В каких глянцевых журналах можно опубликовать рассказы? Где опубликовать рассказ? Куда можно отправить рассказ для публикации.

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

30 Мар 2013

Сегодня сдавал журнал в печать и пришел выжатый до последней капли. Но это я так думал. Как оказалось, пару капель энергии еще осталось для вас, поэтому решил написать заметку о том, как начинающему автору опубликоваться в литературном журнале и зачем это нужно.

Какой писатель, особенно начинающий, не мечтает напечатать свою книгу? Таких практических не существует. К сожалению, а может быть и к счастью, издательства далеко не всех принимают в свои объятия за свой счет. Бесчисленное множество текстов так и остаются просто текстами в файле или на бумаге. Может быть, когда нибудь, лет через сто, кто-нибудь близкий к издательству натолкнется на вашу заброшенную рукопись и ее признают шедевром. Но это все далеко потом и скорее всего это произойдет не с вашим произведением.

Так что же делать, если издатель не принимает ваше творение? Пойти к другому? А если и тот откажет? Вот предложили вы свое произведение в двадцать издательств. Никто из них не захотел за него взяться и напечатать. Что делать и что это значит? Скорее всего это значит, что ваш роман (повесть или сборник рассказов) не дотягивает до того уровня, который необходим для публикации. Тут стоит задуматься, проанализировать и провести работу над ошибками. Но, не всегда отвергается произведение в силу его низкого качества. Порой, а вернее, зачастую, издатель уже имеет свой план работы с проверенными авторами и не хочет вклинивать средний текст в серию или печатать, как отдельное произведение. А то, что отвергнутый текст средний — в этом нет сомнений, поскольку отличное произведение всегда найдет место под солнцем.

Но вы не расстраивайтесь, поскольку уровень мастерства приходит со временем и с опытом. И если вы — упорный автор, то вы найдете свой путь к славе. Для этого, во-первых, не нужно опускать руки и отчаиваться, поскольку, если вы забросите идею писать книги, то больше никогда к ней не вернетесь. Во-вторых, как я не раз уже говорил, неустанно и постоянно пишите, тренируйтесь. Иначе откуда взяться опыту? И в третьих, постарайтесь к моменту предложения рукописи в издательство хоть как-то засветиться в литературном мире. А для этого вам необходимо печататься в соответствующих журналах. Вот таким образом я плавно подошел к теме сегодняшней заметки о том, что нужно делать и что писать, чтобы вас опубликовали в литературном издании.

Текст

Чтобы журнал принял вашу работу, для этого она должна существовать)) Причем, не думайте, что журнальный редактор лояльнее, нежели редактор в издательстве. Бывает совсем наоборот, поскольку текстов в редакцию приходит не меньше, чем в книжную мастерскую. Отсюда следует, что ваша работа должна быть достойной для печати. Написание должно быть на хорошем уровне, построение, стилистика и композиция так же должны присутствовать обязательно. Т.е. вы присылаете маленький состоявшийся рассказ, который соответствует всем критериям и требованиям для этой категории произведений.

Понятно, что журнал не опубликует роман или повесть. Это должен быть небольшой рассказ, миниатюра или эссе. Возможно просто публицистика. Решать вам что это будет. Редкий случай, когда журнал берет в работу большую прозу и издает частями из номера в номер. Такая практика существовала во времена СССР, но сейчас этот вариант практически не используется.

Критерии

Не существует определенных критериев для отбора произведений в печать ни у издателей ни у редакции журнала. Каждый редактор оценивает работы по своему, основываясь на личном опыте. Если редактору произведение понравилось, он его возьмет, если нет — не обессудьте. Никто вам ничего доказывать не будет. И вам не советую воевать с редакцией, поскольку — гиблое дело. Только настроите всех против себя.

Скажу сразу, основной критерий прохождения рассказа в печать периодического издания, это правильно построенный текст с минимальным количеством ошибок. Даже если вы напишете гениальное произведение, но оно будет сложно читабельным и корявым, никто не будет тратить на него время и редактировать весь текст. Редактору проще взять другой, где требуется минимум правок и не нужно текст перекраивать. Таковы реалии.

Общение

Если вы не в состоянии лично приехать в редакцию журнала (живете, например, в другом городе), то высылайте свою работу по электронной почте с приложенным письмом. Это письмо не должно отличаться от обращения в большое книжное издательство. О том, как его составить я писал в . И мой вам совет: не высылайте в редакцию журнала бумажный вариант. Только электронный. В отличии от книжных издательств, редакция практически любого журнала работает только с электронными текстами.

