Что такое катана? Изготовление и фото. Японская катана

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

И невероятной доблести его владельцев – самураев написано немало. Благодаря революции Мэйдзи и последующей активной военно-политической экспансии Японии в Азиатско-Тихоокеанском регионе, о самураях и их оружии, о воинских традициях этой очень интересной страны узнал весь мир. Рост интереса к японскому холодному оружию происходил по мере популяризации восточных боевых искусств за пределами собственно Японии и Восточной Азии в целом. Джиу-джитсу (дзюдзюцу), дзюдо, айкидо, карате (правда, это не чисто японский, а окинавский вид единоборств) получили всемирную известность. Но если эффективность японских боевых искусств не подлежит сомнению, то о качестве японских мечей специалисты и любители спорят до сих пор.


Как и боевые искусства, первые железные мечи появились в Японии благодаря культурным и экономическим связям с Китаем. Во 2-й половине III века н.э. китайские торговцы завезли в Японию первые партии железных мечей. В наши дни археологи находят в курганах как китайские образцы, так и более поздние японские «подражания». К VIII в. н.э. в Японии достигло совершенства собственное производство железа, что повлекло за собой настоящую революцию в холодном оружии. Теперь японские воины уже не нуждались в завозе импортной китайской продукции – местные кузнецы, освоив секреты китайских и корейских мастеров, стали производить собственные мечи. Если китайские кузнецы – оружейники делали мечи из цельной полосы железа, то японцы ковали стальные и железные пластины. Постепенно японские мечи приобрели и характерную изогнутую форму. Согласно традиции, первым изогнутым мечом считается меч Когарасу-Мару (Маленькая Ворона). Его выковал в 703 г. н.э. кузнец Амакуни.

Дальнейшее развитие японского холодного оружия происходило параллельно развитию боевых искусств. Военная составляющая в жизни японского общества всегда играла огромную роль. Этому способствовала феодальная раздробленность и постоянные конфликты между князьями и служившими им самураями. Впоследствии страницы японской истории были в изрядной степени мифологизированы, в результате чего на Западе сложилось достаточно поверхностное и идеалистичное восприятие всего японского – и холодного оружия, и самураев, и самурайского кодекса чести, и в целом – характера взаимоотношений в японском обществе. Такому представлению в изрядной степени способствовала массовая культура, внесшая моду на японскую военную тематику среди европейцев и американцев.

В японской культуре меч играл огромную роль и наделялся сакральным значением. Существует несколько видов японских мечей. Самый известный, безусловно, это катана. Изогнутый меч, более напоминающий саблю, катана возникла примерно в XV веке и быстро превратилась в «классическое» оружие самураев. Катана использовалась в паре с вакидзаси – более коротким мечом. Если длина клинка катаны составляла от 2 до 2,5 сяку (60,6-75,7 см), то вакидзаси - от 1 до 2 сяку (30,3-60,6 см). Мечи с длиной клинка меньше 1 сяку относились к категории танто, т.е. кинжалов.

Катану и вакидзаси изготовлял один кузнец в одном стиле, поскольку мечи считались парой и назывались в совокупности «дайсё» - «длинный – короткий». Причем если мечи были изготовлены разными мастерами, то к дайсё они уже не относились. Поскольку для самураев мечи имели особое, сакральное значение, профессия кузнеца считалась в Японии очень почетной. Кузнецы выделялись среди остальных ремесленников. Еще в XIII веке император Го-Тоба ввел классификацию кузнецов в зависимости от их мастерства. Первый класс кузнецов имел особые привилегии, поскольку обладал большим мастерством. Считалось, что изготовленные великими мастерами клинки обладают сверхъестественной силой. На самом деле, как и в любом феодальном и сословном обществе, принадлежность к первому классу мастеров определялась не только и даже не столько мастерством, сколько происхождением.

Многие современные эксперты утверждают, что качество японских мечей на самом деле было далеко от совершенства. По крайней мере, они были ничуть не лучше, чем европейские, ближневосточные или индийские мечи. Однако затем распространились представления о едва ли не волшебной природе японской катаны.

Во многом, распространению мифов о небывалом качестве и силе японского оружия способствовали сами самураи, особенно в период, последовавший за революцией Мэйдзи. О небывалой воинской доблести самураев ходили самые невероятные истории, хотя они вполне могли быть изрядно преувеличены. Во-первых, вся история боевого пути японских самураев переполнена борьбой с заведомо более слабыми противниками. Лишь в ХХ веке Япония столкнулась с мировыми державами – Россией, а затем США и союзниками. До этого войны японского государства носили региональный характер. Но есть ли особая доблесть в том, чтобы побеждать окинавских крестьян или слабую армию раздробленной Кореи? Те же окинавские крестьяне сопротивлялись японским завоевателям очень активно, поскольку не хотели терять независимости (острова Рюкюсского архипелага до японского завоевания были независимым королевством с собственной богатой историей и культурой).

История того же карате восходит именно к периоду борьбы окинавского населения за свою независимость. Надо сказать, что самураи расправлялись с жителями Окинавы весьма жестоко. Окинавцам запретили под страхом смерти иметь любое оружие, после чего местное население во время восстаний стало использовать целый ряд предметов сельскохозяйственного инвентаря в качестве оружия. Получилось весьма интересно – например, та же тонфа. Совершенствование приемов безоружного боя происходило также именно по этой причине – жители Окинавы хотели противостоять японским оккупантам любыми способами, в том числе и голыми руками и ногами. С другой стороны, видно не столь большими мастерами боевых искусств были сами вооруженные до зубов самураи, если им могли противостоять безоружные окинавские жители.

Во-вторых, несколько преувеличенными выглядят и рассказы о небывалой чести и верности самураев своим сюзеренам - даймё. На самом деле, когда самураям требовалось, они могли пойти на разные поступки, включая даже убийство своего сюзерена. Отряды самураев могли запросто «поменять хозяина», если другой князь был готов заплатить им большее жалованье. Кстати, в отличие от европейской традиции измена не считалась чем-то предосудительным. Самураи «перебегали» от одного князя к другому целыми отрядами. В некоторых случаях они даже делились на маленькие отряды и предлагали свои услуги противоборствующим сторонам. Кстати, «доставалось» самураям тоже неплохо – от корейских патриотов, от крестьян Окинавы, от своих же японских крестьян, поднимавших мощные восстания против феодальной эксплуатации.

Была особая группа самураев – ронины, т.е. самураи, потерявшие хозяина. Как правило, ронины превращались в странствующих воинов, нанимаясь телохранителями к знатным и богатым людям, принимая участие в вооруженных конфликтах. Но было немало и тех ронинов, кто окончательно сосредотачивался на преступной деятельности и превращался в профессиональных преступников «с большой дороги». Это обстоятельство также говорит не в пользу невиданного благородства самурайского сословия.
В-третьих, превратным является и представление о повальной высокой грамотности самураев. Начнем с того, что самураи в большинстве своем были очень молодыми людьми, поскольку до зрелых лет профессиональные воины доживали редко. Научиться литературе, поэзии, истории и философии для юных самураев было просто проблематично. Ведь основное время они уделяли оттачиванию воинских навыков. Нет, конечно, встречались среди средневековых самураев и грамотные люди, но большинство все же составляли либо полностью неграмотные, либо едва умевшие писать и читать профессиональные солдаты. В этом не было ничего предосудительного и странного – точно также неграмотными были многие европейские рыцари, не говоря уже о профессиональных ландскнехтах.

Здесь стоит отметить, что боевые искусства самураев имели сугубо утилитарное предназначение. В отличие от многочисленных стилей китайского ушу, которые практически все сформировались и развивались в буддийских и даосских монастырях и были не только боевыми единоборствами, но и техниками психофизиологического совершенствования человека, в средневековой Японии долгое время рукопашному бою не уделялось достаточного внимания. Это вполне понятно – зачем самураям учиться драться без оружия, если они находились с оружием постоянно? Нет, конечно, были какие-то навыки, которые могли передаваться от старших к младшим, но в целом расцвет рукопашного боя начался в Японии довольно позже, чем история «будзюцу» - собственно самурайских боевых искусств. И внесли наибольший вклад в него как раз оппоненты самураев – крестьянские повстанцы, странствующие монахи, разбойники уголовные и политические, наемные убийцы. Именно для них владение приемами безоружного боя или подручными предметами представляло гораздо больший интерес, чем для хорошо вооруженных самураев.

