Вселенная EVE online. Фиты кораблей в EVE Online: Vexor Фиты для кораблей eve на русском

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Если вы купили мощный и быстрый корабль , то может показаться, что это будут постоянные победы и удачи. Но это все иллюзией до тех пор, пока вы не решитесь создать правильный фит своему судну. Фит, или по-другому, является неотъемлемой частью каждого корабля, именно поэтому вам придется уделить много времени для того, чтобы правильно оснастить его. Вероятность вашего успеха в бою или в майнинге будет напрямую зависеть от того, чем заняты модули вашего шипа . Для того, чтобы не прогадать и правильно выбрать себе фит, мы рекомендуем вам ознакомиться с данной в этом гайде информацией. Здесь мы попытаемся осветить такие моменты, как комфортная дистанция, ролевой выбор, оборона и просто общие положения фиттинга.

Геймплей EVE Online уникален тем, что предлагает игрокам корабли по-своему уникальные, но и по-своему уязвимые. Вы не найдете в этой игре во всем идеальный вариант. Ведь если корабль будет хорош в добыче ресурсов, то в PvP он будет лишь обузой для своего отряда. Но преимущество правильного фиттинга в том, что даже шахтерскую баржу вы сможете сделать способным соперником для другого игрока. Главное все тщательно распланировать и просчитать.

Набор ваших модулей очень сильно зависит от целей полета. Вопрос как будет сильно различаться у кораблей для PvP и у кораблей для PvE. В первом случае вас ждет много резвой танковки и сложных убийств, а во втором все более просто и продумано. Хотя это еще не все различия в фит Eve online: если вы участник PvP, то ваш фит может сильно различаться с другим игроком. Так как в борьбе с другими игроками могут быть разные роли и цели, то и фит ставится соответственно этим ролям и целям.

  • Обычные перестрелки - будет идти после кайтинга, то есть больше 27км. Заканчиваться такая дистанция будет на 70км. Здесь вам можно разделить фит на два вида:
    • Жертвующие своей танковкой и DPS для того, чтобы поднять скорость и маневренность;
    • И как раз обратная характеристика - минимум быстроты и маневров, но зато высокий урон и танковка.

    Здесь уже будут подбираться большие трудности. Многие игроки потерпели поражение из-за того, что собрали неправильный для такой дистанции фит. Для того, чтобы этого избежать, нужно лучше понимать тактику боя и свое окружение вообще. С таким фитом всегда есть опасность выйти из допустимой дистанции орудий или же наоборот - подлететь к врагу сильно близко. Для такой дистанции можно взять судна , у которых есть возможность стрелять ракетами, реилганы и что-то из пульсовых лазеров.

    4.Снайпер - самая дальняя дистанция, выходящая за пределы 70км. Здесь очень важен выбор позиции, а также полный контроль окружающей ситуации. К такому можно причислить корабли (через них возможно использовать Beam Lasers). Можно также использовать пульсового оракула, который очень полезен в таких расстояниях.

    И прежде, чем приступать к следующему пункту, необходимо заметить четыре важных момента:

    • Каждая раса имеет свой набор кораблей для любой дистанции.
    • Можно встретить такое оружие, которое будет рассчитано сразу на две-три дистанции. Но нельзя уверить в том, что урон будет одинаковым как с близкого, так и с дальнего расстояния.
    • Исключение - это Raven. Такой модуль может быть почти одинаково полезен во всех дистанциях битвы.
    • Стрельба топорами (это самая близкая дистанция) сможет дать вам некоторое преимущество. Ваши снаряды доходят намного быстрее, в то время как дальнобойное орудие будет нестись через все 100 км.

    Выбор роли корабля в

    Когда вы поняли границы ваших действий, необходимо понять свое предназначение, или роль. Определиться с этим вам необходимо в обязательном порядке, так как вы можете напороться на узкоспециализированный , который будет давать бонусы, но только к своей специализации, возможно, вам абсолютно неинтересной. Особенно это важно, если вы играете во флоте. Но даже в соло-похождениях вам необходимо иметь свою роль. Для определения роли вам необходимо правильно настроить свои слоты. Итак, есть всего 6 ролей для ведения своего ПвП:

