Самуи́л, судия Израильский. Из какого колена был пророк Самуил

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

- (испрошенный от Бога) имя трех лиц: а) (Чис.34:20) сын Аммиуда. Он был назначен представлять колено Симеоново, к которому принадлежал при разделе земли Обетованной при Моисее. б) (1Пар.7:2) сын Фолы и князь колена Иссахарова. в) (1Цар.1:20 ,… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Самуил (имя) - У этого термина существуют и другие значения, см. Самуил (значения). Самуил (имя) (שמואל) библейское Производ. формы: Шмулик Иноязычные аналоги: англ. Samuel арм. Սամվել, Սամուէլ белор … Википедия

Самуил - пророк и судья израильский. Его история подробно изложена в Первой книге Царств. Самуил вместе с Гадом и пророком Нафаном написал Первую и Вторую книги Царств (Первая книга Паралипоменон, 29, 29–30). Судивший народ израильский с самых юных летПравославная энциклопедия

Пророк Самуил - Самуил помазывает Давида на царство Пророк Самуил (фреска из Киева начала XII века, Русский Музей) Самуил (ивр. שְׁמוּאֵל‎, Шмуэль, «услышанный Господом») библейский пророк, последний и знаменитейший из судей израильских (XI век до н. э.).… … Википедия

Самуил (значения) - Самуил: Имя Самуил библейский пророк. Самуил (имя) личное имя древнееврейского происхождения. Фамилия Самуил, Александр Григорьевич (род. 1950) молдавский дирижёр. Отец Татьяны Самуил. Самуил, Татьяна Александровна (род.… … Википедия

Самуил - (евр. Шемуэл, вероятно, это слово образовано в результате стяжения гласных в словах шемуа эл, услышанный Богом, 1Цар 1:20): 1) сын Елканы (см. Елкана) (4) и Анны, левит. Мать С. посвятила его Господу и привела в Силом к первосвященнику Илию… … Библейская энциклопедия Брокгауза

Пророк Даниил - Пророк Даниил, Микеланджело Буаноротти, Роспись свода Сикстинской капеллы Даниил (ивр. דָּנִיֵּאל‎, Даниэль, «Бог мой судья») библейский пророк (относящийся к так называемым «великим пророкам»), потомок знатного иудейского рода. Подростком, в… … Википедия

Пророк Захария - Захария (Захарьяху, ивр. ‎, «Господь вспомнил») один из 12 ти малых пророков. Родившись во время вавилонского плена, он пережил его и по возвращении из плена много содействовал нравственному возрождению народа. О жизни его известно очень мало.… … Википедия

САМУИЛ - (евр. Šìmû çl, «имя бога»?), в ветхозаветных преданиях великий пророк, последний из «судей израилевых». Рождение С. у Елканы и Анны описывается как чудо: Анна, будучи бездетной, изливала свою скорбь в Силоме перед скинией завета и услышала от… … Энциклопедия мифологии

Самуил - (Samuel) (11 в. до н.э.), великий израильский пророк, последний из судей израильских. При С. была установлена наследственная царская власть. Во время владычества филистимлян в Израиле С., обладавший верховным авторитетом, призвал свой народ к… … Всемирная история

Спрашивает Sergei Vetrov
Отвечает Александра Ланц, 26.10.2014


Доброго вам времени суток, Сергей!

Самуил происходил из колена Левия. Об этом читаем в .

В этой главе рассказывается, как царь Давид устроил музыкальное служение при Скинии. Основными певцами он поставил троих:

Еман – в центре.
Асаф – по правую сторону.
Ефан – по левую сторону.

Для каждого их этих троих приведена лилия генеалогии. Так вот для стоявшего в центре Емнан сказано, что он «сын Иоиля, сын Самуила , сын Елканы , сын Иерохама, сын Елиила, сын Тоаха, сын Цуфа, сын Елканы, сын Махафа, сын Амасая, сын Елканы, сын Иоиля, сын Азарии, сын Цефании, сын Тахафа, сын Асира, сын Авиасафа, сын Корея, сын Ицгара , сын Каафа , сын Левия , сын Израиля ..." (ср. )

Асаф вел свое родословие по другому сыну Левия – по Гирсону.

