Радостный непроизносимая согласная. Непроизносимые согласные в корне слова

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

При стечении согласных в некоторых словах звуки [в], [д], [л], [т] не произносятся.

Чтобы правильно написать слово с непроизносимой согласной, нужно подобрать проверочное слово, в котором эта согласная произносится отчетливо. Пример: здрав ствуйте – здрав ие, серд це – серд ечный, сол нце – сол нышко, участ ник – участ ие .

Исключение: блесн уть (от «блеск»).

Правописание удвоенных согласных в корнях слов

А) Пишется удвоенная ЖЖ :

У некоторых слов: вожжи, дрожжи, жужжать, можжевельник;

У форм слова жечь : жженый, жжешь, жжем, жжете, жжение, жженый, жжение.

Б) Пишется удвоенная СС :

В словах вознёсс я, Росс ия, Белорусс ия ;

В словах на – ЕССА, -ЕССОР, -ИССИМУС: поэтесс а, агресс ор, генералисс имус ;

В формах слова рас чёт (С в корне): расс читать, расс читанный (одна С в приставке, другая – в корне)

В) Двойная согласная:

Г) Словарные слова

Без удвоенной согласной:

С удвоенной согласной:

Удвоенная согласная Примеры словарных слов, в которых часто делают ошибки
НН антенн а, анн отация, анн улировать, мадонн а, трезвенн ик, подлинн ик, ставленн ик
ЛЛ алл егория, алл ея, алл итерация, апелл яция, артилл ерия, ахилл есова пята, брилл иант, балл ада, белл етристика илл юзия, идилл ия, илл юминация, илл юстрация, интелл ект, интелл игент, калл играфия, Кирилл , колл изия, милл ион, новелл а, паралл ель, элл инизм
КК акк омпанемент, акк орд, акк уратность, барокк о.
ПП апп етит, апп арат, групп а, опп озиция, опп онент, Филипп , филипп ика.
СС асс амблея, асс игнация, асс истент, асс оциация, депресс ия, дискусс ия, дисс онанс импресс ионизм, колосс альный, комисс ия, месс ия, мисс ия (мисс ионер) пасс ажир, песс имизм, прогресс , Ренесс анс, экспресс , компромисс
ММ дилемм а, имм унитет, симм етрия, комм ентарий, программ а, эпиграмм а.
ФФ афф ект, буфф онада, терр аса, эфф ект.
РР ирр ациональный, корр еспондент, перр он.
ББ абб ревиатура, хобб и.

Правописание сочетаний ЖК/ШК, ЧН/ШН/ЩН

Пишется ЧН Пишется ШН Пишется ЩН
1. Есть чередование К, Ц/Ч + суффиксы Н, НИК, НИЦ: лоток – лоточн ик, перец - перечн ица, свеч а – подсвечн ик . 2. Суффикс ИЧНА в отчествах: Ильиничн а, Никитичн а . 1. В некоторых фамилиях: Свешн иков, Рукавишн иков, Калашн иков, Столешн иков . 2. В словах рушн ик, двурушн ик, дотошн ый, истошн ый , здешн ий, никудышн ый, взбалмошн ый, тамошн ий . 3. Чередование Х/Ш + суффиксы Н, НИК, НИЦ: суматох а – суматошн ый, грех – грешн ик . 4. Суффиксы ШН, ШНИК: завтра – завтрашн ий, кино – киношн ик . 1. Основа на -Щ + суффикс Н: мощ ь – мощн ый, помощ ь – помощн ик . 2. В старославянских словах нощн о, всенощн ая, еженощн о, полнощн ый .

Правописание безударных гласных в корнях слов

Чтобы проверить написание безударной гласной в корнях слов, нужно подобрать проверочное слово, где эта гласная будет под ударением. Правило легче запомнить так:

Если буква гласная вызвала сомнение,

Ты её желательно поставь под ударение.

Пример: уди ви ΄тельный – ди ΄вный, зе лене΄ть – зе ΄лень .

