XXVI. Религиозные войны во Франции и Нантский эдикт

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Французская республика всегда провозглашала разделение Церкви и государства. В отличие от других европейских стран, где религия является неотъемлемой частью жизни политической и общественной, Франция стремилась принимать законы руководствуясь в первую очередь светскими мотивами. Однако, так было не всегда. Еще 400 лет назад отмена Нантского эдикта (1685 г.) повлекла за собой жестокие репрессии протестантов. Возможность проведения такой политики свидетельствует о том, что в XVII веке церковь была неотделима от государства. 18 октября 1685 г. Людовик XIV подписал эдикт Фонтенбло, который запрещал отправление протестантских обрядов на территории всего французского королевства. Отныне обязательной становилась одна единственная религия, религия, которую исповедовал сам король - католицизм. Таким образом, Нантский эдикт, подписанный в 1598 г. был отменен.

Генрих IV, подписывая Нантский эдикт, освобождал протестантов от обязанности посещать католические службы, а также предоставлял право иметь свои укрепленные города и крепости и вооруженную армию. Однако, эта миротворческая деятельность всегда рассматривалась властью, как временная мера. В продолжении всего XVII в. статус протестантов претерпевал серьезные изменения, и положение их все больше ухудшалось. С 1626 г., времени заключения мира в Алесе, Людовик XIII отменяет одну из важнейших статей Нантского эдикта - разрешение на создание собственной армии.

Начиная с правления Людовика XIV (имеется ввиду личное его правление, без регентства, начавшееся в 1661 г.) политическое и социально-экономическое положение протестантов ухудшается. Вплоть до 1685 г. Нантский эдикт официально действует на всей территории страны, однако исполнение его положений становится все более и более затруднительным, принимаются многочисленные поправки и ограничительные условия. Между 1661 и 1679 гг. Королевский совет принимает около двенадцати ограничительных эдиктов, которые свидетельствует о переходе от политики толерантности к настоящему деспотизму. Все эти поправки были собраны в своего рода антологию, получившую название «Католические решения» и опубликованную в 1668 г.

Идея о том, что необходимо покончить с реформатской религией во Франции, родилась не только в умах королевских министров. Из провинции, в основном из областей, где протестанты были представлены наиболее широко (Нижний Лангедок, Беарн, Севенны, Виваре, Дофине) стали все чаще поступать жалобы от епископов, интендантов, парламентариев на местах и просто ревностных католиков на гугенотов, которые, по словам местного населения, стремились к свержению королевской власти. Реформистов обвиняли во всех смертных грехах: они-де плохие подданные и хотят убить короля (не они ли казнили Карла I в 1649 г.?), они - республиканцы и враги короля и честного народа. Конечно, все это были выдумки, начиная с 1629 г. более полутора миллионов протестантов, проживающих на территории Франции не имеют более никакой власти и влияния в собственной стране, они не могут даже открыто выражать своего мнения в избирательных органах. «Гугенотская республика», которую предполагалось организовать по примеру Соединенных Провинций, так и осталась мечтой. Беспочвенными оказались и обвинения в нелояльности, гугеноты были одними из самых преданных сторонников молодого Людовика XIV во время Фронды (1648-1653 гг.).

В 80-е годы XVII в. усиливаются репрессии против протестантов, а также против отдельных недовольных на местах и в провинциях. Монархия стремится все больше абсолютизироваться свою власть. Продолжая политику Ришелье и Мазарини, Людовик XIV стремиться унифицировать государственное устройство, чтобы все поданные подчинялись одному только монарху и были все одной веры. Протестанты плохо вписывались в подобные прожекты. Кроме того, король подозревал их лидеров в сношениях с протестантами других стран, думая, что они готовят мятеж против его особы.

Репрессии против гугенотов хорошо отражают контекст эпохи. В 1678 г., подписанный в Нимвегене мирный договор, положил конец Голландской войне, в которой Франции противостояла огромная протестантская страна. Несмотря на то, что Франция потеряла множество захваченных ею ранее территорий, ей были переданы Эльзас и Лотарингия, а также и другие земли по Рейну. Все это упрочило авторитет королевской власти. Кроме того король получил поддержку от французского духовенства в его конфликте с папой Иннокентием XI, который разворачивается примерно в это же время. В 1682 г. высшие церковные иерархи создали Декларацию в четырех статьях , в которой провозглашалась независимость короля Франции от папства. Был выпущен и еще один документ под названием Пастырское предостережение , в котором протестанты обвинялись в схизме.

Теперь, когда власть короля была абсолютной, когда католическая вера признавалась единственной правильной в государстве, обвинение в измене было страшнее, чем обвинение в ереси. Гугенотов казнили не столько за то, что они плохие христиане, сколько за то, что они не хотели признавать абсолютную власть короля, то есть становились мятежниками и врагами народа.

С июля 1682 г. по октябрь 1685 из королевской канцелярии выходит восемьдесят три ограничительных указа, касающихся протестантов. Например, согласно указу от 30 августа 1682 г. им запрещалось собираться вместе и петь где-либо кроме храмов, при обязательном присутствии пастора. Полиции вменялось в обязанность следить за исполнением данного указа. Параллельно, храмы уже выстроенные гугенотами уничтожались.

