Плановая выездная таможенная проверка. Сопровождение таможенных проверок

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Если бизнес сопряжен с продажей или производством изделий, требующих декларирования для ввоза в другую страну, юридическому лицу обеспечена таможенная проверка. Процедура имеет разные этапы и может проходить в разных видах. Особенности данной процедуры рассмотрим в статье, чтобы понять, как она проводится, в каких случаях назначается.

Особое ведомство контроля

Взаимовыгодное сотрудничество представителей экономической деятельности некоторых сопредельных с Россией стран предполагает поставки товаров за пределы своих территориальных границ. Чтобы исключить свободное проникновение опасной контрафактной продукции, была сформирована таможня, подписаны соглашения со всеми странами, входящими в Таможенный союз (ТС), и сформулирован порядок выполнения необходимых процедур для соблюдения норм законодательства. Основным документом, регламентирующим порядок проведения проверки, является Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС), а точнее ст. 19 этого свода правил.

Цели проверки понятны – это наблюдение за выполнением указаний, предъявляемых юридическим и физическим субъектам законодательными нормами. Проверке подлежат любые лица, имеющие прямое или косвенное отношение к ввозимым/вывозимым товарам, если для этого есть основания:

  • Декларант – предприниматель или организация, чей товар подлежит декларированию или от чьего имени осуществляется данная процедура.
  • Любой перевозчик, осуществляющий транспортировку декларируемого товара, независимо от того частный это перевозчик или крупная транспортная компания.
  • Таможенный представитель – независимое юридическое лицо, осуществляющее процедуру прохождения таможенной зоны.
  • Уполномоченный экономический оператор (УЭО) – хранит товар на своей территории.
  • Другие лица, указанные в перечне (ст. 122 ТК ТС) товаров, подлежащих проверке.

Если предприниматель имел даже малейшее участие в изготовлении, транспортировке, хранении, реализации продукции, находящейся под контролем таможни, по нему может быть проведена одна или несколько ревизий сотрудниками таможни.

Разновидности выявления проблем специалистами

Проверки таможни имеют две формы выявления нарушения.

Камеральная проходит на территории надзорного ведомства (таможни). Проверяются данные, собранные из разных каналов. Этот вид выявления нарушений не имеет временных ограничений и может осуществляться инспекторами в любой момент.

Сотрудники таможенной службы изучают документы, представленные декларантом или другим лицом, вызывающим интерес у таможенного надзора, на соответствие информации правилам, установленным таможенным законодательством РФ или других стран-участниц ТС. Инспектор может обращаться к разным источникам, если возникают сомнения в достоверности декларации и других бланков, сопутствующих прохождению товара через границу.

Иногда по результатам камеральной проверки назначается выездная. Но для этого должно быть основание.

Выездная ревизия проходит на территории юридического лица, месте производства, хранения или реализации продукции, подлежащей декларированию. Существует дополнительная классификация выездных мероприятий:

  • Плановые.
  • Внеплановые.

Второй вариант визита сотрудников таможни назначается по результатам камерального контроля, если у инспектора возникли сомнения или были найдены несоответствия. Внеплановая ревизия может быть назначена по обращению юридического лица о получении статуса уполномоченного экономического оператора для подтверждения соответствия заявителя таможенным льготам. Любые основания для внеплановой проверки должны быть обозначены в решении, которое направляется в качестве уведомления лицу, подлежащему осмотру и изучению обстановки.

Количество внеплановых визитов не ограничено, потому что причины могут появиться в любой момент. Но быть внезапными они точно не могут, потому что это нарушает права юридического или физического лица. Плановые проверки осуществляются только в установленные законодательством сроки:

  • Один раз в год в отношении одного проверяемого лица согласно утвержденному предварительно графику.
  • Один раз в три года в отношении уполномоченного экономического оператора, если нет оснований для более частых визитов.

Для плановых таможенных проверок не требуется особых обстоятельств. Это обычная процедура, предусмотренная нормативными актами таможенного законодательства.

Любые выездные проверки к проверяемому лицу и предоставление информации в возникшем вопросе иногда требуют встречного визита к другим участникам сделки для уточнения полученных сведений.

В документе содержится решение по результатам ревизии и предписания, которые проверяемое лицо должно исполнить, если были обнаружены несоответствия в информации, представленной в декларации на товар. Заполненный документ подписывается должностными лицами таможенной службы и лицом, у которого осуществляется ревизия. С этой даты таможенные службы больше не могут проводить проверку по конкретному объекту или лицу.

В Таможенной конституции прописаны этапы работы проверяющих ведомств в отношении предпринимателей, декларирующих тот или иной товар. Окончательная подготовка акта по проведенной ревизии не должна длиться больше 5 дней, потому что, по регламенту таможенной проверки, экземпляр отчетного бланка должен быть передан проверяемому предпринимателю или организации в этот срок.

На этом ревизия заканчивается. Ее результат непредсказуем и заставляет волноваться не только руководителя и бухгалтера организации, но и других участников.

В итоге

Таможенная проверка – это стандартная процедура для участников экономической деятельности, как и контроль налоговых инспекторов за бухгалтерскими отчетами и взносами налогоплательщиков. Если в финансовой сделке нет подводных камней и документы по декларированию заполнены правильно, повода для беспокойства нет.