    1. Только DPS - здесь все просто - наносите как можно больше урона, и вы будете счастливы. Обычно во флоте эту роль занимают две трети кораблей.
    2. Таклеры - в этой роли вы будете не просто наносить урон, но и удерживать противника в рамках поля боя, чтобы он ускользнул. Для таких целей зачастую используют команду из мелких фрегатов, кораблей T3 интердикторов и тяжелых интердикторов. Таклеры обычно пускают на противника сетку или скребок. Дистанция, на которую таклер может отлетать от флота, зависит от стоимости самого судна и его оснащения.
    3. Разведчики, или скауты - их цель - находить PvP. Обычно действия происходят следующим образом. Выбирается система или несколько; разведчик пролетает ее (для полета используют цептор) и ищет цели. Также в его обязанностях сообщить о недоступных для варпа сферах возле ворот, размерах локала и тому подобное. В основном, на его плечах лежит скан и задержка больших кораблей до подтягивания флота. Часто с такими ролями выходят командиры флота на каком-нибудь антибабл-корабле с хорошими бонусами, но из-за медлительности такое судно будет уступать цептору.
    4. Логисты - в других ММО такую роль обозначили бы хилером. Ремонтировать свою флотилию не обязательно, но лишней такая услуга точно не будет, наоборот - это будет большое подспорье. С плохим логистом всему флоту будет конец (в большинстве случаев), с хорошим и сильным - флот сможет дать очень сильное сопротивление. Логист обычно всегда летает со своим отрядом и следит за его состоянием.
    5. РЭБ - это радиоэлектронная борьба, которую будут использовать для дальнего боя. Обычно эта роль несет на себе много ненависти со стороны противников, и на прицел их садят первыми. Но как бы то ни было, эта роль как раз подойдет для новых игроков, так как имеет большую дистанцию между собой и флотом, а также не требовательная к навыкам и финансам.
    6. Бонусники и командиры флота - эти роли могут присвоить себе как два разных человека, так и один персонаж, который будет управлять с одного корабля. Такие судна имеют большую живучесть - это необходимо, ведь стоит погибнуть командиру, флот разбежится. Для бонусника важно быть вместе с флотилией, когда активируют линки и делают переварп. Но для командира флота важно еще наблюдение за порядком во флоте и организация стратегии для него. В общем, он может и в бою не принимать участие, а просто раздавать приказы.

    И в дополнение хочется дополнить: используйте бонусы, которые может дать вам фит. Очень часто на них забивают, хотя это можно использовать в свою пользу.

    Средства защиты и оснащение корабля

    Теперь мы переходим к третьему моменту, который нужно рассмотреть для правильного подбора модулей. Вы должны учитывать ваши эффективные ХП и танковку. Это может показаться не таким важным фактором, если вы одиночка. Но если вы часть флотилии, то вам важно иметь такую же танковку, как и у других участников флота. Такое распределение крайне важно для того, чтобы флот двигался с одинаковым темпом и ему не приходилось бы заниматься ремонтом по дороге. Да и вообще: равенство во флоте больше сплочает пилотов.

    Итак, защиту можно разделить на шесть видов:

    • Пассивная броня - эта защита создается плитами (plates) в 3-6 малых слотах судна и 2-3 ригами. Если вам быстро убрали щиты, то с броней им придется много повозиться. Пассивная броня приносит много эффективных ХП, но зато делает корабль толстым и, соответственно, медлительным.
    • Пассивный щит - для его создания необходимо занять 2-5 средних слотов модулями shield extender и 2-3 рига расширением щита. У шита автоматическая регенерация, поэтому вам не придется ставить очень много такого рода модов. Именно в этом и заключается основное преимущество. К тому же корабли с такой защитой не будут «набирать» лишний вес, а значит не будут терять скорость и маневренность. Хотя от этого будет сильно повышена сигнатура, что, в свою очередь, увеличит урон, вам наносимый.
    • Активный щит - создается добавлением в средние слоты модуля на сопротивление щита, плюс 1-2 бустеров щита и 2-3 рига на сопротивление щита. Вы можете спокойно летать по вселенной и активировать резисты и шилд бустеры, когда вам будут наносить урон. В качестве шилдбустера вам позволено применять как обычный вариант, так и вариант с батарейками. В первом случае вы будете терять энергию корабля при использовании модуля, а во втором модуль будет использовать энергию батареек и защиты побольше наваливать; но как ни сложно догадаться, батарейки вечно работать не будут.
    • Активная броня - здесь нужны модули (несколько штук) на сопротивление брони в малых слотах, 1-3 модуля на откачку брони и можно линк на армор. Модуль на восстановление брони имеет большую цикличность, чем шилдбустеры, и может отремонтировать вас полностью.
    • Танковка скоростью - ваша цель быть быстрым, кружится вокруг своей жертвы и, к примеру, таклить ее. Здесь вам необходим один средний shield extender. Благодаря высокой скорости, вы будете заставлять врагов промахиваться.
    • Двойная танковка - здесь вам придется зафитить активный шит и танковку броней. Это редкая защита и зачастую его применяют очень прокачанные игроки. Если в вашем понимании не укладывается, для чего этот вид защиты, то даже не думайте его ставить.

    Как установить фит?

