Михаил козаков и его жены. Михаил козаков и его женщины

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Молодая экс-супруга тяжелобольного актёра раскрыла семейную тайну

Плохая новость пришла из Израиля. 76-летний Михаил КОЗАКОВ находится на грани жизни и смерти. Медики поставили ему страшный диагноз: рак легких в неоперабельной форме. Сейчас Михаил Михайлович находится в хосписе неподалеку от Тель-Авива. Народного артиста России навещают только самые близкие - дети и бывшая супруга Анна ЯМПОЛЬСКАЯ. Именно к ней Козаков вернулся, разведясь в конце минувшего года с молоденькой Надеждой СЕДОВОЙ.

Минувшей осенью четвертая и пятая жены великого артиста Михаила Козакова через прессу поливали друг друга грязью. Напомним, в прошлом году мэтр отечественного кино неожиданно вернулся в Израиль к 51-летней Анне Ямпольской , матери двух своих младших детей, с которой развелся еще в 2003 году. С последней на данный момент супругой - 29-летней Надеждой Седовой актер из-за этого со скандалом разорвал отношения через суд. Правда, сам на заседания не являлся, доверив представлять свои интересы адвокату Генриху Падве . Еще до бракоразводного процесса Козаков успел объявить Надю аферисткой, желающей завладеть его квартирой в Москве.

По версии Седовой, ее благоверный действовал под диктовку Ямпольской. Дескать, та во время визита Козакова в Израиль, когда он прилетал навестить сына Мишу и дочь Зою, внушила ему мысль, что он немощный старик и инвалид, не способный содержать отпрысков. По возвращении в Москву актер тут же решить продать квартиру на Самотеке, где жил с Надеждой, чтобы вырученные деньги направить на обучение детей.

По словам Седовой, в мае 2010 года Ямпольская организовала гастроли Козакова по США. Ехать туда мэтра отговаривали врачи, ведь за две недели до этого он перенес клиническую смерть во время операции по удалению глаукомы. Однако артист не послушался медиков и отправился в Америку, где отработал серию концертов. А потом вместе с Ямпольской почему-то улетел в Израиль. Оставаться там он вроде не собирался и накануне отъезда велел Надежде: если с ним что-то случится за границей, похоронить рядом с отцом на Введенском кладбище в Москве.

Анна Ямпольская представляла ситуацию совершенно по-другому. Она рассказывала журналистам, что Михаил Михайлович переехал в Израиль по собственной инициативе. Якобы юная жена, с которой у мастера колоссальная разница в возрасте - почти 47 лет, так транжирила его деньги и допекала призывами вести бурную светскую жизнь, что в результате Козаков загремел в Соловьевскую психушку с тяжелейшей депрессией. По словам Анны, он позвонил ей прямо из больницы, где провел почти полтора месяца, и попросил забрать его к себе, иначе наложит на себя руки.

Внебрачный сын

Ямпольская увезла Козакова в Тель-Авив, где сняла для него отдельное жилище на берегу моря, неподалеку от своей квартиры. Как нам рассказали в окружении семьи, бывшие супруги тогда решили все же жить раздельно, ведь Михаил Михайлович любит уединение и покой, а на Анне и так висело много забот. Помимо воспитания детей, она опекала собственных пожилых родителей.

Когда Козаков тяжело захворал и местные эскулапы поставили ему диагноз «рак легких», Ямпольская устроила его в хоспис. Тамошние специалисты имеют большой опыт по облегчению страданий онкологических больных. Причиной страшного недуга могли стать стрессы, пережитые Михаилом Михайловичем во время выяснения отношений с женами, а также его давнее пристрастие к табаку. Как известно, актер на протяжении долгих лет не расставался с трубкой, без которой не мог ступить и шага.

Ямпольская сделала все, чтобы в хосписе его окружали любовь и заботливые врачи.

Тем временем мы решили позвонить Надежде Седовой, чтобы узнать, слышала ли она о болезни бывшего мужа.

- Нет, про нынешнее состояние здоровья Михал Михалыча я ничего не знаю, - сказала она. - Зато сейчас появились слухи, что еще в 2008 году у него умер внебрачный сын. Некий Сергей Павлович Лукницкий , работавший заместителем главы «Роспатента». И якобы он оставил Козакову колоссальное наследство. Найдите его фотографии - очень похож!

В самом деле, на снимках Сергей Лукницкий слегка напоминает Михаила Козакова. Но выяснить, на самом ли деле он - внебрачный сын знаменитого актер, еще только предстоит. По официальным данным, отцом Сергея является известный писатель Павел Лукницкий . На протяжении долгих лет он собирал документы по Серебряному веку русской поэзии. Когда Сережа появился на свет, беллетристу было уже за 50. А Козакову, которого источники Седовой называют биологическим отцом будущего чиновника, чуть меньше 20.

Впрочем, сейчас не лучшее время, чтобы выяснять интимные тайны актера. Все молитвы родных, близких и поклонников Михаила Михайловича направлены на его здравие. Мы к ним присоединяемся.

ЖЕНЫ И ДЕТИ КОЗАКОВА

* Первой женой актера стала эстонка Грета Таар . На ней он женился во время учебы в Школе-студии МХАТ. Грета родила Михаилу дочь Катерину , ставшую филологом, и сына Кирилла , который пошел по стопам отца. Союз с Гретой просуществовал 10 лет.

* Со второй супругой - грузинкой Медеей Берелашвили , художником-реставратором, Козаков прожил меньше трех лет. Плодом их брака стала дочь Манана , которая сейчас блистает на сцене Тбилисского академического театра имени Котэ Марджанишвили.