Жертвы сегрегации, проводимой королем, гугеноты оказались вне закона в собственной стране. В августе 1683 г. были запрещены смешанные браки между католиками и гугенотами, в октябре 1685 г. вышел указ о занятиях, дозволенных протестантам. Из разрешенных профессий остались только земледелие и торговля. Протестанты, конечно, не оставались безучастными свидетелями подобного обращения. Везде где только можно, с помощью разных средств организуется сопротивление. Основными формами протеста были массовые голодовки и мирные манифестации. Реакцией короля было лишь усиление репрессий. В Пуату в 1681 г., в Дофине, Севеннах и Нижнем Лангедоке в 1683 г., а затем в продолжении 1685-1686 гг. вводится военное положение, что означает, что солдат расквартировывают непосредственно в домах протестантов. Миссия армии в данном случае - вернуть их в лоно католической церкви. Подобная политика получила название драгонады, результат ее - несколько тысяч погибших и вынужденное бегство 200 000 человек.

Осенью 1685 г. король получает известие о том, что протестанты массово переходят в католичество. Теперь он может официально упразднить Нантский эдикт, поскольку необходимость в нем отпала. Стране король объявил следующее: «мы видим, что лучшая и большая часть наших подданных, называвших себя реформатами, с радостью вернулась в лоно католической церкви; отсюда полагаем, что исполнение Нантского эдикта становится бесполезным».

Эта правовая фикция, тем не менее, была воспринята во Франции, как законная и необходимая, что вновь способствовало росту авторитета Людовика XIV, который теперь по праву считался собирателем земель и самым католическим монархом. Этот авторитет, однако, укрепился только на территории Франции. В соседних государствах образ короля, напротив, потускнел, чему нимало способствовали протестантские беженцы, наводнившие всю Европу. Среди беженцев было много людей сведущих, ремесленников и книжников. Именно они пустили стрелы сарказма и критики в сторону французского короля, сравнивая его с Навуходоносором. Иродом и даже с самим дьяволом.

В 1686 г. в своем труде Свершение пророчеств пастор Пьер Журио предрек свержение французского короля, которое последует за его решением разгромить Курпфальц (1688-1689 гг.). Тогда, писал Журио, Европа призовет Людовика к ответу. В самой Франции также раздавались голоса против всеобщей католизации, Вобан в своих «Мемуарах памяти гугенотов » (1689 г.) критикует стремление короля властвовать умами, но не телами».

С 1702 по 1713 гг. власти жестоко подавляют восстание протестантов, охватившее Севенны. Участники восстания получили название камизаров, по белым рубашкам, надеваемых поверх одежды. Однако, полностью подчинить камизаров Людовику XIV не удается, и он вынужденно идет на уступки. Все больше французов видят в нем тирана, а не поборника религии.

Только спустя сто лет протестанты смогли наконец получить свободу исповедовать свою религию. Она была дарована им в 1789 г. Последовавшая вскоре Французская революция и вовсе объявила все религии равными между собой и позволила каждому гражданину выбирать себе веру по душе.

Отмена Нантского эдикта

Семнадцатого октября 1685 года Людовик подписывает в Фонтенбло указ об отмене Нантского эдикта. Это окончательно создаст ему в Европе репутацию тирана.

Он всегда относился к протестантам с недоверием и терпел их лишь скрепя сердце. Он считает их по меньшей мере «республиканцами», так же как и янсенистов, по причине провозглашения ими права на свободу суждений. И хотя их лояльность по отношению к монархии не подлежит сомнению, образцами для них всё же являются Женева и Амстердам. А посему окружение короля, чтобы доставить ему удовольствие, уже не первый год убеждает его, что почти все они, если не все, обратились к католической вере своих предков, из чего с очевидностью следует, что Нантский эдикт более не нужен.

И он подписывает документ, отменяющий Нантский эдикт, искренне убежденный, что действует как истинно христианский король, исполняющий пылкое желание своего народа. И тому есть основания. По мнению Птифиса, если бы этот вопрос был задан на референдуме, большинство французов поддержали бы своего монарха.

К моменту отмены Нантского эдикта протестантов во Франции насчитывается около 800 тысяч. Они уже не первый год терпят несправедливые притеснения, ибо население Франции в массе своей, так же как и король, настроено антикальвинистски. В Пуату, например, с конца 1660-х годов начали разрушать протестантские храмы, возведенные после обнародования Нантского эдикта. Король не всегда об этом знает, но, даже будучи в курсе, не препятствует происходящему. Ликвидированы смешанные суды, включавшие магистратов, принадлежащих к обоим вероисповеданиям. Протестантам закрыт доступ ко многим профессиям: они не могут быть врачами, адвокатами, печатниками, книготорговцами… Им также закрыт доступ к большинству государственных должностей. Им остаются армия, флот и торговля, где их успехи вызывают жгучую зависть. Католикам запрещено обращаться в протестантскую веру и жениться на кальвинистках. Еще в 1681 году мадам де Ментенон писала: «Если Господь продлит дни короля, через 20 лет не останется ни одного гугенота». Драгонады - принудительные размещения на постой у частных лиц солдат - начались именно в этом году, то есть за пять лет до отмены Нантского эдикта.