Еван вел родословие по третьему сыну Левия – по Мерари.

Таким образом Давид включил в служение представителей всех трех «ветвей» рода Левия. А мы, благодаря тщательным записям того времени, можем с уверенностью заявить, что пра-прадедушкой «центрального» певца был пророк Самуил, а их общим пра-пра...дедушкой был Левий.

Из Библии мы также знаем, что, когда происходил раздел земли между коленами Израиля, колено Левия не получило своего собственного надела земли ( :; ). Бог задумал так, чтобы левиты были равномерно расселены среди всех израильтян. Поэтому, читая о Самуиле, мы видим, что его отец был «из Рамафаим-Цофима, с горы Ефремовой». По этой причине Библия называет его «ефрафянином», но это лишь для того, чтобы четко определить место его рождения и жительства, а не то, к какому колену он принадлежит. Точно также как если бы о каком-то человеке сказали: «он крымчанин», тогда как у этого человека пра-пра-пра...дедушка вообще из Венгрии родом.

С уважением,

Читайте еще по теме "Толкование Писания":

Самуил благословляет Саула

В одиннадцатом веке до Рождества Христова израильским народом правили судьи. Это были люди, которые помогали иудеям не уклониться от веры в Единого Бога, хранить национальное самосознание. Судьи не имели политической власти, у них не было юридических и финансовых рычагов влияния на соотечественников – лишь заслуженный авторитет помогал им совершать непростую миссию. На смену судьям пришли цари, в руках которых была уже и действующая армия, и государственные законы, и богатая казна, пополняющаяся за счет сложной системы податей. А человеком, который стоял на рубеже этих двух эпох, был Самуил – последний из судей, пророк, избравший первого израильского монарха.

Родился пророк Самуил при необычных обстоятельствах. Его мать Анна была бездетной, а в древнем Израиле бесплодие считалось непросто несчастьем, а наказанием Божиим за грехи. Много лет женщина терпела несправедливые упреки и насмешки, когда же ее страдание достигло такой точки, что невозможно было терпеть, она оправилась в город Силом поклониться Творцу и излить Ему свою боль. Именно в Силоме в то время, то есть в одиннадцатом веке до Рождества Христова, находился Ковчег Завета – величайшая иудейская святыня. Ковчег являлся престолом, на котором незримо восседал сам Бог. Хранилась эта реликвия в скинии – шатре, служившем походным храмом.

Приблизившись к скинии, Анна упала на пороге и долго плакала. Затем поднялась и стала горячо молиться. Чтобы от горя не сорваться на крик, она беззвучно шевелила губами, хаотичные движения выдавали ее смятение. Наблюдавший за Анной первосвященник Илий решил, что она просто пьяна, и поспешил прекратить святотатство.

Илий:

Женщина, если ты выпила вина, то удались от святыни! Неужели ты не боишься Бога?

Анна:

Прости меня, но я не пьяна, я убита горем. Вся жизнь моя сломана – потому я и не держусь на ногах. Бремя моей печали слишком тяжело – поэтому я и шатаюсь. Я прошу у Бога, чтобы Он снял с меня поношение и даровал дитя.

Илий:

Возвращайся, дочь моя, домой с миром. Будет у тебя сын.

Вскоре у Анны родился первенец. Его назвали Самуилом, что означает «Бог услышал». Когда сыну исполнилось три года, мать привела его в Силом к Илию и сказала: «Вот ребенок, которого я вымолила в твоем присутствии». Мальчик был посвящен Богу и остался жить при скинии, помогая старому первосвященнику.

Через несколько лет Самуил пережил явление Бога. Юноше открылось, что именно он станет хранителем святыни, а не сыновья Илия, ведущие праздную разгульную жизнь. Пророчество исполнилось вскоре во время войны с язычниками-филистимлянами. Могущественный враг разгромил израильскую армию, захватив Ковчег Завета. Оба сына Илия были убиты, а сам он упал замертво, услышав горькие вести.

