние противоречия, страдания. Герой – простой человек.

Василий Жуковский «ПЕСНЯ» Когда я был любим…

Когда я был любим, в восторгах, в наслажденье,

Как сон пленительный, вся жизнь моя текла.

Но я тобой забыт,- где счастья привиденье?

Ах! счастием моим любовь твоя была!

Когда я был любим, тобою вдохновенный,

Я пел, моя душа хвалой твоей жила.

Но я тобой забыт, погиб мой дар мгновенный:

Ах! гением моим любовь твоя была!

Когда я был любим, дары благодеянья

В обитель нищеты рука моя несла.

Но я тобой забыт, нет в сердце состраданья!

Ах! благостью моей любовь твоя была!

ГРАЖДАНСКАЯ ПОЭЗИЯ

Не стиль – жанр, публицистика в стихах. Но сказать об этом нужно.

Основная тема – защита общественных интересов, государственность, гражданский долг. Стихи выражают социальные настроения, будят общество, призывают к деятельности.

Николай Некрасов «Поэт и гражданин»

…Нет, ты не Пушкин. Но покуда

Не видно солнца ниоткуда,

С твоим талантом стыдно спать;

Еще стыдней в годину горя

Красу долин, небес и моря

И ласку милой воспевать…

Гроза молчит, с волной бездонной

В сиянье спорят небеса,

И ветер, ласковый и сонный,

Едва колеблет паруса,

Корабль бежит красиво, стройно,

И сердце путников спокойно,

Как будто вместо корабля

Под ними твердая земля.

Но гром ударил; буря стонет,

И снасти рвет, и мачту клонит,

Не время в шахматы играть,

Не время песни распевать!

Вот пес - и тот опасность знает

И бешено на ветер лает:

Ему другого дела нет…

А ты что делал бы, поэт?

Ужель в каюте отдаленной

Ты стал бы лирой вдохновенной

Ленивцев уши услаждать

И бури грохот заглушать?

Пускай ты верен назначенью,

Но легче ль родине твоей,

Где каждый предан поклоненью

Единой личности своей?

Наперечет сердца благие,

Которым родина свята.

Бог помочь им!.. а остальные?

Их цель мелка, их жизнь пуста…

ИМПРЕССИОНИЗМ — (от фр. impression — впечатление).

Характеристики стиля — композиционная фрагментарность, ассоциативная связь предметов и образов, субъективность, сиюминутность впечатлений. Поэт стремится зафиксировать момент жизни, который никогда больше не повторится.

Афанасий Фет

На заре ты ее не буди,

На заре она сладко так спит;

Утро дышит у ней на груди,

Ярко пышет на ямках ланит.

И подушка ее горяча,

И горяч утомительный сон,

И, чернеясь, бегут на плеча

Косы лентой с обеих сторон.

А вчера у окна ввечеру

Долго, долго сидела она

И следила по тучам игру,

Что скользя затевала луна.

И чем ярче играла луна,

И чем громче свистал соловей,

Все бледней становилась она,

Сердце билось больней и больней.

Оттого-то на юной груди,

На ланитах так утро горит.

Не буди ж ты ее, не буди,

На заре она сладко так спит!

СИМВОЛИЗМ — (фр. Symbollisme, от греч. symbolon — знак, опознавательная примета).

Концепция: мир и человек — через научный опыт, логический анализ и реалистическое изображение — принципиально непознаваемы. Поэт-символист признает только интуитивное познание, хочет угадать или почувствовать глубинное состояние мира, и открыть его идеальную (духовную) сущность.

Владимир Соловьев

Милый друг, иль ты не видишь,

Что все видимое нами -

Только отблеск, только тени

От незримого очами?

Милый друг, иль ты не слышишь,

Что житейский шум трескучий -

Только отклик искаженный

Торжествующих созвучий?

Милый друг, иль ты не чуешь,

Что одно на целом свете -

Только то, что сердце сердцу

Говорит в немом привете?

АКМЕИЗМ — (от греч. akme — высшая степень, пик, максимум, расцвет).

Концепция: новое открытие красоты и ценности человеческого существования, простота и ясность поэтического языка, строгость композиции, точные слова и

образы, материальность, предметность, «радостное любование бытием» (Николай Гумилев).

Анна Ахматова

Муж хлестал меня узорчатым,

Вдвое сложенным ремнем.

Для тебя в окошке створчатом

Я всю ночь сижу с огнем.

Рассветает. И над кузницей

Подымается дымок.

Ах, со мной, печальной узницей,

Ты опять побыть не мог.

Для тебя я долю хмурую,

Долю-муку приняла.

Или любишь белокурую,

Или рыжая мила?

Как мне скрыть вас, стоны звонкие!

В сердце темный, душный хмель,

А лучи ложатся тонкие

На несмятую постель.

ФУТУРИЗМ — (от лат. futurum — будущее).

Поэт «футурист» не признает классического наследия, экспериментирует со словом, эпатирует публику, литературно хулиганит (манифест русских футуристов назывался «Пощечина общественному вкусу») и превыше всего ставит себя, свое эго.

Игорь Северянин «Эгополонез»

Живи, Живое! Под солнца бубны

Смелее, люди, в свой полонез!