Лувуа восторженно пишет интенданту Пуату Марийяку: «Его величество желает, чтобы вы лично дали соответствующие распоряжения мэрам и эшевенам на местах, не указывая при этом на то, что его величество хочет таким образом принудить гугенотов к обращению в католическую веру».

Марийяк тотчас же начинает действовать самым гнусным образом, присылая ко двору длиннейшие списки обращенных. Не в силах выносить это, жители Пуату эмигрируют тысячами и находят приют в Англии, Дании и Амстердаме. Маркизу де Рювиньи, полномочному представителю реформатских Церквей, удается добиться аудиенции у короля. Любезно выслушав его, Людовик заявляет, что полагает своим высшим и священным долгом обратить в истинную веру своих заблудших подданных и искоренить среди них ересь, а посему, если бы для достижения этого его правая рука должна была бы отсечь левую, он сделал бы это, ни секунды не колеблясь.

Однако после этого визита король всё же отозвал Марийяка, поставив на его место Ламуаньона де Бавиля, который будет соблюдать предписание не прибегать к насильственным действиям, коим пренебрегал его предшественник.

В это же время король вступает с папой Иннокентием XI в конфликт, связанный с вопросом о регалии. Регалия - это старинное королевское право получать доходы с вакантных бенефициев до тех пор, пока вновь назначенные епископы не будут зарегистрированы в Счетной палате. В этом споре с понтификом Людовик должен был опереться на французское духовенство, питающее неискоренимую ненависть к гугенотам и каждые пять лет высказывавшее на своих ассамблеях парадоксальное требование уничтожить «пагубную свободу совести, разрушающую свободу чад Господних». И поддержка эта требовала ужесточения мер против гугенотов.

Первого июня 1682 года ассамблея духовенства обращается к протестантам с торжественным предупреждением, в котором грозит им несчастьями, гораздо более страшными и гибельными, чем те, что они уже навлекли на себя своей непокорностью и неприятием католического культа.

Возмущенные протестанты Лангедока и Юго- Запада начинают вооружаться. В 1683 году в Виваре они открывают стрельбу по королевским войскам. Командующий герцог де Ноай получает от Лувуа следующее распоряжение: «…одним словом, учинить в этом краю как можно большее опустошение, дабы пример сей остановил прочих реформатов, показав им, сколь опасно выступать против короля».

Что касается Людовика, то он предпочел бы покончить с протестантизмом иначе, мягко, как можно меньше прибегая к насилию; но его представления о самом себе и своем долге не позволяют ему оставаться в рамках сих благих намерений. «Король мнил себя апостолом, - напишет Сен-Симон, - он полагал, что возвращает апостольские времена, когда крещение давалось тысячам людей одновременно, и сие опьянение, поддерживаемое бесконечными восхвалениями в стихах и в прозе, торжественными речами и упражнениями в красноречии риторов, непроницаемой пеленой скрывало от него Евангелие и не позволяло ему видеть, сколь отлична его манера проповедовать и обращать в истинную веру от того, что делал Христос со своими апостолами».

Вопросы веры стали особенно важны для Людовика после того, как в 1683 году он женился на мадам де Ментенон. Она была очень благочестива, и сам король решил, что нужно заставить всех забыть о его прошлых греховных увлечениях.

Людовик XIV, король Франции. Г. Риго. 1701 г.

Въезд Людовика и Марии Терезии в Аррас.

А. ван дер Мулен. 1667 г.

Осада Кортрейка французским и войсками.

А. ван дер Мулен. 1667 г.

Злейшие враги Людовика.

Слева - Великий пенсионарий Ян де Витт. Я. де Баен. 1670 г.

Справа - Вильгельм III Оранский. Т. Мюррей. Конец XVII в.

Монастырь Пор-Рояль - гнездо янсенизма.

Отмена Нантского эдикта. 1685 г.

Адмирал де Турвиль. XVIII в.

Фаворитки Людовика XIV.

Слева - Луиза де Лавальер. Ж. Петита.

Справа - Мария Анжелика де Фонтанж.

Внизу - Франсуаза де Монтеспан с детьми.

Франсуаза де Ментенон, морганатическая жена Людовика ХIV. П. Мильяр. 1694 г.

Архитектор Луи Лево. Вторая половина ХVII в.

Версаль к концу царствования Людовика XIV.

Ландшафтный архитектор Андре Ленотр. К. Маратта. 1678 г.

Версальский парк.

Версальский дворец и оранжерея. Ж. Мартен. 1695 г.

На втором этаже здания в глубине Мраморного дворика располагалась спальня короля.

Зеркальная галерея Версальского дворца.

Салон войны.

Королевская семья. В центре - Анна Австрийская в образе богини Деметры и Людовик XIV В образе Аполлона. Ж. Нокре. 1670 г.

Людовик XIV с семьей. Н. де Ларжильер. 1710 г.

