Висячие сады в хайфе израиль. Бахайские сады в хайфе

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Бахайские сады находятся в северной части Израиля, в третьем по величине в стране городе-порте Хайфе. Именно в этом месте на склоне горы Кармель располагается главная достопримечательность города, приравниваемая к восьмому чуду света – Сады бахаи.

Эти сады, прежде всего, представляют собой 19 декоративных террас, в виде девяти окружностей обрамляющих бахайские святыни – главный храм Бахаев, а также комплекс из административных зданий. В это единый комплекс также по традиции включают прошедший восстановление исторический квартал, принадлежащий колонии немецких тамплиеров. Это фактически 85 домов, которые тамплиеры построили в 1875 году. Все эти дома имеют довольно-таки характерные красные крыши.

Висячие сады, которые в полном смысле слова буквально «стекают» по склону горы Кармель, полностью отображают бахайскую религиозную доктрину, сутью которой являются всеобщие любовь и гармония. Их внешний вид очень напоминает волны, расходящиеся вниз от храма. Выполнены террасы в основном в персидском стиле – кустарники и деревья искусно подстрижены, аллеи идеально ухожены, а цветы в газонах и цветниках цветут практически круглый год.

На всей территории садов можно насчитать порядка 450 различных видов растений, причем некоторые из них настолько древние, что использовались еще со времен Соломона. Например, иерусалимская сосна – это высокое дерево, кора которого имеет оттенок или пепельного, или бурого цвета. Или же маслина (олива) – это вечнозеленое дерево, обильно плодоносящее. Надо сказать, что маслины ценились высоко еще с давних времен, поскольку масло, выжимаемое из них, всегда прекрасно продавалось. Олива же всегда считалась символом Божьего благословения, обновления и мира. Из веток этого дерева обычно строились шалаши в праздник Кущей.

Оливковые рощи с незапамятных времен всегда разводили и самые простые люди, и цари. Из маслин также выжимали масло, употребляемое для Скинии, для помазания царей и первосвященников. Дуб в Израиле по традиции называют вечнорастущим деревом, поскольку, даже если его основной ствол засыхает и гибнет, то из-под его корня пробиваются новые молодые отростки. Еще одним интересным растением Базхайских садов является Рожковое дерево – вечнозеленое и ветвистое. Его плоды в давние времена заменяли беднякам хлеб, поэтому другим его названием является хлеб Святого Иоанна. Согласно библейским повествованиям Иоанн Креститель в пустыне питался именно плодами этого дерева. Еще в древности из рожков умудрялись готовить вино, к тому же они прекрасно шли на корм скоту.

Еще одним необычным деревом, растущим в Бахайском саду, можно назвать Сикомору или египетскую смоковницу, описанную в Библии. Это широкое и ветвистое растение, имеющее широкие зеленые глянцевитые листья. Его плоды ценятся необычайно высоко. Поскольку сикомора обычно дает густую тень, то ее старались сажать непосредственно возле дороги, для того чтобы путники могли под ней отдохнуть. Вообще территория Иудеи с давних времен была богата на эту породу деревьев, у которых было множество названий – смоковница, смоква, инжир (фиговое дерево). Поскольку тень у смоковницы чрезвычайно густая, то на востоке это дерево считается символом благополучия.

Что касается пальм, то их изображение служило на древних еврейских монетах символом Иудеи. Мирт – тоже вечнозеленое дерево, вечно благоухающее. Мирт, миндальное дерево, тамарикс, эвкалипт, лантана, араукария – все эти удивительно прекрасные деревья тоже произрастают в Бахайских садах. Растущие в садах деревья и флора удивительным образом гармонируют с каменными фонтанами на всех уровнях садов и изумительными скульптурами. И в то же время, несмотря на то, что сады являются творением человеческих рук, он кажутся настолько естественными, что создается впечатление, будто бы они родились из недр Кармельских гор.

Близкое знакомство с этим удивительно прекрасным садово-парковым ансамблем, как правило, начинается с самой верхней из террас. А оттуда уже по каменным ступеням посетители начинают очень приятный спуск. По обеим сторонам от лестницы струится вода, а зеркальная поверхность водоемов отражает небесную лазурь. Фонтаны не только придают садам величие и изысканность, но и приносят приятную свежесть. Однако, как и на всей территории Израиля, воду здесь расходуют очень экономно – буквально все, что выливается из фонтанов, стекает вниз по желобкам, а потом, пройдя фильтрацию, вновь поднимается наверх и так до бесконечности.