    Теперь мы попытаемся раскрыть один из самых важных вопросов: как все модули поставить по своим местам. Допустим, что вы уже имеете точное представление о дистанции, роли и защите вашего судна, вы примерно знаете, какие модули вам подойдут. Итак, заходим в соответствующую вкладку и открываем окно модулей, где показаны все слоты, группы и необходимая информация. В общем, все должно выглядеть примерно так:

    Объяснение каждой цифры мы представим ниже:

    1. Здесь можно просмотреть модули в виде эмуляции для вашего судна.
    2. Весьма удобное разделение по модам. Здесь вы можете выбрать, например, большие слоты, и они вам показаны.
    3. Другой перечень модулей, но уже разделенный на отдельные группы.
    4. Список больших (high) слотов.
    5. Список ригов.
    6. Список подсистем (есть не на всех кораблях). По сути, он будет доступен лишь круизерам T Это некое подобие ригов. Но функционал судна они могут значительно поменять. Например, вы можете сильно увеличить свою скорость, получить терпимость к бублю или на 5% поднять маневренность, если активируете одну из этих подсистем. Естественно, здесь еще многое зависит от ваших скиллов.
    7. Малые (low) слоты.
    8. Средние (medium) слоты.
    9. Место для установки оружия. Установка ракет проходит в другом месте.
    10. Информация об энергии корабля. Если значения, обозначенные здесь, снизятся до определенного предела, часть модулей (а именно: те, которые зависят от энергии) перестанет работать. Будет очень неприятно, если вдруг во время боя вы лишитесь резистов, шилд бустера или лазеров.
    11. Значения нашего DPS и альфа-урона.
    12. Показатели защиты: эффективные ХП и список установленных резистов.
    13. Захват целей.
    14. Информация о навигации, скорости и маневренности.
    15. Информация о дронах.
    • Power Grid Management - бонус в 5% для мощности энергетических систем корабля;
    • CPU Management - бонус в 5% для CPU;
    • Shield Upgrades - бонус 5% на уменьшение энергетического потребления для модулей щита;
    • Weapon Upgrades - бонус 5% на уменьшения потребления CPU оружием;
    • Electronics Upgrades - бонус 5% на уменьшение мощности CPU для модулей co-processors и signal amplifiers;
    • Advanced Weapon Upgrades - бонус 2% на уменьшения потребления CPU оружием (требования - Weapon Upgrades V, развитие которого будет очень долгим);
    • Mining Upgrades - бонус 5% на уменьшение потребления CPU майнерским оснащением;
    • Energy Grid Upgrades - --бонус 5% на уменьшение потребления CPU модулями из Инженерского оборудования.

    Старайтесь выкачивать эти во все пять уровней. Они очень помогут вам во время сборки своего фита.

    Вся описанная здесь информация скорее всего понадобится вам, если вы решили правильно оснастить свой шип. Мы описали вам разные виды дистанций, на которых могут использоваться модули, роли кораблей, техники защиты и просто интерфейс вкладки фита. Играйте и собирайте свой корабль правильно, и вам не придется быть проигравшим.

    Если вы уже спланировали необходимый набор модулей, то заказать его можно через онлайн-магазин RPGcash. У нас большой , среди которого вы обязательно найдете необходимые вам варианты. Но кроме этого у нас можно заказать иски, и многие другие товары из вселенной . Сопровождаться все это будет выгодной ценой и безопасной доставкой, выполняемой профессионалами. А для постоянных клиентов у нас скидки. Оставляйте свои заказы и собирайте корабль своей мечты вместе с нами.

    Любые корабли в EVE Online представляют из себя многоуровневый конструктор, благодаря которому игровая механика позволяет собирать совершенно разные по возможностям боевые или мирные машины. Возможность оборудования (фиттинга, от англ. «fitting») каждой модели корпуса корабля заложены в его базовых параметрах и не могут быть изменены. Тем не менее в этих рамках из каждого корпуса может получиться до нескольких сотен оборудованных вариаций, обладающих неповторимыми характеристиками.

    Эффективные фиты (от англ. «fit») кораблей в EVE Online представляют из себя краеугольный камень успеха для пилота, управляющего им. Следует понимать, что совершенных фитов в игре не существует. Благодаря игровому балансу невозможно собрать машину, которая могла бы эффективно решать много игровых задач одновременно. Как правило, продуманный «fit» корабля в EVE Online решает всего одну-две игровые задачи.

    Тем временем, оформите триал EVE Online и приступайте к игре. Разобраться вам поможет начальное обучение и многочисленные консультанты в чате помощи.

    Только общая концепция фита корабля и понимание особенностей его применения позволят пилоту выходить победителем из боев.

    В промышленной деятельности хороший фит промышленного корабля позволит добиваться более высоких экономических показателей. Чтобы быть неуловимым и в целом превосходить других пилотов по своей эффективности, следует качественным образом продумать «fit» своего корабля в EVE Online.

    Окно фита корабля или "Служба оснащения" открывается через неоком, Alt - F, через меню ПКМ,через службы станции. В данном окне визуально отображены все слоты корабля и его основные характеристики.

    Через Кн. "Посмотреть" можете увидеть ваши ранее сохраненныйе фиты (или корпоративные фиты). Так же открыв окно сохраненных фитов на вкладке "Управление оснащением" можно через кнопку "Экспорт" сохранять группы фитов на ваш компьютер(путь в вин.7 C:\Users\Учетная запись\Documents\EVE\fittings), а через кн. "Импорт" сагружать фиты с компьютера в игру. В окне "Управление оснащением" вы можете переименовать свои фиты, установить их на корабля (все элементы фита должны лежать в ангаре), удалить.