Как плодоносны, как златотрубны

снопы ржаные моих поэз!

В них водопадят Любовь и Нега,

И Наслажденье, и Красота!

Все жертвы мира во имя Эго!

Живи, Живое! - поют уста.

Во всей вселенной нас только двое,

И эти двое - всегда одно:

Я и Желанье! Живи, Живое! -

Тебе бессмертье предрешено!

ДЕКАДАНС — (от фр. decadence — упадок).

Декаданс тоже не стиль – направление. Концепция: утрата надежд, идеалов, ощущение бессмысленности жизни. Темы: небытиё, смерть, культ угасающей красоты,

свобода личности, проповедь «искусства для искусства», отстранение от реальности и «уход в себя».

Зинаида Гиппиус «Бессилье».

Смотрю на море жадными очами,

К земле прикованный, на берегу…

Стою над пропастью - над небесами, -

И улететь к лазури не могу.

Не ведаю, восстать иль покориться,

Нет смелости ни умереть, ни жить…

Мне близок Бог — но не могу молиться,

Хочу любви — и не могу любить.

Я к солнцу, к солнцу руки простираю

И вижу полог бледных облаков…

Мне кажется, что истину я знаю –

И только для нее не знаю слов.

ИМАЖИНИЗМ — (от фр. image — образ).

Концепция: победа самоценного образа над смыслом и идеей произведения.

Поэт «имажинист» рассматривает поэтическое творчество, как процесс развития языка через метафору. Его стихотворение должно представлять собой «каталог образов», одинаково читаться с начала и с конца.

Сергей Есенин

В лунном кружеве украдкой

Ловит призраки долина.

На божнице за лампадкой

Улыбнулась Магдалина.

Кто-то дерзкий, непокорный,

Позавидовал улыбке.

Вспучил бельма вечер черный,

И луна - как в белой зыбке.

Разыгралась тройка-вьюга,

Брызжет пот, холодный, терпкий,

И плакучая лещуга

Лезет к ветру на закорки.

Смерть в потемках точит бритву…

Вон уж плачет Магдалина.

Помяни мою молитву

Тот, кто ходит по долинам.

АБСУРД — (от лат. absurdum — нелепость, бессмыслица).

Концепция: подчеркнутое нарушение причинно-следственных и временных связей, гротескность, алогизм, эпатаж. Яркие идеологи и практики стиля объединились в группу ОБЭРИУ (Объединение Реального Искусства).

Александр Введенский «Отрывок»

Было дело под Полтавой

нет не дело а медаль

мы дрались тогда со шведкой

чуть что вправо мы налево

тсс видим побежала

юбку синюю порвала

я кричу остановись

чуть что вправо мы налево

за сосною под Полтавой

голенький сидит Мазепа

говорит был бы Федором

было б веселей

тут все войско моё

зарыдает навзрыд

закричит заговорит

вот несчастный какой

с той поры и здесь трактир.

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ

Концепция: жизнеутверждающий пафос, верность идеалам социализма и коммунизма, интернационализм, четкая принадлежность героя к социальному слою (рабочему классу, крестьянству, интеллигенции, буржуазии).

Владимир Маяковский «Владимир Ильич Ленин»

про Ленина рассказ.

Но не потому,

нету более,

что резкая тоска

стала ясною

осознанною болью.

ленинские лозунги развихрь.

растекаться

слезной лужею, —

живее всех живых.

Наше знанье —

и оружие.

КОНЦЕПТУАЛИЗМ — (от лат. conceptus — мысль, представление).

Реакция на социалистический реализм. Поэт «концептуалист» работает не с образами — с идеями. Часто использует сложившиеся в советский период идеологические штампы «затертые до дыр советские тексты или лозунги, речевые или визуальные клише» (В. Руднев).

Тимур Кибиров «Двадцать сонетов к Саше Запоевой. 5»

Шли дни. Уже из ложки ела ты,

Вот звякнул зуб. Вот попка округлилась.

Ты наливалась смыслом, ты бесилась,

агукала средь вечной пустоты.

Шли съезды. Шли снега. Цвели цветы.

Цвел диатез. Пеленки золотились.

Немецкая коляска вдаль катилась.

И я забыл мятежные мечты.

Что слава? Что восторги сладострастья?

Что счастие? Наверно, это счастье.

Ты собрала, как линзочка, в пучок

рассеянные в воздухе ненастном

лучи любви, и этот свет возжег —

да нет, не угль — лампадный фитилек.

И, наконец, стиль нового времени:

КОСМИЗМ – (греч. κόσμος - «упорядоченный мир »)

Концепция: космос — структурно-организованный упорядоченный мир, человек – гражданин этого мира. Микрокосмос, подобен макрокосмосу. Поэт в одной строке способен соединить малое и большое.

Андрей Романов «Свет сотворения мира»

Я назвал бы Вселенную именем долгим твоим.

Победив небытьё,

не успев насладиться победой…

Разбежались трамваи,

как будто Персей с Андромедой,

Опустела жилплощадь,

чтоб места хватило двоим.

Равнодушный рассвет

Прикоснулся к твоим волосам,

В ожиданье морозов надел он походные унты.