Над созданием Бахайского комплекса пришлось потрудиться в течение целых 10 лет. Архитектором террас был Фариборс Сахба, прославившийся своим знаменитым храмом Лотоса в Нью-Дели. Средства на возведение садового ансамбля в размере 250 миллионов долларов поступили от добровольных пожертвований Всемирной общины бахаитов. Обслуживают сады волонтеры, приезжающие сюда на год или два из разных стран мира. Постоянными сотрудниками являются только 90 садовников, поскольку их работа очень специфична и требует большого усердия. Почти все они считают, что для них обслуживание садов является процессом бахайской молитвы.

В самом центре террас располагается ее ключевой символ – храм с 40-метровым позолоченным куполом, впечатляющий своим архитектурным совершенством. Его форма напоминает девятиугольную звезду – символ бахайской веры. В этом храме покоятся останки основателя бахайской веры - Баба. Строительство самого храма-усыпальницы было завершено в 1953 году.

Вообще лестница, ведущая к храму-усыпальнице, называется «Путем королей». Согласно верованиям бахаев по ней должны подняться главы всех мировых правительств и заключить долгожданный мир на всей земле. Тогда на всем земном шаре установятся спокойствие и порядок. В ночное время аллея светится огнями ярких гирлянд, а бассейны освещает золотая подсветка.

Чтобы посмотреть на это восьмое чудо света в Хайфу каждый год собираются десятки тысяч туристов. Но, чтобы познакомиться с ними поближе, надо сначала пройти строгий контроль внешности, к тому же существует строгий запрет на пользование мобильными телефонами, жевательными резинками и любой едой. И еще – в храм вы пройти не сможете, в него допускаются только члены бахайской общины. Попасть на территорию Бахайских садов можно только с утра и только в составе экскурсионной группы, которую будут сопровождать местные охранники. Вход в Бахайские сады является бесплатным.

Считаются главной достопримечательностью города. Их обязательно должен посетить каждый турист. И не потому, что это место является самым посещаемым или всемирным центром малознакомой нам религии и культуры, а в первую очередь, потому, что здесь невероятно красиво. И сказать так – это ничего не сказать. Описать впечатление, которое производит это место невозможно, от окружающей красоты просто дух перехватывает.

Бахайские сады – это место паломничества последователей религии Бахаи. Здесь разместился и Всемирный центр Бахаи. Эта религия является очень молодой, однако по распространению по миру она занимает второе место – более чем в 180 странах. Она насчитывает более 5 млн приверженцев и является абсолютно самостоятельной религией. Отсчет ее истории начался с 1868 года, когда основатель новой веры Бахаулла (Слава Божья) прибыл в в качестве заключенного из Багдада (сейчас Ирак). Именно за объявление себя посланником Бога, он и был приговорен властью Османской империи к пожизненному заключению. Бахаулла родился в Персии (сейчас Иран) в аристократической семье. Он отказался от своих постов и богатств и одним из первых стал последователем Веры Баби, созданной Бабом в Иране и проповедующей уход от законов Корана и шариата к новым демократическим принципам равенства всех людей. Баб предсказывал появление Мессии, кем и считают Бахауллу его последователи (бахаи) и причисляют его к Богоявлению в наше время. Баб тогда был казнен за свои проповеди, а все его последователи подверглись преследованию, в том числе и Бахаулла.

Находясь в заключении в Акко, Бахаулла мог встречаться со своими единомышленниками и продолжал проповедовать свое учение. Постепенно оно распространилось далеко за пределы Ближнего Востока в Европу и Америку. В 1892 году Бахаулла умер и был похоронен недалеко от Акко. Его учения продолжил сын Абдул-Баха (Слуга Баха), а затем правнук Шогги Эффенди Раббани (Хранитель Веры Бахаи), которые были назначены единственными толкователями этого учения. Они распространяли новую религию по миру, перевели писания на другие языки, установили администрацию бахаи. С 1963 года существует коллегиальный выборный орган – Всемирный Дом Справедливости, который руководит делами всего сообщества бахаи.