Если проверочное слово подобрать невозможно, то обратитесь к орфографическому словарю.

Внимание! Глаголы сов. в. нельзя проверять глаголами несов. в. на с суффиксами –ЫВА-/-ИВА-: опо зда΄ть – по ΄здний (не опа ΄ здывать).

Внимание! Некоторые корни могут быть омонимичными. При подборе проверочного слова обращайте внимание на значение:

Правописание жи/ши, ча/ща, чу/щу

Исключения: брошюра, жюри, парашют и другие иноязычные слова.

Правописание гласных О/Е после шипящих и Ц

А) В корнях существительных после шипящих

Если можно подобрать проверочное слово, в корне пишем Е(Ё): же лтый – же лтеть, шёпот – ше птать, ше л – ше дший, ше лк – ше лка.

Если подобрать проверочное слово нельзя, то в корне пишем О (такие слова лучше запоминать):

Правописание корней ЖЕГ/ЖЕР, ЖОГ/ЖОР

Б) В суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных после шипящих

Исключения: распашо нка, трещо тка .

В суффиксе ЁР всегда пишется Ё: дирижё р, стажё р, тренажё р.

Всуффиксе ОК всегда пишется О: снежо к, пятачо к .

В) После Ц в существительных и прилагательных

Запомни! Герцо г, меццо -сопрано, палаццо .

Правописание И (Ы)

1.После Ц

Исключения: цы ган, цы плёнок, цы ц, цы кнуть, на цы почках, Мцы ри .

2. После приставок на твердый согласный

Внимание! Не путайте части сложносокращённых слов с приставками: меди нститут, сани нструктор, спорти нвентарь.

Правописание Э/Е

Пишется Е Пишется Э
1. В начале русских слов, когда звучит [е]: е герь, е ресь, е ретик, Е вропа . 2. Внутри слова после И: гигие на, дие та, реквие м, аудие нция . 1. В некоторых русских словах, когда звучит [э]: э тот, э такий, э так, э кий, э к, э й, э х, э хма, э ва, э ге . 2. Внутри слова после А, О, У: дуэ ль, поэ зия, маэ стро , статуэ тка . Исключения: гее нна (огненная), прое кт, прое кция, рее стр, трае ктория, фее рия .
Запомни! (большинство слов в словаре)
Варьете, пенсне, декольте, Мэри, адекватный, денди, кашне, сет, сейф, темп, теннис, терция. Мэр, пэр, сэр, Бэла, Бэкон, Улан-Удэ.

Внимание! В заимствованных словах после приставок Э сохраняется: экономить - сэ кономить, электрик – диэ лектрик, этаж – двухэ тажный .

Правописание Ь

1. Для обозначения мягкости согласных (кроме шипящих) :

На конце слова: боль , тетрадь , кровь , вскользь ;

В середине слова: возь му, пись мо , декабрь ский ;

Мягкость согласного [л ’ ]: боль шой, мыль ница, маль чик .

2. Разделительный Ь:

3. Ь после шипящих:

Пишется Не пишется
1. У сущ. 3-го скл. в Им. п.: рожь , ночь . 2. У глаголов: - повелит. н.: режь те , оставь те, умножь те ; - в неопр. форме: (что делать?) беречь ; - во 2-м л. ед.ч. наст. или буд. вр.: (что делаешь?) учишь ся , (что сделаешь?) научишь ся , 3. На конце наречий: навзничь , сплошь . Исключение: настежь . 4. У некоторых числительных: пять , тридцать . 1. У существительных: - м.р. 2-го скл. в Им.п.: гараж , камыш , плащ . - в Род.п., мн.ч.: (много) туч , луж , из училищ . 2. На конце кратких прил.: кипуч . 3. В глаголах инфинитива, если в вопросе нет Ь: (что делает ?) учится , кажется . 4. В наречиях уж, замуж, невтерпёж .

