Московский государственный университет печати. Налоговый учет и контроль Проверка правильности постановки бухгалтерского учета в организации

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Одна из самых объемных глав первой части Налогового кодекса РФ посвящена налоговому контролю. И это неспроста. Не только юридические, но и физические лица в Российской Федерации являются плательщиками налогов, а значит, так или иначе, взаимодействуют с органами, осуществляющими налоговый контроль. А потому крайне важно понимать свои права и обязанности, и то, какими полномочиями обладают органы, осуществляющие контроль уплаты налогов.

Под налоговым контролем понимают деятельность уполномоченных органов, призванную обеспечить соблюдение всех требований кодекса в части корректности начисления и уплаты налогов, сборов, страховых взносов. Такая деятельность может осуществляться в форме выездных проверок, получения объяснений, контроля заполнения отчетности и в иных формах.

Органы, осуществляющие контроль и их функции

Налоговый контроль осуществляют уполномоченные лица – сотрудники налоговых инспекций. В помощь налоговым органам пунктом 3 статьи 82 кодекса предусмотрен обмен информацией между налоговыми, таможенными, следственными органами и внебюджетными фондами.

Статья 85.1 обязывает также федеральное казначейство уведомлять налоговую инспекцию об открытии организацией лицевого счета. А статьей 86 предусмотрена обязанность банков сообщать инспекции об открытии или любых изменениях реквизитов счетов, вкладов.

Кроме того, статья 85 подразумевает информирование налоговых органов о сведениях, связанных с учетом юридических и физических лиц, органами юстиции, адвокатскими палатами, органами, осуществляющими миграционный учет и иными учреждениями.

С целью контроля над полнотой уплаты земельного, транспортного налогов и налога на имущество в налоговый орган информацию передают ведомства, осуществляющие кадастровый учет, регистрацию прав на недвижимость и регистрацию транспорта.

Также в инспекцию от соответствующих ведомств поступает информация о пользователях природных ресурсов, если такое пользование также является объектом налогообложения.

В настоящее время вся информация между ведомствами передается в электронном виде.

Формы налогового контроля

Существует несколько форм налогового контроля. В зависимости от категории налогоплательщика, обстоятельств и фактов хозяйственной деятельности в отношении юридических или физических лиц могут проводиться разные мероприятия.

Постановка на учет

Именно для целей налогового контроля юридические и физические лица обязаны вставать на налоговый учет. Об этом говорится в статье 83 Налогового кодекса. В этой же статье разъяснен и порядок осуществления этой процедуры. Предпринимательская деятельность без постановки на учет карается административным штрафом.

Каждому лицу, вставшему на учет, присваивается индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН). Свидетельство о постановке на учет и присвоении ИНН выдается в течение 5 дней после подачи заявления.

Налоговый мониторинг

В 2015 году появилась новая форма контроля для организаций в виде налогового мониторинга. Эта мера носит добровольный характер, т.е. налогоплательщики могут сами обратиться в налоговый орган с просьбой провести мониторинг. Для этого предприятие должно соответствовать следующим требованиям:

  • сумма налогов за предыдущий год превышает 300 миллионов рублей (за исключением налогов, связанных с перемещением товаров через таможенную границу);
  • доходы за предшествующий год превысили 3 миллиарда рублей;
  • стоимость активов по состоянию на 31 декабря предшествующего года свыше 3 миллиардов рублей.

Отличие мониторинга от иных видов проверок заключается в том, что инспекция в режиме реального времени контролирует данные учета, а результатом обнаруженной ошибки будет не налоговая санкция, а мотивированное объяснение налогового органа и своевременное устранение недочетов налогоплательщиком. Мониторинг проводится в течение календарного года.

Налоговая проверка

Для контроля правильности исчисления и уплаты налогов юридическим лицом инспекции могут проверять как отдельные отчеты, так и деятельность за период продолжительностью до трёх лет.

Камеральная проверка

Почти каждый отчёт, который попадает в налоговую инспекцию, подлежит камеральной проверке. Её целью является контроль правильности заполнения формы и исчисления налога. Продолжительность этого мероприятия – 3 месяца с даты предоставления отчета налогоплательщиком, если только он не является иностранной организацией (для них срок проверки составит 6 месяцев).

При обнаружении ошибок или возникновении вопросов налоговая инспекция вправе обратиться к налогоплательщику за пояснениями. На то, чтобы дать ответ налоговому органу, у проверяемого лица есть 5 рабочих дней. Пояснения придётся дать и в случае, когда подаётся уточняющая декларация, сумма налога в которой будет меньше, чем в первичном отчете.

В случае если несмотря на пояснения налогоплательщика представитель инспекции сочтёт, что имеет место факт налогового правонарушения, он обязан составить акт.

Налоговый орган не вправе требовать дополнительные документы, если обязанность прикладывать их к отчету отсутствует в налоговом кодексе. Исключением являются:

  • декларация по НДС, в которой заявляется право на возмещение налога;
  • случаи, когда подаётся уточняющая декларация спустя 2 года после сдачи первичного отчета, и в этой декларации уменьшается налог к уплате или увеличивается налоговый убыток;
  • декларация по акцизам, в которой заявляется возмещение в связи с возвратом товаров;
  • расчёт по страховым взносам, в котором отражено применение пониженных ставок.

Прекращение камеральной проверки подразумевает, что в отношении проверяемого отчёта закончены какие-либо действия. Тем не менее, согласно Определению Конституционного суда РФ от 10.03.2016 571-О, если при проведении выездной проверки будут выявлены факты, указывающие на нарушения, которые не были обнаружены в ходе камеральной проверки, инспекция вправе эти факты учесть и применить санкции в отношении организации.

Выездная проверка

Такая проверка проводится на территории налогоплательщика и исключительно по решению руководителя налоговой инспекции или его заместителя. Обязательная информация, которая должна содержаться в документе:

  • наименование (или ФИО) налогоплательщика (полное и сокращённое);
  • налоги, которые являются предметом проверки;
  • срок, за который должны быть проверены документы и факты хозяйственной деятельности (этот период не может быть больше 3 лет, предшествовавших году, в котором было принято решение о проведении проверки);
  • сотрудники инспекции, которые фактически будут проверку проводить.

Основные правила выездной проверки:

  • может проводиться как в отношении одного, так и нескольких налогов;
  • один налог за один период может проверяться только один раз в рамках выездной проверки;
  • в течение одного года выездная проверка может проводиться не больше двух раз (за исключением особых решений органов исполнительной власти);
  • срок проверки – 2 месяца, но он может быть продлён до 4 или в отдельных случаях до 6 месяцев;
  • выездная проверка не может проводиться за период налогового мониторинга, если процедура мониторинга была выполнена без нарушений;
  • проверка может быть приостановлена на срок до шести месяцев (в крайних случаях до 9 месяцев) для истребования дополнительных документов, проведения экспертиз и т.п.

По итогам проверки составляется справка, а в течение двух месяцев должен быть оформлен акт, который подписывается представителями инспекции и налогоплательщика. В случае несогласия с актом, в течение 1 месяца налогоплательщик вправе представить в налоговый орган свои возражения в письменном виде.

Дополнительные меры

В случаях, когда налоговому органу для анализа недостает информации, или есть обоснованное подозрение в недобросовестности налогоплательщика, могут применяться дополнительные меры.

Осмотр

В рамках как выездной, так и камеральной (но только в отношении НДС) проверок налоговый орган вправе провести осмотр территории налогоплательщика. Эта мера применяется для получения более полной картины и выяснения обстоятельств, имеющих отношение к проверке.

Во время осмотра может проводиться фото и видеофиксация, а также сниматься копии с документов. Присутствие понятых при этой процедуре обязательно. По окончании составляется протокол.

В случае если осмотр проводится в рамках камеральной проверки, то обязательно должно быть мотивированное постановление, подписанное руководителем инспекции или его заместителем.