* В третий раз актер женился на полуеврейке-полутатарке Регине , переводчице и литераторе. Дети в этом союзе не появились, хотя просуществовал он более 17 лет.

* Следующей женой Козакова стала Анна Ямпольская , выпускница ГИТИСа, актриса и театральный продюсер. Она родила сына Михаила и дочь Зою. Развод пара оформила спустя 15 лет совместной жизни.

* Пятая супруга Надежда Седова была официальной женой Козакова с 2006 по 2010 г.

ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ

* 1980 год. Попал в серьезную аварию на дороге и едва не погиб, получив многочисленные травмы.

* 1985 год. Отказали почки. Актер уже мысленно попрощался с жизнью, но врачи его спасли.

* 1987 год. Угодил в ленинградскую клинику Бехтерева с душевным расстройством. Этот недуг чуть позже долечивал в Московской психоневрологической больнице им. Соловьева.

* 2009 год. Актера госпитализировали в НИИ им. Склифосовского в прединфарктном состоянии.

Продолжение

После развода с Гретой Михаил Козаков на гастролях в Тбилиси,

в доме друзей познакомился с художницей Медеей.. Поженились, у них родилась дочь Манана.

. Манана Козакова, актриса Тбилисского театра им. Марджанишвили.

Наш разговор в апреле 2012 года

— Родители расстались, когда мне не было и двух лет.

Первая моя встреча с папой, о которой я помню, была в том самом доме, где когда-то и познакомились они с мамой. У маминой тети, с которой папа просто дружил. И я помню, что мама меня очень подготовила к этой встрече, сама мне шила необыкновенно красивое платье (тогда мне казалось, что очень нарядное). Но точно помню - синее с ромашками. Мне было 5 лет. Я нервничала почему-то. И тот день я помню очень хорошо.



Важно, что это мне запомнилось как кадры какие-то.

Папа мне показался очень интересным человеком - я таких не видела, и сразу каким-то родным, хотя он ничего особенного и не делал. Просто читал мне стихи Пушкина. Он и тогда, и потом всегда читал стихи, и разговаривал об искусстве. Вообще, все, кто папу знал близко, утверждают, что для него главным было искусство, его работа. Такие отношения, он по-другому редко и общался. Даже на пляже, а мы вместе отдыхали два года подряд, когда он ставил у нас в театре Чайку, в 2007-м. Мы с ним заплывали в море далеко, и он что-то мне увлеченно рассказывал. И это всегда было вокруг искусства. Никакие бытовые вопросы его не интересовали.

А в детстве у меня появился отчим и сестренка Нино. Отчим - очень хороший человек. Но я не могу сказать, что он заменил мне отца, нет, отца никто не может заменить. И я, конечно, никогда не называла его папой. Да я и папу называла обычно по имени - Мишей. Он иногда обижался, но потом смеялся. Отчим меня воспитал, и моя дочка Тинатин называет его дедушкой.

Когда ей было 4 года, я стала ей рассказывать, что иногда люди выходят замуж не один раз, а два, и даже больше. Потом был папин юбилей-65 лет, и мы приехали в Москву. Я стала ее знакомить со всеми родственниками: вот твоя тетя Катя, вот твоя тетя Зоя(а Зое тогда было столько же лет, как и Тинатин). В общем, она с трудом могла разобраться в наших сложных родственных связях, но родни сразу получилось очень много. Она запуталась, где тетя, где сестра. А когда мы вернулись в Тбилиси, она спросила мою маму: это у тебя столько детей? А потом подошла к моему отчиму и спросила у него: А Миша-твой брат? Потом, уяснив, что люди женятся несколько раз, спросила еще одну бабушку- маму моего мужа Левана: « А ты только один раз была замужем? Да? Ой, бедненькая! Как тебе не повезло»

Сейчас ей 17 лет, она заканчивает школу. Занимается танцами в ансамбле Рамишвили-Сухишвили. Ее интересует модерн.

Она общается с Зоей по Интернету. Как и наши мамы когда-то, мы стараемся, чтобы дети дружили. Мы ведь с Катей и Кириллом с детства переписывались и встречались. Родители очень хотели, чтобы мы не теряли друг друга.

Когда вы почувствовали, что станете актрисой?

Было бы удивительно, если бы при таких родителях случилось бы по-другому. Династия! Ну конечно часто таким детям внушают, что им обязательно нужно идти по стопам родителей. Хотя я сопротивлялась, и даже поступала на факультет журналистики. Но как-то мне пришло в голову, что я не хочу протестовать против настоящих своих желаний. И я поняла, что всю жизнь буду жалеть, если не приму верного решения. И в одну ночь все перевернулось, и решилось. Сейчас я очень рада, что стала именно актрисой.

Когда мне было 16 лет, я была на съемках « Маскарада», отец снимал меня в эпизоде. Вот тогда я в первый раз увидела, как Миша работает, До этого - только его фильмы. А тут - сам процесс. Как он это все талантливо выстраивал. Как будто он занял какую-то нишу, в которую я пока не смела войти. В которой все было сказочно волшебно и талантливо. Он как бы со мной этим поделился. И я увидела его совершенно по-другому, стала гордиться отцом. Вот тогда-то и зародилось это желание приобщиться.

А потом он делился с нами, когда приехал ставить Чайку в наш театр. Я сильно нервничала, потому что, когда близкие люди вместе работают, все напряжено. Муж у меня режиссер, и я знала прекрасно, что это такое.

Я держалась поначалу очень натянуто с Мишей и старалась быть такой прилежной актрисой, чтобы не заслужить замечаний. Но вскоре все наши актеры и я вместе с ними почувствовали, что с ним очень легко работать, если отдаваться этому со всей страстью и желанием. И до сих пор все актеры вспоминают эти репетиционные дни, этот всего - навсего один месяц, за который он поставил у нас Чайку. Это же всегда интересно, когда разные культуры сопрягаются, разный менталитет сливается в превосходный результат.