Правописание Ъ

1. Ъ пишется после приставок, оканчивающихся на согласную, перед буквами Е, Ё, Ю, Я: подъ езд, съ ёмка, объ явление .

2. После приставок иноязычного происхождения на согласный ад-, ин-, кон-, контр-, пан-, суб-, транс-, фельд -: адъютант , субъективный.

3. Пишется после приставок ДВУХ-, ТРЁХ-, ЧЕТЫРЁХ- перед Е, Ё, Ю, Я: двухъ ярусный, четырёхъ язычный .

Запомни! Объект, инъекция .

Правописание приставок

1. Правописание приставок на –З, -С

2. Правописание приставок ДИЗ/ДИС, РАЗ/РАС - РОЗ/РОС.

Запомни! Рас чёт (нет приставки), расс читать (приставка рас-)

3. Приставки С-, ОТ-, НАД-, ПОД-, ПРЕД-, ОБ-, В-, ПЕРЕ-, НА - всегда пишутся одинаково : сделать, отметить, надписать, подчеркнуть, предписание, обставить .

Внимание! Приставки З- не существует. Сравни:

4. Правописание приставок ПРЕ/ПРИ

ПРЕ ПРИ
1. В значении «пере-, по-иному, через»: пре рвать, пре возмочь, пре града , пре дание, преступить (закон), преображать. 2. В значении «очень, весьма»: пре великий, пре мудрый, пре милый, пре выше (всего), пре возносить , преувеличить . 1. Значения приближения, приближения, присоединения: при йти , при колотить , при мерзнуть , при слонить, при стегнуть . 2. Пространственная близость: при город, при брежный, при морский. 3. Неполнота действия (чуть-чуть, ненадолго): при открыть, при крыть , при лечь , при клонить. 4. Действие сверху вниз: при мять . 4. Действие в интересах кого-либо: при прятать, при обретать , при карманить, при своить . 5. Действие, доведённое до конца: при искать, при глушить, при учить , при думать . 6. Сопутствующее действие: при певать, при свистывать, при таптывать , при танцовывать .
Запомни!
без преувеличения власти предержащие знаки препинания камень преткновения непререкаемый преамбула предупреждение президент президиум преимущество преисподняя (ад) прегрешение преклонный возраст прекословить прекрасный прелестный прельститься прельститься, прельщать прелюбодеяние прелюдия премьера пренебрежение (неуважение) преобладать преодолевать препарат препираться преподнести препятствие преследовать пресмыкаться престарелый престиж престол претензия претендент претить прецедент без прикрас восприятие неприглядный неприхотливый приверженец привилегия привычка пригожий придирчивый приказ приключение прилежный приличный примадонна примета примечание примитивный принимать приоритет природа прискорбный пристойный пристрастный присутствие присущий присягать причёска причина причудливый приятный

Внимание! Следует различать однокоренные слова с приставками ПРЕ/ПРИ по смыслу. Сравни:

ПРИ ПРЕ
при даное (невесты) пре дание (легенда)
при дел (боковая часть храма) пре дел (граница)
при ёмник (аппарат) пре емник (последователь)
при вратник (сторож) пре вратности (сложности)
при ткнуться (прислониться) пре ткновение (препятствие)
при творить (дверь) пре творять (мечту в жизнь)
при ступить (начать) пре ступать (закон)
при станище (приют) непрестанно (постоянно)
при ставить (присоединить) пре ставиться (умереть)
при менить (использовать) непре менный (обязательный)
при клонить (колени, ветки к земле) пре клоняться (перед кем-либо)
при давать (значение, силы) пре давать (друга, память забвению)
при бывать (приходить куда-нибудь) пре бывать (находиться где-нибудь)
при ложить (усилия) непре ложный (обязательный)
при ходящий (кто приходит) пре ходящий (момент истины, = временный)
при зреть (давать приют) пре зирать (не уважать)
при пирать (дверь палкой) пре пираться (спорить)
притерпеться (к неудобствам) претерпеть (голод)
приумножать (добавить небольшое количество) преумножать (сильно умножать)

В русском языке возникают трудности в правописании сочетаний согласных звуков, потому что при морфофонемном правописании необходимо обозначать и те звуки, которые в слабой позиции при произношении выпадают.

