Скрытые фигуры история. Кэтрин Джонсон: невероятная жизнь забытого гения

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Давным-давно, еще до появления компьютеров, человечество все равно нуждалось в решении сложных вычислительных задач. И не было другого варианта, кроме как собрать людей, организовать их в команду и дать им считать эту задачу вручную. Такие люди назывались расчетчиками, они вычисляли навигационные задачи, тригонометрические таблицы и таблицы логарифмов, сопромат и многое другое. Расчетчики, а точнее расчетчицы, потому что в 20 веке большинство их составляли женщины, обеспечивали атомные, ракетные и космические программы по обе стороны океана. И сейчас, в канун Международного женского дня, я бы хотел напомнить об одном любопытном фильме, показывающем забытые страницы истории вычислительной техники и космонавтики.

Основано на реальных событиях



Актеры и прототипы

Сюжет фильма основан на реальных биографиях трех афроамериканок, работавших в NASA.

Кэтрин Джонсон (Katherine Johnson). Родилась 26 августа 1918 в Уайт-Салфер-Спрингс, штат Западная Вирджиния. С детства проявила себя блестящим математиком. Вошла в тройку (и была единственной женщиной из них) первых афроамериканцев, принятых в лучший университет штата, но, выйдя замуж, ушла с первого курса. Родила троих детей. Начала работать расчетчицей в научно-исследовательском центре Лэнгли в 1953 году. В 1956 году муж умер от рака, вышла замуж второй раз в 1959 году. В 1957 выполняла расчеты для работы "Заметки о космических технологиях", основанной на лекциях инженеров групп изучения полета и беспилотных аппаратов. Эти инженеры стали костяком Космической рабочей группы, и Кэтрин тоже вошла в ее состав. В 1960 стала первой женщиной-соавтором документа, описывающего расчеты орбиты небесного тела с учетом точки посадки (он сейчас доступен на сайте NASA). Производила вычисления для первых пилотируемых миссий США, полетов "Аполлонов" и Спейс Шаттлов. Уволилась из NASA в 1986 году. В 2015 году получила Президентскую Медаль Свободы, высшую гражданскую награду США.

Мэри Джексон (Mary Jackson). Родилась 9 апреля 1921 года. После получения степени бакалавра работала учительницей математики, но, сменив несколько профессий, в 1951 году оказалась в группе расчетчиц Западного района NACA . В 1953 году перешла в подразделение, работающее со сверхзвуковой аэродинамической трубой. В 1958 стала первой афроамериканкой-инженером в NASA. Сделала блестящую инженерную карьеру, но, упершись в стеклянный потолок, не могла подняться выше, на уровень менеджера, поэтому в 1979 году перешла с понижением в Федеральную женскую программу центра Лэнгли, где занималась наймом и продвижением следующего поколения женщин-инженеров в NASA. Уволилась в 1985. Была замужем, родила двоих детей. Скончалась 11 февраля 2005 года.

Дороти Вон (Dorothy Vaughan). Родилась 20 сентября 1910 года в Канзас сити, штат Миссури. В 1932 году вышла замуж, родила шестерых детей. Работала учительницей математики. В 1943, спустя два года после приказа 8802 президента Рузвельта, запретившего расовую, этническую и религиозную дискриминацию в оборонной сфере, устроилась, как ей казалось, на временную работу в Лэнгли расчетчицей, обрабатывать данные по аэродинамике. Работала в специально созданной сегрегированной группе расчетчиц Западного района, куда входили только цветные сотрудницы. В 1949 году стала начальницей группы, первой афроамериканкой и одной из немногих женщин в этой должности. Когда в 1958 году NACA преобразовали в NASA, сегрегация групп расчетчиц была отменена, новое Подразделение Анализа и Расчетов формировалось без деления по цвету кожи. Когда в NASA появились компьютеры, стала программисткой на FORTRAN, участвовала в программе ракеты Scout. Уволилась из NASA в 1971 году, умерла 10 ноября 2008.

Матчасть и физика

Несмотря на то, что в создании фильма участвовало NASA, увы, техническая сторона показана так себе, с довольно серьезными ляпами. Можно простить неправильное отображение направления полета, циклограммы отделения и работы третьей ступени советской ракеты-носителя "Восток", но обидные ошибки видны и при показе американской техники. Самая большая - выдуманное отделение хвостового отсека у ракеты-носителя Redstone.


Кадр из фильма

Создатели фильма явно запутались в конструкции ракет, потому что хвостовой отсек с двумя двигателями отделяется не у Redstone, а у РН "Атлас". Ее полет тоже есть в фильме, но там почему-то показывают документальные кадры отделения второй ступени ракеты-носителя "Титан-2", которая выводила корабли следующего поколения, "Джемини".

Также излишне преувеличена важность максимально точного определения района посадки "Меркурия". В реальности службы спасения были развернуты на довольно большом пространстве на случай неприятных неожиданностей, и промах астронавта Карпентера на четыре сотни километров от расчетной точки не помешал найти его спустя всего примерно час.

В то же время, история с расчетами для полета Джона Гленна реальна. Нередко зависающим и ломающимся первым компьютерам не очень доверяли, и лично Гленн попросил Кэтрин Джонсон вручную провести расчеты по тем же формулам и данным. "Если она скажет, что все в порядке, я готов лететь" - сказал Гленн. Результаты расчетов компьютера и человека совпали.

В сцене, подписанной как "Беспилотные испытания Redstone", взрываются другие ракеты. Также полет Гленна не сокращали, он отлетал плановые три витка. Фраза "you have a go at least 7 orbits", действительно произнесенная в реальности, означает не разрешение летать семь витков, а то, что орбита после отделения от ракеты достаточно высока, и нет необходимости экстренно садиться на первом или втором витке, чтобы не зарыться в атмосферу в случайном месте. Ну и, наконец, американский ЦУП физически не мог в реальном времени отслеживать первые минуты полета Гагарина, получая телеметрию с ракеты, а схема миссии там показана для "Меркурия", но не "Востока".

Немного лубка

Некоторые события в фильме были сжаты и передраматизированы для создания единой и цельной картины. На самом деле, какие-то эпизоды происходили в другое время или отсутствовали в реальности.