    А теперь разберем основные характеристики и модули кораблей eve:

    1. Фит корабля. PG , CPU, и Capacitor


    Все корабли в eve обладают следующими характеристиками, влияющими на возможности фита корабля

    Power Grid (ПГ, реактор)- бортовая энергосеть корабля.

    CPU (ЦПУ) - центральный процессор управления корабля

    Capacitor (капаситор, капа) накопитель энергии корабля

    У корабля есть базовое значение данных параметров. В то же время каждый активный(пассивный) модуль имеет соответствующие требования по ПГ и ЦПУ, так что установить на корабль можно будет только те модули характеристики которых по ПГ и ЦПУ не будут превышать мах. значений корабля.

    Максимальные значения ПГ и ЦПУ для каждого корабля индивидуальны и увеличить их можно с помощью спец. модулей и навыков.

    Активные модули потребляют так же капаситор корабля: ед. капы за цикл. Т.е. в начале каждого цикла работы модуля расходуется энергия капаситора.

    Например 10MN Afterburner II(АБ): стоимость активации 88 ГДж, продолжительность цикла 10сек., значит каждые 10сек. будет забираться 88 единиц из капаситора.

    Данный принцип работы хорошо иллюстрируется на добывающих баржах, если включить одновременно все модули добычи руды, то капа может просесть до нуля. А если включить модули друг за другом с задержкой по времени, то капа будет успевать генерироваться.

    Наличие энергии в капаситоре корабля будет поддерживать работу АБ (скорость корабля), работу активных модулей защиты по щиту или броне и др. устройств. При полном израсходовании энергии накопителя корабля данные модули отключаться и корабля потеряет и скорость и часть защиты, что быстро приведет к его потере.

    Капаситор представляет из себя некоторый аналог коденсатора с возможностью постоянной зарядки.

    В описании корабля указаны две характеристики капаститора: объем капаситора и время полной перезарядки . Соответственно отсюда получаем скорость перезарядки накопителя корабля. Скоростьзарядки по времени не равномерна и самая большая скорость регенерации энергии (в 2,4 раза больше средней) достигается при разряде капаситора до 30% его объема. В начале разряда и в конце скорость зарядки самая маленькая.

    На базовый объем капаситора и скорость перезарядки влияют спец. модули и навыки.

    Рассмотрим модули улучшающие характеристики фита корабля по ПГ, ЦПУ и капаситору.

    Все модули данной ветки не потребляют энергию капаситора корабля.

    Данные модули можно разделить на модули усиления и модули перераспределения.

    Модули усиления – увеличивают одну или несколько характеристик корабля.

    Модули перераспределения – увеличивают одну характеристику корабля за счет уменьшения другой.

    Универсальный модуль

    Power Diagnostic System – устанавливается в Low разъем (низкой мощности), влияет на несколько характеристик корабля, увеличивает объем и скорость подзарядки Capacitor , увеличивает объем и скорость подзарядки щита , увеличиваетPower Grid корабля

    Power Grid

    Раздел рынка Engineering Equipment (Инженерное оборудование)

    Reactor Control Unit - (Low разъем). Увеличивает ПГ корабля в % отношении. Чем больше базовое значение энергосети корабля, тем большую прибавку дает данный модуль.

    Auxiliary Power Core - (Low разъем). Дополняет основную силовую установку, повышая мощность энергосети на определенное значение от 10 до 13 МВт. Целесообразно фитить на кораблях типа фрегат.

    Максимальные значения ПГ для каждого корабля индивидуально, навык увеличивающий значение ПГ - Power Grid management

    Capacitor

    Раздел рынка Engineering Equipment

    Capacitor Battery - (Med разъем.) Увеличивает объем капаситора.


    Capacitor Booster - (Med разъем). Быстро подзаряжает энергию капаситора за счет использования Cap Booster Charges (батареек), которые заряжаются в модуль и расходуются в течении цикла работы. Обеспечивают быстрое повышение заряда накопителя, но расходуются со временем (необходим запас батареек в трюме корабля), имеют приличный объем.

    Cap Recharger – (Med разъем). Увеличивает скорость перезарядки капаситора

    Capacitor Flux Coil - (Low разъем). Довольно прилично увеличивает скорость подзарядки накопителя, но немного уменьшает его максимальную ёмкость.

    Capacitor Power Relay - (Low разъем). Увеличивает скорость подзарядки конденсатора за счет уменьшения эффективности систем накачки щита (Shield Booster)

    Дистанционные модули передачи энергии.

    Устанавливаются в High разъем

    Energy Transfer Array - Передает накопленную в капаситоре энергию другому кораблю.

    Целесообразно фитить на корабли логисты.

    И еще два модуля откачки и нейтрализации энергии капаситора .

    Nosferatu - Выкачивает энергию (Energy Vampires ) из накопителя корабля-цели и передает ее на ваш корабль.

    Модуль Nosferatu может понизить уровень заряда капаситора цели до уровня заряда вашего собственного конденсатора, но не ниже. Можно применять в ПВЕ и ПВП.