Бахаи проповедует единство бога и религий, кстати, по аналогии с исламом – любая религия откровения. Они верят в жизнь души после физической смерти тела, которая затем путешествует к Богу. И в зависимости от того, попадет душа к нему или нет, и определяется традиционными для нас терминами как существование души в раю или в аду. Человек, по их учению, за свою жизнь должен духовно развиваться и окрепнуть морально, что возможно только через отношение с Богом. Этому способствуют ежедневные молитвы, изучение священных писаний, медитации, отказ от фанатизма, алкоголя и наркотиков, а также обязательна какая-то реализация в обществе для служения человечеству. У бахаи нет священников, истину они постигают самостоятельно. Брак для них считается священным.

Первый Храм Бахаи был построен в Ашхабаде в начале 20 века. А в России в это время насчитывалось несколько бахайских общин.

После смерти Бахауллы центр веры был окончательно закреплен здесь, в Израиле. Сюда были перевезены останки Баба и погребены в усыпальнице на склоне горы в 1959 году. Затем над мавзолеем возвели надстройку из мраморных колоннад с позолоченным куполом по замыслу канадского архитектора Уильяма Максвелла. Рядом с усыпальницей впоследствии построили здание, в котором сейчас размещается Всемирный Дом Справедливости. Немного позднее ним было принято решение построить к усыпальнице путь для паломников бахаи в виде террасных садов, которое воплотил в жизнь другой канадский архитектор Фариборз Сахба. С 2001 года вся общественность Хайфы и многочисленные туристы могут наслаждаться красотами Бахайских садов, фото которых является визитной карточкой города.

Уникальность садов заключается в их дизайне, продуманном до мельчайших деталей. Архитектурный стиль объединяет в себе утонченные традиции востока и западные пропорции. В нем настолько гармонично сочетаются все природные компоненты: земля, вода, свет, растения, камни, что создается впечатление нахождения в раю. Путь к мавзолею Баба представляет собой лестницу, состоящую из 19 террас. Как раз по середине находится сама усыпальница, к ней ведут 9 террас снизу и 9 сверху. Такое количество ступеней неслучайное, числа 9 и 19 являются священными для Бахаи. Посетители могут только спускаться по террасам, а паломники подниматься. Правая и левая части садов абсолютно симметричны друг другу, что символизирует один из принципов учения – равноправие мужчин и женщин.

Строительство Бахайских садов Хайфы обошлось Всемирному центру Бахаи в 250 млн. долларов. За всей этой роскошной красотой круглый год ухаживают профессиональные садовники с участием добровольных помощников из последователей Бахайской веры. Все расходы оплачиваются за счет пожертвований исключительно последователей Бахаи, другие пожертвования не принимаются. Посетить сады можно каждый день абсолютно бесплатно, а в определенное время проводятся организованные экскурсии на иврите, английском и русском языках. Чтобы наилучшим образом запечатлеть Бахайские сады, фото следует делать с самого нижней террасы или сверху. Не менее захватывающее зрелище можно наблюдать после захода солнца, когда все террасы садов и мавзолей подсвечены многочисленной разноцветной иллюминацией.

Бахайские сады и Акко с 2008 года находятся под охраной ЮНЕСКО и являются первой достопримечательностью, попавшей в реестр Всемирного Наследия, связанной с современными религиозными традициями. А сама Община Бахаи получила признание ООН как неправительственная организация и сотрудничает с Экономическим советом ООН и ЮНИСЕФ.

Если Вы еще не посетили Бахайские сады, подскажет, как туда добраться.

Самое популярное место в Хайфе – это Бахайский храм. Хотя если следовать религиозным канонам, это не место для богослужения и не храм. Это потрясающий архитектурный комплекс, в который включены каскад великолепных садов, здание администрации и усыпальница основоположника религии бахаев – Баба (по-арабски «Врата»). Бахаи сами избегают такого слова, как «храм», и используют эвфемизм – «святое место».

Архитектор

Архитектор террас – Фариборс Сахба . Он получил известность, когда спроектировал знаменитый храм Лотоса в Нью – Дели. Он привлекает посетителей на много больше, чем Тадж-Махал.

По словам архитектора, это уникальное место с особой аурой. Его главная задача – заставить посетителя подумать, что это место необычное, в нём есть что – то особенное.

Весь бахайский комплекс строился десять лет. Его стоимость обошлась бахайцам 250 миллионов долларов. Это добровольные пожертвования бахаитов со всего мира. Они мечтают, что вскоре народы всей земли объединятся в единой религии, которая будет миролюбивой и будет проповедовать терпимость ко всему, что живёт на земле.