Действие фильма происходит в 1961-1962 годах. Сегрегированных подразделений расчетчиц в реальности не было уже с 1958 года, когда NACA преобразовали в NASA. Подразделение Анализа и Расчетов, где работали героини, было расово-интегрировано.

В целом время в фильме было сжато, а организационная структура NASA - упрощена. Выдуманный Эл Харрисон совместил в себе начальника Космической рабочей группы Роберта Гилрута и руководителя полетов Криса Крафта.

История с необходимостью бежать далеко, чтобы воспользоваться сегрегированным туалетом, искажена и преувеличена. В реальности с подобной проблемой столкнулась не Кэтрин, а Мэри. Кэтрин же использовала никак не обозначенные туалеты годами, пока на это кто-то не обратил внимание. Да и после того, как нашелся недовольный, она проигнорировала жалобу и продолжила пользоваться той же туалетной комнатой. В интервью реальная Кэтрин говорила, что не чувствовала сегрегацию в NASA. "Все были заняты исследованиями. У тебя была задача, и ты делал свою работу. Ну и еще играл в бридж в обеденный перерыв. Я знала, что сегрегация была, но не чувствовала ее" - сказала Кэтрин.

А сюжетный ход с демонтажом таблички "только для белых" подручными средствами не только не происходил в реальности, но даже стал поводом для осуждения фильма - некоторые критики увидели в нем шаблон "белого спасителя", нечто совершенно противоположное духу картины.

Мэри Джексон не было необходимости идти в суд для получения высшего образования. В реальности она обратилась в мэрию за специальным разрешением и получила его.

Полеты "Меркуриев" управлялись ЦУПом не в Лэнгли, а на мысе Канаверал. ЦУП Хьюстона начал работу только на миссиях "Джемини".

Актеры

Лично у меня почти нет претензий к актерской игре за единственным исключением. Персонаж Джима Парсонса выглядит как перенесенный во времени Шелдон, и это несколько портит общее впечатление. Хочется надеяться, что в будущих фильмах ему удастся выйти из этого образа.

Актеры подобраны хорошо, разве что Гленн, на мой взгляд, смотрится неудачно, но это уже мелочи.

По другую сторону океана

В советских мемуарах можно найти упоминания наших женщин-расчетчиц, которые выполняли такую же работу. Любопытно, что Борис Христофоров в мемуарах "Воспоминания инженера-физика" пишет, что расчетчицы получили более высокие награды, чем участники атомных испытаний. Георгий Михайлович Гречко, будущий космонавт, руководил расчетчицами и вспоминает , как, рассчитывая траекторию ракеты для запуска первого спутника, пришлось перейти от таблиц Брадиса (вы могли еще застать их в школе) к более точным таблицам Хренова. Электромеханические счетные машины не умели считать тригонометрические функции, а четвертый знак влиял на результат - ракета начинала колебаться, то задирая нос, то опуская его ниже горизонта. Вынужденные делать больше вычислений расчетчицы подняли бунт, и вопрос решался на профсоюзном собрании, на котором их удалось убедить, что расчеты по таблицам Брадиса, пригодные для военных ракет, здесь уже не годились. Расчетчики и расчетчицы также упоминаются в книге "Космос начинается на Земле" Б.А. Покровского.

Заключение

Несмотря на некоторую лубочность и неточности, которых можно было бы избежать, фильм рекомендуется к просмотру и ценен рассказом об интересных эпизодах из истории космонавтики, вычислительной техники и жизни американского общества.

25 декабря выходит в прокат фильм "Скрытые фигуры" - драма о команде женщин-математиков, которые готовят к запуску первую космическую миссию США. Лайф поговорил с Жанель Моне - исполнительницей роли математика Мэри Джексон.

- Я слышала , что вы очень просили дать вам роль Мэри Джексон и что вы глубоко взволнованы этой работой?

Это моя первая работа с большой студией, но я ничего не просила. Видимо, моя работа в кино сама за себя говорит. Когда я прочитала сценарий "Скрытых фигур", то сразу же увидела себя в этой роли. Мэри Джексон с большим вдохновением борется за свои права и за справедливость. Она добивается уважения и права на реализацию своей мечты, права, которое имеют все люди. Когда я прочитала сценарий, то сразу посочувствовала ей и как женщине, и как представителю меньшинства… Она - это я.

- Расскажите о Мэри Джексон - какая она?

Мэри - неравнодушный человек. Она реалист, но она не готова мириться с несправедливостью. Она знает себе цену и не соглашается на меньшее, и она полна решимости добиваться справедливости для себя, для женщин, для своей семьи и для меньшинств.

- Кто был для вас предметом для подражания , когда вы были маленькой? И кому вы стремитесь подражать сейчас?

Сейчас я стремлюсь подражать этим трём замечательным женщинам - Кэтрин Джонсон, Дороти Вон и Мэри Джексон. Раньше я ничего о них не знала. Я не понимаю, как это могло случиться. Когда я изучала историю в школе, историю чернокожих в Америке, их имена ни разу не упоминались. Эти женщины в буквальном смысле изменили мир. Если бы не их ум, если бы не их труд, история Америки была бы другой. Когда я прочитала сценарий, то пришла в восторг от того, что после выхода этого фильма о них узнает гораздо больше людей.

- Мэри, должно быть, была невероятно целеустремленной , раз она смогла получить степень магистра. Я думаю , мы увидим это в фильме . Какой же стойкостью и упорством она обладал а?!

Она бесстрашная. Она стала первой женщиной-инженером в НАСА, и это не считая того, что она была чёрной. В то время в штате Вирджиния чёрным было очень трудно получить образование. Чтобы чернокожая училась в школе вместе с белыми - это было неслыханно. И тем не менее она шла вперед. Однажды мистер Зелинский по результатам теста сказал ей, что у неё данные инженера, что ей нужно не искать работу, а учиться на инженера. Он сказал ей, что у неё слишком хорошие способности, чтобы ими пренебречь.

Ей пришлось преодолеть множество преград. Её муж был против того, чтобы она получала образование. В то время женщины не зарабатывали больше своих мужей. Они сидели дома, готовили, растили детей. Ей пришлось преодолеть сопротивление мужа, который говорил ей, что она никогда не станет инженером, что это невозможно. Он убеждал её перестать быть иррациональной, он это делал из любви к ней, из хороших побуждений. Но она решила прислушаться к зову сердца. Я лично думаю, что она могла унаследовать это бесстрашие у своих предков.

