История ввс финляндии. Ввс финляндии

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

В мае 1928 года в Великобритании были закуплены три истребителя Gloster Gamecock Mk.II , ещё 15 (получившие наименование «Kukko») в 1929-1930 гг. были выпущены по лицензии в Финляндии

В мае 1937 года был заключен контракт на поставку 7 голландских истребителей-монопланов Fokker D.XXI с двигателями Bristol Mercury VIII, а также на поставку ещё 21 комплекта для лицензионной сборки в Финляндии. Самолеты голландской сборки были поставлены до конца 1937 года, а сборка лицензионных машин велась с октября 1938 года по июль 1939 года на государственном авиазаводе «Валтион лентоконетехдас » в Тампере. На эти самолеты также ставились двигатели Mercury VII финского производства. Кроме того, в конструкцию и вооружение финских «Фоккеров» был внесен ряд изменений. На 30 ноября 1939 года в составе ВВС Финляндии числился 31 (по другим данным 39) истребитель Fokker D.XXI, сведенных в авиагруппу «Лентолавио-24», часть из которых после начала Зимней войны была переоснащена на лыжное шасси. Именно данный истребитель стал основой финской истребительной авиации во время боев с авиацией РККА в ноябре 1939 - марте 1940 года.

До подписания перемирия (13 марта) перехватчики «Лентолавио-24» сбили, по финским данным, 127 советских самолетов, 13 из которых записал на свой личный счет капитан Сараванто («Замба»), лучший финский ас «зимней войны». Собственные безвозвратные потери по тем же источникам - 12 машин и только 8 пилотов. Общий итог сбитых финскими ВВС самолетов ВВС РККА составил по финским данным 521 самолет (по-советским 261 самолет, но по уточненным данным общие потери ВВС РККА в Советско-Финской войне составили 579 самолетов).

В 1939-м ещё до начала войны Финляндия заключила дополнительное лицензионное соглашение на сборку ещё 50 истребителей Fokker D.XXI, которая велась с января 1940 года по март 1941 года уже с американскими двигателями Pratt & Whitney R-1535 Twin Wasp Junior (из-за недостатка авиамоторов Bristol Mercury VIII). Во время «Продолженной войны » в составе финских ВВС «Фоккеры» с американскими звездообразными моторами использовались в основном для разведки и штурмовки наземных целей, а также в учебных подразделениях. Безвозвратные потери составили 39 машин. Последняя партия из 5 истребителей Fokker D.XXI была изготовлена в августе - ноябре 1944 года с двигателями Pratt & Whitney R-1535 Twin Wasp Junior и приняла участие уже в боях против Люфтваффе во время «Лапландской войны » вплоть до весны 1945 года. Последние «Фоккеры» были списаны из учебных летных подразделений только в 1952 году.

Осенью 1939-го в Италии также была закуплена партия истребителей Fiat G.50 Freccia , которые из-за протестов СССР попали в Финляндию только в феврале-марте 1940 года и, сменили английские «Гладиаторы», но принять участие в боях до заключения перемирия практически не успели. Они приняли активное участие в «Продолженной войне» с июня 1941 до мая 1944 года, хотя и были плохо приспособлены для эксплуатации в зимнее время.

В период после Второй мировой войны ВВС Финляндии оснащались импортной авиатехникой как советского производства (истребители МиГ , вертолеты Ми и др.), так и производства других стран (например, шведскими истребителями Saab и проч.), а также собственной авиатехникой лицензионного производства (Valmet).

По состоянию на 1978 год, военно-воздушные силы Финляндии насчитывали 3 тыс. военнослужащих и около 50 боевых самолётов (2 истребительные и 1 учебно-тренировочную эскадрильи), а также одну транспортную эскадрилью, одну эскадрилью общего назначения, одну эскадрилью связи и одну вертолётную эскадрилью .

В 2007 году в Швейцарии были закуплены учебно-тренировочные самолёты «Хок» Mk.66 , в 2010 году было принято решение провести ремонт и модернизацию 18 машин (общая стоимость работ составляет 40 млн евро) .

По состоянию на 2011 год, военно-воздушные силы Финляндии насчитывали 3,85 тыс. чел., 121 боевой самолёт (55 - F/A-18C ; 7 - F/A-18D ; один - F-28 «Maritime Enforcer»; два - F-27 «Friendship» ; 58 - «Хок»; три - «Learjet 35А» ; восемь - Valmet L-90 "Redigo" ; пять - Piper PA-31-350 "Chieftain"

Ч НБТФЕ 1918 ЗПДБ ЫЧЕДУЛЙК ЗТБЖ лТЕКЧЙ ЖПО тПЪЕО РЕТЕЗОБМ Ч жЙОМСОДЙА Morane-Saulnier Type D, ЛПФПТЩК УФБМ РЕТЧЩН УБНПМЕФПН ОПЧЩИ ччу. оБ УБНПМЕФ ВЩМБ ОБОЕУЕОБ ЗПМХВБС УЧБУФЙЛБ ОБ ВЕМПН ЛТХЗЕ, ЛПФПТБС ЧУЛПТЕ УФБМБ ПРПЪОБЧБФЕМШОЩН ЪОБЛПН – "ИБЛБТЙУФЙ". пДОБЛП ПЛПОЮБФЕМШОБС ПТЗБОЙЪБГЙС ччу РТПЙЪПЫМБ ФПМШЛП Ч 1919 ЗПДХ У РПНПЭША жТБОГЙЙ Й чЕМЙЛПВТЙФБОЙЙ.

30 ОПСВТС 1939 ЗПДБ Ч ТЕЪХМШФБФЕ РПДРЙУБОЙС РБЛФБ нПМПФПЧБ-тЙВЕОФТПРБ УФТБОБ ПЛБЪБМБУШ ЧФСОХФПК Ч ЛПОЖМЙЛФ У ууут.

ч ТЕЪХМШФБФЕ ЬФПК ЧПКОЩ ЖЙОУЛЙЕ РЙМПФЩ РПЛБЪБМЙ УЧПЕ НХЦЕУФЧП Й РПДЗПФПЧЛХ, ПДЕТЦБЧ 207 РПДФЧЕТЦДЕООЩИ РПВЕД РТЙ РПФЕТЕ ЧУЕЗП 48 УПВУФЧЕООЩИ НБЫЙО.

