Средняя полоса россии.

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

1. Памятник Михаилу Евграфовичу Салтыкову-Щедрину на центральной площади его родового села Спас-Угол. Сегодня село находится в Талдомском районе, а в те времена оно принадлежало Калязинскому уезду, Тверской губернии. Первые упоминания о селе в писцовых книгах датируются 1627 годом.

В выходные, по пути в Калязинский район, заглянул в родовое село Салтыкова-Щедрина - Спас-Угол. Михаил Евграфович известен Тверичам не только как талантливый писатель, но и как вице-губернатор Тверской области (1860-1862гг) и автор сатирической повести «История одного города», рассказывающей о городе Глупове (написана 1869-1870гг), некоторые образы в которой возможно взяты с Твери. Злые языки утверждают, что во времена вице-губернаторства Салтыкова-Щедрина, клерков в администрации губернии работало аж 12 человек, против трёх тысяч, которые работают сейчас - врут наверное. А ещё очень символично, что на должность Тверского вице-губернатора его перевели с должности Рязанского вице-губернатора! Ниже небольшой фоторепортаж из Спаса-Угла. Все фото кликабельны, открываются в новом окне в большем разрешении.

2. Эту церковь в своё время построила мать Михаила Евграфовича. В настоящее время часть здания церкви (ближняя от дороги) занимает музей Салтыкова-Щедрина, а в оставшийся части действующий храм.

3. Общий вид зала музея.

4. Хранительница музея, хоть и застеснялась сниматься, но рассказала много интересных мелочей из жизни нашего известного соотечественника.

5. Макет дома Салтыковых.

6. Ольга Михайловна Салтыкова (до замужества Забелина) - мать Михаила Евграфовича. Сама из купеческой семьи, замуж её отдали в 16 лет, не умела ни писать, ни читать.

7. Отец Михаила Евграфовича. Женился на О.М. Забелиной уже в зрелом возрасте. Причина женитьбы - поправить материальное положение семьи за счёт приданного. С супругой обещали первоначально 100 тыс.руб. приданного, потом сумма упала до 60 тыс. рублей, в конце концов выплатили всего 30 тыс. рублей.

8. Ольга Михайловна Салтыкова в возрасте. Вообще, как позже оказалось, Салтыковым повезло с невесткой. Изначально её плохо восприняли в семье - не грамотная купчиха за которую, к тому же, не выплатили обещанного приданного. Но Ольга Михайловна продемонстрировала не дюжинный талант хозяйки. За время её хозяйствования она сильно приумножила состояние не богатой семьи Салтыковых. Только количество крепостных увеличила с 300 до 3000 душ, прикупила несколько соседних имений построила храм в родовом селе.

9. Михаил Евграфович, 1850 год, акварель неизвестного художника.

10. После музея решил прогуляться к дому Салтыковых, точнее к тому месту где он когда то был. Вот аллея, ведущая к дому.

11. А вот то место где когда то стоял дом Салтыковых. Очень точно про судьбу дома сказано в Википедии по запросу Спас-Угол: "Через год после Октябрьской революции усадьба Салтыковых в Спас-Угле была конфискована, а потом сгорела..."
Низкий поклон Вам, Михаил Евграфович!

Музей расположен в родовом поместье Салтыковых, на родине писателя Салтыкова-Щедрина, в селе Спас-Угол Московской области, и был открыт 27 июля 1986 г. Экспозиция «Пошехонская старина» развернута в единственном из сохранившихся памятников архитектуры XVIII в. — церкви Спас-Преображение (1797 г.). Спас-Угол — старинное русское село, ранее принадлежавшее Тверской губернии, теперь находится в Талдомском районе Московской области. Впервые упоминается в писцовой книге в 1627 году.