Выемка документов и предметов

Если есть подозрение в том, что документы в ходе выездной проверки могут быть уничтожены или подделаны, налоговый орган на основании мотивированного постановления может изъять документы и связанные с проверкой предметы.

Так же как и с осмотром, данная процедура проводится в присутствии понятых, а по итогам составляется протокол.

ВАЖНО: Ночью выемка не допускается. До начала процедуры изъятия представителю налогоплательщика должны дать возможность ознакомиться с постановлением и добровольно выдать документы. В случае отказа сделать это добровольно, представитель налоговой инспекции самостоятельно вскрывает помещения и производит процедуру изъятия.

Экспертиза

В некоторых случаях, когда требуются особые знания в области науки, искусстве или иных областях в рамках налоговой проверки может быть назначена экспертиза. В этом случае должно быть оформлено постановление.

Налогоплательщик может указать круг лиц, среди которых проверяющий может выбрать эксперта. Эксперт же может отказаться выдавать заключение, если его знаний недостаточно или ему была предоставлена не вся информация.

ВАЖНО: При неудовлетворенности результатами экспертизы может быть назначена дополнительная или повторная экспертиза.

Права налогоплательщика при осуществлении мероприятий налогового контроля

Мероприятия налогового контроля воспринимаются налогоплательщиками достаточно болезненно. Для того чтобы в ходе таких мероприятий чувствовать себя уверенно, необходимо знать о своих правах.

Участие переводчика

В случае необходимости к проверке может быть привлечен переводчик. Это должно быть незаинтересованное лицо, с которым оформляется договор. Причем переводчик может быть приглашен и к глухому или немому физическому лицу.

Право вносить замечание в акт о результатах проверки

Проверяемое лицо может отказаться подписывать акт. В этом случае в акте делается запись об отказе. А в течение месяца со дня получения акта с результатами проверки юридическое или физическое лицо вправе предоставить письменные возражения по полученному документу. При этом в этом письме могут быть также указаны и отклонения в оформлении акта, недостаточность сведений в акте (согласно НК РФ), а также нарушения в ходе процедуры проверки.

К письменным возражениям могут быть приложены документы, поясняющие позицию налогоплательщика.

Нужно иметь в виду, что в случае получения акта по почте, месяц будет исчисляться начиная с шестого дня после отправки письма налоговым органом.

Право предъявить к возмещению убытки, причиненные неправомерными действиями налоговых органов

Если по вине налогового органа проверяемое лицо понесло убытки, эти убытки должны быть возмещены в полном объеме. Это касается в том числе и недополученного дохода. Важно фиксировать все нарушения процедуры проверки для того, чтобы иметь возможность доказать, что убытки наступили именно по вине представителей налогового органа.

Налоговые санкции как возможное следствие налогового контроля

По итогам мероприятий налогового контроля могут быть предъявлены:

  • пени;
  • штрафы;
  • недоимка.

Должностные лица могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности.

ВАЖНО: Налоговый орган обязан предложить налогоплательщику оплатить все причитающиеся налоговые санкции самостоятельно. В случае отказа или нарушении сроков погашения задолженности, налоговый орган обращается в суд.

В статье к.э.н. ст. преподаватель кафедры учета, анализа и аудита Экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, консультант-эксперт по бухгалтерскому учету В.Ю. Савин и профессор С.А. Харитонов рассматривают возможности программы «1С:Бухгалтерия 8» по проверке корректности ведения бухгалтерского учета, налогового учета по налогу на прибыль и по налогу на добавленную стоимость.

После выполнения всех регламентных операций по закрытию периода требуется проверить корректность полученных учетных данных, по которым предстоит сформировать и представить в налоговые органы регламентированную отчетность по бухгалтерскому учету, налоговому учету по налогу на прибыль и налоговому учету по налогу на добавленную стоимость.

Помочь пользователю могут следующие специальные отчеты системы:

  • отчет ;
  • отчет ;
  • отчет ;
  • отчет .

Отчет «Экспресс-проверка ведения учета»

Отчет Экспресс-проверка ведения учета находится в меню Отчеты -> Экспресс-проверка ведения учета .

Перейти к настройке ), можно выбрать предусмотренные отчетом четыре группы проверок:

  • проверки соблюдения положений учетной политики;
  • проверки ведения кассовых операций;
  • проверки операций, связанных с ведением книги продаж;
  • проверки операций, связанных с ведением книги покупок.

Проверки запускаются нажатием на кнопку Выполнить проверку .

Рассмотрим проверки, входящие в каждую из четырех групп.

Положения учетной политики

Группа проверок Положения учетной политики объединяет в себе одиннадцать проверок.

Полный список проверок данной группы и комментарии к ним представлены в таблице № 1.

Если бухгалтер не уверен, нужно или не нужно выполнять конкретную проверку, то признак проверки для нее можно оставить.

Программа самостоятельно проанализирует условия, необходимые для выполнения отдельных проверок. Если проверка не требуется, тогда будет выдано сообщение об отсутствии ошибок.

Таблица 1.

Проверки положений учетной политики


п/п

Наименование
проверки

Предмет
проверки

Условия, при которых выполняется проверка

Наличие учетной политики организации по бухгалтерскому и налоговому учету

Наличие записей в регистре сведений
Учетная политика организаций , дата которых меньше или равна дате начала периода проверки

Наличие учетной политики по персоналу

Наличие записи в регистре сведений
Учетная политика по персоналу

Если в настройках параметров учета указано, что расчеты персоналом ведутся в «1С:Бухгалтерии 8»

Неизменность учетной политики по бухгалтерскому учету в течение года


Учетная политика организаций , с датой, отличающейся от даты начала года, в которых изменены параметры учетной политики по бухгалтерскому учету

Неизменность учетной политики по налоговому учету в течение года

Отсутствие записей в регистре
Учетная политика организаций , с датой, отличающейся от даты начала года, в которых изменены параметры учетной политики для целей налогообложения. Исключением являются изменения, которые обусловлены внесением изменений в законодательство.

Соответствие способа оценки товаров в рознице использованию счетов учета товаров

Для способа оценки товаров в розницу «По стоимости приобретения» проверяется отсутствие остатков и оборотов по счетам 41.11 «Товары в розничной торговле (в АТТ по продажной стоимости)», 41.12 «Товары в розничной торговле (в НТТ по продажной стоимости)», 42 «Торговая наценка»

Если в настройках учетной политики указано, что организация ведет деятельность, связанную с розничной торговлей и учитывает товары в рознице По стоимости приобретения

Соответствие применения метода «директ-костинг» фактическому закрытию счета 26

Если метод «директ-костинг» используется, проверяется, что счет 26 закрывается на счет 90. Если метод «директ-костинг» не используется, проверяется, что счет 26 закрывается на счета 20, 23, 29.

Если в настройках учетной политики указано, что организация ведет деятельность, связанную с производством продукции и (или) выполнением работ, оказанием услуг

Соответствие применения ПБУ 18/02 использованию соответствующих счетов учета

Контролируется отсутствие остатков и оборотов на счетах 09 «Отложенные налоговые активы», 77 «Отложенные налоговые обязательства», 68.04.2 «Расчет налога на прибыль» и субсчетах счетах 99.02 «Налог на прибыль»

Если в параметрах учетной политики, снят флажок Применяется ПБУ 18/02.

Либо

Неприменение ПБУ 18/02 при условии применения УСН

Проверяется, чтобы не был установлен флажок Применяется ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль»

Если в учетной политике организации установлено, что организация применяет

Отсутствие движений регистров налогового учета по налогу на прибыль в случае применения УСН

Контролируется отсутствие движений в регистрах, предназначенных для налогового учета по налогу на прибыль

Если в учетной политике организации установлено, что организация применяет

Отсутствие остатков и оборотов по счетам ЕНВД в случае неприменения ЕНВД

Контролируется отсутствие движений на счетах бухучета, прямо или косвенно связанных с ЕНВД

Если в учетной политике, не взведен флажок Применяется особый порядок налогообложения по отдельным видам деятельности

Соответствие наличия операций, не облагаемых НДС или облагаемых по ставке 0 %, учетной политике

Контролируется отсутствие на счете 90 «Продажи» оборотов по субконто Ставки НДС со значениями Без НДС и 0 %

Если в учетной политике не взведен флажок Организация осуществляет реализацию без НДС или с НДС 0 %

Операции по кассе

Группа проверок Операции по кассе объединяет в себе восемь проверок.