Самуил, став священником и судьей, призвал народ к покаянию. Чтобы помочь людям мобилизоваться духовно, он организовал так называемые пророческие школы – религиозно-нравственные братства, которые способствовали просвещению и объединению. Самуил убеждал, что все бедствия – от того, что люди отвернулись от Бога, что, только переменив свою жизнь от греха к праведности и горячо обратившись к Создателю, можно вернуть святыню. И вновь пророк оказался прав! Филистимляне вскоре добровольно возвратили Ковчег Завета, победой израильтян закончилась и война с ними.

Правление Самуила, как судьи, было мудрым и бескорыстным. За свое служение он не принимал никакой награды, всегда оставался беспристрастным и справедливым. Когда же он состарился, судейство унаследовали его сыновья. Однако, они оказались не такими праведными, как отец. И тогда израильтяне, опасаясь, что после смерти Самуила настанет анархия, стали просить пророка поставить над ними царя.

Праведник попытался предостеречь народ, что монархия таит в себе опасности деспотизма, но люди настаивали, что им нужен самодержец. В этом упорстве было скрыто недоверие ко Творцу – иудеи в своем стремлении обеспечить будущность избранием правителя надеялись больше на человека, чем на Создателя. Может быть, именно поэтому первый израильский монарх, помазанный Самуилом на царство, Саул, оказался недостойным и вскоре лишился благоволения Бога.

Самуил, движимый благодатью, отыскал на пастбищах близ города Вифлеема нового вождя для своего народа. Им стал Давид – юный пастушок, а в будущем – пророк и псалмопевец, славный царь Израиля, боголюбивый предок Мессии, Иисуса Христа. Самуил словно передал в надежные руки Давида заботу об израильском народе – и это было его последнее свершение. Выполнив свою миссию,последний израильский судья с миром упокоился в Боге.

Житие пророка Самуила, судии Израильского

Про-рок Са-му-ил был пят-на-дца-тый и по-след-ний су-дия Из-ра-иль-ский, жив-ший за 1146 лет до Рож-де-ства Хри-сто-ва. Он про-ис-хо-дил от ко-ле-на Ле-ви-и-на, был сы-ном Ел-ка-ны из Ра-ма-фа-им-Цо-фи-ма, с го-ры Еф-ре-мо-вой. Ро-дил-ся, ис-про-шен-ный у Гос-по-да мо-лит-ва-ми сво-ей ма-те-ри Ан-ны (по-че-му и по-лу-чил имя Са-му-ил, что зна-чит "ис-про-шен-ный"), и еще до рож-де-ния был по-свя-щен Бо-гу. Ко-гда маль-чи-ку ис-пол-ни-лось 3 го-да, мать по-шла с ним в Си-лом и по обе-ту от-да-ла его в ски-нию на по-пе-че-ние пер-во-свя-щен-ни-ка Илия, ко-то-рый в то же вре-мя был и су-дьей над на-ро-дом Из-ра-иль-ским. Про-рок воз-рас-тал в стра-хе Бо-жи-ем, и уже в 12 лет ему бы-ло от-кро-ве-ние о том, что Бог по-ка-ра-ет весь дом пер-во-свя-щен-ни-ка Илия за то, что он не обуз-ды-ва-ет сво-их нече-сти-вых сы-но-вей.

Про-ро-че-ство сбы-лось, ко-гда фили-стим-ляне, убив 30000 из-ра-иль-тян (сре-ди них бы-ли и сы-но-вья пер-во-свя-щен-ни-ка Оф-ни и Фине-ес), одер-жа-ли по-бе-ду и взя-ли Ков-чег Бо-жий. Услы-шав об этом, пер-во-свя-щен-ник Илий упал с се-да-ли-ща на-вз-ничь у во-рот и, сло-мав хре-бет, умер. Же-на Фине-е-са, до ко-то-рой слух о про-ис-шед-шем до-шел в тот час, ко-гда рож-дал-ся мла-де-нец, умер-ла со сло-ва-ми: "Ото-шла сла-ва от Из-ра-и-ля, ибо взят Ков-чег Бо-жий" ().