    Energy Neutralizer - Нейтрализует(уничтожает) часть энергии накопителя выбранного корабля-цели. Основное применение ПВП.

    На базовый объем капаситора и скорость перезарядки влияют навыки: Capacitor Management и Capacitor Systems Operation

    Раздел рынка Electronics and Sensor Upgrades

    Co-Processor - (Low разъем). Увеличивает вычислительную мощность процессора корабля в % отношении.

    ЦПУ корабля увеличивается изучением навыка CPU management

    Установка соответствующих имплантантов и ригов, а так же изучение навыков, то же приведет к улучшение характеристик корабля по

    ПГ, ЦПУ и капаситор корабля:

    Риги из раздела Engineering Rigs

    Примечание.

    Некоторые навыки, имплантанты и риги влияют на характеристики корабля опосредованно. Пример: навык Weapon upgrades который влияет на уменьшение требования ЦПУ для фита турелей, ракетных установок и смартбомб на корабль.

    2. Структура корабля. Скорость, маневренность и варп-привод.

    Структура корабля.


    Structure/Hull – корпус или структура корабля.

    Сигнатура корабля может увеличиться от применения модулей типа МВД(увеличение составит 500%). Уменьшить сигнатуру корабля можно единственным способом это применением сета имплантантов типа Halo

    Структура корабля это самая последняя и слабая часть защитной оболочки корабля. Поэтому фиты кораблей в основном рассчитаны на защиту по щиту или броне. Хотя есть модули и для укрепления структуры корабля

    Reinforced Bulkheads - (Low разъем). Повышает прочность корпуса корабля, увеличивая число хитов структуры; при этом инерция корабля увеличивается, а максимальная скорость его движения - уменьшается. Мало применимый модуль.

    Damage Control - (Low разъем). Повышает сопротивляемость щита(12,5%), брони(15%) и корпуса (60%) корабля всем видам ущерба(% для модуля Т2). На корабле можно зафитить лишь один модуль. Довольно интересный модуль в плане живучести корабля, может спасти ваш корабль, оставшийся с минимумом структуры. Используется как в ПВП, так и в ПВЕ.

    К модулям модернизации структуры (Hull Upgrades) относиться и модуль для увеличения трюма корабля.

    Expanded Cargohold - (Low разъем). Увеличивает вместимость грузового трюма, уменьшая хиты структуры и базовую скорость корабля.

    Структура улучшается с помощью

    навыка Mechanics (+хиты структуры) и

    Скорость и маневренность

    Корабль имеет маршевые и маневровые двигатели и соответственно такие характеристики как базовая скорость полета и маневренность (скорость разворота).

    На полетные характеристики корабля влияет его масса и модификатор инерции . В информации на корабль прописано значение Inertia Modifier (модификатор инерции) и масса. Маневренность корабля обратно пропорциональна произведению его массы на инерцию.

    Маневренность = K / (mass * Inertia Modifier) ,

    где K – постоянный коэф. равный для всех корблей, примем К=10млн.

    Примеры:

    Фрегат Merlin масса =997 000кг, Inertia Modifier = 3.6, маневренность = 10 000 000/ (997 000 * 3.6) = 2.786

    Manticore , масса 1 466 000кг, Inertia Modifier = 3.876, маневренность = 10 000 000 / (1 466 000 * 3.876) = 1,759 Видим что Manticore будет разворачиваться медленнее Merlinа

    Возьмем корабль потяжелее – крейсер Caraca l

    Масса 11 910 000кг, Inertia Modifier = 0,46, маневренность = 10 000 000/ (11 910 000 * 0.46) = 1.825

    У Каракала маневренность меньше чем у Мерлина и почти равна маневренности Мантикоры.

    БШ Raven , масс=99 300 000, Inertia Modifier = 0.12, маневренность = 10 000 000/ (99 300 000 * 0.12) = 0.83

    У Равена маневренность очень низкая. Неповоротливый корабль.

    Маневренность корабля связана со скоростью его движения, чем выше скорость корабля тем маневренность меньше.

    Маневренность корабля влияет на скорость с которой корабль сможет выйти на заданную прямую разгона и соответственно уйти в варп. И на движение корабля по орбите, чем больше маневренность, тем больше скорость на орбите.

    При установке дополнительных модулей по защите брони вы утяжелите корабль и как следствие снизиться его скорость и маневренность. Щитовые модули на массу корабля особо не влияют.

    Фит корабля для увеличения скорости и маневренности.

    Активные модули для скорости.

    Разогнать корабль до больших скоростей можно с помощью активных модулей потребляющих капаситор.

    (Раздел рынка – Propulsion)

    Microwarpdrive(МВД) - (Med разъем). Значительно увеличивает скорость движения корабля на короткий промежуток времени (потребляет большое количество энергии капаситора). Установка модуля приводит к уменьшению емкости капаситора корабля и к большому увеличению сингатуры. Может быть деактивирован модулем электронного противодействия типа Warp Scrambler.

    Afterburner(АБ) - (Med разъем). Увеличивает скорость корабля в процентном отношении. Потребляет мало энергии капаситора.