Полный список проверок данной группы с комментариями представлен в таблице № 2.

Таблица 2.

Проверки операций по кассе

№ п/п

Наименование проверки

Предмет
проверки

Комментарий

Отсутствие непроведенных кассовых документов

Проверяется отсутствие непроведенных приходных и расходных кассовых ордеров, за исключением помеченных на удаление

Кассовые операции с помощью документов Приходный кассовый ордер и Расходный кассовый ордер в оформляются в два этапа:

В информационной базе программы «1С:Бухгалтерия 8» создается непроведенный документ, из которого распечатывается заполненный первичный документ;

После того, как кассовая операция будет фактически совершена, электронный документ проводится, движение наличных денежных средств отражается на счетах бухгалтерского учета.

Отсутствие отрицательных остатков

Проверяется остаток на счете 50 «Касса» на конец каждого дня. Сальдо счета не должно быть отрицательным.

Проверка на отсутствие отрицательных остатков по счету 50 «Касса». Подобные ошибки могут быть вызваны несвоевременным оформлением кассовых операций.

Соблюдение лимита остатка денег в кассе

Проверяется превышение остатка по счету 50 «Касса» на конец каждого дня, в котором имело место движение по счету, установленного лимита остатка кассы

При сообщении о превышении лимита следует учитывать, что сверх установленных лимитов предприятия имеют право хранить в своих кассах наличные деньги только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий.

Лимит наличных денежных средств в кассе вводится в регистр сведений Лимит остатка кассы , меню Касса - Лимит остатка кассы .

Соблюдение лимита расчетов наличными с контрагентами

Суммы кассовых операций, в которых в качестве корреспондирующего указан счет учета расчетов, проверяются на превышение предельного размера расчетов наличными по одному договору

С 21.07.2007 предельный размер расчетов наличными по одному договору составляет 100 000 руб.

Соблюдение нумерации ПКО и РКО

Нумерация ПКО и РКО должна вестись строго в хронологическом порядке

Не считается нарушением невыполнение требования хронологического порядка нумерации для документов, имеющих одну и ту же дату, но разное время создания

Выдача денег под отчет только после отчета по ранее выданным суммам

По каждой кассовой операции, в которой в качестве корреспондирующего указан счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами», проверяется отсутствие задолженности на дату совершения операции

Выдача наличных денег под отчет производится только при условии полного отчета конкретного подотчетного лица по ранее выданному ему авансу

Отсутствие передач подотчетных сумм от одного лица другому

Поверятся отсутствие на счете 71 «Расчеты с подотчетными лицами» внутренних оборотов с разными корреспондирующими субконто (объектами аналитического учета)

Запрещена передача выданных под отчет наличных денег одним лицом другому

Выдача денег под отчет только работникам организации

Проверяется, является лицо, которому из кассы выдаются денежные средства под отчет, работником организации, от имени которой составлен кассовый ордер

В одной информационной базе может вести учет по нескольким организациям. При этом для аналитического учета расчетов с подотчетными лицами используется единый справочник Сотрудники организаций , что может стать причиной подобной ошибки

Ведение книги продаж по налогу на добавленную стоимость

Выполнять проверку ведения Книги продаж

Группа проверок Ведение книги продаж по налогу на добавленную стоимость объединяет в себе семь проверок.

Список проверок данной группы, а также комментарии к ним представлены в таблице № 3.

Таблица 3.

Проверки ведения книги продаж

№ п/п

Наименование проверки

Предмет
проверки

Комментарий

НДС , Расчеты с контрагентами , Оценка МПЗ при выбытии

Дата актуальности учета , то установку и редактирование параметров следует производить через меню Сервис -

Полнота выписки счетов-фактур по документам реализации

Для организаций, являющихся плательщиками НДС, каждый проведенный документ реализации должен сопровождаться проведенным счетом-фактурой

Своевременность выписки счетов-фактур по документам реализации

Счет-фактура по операциям реализации должен быть выписан не позднее пяти дней с момента реализации

Наличие документа

Должны быть проведены документы Формирование записей книги продаж в каждом налоговом периоде, в котором имеются авансы на восстановление.

Проверка формирования авансовых счетов-фактур при наличии авансов полученных

В случае получения авансов от покупателей должны быть той же датой выписаны и проведены счета-фактуры на суммы полученных авансов

При проверке выясняется:

1. На все ли авансовые поступления выписаны счета-фактуры.

2. Соответствуют ли начисления по счету 76.АВ суммам в регистре НДС с авансов .

3. Совпадают ли суммы НДС с полученных авансов по данным бухгалтерского учета и в книге продаж.

Полнота отражения в книге продаж сумм НДС, подлежащих перечислению налоговым агентом (аренда государственного имущества или иностранцы, не состоящие на налоговом учете в РФ)

Должны совпадать суммы НДС, подлежащие перечислению налоговым агентом (по аренде государственного имущества или для иностранцев, не состоящих на налоговом учете в РФ), по бухгалтерскому учету и по книге продаж

Необходимость исполнения обязанностей налогового агента по конкретному договору фиксируется в свойствах договора (справочник Договоры контрагентов ). При регистрации в программе задолженности по такому договору автоматически формируется бухгалтерская запись на сумму налога, подлежащего удержанию и уплате в бюджет. При этом на исчисленную сумму налога выписывается счет-фактура (с помощью документа Счет-фактура выданный ), который регистрируется в Книге продаж . Предметом проверки является контроль соответствия данных бухгалтерского учета и налогового учета по НДС.

Полнота отражения в книге продаж НДС по строительно-монтажным работам (СМР), выполненным хозяйственным способом

Должны совпадать суммы НДС, начисленные по СМР, выполненным хозяйственным способом, по бухгалтерскому учету и по книге продаж

Ведение книги покупок по налогу на добавленную стоимость

Выполнять проверку ведения Книги покупок следует по окончании каждого налогового периода (налоговый период по НДС - квартал).

Группа проверок Ведение книги покупок по налогу на добавленную стоимость объединяет в себе семь проверок. Полный список проверок данной группы с комментариями представлен в таблице № 4.

Таблица 4.

Проверки ведения книги покупок

№ п/п

Наименование проверки

Предмет
проверки

Комментарий

Контроль даты актуальности учета

Для правильной работы подсистемы НДС дата актуальности по разделам: НДС , Расчеты с контрагентами , Оценка МПЗ при выбытии , должна быть либо не установлена, либо находиться не раньше даты конца периода проверки

В том случае, если организация решает использовать механизм системы Дата актуальности учета , то установка и редактирование параметров следует производить через меню Сервис - Управление датой актуальности учета

Полнота получения счетов-фактур по документам поступления

Каждый приходный документ, полученный от контрагентов, являющихся плательщиками НДС, должен сопровождаться счетом-фактурой

Контролируется, чтобы по каждому документу поступления либо в самом документе, либо с помощью документа Счет-фактура полученный в информационной базе был зарегистрирован предъявленный поставщиком счет-фактура

Наличие документа

Если в учетной политике включена возможность реализации без НДС или с НДС 0 %, должен быть проведенный документ Распределение НДС косвенных расходов в каждом налоговом периоде

Если в настройках учетной политики устанавливаются параметры для поддержки раздельного учета НДС.

Тогда в конце каждого налогового периода документом Распределение НДС косвенных расходов должно производиться распределение сумм НДС предъявленного между различными видами деятельности и реализаций.