Само собой, не приходилось говорить и о каком-то фантастическом благородстве самураев. Их отличала жестокость к побежденным противникам, причем, учитывая, что Япония – не христианская страна, эта жестокость не смягчалась религиозными представлениями. Если самурай мог совершить ритуальное самоубийство, то убить другого человека, в том числе и беззащитного, для него не представляло никакой сложности. Даже в ХХ веке японскую армию отличала крайняя жестокость к врагам, о которой сообщали практически все противники, которым приходилось воевать с японскими войсками.

Что творили японские оккупационные войска в Китае и Корее известно всему миру. Массовые убийства мирных жителей, казни и садистские пытки, изнасилования и насильственные обращения женщин в проституток – такими действиями запомнились японские войска в соседних странах. Жесточайшим пыткам подвергались военнопленные союзных войск, оказавшиеся в японских лагерях. Но ведь костяк японского офицерского корпуса составляли именно представители благородных самурайских фамилий, имевшие знатное происхождение и гордившиеся своими героическими предками. Получается, что они также поддерживали такое поведение своих солдат и не считали его предосудительным.

Конечно, чего у самураев не отнять, так это представлений о том, что честь является более ценной, чем жизнь, категорией. Отсюда и шла склонность самураев к самопожертвованию. Кроме того, ритуальные самоубийства были достаточно распространены в японском обществе и основывались на специфическом мировоззрении самураев. Расстаться в некоторых ситуациях с жизнью для них было более предпочтительно, чем сохранить ее, но лишиться чести. Большую роль играл и приказ хозяина совершить ритуальное самоубийство. Ослушаться такого приказа большинство самураев не могло себе позволить.

Харакири или сеппука рассматривалась как достойное завершение жизненного пути самурая, особенно если он оказывался в проигрышной ситуации в бою, лишался хозяина, болел. Когда в 1945 году Япония проиграла Вторую мировую войну, в стране отмечалось огромное количество самоубийств, которые совершали военные и гражданские чиновники самого разного ранга и уровня. Это была именно самурайская традиция – уходить из жизни путем ритуального самоубийства. Убежденность в необходимости совершения харакири / сеппуки укреплялась своеобразным самурайским кодексом чести, верность которому уважающие себя самураи стремились сохранять до конца.

Примечательно, что многие самурайские традиции впоследствии трансформировались в специфическую японскую деловую культуру. В японских компаниях существует совершенно иная модель организации труда и взаимоотношений между сотрудниками, чем в американских или европейских корпорациях. Выбирая компанию, японец чаще всего делает выбор едва ли не на всю жизнь, а фигура начальника играет для него очень большое значение – может и не такое, как дайме у средневекового самурая, но и явно отличающееся от роли начальника в американской или европейской традиции.

Образ японского самурая в значительной степени оказался мифологизированным. Сословное деление в самой Японии ушло в прошлое, но живучесть мифа о самураях оказалась поразительной. Причем едва ли не большими адептами этого мифа, чем сами японцы, являются жители других стран. Мода на японскую культуру стала распространяться на Западе в ХХ веке и довольно быстро укоренилась среди части западной интеллигенции, которая прельщалась мифами о благородных воинах – самураях, их невероятном воинском мастерстве, замечательных качествах японского холодного оружия.

Самурайский меч катана — это не просто меч, а воплощение японского духа, олицетворение исторической культуры и предмет гордости народа Страны восходящего солнца.

Это оружие считается настоящим символом японского народа, его боевого духа и воли к победе. Еще с самых древнейших времен считалось, что существует три главных японских сокровища. К ним относят яшмовое ожерелье, священное зеркало и меч.

Для самурая меч был его спутником жизни, и даже на пороге смерти воин не выпускал его из рук. Также катана отражала социальное положение своего хозяина, являясь олицетворением чистоты, и — что свойственно только японцам — считалась лучшим подарком в дань уважения. Согласно японской мифологии, меч — это не символ войны и смерти, а наоборот — оружие мира.

История меча катана

Долгое время, участвуя в кровопролитных боях, японцы использовали копья. Но времена правления сёгуната Токугава изменили привычный уклад воинов. С приходом технического процесса стали использоваться мечи. Искусство владения мечом получило название «кэндзюцу». Это не просто набор воинских знаний, но и духовное самосовершенствование.

Возникновение «оружия души» связано с историческим изменением своего более древнего предка — меча тати, который считается традиционным оружием самурая. Катана не является исконно японским мечом, потому как его формирование происходило под влиянием других азиатских культур. Свой окончательный вид меч получил в периоды Нара и Хэйан — это изогнутый клинок с такой же рукояткой, заточенный только с одной стороны — именно таким мы можем увидеть его в наше время. Для создания катаны использовались особые техники ковки и закалки железа, а рукоятка, как правило, обматывалась шелковой лентой. В редких случаях мечи украшались гравировкой, обычно такие экземпляры имели особую ценность.

Ношение катаны

Самурайский меч катана носят с левой стороны в ножнах, которые расположены за специальным поясом — оби. Лезвие меча, как правило, направлено вверх — этот способ ношения считается общепринятым еще с окончания войн в период Сэнгоку, когда ношение оружия приняло скорее традиционный характер, нежели военный. Когда появлялась возможность угрозы, катану держали в левой руке, а если хотели выразить свое доверие, то в правой. Садясь, самурай клал меч недалеко от себя. Если катана использовалась редко, то ее хранили дома в ножнах из необработанного дерева магнолии, которое предотвращало появление и дальнейшее распространение коррозии.

Угол, в котором хранился меч, назывался токонома. А специальная подставка, на которой он располагался – катанакакэ. Во время сна самурай располагал свой меч в изголовье таким образом, чтобы его легко можно было схватить в любой момент.

Владение катаной

Катана — это режущее оружие, способное с одного удара обезглавить противника. Основная техника владения японским мечом заключена в том, что удар наносится не под прямым углом, а вдоль плоскости. Также для упрощения нанесения режущих ударов центр тяжести располагали ближе к клинку.

Длина катаны позволяла совершать различные маневры. Держать её необходимо сразу двумя руками. Середина левой ладони располагалась в конце рукоятки, а вторая рука сжимала область возле гарды. Участие в процессе размаха сразу двух рук позволяло получить большую амплитуду, что усиливало удар.

Выделяют три вида стоек для фехтования катаной:

  • Дзедан — меч находится на верхнем уровне
  • Чудан — в этом положении меч должен находиться перед собой
  • Гэдан — меч находится на нижнем уровне

Для успешного применения освоенных основ в фехтовании катаной, нужно уметь предвидеть все движения противника и в короткое время точно планировать свои действия.

Традиционно обучение фехтованию японским мечом разделено на три уровня:

  • Омотэ -открытый уровень, на нем не происходит углубления в «скрытые» техники владения мечом
  • Тюдан — средний уровень
  • Окудэн — закрытый уровень

В Японии по сей день сохранилось множество традиционных школ, обучающих искусству владения меча. Эти школы смогли продолжить свое существование даже после запрета на ношение мечей, который установил император Мэйдзи.

Как достигается особая острота Катаны?

Катана считается уникальным холодным оружием, поскольку обладает функцией самозатачивания. Подставка, на которую помещается меч, позволяет клинку оставаться долгое время острым благодаря особому движению молекул. Процесс изготовления клинка подразумевает использование специальной техники. Шлифовка представляла собой десять этапов, таким образом уменьшалась зернистость поверхности. Полировка лезвия происходила с использование пыли древесного угля.

В последнюю очередь осуществляется закалка клинка с помощью жидкой глины. Она способствовала возникновению специальной полоски с матовой поверхностью, которая символизировала границу между зеркальной частью лезвия и матовой. Часть лезвия обматывалась глиной, а другая половина клинка закалялась в воде. Таким образом достигалась разная структура поверхности. Если мастер отличался большой популярностью, то на этом этапе изготовления он оставлял свою подпись. Но на этом этапе клинок еще не считался готовым. Окончательная полировка лезвия занимала две недели. Когда поверхность клинка обретала зеркальный блеск, считалось, что работа завершена.

