Что такое споттинг. Кто такие споттеры? История споттинга в России, новая волна на фоне военной операции в Сирии

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Споттинг - это, по сути, спортивная статистика. Задача в том, чтобы увидеть, описать и запечатлеть как можно больше разных самолетов, поездов, судов или птиц. А после их систематизировать и похвастаться в Интернете. Кажется, что менее увлекательным мог бы быть только марафон по бухучету. Но многие споттеры готовы отказаться от амбиций продавца месяца или менеджера года, чтобы споттить всю оставшуюся жизнь.

Плейнспоттинг, или просто споттинг

Наблюдение за самолетами - самая массовая разновидность споттинга. Если ты видел у аэропорта кучки людей, которые рассматривают небо в бинокли, - это как раз споттеры.

Цели и задачи. Кто-то стремится увидеть все самолеты конкретной авиакомпании, а кто-то - все самолеты в определенном аэропорту. Главное - зафиксировать бортовой номер и узнать потом историю самолета на airfleets.net . Все это либо записывают в блокнот для собственного удовольствия, либо выкладывают фото с информацией на ruspotting.net или в «Инстаграм». У человека практичного может возникнуть вопрос: зачем? Ответ таков: затем же, зачем люди собирают редкие пивные банки или гербарий кувшинок Вологодской области. Споттинг - это коллекционирование впечатлений в чистом виде.

Особая удача. Плейнспоттер обычно хвастается фотографией редкого самолета. Это может быть нестандартное сочетание модели и ливреи - например, Bombardier в цветах ВВС СССР, встреченный не так давно споттерами в одном из московских аэропортов. Или самолет редкой для этих мест авиакомпании. Удачей считается и дубль - это когда в кадр попадает больше одного самолета в воздухе.

Лучшие охотничьи угодья. Остров Сен-Мартен - известен пляжем прямо под глиссадой. Остров Корфу - в заливе Халикиопулу есть дамба-перемычка, опять же под глиссадой. Аэропорт Милан-Бергамо - компаний и самолетов туда летает множество, а расхлябанность правил позволяет споттить чуть ли не на взлетно-посадочной полосе.

Трейнспоттинг

Знаменитая экранизация романа Ирвина Уэлша ни при чем. Просто британские наркоманы прозвали трейнспоттингом удачное попадание иглой в вену. А изначально трейнспоттинг - это выслеживание поездов и переписывание их номеров.

Цели и задачи. Глобальная цель трейнспоттера - увидеть, запечатлеть и переписать все локомотивы, курсирующие по стране. Некоторые фанатики стремятся увидеть и все вагоны. Как и в плейнспоттинге, здесь фиксируют номер локомотива или вагона, место и время встречи и разные детали, которые удалось разузнать: время постройки, особенности модели и т. д.

Особая удача. Иногда повезет увидеть паровоз во время работы. Обычно их используют в качестве резерва где-то в глуши, но в Польше и Германии есть регулярно работающие экземпляры. Дрезины и невиданные устройства вроде старой «Волги» на шасси от локомотива, сделанной по мотивам фильмов Кустурицы, тоже гарантируют трейнспоттеру славу на форумах.

Лучшие охотничьи угодья. Любые сортировочные станции - там происходит формирование составов и смена локомотивов. Вход туда обычно запрещен, но обозревать можно из-за забора, как и в аэропортах. Главные страны для трейнспоттеров - Британия, где и появился тренд, Польша, Германия и Швейцария.

Шипспоттинг

Чтобы им заниматься, нужно иметь под боком либо порт, либо реку. При этом быть крепко подкованным по части флотской техники. Поэтому шипспоттингом чаще развлекаются моряки вне рейсов.

Цели и задачи. Увидеть что-нибудь странное и необычное. Шипспоттеры не столько ведут статистику перемещения обычных судов, сколько выискивают редкости.

Особая удача. Атомная подлодка, танкер ледового класса, плавучий кран типа «Исполин», редкие работающие паровые суда. Или что-то вовсе головокружительное вроде экраноплана на Каспии. Особенно шипспоттеры любят нестандартные сюжеты вроде буксировки на барже самолета со снятыми крыльями. То есть это нечто среднее между споттингом и репортажной съемкой.