ПДОБЛП ЮЕТЕЪ 15 НЕУСГЕЧ ЖЙОУЛЙН МЕФЮЙЛБН УОПЧБ РТЙЫМПУШ УФПМЛОХФШУС УП УЧПЙНЙ ВЩЧЫЙНЙ РТПФЙЧОЙЛБНЙ.

фБЛ ОБЪЩЧБЕНБС "рТПДПМЦЕООБС ЧПКОБ" РТПДПМЦБМБУШ У 22 ЙАОС 1941 ЗПДБ ДП 4 УЕОФСВТС 1944 ЗПДБ. оБ ЪЕНМЕ ЖЙОУЛЙЕ Й ЗЕТНБОУЛЙЕ ЧПКУЛБ РЩФБМЙУШ РЕТЕТЕЪБФШ нХТНБОУЛХА ЦЕМЕЪОП ДПТПЦОХА ЧЕФЛХ, РП ЛПФПТПК ЫЕМ ПУОПЧОПК РПФПЛ "МЕОД-МЙЪБ". пДОБЛП ЬФЙ РПРЩФЛЙ РТПЧБМЙМЙУШ.

ч 1944 ЗПДХ РПУМЕ ОБЮБМБ РПТБЦЕОЙС зЕТНБОЙЙ УДБМЙУШ Й ЖЙООЩ. оБ ФПФ НПНЕОФ Ч РЕТЧПК МЙОЙЙ ОБИПДЙМПУШ Brewster Model 239, 25 Fiat G.50, Б ФБЛЦЕ Curtiss Hawk 75A, Fokker D.XXI, M.S.406.

йЪ ОЕНЕГЛЙИ НБЫЙО ОБ ЧППТХЦЕОЙЕ РПУФХРЙМЙ 30 Messerschmitt Bf 109G-2 and 132 Bf 109G-6, 15 Dornier Do 17Z-2 Й ФБЛПЕ ЦЕ ЛПМЙЮЕУФЧП Ju 88A-4. чУЕЗП ЪБ ЬФХ ЧПКОХ ЖЙОУЛЙЕ РЙМПФЩ РТЕФЕОДХАФ ОБ 1600 УВЙФЩИ УПЧЕФУЛЙИ УБНПМЕФБ РТЙ РПФЕТЕ 211 УПВУФЧЕООЩИ.

ч БРТЕМЕ 1945 ЗПДБ ЖЙОУЛБС УЧБУФЙЛБ ВЩМБ УНЕОЕОБ УПЧТЕНЕООЩНЙ ВЕМП-ЗПМХВЩНЙ пъ. рП рБТЙЦУЛПНХ НЙТХ 1947 ЗПДБ жЙОМСОДЙС РПФЕТСМБ 30000 kН2 УЧПЕК ФЕТТЙФПТЙЙ Й РПТФ рЕФУБНП ОБ УЕЧЕТЕ.

нБМП ФПЗП иЕМШУЙОЛЙ ТБЪТЕЫБМПУШ ЙНЕФШ ФПМШЛП 60 ЙУФТЕВЙФЕМЕК Й 3000 РЕТУПОБМБ ччу. вЩМЙ ЪБРТЕЭЕОЩ ВПНВБТДЙТПЧЭЙЛЙ, РПДЧПДОЩЕ МПДЛЙ Й ЧУЕ ЮФП НПЗМП ФЕПТЕФЙЮЕУЛЙ ОЕУФЙ СДЕТОПЕ ПТХЦЙЕ – ЙУЛМАЮЙФЕМШОП ПТХЦЙЕ ДМС ПВПТПОЩ. оЕ УМХЮБКОП РПУМЕЧПЕООЩК ДЕЧЙЪ ЖЙОУЛЙИ ччу ЪЧХЮЙФ ЛБЛ "Qualitas Potentia Nostra" (ч ЛБЮЕУФЧЕ МЕЦЙФ ОБЫБ УЙМБ).

рПУМЕЧПЕООПЕ РЕТЕЧППТХЦЕОЙЕ ПУХЭЕУФЧМСМПУШ ЛБЛ У ъБРБДБ ФБЛ Й У чПУФПЛБ, ФБЛ Й УПВУФЧЕООЩНЙ УЙМБНЙ. уЕЗПДОС рБТЙЦУЛЙЕ УПЗМБЫЕОЙС ХЦЕ ХФТБФЙМЙ УЙМХ Й ЛПМЙЮЕУФЧП ЙУФТЕВЙФЕМЕК УПУФБЧМСЕФ 67. ч 1953 ЗПДХ ОБ ЧППТХЦЕОЙЕ УФБМЙ РПУФХРБФШ РЕТЧЩЕ ТЕБЛФЙЧОЩЕ УБНПМЕФЩ – ЬФП ВЩМЙ ЫЕУФШ de Havilland Vampire Mk 52, ЮЕТЕЪ ДЧБ ЗПДБ РПРПМОЕООЩЕ ДЕЧСФША Vampire Mk 55, ЛПФПТЩЕ ЬЛУРМХБФЙТПЧБМЙУШ ДП 1965 ЗПДБ.

ч 1958 ЗПДХ ччу РПМХЮЙМЙ 11 Folland Gnat Mk I, ЛПФПТЩЕ УМХЦЙМЙ ДП 1972 ЗПДБ. ч 1962 ЗПДХ ЧУЕ ЬФП ЧЕМЙЛПМЕРЙЕ ВЩМП ДПРПМОЕОП ЮЕФЧЕТЛПК нЙз-15хфй. пОЙ РПУМХЦЙМЙ РЕТЕИПДОЩН ФЙРПН Л 22 нЙз-21ж-13, РПМХЮЕООЩИ ДЧХНС РБТФЙСНЙ (Ч БРТЕМЕ Й ОПСВТЕ) 1963 ЗПДБ. у 1965 РП 1980 ЗПДБ ЖХОЛГЙЙ ХЮЕВОП – ВПЕЧЩИ ЧЩРПМОСМЙ Й ДЧБ нЙз-21х.