Кроме того, она была частью протестного движения, в котором, в частности, участвовали и "Чёрные Пантеры". Они боролись за свои гражданские права, которые должны были быть адекватными с правами белых. И Мэри горела желанием изменить привычное положение вещей. И она добилась этого. Она пошла в суд и в конце концов добилась того, что ей разрешили учиться, правда, при условии, что она будет посещать только вечерние занятия. И так она стала инженером. Она работала в НАСА на протяжении 30 лет, где она, кроме всего прочего, сумела создать более равные условия для женщин и представителей меньшинств. Она задавала начальству детские вопросы: "Я вижу, что этой женщине платят меньше, чем другим. Мне хотелось бы знать почему?" Она действительно делала всё от себя зависящее, чтобы помогать женщинам и представителям меньшинств.

- Женщина , которую вы играете , гений . Как вы готовились к тому , чтобы играть эту роль?

Вы думаете, я не гений? (смеется) . Такие женщины, как Мэри, есть и сейчас. Но наши героини были такими, несмотря на очень трудные условия, в которых они жили. Женщин, представителей меньшинств пытались очернить, выдумывали конспирологические теории об афроамериканцах. Я думаю, что и сегодня у нас есть невероятно умные математики, инженеры и др., но просто мы о них не говорим, точно так же, как мы не рассказывали об этих трёх женщинах. Кроме того, были другие женщины помимо Кэтрин, Мэри и Дороти, которых в то время называли компьютерами. "Компьютеры" были белыми и чёрными, причём белые женщины и афроамериканки не работали вместе. Я говорю это к тому, что все эти женщины были умными, но к чёрным относились как к роботам.

- Как вы готовились к съёмкам?

Я не считаю себя глупым человеком, поэтому всегда, когда я готовлюсь к съёмкам, я стремлюсь найти нечто общее между мною и персонажем. За что она боролась? Как это относится к моей жизни? За что борюсь я? Это далось мне легко. Говорю вам, в 1961 я была бы Мэри, я бы никому не позволила сказать мне, что я недостаточно умна, чтобы стать инженером, что мне нельзя посещать школу для белых. Я бы добивалась своего любыми способами, я бы боролась. Именно так я и поступаю, когда речь идёт о музыке, о моем искусстве. Так я готовилась к роли.

- Несомненно , вы очень талантливая и волевая, но всегда ли вы были уверены в том , что стоите на правильном пути?

Да, конечно. Чем больше препятствий встречалось на моем пути, тем решительнее я становилась. Моя бабушка жила в Миссисипи. Когда я думаю о том, с чем приходилось иметь дело ей в 30-х, 40-х, а потом сравниваю со своими проблемами, то я понимаю, что у меня нет выбора, кроме как преодолеть всё, что на моей пути. Бабушкино поколение проложило мне дорогу, они открыли для меня двери, и я стою на их плечах, и я чувствую в себе их дух и иду вперед. Даже сейчас в киноиндустрии женщинам платят меньше, чем мужчинам. Хотим мы обсуждать это или нет, что мы всё ещё считаемся меньшинством и большинство смотрит на нас косо, и мне не предоставляются те возможности, которые открыты для представителей большинства, поэтому моё происхождение обязывает меня продолжать борьбу и держать дверь открытой, как это делали мои предшественники.

- На Мэри возлагается большая ответственность , потому что она является представ ителем ново го поколени я , призванного объединить людей разных национальностей и цвета кожи . Как вы к этому относитесь?

Это совершенно верно. Мэри уважает Дороти, уважает Кэтрин, но она не примет того, на что согласились в своё время эти женщины, к чему они уже успели привыкнуть. Она участница революции, и её муж - борец за свободу, который принимает участие в уличных демонстрациях. На ней действительно большая ответственность, потому что она принадлежит к тому поколению, которое пришло на смену Кэтрин и Дороти. Именно это поколение изменило положение вещей, как мы уже знаем это.

- Что для вас значит этот фильм и работа с другими замечательными афроамериканскими актрисами ?

Это потрясающе. Я люблю Тараджи, я люблю Октавию, между нами сестринские отношения. Именно за это я и люблю фильм - в нём присутствуют добрые родственные отношения. Эти три потрясающие женщины переживают друг за друга, советуются друг с другом и защищают друг друга. Они настоящие живые люди, а не просто "компьютеры", работающие на НАСА. Чем ты живёшь, когда возвращаешься домой? Кэтрин - вдова, и подруги подбадривали её, когда она не решалась идти на свидание. У Дороти шестеро детей, и подруги поддерживали её, когда у них с мужем возникали проблемы с детьми. У моей героини с мужем периодически возникало противоборство, и её тоже выручала дружба. Словом, это настоящие сестринские отношения. В реальной жизни мы тоже любим друг друга. Они - потрясающие актрисы, и в свободное время мы чудесно проводим время. Нам очень уютно вместе, мы - реальная троица.

- Мэри - это настоящий фейерверк . Наверное , вам доставляет большое удовольствие играть её?

Да. Это так. Она - это я. Когда я разговаривала с Тедом и он сказал, что я - суть этого персонажа, я подумала, что я сама чувствовала это, когда читала сценарий, но как здорово, когда это отмечает режиссёр. Я очень его люблю, он нам доверяет. Он прислушивается к нам и одобряет наши решения, как сыграть ту или иную сцену. И это неудивительно - мы сами чёрные женщины, поэтому то, что мы играем - для нас не какая-то абстракция: нам понятно, как думают и что переживают такие, как мы.

- В фильме , наверное , много юмора?

Да, конечно, ведь главные героини фильма очень забавные и весёлые. Каждая по-своему. Они по-разному решают проблемы, но у них прекрасное чувство юмора. Так что неудивительно, что в фильме много прикольных моментов.

- Я слышала , вы любите музыку 60-х ?

Да, я обожаю эту музыку. Социальный и политических климат были угнетающими, но музыка была потрясающая. Мне нравится Майлс Девис и другие джазовые музыканты. Для Мэри музыка была как лекарство.