В соответствии с законодательством таможенная проверка может грозить даже тем компаниям, которые приобрели товары на внутреннем рынке. Можно ли обезопасить себя от ревизий таможни и что делать, если проверка все-таки началась, рассказал Павел Приходько, юрист департамента правового консалтинга и налоговой практики КСК групп.

Многие участники внешнеэкономической деятельности полагают, что раз импортный товар пересек границу Таможенного Союза и принят к учету, то можно «расслабиться». Однако это не так. Более того, некоторые компании, которые не занимаются ввозом товаров в Россию самостоятельно и приобретают товары на внутреннем рынке страны, даже не подозревают о том, что им грозит проверка таможни с присущими для подобных ревизий последствиями – штрафами, пенями и даже арестом товара.

Возникает закономерный вопрос: почему такое возможно и какое правовое основание позволяет таможенным органам «кошмарить» компании, которые, как кажется на первый взгляд, не имеют отношения к таможенному оформлению товаров, которые они приобрели в России?

Ответ на этот вопрос содержится во вступившем в силу с 1 января 2018 года Таможенном кодексе Евразийского экономического союза . Аналогичная норма действовала и ранее в Таможенном кодексе Таможенного Союза. Именно эта норма позволяет таможенникам осуществлять проверку в течение трех лет после выпуска товаров в свободное обращение.

Добросовестность и штраф

Казалось бы, какое отношение имеют покупатели импортных товаров второй или третьей очереди к незаконному ввозу такой продукции? Все дело в том, что таможенным законодательством предусмотрена солидарная ответственность по уплате платежей за такого рода товары – как у ввозивших лиц, так и у участвовавших в дальнейшей перепродаже.

Однако пределы ответственности приобретателя незаконно ввезенных импортных товаров зависят от деталей. Ключевой момент состоит в том, будут ли обнаружены доказательства того, что лицо знало или должно было знать о незаконности ввоза таких товаров. В случае, если приобретатель добросовестный и ревизоры не находят подтверждения незаконности, инспекторы либо арестовывают, либо изымают спорный товар и выставляют требование об уплате таможенных пошлин и налогов без начисления пеней и требование о проведении таможенного декларирования (ст. 168 ФЗ № 311).

В случае, если таможенники обнаружат, что покупатель – недобросовестный, и тому будут подтверждения, покупатель будет обязан уплатить пошлины и налоги. Кроме того, таможенный орган имеет полное право взыскать пеню и недоимку ввиду такой неуплаты. Кроме этого недобросовестному приобретателю грозит административная ответственность по статье 16.21 КоАП РФ.

Напомню, согласно норме, юрлицам грозит штраф в размере от 50 до 200 процентов стоимости незаконно ввезенных товаров с их возможной конфискацией.

Как правило, факты незаконного ввоза вскрываются при проведении таможенных проверок. По аналогии с налоговым законодательством, таможенные ревизии делятся на камеральные и выездные. Камеральные проводятся таможенными органами без выезда к проверяемому лицу в месте своего нахождения и заключаются в анализе данных из деклараций и товаросопроводительных документов. Камеральные проверки проводятся неограниченное число раз и без оформления таких проверок решениями.

Выездную таможенную проверку, как следует из ее названия, инспекторы проводят по месту нахождения или месту фактического осуществления деятельности компанией или индивидуальным предпринимателем.

Как правило, выездная проверка проводится на основании информации, полученной таможенниками самостоятельно – этим занимаются аналитические отделы таможен; также часто выездные проверки назначают по информации из иных государственных органов (например, ФНС) в рамках межведомственного взаимодействия, иностранных государственных органов, после проведения камеральной таможенной проверки, от банков, а также из открытых источников.

Виды проверок

В таможенном законодательстве выделяются два вида выездных проверок: плановая и внеплановая. Плановые ревизии осуществляются таможенниками исходя из ежеквартальных планов профилактических проверок, утверждаемых ФТС России.

Таможенное законодательство не раскрывает конкретные причины и показатели, которые влияют на включение компании в проверочный план.

Законодатель ограничился лишь перечислением источников информации, на основании которой декларанты попадают в список проверок. Таможенники учитывают результаты таможенного контроля во время декларирования, а также после выпуска товаров, используют собственные информационные базы (например, КПС «Постконтроль», «Мониторинг-Анализ»), оценивают итоги ранее проведенных ревизий. Кроме этого таможенные органы используют информацию, полученную из банков, СМИ, таможенных органов государств – членов ЕЭС, а также результаты предыдущих проверок.

Обратите внимание

Плановые ревизии осуществляются таможенниками исходя из ежеквартальных планов профилактических проверок, утверждаемых ФТС России. Таможенное законодательство не раскрывает конкретные причины и показатели, которые влияют на включение компании в проверочный план.

Важно отметить, что получила регламентацию очередность проведения таких контрольных мероприятий.

Так, согласно ТК ЕЭС, плановые выездные таможенные проверки дозволяется проводить не чаще одного раза в год в отношении одной и той же компании. В отношении уполномоченных экономических операторов (далее – УЭО) этот срок еще больше – не чаще одного раза в три года.

При проведении плановых выездных проверок таможня обязана направлять декларанту уведомление о проведении такой ревизии заказным письмом с уведомлением. Сама проверка может начаться только спустя 15 дней со дня получения компанией этого уведомления. Для внеплановых выездных таможенных проверок не предусмотрено ограничений по периодичности их проведения.