Чтоб тебя отыскать —

Мне отпущены были секунды, —

Если на слово верить

космическим звёздным часам.

Опускается снег,

заглушая шатанья людей.

Атом выбросил кванты,

как белые флаги – квартира

Осаждённого города…

Свет сотворения мира

Только-только достиг

Петербургских ночных площадей.

И трамваи привстали на цыпочки,

Слушая снег,

Тот, который родился

На фирновом лбу Эвереста.

И Дворцовая площадь, как будто чужая невеста,

Мне напомнит тебя

Ту, которой давно уже нет:

Наша юность ушла,

Простудившись на встречном ветру.

Образумилась Лиговка.

Мойка не знает сомнений.

И над Невской губой,

В предстоящем бреду наводнений,

Ты мне шепчешь сквозь вьюгу,

Что я никогда не умру.

Урок 7. Стили поэзии

Сегодня снова будем говорить об истории. Истории поэзии.

Нам нужно познакомиться с основными поэтическими стилями.

Что такое стиль? Это – идея (мировоззрение поэта), её характерные, отличительные признаки, илитературные приемы с помощью которых эта идея реализуется в стихах в определённый, исторический период. Конечно, в том или ином стиле можно писать и после окончания этого «определённого периода», однако в литературоведении возникновение, рассвет и угасание стиля принято связывать с конкретными датами, с работой самых ярких авторов, трудами которых стиль и оформился, как стиль.

КЛАССИЦИЗМ - (от лат. classicus - образцовый).

«Классическое» стихотворение - это логически-построенное целое, со строгими (даже схематичными) сюжетом и композицией. Герои подаются прямолинейно и строго делятся на положительных (которые часто идеализируются) и отрицательных.

Михаил Ломоносов

Блаженство общества всядневно возрастает;

Монархиня труды к трудам соединяет.

Стараясь о добре великих нам отрад,

О воспитании печется малых чад;

Дабы, что в Отчестве оставлено презренно,

Приобрело ему сокровище бесценно;

И чтоб из тяжкого для общества числа

Воздвигнуть с нравами похвальны ремесла.

Рачители добра грядущему потомству!

Внемлите с радостью полезному питомству:

Похвально дело есть убогих призирать,

Сугуба похвала для пользы воспитать;

Натура то гласит, повелевает вера.

Внемлите важности монаршего примера:

Екатерина вас предводит к чести сей,

Спешите щедростью, как верностью, за ней.

РЕАЛИЗМ - (от лат. realis - вещественный).

Поэт «реалист» говорит не только о фактах и событиях, его интересуют люди и вещи, закономерности, действующие в жизни - взаимоотношения человека и природы, героев и времени.

Александр Пушкин «Евгений Онегин. Гл. 1, III»

Служив отлично-благородно,

Долгами жил его отец,

Давал три бала ежегодно

И промотался наконец.

Судьба Евгения хранила:

Сперва Madame за ним ходила,

Потом Monsieur ее сменил.

Ребенок был резов, но мил.

Monsieur l"Abbé, француз убогой,

Чтоб не измучилось дитя,

Учил его всему шутя,

Не докучал моралью строгой,

Слегка за шалости бранил

И в Летний сад гулять водил.

РОМАНТИЗМ - (нем. Romantik).

Поэт «романтик» высказывает субъективную позицию по отношению к изображаемому, не столько воссоздает, сколько к пересоздает. Герой романтизма - исключительная личность. Одинокая, неудовлетворенная порядком вещей, мятежная, бунтующая, стремящаяся к абсолютной свободе и недостижимому идеалу.

Михаил Лермонтов

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,

И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сияньи голубом…

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? жалею ли о чём?

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть;

Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и заснуть!

Но не тем холодным сном могилы…

Я б желал навеки так заснуть,

Чтоб в груди дремали жизни силы,

Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,

Надо мной чтоб вечно зеленея

Тёмный дуб склонялся и шумел.

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ - (от фр. sentiment - чувство).

В сентиментализме человеческая личность - это движения души, мысли, чувства, переживания. Темы - любовь, дружба, внутренние противоречия, страдания. Герой – простой человек.

Василий Жуковский «ПЕСНЯ» Когда я был любим…

Когда я был любим, в восторгах, в наслажденье,

Как сон пленительный, вся жизнь моя текла.

Но я тобой забыт,- где счастья привиденье?

Ах! счастием моим любовь твоя была!

Когда я был любим, тобою вдохновенный,

Я пел, моя душа хвалой твоей жила.

Но я тобой забыт, погиб мой дар мгновенный:

Ах! гением моим любовь твоя была!

Когда я был любим, дары благодеянья

В обитель нищеты рука моя несла.

Но я тобой забыт, нет в сердце состраданья!

Ах! благостью моей любовь твоя была!

ГРАЖДАНСКАЯ ПОЭЗИЯ

Не стиль – жанр, публицистика в стихах. Но сказать об этом нужно.

Основная тема – защита общественных интересов, государственность, гражданский долг. Стихи выражают социальные настроения, будят общество, призывают к деятельности.

Николай Некрасов «Поэт и гражданин»

…Нет, ты не Пушкин. Но покуда

Не видно солнца ниоткуда,

С твоим талантом стыдно спать;

Еще стыдней в годину горя

Красу долин, небес и моря

И ласку милой воспевать...