По смер-ти Илия Са-му-ил сде-лал-ся су-дьей на-ро-да Из-ра-иль-ско-го. При нем Ков-чег Бо-жий был воз-вра-щен из пле-на са-ми-ми фили-стим-ля-на-ми, а по-сле об-ра-ще-ния из-ра-иль-тян к Бо-гу они вер-ну-ли се-бе и все го-ро-да, ко-то-рые взя-ли фили-стим-ляне. Со-ста-рив-шись, про-рок Са-му-ил по-ста-вил сво-их сы-но-вей Ио-и-ля и Авию су-дья-ми над Из-ра-и-лем, но они не на-сле-до-ва-ли чест-но-сти и пра-во-су-дия от-ца, так как бы-ли ко-ры-сто-лю-би-вы. То-гда ста-рей-ши-ны Из-ра-и-ля, же-лая, чтобы на-род Бо-жий был "как про-чие на-ро-ды" (), по-тре-бо-ва-ли у про-ро-ка Са-му-и-ла по-ста-вить им ца-ря. Про-рок Са-му-ил уви-дел в этом глу-бо-кое па-де-ние на-ро-да, ко-то-рым до то-го вре-ме-ни управ-лял Сам Бог, воз-ве-щая во-лю через свя-тых из-бран-ни-ков. Остав-ляя долж-ность су-дии, про-рок Са-му-ил спра-ши-вал на-род, не оби-дел ли он ко-го в про-дол-же-ние сво-е-го прав-ле-ния, но ни-кто не на-шел за ним ни-че-го. По-сле об-ли-че-ния пер-во-го ца-ря Са-у-ла в непо-слу-ша-нии Бо-гу про-рок Са-му-ил по-ма-зал на цар-ство свя-то-го Да-ви-да, ко-то-рый на-хо-дил у него при-бе-жи-ще, спа-са-ясь от пре-сле-до-ва-ний ца-ря Са-у-ла. Про-рок Са-му-ил скон-чал-ся, до-стиг-нув глу-бо-кой ста-ро-сти. Жизнь его опи-са-на в Биб-лии ( ; ). В 406 го-ду мо-щи про-ро-ка Са-му-и-ла бы-ли пе-ре-не-се-ны из Иудеи в Кон-стан-ти-но-поль.

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Молитвы

Тропарь пророка Самуила

Дар многоче́стен дан бысть непло́дней утро́бе/ и принесе́н в же́ртву, я́ко всесожже́ние благоприя́тно, Го́сподеви своему́,/ послужи́в Тому́ в преподо́бии и пра́вде,/ тем тя почита́ем, проро́че Бо́жий Саму́иле,// я́ко моли́твенника о душа́х на́ших.

Перевод: Дар особо почитаемый был дан неплодной утробе и принесен в , как всесожжение благоприятное, Господу твоему. Ты послужил Ему свято и праведно, потому почитаем тебя, Божий Самуил, как молитвенника о душах наших.

Ин тропарь пророка Самуила

От ма́тере умоле́нный, тезоимени́те да́ния Бо́жия,/ от Бо́га зва́ния во младе́нчестве сподо́бися,/ честны́й проро́че Саму́иле,/ до́бре пасы́й непокори́выя лю́ди/ и царе́м яви́выйся устрои́тель,/ и о нас, ве́рно чту́щих тя, моли́ И́стиннаго Бо́га,// да спасе́т ду́ши на́ша.

Перевод: Ты появился по молитвам матери, носящий имя «услышал Бог», ты во младенчестве удостоился призвания Господом, почитаемый пророк Самуил, ты хорошо пас непокорный народ и стал основателем царства (Израильского), и о нас, с верой почитающих тебя, моли Истинного Бога, да спасет души наши.

Ин тропарь пророка Самуила

Проро́ка Твоего́ Саму́ила па́мять, Го́споди, пра́зднующе,/ тем Тя мо́лим:// спаси́ ду́ши на́ша.

Перевод: Пророка Твоего Самуила память, Господи, празднуя, потому Тебя молим: «Спаси души наши».