М. Козаков о постановке «Чайки» в Тбилиси. (из интервью 2007г)

Идея пришла еще год назад, когда я приехал в гости к Манане и ее мужу Левану Цуладзе, незадолго до этого ставшему главным режиссером известного театра. Целый год я обдумывал спектакль и поставил его всего за 40 дней - в июле и первой декаде августа. На грузинском языке и с молодой труппой.

Я подумал: если грузины ставят в Москве, почему русские не могут поставить в Тбилиси? Кстати, подобный опыт и тоже с «Чайкой» у меня уже был в Израиле. В начале 90-х я играл Тригорина в Камерном театре Тель-Авива и ставил этот же спектакль со своими студентами на иврите.

Почему именно «Чайка»? Прошло более века со времени написания пьесы, а она все еще современна. В ней все говорят о театре: два писателя, две актрисы - это люди профессионально близкие мне. Речь, часто парадоксально идет о смысле творчества, в условиях одной семьи и одной компании. И, конечно же, это « пуды любви».

Спектакль решен с элементами модерна. Действие перенесено в наши дни. Чеховский текст претерпел незначительные коррективы. Так, вместо лошадей герои ждут просто «транспорт», Сорину не 60, а 70 лет, Тригорин вместо Тургенева и Золя упоминает Набокова и Булгакова, а успокаивают одного из героев не валериановыми каплями, а посильнее - феназепамом.

Театр Нины Заречной дан пластически, а Треплев аккомпанирует на саксофоне.

Манана блестяще играет Полину Андреевну, показав себя незаурядной характерной актрисой. Ну, это я заметил еще со времен «Маскарада».

Работал я, разумеется, с переводчиком, а зять Леван помогал интонационно доводить текст.

Манана.- До работы в театре Марджанишвили Леван в 90-х создал маленький театр. Подвальный. Построил буквально своими руками, освоив все строительные профессии. Это было в те годы, когда в Тбилиси было холодно, голодно и страшно. У нас даже электричества не было. То, что сделал Леван - это настоящий героизм.

А я, если честно, особенно в будущее не верила. Мне казалось, что это донкихотство. Никому тогда театр вообще не был нужен. Я не представляла, что из нашего катакомбного театра может что-то получиться, без всяких спонсоров и меценатов. Но мы стали играть каждый день и театр наш стал популярным и любимым в Тбилиси.

А папа как к этому относился?

Он видел наши спектакли, и полюбил Левана. Я думаю, за такое же отношение к любимому делу, к театру. Они были единомышленниками. Леван точно так же не любит отдыхать, а только заниматься театром, думать о новых проектах. Они ночами напролет разговаривали о своих планах, о том, что еще можно будет предложить зрителю. Насколько это интересно, насколько своевременно.

Не хотелось вам еще с детства, чтобы папа пригрел, приголубил и поговорил о чем-нибудь простом и обыденном?

Нет. Я так привыкла к таким обстоятельствам, что мне казалось это единственно возможным способом общения. Стихами.

А какие подарки дарил папа?

Книги. Всегда книги. Не буду лукавить и рассказывать, что Миша дарил мне какие-то симпатичные безделушки. Нет. И я с детства относилась к этому с пониманием. Главное, чтобы он был, чтобы мы общались, насколько это было возможно. Я никогда ничего от него не требовала. Я вообще привыкла мало требовать - такой уж у меня характер. Дарит - спасибо!

Мало папиных фотографий на память осталось. Какие-то стихи, записи. Я сейчас часто читаю его книги, слушаю его записи.

Я люблю его фильмы. Тут много совпадений. Его первый фильм был « Безымянная звезда» и дипломная работа моего мужа тоже была «Безымянная звезда». Еще были совпадения. Когда у нас была история с нашим подвалом, папа рассказывал, что очень похоже все происходило в молодом Современнике. Очень много было у нас биографических совпадений и для меня это было очень важно.

Вообще Мишу я любила в характерных ролях, может быть потому, что сама-характерная актриса. И многим это покажется странным - вроде бы такой образованный, такой высокоинтеллектуальный человек, а в ролях смешных и нелепых чудаков был неподражаем. Но они были им так тонко сыграны.

Он еще очень любил свой фильм «Визит дамы». И в последние наши встречи он много рассказывал, как мучился с этим фильмом, как сложно ему было работать с безумно талантливыми Екатериной Васильевой и Валентином Гафтом. Как переживал, что они потом мало ценили эти свои роли.

Его очень любил грузинский зритель как превосходного чтеца.

Я благодарна Богу, что так совпало, что в последние годы мы с ним так тесно и подолгу общались.

Михаил Михайлович женился пять раз. Он не умел и не хотел жить один, мучительно, почти болезненно переживал вынужденное одиночество.