Если ваша работа понравилась парням из издания, куда вы прислали свой текст, то вас немедленно об этом уведомят. Поэтому не стоит «капать им на мозг» с просьбой напечатать побыстрее или каждый день уточнять, как там дела… Вас просто лаконично попросят поехать в, скажем, Магадан.

В работу

Если ваш текст приняли, его отправляют на редактуру и корректуру. После чего он ложится верстальщикам под нож и получает журнальное оформление. Как правило конечный вариант в формате pdf высылают автору на сверку, но далеко не всегда. Поэтому, если вы очень щепетильны в вопросах корректности и авторского стиля, вам самим нужно добиваться получения материала для сверки. Здесь ничего зазорного нет.

После того, как ваш рассказ опубликовали, вам должны бесплатно предоставить авторский экземпляр журнала. Иногда высылают почтой иногда не высылают и предлагают вам самим его забрать из редакции. Тут как повезет. Некоторые издания платят символические гонорары, а некоторые просят вас самих заплатить за авторский экземпляр.

Я не буду приводить здесь перечень литжурналов. Их вы можете без труда найти в интернете.

Но самое главное в публикации это не авторский экземпляр и не гонорар. Это ваша ступенька к мастерству, к книгоиздателю, к славе, наконец. Кроме того, ваши рассказы обрастут своими поклонниками, вы получите ряд положительных рецензий в сети. А это издатели любят. И чем больше таких ступенек у вас за спиной, тем ближе поставленная цель стать настоящим писателем и войти в большую семью, например, ЭКСМО и остаться там надолго.

В следующей заметке на издательскую тему выложу блиц-интервью с шеф-редактором американского издательского дома «H&P» в Украине Вероникой Гордеевой. Она поведает вам, какими критериями пользуется при отборе произведений в печать, как относятся у нас и на западе к авторам, как определяют их перспективы и о многом другом. Но главное — поведает о том, как нашему автору получить признание на западе и ак опубликовать свое произведение, например в США.



КАК НАПЕЧАТАТЬСЯ?

(мнение скептика)

Прежде всего: напечататься очень легко. И, если то, что вы написали, не запредельно плохо и не гениально, то всё это, раньше ли, позже ли, но будет напечатано.

Второе: практически ни у кого не получается напечататься сразу.

Третье: вам это нужно?

Чего вы, собственно, ищете?

Труд литератора в СНГ - труд, по большому счёту, бесплатный.

(Вот вам яркий пример из жизни: некий начинающий литератор, назовём его Мих. М-с, сравнительно недавно заключил с одним московским издательством договор на свой роман "Пр. б-на И-ва". Предполагаемый тираж - 5 тыс. экз. (По современным российским меркам тираж приличный). Авторское вознаграждение - три рубли с каждого проданного экземпляра. Итоговый гонорар - 15 тысяч. Работа над романом заняла четыре с половиной года. Соответственно, средний заработок вышеуказанного литератора составил аж 300 руб. в месяц. Лично вас такая зарплата устраивает?)

Итак, чего же вы ищете?

Её не будет. Средний постсоветский обыватель знает только Путина и Пугачеву. Обыватель интеллигентный - что-то слышал про Сорокина и Пелевина. Вас ни те, ни другие не будут знать НИКОГДА.

Итак, чего же вы всё-таки ищете?

Радостей творчества?

Что ж... не будем лукавить, они действительно есть, но, увы, никому и ничего не гарантируют. Даже самый дурацкий текст может стать результатом маленькой личной болдинской осени, так же как и текст прекрасный - может быть написан через "не могу" и через силу.

Так что, если вы до сих пор не решили, а стоит ли вам заниматься изящной словесностью, я вам честно скажу: заниматься литературой не стоит.

Заниматься литературой - это привилегия фанатиков и юродивых.

А вот ежели вы причисляете себя именно к этим категориям граждан, я вам тихо шепну: заниматься литературой - это ни с чем не сравнимое счастье. Я твердо уверен, полковник Путин, впервые надевая свои президентские регалии, не испытал и сотой доли той радости, каковую испытывает любой рядовой литератор, выводя в конце своей рукописи слово "конец".

В общем, если литература - это ваш крест, и вы решили поставить свою судьбу на карту, практически не имея шансов выиграть, тогда давайте, поговорим, как эти шансы хоть как-то оптимизировать.

Итак, прежде всего, определитесь, чего вы хотите:

а) напечататься в толстом журнале

б) выпустить свои тексты отдельной книгой.

Преимущества и недостатки толстых журналов.