Таможенный кодекс Евразийского экономического союза устанавливает, что причинами проведения внеплановых проверок могут послужить собственные данные таможни, информация, полученная от других госорганов, о возможном нарушении таможенного законодательства, а также запросы таможен и правоохранительных органов государств – членов ЕЭС.

Кроме того, причиной проведения внеплановой проверки может послужить необходимость проведения встречной выездной таможенной проверки.

Выездная и встречная

Особого внимания заслуживает право таможенников проводить встречные выездные таможенные проверки. Этот институт был имплементирован таможенниками из сферы налоговых правоотношений. Как правило, необходимость в проведении подобных ревизий возникает, когда таможенники проверяют информацию и сведения у контрагентов, связанных операциями по товарам, по которым проводится выездная (основная) проверка.

Возвращаясь к порядку проведения выездной проверки , стоит отметить, что срок ее проведения составляет два месяца. Однако он может быть пролонгирован еще на один месяц по решению таможни. Кроме этого, при необходимости проведения встречной проверки, экспертизы, направления запросов в таможенные службы государств – членов ЕЭС выездная проверка может приостанавливаться на срок до девяти месяцев.

Датой начала проведения выездной проверки считается день вручения представителю компании решения о проведении ревизии. Завершается выездная таможенная проверка составлением акта.

Права и обязанности

Что же делать, если инспектор из таможенных органов постучал в дверь? Самое главное в данной ситуации – не паниковать и выполнять требования таможенного законодательства. Крайне не рекомендуется блокировать доступ в помещения, так как ТК ЕЭС прямо предусматривает обязанность проверяемых обеспечить доступ инспекторов на объект. Кроме того, в проведении таможенных проверок часто принимает участие таможенный СОБР, который имеет право пресекать сопротивление и вскрывать запертые помещения.

При проведении выездной проверки таможенным инспекторам предоставлено право получать от проверяемого товаросопроводительные документы, бухгалтерскую отчетность, требовать документы у других лиц, связанных сделками с проверяемым.

Помимо этого, таможенники имеют право требовать представить товары, по которым проводится проверка, отбирать пробы, изымать документы и арестовывать товары, опечатывать помещения и склады, получать доступ к базам данных компаний.

Также при проведении проверки фирма обязана обеспечивать беспрепятственный доступ инспекторов на объекты компании и предоставить рабочее место контролерам. Но при этом нужно помнить, что фирма вправе отказать инспекторам в проведении проверки на вполне законных основаниях. Это возможно в случаях, если инспекторы не предъявили решение о проведении выездной таможенной проверки, не показали служебные удостоверения либо если Ф. И. О. инспекторов не указаны в решении о проведении контрольного мероприятия.

Не стоит забывать, что декларант при проведении проверки имеет право получать информацию о порядке проведения процедуры ревизии, присутствовать на проверке, а также обжаловать решения и действия таможенников.

Подводя итоги, стоит отметить, что таможенные проверки, несмотря на свою суровость, являются важным и действенным механизмом контроля товаров после выпуска.

Развитие и детализация нормативного регулирования института таможенных проверок – важнейшее условие внедрения постконтроля, что влечет за собой ускорение и упрощение таможенного декларирования товаров. И если компания является добросовестным участником ВЭД и проявляет должную осмотрительность в выборе контрагентов, ей нечего опасаться. А все незаконные действия и акты таможни, если они и будут иметь место, можно и нужно обжаловать в судебном или административном порядке.

1. Храните таможенные декларации и товаросопроводительные документы в течение трех лет с даты выпуска товара.

2. Предоставляйте документы и сведения таможенному органу при проведении камеральной таможенной проверки.

3. Проявляйте должную осмотрительность и запрашивайте копии ДТ у контрагентов, а также проверяйте информацию о выпуске товаров на сайте ФТС России.

4. Лучше заранее готовиться к проведению таможенных проверок, если у компании есть условно выпущенные товары, товары, ввезенные со льготами, преференциями; если вы подали заявление на получение статуса УЭО.

Камеральная таможенная проверка

1. Камеральная таможенная проверка осуществляется путем изучения и анализа сведений, содержащихся в таможенных декларациях, коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах, представленных проверяемым лицом, сведений контролирующих государственных органов государств – членов Таможенного союза, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов, о деятельности указанных лиц.

2. Камеральная таможенная проверка проводится таможенными органами по месту нахождения таможенного органа без выезда к проверяемому лицу, а также без оформления предписания (акта о назначении проверки).

3. Камеральные таможенные проверки осуществляются без ограничений периодичности их проведения.

Таможенный контроль после выпуска товаров

Таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение 3 (трех) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем.

Законодательством государств – членов Таможенного союза может быть установлен более продолжительный срок проведения таможенного контроля после выпуска товаров, который не может превышать 5 (пяти) лет.

Таможенный контроль после выпуска товаров проводится в формах и порядке, которые установлены главами 16 и (или) 19 настоящего Кодекса

Выездная таможенная проверка

1. Выездная таможенная проверка проводится таможенным органом с выездом в место нахождения юридического лица, место осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) в место фактического осуществления их деятельности (далее – объекты проверяемого лица).



2. Выездная таможенная проверка может быть плановой или внеплановой.

Плановая выездная таможенная проверка осуществляется на основании планов проверок, разрабатываемых таможенными органами.