Лучшие охотничьи угодья. Босфор, Волго-­Каспийский канал, Кильский канал, датский пролив Большой Бельт между островами Лолланн и Зеландия. Конечно, Панамский и Суэцкий каналы не менее оживленные в смысле судоходства, но все указанное намного ближе, при этом имеет мосты, с которых удобно наблюдать водоплавающие редкости.

Бёрдвотчинг

Это настолько близкий к науке споттинг, что иногда в нее переходит. Бёрдвотчингом, то есть наблюдением за птицами и их классификацией, баловались Джимми Картер, герцог Эдинбургский, Ян Флеминг и - внезапно - Джереми Кларксон.

Цели и задачи. Увидеть своими глазами как можно больше видов птиц и зафиксировать, что они делали и куда направлялись. Рекорд пока принадлежит англичанину Джону Хорнбаклу: 9435 видов птиц из существующих в мире 10 580!

Особая удача. В отличие от прочих видов споттинга, здесь особым шиком считается не сфотографировать птицу на большом расстоянии, а рассмотреть невооруженным глазом. Особенно если это антропофобный вид, то есть сильно боящийся человека. А открыть новый вид или передать ученым ценные сведения о миграции птиц - это как раз тот момент, когда споттинг становится полноценной орнитологией.

Безопасный просмотр

Помимо общих правил - пользоваться в своей деятельности здравым смыслом, смотреть по сторонам и не трогать руками непонятное - в споттинге есть и особые ноу-хау.

Не надо качать сетку вокруг аэропорта или виснуть на ней. Сердитые люди в штатском приедут очень скоро.

Следует иметь с собой документы и камеру. Власти уже знают про споттеров, но не знают, что главное для них не съемка, а ведение учета. Если крутиться в аэропорту или около депо без камеры и что-то писать в блокнот, то это будет выглядеть крайне подозрительно.

Если видишь что-то военное - не снимай и не рассказывай об этом на форумах. Были случаи, когда люди получали срок даже за перепост информации из Интернета, оказавшейся гос­тайной. И если кто-то случайно выпустил на улицу секретный ядерный паровоз на подвод­ных крыльях, тебе не стоит отвечать за чужое разгильдяйство.

Жаргон споттеров

Выльник - локомотив ВЛ80. Вообще-то он «Владимир Ленин».

Демих - локомотив производства Демиховского машиностроительного завода, который делает электрички.

Двухсистемники - электровозы, которые могут питаться и от переменного тока, и от постоянного.

Светофор - JatAirways (из-за рисунка на ливрее).

Рюмка - здание в Шереметьеве.

Батонщики - споттеры, которые снимают распространенные самолеты (вроде аэрофлотовских «Боингов») в три четверти кадра, на фоне неба и без номера. У правильных споттеров даже в таком кад­ре обязательно видны номер и полностью ливрея.

Баян - Л-410.

Баба с коромыслом - Ан-148.

Сороконожка - Ан-225 «Мрия».

Винтоплюх - вертолет Ми-14.

Инструменты споттинга

Бинокль - не слишком большой, с 8-10-кратным увеличением и резиновым покрытием, чтобы не скользил.

Камера - на вкус. Но помни: чем больше пикселей, тем медленнее фокусировка и дольше сохранение.

Штатив. Если ты шипспоттер и снимаешь с борта судна, обмотай руку чем-то мягким, используй как подставку и ни на что не облокачивайся, чтобы вибрация не передалась на камеру. Но во всех прочих случаях штатив пригодится.

Определитель птиц для бёрд­вотчеров - например, онлайн-версия Collins Birds Guide.

ФОТО: SHUTTERSTOCK; TASS; GETTY IMAGES

Во вторник и среду я посетила интересное мероприятие под названием споттинг. Не то чтоб я болела самолетами, но если есть возможность попасть на режимный объект, грех от такого отказываться. Так я когда-то попала в недра Красноярской ГЭС, облазив ее почти всю.