Воспитанницы пансиона в Сен-Сире играют перед Людовиком и мадам де Ментенон трагедию Расина «Эсфирь»

Аллегория «Людовик XIV - покровитель наук и искусств». Ж. Гарнье. 1667 г.

Семья Великого дофина. П. Мильяр. 1687 г.

Сыновья Великого дофина. Слева - Людовик герцог Бургундский, отец будущего Людовика ХV. Ж. Вивьен.

Справа - Филипп V Испанский. М. Мелендес.

Похороны Людовика XIV

«Король умер! Да здравствует король!» 1 сентября 1715 года на престол Франции взошел пятилетний правнук Людовика ХIV.

Статуя Людовика XIV в Версале.

В Беарне в 1685 году - этот год стал решающим - интендант Никола Жозеф Фуко прилагает неимоверные усилия, чтобы добиться как можно большего числа обращений в католичество и угодить королю. Он приходит к Людовику с длиннейшими списками и, развернув перед ним карту своей провинции, показывает, как близко один к другому стоят протестантские храмы. Он предлагает провести своего рода «прополку», оставив только пять храмов, а другие пять, в связи с обвинением в нарушении эдиктов, разрушить, и получает одобрение короля. Месяц спустя в Беарне уже не остается протестантских храмов.

Тот же Фуко вскоре придумывает «обращения в результате публичных обсуждений». Видных представителей так называемой Religion Pretendue Reformee («религии, именующей себя реформированной») собирают в каком-нибудь зале, где представители власти, сам Фуко или местный епископ, или, в отсутствие последнего, главный викарий, или командующий местными военными силами, оглушают их обещаниями и угрозами. Если еретики упорствуют, к ним посылают драгунов. Таким образом, Фуко может заявить, что с июля добился двадцати двух тысяч обращений и теперь, по его расчетам, в Беарне остается не более тысячи гугенотов.

Вдохновленные «успехами» Фуко, все прочие интенданты начинают действовать теми же методами. Уведомленный о том Версаль запрещает это подражание ему. Бесполезно… Благодаря поддержке подстрекаемых духовенством фанатически настроенных масс они чувствуют себя неуязвимыми. И происходит невероятное: приказания Людовика, первого из абсолютных монархов, не исполняются. Административная машина не отвечает на команды.

Подтверждение тому - удивительное письмо Лувуа от 8 ноября, адресованное Фуко, где всесильный министр, перед которым трепещет вся Франция, вынужден притвориться кротким ягненком: «Король получает каждый день прошения дворян вашего департамента с жалобами на то, что вы, не ознакомившись с их грамотами и даже не потребовав представить оные, включаете их в список облагаемых тальей. <…> В связи с этим я получил от его величества распоряжение потребовать от вас объяснений касательно сделанного вами в отношении этих жалоб и еще раз напомнить вам о том, что государь неоднократно просил меня уведомить вас от его имени о запрете что бы то ни было предпринимать без его разрешения. <…> Если сие не заставит вас быть более сдержанным, я буду вынужден умолять его величество поручить написать вам о его требованиях тому, кто внушает вам больше доверия и кого вы дадите себе труд в подробностях уведомить о своих действиях».

А в этот момент эдикт Фонтенбло, отменяющий Нантский эдикт, уже рассылается по провинциям.

Вот уже 300 лет историки пытаются выяснить, кто подтолкнул короля к этому решению, ибо известно, что Людовик не один год консультировался со своими советниками, прежде чем решиться на этот шаг. Сейчас главным виновником считают старого канцлера Мишеля Летелье, отца Лувуа. Предполагают, что отец и сын действовали заодно и Лувуа скрывал от своего господина информацию, которая могла бы заставить его задуматься. «В королевстве всё идет прекрасно, протестантов больше нет», - твердило на все лады ближайшее окружение короля, однако никто не верил в искренность этих принудительных обращений в католичество.

Еще Сен-Симон писал по этому поводу: король «…поминутно получал списки отрекающихся и принимающих причастие; он утопал в бесчисленных святотатствах, полагая, что они есть результат его благочестия и его власти, и никто при этом не осмеливался сказать ему, что все об этом думают на самом деле».

Конде, удалившийся к себе в Шантийи, знал о ситуации много больше, чем его кузен Людовик.

Эдикт Фонтенбло провозглашал: поскольку протестантство «угасло» во Франции, запрещается отправление протестантского культа в королевстве. Храмы будут разрушены. У пасторов имеется две недели, чтобы сделать выбор между отречением и эмиграцией. Последним приверженцам протестантства запрещено покидать королевство; после задержания мужчины, нарушители этого приказа, будут отправлены на галеры, а женщины - в монастырь.

Популярность Людовика в это время выше, чем когда-либо. Волны всеобщих восхвалений бьются о стены Версаля. Тон задает мадам де Севинье: «Никогда ни один король не совершал и не совершит ничего более славного». Всех оставил позади Боссюэ, когда в январе 1686 года в надгробной речи, посвященной памяти канцлера Летелье, умершего 30 октября предшествующего года, произнес, что Людовик превзошел Константина, Феодосия, Марциана и Карла Великого. Парижская чернь устремилась в Шарантон, чтобы разрушить храм и выкинуть из могил тела умерших, покоящихся на прилегающем к нему кладбище.