3. Выездная таможенная проверка проводится на основании решения (предписания, акта о назначении проверки), форма которого определяется законодательством государств – членов Таможенного союза.

4. Основаниями для назначения внеплановых выездных таможенных проверок являются:

1) данные, полученные в результате анализа информации, содержащейся в базах данных таможенных органов и органов государственного контроля (надзора) государств – членов Таможенного союза, свидетельствующие о возможном нарушении таможенного законодательства Таможенного союза и иного законодательства государств – членов Таможенного союза;

2) данные, свидетельствующие о возможном нарушении требований таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств – членов Таможенного союза;

3) заявление лица, в том числе осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, на получение статуса уполномоченного экономического оператора;

4) необходимость проведения встречной выездной таможенной проверки в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи;

5) обращение (запрос) компетентного органа иностранного государства о проведении проверки лица, совершавшего внешнеэкономические сделки с иностранной организацией;

6) иные основания, предусмотренные законодательством государств – членов Таможенного союза.

5. Выездная таможенная проверка может назначаться по результатам применения иных форм таможенного контроля, а также по результатам камеральной таможенной проверки.

6. В случаях необходимости подтверждения достоверности сведений, представленных проверяемым лицом, таможенным органом может проводиться встречная выездная таможенная проверка у лиц, связанных с проверяемым лицом по сделкам (операциям) с товарами.

Встречная выездная таможенная проверка является внеплановой.

7. Плановые выездные таможенные проверки проводятся не чаще 1 (одного) раза в год в отношении одного и того же проверяемого лица.

Плановые выездные таможенные проверки в отношении уполномоченных экономических операторов проводятся таможенными органами 1 (один) раз в 3 (три) года.

Внеплановые выездные таможенные проверки осуществляются без ограничений периодичности их проведения.

8. Отбор проверяемых лиц для плановой выездной таможенной проверки производится с использованием информации, полученной:

1) из информационных ресурсов таможенных органов;

2) по результатам предыдущих проверок, в том числе камеральных проверок;

3) от государственных органов;

4) от банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций;

5) от таможенных и (или) иных контролирующих государственных органов государств – членов Таможенного союза;

6) из средств массовой информации;

7) из других источников официальным путем.

9. Перед началом проведения плановой выездной таможенной проверки таможенные органы направляют проверяемому лицу уведомление о проведении плановой выездной таможенной проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или передают такое уведомление иным способом, позволяющим подтвердить факт его получения.

Возврат почтового отправления с отметкой, свидетельствующей о невручении письма адресату в связи с отсутствием проверяемого лица по месту его нахождения, не является основанием для отмены плановой выездной таможенной проверки.

Плановая выездная таможенная проверка может быть начата не ранее чем через 15 (пятнадцать) календарных дней со дня получения уведомления проверяемым лицом либо со дня поступления в таможенный орган почтового отправления с отметкой о невручении письма адресату.

(абзац в ред. Протокола от 16.04.2010)

10. Датой начала проведения выездной таможенной проверки считается дата вручения проверяемому лицу копии решения (предписания) о проведении таможенной проверки (акта о назначении проверки).

Копия решения (предписания) о проведении таможенной проверки (акта о назначении проверки) вручается проверяемому лицу должностным лицом таможенного органа, либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

При вручении копии решения (предписания, акта о назначении проверки) руководитель проверяемого лица либо его представитель на оригинале решения (предписания, акта о назначении проверки) делает отметку об ознакомлении, а также о дате и времени получения копии решения (предписания, акта о назначении проверки).

В случае отказа от получения копии решения (предписания, акта о назначении проверки) должностное лицо таможенного органа делает об этом соответствующую запись в решении (предписании, акте о назначении проверки).

Отказ проверяемого лица от получения копии решения (предписания) о проведении таможенной проверки (акта о назначении проверки), а также возврат почтового отправления с отметкой, свидетельствующей о невручении письма адресату в связи с отсутствием лица по месту его нахождения, не являются основанием для отмены выездной таможенной проверки. В этом случае датой начала проверки считается дата записи в решении (предписании, акте о назначении проверки) об отказе в получении копии решения (предписания, акта о назначении проверки), либо дата поступления в таможенный орган уведомления с отметкой о невручении письма адресату.

(абзац в ред. Протокола от 16.04.2010)

Перед началом проведения выездной таможенной проверки на объекте проверяемого лица должностные лица таможенного органа обязаны предъявить руководителю проверяемого лица либо его представителю служебные удостоверения.

11. В период проведения выездной таможенной проверки проверяемое лицо не вправе вносить изменения и дополнения в проверяемые документы, связанные с его деятельностью.

12. Срок проведения выездной таможенной проверки не должен превышать 2 (два) месяца. В указанный срок не включается период времени между датой вручения проверяемому лицу требования о представлении документов и сведений и датой получения таких документов и сведений.

Срок проведения выездной таможенной проверки может быть продлен еще на 1 (один) месяц по решению таможенного органа, осуществляющего проверку.

При необходимости проведения исследований или экспертиз, направления запросов в компетентные органы государств – членов Таможенного союза или иностранных государств, восстановления проверяемым лицом документов, необходимых для проведения выездной таможенной проверки, предоставления дополнительных документов, относящихся к проверяемому периоду, влияющих на выводы по результатам выездной таможенной проверки, проведение выездной таможенной проверки может быть приостановлено по решению руководителя (начальника) таможенного органа или уполномоченного им лица в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза. Срок и порядок такого приостановления устанавливаются законодательством государств – членов Таможенного союза.