    Величина прироста скорости зависит не только от мощности модулей, но и от массы корабля, на котором установлен этот модуль. Чем тяжелее корабль тем дольше он будет разгоняться АБ или МВД до макс. скорости. (Становиться заметно при защите корабля бронеплитами)

    Large Micro Jump Drive - (Med разъем). Маневровый гипердвигатель - корабельный модуль, предназначеный для выполнения гиперперехода (варп прыжка) фиксированной дальности (100 км) по курсу движения корабля. По завершении гиперперехода не меняются ни направление движения корабля, ни скорость его полёта. Маневровый гипердвигатель поддаётся глушению варп-скремблерами. Время, затрачиваемое на запуск двигателя, может быть сокращено путем освоения навыка Micro Jump Drive Operation. Для тяжелых кораблей класса БШ. Модуль для мини варпа на 100км.

    Для прохождения миссий однозначно нужно ставить АБ, не увеличивает сигнатуру и ест мало капы.

    Для ПВП предпочтительнее МВД или MJD - быстрое сближение с целью или разрыв дистанции.

    Пассивные модули для скорости и маневренности корабля.

    Overdrive Injector System - (Low разъем). Увеличивает базовую скорость корабля, уменьшая при этом доступный объем грузового отсека.

    Inertia Stabilizers - (Low разъем). Увеличивает маневренность корабля при незначительном увеличении сигнатуры.

    (В разделе рынка Hull Upgrades)

    Nanofiber Internal Structure - (Low разъем). Влияет на увеличение, как базовой скорости, так и маневренности корабля, снижая хиты корпуса.

    Варп-привод корабля.

    На корабле имеется так же варп-привод позволяющий покрывать значительные расстояния за короткое время. Скорость варпа измеряется в а.е./с и у различных кораблей имеет различное значение. Для ухода в варп требуется энергия капаситора. Сила варп-привода корабля равна 1ед. (Кроме кораблей с бонусами)

    Для ухода в варп корабль по механике игры должен быть разогнан в направлении точки прыжка до 75% своей скорости. Тут как раз пригодиться маневренность корабля, чем быстрее они развернется и выровняется в направлении точки варпа, тем быстрее он уйдет в варп прыжок.

    Уход в варп могут прервать сбив корабль с прямой разгона (бампнуть) другим кораблем или заглушив варп-привод модулями электронного противодействия (глушения варп-привода) типа Warp Scrambler (сила глушения 2ед), Warp Disruptor (сила глушения 1ед). Так же вы не сможете варпнуть из Mobile Warp Disruptor (мобилы) или сферы созданной Warp Disrupt Probe (бубль,заградительный зонд) установленной кораблем типа Interdictors или Heavy Interdiction Cruisers несущего на борту генератор варп-помех. Из сфер выбираться придется вручную, пока не вылетишь варпнуть не сможешь.

    А вот против Warp Scrambler, Warp Disruptor есть средство устанавливаемое на корабль и нейтрализующее негативное воздействие модулей глушения:

    Warp Core Stabilizer - (Low разъем). Уменьшает силу модулей глушения варп-привода на -1ед. И отрицательно воздействует на сам корабль, уменьшая скорость и дальность прицеливания.

    Что бы уйти в варп под Disruptor или Scrambler необходимо чтобы сила глушения (с учетом модулей противодействия Warp Core Stabilizer) была равна 0ед или была меньшье 0ед.


    3 Armor - броня корабля


    Фит корабля и модули брони.

    Броня корабля имеет такие характеристики, как объем брони и степень защиты от воздействия различных типов оружия. Броня корабля в отличии от щита не восстанавливается. Поэтому при повреждении брони ее необходимо чинить или на месте модулями починки (Armor Repairer) или на базе в ремонтной мастерской.

    Основная масса кораблей eve имеет очень низкую характеристику брони в защите от Explosive оружия.

    Фит Armor Plates (бронеплит) на корабль ведет к увеличению его массы и уменьшению маневренности.

    Есть навык снижающий негативное воздействие массы бронеплит на скорость и маневренность - Armor Honeycombing (Снижает штраф за массу, добавляемую листами брони, на 5% на каждый освоенный уровень навыка).

    Другие модули для брони на массу корабля существенно не влияют.

    Модули брони фитятся в разъемы низкой мощности (Low разъемы ) и делятся на активные (потребляющие энергию капаситора) и пассивные.

    Защита корабля броней подразумевает наличие большого числа Low слотов и бонуса на броню.

    Система укрепления брони имеет в своем составе следующие модули.

    Раздел рынка Hull & Armor

    Модули пассивной броневой защиты

    Увеличение толщины брони.

    Группа Armor Plates

    Reinforced Steel Plates - Увеличивает максимальное количество хитов брони.

    Минус: Увеличивает вес корабля, делая его менее быстрым и маневренным, а также уменьшает удельную тягу форсажных камер (Afterburner) и квантовых микродвигателей (Microwarpdrive). Имеют модификации от 100мм до 1600мм.