Металл, участвующий в процессе изготовления оружие имел особую структуру. Её особенность – это слоистость. Существовало несколько способов получения качественной стали. Они определялись под воздействием многих внешних факторов.

Самурайский меч катана в наше время

Давно утеряв боевое значение, меч катана стал настоящей находкой для любителей азиатской культуры. Настоящее оружие является древнейшим творением ручной работы. Подлинные экземпляры, чаще всего, передаются по наследству и несут в себе функцию реликвии. Но приобрести самые лучшие катаны имеют возможность далеко не все, так как отличить подделку от оригинала может только настоящий ценитель холодного оружия. Так сколько стоит настоящий самурайский меч катана? Стоимость изготовленных в Японии мечей составляет не меньше 1 тысячи долларов, а цена более редких экземпляров может доходить до 9 тысяч долларов. Таким образом, самым дорогим японским мечом в истории считается меч Камакура 13 века, который был продан на аукционе за 418 тысяч долларов.

Период правления сёгуната Токугава с 1603 года был связан с уходом в прошлое искусства владения копьем. На смену кровопролитным войнам пришла эпоха техники и совершенствования воинского состязания на мечах. Искусство, связанное с именовалось «кэндзюцу», со временем превратилось в средство духовного самосовершенствования.

Значение самурайского меча

Настоящие самурайские мечи считались не просто вооружением воина-профессионала, но и символом самурайского сословия, эмблемой чести и доблести, храбрости и мужественности. С древности оружие почиталось как священный подарок богини Солнца своему внуку, правящему на земле. Меч должен был использоваться только для искоренения зла, несправедливости и защиты добра. Он являлся частью синтоистского культа. Оружием украшали храмы, священные места. В 8 веке японские священнослужители участвовали в производстве, чистке, полировке мечей.

Самурай должен был всегда держать при себе набор воина. Для мечей отводилось почетное место в доме, ниша в главном углу - токонома. Хранились они на подставке татикакэ или катанакакэ. Ложась спать, самурай клал мечи себе в изголовье на расстоянии вытянутой руки.

Человек мог быть беден, но иметь дорогой клинок в превосходной оправе. Меч был эмблемой, подчеркивающей сословное положение. Ради клинка самурай был вправе принести в жертву собственную жизнь и свою семью.

Комплект японского воина

Японские воины всегда носили с собой два меча, что указывало на принадлежность к самураям. Комплект воина (дайсе) состоял из длинного и короткого клинка. Длинный самурайский меч катана или дайто (от 60 до 90 см) - основное оружие самурая с 14-го века. Его носили на поясе острием вверх. Затачивался меч с одной стороны, имел и рукоять. Мастера боя умели убивать молниеносно, в доли секунды вытянув клинок и сделав один взмах. Такая техника называлась «иайдзюцу».

Короткий самурайский меч вакидзаси (сёто или кодати) в два раза короче (от 30 до 60 см) носился на поясе острием вверх, использовался реже, при ведении боя в стесненных условиях. С помощью вакидзаси воины отрезали убитым противникам головы или, будучи захваченными в плен, совершали сэппуку - самоубийство. Чаще всего самураи сражались катаной, хотя в специальных школах обучали бою на двух мечах.

Виды самурайских мечей

Помимо комплекта дайсе, существовало несколько видов используемых воинами.

  • Цуруги, тёкуто - древнейший меч, используемый до 11 века, имел прямые края и затачивался с обеих сторон.
  • Кэн - прямой древний клинок, затачивался с обеих сторон, использовался в религиозных обрядах и редко применялся в бою.
  • Тати - большой изогнутый меч (длина острия от 61 см), применяемый всадниками, носился острием вниз.
  • Нодати или одати - сверхбольшой клинок (от 1 м до 1,8 м), являющийся разновидностью тати, носился за спиной всадника.
  • Танто — кинжал (до 30 см длиной).
  • Для тренировок применялись бамбуковые мечи (синай) и деревянные (боккэн). Тренировочное оружие могло быть использовано в бою с недостойным противником, например, грабителем.

Простолюдины и мужчины низших сословий имели право защищаться малыми ножами и кинжалами, так как существовал закон о праве ношения мечей.

Меч катана

Катана - боевой самурайский меч, входящий в стандартное вооружение воина вместе с малым клинком вакидзаси. Стал применяться в 15 веке благодаря совершенствованию тати. Катана отличается выгнутым наружу лезвием, длинной прямой рукоятью, позволяющей держать его одной или двумя руками. Лезвие имеет небольшой изгиб и заостренный конец, применяется для режущих и колющих ударов. Вес меча составляет 1 - 1,5 кг. По прочности, гибкости и твердости самурайский меч катана занимает среди других клинков первое место в мире, разрубает кости, дуло винтовки и железо, превосходит арабские булаты и европейские мечи.

Кузнец, осуществляющий ковку оружия, никогда не изготавливал фурнитуру, для этого у него в подчинении были другие мастера. Катана - это конструктор, собранный в результате труда целого коллектива. Самураи всегда имели несколько комплектов фурнитуры, надеваемой по случаю. Клинок передавался веками из поколения в поколение, и его облик мог меняться в зависимости от обстоятельств.

История катаны

В 710 году легендарный первый японский фехтовальщик Амакуни использовал в бою меч с изогнутым лезвием. Выкованный из разнородных пластинок, он имел сабельную форму. Его форма не изменилась вплоть до 19 века. С 12 века катаны считались мечами аристократов. При господстве сёгунов Асикага возникла традиция ношения двух мечей, ставших привилегией самурайского сословия. Набор самурайских мечей был частью военного, гражданского и праздничного костюма. Два клинка носили все самураи, независимо от ранга: от рядового до сёгуна. После революции японские чиновники были обязаны носить европейские шпаги, тогда катаны потеряли свой высокий статус.

Секреты изготовления катаны

Клинок ковался из двух типов стали: из вязкой изготавливалась сердцевина, а из прочной - режущая кромка. Сталь перед ковкой очищали с помощью многократного сложения и сварки.

В изготовлении катаны был важен выбор металла, особой железной руды с примесями молибдена и вольфрама. Железные прутки мастер закапывал в болото на 8 лет. За это время ржавчина выедала слабые места, затем изделие отправлялось в кузницу. Оружейник превращал прутки в фольгу тяжелым молотом. Затем фольга многократно складывалась и сплющивалась. Поэтому готовый клинок состоял из 50000 слоев высокопрочного металла.

Настоящие самурайские катаны всегда отличала характерная линия хамон, появляющаяся в результате применения особых способов ковки и закалки. Рукоять меча цука обворачивалась кожей ската и заматывалась полоской шелка. Сувенирные или парадные катаны могли иметь рукояти из дерева или слоновой кости.

Владение катаной

Длинная рукоять меча позволяет эффективно им маневрировать. Для удержания катаны используется хват, конец рукояти которого надо держать в середине левой ладони, а правой рукой сжать рукоять около гарды. Синхронный взмах обеих рук давал возможность воину получить широкую амплитуду взмаха, не тратя много сил. Удары наносились вертикально по мечу или рукам врага. Это позволяет убрать оружие противника с траектории атаки, чтобы поразить его следующим взмахом.

Древнее японское оружие

Несколько разновидностей японского оружия относятся к вспомогательному или второстепенному типу.

  • Юми или о-юми - боевые луки (от 180 до 220 см), являющиеся старейшим оружием Японии. Луки использовались в бою и на религиозных церемониях с древнейших времен. В 16 столетии были вытеснены мушкетами, привезенными из Португалии.
  • Яри - копье (длина 5 м), оружие популярное в эпоху междоусобиц, применялось пехотой для сбрасывания противника с лошади.
  • Бо - военный боевой шест, относящийся в наши дни к спортивному оружию. Существует много вариантов шеста, в зависимости от длины (от 30 см до 3 м), толщины и сечения (круглое, шестиугольное и т.д.).
  • Ёрой-доси считался кинжалом милосердия, напоминал стилет и использовался для добивания раненых в бою противников.
  • Кодзука или коцука — военный нож, закрепленный в ножнах боевого меча, нередко применялся и в хозяйственных целях.
  • Тэссэн или дансэн утива - боевой веер полководца. Веер был снабжен стальными заточенными спицами, мог использоваться в атаке, как боевой топорик и в качестве щита.
  • Дзиттэ - боевая железная дубинка, вилка с двумя зубами. Применялась в эпоху Токугава в качестве оружия полицейских. Используя дзиттэ, полицейские перехватывали самурайские мечи в схватках с буйными воинами.
  • Нагината - японская алебарда, оружие воинов-монахов, двухметровый шест с небольшим плоским лезвием на конце. В древности применялась пешими воинами для атаки лошадей врага. В 17 веке стала использоваться в самурайских семьях как женское
  • Кайкэн - боевой кинжал для женщин-аристократок. Использовался для самообороны, а также обесчещенными девушками для самоубийства.