(абзац в ред. Протокола от 16.04.2010)

О продлении срока выездной таможенной проверки, а также о приостановлении ее проведения в решение (предписание) о проведении выездной таможенной проверки (акт о назначении проверки) вносятся соответствующие записи, о чем уведомляется проверяемое лицо.

13. Датой завершения выездной таможенной проверки считается дата составления документа, оформленного по результатам таможенной проверки, который составляется в 2 (двух) экземплярах и подписывается должностными лицами таможенного органа, проводившими выездную таможенную проверку.

Первый экземпляр такого документа приобщается к материалам выездной таможенной проверки, второй экземпляр не позднее 5 (пяти) дней со дня завершения выездной таможенной проверки вручается проверяемому лицу или направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Понятие таможенной проверки

Определение 1

Таможенная проверка представляет собой совершение особых действий таких как:

  • досмотр,
  • проверка подлинности документов,
  • контроль транспортного средства,
  • контроль багажа и прочих видов товаров и транспортных средств, которые сопровождаются лицами, участвующие в официальных расследованиях.

Данные действия производят в соответствии с таможенными правилами.

Виды выездной таможенной проверки

Замечание 1

Выездная таможенная проверка, в отличие от камеральной проверки, проводится с выездом таможенных органов в место нахождения юридического лица или осуществления деятельности индивидуального предпринимателя.

Таможенная проверка может быть плановой или внеплановой

Плановые выездные проверки осуществляются в соответствии с установленным планом, который разрабатывается таможенными органами.

Внеплановые проверки проводятся на основании решения о проведении выездной проверки и носят профилактический характер. Проверки ориентированы на низкий уровень риска таможенных правонарушений.

Законом не определены основания по которым включают лица в плановую проверку. Отбор полностью зависит от выбора таможенного органа и основывается на аналитической работе и официальной информации, которую получили из разных источников. Данными источниками выступают:

  • информационные ресурсы, находящиеся в распоряжении таможенных органов
  • ресурсы, прошлых камеральных проверок,
  • информация от государственных органов,
  • информация от банков,
  • информация от таможенных органов или других контролирующих органов,
  • информация от вышестоящего органа,
  • средства массовой информации,
  • прочие источники

Внеплановые проверки проводятся в случае выявления правонарушений. Основаниями для выездной проверки могут выступать данные информационной базы ФТС России или сведения от иных контролирующих органов. Информация несет в себе свидетельствование возможного правонарушения в том числе:

  1. заявление от лица, который осуществляет таможенную деятельность
  2. нарушения сроков по устранению нарушений
  3. встречная выездная проверка,
  4. прочие основания для проверки

Выездные проверки могут осуществляться на основании результатов прочих форм таможенного контроля или по результатам камеральной таможенной проверки. Помимо всего прочего выездная проверка может быть назначена для подтверждения необходимых сведений по сделке или проверяемому товару.

Внеплановые выездные проверка не планируются и проводятся исключительно в порядке, установленном для выездной проверки. Во время выездной проверки изучают вопросы, которые поставили перед проверкой.

Плановые выездные проверки проводят не чаще 1 раза в год в отношении проверяемого лица и не чаще 1 раз в 3 года в отношении экономических операторов.

Замечание 2

Внеплановые таможенные проверки не ограничиваются периодичностью.

Общий порядок проведения и организации выездной таможенной проверки

Перед тем как провести плановую выездную проверку, таможенные органы уведомляют о своих намерениях проверяемое лицо посредством заказного письма или уведомления. Если письмо возвращается в связи с отсутствием лица по месту нахождения это не является основанием для отмены проверки.

Плановую проверку назначают не раньше, чем за 15 дней со дня врученного уведомления. Вместе с уведомлением проверяемому вручается копия решения о проведении выездной камеральной проверки. В решении указываются вопросы и состав проверки.

Датой проверки считается дата вручения уведомления о проверке. При этом руководителем делается отметка об ознакомлении. Отказ от проверки или возврат письма в связи с отсутствием адресата по месту проверки не является основанием для отмены проверки

Если это происходит, то дата записи решения об отказе является датой начало проверки. Если проверяемое лицо отсутствует по назначенному адресу, то письмо отправляется по месту государственной регистрации.

При невозможности вручения копии решения из-за отсутствия проверяемого лица либо его представителя оно направляется заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу государственной регистрации этого лица. В этом случае к решению прилагают документы, подтверждающие факт его направления в адрес проверяемого лица.

Сроки проведения выездной таможенной проверки не превышают двух месяцев. В данный срок не входит время между вручением уведомления и датой отправки уведомления. Срок проведения выездной проверки могут продлить на месяц, но это исключительный случай.

Выездную таможенную проверку могут приостановить для проведения таможенных экспертиз, направлений запросов в компетентные органы или для восстановления необходимы документов. Приостановление выездной проверки не может быть больше 6 месяцев. Но если присутствуют веские основания, то данный срок могут увеличить до 3-х месяцев. О продлении или приостановлении таможенной проверки вносятся специальные записи в решении выездной проверки, об этом в обязательном порядке уведомляют проверяемое лицо. Дата завершения проверки является дата подписания акта о результатах выездной проверки. Данный акт составляется в двух экземплярах и подписывается таможенными органами, которые проводили выездную проверку.