Чтобы проверить правописание слов с непроизносимыми согласными (обычно это второй звук в сочетаниях стн, стл, здн, рдц, ртц, рдч, стц, стск, здц, ндц, ндск, нтск, нтств, ргск, первый звук в лнц, вств ), необходимо подобрать такое родственное слово, в котором этот согласный произносится , например: областной – область, сердце – сердечный. Есть случаи, не имеющие проверки, требующие запоминания: лестница, праздный, праздник, сверстник, чувство и др.

Нельзя вставлять лишние буквы, если их нет в проверочном слове, то есть в слове, где первый согласный стоит перед гласным, например: вкусный (вкусен, вкус+н-ый ), опасный (опасен ). У чащиеся, запомнив сочетания и забывая о проверке, часто допускают такие ошибки.

ЗАПОМНИТЕ: НЕТ НЕПРОИЗНОСИМЫХ СОГЛАСНЫХ В СЛОВАХ :

блеснуть, двинуть, вянуть, заснуть, мякоть, обмякнуть, плеснуть, сполоснуть, прыснуть, пыхнуть, треснуть, тиснуть, тянуть (хотя блестеть, двигать, увядший, засыпать, мягкий, плющить, плескать, полоскать, прыскать, пыхтеть, трескаться, тискать, тяга, хрустеть ). Двояко пишется хрястнуть и хряснуть.

Это древнейшие, общеславянские утраты согласных по закону открытого слога, закрепившиеся позже в написании вопреки чередованиям. Ныне многие из них уже произносимы в других словах: прыгнуть, боднуть и т. д. Современные непроизносимые согласные, отражаемые на письме, представлены в слабой позиции, требующей «проверки».

ЗАПОМНИТЕ И РАЗЛИЧАЙТЕ:

искус-ств-о – искус-н-ый, искусница,ср. искус

конъюнктура ‘оценка положения’ – конъектура ‘восстановление текста’

констатация, констатировать – константа

костный (от кость )косные (взгляды ), закоснелый

лестница (от лез-у, с неясной Т ) – лесник (от лес )

пастбище, пастьбахотяпасу, пас-ти, выпасной

прийти, ноприду, придёт, пришёл

серчать – сердиться; сердечный

скатёрка, скатёрочка – скатерть

склянка(исчез древний непроизносимый согласный т , ср. стекло)

сверстник (ср. наверстать ) – ровесник (от ровесный, ср. чудесный )

хрустнуть, свистнуть – блеснуть, плеснутьи др., см. выше список

чувство (В – ныне необоснуемая вставка, ср. чу-я-ти)– участвовать

шефствовать(‘быть шефом’)шест вовать(‘идти’, с корнем шед -, ср. вед-у – вес -т и )

экскаватор – эскалатор

явственно (‘как наяву ’) – яства (от старославянского ясти ‘кушать’).

Упр. 80. Вставьте нужные буквы, подберите проверочные слова (обычно с гласным после сочетания). Образец: Сектантство – сектанты.

Арестан..ский, бессловес..ный, благос..ный, безвозмез..ный, бескорыс..ный, бороз..чатый, брус..вер, вкус..ный, волос..ной, двенадцатипе́р..ная кишка, декаден..ство, дилетан..ский, захолус..ный, извес..ный, интендан..ский, искус..ный, ислан..ский, комендан..ский, компроме..тировать, конста..тировать, конъю..ктивит, корреспонден..ский, критикан..ство, кос..ные взгляды, крёс..ный отец, лан..шафт, лейтенан..ский, ненавис..ный, несчас..ливый, опас..ный, пакос..ник, пацифис..ский, поз..но, пос..лать (письмо), пос..лать (постель), праз..ник, прелес..ный, прете..дент, преце..дент, рен..геновский, сверс..ник, сержан..ский, словес..ный, трос..ник, ужас..ный, фашис..кий, учас..вовать, хироман..ский, ше..ствовать, юрис..консульт, ярос..ный.