Численность приверженцев бахаизма составляет пять миллионов человек. Они живут и содержат храмы только на средства, пожертвованные самими же бахаями. Интересный случай произошёл несколько лет назад. Хайфский муниципалитет выделил деньги на содержание комплекса – место привлекает множество туристов. Эти деньги для храма бахаи принять не могли, однако, они использовали их для реставрации ветхих старых домов, расположенных позади комплекса. Сейчас это самый престижный район города.

Как нужно себя вести внутри

Чтобы воочию увидеть сады, пронизывающие полгорода снизу доверху, в это место каждый год приезжают десятки тысяч туристов. Но не всё так просто для многочисленных туристов: их ждёт строгий контроль внешности, запрет на мобильные телефоны, жвачку и любую еду. Да и в храм всех не пускают – только членов бахайской общины.

Негодовать по этому поводу бессмысленно: Бахайский храм в Хайфе со своей территорией – это как отдельное государство, он не принадлежит Израилю, как не принадлежит Италии Ватикан. Попасть сюда можно лишь в определённое время дня (с утра) и лишь в составе группы, сопровождаемой местными охранниками.

До сих пор в Иране живёт крупнейшая община бахайцев – 350 тысяч человек. Известно, что у Израиля с Ираном нет дипломатических отношений и иранец, в паспорте которого есть въездной штамп в Израиль, рискует быть казнён на родине. С разрешения израильского государства сотни продолжателей дела Бахауллы тайно приезжают в Израиль из Ирана, причём на границе в их паспортных документах не ставится штамп о въезде в Израиль.

Бахайский храм потрясающе красив в любое время суток, но самое яркое впечатление он оставляет ночью. Если смотреть снизу – гору не видно. Светится лестница, освещён златоглавый храм, за ним лестница продолжается и уходит в небо…

Видео про Бахайские сады

Контактные данные

Дни и часы работы

  • Внутренние сады: каждый день с 9:00 до 12:00
  • Внешние сады: каждый день с 9:00 до 17:00

Основателем религии Бахаи является Бахаулла(1817—1892). Он почитается бахаи как последний из ряда «Богоявлений», который, помимо Бахауллы, включает Авраама, Моисея, Будду, Заратустру,Кришну, Иисуса Христа, Мухаммада, Баба и другие подобные фигуры.
Вера Бахаи́ (араб. «Баха» بهاء — «Слава») зародилась в середине XIX века и в настоящее время объединяет свыше 6 млн последователей по всему миру.
Главные темы учения бахаи — единство Бога, единство религий и единство человечества. Напоминая об аналогичных учениях прежних Богоявлений, Бахаулла заявляет, что существует только одна религия — «неизменная Вера Божия, вечная в прошлом, вечная в грядущем».
Концепция Бога в вере бахаи строго монотеистична и трансцендентна. Учение бахаи считает всякие попытки познать сущность Бога бесполезными.
Когда бахаи говорят, что все религии составляют одно целое, это не означает, что различные религиозные учения похожи друг на друга. Они верят, что существует одна вера, Вера в Бога, и все Посланники Бога раскрывали её сущность. Согласно доктрине бахаи, «Для бахаи индуистского происхождения Бахаулла является новой инкарнацией Кришны. Для бахаи, являющихся выходцами из среды христиан, Бахаулла воплощает обещание Христа возвратиться „во славе Отца“, соединить всех людей, чтобы были „одна паства и один пастырь»
Дети в семьях бахаи в 15 лет вправе выбрать любую религию, порой в одной семье бахаи один сын мусульманин, другой христианин, третий иудей. Жениться бахаи может на представители любого вероисповедания. Религиозная рознь полностью и абсолютно чужда им.

История.
23 мая 1844 года в персидском городе Ширазе молодой торговец Сиййид Али-Мухаммад, известный под именем «Баб» (араб. «Врата»), провозгласил скорое появление Посланника Бога, «ожидаемого всеми народами мира». Хотя, по Его словам, Он сам являлся носителем божественного откровения, Его главной целью было подготовить человечество к приходу нового Богоявления. Исламское духовенство враждебно встретило проповедь Баба и использовало своё влияние на правительство для организации преследования Баба и Его приверженцев. Баб был арестован, заключён в тюрьму и, наконец, 9 июля 1850 года расстрелян на площади в городе Тебризе. За период с 1844 по 1863 годы было казнено около 20 тысяч его последователей по всей Персии.
Для последователей религии Бахаи Баб является независимым Явителем Бога и одновременно Предшественником Бахауллы.