Первый экземпляр приобщают к материалам выездной проверки

Второй экземпляр в течении 5 дней выдается проверяемому лицу.

Если в результате проверки были выявлены нарушения или прочие административные правонарушения проверка непосредственных объектов завершается. Составляется акт с установленным порядком в части установленных непосредственных объектов правонарушения. При этом проверка по другим объектам продолжается. Выездная проверка помогает устранить правонарушения. Зачастую именно на выездных проверках проявляется большое количество нарушений в области таможенного контроля.

Мария Яковчик, начальник отдела таможенных проверок после выпуска товаров Службы таможенного контроля после выпуска товаров Северо-Западного таможенного управления

Фискальная составляющая результатов таможенного контроля после выпуска товаров в настоящее время имеет приоритет при решении вопросов, связанных с обеспечением полного и своевременного поступления доходов в федеральный бюджет Российской Федерации.

В связи с этим постоянно совершенствуются методики и инструменты, обеспечивающие результативность проведения таможенного контроля. В данной статье речь пойдет об основных нововведениях, касающихся организации и проведения одного из его видов - таможенной проверки. Уточню, что она проводится таможенным органом после выпуска товаров с применением различных форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих их осуществление.

Таможенная проверка является серьезным инструментом, обеспечивающим контроль соблюдения участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, законодательства государств - членов Евразийского экономического союза о таможенном регулировании. Напомню, что Таможенного кодекса ЕАЭС предусмотрено 7 форм таможенного контроля - получение объяснений; проверка таможенных, иных документов и (или) сведений; таможенный осмотр и досмотр; личный таможенный досмотр; таможенный осмотр помещений и территорий; таможенная проверка.

Старые формы таможенного контроля (устный опрос; таможенное наблюдение; проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков; учет товаров, находящихся под таможенным контролем; проверка системы учета товаров и отчетности) ТК ЕАЭС определены как меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля. Они дополнили ряд подобных мер наряду с назначением экспертизы, привлечением специалистов, осуществлением идентификации товаров и т. д.

Основной формой таможенного контроля на этапе после выпуска товаров является таможенная проверка ( ТК ЕАЭС). Она заключается в сопоставлении сведений, заявленных в таможенной декларации и содержащихся в представленных таможенным органам документах, с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и иной информацией, полученной в порядке, установленном законодательством.

Сразу скажу, что источники получения таких документов, сведений и информации могут быть различны, их перечень практически не ограничен. Это и банки, и лица, связанные по сделкам и операциям с товарами с проверяемым лицом, перевозчики, владельцы складов, агенты, органы по сертификации, иные государственные и контролирующие органы. Таможенная проверка может быть камеральной или выездной, которая, в свою очередь, бывает плановой, внеплановой либо встречной.

Под проверяемыми лицами понимаются лица, поименованные в статье 331 ТК ЕАЭС. Таможенная проверка может быть проведена не только у декларанта или перевозчика, но и, например, у тех лиц, в отношении которых имеется информация, свидетельствующая о том, что в их владении и (или) пользовании находятся (находились) товары, в том числе незаконно перемещенные через таможенную границу ЕАЭС.

Примерный перечень вопросов, проверяемых в ходе таможенной проверки, изложен в статье 331 ТК ЕАЭС. Таможенные органы могут проверить соблюдение международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, законодательства государств - членов ЕАЭС о таможенном регулировании не только участниками ВЭД или лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, но и лицами, участвующими в обороте товаров на внутреннем рынке.

Проверка бывает камеральная…

Камеральная таможенная проверка проводится в порядке, предусмотренном статьей 332 ТК ЕАЭС. Особенности ее проведения определены Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ. Она проводится путем изучения и анализа сведений, содержащихся в таможенных декларациях, коммерческих, транспортных и иных документах, представленных проверяемым лицом при совершении таможенных операций, по требованию таможенных органов, а также документов и сведений государственных органов, других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов и касающихся проверяемого лица. Ее осуществляют по месту нахождения назначившего ее таможенного органа без выезда к проверяемому лицу, а также без оформления решения на ее проведение.

Сразу отмечу, что таможенная проверка вообще и камеральная в частности может проводиться с применением иных форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих их проведение (статья 331 ТК ЕАЭС). То есть если в ходе камеральной таможенной проверки возникла необходимость в проведении осмотра помещений и территорий у проверяемого лица либо у лица, связанного с ним по сделкам, то такое решение принимается и реализуется. Данный вид таможенной проверки проводится без ограничений периодичности осуществления.

Обязательным требованием является уведомление проверяемого лица о проведении в отношении него камеральной таможенной проверки в день ее начала. Также установлен срок такой проверки – 90 дней со дня направления уведомления, за исключением периода времени проведения экспертизы; между датой направления требования и датой получения таких документов, а также между датой направления требования лицам, связанным с проверяемым лицом по сделкам с товарами, и датой получения таких документов.

Под указанное исключение подпадают периоды времени на направление поручения о проведении таможенного контроля таможенным органам государств - членов ЕАЭС; на запросы иным таможенным и государственным органам, иным уполномоченным организациям (торгово-промышленным палатам, органам по сертификации и испытательным лабораториям и т. п.). Срок продления камеральной таможенной проверки не может превышать 120 календарных дней. О ее продлении проверяемое лицо уведомляется с указанием срока и причины продления.