нЙзЙ УМХЦЙМЙ Ч ЛБЮЕУФЧЕ ЙУФТЕВЙФЕМЕК – РЕТЕИЧБФЮЙЛПЧ ДП 1986 ЗПДБ. оБ ФПФ НПНЕОФ РСФШ нЙз-21ж ВЩМЙ РПФЕТСОЩ Ч БЧБТЙСИ, Б ДЧБ УФБМЙ НХЪЕКОЩНЙ ПВТБЪГБНЙ). ч 1956 ЗПДХ ФТБОУРПТФОЩЕ ЧПЪНПЦОПУФЙ ччу ВЩМЙ РПРПМОЕОЩ РБТПК Percival Pembroke (УМХЦЙМЙ ДП 1968 ЗПДБ).

у 1961 РП 1981 ФТЙ йМ-28т ЪБОЙНБМЙУШ ФЕН, ЮФП ФСЗБМЙ НЙЫЕОЙ. йОФЕТЕУОП, ЮФП ОЕУНПФТС ОБ ЪБРТЕФ ВЩМ РПМХЮЕО Й ПДЙО "ЮЙУФЩК" ВПНВБТДЙТПЧЭЙЛ йМ-28. ч 1960-70-Е ЗПДЩ ВЩМЙ ЛХРМЕОЩ УЕНШ Douglas C-47 Dakota Й ДЧБ Douglas C-53. "дБЛПФЩ" ЧЕТПК Й РТБЧДПК РТПУМХЦЙМЙ 24 ЗПДБ, УПЧЕТЫЙЧ РПУМЕДОЙК РПМЕФ 18 ДЕЛБВТС 1984 ЗПДБ. чУЕЗП ПДЙО ЗПД – 1974 – ЖЙООЩ ЬЛУРМХБФЙТПЧБМЙ BN-2A Islander Й Piper PA-31-310 Navajo. оЕДПМЗП РТПУМХЦЙМЙ Й ДЧБ Cessna 402B Businessliner.

жХОЛГЙЙ РЕТЧПОБЮБМШОПК МЕФОПК РПДЗПФПЧЛЙ У 1958 ЗПДБ ВЩМЙ ЧПЪМПЦЕОЩ ОБ 36 Saab 9ID Safir, ЧЩЧЕДЕООЩЕ ЙЪ ВПЕЧПЗП УПУФБЧБ ФПМШЛП Ч 1983 ЗПДХ. ч ФПН ЦЕ ЗПДХ ОБ ЧППТХЦЕОЙЕ РПУФХРЙМЙ Й 18 Fouga CM 170 Magister, РТЙЮЕН УБНПМЕФЩ ОБУФПМШЛП РТЙЫМЙУШ ЛП ДЧПТХ, ЮФП Ч 1960 ЗПДХ РП МЙГЕОЪЙЙ ВЩМЙ УПВТБОЩ ЕЭЕ 62 ФБЛЙИ УБНПМЕФБ. лБЛ Й ДТХЗЙЕ УБНПМЕФЩ ЬФЙ "МЕФБАЭЙЕ РБТФЩ" РТПУМХЦЙМЙ ДЧБ ДЕУСФЛБ МЕФ, УПЧЕТЫЙЧ РПУМЕДОЙК РПМЕФ 19 ДЕЛБВТС 1988 ЗПДБ.

жЙОУЛЙЕ ЧЕТФПМЕФЮЙЛЙ Ч ТБЪОПЕ ЧТЕНС МЕФБМЙ ОБ WSK SM-lSZ/M (РПМШУЛБС ЧЕТУЙС нЙ-1), РПФПН ВЩМЙ "бММХЬФЩ". рБТБММЕМШОП У 1962 РП 1979 ЗПДЩ ЬЛУРМХБФЙТПЧБМЙУШ ФТЙ нЙ-4, ЛПФПТЩЕ ВЩМЙ УНЕОЕОЩ AB 206A.

ч ЛПОГЕ 80-И ЗПДПЧ ЧПЪОЙЛМБ ОЕПВИПДЙНПУФШ ЪБНЕОЩ НПТБМШОП Й ЖЙЪЙЮЕУЛЙ ХУФБТЕЧЫЙИ нЙз-21. ч 1989 ЗПДХ ВЩМ ПВЯСЧМЕО ЛПОЛХТУ, ОБ ЛПФПТЩК ВЩМЙ ЧЩУФБЧМЕОЩ JAS 39A Gripen, General Dynamics F-16 MLU, McDonnell Douglas F/A-18C, Dassault Mirage 2000-5 Й нЙз-29. ч ЙФПЗЕ Ч БРТЕМЕ 1992 ЗПДБ ВЩМЙ ЧЩВТБОЩ "иПТОЕФЩ".

ОБ ДБООЩК НПНЕОФ ЖЙОУЛЙЕ ччу УЧЕДЕОЩ Ч ФТЙ БЧЙБГЙПООЩИ ЛПНБОДПЧБОЙС, ЛБЦДПЕ ЙЪ ЛПФПТЩИ УПУФПЙФ ЙЪ ПДОПК Havittajalentolaivue (HavLLv, ЬУЛБДТЙМШЙ) Й ТБДБТОПК УФБОГЙЙ. лБЦДБС БЬ УПУФПЙФ ЙЪ ЮЕФЩТЕИ ЪЧЕОШЕЧ. уЕЧЕТ УФТБОЩ ОБИПДЙФУС Ч ЧЕДЕОЙЙ мБРМБОДУЛПЗП БЧЙБЛПНБОДПЧБОЙС УП ЫФБВПН Ч тПЧБОЙЕН, АЗП-ЧПУФПЛ РТЙЛТЩФ лБТЕМШУЛЙН БЧЙБЛПНБОДПЧБОЙЕН (ЫФБВ Ч Kuopio-Rissala) Й ОБЛПОЕГ АЗП- ЪБРБД Ч ЧЕДЕОЙЙ ЛПНБОДПЧБОЙС уБФБЛХОФБ (Tampere- Pirkkala).

зМБЧОБС ЫФБВ – ЛЧБТФЙТБ ОБИПДЙФУС Ч Tikkakoski- Jyaskyla, чПЕООП-ЧПЪДХЫОБС БЛБДЕНЙС (Ilmasotakoulu) – Ч Kauhava. чУЕ РПДТБЪДЕМЕОЙС ЙНЕАФ ЧЩУПЛХА УФЕРЕОШ ЗПФПЧОПУФЙ, ФБЛ ЛБЛ Ч УФТБОЕ ОЕФ ФБЛПЗП РПОСФЙС ЛБЛ ЫФБФ ЧПЕООПЗП ЧТЕНЕОЙ. чУЕЗП ОБ ЪБНЕОХ нЙз-21 Й "дТБЛЕО" ЖЙООЩ ЛХРЙМЙ 64 F-18 Hornet (57 ПДОПНЕУФОЩИ F-18C Й УЕНШ F-18D).