Преимущества:

а) напечататься в толстом журнале - это очень престижно с точки зрения вашей мамы и бабушки

б) печататься в толстых журналах - это единственный путь для авторов малых форм, ибо шансы издать сборник стихов, повестей или рассказов у нераскрученного автора равны нулю.

в) никаких других преимуществ у толстых журналов нет.

Недостатки:

а) толстых журналов мало

б) они существуют вне рынка

в) средний читатель толстых журналов (т.е. посетитель районных библиотек) - читатель весьма специфический. Как шепнул мне в добрую минуту зав. отделом прозы петербургского журнала "Звезда": "Знаете, Михаил, рассказик у вас... приличный, но нашему пожилому интеллигентному читателю этого всего... не нужно".

Короче, журналы - это своеобразные музеи литературы.

Чувствуете в себе силы стать музейным экспонатом? Хватит у вас терпения подобрать ключи к сердцам пожилых интеллигентных читателей?

Тогда - дерзайте.

Несколько советов сугубо практических:

Подавляющее большинство толстых журналов (кроме "Полдня XXI века") тексты, присланные по электронной почте, не рассматривают. Тексты, присланные почтой обычной, тоже, как я догадываюсь, отфутболивают, не читая. Так что единственный реальный шанс прорваться туда - это принести рукопись самолично, после чего периодически названивать, захаживать, попивать чаёк с партийными сушечками, короче, зарекомендовать себя человеком СВОИМ, и вот тогда (может быть) ваш текст со стола заведующего отделом прозы, наконец, перекочует на стол к главному редактору.

Впрочем, главный редактор вам его, 99 шансов из 100, возвратит. Но (может быть) всё же запомнит ваше имя и где-нибудь с попытки пятой-шестой - напечатает.

Несколько практических советов желающим напечататься отдельной книгой:

А) легче всего издать роман объёмом 15-20 листов

Б) выберите из текста наиболее удачный (желательно динамичный и с юмором) отрывок и разошлите его электронной почтой по максимально возможному числу редакций. Если отрывок редакцию заинтересует, она вам ответит через 1-2 дня. Если нет, значит - нет.

В) приготовьтесь к неудачам. Уже упомянутый литератор Мих. М-с, написав свой роман, отнёс его в петербургское издательство "Л-мбус". И вот самая же первая посещённая нашим неофитом редакция тут же решила этот роман печатать (!!!). Решила. Но - не напечатала. После чего Мих. М-с получил более ста отказов. И только сто десятый его контакт окончился подписанием договора.

Те из вас, кто думает, что получить подряд сотню-другую отказов - это чепуха, ошибаются.

Это ОЧЕНЬ тяжело. Но вышеназванный литератор выдержал.

Хотя мужичок он, в общем-то, хлипкий.

Г) в примерно каждой второй редакции вам будут предлагать выпустить книгу за собственный счёт. Лично я такой вариант запретил себе сразу. (Литератор, несущий в редакцию денежки, слишком уж напоминал мне женщину, приплачивающую за любовь самцу). Хотя издаться, говорят, стоит долларов 500-600. Найти такие деньги, конечно, можно. Но вот нужно ли?

Ведь учтите, что проблемы с распространением книги лягут лично на вас и разрешить их у вас, скорее всего, не получится. Так что наиболее вероятная ваша судьба - это в качестве местной достопримечательности (городского сумасшедшего) дежурить у станции метро с прикнопленной к груди табличкой "Книгу продаёт автор". Стоит ли ради этого расставаться с подкожными баксами?

Так что лучше, на мой взгляд, заплатить судьбе кровью и нервами и получить свою сотню с лишним отказов.

С искренним уважением Михаил Метс


НОВИНКИ "СЕТЕВОЙ СЛОВЕСНОСТИ"

(оценок: 1 , среднее: 1,00 из 5)

В прошлой статье под названием « » мы выяснили, что наиболее выгодной стратегией для начинающего автора является публикация рассказов в журналах. Сегодня я подробнее расскажу вам о том, как опубликоваться в журнале и как донести свои рассказы до редакции.

Итак, будем считать, что рассказов в вашей копилке уже достаточно, и вы правильно выбрали и распределили их для отправки в журналы. Теперь возникает вопрос: как лучше связаться с редакцией? Можно отправить рукописи на указанный адрес обычной почтой, можно выслать тексты по e-mail, а можно позвонить, и спросить, как лучше поступить. Но идеальный вариант, как показывает практика, — приехать лично.