По приблизительным оценкам, между 1679 и 1730 годами около двухсот тысяч протестантов тайно выехали из Франции в Соединенные провинции, Пфальц, Англию, Швейцарию, Померанию, Бранденбург и Капскую колонию в Южной Африке. Эта эмиграция затронула преимущественно элиту королевства, то есть большинство предпринимателей и опытных ремесленников, отъезд которых нанес большой урон нации. Самые непримиримые из тех, кто остался, измученные преследованиями, объединяются для борьбы. Севенны опустошаются, и репрессии усиливаются. По-прежнему безжалостный Лувуа требует «брать поменьше пленных, большинство убивать на месте, не щадя ни мужчин, ни женщин». Провал «объединения» - Людовик называл «объединившимися» якобы обратившихся в католичество протестантов - очень быстро становится очевидным. Несмотря на все старания приближенных скрыть от короля реальность, ему довольно быстро всё становится ясным; но похоже, он смиряется с происходящим, хотя и не одобряет творимых от его имени жестокостей и неоднократно рекомендует выказывать снисходительность к непокорным. Спустя достаточно много времени после принятия ошибочного решения, в 1698 году, за два года до конца века, он вновь обратится к интендантам с призывом воздерживаться от жестокостей по отношению к «новым католикам», которые отказываются слушать мессу.

Вобан, и не он один, задолго до 1685 года понял, к чему приведет эмиграция гугенотов. Выступая по поводу углубления канала Двух Морей, уже в 1679 году он с досадой указывает на значительное уменьшение числа специалистов и квалифицированной рабочей силы и дестабилизацию обстановки в этом до недавнего времени спокойном краю. Он составляет «Мемуар о необходимости возвращения гугенотов», где предлагает вернуться к Нантскому эдикту и сожалеет о бегстве людей и капиталов.

Провал очевиден, несмотря на неиссякаемый энтузиазм духовенства и большей части населения. Вплоть до конца этого царствования Франция дает впечатляющую картину единения вокруг нации своего короля, и историки считают, что отмена Нантского эдикта в 1685 году многократно оное усилила. Соответствующее духу времени стремление каждой страны к религиозному единству требовало этой отмены. Исходя из принципа Cujus regio, ejus religio, некоторые из них считают, что протестанты признали бы легитимность этого принципа, если бы им позволили уехать.

Из книги Моя жизнь автора Ганди Мохандас Карамчанд

XI Отмена системы контрактации рабочих Покинем на время ашрам с его внутренними и внешними бурями и вкратце коснемся другого вопроса, который привлекал мое внимание. Законтрактованными назывались рабочие, эмигрировавшие из Индии для работы по контракту, заключенному на

Из книги Микеланджело Буонарроти автора Фисель Элен

Очередная отмена заказа 10 марта 1520 года кардинал Джулио пригласил Микеланджело во дворец Медичи. Атмосфера была грустной, они встретились на выходе из часовни, где кардинал проводил поминальную мессу в первую годовщину смерти юного Лоренцо Урбинского152, который

Из книги Протяжение точки автора Балдин Андрей

ОТМЕНА НАКАЗАНИЯ Часто присутствие в нашей жизни некоего незаметного правила (мы живем «правильно», но сами того не замечаем) подтверждается задним числом. Мы не задумываемся о том, что наша жизнь подчинена определенному закону, и различаем его действие только после

Из книги Записки. Из истории российского внешнеполитического ведомства, 1914–1920 гг. Книга 1. автора Михайловский Георгий Николаевич

Отмена Лондонской декларации 1909 г. Однако наша Юрисконсультская часть была законодательной лабораторией в вопросах, касавшихся не только неприятельских подданных, но и военного законодательства в международно-правовом смысле слова. Так, например, область

Из книги Воспоминания (1915–1917). Том 3 автора Джунковский Владимир Фёдорович

Отмена наступления. Переход наш опять в 10-ю армию Вечером совершенно неожиданно получили известие, что 35-му корпусу приказано срочно выступить – оказалось, его передвинули на юг на поддержку наступавшей южной армии, нас же оставили на месте и перевели из 4-й опять

Этот документ занесут во все учебники европейской истории. В апреле 1598 г. (предположительно 30-го числа) Генрих IV Бурбон издает «Эдикт в пользу тех, кто исповедует так называемую реформированную религию», положив конец эпохе религиозных войн между католиками и гугенотами-протестантами. Последствия этого шага для Франции трудно переоценить, хотя, как это обычно бывает, потомки привносят свои смыслы и свои резоны. Реально Нантский эдикт, данный королем на века, не продержался и столетия. Он не спас гугенотов от взятия их форпоста – Ля-Рошели войсками кардинала Ришелье, а в 1685 г. его и вовсе отменил никто иной как внук короля-гугенота Людовик XIV, отправившего в изгнание более ста тысяч французских протестантов. Давайте познакомимся поближе с этим и впрямь незаурядным образцом мудрой и дальновидной политики основателя династии Бурбонов, на своей шкуре испытавшего превратности религиозных распрей. Генрих переходил в католичество дважды: по принуждению в 1572 г., едва оставшись живым в резне Варфоломеевской ночи, и в 1593 г., оставшись наследником французского трона после последнего Валуа. Гугенота никогда не короновала бы католическая церковь. Бурбон сделал выбор в пользу религии большинства французов, произнеся историческую фразу: «Париж стоит мессы».