Корректность распределения НДС по косвенным расходам

Сумма косвенных расходов, поступивших за налоговый период (приход по регистру НДС по косвенным расходам ), должна быть равна сумме распределенных между видами деятельности с различными обложением НДС (расходы по регистру НДС по косвенным расходам )

Наличие документа

Должен быть проведенный документ Формирование записей книги покупок в каждом налоговом периоде по НДС

Отсутствие отрицательных остатков сумм НДС, предъявленных поставщиками

Не должно быть отрицательных остатков по регистру НДС предъявленный

Суммы налога, предъявленные к оплате поставщиками и оплаченные поставщикам, в программе автоматически фиксируются в регистре НДС предъявленный .

Наличие отрицательных сумм в регистре НДС предъявленный может быть вызвано, например, тем, что товар по которому НДС был принят к вычету в периоде поступления, в следующем налоговом периоде был реализован по ставке НДС 0 %. Пользователь не выполнил регламентную операцию по восстановлению НДС.

Наличие вычета НДС с авансов при зачете авансов полученных

В случае наличия проводок по зачету авансов от покупателей должны быть проводки по вычету НДС, начисленного с этих авансов

В соответствии с пунктом 8 статьи 171 и пунктом 6 статьи 172 НК РФ суммы налога, исчисленные налогоплательщиком с сумм оплаты, частичной оплаты, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), подлежат вычету с даты отгрузки соответствующих товаров (работ, услуг)

Отчет «Анализ состояния бухгалтерского учета»

Отчет Анализ состояния бухгалтерского учета находится в меню Отчеты -> Анализ состояния бухгалтерского учета .

Перейдя к меню настроек (кнопка Настройка ), бухгалтер может выбрать на закладке Настройки предусмотренные отчетом четыре вида проверок:

  • Анализировать рабочий план счетов;
  • Анализ счетов подлежащих закрытию;
  • Анализ бухгалтерских итогов;
  • Анализ бухгалтерских проводок.

По умолчанию выполняются все четыре вида проверок, но, так как полный анализ занимает продолжительное время, можно отключить те из них, которые не требуются.

Пользователь может внести корректировки в типовые настройки признания проводок «недопустимыми» - закладка Недопустимые проводки (рис. 1).

Рис. 1

В колонке Дт указывается счет дебета недопустимой проводки, в колонке Кт - счет кредита. В колонке ДтИсключение и КтИсключение можно указать счета, которые исключаются при проверке.

Например, если в колонке Дт указан счет «01», а в колонке КтИсключение указано «01, 08, 79, 83» - это означает, что некорректными являются все проводки по дебету счета 01, если корреспондирующим не является счет из списка «01, 08, 79, 83».

Колонка Комментарий хранит пояснение комментария к проводке. Если программа обнаружит недопустимую проводку, то в отчет будет выведен текст из колонки Комментарий .

На закладке Эталонный ПС отображается эталонный хозрасчетный план счетов, который используется при анализе правильности ведения плана счетов пользователя. Информацию на этой закладке пользователю изменять не следует.

Выполненные пользователем настройки сохраняются по кнопке Ок .

Для выполнения выбранных проверок следует нажать кнопку Сформировать .

В случае наличия ошибок в каком-либо разделе отчета, дважды щелкнув мышкой по строке с ошибкой, можно вызвать карточку счета или форму операции с ошибочной проводкой.

Рассмотрим более подробно каждую из четырех видов проверок, предусмотренных отчетом.

Анализировать рабочий план счетов

Программа сравнивает рабочий план счетов с эталонным планом счетов, рекомендованным фирмой «1С». Информация об эталонном плане счетов представлена на закладке Эталонный ПС меню настроек отчета.

В случае, если требуемый счет не найден в плане счетов, у счета изменен признак активности, будут выдаваться предупреждения. Также проверяется структура аналитического учета на счетах, задействованных в алгоритмах составления форм регламентированной отчетности.

Анализ счетов подлежащих закрытию

Проверяются бухгалтерские итоги на конец отчетного периода. Если счета, подлежащие закрытию на конец отчетного периода, имеют сальдовые остатки, выдается информация о таких счетах.

Например, не должны иметь сальдо по счету в целом на конец периода счета 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы».

Проверяется сальдо на таких счетах, и в случае его обнаружения в отчете выводится сообщение о номере счета, остатке на счете с пояснениями сути возникшей ошибки.

Анализ бухгалтерских итогов

В процессе выполнения анализа бухгалтерских итогов выявляются:

  • ошибочные остатки на бухгалтерских счетах (выделяются в программе красным);
  • ошибки ведения количественного учета (отсутствие сальдо по количеству или по сумме у соответствующих счетов);
  • ошибки переоценки валютных средств на конец отчетного периода (для корректной работы данного раздела, необходимо установить курс валют на конец отчетного периода).

Напомним, что одной из характеристик счета (субсчета) плана счетов является признак счета по отношению к балансу. В бухгалтерском учете по этой характеристике все счета подразделяются на активные, пассивные и активно-пассивные. Например, счет 01 «Основные средства» является активным, счет 63 «Резервы по сомнительным долгам» - пассивным, а счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» - активно-пассивным.

Для активных и пассивных счетов отслеживается соответствие сальдо конечного признаку счета (на активном счете остаток должен быть по дебету, а на пассивном - по кредиту).

В программе «1С:Бухгалтерия 8» одной из операций анализа бухгалтерских итогов является проверка выполнения этого правила. Если это имеет место, то в отчете показывается, на каких счетах остатки не соответствуют признаку счета.

Учет материально-производственных запасов в программе ведется не только в денежном, но и в натуральном выражении. Например, такой учет предусмотрен на счете 41 «Товары». Счета, на которых поддерживается количественный учет, в плане счетов отмечены флажком в колонке Кол .

Выполняется проверка на корректность остатков на таких счетах. Считается ошибкой, если по объекту аналитического учета на таком счете имеется «суммовой» остаток, но отсутствует количественный, и наоборот: имеется остаток в натуральном выражении, но он имеет нулевую стоимость.

Для организаций, имеющих активы и обязательства, стоимость которых выражена в иностранной валюте, полезной является проверка на корректность их оценки на конец отчетного периода.

Для составления бухгалтерской отчетности стоимость указанных активов и обязательств подлежит пересчету в рубли по курсу, действующему на отчетную дату. Счета с признаком поддержки валютного учета в плане счетов отмечены флажком в колонке Вал .

Регламентной операцией Переоценка валютных средств выполняется пересчет остатков на этих счетах с отнесением возникающих курсовых разниц в состав прочих доходов или расходов. Программа проверяет наличие на момент выполнения регламентной операции по переоценке активов и обязательств, выраженных в валюте, загруженного в базу актуального курса валют.

Анализ бухгалтерских проводок

Результат выполнения данной проверки - список «подозрительных» с точки зрения программы проводок. Критерием подозрительности, служит список недопустимых проводок, представленный в настройках отчета, на закладке Недопустимые проводки . Если недопустимая проводка будет обнаружена - программа выдаст строку с ошибкой, где будет указано, какая корреспонденция вызвала подозрение и будет дан краткий комментарий.

Если учетной политикой организации для отдельных счетов предусмотрены дополнительные корреспондирующие счета, «расширяющие перечень исключений», их необходимо добавить в список перед выполнением анализа.

Отчет «Анализ состояния налогового учета по налогу на прибыль»

Отчет Анализ состояния налогового учета по налогу на прибыль находится в меню Отчеты -> Анализ состояния налогового учета по налогу на прибыль .

Отчет позволяет оценить, правильно ли организация ведет налоговый учет и учет постоянных и временных разниц в оценке расходов и доходов, активов и обязательств, а также найти источник расхождений данных бухгалтерского и налогового учета.

При открытии отчета выводится структура налоговой базы по налогу на прибыль (рис. 2). С ее помощью можно перейти к интересующему разделу учета. В дальнейшем для возврата к структуре налоговой базы на командной панели любой схемы и таблицы следует нажать кнопку Структура налоговой базы .