7 ОПСВТС 1995 ЗПДБ Ч жЙОМСОДЙА УЧПЙН ИПДПН РТЙМЕФЕМЙ РЕТЧЩЕ ЮЕФЩТЕ F-18D, Б ЕЭЕ ТБОШЫЕ (Ч ПЛФСВТЕ) ОБ ЪБЧПДБИ чБМНЕФ ОБЮБМБУШ УВПТЛБ РЕТЧЩИ F-18C, ЛПФПТЩЕ ОБЮБМЙ РПУФХРБФШ ОБ ЧППТХЦЕОЙЕ У ЙАОС 1996 ЗПДБ.

дМС ЧППТХЦЕОЙС "иПТОЕФПЧ" ВЩМЙ ЪБЛХРМЕОЩ хт AIM-9M Sidewinder Й AIM-120B AMRAAM. жЙОМСОДЙС ФБЛЦЕ УФБМБ РЕТЧПК ЙОПУФТБООПК УФТБОПК, ЛПФПТБС РПМХЮЙМБ ЙУФТЕВЙФЕМЙ У ВПМЕЕ НПЭОПК тму APG-73.

лТПНЕ ФПЗП, ЛПНРБОЙС "оПЛЙС" ХУФБОПЧЙМБ УЙУФЕНЩ, ЛПФПТЩЕ РПМОПУФША ЙОФЕЗТЙТПЧБМЙ ДБООЩЕ У "дТБЛЕОПЧ" Й нЙз-21.

рЕТЧЩЕ "дТБЛЕОЩ" РПУФХРЙМЙ ОБ ЧППТХЦЕОЙЕ ччу жЙОМСОДЙЙ Ч 1972 ЗПДХ Ч ЧЙДЕ ЫЕУФЙ "ВЬХЫОЩИ" Saab J 35B. пОЙ ВЩМЙ ЧЪСФЩ Ч БТЕОДХ Х ччу ыЧЕГЙЙ, Б У БРТЕМС 1974 РП ЙАМШ 1975 ЗПДБ ОБ чБМНЕФЕ ВЩМЙ РПУФТПЕОЩ ДЕУСФПЛ Saab 35S.

чУЕЗП ВЩМП РПМХЮЕОП Й РПУФТПЕОП 47 "дТБЛЕОПЧ", ЙЪ ЛПФПТЩИ 30 ХГЕМЕМЙ ДП УЕЗПДОСЫОЕЗП ДОС. лТПНЕ ЧУФТПЕООПК 30-НН РХЫЛЙ ЬФЙ ЙУФТЕВЙФЕМЙ НПЗХФ ОЕУФЙ 3 ФЙРБ хт: AIM-4 Falcon (РТПЙЪЧПДЙНЩЕ РП МЙГЕОЪЙЙ Ч ыЧЕГЙЙ), AIM-9J Sidewinder Й т-13н.

F-18 УФБМЙ РЕТЧЩНЙ ЧУЕРПЗПДОЩНЙ ЙУФТЕВЙФЕМСНЙ Ч УПУФБЧЕ ччу жЙОМСОДЙЙ.

у РПМХЮЕОЙЕН ВПМШЫЕЗП ЛПМЙЮЕУФЧБ "иПТОЕФПЧ" У ЧППТХЦЕОЙС РПУФЕРЕООП УОЙНБАФУС "дТБЛЕОЩ"

фТЕФШЕ ЪЧЕОП Ч ЛБЦДПН БЧЙБЛПНБОДПЧБОЙЙ УПУФБЧМСЕФ ФТЕОЙТПЧПЮОПЕ ЪЧЕОП, ЧППТХЦЕООПЕ BAe Hawk. ч 1980 ЗПДХ ОБ ЧППТХЦЕОЙЙ РПСЧЙМЙУШ РЕТЧЩЕ ЮЕФЩТЕ Hawk Mk 51, РПУМЕ ЮЕЗП Ч жЙОМСОДЙЙ ВЩМЙ УПВТБОЩ ПУФБМШОЩЕ 46 НБЫЙО. лТПНЕ ФПЗП, У 1993 РП 1994 ЗПД ВЩМЙ ЛХРМЕОЩ ЕЭЕ 7 НБЫЙО. оЕУНПФТС ОБ ФП, ЮФП ПОЙ ЪБСЧМЕОЩ ЛБЛ "ФТЕОЙТПЧПЮОЩЕ" УБНПМЕФЩ ПОЙ УЛПТЕК ЧУЕЗП "МЕЗЛЙЕ ЙУФТЕВЙФЕМЙ". уХДЙФЕ УБНЙ: ЛТПНЕ 30-НН РХЫЛЙ бДЕО УБНПМЕФЩ НПЗХФ ОЕУФЙ ФТЙ ФЙРБ хт – т-13н, AIM-9J Sidewinder Й т-60.

лТПНЕ ФПЗП, Ч ЛБЦДПН ЛПНБОДПЧБОЙЙ ЕУФШ УЧСЪОПЕ ЪЧЕОП, Ч ЛПФПТПН, ЛБЛ РТБЧЙМП, ПДЙО Piper PA-28
Arrow, ПДЙО Piper PA-31 Chieftain, ДЧБ Valmet L-90 TP Redigo Й ПДЙО – ДЧБ Valmet (L-70)
Vinka.

аОПЫБ, ЦЕМБАЭЙК УФБФШ МЕФЮЙЛПН, РТПИПДЙФ 4-И ЗПДЙЮОЩК ЛХТУ Ч чПЕООП – ЧПЪДХЫОПК БЛБДЕНЙЙ. рЕТЧПОБЮБМШОБС РПДЗПФПЧЛБ РТПИПДЙФ ОБ Valmet L-70 Vinka. оБ ЬФЙИ УБНПМЕФБИ ЛХТУБОФЩ ЪБ 11 НЕУСГЕЧ УПЧЕТЫБАФ 45 ЧЩМЕФПЧ. ч УМЕДХАЭЙЕ ФТЙ ЗПДБ ЙИ ПУОПЧОЩНЙ НБЫЙОБНЙ ПУФБАФУС Vinka Й Hawk.