Гроза молчит, с волной бездонной

В сиянье спорят небеса,

И ветер, ласковый и сонный,

Едва колеблет паруса,

Корабль бежит красиво, стройно,

И сердце путников спокойно,

Как будто вместо корабля

Под ними твердая земля.

Но гром ударил; буря стонет,

И снасти рвет, и мачту клонит,

Не время в шахматы играть,

Не время песни распевать!

Вот пес - и тот опасность знает

И бешено на ветер лает:

Ему другого дела нет...

А ты что делал бы, поэт?

Ужель в каюте отдаленной

Ты стал бы лирой вдохновенной

Ленивцев уши услаждать

И бури грохот заглушать?

Пускай ты верен назначенью,

Но легче ль родине твоей,

Где каждый предан поклоненью

Единой личности своей?

Наперечет сердца благие,

Которым родина свята.

Бог помочь им!.. а остальные?

Их цель мелка, их жизнь пуста…

ИМПРЕССИОНИЗМ - (от фр. impression - впечатление).

Характеристики стиля - композиционная фрагментарность, ассоциативная связь предметов и образов, субъективность, сиюминутность впечатлений. Поэт стремится зафиксировать момент жизни, который никогда больше не повторится.

Афанасий Фет

На заре ты ее не буди,

На заре она сладко так спит;

Утро дышит у ней на груди,

Ярко пышет на ямках ланит.

И подушка ее горяча,

И горяч утомительный сон,

И, чернеясь, бегут на плеча

Косы лентой с обеих сторон.

А вчера у окна ввечеру

Долго, долго сидела она

И следила по тучам игру,

Что скользя затевала луна.

И чем ярче играла луна,

И чем громче свистал соловей,

Все бледней становилась она,

Сердце билось больней и больней.

Оттого-то на юной груди,

На ланитах так утро горит.

Не буди ж ты ее, не буди,

На заре она сладко так спит!

СИМВОЛИЗМ - (фр. Symbollisme, от греч. symbolon - знак, опознавательная примета).

Концепция: мир и человек - через научный опыт, логический анализ и реалистическое изображение - принципиально непознаваемы. Поэт-символист признает только интуитивное познание, хочет угадать или почувствовать глубинное состояние мира, и открыть его идеальную (духовную) сущность.

Владимир Соловьев

Милый друг, иль ты не видишь,

Что все видимое нами -

Только отблеск, только тени

От незримого очами?

Милый друг, иль ты не слышишь,

Что житейский шум трескучий -

Только отклик искаженный

Торжествующих созвучий?

Милый друг, иль ты не чуешь,

Что одно на целом свете -

Только то, что сердце сердцу

Говорит в немом привете?

АКМЕИЗМ - (от греч. akme - высшая степень, пик, максимум, расцвет).

Концепция: новое открытие красоты и ценности человеческого существования, простота и ясность поэтического языка, строгость композиции, точные слова и

образы, материальность, предметность, «радостное любование бытием» (Николай Гумилев).

Анна Ахматова

Муж хлестал меня узорчатым,

Вдвое сложенным ремнем.

Для тебя в окошке створчатом

Я всю ночь сижу с огнем.

Рассветает. И над кузницей

Подымается дымок.

Ах, со мной, печальной узницей,

Ты опять побыть не мог.

Для тебя я долю хмурую,

Долю-муку приняла.

Или любишь белокурую,

Или рыжая мила?

Как мне скрыть вас, стоны звонкие!

В сердце темный, душный хмель,

А лучи ложатся тонкие

На несмятую постель.

ФУТУРИЗМ - (от лат. futurum - будущее).

Поэт «футурист» не признает классического наследия, экспериментирует со словом, эпатирует публику, литературно хулиганит (манифест русских футуристов назывался "Пощечина общественному вкусу") и превыше всего ставит себя, свое эго.

Игорь Северянин «Эгополонез»

Живи, Живое! Под солнца бубны

Смелее, люди, в свой полонез!

Как плодоносны, как златотрубны

снопы ржаные моих поэз!

В них водопадят Любовь и Нега,

И Наслажденье, и Красота!

Все жертвы мира во имя Эго!

Живи, Живое! - поют уста.

Во всей вселенной нас только двое,

И эти двое - всегда одно:

Я и Желанье! Живи, Живое! -

Тебе бессмертье предрешено!

ДЕКАДАНС - (от фр. decadence - упадок).

Декаданс тоже не стиль – направление. Концепция: утрата надежд, идеалов, ощущение бессмысленности жизни. Темы: небытиё, смерть, культ угасающей красоты,

свобода личности, проповедь «искусства для искусства», отстранение от реальности и «уход в себя».

Зинаида Гиппиус «Бессилье».

Смотрю на море жадными очами,

К земле прикованный, на берегу...

Стою над пропастью - над небесами, -

И улететь к лазури не могу.

Не ведаю, восстать иль покориться,

Нет смелости ни умереть, ни жить...

Мне близок Бог - но не могу молиться,

Хочу любви - и не могу любить.

Я к солнцу, к солнцу руки простираю

И вижу полог бледных облаков...