Оригинал и списки

Сам документ, представлявший собой договор короны с протестантами, подписанный в двух экземплярах, не сохранился. Протестантская копия хранилась в Ля-Рошели и погибла при пожаре во время взятия крепости. След королевской теряется. Текст эдикта сохранился в двух аутентичных списках той эпохи: один, находящийся в Национальном архиве, был сделан для парижского парламента, который после долгих препирательств с королем Генрихом, ратифицировал его в 1599 г. в несколько усеченном виде. Другая копия, более полная, по которой сегодня воссоздаваем оригинал Нантского эдикта, была обнаружена в Библиотеке города Женевы, где нашли прибежище многие французские протестанты после отмены эдикта. Записи библиотеки не сохранили имя того, кто передал свиток на сохранение, предположительно, он появился в архиве в начале XVII Iв. Тексты обоих списков не полностью идентичны. Имеет место и расхождение в дате подписания эдикта: кое-где она указана как 13 апреля, в других местах – 30 апреля. По традиции, эдикты – законодательные акты личного волеизъявления монарха не датировались. На обоих спиках есть разные отметки, заверенные секретарями и нотариусами королевства. Кстати, и привязка эдикта к Нанту верна, как утверждает французский сайт http://www.herodote.net , лишь «на три четверти»: документ составлялся командой королевских и протестантских переговорщиков в городе Анжер, ставке короля, откуда он руководил подавлением последнего католического очага сопротивления своему воцарению на французском престоле в Бретани, столицей которой в то время был город Нант. Одержав победу над губернатором Бретани герцогом де Монкёром скорее силой духа, чем силой оружия, 13 апреля Генрих отправился в Нант, где как триумфатор поспешил вернуть долг своим бывшим единоверцам. Однако, история не сохранила подробностей провозглашения эдикта и, вопреки традиции, он не был оглашен в Нантском замке герцогов бретонских, как иногда указывают источники. Возможно, документ, который мог не на шутку разозлить католическую Бретань, был подписан втихую. Тем паче, что и вторая сторона – те, в пользу кого был принят эдикт – в целом, были им неудовлетворены, считая, что заслужили от монарха, которому помогали в борьбе за престол, гораздо бОльших привилегий.

Утверждение принципа свободы совести

В интернет-источниках и многих популярных исторических работах пишут о «равноправии» между католиками и гугенотами, провозглашенном в эдикте. Это неверно. В первых параграфах объявляется, что католичество – главная религия Французского королевства. Напомним, что в течение всего XVIвека – века религиозных распрей — на религией населенного пункта и целой провинции была религия местного феодала. Так, родной край Генриха IV — Беарн был протестантским, потому что мать Генриха Жанна д’Альбре была яростной гугеноткой и – королевой Наварры. Эдикт велел восстановить католицизм всюду, откуда он был таким образом «изгнан». Преследование гугенотов запрещалось, но RPR (от франц. «так называемая реформированная религия») разрешалась отнюдь не везде. В пяти крупнейших городах, в том числе, Париже, равно как при самом дворе, в армии и народном образовании отправление протестантского культа было запрещено. Это можно было делать в строго оговоренных местах и случаях: например, если сеньор, держатель судебной власти, исповедовал RPR, — в его частных часовнях или храмах, построенных на его владениях, в городах и селах, где протестантизм исповедовался публично до 1580 г. или в новых местах, которыми могли быть «вторые по значению города судебных округов байи». В 56 «особых» или «секретных» артикулах Эдикта были перечислены конкретные города и владения и особенности их конфессиональной принадлежности.

Чтобы правосудие отправлялось и оказывалось нашим подданным без всякого пристрастия, ненависти или благоволения, ибо оно является одним из важнейших средств для поддержания мира и согласия…