  • А я уверен - главная страсть в моей жизни -ремесло. Именно ради него, служа этой любви, я рассчитываю, выпить или не выпить, похудеть или отрастить бороду и многое другое. Если бы я так любил женщин, как я люблю искусство, никаких проблем с женщинами бы не было. Но я хочу ежесекундного растворения женщины во мне. Женился не раз, потому что стремился к дому. Я пытаюсь понять и принять позицию женщины, но хочу, чтобы и меня понимали. Или не надо выходить замуж за такого человека как я, или принимай меня целиком. Я, наверное, не имею права вслух рассуждать на эту тему. Это - разговор с собой для тайного того самого дневника.
  • Окончание следует

Накануне Пасхи в Израиле на 77-м году жизни скончался актер Михаил Козаков - человек-легенда, в котором умещалось все - любовь к кино, музыке, поэзии, женщинам, жизни… Михаил Михайлович был необычным и очень одаренным человеком. Он всю жизнь что-то искал - менял жен, занятия, страны. Проснувшись знаменитым после фильма «Человек-амфибия», устремился в режиссуру. Сняв великолепный фильм «Покровские ворота», захотел читать стихи и гастролировал по городам и весям. При этом зарабатывал крохи. Ютился в однокомнатной небольшой квартирке, про которую шутил: мол, жен у меня все больше, а квартира все меньше. Уезжал работать в Израиль, где возглавлял свой театр, а вернувшись на Родину, ставил антрепризные спектакли. Увлекся литературой, написав несколько автобиографических книг. Обожал музыку и придумывал моноспектакли - читал стихи Бродского под саксофон. Ему нравилось экспериментировать. При этом он всегда был самокритичен. Говорил про себя: «Разве я гениальный актер? Нет, я хороший актер. Разве я лучший режиссер? Нет, хороший режиссер. Еще я чтец и литератор. Но главное - это все вместе». Он всю жизнь был неугомонен, непоседлив, энергичен. И потому казалось, что Козаков, как вечный двигатель, проживет лет сто. Все знали, что у него был рак. Но столько в Михаиле Михайловиче было энергии, неуемной страсти к жизни, что так хотелось верить: сможет побороть смертельный недуг.

Последние годы Козакова были омрачены скандалами с женами, трудностями с деньгами. Был дамским любимцем - а в конце жизни остался никому не нужен. Тяжело расстался с пятой женой.

Уехал лечиться в Израиль к жене четвертой, Анне Ямпольской , и последние дни страшно мучился и страдал. Деньги на его похороны сыну пришлось собирать, вокруг московской квартиры, которую Козаков оставил дочери Зое, грядут тяжбы. Печальный итог яркой и творческой жизни. А мы помним его молодым, неотразимым и... вечно влюбленным. Татьяна Кваша: «Мне завидовали, думали, Козаков - мой парень» В книге воспоминаний Козаков пишет о родительском доме, в котором бывали Раневская, Ахматова , Пастернак, Окуджава , Зощенко … Его с детства окружали блестящее общество и красивые девочки. Одной из его подружек была Татьяна Путиевская-Штейн . Михаил пытался ухаживать за Таней, но она предложила ему просто дружбу, впоследствии выйдя замуж за приятеля Козакова актера Игоря Квашу. - Я воспринимала Мишу только как друга, - призналась «КП » Татьяна Кваша. - Мы маленькие были, когда наши семьи жили в Болотове . Росли в особом кругу, в который входили писатели, художники, артисты. Миша слыл забиякой. Но из него вырос очень красивый парень, на него девчонки заглядывались. А поскольку в юности мы часто с Мишей гуляли, некоторые думали, что он мой парень, и завидовали… Помню, как у меня дома мы вместе ждали звонка с «Мосфильма » - утвердят ли его в фильм «Убийство на улице Данте». А когда узнал, что утвердили, схватил меня за голову и чуть уши не вырвал мне от радости! Миша был у нас на свадьбе с Игорем. А я гуляла на его свадьбе с его первой женой Гретой Таар. Интересная девушка, ленинградка, эстонка. Они вместе еще в школе учились. Она за ним в Москву приехала.

Говорят, был у него роман с его однокурсницей актрисой Софьей Зайковой ? - Он был влюбчивым… Но, по-моему, Соня просто приятельница его была. С Гретой у нас всегда были хорошие отношения. А всех остальных его жен я уже не знала. По-моему, он с ними не очень счастлив был. Грета Таар - очаровательная женщина, такого северного, эстонского типа. У нее отец был знаменитый гример на «Мосфильме». Она работала художницей по костюмам на «Мосфильме» и на телевидении… Было жалко, что они расстались. Мы дозвонились первой жене Козакова Грете Таар. Но та отказалась что-либо говорить о бывшем муже, заметив все же, что зла на него не держит… В своей автобиографической книге Козаков написал о ней не лучшим образом: «Так случилось, что моя первая жена была моей первой женщиной. Нужно было восполнять пробелы. Восполнял. Случайные связи... Малорадостен был брак, безрадостны были и связи. «Живу, как все, - успокаивал я себя. - Любовь? Дело - вот главное в жизни». Расходиться я не помышлял. К тому же - дети. И я шатался. Лет через десять дошатался до одной секретарши. И вот тут я узнал, что и почем! Страсть. Греховная. Оголтелая. Наша случка длилась год. Раздвоение для меня губительно. И я расстался. С женой. Вроде даже... она ушла к человеку, с которым у нее был роман… Прожили мы с секретаршей под одной крышей ровно десять дней. Говорить нам с ней было не о чем даже во время прощального разговора. Я со своими двумя чемоданами приполз к маме на раскладушку». Переживал из-за самоубийства брата - Мы с Михаилом познакомились на курсе Школы-студии МХАТ , - рассказал «КП» Виктор Сергачев . - Вместе дипломный спектакль делали. Хоть мы и дружили, но он был из другой среды. И жили они лучше, чем мы, дети простых людей. Мы их называли «кооперативщиками», потому что все мы жили в коммуналках, а они в квартирах. С курса он никого к себе близко не допускал. Я же прижился в его доме скорее потому, что напоминал его маме, Зое Александровне, ее старшего сына, брата Миши, покончившего жизнь самоубийством в 14 лет. Это была большая трагедия в их семье. Никто об этом не знал, думали, что Миша в семье был один. Но сейчас, наверное, об этом можно сказать…