Мне кажется, что истину я знаю –

И только для нее не знаю слов.

ИМАЖИНИЗМ - (от фр. image - образ).

Концепция: победа самоценного образа над смыслом и идеей произведения.

Поэт «имажинист» рассматривает поэтическое творчество, как процесс развития языка через метафору. Его стихотворение должно представлять собой «каталог образов», одинаково читаться с начала и с конца.

Сергей Есенин

В лунном кружеве украдкой

Ловит призраки долина.

На божнице за лампадкой

Улыбнулась Магдалина.

Кто-то дерзкий, непокорный,

Позавидовал улыбке.

Вспучил бельма вечер черный,

И луна - как в белой зыбке.

Разыгралась тройка-вьюга,

Брызжет пот, холодный, терпкий,

И плакучая лещуга

Лезет к ветру на закорки.

Смерть в потемках точит бритву...

Вон уж плачет Магдалина.

Помяни мою молитву

Тот, кто ходит по долинам.

АБСУРД - (от лат. absurdum - нелепость, бессмыслица).

Концепция: подчеркнутое нарушение причинно-следственных и временных связей, гротескность, алогизм, эпатаж. Яркие идеологи и практики стиля объединились в группу ОБЭРИУ (Объединение Реального Искусства).

Александр Введенский «Отрывок»

Было дело под Полтавой

нет не дело а медаль

мы дрались тогда со шведкой

чуть что вправо мы налево

тсс видим побежала

юбку синюю порвала

я кричу остановись

чуть что вправо мы налево

за сосною под Полтавой

голенький сидит Мазепа

говорит был бы Федором

было б веселей

тут все войско моё

зарыдает навзрыд

закричит заговорит

вот несчастный какой

с той поры и здесь трактир.

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ

Концепция: жизнеутверждающий пафос, верность идеалам социализма и коммунизма, интернационализм, четкая принадлежность героя к социальному слою (рабочему классу, крестьянству, интеллигенции, буржуазии).

Владимир Маяковский «Владимир Ильич Ленин»

про Ленина рассказ.

Но не потому,

нету более,

что резкая тоска

стала ясною

осознанною болью.

ленинские лозунги развихрь.

растекаться

слезной лужею, -

живее всех живых.

Наше знанье -

и оружие.

КОНЦЕПТУАЛИЗМ - (от лат. conceptus - мысль, представление).

Реакция на социалистический реализм. Поэт «концептуалист» работает не с образами - с идеями. Часто использует сложившиеся в советский период идеологические штампы «затертые до дыр советские тексты или лозунги, речевые или визуальные клише» (В. Руднев).

Тимур Кибиров «Двадцать сонетов к Саше Запоевой. 5»

Шли дни. Уже из ложки ела ты,

Вот звякнул зуб. Вот попка округлилась.

Ты наливалась смыслом, ты бесилась,

агукала средь вечной пустоты.

Шли съезды. Шли снега. Цвели цветы.

Цвел диатез. Пеленки золотились.

Немецкая коляска вдаль катилась.

И я забыл мятежные мечты.

Что слава? Что восторги сладострастья?

Что счастие? Наверно, это счастье.

Ты собрала, как линзочка, в пучок

рассеянные в воздухе ненастном

лучи любви, и этот свет возжег -

да нет, не угль - лампадный фитилек.

И, наконец, стиль нового времени:

КОСМИЗМ – (греч. κόσμος - «упорядоченный мир »)

Концепция: космос - структурно-организованный упорядоченный мир, человек – гражданин этого мира. Микрокосмос, подобен макрокосмосу. Поэт в одной строке способен соединить малое и большое.

Андрей Романов «Свет сотворения мира»

Я назвал бы Вселенную именем долгим твоим.

Победив небытьё,

не успев насладиться победой…

Разбежались трамваи,

как будто Персей с Андромедой,

Опустела жилплощадь,

чтоб места хватило двоим.

Равнодушный рассвет

Прикоснулся к твоим волосам,

В ожиданье морозов надел он походные унты.

Чтоб тебя отыскать -

Мне отпущены были секунды, -

Если на слово верить

космическим звёздным часам.

Опускается снег,

заглушая шатанья людей.

Атом выбросил кванты,

как белые флаги – квартира

Осаждённого города…

Свет сотворения мира

Только-только достиг

Петербургских ночных площадей.

И трамваи привстали на цыпочки,

Слушая снег,

Тот, который родился

На фирновом лбу Эвереста.

И Дворцовая площадь, как будто чужая невеста,

Мне напомнит тебя

Ту, которой давно уже нет:

Наша юность ушла,

Простудившись на встречном ветру.

Образумилась Лиговка.

Мойка не знает сомнений.

И над Невской губой,

В предстоящем бреду наводнений,

Ты мне шепчешь сквозь вьюгу,

Что я никогда не умру.

Лекция № 19.

Лирика (от греч. lyra – музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись стихи, песни), род литературы, в котором первичен не объект, а субъект высказывания и его отношение к изображаемому. Центральным персонажем лирического произведения оказывается сам его создатель, и прежде всего его внутренний мир. Это объективация лирического переживания в форме лирического переживания (отчуждение личного состояния, но снова в личных формах).