Посещение редакции журнала имеет множество преимуществ перед электронной почтой. Вы лично передадите тексты ответственному человеку, будете знать его фамилию и имя, будете уверенны в том, что ваши рассказы не застряли в пути и дошли до адресата. Помимо этого, при живом общении будет весьма сложно отказать вам под каким-нибудь надуманным предлогом, а если отказ неизбежен, то есть шанс, что вам (хотя бы) коротко объяснят его причину, и вы сможете дальше работать над собой.

Большинство крупных изданий работают в больших городах, а подъехать к ним напрямую не всегда представляется возможным. В частности, из-за величины затрат на поездки, которые никакими гонорарами не окупятся. Если вы далеки от столицы и не готовы понести такие расходы, рекомендую поступить следующим образом: обратитесь в издания, которые находятся в вашем областном или районном центре – такие обязательно существуют. Эти журналы будут менее престижны, но после того, как вы напечатаетесь в них, ваши шансы попасть на «модные» столичные страницы резко возрастут. Отношение к вам станет несколько другим.

Если добраться до желанных изданий все равно нельзя – позвоните им. Телефонный разговор в данном случае имеет тоже много плюсов. Вы так же сможете пообщаться с конкретным человеком, отвечающим за разбор текстов, узнать график его работы и дошла ли ваша корреспонденция по e-mail. В крупных журналах каждому автору зачастую присваивают свой личный номер, по которому потом вам будет легче сотрудничать в дальнейшем.

Еще один вариант связи с редакцией – почта, обычная и электронная. К сожалению, на данный момент обыкновенная почта является одним из самых дорогих и ненадежных способов связи . Весь ваш рукописный (или не очень) труд может запросто задержаться на несколько месяцев в пути, а может и вовсе исчезнуть, и отследить путь его перемещений не представляется возможным. Помимо этого, сейчас журналы крайне редко держат на должности письмоводителя специального человека, а значит — почтой может заниматься один из сотрудников в свободное от другой работы время. Теперь можете представить себе шансы попадания ваших текстов на нужный стол подобным образом. Тем не менее, некоторые издания «старой закалки» все еще используют обычную почту взамен электронной, доверия к которой они, по-видимому, не испытывают.

И в чем-то они действительно правы. Электронная почта во время своего возникновения пользовалась огромной популярностью в любой организации, сейчас же на адрес редакции помимо полезных материалов приходит бесконечное количество рекламы, предложений к сотрудничеству, писем от талантливых и не очень авторов и горы другого спама. Вряд ли даже специально поставленный на проверку «ящика» человек, способен хорошо управится с сотнями сообщений в день. А как вам нравятся спам-фильтры и антивирусные ловушки, которые с ходу уничтожают не только рекламные сообщения, но и десятки наиболее подозрительных писем вместе с ними? Словом, трудностей на пути у вашего письма будет предостаточно, и не стоит впадать в депрессию, если никакого ответа от редакции нет. Слишком много шансов на то, что ваше творчество вообще не дошло до адресата.

Если вы все же решили попробовать это средство связи, благо, оно является наиболее экономным и удобным, то рекомендую через две недели ожидания отправить ваши тексты еще раз, извинившись за повтор. Затем, выждав еще пару недель, позвонить или отправить запрос – «пришло ли письмо?». Ни в коем случае не нужно возмущаться и нагнетать обстановку – испортить репутацию очень легко. Часто редакция вступает в переписку только с теми авторами, тексты которых им подошли. Объяснить каждому лично причину отказа физически невозможно, так что если вы так и не дождались ответа, еще раз внимательно пересмотрите отправленные письма и оцените их на предмет: принадлежат ли они к направленности (формату) данного издания?

Иногда редакция может связаться с вами и предложить несколько изменить ваши тексты . Это значит, что в целом, им нравится, но ваши труды либо не совсем соответствуют формату, либо не дотягивают по каким-то параметрам. Некоторые руководства по общению с журналами советуют объяснить свою точку зрения (например, почему ваш рассказ закончился именно так, а не иначе), но литературный редактор имеет в этом деле неоспоримый опыт и буквально интуитивно чувствует недостатки. Вносить ли изменения – решать только вам. Лично я не считаю это чем-то унизительным.

Значительное влияние на хорошее отношение к автору оказывает грамотно составленное представительское письмо. Но о нем – в другой раз. Успехов!

(оценок: 4 , среднее: 3,25 из 5)

Приветствую, дорогие читатели! Сегодняшняя моя статья для начинающих авторов посвящена вопросам публикации и продвижения своих творений без вложения средств. Вы узнаете, где публиковаться, как опубликовать рассказ , и по каким причинам отказывают журналы. Эти материалы будут полезны только тем авторам, которые находятся на самом первом этапе писательской карьеры.