- Расскажите о том , как ваша героиня одевалась?

Мэри любит экспериментировать со своей внешностью, поэтому у меня была возможность поиграть с модой, правда, в пределах бюджета, потому что и сама Мэри была ограничена в средствах. К счастью, я работала с прекрасной командой дизайнеров. Когда они предлагали мне примерить новый наряд, то оказывалось, что он сидит на мне так хорошо, что не надо было ничего менять. Это высокий уровень профессионализма!

- Какое влияние может оказать этот фильм на тех , кто ищет для себя образец для подражания ?

Эти женщины изменили мир, и я думаю, что они окажутся источником вдохновения для многих, особенно для тех, кто мечтает стать инженерами, учёными и осваивать космическое пространство. Я думаю, очень важно, чтобы больше женщин работали в этих областях, особенно представители меньшинств. Это история , в которой каждый найдёт для себя поддержку.

  • Помимо продюсирования фильма Фаррел Уильямс также курировал создание музыки к фильму и отбор песен для его саундтрека.
  • В это фильме вновь воссоединились Октавия Спенсер и Кевин Костнер, которые ранее играли вместе в фильме «Черное и белое» (2014).
  • Махершала Али и Жанель Моне ранее вместе снимались в фильме «Лунный свет» (2016). Оба фильма были в номинации «лучший фильм» 89-й премии «Оскар», в конечном итоге награду получил фильм «Лунный свет» (2016).
  • В фильме есть сцена, в которой Джон Гленн просит, чтобы Кэтрин Джонсон перепроверила все цифры по его миссии, и если она подтвердит, что цифры верны, то он полетит. Такой момент был на самом деле, только Гленн просил о проверке цифр за несколько недель до старта, а не перед самым запуском на мысе Канаверал.
  • Когда Тараджи П. Хенсон утвердили на главную роль, она отправилась на встречу с реальной Кэтрин Джонсон, которой на тот момент было 98 лет, чтобы обсудить с ней персонажа, которого Хенсон предстояло сыграть. Из их беседы Хенсон выяснила, что Джонсон окончила школу в 14 лет, а колледж в 18. И несмотря на свой преклонный возраст смогла сохранить поразительную ясность ума. В последствии, когда Джонсон увидела фильм, она выразила свое искреннее одобрение того, как Хенсон изобразила ее, а кроме того ее сильно удивило то, что кто-то вообще захотел снять фильм о ее жизни.
  • Кэтрин Джонсон на самом деле не сталкивалась лично с проблемами с туалетными комнатами. Такая ситуация была не с Джонсон, а с Мэри Джексон. Она описала свое возмущение по поводу сложившейся ситуации коллеге, и в результате ее перевели в команду, работавшую с аэродинамической трубой. Джонсон изначально даже не знала о том, что в восточном крыле были туалеты только для белых. Она просто пользовалась уборными, на которых не было никаких пометок, и так продолжалось многие годы до того момента, как стали поступать жалобы.
  • Одним из проявлений дискриминации, которое ощутила на себе Кэтрин, стало то, что коллеги попросили ее использовать отдельный кофейник. Когда в фильме показывают столик с кофейником, хорошо видно название кофе - Chock Full o"Nuts. Использование этого бренда в контексте сегрегации является исторически верным. В 1957 году Chock Full o"Nuts стала одной из первых крупных компаний Нью-Йорка, которая сделал чернокожего вице-президентом компании. Мужчина, которого они наняли на эту должность, был Джеки Робинсон – бывший легендарный бейсболист, который также известен тем, что стал первым чернокожим игроком в Главной лиге бейсбола.
  • Для создания определенного настроения в различных сценах, была проведена работа с цветом. В помещениях NASA все было выполнено в холодных тонах – белый, серый, серебристый, а в офисе Эла Харрисона и в домах главных героинь цвета наоборот были сделаны теплыми.
  • Сцены дома у Дороти Вон, где женщины играют в карты и танцуют, снимались в историческом месте в Атланте, в доме, где встречались борцы за гражданские права – Ральф Абернати и Мартин Лютер Кинг.
  • В сцене, в которой Пол (Джим Парсонс) разговаривает с инженерами NASA о необходимости очень точных расчетов, для возвращения астронавта с орбиты, среди инженеров стоит Марк Армстронг, сын астронавта Нила Армстронга – первого человека, ступившего на Луну в ходе экспедиции корабля «Аполлон-11». Актер Кен Штрунк пригласил Марка Армстронга, чтобы он сыграл эпизодическую роль в этой сцене.
  • Несколько контрольных панелей в центре управления полетами были взяты из реквизита фильма «Аполлон 13» (1995). Эти же панели были модифицированы для использования в таких фильмах как «Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть I» (2014) и «Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть II» (2015).
  • На 89-й церемонии вручения премии «Оскар» перед объявлением победителя в номинации «лучший документальный фильм» Тараджи П. Хенсон, Октавия Спенсер и Жанель Моне пригласили на сцену 98-летнюю Кэтрин Джонсон. Весь зал аплодировал ей стоя.
  • Персонажи Пола Стаффорда (Джим Парсонс) и Вивьен Митчел (Кирстен Данст) не были основаны на реальных людях. Они представляют собой собирательные образы, передающие пренебрежительное отношение к людям с другим цветом кожи, которое было характерно для части сотрудников NASA в те времена.
  • У Кэтрин Джонсон действительно были дети на момент брака с Джимом Джонсоном, только они тогда уже были подросткового возраста.
  • В действительности Джон Гленн был намного старше на момент запуска, чем он показан в фильме. Запуск произошел в январе 1962 года, тогда Гленну был почти 41 год. Актеру же, который его сыграл, Глену Пауэллу, было 27 лет во время съемок.
  • Это уже второй раз, когда Тараджи П. Хенсон и Махершала Али сыграли двух влюбленных. Впервые это было в фильме «Загадочная история Бенджамина Баттона» (2008).
  • Сценаристка фильма Эллисон Шредер выросла рядом с мысом Канаверал. Ее бабушка и дедушка работали в NASA, а сама она, когда еще была подростком, стажировалась в NASA.
  • Октавия Спенсер ранее снималась с Джимом Парсонсом в 5 эпизоде 2 сезона сериала «Теория большого взрыва» (2007) (эпизод назывался «Альтернатива Евклида»). Спенсер играла сотрудника департамента автотранспорта.
  • В этом фильме у Октавии Спенсер и Кирстен Данст много совместных сцен. Обе актрисы ранее снимались в фильме «Человек-паук» (2002), но там у них не было общих сцен, а Спенсер играла лишь эпизодическую роль.
  • Тед Мелфи был одним из претендентов на режиссерское кресло в фильме «Человек-паук: Возвращение домой» (2017), однако в итоге снял свою кандидатуру, чтобы заняться фильмом «Скрытые фигуры» (2016).
  • Среди рассматривавшихся на главные роли актрис были Опра Уинфри и Виола Дэвис.
  • Это самый успешный проект с участием Кирстен Данст по сборам в США после франшизы «Человек-паук».
  • Это третий фильм Кевина Костнера, так или иначе захватывающий тему администрации Кеннеди. Первые два были «Джон Ф. Кеннеди: Выстрелы в Далласе» (1991) и «Тринадцать дней» (2000).
  • Это уже третий раз, когда Октавия Спенсер снялась в фильме с одной из актрис из кинофраншизы «Человек-паук». В фильме «Прислуга» (2011) она играла с Брайс Даллас Ховард и Эммой Стоун. Обе актрисы исполняли роль Гвен Стэйси: Ховард в фильме «Человек-паук 3: Враг в отражении» (2007), а Стоун в фильмах «Новый Человек-паук» (2012) и «Новый Человек-паук: Высокое напряжение» (2014). В фильме «Скрытые фигуры» (2016) Спенсер сыграла с Кирстен Данст, которая исполняла роль Мэри Джейн Уотсон в оригинальной трилогии о Человеке-пауке.
  • Ошибки в фильме