Про Козакова говорили, что он донжуан. - Он скорее был не донжуан, а любитель этого дела… Но на курсе нашем не пользовался успехом. Самой красивой считалась Таня Доронина . Но Козаков был не в ее вкусе. А девушка у Миши была не с нашего курса - внучка писательницы Анастасии Зуевой . Но их отношения были недолгими. Миша рано женился. Его всегда привлекала исключительность. То жена - эстонка с необычным именем. То вторая - грузинка Медея, художница-реставратор, которая оказалась княжной из знатного рода! Они познакомились на гастролях в Тбилиси , ее клан не принимал Козакова, был жуткий скандал. Миша забрал Медею в Москву. Они поженились. Родили дочку. И быстро развелись. Медея увезла дочь в Тбилиси... Была у него замечательная жена Регина , переводчица, литератор. Они с ней прожили 18 лет, под ее влиянием и начал писать. Детьми не обзавелись. Но последние годы у Регины накопилась усталость. И тут Роберт Де Ниро, с которым актер водил дружбу, пригласил семью с ответным визитом к себе. Обоих супругов в те годы (конец 80-х) из страны бы не выпустили, и Ко заков решил: пусть Регина едет в Америку . Она уехала и... не вернулась. Через три месяца подала на развод. - А он не говорил, почему он так легко оставляет детей? - Шутил, что женщины рожают от одного его взгляда... Думаю, он и не хотел быть семьянином. Это сковывало бы его свободу. Но он очень изменился за последние 10 лет. Стал внимательнее и теплее к людям относиться. Постоянных друзей, на которых можно положиться, у него не было. И мне показалось, что его это последние годы тяготило… О тайной любви Мало кто знает, что в 60-х годах Козаков был влюблен еще в одну грузинку - Викторию Лазич, актрису, драматурга. Она устраивала творческие вечера в Доме архитектора. И пригласила Козакова. По телефону Козаков ее спросил: «А как я вас узнаю?» «Угадаете - я буду самой красивой девушкой вечера», - смело ответила Виктория. Козаков угадал и сам подошел к Лазич - яркой, эффектной брюнетке с пышным бюстом… Судачили, что он потерял голову от знойной красавицы. Мы ей дозвонились. - Да, Козаков за мной ухаживал, - призналась «КП» Виктория. - Он бывал у меня дома на Патриарших. Читал мне стихи, дарил цветы. Приходил с другом поэтом Арсением Тарковским . Был красив, эрудирован, аристократичен. С ним было очень интересно. Но я его отвергла. Он тогда был женат на Медее. Да и я знала, что он гулена...

О романах Один из ярких романов у Козакова случился с прекрасной Анастасией Вертинской на съемках фильма «Безымянная звезда». Сначала Козаков предлагал роль Марине Нееловой , но та отказалась. А Вертинская дала согласие. «Я был очень доволен ее работой и даже влюбился, но что произошло потом - об этом не будем», - признался однажды Козаков. Они пытались скрывать чувства - Козаков был женат. Но это им плохо удавалось. Режиссер «Мушкетеров» Юнгвальд-Хилькевич вспоминает, что Анастасия озвучивала Констанцию, а Козаков - кардинала. «Они смотрели друг на друга такими влюбленными глазами, что все присутствующие замирали. Голос Вертинской звенел от любви, было видно, она переполнена чувствами! Они тогда переживали самый пик романа…» Говорят, они расстались тяжело - Козаков пустился в новое романтическое приключение. Может быть, поэтому, когда мы сегодня позвонили Вертинской, она ответила спокойно: «Я не буду рассказывать о Козакове. Не хочу». ...Когда в Израиле у Михаила Козакова родилась дочка, он хотел назвать ее Аней, но во сне увидел покойную маму, она была маленькой девочкой, узнал ее, но отчего-то спросил: «Ты кто?» «Я твоя дочка Зоя». А до этого жене актера предсказательница напророчила, что у нее родится дочка и в нее вселится душа бабушки. И Козаков назвал дочку Зоей. ЖЕНЫ, ДЕТИ, ВНУКИ 1-я жена (1955 - 1965): Грета Таар, одноклассница, художник по костюмам. Дети: Екатерина Козакова (род. 1956), филолог, и Кирилл Козаков (род. 1962), киноактер (женат третьим браком на дочери поэта Юрия Ряшенцева ). Внучки от Екатерины: Дарья (род. 1979) и Полина. Внуки от разных жен Кирилла: Антон (живет в Нью-Джерси ) и Маша. 2-я жена (1968 - 1971): Медея Берелашвили , художник-реставратор. Дочь: Манана Козакова (род. 1969), актриса Тбилисского театра имени Котэ Марджанишвили . Внучка: Тинатин Цуладзе (род. 1995). 3-я жена (1971 - 1988): Регина Козакова (род. 1940), переводчица, литератор, с 1988 года живет в Нью-Йорке . 4-я жена (1988 - 2003): Анна Исаевна Ямпольская (род. 1959, Кишинев ), выпускница ГИТИСа , актриса и театральный продюсер. Дети: Михаил (род. 1989), Зоя (род. 1995), живут в Израиле. 5-я жена (2006 - 2010): Надежда Седова (род. 1979, Нижний Новгород ), историк.

x HTML-код

Таким мы запомним Михаила Козакова.

Детство и семья Михаила Казакова - все начиналось с «Ералаша»

Миша родился в Твери. Его отец был известным предпринимателем, выпускающим газированную воду торговой марки «Казаков».

Миша с самого детства снимался в «Ералаше». Он считается рекордсменом, так как только Казаков сумел сняться в 21-ой серии. Притом что в этом юмористическом проекте не снимают детей, старше четырнадцати лет, Михаила приглашали на съёмки даже в шестнадцать. Во многом это связано с тем, что добродушный полный мальчик выглядел младше своего реального возраста.