Упр. 81 . От данных слов образуйте прилагательные по приведенным образцам.

1. Хвастать – хвастливый (человек), счастье, участь. 2. Честь – честный, должность, вкус, горесть, пакость, словеса, редкость, чудеса, уста. 3. Петербург – петербургский, аспирант, диссидент, расист, Голландия.

Упр. 82. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подберите проверочные слова. Выделите ложнопроверяемые и традиционные написания.

I. Аспиран..ская стипендия, безвозмез..ная помощь, блес..нула молния, буревес..ник революции, волос..ные чиновники, голлан..ка, декаден..ские стихи, должнос..ной, звёз..ные войны, искус..ная защита, комендан..ская дочь, кос..ные взгляды, кос..ный мозг, лес..ное хозяйство, лес..ница, лес..ный отзыв, мес..ное время, наперс..ница барыни, одесс..кий, окрес..ности, опас..ность, пас..бище, поз..ний, ровес..ники, сверс..ники, сладос..ный, словес..ный, сума..шедший, уез..ный, ужас..ный, под уз..цы, ус..ный, уча..ствовать, чес..ночная приправа, чес..вовать, чу..ствовать, чудес..ные, я..ственнее.

II. 1. Я тоже рос, несчас..ный и худой, средь жи..ких, тягос..ных рас..ветов (Ес.). 2. – Смотри, Игорь, – сказал Шурик, – как видно, они всё-таки не побежали на телеграф. – Да, это так, – конста..тировал Эндель. (Акс.). 3. К этому привыкнуть ещё надо, рассуждал Пухов, – а народу в пустоте трудно будет: он вам дров наворочает от своего неумес..ного сер..ца (Пл.). 4. – Какими ты глазами на меня глядишь? И-и-и, бессовес..ный! Как тебя земля держит! (Ш.). 5. Гучков обрушился на «пацифис..кие идеи, хлынувшие на армию» (НЖ). 6. Смысл последнего четверостишия, очевидно, показался редактору требующим конъе..ктуры: как это, став вещью, поэт может возгласить слово вещи ‑ и зачем? («Звезда»). 7. Волновало его и то, что Сонька влюблена в него, а значит, отчасти близка ему, что делало ее как бы тайной соучастницей любовной жизни его души, даже давало порой странную надежду, что в Соньке можно найти не то наперсницу своих чувств, не то некоторую замену Кати (Бун.).

Упр. 83. Объясните, какие из приведенных рядом слов не могут быть проверочными и почему. Запишите.

Дви..нуть – двигать, лес..ный отзыв – лесть, лес..ница – лезть, мя..коть – мягкий, пас..бище – пасти, по-преж..нему – прежде, по..черк – подчеркнуть, тис..нуть – тискать, с..клян-ка – стекло, словес..ный – словеса.

Пришло время повторить пройденное и снова двигаться вперед.

Итак, гласные бывают ударные и безударные. Безударные проверяются ударными. Согласные бывают сильные и слабые. Слабые проверяются сильными. Но есть еще и особенные соглас­ные - непроизносимые. И если сильные звучат отчетливо, определенно, а слабые - неопреде­ленно, двусмысленно, то непроизносимые не звучат вовсе.

Порой в словах встречаются

ужасные согласные -

они не произносятся,

и что писать - неясно.

То есть неизвестно. Кстати, произнесите-ка вслух это слово: «неизвестно». Звук «т» в нем не звучит! Его как будто и нет. Но писать его надо обязательно.

А теперь произнесите слово «ужасно». В нем тоже звук «т» не звучит. И правильно делает: его в слове «ужасно» нет и в помине. Вот ужас!