  • Когда по телевидению говорят об орбитальном полете Юрия Гагарина, время полета объявляют в стандарте UTC (всемирное координированное время). Этот стандарт был изобретен только в 1961 году, и тогда еще не получил название UTC.
  • В некоторых сценах в Лэнгли на крыше хорошо видна современная спутниковая антенна.
  • Когда не заводится автомобиль Chevrolet 1957 года, Дороти берет отвертку и замыкает что-то в верхней части двигателя, предположительно аккумулятор. Отвертку действительно использовали для того, чтобы замкнуть контакты и запустить стартер, но находились они у этой машины не в верхней части двигателя, а справа внизу.
  • Пока Мэри (Жанель Моне) наблюдает за полетом Джона Гленна на экране в витрине магазина за ее спиной можно заметить вывеску магазина мороженого «Cream». Такие магазины появились только в 2012 году.
  • В те времена употребления табака было распространенным явлением в офисах инженеров и на собраниях. Однако в фильме это не отражено.
  • Патрульный приезжает, чтобы сопроводить женщин в город, на машине Ford Galaxie 1964 года. Однако эти события происходят в 1961 году.
  • На инструкции к компьютеру IBM 7090 изображен несоответствующий тому времени логотип компании. Так логотип у компании IBM появился только в 1972 году.
  • На автомобилях в фильме можно заметить несоответствующие тому времени номера штата Вирджиния. На номерах этого штата в 1961 году буквы были черные и угловатые, а сам номер состоял обычно из 6 цифр, разделенных черточкой посередине. В фильме же на номерах синие шрифты, которые стали использовать только в начале 1990-х.
  • В сцене в начале фильма Кэтрин Джонсон в школе решает в уме задачку по умножению. Затем учитель проверят ее результаты на электронном калькуляторе. Электронные калькуляторы начали продавать только в середине 1970-х.
  • В одной из сцен, разворачивающейся в 1961 году, показывают оборудование IBM, которое стоит на поддонах и обмотано стрейч-пленкой. Такую пленку начали использовать для этих целей только в 1970-х годах.
  • В одной из сцен персонажи фильма пользуются пишущей машинкой IBM Selectric, которая впервые была представлена только в июле 1961 года.
  • Несколько машин в сценах на парковке NASA не меняют своего положения несмотря на то, что по сюжету проходят недели и даже месяцы.
  • В оригинальной версии фильма Пол несколько раз использует выражение «spot on» (в точку). Однако это выражение не было распространенным в 1960-х. Более подходящим термином для того времени было выражение «right on».
  • В кадрах мыса Канаверал и Космического центра Кеннеди видна подъездная дорога к стартовому комплексу 39 (LC 39). На самом деле строительство этого комплекса началось только в 1962 году, поэтому ни дороги, ни здания вертикальной сборки во время описываемых в фильме событий быть не могло.
  • У всех персонажей, которые носят очки, под определенным углом становится заметно, что линзы приобретают светло-фиолетовый оттенок. Это признак того, что на стеклах есть просветляющее покрытие, которые в 1961 году еще не наносили на линзы очков.
  • Четырехдверный темно-синий Chevrolet 1962 года можно заметить на парковке NASA и на церковном пикнике, однако события фильма в этих моментах происходят в 1961 году.
  • Телефонный провод, который использует Джон Гленн, это усиленный кабель с защитой от вандализма – таких кабелей еще не было в 1961 году.
  • В сценах, когда Кэтрин посещает демонстрацию, видны плакаты с именами и Никсона и Кеннеди, хотя выборы прошли в 1960 году, и Кеннеди уже стал президентом.
  • В офисе Эла Харрисона на полке стоят две модели самолетов – C-130 и C-5 Galaxy. C-130 уже производился в то время, но у него не было подобной раскраски, а C-5 Galaxy был спроектирован только в 1964 году.
  • В некоторых сценах фильма появляется черно-белый автомобиль Plymouth 1959 года. У него можно заметить очень большие диски, низкопрофильные шины и дисковые тормоза, которые используются в современных рестомодах.
  • В сцене в 1961 году на парковке NASA можно заметить Chevrolet Impala 1962 года, Chevrolet Nova 1962 года, зеленый Mercury Comet 1963 года и даже Mercedes-Benz 280, выпускавшийся в период с 1968 по 1973.
  • Среди новых телевизоров на витрине магазина можно заметить модель Muntz 1951-1952 года, которая вышла за 10 лет до описываемых в фильме событий.
  • В одной из сцен фильма мужчина подходит к принтеру, и в этот момент слышен звук матричного принтера. Однако в кадре показывают принтер IBM 716, который звучит совершенно по-другому.
  • За исключением персонажа Кевина Костнера у большинства мужчин стрижки не соответствуют тому времени, в котором разворачиваются события фильма.
  • Когда на несколько секунд показывают руки Кэтрин, когда она печатает отчет, можно заметить обручальное кольцо, однако по сюжету она и Джим обручились лишь спустя несколько месяцев после этой сцены.
  • Перфокарты, которые подготавливают для компьютера IBM 7090 не проткнуты. Но, когда их начинают загружать, это уже исправлено.
  • На встрече в Пентагоне Кэтрин записывает расчеты на доске. В один момент она начинает писать число 530, как 350, замечает это и сразу вносит изменения. В следующих кадрах, когда она отходит от доски, все цифры правильные, но не видно никаких следов того, что она вносила исправления.
  • Когда Кэтрин застает своих дочерей дерущимися в спальне, она утихомиривает их. Затем они расползаются по кроватям, и пижама на одной из дочерей меняет положение при смене кадра – она то сидит ровно, то сдвинута на бок.
  • В одной сцене, когда Кэтрин разговаривает с тремя своими дочерями в кровати, положение их рук при смене кадра резко меняется.
  • Ближе к концу фильма, когда Кэтрин разговаривает с Элом Харрисоном в диспетчерской, в разных кадрах ее ожерелье надето то поверх одежды, то под ней.
  • На карте Африки в главном зале Республика Мозамбик отмечена черным значком, как город, а не как страна.
  • В одной из сцен о компьютере IBM 7090 говорят, что он может выполнять 24 000 операций в секунду. На самом деле этот компьютер мог выполнять 100 000 операций с плавающей точкой в секунду.
