А любви не имеешь. Большая христианская библиотека

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

1-е послание Коринфянам 13 – один из наиболее известных отрывков на тему любви. Прочтем стихи 4-8а:

1-е послание Коринфянам 13:4-8a
«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает…»

Мы все могли быть втянуты в такое безумие! Что еще тогда - это жалкие суеты, которые мы можем продемонстрировать перед тем, что у нас есть? Павел говорит, что все принадлежит нам. мы сами, потому что мы сами от Христа, к которому все принадлежит. К ее зависимости мы можем иметь все для ее служения. Но важно то, что «каждый найдется верным», ибо каждый из нас - маленький или великий администратор, и каждый в этом названии получит свою похвалу не своим братом, а тем, кто читает в сердцах.

Корень раздоров в Коринфе, что это было, если не гордость? Каждый утверждал свои духовные дары и знания, забывая только одно: получить все ради чистой благодати. Более того, раздувание столько арий собственной важности означало ничего, кроме «Распятого Иисуса Христа», означало «царствовать» к настоящему времени, в то время как написано: «Если мы будем постоянными в суде вместе с ним, мы также будем царствовать». Но, зная, что это будет для них истинным счастьем, апостол просит своих близких следовать за ним таким образом.

Одной из многих черт любви, на которой я хотел бы уделить здесь внимание, является та, что любовь не «мыслит» зло. Слово «мыслит» в этом отрывке –перевод греческого глагола «логизо», что означает «считать, вычислять, подсчитывать ». Так, любовь не считает, не подсчитывает зло. Это любовь без расчета на возможную личную выгоду.

Он был их духовным отцом и хотел походить на него, поскольку дети напоминают его отца. Теперь, если его предупреждения не были услышаны, Павел был готов, когда он пойдет к ним, чтобы использовать штангу, то есть принять серьезные меры, отцовский долг, который он должен был бы на благо своих «дорогих детей».

Апостол теперь сталкивается с болезненным аргументом. Как будто человек, оказавшийся в проказе, сделал вид, что игнорирует его болезнь и скрывает раны под роскошной одеждой. Во имя Господа апостол утверждает искренность и истину и не стесняется раскрыть это зло никоим образом. Перед каждым служением и каждым христианским свидетелем необходимо, чтобы совесть была в порядке. И святость требует от верующих не только воздерживаться от зла ​​в их жизни, но и отделять себя от людей, которые живут во грехе, хотя и очаровывает титул детей Божьих.

Я думаю, что такую любовь подразумевают слова Господа нашего в Евангелие от Матфея 5:38-42:

Евангелие от Матфея 5:38-42
«Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся».

Какая великая причина, почему, индивидуально и как конгрегация, мы должны смотреть на каждое общение и каждую легкость в отношении зла? Конечно, не наше начальство над другими, но бесконечная ценность жертвы, которая согрешила наши грехи. В Коринфе было еще одно расстройство. Некоторые братья дошли до того, чтобы принести свои ошибки в суды этого мира. К сожалению печальное свидетельство! Апостол возобновляет и того, кто не терпел не того, а того, кто его совершил. Так и были некоторые из вас, заключает он; но вот что сделал Бог: вы были омыты, освящены, оправданы!

Только та любовь, что не подсчитывает зло, может служить словам Господа, приведенным выше. И такова любовь Бога, как Он показывал ее нам:

Послание к Римлянам 5:6-8
«Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. НО БОГ СВОЮ ЛЮБОВЬ К НАМ ДОКАЗЫВАЕТ ТЕМ, ЧТО ХРИСТОС УМЕР ЗА НАС, КОГДА МЫ БЫЛИ ЕЩЕ ГРЕШНИКАМИ».

И вот почему вы снова стали грязными? Бог искупил его, и мы никогда не забудем, по какой цене! Цель состояла в том, чтобы сделать его членом Его тела для Христа, и для Святого Духа храм, который должен быть свят как святой, является его Божественным Гостем.

Все указания, данные Апостолом Павлом здесь, пропитаны святостью. Но Дух вводит новую силу, которая преодолевает естественные импульсы, не сводя к минимуму ценность брака. Жить этой силой и отказаться от брака - это лучшее, что нужно сделать: вы живете вне сферы, где грех так легко работает.

И Послание к Ефесянам 2:4-6
«Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, --благодатью вы спасены, -- и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе».