Где публиковаться

Прозаики-дилетанты зачастую стремятся к тому, чтобы написать один-единственный «идеальный» роман и тут же стать всемирно известным писателем. Смею вас заверить — ничего у них не получится. Во-первых, путь к успеху целиком зависит от вашей работы над собой, своими произведениями и от усилий, потраченных на их раскрутку. Во-вторых, роман – это не совсем то, с чего стоит начинать свой рост неизвестному автору. И получив ворох отказов от издательств, вы можете в этом убедиться. Гораздо более удачным вариантом, в данном случае, является малая проза – рассказы, например.

Дело в том, что рассказы гораздо легче опубликовать. Посудите сами, если вы пишете, допустим, в жанре фантастики, то количество издательств, которые могут принять ваше произведение в России, где-то около 20-ти (в лучшем случае). А принять произведение неизвестного, нигде ранее не публиковавшегося автора — еще меньше (интернет-блог, который читают ваши друзья, не в счет). В то же время, если попробовать поискать площадки для публикации рассказов , можно обнаружить более 200 журналов, которые печатают на своих страницах произведения малой прозы именно в жанре фантастики! А если добавить к этому тематические сборники, то нетрудно догадаться, что в данном случае выгоднее.

Как опубликовать рассказ

Секреты о том, я изложил в одной из статей. Итак, запаситесь десятком рассказов, а лучше двумя, и, отшлифовав их как следует, дайте на вычитку друзьям. Если после этого вы сразу же приступите к рассылке, скорее всего вас ждет томительное ожидание с разочарованием в финале — в журналах вам откажут. Почему? Причин может быть две.

Причина первая: ваш рассказ не соответствует формату. Объяснить, что такое «формат», вам вряд ли сумеет даже редактор журнала. Скорее всего, он посоветует прочитать несколько номеров, и будет прав. Дело в том, что помимо общей направленности, у каждого журнала имеется формат — совокупность тем и смысловой нагрузки этого конкретного журнала на текущий момент. Чтобы избежать этой ошибки, в первую очередь вам придется ознакомиться с последними публикациями рассказов в этом журнале и с общей направленностью статей. Обработав эту информацию, вы сразу же поймете, насколько ваше замечательное творчество туда вписывается.

Впрочем, бывает и так, что немного изменив свой рассказ, вы сможете без проблем опубликовать его в изначально не подходящем по тематике журнале. Например, убрав фантастические элементы в своем рассказе, вы неожиданно получите мелодраму, которая отлично подойдет в женский журнал. Или добавите в него детективную линию, и тогда… Конечно, не каждый автор готов извращаться над собственным произведением, хотя это является очень полезным опытом, который учит вас разноплановости. Оптимальным вариантом будет наличие в вашей копилке изначально разноплановых текстов. Это не только увеличит ваши шансы на публикацию, но и покажет вас с очень выгодной стороны. Автор, чьи произведения выходили в разных изданиях, аудитории которых никак не пересекаются, вызовет большее уважение, чем тот, кто напечатал 20 статей в одном тематическом журнале. А вдруг его теща – главный редактор? Отправляя статью в очередной журнал, вы уже сможете объявить о том, что успешно печатались ранее.

Вторая причина, по которой отказывают журналы – это слабый текст. Да, это тоже большая работа. Самое главное — учитесь принимать критику. Если вам хотя бы немногословно объяснили причину отказа (а это приятная редкость), обязательно обратите на это внимание и поработайте над рассказом. Также может случиться, что одному журналу ваш рассказ подошел, а другой, более известный, вам отказывает, хотя по формату, кажется, все хорошо. Это может означать, что второй журнал требует более высокого писательского уровня. Но не стоит впадать в депрессию, наоборот, беритесь за работу и исправляйте ! Пусть это даст вам толчок к авторскому росту, развитию и самосовершенствованию.

Теперь вы знаете, как публиковать рассказы. Рекомендую также статью « «. О некоторых опущенных мной нюансах публикации в журналах, и о том, какие следующие шаги нужно сделать на пути к вершине начинающему писателю, я расскажу в следующих статьях.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Что такое гравитация для чайников: определение и теория простыми словами Что такое гравитация для чайников: определение и теория простыми словами Голосеменные деревья. Т. А. Козлова, В. И. Сивоглазов Голосеменные растения. Общая
характеристика семенных растений Голосеменные деревья. Т. А. Козлова, В. И. Сивоглазов Голосеменные растения. Общая характеристика семенных растений Презентация на тему собор святой софии в константинополе Проект на тему храм святой софии Презентация на тему собор святой софии в константинополе Проект на тему храм святой софии