  • Когда у героинь ломается машина, Дороти говорит, что стартер сломался. Однако при работающем двигателе сломанный стартер не привел бы к остановке автомобиля. Далее она говорит, что нужно просто обойти стартер, замыкает что-то под капотом, после чего двигатель запускается. Однако это невозможно. При неисправном стартере, чтобы двигатель завелся автомобиль пришлось бы толкать.
  • В фильме говорится о том, что Гленн должен был совершить семь полных оборотов по орбите, однако из-за проблем с теплозащитным экраном количество полных оборотов уменьшили до трех. В действительности изначально было запланировано всего три полных оборота. Кроме того, изменение плана полета свело бы на нет все предварительные расчеты, а также поменялась бы зона посадки, но обо всем этом в фильме ничего не говорится.
  • Корабль Джона Гленна совершает движение по орбите носом вперед, тогда как на самом деле он двигался теплозащитным экраном вперед.
  • В начале фильма показывают советскую ракету, которая доставляет собаку Лайку в космос. В верхней части ракеты видно капсулу «Восток». На самом деле Лайка летала в капсуле «Спутник». Капсула «Восток» использовалась только для пилотируемых полетов.
  • Когда Джона Гленна везут к стартовой площадке, его сопровождают две полицейские машины. Впереди едет патрульная машина со знаком штата Вирджиния, это та же самая машина, которая была в первой сцене фильма, однако стартовая площадка находится в штате Флорида.
  • В сцене с неудачным запуском явно использовались кадры взрыва шаттла «Челленджер».
  • Во время полетов Алана Шепарда и Гаса Гриссома показывают глобальную карту, на которой отслеживается их перемещение. Однако ни один из них не отдалялся от мыса на расстояние, превышающее 320 километров.
  • В сценах, в которых показывают работающий компьютер IBM 7090, у него не горят маленькие круглые огоньки на вертикальной панели. Мерцание этих огней является индикатором того, что компьютер работает.
  • Когда показывают полет Алана Шепарда в космосе, на фоне видна маленькая удаляющаяся Земля. В действительности Шепард совершал суборбитальный полет, и его космический корабль никогда не отдалялся на такое большое расстояние от Земли.
  • В первой сцене фильма, когда полицейские приезжают на машине, чтобы расследовать пропажу автомобиля, подразумевается, что они приезжают на патрульной машине штата Вирджиния. Однако полицейские машины этого штата никогда не были черно-белыми. Они были сине-серыми. Кроме того, форма полицейских не соответствует форме полиции Вирджинии того времени.
  • В одной из сцен модель компьютера называют «семьдесят-девяносто». На самом деле IBM 7090 называли «семь-ноль-девяносто», потому что это была транзисторная версия модели 709.
  • Персонаж Махершала Али – полковник национальной гвардии, что означает, что он отслужил в армии примерно 15-17 лет. Но несмотря на это, на его униформе отмечен только его ранг и скрещенные пушки полевой артиллерии. Также там должны быть значки с его именем и подразделением. Также отсутствуют какие-либо квалификационные значки, включая Значок боевого пехотинца и Значок пехотинца с повышенной подготовкой.
  • Когда Джон Гленн готовится к полету, он появляется в «белом зале» без шлема и просит обновленных данных по расчетам. Во времена космической программы «Меркурий» на астронавтов один раз надевали космический костюм вместе со шлемом в ангаре 14, затем костюм проверяли на герметичность, и после этого астронавт не снимал шлем и в «белом зале» он должен был быть в нем.
  • Во время запуска корабля с Джоном Гленном говорится об отсечке маршевого двигателя, при этом показываются кадры отсоединения стартовых двигателей.
  • В одной из сцен Мэри Джексон говорит о том, что судья окончил Университет Джорджа Мейсона, однако этот университет начал свою работу лишь в 1965 году. Судя по акценту, судья родом из восточной части Вирджинии и более вероятно, что он бы посещал такие учебные заведения как Университет Вирджинии или же Колледж Вильгельма и Марии.
  • В середине фильма репортер по телевидению говорит о том, что это важный исторический момент для мыса Канаверал и в оригинальной версии фильма произносит фразу «Freedom 7 will be launched into space at an altitude of about 116 miles an hour» (Космический корабль Freedom 7 поднимется в космос на высоту около 116 миль в час). Очевидно актер оговорился и речь шла только о высоте, и не имелась в виду скорость.
  • Во время сцены в церкви у полковника Джима Джонсона фуражка рядового. Поскольку он является полевым офицером, его фуражка должна выглядеть по-другому – с золотым подбородочным ремнем и другими отличительными особенностями.
  • Когда доставляют компьютер IBM, выясняется, что он не пролезает через дверь. Тогда рабочие начинают ломать стены, при этом компьютер стоит рядом в коридоре. На самом деле никто не стал бы ломать стены рядом с новым компьютером, поскольку пыль от штукатурки привела бы его в негодность.
  • По положению рычага передач можно заметить, что Дороти на самом деле стоит, когда показывают, что она едет на своем Chevrolet 1957 года. А в некоторых кадрах, когда она едет на полной скорости, рычаг находится в положении второй передачи.
  • В штате Вирджиния у машин всегда были номерные знаки и спереди, и сзади. В фильме у героинь номерные знаки только сзади.
  • На задней стенке компьютера IBM 7090 можно заметить розетку 110В. Наличие этой розетки говорит о том, что компьютер был вероятно взят в Музее компьютерной истории, где и ее и добавили, чтобы запитать дисплеи.
  • Накануне полета Гагарина чернокожие женщины-математики Кэтрин Джонсон (Тараджи П. Хэнсон), Дороти Воган (Октавия Спенсер) и Мэри Джексон (Жанель Монэ) трудятся в центре NASA в штате Виргиния. Так как это сегрегированный южный штат, то героиням приходится терпеть всевозможные унижения, связанные с их цветом кожи. Дороти не повышают в должности, хотя она фактически руководит «цветными» расчетчиками, Мэри не может посещать курсы повышения квалификации, которые проходят в «белом» колледже, а Кэтрин вынуждена бегать по нужде в другое здание, поскольку в постройке, где работает ее группа планирования полетов, нет «цветных» туалетов. Тем не менее женщины верно служат общему делу. Их достижения начинают замечать, лишь когда полет Гагарина ставит NASA в цейтнот и у начальства не остается времени на поддержание расовой дискриминации.