Любовь Бога проявляется не только в том, что отдал Он Своего Сына, но и в том, что отдал Он Его грешникам, мертвым по преступлениям и грехам! И такая любовь нам пример:

Но он принимает особый дар от Бога, как и Павел. В главе 8 Павел рассказывает о забитом мясе, которое часто предлагалось на языческих алтарях перед продажей на рынке. В наших странах это уже не проблема, но эти призывы распространяются на все случаи, когда мы можем шокировать другого верующего.

Мы не должны быть в восторге от слабых, но стремимся строить друг друга. Мы должны «судить» брата или «презирать» другого «как все мы предстаем перед судом Божьим». И мы сталкиваемся с такой же опасностью, мы, которые часто знают так много правды с помощью интеллекта больше, чем сердцем.

1-e послание Иоанна 4:10-11
«В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга».

Евангелие от Иоанна 15:12-13
«Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».

Чтобы знать «как знать», вы должны любить Бога; и любить это означает претворить в жизнь то, что у нас есть привилегия познания. Воодушевленные их дарами и их знаниями, некоторые люди приписывали преобладающее положение коринфскому собранию. И, как повышение часто приводит к снижению других, они стали оспаривать авторитет апостола, то есть Бога. Поэтому Павел обязан оправдывать свое служение и поведение. Евангелизировать был его долг, он требовал Господа, и он не ослушался небесного видения.

Пример земного работника часто возвращается в Слово и подчеркивает, прежде всего, усталость, связанную с этой работой; тогда надежда и вера, которые фермер должен оживить; и, наконец, терпение, с которым он должен ждать «драгоценного плода земли». Теперь Коринфяне были «полем Божьим», и верный рабочий Господа продолжал свою работу, вынуждая отказаться от многих законных вещей, чтобы не создавать никаких препятствий для Евангелия Христа. Теперь Павел совершил болезненную прополку, разрывая в некотором роде все плохие травы, которые выросли на коринфском поле.

1-e послание Иоанна 3:16
«Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев».

Любовь Бога не подсчитывало наше зло. Не считало то, что мы были мертвы по преступлениям и грехам. Бог отдал Своего Сына не ради праведников, а ради грешников:

1-е послание Тимофею 1:15
«Христос Иисус пришел в мир спасти грешников».

Апостол стал слугой всех, чтобы заработать их в Евангелии. Должно ли быть выведено, что он выступает за любой компромисс? Павел считался «соблазнителем» для Христа, но он был «истинным». Но, как Иисус в колодце Сичара, он знал, что находит каждую душу на своей собственной земле и говорит на понятном ему языке. Евреи представили Бога Израиля, их ответственность в том, чтобы отвергнуть Спасителя, Сына Давида и прощение грехов. Идолопоклоннические язычники объявили одного Бога, терпеливого к его созданию, приказав покаяние.

Апостол постоянно на глазах у него получал приз, который он должен был увенчать своими усилиями: все души были спасены его служением. Стремясь к этой цели, он побежал, как спортсмен на стадионе, строго дисциплинируя свое тело, не думая о победе. Но у спортивного чемпиона есть только эфемерная слава, лавры, которые завтра будут мертвы. С другой стороны, наша христианская раса имеет в качестве своего приза гораздо более славную и неподкупную корону. Итак, давайте вернемся, чтобы вернуть его.

Евангелие от Луки 5:32
«Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию».

Христос омыл ноги не только послушным ученикам, но и непослушным. Такова настоящая любовь Бога. Любовь, о которой речь идет в 1-м послании Коринфянам 13, состоит не в том, чтобы любить только тех, кто любит тебя, и тех, кто, по вашему мнению, «заслуживает» вашей любви. Но любить тех, кто не любит тебя и тех, от кого нечего ожидать и даже тех, кто причинил тебе вред:

На примере Израиля Павел заставляет нас измерять большую ответственность тех, кто исповедует себя как христиане. Бог не может угодить большинству из них, потому что ему не хватает веры. И торжественно предупреждает нас о тех, кто заслуживает этих плодов плоти, хотя благодать действует в пользу верующего. Теперь это зло, которое скрыто в нас, соблазнительница пытается заставить его выйти через его ходатайства, чтобы заставить нас упасть. И это точно, когда мы можем чувствовать себя сильными своими силами.

Но «Бог верен»; какая обнадеживающая мысль! Зная нашу слабость, Он не позволит сатане искушать нас, кроме того, что каждый из нас может терпеть, и он заранее подготовил победный результат. Давайте полагаться на эти обещания каждый раз, когда появляется Враг.

Евангелие от Матфея 5:43-48
«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный».