М. Е. Салтыков жил в Ермолине в 50-е годы, а детство его прошло в селе Спас-Угол, затерявшемся в лесной глуши, «совсем где-то в углу, среди болот и лесов», вследствие чего жители его по-простонародному назывались «заугольниками» и «лягушатниками», как говорится в «Пошехонской старине». Представленное в этой хронике поместье Затрапезных Малиновец как раз и выглядит как вотчина Салтыковых — село Спасское, что оказалось в углу уезда и губернии одновременно. Малиновцем называлась одна из близлежащих деревень, возникшая на том месте, где был богатый малинник в лесу. «Лягушатниками» называли жителей салтыковского поместья у реки Жабни. «Текучей воды было мало. Только одна река Перла, да и то неважная»,- пишет Салтыков-Щедрин, переименовывая Нерль, а Вьюшку обозначая Юлой в «Пошехонской старине».

Упоминает он и пруд, где водились большие караси, имея в виду действительное озеро Золотая вешка в деревне Бревново, и стекольные заводы, «которые в немного лет без толку истребили громадную площадь лесов». Подобная история произошла на самом деле с арендованными матерью писателя у князей Волконских заводами.

Все земли, примыкавшие к селу Спас-Угол, после революции принадлежали крупному птицеводческому совхозу. В восьмидесятых годах Совхоз «Спутник» был единственный в районе, где работала экспериментальная бригада, чей труд оценивается по конечному результату. На центральной площади благоустроенного современного села были выстроены новые дома, в здании сельсовета размещалась библиотека имени М. Е. Салтыкова-Щедрина и небольшой музей.

Спасо-Преображенская церковь — памятник конца XVIII века, в котором смешались классицизм и барокко. С ней была тесно связана вся жизнь семьи Салтыковых, крестили здесь и Михаила Евграфовича, впоследствии ставшего яростным противником религиозного ханжества (писателю, например, доводилось видеть скандалы набожного отца с крепостным попом и репетицию похорон своего папеньки). На Спасо-Преображенском кладбище находится усыпальница Салтыковых: могила деда писателя — поручика лейб-гвардии Семеновского полка, возвысившего род Салтыковых при Екатерине II, отца сатирика, ставшего прототипом старика Головлева в «Господах Головлевых», Василия Порфирьевича Затрапезного в «Пошехонской старине» и Игнатия Кузьмича Кро-шина в «Противоречиях», а также младшего брата Михаила Евграфовича — Дмитрия, воплотившегося на страницах «Господ Головлевых» в Иудушке — образе, в котором заклеймены ханжество и предательство.

От усадьбы сохранился лишь частично сад. Въезд в нее украшали некогда белые ворота, от них к дому вели две аллеи, просматривающиеся и сейчас. Дом, где родился писатель,- большая беспорядочная постройка в два этажа с мезонином и двумя террасами, воздвигнутая, как иронически замечал Салтыков-Щедрин, по правилам «ярославской архитектуры», — сгорел в 1919 году. В нижнем, полуподвальном этаже размещались кладовые, мастерские и жили некоторые дворовые. Остальные два этажа занимали господа и комнатная прислуга. Вокруг дома располагались флигеля, хозяйственные постройки, затем шли парк, сад, оранжереи и теплицы, а далее — каскад прудов. Вспоминая о своем детстве здесь, Салтыков-Щедрин говорил: «Я вырос на лоне крепостного права, вскормлен молоком крепостной кормилицы, воспитан крепостными мамками и, наконец, обучен грамоте крепостным грамотеем. Детство и молодые годы мои были свидетелями самого разгара крепостничества».

С окраины парка открывается вид на деревню. Построена она, в основном после войны, но расположилась там же, где находилась во времена Салтыкова-Щедрина. Крестьянский вопрос был решен в России лишь спустя 29 лет после смерти писателя. Когда в стране началась массовая коллективизация, в Спас-Угле организовали сельхозартель, которой по решению местных крестьян, присвоили имя великого земляка. В память о писателе на территории усадьбы, в парке напротив школы, открыт памятник (скульптор Л. А. Бернштам).

Со Спас-Углом связано еще одно имя. В конце лета 1887 года тут приземлился воздушный шар Д. И. Менделеева, взлетевшего в Клину для наблюдения солнечного затмения. Ученого радушно принял племянник писателя — новый владелец Спас-Угла В. Д. Салтыков.