РПУМЕ 60 ЮБУПЧ ОБ чЙОЛЕ Й 100 ЮБУПЧ ОБ "иПЛЕ" УФХДЕОФ УФБОПЧЙФУС МЕФЮЙЛПН. рПУМЕ ЮЕЗП ПО ОБРТБЧМСЕФУС Ч ДЕКУФЧХАЭЙЕ ЮБУФЙ, ЗДЕ ЪБ УМЕДХАЭЙК ЗПД ПО ДПМЦЕО УПЧЕТЫЙФШ ЕЭЕ 150 ЧЩМЕФПЧ ОБ "иПЛЕ". й ФПМШЛП ОБ ЧФПТПК ЗПД ПО ДПРХУЛБЕФУС Л РПМЕФБН ОБ "иПТОЕФЕ".

ч СОЧБТЕ 1997 ЗПДБ ВЩМБ ТБУЖПТНЙТПЧБОБ ТБЪЧЕДЩЧБФЕМШОБС ЬУЛБДТЙМШС (Tiedustelulentolaivue), Б ЕЕ ЫЕУФШ ТБЪЧЕДЮЙЛПЧ нЙз-21ВЙУ\ф Й ОЕЛПФПТПЕ ЛПМЙЮЕУФЧП Hawk, УРПУПВОЩИ ОЕУФЙ ТБЪЧЕДЛПОФЕКОЕТЩ, ВЩМЙ РЕТЕДБОЩ РП ЮБУФСН.

фПЗДБ ЦЕ ВЩМБ ТБУЖПТНЙТПЧБОБ ФТБОУРПТФОБС ЬУЛБДТЙМШС Й ЕЕ Fokker F27 Й Learjet ЧНЕУФЕ У "ТБЪЧЕДЩЧБФЕМШОЩНЙ" "иПЛБНЙ" УПУФБЧЙМЙ ОПЧХА ЬУЛБДТЙМША – пРЕТБФЙЧОПК РПДДЕТЦЛЙ, ЛПФПТБС РПДЮЙОСЕФУС ОЕРПУТЕДУФЧЕООП ЛПНБОДХАЭЕНХ ччу. рТЙЮЕН ПДЙО ЙЪ жПЛЛЕТПЧ РЕТЕДЕМБО Ч ОЕЛЙК МЕФБАЭЙК члр, Б ПУФБМШОЩЕ ЧЩРПМОСАФ ФТБОУРПТФОЩЕ ЖХОЛГЙЙ.

бТНЕКУЛБС БЧЙБГЙС жЙОМСОДЙЙ.

1 СОЧБТС 1997 ЗПДБ ЧЕТФПМЕФОПЕ ЪЧЕОП ччу ВЩМП ТБУЖПТНЙТПЧБОП, Б ЕЗП ДЧБ Hughes 500D, РСФШ нЙ-8ф Й ДЧБ нЙ-8р ВЩМЙ РЕТЕДБОЩ ФПМШЛП УЖПТНЙТПЧБООПК БТНЕКУЛПК БЧЙБГЙЙ.

рПЗТБОЙЮОЩЕ ЧПКУЛБ.

рПМХЧПЕООЩЕ РПЗТБОЙЮОЩЕ ЧПКУЛБ ТБУРПМБЗБАФ ВПМШЫЙН ЛПМЙЮЕУФЧПН ВТПОЕФЕИОЙЛЙ Й РБФТХМШОЩИ ЛБФЕТПЧ. лТПНЕ ФПЗП, Ч ЕЗП УПУФБЧЕ ЕУФШ ЬУЛБДТЙМШС ЧПЪДХЫОПЗП РБФТХМЙТПЧБОЙС, ЛПФПТБС ВБЪЙТХЕФУС ОБ ФТЕИ БЬТПДТПНБИ – иЕМШУЙОЛЙ, фХТЛХ Й тПЧБОЙЕНЙ.

оБ УЕЗПДОСЫОЙК ДЕОШ Ч УЕЗП УПУФБЧЕ ЮЕФЩТЕ AB 206, ЮЕФЩТЕ AB 412, ФТЙ AS 332L1 Super Puma Й ДЧБ Dornier Do 228. ПДЙО бч.206б РЕТЕДБО ЙЪ ччу Й ЛТПНЕ РБФТХМШОЩИ ЖХОЛГЙК ЧЩРПМОСЕФ ФТЕОЙТПЧПЮОЩЕ ЪБДБЮЙ.

йЪ бч.212 ДЧЕ НБЫЙОЩ РТЕДУФБЧМСАФ УПВПК УФБОДБТФОЩЕ AB 412SP, Б ПДЙО ЧЕТФПМЕФ – ЬФП AB 212EP, ПУОБЭЕООЩК тму Bendix 1500. пВБ бч.212 Й "уХРЕТ рХНЩ" ПУОБЭЕОЩ ДМС РТПЧЕДЕОЙС РПЙУЛПЧП – УРБУБФЕМШОЩИ ПРЕТБГЙК. дПТОШЕ ЙНЕАФ ПВПТХДПЧБОЙЕ ДМС РТПЧЕДЕОЙС НПТУЛПК ТБЪЧЕДЛЙ. чУЕ МЕФЮЙЛЙ РПЗТБОЙЮОЩИ ЧПКУЛ ТБОЕЕ УМХЦЙМЙ Ч ччу, ОП УБНПМЕФЩ ОЕУХФ ЗТБЦДБОУЛЙЕ ТЕЗЙУФТБГЙПООЩЕ ЛПДЩ. чП ЧТЕНС ЧПКОЩ РПЗТБОЙЮОЩЕ ЧПКУЛБ РЕТЕДБАФУС Ч ЧЕДЕОЙЕ ЖМПФБ.