Лирический герой, образ поэта в лирике, один из способов раскрытия авторского сознания. Лирический герой – художественный двойник автора-поэта, вырастающий из текста лирических композиций (цикл, книга стихов, лирическая поэма, вся совокупность лирики) как четко очерченная фигура или жизненная роль, как лицо, наделенное определенностью индивидуальной судьбы, психологической отчетливостью внутреннего мира, а подчас и чертами пластического облика. Это понятие впервые сформулировано Ю. Тыняновым в 1921 году применительно к творчеству А. Блока. Лирический герой – это «я» сотворенное» (М. Пришвин). Вместе с тем такому образу сопутствуют особая искренность и «документальность» лирического излияния, самонаблюдение и исповедь преобладают над вымыслом. При обращении к образу лирического героя необходимо помнить о его: 1) целостности; 2) неадекватности его автору. Внимание к внутренней жизни лирического героя, переменам, состояниям, ощущениям.

В литературоведении существует классификация лирики по жанрам и темам (любовная, гражданская, философская, пейзажная).

Выделяют также лирику медитативную (размышления над вечными проблемами бытия) и суггестивную (внушающую, сосредоточенную на передаче эмоционального состояния).

Лирические жанры: дифирамбы, гимны, ямбы, песни, элегии, сатиры, причитания, плачи, тенсоны, альбы, баллады, пастореллы, сирвенты, канцоны, мадригалы, сонеты, триолеты, послания.

Исторический принцип классификации лирики:

В народном творчестве лирические произведения различались либо по бытовой функции (причитания: свадебные, похоронные, рекрутские, песни: плясовые, игровые, хороводные, свадебные, колядные), либо по напеву (протяжные, частые).



В античной литературе – по характеру исполнения: хоровая и монодическая, декламационная и песенная, элегическая и сатирическая; гимн, дифирамб, пеан, ода, схолия, френос, элегия, энкомия, эпиталама, эпиграмма, эпитафия, ямбы.

Средневековье – трубадуры (альба, баллада, романс, пастореллла, канцона, сирвента, тенсона, плач), труверы (песни о крестовых походах, ткацкие песни, песни о неудачном замужестве).

Ренессанс – канцона, сонет, мадригал, триолет, рондо, рондель.

Альба (прованс alba, букв. рассвет) жанр средневековой куртуазной лирики: утренняя песня о тайном ночном любовном свидании, прерываемом утренней зарей; по форме – преимущественно строфически оформленный диалог. Сложилась у трубадуров. Ср. серена: «вечерняя песня» – приглашение к свиданию (см. Серенада ).

Анакреонтическая поэзия, легкая жизнерадостная лирика, распространенная в европейских литературах Возрождения и Просвещения. Образцом А. п. служил позднегреческий сборник стихов «Анакреонтика», созданных в подражание древне-греческому поэту Анакреонту и позднее ошибочно ему приписанных. Основные мотивы анакреонтики – земные радости, вино, любовь, реже – политическое свободомыслие. Анакреонтические стихи в России писали М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, К.Н. Батюшков.

Баллада (франц. ballade, от прованс. ballada – танцевальная песня), 1) твердая форма франц. поэзии XIV–XV веков: три строфы на одинаковые рифмы (ababbcbc – для 8-сложного и ababbccdcd для 10-сложного стиха) с рефреном и заключительной полустрофой – «посылкой» (обращением адресату). Яркие образцы – в поэзии Фр. Вийона. Распространение за пределами французской поэзии получила лишь в стилизациях (В. Брюсов, М. Кузмин). 2) Лиро-эпический жанр англ.-шотл. народной поэзии XIV–XVI века на исторические (позднее даже на сказочные и бытовые) темы – о пограничных войнах, о нац. народном легендарном герое – Робине Гуде – обычно с трагизмом, таинственностью, отрывистым повествованием, драматическим диалогом. Интерес к народной балладе в эпоху предромантизма и романтизма породил аналогичный жанр литературной баллады (В. Скотт, Г. Бюргер, Ф. Шиллер, А. Мицкевич, В. Жуковский, А. Пушкин, М. Лермонтов, А. Толстой); здесь обычно разрабатывалась сказочная или историческая тематика, современные темы привлекались редко, обычно с целью героизации события или, наоборот, иронически (Г. Гейне). В советской поэзии форму баллады часто получали стихи о подвигах в годы Великой Отечественной войны (Н. Тихонов, К. Симонов).

Буколическая поэзия (греч. bukolika, от bukolikos – пастушеский) жанр античной поэзии эллинистического и римского времени (III век до н.э. – V век нашей эры), небольшие стихотворения гекзаметром в повествовательной или диалогической форме с описанием мирной жизни пастухов, их простого быта, нежной любви и свирельных песен (часто с использованием фольклорных мотивов). Произведения буколической поэзии назывались идиллиями (букв. – картинка) или эклогами (букв. – выборка), впоследствии условно считалось, что идиллия требует больше чувства, а эклога – больше действия. Зачинателем и классиком греческой буколической поэзии был Феокрит, римской – Вергилий. В новоевропейской литературе буколическая поэзия, скрестившись со средневековым фольклором в пастореле XII – XIII веков, породила разнообразные жанры пасторали XIV – XVIII веков. К буколической поэзии примыкает роман Лонга «Дафнис и Хлоя».