Бывает и выездная

Положения по организации и проведению выездных таможенных проверок определены ТК ЕАЭС. Нововведения законодательства не сильно затронули данный вид таможенной проверки. Однако здесь есть и важные для нас изменения. Так, выездная таможенная проверка может назначаться не только руководителем (начальником) таможенного органа или уполномоченным им заместителем, но и замещающими их лицами путем принятия решения о проведении выездной таможенной проверки.

При необходимости изменения (дополнения) сведений, указанных в решении о проведении выездной таможенной проверки, до завершения ее проведения в решение могут быть внесены изменения (дополнения) в порядке, установленном Федеральным законом от 03.08.2018 . Например, могут быть изменены сведения о должностных лицах, участвующих в проверке, или предмет проверки.

Выездная таможенная проверка не может превышать 2 месяца. Однако в этот срок не включается период времени между датой вручения требования о представлении документов и сведений и датой получения таких документов. По решению начальника таможенного органа время проведения данной проверки может быть продлено на 1 месяц. При этом она может быть приостановлена в случае необходимости проведения встречной внеплановой выездной таможенной проверки, таможенной экспертизы, направления международных запросов, восстановления проверяемым лицом документов, требующихся для выездной таможенной проверки. Определено, что срок приостановления не может превышать 9 месяцев.

Теперь действуют иначе

Федеральным законом от 03.08.2018 № 289-ФЗ в порядок завершения таможенных проверок и принятия решений по их результатам внесены значительные изменения. Так, в настоящее время решения по результатам таможенных проверок принимаются в соответствии с особым порядком, предусматривающим возможность проверяемого лица в установленный срок представить возражения на акт таможенной проверки.

Механизм завершения таможенной проверки и принятия решений по ее результатам закреплен Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ. Из нее следует, что акт таможенной проверки не позднее 5 рабочих дней вручается проверяемому лицу или его представителю под роспись или направляется в его адрес заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Также не позднее 5 рабочих дней со дня завершения таможенной проверки в адрес таможенного представителя, подавшего таможенную декларацию, в отношении которой выявлено нарушение, повлекшее доначисление таможенных платежей, направляется выписка из акта таможенной проверки. Она должна содержать в том числе выводы по проверке и предварительно рассчитанные суммы подлежащих доначислению таможенных пошлин и налогов.

Механизм принятия решения по результатам таможенной проверки предусматривает право предоставления проверяемым лицом не позднее 15 рабочих дней со дня получения акта таможенной проверки в письменном виде возражений по его содержанию или информации об отсутствии возражений по данному акту. Далее, изложенные в возражениях доводы изучаются должностным лицом таможенного органа, проводившим таможенную проверку. По ним составляется письменное заключение, которое утверждает начальник таможенного органа, проводившего таможенную проверку (либо его заместитель). Не позднее 10 рабочих дней со дня поступления возражений оно направляется проверяемому лицу.

Если возражения на акт представлены проверяемым лицом по истечении установленного срока, то они не учитываются при принятии решений по результатам таможенной проверки и передаются в вышестоящий таможенный орган для рассмотрения вопроса о проведении ведомственного контроля. Днем истечения срока поступления возражений по акту таможенной проверки при их направлении заказным почтовым отправлением считается шестой рабочий день со дня, следующего за днем окончания срока представления возражений.

На основании акта и с учетом подготовленного заключения начальник таможенного органа, проводившего проверку, принимает решение в сфере таможенного дела при наличии оснований его принятия, за исключением случаев, если для подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях по акту, назначена новая таможенная проверка.

  • истечения сроков поступления возражений по акту таможенной проверки (в случае, если заключение по возражениям не должно составляться);
  • поступления возражений по акту таможенной проверки (в случае их представления проверяемым лицом нарочным после истечения срока поступления возражений, но до истечения срока поступления возражений при их направлении заказным почтовым отправлением);
  • вручения (направления) проверяемому лицу или его представителю заключения по возражениям по акту таможенной проверки (в случае, если заключение составлялось);
  • получения от проверяемого лица информации об отсутствии возражений по акту, если такая информация поступила до дня истечения срока поступления возражений по акту таможенной проверки.

Важно то, что непредставление возражений по акту таможенной проверки не препятствует обжалованию лицом решений, принятых в установленном порядке по результатам таможенной проверки.

Решения, принятые по результатам таможенной проверки, не позднее 5 рабочих дней со дня принятия, если иной срок не установлен международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, вручаются проверяемому лицу или его представителю либо направляются в его адрес заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Немного о решениях

Обращаю внимание, что ТК ЕАЭС определены два вида решений в области таможенного дела, которые могут быть приняты по результатам таможенной проверки: решение о классификации товаров и о внесении изменений (дополнений) в электронный вид декларации на товары (ДТ). Федеральный закон дополнил этот перечень и определил, что при выявлении нарушений международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования по результатам таможенной проверки могут быть приняты решения, отличные от перечисленных.

Вступившим в силу с 4 мая 2019 года, утверждена форма решения, принимаемого по результатам таможенного контроля после выпуска товаров. Например, на основании данной формы подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров принимаются решения о незаконности ввоза товаров.