Рис. 2

Анализ соответствия корректности данных по налоговому учету целесообразно начать с блока «Налог» (рис. 3). В нем представлен анализ состояния налогового учета, при котором происходит сопоставление величины налога на прибыль по данным налогового учета (декларация по прибыли) и по данным бухгалтерского учета с учетом признания и списания постоянных и отложенных налоговых активов и обязательств (отчет о прибылях и убытках). Если величина налога на прибыль по данным бухгалтерского учета совпадает с величиной налога на прибыль по данным налогового учета, то ведение налогового учета расценивается как правильное - результат маркируется зеленым квадратом.

Рис. 3

Если суммы не совпадают - программа маркирует результат красным квадратом, который сигнализирует об ошибке.

При этом красным квадратом в отчете будут промаркированы все блоки схемы, в которых программа обнаружила ошибки в целях соблюдения ПБУ 18/02 . Критерием корректности данных выступает правило: БУ = НУ + ПР + ВР. Помочь устранить ошибки поможет предусмотренный отчетом механизм навигации между данными и расшифровки данных.

Блоки в схеме связаны между собой стрелками, которые обозначают причинно-следственные связи между операциями. Стрелки исходят из «блока причины» и входят в «блок следствия». Например: получение выручки по обычным видам деятельности (причина) приводит к формированию доходов, учитываемых при определении налогооблагаемой базы (следствие) - рисунок 4.

Рис. 4

Конечные «блоки-причины» расшифровываются отчетом, в котором отражаются те проводки, по которым были сформированы показатели «БУ», «НУ», «ПР» и «ВР». При этом по флажку Развернуть по документам записи на счетах могут быть детализированы до уровня документов, которыми они сформированы.

Чаще всего источником ошибок являются «ручные» операции, при вводе которых бухгалтер либо забывает отразить хозяйственную операцию в налоговом учете, либо отражает ее некорректно. Для исправления подобных ошибок необходимо в отчете для конечного «блока причины» найти строку с реквизитами документа Операция (бухгалтерский и налоговый учет) , щелчком мыши перейти в этот документ и правильно заполнить закладку Налоговый учет , после чего вновь сформировать отчет и убедиться в том, что ошибка исправлена.

Отчет «Анализ состояния налогового учета по НДС»

Для проверки корректности данных, которые будут использоваться программой для заполнения Журнала полученных и выставленных счетов фактур , Книги покупок , Книги продаж и Декларации по НДС предназначен отчет Анализ состояния налогового учета по налогу на добавленную стоимость (рис. 5).

Рис. 5

Отчет находится в меню Отчеты -> Анализ состояния налогового учета по НДС .

Отчет состоит из общей схемы налоговой базы и расшифровок отдельных блоков этой схемы. В отчете показана сумма начислений и вычетов НДС по видам хозяйственных операций.

Слева находится группа блоков, отражающих начисленный НДС, подлежащий включению в Книгу продаж , справа - НДС, принятый к вычету и подлежащий включению в Книгу покупок .

В каждом блоке, отражающем начисление либо вычет НДС, содержится два показателя:

  • сумма исчисленного НДС (желтый фон) - сумма НДС, которая фактически была включена в Книгу покупок (продаж) ;
  • сумма не исчисленного НДС (серый фон) - НДС, который по данным системы потенциально мог попасть в Книгу покупок (продаж) , но включен в них не был.

В случае если блок содержит записи с ошибками, то рядом с ним выводится восклицательный знак красного цвета.

При работе с отчетом следует в первую очередь провести анализ расшифровки тех блоков, рядом с которыми установлен восклицательный знак, сигнализирующий об ошибке.

Кроме того следует получить расшифровку тех блоков отчета, по которым присутствует сумма «не исчисленного НДС» - проверить обоснованность того, что суммы налога на добавленную стоимость не были включены в Книгу покупок или Книгу продаж в текущем налоговом периоде.

Порядок проведения анализа расшифровок разберем на примере блоков «Приобретенные ценности» и «Зачет авансов выданных».

Расшифровка блока «Приобретенные ценности» представлена на рисунке 6.

Рис. 6

Проверить следует группу строк «Не отражены в книге покупок», представляющую собой расшифровку суммы «НДС не исчисленного», которая представлена в главном меню отчета по данному блоку.

При этом программа выделят группы причин, почему НДС предъявленный не попал в Книгу покупок :

1. НДС включен в стоимость.

Включение НДС в стоимость в документах поступления может быть связано, например, с тем, что организация осуществляет деятельность, не облагаемую НДС, и по тем ценностям, которые используются в данной деятельности, включает НДС в стоимость непосредственно в момент поступления.

2. Не установлен флажок Учитывать НДС .

При поступлении товаров, работ и услуг без НДС флаг Учитывать НДС может быть снят пользователем - это действие вполне корректно, например, в случае отражения в системе госпошлины за регистрацию права собственности.

3. Отсутствует счет-фактура полученный.

Предостережение об ошибке «Отсутствует счет-фактура полученный» в большинстве случае связано с тем, что поставщик (подрядчик) не предоставил счет-фактуру или ее забыли внести в систему.

Если найти и внести в систему информацию о счете-фактуре не предоставляется возможным, тогда требуется списать НДС на счет 91. Для этого можно использовать документ Списание НДС .

Рассмотрим блок Восстановление с авансов выданных (рис. 7).

Рис. 7

Проверить следует группу строк «Не отражены в книге продаж», представляющую собой расшифровку суммы «НДС не исчисленного», которая представлена в главном меню отчета для данного блока.

Программа выделят группы причин, почему НДС не попал в Книгу продаж :

1. Начисление не отражено в Книге продаж .

Ошибка, связанная в большинстве случаев с ошибками, допущенными пользователем. НДС с авансов, который после поступления ценностей подлежит отражению в Книге продаж , не был включен в документ Формирование записей книги продаж .

2. Оплаченные ценности не поступили.

Информация о суммах НДС с авансов выданных, которые смогут быть включены в Книгу продаж после поступления ценностей, под поставку которых были выданы данные авансы.

Все рассмотренные отчеты существенно облегчают проверку корректности данных по бухгалтерскому учету, налоговому учету по налогу на прибыль и налоговому учету по НДС, в преддверии формирования регламентированной отчетности. Отчеты позволяют выявить ситуации, которые имели место в учете и которые похожи на ошибки. При этом следует помнить, что возможны специфические ситуации, возникающие редко и поэтому не учтенные разработчиками данных отчетов. Таким образом, следует проводить тщательный анализ ошибок, выведенных рассмотренными отчетами.

Понятие налога, сбора, госпошлины.

В статье 8 части 1 НК РФ даны основные понятия налога, сбора и госпошлины.

Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и

физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности,

хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях

финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Сбор - обязательный взнос , взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого

является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов

государственными органами , органами местного самоуправления, иными

уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых

действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений

(лицензий).

Госпошлина – единственная достаточная оплата (платёж) за совершение государственным

органом юридически значимых действий, к которым приравнена выдача документов,

включая водительские удостоверения, паспорта, загранпаспорта, свидетельства о

рождении.

Функции налогов.

Фискальная функция реализуется посредством изъятия части денежных средств налогоплательщиков в бюджет государства. Налоги являются основным источником доходов бюджетов разных уровней, за счёт которого финансируются основные государственные программы (политические, экономические, социальные и т.д.).

Контрольная функция предполагает осуществление государственного финансового контроля за доходами юридических и физических лиц, за своевременностью и полнотой исчисления и уплаты налогов и сборов.

Распределительная функция позволяет государствус помощью налогов распределять и перераспределять полученные налогоплательщиками доходы от более обеспеченных субъектов налогообложения к менее обеспеченным.