Их дружная семья много путешествовала, и мальчик побывал с родителями во многих странах мира. Летом же, чаще всего, он жил в деревне Мялицино. Его увлечением было разведение экзотических растений, выращивание гибридов и катание на горном велосипеде.

Михаил Казаков Я не обжора!

Несмотря на то, что Миша много снимался в «Ералаше», его уже знали и любили зрители, да и самому ему нравилось играть, о том, чтобы связать жизнь с актёрской профессией он не думал.

Трагедия в жизни Михаила Казакова: убийство

В 2005-ом году в конце января случилась трагедия – Миша убил человека. В тот вечер он встретил свою знакомую, которая училась с ним в одной школе. Она была очень расстроена, так как, по её утверждению, поссорилась со своим молодым человеком – Евгением Гуркиным. Миша предложил помочь, и она попросила его поговорить с Гуркиным. Во время выяснения отношений, Евгений напал на свою бывшую девушку, а Михаил, чтобы защитить её, нанёс ножом Гуркину три удара – в сонную артерию и сердце. Молодой человек умер. Казаков сразу признался приехавшей милиции, что он убил Евгения, защищая знакомую.

По окончании судебного разбирательства, мать и бабушка убитого парня обратились с ходатайством об отсутствии претензий к нападавшему, указав, что моральная и материальная компенсация им была выплачена полностью. В результате, дело Казакова переквалифицировали в самооборону.

За два года до этой трагедии отец Миши тоже был убит и тоже ножом. Убийцу нашли, но дело также было переквалифицировано в самооборону. После этого убийства Миша сблизился со старшим братом Стасом, который стал ему лучшим другом.

В школе о будущем актёре отзывались как о мягком и добром мальчике, никто не верил, что он мог убить, кого бы там ни было. Сам Миша, по его словам, на самом деле был раздолбаем, любил хулиганить. Учителя же всегда хорошо к нему относились.

Через какое-то время Казаков вернулся в школу и, окончив её, отправился в Москву, где стал студентом финансово-юридической академии.

Актерская карьера Михаила Казакова, фильмография

Во время учёбы он получил приглашение сняться в фильмах «День денег» и «Побег», где у него были небольшие роли, а вскоре после этого – в сериале «Папины дочки» в роли Полежайкина. Не смотря на то, что начинающему актёру уже шел двадцатый год, он сыграл девятиклассника. У него это прекрасно получилось. Во время просмотра сериала, действительно кажется, что на экране шестнадцатилетний школьник. Его Полежайкин – милый раздолбай с белозубой улыбкой, которому тяжело даётся учёба. По сериалу, учиться ему помогает Галина Сергеевна – его одноклассница, которую сыграла Лиза Арзамасова . Герой зрителям так понравился, что актёра до сих пор часто называют Полежайкиным, встречая на улице.

Михаил Казаков в роли Ильи Полежайкина

Миша говорит, что никогда не мечтал стать актёром, но испытываемые эмоции при выходе на сцену, ни с чем нельзя сравнить, поэтому ему нравится выступать.

Казаков открыл в родном городе кастинг-агентство «КиноДом». Через время филиалы появились в Чебоксарах, Казани, Москве, Йошкар-Оле, Санкт-Петербурге. Актёр много сил и времени уделяет развитию этой идеи. У него грандиозные планы на будущее, он хочет создать холдинг и не собирается ограничиваться федеральным рынком.

Недавно театр им. Станиславского пригласил Казакова на роль кота Бегемота в постановке «Мастер и Маргарита».

Ещё один проект, в котором работал Казаков – «Стройбатя». Съёмки шли в Подольске, где актёр жил прямо на съёмочной площадке почти два месяца.

Личная жизнь Михаила Казакова

За шесть месяцев съёмок в «Папиных дочках» Миша сильно похудел. Он потерял двадцать килограмм без каких-то диет. По его словам, утром и вечером он пьёт кефир и старается часто бывать в бассейне.

Впервые Михаил женился в двадцать. Его избраннице Юлии было восемнадцать лет. Брак не продержался и года. Как сказал актёр, они не сошлись характерами. Детей у них не было, и делить им было нечего, кроме пса по имени Марсель, который остался у Юли. После развода актёр уехал в Тверь.


Михаил не умеет готовить, но поучаствовав в записи программы на канале СТС, где вместе с поварами он готовил простые блюда, очень заинтересовался этим, и как сам сказал, был бы не против немного поучиться этой профессии.

Михаил Казаков сегодня

Казаков продолжает сниматься, занимается бизнесом. Кроме кастинг-агентств, у него есть магазин одежды в Твери, который был открыт в 2012 году. По профессии он экономист-международник. Недавно актёр поступил в аспирантуру, чтобы продолжить образование по специальности.

Михаил снова женился в 2011 году. Со своей женой Еленой он был знаком до свадьбы восемь лет. У неё есть дочка от первого брака. В 2012-ом у Михаила родился сын, его назвали Мирослав.

Детство Михаила Козакова

Михаил Михайлович Козаков родился в семье литературных работников. Отец будущего артиста – Михаил Эммануилович Козаков – был известным писателем. Мать работала редактором в издательстве. Семья была загружена работой, свободное время практически не появлялось, но тем не менее родители старались как можно больше внимания уделять воспитанию Михаила. Воспитывался Михаил общением. Разговоры родителей с их друзьями велись обычно при Михаиле, давая ему представление о серьезных понятиях – порядочности, долге, жизненных принципах. Если разговор перетекал во «взрослое» или политическое русло, то мать говорила по-французски: «Не при детях», и друг семьи писатель Анатолий Мариенгоф говорил Козакову-младшему: «Мишка, сыпь отсюда».