Вот именно: ужас. «Ужас» - проверочное слово для слова «ужасный»: раз в однокоренном слове «т» нет, значит, и в проверяемом его нет тоже.

А для слова «неизвестно» проверочное - «весть». В нем есть «т». Значит, и в слове «неизвестно» «т» есть. Хотя и не произносится.

Вообще, звук «т» - абсолютный чемпион по непроизносимости. Слов с этим непроизносимым зву­ком великое множество. Но большинство из них можно проверить.

И ужасно, и опасно

букву Т писать напрасно.

Но известно, как прелестно

букву Т писать уместно!

Со звуком «т» все, кажется, ясно. Но бывают и другие непроизносимые звуки. Давайте скажем вслух: «сердце», «солнце», «здравствуй». А теперь посмотрим, как эти слова пишутся. И сделаем вы­вод: кроме «т» непроизносимыми бывают звуки «д», «л», «в».

А как их проверять? Точно так же, как непроиз­носимый звук «т»!

Чтобы проверить непроизносимый соглас­ный в корне слова, нужно подобрать род­ственное слово, в котором он произносится отчетливо.

В родственных словах непроизносимый соглас­ный звук может зазвучать перед гласным, за один звук перед гласным или в конце слова.

А если он не зазвучит - значит, его нет.

В общем, как видите, все довольно просто. Толь­ко не ленитесь подбирать проверочные слова. И тогда

Труд ваш не будет напрасным

(напрасен),

будет диктант неопасным

(неопасен),

Мир вам откроет чудесный

(чудесен),

русский язык интересный

(интересен)!

Но имейте в виду: среди слов с непроизносимыми согласными есть три особенных: лестница, празд­ник, чувство. Для этой троицы невозможно отыс­кать родственные проверочные слова. Про Т в лесТнице, про Д в празДнике, про В в чуВстве нужно просто-напросто помнить крепко-накрепко. А чтобы про них не забыть, предлагаем вашему вниманию маленькие подсказки для запоминания.

СТупенька, сТупенька, сТупенька, сТупенька, — вот и получилась лесТница.

ПразДник — День поДарков и раДости.

В нас, В наших сердцах — Вот где жиВут чуВства.

Непроизносимые согласные

Чтобы узнать, есть ли в слове непроизносимый согласный, надо подобрать однокоренное слово, где согласный чётко слышится или отсутствует, например
опас?ный => опасен => опасный
грус?ный => грусть => грустный

Если ты не можешь подобрать проверочное слово, то загляни в словарь (например, на Грамоте.ру).

Упражнения с непроизносимыми согласными

Вставьте пропущенные буквы: в именах прилагательных – непроизносимые согласные (если таковые имеются), а в именах существительных – парные по признаку глухости-звонкости согласные.

1. парус...ная ло...ка
де...ская крова...ка
капус...ные пиро...ки
радос...ная улы...ка
прекрас...ная бро...ка
горо...ская площа...ка
грус...ная ска...ка
интерес...ная кни...ка

2. прелес...ные серё...ки
гиган...ская ве...ка
вкус...ные оре...ки
опас...ные пры...ки
извес...ный лё...чик
чудес...ная незабу..ка
несчас...ная ко...ка

Прилагательные и существительные

Соедините имена прилагательные с подходящими по смыслу именами существительными. Вставьте, где это необходимо, непроизносимые согласные.

Образуйте однокоренные прилагательные

От данных имён существительных образуйте однокоренные имена прилагательные с непроизносимой или парной по глухости-звонкости согласной в корне слова.

город – городской
дети – ____________________________
ярость – __________________________
грусть – __________________________
ненастье – _______________________
несчастье – _______________________
капуста – ________________________
уста – __________________________
честь – _________________________
лесть – __________________________

Вставьте пропущенные буквы

Лес...ница, праз...ник, окрес...ность, сер...це, чес...ность, со...нце, поез...ка, мес...ность, чу...ство, извес...ность, капус...ник, де...ство.