Бахаулла
Мирза Хусейн Али, уроженец области Нур, больше известный под именем Бахаулла («Божья Слава»), родился в 1817 году в аристократической семье, ведшей свой род от правящих династий времён имперского прошлого Персии и владевшей значительными богатствами и обширными землями. Отказавшись от придворных постов, положенных ему по происхождению, Бахаулла прославился своими щедростью и приветливостью, которые снискали ему любовь среди соотечественников.

Бахаулла стал одним из первых и, несомненно, самых ярких последователей Баба. Разделив судьбу многих бахаи после казни Баба, Бахаулла потерял всё своё имущество и владения, был заключён под стражу, подвергнут пыткам и выслан из страны. В 1852 году царское правительство России предложило политическое убежище Бахаулле, томившемуся в то время в тегеранской тюрьме Сиях-Чаль, однако он отказался от этого предложения, предпочтя вместо этого высылку в Ирак. В месте первой ссылки в Багдаде в 1863 году Бахаулла объявил, что он есть тот, чьё пришествие было обещано Бабом. Из Багдада Бахаулла был выслан сначала в Константинополь, затем в Адрианополь и, наконец, в Акко, куда он был доставлен в 1868 году.

В Адрианополе и в Акко Бахаулла написал ряд коллективных и индивидуальных обращений к правителям того времени, призвав их засвидетельствовать наступление Дня Божиего и признать Обетованного, предсказанного Писаниями исповедуемых ими религий. Он также советовал им примирить свои разногласия, сократить вооружения и принять систему коллективной безопасности, когда агрессия против одной из стран будет немедленно остановлена вмешательством объединённых сил всех остальных государств.
Он перенес останки своего предшественника в построенный в Хайфе мавзолей.

Бахаулла скончался 29 мая 1892 года в местечке Бахджи, к северу от Акко, и был там похоронен (Территория сегодняшнего Израиля). В то время его учение уже распространилось за пределы Ближнего Востока. Все бахаи при молитве обращаются к его могиле - это место возле Акко не так известно, как Бахайские сады, но является первым по святости местом для бахаи всего мира. Сады в Хайфе занимают второе место


Основные принципы вероучения Бахауллы
1.Признание общего источника и неопровержимого единства всех основных религий мира;
2.Самостоятельный поиск истины каждым верующим;
3.Отказ от всех видов предрассудков (расовых, национальных, религиозных, классовых, политических);
4.Признание того, что истинная религия всегда находится в гармонии с разумом и научным знанием;
5.Значимость и необходимость всеобщего образования;
6.Осуществление равноправия мужчин и женщин;
7.Устранение крайних форм бедности и богатства;
8.Установление федеральной системы мирового сообщества, основанной на принципах всеобщей безопасности и международной справедливости;
9.Необходимость для каждого индивидуума следовать высоким личным моральным принципам;
10.Всеобщий вспомогательный язык, с помощью которого люди разных народов свободно смогут понимать друг друга;
11.Последовательное создание новой мировой цивилизации на основе приоритета принципов духовности.
12.Отказ от фанатизма
13.Отказ от азартных игр
14.Отказ от употребления алкоголя или наркотиков. За исключением предписанного врачом.
У бахаи существует два типа молитв: обязательные и общие.

Существуют три ежедневные обязательные молитвы… Верующему дана свобода выбора одной из этих трех обязательных молитв, однако он должен читать ее в соответствии с теми конкретными наставлениями, которыми избранная молитва сопровождается.

У бахаи нет священников, каждый верующий постигает истину самостоятельно. Всякая работа, выполняемая в духе служения человечеству, рассматривается как богослужение. Свои храмы бахаи называют «Дома Поклонения», или Машрикуль-Азкар (с арабского «Место восхода хвалы Божьей»). Бахаулла повелел, чтобы в каждой местности, где проживают бахаи, был возведен храм с девятью входами и одним куполом, символизирующим единство религий.

Бахайские сады в Хайфе — это место, где вы не только сможете насладиться прекрасными живописными местами, но и почувствуете присутствие божественной любви и красоты во всем вокруг.

Добраться до входа в Бахайские сады можно только благодаря специальному скоростному фуникулеру, который поднимает наверх горы всех желающих. Поездка будет длиться минут 15 и включает 6 остановок. Местные жители называют это сооружение — «метро». Наверно потому, что подземный транспорт работает только в Хайфе.

Часы работы

Экскурсии в сад проходят каждый день с 9 до 17 часов, кроме среды. Также они закрыты в праздничные дни бахаи, в самый важный из иудейских праздников - Йом Киппур и в плохую погоду (но это не обязательно).