Споттинг (Плейн Споттинг) (от английского слова «spot» — «увидеть», «опознать»); также — Авиационный споттинг) — особый вид хобби, ведение реестра самолетов, сопровождается фотографированием и видеосъемкой летательных аппаратов, чаще всего самолётов.
Главное для плейн-споттера определить что за самолет, его бортовой номер, серийный номер, все это конечно сопровождается фотографированием для наглядности. Местом съемки служит аэропорт или мелкий аэродром. При самом распространенном виде съемки — садящихся самолетов — обычно выбирается место под глиссадой взлетно-посадочной полосы. Для качественного фотографирования движущихся с большой скоростью (до 300 км/ч) объектов необходим большой опыт, поэтому споттеры занимаются любимым делом как можно чаще. Многие отправляются в другие города, чтобы снимать в местном аэропорту.
Некоторые вводят в заблуждение, говоря что плейн споттинг это фотографирование самолетов, это далеко не так. Фотографирование это часть современного споттинга, но не его основа. Часть споттеров, особенно на западе до сих пор ходят на споттинг с подзорной трубой и блокнотом, записывая в него какой самолет где и когда они видели.

Как видно из вики-заметки, под понятие споттера я подхожу лишь косвенно. До сего дня я считала, что споттинг лишь съемка самолетов. Но полазив по споттерским форумам, я поняла, что для них главное собрать коллекцию самолетов, фото вторично. Я и мой давний велотоварищ Илья SIN узнали о споттинге с фото-форума и решили его посетить. И похоже, что были мы там одни такие непосвященные. В 5 утра у грузового терминала в Емельяново собрались убитые по самолетам люди с огромными пушками наперевес. Кеноновские бандуры 70-200, 100-400, и я с скромной темной Сигмой 70-300, взятой у друга. У Ильи не было телевика вообще, я отдала ему свою 105ку. Было несколько иногородних. Москвичи побоялись задымления от пожаров и сдали билеты. Вот это увлеченность, не жалеть денег, чтобы полететь зафотать какой-то самолет. Не поехали москвичи зря, понедельничный дождь смыл всю дымину, и воздух был чистый.

1. Все началось с перрона, здесь самолеты готовятся к полету


2. Стюардессы


3. Заправка


4. Погрузка багажа


5. Подкатывают трап


6. В моем детстве к самолету подвозили не на таких красивых автобусах


7. Пассажиры идут на посадку


8. Ушел на рулежку

Это уже 5й официальный споттинг в Емельяново, неофициальные там проводятся чуть ли не каждый день на приводе с торца взлетно-посадочной полосы за забором. Все серьезно, заявка за 5 дней, на проходной пропуск. Досмотр на металлоискателе, суровое объявление: «На досмотр сотовые телефоны предъявлять включенными». На поле нас ждет 2 газели и машина сопровождения Службы авиационной безопасности. САБовцы ездят с нами и следят, чтобы не нарушали режим порта, не лезли под самолеты, и т д.

Снимали мы взлеты и посадки, трафик был достаточно плотный. Споттеры лениво беседовали друг с другом, они завсегдатаи подобных тусовок. Но как только самолет приближался в кадр при самом длинном фокусном, все они подбирались, занимали свои точки и лупили серией, пока самолет не покидал поле кадра.


9. Посадка ATR-42


10. Охота


11. Споттеры


12. Взлет


13. Улетел


14. Посадка


15. Летит Нордавиа


16. S7 умчал в заоблачные дали


17.


18.


19. Королева зимнего споттинга - Люфтганза карго, успешно мною закосяченная


20. Посадка аэрофлота

Меня все приводило в восторг, каждый самолет, но они люди искушенные, ворчали, что в этот раз не везде пускают, и вообще охота самолет сфотать в торец, в этот раз споттинг по мнению ребят был скучный, мало точек, да и небо подкачало.

Пару раз приходилось действовать как десанту, выпрыгивали из машин и занимали места - незапланированная посадка. Часов в 10, когда свет стал невозможный для съемки, мы с Ильей поехали в город, все-таки на работу надо.

В среду споттинг был вечерний, собрались почти той же толпой, снова досмотр, машины, поехали провожать огромный Ил-76, который полетел тушить пожары. Огромный самолет оторвался от земли почти параллельно ей, в отличие от более мелких самолетов, поднимающихся носом вверх. Сегодня на поле устроили ремонт покрытия, самолетов значительно меньше чем вчера.