В период междоусобных гражданских войн в Японии изготавливалось огнестрельное оружие, ружья с кремниевыми замками (тэппо), которые стали считаться недостойными с приходом к власти Токугава. С 16 века в японских войсках появлялись и пушки, но лук и меч продолжали занимать главное место в вооружении самурая.

Катана-кадзи

Мечи в Японии всегда изготавливались людьми господствующего класса, часто родственниками самураев или придворными. С ростом спроса на мечи феодалы стали покровительствовать кузнецам (катана-кадзи). Изготовление самурайского меча требовало тщательной подготовки. Ковка мечей напоминала богослужебную церемонию и была наполнена религиозными действиями, чтобы защитить владельца от злых сил.

Перед тем как приступить к делу, кузнец соблюдал пост, воздерживался от дурных мыслей и поступков, выполнял ритуал очищения тела. Кузница тщательно убиралась и украшалась симэ - ритуальными атрибутами, сплетенными из рисовой соломы. В каждой кузнице был алтарь для молитв и для моральной подготовки к работе. При необходимости мастер облачался в кугэ - парадную одежду. Честь не позволяла опытному мастеру изготавливать некачественное оружие. Иногда кузнец уничтожал меч, на который мог потратить несколько лет, из-за одного-единственного изъяна. Работа над одним мечом могла длиться от 1 года до 15 лет.

Технология производства японских мечей

Переплавленный металл, получаемый из магнитного железняка, использовался в качестве оружейной стали. Самурайские мечи, считающиеся лучшими на Дальнем Востоке, были такими же прочными, как дамасские. В 17 веке в производстве японских мечей стал использоваться металл из Европы.

Японский кузнец формировал клинок из огромного числа железных слоев, тончайших полосок с разным содержанием углерода. Полоски сваривались между собой во время плавления и ковки. Проковка, вытягивание, многократное складывание и новая проковка металлических полосок позволяла получить тонкий брус.

Таким образом, клинок состоял из множества сплавленных тонких слоев разноуглеродной стали. Соединение низкоуглеродного и высокоуглеродного металлов придавало мечу особенную твердость и вязкость. На следующем этапе кузнец шлифовал клинок на нескольких камнях и закаливал. Нередко самурайские мечи из Японии изготавливались в течение нескольких лет.

Убийство на перекрестке дорог

Качество клинка и мастерство самурая обычно проверяли в бою. Хороший меч позволял разрубить три трупа, положенных друг на друга. Считалось, что новые самурайские мечи необходимо пробовать на человеке. Цудзи-гири (убийство на перекрестке дорог) - название обряда пробы нового меча. Жертвами самураев становились нищие, крестьяне, путники и просто прохожие, число которых вскоре исчислялось тысячами. Власти выставляли на улицы патрули, караулы, но охрана плохо выполняла свои обязанности.

Самураи, не желавшие убивать невинных, предпочитали другой способ - тамэси-гири. Заплатив палачу, можно было отдать ему клинок, который тот испробовал во время казни осужденного.

В чем секрет остроты катаны?

Настоящий меч катана может самозатачиваться в результате упорядоченного движения молекул. Просто поместив клинок на специальную подставку, воин через какой-либо период времени снова получал острое лезвие. Меч шлифовали поэтапно, через десять уменьшающих зернистость. Затем мастер отполировывал клинок пылью древесного угля.

На последнем этапе осуществлялась закалка меча в жидкой глине, в результате этой процедуры на клинке возникала матовая тончайшая полоска (якиба). Известные мастера оставляли подпись на хвостике клинка. После ковки и закалки меч полмесяца полировали. Когда катана имел зеркальный блеск, работа считалась завершенной.

Заключение

Настоящий самурайский меч, цена которого баснословна, как правило, является ручной работой древнего мастера. Такие орудия трудно найти, так как они передаются в семьях по наследству как реликвия. Самые дорогие катана имеют мэи - клеймо мастера и год изготовления на хвостовике. На многие мечи наносилась символическая ковка, рисунки из отгоняющие злых духов. Ножны для меча также украшались орнаментами.

Пожалуй, не найти другого такого предмета, кроме самурайского меча (катана), который в большей степени символизировал бы традиционные боевые искусства Японии. И хотя изображение меча в различных вариантах достаточно широко используется в эмблематике на Западе, но нигде в него не вкладывается такого смысла, как в Японии. В стране Восходящего Солнца существует культ меча, родившийся в глубокой древности.

Издревле считалось, что существуют Три Священных Сокровища: Священное Зеркало, Яшмовое Ожерелье и Меч. Эти вещи считались наиболее ценными, они заставляли людей благоговеть перед ними и оказывали влияние на них. Уже один тот факт, что меч отнесен к этим вещам, показывает, что японцы относятся к мечу не только как к оружию. Для них он является олицетворением души, символом доблести, чести и храбрости. О нем слагались стихи, притчи и легенды. В самурайских семьях меч являлся фамильным наследством, передаваемым из поколения в поколение.
Помимо этого, меч является принадлежностью синтоистского культа. В древности считалось, что все предметы, имеющие отношение к богу, должны были обладать тремя обязательными качествами: чистотой, ценностью и редкостью. Считалось, что меч обладал данными качествами. Согласно легенде «Богиня Солнца» подарила своему внуку меч и послала его на землю для правления и отправления справедливого суда.
Являясь святыней, украшающей храмы, меч также приносился в качестве пожертвования богам. Первое такое подношение относится летописью к 11 веку.
В течение многих столетий меч был одним из основных видов оружия самураев - профессиональных солдат в средневековой Японии. Даже еще в сравнительно недавнем прошлом подобные мечи носились офицерами японской армии и флота. Американская атомная бомба, сброшенная на Хиросиму 6 августа 1945 года, стала траурным реквиемом самурайским мечам. Сразу же после подписания акта капитуляции Японии, они были конфискованы как холодное оружие. Американские солдаты вывезли из страны огромное количество «экзотических сувениров», зачастую, не подозревая об истинной стоимости клинков.
Самурайские мечи, перейдя в разряд предметов коллекционирования, таких, как марки или старинные монеты, тем не менее, остались одними из самых лучших мечей в истории. Без сомнения, они являются шедевром, кульминацией кузнечного искусства оружейников.
Однако сегодня мы будет рассматривать катану, как оружие для занятий техникой иайдо.
Согласно легенде первый самурайский меч был изготовлен в провинции Ямато около 700-го года кузнецом Амакуни, который был главой группы кузнецов, изготовлявших мечи для императора и его воинов.
Однажды Амакуни и его сын Амакура стояли в дверях своей мастерской и наблюдали за солдатами, возвращавшимися с битвы. Император, шедший во главе войска, прошел мимо кузнецов и не восхвалил их мечи, как это он сделал в прошлый раз. Присмотревшись внимательнее, кузнецы заметили, что многие солдаты возвращаются со сломанными мечами.
Амакуни и сын вернулись к себе в кузницу, собрали оставшиеся мечи и стали проверять их. Выяснилось, что многие из них были недостаточно хорошо изготовлены и закалены. Вспомнив об императорском молчаливом презрении, Амакуни с сыном поклялись изготовить такие мечи, которые не сломаются даже при ударе об очень твердый предмет.
Закрывшись в своей кузнице, Амакуни с сыном молились семь дней и ночей синтоинским богам. Затем они приступили к своей нелегкой задаче. Проявив завидное упорство и настойчивость, они работали около пятнадцати дней. Наконец, смертельно уставшие и исхудалые, но ликующие, они появились на пороге кузницы с мечами странной формы. Они были слегка изогнуты и заточены только с одной стороны. Прочие кузнецы решили, что Амакуни и его сын сошли с ума, но те продолжали точить и полировать свои мечи.
Проходили месяцы, Амакуни с сыном продолжали изготавливать свои мечи новой конструкции. Следующей весной опять разразилась война. Император снова повел своих солдат в бой и снова возвратился обратно в город. Проходя мимо кузнецов, он воскликнул: «Амакуни, ты настоящий мастер в изготовлении мечей. Ни одного твоего меча не сломалось в этой битве». Амакуни обрадовался и почувствовал, что его жизнь была не напрасной. (Эта легенда была рассказана кузнецами провинции Ямато).
Безусловно, легенда остается легендой и не может претендовать на документальную точность изложения фактов. Однако приведена она здесь не случайно. Далеко не все мечи, найденные археологами в Японии, могут быть отнесены к категории самурайских мечей, которые используются в иайдо.
В целом оружие, подпадающее под категорию самурайского меча, обладает четырьмя обязательными атрибутами: (1) изготовлено из стали; (2) имеет одностороннюю заточку; (3) имеет небольшой изгиб клинка; (4) закалено.
Приведем немного статистики.
Сегодня старинные самурайские мечи являются раритетом. Коллекционеры разных стран не жалеют ни денег, ни усилий в поисках подобных мечей. Кстати, стоимость хорошего клинка, изготовленного известным мастером, сравнима со стоимостью трех (!) легковых автомобилей «Мерседес-600», собранных по индивидуальному заказу. И это не только не преувеличение, но, скорее, занижение истинной стоимости клинка, причем «голого», без цубы, рукоятки и ножен. Правда, таких мечей не так уж много. И даже, если у какого-либо коллекционера находится требуемая сумма, то это вовсе не означает, что он сможет приобрести подобный меч в Японии, так как для этого требуется разрешение правительства - старинные мечи имеют статус национального достояния.
Сам собой напрашивается вопрос, а много ли самурайских мечей было и сколько их сохранилось до сегодняшнего дня?
По самым скромным оценкам общее количество кузнецов-оружейников в Японии до Реставрации Мэйдзи достигало 13.000. И это только те из них, которые занимались только изготовлением мечей. Если же принять во внимание тех из них, которые были малоизвестны и изготавливали мечи в качестве «побочного» продукта производства, то их число может быть смело увеличено до 20.000. Существует много достоверных источников, подтверждающих высокую производительность оружейников, изготавливавших в течение жизни по несколько сотен клинков. Но даже, если предположить, что все они изготовили только по сто мечей каждый, то простое арифметическое действие дает нам цифру в два миллиона! Цифра, которая абсолютно никак не вяжется с высокой коллекционной стоимостью. Противоречие? Отнюдь нет. Не надо забывать, что мечи - оружие, и они нередко ломались в сражениях, но не будем забегать вперед.