    Толщину брони корабля так же можно увеличить, изучая навык Hull upgrades (Увеличивает хиты брони на 5% на уровень навыка)

    Толщину брони можно увеличить устанавливая на корабль модули класса – многослойное защитное покрытие, которые утолщают броню в процентном отношении .

    Группа Layered Plating

    Layered Plating - (Данная обшивка повышает общее количество хитов брони от 6% до 8%.

    Модули данной группы используют 1МВт ПГ и не требуют ЦПУ=0

    Группа Energized Armor Layering – более эффективные модули, но и более требовательные по оснащению.

    Energized Armor Layering Membrane - Улучшенная версия стандартной многослойной обшивки брони. Данная обшивка повышает общее количество хитов брони от 12,5% до 15%.

    Модули данной группы используют 1МВт ПГ и требуют ЦПУ то 20 до 30 Тф

    Системы укрепления брони – пассивные.

    Имеют в своем составе модули защищающие как по всем типам урона, так и целевые защищающие от одного типа урона. Целевые модули имеют лучшие характеристики защиты чем модуль защищающий от всех типов оружия. Эффективность данных модулей можно увеличить изучением навыков Thermic /EM /Explosive /Kinetic Armor Compensation.

    Группа Resistance Plating. ПГ=1МВт ЦПУ=0

    Adaptive Nano Plating - защита брони от EM, Therm, Kin, Expl урона от 8% до 25,75%

    Целевые модули имеют характеристики защиты по одному резисту от 20% до 37%

    EM Plating

    Thermic Plating - Повышают сопротивляемость брони действию Therm-оружия.

    Kinetic Plating

    Explosive Plating

    Группа Energized Plating. ПГ=1МВт ЦПУ=24…40Тф.

    Более эффективные чем модули предыдущей группы.

    Energized Adaptive Nano Membrane – защита брони от EM, Therm, Kin, Expl урона от 15% до 30,3%

    Целевые модули имеют характеристики защиты по одному резисту от 32,5% до 46%

    Energized EM Membrane - Повышают сопротивляемость брони действию ЕМ-оружия.

    Energized Thermic Membrane - Повышают сопротивляемость брони действию Therm-оружия.

    Energized Kinetic Membrane - Повышают сопротивляемость брони действию Kin-оружия.

    Energized Explosive Membrane - Повышают сопротивляемость брони действию Expl-оружия.

    Активные системы броневой защиты.

    Ремонт брони.

    Armor Repairer - Этот модуль используется для ремонта повреждений брони. Модуль для своей работы использует энергию капаситора.


    Системы укрепления брони (Armor Hardeners) – активные.

    Модули данного класса повышают сопротивляемость брони одному из типов оружия. Используют капаситор и являются более эффективными средствами защиты чем пассивные модули защитного покрытия.

    Имеют характеристики защиты по одному резисту от 50% до 64%

    Armor EM Hardener - защита брони от EM урона

    Armor Thermic Hardener - защита брони от Therm урона

    Armor Kinetic Hardener - защита брони от Kin урона

    Armor Explosive Hardener - защита брони от Expl урона

    Сюда же можно отнести и модуль рассмотренный выше, так называемы «чемодан» Damage Control – универсальный модуль с защитой от всех типов урона для брони, щита и структуры.

    Модуль укрепления брони с интуитивным перераспределением защиты.

    Reactive Armor Hardener - модуль динамически реагирует на повреждения и постепенно изменяет сопротивляемость брони различным видам ущерба. Какой вид ущерба максимальный, такая характеристика сопротивляемости брони и усиливается.

    Данный модуль распределяет 60% сопротивляемости между четырьмя типами ущерба, начиная с 15% на каждый.

    Для этого модуля есть свой индивидуальный навык: Armor Resistance Phasing - снижает продолжительность воздействия реактивных укрепителей брони на 10% на каждый уровень навыка и потребление заряда накопителя на 5% на уровень навыка.

    Дистанционные модули ремонта брони.

    Устанавливаются в High разъем . Потребляют энергию капаситора.

    Remote Armor Repair System - Этот модуль используется для ремонта повреждений брони корабля-цели.

    Максимальный эффект от применения модулей достигается при фите их на корабли логисты.

    Так же улучшение характеристик брони корабля достигается с помощью изучения и использования

    Ригов раздела Armor Rigs

    4. Shields – щиты.


    Фит корабля и щиты.

    Плюс защиты щитами в их пассивном восстановлении со временем. Поэтому, как и у капаситра, у щитов есть два параметра: общий объем щита и время подзарядки щита. А так же сопротивляемость щита различным видам повреждения. Щиты корабля в базовом варианте имеют провал в защите по резистам от ЕМ – оружия (у брони дыра в Explosive).

    Скорость восстановления щита увеличивается при увеличении объема щита или при использовании спец. модулей влияющих на ускорение восстановления щита.

    Скорость пассивного восстановления щита не линейна, как и у капаситора имеет пик при объеме щита 30% (скорость восстановления в 2,4 раза больше среднего значения) и провалы ближе к 0% и 100%. Т.е. при целом(и почти нулевом) щите мы имеем минимальную скорости восстановления. А в р-не 30% объем щита его скорость восстановления максимальна.