    Кэтрин Джонсон - единственная из героинь фильма, которая все еще жива

    По словам знаменитой темнокожей комедиантки Вупи Голдберг, она была поражена до глубины души, когда девчонкой в 1966 году увидела в сериале «Звездный путь» Нишель Николс в роли офицера по связи на космическом корабле. Впервые в жизни она видела на экране женщину своего цвета кожи, которая занимается престижной работой, а не хлопочет на кухне или метет пол. Кэрин Джонсон (настоящее имя Голдберг) даже не подозревала, что к тому времени одним из ведущих математиков NASA была ее соплеменница и однофамилица Кэтрин Джонсон. Вместо того чтобы прославлять Кэтрин и ее группу как ролевых моделей для новых поколений «цветных» американок, правительство замалчивало их заслуги. Прошли годы, прежде чем имена этих женщин стали широко известны хотя бы в узких кругах любителей космоса.

    Кадр из фильма "Скрытые фигуры"


    Фильм основан на документальной книге Марго Ли Шеттерли. Отец писательницы был ученым NASA, и она с детства знала многих героинь своего будущего произведения

    Вторая картина постановщика «Святого Винсента » Теодора Мелфи снята, чтобы рассказать о темнокожих женщинах-математиках и воздать им давно заслуженное должное. Это не психологическая драма, копающаяся в душевных тонкостях женщин прошлого, а почти что житие святых, которое восхищается талантом, напором и предприимчивостью главных героинь.

    Кадр из фильма "Скрытые фигуры"


    Правда, снят фильм в трагикомичном ключе, и героини порой выглядят нелепо. Но эта нелепость обусловлена безумными правилами, которые героиням навязывают. Скажем, Кэтрин приходится рысью носиться в сортир с охапкой бумаг, поскольку поход туда-сюда занимает более получаса, а работу женщины за нее никто не сделает. Дороти же вынуждена украсть из библиотеки книгу по программированию, поскольку книги из «белого» отдела неграм не выдают, а в «цветном» отделе нужного пособия нет. Так что, когда фильм ставит героинь в дурацкие ситуации, он издевается не над ними, а над расизмом, представители которого показаны с куда меньшей симпатией. Прямой начальник Кэтрин в исполнении Джима Парсонса предстает мелочным и гадким типом, а Кирстен Данст играет начальницу Дороти как чопорную «южную барышню», которая одним изгибом губ может выразить все свое презрение к потомкам рабов ее семьи.

    Кадр из фильма "Скрытые фигуры"


    К счастью, Хэнсон и Спенсер - талантливые характерные актрисы, и их колоритности оказывается более чем достаточно, чтобы превратить «святые статуи» в живых и занятных женщин, за которых приятно болеть, чем бы они ни занимались. Монэ с этой задачей справляется хуже, поскольку она более традиционно красива, но ее роль менее значима, чем у партнерш. Кроме того, еще ни одно кино не пострадало от сексапильного математика с умными глазами. И, кстати, хотя Монэ преимущественно известна как исполнительница поп-фанка, она ни разу не дает усомниться, что она на своем месте в кино, где ей не приходится ни петь, ни задорно танцевать.

    Понятно, нам в России нет особого дела до того, кто рассчитывал орбиты первых американских пилотируемых полетов и программировал первые американские мощные компьютеры. Но «Скрытые фигуры» ценны и интересны тем, что отражают, насколько легальным и всеобъемлющим был расизм в США всего лишь полвека назад. Невозможно понять нынешние американские трения без подобных уроков истории, а «Скрытые фигуры», кроме того, еще и изображают американцев в непривычной роли догоняющих и так и не догнавших (полет на Луну остается за рамками повествования). Так что лента изрядно тешит нашу национальную гордость и при этом рассказывает позитивную, порой очень смешную и довольно универсальную историю о людях, которые отстаивают свои права не митингами и пустословием, а столь безупречной работой, что даже их личные враги к концу фильма нехотя признают их вклад в космонавтику. Хотя героини в признании не нуждаются - они знают себе цену.