Еще родители любили разговаривать и спорить с сыном об искусстве, литературе, глубинных смыслах и назначении произведений искусства. Козаков очень любил книги, читал запоем, часто задавал отцу вопросы, на что Козаков-старший мог ответить: «Тебе рано это читать. Потерпи, потом поймешь больше», но книгу не забирал.

Начало карьеры. Первый брак

Окончив среднюю школу в Ленинграде, Козаков поступил в Школу-студию при МХАТ. Дебют в кинематографе состоялся на последнем курсе школы-студии. Политическая драма режиссера Михаила Рома «Убийство на улице Данте» стала дебютом не только для Козакова, сыгравшего в картине роль Шарля Тибо, но и для таких актеров, как Иннокентий Смоктуновский и Валентин Гафт . Дебют оказался успешным, Козаков начал набирать популярность. После окончания школы-студии при МХАТ Михаил женился на своей бывшей однокласснице Грете Таар, эстонке по национальности.

Позднее у них родятся двое детей – дочь Екатерина и сын Кирилл. Окончив вуз, Козаков начал творческую карьеру в театре им. Маяковского. В первый же год работы в театре Маяковского, в возрасте 22 лет, Козаков играет Гамлета. Эта роль произвела на молодого актера огромное впечатление, надолго сформировав его актерское амплуа. В театре Маяковского Козаков проработал три года, в 1959 году перейдя в «Современник», где провел на сцене более десяти лет.

Михаил Козаков читает стихи Иосифа Бродского

Из киноработ Козакова того времени стоит отметить фильм Григория Рошаля «Восемнадцатый год» из кинотрилогии по роману «Хождение по мукам» Алексея Толстого, мелодрама «Трудное счастье» (режиссер – Александр Столпер) и др. Однако настоящая популярность к Михаилу пришла немного позже.

Михаил Козаков в шестидесятые годы

1961 год ознаменовался появлением на советских экранах фантастического фильма «Человек-амфибия». Михаилу Козакову досталась в картине роль главного отрицательного персонажа – Зуриты. Режиссеры Геннадий Казанский и Владимир Чеботарев значительно изменили сюжет Александра Беляева, превратив фантастический приключенческий роман в романтическую мелодраму. Фильм был принят советской публикой с небывалым восторгом, а актеры, снявшиеся в картине, стали чрезвычайно популярными.

После феерического успеха «Человека-амфибии» в следующие несколько лет Козаков практически не снимался. Исключение составили яркие роли в драме Н. Трахтенберга «Выстрел» по повести А. С. Пушкина и в трогательной, душевной картине Виктора Соколова «День солнца и дождя». В этом фильме Козаков играл самого себя, Михаила Козакова, который снимается в кинооперетте «На рассвете» в комической роли Мишки-Япончика. Роль в роли удалась Козакову, став одной из малоизвестных, но примечательных его киноработ.

Личная жизнь Михаила Козакова

В конце 1960-х годов Козаков разводится с Гретой Таар и вскоре женится во второй раз – на малознакомой ему темпераментной грузинке с древним греческим именем Медея. Брак оказался очень скандальным и коротким, после года ссор, постоянных скандалов и упреков Михаил вышвыривает Медею на улицу, после чего они разводятся. Не спасают брак ни венчание во время свадьбы в грузинской церкви, ни рождение дочери Мананы. Единственное приятное воспоминание у Козакова о том периоде – грузинская кухня, к которой Медея привила любовь Козакова на всю жизнь.

После развода с Медеей Козаков пристрастился к спиртному. В начале семидесятых Михаил женится в третий раз – на переводчице Регине. Регина очень сильно любила Козакова, пыталась создать ему все условия для реабилитации после второго развода, отучала его от спиртного. С ней Козаков прожил 18 лет, детей у них не было. Регина прощала Михаилу все, даже роман с Анастасией Вертинской, который чуть было не разрушил их союз.

«Безымянная звезда»

В 1971 году Михаил Козаков уходит из «Современника», около года работает во МХАТе, а в 1972 году становится актером Театра на Малой Бронной. На семидесятые годы приходятся самые значительные и популярные свои кинороли в фильмах «Вся королевская рать», «Лев Гурыч Синичкин», «Соломенная шляпка», «Здравствуйте, я ваша тетя!» и других фильмах. К середине семидесятых годов Козаков решает попробовать себя в качестве кинорежиссера. Телеспектакль по произведению О. Голдсмита «Ночь ошибок» вышел на экраны в 1975 году, а трагикомедия «Безымянная звезда» - в 1978. Работу над «Безымянной звездой» Михаил начал еще в 1970 году, и именно она должна была стать режиссерским дебютом Козакова, однако смена руководства телевидения помешала осуществлению задуманного.

Реализацию пришлось отложить, несмотря на то, что уже начались репетиции. К этому телеспектаклю Михаилу удалось вернуться только через семь лет, утвердив съемки телеспектакля на Свердловской киностудии. К тому времени Олег Даль, рассматривавшийся на главную роль в картине, начал переживать тяжелые времена и практически ушел из кинематографа. После отказа Даля от роли Козаков остановил свой выбор на Игоре Костолевском. Творческий дуэт Костолевского и Анастасии Вертинской оказался невероятно успешным. «Безымянная звезда» в копилке Козакова не только как режиссерская работа – Михаил сыграл в картине небольшую, но колоритную роль Грига.