21. Начали как обычно с перрона, сегодня с нами две телекомпании


22. Проводили на север


23. Ил-76 взлетел, я как всегда упустила момент отрыва


24. А это уже другой Ил-76 вернулся


25. Так чистят полосу, сдувая с нее все лишнее

Позабавили некоторые моменты работы порта. Человеческий фактор. Прилетел пассажирский самолет и протянулся по всей полосе до разворота, едет себе неспешно. А в небе уже показался Ил-76, хочет посадку, а на полосе торчит еще бело-зеленый Боинг. Пришлось Илу уйти на второй круг, представляю, как пилоты ругались на рулевиков. Зато он пролетел низко у нас над головами, и мы нафотали вдоволь. Следующий самолет резко свернул на парковку, не доехав до нас. Потом наконец-то сел красавец Ил и проехал мимо нас очень медленно, чтобы мы успели заснять. Из грузового проводили только «каргу» - AirBridgeCargo.


26. Недокрашенный S7


27. Занято


28. Ушел на второй круг


29. В ожидании


30. Дождались


31. Встретятся или нет?


32. "Карга" полетела


33.

Забавно было наблюдать за ребятами. Народ там очень разный, от молоденьких абитурентов, до серьезных мужиков судмедэкспертов, девушки, мужчины, семейные пары. Всех их объединяет одно - любовь к авиации и полное отключение от всего, когда в небе появляется самолет. Чем ближе он, тем больше частота треска затвора серийной съемки. Мне до них далеко, я делала по 3-4 кадра на самолет. Организатор этого действа Татьяна тщетно взывала к дисциплине, с поворотом рычажка включения фотоаппарата, у всех мозг выключался, и народ потихоньку выползал из разрешенных зон поближе к полосе.


34.

Под вечер мы вернулись на перрон и полезли на ангар. Лестница 30 метров высоту, железная, раскачивалась под толпой споттеров, было страшновато, что оторвется вместе с нами.


35.

С высоты крыши мы наблюдали за жизнью аэропорта. На перроне готовились на взлет 2 самолета, грузили багаж, заправляли, заряжали, самолеты мерцали огоньками и ждали своих пассажиров. Рядом стояли самолеты без огоньков, которые сегодня не полетят, про них работники порта трогательно говорят «Он спит». Зеленый S7 вырулил на взлет, прокатился по полосе и продлил разгон как раз до места, где мы тусовались, взлетев специально для нас напротив ангара. Они все знают, что мы здесь, какие-то экипажи относятся хорошо, какие-то суеверничают и просят не снимать. Я думала, мне показалось, что они позируют, но работники порта подтвердили. Люфтганза бывает даже на взлете специально «машет» крыльями, немцы выпендриваются. Но при нас ее взлета к сожалению не было. Группе, что осталась внизу, повезло - командир пустил их в кабину.

Очень хотелось пофотаться «на аватарку вконтакте», но я видимо уже заразилась азартом споттеров, и все мое внимание было устремлено в небо, боялась пропустить что-нибудь интересное. А уж тем более сфотаться на фоне летящего самолета - нереально. Казалось бы, не должны меня интересовать самолеты, один можно было пропустить ради фотки на его фоне, но общий дух в этой компании не давал расслабиться.

Между тем уже стемнело, и несмотря на горящие прожекторы, снимать мне уже было сложно. Фото получались хуже, чем на мобильном телефоне, плюс я была без штатива. Поле уже горело сотнями цветных огоньков, обозначая полосу, но снять это мне не удалось. Зато наблюдали сверху, как из ангара махонькая машинка вытащила самолет и покатила его по полю на парковку.


36.


37. Зеленый собирается улетать


38. Спящие самолеты


39. Рулит на парковку


40. Погрузка еды


41. САБовцы бдят, чтобы споттеры в своем азарте не поубивались


42.


43. Еще один готовится к взлету


44. Тащат из ангара


45.


46. Жизнь кипит


47. Ждет пассажиров


48. Говнофотка взлета S7


49.

Проводив последний на сегодня взлет, мы спустились вниз. Там стояла пара самолетов, которые уже никуда не полетят. Инженеры рассказали, что стоит самолету приостановиться, его тут же начинают разбирать в пользу других самолетов. И когда приходит время запускать самолет, оказывается, что собирать его и не из чего. Так они и заканчивают свою небесную жизнь и стоят тихонько гниют:(Продать на металлолом рука не поднимается, и стоят они как память об уходящей авиационной эпохе. Очень грустно смотреть на уснувшие навсегда самолеты, которые больше не увидят небо. Некоторые «некрофилы» рвались на кладбище самолетов, но работники порта были категорически против, зрелище удручающее, и это показывать они не хотят.