Для оправляющейся после почти полувековых религиозных войн страны важно, что эдикт начинается с провозглашения амнистии всем, совершившим преступления кровопролития. Однако, самое главное достижение эдикта, его принципиальная новизна – это постепенное вытеснение этого территориального конфессионального принципа принципом личной свободы совести. Генрих IVделал ставку не на религию и не на происхождение человека, а на его полезность стране, его преданность монарху, личные качества. Эдикт отменяет запрет гугенотам занимать придворные и общественные должности. Король дает пример подданным: его интендант финансов, мотор экономических реформ, верный сподвижник Максимильен де Сюлли – протестант, не поменявший веру вслед за Бурбоном. Протестанты получают свободу на отправление культа в вопросах брака, крещения, погребения. Детей семей одной религиозной принадлежности запрещено обращать в другую вопреки воле родителей. Эдикт запрещает дискриминацию по религиозному признаку при приеме студентов в университеты и оказании услуг домов призрения и больниц для бедняков. Более трети статей эдикта регулируют юридическую и судебную практиу. При парижском парламенте, согласно воле короля, быть учреждена «Палата эдикта» из 16 советников, где свои места получают и протестанты, для рассмотрения вопросов, находящихся в юрисдикции эдикта. Наконец, неотъемлемой частью нового закона стали две жалованные грамоты — «О пасторах» и «О гарнизонах». Это были личные гарантии короля бывшим единоверцам, подписанные еще до самого эдикта. На поддержание пасторского корпуса король выделял 45 000 экю. Грамота о гарнизонах закрепляла за протестантами так называемые «места безопасности», удерживаемые ими еще по эдикту 1570 г. (примерно 140 населенных пунктов). Расходы на их охрану и содержание в размере 180 000 экю также покрывала казна Его Величества. Но по истечении восьми лет они должны были перейти под власть короля. Кстати, на это ссылался Людовик XIII, отправившийся на завоевание Ля-Рошели в 1628 г. По закону того времени, монарх должен был ратифицировать свои эдикты в органах местного самоуправлениях – парламентах. Это нелегко далось вчерашнему гугеноту. В течение года Генрих пробивал свой эдикт: склонял, уговаривал, угрожал. Но благодаря эдикту Генрих IV смог опереться на «своих протестантов», которые угрожали оставить короля без поддержки в случае объявления войны Испанией. Первый Бурбон закончил войну внутреннюю и войну внешнюю одновременно: через 3 дня после эдикта был подписан Вервенский мир, остановивший испанскую католическую интервенцию. Великий король смог приступить к мирному строительству страны, в которой, как он мечтал, «каждый крестьянин по выходным будет иметь курицу в супе».

Недолгий век эдикта

Современный историк и политик Пьер Жокс, выходец из протестантской семьи, утверждает, что Нантский эдикт не столько закладывал основы религиозного плюрализма, сколько открывал дорогу усилению и централизации королевской власти. По крайней мере, именно так и получилось: и сын, и внук Генриха вопреки постоянной глорификации первого Бурбона вели свою религиозную политику отнюдь не в духе Нанта. Людовик XIII со своим могущественным первым министром — кардиналом Ришелье завоевал оплот протестантов Ля-Рошель. Правда, надо отдать им должное: преследования гугенотов не возобновились. А вот Людовик XIV отменил эдикт, силой и угрозами заставив каждого французского протестанта выбирать между своими убеждениями и имуществом, положением в обществе и личной безопасностью. Характерно, что в преамбуле к документу, отменяющему эдикт, внук Генриха IV напишет, что делает это … за ненадобностью оного. Ведь эдикт великого деда был переходной мерой ради безопасности королевства, безопасность восстановлена, и все добрые подданные уже приняли католичество — а «кто не спрятался, я не виноват»… Франция потеряла около ста тысяч подданных, часть из которых вместе со своими капиталами нашла приют в Швейцарии, умело пустившей в обращение гугенотские деньги. Но протестантизм не был изгнан окончательно. В середине XIX в. протестанты составляли около 22% населения страны: помимо вновь присоединенного Эльзаса традиционно сильными были позиции кальвинизма на всем Юго-западе — от Монпелье до Нарбонны.

Несмотря на то, что благие намерения Нантского эдикта в краткой персепктиве остались скорее намерениями, это был беспрецедентный документ, который заложил основы межконфессионального мира и шире – отношениям между большинством и меньшинством.

Источники: Pierre Joxe. L’édit de Nantes: réflexions pour un pluralisme religieux, Pluriel , Paris 2011 http://www.ville-ge.ch/bge/bibliotheque_numerique/edit-de-nantes.html

Век Нантского эдикта , утвержденного в 1598 году и даровавшего французским протестантам равные права с католиками, оказался недолог — в 1685 году отменил его.

Нантский эдикт - закон, даровавший французским протестантам-гугенотам вероисповедные права. Издание эдикта завершило тридцатилетний период Религиозных войн во Франции и положило начало столетию относительного межконфессионального мира, известного как «Великий век». Эдикт был составлен по приказанию французского короля Генриха IV Бурбона и утверждён в Нанте. Отменён Людовиком XIV в 1685 году.

Почти всю вторую половину XVI века Францию сотрясали религиозные войны (всем известная Варфоломеевская ночь, открывшая четвертую из них, как раз относится к этой эпохе). Краткие периоды затишья сменялись военными действиями, по стране бродили армии католиков и гугенотов (так здесь называли кальвинистов), никто не хотел уступать, народ изнемогал.

Принятие Нантского эдикта

К концу столетия всем стало ясно, что это противостояние превращается в дурную бесконечность, и король Генрих IV, в недавнем прошлом один из лидеров гугенотов, в 1593 году принявший католицизм, в 1598 году подписал в Нанте эдикт о веротерпимости, по условиям которого кальвинисты оказались уравнены в правах с католиками, получивший у историков название Нантский Эдикт , по названию города где был принят.