Газель (арабская газаль), вид моноримического лирического стихотворения (обычно 12-15 бейтов). Распространена в поэзии Бл. и Ср. Востока и Юго-Вост. Азии. Скорее всего, возникла из доисламской персидской народной лирической песни и окончательно сформировалась к XIII – XIV веку. В первом бейте рифмуются оба полустишия, далее идет рифмовка по схеме ba, ca, da… В последнем бейте должен быть упомянут тахаллус автора. Каждый бейт газели, как правило, содержит законченную мысль и имеет как бы самостоятельное значение. Высокой степени совершенства жанр достиг в творчестве персидских и таджикских поэтов Рудаки, Саади, Хафиза.

Гимн (греч. gymnos – хвала), торжеств. песнь на стихи программного характера. Известны гимны государственные, революционные, религиозные, в честь исторических событий и т.д. Древнейшие гимны восходят к литературе ранних государственных образований Египта, Месопотамии, Индии (напр., гимн «Ригведы»). В гимне усматривают зачатки эпоса, лирики, драмы.

Дифирамб (греч. dithyrambos), жанр античной лирики, возникший (видимо, в Др. Греции) как хоровая песнь, гимн в честь бога Диониса или Вакха, позднее – в честь других богов и героев. Сопровождался оргаистическим танцем; имел зачатки диалога (между запевалой и хором), способствовал возникновению античной драмы. Литературно оформился в VII веке до н. э., расцвет в V – VI векa до нашей эры (поэзия Симонида Киосского, Пиндара). В новой европейской литературе встречаются подражания древнему дифирамбу (например, у Ф. Шиллера, И. Гердера, сатирич. – у Ф. Ницше).

Кантата (от итал. cantata, от лат. canto – пою). 1) Крупное стихотворное произведение, рассчитанное на музыкальное сопровождение, обычно в форме чередования арий, речетативов и хоров, написанных разными размерами; по содержанию – обычно праздничные стихи на случай, высокого аллегорического стиля, близкие к пиндарической оде. Различались кантаты более религиозного и эпического содержания (оратории) и более светского и лирического (собственно кантаты). Разрабатывались в искусстве барокко и классицизма XVII – XVIII веков (Ж.Б. Руссо, Г.Р. Державин).

2) Крупное вокально-инструментальное произведение торжественного или лиро-эпического характера, состоящее из сольных (арии, речетативы), ансамблевых и хоровых частей. Русские композиторы второй половины XIX–XX веков сочиняли кантаты на поэтические тексты, специально для этой цели не предназначавшиеся («Москва» П. Чайковского на стихи А. Майкова, «На поле Куликовом» Ю. Шапорина на стихи А. Блока).

Мадригал (франц. Madrigal, итал. Madrigale, от позднелат. Matricale – песня на родном материнском языке), небольшое стихотворение, написанное вольным стихом, преимущественно любовно-комплиментарного (реже отвлеченно-медитативного) содержания, обычно с парадоксальным заострением в концовке (сближающим мадригал с эпиграммой). Сложился в итальянской поэзии XVI веков на основе мадригала XIV–XV веков – короткой любовной песни (под музыку) с мотивами буколической поэзии; был популярен в салонной культуре Европы XVII–XVIII века (в России – Н. Карамзин).

Макароническая поэзии (итал. poesia maccheronica), сатирическая или шуточная поэзия, в которой комизм достигается смешением слов и форм из разных языков. Русская макароническая поэзия была основана главным образом на пародировании речи дворян-французоманов.

Послание, эпистола (греч. epistole), лит. жанр, стихотворное письмо. В европейской поэзии впервые появилось у Горация, живет в латинской новоязычной поэзии средневековья и Возрождения, расцветает в эпоху классицизма XVII–XVIII вв. (Н. Буало, Вольтер, А. Поп, А.П. Сумароков). В эпоху романтизма теряет жанровые признаки (В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, А.С. Пушкин «Послание цензору»), а к середине XIX века исчезает как жанр.

Формальный признак послания – наличие обращения к конкретному адресату и соответственно такие мотивы, как просьбы, пожелание, увещевание. Содержание послания по традиции – преимущественно морально-философское и дидактическое, но были многочисленные послания повествовательные, панегирические, сатирические, любовные и пр. Грань между посланием и другими жанрами, разрабатывавшими то же содержание, по мере ослабления формальных признаков стиралась, поэтому многие послания близки к сатирам (Гораций), элегиям (Овидий), дидактической поэме (А. Поп), лирическим стихам неопределенного жанра («Во глубине сибирских руд» А.С. Пушкина).