Только с верхней террасы, и исключительно с неё, начинаются все экскурсии. Дальше маршрут проходит по нисходящей каменной лестнице. А заканчиваются экскурсии возле Храма с золотым куполом. Следует отметить, что для туристов открыт вход только на 10 террас из 19. Вход в Усыпальницу разрешен только с 9 до 12 часов.

Для всех желающих посетить Бахайские сады открыто 3 входа в разных частях храма:

  1. Верхняя терраса и смотровая площадка.
  2. Усыпальница и несколько террас возле него.
  3. Нижняя терраса.

Длительность экскурсии 50 минут.

На русском языке бесплатные экскурсии проходят в понедельник, пятницу и субботу на 11 часов утра.

Бахайские сады в Хайфе - очаровательное и неповторимое место, но если вы желаете действительно увидеть великолепное зрелище - придите к воротам нижней террасы в ночное время суток. Пальмы, по обоим бокам подсвеченной лестницы, предают уступам какой-то мифичности, а светящийся золотом Храм просто завораживает.









Правила посещения садов в Хайфе

  • Планируя экскурсию по Бахайскому саду, не забудьте про соответствующую одежду. Вас не пустят на территорию с оголенными коленями, непокрытыми головой и плечами.
  • Гуляя прекрасными террасами с компанией, старайтесь не создавать много шума и громко разговаривать.
  • Пользоваться телефоном - табу.
  • Запрещается принимать пищу, даже жевать жвачку, во время прогулок по территории, но разрешено пить воду.
  • Постарайтесь не отставать от своей экскурсионной группы, иначе вас выведут охранники сразу за границы сада.
  • Если вдруг, вам захочется выйти на газон, чтоб там сфотографироваться — не делайте этого, ведь вас точно заставят покинуть эти прекрасные территории.
  • Вход только через специальную металлическую рамку.
  • Не допускается входить с животными.

История создания Бахайских садов

В ХІХ веке верующие разных религий ждали мессию. Христиане верили в пришествие второго Христа, а мусульмане — «Господа эпохи».

Все началось в мае 1944 года, когда молодой торговец Сийид Али-Мухаммад, называющий себя « Баб» (в переводе с арабского «Врата»), объявил о скором явлении Посланника Бога на земле. Он заявлял, что божественные откровения снизошли на него и активно их обнародовал.

В его учении главной идеей было единство всех религий и наций. По его словам религии должны не конфликтовать между собой, а объединиться в прославлении Бога для жизни в мире и согласии. Простой народ начал активно присоединяться к Бабе и его религии. Но исламское духовенство не поддержало Бабу, и объявило этого человека, а также всех его последователей - отступниками веры. Началось активное преследование и истребление всех причастных. Впоследствии было расстреляно около 20 тысяч человек, в том числе и сам Баба.

На этом гонения за последователями веры не прекратилось. Число же людей исповедующих веру бахаи становилось все большим.

Главным основателем веры и последователем Бабы называют Бахаулла. Этот человек родом из богатой семьи, а отец его был министром при дворе шаха в Персии. Еще мальчиком Бахаулл отличался мудростью и необыкновенными способностями. После смерти отца, отказавшись от предложенной ему почетной отцовской должности, Бахаулл отправился служить Богу.

Продолжая распространять веру Бабы, он помогал нищим и угнетенным, и этим сыскал любовь и славу окружающих. Местные власти, защищая собственную религию, отобрали у Бахаулла все его состояние и бросили его в тюрьму. В ужасных условиях, еле дыша от оков, пленник почувствовал, что на него снизошло откровение. Бахаулл понял, что является тем самым мессией, о котором говорил Баб и полностью принял свое предназначение в этой жизни.

После этого Бахаулл прошёл всевозможные испытания жизни: изгнание, голод, нищета, предательство и безосновательное заключение в тюрьму в Акке. Условия его заточения в этой тюрьме сначала были очень суровыми, но со временем стали мягче. Через некоторое время власти Израиля признали невиновность Бахауллы и выпустили его на свободу. Все это время он неотступно распространял свою веру.