Причастие с Богом, благословенная часть верующего, исключает любые контакты с идолопоклонством, даже в его самых замаскированных формах. Причастие выражается, в частности, в «Таблице Господа». Те, кто участвуют в кубке и хлебе, как правило, все искуплены Господом, но далеко не все искуплены Господом. Но мы видим их верой, представленной в одном хлебе, видимым признаком того факта, что есть одно тело. Он выражает то, что единство Церкви, которое религиозный мир утверждает, что хочет совершить, пока оно существует, хотя, к сожалению, единства всех верующих не существует.

Возможно, множество раз мы читали эти строки и возможно, множество раз думали мы, что они сложны в применении. Но любовь – не что-то, что исходит прямо из нас. Ничего не можем мы творить сами от себя (Евангелие от Иоанна 5:30). Напротив, любовь – это ПЛОД – что-либо, что дано НОВОЙ ПРИРОДОЙ. Когда мы подчиняемся Господу, когда позволяем Христу вселиться в сердца наши (Послание к Ефесянам 3:17), новая природа приносит свой плод так же, как и обычное дерево: т.е. ЕСТЕСТВЕННО.

Теперь поиск интереса других означает не просто заботиться о своем благополучии: это также означает думать о своей совести. Это означает делать определенные вещи для них и воздерживаться от этого. Даже в этом отношении у него возникнет соблазн спросить меня: В нынешней ситуации, есть ли у меня свобода благодарить вас?

Несколько частей Библии были предметом стольких споров, как учения этих глав. Почему апостол? или скорее Святой Дух? он имеет дело с кажущимися минимальными проблемами, такими как тот факт, что женщина должна носить длинные волосы и не молиться, не закрыв голову? Прежде всего, давайте вспомним, что наше христианство состоит не из каких-то прекрасных действий, принимаемых время от времени, а в том, что оно составлено из множества деталей, которые формируют нашу повседневную жизнь. С другой стороны, давайте вспомним, что Бог является суверенным и не обязан предоставлять нам объяснение всего, что он требует в своем Слове.

Послание к Галатам 5:22-23
«ПЛОД же духа: ЛЮБОВЬ, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона».

Примечания

См: E.W. Bullinger "A Critical Lexicon and Concordance to the English and Greek New Testament", Zondervan Publishing House, стр. 628

Я не знаю более сильных и глубоких слов о любви, чем те, которые сказал апостол Павел в главе 13 Первого послания к коринфянам. Эти слова называют «Гимнам любви». «Если я говорю языками человеческими и им ангельским, а любви не имею, то я - медь звенящая, или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, знаю тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то и ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело на сожжение, а любви не имею, - нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится. Когда я был младенцем, то по- младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1 Кор. 13).

Послушаться без споров - это просто истинное послушание. Таким образом, эти инструкции являются своего рода испытанием для каждой христианской девушки или женщины. Как будто Господь спросил ее: Ты делаешь это для меня? Будет ли у вас соблазн продемонстрировать свою зависимость и ваше представление с помощью этого внешнего знака, или вы будете делать потребности моды или комфорта на переднем плане?

Наконец, не будем забывать об этом торжественном факте: невидимый мир ангелов наблюдает, как верующие отвечают на мысль Бога. Какое шоу мы им предлагаем? В Коринфе были вечеринки. Собрания собрания также возмущались. Богатые сделали бедных бедными и их ревность. Что еще более серьёзно, ужин Господа, смущенный агапе, был неблагодарен многим. Апостол дает возможность вспомнить, что Господь открыл ему.

Любовь превыше всего, она превыше всех духовных даров, - говорит апостол Павел. Путь любви - это путь превосходнейший, то есть путь, который превосходит действие всех духовных даров в том случае, если мы пользуемся этими дарами без любви, которая призвана координировать и гармонизировать использование даров.

В нашей обыденной жизни словом «любовь», как правило, обозначается чувство (эмоция). Когда, например, говорят, что Иван любит Марью, то имеют в виду определенное более или менее глубокое чувство, которое Иван испытывает к Марье. Апостол же описывает любовь не как чувство, не как эмоцию. Он показывает ее проявление в действии, говорит о том, как поступают любящие. По существу словом «любовь» апостол описывает святую жизнь, которую производит в нас полнота Святого Духа.

Ужин - это святое воспоминание о Христе, который нам дан. Память, которая, безусловно, говорит о сердце каждого участника, но также провозглашает этот факт: Тот, кто есть Господь, должен умереть. И до Его возвращения мы приглашаем объявить эту смерть Господа таким великим и простым языком, которым нас учили. Этот мемориал, наконец, говорит с совестью верующего, поскольку смерть Христа означает осуждение греха. Обедая, не будучи впервые судимым, таким образом подвергает себя воздействию этого осуждения.