Вставь пропущенные буквы (3 кл.)

Наступила поз...няя в...сна. П...года стоит ч...дес...ная. Лучи со...нца л...скают землю. (Из)з...мли (по)казалас... м...л...дая тра...ка. Появились (под)снежники и ландыш... . (На)д...рев...ях (на)бухли поч...ки. В лесу запахло сла...ким б...рёзовым соком. Скоро на д...рев...ях заз...ленеют лист...я. Вот уже в...дны их первые з....лёные языч...ки. Хорошо в...сной!
Птицы поют весёлые песни. Радос...но чирикают в...роб...и. Прыгают шустрые синич...ки. Все рады весне!

упражнение прислала Седых Вера Николаевна

Интерактивные тесты онлайн

Сегодня погода ненастная,

И я такая несчастная.

Сеет дождь совершенно ужасный.

Скорей бы снова стало ясно,

И засияло б солнце красное,

И стало бы вокруг прекрасно!

Никто не любит дождливую погоду, потому что нельзя пойти играть с друзьями. Чем же заняться, сидя дома, когда за окном идёт дождь? Может быть, изучить, как пишутся непроизносимые согласные в корне слова?

Правило

Чтобы правильно писать такие слова, нужно выучить правило:

Применим оно к словам из стихотворения:

Сегодня погода ненастная (ненаст ье),

И я такая несчастная (несчаст ье).

Сеет дождь совершенно ужасный (ужасен - нет т ).

Скорей бы снова стало ясно (ясен - нет т ),

И засияло б солнце красное (красен - нет т ),

И стало бы вокруг прекрасно (прекрасен - нет т )!

Так помогает проверить непроизносимые согласные в корне слова правило. Оно очень простое, его нужно обязательно выучить наизусть.

Подбери проверочное слово

Поиграем в игру «проверочное слово». К каждому из данных ниже примеров подберите проверочное однокоренное слово

  • известный, вестник, повестка (весточка, вести, известие, весть);
  • грустный (грусть, грустить);
  • здравствуй (здравие, здоровье, здоровый);
  • звёздный (звезда, звёздочка);
  • капустный (капуста);
  • местность (место, местечко);
  • ненастный (ненастье);
  • поздний (опоздать, опоздание);
  • радостный (радость);
  • свистнуть (свист, свистит);
  • сердце (сердечко, сердечный);
  • солнце (солнечный);
  • тростник (тростинка);
  • участник (участие);
  • честный (честь);
  • опасный (опасение);
  • чудесный (чудеса);
  • ужасный (ужасен);
  • интересный (интересен).

Второклассники начинают изучать непроизносимые согласные в корне слова. 2 класс уже должен уметь подбирать проверочные слова.

Слова для запоминания с непроизносимыми согласными

Не всегда есть возможность применить правило. Существуют такие слова, в которых непроизносимые согласные в корне слова нельзя проверить. Они называются словарными, их правописание нужно выучить:

  • лестница – ряд ступенек или перекладин;
  • праздник – день, когда отмечается какое-либо знаменательное событие;
  • чувства – внутреннее переживание, эмоциональное состояние;
  • сверстники – люди одного возраста;
  • ровесники – синоним слова "сверстники".

Найди слова, в которых есть непроизносимые согласные в корне слова

Необходимо развивать умение находить слова с непроизносимыми согласными среди других. Для этого нужна тренировка. Здесь даны предложения, найдите в них слова с непроизносимыми согласными.

В этих предложениях использованы слова с разными орфограммами, среди них «Непроизносимые согласные в корне слова», примеры таких слов: вестник, радостный, прелестный, чудесный, прекрасный, звёздное, капустница, повестку, поздняя, тростниках, местности.

Распредели слова на две группы

Слова для распределения: небе…ый (небесный), сви…уть(свистнуть), древе…ый (древесный), колё…ый (колёсный), ус…ый (устный), интере…ый (интересный), хру…уть (хрустнуть), запа…ой (запасной), виру…ый (вирусный), радо…ый (радостный), согла…ый (согласный), ко…ый (костный).