Что такое бахайская вера

Слова Бахаулла были просты и понятны и основывались на таких постулатах:

  • Вера в Бога — первоисточник всех религий: так Бахаулл не призывал отрекаться от других религий, он говорил о межрелигиозном объединении, о цельности веры.
  • Единство всего народа, где люди выступают в роли овец, Бог их пастырь.
  • Вера в мир и справедливость: каждый житель Земли, своим доброжелательным отношением к ближнему, побуждает на такие же действия и свое окружение.
  • Религия, наука и прогресс – едины: открытия в науке и технике не должны осуждаться или отторгаться религией. В то время как исследования и разработки обязаны совершаться только во благо человечества и нести только гуманные, творящие добро и гармонию обретения.
  • Освобождение от каких бы то ни было предрассудков.
  • Равенство между людьми: стирание чрезмерного богатства и крайней бедности среди всего населения.
  • Равенство полов.
  • Обязательное всеобщее образование.

Так Бахаулл со своей семьей начали жить возле Акки. На деньги паломников начали возводиться храмы или «Дома поклонения», как их назвали бахаи. Эти сооружения должны иметь 9 входов и один купол, они символизировали единство всех религий мира.

Бахайский Храм

Еще при жизни Бахаулл выбрал место, где покоятся с миром останки Бабы. В Хайфе останки Бабы перезахоронили на склоне горы Кармен. Со временем было решено соорудить над усыпальницей мраморный купол. Планами постройки сначала заведовал старший сын Бабы, Абдул-Баха, ему и принадлежит основная идея формы усыпальницы. Затем доделывал планирование внук Бабы, Шонье Эфенди.

Всё это взялся воплотить в жизнь Уильям Максвелл — канадский архитектор. Благодаря таланту и изобретательности, он совместил прекрасную восточную культуру с западной точностью. Так появился на свет прекрасный храм с позолоченным 40-метровым куполом, стенами из итальянского мрамора и восхитительными гранитными колоннами. По форме здание является девяти-угольной звездой (символ бахайской веры). Само сооружение строилось на протяжении 14 лет. В 2008 году началась реставрация святилища, которая длилась 3 года.

Когда вы попадете внутрь усыпальницы, то будете удивлены скромности её оформления. Большой зал, пол которого застелен коврами, большое количество свечей и могила Бабы, отделенная от посетителей сетчатой завесой. Тишина и большое пустое пространство заставляют отойти от мирских забот и погрузиться в себя. Усыпальница открыта только три часа, но зайти внутрь может каждый желающий.

Что посмотреть в Бахайских садах

Хайфа стала духовным и административным центром веры бахаи.

Неподалеку от усыпальницы в 1957 году появилось здание Международного архива бахаи. Проектировал его Чарльз Реми, а землю для этой застройки купил Шоги Эффенди, который на то время был единственным «Хранителем Веры Бахаи». После его скоропостижной смерти все права перешли к Всемирному Дому Справедливости. Он начал строительство Архива, Международно центра обучения и Центра изучения Текстов (который являет собой библиотеку с огромным и очень ценным хранилищем книг). Все эти здания, построенные в античном стиле, так превосходно гармонировали между собой, что их начали название «Арка Бога».

Следующие постройки, спроектированные Хоссейном Аманаом, большей своей частью были построены под землей, чтоб не портить естественности ландшафта. Для этого прорывались специальные подземные шахты, которые обеспечивают естественное освещение.

Террасы и сады в Хайфе

В 1987 году Всемирный Дом Справедливости принял решение создать садовый ансамбль на всей протяжности горы Кармель. Расстояние было около километра.

Желая показать красоту окружающего мира, равную красоте внутреннего мира каждого человека, началось строительство сада. Главная его цель - донесение гармоничного единства Бога со всем окружающим. Бахаи придерживаются мнения, что красота, радующая глаз человеку - радует и его душу.

Спроектировать и реализовать задуманное взялся Фариборз Сахба — иранский архитектор. Склон горы Кармель был разделен на 19 террас. Ширина каждой, уникальной террасы варьировалась от 60 до 400 метров. 9 террас находились над храмом, и 9 под ним. Все они напоминают бесконечное количество туч, которые наслаиваются друг на друга осенним днем, зачаровывают своей мощью и неповторимостью.

От самого Храма спускается лестница с несколькими сотнями ступенек. С обеих её сторон, по специальным углублениям, струйками течет вода. На этом длинном подъеме нет ни одной, даже маленькой, скамейки. Это предусмотрительная мера, для тех, кто идет к усыпальнице, словно верующий идет к Богу, путь его может быть долгим и даже сложным, но останавливаться на этом пути нельзя ни за что. Подниматься по этой лестнице имеют право только бахаи, а все остальные посетители могут только по ней спускаться.