50. Остановленные самолеты

А на перроне тем временем уже выставили самолеты, в которых будут проводить экскурсии на день авиации, их проветривают, потому что без воздуха самолет начинает гнить, и там появляется специфический запах, что я заметила, побывав на дне авиации в 10м году. Но инженеры скептически говорят - не проветрится он до 18го августа, полтора года стоял закрытый, а проветривать надо раз в месяц.

На этом наше официальное пребывание в порту закончилось, и неофициально споттеры поехали с томичом на ближний привод ВПП под глиссаду самолетов. Привод это место в торце взлетно-посадочной полосы. У них там набитое место за забором, где они караулят. Мы с Ильей тоже поехали за ними. Зрелище, которое предстало нашим глазам, вызвало неописуемый восторг. Ровные линии сигнальных огней, уходящие вдаль и мерцающие в дрожащем воздухе. Точка на горке, вид прекрасный. Но пока мы восторгались и готовили технику, вся иллюминация внезапно погасла. Прилетов на сегодня больше не ожидали, поэтому огни выключили. Разочарованию нашему не было предела. Вот так это выглядит, только мы застали огоньки уже в полной темноте.

Фото неизвестного мне красноярского споттера, взято из инета

Что можно сказать по итогу? Я стала чуть меньше бояться самолетов, может быть, когда-нибудь пересилю свою аэрофобию и приеду в аэропорт как пассажир. Когда на твоих глазах благополучно взлетает и садится пара десятков самолетов, начинаешь сомневаться в своих страхах. Сам формат интересный, но не для меня, тут надо всецело отдаваться этому увлечению, быть готовым в любой момент сорваться с работы с дома, чтобы поймать редкий самолет. Да и оптика тут нужна хорошая и недешевая

Кто может часами сидеть у забора аэродрома с фотоаппаратом в руках, невзирая на дождь и ветер? Террорист, шпион или тот, кого часто с ними путают - споттер?

Что такое споттинг?

Своему происхождению наименование современного увлечения обязано английскому глаголу «to spot», что переводится как «увидеть», «опознать». Суть занятия, на первый взгляд, заключается в фотографировании самолетов. На самом же деле, главная задача споттера даже не снять воздушное судно вблизи, а опознать его, определить номер и рейс. К слову, многие европейские споттеры до сих пор ходят на «охоту» с блокнотом и подзорной трубой.

Споттинг, фото Dmitry

С фотоснимками, которые делают споттеры, все тоже не так просто. В кадре должен находиться лишь самолет, причем он должен быть в самом центре фото и крупным планом. Сделать это непросто, ведь его скорость огромна и расположение меняется каждую секунду. Ну а когда пилот выполняет фигуру высшего пилотажа, предсказать его действия порой и вовсе нереально. Поэтому споттеры и изучают технику полетов, штудируют учебники и интернет, стараясь понять - куда же полетит объект их внимания.

Споттинг, фото Dmitry

Кстати, опытные споттеры занимаются своим делом вовсе не бескорыстно - их снимки покупают информационные агентства, СМИ и сами авиакомпании и аэропорты. Периодически проводятся даже выставки подобных работ. А для тех, кто не хочет рисковать, блуждая вокруг , есть и сообщества споттеров, предпочитающих снимать корабли, грузовики и даже девушек.

Как стать споттером?

Процедура превращения в споттера крайне проста и никакой волшебной фразы для этого знать не нужно. Достаточно взять фотоаппарат, удобно одеться и отправиться к одному из аэропортов.

Споттинг, фото Alexandr Babashov

Если лазить по кустам и ловить удачный кадр вы не хотите, просто дождитесь одного из многочисленных авиашоу, на которых можно фотографировать технику как в полете, так и на земле.

Полезная информация

Начинающем споттеру стоит помнить о нескольких ключевых моментах своего нового хобби.