По условиям Нантского Эдикта гугенотам разрешалось иметь собственные военные силы; король оставил в их руках около 200 крепостей и замков — как он сам заявил, на случай, если его преемникам вздумается вновь притеснять гугенотов.

Генрих IV как в воду смотрел. Ибо чем хороша абсолютная власть для ее носителя? Правильно: тем, что монарх вправе как принимать любые законы, так и отменять их. Впрочем, положения Нантского эдикта с большим или меньшим успехом действовали почти на протяжении столетия.

Отмена Нантского эдикта

В 1620-х годах, при Людовике XIII, возобновились военные стычки на религиозной почве (вспомним «Трех мушкетеров»), но были быстро «умирены» — с некоторой модернизацией Нантского эдикта в пользу католиков. Людовик XIV в начале 1660-х годов, то есть когда стал не номинальным, а реальным правителем Франции, еще говорил о необходимости придерживаться положений Нантского эдикта как гарантии мирной гражданской жизни, однако вся его дальнейшая деятельность шла вразрез с этим утверждением.

Статьи договора последовательно отменялись или переписывались — до тех нор, пока король в 1685 году не объявил о том, что отныне Нантский эдикт утрачивает свою правовую силу — под тем предлогом, что «лучшая и большая часть наших подданных, называвших себя реформатами, с радостью вернулась в лоно католической Церкви» (это была ложь).

Эдикт об отмене Нантского эдикта подготовил канцлер Мишель Летслье, убежденный противник протестантизма. Начался массовый исход гугенотов из Франции.

Февраль 15, 2014

Нантский эдикт — это особое королевское постановление, которое было провозглашено в 1589 году в городе Нанте. Согласно этому эдикту протестанты получали равные с католиками гражданские права; им позволялось публично отправлять свои богослужения, а в качестве гарантии их свобод была сохранена вся гугенотская военно-политическая организация — регулярные ассамблеи, крепости, гарнизоны.

Что предшествовало изданию Нантского эдикта?

Династия Валуа, правившая во Франции с 1328 года, медленно угасала. Один за другим отправились в могилу четыре сына короля Генриха II, из которых трое, Франциск, Карл и Генрих, поочередно занимали французский трон.

Когда стало понятно, что у последнего короля династии — Генриха III Валуа (1574—1588 гг.) не будет прямых наследников, встал вопрос о передаче власти. Наиболее вероятным претендентом на престол являлся потомок третьей ветви рода Гуго Капета (первые две — собственно Капетинги и Валуа) — Генрих Бурбон, король маленькой Наварры.

Единственной проблемой для государства, охваченного религиозными войнами, была вера, исповедуемая претендентом на корону. Дело в том, что Генрих Наваррский был протестантом. Однажды он уже переходил в католичество, но чтобы объединить вокруг себя гугенотов, Генрих вернулся в протестантизм.

Лотарингские герцоги Гизы, также имевшие виды на корону Франции, использовали религиозную рознь, чтобы помешать Бурбону стать королем. Когда Генрих III был убит фанатиком-монахом (1588 г.), назначенный им наследником Генрих Наваррский столкнулся с противостоянием сплотившегося лагеря сторонников римской церкви, объединенных в «Католическую лигу», а также многочисленных отрядов иностранных наемников, грабивших и разорявших страну, и испанскими войсками, призванными на помощь Гизами, занявшими столицу.

«Париж стоит обедни!» — решил наваррский король и принял католичество. Таким образом ему удалось примирить два враждующих лагеря, поскольку протестанты все еще смотрели на него как на своего вождя, а для католиков он стал единоверцем. В 1594 году Париж открыл ворота новому королю, признав его законным монархом под именем Генриха IV.

Генрих поспешил закрепить свое положение, окончательно примирив противников и прекратив кровопролитную гражданскую войну. Вельмож — как католиков, так и гугенотов, признавших его, — он наделил щедрыми наградами в виде губернаторств, пенсий, придворных должностей, городов и провинций.

Еще в 1589 году в городе Нанте было провозглашено особое королевское постановление, известное как Нантский эдикт. Согласно этому эдикту протестанты получали равные с католиками гражданские права; им позволялось публично отправлять свои богослужения, а в качестве гарантии их свобод была сохранена вся гугенотская военно-политическая организация — регулярные ассамблеи, крепости, гарнизоны.

Отмена Нантского эдикта

Эта политическая организация гугенотов была ликвидирована лишь при сыне Генриха IV — Людовике XIII, когда управлявший королевством кардинал Арман-Жан дю Плесси Ришелье разрушил последний оплот протестантизма — крепость Ла-Рошель, не отменив, однако, их свободного вероисповедания.

Лишь с ослаблением Реформации и усилением влияния церковного клира реакционным католическим кругам удалось в 1685 году добиться отмены Нантского эдикта и запрещения во Франции протестантизма.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Происхождение восточного гороскопа Происхождение восточного гороскопа Дуа от порчи и сглаза — как использовать для снятия колдовства Дуа от порчи и сглаза — как использовать для снятия колдовства Реферат Реферат "основные сражения второй мировой войны"