Регулирующая функция реализуется путем регулирования экономических процессов внутри страны. Например, с помощью изменения порядка налогообложения для отдельных секторов экономики государство может стимулировать или сдерживать их развитие (сельское хозяйство, семейный бизнес, строительство социально значимых объектов и т.д.)

Принципы налогообложения.

Основные принципы налогообложения были сформулированы экономистом Адамом Смитом. В настоящее время все принципы указаны в статье 3 НК РФ.

Всеобщность – уплата налогов является обязанностью всех налогоплательщиков, имеющих имущество или доход.

Стабильность – устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени.

Определенность – четкость, ясность и понятность правил исчисления и уплаты налогов.

Обязательность – неизбежность и принудительность взимания налогов («В этом мире неизбежны 2 вещи: смерть и налоги» А.Смит)

Справедливость – налогоплательщики должны уплачивать налоги в соответствии с их доходами и имущественным положением.

Однократность – исключение двойного налогообложения.

Эффективность – взимание налогов должно производиться наиболее удобным для налогоплательщика способом.

Монополия государства на взимание налогов – никто кроме государства не может собирать налоги.

Состав НК РФ.

Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных и региональных законов, местных законодательных актов. Налоговый кодекс РФ устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения в РФ. Налоговый кодекс РФ состоит из двух частей.

Часть первая НК РФ введена на территории РФ 31 июля 1998 года и содержит общие принципы налогообложения, устанавливает основные понятия, регулирует взаимоотношения между налогоплательщиками и налоговыми органами, определяет порядок контроля за налоговыми правонарушениями и привлечения налогоплательщиков к ответственности за данные правонарушения.

Часть вторая НК РФ введена на территории РФ 5 августа 2000 года и устанавливает элементы налогообложения по отдельным налогам и специальным режимам налогообложения.

НК РФ состоит из 10 разделов :

Часть первая:

Раздел I. Общие положения.

Раздел II. Налогоплательщики и плательщики сборов. Налоговые агенты. Представительство

в налоговых правоотношениях.

Раздел III. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних

дел. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, их должностных лиц.

Раздел IV. Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

Раздел V. Налоговая декларация и налоговый контроль.

Раздел VI. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение.

Раздел VII. Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц.

Часть вторая:

Раздел VIII. Федеральные налоги. Специальные налоговые режимы.

Раздел IX. Региональные налоги и сборы.

Раздел X. Местные налоги.

Постановка на налоговый учет.

  • Все организации и индивидуальные предприниматели обязаны встать на учет в налоговых органах в течение 10 дней после государственной регистрации.
  • Постановка на учет осуществляется по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя)
  • Организация, имеющие обособленные подразделения, недвижимое имущество или транспортные средства, обязана встать на учет как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого подразделения и месту нахождения имущества
  • Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, не обязаны вставать на учет в налоговых органах самостоятельно
  • Каждому налогоплательщику при постановке на учет присваивается единый персональный идентификационный номер налогоплательщика (ИНН)

Права налогоплательщиков:

  • Требовать возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц
  • Получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о налоговом законодательстве
  • Получать от налоговых органов письменные разъяснения по вопросам применения налогового законодательства
  • Представлять свои интересы лично либо через своего представителя

Обязанности налогоплательщиков:

  • Уплачивать законно установленные налоги и сборы
  • Встать на учет в налоговых органах
  • Вести учет доходов (расходов) и объектов налогообложения
  • Представлять в налоговый орган по месту учета налоговые декларации, а также бухгалтерскую отчетность, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов
  • Выполнять законные требования налогового органа об устранении нарушений, а также не препятствовать законной деятельности его должностных лиц
  • Сообщать письменно в налоговый орган по месту учета сведения
  1. Права и обязанности налоговых органов.

Права налоговых органов:

  • Требовать от налогоплательщика пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов
  • Приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков в банках и налагать арест на их имущество
  • Осматривать (обследовать) любые помещения и территории, используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либосвязанные с содержанием объектов налогообложения проводить инвентаризацию имущества
  • Проводить налоговые проверки и производить при их проведении выемку документов, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены
  • Взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также пени

Обязанности налоговых органов:

Тема «Виды налогового контроля.

Порядок постановки на учет налогоплательщиков»

1. Налоговый кодекс Российской Федерации гл.14

1. Виды налогового контроля

2. Порядок постановки на учет налогоплательщиков

Виды налогового контроля

Налоговое законодательство устанавливает следующие формы налогового контроля:

1. Налоговые проверки

2. Постановка на учет налогоплательщиков

3. Получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов

4. Проверка данных учета и отчетности

5. Осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов, органами государственных внебюджетных фондов, органами внутренних дел.

Налоговые органы проводят налоговые проверки двух видов: камеральные и выездные.

Камеральная налоговая проверка

Проводится по месту нахождения налогового органа на основе:

Налоговых деклараций

Финансовой отчетности.

Продолжительность камеральной проверки – три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и др. документов.

Если в ходе проверки выявляются ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, налоговый орган обязан сообщить об этом налогоплательщику с требованием внести исправления.

По результатам проверки в случае выявления недоплат налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате суммы налога и пеней. Налоговые органы составляют акт камеральной проверки в течение 10 дней, по окончании проверки, а налогоплательщик в течение 5 дней имеет право представить письменные разъяснения по выводам, указанным в акте.

Выездная проверка

Проверка осуществляется по месту нахождения налогоплательщика, если он не может предоставить отдельное помещение для проведения проверки, то она может быть перенесена на территорию налогового органа.

Проводится на основании решения руководителя налогового органа по одному или нескольким налогам. Может охватывать не более 3 лет деятельности налогоплательщика.

В течение одного календарного года налоговые органы не могут проводить более 2-х выездных налоговых проверок.

Продолжительность проверки – не более двух месяцев. Может быть продлена до 4 месяцев, в исключительных случаях до 6 месяцев. Если у организации имеется филиал, то по ним назначаются самостоятельные проверки.

В ходе проверки налоговые органы могут:

Проводить инвентаризацию,

Требовать изъятия документов,

Производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений, используемых для извлечения дохода,

Привлекать свидетелей,

Назначать экспертизу,

Привлекать специалистов, переводчиков, понятых.

По окончании проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксирует предмет проверки и сроки ее проведения.

По результатам выездной проверки не позднее 2-х месяцев после составления справки уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт налоговой проверки, который подписывается налоговыми работниками и руководителем проверяемой организации либо индивидуальным предпринимателем.

Акт оформляется по установленной форме с указанием:

1. документально подтвержденных фактов правонарушений, выявленных в ходе проверки (или отсутствие таковых),

2. выводов и предложений проверяющих по устранению нарушений,

3. ссылок на статьи НК РФ, предусматривающие ответственность за правонарушения.

Акт вручается руководителю организации либо индивидуальному предпринимателю под расписку, а при уклонении направляется по почте.

В случае несогласия с выводами проверяющих налогоплательщик в течение 15 дней со дня получения акта проверки представляет письменное объяснение возражений по акту.

В течение 10 дней руководитель налогового органа рассматривает акт, документы и материалы, представленные налогоплательщиком и выносит решение по результатам проверки:

1) о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;

2) об отказе в привлечении к налоговой ответственности;

3) о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

На основании решения о признании налогоплательщика виновным ему направляется требование об уплате недоимки по налогу и пени.

Порядок постановки на учет налогоплательщиков

В целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах:

По месту нахождения организации, месту жительства физического лица;

По месту нахождения обособленного подразделения;

По месту нахождения недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

Организации и индивидуальные предприниматели подают заявления о постановке на учет в течение 5 дней после их государственной регистрации, прочие физические лица подлежат постановке на учет на основании сведений, предоставляемых уполномоченными органами.

Органы, осуществляющие государственную регистрацию недвижимого имущества и транспортных средств, подают сведения о владельцах и стоимости имущества в налоговый орган в течение 10 дней.