Михаил Козаков в фильме «Покровские ворота»

В театре на Малой Бронной в начале семидесятых Козаков решил попробовать себя как театральный режиссер. Первой постановкой Михаила стала пьеса Леонида Зорина «Покровские ворота». Это автобиографическое произведение известного драматурга, посвященное Москве пятидесятых годов, молодости, в которую так хотел вернуться актер, запало в душу Козакову и вылилось в бесподобную театральную постановку. «Покровские ворота» входили в репертуар театра на Малой Бронной больше семи лет. Зрительский успех спектакля был поистине огромным, и в начале восьмидесятых Козаков принимает решение экранизировать его.

Принеся сценарий Борису Хейсину, тогдашнему руководителю «Экрана», Козаков столкнулся с трудностями. Фильм пропускать не хотели, Хейсин раз за разом говорил режиссеру: «Давайте повременим. Там есть подводные течения». Не помогли даже недавние заслуги Михаила Михайловича – Госпремия СССР и две премии КГБ за роль Дзержинского, сыгранную в трех различных фильмах начала восьмидесятых.

В итоге «продавить» «Покровские ворота» на съемочную площадку помогла актриса МХАТа, хорошая подруга Козакова Софья Пилявская, лично знавшая Лапина. Разрешение удалось получить. Киноверсия «Покровских ворот» вошла в число лучших фильмов советского кино: искрометная, веселая с легкими ностальгическими нотками картина сразу же полюбилась советскому зрителю.


Сейчас картины, пользующиеся таким успехом, принято называть культовыми. Актерам участие в этом фильме принесло всесоюзную популярность, многие из них на долгие годы были «переименованы» зрителями по именам их персонажей – Равиковича называли не иначе как Хоботовым, а Ульянову – Маргаритой Павловной.

После «Покровских ворот»

Михаил Козаков совмещал режиссерскую деятельность с актерской: зрителям запомнились его роли фармацевта Иллария Данилевского и бандита Вахрамеева в приключенческой ленте «Шестой», Бирона в исторической эпопее «Демидовы», Эраста Цыкады в лирической комедии «Герой ее романа» и многие другие.

Режиссерская карьера на «Покровских воротах» не закончилась – следующие его работы (детская комедия «Если верить Лопотухину», экранизация спектакля по произведению Лермонтова «Маскарад» и другие) оказались практически столь же популярными у зрителя, как и «Покровские ворота».

Самой значительной режиссерской работой Козакова считается фильм-трагифарс «Визит дамы» по мотивам пьесы Дюрренматта «Визит старой дамы». В главных ролях в картине сыграли Екатерина Васильева с Валентином Гафтом. Эта лента по праву входит в Золотой фонд советского кинематографа.

Последний брак Михаила Козакова

В конце восьмидесятых годов Регина уезжает в США работать с Робертом Де Ниро и обратно в Советский Союз уже не возвращается, через три месяца после отъезда подав на развод. Козаков впадает в очередную депрессию, и снова новая пассия выводит его из этого состояния. На этот раз роль спасительницы взяла на себя Анна Ямпольская. С ней Козаков познакомился во время одной из вечеринок. Девушка приехала в столицу из Кишинева, работать на телевидении. В обаятельного Козакова Анна, которая была на 25 лет моложе его, влюбилась с первого взгляда. Чувство было взаимным. Вскоре Козаков женился в четвертый раз – в 1989 году. В том же году Анна родила Михаилу сына, которого также назвали Михаилом, а в 1996 году, уже после того, как супруги переехали в Израиль, родилась дочь Зоя


Эмиграция Михаила Козакова в Израиль

В Израиль вместе с женой и сыном Козаков уехал в 1992 году. В течение нескольких лет он играл на сцене камерного театра в Тель-Авиве, после чего организовал эмигрантскую труппу. С труппой Козаков поставил четыре спектакля, затем, в 1996 году, вернувшись в Россию и возглавил антрепризу, названную незамысловато - «Русская антреприза Михаила Козакова».

Киноролей в то время у Козакова практически не было. Пожалуй, самой яркой работой девяностых можно назвать роль в фильме Алексея Учителя В кино в эти годы Михаил Козаков снимался редко. Самая яркая работа тех лет – роль Акима Волынского в фильме Алексея Учителя «Мания Жизели». Фильм, в котором режиссером был собран поистине звездный состав – Галина Тюнина, Андрей Смирнов, Алексей Герман, Иван Охлобыстин – рассказывает о жизни театральной богемы времен величайшей русской балерины Ольги Спесивцевой.

Последние годы Михаила Козакова

В двухтысячных годах Козаков продолжал сниматься в картинах, снимать собственные фильмы. В 2004 году на экраны вышел еще один фильм по пьесе Леонида Зорина «Медная бабушка», оставшийся практически незамеченным зрителями. На следующий год Михаилом была снята 6-серийная мелодрама «Очарование зла», повествующая о жизни русских эмигрантов во Франции 30-х годов XX века.

Памяти Михаила Козакова.

В 2010 году после продолжительной болезни Козакову был поставлен страшный диагноз – рак легких. Несмотря на это, Михаил Михайлович буквально до последнего дня оставался на ногах и снимался в фильмах «Зоя» Виталия Павлова, «Борис Годунов» Владимира Мирзоева, «Любовь-морковь-3». Озвучить последнюю роль Козаков не успел – это пришлось делать его сыну Кириллу.

22 апреля 2011 года недалеко от Тель-Авива в одной из клиник Михаил Михайлович Козаков скончался.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Как общаться с судебными приставами Как общаться с судебными приставами Рецепт приготовления картофельного гратена с курицей с пошаговыми фото Рецепт приготовления картофельного гратена с курицей с пошаговыми фото Рецепты приготовления блюд из страуса Страусиное мясо рецепты приготовления Рецепты приготовления блюд из страуса Страусиное мясо рецепты приготовления