(У) н. цЙТПИПЧ, 2005

хЗПМПЛ ОЕВБ. 2005 (уФТБОЙГБ: дБФБ НПДЙЖЙЛБГЙЙ:)

Благодаря работе финских историков Калеви Кескинена и Кари Стенмана, в книгах которых приведена история службы практически каждого самолета, использовавшегося финской военной авиацией в период Второй Мировой войны, вопросы определения численности самолетов в ВВС Финляндии на определенную дату, их потерь и пополнений новыми самолетами не должны вызывать больших затруднений вот уже многие годы и даже десятилетия. Для получения точного ответа на любой подобный вопрос достаточно просто произвести посамолетный подсчет по работам этих историков. В последние годы, после того как Государственный архив Финляндии приступил к оцифровке своих фондов и выложил большое количество документов ВВС Финляндии, относящихся к периоду Второй Мировой войны, в свободный доступ на сайте http://digi.narc.fi/ , появилась простая возможность сравнить данные, приведенные Кескиненом и Стенманом, непосредственно с оригинальными документами. Тем не менее, даже сегодня, даже специалисты, серьезно интересующиеся историей ВВС Финляндии, испытывают определенные трудности, обращаясь к данным вопросам. Ярким примером неудачной работы на эту тему стал недавний пост лучшего отечественного специалиста в истории Советско-Финляндской войны Олега Киселева ( slon_76 ) "Опять считаем потери финских ВВС в "зимней войне" . Вместо того, чтобы разбирать допущенные Олегом ошибки, я решил опубликовать собственную версию подсчетов численности и потерь ВВС Финляндии за период Советско-Финляндской войны. Вся необходимая информация сведена в таблицы, приведенные далее. Однако, как обычно, прежде чем перейти к рассмотрению таблиц, необходимо дать некоторые пояснения, раскрывающие смысл приведенных в них данных.




Младший сержант Кауко Олави Туомикоски перед истребителем Fiat G.50 FA-22 "черная 3" (бывший итальянский MM 4946) из состава 2/LLv 26, Йоройнен, конец июня 1941 г.
11 марта 1940 пара Фиатов из LLv 26 (лейтенант Олли Пухакка на FA-21 и ст. сержант Диего Манзоччи на FA-22) перехватила над Коуволой большую группу ДБ-3 Особой авиагруппы ВВС СЗФ. Пухакке удалось сбить один ДБ-3 7 дбап, после чего финские истребители сами были атакованы ст. лейтенантом Борисом Овечкиным из 15 иап, который входил в состав группы И-153, прикрывавшей бомбардировщики. В результате, Диего Манзоччи, итальянский доброволец, прибывший в Финляндию в начале февраля, был ранен в грудь и совершил вынужденную посадку на лед озера Иколанярви, в 10 км к северо-западу от Коуволы. При пробеге самолет налетел на укатанную зимнюю дорогу, пересекавшую озеро, и скапотировал - раненный летчик оказался заперт в кабине самолета. Упавший истребитель был обнаружен подростком, жившим в доме на берегу озера, который немедленно сообщил о своей находке военным. Местные жители, собравшиеся у самолета некоторое время спустя, слышали иностранную речь и стук из его кабины, но даже не пытались вытащить летчика, думая, что он русский. Когда, через три часа после вынужденной посадки, на место происшествия добрался отряд спасателей, высланный расквартированной в Куусанкоски учебной ротой, Манзоччи был уже мертв. Судьба самолета оказалась гораздо счастливее. 19 апреля 1941, после завершения ремонта, он вновь был передан в LLv 26 и прослужил в этой части, с небольшими перерывами, до 1 июня 1944, когда его передали в резервную эскадрилью T-LeLv 35. Всего в составе ВВС Финляндии на этом самолете было выполнено 349 боевых вылетов и одержано 1,5 воздушные победы; общий налет составил 425 часов 15 минут. Последний полет на FA-22 был совершен 28 августа 1944, в феврале следующего года его передали на хранение, а 31 мая 1945 окончательно списали. (c) Keskinen & Stenman.


Боевой состав ВВС Финляндии на 30 ноября 1939 и 13 марта 1940 гг

Количество самолетов, указанное в таблицах подсчитано по историям службы отдельных самолетов, опубликованных в работах Кескинена и Стенмана, при незначительных дополнениях из других источников. За каждым числом, приведенным в таблицах стоят конкретные самолеты с известными регистрационными номерами - это результат точного поименного подсчета, а не обезличенного суммирования непонятно что значащих цифр. При составлении таблиц применялись следующие условности:

1)Датой поступления самолета в состав ВВС для самолетов произведенных в Финляндии (таких в период Советско-Финляндской войны не было) или мобилизованных у гражданских владельцев считается дата передачи самолета ВВС Финляндии, а для самолетов, поступивших из-за границы - дата прибытия самолета на территорию Финляндии.

2)Датой исключения самолета из состава ВВС считается дата происшествия, в результате которого самолет был списан из состава ВВС, а для самолетов, списанных по износу или в связи с устареванием - дата передачи самолета на хранение, после которого самолет был списан. В действительности самолет мог быть списан через несколько дней, месяцев или даже лет после аварии или передачи на хранение.

Если сравнить приведенную ниже таблицу самолетного состава ВВС Финляндии на 13 ноября 1939 с таблицей, хранящейся в Государственном архиве Финляндии: http://digi.narc.fi/digi/view.ka?kuid=1618567 , то обнаруживается разница в три самолета - в архивной таблице общее количество самолетов равно 301, а в моей - 298. Эта разница объясняется тем, что в архивной таблице учтены самолеты, которые были разбиты в октябре-ноябре 1939-го, но не были списаны до начала войны:

1)Гэймкок II GA-43, LLv 29 - разбит 20.10.1939, списан 11.10.1941
2)Фоккер D.XXI FR-88, LLv 24 - разбит 8.11.1939, списан 11.03.1940
3)Сяяски IIA SÄ-148, ISK - разбит 23.11.1939, списан 12.02.1940

В моей таблице, в соответствии с приведенным выше правилом 2, эти самолеты не учтены. В основном, этой же причиной объясняется и отличие суммарной цифры, приведенной в моей таблице за 13 марта 1940 от данных архивной таблицы за 15 марта 1940: http://digi.narc.fi/digi/view.ka?kuid=1618582 . Разница только в том, что количество разбитых, но не списанных самолетов к концу войны заметно возросло.