Ода (от греч. ode – песня), жанр лирической поэзии. В античности слово «ода» вначале не имело терминологического значения, затем стало обозначать преимущественно написанную строфами лирическую хоровую песню торжественного, приподнятого, морализующего характера (особенно песни Пиндара). В эпоху Возрождения и барокко (XVI–XVII века) слово применялось преимущественно к патетической высокой лирике, ориентирующейся на античные образцы (Пиндара, Горация) и написанной строфическими стихами (П. Ронсар). В поэзии классицизма ода (XVII–XVIII века) – ведущий жанр высокого стиля с каноническими темами (прославление Бога, отечества, жизненной мудрости), приемами (тихий или стремительный приступ, наличие отступлений, дозволенный лирический беспорядок) и видами (оды духовные торжественные – пиндарические, нравоучительные – горацианские, любовные – анакреонтические). Классики жанра – Ф. Малерб, Ж.Б. Руссо. В России – М.В. Ломоносов и А.П. Сумароков (соответственно «восторженный» и «ясный» типы). В эпоху предромантизма (конец XVIII века) жанровые признаки оды расшатываются (Г.Р. Державин).

Жанры литературы - это исторически складывающиеся группы произведений литературы, которые объединяет совокупность формальных и содержательных свойств основанных на формальных признаках.

Басня — стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль.

Баллада — это лиро-эпическое произведение, т. е. рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора.

Былины — это героико-патриотические песни-сказания, повествующие о подвигах богатырей и отражающие жизнь Древней Руси IX—XIII веков; вид устного народного творчества, которому присущ песенно-эпический способ отражения действительности.

Видения — это жанр средневековой литературы, который характеризуется, с одной стороны, наличием образа «ясновидца» в центре повествования и загробным, потусторонним, эсхатологическим содержанием самих зрительных образов, явленных ясновидцу, — с другой.

Детектив — это преимущественно литературный жанр, произведения которого описывают процесс исследования загадочного происшествия с целью выяснения его обстоятельств и раскрытия загадки.

Комедия — вид драматургического произведения. Отображает все уродливое и нелепое, смешное и несуразное, высмеивает пороки общества.

Комедия нравов (комедия характеров) — это комедия, в которой источником смешного является внутренняя суть характеров и нравов высшего света, смешная и уродливая однобокость, гипертрофированная черта или страсть (порок, недостаток). Очень часто комедия нравов является сатирической комедией, которая высмеивает все эти человеческие качества.

Лирическое стихотворение (в прозе) — вид художественной литературы, эмоционально и поэтически выражающий чувства автора.

Мелодрама — вид драмы, действующие лица которой резко делятся на положительных и отрицательных.

Миф — это повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях.

Очерк — самый достоверный вид повествовательной, эпической литературы, отображающий факты из реальной жизни.

Песня , или Песнь — самый древний вид лирической поэзии; стихотворение, состоящее из нескольких куплетов и припева. Песни подразделяются на народные, героические, исторические, лирические и т. д.

Научная фантастика — жанр в литературе, и других видах искусства, одна из разновидностей фантастики. Научная фантастика основывается на фантастических допущениях (вымысле) в области науки, включая различные виды наук, такие как: точные, естественные, и гуманитарные науки.

Новелла — это основной жанр малой повествовательной прозы, более краткая форма художественной прозы, нежели повесть или роман. Автора рассказов принято именуют новеллистом, а совокупность рассказов — новеллистикой.

Повесть — средняя форма; произведение, в котором освещается ряд событий в жизни главного героя.

Ода — жанр лирики, который представляет собою торжественное стихотворение, посвященное какому-либо событию или герою, или отдельное произведение такого жанра.

Поэма — вид лироэпического произведения; стихотворное сюжетное повествование.

Послание пистолярная литература ) — это литературный жанр, в котором используется форма «писем» или «посланий» (эпистол).

Рассказ — малая форма, произведение об одном событии в жизни персонажа.

Сказка — это жанр литературного творчества, ч аще всего в сказках присутствует волшебство и различные невероятные приключения. .

Роман — большая форма; произведение, в событиях которого обычно принимает участие много действующих лиц, чьи судьбы переплетаются. Романы бывают философские, приключенческие, исторические, семейно-бытовые, социальные.

Трагедия — вид драматургического произведения, рассказывающего о несчастной судьбе главного героя, часто обреченного на смерть.

Фольклор — вид народного искусства, который отражает общие закономерности общественного развития народов. В фольклоре существует три рода произведений: эпические, лирические и драматические. При этом эпические жанры имеют стихотворную и прозаическую форму (в ли-тературе эпический род представлен только прозаическими произведениями: рассказ, повесть, ро-ман и т. д.). Особенностью фольклора является его традиционализм и ориентация на устный способ передачи информации. Носителями обычно выступали сельские жители (крестьяне).

Эпопея — произведение или цикл произведений, изображающих значительную историческую эпоху либо большое историческое событие.

Элегия — лирический жанр, который содержится в свободной стихотворной форме какую-либо жалобу, выражение печали, или эмоциональный результат философского раздумья над сложными проблемами жизни.

Эпиграмма — это небольшое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление.

Эпос — это героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве некий эпический мир героев-богатырей.

Эссе — это литературный жанр, прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Биполярное аффективное расстройство (БАР): симптомы и лечение Биполярное аффективное расстройство (БАР): симптомы и лечение Как оформить завещание на квартиру Как сделать завещание на жилплощадь Как оформить завещание на квартиру Как сделать завещание на жилплощадь Плюсы и минусы кредита: общие наблюдения Плюсы и минусы кредита: общие наблюдения