До начала Второй Мировой Войны в Японии существовало около полутора миллионов мечей. Примерно одна треть из них имела длину лезвия более 60 см. (Дайто). Не менее 200.000 из них были изготовлены по заказу японского правительства на фабриках и отдельными кузнецами уже после Реставрации Мэйдзи.
Невероятно, но факт - сегодня в США старых самурайских мечей гораздо больше, чем в Японии! По приблизительным подсчетам в Штатах сегодня находится около 300.000 мечей, тогда как в Японии только около 100.000.

Почти вся масса мечей попала в Америку вместе с солдатами, возвращавшимися домой из Японии после окончания Второй Мировой Войны. Они рассматривали их как военные сувениры. Большинство из привезенных мечей были дайто и принадлежали ранее японским офицерам армии и флота. Кстати, семьдесят процентов всех существующих сегодня больших самурайских мечей (Дайто) находятся в США.

Прежде чем перейти к описанию самого меча, хочется сказать несколько слов о мечах современного изготовления.

Самурайский меч можно приобрести практически в любой стране в Европе по цене в пределах 100-150 американских долларов. Частенько для этого даже не нужно покидать территорию аэропорта. Если же вы располагаете суммой в 300-400 долларов, то можете стать обладателем меча в инкрустированных золотом и серебром (фальшивым, естественно) ножнах и с великолепными шнурами. Смотрятся они великолепно, но на самом деле стоят столько же, сколько кусок металлолома того же веса. Все эти мечи изготавливаются на различных фабриках, большинство из которых находится в Малазии в расчете на непритязательных туристов. Единственное, что роднит их с подлинными самурайскими мечами, так это только внешнее сходство.

Подобный ширпотреб изготавливается из полос стали марки «440», которая идет на изготовление обыкновенных ножей, такие мечи не имеют соответствующей закалки и чаще всего заточены так же, как и ножи для вскрытия конвертов.

Тем не менее, эти дешевые имитации самурайских мечей вполне подходят для занятий иайдо. В особенности для начинающих, так как имитации менее опасны в обращении, нежели настоящие мечи.

Классификация мечей

Для непосвященного человека все самурайские мечи похожи друг на друга, как сиамские близнецы. На самом деле это далеко не так. В мире также невозможно найти два совершенно одинаковых меча, как два одинаковых узора капиллярных линий пальцев. Каждый меч - уникальное произведение искусства. Но даже, если не принимать во внимание все мельчайшие детали, отличающие один меч от другого, существует достаточное количество признаков, по которым можно разбить все мечи по нескольким основным группам.

Следует сказать, что единой классификации самурайских мечей не существует. Мечи, собранные в одной группе по одному признаку, могут оказаться в разных группах при классификации по другому признаку. Ниже приведены несколько основных классификаций самурайских мечей.

Классификация по длине

В средневековой Японии предметы измерялись мерой длины, называемой шаку. Шаку имел следующие части:
10 рин = 1 бу = 0.298 см
10 бу = 1 сун = 2.982 см
10 сун = 1 шаку == 29.825 см

Мечи не были исключением и также измерялись в шаку. По длине режущей кромки все мечи могут быть разделены на три группы.

1. Большой Меч (Дайто)

Дайто имеет длину режущей кромки более двух шаку (59.65 см). Для этой группы определена только минимальная длина. В древности не существовало строгих правил, ограничивающих максимальную длину Дайто. Те из читателей, кто видел фильм известного японского режиссера Акиры Курасавы «Семь самураев», наверное, помнят потрясающую длину меча одного из главных героев. Единственным ограничением была длина рук самурая и техника вытаскивания меча из ножен, которую он практиковал.

Большие мечи были наиболее сложны в изготовлении из-за того, что длинную режущую кромку было очень сложно закалить равномерно". До наших дней сохранилось немало отличных Дайто.

2. Средний Меч (Вакизаши)

Минимальная длина вакизаши составляла один шаку, максимальная - два шаку. Обычно самураи носили два меча: Дайто и Вакизаши. Последний использовался в качестве вспомогательного оружия. Средневековые законы не позволяли людям не самурайского сословия носить два меча, а тот, который было разрешено носить, должен был быть не более двух шаку в длину.
К сожалению, в наши дни хорошие мечи этой длины большая редкость.

3. Короткий меч (Танто).

Танто имели длину менее одного шаку. Как и Вакизаши он был вспомогательным оружием. Кстати, бытует ошибочное мнение, что Танто это нож. На самом деле это самый настоящий меч. Благодаря своей малой длине Танто был излюбленным оружием самозащиты у женщин и торговцев, которым приходилось много путешествовать по далеко небезопасным дорогам Японии. Существует еще одно заблуждение, касающееся того, что Танто использовался исключительно для совершения харакири. Действительно, иногда он использовался для этого, но вообще для совершения обряда харакири существовал специальный нож.

Классификация по составным частям

Далеко не все владельцы самурайских мечей знают, из каких частей состоит меч. Еще меньше людей знает, как правильно называются эти части. Конечно, подобное незнание практически никак не отражается на технике владения мечом. Равно, как знание названий отдельных частей не означает овладение техникой фехтования. Тем не менее, мне не приходилось встречать ни одного серьезного мастера кендо или иайдо, который бы оставался в неведении относительно этого вопроса.