Протоиерей Серафим Слободской
Закон Божий

Ветхий Завет

Самуил

Последним судьею народа израильского был пророк Самуил , из колена Левия.

Родители Самуила долго не имели детей. Однажды мать Самуила, Анна, во время усердной молитвы перед Скинией дала Богу обет: если у нее родится сын, то она посвятит его Господу. Молитва Анны была услышана, через год у нее родился сын. Анна назвала его Самуилом , что значит - испрошенный у Бога .

Когда Самуил подрос, мать привела его в Скинию и отдала первосвященнику Илию на служение Богу. Первосвященник Илий был в то время также и судьею народа Израильского.

У первосвященника Илия были два сына Офни и Финеес, которые были священниками при Скинии, но они были люди порочные, без благоговения совершали службу Божию и своим дурным поведением развращали народ. Илий видел благочестие Самуила и поставил его на служение при Скинии.

Самуил спал всегда внутри Скинии, недалеко от места, где спал Илий.

Самуил тотчас побежал к Илию и сказал: "вот я, ты звал меня".

Илий ответил: "я не звал тебя; пойди назад ложись".

Когда же это повторилось в третий раз, тогда Илий понял, что отрока зовет Господь, и сказал ему: "Пойди назад и ложись. Если тебя еще позовет голос, ты скажи: "говори, Господи, ибо слышит раб Твой".

На другой день Самуил передал Илию, что сказал ему Господь. Илий с покорностью принял предсказание.

Скоро исполнилось предсказание Самуила.

Филистимляне напали на войско израильское и разбили его. Тогда Илий, по просьбе старейшин израильских послал в стан Ковчег Завета со своими сыновьями - священниками Офни и Финеесом. Но Ковчег не помог израильтянам. Они снова были разбиты филистимлянами. Офни и Финеес были убиты, а Ковчег был взят в плен. Так Господь показал людям, что святая вещь не поможет тому, кто не уважает святых заповедей Божиих . Илий, узнавши, что Ковчег взят филистимлянами, упал навзничь с седалища и умер.

Ковчег же Завета, будучи великой святыней Господней недолго оставался у филистимлян. Сам Бог вразумил их тем, что их идол Дагон был разбит, у жителей того города появились мучительные наросты на теле, а мыши наполнили поля их. Устрашенные филистимляне поставили Ковчег Завета на новую колесницу, запрягли в нее двух молодых коров и отпустили из своей земли. Коровы, никем не управляемые сами пошли в израильскую землю. Израильтяне с великою радостью встретили Ковчег Завета.

После судии израильского - первосвященника Илия, поставлен был судьею народа израильского пророк Самуил . Самуил управлял народом не только как судия, но и как пророк Божий. Он убедил евреев истребить всех языческих идолов, какие были у них, молиться Богу о прощении и поститься. Весь народ каялся и говорил: "согрешили мы пред Господом". По молитве Самуила Господь избавил евреев от власти филистимлян. Самуил был строг и правосуден и пользовался от всех большим уважением и любовью. Он управлял народом сорок лет. Под старость он передал власть двум своим сыновьям, которые брали подарки и судили несправедливо. Нетерпеливые евреи стали просить Самуила, чтобы он поставил над ними царя, как и у прочих народов. Самуил старался убедить народ остаться при прежнем управлении, но безуспешно. Тогда Самуил помолился Господу, и Господь сказал ему: "послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними". Потом Господь сказал, чтобы он предупредил евреев, что царь заставит весь народ служить себе, возьмет себе лучшие земли, лучшее имущество народа, и они должны будут все отдавать царю. Но народ не внял предостережениям Самуила и сказал: "нет, пусть царь будет над нами, и мы будем, как прочие народы".

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Варианты салатов из крабовых палочек и грибов: рецепты с жаренными и обычными продуктами Салаты с крабовыми палочками и грибами Варианты салатов из крабовых палочек и грибов: рецепты с жаренными и обычными продуктами Салаты с крабовыми палочками и грибами Гадание на ошо дзен таро онлайн расклады Гадание на ошо дзен таро онлайн расклады К чему снится найти телефон К чему снится найти телефон