Знание процедур – залог успеха

Говоря о проведении таможенной проверки, нельзя не сказать о правах и обязанностях участвующих в ней лиц. Напомню о некоторых правах, которыми должностные лица таможенных органов были наделены старым Кодексом – Таможенным кодексом Таможенного союза и которые вновь закреплены в ТК ЕАЭС. При проведении таможенной проверки должностные лица таможенных органов имеют право требовать:

  • у проверяемого лица и получать от него коммерческие, транспортные документы, документы бухучета и отчетности, а также другую относящуюся к проверяемым товарам информацию, в том числе на электронных носителях; отчетность в соответствии со ТК ЕАЭС;
  • от лиц, связанных с проверяемым лицом по сделкам (операциям) с товарами, в отношении которых проводится таможенная проверка, представления копий документов и иной информации по операциям и расчетам, проводимым с проверяемым лицом или с третьими лицами, имеющими отношение к сделкам (операциям) с такими товарами;
  • от банков, небанковских кредитных (кредитно-финансовых) организаций и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, государств - членов ЕАЭС и получать от них документы и сведения о наличии и номерах банковских счетов организаций и индивидуальных предпринимателей этих стран, а также документы и сведения, касающиеся движения денежных средств по счетам организаций и индивидуальных предпринимателей, необходимые для проведения таможенной проверки, в том числе содержащие банковскую тайну в соответствии с законодательством государств - членов ЕАЭС.

Наряду с перечисленным выше, таможенникам дано право запрашивать у государственных органов государств - членов Союза и получать от них необходимые для проведения таможенной проверки документы и сведения, в том числе составляющие коммерческую, банковскую, налоговую и иную охраняемую законом тайну, в соответствии с законодательством государств - членов ЕАЭС; направлять международные запросы организациям, государственным и иным органам (организациям) государств - членов ЕАЭС и государств, не являющихся членами Союза, в связи с проведением таможенной проверки; назначать таможенную экспертизу.

При проведении выездной таможенной проверки у должностных лиц таможенного органа также есть права:

  • требовать от проверяемого лица предъявления товаров, в отношении которых проводится выездная таможенная проверка;
  • проводить в порядке, установленном законодательством государств - членов ЕАЭС, инвентаризацию товаров или требовать ее проведения;
  • получать доступ на объекты проверяемого лица при предъявлении должностными лицами таможенного органа решения (предписания) о проведении выездной таможенной проверки и служебных удостоверений;
  • отбирать пробы и (или) образцы товаров;
  • изымать у проверяемого лица документы либо их копии с составлением акта изъятия;
  • налагать арест на товары или изымать их в порядке, установленном Федеральным законом от 03.08.2018 № 289-ФЗ, на срок проведения выездной таможенной проверки для пресечения действий, направленных на отчуждение товаров, в отношении которых проводится выездная таможенная проверка, либо распоряжение этими товарами иным способом;
  • опечатывать помещения, склады, архивы и иные места нахождения (хранения) документов и товаров, в отношении которых проводится выездная таможенная проверка.

Права есть у всех

Отмечу, что в части ТК ЕАЭС, где определены права таможенников, предусмотрены нововведения. Теперь при проведении выездной таможенной проверки должностные лица таможенного органа имеют возможность на законных основаниях:

  • требовать от представителей проверяемого лица представления документов, удостоверяющих личность, и (или) документов, подтверждающих полномочия;
  • получать доступ в пределах своей компетенции к базам и банкам данных информационных систем проверяемого лица;
  • требовать и получать от проверяемого лица в рамках вопросов, подлежащих проверке, необходимые документы (их копии), иную информацию, в том числе в электронной форме, касающуюся его деятельности и имущества. Если такие документы (их копии) в соответствии с законодательством государств - членов ЕАЭС не должны находиться в месте проведения выездной таможенной проверки, то должностное лицо таможенного органа устанавливает срок, достаточный для их представления, но не менее 3 рабочих дней;
  • использовать технические средства (в том числе аппаратуру, осуществляющую аудио- и видеозапись, фотосъемку), а также программные продукты, предназначенные для обработки информации, представленной проверяемым лицом в электронной форме.

Здесь также следует отметить, что ТК ЕАЭС установлены права и обязанности проверяемых лиц, в том числе и обязанности, которые отсутствовали в Таможенном кодексе Таможенного союза. Теперь участник ВЭД должен обеспечивать осуществление инвентаризации при проведении выездной таможенной проверки, а также предоставить возможность произвести отбор проб и (или) образцов товаров в случае принятия решения о назначении таможенной экспертизы. По требованию проверяющих также придется давать письменные и устные пояснения по вопросам своей деятельности, представлять запрашиваемые справки и расчеты.

Лица, связанные с проверяемым лицом по сделкам (операциям) с товарами, в отношении которых проводится таможенная проверка, обязаны по требованию таможенного органа представлять копии документов и иную информацию по операциям и расчетам, проводимым с проверяемым лицом или с третьими лицами, имеющими отношение к сделкам (операциям) с такими товарами. Речь идет исключительно о документах, необходимых для проведения таможенной проверки.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Как убрать билирубин. Билирубин повышен. Лечение народными средствами. Отвары и настои Как убрать билирубин. Билирубин повышен. Лечение народными средствами. Отвары и настои Как управлять народом или лоботомия нации Как управлять народом или лоботомия нации Что значит повышенный холестерин и насколько он опасен? Что значит повышенный холестерин и насколько он опасен?