Самурайский меч - оружие очень простое и сложное одновременно. Грубо его можно разделить на лезвие и внешнюю отделку.
Лезвие является основной и самой ценной частью меча. Несмотря на кажущуюся простоту, оно имеет сложную конструкцию.

1. Острие (Киссаки)
Одной из важнейших характеристик, по которым определяется качество лезвия, является качество острия. Оно представляет наибольшую сложность для ковки и шлифовки. Форма и рисунок линии закаливания на острие не всегда совпадают с формой и рисунком линии закаливания остальной части лезвия.

Все острия мечей могут быть классифицированы по трем признакам:
а) Классификация по геометрической форме.
Это наиболее простой вид классификации, имеющий только два типа (вне зависимости от размеров).
1) Фукура - Карреру (прямолинейное острие).
2) Фукура - Тсуку (изогнутое острие).
б) Классификация по размеру и форме.
1) Ко - Киссаки (маленькое острие).
2) Чи - Киссаки (среднее острие).
3) О - Киссаки (длинное острие).
4) Икари - О - Киссаки (длинное изогнутое острие).
в) Классификация по форме линии закаливания (боши).
Эта классификация имеет десять различных типов.
1) О - мару (большая дуга).
2) Ко - мару (малая дуга).
3) Дзиро (основная форма).
4) Яки - зуме (без захлеста).
5) Мидари - коми (волнистый).
6) Каеи (пламенный).
7) Ичи - маи (сплошное закаливание).
8) Каери - тсуюши (прямой захлест).
9) Каери - фукаши (большой захлест).
10) Каери - асаши (маленький захлест).
2. Кромка, отделяющая режущий край острия от режущего края лезвия, называется Екотэ.
3. Разделительная линия лезвия - Шиноги. Эта линия отделяет режущую кромку от остальной части лезвия. Однако на мечах, имеющих клинообразное сечение лезвия, линия Шиноги отсутствует.
Шиноги делятся на два типа в зависимости от высоты, на которой она располагается:
а) Шиноги - такаши (высокая линия).
б) Шиноги - хикуши (низкая линия).

4. Верхняя часть боковой поверхности лезвия - Шиноги - дзи.
Не существует каких-либо определенных канонов, определяющих ширину этой части клинка. Это определялось модой и углом заточки, используемым тем или иным кузнецом. Мечи ранних периодов чаще имеют широкую поверхность Шиноги-дзи, мечи более поздних периодов - более узкую.
Некоторые мечи имеют различную отделку на боковой поверхности лезвия: кровостоки (Хи), резьбу (Хоримоно), надписи (Бондзи или Кандзи).
а) Кровостоки. Продольные желобки различной длины принято называть кровостоками. Считается, что они служат для стекания крови при попадании клинка в тело противника. Действительно, кровь по ним стекает. Однако кузнецы изготавливали их вовсе не для этих целей, а для того, чтобы придать клинку дополнительную жесткость и облегчить его вес. Во избежании путаницы будем все же называть эти желобки кровостоками. Кровостоки могут быть классифицированы на восемь типов.

1) Бо - хи (широкий желобок).
2) Футасудзи - хи (два узких желобка).
3) Бо - хи ни тсуре - хи (широкий и узкий желобки).
4) Коши - хи (короткий желобок).
5) Гомабаши (два коротких желобка).
6) Шобу - хи (два желобка, сходящиеся на конце).
7) Куичигаи - хи (двойной прерывистый желобок, сходящийся на конце).
8) Нагината - хи (алебардный желобок).
Кровостоки 4-8 типов чаще всего встречаются на коротких мечах.
Окончания кровостоков также бывают различных типов и имеют свою классификацию.
1) Каки - тоши (сквозная проточка).
2) Каки - нагаши (половинная проточка).
3) Мару - домэ (округлый конец).
4) Каку - домэ (квадратный конец).
Первый и второй типы относятся к периоду Старого Меча и почти не встречаются на клинках более позднего времени.
Если проточка заходит за кромку екотэ, то она называется хисаки - агари; если она заканчивается, не доходя до этой кромки, то эта проточка типа хисаки - сагаи.
5. Линия по верхней боковой поверхности лезвия, оставшейся не проточенной, называется Чири. Она может располагаться только выше проточки (Рео - чири) или сверху и снизу проточки (Ката - чири).
6. Линия закаливания - Яки - ба.

Одной из конструктивных особенностей самурайских мечей является неравномерная закалка лезвия. Нижняя часть закалена сильнее, чем верхняя. Это наиболее твердая часть и при тщательной шлифовке она становится светлее верхней части клинка. В результате на поверхности появляется своеобразный рисунок. В современных имитационных мечах этот рисунок изготавливается с помощью специальной полировки и не имеет ничего общего с закалкой лезвия.
Без сомнения, линия закаливания представляет собой самую красивую часть лезвия, а качество закалки является одной из важнейших характеристик при оценке меча.

Если посмотреть на клинок самурайского меча, расположенного под углом к источнику света, то можно заметить узкую туманно- белую линию между закаленной и незакаленной поверхностями. Эта линия называется Ниои, и она всегда повторяет форму линии закаливания. Если поверхность хорошо отполирована, то обнаружить Ниои очень сложно.

Все узоры линии закаливания делятся на два типа - прямой и волнистый, и двадцать шесть видов. Практически невозможно описать все виды узоров линии закаливания, поэтому ниже даны только наиболее часто встречающиеся. Те из них, которые отмечены звез дочкой, встречаются только на клинках мечей периода Нового Меча:
1) Ито - сугуха или хосо - сугуха (узкая - прямая).
2) Чу - сугуха (средняя - прямая).
3) Хиро - сугуха (широкая - прямая).
4) Сугуха аши - ири (прямая с вертикальными черточками).
5) Сугуха гяку - аши - ири (прямая с наклонными черточками).
6) Сугуха чодзи - аши - ири (прямая с черточками Чодзи).
7) Сугуха гуномэ - аши - ири (прямая с зарубками Гуномэ).
8) Сугуха хотсуре (блуждающая прямая).
9) Нотаре (выпуклый).
10) Гуномэ (неправильный зигзаг).
11) Гуноме (правильный зигзаг).
12) Никогири - ба (пилообразный зигзаг).
13) Санбон - суги (трехпиковый зигзаг).
14) Мими - гата (ушеобразное).
15) Чодзи (цветок клевера).
16) Дзюка - чодзи (двойной цветок клевера).
17) Кавазу - чодзи (лягучаший вид цветка клевера).
18) Гяку чодзи (косой цветок клевера).
19) О - чодзи (большой цветок клевера).
20) Ко - чодзи (маленький цветок клевера).
21) Яхазу (ласточкин хвост).
22) Хако - мидаре (коробчатый вид).
23) Доран (вздымающиеся волны).
24) Сударе - ба (бамбуковый занавес).
25) Кику - суи (хризантема и река).
26) Хитатсура (полный).
Довольно часто перечисленные виды рисунков линии закаливания комбинировались между собой. Ни одни из них нельзя рассматривать как «визитную карточку» той или иной школы или кузнеца.
7. Верхняя поверхность тыльной стороны клинка - Муиэ.
Существует пять видов верхней поверхности тыльной стороны клинка. Чаще всего встречаются виды 1 и 2.
1) Мунэ - хикуши (низкий скос).
2) Мунэ - такаши (высокий скос).
3) Митсу - мунэ или шин - но - мунэ (двойной скос).
4) Мару - мунэ или каку - мунэ (округлая поверхность).
5) Хира - мунэ (плоская поверхность).
8. Кривизна лезвия - Сори.

Самурайские мечи имеют характерный изгиб. Кривизна лезвия измеряется по тыльной стороне клинка и подразделяется на большую и малую. В большинстве мечей точка наибольшей глубины изгиба располагается точно по центру клинка. Подобный вид клинка, как и ворота перед входом в синтоинский храм, называется тории. Некоторые школы, например. Старая Школа Бизен, специализировались на изготовлении клинков, имеющих наибольшую кривизну в точке, располагающейся немного ближе к рукоятке. Подобный вид клинка называется коши - зори или бизен - зори.

Внешняя отделка меча

Внешняя отделка меча включает в себя ножны, гарду, рукоятку и прочие аксессуары. Она может быть как совсем простой, так и с золотой и серебряной инкрустацией.