    После космических запусков Спутника, собак и манекена Ивана Ивановича NASA, словно заправский зомби, потянулось к своим цветным женщинам с утробным стоном: «Мозги, нам нужны мозги-и-и!» Потому что возникла категорически острая нужда в интеллектуальных ресурсах, ну а мозг у разных людей окрашен одинаково (а если вдруг у кого-то в голове вместо белого вещества коричневое, так это от цвета кожи не зависит).

    Почти два века назад первым в мире программистом стала Ада Лавлейс - одарённый математик, дочь поэта Джорджа Байрона; аналитическая машина Чарльза Бэббиджа ещё не была построена (даже действующую модель сконструировали лишь через полвека после смерти леди Лавлейс), а графиня уже написала программу для неё. Во времена Второй мировой войны женщины, работавшие на дешифровальных машинах Алана Тьюринга «Бомба» и «Колосс», по сути, были частью компьютера. Спустя ещё десяток лет в NACA, впоследствии превратившемся в NASA, трудились «живые компьютеры» - одну из героинь биографических «Скрытых фигур» прозвали так за скорость и точность вычислений. А другая героиня, когда на замену её математическому отделу привезли настоящие компьютеры - монструозные IBM - переучилась на программиста, причём самостоятельно, тайно и полулегально, с элементами воровства и несанкционированного проникновения. Отчаянные времена требуют отчаянных мер! Одни люди оказались вынуждены кооперироваться с теми, с кем им мучительно было сидеть рядом и пить из одного кофейника; другие - бежать не простой карьерный забег, а с постоянно добавляемыми препятствиями и отодвигаемым финишем. Внутри космической гонки велась ещё одна - карьерно-социальная.

    Несмотря на все препоны, через которые протагонисткам пришлось перепрыгивать и перелезать на пути к цели, фильм получился не слёзовыжимательным и даже не особо-то морализаторским. Напротив, он приободряет, побуждает активно болеть за героинь и самому не опускать руки, а также даёт немало поводов для веселья: чего стоят только афористичные реплики или советский плакат с Никитой Хрущёвым «За работу, товарищи!», висящий в главном математическом отделе NASA. Универсальность тоже в наличии, авторы снимали киноленту не для двух групп американского населения, приговаривая: «Вам мы сочувствуем - а вот вам пусть будет стыдно, стыдно, стыдно!», а для всего мира. Примерить проблемы героинь на себя может почти любой новичок, устраивающийся работать в не шибко дружелюбный коллектив. А для пущей понятности авторы ввели сортирную (в прямом смысле) шутку - точнее, полушутливое, полусерьёзное раскрытие сегрегации на примере сортира. Ибо математическую проблему соотнести с собой может отнюдь не каждый, а туалетную - кто угодно. Шутка изрядно затянулась, да и метод не ахти какой тонкий - но сработало же.

    Что ещё близко людям по всему земному шару? Романтические истории. Фильм про женщин без любовной линии снять было никак нельзя. В угоду нежным чувствам сюжет перекроил факты и завязал их узлом. Проблема даже не в слащавости, а в том, что фильм, рассказывающий помимо прочего о важности точных расчётов, шулерски мухлюет с числами - датами и возрастами. Причём делает это с грациозностью сводничающих подруг - то есть рьяно и почти неприкрыто. В реальности карьерные и матримониальные успехи были достигнуты за годы до полёта Джона Гленна; в фильме именно этот первый для американских астронавтов орбитальный полёт выступает осью вращения, к которой подтянуто всё остальное, да и сам сорокалетний Гленн сыгран двадцатисемилетним симпатягой. Омоложены и дети героинь: вместо здоровых лбов показаны милые крошки. Помимо умиления искусственно нагнетён саспенс: да, астронавты не очень-то доверяли компьютерным расчётам, ибо те ещё были в новинку, да и глюки с багами порой случались, так что Гленн действительно попросил женщину-математика всё перепроверить по старинке - но не перед самым стартом.

    Словом, авторы не поскупились на сюжетные уплотнители и художественные украшения реальности. Поимка их на горячем подрывает доверие к истории в целом - а ведь она всё-таки правдива: Дороти Воган, Мэри Джексон, Кэтрин Джонсон существовали на самом деле, Джонсон жива до сих пор. Каждая из них по-своему стала первой - причём не отказавшись ради этого от «классических» ценностей вроде замужества и материнства, а с ловкостью циркового жонглёра всё совместив. Одну такую героиню ещё можно было бы счесть редким исключением - но вместе они образуют систему. Цветное созвездие не в дискриминационном, а в прямом смысле слова: недаром разноцветные наряды, тёплые тона и даже бело-бирюзовый автомобиль героинь выделяются на приглушённом серо-металлическом фоне «белой» части NASA. А по-настоящему яркое не скроешь.

    После веков рабства и дискриминации маятник качнулся к другой крайности, это отражается и в кинематографе: не просто стало больше цветных, женских и нетрадиционно ориентированных персонажей - нередко смену цвета, пола, ориентации претерпевают уже сложившиеся образы. Такие операции вместо увеличения толерантности рискуют вызвать эффект «от противного». А «Скрытые фигуры» идут другим путём и показывают не замену одного вытеснения другим, а объединение: связи взаимопонимания и сотрудничества устанавливаются между белым астронавтом и цветной математиком, белым шефом и цветной подчинённой, белым судьёй и цветной истицей, белыми женщинами-математиками и цветными женщинами-математиками, и так далее. Фильм напоминает о том, что забеги бывают не индивидуальными, а командными и смешанными. И что стремление видеть невидимое, смотреть за пределы, быть первым не зависит от пола и цвета кожи.

    Ну и бонус для любителей советской космонавтики: конечно же, показаны и первые из «красной» команды - неоднократно и с документальными кадрами. Ведь что лучше мотивирует победить самого себя и прыгнуть выше головы, чем соревнование с сильным соперником? Вполне справедливо, что в истории о космических и околокосмических первых фигурируют не только Дороти Воган, Мэри Джексон, Кэтрин Джонсон, Джон Гленн, Алан Шепард, но и Юрий Гагарин, Иван Иванович и Чернушка. А кто не согласен, тот злостный кинофоб и попиратель прав манекенов, так-то.

    Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
    Читайте также
    Стручковая фасоль в сметане Стручковая фасоль в сметане Простые рецепты своими руками Простые рецепты своими руками Происхождение восточного гороскопа Происхождение восточного гороскопа