…Снова по обе стороны дороги разворачивается пошехонский ландшафт — обширные поля, заболоченные низины, редкие перелески, сменяющиеся серыми труднопроходимыми лесами. Когда-то земли, лежащие по берегам Шехоны — так называли в старину Шексну,- именовали «Пошехонье». Это слово с давних пор стало нарицательным, обозначая захолустье, дикость, а пошехонцы сделались героями анекдотов о темноте человеческой. В Петербурге даже вышла книга «Анекдоты, или Веселые похождения старинных пошехонцев», которые-де с высокой ели пытались московские диковинки разглядеть, а другой раз толокном реку замесили.

«Прошу читателей,- писал Салтыков-Щедрин,- не принимать Пошехонья буквально. Я разумею под этим названием вообще местность, аборигены которой, по меткому выражению русских присловий, в трех соснах заблудиться способны». Роман «Пошехонская старина» навсегда останется лучшим путеводителем по окрестностям Талдома.

Церковь Преображения Господня построена в имении Салтыковых в 1797 г. в стиле раннего классицизма. Трапезная и колокольня возведены в 1820 г. В здании размещался музей М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Источник: Колмовской А.А. Памятники архитектуры Подмосковья. Северное направление. М., 1999



Село Спасское на Углу принадлежит к числу древних поселений Тверской губернии. В писцовых книгах Дмитровского уезда за 1627 год показано: «за Дмитровцем за Тимофеем Тимовеевым сыном Салтыковым старое его поместье село Спасское и в селе церковь Преображения Спасова древяна клецки бес пения». В селе было всего три дома. Дмитрий Стефанович Салтыков в 1709 году подал прошение о строении новой деревянной церкви, которая просуществовала до 1787 года, в котором она сгорела. Вместо сгоревшей церкви усердием помещицы Надежды Ивановны Салтыковой строится каменная церковь, освященная 14 июля 1797 года. Еще в 1779 году рядом была построена другая церковь — зимняя деревянная, освященная в честь Корсунской иконы Божией Матери. Эта церковь в 1818 году сгорела, и тогда по просьбе Евграфа Васильевича Салтыкова трапезная Преображенской церкви была разобрана и увеличена с освящением двух приделов — в честь Корсунской иконы и святителя Николая. На месте алтаря сгоревшей Корсунской церкви была поставлена каменная часовня.

27 января 1826 года в селе родился М.Е. Салтыков (Щедрин). Сохранились остатки парка и следы фундамента господского дома, фотография которого сохранились в исследованиях начала века За церковью находится кладбище, где похоронены отец, брат и две малолетние сестры писателя. Трапезная и колокольня выстроены в начале XIX века. После закрытия храма была разрушена ограда с двумя воротами и часовней начала XIX века. Утрачена глава холодной церкви. В 1994 году в селе была создана православная община.

В настоящее время церковь совместно используется музеем М.Е. Салтыкова-Щедрина и верующими.

Источник: Ушаков Ф.И. Село Спасское что на Углу Калязинского уезда. Исторический очерк. Тверь, 1914. Крылов Л. Материалы для истории церквей и монастырей г. Калязина и сел Калязинского уезда. Калязин, 1908.

Информация предоставлена настоятелем храма Архангела Михаила в г.Талдоме Московской области священником И. Шугаевым



Приходская церковь при усадьбе построена в северной части села на средства помещиков Салтыковых в 1795 году в стиле провинциального классицизма. Трапезная и колокольня 1-й четверти XIX века. Кирпичная, оштукатуренная. Композиция трехчастная осевая. Четверик церкви завершен невысоким восьмериком, прорезанным круглыми окнами, перекрытым куполом. На куполе поставлена луковичная главка на круглом световом барабане. С запада к церкви примыкают двухпридельная трапезная и трехъярусная колокольня, увенчанная куполом с шпилем. Яруса колокольни обработаны парами колонн. Декор здания выдержан в духе классицизма. Главный престол Преображенский, в трапезной помещались два придела. Иконостас новый. В 1980-х гг. отреставрирована и занята музеем (около церкви захоронения родных писателя М.Е.Салтыкова-Щедрина). Главный храм в 1994 году возвращен верующим, трапезная принадлежит музею.