Во-первых, главными местами сбора и, соответственно, съемки, являются: пляж Махо на острове Святого Мартина, сквер около ресторана In-N-Out в Лос-Анджелесе, закрытый аэропорт Гонконга Kai Tak. Ну а в России можно порекомендовать споттерам аэропорт Домодедово, где проходят открытые фотоконференции для всех желающих, и аэропорт Иркутска , лояльно относящийся к приверженцам споттинга.

Споттинг в Домодедово, фото Dmitry Terekhov

Во-вторых, с собой стоит иметь не только фотоаппарат, но и запасной аккумулятор к нему, разные объективы, термос с чаем или кофе, несколько бутербродов. Что касается одежды и обуви, то она должна соответствовать погоде и быть удобной, поскольку на свежем воздухе, возможно, придется провести не один час. Кстати, не обязательно покупать дорогой зеркальный аппарат - многие ценные кадры были сделаны на обычную «мыльницу», а затем куплены солидными информационными агентствами за немалые суммы.

Споттинг, фото O M

В третьих, всегда нужно иметь при себе документы и быть готовым к общению с сотрудниками аэропорта. В Европе к споттерам относятся терпеливее, чем в России, однако и там их порой принимают за шпионов и дело доходит до суда.

Споттинг, фото Dmitry

Если вам уже надоело фотографировать пирожные и цветы, настраивайте фотоаппарат и отправляйтесь на одно из традиционных споттерских мест, чтобы поймать в объектив гигантскую стальную птицу.

Свою первую статью на этом ресурсе я решил посветить одному из моих увлечений, а именно споттингу.

Споттинг достаточно новое явление для России, хотя своими корнями он уходит в историю холодной войны. В это время появилось такое… занятие, смотреть, а что же собственно пролетает у тебя над головой? Для этого использовались нехитрые инструменты, подзорная труба или телескоп, блокнот и ручка, для записи бортовых номеров самолётов, которые удалось увидеть. Сейчас же споттинг в основном ассоциируется с фотографированием самолётов, что является делом достаточно не простым. Потому что времени, чтобы сфотографировать самолёт не так уже и много, это или заход на посадку, когда он уже летит не очень высоко, или же взлёт и набор высоты. Фотографии стоящих на перроне аэропорта самолётов дело тоже достаточно интересное, но для этого требуется, чтобы этот самый перрон (стоянка для самолётов в аэропорту) был хорошо обозреваем. Конечно, можно снять и пролетающий над головой самолёт, но это требует ещё больших вложений, чем обычный споттинг, а не так называемый RNAW-spotting, фотографирование пролетающего на эшелоне самолёта.

Сейчас споттинг можно условно разделить на два вида, первый это так называемый подзаборинг, второй это официальный споттинг проводимый в том или ином аэропорту, в том числе и авиашоу, дни открытых дверей проходящие как в аэропортах, так и на авиабазах.

Подзаборинг – это вид споттинга, когда авиафотограф (споттер) приезжает к ближайшему аэропорту и фотографирует прилетающие и улетающие самолёты. Для этого требуется хороший фотоаппарат и хороший телеобъектив, снимать, как правило, приходиться с достаточно больших дистанций, и свою цель желательно максимально приблизить, кроме того желательно иметь с собой телефон, а лучше планшет, для того чтобы иметь информацию, о том что происходит в небе. В идеальном варианте – иметь при себе радиосканер, для прослушивания переговоров лётчиков и диспетчеров. Сейчас есть множество сайтов, которые позволяют отслеживать в реальном времени положение того или иного гражданского воздушного судна.

Официальные споттинги проходят на территории аэропортов. Доступ на территорию может быть как открытым, так и по предварительной регистрации. Эти события проходят достаточно часто, как правило, летом, в общем-то набор оборудования является таким же, как и при подзаборинге, просто у участников значительно лучшие условия съёмки.

Но также следует помнить, что фотографирование самолётов является лишь частью споттинга, кроме того, споттинг подразумевает ведение реестров и отслеживание самолётов в реальном времени.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
«Ворожей не оставляй в живых «Ворожей не оставляй в живых Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, архангелов: Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила Собор архистратига михаила и прочих сил бесплотных Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, архангелов: Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила Собор архистратига михаила и прочих сил бесплотных Священный синод 18 век какие издал постановление Священный синод 18 век какие издал постановление