Органы осуществляющие государственную регистрацию актов гражданского состояния обязаны сообщать в налоговый орган о фактах рождения, смерти в течение 10 дней после их регистрации.

Для постановки на учет организации подают копии следующих документов:

1. свидетельства о регистрации;

2. учредительных документов;

3. других документов, подтверждающих создание организации.

Для постановки на учет индивидуальных предпринимателей необходимо представить:

1. свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или копию лицензии на право занятия частной практикой;

2. документы, удостоверяющие личность налогоплательщика и подтверждающие регистрацию по месту жительства.

Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет в течение пяти дней со дня подачи необходимых документов и выдать свидетельство о постановке на учет.

Каждому налогоплательщику присваивается ИНН – идентификационный номер налогоплательщика, единый по всем налогам.

На основе данных учета ФНС РФ ведет Единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН).

Для учета налогоплательщиков законодательством предусмотрена постановка на учет в налоговых органах (табл. 1).

Таблица 1. Место постановки на налоговый учет в зависимости от категории налогоплательщиков

Налоговые органы обязаны осуществить постановку на учет организации или индивидуального предпринимателя в течение пяти дней после подачи заявления и предусмотренных законодательством документов и выслать по почте уведомление о постановке на учет в налоговом органе по формам, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, и в порядке, утверждаемом Минфином России.

Следует иметь в виду, что юридические и фактические адреса налогоплательщика должны быть идентичными, что предусмотрено ГК РФ.

В случае ликвидации или реорганизации организации, открытия или закрытия филиала или обособленного подразделения налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган, который производит снятие его с учета в течение 14 дней.

Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН)

Каждому налогоплательщику присваивается единый идентификационный номер, который необходимо указывать во всех документах, подаваемых в налоговый орган, в том числе в декларациях, отчетах, заявлениях и иных документах.

Сведения о налогоплательщике с момента постановки на налоговый учет являются налоговой тайной.

Постановка на учет и снятие с учета организованы таким образом, что налоговые органы осведомлены о количестве зарегистрированных налогоплательщиков и могут проконтролировать постановку всех их на учет.

Законодательством предусмотрен также код причины постановки на налоговый учет (КПП), который присваивается в зависимости от вида деятельности, осуществляемой организацией.

При постановке на налоговый учет налогоплательщик получает соответствующее свидетельство, в котором указывается:

название организации (индивидуального предпринимателя);

юридический адрес;

данные о государственной регистрации;

другие данные.

Камеральная налоговая проверка

Одной из самых распространенных форм осуществления налоговыми органами контроля полноты и своевременности уплаты налогов являются камеральные налоговые проверки, которые проводятся в отношении каждого налогоплательщика.

В случаях, предусмотренных законодательством, налогоплательщик обязан представлять в налоговый орган по месту учета декларацию только по тем налогам, плательщиком которых он является, а также бухгалтерскую отчетность, которая представляется ежеквартально не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Отчетным периодом является квартал. Годовая бухгалтерская отчетность представляется не позднее 30 марта года, следующего за отчетным периодом.

В бухгалтерскую отчетность входит:

форма №1 «Бухгалтерский баланс»;

форма №2 «Отчет о прибылях и убытках»;

формы №3 «Отчет об изменениях капитала», №4 «Отчет о движении денежных средств» и №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» (данные формы не являются обязательными для малых предприятий и предприятий, принадлежащих к этой категории);

форма №6 «Отчет о целевом использовании денежных средств» (данную форму представляют организации, имеющие целевые денежные средства, - профсоюзы, общественные организации, фонды и т.д.).

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа без какого-либо специального решения руководителя (заместителя) налогового органа не позднее трех месяцев со дня представления налогоплательщиком в налоговый орган по месту учета налоговых деклараций или внесенных изменений в налоговую декларацию.

При проведении камеральной налоговой проверки должностные лица налоговых органов проверяют, во-первых, правильность заполнения налоговых деклараций и форм бухгалтерской отчетности и их соответствие требованиям действующего законодательства, во-вторых, правильность исчисления и уплаты тех налогов, которые можно проверить при камеральной проверке.

При камеральной проверке налоговые органы имеют право истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие данные, отраженные в налоговой декларации, которые налогоплательщик обязан представить в срок, указанный в запросе. В случае обнаружения неточностей, неясностей, неполноты отражения сведений налоговый орган уведомляет об этом налогоплательщика с требованием внести соответствующие изменения. Налогоплательщик обязан их внести в налоговую декларацию.

Как известно, налогоплательщик освобождается от налоговой ответственности, если изменения в декларацию вносятся в том числе до выездной налоговой проверки.

На сумму доплат по налогам, которые выявляются в результате к налоговой проверки, налоговые органы выставляют требования об уплате налога.

Различают два вида выездной налоговой проверки: комплексную и тематическую.

Комплексная проверка предусматривает полную проверку финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика за один, два или три налоговых периода, предшествующих проверке. При проведении тематической проверки проверяется один или несколько налогов за один или несколько налоговых периодов.

Выездная налоговая проверка производится на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. В данном решении должно быть отражено:

Ф.И.О. руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, а также его звание;

название организации;

ИНН налогоплательщика;

проверяемые вопросы;

проверяемые периоды;

Ф.И.О. должностных лиц налогового органа, проводящего проверку (в случае проведения совместной проверки с органами налоговой полиции и другими органами их работники также указываются в решении о проведении проверки).

Выездная налоговая проверка не может охватывать более трех лет, предшествующих ей, так как законодательством четко определен этот срок исковой давности.

Запрещается проведение повторных выездных проверок по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Исключением являются проверки:

вышестоящим налоговым органом в порядке контроля;

в связи с ликвидацией (реорганизацией) организации.

Датой начала проверки считается дата ознакомления руководителя или иного уполномоченного лица организации с решением о проведении выездной налоговой проверки, о чем в решении делается соответствующая запись.

Срок проведения выездной налоговой проверки согласно действующему законодательству составляет не более двух месяцев с даты ее начала. Однако в исключительных случаях срок может быть увеличен на один месяц по решению вышестоящего налогового органа. При наличии филиалов и обособленных подразделений срок проверки также увеличивается на один месяц на каждый филиал (если филиалов будет 15, то срок проверки увеличивается на 15 месяцев). Сроки выездной налоговой проверки исчисляются исходя из фактического времени нахождения должностных лиц налоговых органов в организации.

При проведении выездной налоговой проверки:

должностные лица налогового органа могут вызывать любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо сведения или обстоятельства, имеющие значение для проведения данной формы налогового контроля; показания свидетелей вносятся в протокол;

должностные лица налогового органа могут проводить осмотр помещений, принадлежащих налогоплательщику, в присутствии понятых и при участии налогоплательщика или его уполномоченных представителей с составлением соответствующего протокола.

По окончании выездной налоговой проверки руководитель проверяющей группы составляет справку с указанием предмета проверки, срока ее проведения и личных данных должностных лиц, проводивших ее. Один экземпляр справки вручается налогоплательщику, другой с отметкой о ее получении находится в налоговом органе.

Таблица 2. Сравнительная характеристика камеральных и выездных проверок

Камеральная проверка

Выездная проверка

1. Субъект

Территориальные налоговые органы

Налоговые органы всех уровней

Совокупность финансово-хозяйственных операций только за отчетный период

Совокупность финансово-хозяйственных операций за весь проверяемый период, но не более тех лет, предшествующих году

3. Основания для проведения

Специального решения не требуется

Решения руководителя налогового органа

4. Периодичность

Регулярно с периодичностью представления отчетности

Выборочно по мере необходимости

5. Место проведения

Место нахождения налогового органа

Место нахождения налогоплательщика

Все налогоплательщики

Юридические лица и индивидуальные предприниматели

7. Используемые мероприятия

Мероприятия, на связанные с нахождением на территории налогоплательщика

Любые, установленные НК РФ мероприятия

При проведении выездной налоговой проверки должностные лица налоговых органов, проводящих проверку, имеют право истребовать у налогоплательщика документы, необходимые для ее осуществления. В этом случае составляется требование о представлении документов за подписью руководителя проверяющей группы, и лицо, которому адресовано данное требование, обязано представить документы в 5-дневный срок.