– это не просто территория, объединяющая несколько центральных областей страны: Владимирскую, Калужскую, Московскую, Рязанскую, Смоленскую, Тверскую, Тульскую, Ярославскую.

— это край живописной и истинно русской природы: хвойные и лиственные леса, чистые озера и реки, свежий воздух и гармоничный, привычный нам с детства климат.

— это медленно текущие реки с широкими поймами, занятые заливными лугами. Густые, темные, заросшие мхом, словно заколдованные ельники. Великолепные широколиственные леса, состоящие из огромных дубов, ясеней, кленов. Это солнечные сосняки и веселые, радующие глаз березняки. Густые заросли орешника на ковре высокого папоротника.

И прекрасные полянки, усыпанные цветами, источающими упоительные запахи, сменяют огромные острова непроходимых чащоб, где высоченные пушистые ели и сосны живут своей размеренной многовековой жизнью. Они кажутся невероятными великанами, которые неспешно расступаются перед непрошеными гостями.

В чащобе повсюду виднеются старые высохшие коряги, которые так причудливо изогнуты, что, казалось, там, за пригорком, притаился леший, а возле камня мирно дремлет симпатичная кикимора.

И бескрайние поля, уходящие или в лес или в небо. А вокруг – только пение птиц и стрёкот кузнечиков.

Здесь берут свое начало крупнейшие реки Русской равнины : Волга, Днепр, Дон, Ока, Западная Двина. Исток Волги – легенда России, паломничество к которому не прекращается никогда.

В средней полосе более тысячи озер. Самое красивое и популярное из них – озеро Селигер. Даже густонаселенная Московская область богата красивейшими озёрами и реками иногда даже не изуродованными коттеджами и высокими заборами.

Природа средней полосы, воспетая художниками, поэтами и писателями наполняет человека душевным покоем, открывает глаза на удивительную красоту родной земли.

Славится не только своей в буквальном смысле сказочной природой, но также историческими памятниками. Это – лицо русской провинции , кое-где, несмотря ни на что, даже сохранившая архитектурный облик XVIII-XIX веков.

В средней полосе находится большинство городов всемирно известного Золотого кольца России – Владимир, Суздаль, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Углич, Сергиев Посад и другие, старинные помещичьи усадьбы, монастыри и храмы, памятники архитектуры. Их красоту невозможно описать, ее надо увидеть своими глазами и, как говорится, ощутить дыханье старины глубокой.

Но самым плодотворным и счастливым для меня, оказалось знакомство со средней полосой России… Она завладела мной сразу и навсегда… С тех пор я не знаю ничего более близкого мне, чем наши простые русские люди, и ничего более прекрасного, чем наша земля. Я не променяю Среднюю Россию на самые прославленные и потрясающие красоты земного шара. Сейчас я со снисходительной улыбкой вспоминаю юношеские мечты о тисовых лесах и тропических грозах. Всю нарядность Неаполитанского залива с его пиршеством красок я отдам за мокрый от дождя ивовый куст на песчаном берегу Оки или за извилистую речку Таруску - на ее скромных берегах я теперь часто и подолгу живу.

Писал К.Г. Паустовский.

А можно просто забраться в какую-нибудь глухую деревеньку и вдали от цивилизации наслаждаться природой. Люди здесь очень радушные и приветливые.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Презентация на тему собор святой софии в константинополе Проект на тему храм святой софии Презентация на тему собор святой софии в константинополе Проект на тему храм святой софии Натюрморт презентация на тему Натюрморт презентация на тему История обучения в УрГПУ (Уральский государственный педагогический университет) Ургпу институты История обучения в УрГПУ (Уральский государственный педагогический университет) Ургпу институты