Несколько сложнее вопрос распределения самолетов между боевыми частями, небоевыми частями и ремонтными заводами. Дело в том, что в историях отдельных самолетов указаны только известные перемещения самолетов из одной части в другую, кроме того известны случаи, когда самолет официально числясь в одной части, мог в течение какого-то времени использоваться другой частью. Все различия в распределении самолетов между архивными и моими таблицами имеют объяснимые причины, но здесь я на них подробно останавливаться не буду, тем более, что они не влияют на конечную цель данной работы - сведение общего баланса самолетного состава ВВС Финляндии. Остановлюсь только на одном примере. В архивной таблице за 30 ноября 1939 указано, что в боевых частях находилось 16 бомбардировщиков Бленхейм, а еще две машины находились в ремонте на заводе. В моей таблице за это же число в боевых частях числятся 17 Бленхеймов, а в ремонте на заводе - только один. Разница возникла из-за Бленхейма BL-111, который был поврежден на посадке в Йоройнене 23 ноября 1940. Когда через несколько дней бомбардировщики LeR 4 перебазировались на аэродром Луонетярви, то BL-111 туда, естественно перелететь не смог, так что 30 ноября на Луонетярви было только 16 бомбардировщиков - в полном соответствии с данными архивной таблицы. Однако, уже к 3 декабря 1939 BL-111 был восстановлен и вошел в состав 3/LLv 44. Передавался ли этот самолет в ремонт на завод, как подразумевает архивная таблица или он был отремонтирован на месте в Йоройнене - остается только догадываться.

Разделение самолетов на боевые и небоевые было произведено в соответствии с правилами, действовавшими в то время в ВВС Финляндии. А правила эти были довольно простыми - если данный тип самолета использовался в боевых частях для выполнения боевых задач, то он считался боевым. В результате разделение на боевые и небоевые типы было не всегда очевидным, а иногда - курьезным. Так, древние Юнкерсы F 13, использовавшиеся T-LLv 39 для противолодочного патрулирования над Аландским морем учитывались, как боевые самолеты, а аналогичный F 13, входивший в состав шведской добровольческой авиафлотилии F 19 - как небоевой. Точно так же боевым самолетом считался транспортный DC-2, переоборудованный в бомбардировщик и совершивший один ночной боевой вылет в составе 2/LLv 44. С другой стороны, не такие уж старые истребители Гонтлет сразу по прибытии в Финляндию отправлялись в резервные эскадрильи для использования в качестве учебно-боевого истребителя и поэтому с самого начала учитывались как небоевые самолеты. Еще интереснее была ситуация с Бульдогами IVA. К началу войны они входили в состав LLv 26 и учитывались, как боевые истребители. Однако в начале февраля, после того, как LLv 26 была перевооружена на Гладиаторы, Бульдоги передали в резервную эскадрилью и перевели в разряд небоевых самолетов. Это обстоятельство необходимо учитывать при определении баланса поступлений и потерь боевых самолетов ВВС Финляндии, поскольку количество боевых самолетов сокращалось не только из-за понесенных потерь, но и за счет перевода боевых самолетов в разряд небоевых.

Поступления и потери самолетов в ВВС Финляндии в период Советско-Финляндской войны

В таблице поступления самолетов в ВВС Финляндии приведены сведения по всем самолетам поставленным в Финляндию или потерянным при перегонке в Финляндию в период Советско-Финляндской войны, а также всем самолетам, прибывшим в Финляндию после войны, решение о поставке которых было принято до ее окончания. В эту же таблицу включены трофейные советские самолеты, попавшие в руки финнов в ходе войны, которые впоследствии были включены в состав ВВС Финляндии, самолеты, входившие в состав шведской добровольческой авиафлотилии F 19, и самолеты, мобилизованные у гражданских владельцев и включенные в состав ВВС после начала войны.

Одним из самолетов, мобилизованных после начала войны, стал принадлежавший авиакомпании "Аэро Ою" Ju 52/3m OH-ALK. Этот самолет был передан в состав ВВС 1 декабря 1939, и в тот же день его регистрационный номер был изменен на OH-LAK. 21 февраля этот Юнкерс вернули обратно "Аэро Ою", а вместо него в состав ВВС передали другой принадлежавший авиакомпании Ju 52/3m – OH-ALL. Таким образом всего за время войны было мобилизовано два Ju 52/3m, но одновременно в составе ВВС находился только один из них.

В таблицу потерь включены все самолеты, безвозвратно потерянные ВВС Финляндии в результате Советско-Финляндской войны. К боевым потерям отнесены только те самолеты, которые были потеряны в результате целенаправленных действий советских войск. Все остальные потери отнесены к небоевым. В частности, Фоккер D.XXI FR-77 из состава LLv 24, сбитый огнем финской зенитной артиллерии 1 декабря 1939 при отражении налета советских бомбардировщиков отнесен к небоевым потерям, а два Харта из шведской F 19, столкнувшиеся в воздухе 12 января 1940 при выполнении противозенитного маневра под огнем советской ПВО, отнесены к боевым потерям. Всего за время войны ВВС Финляндии (включая шведскую добровольческую авиафлотилию) безвозвратно потеряли по боевым причинам 49 самолетов – 41 боевой самолет был сбит в воздушных боях, шесть боевых самолетов было уничтожено зенитным огнем (в том числе два упомянутых выше самолета, которые столкнулись в воздухе), еще один боевой и один небоевой самолет были уничтожены на аэродромах.

В числе безвозвратных потерь ВВС Финляндии учтены и два самолета, уничтоженные финнами на аэродроме Вяртсиля 15 марта 1940 перед тем, как аэродром был передан советской стороне. Несмотря на то, что эти самолеты были потеряны уже после окончания боевых действий, их уничтожение являлось непосредственным следствием только что закончившейся войны.

Как уже было сказано, в начале февраля 1940 истребители Бульдог VIА были переклассифицированы из боевых в небоевые самолеты. В соответствии с этим были разделены и потери, понесенные Бульдогами - BU-64 сбитый 1 декабря 1939 отнесен к потерям боевых самолетов, а BU-61, разбившийся 7 февраля 1940 – к потерям небоевых самолетов.

Наконец, следует упомянуть одну особенность учета потерь, понесенных при перегонке самолетов в Финляндию из-за границы. Дело в том, что один из двух Харрикейнов, учтенных как потерянные при перегонке из Великобритании в Финляндию на самом деле не был разбит. 28 февраля 1940 у Харрикейна HU-461 (британская регистрация N2325) при посадке на аэродроме Уик в Шотландии сложилась правая стойка шасси, в результате чего самолет получил умеренные повреждения. После ремонта он был передан в 11 EFTS (школу первоначальной летной подготовки) и в дальнейшем служил в различных небоевых частях Королевских ВВС вплоть до начала 1945 года. Однако, для ВВС Финляндии этот самолет был потерян безвозвратно. Именно поэтому он учтен в числе безвозвратных потерь этих ВВС.