Следует иметь в виду, что представ документы должны оформлены соответствующим образом - на каждом листе должна стоять надпись «Копия верна» и подпись руководителя или должностного лица организации, имеющего право заверять копии документов на основании специального приказа или в соответствии со своей должностной инструкцией. Помимо представляемых документов налогоплательщик составляет опись данных документов. В случае непредставления или несвоевременного представления документов налогоплательщик несет ответственность в соответствии с налоговым законодательством.

При проведении выездной налоговой проверки, когда имеются остаточные основания полагать, что документы могут быть сокрыты изменены или уничтожены, налоговый орган имеет право провести выемку документов, которая осуществляется на основании специального постановления руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

Выемка документов и предметов производится в присутствии понятых с составлением и описи изъятых документов. При необходимости могут быть изъяты оригиналы документов, однако в таком случае налоговый орган обязан выдать копии в течение пяти дней. Запрещается проводить выемку документов в ночное время.

Если при проведении выездной налоговой проверки потребуются специальные знания по предметам, не относящимся к компетенции налоговых органов, можно привлечь экспертов, специалистов и переводчиков. Все вышеуказанные лица участвуют в выездной налоговой проверке на договорной основе. При проведении экспертизы вызываются понятые (не менее двух человек), не заинтересованные в исходе дела. Свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым оплачиваются расходы на проезд и наем жилого помещения, выплачиваются суточные в соответствии с действующим законодательством и вознаграждение за работу, если она не входит в круг их обязанностей.

За свидетелями, вызываемыми в налоговый орган, на время их отсутствия на работе в связи с явкой в налоговый орган сохраняется заработная плата по основному месту работы.

Порядок выплаты и размеры сумм, подлежащих выплате, устанавливаются Правительством РФ и финансируются из федерального бюджета Российской Федерации.

По окончании выездной налоговой проверки составляется справка за подписью руководителя проверяющей группы. Копия справки вдается налогоплательщику.

По результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев с момента ее окончания налоговым органом составляется акт, состоящий из трех разделов, в которых:

1) указываются общие данные о проверке (кем, когда, по каким вопросам и в какой организации она была проведена, а также общие данные об организации);

2) указываются налоговые правонарушения, обнаруженные в ходе проверки;

3) приводятся общие выводы по проделанной работе.

Копия акта вручается налогоплательщику, в случае уклонения налогоплательщика от получения копии акта должностными лицами налогового органа делается соответствующая отметка, акт направляется по почте и считается полученным в течение шести дней с момента отправления.

Если налогоплательщик не согласен с выводами, изложенными в акте проверки, он имеет право направить в двухнедельный срок с момента получения копии акта свои разногласия, которые составляются в произвольной форме, в налоговый орган. Причем в данном случае налогоплательщик имеет право отправить их также по почте. Следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 6. 1 НК РФ неделей признается период времени, состоящий из пяти рабочих дней, следующих подряд.

В течение следующих 14 дней данные разногласия должны быть рассмотрены в присутствии налогоплательщика, который уведомляется о дате, месте и времени их рассмотрения, и должно быть вынесено решение:

о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, если его вина считается установленной;

об отказе в привлечении к налоговой ответственности, если его вина считается Неустановленной;

о проведении дополнительных мероприятий, если налоговый орган не имеет достаточных доказательств вины налогоплательщика.

В случае вынесения решения о привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности в течение 10 дней ему направляется требование об уплате налога с указанием сумм налогов, пеней и штрафных санкций, подлежащих внесению в бюджет. Данное требование налогоплательщик обязан исполнить в течение 10 дней. Если налогоплательщик не согласен с требованием об уплате налога, он имеет право оспорить результаты выездной налоговой проверки, акт, решение или требование об уплате налога в арбитражном суде или суде общей юрисдикции в зависимости от своего статуса. При неисполнении требования об уплате налога налоговый орган в течение 60 дней имеет право взыскать сумму неуплаченного налога и пени в бесспорном порядке.

В случае неуплаты налогоплательщиком штрафных санкций налоговый орган имеет право подать заявление в суд на их взыскание. При этом законодательством определен срок подачи заявления - три месяца с момента обнаружения налогового правонарушения. В данном случае моментом обнаружения налогового правонарушения считается момент составления акта проверки.

Налоговым правонарушением в соответствии со ст. 106 НК РФ признается «виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Кодексом установлена ответственность». Налоговый кодекс РФ выделяет виды налоговых правонарушений и устанавливает за них меры ответственности (табл. 3).

Таблица 3. Виды налоговых правонарушений и установленные за них меры ответственности (штраф)

Вид нарушения налогового законодательства

Размер штрафа

1. Нарушения срока постановки на учет в налоговом органе (ст. 116 НК РФ)

5 тыс. руб.

2. Уклонение от постановки на учет в налоговом органе (ст. 117 НК РФ):

Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе то же более трех лет

10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 20 тыс. руб.

29% от доходов, полученных в период деятельности более 90 дней

3. Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке (ст. 118 НК РФ)

5 тыс. руб.

4. Нарушение срока представления налоговой декларации или иных документов до 180 дней по истечении установленного законодательством срока представления декларации (ст. 119 НК РФ)

то же в течение более 180 дней

5% от суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% от указанной суммы и не менее 100 руб.

30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате за каждый полный или не полный месяц, начиная с 181-го дня

5. Грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ), если эти деяния совершены:

в пределах одного налогового периода

в течение более одного периода

повлекли занижение налоговой базы

5 тыс. руб.

15 тыс. руб.

10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 тыс. руб.

6. Неуплата или не полная уплата сумм налога (ст. 122 НК РФ)

7. Те же действия, совершенные умышленно

40% от неуплаченных сумм налога

8. Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (ст. 123 НК РФ)

20% от неуплаченных сумм налога

9. Незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа на территорию или а помещение (ст. 124 НК РФ)

5 тыс. руб.

10. Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест (ст. 125 НК РФ)

10 тыс. руб.

11. Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 126 НК РФ)

Непредставление в установленный срок, предусмотренный Кодексом, документов и иных сведений

Непредставление сведений о налогоплательщике

Те же деяния, совершенные физическим лицом

5 тыс. руб.

50 руб. за каждый непредставленный документ

5 тыс. руб.

Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов, а также объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов, регистров бухгалтерского учета, систематическое несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

Налоговый кодекс РФ выделяет несколько условий, при которых лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения:

отсутствие события налогового правонарушения. Это означает отсутствие в действиях (бездействии) лица противоправности, т.е. нарушения норм законодательства;

отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения. В соответствии со ст. 110 НК РФ виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное действие умышленно или по неосторожности.

Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее:

осознавало противоправный характер своих действий (бездействия);

желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).

Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности в следующих случаях:

если лицо, его совершившее, не осознавало противоправности своих действий (бездействия) либо вредный характер последствий, возникших вследствие этих действий, хотя должно было и могло это осознавать;

при совершении деяния, содержащего признаки налогового правонарушения физическим лицом, не достигшим к моменту совершения действия шестнадцатилетнего возраста;

при истечении срока давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, т.е. истечении трех лет со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Рецепты маринованного лука в уксусе, майонезе, масле, лимоне, томате, по-корейски Рецепты маринованного лука в уксусе, майонезе, масле, лимоне, томате, по-корейски Основные конфигурации нижних и верхних планет Внутренние планеты могут иметь следующие конфигурации Основные конфигурации нижних и верхних планет Внутренние планеты могут иметь следующие конфигурации Реферат: Действие солдат в бою Что должен уметь солдат в бою Реферат: Действие солдат в бою Что должен уметь солдат в бою