Такое задание помогает развивать умение классифицировать слова по орфографическому признаку: есть непроизносимый согласный в корне слова или нет непроизносимого согласного.

Загадки

Давайте поиграем в загадки. Нужно угадать и записать последнее слово в предложении:

  • На заре в оконце заглядывает _______________(солнце).
  • Моя любовь откроет дверцу в твоем ____________(сердце).
  • В ночи морозной горят огни на небе _____________(звёздном).
  • Он правдолюб известный, лжи не потерпит, потому что __________(честный).

Такое задание будет интересно выполнить при изучении темы «Непроизносимые согласные в корне слова». 3 класс справится с такой работой легко и весело.

Мини-диктанты

А теперь напишем маленький диктант. Выбирай любой:

Утро прекрасное! Только что прошёл дождик. Капустные грядки умыты и свежи. Солнечные лучи пригревают, и хорошо пахнет сырой землёй. На сердце радостно от этого прекрасного утра. Здравствуй, лето!

Неудачная охота

Охота не удалась. Ненастный был день. Солнце скрылось за тучами, пошёл грустный мелкий дождь. Мы выбрались из леса. Местность была нам известна. На этом пастбище летом пасли деревенское стадо. Недалеко виднелся шалаш пастуха. В нём мы отдохнём после неудачной охоты.

Весна пришла

Ненастные дни закончились, наступила весна. Птички весело поют, греет солнце, радостно журчат ручьи. Местность покрылась травкой, под деревьями зацвели ландыши. Раскрылись почки на деревьях. Здравствуй, весна!

Все эти диктанты предназначены для проверки знаний по теме «Непроизносимые согласные в корне слова». 3 класс должен справляться с такими заданиями.

Вставьте слова в тексте

Был очень интересный текст, но жук-буквоед съел некоторые буквы в словах. Что же делать? Надо вернуть первоначальный вид словам, в которых есть непроизносимые согласные в корне слова.

Изве…ый писатель написал рассказ о князе, который был непобедим в боях. В слове…ом портрете говорится о вла…ом характере и ужа…ом облике князя. Этот князь участвовал в походе и подвергался опа…остям. Сам он был так жесток, что только раз пощадил одного старика.

Однажды после победы он устроил праз…ичный пир. Стол ломился от вку…ых я..тв. Но радо…ный пир прервался. Со...це скрылось за тучами и наступило нена…тье. Подул сильный ветер, грянул гром, сверкнула молния. Князь почу…твовал сильную боль, а потом упал на землю без чу…ств. Гру…но бы закончилась эта повесть, но тут появился колдун. Он был рове…ник века. Этот старый маг чуде…ным образом оживил князя и сказал: «Здра…твуй, князь! Ты однажды спас меня от смерти, я вернул тебе долг!».

Составим предложения из слов

Когда все научились писать диктант, можно перейти к более сложному заданию – составлению предложений. Для этого используем слова, в которых есть изучаемая орфограмма «Непроизносимые согласные в корне слова». Примеры таких слов: на школьном празднике, радостных лиц, участникам концерта, прекрасные цветы, красивую местность, известный писатель, интересном рассказе, вестники весны, поздней осенью, ненастной погоды, грустный вид.

С этими словами можно составить, например, такие предложения:


Придумывая предложения с использованием слов, в которых есть непроизносимый согласный в корне слова, третьеклассники лучше всего их запоминают.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Как общаться с судебными приставами Как общаться с судебными приставами Рецепт приготовления картофельного гратена с курицей с пошаговыми фото Рецепт приготовления картофельного гратена с курицей с пошаговыми фото Рецепты приготовления блюд из страуса Страусиное мясо рецепты приготовления Рецепты приготовления блюд из страуса Страусиное мясо рецепты приготовления