1) Ножны (Сайя). Чаще всего ножны изготавливались из дерева, хотя в XIX и XX веках изготавливали и из металла. Основное назначение ножен - предотвратить клинок от повреждений, а его владельца от порезов. Даже невзрачные на вид ножны имеют сложную конструкцию. Наружняя сторона делается из декоративных пород дерева, которые обычно лакировались или инкрустировались. Внутренняя сторона изготавливалась из прочих пород древесины, а отверстие, в которое вставляется клинок, вытачивалось или из особо прочной древесины, или из рога быка.

Некоторые ножны имеют полости для Козука (вспомогательный нож), Когаи (толстая спица) или Вари-баши (палочки для еды). Эти полости располагаются между Хабаки и Куригата - деревянной проушиной, в которую пропускали шелковый или хлопчатобумажный шнур.

2) Гарда (Цуба). Цуба защищает кисть руки. Изготавливалась она из стали, меди, серебра или другого металла. Часто она имела рисунки и узоры на обоих сторонах.

Цуба, предмет особой любви коллекционеров. Существует немало людей, которые собирают только одни цубы. Древние кузнецы достигли верха совершенства в изготовлении и украшении этой сугубо функциональной вещи. Не будем подробно останавливаться на описании и классификации цуба. Скажем только, что чаще всего лицевая сторона имела более пышный декор, нежели тыльная, и нередко на ней ставили клеймо производителя.

Цуба монтируется на основание рукоятки таким образом, чтобы фронтальная сторона была обращена к рукоятке. Для того, чтобы иметь возможность вытаскивать из ножен козука, когаи или вари - баши, в ней делались два соответствующих отверстия. По общему правилу козука всегда располагалась слева.
Перед цубой со стороны клинка монтировалась клинообразная металлическая пластина (хабаки), служащая для предотвращения выпадения меча из ножен при их переворачивании. Для лучшего сцепления хабаки с ножнами поверхность пластины имела слегка шероховатую поверхность.
Между хабаки и цубой и между цубой и рукояткой меча вставлялись округлые металлические пластины (Сеппа).

3) Рукоятка (Тсука). На железное основание рукоятки, являющееся продолжением клинка, надевалась собственно рукоятка. Рукоятка изготавливалась из твердого дерева и обтягивалась кожей акулы или гигантского ската, а сверху оплеталась тесьмой из кожи, шелка или хлопчатобумажной ткани.

Так как деревянная рукоятка состоит из двух половин и испытывает при ударе большую нагрузку, на нее одеваются два металлических кольца элипсовидной формы, в точности повторяющих форму рукоятки и предотвращающих ее от разрушения. Кольцо, одеваемое с противоположного конца рукоятки, называется кашира. И Фучи, и кашира имеют разнообразные и очень красивые узоры и инкрустации. Нередко из золота и серебра. Так же, как и Цуба, они являются предметом страстного увлечения многочисленных коллекционеров.

Некоторые короткие мечи (Танто), выполненные в отделке Дзиндачи - Зукури, имеют рукоятки без оплетки. Подобный вид называется Хари - менуки или Уки - менуки.

4) Орнамент рукоятки (Менуки). Под оплеткой на рукоятке меча по обе стороны имеются две небольшие металлические пластины в виде драконов, цветков, рыб, птиц и т.п. Невозможно полностью перечислить все виды встречающихся орнаментов Менуки. Некоторые коллекции насчитывают несколько тысяч (!) различных орнаментов.

Форма лезвия

Лезвия самурайских мечей имеют различную форму. Правда, это в основном относится к коротким мечам (Танто). Средние (Вакизаши) и большие (Дайто) мечи не имеют таких разнообразий форм, что наглядно видно из приведенной ниже классификации.
1) Шиноги - зукури.
Эта форма лезвия характерна для большинства средних и больших мечей.
2) Канмури - отоши.
3) Унокуби - зукури.
Эта форма преимущественно встречается в коротких мечах, изготовленных в школе Ямато и родственных ей школах в ранний период Камакура.
4) Шобу - зукури.
Лезвия этой формы были преимущественно короткими и характерны для периода Муромачи.
5) Моро - ха.
Эта форма лезвий коротких мечей характерна для середины периода Муромачи. Это обоюдоострые клинки известны под названием кен и являются большой редкостью сегодня. Большинство лезвий типа кен были изготовлены из лезвий корий (Яари).
6) Ката - кири - ба.
Форма характерна для коротких мечей, широко распространенных в ранний периоды Камакура и Момояма.
7) Ката - шиноги.
Эта форма также характерна для коротких мечей, но хорошие лезвия большая редкость.
8) Хира - зукури.
Эта форма лезвий чаще всего встречается среди коротких мечей.
Помимо этого, формы лезвия можно грубо разделить на две большие группы: с разделительной средней линией (Хира - зукури) и без нее (Шиноги - зукури).

О выдающихся качествах мечей самураев ходят легенды. Действительно, выкованные по технологии японские клинки обладают невероятной остротой. Если верить легендам, они могут разрубать и железо, и лист бумаги на весу. Да, заточенный в бритву клинок с лёгкостью будет резать даже рисовую бумагу на весу, но рубить таким мечом железо – это значит сразу же испортить его. Для разрубания железа, заточка меча должна быть выполнена под большим углом (как на зубиле), в противном случае после удара режущую кромку придётся править, убирая щербины на клинке.

При словосочетании «японский меч», большинство сразу же подумает про катану. Действительно, катана – это японский меч, но кроме неё существовало ещё не мало разновидностей клинкового оружия самураев.

Дайсё – пара самурайских мечей

Если заглянуть вглубь истории, можно заметить, что самураи носили два меча одновременно. Один был длинный и назывался дайто (он же меч катана), второй – короткий, назывался сето (вакидзаси). Если длинный японский меч применялся в бою или на поединках, то короткий меч служил запасным оружием, когда катана ломалась. При ведении боя в ограниченном пространстве тоже использовался меч вакидзаси.

Когда самурай приходил в гости, он отдавал катану слуге при входе или оставлял её на специальной подставке. В случае внезапной опасности именно короткий меч мог спасти жизнь своего хозяина, поэтому искусству владения коротким мечом уделялось немало времени.

Если длинный меч считался привилегией правящего самурайского сословия и носить его могли только они, то короткие мечи носили богатые торговцы и ремесленники, которые старались научиться у самураев искусству владения мечом. Нужно заметить, что подобные знания в средневековой Японии ценились на вес золота и ревностно охранялись кланами. И если мастер (за огромную цену) соглашался показать приём, то он демонстрировал его только один раз, после чего с чувством выполнено долга, важно забирал вознаграждение.

Боевой самурайский меч – его параметры и разновидности

Японский меч катана или дайто имел длину от 95 до 110 сантиметров. Ширина его лезвия была около трёх сантиметров, при толщине клинка в 5-6 миллиметров. Рукоять меча обматывалась шёлковым шнуром или обтягивалась кожей акулы для предотвращения скольжения. Длина рукояти катаны составляла около трёх кулаков, что позволяло работать им с использованием двуручного хвата.

Японский меч сето или вакидзаси практически ничем не отличается от катаны, кроме длины. Она составляет 50-70 сантиметров. Естественно, что короткие мечи торговцев и самураев значительно отличались друг от друга качеством и отделкой. Короткий меч самурая, как правило, являлся частью комплекта дайсё и выполнялся в том же стиле, что и катана. Даже цуба у обоих мечей была выполнена в одном стиле.

Мечи самураев не ограничивались моделями катана и вакидзаси. Существовали ещё такие варианты этого оружия:

  • Кокатана – это вариант, который иногда использовали вместо короткого меча в комплекте дайсё. Данный меч отличался практически прямым клинком, в тесных коридорах такой клинок прекрасно наносил колющие удары (легендарный меч ниндзя, возможно, произошёл именно от этой разновидности самурайского меча). Длина кокатаны составляла около 600 миллиметров;
  • Тати – японский меч, распространённый с 10 по 17 века. Тати — оружие более древнее, чем катана и его носили лишь знатные самураи. Предназначался этот меч для конного боя. Его большая длина и кривизна способствовали нанесению мощного рубящего удара. Со временем боевое значение тати утратилось, и этот меч использовался в качестве церемониального или парадного оружия;
  • Ногати являлся огромным мечом с длиной клинка от метра и более. Встречались мечи с трёхметровым лезвием. Разумеется, что таким оружием-монстром невозможно было управляться одному человеку. Его брали несколько самураев и рубили конные войска. Стандартными ногати вооружались самые сильные воины, которые, как правило, являлись телохранителями своего господина;
  • Танто или короткий меч. Несмотря на то, что сейчас танто считается ножом, его название явно указывает, что это разновидность меча. Чаще всего танто использовали для пробивания доспехов или добивания раненого противника.