    Базовое повышение скорости восстановления и объема щита достигается изучением навыков Shield Operations и Shield Management .

    Увеличение объема щита имеет один несущественный, но негативный аспект, такой как увеличение сигнатуры корабля (как следствие корабль получает больше повреждений)

    Модули щитов можно разделить на активные (используют капаситор) и пассивные , а так же модули усиления(улучшают характеристику) и перераспределения(улучшают одну характеристику за счет уменьшения другой). В основном модули щита фитятся в разъемы средней мощности ((Med разъем) , кроме перераспределительных модулей - Low разъем. Поэтому фитить корабль щитами целесообразно если у него есть большое число Med слотов и есть бонус на защиту щитами (желательно)

    Пассивные щитовые модули.

    Расширители щита

    Shield Extenders – Модули увеличивающие объем щита. Увеличивают сигнатуре корабля.


    Пассивыне усилители сопротивления щита (Shield Resistance Amplifiers)

    Пассивные модули не зависящие от энергии капаситора и усиливающие сопротивление одному из типов оружия 32,5% от до 46%. Эффективность можно улучшить изучив навыки EM /Thermic/ Kinetic/ Explosive Shield Compensation

    EM Ward Amplifier - Повышает сопротивляемость щита действию электромагнитного (EM) оружия.

    Thermic Dissipation Amplifier - Повышает сопротивляемость щита действию Thermic оружия.

    Kinetic Deflection Amplifier - Повышает сопротивляемость щита действию Kinetic оружия.

    Explosive Deflection Amplifier - Повышает сопротивляемость щита действию Explosive оружия.

    Скорость восстановления щита.

    Shield Recharger - Повышает скорость восстановления щита.

    Shield Flux Coil - (Low разъем). Повышает скорость восстановления щита, уменьшая при этом его объем.

    Shield Power Relay - (Low разъем). Увеличивает скорость восстановления щита за счет уменьшения скорости подзарядки капаситора.

    Power Diagnostic System – Устанавливается в Low разъем (низкой мощности), универсальный модуль увеличивает объем и скорость подзарядки щита, увеличивает объем и скорость подзарядки капаситора, увеличивает ПГ корабля

    Усилители накачки щита

    Shield Boost Amplifier – Увеличивает эффективность действия модулей накачки щита (Shield Booster)

    Активные щитовые модули.

    Фит корабля с такими модулями подразумевает использования энергии капаситора.

    Ремонт щита.

    Shield Booster - Восстанавливает хитпоинты щита за счет активного использования энергии конденсатора. Целесообразно применять в сочетании с модулями Shield Boost Amplifier

    Ancillary Shield Booster – Модуль экстренного восстановления щита. Обеспечивает быструю накачку щита. Для накачки щита этот модуль использует заряды для подкачки накопителя корабля (Cap Booster ), а после истощения батареек будет черпать энергию непосредственно из капаситора. Без батареек быстро сожрет всю энергию капаситора.

    Активные укрепители сопротивления щита (Shield Hardeners)

    Данные модули похожи по своему действию на Shield Resistance Amplifiers тем, что увеличивают степень защиты от урона различного типа оружия, по степени защиты превосходят пассивные модули Resistance

    Amplifiers. Отличаются тем что нуждаются в энергии капаситора и выключенном состоянии оказывают очень незначительное улучшение. Чтобы был эффект защиты модули должны работать. И

    меют в своем составе модули защищающие от всех типов оружия и модули целевой защиты от определенного вида вооружения.

    Adaptive Invulnerability Field - Повышает сопротивляемость щита всем видам ущерба от 25% до 50%.

    Эффект защиты целевых модулей находится в пределах 50%...60% в зависимости от варианта модуля.

    EM Ward Field - Повышает сопротивляемость щита действию ЭМ-оружия.

    Thermic Dissipation Field - Повышает сопротивляемость щита действию теплового оружия

    Kinetic Deflection Field - Повышает сопротивляемость щита действию кинетического оружия.

    Explosive Deflection Field - Повышает сопротивляемость щита действию взрыва

    Damage Control – (Low разъем). Повышает сопротивляемость щита действию всех типов оружия (так же работает и для брони и структуры)

    Дистанционные модули ремонта щита.

    Устанавливаются в High разъем . Потребляют энергию капаситора.

    Shield Transporter - Модуль дистанционной подкачки щитов союзных кораблей. Лучше фитить на корабли логисты, как и аналогичные модули для дист. ремонта брони

    Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
    Читайте также
    Как выбрать, рассчитать и скорректировать мультипликаторы Как выбрать, рассчитать и скорректировать мультипликаторы Готовая продукция в бухучёте Термин готовая продукция Готовая продукция в бухучёте Термин готовая продукция Рецепты маринованного лука в уксусе, майонезе, масле, лимоне, томате, по-корейски Рецепты маринованного лука в уксусе, майонезе, масле, лимоне, томате, по-корейски