250 миллионов долларов было потрачено во время работы над садами. Все эти деньги - пожертвования бахаитов, от лиц другой веры пожертвования не принимаются. На территории садов можно насчитать около 400 разновидностей растений, многие из них посажены не случайно и несут в себе тайный смысл. Нельзя не заметить, что все террасы идеально убраны, деревья и кусты подстрижены, словно под линеечку, а газоны с цветами до такой степени безупречны, что кажется это не настоящие цветы, а нарисованные. Трудно поверить, что за всем этим следят волонтеры, которые перед этим проходят специальное обучение (единственное требование — они должны быть бахаитами). Постоянных сотрудников сада всего 90 человек. Все эти люди воспринимают работу по уходу за садом, как молитву или медитацию.

Сад кактусов расположен неподалеку от усыпальницы. Разнообразие форм и размеров этих растений просто удивляет. На белом песочке, оттенённые зелёными апельсиновыми деревьями, эти растения смотрятся непревзойденно. Некоторые из них уже отцвели, некоторые только начинают цвести. Смотря на них, начинаешь задумываться, что все мы прячемся от внешнего мира за своими «колючками» и, раскрывая свою сердечную доброту - этот прекрасный цветок, мы находим путь к гармонии, любви и милосердию.

Иерусалимская сосна - это высокое дерево, кора которого имеет бурый или пепельный цвет. Она обладает многими лечебными свойствами. Вечнозеленое маслиновое дерево, дошедшее до нас еще со времен Соломона. Оливковое масло не только активно продавали и покупали в Израиле и за его границами. Также это масло использовалось при помазании царей и первосвященников. В праздник Кущей из веток этого дерева сооружались шалаши. Уже давно олива символизирует мир, обновление и благословение Божье.


Дуб, который в этой стране еще называют вечнорастущим. В то время, когда дерево начинает засыхать и уже не дает плодов, в трухлявом корне начинает расти новое зелёное дерево. Как похоже это на беспрерывную жизнь в этом мире…

Рожковое дерево - ветвистое и тоже постоянно зелёное. Плоды его заменяли хлеб беднякам, из него делали вино и корм для животных. Плоды эти еще называют Хлебом Святого Иоанна, ведь именно ими питался Иоанн Креститель в пустыне.

Сикомора - ветвистое дерево, листья которого имеют глянцевый отблеск, а плоды широко используются в торговле. Это дерево, описанное в Библии, как египетская смоковница. Еще это дерево называют смоквой, фиговым деревом, инжиром или винной ягодой. Из-за того, что тень от этого дерева очень густая, а в жаркий солнечный день неизменно радостно и приятно находясь именно в тени, смоковница стала на Востоке символом благополучия и достатка.

Пальма - высокое дерево с неразветвлёнными стволами. Изображение пальмы наносилось на монеты в І-ІІ веке нашей эры. В глазах римлян финиковая пальма символизировала Иудею, потому рощи этих деревьев подверглись жестокому уничтожению римской армией.

Мирт, миндальное дерево, эвкалипт и еще много разных видов деревьев посажены по всей территории сада.

Огромное число статуй птиц, расположенных в разных местах сада, завораживает. Как и всё в этом саду, они умиляют взгляд проходящих мимо, и напоминают о красоте всего живого вокруг нас.

По обе стороны от главной лестницы распростерлись полностью симметричные террасы. Дорожки сада устелены черепицей, которая доставлялась сюда паломниками из разных стран мира.

Что касается фонтанов, то их здесь тоже достаточное количество. Каменные источники воды прекрасно вписываются в местный ландшафт. Во многих фонтанах течет питьевая вода. Самое интересное, что вода, стекающая из фонтанов, дальше направляется по специальным углублениям в лестнице. По ним она течет в самую нижнюю точку садов, а оттуда направляется в специальные фильтры. После этого очищенная вода снова попадает в фонтаны.

А заканчивается или начинается этот прекрасный сад с высоких чугунных ворот. Они украшены двумя орлиными статуями по боковым линиям ворот. В центре ворот - круглый фонарь, напоминающий солнце с волнистыми лучами.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Война в Чечне – черная страница в истории России Война в Чечне – черная страница в истории России Очень вкусные рецепты на зиму из моркови Очень вкусные рецепты на зиму из моркови Картофель фри в домашних условиях - рецепты приготовления Картофель фри в домашних условиях - рецепты приготовления