Меч катана и его разновидности носились на поясе или за спиной (самые длинные клинки). Для крепления использовался шёлковый шнур сагео, который мог использоваться для связывания врага или иных целей (особенно изобретательно использовали сагео ниндзя). Если меч носился за спиной, то для этого применялись ножны особой конструкции.

Катана – сильные и слабые стороны этого меча

Существует множество мифов, касающихся качества самурайских мечей:

  • Катана сделана из стали, которая проковывается десятки тысяч раз, приобретая при этом качества настоящей дамасской стали. На самом деле сталь, которую добывали в Японии, никогда не обладала выдающимися характеристиками. Для придания необходимой твёрдости её приходилось проковывать несколько тысяч раз. В результате этого и получались многослойные клинки, которые не имели ничего общего с дамасскими сталями;
  • Катана с лёгкостью рубит любой материал, будь то плоть или железо. На самом деле, японские доспехи никогда не обладали особой прочностью, поэтому разрубить их не составляло особого труда;
  • Клинок катаны с лёгкостью мог перерубить европейский меч. Данная ситуация сама по себе абсурдна. Европейский меч предназначался для пробивания тяжёлых железных доспехов, а катана – для точных ударов. Если европейские рыцари могли блокировать удары мечами, самураи уклонялись от ударов, так как один единственный удар по мечу мог выщербить режущую кромку меча. Техника мечевого боя самураев кардинально отличалась от боя рыцарей.

Скорее всего, миф о качестве японских мечей произошёл от того, что катана легко перерубала лёгкие шпаги европейцев, у которых в эту эпоху уже не было тяжёлых мечей.

Часто можно услышать мнение, что катаной можно как рубить, так и наносить эффективные колющие удары. На самом деле колоть катаной достаточно неудобно. Её форма подчёркивает, что главное её предназначение – это рубка. Конечно, существуют самурайские мечи, способные разрубить железо, но это единичные экземпляры. Если сравнивать их с общим количеством европейских мечей, способных на такой же подвиг, то сравнение получится не в пользу катаны.

Слабые стороны клинка самурайского меча заключались в следующем:

  • Так как катана не предназначена для фехтования, главной её слабостью является хрупкость;
  • Обладая большой твёрдостью, клинок катаны может легко сломаться от удара в плоскость клинка, поэтому в бою самураи тщательно берегли своё оружие, которое могло стоить годового дохода крупной деревни;
  • Кстати, клинок катаны можно было сломать, ударив по его плоской стороне нунчаками.

Из каких частей состоит самурайский меч

Любой самурайский меч, вне зависимости от размеров, состоит из следующих частей:

  • Непосредственно сам клинок катаны, который вставляется и вынимается из рукояти при помощи специальных бамбуковых клиньев;
  • Рукоять, размеры которой зависят от вида самурайского меча и личных предпочтений владельца;
  • Гарда, она же цуба, несущая больше декоративную роль, чем защитную;
  • Оплётка рукояти. Для этого использовали шёлковый шнур, который наматывался на рукоять по особой схеме;
  • Для фиксации меча в ножнах служила муфта хабаки.

Устройство меча достаточно простое, но требует очень тщательной подгонки деталей.

Вакидзаси – напарник катаны

Короткий меч вакидзаси носился в паре с катаной. Его общая длина составляла 50-80 сантиметров, из них 30-60 приходилось на клинок. Своим видом вакидзаси полностью копировал катану, только держали его одной рукой (хотя в случае необходимости можно было применять двуручный хват). Для торговцев и ремесленников вакидзаси был главным оружием и носился в паре с танто.

Самураи пользовались коротким мечом в замках или тесной схватке, когда для длинного меча не было простора. Хотя считается, что катана и вакидзаси — это боевой набор, чаще всего самураи носили их в мирное время. На войну брался более серьёзный меч – тати, который помимо длины, был ещё родовым оружием. Вместо вакидзаси использовали танто, который прекрасно пробивал доспехи противника в ближнем бою.

Так как часто вакидзаси оставался единственным доступным воину оружием (так как при входе в чужой дом в качестве гостя, самурай в обязательном порядке снимал катану). В связи с этим, искусству владения коротким мечом уделялось много времени. Некоторые кланы даже практиковали бой с катаной в одной руке, а вакидзаси в другой. Искусство боя с оружием в каждой руке встречалось достаточно редко и для противника чаще всего являлось полной неожиданностью.

Вакидзаси самурай носил в повседневной жизни почти всегда. Данный меч часто называли «Хранитель достоинства и чести», так как он постоянно был под рукой.

Как правильно носить катану

Японский меч носится с левой стороны (для левши допускается носить его справа) в специальных ножнах. Ножны удерживаются поясом, который называется оби. Катана носится в таком положении, что её лезвие направлено вверх. Такое положение меча позволяет вытащить его и нанести смертельный удар одним движением (сейчас существует такое боевое искусство как йайдо, где оттачивается именно такая техника).

При появлении угрозы или в окружении недоброжелателей самурай брал катану в ножнах в левую руку, чтобы в случае опасности мгновенно достать её правой рукой. Если же он хотел показать своё доверие к собеседнику, то катана держалась в правой руке. Когда самурай садился, катана ложилась в пределах досягаемости (если она не сдавалась при входе в чужой дом).

Техника боя катаной

Хотя формально катана считается мечом (даже двуручным), по принципу своего действия это скорее сабля. Не стоит думать, что японскими мечами фехтовали, как показывают в современных фильмах. Настоящий самурай должен был убить врага одним единственным ударом. Это вовсе не прихоть, а необходимость беречь дорогостоящие клинки, так как достать новый было достаточно проблематично.

Длинный клинок самурайского меча позволял совершать широкий диапазон различных ударов. Так как катана чаще всего держалась двумя руками, одним ударом можно было не только отрубить голову или конечность, но и разрубить противника пополам.

В бою с использованием катаны существует три основные стойки:

  1. Дзедан – верхняя стойка;
  2. Чудан – стойка на среднем уровне;
  3. Гэдан – стойка нижнего уровня.

Для боя с использованием самурайского меча нужно учитывать и анализировать все движения противника и понимать его стиль ведения боя. В соответствие с этим, следует планировать свои атаки, причём осуществление должно следовать как можно быстрее.

Сейчас, когда японское фехтование (кэндо и йайдо) достаточно популярно, несложно найти секцию, где занимаются этим увлекательным видом спорта. Несколько подобных школ в Японии ведут свою родословную от самурайских клановых школ эпохи средневековья. В период запрета на ношение мечей многие школы исчезли, но некоторым удалось сохранить древние традиции владения мечом до наших дней.

Как достигалась такая острота клинка катаны

Хотя японский металл был достаточно низкого качества, техника ковки, применяемая кузнецами Японии, позволяла ковать клинки отличного качества. Благодаря множеству слоёв, получаемых в процессе ковки, острота катаны была на высоте. Зонная закалка и тщательная полировка придавали лезвию ещё более выдающиеся качества.

Сейчас в любом сувенирном магазине можно купить копию самурайского меча, который годится только для украшения интерьера. Настоящие катаны стоят достаточно дорого. Если вы хотите приобрести недорогую, но качественную реплику японского меча, закажите его у кузнеца, который работает по старинной технологии.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Варианты салатов из крабовых палочек и грибов: рецепты с жаренными и обычными продуктами Салаты с крабовыми палочками и грибами Варианты салатов из крабовых палочек и грибов: рецепты с жаренными и обычными продуктами Салаты с крабовыми палочками и грибами Гадание на ошо дзен таро онлайн расклады Гадание на ошо дзен таро онлайн расклады К чему снится найти телефон К чему снится найти телефон