Таким образом, была объяснена слабость многих в Коринфе, болезнь и даже смерть, которые затронули некоторые из этих наказаний. Однако страх не должен удерживать нас, но он может и должен согласиться с горячим ответом тому, кто сказал: «Сделай это в память обо мне».

Подлинная любовь в нас - всегда от Духа Святого, Подлинная любовь диктует мотивы наших поступков и объяснит их. Пребывание в состоянии подлинной любви - это важнейшая характеристика зрелого христианина, характеристика святого. А к святости призваны все мы, то есть все мы призваны к любви.

Павел говорит нам, что любовь долготерпелива, милосердна, бескорыстна, правдива, исполнена надежды, вынослива, не завистлива, не горда, не эгоцентрична, то есть не ставит конкретного человека в центр забот и попечений.

Говоря об собраниях, апостол дал первое место празднованию обеда. Затем он занимается подарками и услугами, которые находятся в центре здания. Не пренебрегайте ни одной из этих встреч! Павел напоминает этим верующим, что они когда-то были идолопоклонниками, таскались сатанинскими духами. Теперь Дух Божий ведет их, работая в них «как Он пожелает» через дары, которые он распределяет. Апостол перечисляет эти дары, указывая, что они даны для общего блага. И, чтобы проиллюстрировать как часть Церкви, так и разнообразие услуг, он принимает пример человеческого тела: состоящий из многих конечностей и органов, которые могут функционировать только в присутствии других, тем не менее он является единственным организмом, будет, что голова говорит каждому члену.

Но какое время в будущем имеет в виду апостол, говоря, что тогда и пророчества упразднятся, и языки умолкнут, и знание упразднится? Конечно же, время после второго пришествия Иисуса Христа.

Любовь - это живой динамический центр, который собирает, координирует, организует и регулирует духовные дары.

Любовь направляет действие духовных даров, ориентирует их действие на служение ближним во славу Господа. Можно сказать, что любовь - это необходимое и достаточное условие правильного пользования духовными дарами. Дарования бесполезны, если ими пользуются без любви.

Высший вид любви - это любовь к Богу, которая проявляется прежде всего в нашей любви к ближнему. Воз любви к Богу невозможна и подлинная любовь к ближнему. Апостол Иоанн утверждал: «Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец; Ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит» (1 Ин. 4:20). Любая подлинная любовь - это, в конечном счете, любовь к Богу.

Если любовь к Богу будет руководить нами, нашим сердцем, то мы будем святыми и не сможем совершить греховного, то есть неправильного поступка. Именно поэтому святой Августин дает такую рекомендацию для повседневной жизни: «Люби Бога и делай, что хочешь».

Почему именно любовь превыше всех духовных даров? Потому что она является образом Божиим, подобием нашего Творца, ибо «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4:16).

Духовные дары временны, они действуют лишь в земном, временном мире и сохраняют свое значение лишь до второго пришествия Иисуса Христа. Когда Иисус вернется к нам, верующие обретут иные дары, которые, видимо, будут бесконечно превосходить известные нам духовные дары, о которых апостол Павел пишет в Первом послании к коринфянам: слово мудрости, знания, вера, дар исцелений, дар чудотворения, дар пророчества, дар различения духов и т. д.

О дарах же, которые верующие обретут после второго пришествия Иисуса, апостол написал такие слова: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9).

И пророчества, и знания позволяют лишь отчасти проникнуть в истину, поэтому они потеряют всякое значение, когда истина откроется нам во всей полноте и абсолютной всецелостности.

Любовь по своей природе всеобъемлюща и всепроникающая, поэтому она переживет все земное и пребудет вовеки.

В завершение скажу немного о смысле 12-го стихи из главы 13 Первого послания к коринфянам: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан». Апостол говорит: и этой ЖИЗНИ мы ВИДИМ небесное как бы в тусклом зеркальном отражении, туманно и неопределенно, а и жизни будущего века нам дано будет узреть Бога «лицом к лицу».

Кстати, то, что в русской Библии переведено с оригинального греческого текста Послания словами: «видим как бы сквозь тусклое стекло», точнее было бы перевести словами: «видим как бы в туманном зеркале».

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Как убрать билирубин. Билирубин повышен. Лечение народными средствами. Отвары и настои Как убрать билирубин. Билирубин повышен. Лечение народными средствами. Отвары и настои Как управлять народом или лоботомия нации Как управлять народом или лоботомия нации Что значит повышенный холестерин и насколько он опасен? Что значит повышенный холестерин и насколько он опасен?