Баланс самолетов в ВВС Финляндии в период Советско-Финляндской войны

После того как мы привели в порядок все цифры, сведение баланса движения самолетов в ВВС Финляндии за рассматриваемый период сводится к простой арифметике:




Количество самолетов в ВВС Финляндии на 30 ноября 1939 и поступление самолетов в состав ВВС за период войны взяты непосредственно из таблиц. Из общего количества потерь самолетов на территории Финляндии исключены два самолета, уничтоженные 15 марта 1940 (77-2=75), поскольку на 13 марта они еще существовали. Кроме того, учтено уменьшение самолетного состава ВВС Финлядии за счет возврата Ju 52/3m OH-LAK авиакомпании "Аэро Ою" и за счет подлежащего списанию Аэро A-32GR AEj-55, который был передан на хранение 13 января 1940 и не учтен в составе ВВС Финляндии на 13 марта 1940 в соответствии с правилами, использовавшимися при составлении таблиц.

Бытует мнение, особенно среди петербуржцев, что «в Финляндии смотреть нечего». Ну разве что в коттедже пожить, половить рыбу на лесном озере или покататься на лыжах. К счастью, это не так. Кроме аквапарков, лыжных спусков и магазинов с Fairy и красной икрой в стране Суоми имеются и другие достопримечательности. Одна из них - авиационный музей в Тиккакоски, в 20 километрах от города Ювяскюля.

Когда-то авиационный музей в Тиккакоски носил статус «Официального музея ВВС Финляндии». В 1970-е годы это тихое местечко, наверное, было мечтой советских разведчиков. Почему? Все просто - здесь расположено Управление ВВС Финляндии, Центр обучения пилотв ВВС, Информационная служба и Летная школа с базой учебных самолетов. Помимо Академии финских Военно-воздушных сил в Тиккакоски находится также крупнейшее в стране научно-исследовательское подразделение, специализирующееся на разработке авиационных систем… В общем, место для музея выбрано не случайно. К слову сказать, еще один финский авиационный музей находится неподалеку от Хельсинки в пригороде Вантаа, но пока посещать его не доводилось.

Но вернемся в Тиккакоски. Первое, что поражает в экспозиции - обилие свастики. Сама по себе свастика ничего негативного не представляет. Это один из самых древних графических символов обозначающий движение Солнца вокруг Земли, с востока на запад. В европейской культуре XIX века этот символ пользовался огромной популярностью на волне моды арийской теории.

На крылья самолетов финская свастика «хакаристи» попала в время гражданской войны: 6 марта 1918 года шведский граф Эрик фон Русен подарил белой армии Маннергейма первый самолет со свастикой на борту. После этого в общем-то выбора у финнов не оставалось - приказом Маннергейма эта эмблема вошла в символику и нагрудные знаки молодой республики.

Получается, что свастика в финской авиации появилась задолго до того, как она стала государственным символом фашистской Германии. Впрочем, исторически финская свастика «хакаристи» никакого отношения к «немецко-фашистскому» символу не имела.

В годы Второй Мировой войны финские ВВС использовали «хакаристи» в качестве опознавательного знака самолетов страны Суоми - голубая свастика в белом круге, наносилась на крылья и фюзеляж самолета.

После Второй Мировой войны от свастики финской авиации пришлось отказаться, уж слишком одиозным стал этот символ, прочно ассоциирующийся с германским фашизмом.

Сегодня на эмблеме Воздушных сил Финляндии вместо «хакаристи» изображен нейтральный бело-синий круг, повторяющий цвета национального флага Финляндии.

Если говорить про музейное здание, то это один немалых размеров железобетонный ангар, скорее похожий на большой заводской цех. Наверно, в силу недостатка места, самолеты располагаются очень плотно к друг дургу и иногда кажется, что это не музей, а большой склад старых летательных аппаратов.

Удивительно, но «капиталистическая» Финляндия в 1960-80х годах активно и с удовольствием использовала военные самолеты советского производства. К примеру, на снимке - бомбардировщик Ил-28Р. С 1961 по 1981 три таких самолета использовалиьс в качестве буксировщиков мишений, а кроме того имелся и один «настоящий» бомбардировщик Ил-28Р. Предполагаю, что именно эта машина и стоит в музее.

В истребительной авиции служили «наши» МиГ-21. Вообще первые самолеты МиГ в количестве 4 штук поступили на вооружение финских ВВС в 1962 году. Это были учебно-тренировочные МиГ-15УТИ. Один из них в ярко-зеленой, «кислотной», окраске стоит перед входом в музей, а его фото размещено в начале сегодняшнего поста. Позже были получены еще несколько десятков МиГ-21. Один из самолетов, как раз и изображен на снимке.

Самолеты МиГ состояли на вооружении Финских военно-воздушных сил до 1990-х годов (в истребительной авиации - до конца 1980-х). Сегодня кабина одного из самолетов находится в музее и любой желающий, усевшись в нее, может почувствовать себя военным летчиком. Интересно, что основная часть надписей на приборной панели вполнена по-фински, но если присмотреться, то находятся и знакомые кириллические символы.

Рядом с кабиной самолета МиГ располагается часть фюзелжа шведского самолета SAAB 35 Draken. Как минимум, по количеству приборов, скандинавский самолет проигрывает «нашим» МиГам… Интересная подробность - бортовые системы «советских» самолетов МиГ были доработаны компанией Nokia (да, да, то самой…), что обеспечивало единый формат данных, поступавший с борта самолетов SAAB и МиГ-21.

А это американский Douglas.

К сожалению, из-за обилия экспонатов запомнить их все нет никакой возможности. Однако общее впечатление о музее осталось положительное - разнообразно, интересно, необычно. Для детей особенно важно, что в некоторые самолеты можно садиться и даже «рулить», ощутив себя настоящим пилотом.
Ну, а на память с собой можно прикупить подлинную техническую документацию на самолеты 50-70-х годов. Ставшие уже ненужными инструкции, чертежи, схемы, в том числе и на отечественные машины (и даже на русском языке!) продаются по умеренной цене в сувенирном киоске на выходе из музея.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Исследовательская деятельность в дополнительном образовании Показатели высшей квалификации педагога дополнительного образования Исследовательская деятельность в дополнительном образовании Показатели высшей квалификации педагога дополнительного образования Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе Современный утренник 8 марта в доу Современный утренник 8 марта в доу